Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников: на материале уроков литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе возникла сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для молодого поколения, расшатывание моральных устоев в обществе, спад… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Педагогическая мысль XIX—XX вв.еков и философско-педагогическое мировоззрение И. А. Ильина
    • 1. 1. Развитие идеи духовно-нравственного воспитания в отечественном образовании XIX—XX вв.еков
    • 1. 2. Философско-педагогические взгляды И. А. Ильина на категории духовно-нравственного воспитания
    • 1. 3. Идея становления духовно-нравственной личности в философско-педагогической системе И. А. Ильина
    • 1. 4. Идея ценности христианской культуры в философско-педагогической системе И. А. Ильина
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опыт духовно-нравственного воспитания в системе отечественного образования
    • 2. 1. Содержание философско-нравственного знания в школьных программах и факультативных курсах конца XX — начала XXI в. в
    • 2. 2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников на уроках литературы
    • 2. 3. Результаты использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Использование философско-педагогического наследия И.А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников: на материале уроков литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из главных, стоящих пред каждой семьёй, обществом и государством в целом. В обществе возникла сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Причинами данного явления можно назвать отсутствие положительных нравственных ориентиров для молодого поколения, расшатывание моральных устоев в обществе, спад культурно-просветительской работы с детьми и молодёжью, слабое патриотическое воспитание, непродуманные изменения образовательной системы и многое другое.

Современные подходы к нравственному воспитанию в школе строятся на размытых педагогических принципах и довольно неопределённых категориях общечеловеческих ценностей, тогда как для воспитания полноценной личности требуется система духовно-нравственных качеств.

Поэтому проблема духовно-нравственного воспитания в России должна решаться с позиций истинных духовно-нравственных ценностей, а сама образовательная система должна быть направлена на развитие духовных основ личности.

В настоящее время вопрос о роли отечественной культурно-педагогической традиции в духовно-нравственном становлении личности ребёнка в светской общеобразовательной школе является недостаточно изученным современной педагогической наукой.

Исследование становления и развития проблемы духовно-нравственного воспитания можно найти в работах В. И. Мурашова, В. И. Скрыпника, Б. С. Гершунского, М. Н. Берулавы, А. В. Толстых, В. Г. Стельмашука. Кроме этого, данный подход включает в себя и развитие нравственных и культурных возможностей учащихся, исследованных В. С. Библером, М. Г. Качуриным, Д. С. Лихачевым, 10. М. Лотманом, В. Г. Маранцманом и другими учеными. Особенности формирования духовно-нравственных качеств учащихся рассматриваются в трудах Л. С. Айзермана, Г. И. Беленького, Ю. Ф. Карякина, Н. Я. Мещеряковой, С. А. Гуревича, Т. Г. Браже, А. В. Дановского.

Современное образование призвано обеспечить эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка, его познавательных возможностей, духовно-нравственных качеств, в связи с чем развитие и воспитание духовной личности является одной из ведущих проблем на современном этапе развития педагогической науки в целом. Этой проблеме посвящены работы учёных М. В. Бондаренко, В. А. Левидова, Н. П., В. А. Мосолова, В. И. Мурашова, Ю. И. Сохрякова, В. 10. Троицкого, В. Г. Маранцмана, Т. Г. Браже, М. В. Финько, И. М. Коняевой и др.

Таким образом, в настоящее время наиболее остро встают проблемы возрождения духовности подрастающего поколенияактуализации духовно-нравственных качеств личностиобновления содержания образования, форм и методов преподавания, связанных с указанными проблемами.

Однако состояние системы отечественного образования на современном этапе не вполне соответствует выдвигаемым требованиям, порождая ряд противоречий, одним из которых является противоречие между возникшим в обществе стремлением к обогащению материальными ценностями и забвением духовно-нравственных приоритетов отечественной культуры, что и определило актуальность исследования. Использование наследия отечественной культуры, традиций национального воспитания будет способствовать преодолению этого противоречия, для чего необходимо обеспечить современный образовательный и воспитательный процессы конкретными методологическими и методическими подходами к их решению. Для решения указанной проблемы и были привлечены работы И. А. Ильина. Исходя из наличия теоретических и практических предпосылок обозначенной проблемы, актуальности и вместе с тем требование к её дальнейшему исследованию и необходимости осознания современным обществом определяется тема исследования: «Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников (на материале уроков литературы)».

Цель исследования — определить условия, способствующие использованию философско-педагогических идей И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании старшеклассников.

Объект исследования — использование философско — педагогических взглядов И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Предмет исследования — духовно-нравственное воспитание учащихся старших классов в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза исследования. Философско-педагогические идеи И. А. Ильина способствуют духовно-нравственному воспитанию старшеклассников, если:

• используются в процессе изучения литературы, помогая глубже осознать и осмыслить идейно-нравственное содержание художественного произведения;

• помогают актуализировать духовно-нравственные качества личности в учебно-воспитательном процессе;

• находят отражение в урочной и внеурочной предметной деятельности;

• определены критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Задачи исследования.

1. Выявить главные духовно-нравственные идеи в наследии И. А. Ильина.

2. Определить содержание учебного материала, адекватного раскрытию духовно-нравственных идей, исследованных И. А. Ильиным.

3. Определить педагогические условия включения в школьный курс литературы философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

4. Определить критерии и показатели оценки влияния философско-педагогических идей И. А. Ильина на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Теоретико-методологичекую основу исследования составляют:

— культурологический подход к воспитанию (В. М. Библер, И. В. Бестужев-Лада, И. Я Лернер, Е. В, Бондаревская, Б. П. Лихачёв, Г. В. Стельмашук);

— системно-целостный подход к воспитанию (В. В. Краевский, В. В. Лернер, В. М. Кларин, М. В. Петров, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова);

— духовно-нравственный подход к воспитанию (В. В. Зеньковский, [В. Н. Лосский, А. Ф. Лосев, М. М. Дунаев, А. А. Корольков, Н. Е. Щуркова, В. 10. Троицкий, В. Г. Маранцман, Т. Г. Браже, М. В. Финько).

Методы исследования:

• теоретический анализ философской, литературоведческой, методической, психолого — педагогической литературы;

• анализ нормативных документов по проблеме исследования;

• анализ действующих программ по литературе;

• анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла;

• диагностические методы (анкетированиеанализ творческих работ учащихся);

• опытно-экспериментальная работа (констатирующий, обучающий, формирующий, контрольный этапы эксперимента);

• математическая обработка эмпирических данных. Экспериментальной базой исследования были муниципальные общеобразовательные учреждения Гатчинского района Ленинградской области «Высоколючевая средняя общеобразовательная школа», «Пламенская средняя общеобразовательная школа», «Пригородная средняя общеобразовательная школа" — СОШ № 4 г. Гатчины, гимназия «Апекс» г. Гатчинысредняя общеобразовательная школа № 349 г. Санкт-Петербурга. В диагностическом опросе (анкетирование) приняли участие 45 педагогов, 212 учащихся. Организация и этапы исследования.

Первый этап (2000;2001 гг.) — диагностический. Проводилось изучение философской, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Были проанализированы действующие программы по литературе и государственные стандарты образованиянормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность.

Второй этап (2001;2002) — прогностический. Разработан научный аппарат исследования, определены объект, предмет, цель и задачи, выдвинута гипотеза исследования.

Третий этап (2002;2003) — организационный. Составлен план экспериментальной работы, выбраны методики исследования. Выявлены философско-педагогические проблемы в творчестве И. А. Ильина, актуальные для современного образования. Разработаны анкеты для учащихся и преподавателей. Определён круг литературного материала для экспериментального исследования. Разработана концепция и программа эксперимента. Выявлены ведущие идеи духовно-нравственного воспитания личности в творчестве И. А. Ильина.

Четвёртый этап (2003;2004) — практический. Осуществлялось экспериментальное исследование. Проводилось анкетирование учащихся и преподавателей.

Пятый этап (2004;2006) — обобщающий. Проводился анализ, обобщение результатов эксперимента. Формулировались научные выводы и положения. Разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования.

1. Проанализированы в творческом наследии И. А. Ильина философско-педагогические идеи, позволяющие выстраивать современное школьное (в том числе и литературное) образование: концепция обновления духовной личности, идея ценности христианской культуры, соотношение культуры и цивилизации в обществе.

2. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы: влияние на формирование мировоззренияразвитие убеждения в необходимости стремления к духовнонравственному идеалуформирование способности более глубоко воспринимать идейно-нравственное своеобразие русской литературы.

3. Определены педагогические условия, влияющие на формирование духовно-нравственного воспитания старшеклассников в современном образовании: направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученикаиспользование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обученияобеспечение взаимосвязи философско-культурологического и педагогического потенциала образования.

Теоретическая значимость исследования.

1. Осуществлён анализ действующих программ по литературе с позиций становления духовно-нравственного воспитания школьников.

2. Проведён анализ современных программ, учебно-методических пособий, факультативных курсов гуманитарного цикла с точки зрения наполненности филосфско-этическим, духовно-нравственным, нравственно-религиозным содержанием.

3. Выявлены педагогические условия формирования духовно-нравственных сторон личности старшеклассников в современном образовательном процессе.

4. Определены принципы построения уроков литературы, факультативных курсов, спецкурсов с позиций духовно-нравственного воспитания.

5. Выявлены изменения в духовно-нравственном воспитании школьников, полученные в результате использования философско-педагогического наследия И. А. Ильина в процессе преподавания литературы, определён критериально-оценочный аппарат измерения.

Практическая значимость исследования.

Материалы исследования отражены в методических разработках (системах уроков, спецкурсе), адресованных преподавателям гуманитарных предметов.

Материалы исследования могут быть использованы в лекционном и практическом курсах по педагогике и методики преподавания литературыиспользованы при составлении учебных программ, пособий, методических рекомендаций для студентовв системе повышения квалификации педагогических кадров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Идея духовно-нравственного обновления личности И. А. Ильина является «универсальной» в процессе духовно-нравственного воспитания для разных исторических эпох, при изучении любых художественных произведений, что делает её педагогически ценной для современного образования с позиций духовно-нравственного воспитания.

2. Использование философско-педагогического наследия И. А. Ильина в духовно-нравственном воспитании учащихся на предметах гуманитарного цикла основывается на опыте преподавания нравственно-философских знаний в отечественной системе образования.

3. Включение в учебно-воспитательный процесс философско-педагогического наследия философа помогает дополнить содержание предметов гуманитарного цикла, выявить и понять идейно-нравственные проблемы художественного произведения учащимися, способствует формированию их мировоззрения, позволяет переосмыслить значимость духовно-нравственных ценностей.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется его методологической основой, использованием взаимодополняемых методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачамдлительностью опытно-экспериментальной проверки выдвинутых гипотетических сужденийположительными результатами экспериментального исследования, проводившегося в школах Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по следующим направлениям:

— отражение основных положений и выводов диссертационного исследования в выступлениях, докладах на международных научно-практических конференциях «Царскосельские чтения» (2003;2004 гг.), на международной научно-практической конференции «Вишняковские чтения» (2005 г.);

— публикация научных статей в журналах «Образование в современной школе» (2005;2006 г.), «Человек и вселенная» (2002 г., 2005 — 2007 г. г.), Вестник РАЕН (Санкт — Петербург) (2006 г.);

— организация и проведение районных семинаров для учителей в Гатчинском районе Ленинградской области по темам: «Роль духовно-нравственного воспитания при организации работы по преемственности между первой и второй ступенями обучения» (2003 г.), «Духовно-нравственные проблемы воспитания на уроках русского языка и литературы» (2004 г.);

— обсуждение материалов исследования на кафедре педагогики Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина;

— обобщение собственного опыта работы и опыта организации учебно-воспитательной работы в школе по проблеме духовно-нравственного воспитания на II и III Ильинских чтениях (2005 — 2006 гг.), Санкт-Петербург, гимназия № 295.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по второй главе.

1. Анализ изученных нами работ по педагогике и методике преподавания литературы, философского осмысления нравственных основ жизни в школьных программах гуманитарных предметов, программ факультативных курсов позволяет выявить возрастающее влияние духовно-нравственного аспекта в современном школьном образовании. Нами была отмечена специфика его реализации на уроках литературы, которая заключается в следующем:

• построение историко-литературного курса в старших классах на нравственно-философской основе;

• признание главной задачей курса литературы в школе, как и других гуманитарных предметов, ориентации на углубление духовных запросов учащихся;

• проведение литературоведческого анализа художественного при ведущей роли духовно-нравственного подхода;

• выявление главных духовно-нравственных качеств личности учащихся при изучении художественного произведения;

• определение в качестве основного критерия эффективности освоения учебного материала школьниками осмысление ими идейно-нравственного, философско-этического содержания литературных произведений.

2. Для современных систем уроков (в том числе литературы) в старших классах, факультативных курсов характерными являются следующие принципы, на которые мы опираемся в своей работе:

• проблемность (в изучении ключевых проблем, являющимися общими для нескольких дисциплин одновременнов отборе учебного материала как полифонического, в возможности его интерпретации);

• вариативность (в учёте возможных педагогических и методических концепций, программ, которые используются в настоящее время в школьной практике);

• диалогичность (ориентация на индивидуальность учителя, его адаптацию в современном педагогическом пространстве, возможность восполнить и дополнить своё образование);

• надпредметность целей образования (переход от узкопредметных, специфических целей в русле только конкретного предмета к мировоззренческим и философским);

• интегративность (возможность получения новых знаний, представлений и умений, характерных для нескольких дисциплин, в рамках одного предмета);

3. Анализ результатов обученности школьников показывает, что в экспериментальных классах выявить духовно-нравственные проблемы жизни и литературы смогло более чем 75% учащихся после знакомства с творчеством И. А. Ильинау 70% школьников экспериментальных классов после знакомства с работами И. А. Ильина изменились духовные потребности и ценностные смыслы- 65% учащихся смогли осознать социальные, философские, духовно-нравственные проблемы в художественном произведении.

4. После обучающего этапа эксперимента учащиеся осознали важность философско-педагогических идей философа. Так, если после констатирующего эксперимента наибольшее количество предпочтений было отдано таким понятиям, как любовь и свобода, а такое понятие, как вера, чаще всего не бралось во внимание, то после обучающего эксперимента школьники осознали необходимость духовного обновления, основываясь именно на таких понятиях и в заданном порядке.

5. Как результат экспериментальной работы в процессе духовно-нравственного воспитания старшеклассников с опорой на философско-педагогические идеи И. А. Ильина мы выделили следующие изменения: влияние на формирование мировоззренияосознание необходимости стремиться к духовно-нравственному идеалуумение видеть нравственно-философскую проблематику и идейно-художественное своеобразие русской литературы.

6. Нами выявлены следующие педагогические условия, формирующие механизм становления духовно-нравственного воспитания учащихся в современном учебно-воспитательном процессе: направленность образования на духовно-нравственное воспитание личности ученикаиспользование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании и методах обученияобеспечение взаимодействия философско-культурологического и педагогического потенциала образованиявлияние на выбор учащимися духовных потребностей и ценностных смыслов в процессе духовно-нравственного самоопределенияединство учебно-воспитательного процесса (урочной и внеурочной деятельности) по приобщению к духовным ценностям отечественной культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Н. Теория и практика гуманизации образования. -Чебоксары, 2001.
  2. С. В. Обновление философского образования в школе. -Челябинск, 2000.
  3. В. И. Биосфера и ноосфера. М., 2002.
  4. . С. Философия образования для XXI века. М., 1998
  5. Ф. И. Русские космисты. М., 1990.
  6. И. А. «Серебряный век» русской культуры: социально -философский аспект. СПб., 1996.
  7. Духовное возрождение России: теория и практика. / Под ред. Г. В. Стельмашука. -СПб., 1996.
  8. А. А. Русская духовная философия. СПб, 1998.
  9. Н. О. История русской философии. М., 1991. Ю. Левицкий С. А. Очерки по истории русской философской иобщественной мысли. Франкфрут-на-Майне, 1981.
  10. ЬМень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.
  11. Мировосприятие и самосознание русского общества (11−20 в.). М., 1999.
  12. И. В. Духовный образ русской цивилизации и судьбы России. -М., 2002.
  13. H.Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко педагогического исследования русской духовности). — СПб., 1996.
  14. Н. Д. Воспитание ценностей: Российский вариант. М., 1996.
  15. Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Сост. Е. А. Васильев- Предисловие А. В. Гулыги. М., 2002.
  16. П.Троицкий В. 10. Словесность в школе. М., 2000.
  17. В. К. Душа русской цивилизации. Ижевск, 1998.
  18. В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  19. В. Р., Малышевский А. Ф. Школьникам о философии: Книга для учащихся старших классов. М., 1992.
  20. А. А., Никандров П. Ф. Русские философы XIX—XX вв.еков. -М., 1994.
  21. A. JI. Введение в философию: Учебное пособие. М., 1995.
  22. В. В. Занимательная философия. М.,!995.
  23. К. К. Философия для любознательных. М., 1999.
  24. А. А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
  25. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов. М., 1993.
  26. Из истории русской гуманистической мысли./Сост. А. Ф. Малышевский.-М., 1999.
  27. А. И. и др. Философский лабиринт: задачи и упражнения по философии. М., 1992.
  28. Краткий философский словарь./Под ред. А. П. Алексеева. М., 1997.
  29. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.
  30. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: XIX век. /Сост. П. С. Гуревич. М., 1995.
Заполнить форму текущей работой