Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании изучения музыкальнометодической литературы, мы пришли к выводу о том, что отечественной музыкальной педагогикой накоплен значительный практический опыт в области музыкального обучения и развития детей в массовом масштабе. Однако, эмпирическое знание русской музыкально-педагогической школы до настоящего времени не получило теоретического обоснования. Современная методика развития… Читать ещё >

Содержание

  • ШКОЛЬНИКОВ Диссертация На соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности
    • 13. 00. 02. —теория и методика обучения и воспитания музыкальному искусству
  • На правах рукописи
  • ВИТЕЛЬ ЕЛЕНА БОРИСОВНА Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор
  • Л.А. РАПАЦКАЯ
    • ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности в школе
    • 1. 1. Проблема развития музыкального слуха в истории отечественной музыкальной педагогики
    • 1. 2. Содержание понятия «музыкальный слух» в современной музыкальной педагогике и психологии
    • 1. 3. Анализ педагогических условий профессиональной подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников
    • 1. 4. Методы профессиональной подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов-музыкантов к развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио
    • 2. 1. Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы

Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Направленность современного образовательного процесса на эстетическое воспиташе личности школьников, усиление духовно-нравственных начал жизни будущего поколения требует совершенствования вузовской системы обучения, подготовки специалиста, способного развить творческие силы ребенка, передать эстетический опыт, как «опыт духовного взаимоотношения» (М.С.Каган).

Задача воспитания детей и юношества отчасти решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности в школах и классах с углубленным изучением дисциплин музыкально-эстетического цикла, с обязательным включением предмета сольфеджио. Однако гарантом успешности является наличие у детей развитого музыкального слуха, как «необходимого условия всякого музыкально-художественного освоения (восприятия), исполнения и слушания» (С'.А.Майкапар). Функцию подготовки детей к такому качественному включению их в активное музыкальночисполнительской творчество выполняет школьный учитель музыки, который обязан профессионально и компетентно раскрывать творческий потенциал каждого ребенка, независимо от исходного уровня его способностей.

Вместе с тем в настоящее время существует противоречие между востребованностью современной школы музыкально-эстетической направленности в компетентных преподавателях сольфеджио и отсутствием специально организованного обучения студентов на музыкальнопедагогическом факультете к данному направлению профессиональной деятельности.

Альтернативы в подготовке специалиста, владеющего комплексом профессионально-необходимых знаний и умений по развитию музыкального слуха детей нет. Школьного преподавателя сольфеджио не могут заменить выпускники музыкального училища или консерватории в силу особой воспитательной сущности массового музыкального обучения детей, а также специфических условий работы в общеобразовательной школе.

Следствием возникшего противоречия является неудовлетворительное состояние практики преподавания сольфеджио в школе. Как показали наши наблюдения, преподаватели понимают сольфеджио либо как второй урок музыки, либо как урок теории музыки, либо как хоровое занятие с элементами нотной грамоты, либо как занятие сольфеджио в детской музыкальной школе. При этом цель своей деятельности видят узко, только в научении нотной грамоте и общем развитии детей. Усугубляет «растерянность» преподавателей работа в условиях полного отсутствия необходимого научнометодического обеспечения.

Преподавание сольфеджио в общеобразовательной школе имеет свои особенности, к числу которых относятся: низкий исходный уровень мучыкально-слуховой способности большинства детейобучение в условиях больших групп, затрудняющих контроль над качеством музыкальной деятельности детеймалые сроки обучения. Одной из самых важных и нерешенных проблем, с которыми сталкиваются практикующие преподаватели, является проблема развития музыкального слуха и певческого голоса у непоющих детей-гудошников".

Низкий уровень развития музыкально-слуховой способности среди учащихся отмечали многие музыкальные педагоги: явление «гудошничества» в середине XX века описал В. В. Каменский, в конце 70-х годов этот недостаток выявил у 60% детей И. П. Гейнрихс. По нашим данным, среди первоклассников дети с неразвитым слухом и голосом составляют 80%.

В обстановке неготовности большинства детей к певческой деятельности ведущим средством массового музыкального воспитания фактически признается слушание, пение же как «язык сердца и чувства» (И.Казанский), как «самый живой и неизъемлимый элемент нашей народной жизни» (С.Миропольский) постепенно уходит из арсенала музыкальновоспитательных средств.

Отсутствие методики развития музыкального слуха у детей -«гу дошников», необходимой как для учителей музыки, так и для преподавателей сольфеджио, определило подпроблему исследованияизучение условий формирования музыкально-слуховых представлений и правильной певческой интонации у детей с неразвитым слухом и голосом и определение этапов и методов этой работы.

Педагогическая деятельность преподавателя сольфеджио в общеобразовательной школе является необычайно сложной, она требует как учета специфики работы с детьми с низким уровнем развития музыкально-слуховой способности, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания сольфеджио в общую систему дисциплин музыкально-эстетической направленности.

Отчасти возможности для приобретения профессионально-необходимых знаний и умений содержатся в учебных курсах 1^зыкальной психологии, методики музыкального воспитания, сольфеджио, поскольку будущий учитель обязан владеть методами развития музыкального слуха детей на уроках музыки. Однако, как показало наше исследование, учебные куры слабо ориентированы на развитие у студентов практических навыков работы по данному направлению. Это определило необходимость активизировать внутри вузовские педагогические возможности, придать ему черты практической направленности на овладение методами развития музыкального слуха детей, повышение познавательной активности студентов, формирование рефлексивности и диалогичности мышления, необходимых в современных динамичных условиях. Кроме того, для профессиональной подготовки студентов к преподаванию сольфеджио недостаточно реформировать содержание учебных курсов в силу различия целевых установок деятельности преподавателя сольфеджио и учителя музыки. Из этого следует, что на музыкально-педагогическом факультете необходимым является введение специального обучающего курса «Методика преподавания сольфеджио».

Проблема подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников пока слабо отражена в монографиях и диссертационных исследованиях. Вместе с тем, отечественной музыкальной педагогикой накоплен значительный практический опыт певческого обучения детей и юношества, развития музыкального слуха у детей, совершенствования вузовской системы подготовки студентов-музыкантов. Тема исследования предполагает на основе обобщения и анализа накопленного опыта практической деятельности в области развития музыкального слуха теоретическое осмысление этой проблемы с позиции современных достижений в области психологии деятельности, теории индивидуальных различий, психофизики, психофизиологии слуха, психолингвистики, нейрофизиологии и нейролингвистики для определения способов практического ее решения.

Объект исследования: процесс вузовской подготовки студентов-музыкантов на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования: условия готовности студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в эстетических классах и школах музыкально-эстетического направления.

Цель исследования: разработать и внедрить в практику обучения на музыкально-педагогическом факультете комплексную систему подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио.

Поставленная проблема, объект и цель обусловили следующие задачи исследования: изучить и охарактеризовать исторический опыт разработки проблемы развития музыкально-слуховой способности у детей и подготовки учителей музыки к данной работевыявить сущность понятия «музыкальный слух» и дать определение с позиции современных психологических теорий, теоретически обосновать условия развития музыкально-слуховой способности у всех детейопределить возможности вузовской системы обучения в целях ориентации студентов на овладение методами развития музыкального слуха школьниковтеоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и методы подготовки студентов к работе по данному направлениюразработать модель профессиональной деятельности преподавателя сольфеджио и на ее основе сформулировать требования к готовности студентов к развитию музыкального слуха детей.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников осуществима при соблюдении следующих условий:

1) совершенствования специальной музыкальной подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете путем практической направленности курсов музыкальной психологии, методики музыкального воспитания и сольфеджио;

2) активизации познавательной деятельности студентов в приобретении ими комплекса качеств, профессионально-необходимых для развития музыкального слуха детей;

3) введения на музыкально-педагогическом факультете интегрированного спецкурса «Методика преподавания сольфеджио»;

4) разработки специальной методики развития музыкального слуха детей, адаптированной к условиям общеобразовательной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические, музыкально-педагогические, культурологические, музыковедческие, эстетические исследования, связанные с темой диссертации: по методологии педагогического исследования и философии образования: В. С. Галенко, Г. С. Гершунского, С. К. Булдакова, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, М. К. Мамардашвили,.

Г. П.Щедровицкого и др.- по проблеме подготовки специалиста в системе высшего образования: О. А. Абдуллиной, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкого, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова, Р. А. Низамова, И. Т. Огородникова, Г. Н. Серикова, В. А. Сластенина, Е. Э. Смирновой, Л. Ф. Спирина, Г. И. Хозяинова, А. И. Щербакова и др.- по проблеме подготовки учителя музыки: Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, Л. А. Рапацкой, Г. П. Стуловой, Л. И. Уколовой, Г. М. Цыпина и др.- по теории способностей и развитию музыкального слуха: А. П. Агажанова, В. К. Белобородовой, Н. Г. Борисовой, И. П. Гейнрихса, А. Л. Готсдинер, Е. В. Давыдовой, А. В. Запорожца, М. В. Карасевой,.

A.И.Кондратьева, А. Н. Леонтьева, С. М. Майкапара, В. Н. Мясищева, Р. С. Немова, С. Е. Оськиной, Ю. Н. Рагса, В. А. Серединской, Б. М. Теплова, В. Д. Шадрикова и др.- по теории слухового и музыкального восприятия С. А. Гельфанда, С. Н. Гольдбурт, Т. В. Ендовицкой, А. Г. Костюка, А. Н. Леонтьева, Дж. Ликлайдера, Е. Н. Мальцева, Е. Н. Назайкинского, Л. В. Неймана,.

B.Н.Носуленко, О. В. Овчинниковой, В. Д. Остроменского, А. И. Соловьевой и др.- по вопросам взаимосвязи онтогенеза речевого и музыкального слуха: Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. А. Леонтьева, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой и др.- по вопросам методики вокально-хорового воспитания детей: Э. Б. Абдуллина, О. А. Апраксиной, В. А. Багадурова, Т. Л. Беркман, Н. А. Ветлугиной, Л. В. Горюновой, Д. Б. Кабалевского, Б. Д. Критского, Н. Д. Орловой, Г. П. Стуловой и др.

Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, опытно-экспериментальная работа, включавшая: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперимент. Впервые при изучении качества музыкального слуха будущих преподавателей сольфеджио был применен приборный метод объективной оценки внутреннего компонента музыкального слуха.

Базой исследования явился музыкально-педагогический факультет Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, школы № 13, 22, 25 г. Костромы с углубленным изучением дисциплин музыкально-эстетического цикла.

Основные этапы исследования: Первый этап—подготовительный (1992;1998) был посвящен теоретической разработке и практическому использованию методов развития музыкального слуха у непоющих детей на занятиях по сольфеджио в эстетических классах общеобразовательной школы № 4 г. Костромы. В результате практического опыта нами была разработана методика развития музыкального слуха и певческого голоса у детей — «гудошников», основанная на использовании речевого опыта детей.

Задачей второго этапа—констатирующего (1998;1999) явилось изучение состояния подготовки студентов—музыкантов на музыкальнопедагогическом факультете к работе по развитию музыкального слуха детей, а также наблюдение за практикой преподавания сольфеджио в общеобразовательной школе, определение условий подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников и разработка спецкурса «Методика преподавания сольфеджио».

Формирующий этап (1999;2001) включал: экспериментальное изучение эффективности разработанных методов обучения и организацию профильного обучения студентов в курсе «Методика преподавания сольфеджио».

Заключительный этап (2001;2002) был посвящен анализу и обобщению результатов исследования, подготовке и внедрению в практику научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. дан историко-теоретический анализ развития музыкального слуха как проблемы в отечественной музыкальной психологии и педагогике;

2. разработаны педагогические условия формирования профессиональных качеств учителя музыки, обусловленных работой по развитию музыкального слуха школьников;

3. создана методика развития музыкального слуха у непоющих детей -«гудошников», основанная на использовании опыта речевого интонирования детей и разработан спецкурс «Методика преподавания сольфеджио»;

4. разработан метод объективной оценки качества сформированности музыкальных представлений и образов (внутреннего компонента музыкального слуха) по величине рабочего приращения квазиустойчивого потенциала головного мозга.

Практическая значимость исследования определяется тем, что впервые в музыкальной педагогике высшей школы разработана и внедрена в действие система подготовки студентов — музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в общеобразовательной школеопределены методы совершенствования профессиональной направленности студентов и активизации их учебно-познавательной деятельностисоздана программа спецкурса «Методика преподавания сольфеджио" — разработана методика развития музыкального слуха для детей с исходно низким >ровнем развития музыкально-слуховой способности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования.

Теоретические и экспериментальные выводы исследования обеспечивались: а) привлечением значительного фактического материала, полученного в результате наблюдения за практикой преподавания сольфеджио в общеобразовательной школе и проведением опытно-экспериментальной работыб) применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияв) использованием методов математической обработки результатов опытно-экспериментальной работыг) внедрением полученных результатов в практику. На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Подготовка студентов к развитию музыкального слуха школьников представляет собой поэтапный процесс, включающий познавательную активность самих студентов и направленность содержания вузовского обучения на формирование у будущих педагогов системы теоретических и практических навыков профессиональной деятельности (владение методикой развития музыкального слуха, в том числе и у детейгудошников", владение методикой диагностического изучения качества сформированности музыкального слуха и др).

2. Музыкальный слух с позиции современной психологии определяется как особое свойство функциональной слуховой системы человека, которое формируется прижизненно и под влиянием деятельности, существует и проявляется в виде системы музыкально-слуховых операционных механизмов (построительных, измерительных, корригирующих, контролирующих).

3. Развитие музыкального слуха и правильной певческой интонации возможно у всех здоровых детей, не зависимо от задатков и исходного уровня их музыкального развития.

4. Модель профессиональной деятельности учителя музыки, отражающая многообразие видов его деятельности, выглядит как модель многомерная и иерархическая, сочетающая процессы онтогенетические и филогенетические, функциональные, процессуальные, внешние и внутренние. Методологическим основанием для обобщения видов практической деятельности учителя могут выступать компоненты философско-образовательной системы (субъекты педагогической системы, содержание и технология обучения).

Апробация результатов исследования. Содержание диссертационного исследования обсуждалось на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ им. М. А. Шолохова и кафедре теории и методики преподавания музыки Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Разработанная модель подготовки студентов к развитию музыкального слуха детей внедрена в учебный процесс КГУ. Материалы исоЕдования использовались при проведении городских семинаров преподавателей сольфеджио общеобразовательных школ, организованных университетом повышения квалификации г. Костромы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 230 наименований.

ВЫВОДЫ.

В результате проведения педагогического эксперимента по формированию готовности студентов музыкально — педагогического факультета к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио получено подтверждение о том, что условиями готовности являются: совершенствование вузовской системы подготовки студентов путем использования методов активного обучения и введения на музыкальнопедагогическом факультете спецкурса «Методика преподавания сольфеджио», а также овладение студентами методики работы с непоющими детьми. В результате применения методического комплекса, включающего методы: профессионально-педагогического моделирования, самоконтроля, наглядно-практического и проблемно-диалогического качество готовности студентов к работе по развитию музыкального слуха детей возросло в среднем с 18,7% до 56,3%, ликвидировалась разница между ориентированностью студентов на овладение специальностью преподавателя сольфеджио и самооценкой их готовности.

Проведение педагогического эксперимента потребовало разработки модели профессиональной деятельности учителя и, в частности, преподавателя сольфеджио, что позволило выделить требования к деятельности начинающего специалиста и критерии готовности студентов к практической деятельности. Впервые при изучении специального компонента профессиональной пригодности студентов к работе преподавателя сольфеджио был использован метод объективной оценки внутреннего компонента их музыкального слуха.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное общество, находясь в сложной социокультурной ситуации, поставило перед школой задачу целенаправленного влияния на воспитание духовных потребностей подрастающего поколения. Важным средство такого воспитания является искусство, как полное и целостное выражение духовного начала человеческой жизни (М.С.Каган). Широкая сеть школ и классов с музыкально-эстетической направленностью реализует эту задачу через вовлечение большого числа школьников в музыкально — исполнительскую деятельность. В этой связи возникает необходимость в подготовке соответствующих педагогических кадров, умеющих подготовить школьников к участию в школьных ансамблях (вокальных и инструментальных), хорах, оркестрах, развить до необходимого уровня музыкальнослуховую способность у всех без исключения детей.

На основании изучения музыкальнометодической литературы, мы пришли к выводу о том, что отечественной музыкальной педагогикой накоплен значительный практический опыт в области музыкального обучения и развития детей в массовом масштабе. Однако, эмпирическое знание русской музыкально-педагогической школы до настоящего времени не получило теоретического обоснования. Современная методика развития музыкального слуха продолжает опираться на представление о музыкальном слухе как индивидуальной особенности личности, игнорируя достижения теории индивидуальных различий, соционики, современной психологии, нейролингвистики, психофизиологии и других, смежных с музыкальгой психологией научных направлений. Музыкальная наука не выработала собственного понимания музыкального слуха с позиции практической музыкальной педагогики.

В нашем исследовании мы предприняли попытку дать определение му зыкальному слуху. С позиций современных данных в области психологии деятельности, психологии индивидуальных различий, психологии слухового восприятия музыкальный слух является особым свойством функциональной слуховой системы человека, которое формируется прижизненно и под влиянием деятельности, существует и проявляется в виде операционных механизмов. Данное определение позволило нам разработать методику развития слуховой системы «с нуля» для детей с исходно низким уровнем развития этой способности. Как показали наши наблюдения, именно такие дти «гудошники» составляют большинство в обычном классе общеобразовательной школы, доставляя трудности в работе учителям музыки. Их музыкально-певческая деятельность не может быть успешной, поскольку, как подчеркивала Н. Л. Ветлугина, «Эстетическое переживаше ребенка в процессе пения в значительной степени связано с тем, что чувства, мысли, выраженные музыкальными образами, воспринимаются в нераздельном единстве с чистотой интонации певческого голоса» (40, С.214).

Современный учитель музыки призван решать комплекс проблем, связанных с музыкальным обучением детей, развитием музыкального слуха, подготовкой детей к участию в активных формах музицирования. Для подготовки такого учителя необходима корректировка вузовского содержания обучения студентов. В нашем исследовании нашла подтверждение гипотеза о том, что условиями такой подготовки являются:

1. ориентация учебных курсов на овладение практическими навыками работы по данному направлению;

2. активизация самостоятельной учебной деятельности студентов и развитие их профессионально — познавательной активности;

3.

введение

на музыкально-педагогическом факультете спецкурса «Методика преподавания сольфеджио» и овладение студентами методики развития музыкального слуха у непоющих детей.

В результате проведения опытно-экспериментальной работы были получены факты, подтверждающие эффективность разработанных условий и предложенных методов обучения. Было установлено, что на личность студента можно целенаправленно воздействовать, развивая такие качества, как самостоятельность, рефлексивность, ответственность, активность.

В ходе опытно-экспериментальной работы была разработана методика изучения процесса готовности, в основе которой — построение модели деятельности специалиста. По нашим представлениям, эта модель должна базироваться не на наблюдении за конкретными видами практической деятельности, а на основополагающих положениях современной философии культуры, образования и обучения. Критерий действенности такой моделиее удовлетворение требованиям, предъявляемым как к выпускнику педв^а, так и к специалисту разной степени квалификации.

Впервые в исследовании при изучении качества готовности студентов к профессиональной деятельности преподавателя сольфеджио был применен метод объективной оценки внутреннего компонента музыкального слуи. Данный метод является перспективным для изучения деятельности музыканта во всем его многообразии, открывая направление экспериментальной музыкальной психологии.

Результатами исследования явились: -определение музыкального слуха с позиции новейших достижешй в области психологии, теории индивидуальных различий, теории деятельностипостроение модели подготовки студентов на музыкально-педагогическом факультете к работе по развитию музыкального слуха школьников- -разработка структуры педагогической деятельности- -создание методики развития музыкального слуха у детей — «гудошников" — разработка методов активного обучения студентовразработка методики экспериментального изучения качества готовности студентов к работе по развитию музыкального слуха детей и преподаванию сольфеджио;

— разработка метода объективной оценки качества сформированности профессионального музыкального слуха будущих преподавателей сольфеджио по энергозатратности мозга в процессе выполнения музыкальной деятельностиразработка содержания спецкурса «Методика преподавания сольфеджио».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 112 с.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  3. А.П. Что должно лежать в основе курса сольфеджио//Воспитание музыкального слуха. Вып.З./Научн. тр. МГК им. П. И. Чайковского. С6.1.М., 1993. -С.5−20
  4. Е.И., Орлова Н. Д. О некоторых причинзс плохой певческой интонации у учащихся 1−2- классов. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 100, 1959. — С.233−258
  5. Э.Б. Пение на уроках музыки. М.: Просвещение, 1978.- 175 с.
  6. К.К. Курс сольфеджий. М., 1880.
  7. К.К. Руководство к хоровому пению по цифирной методе Шеве. Преимущественно для народных школ. В 5-ти вып. М., кн. маг. В. В. Думнова, 1911.
  8. .Г. Сенсорно-перцептивная организация человека //Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М., 1983. -С.7−32
  9. М.Г. Мышление, язык, семантика//Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. -С.90−128
  10. Л.Г. Структура профессиональной деятельности учителя музыки//Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности в школе: Межвузовский сб. научн. тр. Ярославль: ЯРГПИ им. К. Д. Ушинского, 1985. — С5−17
  11. .В. Речевая интонация. -М.-Л.: Музыка, 1965. 136 с.
  12. Н.Я. Руководство к обучению в народных школах пению.- М.-Спб.: Тип. Юргенсона, 1891.-62 с.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  14. В.А. Начальные приемы развития детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1955.- 165 с.
  15. В.Барболин М. П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высшая школа, 1991. — 232 с.
  16. Л. А. Выдающиеся советские музыканты -просветители//Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Советский композитор, 1973. — С.150−160
  17. А.Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников. Автореф.дис.канд.пед.наук. Кострома, 1999. — 22 с.
  18. В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя: Учебное пособие по спецкурсу. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. -104 с.
  19. В.К. Развитие музыкального слуха учащихся первых классов. М.: АПН РСФСР, 1956. — 108с.
  20. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготоввд. Челябинск, 1986. -87 с.
  21. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-304 с.
  22. Т.Л., Грищенко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (I-II классы). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 .-216с.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш.шк., 1989.-141 с.
  24. B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  25. А.Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. -М.: Музыка, 1979.-85с.
  26. В.М. Эффективность обучения.- М.: Педагогика, 1976. 192 с.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2000.-304 с.
  28. Н.Г. Воспитание музыкального вокального слуха учащихся младших классов (1−3) и его влияние на развитие речевого слуха. М. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 16с.
  29. О.В. Решение педагогических задач в условиях диалога как средство интенсификации учебно-воспитательного процесса //Резервы интенсификации учебно-воспитательного процесса педвуза. Кострома, 1990. С.122−130
  30. П. Краткая история пения для учащихся в народных шюлах и др. учебных заведениях. Харьков: тип. Дарре. 1908. — 17 с.
  31. И.С. Произвольное управление дыханием у человека.- Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984.- 151с.
  32. А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствования певческой деятельности младшего школьника. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1979.
  33. С.К. Образование: цели, идеи, методология. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000.- 180 с.
  34. К. Э. Краткий очерк современного состояния музыкального образования в России 1884−1885. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885.- 123 с.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  36. А.А. Познавательная активность личности в обучении//Активность личности в обучении (психологопедагогический аспект). Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986. — С.5−20
  37. Н.А. Развитие слуха и голоса у ребенка 5−7 лет в процессе обучения пению//Развитие детского голоса/Под ред. В. Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1963.-С.21 341 .Восприятие и деятельность/Под ред. проф. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976.-319 с.
  38. П. Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6. С.25−32
  39. Н.А. Внутризонный интонационный слух и методы его развития. М.-Л.: Музгиз, 1951. -64с.
  40. А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. Мт Л.: АПН РСФСР, 1948.-60 с.
  41. И.П. Музыкальный слух и его развитие. М.: Музыка, 1978. -82 с.
  42. И.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе. -М.: Музгиз, 1962. 246 с.
  43. С.А. Слух: Введение в психологическую и физиологическую акустику/Пер. с англ. O.K. Федоровой, О. П. Токарева. М.: Медицина, 1984.-350 с.
  44. Е.А., Дышлевская В. А. Последовательность певческого обучения//Известия АПН РСФСР, вып.110.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. С.85−104
  45. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). М.: Московский психолого-социальный институт, 1977. — 120 с.
  46. ЗО.Гиппенрейтер Ю. Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщение II. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука//Доклады АПН РСФСР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958, № 1. — С47−50
  47. И. Курс теории церковного пения применительно к программе духовных училищ. М.: К. И. Тихомиров, 1911. — 64 с.
  48. JT.B. Формирование и развитие музыкального слуха учащихся детских хоровых студий. Автореф.дис.канд.пед.наук М., 1995. — 17с.
  49. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1994. 306с.
  50. С.Н. Нейродинамика слуховой системы человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.-212 с.
  51. Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в курсе сольфеджио. Автореф.дисс. канд пед наук. М., 1984. 15с.
  52. Л.В., Николаева Е. В. Программа проведения обследования музыкального развития учащихся. Приложение к экспериментальной программе по музыке. 4.1, 2. НИИ ХВ СССР, 1974.- С. 146−215
  53. А.Л. О восприятии и музыкальном слухе//Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб. статей/Сост.А. Л. Готсдинер. Л. Музыка, 1981. — С 10−57
  54. С.Г. Формирование и развитие абсолютного музыкального слуха как музыкальной способности. Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1985.-20 с.
  55. В.П. В ожидании реформы. Мысли о задачах музыкального образования. Спб., 1891. 56 с.
  56. Е.В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1975. -155 с.
  57. Детский голос. Экспериментальное исследование/Под ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
  58. Деятельность преподавателя педвуза: проблемы совершенствования: Учебное пособие/Под ред. И. Е. Курова. Горький, ГГПИ им. Горького, 1988.- 100 с.
  59. Н.П. Идеа грамматики мусикийской: Пубт., пед. исследов. и коммент. Вл. Протопопова.- М.: Музыка, 1979. 639с
  60. П.М. Краткое изложение элементарной теории музыкального и практического пения с отделом детских песен.- Спб., 1906. — 118с.
  61. A.M. К вопросу о дыхании в пении//Вестник отоларингологии, 1953, № 3. С.65−66
  62. С.В. Проблема активности и самостоятельности учащихся в дидактике конца XIX и начала XX века. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1965.
  63. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  64. Н.М. Курс классного пения в уроках с объяснениями и задачами. Одесса: Тип. Е. И. Фесенко 1897. — 84 с.
  65. Н.И. Речевой и певческий режимы фонации//Развитие детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1963. -С.72−9273.3агвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. -160 с.
  66. А.В. Психическое развитие ребенка//А.В. Запорожец. Избр. психол. труды в 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1986. 320 с. 75.3индер Л. Р. Общая фонетика.-М.: Высш. школа, 1979, — 312 с.
  67. В. Практическое руководство для начинающего учителя Изд.4. -М.: Изд-во Юргенсона, 1916.-123 с.
  68. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990.- 197 с.
  69. Иоффе Е. Г Пути развития профессионального музыкального слуха. Автореф. дис канд.искусств. М., 1982.- 23с.
  70. История русского гармонического пения Русской церкви. С прибавлением кратких сведений об организаторах певчих хоров. -Нижний Новгород, 1888.-42с.
  71. .Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1982.- 112с.
  72. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (Единая методическая система института: теория и практика). М.: Высшая школа, 1987. — 143с.
  73. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи.
  74. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.-384с.
  75. К.С. Профессиональная направленность специальных дисциплин в пединституте. Ульяновск: УГПИ, 1979.
  76. В.В. О певческих навыках в 1 и 2 классах//Вопросы певческого воспитания школьников. Л.: Учпедгиз, 1958. — СЗ1 -52
  77. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Пг.: Книжный склад «Земля"Д915. — 434с.
  78. А.Н. Детское пение. Опыт подготовки при помощи звуков и букв. Нач. молитвы и 18 детских песен для одного голоса. М.: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1884. — 34с.
  79. М.В. Профессиональный музыкальный слух в контексте современной практической психологии//Музыкальная академия. 1999. -№ 4.-С. 172−185
  80. М.В. Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха.-М., 1999.-371с.
  81. М.В. Теоретически проблемы современного сольфеджио. Автореф.дис.канд.пед.наук. М., 1996. -22с.
  82. А.В. Первые ступени обучения церковному пению в начальной школе. Спб.: Уч-щный совет при святейшем синоде, 1900. -31с.
  83. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов 19−20 вв. М., 1996. — 123с.
  84. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т.2. Способности.-Л., 1960.-302с.
  85. В.А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение. К.: Выща шк., 1990. — 248с.
  86. В.И. Методические беседы по теории пения. Пособие для сельских учителей и других лиц, обучающихся пению.- Спб.: Тип. М. А. Александрова, 1912, — 109с.
  87. В.Ф. Пение в начальной русской школе Сергиев посад: Св. Троицкая Сергеева лавра, собственная тип, 1898. — 32с.
  88. О.В. Фонетический метод в формировании вокально-артикуляционных навыков у учащихся младших классов: (На материале шк. УССР):Автореф.М., 1984.-20с.
  89. А.И. Развитие музыкального слуха. М.: Профиздат, 1962. -91с.
  90. В.Д. Музыкальное образование в России (Проект реформы). -Спб.: тип. М. Д. Рудометова, 1899.-23с.
  91. Н. Неоавангард и массовое музыкальное воспитание в странах Западной Европы//Кризис буржуазной культуры и музыки. Сб. статей. Вып.5. — Л.: Музыка, 1983. -С.52 77
  92. Н.С. Руководство по теории музыки и пения. Сост. применительно к программам духовных учебных заведений.- Симбирск: Типо литография А. Т. Токарева. 1914. — 73с.
  93. А.С. Становление педагога: проблема творческого самовыражения. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1999. 172с.
  94. А.Г. О теории музыкального восприятия //Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А. Г. Костюк. К.: Муз. Украина, 1986. — С.7- 17
  95. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1974. — 264с.
  96. Е.П. Чувство музыкальной формы («архитектоническое чувство») и его развитие в процессе музыкальных занятий: (На материале инструментальной подготовки студентов пед. вуза). Автореф.дис.канд.пед наук. М., 1996.
  97. Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема//Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта: Наука, 1999. — С.80−107
  98. . Д. Интонационные неточности в пении учащихся//Вопросы вокально-хорового воспитания школьников. М., 1983. — С.28−38
  99. Ю.И., Венцов А. В. Об организации дыхания при речи//Механизмы речеобразования и восприятия сложных звуков/Отв. Ред. Г. В. Гершуни. -M.-JI.: Наука, 1966. С. 5−17
  100. Н.В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.- 181с.
  101. К.В. Руководство к обучению в народных школах церковному пению, пособие для учителей народных школ. Одесса: Славянская тип. Н. Хрисогелос, 1890.
  102. В.В. Пение в начальной народной школе. Дидактич. -методические заметки. Тамбов: Тип. Москалева, 1910. 107с.
  103. Н.С. Способности и одаренности в детские годы. М.: Знание, 1984.-77с.
  104. А.А. Психолингвистика и проблемы функциональных единиц речи//Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике.-М.: АПН СССР, 1961.-С.163- 190
  105. А.Н. Ощущения и восприятия как образы предметного мира//Познавательные процессы: ощущения и восприятия. М.: Педагогика, 1982. — С.32- 49
  106. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 573с.
  107. А.Н., Овчинникова О. В. Анализ системного строения восприятия. Сообщение V. О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей//Доклады АПН РСФСР. М. АПН РСФСР. -1958.-№ 3.-С.43−49
  108. И.Я. Дидактические основы методики обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185с.
  109. Дж., Миллер Дж. Восприятие речи
  110. Экспериментальная психология. С. С. Стивене, ред.-сост.америк.изд. Пер. сангл. Под ред. П. К. Анохина, В. А. Артемова. Т.2. М.: Изд. иностр. лит., 1963. -С.643- 681
  111. М.А. Опыт кратких методических заметок по преподаванию пения в учительских семинариях, институтах и учительских школах. Киев: Тип. М. М. Фиха, 1902.- 64с.
  112. А.К. Формирование тембродинамического компонента музыкального слуха в профессиональной подготовке учителя музыки в пед. вузе. Автореф.дис.канд.техн.наук. М., 1982. -16с.
  113. С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. М., 1900, П., 1915. — 233с.
  114. Е.М. Развитие музыкальных представлений у детей в процессе обучения пению//Известия АПН РСФСР.- Вып. 76. М., 1959. -С.76−84
  115. А.Б. Всеобщий учебник музыки. Под ред. А. С. Фыминицына.- Спб.: Изд-е А. Иогансона, 1872. 418с.
  116. А. Народная консерватория. Музыкально-теоретический образовательный курс. М., 1912.- 52с.
  117. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы.- М.-Знание, 1977
  118. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-207с.
  119. В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262с.
  120. А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми//Музыкальное воспитание в школе. Вып 13.- М.: Музыка, 1978. -С.28−37
  121. П.П. Ноты- буквы. Певческая грамота для начальных школ и народных хоров. Кн.2, — Спб., 1905.
  122. Модель восприятия речи человеком. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1968.-59с.
  123. Н. О музыкальном образовании. -М.: Скоропечатня А. А. Левенсона, 1909.- 199с.
  124. В.П. Вокальный слух и голос. М.-Л.: Музыка, 1965. — 86с.
  125. Т. Вопросы методики сольфеджио. О связи слуха и памяти с сознанием в образовании музыканта профессионала //Воспитание музыкального слуха. Сб ст. Ред.-сост. А. П. Агажанов. — М.: Му зыка, 1977. -С.8−24
  126. В.Н., Готсдинер А. Л. Проблема музыкальных способностей и их социальное значение//Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. ст./Сост. и ред. А. Л. Готсдинер. Л.: Музыка, 1980.-С. 14−29
  127. Е.В. Взаимосвязь интервальных и ступеневых представлений в развитии музыкального слуха//Воспитание музыкального слуха. Сб.ст. Ред.- сост. А. П. Агажанов. М.: Музыка, 1977. -С.25−77
  128. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка. 1972.-380с.
  129. Е.В. Речевой опыт и музыкальное восприятие//Эстетические очерки. Вып. 2. М.: Музыка, 1967. -С.245−283
  130. Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1970.- 184с.
  131. Р.С. Психология. В трех кн.: Кн. 1: Общие основы психологии. — М.: Владос, 1998. — 688с.
  132. В. А. Проблема воспитания активности и самостоятельности учащихся в русской педагогике 2-ой половины XIX века. Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1963.-23с.
  133. . М. Способ оценки умственной работоспособности человека путем рабочего приращения квазиустойчивого потенциала головного мозга //Бюллетень ЦНТИ.- 2000.
  134. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302с.
  135. Е.В. Особенности становления музыкального образования в Древней Руси с XI до середины XVII столетия. М.: МГПУ, 1998.- 136с.
  136. Никольская-Береговая К. Ф. Начальный этап вокально-хоровой работы с детьми. М.: Советская Россия, 1968. -26с.
  137. В.Н. Психология слухового восприятия. М.: Наука, 1988. -214с.
  138. Об обязательности преподавания пения в народных школах (Речи Члена Гос. Совета Арсения, Архиепископа Новгородского, в общем собрании Совета 4 апреля 1912 г.
  139. Общепринятое руководство к изучению нотного церковного пения по нотам (Сост. Иваном Казанским). М.: Изд-во П. Юргенсона, 1875. -90с.
  140. О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха. Автореф.дис.канд.биол.наук. -М., 1960.
  141. Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический аспект. -М.: ИТП и О РАО, 1995−631с.
  142. Д.Е. Музыкально- певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. JL: Музыка, 1972. — 152с.
  143. В.Ф. Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве. М.: тип. Бахметева, ценз. 1864.-24с.
  144. Ориентировочно-исследовательский рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность. М.: АПН РСФСР, 1958. — 351 с.
  145. Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников/УМузыкальное воспитание в школе. Вып 7. М.: Музыка, 1971. — С.34−38
  146. В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, Музична Украина, 1975.- 199с.
  147. С.Е. Внутренний музыкальный слух. М.: Музыка, 1977. 72с.
  148. Отчет о Московских летних регентско-учительских курсах за 1905 и 1910 г. -36с.
  149. Г. Учебник пения для народных училищ. Рига: Кн. маг. Трескиной, 1900.
  150. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии:/С.А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 2000. 512с.
  151. У., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы/Пер.с англ. С. И. Кайдановой и И. М. Тонконогого. Л.: Медицина, 1964. — 264с.
  152. Первый Всероссийский Съезд учителей Городских училищ по Положению 1872 г.
  153. Д. Наставление отрокам, учащимся нотному пению с яснейшим показанием тонов всему нотному правилу принадлежащих. -Спб. При императ. Академии наук, 1793.
  154. К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Высшая школа, 1973. -256с.
  155. И.П. Педагогика Новый курс: В 2кн. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999, — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576с.
  156. B.C. О развитии певческого голоса младших школьников//Музыкальное воспитание в школе. Вып.16./Под ред. О. А. Апраксиной. — М.: Музыка, 1985. — С.31−37
  157. Программы педагогических институтов. Сб.14. М.: Просвещение, 1987. — 133с (Методика музыкального воспитания).
  158. А. Методические заметки по преподаванию пения в народных школах. Изд-е 2. М.: Тип. Юргенсона, 1892. 65с.
  159. Ю.Н. Музыкальный слух //Музыкальная энциклопедия. Гл.ред. Ю. В. Келдыш. Т5.~ М.:Советская энциклопедия, 1981. С. 102−105.
  160. Ю.Н. Проблема воспитания слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой//Вопросы воспитания музыкального слуха. Сб.научн. тр. Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1987. -С.7−19
  161. JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. -193с.
  162. Л.А. Русская художественная культура. М.: Владос, 1998.-608с.
  163. Г. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений//Вопросы методики музьиального воспитания детей. М.: Музыка, 1975. — С.50−70
  164. Римский-Корсаков Н. А. Обязательное и добровольное обучение в музыкальном искусстве//Н.А. Римский-Корсаков. Музыкальные статьи и заметки (1869−1907) с вступит, статьей М. О. Гнесина. Под ред. Н. Римской-Корсаковой. Спб., Стасюлевич, 1911.- С.49−59
  165. А.И. Учебник пения по цифрам Для первоначальных сельских и народных школ, детских приютов и училищ. Спб.: Тип. «Общественная польза», 1871. — 29с.
  166. Т.Б. Фактурный музыкальный слух: сущность, структура, методика развития. Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1988. -16с.
  167. М.А. Начальное обучение пению. М.: АПН РСФСР, 1960−72с.
  168. С.Л. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.-423с.
  169. Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации //Поэзия и музыка. Сб. статей и исслед./Сост.В. А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973. — С 137−185
  170. А. Д. Учебник церковного пения. Мелодическое пение. Ч. 1. М.: Синодальная тип., 1890.-43с.182. .Светозарова Н. Д. Интонационная система русского языка. -J1.: Изд-во ЛГУ, 1982.-176с.
  171. А.А. Воспитание детского голоса. М.: АПН РСФСР, 1950. — 124с.
  172. Г. Н. Качество подготовки специалиста в вузах и оптимизация обучения. Челябинск, 1982. — 240с.
  173. В.Н. О дыхании при фонации//Развитие детского голоса/Под ред. В. Н. Шацкой. -М.: АПН РСФСР, 1963.- С.52−63
  174. Э.К. Влияние музыки на общее развитие учащихся//Материалы 6-ой Всесоюзной конф. ИХВ АПН СССР. М., 1982. -С.80−82
  175. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. -206с.
  176. В.Я. Системный подход к анализу учебно-воспитательного процесса и определению путей его совершенствования (Интегративные характеристики учебно-воспитательного процесса и оценка его эффективности). М.: МАДИ, 1987. — 107с.
  177. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. -М: Магистр, 1977.-224с.
  178. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -159с.
  179. С.Д. Педагогика и психология высшей школы: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  180. Е.Э. Пути формирования специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136с.
  181. С.В. К вопросу о постановке преподавания церковного пения в духовно- учебных заведениях России. Спб., 1908. — 8 с.
  182. А.С. Речевые упражнения на уроках пения. M.-J1.: Просвещение, 1965.-90с.
  183. Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей/Сост. Грицюк Б. А., Скульский Р. П., Домбровский С. В. и др. -Львов: Свит, 1990, — 148с.
  184. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.-248с.
  185. А.И. Основы психологии слуха. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972. -187с.
  186. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия/ЛПроблемы музыкального мышления.- М. Музыка, 1974. -С.59−74
  187. Л.Ф. Законы педагогических систем и их теоретико-познавательное значение //Проблемы подготовки студентов к профессиональной деятельности: Межвузовский сб. науч.тр.//Под ред.
  188. B. В. Сохранова. Пенза, 1998.-С.4−9
  189. Г. П. Проблема перестройки певческого голоса младших школьников//Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979.1. C.138−146
  190. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. — 270с
  191. Г. П. Современные методы исследования речи и пения//Вопросы физиологии пения и вокальной методики.- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. С.39−54
  192. Т.Н. Формирование готовности студентов педвуза к профессиональной деятельности/УПроблемы подготовки специалистов к профессиональной деятельности.- Пенза, 1988. С.78−79
  193. О.А. Развитие музыкальных способностей. Махачкала: Юпитер, 1996.-118с.
  194. Н.В. Игра как компонент содержания и метод профессиональной подготовки будущего учителя//Резервы интенсификации учебно-воспитательного процесса педвуза. Кострома, 1990.-С.76- 82
  195. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988.- 176с.
  196. .М. Психология музыкальных способностей//Избр. тр. В 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985. -С.42- 222
  197. П. Дидактические этюды по преподаванию пения в начальной школе. М.: Тип. А. А. Стрельцова, 1911.
  198. И.Е. Хоровое сольфеджио. Проблема воспитания музыкального слуха хоровых дирижеров. Автореф.дис.канд.пед.наук.- Л., 1980, — 17 с.
  199. И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1976. — 101 с.
  200. Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. М., 1991. 19с.
  201. .И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. — М: Музыка, 1985.
  202. К.Д. По вопросу о преобразовании духовных училищ//Собрание педагогических сочинений К. Д. Ушинского. т.2. Спб.:тип. М. Меркушева, 1913. С. 111−130
  203. Г. Акустическая теория речеобразования/Пер.с англ. J1.A. Варшавского и В. И. Медведева. М.: Наука, 1964. — 284с.
  204. Физиология дыхания. Руководство по физиологии. Л.: Наука, 1973.- 232с.
  205. Физиология речи. Восприятие речи человеком. Л.: Наука, 1976. 388с.
  206. Л. Краткий учебник и методика преподавания по нотам. Пособие для учителей пения и музыки в нар. школах, учительских семинариях и др. уч. завед. Спб.: Тип. A.M. Котомина, 1875.
  207. А.П. Игровое имитационное модширование. М., 1989.- 127с.
  208. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988.- 168с.
  209. С. Музыка и пение в гимназиях. Спб.: Тип. B.C. Балашева, 1891.
  210. Г. М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки. Автореф. д-ра пед.наук. -М., 1978. 28с.
  211. Н.В. Современные теории технологии образования. -Омск, 1993.-73с.
  212. Л.А., В.А. Кожевников. Восприятие речи. //Физиология сенсорных систем. 42. Л.: Наука, 1972. -С 427−514
  213. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320с.
  214. А.И. Развитие музыкального слуха и интонации у детей. -М.: Советская Россия, 1974.-59с.
  215. О.В. Деловая игра в процессе обучения как средство развития творческих способностей студентов в высшей школе США//Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе. С б науч. тр. Вып. 348. — М., 1990 — С. 103−110
  216. Е.А. Развитие будущих учителей средствами обучения специальности. Автореф. Шуя, 1999. -16с
  217. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ)//Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. -С.3−200
  218. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в систем высшего педагогического образования. Л.: Просвещение, 1967. — 266с.
  219. С.Д. Психологические факторы формирования развития музыкальных способностей. Автореф.дис.канд.пед.наук. Новосибирск, 1996.-20с.
Заполнить форму текущей работой