Направления повышения стоимости предприятия
Однако в компании процесс принятия решений не основывается на стоимости. Компания сосредоточена на выполнении целевых показателей основной деятельности. Руководство предприятия успешно повышает прибыль в ущерб долгосрочной рыночной позиции предприятия (за счет необходимых расходов). Понимая непредусмотрительность подобной позиции для ближайшего будущего, менеджеры ООО «Истрапродукт» должны… Читать ещё >
Направления повышения стоимости предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Развитие рыночной экономики России проходит очень сложный и длительный путь. Трудно прогнозируемая динамика рынка, обилие новых директивных решений и законодательных актов создают для российских предприятий многочисленные препятствия для развития. В подобных условиях особую важность принимает стратегическое управление предприятием. Оно становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию, как между собой, так и с иностранными корпорациями. Сегодня ведущими экономистами мира признано, что главной финансовой целью стратегического управления предприятием является увеличение его стоимости. Однако реализация принципов управления стоимостью в условиях нестабильной экономической ситуации сталкивается с серьезными затруднениями.
Важнейшим элементом в системе управления стоимостью является оценка бизнеса. Существующие методики оценки не приспособлены для решения задачи принятия решений в условиях неопределенности. Подтверждением этому служит тот факт, что традиционные методы доходного подхода не позволяют учесть эффекты, вытекающие из условий развивающейся рыночной экономики, такие как высокие и изменяющиеся темпы роста, слабая прогнозируемость результатов деятельности. Кроме того, расчет стоимости бизнеса в рамках данных методов, в недостаточной мере учитывает финансовые показатели деятельности предприятия (рентабельность капитала, коэффициент реинвестиций). Также используемые методы расчета стоимости компании не позволяют учесть неопределенность, сопутствующую процессу стратегического управления при составлении прогнозов. Как следствие, современные методы оценки не позволяют определить влияние управляющих воздействий на повышение стоимости компании.
В научной литературе изложены основополагающие принципы оценки стоимости компаний. Однако методические аспекты их практического применения для целей анализа стратегических решений разработаны недостаточно полно.
Необходимость в научно обоснованном анализе и развитии методов оценки бизнеса в условиях неопределенности с целью выбора стратегических альтернатив и определила выбор темы исследования.
Цель работы — изучить финансовые аспекты и проблемы повышения стоимости предприятия.
Задачи работы:
— рассмотреть подходы и методы оценки стоимости предприятия;
— изучить финансовые инструменты создания стоимости компании;
— провести анализ финансового состояния компании;
— оценить стоимость бизнеса компании с позиций различных подходов;
— дать рекомендации по разработке системы управления стоимостью компании;
— предложить способ повышения стоимости предприятия при помощи ликвидационной стоимости.
Информационной и аналитической базой работы послужили законодательно-нормативные акты, научные работы авторов по теме исследования, материалы и данные бухгалтерской отчетности ООО «Истрапродукт», публикации в периодических изданиях, Интернет-ресурсы.
1. Теоретические аспекты оценки стоимости предприятия
1.1 Подходы к оценке стоимости предприятия
При оценке стоимости любого бизнеса можно применять различные подходы. Наиболее часто употребляемыми являются три подхода, зафиксированные в нормативных стандартах оценки: затратный, сравнительный (рыночный) и доходный. Под ними понимают совокупность методов оценки стоимости, основанных на:
— определении затрат, необходимых для восстановления, либо замещения данного объекта, с учетом его износа (затратный подход);
— сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними (сравнительный подход);
— определении ожидаемых доходов от объекта оценки (доходный подход).
Перечисленные подходы включают методы, представленные на рис. 1.1. Метод оценки — способ определения стоимости объекта оценки в разрезе одного из подходов.
Рисунок 1.1 — Подходы и методы оценки бизнеса [8]
Выбирая необходимые подходы и методы для оценки бизнеса, необходимо рассмотреть преимущества и недостатки каждого из них (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Основные преимущества и недостатки подходов оценки бизнеса
Преимущества, недостатки | Подход | |||
Сравнительный | Доходный | Затратный | ||
А | ||||
Преимущества | Полностью рыночный метод, отражает нынешнюю реальную практику покупки | Единственный подход, учитывающий будущие ожидания, учитывает рыночный аспект (дисконт рыночный), учитывает экономическое устаревание | Основывается на реально существующих активах, особенно пригоден для некоторых видов компаний | |
Недостатки | Основан на прошлом, нет учета будущих ожиданий; необходим целый ряд поправок, труднодоступные данные | Трудоемкий прогноз, частично носит вероятностный характер | Часто не учитывает стоимость НМА и гудвилл; статичен, нет учета будущих ожиданий; не рассматривает уровни прибылей | |
Рассмотрим особенности упомянутых подходов и методов.
Доходный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки. При оценке с позиции доходного подхода основным фактором, определяющим величину стоимости объекта, считается доход. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина рыночной стоимости предприятия при прочих равных условиях. Основные методы доходного подхода представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2 Основные методы доходного подхода
Метод капитализации дохода | Метод дисконтирования денежных потоков | |
А | Б | |
Стоимость бизнеса (V) определяется по формуле V = D/R, где D — чистый доход бизнеса за год, R — коэффициент капитализации | Стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода | |
Условия применения метода | ||
Доходы предприятия стабильны (подтверждается анализом доходов за прошлые периоды и выявленными тенденциями). Стабильность доходов обосновывается ретроспективным анализом фин. отчетности за 3−5 лет и стабильностью отрасли | Доходы предприятия существенно изменяются по годам, дисконтируются отдельно. Доходы постпрогнозного периода (стоимость реверсии) могут рассчитываться по модели Гордона | |
Затратный подход к оценке бизнеса основан на определении стоимости активов и обязательств (табл. 1.3)
Таблица 1.3 Затратный подход и присущие ему методы
Затратный подход | ||
Стоимость предприятия = Стоимость активов — Стоимость обязательств | ||
Метод стоимости чистых активов Стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом текущей стоимости обязательств | Метод ликвидационной стоимости Стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств и с учетом затрат на его ликвидацию | |
Если предполагается продолжение функционирование предприятия как имущественного комплекса, применяют метод чистых активов.
Сравнительный подход — совокупность методов оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами — аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах.
Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов (табл. 1.4).
Таблица 1.4 Методы сравнительного подхода
Название метода | Особенности расчета стоимости предприятия | |
А | Б | |
Метод рынка капитала | Стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий | |
Метод сделок | Стоимость бизнеса определяется с учетом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов | |
Метод отраслевых коэффициентов | Стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики. Метод не дает точных результатов | |
Применение одновременно трех обозначенных подходов позволяет получить представление о рыночной стоимости объекта оценки.
1.2 Финансовые инструменты создания стоимости и финансовая модель анализа компании
Предприятия на любом этапе развития оценивают эффективность своей деятельности. Многие компании, стремящиеся к быстрому росту, или, напротив, находящиеся в состоянии стагнации или кризиса, обосновывают финансовые инструменты создания и повышения стоимости. При этом создавая или используя эти инструменты, компании необходимо понимать:
— специфику выбора инструмента создания стоимости;
— основные характеристики данного инструмента;
— соответствие рассматриваемого инструмента создания стоимости специфике конкретной компании;
— цена применения рассматриваемого инструмента создания стоимости;
— финансовые источники для внедрения рассматриваемого инструмента создания стоимости;
— альтернативные инструменты создания стоимости;
— методы оценки вклада этого инструмента в стоимость компании и другие.
Таким образом, компания должна решить задачи:
— выявление инструментов создания стоимости и обоснование значения того или иного инструмента для реализации стратегических целей;
— определение факторов для каждого инструмента создания стоимости, влияющих на стоимость компании, и оценка значимости этих факторов. Для этого необходима разработка инструментов оценки значимости факторов;
— определение технологии получения количественной оценки влияния того или иного фактора на стоимость бизнеса с помощью использования соответствующего алгоритма.
Остановимся подробнее на каждой задаче с точки зрения наличия методических разработок для ее решения.
Необходимо использовать следующий алгоритм для формирования совокупности финансовых инструментов создания стоимости компании [19]:
— выявление инвестиционных ожиданий собственника бизнеса;
— анализ опыта использования инструментов создания стоимости в других компаниях и формирование их представительной выборки;
— обоснование инструментов создания стоимости, пригодных для компании;
— формирование типологических групп инструментов создания стоимости компании.
Таким образом, первым этапом методического подхода к использованию инструментов создания стоимости является обоснование и выбор этих инструментов. В настоящее время существует несколько финансовых инструментов, позволяющих собственникам и менеджерам компании осуществлять мероприятия, направленные на создание и управление стоимостью компании. У каждой компании есть собственная система приоритетов, однако эти приоритеты следует определять исходя из принципиальных подходов к управлению стоимостью.
Анализ экономической литературы показал, что можно выделить как минимум следующие основные инструменты создания стоимости компании:
— финансовая стратегия;
— инвестиционная политика;
— инвестиционная привлекательность;
— корпоративное управление.
Каждый из этих инструментов характеризуется своим набором факторов формирования стоимости.
Конкретная компания, принимая стоимостную концепцию управления, выбирает как портфель инструментов, так и отдельные инструменты, в большей степени подходящие этой компании. Каждый из выбранных инструментов характеризуется определенными факторами, определяющими суть этого инструмента. Эти факторы являются качественными характеристиками, отражающими особенность инструмента создания стоимости. При этом каждый фактор характеризуется некоторой системой показателей. Инструментарием для оценки значимости факторов может выступать хорошо разработанный и освещенный в литературе метод рейтинговых оценок. Инструментарием для получения количественной оценки влияния того или иного фактора на прирост стоимости бизнеса является построение финансовой модели компании.
В зарубежной и отечественной литературе имеются многочисленные варианты содержательной и формальной записи модификаций этой модели.
Построение финансовой модели компании основывается на следующих предпосылках [16]:
— различные модификации показателей прибыли и доходов как наиболее привычных для многих поколений экономистов и бизнесменов. Основная идея заключается в том, что нужно не просто учитывать разницу между результатами и затратами с возможными вариантами названий этой разницы. Следует изучить альтернативные варианты возможных вложений и, соответственно, приемлемым вариантом может считаться тот, который позволяет выявить, что полученный результат является положительным и при иных вариантах вложения ресурсов;
— необходимость установления минимального уровня отдачи на капитал для акционеров. Акционеры должны понимать, что венчурное финансирование в самом радикальном варианте должно принести доход не ниже, чем, например, вклад на депозит;
— способность инвестиций генерировать денежный поток. Как правило, именно возможность формирования денежного потока позволяет выявлять значимость того или иного фактора создания стоимости бизнеса;
— формирование стоимостного мышления владельца бизнеса, в том числе с использованием различных модификаций финансовой модели. Поскольку во главе бизнеса находится его владелец, именно формирование такого его мышления представляется наиболее сложной задачей.
В настоящее время в практике оценки и управления стоимостью компании в качестве финансовых используются две группы моделей:
— базирующиеся на концепции стоимости приведенных денежных потоков, генерируемых бизнесом;
— основанные на концепции экономической прибыли.
— Эти модели хорошо разработаны и представлены в литературе.
Таким образом, существует необходимость решения трех задач для определения прироста стоимости бизнеса и оценки компании. Каждая из этих задач должна иметь соответствующий методический инструментарий.
2. Оценка стоимости предприятия и использование ее результатов для повышения эффективности бизнеса
финансовый рыночный стоимость ликвидационный
2.1 Анализ финансового состояния компании
Проведена оценка бизнеса ООО «Истрапродукт», которое находится по адресу адрес: Россия, г. Москва, Ленинский проспект, 121/1 корп 2. Описание деятельности: собственное производство и оптовая продажа мяса цыпленка-бройлера (куриные филе бедра, филе грудки, окорочка б/к, куриная тушка б/к, крыло кости, кожа кур).
В рамках инвестиционного проекта на ООО «Истрапродукт» была проведена модернизация, в результате которой объемы производства мяса цыпленка-бройлера возросли более чем в 10 раз и достигли 42 тыс. тонн в живой массе.
Данная компания является одним из наиболее прибыльных сельскохозяйственных предприятий Москвы и Московской области. Объем чистой прибыли ежегодно увеличивается: 362,730 млн руб. в 2012 г., 537,936 млн руб. в 2013 г., 576,420 млн руб. в 2014 г. Уровень рентабельности деятельности в отчетном году составил 29,1%.
Ключевым этапом оценки является финансовый анализ, поскольку он предназначен для оценки финансового состояния предприятия и уровня финансовых рисков. На результатах финансового анализа непосредственно основывается прогнозирование доходов и расходов, определяется ставка дисконта, применяемая в методе дисконтированных денежных потоков.
Финансовое состояние компании можно оценить и проанализировать с помощью групп показателей финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и рентабельности.
Все коэффициенты ликвидности ООО «Истрапродукт» характеризуются тенденцией роста и существенно превышают нормативные значения (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Показатели ликвидности ООО «Истрапродукт»
Показатель | Нормативное значение | Отклонение 2014 от 2012 | Отклонение 2014 от 2012 | ||||
А | Б | ||||||
Коэффициент текущей ликвидности | >= 2 | 3,97 | 4,15 | 4,25 | 0,28 | 0,10 | |
Коэффициент срочной ликвидности | >= 1 | 0,99 | 3,48 | 3,57 | 0,58 | 0,09 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2 — 0,7 | 1,22 | 1,39 | 1,41 | 0,19 | 0,02 | |
Динамика и изменение коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Истрапродукт», а также нормативные ограничения приведены в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Показатели финансовой устойчивости ООО «Истрапродукт»
Показатель | Нормативное значение | Отклонение 2014 от 2012 | Отклонение 2014 от 2012 | ||||
А | Б | ||||||
Коэффициент автономии | >= 0,6 | 0,36 | 0,42 | 0,42 | 0,06 | — 0,01 | |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств | <= 0,7 | 1,74 | 1,34 | 1,40 | — 0,36 | 0,06 | |
Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств | ; | 0,27 | 0,18 | 0,11 | — 0,16 | — 0,07 | |
Коэффициент маневренности | >= 0,5 | 0,31 | 0,07 | — 0,15 | — 0,46 | — 0,22 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | >= 0,1 | 0,75 | 0,76 | 0,76 | 0,01 | ||
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками | 0,97 | 0,40 | — 0,87 | — 1,84 | — 1,27 | ||
Коэффициент имущества производственного назначения | >= 0,5 | 0,63 | 0,61 | 0,68 | 0,05 | 0,07 | |
Проведенный анализ финансовых коэффициентов указывает на незначительное повышение финансовой устойчивости ООО «Истрапродукт» за анализируемый период.
Все вышесказанное характеризует достаточно высокое и устойчивое финансовое положение ООО «Истрапродукт» в птицеводческой отрасли на стабильно развивающемся российском рынке.
2.2 Оценка стоимости предприятия с использованием различных подходов
Из всех методов имущественного подхода был использован метод чистых активов, согласно которому рыночная стоимость предприятия равна балансовой стоимости его собственного капитала.
Чистые активы — сумма активов за вычетом заемных источников финансирования.
Данный метод является косвенным методом расчета стоимости предприятия, в котором используются данные баланса на последнюю отчетную дату.
Определение рыночной стоимости компании по затратному подходу представлено в табл. 2.3.
Таблица 2.3 Определение рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» методом чистых активов
Наименование показателя | Код строки баланса | ||||
А | Б | ||||
1. АКТИВЫ | |||||
Нематериальные активы | |||||
Основные средства | |||||
Незавершенное строительство | |||||
Долгосрочные с | 135+140 | ||||
Прочие внеоборотные активы | |||||
Запасы | |||||
Дебиторская задолженность | 230+240 | ||||
Краткосрочные финансовые вложения | |||||
Денежные средства | |||||
Прочие оборотные активы | |||||
Итого активы | |||||
2. ПАССИВЫ | |||||
Заемные средства | 510+610 | ||||
Кредиторская задолженность | |||||
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | |||||
Резервы предстоящих расходов и платежей | |||||
Прочие пассивы | |||||
Итого пассивы | |||||
3. Чистые активы, тыс. руб. | |||||
Активы — Пассивы | |||||
Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» согласно методу чистых активов по состоянию на 01 января 2015 составляет 2031,984 млн руб.
В доходном подходе, основываясь на специфике деятельности предприятия и объеме имеющейся информации, был использован метод дисконтирования денежных потоков.
Данный метод предполагает, что стоимость предприятия на сегодняшний день определяется будущим денежным доходом, продисконтированным на дату оценки. В отечественной практике целесообразно применение в качестве показателя дохода денежного потока.
Рыночная стоимость имущества будет равна сумме текущей стоимости будущих доходов, то есть все будущие доходы переводятся в стоимость на дату оценки с помощью дисконтной ставки и суммируются.
Проведен анализ дисконтированного дохода ООО «Истрапродукт» за три будущих периода с пересчетом прогнозных денежных потоков в цену бизнеса в постпрогнозном периоде.
Денежный поток может рассчитываться для собственного капитала и для всего инвестированного капитала. Для данной оценки выбран чистый денежный поток для собственного капитала, который определяется как:
Чистая прибыль — Абсолютный прирост основных средств — Амортизационные отчисления — Прирост долгосрочной задолженности — Прирост чистого оборотного капитала = Денежный поток.
Рыночная стоимость бизнеса по методу дисконтирования денежных потоков определяется по формуле:
(2.1)
где Vрасч — расчетная рыночная стоимость имущества;
n — число периодов прогнозирования (прогнозный период);
r — ставка дисконтирования;
ДП1 …ДПn — денежный поток, соответствующий прогнозному периоду;
Vост — стоимость имущества в постпрогнозный период.
Расчет стоимости компании начинается с построения прогноза, основанного на сложившихся тенденциях в деятельности предприятия. Денежный поток рассчитан в разрезе оптимистичного, пессимистичного и усредненного вариантов исходя из соответствующей чистой прибыли.
На следующем этапе рассчитывается ставка дисконтирования с помощью модели кумулятивного построения по следующей формуле:
(2.2)
где Rf — безрисковая ставка дисконтирования;
S1 … Sn — риски, свойственные предприятию:
S1 — риск, зависящий от размера предприятия;
S2 — риск финансовой структуры;
Sn — прочие риски.
В качестве безрисковой ставки принята годовая ставка в рублях по депозитам в размере 10,5% по данным агентства «Росбизнесконсалтинг». Ставка рассчитана по выборке банков с надежностью группы В по данным ИЦ «Рейтинг» на дату оценки.
Расчет рисков, свойственных предприятию, приеден в табл. 2.4. Расчет риска за размер предприятия. Стоимость чистых активов ООО «Истрапродукт» составляет 2 031,984 млн руб.
Таблица 2.4
Расчет рисков, присущих предприятию ООО «Истрапродукт»
Категория, вид и наименование риска | Балл риска | ||||||||||
А | Б | ||||||||||
Несистематический риск | |||||||||||
Диверсификация деятельности | |||||||||||
Доля на рынке | |||||||||||
Качество управления | |||||||||||
Систематический риск | |||||||||||
Уровень инфляции | |||||||||||
Процентные ставки | |||||||||||
Экономический рост | |||||||||||
Обменные курсы | |||||||||||
Криминогенные факторы | |||||||||||
Изменение государственной политики | |||||||||||
Барьеры вступления в отрасль | |||||||||||
Количество наблюдений | |||||||||||
Взвешенный итог | |||||||||||
Сумма | |||||||||||
Количество факторов | |||||||||||
Средневзвешенное значение | 6,8 | ||||||||||
Так как оптимальный размер предприятия должен составлять 100 млн долл., а размер ООО «Истрапродукт» менее данной суммы, определим рисковую надбавку за размер предприятия. Максимальная величина данного риска — 5%.
Рисковая надбавка за размер ООО «Истрапродукт» принята на уровне 1,71% [5%? (165,76 / 100) ].
Расчет риска финансовой структуры представлен в табл. 2.5.
Таблица 2.5 Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт»
Показатель | Фактическое значение | Нормативное значение | Риск, % | |
А | ||||
Коэффициент текущей ликвидности | 4,25 | |||
Коэффициент абсолютной ликвидности | 1,41 | 0,2−0,7 | ||
Коэффициент финансовой независимости | 0,42 | 0,6 | 1,50 | |
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской | 0,056 | 4,72 | ||
Среднее значение риска | 1,556 | |||
Если фактическое значение риска превышает нормативное значение, риск для компании отсутствует. Если меньше — риск нужно учитывать. По всем рискам максимальное значение также принимается на уровне 5%. Риск финансовой структуры ООО «Истрапродукт» равен 1,56%.
Расчетная ставка дисконтирования для предприятия составляет:
r = 6,8 + 10,5 + 1,56 + 1,71 = 20,57%.
Согласно расчетной дисконтной ставке были определены текущая стоимость денежных потоков и коэффициент текущей стоимости.
Сумма текущих денежных потоков в прогнозном периоде составила 312,890 млн руб. Предварительная стоимость бизнеса включает текущую стоимость денежных потоков на протяжении прогнозного периода и текущее значение стоимости в постпрогнозный период.
Расчет стоимости в постпрогнозный период основан на предположении, что бизнес может приносить доход и после прогнозного периода. Ожидается, что после прогнозного периода доход бизнеса стабилизируется, и в остаточный период будет стабильный долгосрочный темпы роста или равномерный доход.
Стоимость продажи предприятия в постпрогнозный период была рассчитана по модели Гордона, согласно которой годовой доход постпрогнозного периода капитализируется в показатели стоимости с помощью коэффициента капитализации, определенного как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочным темпом роста выручки.
Ставка капитализации = 20,57% - 10,00% = 10,57%,
где 10,00% - это средний темп прироста выручки в постпрогнозном периоде.
Расчет текущей стоимости выручки (PV) по модели Гордона:
PVtv = (1 245,278? 0,520) / 0,1057 = 6 121,444 млн руб.
Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт», рассчитанная по доходному подходу, составляет 6 825,413 млн руб.
Для оценки стоимости предприятия в рамках сравнительного подхода использован метод рынка капитала с учетом ценовых мультипликаторов.
Данный метод заключается в выборе предприятия, аналогичного оцениваемому, которое было недавно продано, или по нему имеется официальная информация по капитализации. Затем определяется соотношение между рыночной ценой продажи аналогичного предприятия и каким-либо его финансовым показателем (ценовой мультипликатор). Рыночная стоимость собственного капитала равна произведению аналогичного финансового показателя оцениваемого предприятия и ценового мультипликатора.
При сравнительном подходе выявлена проблема отсутствия информации о продаже предприятий АПК и результатах капитализации в связи со спецификой бизнеса. Поэтому пришлось применять некоторые допущения.
По ряду характеристик была выбрана компания, сопоставимая с оцениваемой и которая могла быть использована для расчета мультипликаторов. ООО «Продсбыт» (г. Москва) — вертикально интегрированный холдинг, специализирующийся на производстве кормов, выращивании птицы и свиней, переработке, реализации. ООО «Истрапродукт» по темпам развития сопоставимо с ООО «Продсбыт».
С 2010 г. рейтинговое агентство «Эксперт» публикует данные по капитализации ООО «Продсбыт» в ежегодном рейтинге крупнейших предприятий.
Далее были рассчитаны величины ценовых мультипликаторов. Ценовой мультипликатор — соотношение между рыночной ценой компании и каким-либо ее показателем, характеризующим результаты производственно-финансовой деятельности.
В оценочной практике наиболее распространены два ценовых мультипликатора:
— «Цена/Прибыль», информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов для определения которого является наиболее доступной;
— «Цена/Выручка от реализации», не зависит от методов ведения бухгалтерского учета и является универсальным, что избавляет оценщика от необходимости выполнения сложных корректировок.
В расчете рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» использовались два интервальных мультипликатора: «Цена/Выручка от реализации» (P/S) и «Цена/Чистая прибыль» (Р/Е). Их значения по ООО «Продсбыт» за 2014 г. составили 0,86 и 11,78 соответственно. Данные по этим показателям опубликованы рейтинговым агентством «Эксперт».
Расчет стоимости предприятия представлен в табл. 2.6.
Таблица 2.6
Расчет стоимости ООО «Истрапродукт» методом рынка капитала
Показатель | Значение | |
А | Б | |
Мультипликатор P/S (среднее значение по рейтингу «Эксперт») | 0,86 | |
Мультипликатор P/E (среднее значение по рейтингу «Эксперт») | 11,786 386 | |
Выручка оцениваемого бизнеса, тыс. руб. | ||
Чистая прибыль оцениваемого бизнеса, тыс. руб. | ||
Капитализация по мультипликатору P/S, тыс. руб. | ||
Капитализация по мультипликатору P/E, тыс. руб. | ||
Средняя капитализация оцениваемого бизнеса, тыс. руб. | ||
Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт», по методу рынка капитала составляет 4509,626 млн руб.
В результате были использованы три метода расчета стоимости и получены следующие результаты оценки:
— по затратному подходу (метод чистых активов) — 2031,984 млн руб.
— по доходному подходу (метод дисконтирования будущих доходов) — 6825,413 млн руб.
— по сравнительному подходу (метод рынка капитала) — 4509,626 млн руб.
Для сопоставления результатов стоимостей предприятия, полученных различными методами, отобраны критерии сравнения и рассчитаны весовые коэффициенты (табл. 2.7) [11]
Таблица 2.7 Критерии сравнения и расчет весовых коэффициентов
№ | Критерии | Затратный подход | Доходный подход | Сравнительный подход | |
А | |||||
Соответствие целям оценки | |||||
Соответствие используемой информации | |||||
Достаточность информации | |||||
Достоверность информации | |||||
Учет имущественного потенциала | |||||
Учет рыночной конъюнктуры | |||||
Учет перспектив развития бизнеса | |||||
Учет риска | |||||
Простота расчетов | |||||
Учет специфических особенностей объекта оценки | |||||
Количество наблюдений | |||||
Итог | 6/10 | 6/10 | 1/10 | ||
Вес | 6/10? 10/13 = 0,462 | 0,461 | 0,077 | ||
Для определения более точной стоимости бизнеса необходимо рассчитать средневзвешенное значение с учетом удельного веса применяемых подходов.
Рыночная стоимость бизнеса = 2031,984? 0,462 + 6825,413? 0,461 + 4509,626? 0,077 = 4432,536 млн руб.
Итоговая рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» составляет 4 432,536 млн руб.
Сопоставляя результаты оценки стоимости ООО «Истрапродукт», полученные при применении трех подходов к оценке бизнеса — затратного, доходного и сравнительного, можно сделать следующие выводы.
Стоимость бизнеса по затратному подходу, который рассматривает стоимость с точки зрения понесенных затрат, оказалась наименьшей (2031,984 млн руб.), что можно объяснить значительной долей заемных средств в пассиве баланса. Однако можно утверждать, что это явление временное, так как компания осваивает новые площадки и расширяет свою деятельность, поэтому несет существенных затрат (высокой величины обязательств), которые не может погасить.
Рыночная стоимость компании по доходному подходу на 2 315,787 млн руб. выше результата, полученного по сравнительному подходу. Следовательно, рынок пока недооценивает ООО «Истрапродукт», поскольку согласно данному подходу ценность собственного капитала компании определяется суммой, за которую она может быть продана.
Результат, полученный при доходном подходе, отражает будущую стоимость предприятия на дату оценки. Необходимо стремиться к равенству результатов, полученных при использовании сравнительного и доходного подходов.
3. Направления повышения стоимости предприятия
3.1 Мероприятия по внедрению системы управления стоимостью компании
Инвестиции в бизнес максимально выгодны лишь в случае объективной оценки его стоимости и приложения усилий к ее росту. Эта задача требует использования подходов новой концепции менеджмента — управления стоимостью бизнеса (Value based management, VBM).
Данная концепция появилась в 1980;х гг. в США. Она предполагает оценку всех решений менеджмента компании с позиции их влияния на ее рыночную стоимость. Это необходимо инвесторам и собственникам, которым необходимо знать стоимость их бизнеса, чтобы понять, стоит ли вкладывать в него деньги.
Практика управления стоимостью существенно изменилась за последние годы. В начале 1980;х гг. она заключалась в определении различных показателей («экономическая прибыль» и «остаточная прибыль»), включая «цену» капитала каждого бизнеса. Данные показатели отображали неприбыльные направления инвестирования капитала внутри компании.
Основанные на стоимости показатели были объективны, однако не было возможности предоставления достаточной информации для будущих инвестиций для вывода новых продуктов или выхода на новые рынки, где прибыль и необходимый капитал неизвестны. Для решения этих проблем было необходимо большее, чем указанные показатели, им был нужен подход, который связал бы долгосрочную стратегию с планированием капитальных инвестиций.
Это стало возможным в конце 1980;х гг. с возникновением дисциплины VBM — управления, основанного на стоимости. VBM объединила корпоративные финансы и бизнес-стратегию, сформировав экономическую основу для оценки бизнес-инвестиций. Она позволяет понять, что движет финансовыми результатами, и обосновывать финансовые прогнозы.
В 1990;х гг. эта концепция управления стала применяться в Европе и Азии, а затем и крупными российскими компаниями, которые стремились соответствовать требованиям иностранного инвестора.
VBM — новая концепция менеджмента, повышенный интерес к которой объясняется несколькими причинами. Первая группа причин связана с повышением динамичности бизнеса и резком росте роли интеллектуальных ресурсов как преимущества в конкурентной борьбе. Вторая связана с усилением конкуренции и необходимостью удовлетворения интересов всех заинтересованных лиц (потребители, поставщики, государственные органы и персонал компании). Это является фундаментом для долгосрочного планирования. Третья группа причин основывается на взаимоотношениях собственников и менеджеров, нарушении баланса их разнородных интересов, смещении фактического контроля над бизнесом от собственника к управленцам. Интерес к VBM объясняется возможностью анализа и оценки результатов деятельности предприятия с учетом изменений, происходящих в деловой среде.
Основные положения VBM можно представить следующим образом:
— основной целью стратегического менеджмента является максимизация стоимости бизнеса;
— стоимость наиболее тесно связана с денежными потоками, которые генерирует бизнес;
— главным критерием эффективности менеджмента является прирост стоимости бизнеса.
В классическом виде модель VBM описана в работах Т. Коупленда, Т. Коллера, Д. Муррина и представлена на рис. 3.1.
Рисунок 3.1 — Модель VBM в классическом виде Фактическая стоимость — оценка с помощью метода дисконтированных денежных потоков.
Потенциальная стоимость с учетом внутренних улучшений — финансовый анализ компании, выявление факторов стоимости, формирование и реализация стратегии увеличения стоимости.
Потенциальная стоимость с учетом внутренних и внешних улучшений — применение внешней реструктуризации (покупка компании, слияние, продажа или ликвидация подразделений, создание совместных предприятий).
Оптимальная реструктурированная стоимость — финансовая реструктуризация (принятие решений относительно управления задолженностью, увеличения собственного капитала, перевода долга в собственный капитал).
Фактическая стоимость дисконтированных денежных потоков равна текущей рыночной стоимости предприятия. Расхождения между этими стоимостями требует определенных мероприятий.
Если текущая рыночная стоимость меньше фактической стоимости денежных потоков, то целесообразно усовершенствовать взаимодействие с рынком для роста рыночной стоимости либо выкупить акции. В противном случае расхождение может означать, что компания нуждается в улучшении управления активами.
Устранение отрицательного разрыва между стоимостями возможно за счет внутренних улучшений, например, повышения нормы прибыли от основной деятельности, ускорения роста объема продаж, сокращения требуемых оборотных средств. При благоприятных стратегических и оперативных возможностях предприятие может реализовать свою потенциальную стоимость в виде портфеля активов. Данный этап управления стоимостью проводится после анализа и выявления факторов стоимости на основе внутреннего аудита и анализа финансово-хозяйственной деятельности.
Итак, главная цель менеджмента, ориентированного на стоимость, — максимальное сокращение разрыва между реструктурированной и текущей стоимостью в интересах собственников на конкурентном рынке.
Управление стоимостью является длительным и сложным процессом, требующим от руководителей всех уровней организации изменения подходов к управлению. Менеджеры изучают инструменты управления стоимостью и факторы стоимости, затем более подробно изучают новые подходы. После того, как появляется понимание результатов применения инструментов управления стоимостью, команда управления может переключиться на системы мотивации, основанные на стоимости.
ООО «Истрапродукт» стремится к высоким результатам. Руководство тщательно подводит итоги работы компании, сравнивая их с показателями конкурентов, а также с собственными итогами за разные годы для оценки прогресса.
Однако в компании процесс принятия решений не основывается на стоимости. Компания сосредоточена на выполнении целевых показателей основной деятельности. Руководство предприятия успешно повышает прибыль в ущерб долгосрочной рыночной позиции предприятия (за счет необходимых расходов). Понимая непредусмотрительность подобной позиции для ближайшего будущего, менеджеры ООО «Истрапродукт» должны внедрить управление стоимостью и основным показателем результатов своей деятельности принять стоимость бизнеса. Одновременно следует понять, что управление стоимостью должно учитывать оценку результатов и охватывать все стороны деятельности включая самый низовой уровень принятия решений.
Можно выделить ключевые факторы успешного внедрения системы управления стоимостью в ООО «Истрапродукт» [18]:
— содействие менеджеров в принятии стоимости бизнеса как главного показателя результатов работы компании;
— укрепление связей низших и верхних уровней управления путем внедрения системы факторов стоимости для каждого из уровней;
— переподготовка персонала, обучение их принципам управления стоимостью бизнеса;
— интеграция подходов и принципов управления стоимостью в процесс планирования;
— увязка системы мотивации персонала компании с созданием стоимости предприятия;
— обеспечение необходимой информацией (балансы деловых единиц, сопоставимые внешние данные);
— наличие единообразных и простых в использовании форм отчетности и моделей стоимостной оценки, облегчающих работу менеджеров;
— внедрение стоимостного подхода в стратегические решения и использование финансовой и стратегической информации для формирования большей стоимости компании;
— оценка потребностей в капитале и персонале на основе стоимости предприятия;
— применение системы раннего предупреждения отрицательных, разрушительных процессов на разных этапах управления с позиции критерия стоимости бизнеса.
3.2. Повышение стоимости предприятия при помощи ликвидационной стоимости
Ликвидационной стоимостью авторы называют стоимость, по которой объект оценки мог бы быть продан на открытом конкурентном рынке, если бы период реализации этого объекта был бы короче «разумно долгого» для данного типа объектов на данном рынке. Как известно, величина ликвидационной стоимости объекта всегда меньше величины его рыночной стоимости.
Предложим схему процесса увеличения стоимости предприятия, основанную на использовании ликвидационной стоимости. Схема процесса увеличения стоимости предприятия состоит из четырех основных этапов:
1. Приобретение объектов по ликвидационной стоимости;
2. Отражение приобретенных объектов в балансе по себестоимости;
3. Переоценка приобретенных ранее объектов;
4. Увеличение стоимости предприятия.
Рассмотрим каждый этап предложенной нами схемы процесса увеличения стоимости предприятия.
1) Приобретение объектов по ликвидационной стоимости. На этом этапе специалистами предприятия производится поиск объектов, реализуемых по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости, и последующее приобретение этих объектов. Для повышения эффективности такой деятельности специалисты предприятия должны обладать определенными знаниями и навыками выявления ситуаций, в которых объекты обладают ликвидационной стоимостью.
Необходимо учитывать, что субъект экономических отношений осуществляет реализацию объекта по цене, соответствующей его ликвидационной стоимости, лишь в случае наличия обстоятельств, вынуждающих его к сокращению периода реализации объекта.
В процессе экономических отношений возникает необходимость определения ликвидационной стоимости при оценке (см. рис. 3.2) [6]:
— объектов залога, при кредитовании под залог;
— имущества, реализуемого с участием судебных исполнителей;
— активов ликвидируемых предприятий, в том числе и при проведении процедуры банкротства;
— имущества, пребывающего в налоговом залоге и подлежащего реализации, для погашения налоговой задолженности налогоплательщика;
— объектов незавершенного строительства;
— любого имущества, подлежащего ускоренной реализации в силу каких-либо экономических или иных причин.
2) Отражение приобретенных активов в балансе по себестоимости. Как известно, одним из принципов подготовки финансовой отчетности является принцип исторической (фактической) себестоимости, который «определяет приоритет оценки активов, исходя из затрат на их производство и приобретение». Этот принцип находит конкретное отражение в стандартах бухгалтерского учета, касающихся различных видов активов.
Международный стандарт бухгалтерского учета 16 «Основные фонды», в частности, гласит: «Объект основных средств, подлежащий признанию как актив, должен первоначально оцениваться по его себестоимости».
Рисунок 3.2. Объекты, для которых возникает необходимость определения ликвидационной стоимости Итак, в случае приобретения объектов по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости, эта цена будет являться одной из важнейших составляющих первоначальной стоимости, по которой приобретаемые объекты зачисляются на баланс предприятия.
Рассмотрим ситуацию приобретения объектов основных средств по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости. Схематически процедуру зачисления на баланс предприятия объектов основных средств, приобретаемых по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости, можно продемонстрировать с помощью рисунка 3.3.
Рисунок 3.3. Зачисление на баланс предприятия основных средств, приобретенных по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости Как видно на рисунке 3, зачисление приобретенных объектов на баланс предприятия привело лишь к изменению структуры актива, оставив неизменной структуру пассива.
3) Переоценка приобретенных ранее объектов.
Раздел «Переоценка основных средств» национального стандарта бухгалтерского учета 7 «Основные средства» в частности гласит:
«16. Предприятие переоценивает объект основных средств, если его остаточная стоимость значительно (более чем на 10 процентов) отличается от справедливой стоимости на дату баланса…
17. Переоцененная первоначальная стоимость и сумма износа объекта основных средств определяются умножением соответственно первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств на индекс переоценки. Индекс переоценки определяется делением справедливой стоимости объекта, который переоценивается, на его остаточную стоимость".
Определение понятия справедливой стоимости, приведенное в национальном стандарте бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий» гласит: «Справедливая стоимость сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива, или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами».
Приложение к стандарту бухгалтерского учета 19 «Определение справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств» в частности содержит таблицу, часть которой представлена ниже (см. табл. 3.1.) [4]
Таблица 3.1 Определение справедливой стоимости приобретенных идентифицированных активов и обязательств
Объекты определения справедливой стоимости | Определение справедливой стоимости | |
А | Б | |
4. Основные средства | ||
4.1. Земля и строения | Рыночная стоимость. | |
4.2. Машины и оборудование | Рыночная стоимость. При отсутствии данных о рыночной стоимости восстановительная стоимость (современная себестоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки. | |
4.3. Прочие основные средства | Восстановительная стоимость (современная себестоимость приобретения) за вычетом суммы износа на дату оценки. | |
Нетрудно заметить, что если справедливой стоимостью актива является его рыночная стоимость, то переоценка актива, приобретенного по цене, соответствующей его ликвидационной стоимости, приведет к повышению остаточной стоимости актива, так как величина рыночной стоимости объекта всегда больше величины его ликвидационной стоимости.
Процесс повышения стоимости предприятия в результате переоценки объектов, приобретенных по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости, можно представить с помощью рисунка 3.4.
Рисунок 3.4 — Повышение стоимости предприятия в результате переоценки объектов основных средств, приобретенных ранее по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости Переоценка объектов, приобретенных ранее по цене, соответствующей их ликвидационной стоимости, приведет к повышению остаточной стоимости этих объектов на определенную величину ?. Вместе с тем произойдет увеличение собственного капитала предприятия на ту же величину за счет увеличения стоимости по статье «Прочий дополнительный капитал». По этому поводу национальный стандарт бухгалтерского учета 7 «Основные средства», в частности, гласит:
«19. Сумма дооценки остаточной стоимости объекта основных средств включается в состав дополнительного капитала…».
При осуществлении переоценки объектов основных средств необходимо учитывать, что национальный стандарт бухгалтерского учета 7 «Основные средства», в частности, гласит:
«16. …В случае переоценки объекта основных средств на ту же дату осуществляется переоценка всех объектов группы основных средств, к которой относится этот объект».
4) Увеличение стоимости предприятия. Увеличение собственного капитала предприятия, происходящее после проведения переоценки, приводит к росту стоимости предприятия. Вместе с тем происходит повышение финансовой устойчивости предприятия, о чем свидетельствует рост коэффициента финансовой независимости, демонстрирующего отношение величины собственного капитала предприятия к величине его активов.
Таким образом, практическая реализация предложенной схемы для ООО «Истрапродукт» будет осуществляться путем приобретения имущественного комплекса в Московской обл. по ликвидационной стоимости 660 000 тыс. руб. После переоценки рыночная стоимость данного комплекса составила 1 890 000 тыс. руб. Таким образом, сумма дооценки составила (1 890 000 — 660 000 = 1 230 000 тыс. руб.)
Таблица 3.2 Расчет рыночной стоимости ООО «Истрапродукт» по методу чистых активов
Наименование показателя | Код строки баланса | ||||
А | Б | ||||
1. АКТИВЫ | |||||
Нематериальные активы | |||||
Основные средства | |||||
Основные средства (приобретенные по ликвидационной стоимости) — сумма дооценки | |||||
Незавершенное строительство | |||||
Долгосрочные финансовые вложения | 135+140 | ||||
Прочие внеоборотные активы | |||||
Запасы | |||||
Дебиторская задолженность | 230+240 | ||||
Краткосрочные финансовые вложения | |||||
Денежные средства | |||||
Прочие оборотные активы | |||||
Итого активы | |||||
2. ПАССИВЫ | |||||
Заемные средства | 510+610 | ||||
Кредиторская задолженность | |||||
Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов | |||||
Резервы предстоящих расходов и платежей | |||||
Прочие пассивы | |||||
Итого пассивы | |||||
3. Чистые активы, тыс. руб. | |||||
Активы — Пассивы | |||||
Поскольку метод ликвидационной стоимости является составляющим инструментом затратного подхода, представим скорректированный расчет рыночной стоимости компании по затратному подходу показан в табл. 3.2.
Рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» методом чистых активов по состоянию на 01.01.2015 составит 3 261 984 тыс. руб. после приобретения активов по ликвидационной стоимости и их переоценки.
Окончательная рыночная стоимость бизнеса ООО «Истрапродукт» с учетом доходного и сравнительного подхода составит:
3261,984? 0,462 + 6825,413? 0,461 + 4509,626? 0,077 = 5000,7932 млн руб.
Увеличение рыночной стоимости бизнеса составило:
(5000,7932 млн руб. / 4432,536 млн руб.)? 100% = 112,82%
Таким образом, рыночная стоимость бизнеса ООО «Истрапродукт» составляет 5000,7932 млн руб., что на 12,82% выше рыночной стоимости до приобретения активов по ликвидационной стоимости.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным создание на предприятиях специализированных структурных подразделений, занимающихся реализацией предложенной схемы с целью повышения стоимости предприятия.
Заключение
Принятие эффективных управленческих решений собственниками и руководителями предприятия требуется информации о стоимости предприятия. В оценке бизнеса заинтересованы и государственные организации, контрольно-ревизионные органы, страховые компании, кредитные учреждения, поставщики, собственники и инвесторы.
Повышение стоимости компании — один из показателей роста доходов акционеров. Поэтому периодическая оценка стоимости необходима для анализа эффективности управления бизнесом. Процесс оценки компании является основанием для разработки финансово-экономической стратегии. Инвестиции в бизнес максимально выгодны лишь тогда, когда менеджеры будут объективно оценивают его стоимость и делают все, чтобы она непрерывно росла.
Затратный (имущественный подход) оценки подразумевает оценку бизнеса как совокупности активов, являющихся имущественным комплексом предприятия, достаточных для производства запланированного объема продукции. Доходный подход предполагает использование большого количества методов в зависимости от выбора базы дохода (прибыль, дивиденды, денежный поток) и типа данных, являющихся базой для анализа. Согласно сравнительному подходу, ценность собственного капитала равна сумме, за которую может быть продано предприятие при наличии достаточно развитого рынка.
Результаты оценки компании на основе анализа внутренней и внешней информации являются инструментом не только обсуждения купли-продажи, но и формирования стратегии развития. В стратегическом планировании важно оценить будущие доходы компании, степень ее устойчивости и ценность репутации. Принятие эффективных управленческих решений требует инфляционной корректировки данных финансовой отчетности, на которой основывается принятие финансовых решений. Обоснование инвестиционных проектов по покупке и развитию бизнеса невозможно без достоверных сведений о стоимости бизнеса или его части.
Оценка стоимости ООО «Истрапродукт» с использованием рассмотренных подходов дала следующие результаты. Стоимость ООО «Истрапродукт» в соответствии с затратным подходом по состоянию на 01 января 2015 составляет 2031,984 млн руб., с доходным подходом — 6825,413 млн руб., со сравнительным — 4 509,626 млн руб. Для уточнения стоимости компании рассчитано средневзвешенное значение с учетом веса каждого подхода. По результатам выявлена окончательная рыночная стоимость ООО «Истрапродукт» в сумме 4432,536 млн руб.
Рыночная стоимость предприятия согласно доходному подходу на 2315,787 млн руб. выше результата сравнительного подхода. Это свидетельствует о том, что рынок пока недооценивает ООО «Истрапродукт», а также о неэффективном управлении компанией. В целом результаты оценки ООО «Истрапродукт» являются достаточно достоверными и рекомендуются для обоснования эффективных управленческих решений.
Руководству ООО «Истрапродукт» рекомендуется внедрение управления стоимостью и в качестве целевого показателя данной деятельности принять стоимость бизнеса. Предложены ключевые факторы успешной реализации системы управления стоимостью в ООО «Истрапродукт».
Увеличение стоимости бизнеса возможно за счет методов затратного подхода, например, дооценки активов, приобретенных по ликвидационной стоимости. На примере оценки бизнеса ООО «Истрапродукт» методом чистых активов с учетом приобретенного имущественного комплекса ожидается повышение рыночной стоимости на 12,82% до 5000,7932 млн руб.
Нормативные документы общегосударственного значения, отраслевые нормативные документы и документы предприятия
1. ФЗ Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ.
2. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 № 519.
Монографии, учебники, учебные пособия и справочники
3. Роберт Ф. Райлли, Роберт П. Швайс. Оценка бизнеса — опыт профессионалов. Издательство «Квинто-Консалтинг», 2010. — 408 с.
4. Шпилевская Е. В., Медведева О. В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). — М.: Издательство «Феникс», 2010. — 352 с.
5. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / пер. с англ. / Асват Дамодаран. 6-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010. — 1 323 с.
6. Когденко В. Г., Мельник М. В. Управление стоимостью компании. Ценностно-ориентированный менеджмент: учебник. — М.: Юнити-Дана 2012. — 447 с.
7. Криворотов В. В., Мезенцева О. В. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: Учебное пособие.- М., 2005. 111 с.
8. Оценка бизнеса: Учебник / А. Г. Грязнова, М. А. Федотова. — М.: «Финансы и статистика», 2011. — 387 с.
9. Булыга Р. П., Мельник М. В. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития. — М.: Юнити-Дана 2013. — 263 с
10. Федотова М. А. Основы оценки стоимости имущества. Учебник / М. А. Федотова, Т. В. Тазихина. — М.: КноРус, 2011. — 272 с.
11. Тонких А. С., Ионов А. В. Управление рыночной стоимостью предприятия на основе соблюдения баланса интересов. Монография. — Екатеринбург — Ижевск: ИЭ УрО РАН, 2011. — 142 с.
12. Кузнецов Б. Т. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана 2012. — 415 с.
13. Черняк В. З. Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие для вузов. — М.: Юнити-Дана 2012. — 351 с.
Статьи из научных журналов и периодической прессы
14. Новиков А. В., Новикова И. Я. Финансовые инструменты создания стоимости компании // Имущественные отношения в Российской Федерации. Выпуск № 8 / 2012. — С. 39−52.
15. Комиссарова Л. И. Повышение инвестиционной привлекательности компании процессе управления стоимостью бизнеса // Транспортное дело России. Выпуск № 5 / 2010. — С. 27−29.
16. Барташевич Н. И. Методические подходы к оценке стоимости организаций // Инновационное развитие экономики. 2014. № 1 (18). С. 22−25.
17. Карцев П. В., Аканов А. А. Обзор практики применения доходного подхода к оценке бизнеса // Вопросы оценки. 2012. № 2. С. 2−19.
18. Тюрин А. И. Стоимость компании и пути ее повышения // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 319−326.
Приложение Таблица — Расчет стоимости бизнеса методом дисконтирования денежных потоков, тыс. руб.
Показатель | Ретроспективный период | Прогнозный период | Пост-прогнозный период | |||||
А | ||||||||
Выручка от продажи | ||||||||
Темп роста выручки, % | 17,2 | 52,96 | 23,89 | 31,35 | 36,07 | 30,44 | 10,00 | |
Себестоимость проданной продукции | ||||||||
Доля в выручке, % | 67,36 | 70,12 | 77,47 | 71,65 | 73,08 | 74,07 | 72,93 | |
Прибыль от продаж | ||||||||
Сальдо прочих доходов и расходов | — 88 257 | — 93 569 | — 13 620 | — 129 950 | — 136 118 | — 146 647 | — 203 439 | |
Доля в выручке, % | — 6,39 | — 4,43 | — 0,52 | — 3,78 | — 2,91 | — 2,40 | — 3,03 | |
Прибыль до налогообложения | ||||||||
Налог на прибыль | ||||||||
Доля прибыли в налогообложении, % | 1,23 | 0,06 | 0,39 | 0,56 | 0,34 | 0,43 | 0,44 | |
Чистая прибыль (оптимист) | ||||||||
Чистая прибыль (вероятный) | ||||||||
Чистая прибыль (пессимист) | ||||||||
Темп прироста чистой прибыли, % | 21,25 | 50,06 | 6,80 | 26,04 | 26,04 | 26,04 | 26,04 | |
Первоначальная стоимость ОС | ||||||||
Прирост ОС | ||||||||
Прирост ОС, % | 65,18 | 37,58 | 33,76 | 45,51 | 38,95 | 39,40 | 41,28 | |
Среднегодовая первоначальная стоимость | ||||||||
Амортизационные отчисления | ||||||||
Среднегодовая норма амортизации | 5,78 | 6,10 | 6,19 | 6,02 | 6,10 | 6,10 | 6,08 | |
Долгосрочная задолженность | ||||||||
Темп прироста, % | 49,23 | 18,92 | 55,18 | 41,11 | 38,40 | 44,90 | 41,47 | |
Прирост долгосрочной задолженности | ||||||||
Чистый оборотный капитал | ||||||||
Доля в выручке, % | 65,87 | 56,30 | 50,60 | 57,59 | 54,83 | 54,34 | 55,59 | |
Прирост чистого оборотного капитала | ||||||||
Денежный поток (оптимист) | ||||||||
Денежный поток (вероятный) | ||||||||
Денежный поток (пессимист) | — 17 645 | |||||||
Денежный поток | ||||||||
Прирост денежного потока, % | 976,03 | 88,96 | 50,36 | |||||
Ставка дисконтирования, % | 20,57 | |||||||
Коэффициент текущей стоимости | 0,911 | 0,755 | 0,626 | 0,520 | ||||
Текущая стоимость денежных потоков | ||||||||
Сумма текущей стоимости денежных потоков | ||||||||
Выручка от продажи в конце последнего прогнозного периода | По ставке капитализации | 10,57% | ||||||
Текущая стоимость выручки от продажи | ||||||||
Рыночная стоимость собственного капитала | ||||||||
Недостаток чистого оборотного капитала | Доля в выручке 57,59% | ЧОК 1 508 027 | ||||||
Рыночная стоимость компании | ||||||||
.ur