Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Характеристика речевой деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если создается высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если принимается сообщение). Необходимо стремиться упорядочить представление детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить их, помочь овладеть правилами их конструирования; Над осознанием школьниками системы языка… Читать ещё >

Характеристика речевой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства (если создается высказывание), или на восприятие чужих мыслей, переживаний (если принимается сообщение).

Следовательно, мысль является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности. Отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания или для его понимания, т. е. речь, это способ применяемый в речевой деятельности. Продуктом этой деятельности при создании высказывания будет само высказывание — одно предложение, если нужно только выразить мысль, или текст, если мысль получает развитие. В качестве продукта при принятии сообщения выступает то умозаключение, к которому приходит человек в процессе восприятия мысли собеседника. Результатом речевой деятельности можно считать в одном случае ответную реакцию (иногда и не выраженную словами), а в другом — понимание или непонимание мысли, выраженной автором текста, собеседником.

Работа над единицами языка занимает свое место в общей системе совершенствования речевой деятельности:

  • 1) необходимо стремиться упорядочить представление детей о языковых средствах, находящихся в их распоряжении, расширить их, помочь овладеть правилами их конструирования;
  • 2) необходимо обучить школьников умелому использованию единиц языка в процессе общения с учетом его задач, условий и адресата.

Таким образом, следует изучать язык как средство, с помощью которого выражаются мысли, и вместе с тем, обучая использованию этого средства, совершенствовать те способы выражения мысли, которыми ученик уже владеет.

Т.е. работа над языком и речью включается в общее содержание подготовки, направленной на обогащение речевой деятельности учащегося.

Кроме того, необходимо научить школьников заботится о конечном продукте и результате речевой деятельности, т. е. научить: созданию текста, его совершенствованию с точки зрения логики развития мысли, лучшего донесения ее до адресата, пониманию высказываний.

Чтобы совершенствование собственной речевой деятельности проходило успешно, нужна параллельно проводимая целенаправленная работа по ряду направлений:

  • а) над расширением кругозора учащихся, над их способностью наблюдать, эмоционально воспринимать, сравнивать и т. д.: мысли и чувства, возникающие у детей, это потенциальные предметы их речевой деятельности;
  • б) над осознанием школьниками системы языка, назначения различных языковых единиц, правил их функционирования, над обогащением арсенала средств, используемых детьми;
  • в) над умением выбирать средства языка с учетом ситуации общения и грамотно формировать мысли;
  • г) над умением отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;
  • д) над пониманием значимости всех элементов «чужого» текста (отбора сведений, их последовательности, группировки, использованных языковых средств), а также над умением извлекать из каждого элемента соответствующий смысл. [19]
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой