Генезис христианской публицистики и формирование традиции православной проповеди: На примере творчества Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоанна Златоуста
Представляется, что научное значение рассмотренных вопросов состоит, прежде всего, в систематическом рассмотрении явления христианской проповеднической деятельности не в одном из узких аспектов (теологическом, историческом, литературно-эстетическом, лингвистическом и т. п.), а как публицистической деятельности, с учетом комплексного культурологического анализа. Указанный комплексный подход… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Генезис христианской публицистики
- 1. Отношение к религиозной проблематике в эпоху античности
- 2. Влияние Библии на формирование проблематики христианской публицистики
- 2. 1. Ветхий Завет как источник христианской литературной традиции
- 2. 2. Публицистический потенциал Евангелий
- 2. 3. Послания апостола Павла как публицистические тексты
- 3. Генезис христианской публицистики в свете столкновения древних культур Запада и Востока
- 3. 1. Проникновение западной литературной традиции в тексты Библии
- 3. 2. Влияние западной традиции на развитие раннехристианской апологетики
- 4. Специфика прагматизма в раннехристианской теологии и биографии
- 4. 1. Возникновение и специфика раннехристианской теологии
- 4. 2. Биография и автобиография в раннехристианской публицистике
- 1. Историко-культурологические предпосылки формирования христианской публицистики в Византии IV века
- 2. Василий Кесарийский: синтез богословия и публицистики
- 3. Григорий Назианзин и возвращение к эстетике слова
- 4. Творчество Иоанна Златоуста и формирование классической православной проповеди
- 4. 1. Поэтические, антропологические и эстетические основы ранневизантийской православной проповеди
- 4. 2. Коммуникативные особенности православной проповеди
Генезис христианской публицистики и формирование традиции православной проповеди: На примере творчества Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоанна Златоуста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современном российском обществе уже на протяжении многих лет наблюдается огромный интерес к религии. Тема, находившаяся под запретом многие десятилетия, была возвращена к гласному демократическому обсуждению в годы перестройки и сразу приобрела злободневный характер. В наше время, как показали результаты социологического опроса, проведенного в декабре 2000 года Исследовательским центром «Религия в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем, к неверующим и безразличным к религии отнесли себя только 28,6% респондентов1. Таким образом, можно констатировать, что две трети современного российского общества причисляют себя либо к верующим, либо к колеблющимся между верой и неверием.
Естественно, что возросшие информационные запросы населения в области религии требовали удовлетворения, поэтому в постсоветской России стала активно развиваться религиозная прессапубликации и программы, посвященные различным аспектам и направлениям религии, стали появляться в светских СМИ. Причем лидирующим по степени интереса со стороны общества и по количеству собственных СМИ2 стало православное христианство. Эти явления — повышенный интерес российских СМИ к религиозной (особенно православной) тематике, появление самостоятельной религиозной.
1 Мчедлов М. и др. Кому они доверяют // НГ-Религии. — 2001. — 10 февр. — С.
7.
2 См.: Типология периодической печати: Учеб. пос. / Под ред. Я.Н. Засурско-го.-М., 1995.-С. 114−124. прессы — и определяют основные факторы актуальности настоящего исследования. Она обусловливается также следующими причинами:
1. В современной российской науке не существует фундаментальных теоретических исследований, посвященных религиозной публицистике. Существующие работы носят, как правило, описательно-исторический или сугубо типологический характер. Однако потребность в теории, учитывающей особенности религиозной публицистики, ее диахронический аспект, существует объективно, так как тематическое, стилистическое и прагматическое поле последней почти не изучено с точки зрения исторических коннотаций. Поэтому обращение к теме генезиса христианской публицистики и формирования традиции христианской проповеди представляется важным шагом к началу системного и разностороннего исследования данного явления.
2. Малоизученной является проблема влияния христианства на формирование древней пражурналистики. Обращение к этой теме позволило бы представить более полную картину развития публицистического творчества в мировой истории.
3. Акцентирование внимания именно на византийских корнях христианской публицистики обусловлено громадным влиянием Византии на формирование русского религиозно-эстетического миросозерцания. Изучение традиции православной проповеди представляется значимым для воссоздания полной картины византийского влияния на русскую культуру.
4. На сегодняшний день не существует позитивного практического опыта православной публицистики, который мог бы обобщить традиции прошлых лет. Опыт дореволюционной православной печати фактически не сохранился, новые ориентиры не были созданы. Однако необходимость максимального использования собственных СМИ и тесного контакта со светскими mass media официально признается Русской Православной Церковью и закреплена в «Основах социальной концепции РПЦ"1. Показательным примером масштаба проблем практической православной журналистики является попытка проведения РПЦ 5−10 марта 2000 года в Москве Конгресса православной прессы под девизом «Христианская свобода и независимость журналиста», который, по оценкам многих участников, не выполнил своей миссии объединения православных журналистов-практиков, оказался неудачным, формальным2. Поэтому обращение современной православной журналистики к своим корням, истокам поможет, на наш взгляд, избавиться от маргинальных проявлений, обрести свое место в обществе.
В светской журналистике также не существует сложившихся подходов к работе с религиозной тематикой, что зачастую провоцирует конфликты между религиозными объединениями и СМИ. Фактически не решена проблема выбора объективного подхода к явлениям религиозной жизни социума4. Именно как ответ на требование времени явилось создание 24 мая 2001 года при «Медиасоюзе» Гильдии религиозной журналистики, одной из главных целей которой стало «способствовать повышению уровня компетентности журналиста"5. И именно выяснение особенностей православной публицистики, ее целей, задач и функций, обусловленных ее природой, позволит.
1 См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. — М., 2000.
2 См., напр.: Третьяков В. Чтобы быть вместе // НГ-Религии. — 2000. — 7 марта. — С. 1- Мусин А., диак. Кому нужна свобода слова // Там же. — 2001. — 11 июля. -С. 4.
3 См.: Стрельчик Е. Лубок возвращается // НГ-Религии. — 2001. — 26 декабря.
— С. 4.
4 См.: Лученко К. Миссия или аналитика // НГ-Религии. — 2001. — 27 июня.
С. 1.
5 Щипков А. и др. Гильдия религиозной журналистики // Там же. журналистам выработать максимально объективные подходы к освещению религиозной проблематики.
Следует особо отметить то, как в настоящей работе понимается термин «религиозная публицистика». В традиционной советской науке понятие «публицистика» трактовалось по-разному, однако оно всегда определялось через политическую деятельность. Так, В. М. Горохов пишет: «Публицистике присущ высокий идейно-политический уровень"1- М. И. Скуленко замечает: «Публицистика, как и вся журналистика в целом, относится к сфере политической деятельности» — В. В. Ученова говорит: «.публицистика являет собой средство оперативного воздействия на массовую аудиторию в целях ее полио тической ориентации, политического руководства ею» — М. С. Черепахов определяет предмет публицистики как «непосредственное политическое постижение действительности"4. Однако ясно, что рассмотрение публицистической деятельности как политической в узком смысле этого слова оказывается ущербным и выводит за границы предмета громадный пласт журналистского творчества. Поэтому вместе с Е. П. Прохоровым мы рассматриваем политику в широком смысле этого термина, как «объективно существующие отношения между большими общественными группами (классовыми, национальными, региональными, религиозными и др.)."5. Итак, сфера религиозных общественных отношений также является предметом публицистики.
1 Горохов В. М. Публицистика и ее эффективность // Горизонты публицистики: опыт и проблемы. — М., 1981. — С. 99.
2 Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики. — Киев, 1986. — С.
10. о.
Ученова В. В. Гносеологические проблемы публицистики. — М., 1971. — С.
18.
4 Черепахов М. С. Проблемы теории публицистики. — М., 1973. — С. 32.
5 Прохоров Е. П.
Введение
в теорию журналистики. Учебное пособие. — М., 2000.-С. 175.
Под религиозной публицистикой в настоящей работе понимается устная или письменная литературная деятельность, а) направленная на распространение идейного содержания религиозных представлений автора выступленияб) непосредственно обращенная и воздействующая на массовую аудиторию в соответствующем плане и приспособленная к восприятию еюв) связанная с актуальными (онтологическими, политическими, социальными, нравственными) проблемами, стоящими перед аудиторией, и анализирующая их в свете определенного религиозного учения.
Религиозной публицистике также свойственны качества традиционной публицистики: полемичность, личностность повествования, документализм, соединение эмоционально-образных и рационально-понятийных средств изложения1. Настоящие положения в работе будут конкретизированы и уточнены.
Объектом исследования в настоящей работе является раннехристианская публицистика I—IV вв., представленная произведениями раннехристианских апологетов и известных православных византийских ораторов IV столетия (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст).
Предмет исследования — комплекс факторов, влияющих на формирование традиции раннехристианского публицистического выступления, а также закономерности эволюции религиозного слова в условиях перехода от античности к средневековью.
Состояние научной разработки темы. В российской истории журналистики тема раннехристианской публицистики изучена слабо и несистемно. Так, А. Я. Гуревич в книге «Проблемы религиозной народной культуры» только упоминает о том, что церковные жанры были «важнейшим каналом.
1 См.: Прохоров Е. П. Искусство публицистики: размышления и разборы. -М., 1994.-С. 20−25. коммуникации между духовенством и массой"1. Пристальное внимание истории развития публицистического процесса уделяется в работе В.В. Учено-вой «У истоков публицистики». Начиная рассматривать развитие публицистической мысли с античной риторики, автор обращает большое внимание на роль христианства в этом процессе. Однако вряд ли можно считать данный анализ объективным, потому что религия рассматривается как «мир иллюл зорной псевдореальности» и фактор «регресса публицистического слова». К тому же в данной монографии освещается влияние христианства только на развитие публицистики средневековой Европы. Из собственно религиозного публицистического творчества упоминаются произведения «в рамках политико-религиозного синтеза"4, т. е. относящиеся к социально-политическим конфликтам эпохи. В то же время в работе рассматриваются особенности религиозно-публицистических выступлений: обращается внимание на синкретизм повествованияотмечается их апелляция «не столько к неурядицам общественного устройства, сколько к несовершенству личностей, нуждающихся в исправлении"5 (что отрицательно оценивается автором) — сильное влияние классической риторики и т. п. В главе, посвященной развитию публицистики в античный период, христианские авторы не рассматриваются (так, говорится об эпистолографии Юлиана Отступника, но не упоминается творчество его оппонентов-христиан6).
1 Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М., 1981. — С.
11.
2 Ученова В. В. У истоков публицистики. — М., 1989.
3 Там же. — С. 70.
4 Там же. — С. 72.
5 Там же. — С. 73.
6 Ученова В. В. У истоков публицистики. — С. 67.
В учебном пособии Ю. В. Лучинского «Очерки истории зарубежной журналистики"1 влияние христианства на генезис мировой публицистики рассматривается более объективно, но лапидарно. Автор упоминает о публицистической деятельности апологетов, значении легализации христианства императором Константином и т. п2.
Гораздо более пристальное внимание объекту настоящей работы уделяется в учебном пособии Е. Н. Корниловой «Риторика — искусство убеждать"3, где рассматривается не только риторическое искусство дохристианской античности. Делается серьезный акцент на развитии риторики в Византии, и, главное, подробно описывается творчество известных христианских проповедников Василия Кесарийского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и др. Однако работа носит компилятивно-описательный характер.
Отмечается причастность христианства к развитию пражурналистских явлений в современных учебниках по теории журналистики4. Различные проблемы христианской публицистики и журналистики в последние годы часто затрагиваются на научных и научно-практических конференциях5.
1 Лучинский Ю. В. Очерки истории зарубежной журналистики: Учеб. пособие. — Краснодар, 1996.
2 Там же.-С. 18−19.
Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи: Учеб. пособие. — М., 1998.
4 См., напр.: Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. — СПб., 1999. — С. 10- Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. — СПб., 2000. — С. 10.
5 Туманов Д. В. Жанровое многообразие духовной публицистики как основа нравственного преобразования общества // СМИ в современном обществе: Тезисы науч.-практ. конф. — СПб., 1999. — С. 115−116- Бакина Ю. В. Православная журналистика и журналистика о православии // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы науч.-практ. конф. — СПб., 2000. — С. 213−214 и др.
Следует отметить, что деятельность христианских ораторов достаточно хорошо изучена с точки зрения теории и истории риторики в работах российских (С.С. Аверинцев1, В.В. Бычков2, M.JI. Гаспаров3, Я.Н. Любарский4 и др.).
Г fl и зарубежных (X. Лаусберг, X. Хангер, Г. Миш и др.) исследователей. Однако их анализ не касается, как правило, собственно публицистического бытования текстов выступлений, а ограничивается классическим историко-филологическим изучением. Хотя в указанных работах иногда обращается внимание и на публицистическую природу христианской риторики. Так, например, M.JI. Гаспаров пишет, что в самом понимании риторики «скрещивао ются литература, философия, публицистика и школа» (выделено нами. -Авт.).
Цель настоящей работы — выявить и охарактеризовать особенности генезиса и развития форм и методов раннехристианского публицистического выступления с учетом влияния на него христианского мировоззрения и исто-рико-культурологической ситуации.
В связи с формулировкой цели определяются следующие задачи:
1 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1997.
2 Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. — М., 1977.
3 Гаспаров M.JI. Античная риторика как система // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. — М., 1991. — С. 27−59.
4 Любарский Я. Н. Византийские историки и писатели. — СПб., 1999.
5 Lausberg Н. Handbuch der literaturischen Rethorik. — Bd. 1−2. — Mtmchen, 1960.
6 Hunger H. The Classical Tradition in Byzantine Literature: the Importance of Rhetoric // Byzantium and the Classical Tradition. — Birmingham, 1981. — P. 100−141.
7 Misch G. Geschichte der Autobiographie. — 3 Aufl. — Bd. 1. — Hafte 1. — Fr. am Main, 1949.
8 Гаспаров M.JI. Античная риторика как система // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. — М., 1991. — С. 27.
— указать причины и движущие силы развития религиозной публицистики;
— очертить границы раннехристианской публицистики, исходя из традиционной теории публицистики;
— рассмотреть идейное, тематическое и стилистическое влияние библейских текстов на формирование раннехристианской публицистики;
— проанализировать влияние древних литературных традиций (восточной и западной) на становление христианского публицистического слова;
— показать взаимное влияние христианской проповеди и античной литературы друг на друга;
— рассмотреть комплексное влияние культурных, религиозных, исторических и политических факторов на формирование религиозного публицистического выступления в Византии IV века на примере ярких представителей православного проповеднического искусства;
— изучить мировоззренческие, социальные, стилистические и эстетические основы христианской проповеди.
Методологическая и теоретическая база исследования. В настоящей работе использовался комплекс научных методов, базирующихся на социокультурном подходе к тексту. Специфика исследования требовала привлечения системного историко-культурного методологического подхода, разрабо.
1 2 тайного А. Ф. Лосевым и С. С. Аверинцевым, а также стилистического и социолингвистического методов анализа. Также в работе использовались кон.
1 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М., 1991.
2 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. -М., 1997.
3 Вежбицкая А. Семантические универсалии и описания языков. — М., 1999; Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. — М., 2000. цепция развития мирового литературного процесса С.С. Аверинцева1 и литературно-эстетический подход к исследованию роли автора в произведении, разработанный М.М. Бахтиным2.
В качестве методологической основы изучения публицистического текста были взяты труды Е.П. Прохорова3, В.И. Здоровеги4, Е.И. Пронина5,.
6 7 8.
В.В. Ученовой, Е. А. Корнилова, воронежских исследователей и др. Основным композиционно-методологическим принципом был принят диахрониче.
1 Аверинцев С. С. На перекрестке литературных традиций (Византийская литература: истоки и творческие принципы) // Вопросы литературы. — 1973. — № 2. -С. 150−183.
2 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975.
3 Прохоров Е. П. Искусство публицистики: размышления и разборы. — М.,.
1994.
4 Здоровега В. И. Слово тоже есть дело: Некоторые вопросы теории публицистики. -М., 1979.
5 Пронин Е. И. Текстовые факторы эффективности журналистики. -М., 1981.
6 Ученова В. В. Происхождение и развитие публицистики как рода литературно-политической деятельности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра филол. наук. — М., 1974.
7 Корнилов Е. А. Методологические проблемы исследования журналистики // Акценты. Новое в журналистике и литературе. — 1997. — № 2. — С. 6−11. о.
См.: Стюфляева М. И. Образные ресурсы публицистики. — М., 1982; Хо-рольский В. В. Культурология и журналистика: принципы взаимодействия // Проблемы массовых коммуникаций на рубеже тысячелетий. Тезисы науч.-практ. конф. — Воронеж, 2001. — С. 48−50 и др. ский подход1 системного культурологического анализа с учетом специфики предмета исследования2.
Кроме того в диссертации используются общенаучные методы: функциональный, структурно-типологический анализ и синтез полученных материалов.
Предмет диссертационного исследования лежит на пересечении нескольких научных дисциплин, поэтому для формирования теоретической базы работы привлекались труды византинистов (как современных российских и зарубежных исследователей3, так и ученых дореволюционного времени4), патрологов и богословов5, религиоведов6. Использовались диссертации и ав.
1 Корнилов Е. А. Проблемы методологии исследования журналистики // История журналистики как объект исследования и учебная дисциплина. — Вып. 2. -Ростов-на-Дону, 1997. — С. 9.
2 Хорольский В. В. Культурологический метод изучения публицистического дискурса // Акценты. Новое в массовой коммуникации. — 2001. — № 3−4. — С. 13−21.
3 Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. — М., 1971; Удальцова З. В. Византийская культура. — М., 1988; Поэтика древнеримской литературы: жанры и стиль / Под ред. M. J1. Гаспарова. — М., 1989 и др.
4 Васильев А. А. Лекции по истории Византии: В 4 т. — Пг., 1917; Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. — СПб., 1997 и др.
5 Барсов Н. И. История Первобытной христианской проповеди. — СПб., 1885- Фаррас Ф. В. Жизнь и труды св. Отцов и учителей Церкви. — 2-е изд. — В 2 т. — Пг., 1903; Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). — М., 1992; Мейендорф И., прот.
Введение
в святоотеческое богословие. — М., 1995; Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. — М., 1996 И др.
6 Свенцицкая И. С. От общины к церкви. — М., 1985. торефераты диссертаций специалистов по коммуникативистике (теории ком.
1 2 3 муникации), историков христианства и литературоведов .
В работе автор обращается к сочинениям древнегреческих, древнеримских и византийских писателей и историков4.
Эмпирическую базу исследования составляют канонические тексты Библии, сочинения наиболее известных христианских апологетов II—III вв.еков (Татиан, Ермий, Феофил Антиохийский, Афинагор Афинский, Тертуллиан и др.) и тексты проповеднических выступлений византийских христианских ораторов IV столетия Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Иоанна Златоуста. Выбор эмпирической базы и хронологических рамок работы объясняется следующими причинами:
— тексты Библии являются основой и выражением христианского учения, поэтому их влияние на процесс формирования христианской публицистики представляется несомненным;
1 Агеева Г. А. Религиозная проповедь как специфический вид языковой коммуникации (на материале современных немецкоязычных проповедей): Автореф. дис. канд. филол. наук. — Иркутск, 1998.
2 Федосик В. А. Христианская церковь в Римской империи в III — начале IV века (становление христианской церкви и религиозная политика императорской власти): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра ист. наук. — Минск, 1992; Рудоквас А. Д. Религиозная политика императора Константина Великого: Автореф. дис. канд. ист. наук. — СПб., 1996.
Шошиашвили Д. В. Византийская эпистолография и письма Дионисия Псевдо-Ареопагита: Автореф. дис. канд. филол. наук. — Тбилиси, 1990; Иванова Ю. В. Поэтика «Исповеди» Аврелия Августина в контексте христианской литературы III века: Дис. канд. филол. наук. -М., 1999.
4 Евсевий Памфил. Церковная история. — М., 1993; Сократ Схоластик. Церковная история. — М., 1996; Аристотель. Риторика. Поэтика. — М., 2000 и др.
— в отличие от Библии, тексты которой носят сакральный характер, сочинения апологетов являются фактически первым публицистическим свидетельством о христианствеименно в текстах апологетов происходит первый контакт эллинистической словесности с христианским содержанием;
— именно в IV веке в Византии начинает развиваться свободное, не преследуемое государством, христианствона эту же эпоху приходится расцвет проповеднической деятельности признанных святыми в православии и католицизме «отцов-каппадокийцев"1 Василия Кесарийского и Григория Богослова и оратора Иоанна Златоуста, оказавших большое влияние на формирование всей византийской эстетики. В это же время формируется сам термин «православие» (opOoSo^ia).
Научная новизна работы состоит, прежде всего, в систематическом исследовании факторов появления и развития одного из направлений религиозной публицистики — раннехристианской православной публицистики, в выявлении ее влияния на мировой публицистический процесс. В работе впервые вводятся в научный оборот в качестве публицистов имена таких известных христианских авторов, как Афинагор Афинский, Татиан, Тертулли-ан, Афанасий Александрийский, Евагрий Понтийский, Василий Кесарий-ский, Григорий Назианзин и др. В ходе исследования были по-новому, с учетом их социокультурного функционирования, рассмотрены и сформулированы основные коммуникативные свойства раннехристианской проповеди.
Положения, выносимые на защиту:
— раннехристианская публицистика формируется под воздействием трех важнейших факторов: христианского вероучения и двух древних литературных традиций (восточного дорефлективного и западного рефлективного традиционализма);
1 Каппадокийцы // Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. -С. 198−199.
2 Византийская эстетика // Эстетика: Словарь. — М., 1989. — С. 39.
— характерным признаком традиционной христианской публицистики является особая прагматическая ориентация, использование опыта и инструментария «внешней» культуры для реализации единственной метафизической цели — спасения души человека;
— христианская публицистика оказывает значительное влияние на развитие мировой публицистической мысли в том отношении, что она погружает внешне-риторическое слово в имманентно-духовный дискурс, обращая особое внимание на внутренний экзистенциальный мир индивида и формируя синкретический подход к анализу личности;
— традиционная раннехристианская проповедь является не столько особым жанром публичного выступления, сколько метажанровым явлением, формой и методом массовой коммуникации внутри Церкви.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в разработке оригинальной концепции генезиса раннехристианской публицистики и влияния ее на общий процесс развития публицистического творчества. Осознание своих историко-культурных и религиозных истоков несомненно важно и для практической православной журналистики. Изучение истории христианской публицистики станет одним из важных шагов к демаргинализации ряда нынешних православных СМИ, поможет им обрести историческую и духовную связь с частично утерянной традицией. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по истории зарубежной журналистики, а также в специальных курсах, связанных с тематикой работы.
Апробация. Основные положения диссертации были представлены в докладах:
— на научно-практических конференциях по журналистике в Санкт-Петербурге (СПбГУ, «Средства массовой информации в современном мире», 1999;2001), Москве (МГУ, «Журналистика в 1998 году», 1999; «Журналистика в 2000 году: реалии и прогнозы», 2001), Екатеринбурге (УрГУ, «Журналистика сегодня: достижения, проблемы, перспективы», 1999) и Воронеже.
ВГУ, «Пресса и общество», 1999; «Журналистика — реклама — связи с общественностью», 2000; «Журналистика конца XX века», 2000);
— на научно-богословской конференции «Рождество Христово — новая эра в истории человечества» (Белгород, 1999);
— на научной конференции «История Церкви: изучение и преподавание» (Екатеринбург, УрГУ, 1999) — и отражены в 13 авторских публикациях в сборниках тезисов и материалов конференций и в альманахе «Акценты. Новое в массовой коммуникации» (Воронеж).
Автор диссертации является разработчиком учебно-методической программы спецкурса «Религиозная публицистика» (см. Приложение IV), читаемого на факультете журналистики ВГУ в течение 1999;2002 гг.
Автор являлся в 1997;1998 годах сотрудником пресс-службы Епархиального Управления Воронежско-Липецкой Епархии РПЦс 1998 г. — редактор интернет-проекта «Церковная журналистика» (адрес в Интернете: http://www.church.vsu.ru). Член гильдии религиозной журналистики Медиа-союза.
Структура работы. Диссертация состоит из настоящего введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновываются цель и задачи исследования, показываются его актуальность и новизна.
В первой главе — «Генезис христианской публицистики» — рассматриваются проблемы возникновения христианской публицистической мысли.
В первом параграфе главы — «Отношение к религиозной проблематике в эпоху античности» — определяются основы религиозных отношений в политеистическом обществе, доказывается невозможность появления религиозной публицистики в языческой культуре.
Во втором параграфе — «Влияние Библии на формирование проблематики христианской публицистики» — рассматриваются исторические, культурные, религиозные и литературные составляющие канонического православного корпуса Библии, оказавшие воздействие на становление христианской публицистической традиции. Первый раздел данного параграфа — «Ветхий Завет как источник христианской литературной традиции» — посвящен формированию религиозной проблематики и стилистики христианской публицистики под влиянием авторитета Пятикнижия, пророческих и других ветхозаветных книг. Во втором разделе — «Публицистический потенциал Евангелий» — подвергается анализу новая духовная, тематическая и образно-стилистическая парадигма религиозного выступления, а также оценивается влияние, оказанное распространением молодой религии на античные греко-римские культурные традиции. Далее, в третьем разделе — «Послания апостола Павла как публицистические тексты» — рассматривается эпистолярное творчество самого известного первохристианского проповедника ап. Павлапрослеживается связь тематики и стилистики его посланий с евангельскими текстами, отмечается их публицистическая самостоятельность.
В третьем параграфе — «Генезис христианской публицистики в свете столкновения древних культур Запада и Востока» — проводится исследование факторов формирования христианской публицистики в свете теории раннего культурно-литературного развития С. С. Аверинцева. В первом разделе -«Проникновение западной литературной традиции в тексты Библии» — описываются характерные черты восточного дорефлективного традиционализма, просматривающиеся в ветхозаветных книгахраскрывается процесс постепенного проникновения в библейские тексты элементов западного рефлективного традиционализма (особенно в посланиях апостола Павла). Второй раздел — «Влияние западной традиции на развитие раннехристианской апологетики» — демонстрирует момент столкновения двух указанных литературных традиций в творчестве раннехристианских апологетов (Татиана, Афина-гора Афинского, Ермия и др.) — здесь же рассматривается процесс прагматической трансформации искусства античной риторики и поэтики христианскими писателями.
Проблеме прагматической адаптации древнегреческого и древнеримского литературного наследия, не относящегося строго к риторике, посвящен четвертый параграф главы — «Специфика прагматизма в раннехристианской теологии и биографии». В его первом разделе — «Возникновение и специфика раннехристианской теологии» — на примере творчества Климента Александрийского, Оригена, Августина Аврелия, одного из первых теоретиков монашеской аскетики Евагрия Понтийского раскрывается процесс зарождения раннехристианского богословия, отмечается его связь с риторикой. Второй раздел этого параграфа — «Биография и автобиография в раннехристианской публицистике» — посвящен возникновению одного из самых популярных христианских жанров, имеющего несомненную публицистическую нагрузку — житию. На примере «Жития Антония Египетского» Афанасия Александрийского анализируется влияние его античного прототипа — энкомия (панегирика) — выделяются некие характерные особенности жития как жанрового явления, отмечается его тематический и функциональный синкретизм, характерный для прагматического христианского подхода. Здесь же на материале «Исповеди» Августина Аврелия рассматривается влияние христианства на развитие жанра автобиографии на содержательно новом уровне, подразумевающем глубокую интроспекцию, рефлексию и открытость аудитории.
Во второй главе работы — «Становление византийской православной публицистики в IV веке» — подвергается комплексному анализу новая историко-культурная среда распространения христианской публицистики — Византийская империя. В первом параграфе главы — «Историко-культурологические предпосылки формирования христианской публицистики в Византии IV века» — определяются важнейшие внешние (исторические, культурные, политические, социальные) факторы, послужившие благоприятному развитию христианской публицистической мысли. Второй параграф -«Василий Кесарийский: синтез богословия и публицистики» — представляет подробный анализ соединения богословского и публицистического дискурсов в беседах Василия Кесарийскогоуделяется внимание особенностям авторской поэтики. В третьем параграфе — «Григорий Назианзин и возвращение к эстетике слова» — рассматривается вариант совмещения христианского прагматического подхода проповедника с приверженностью к античным, дохристианским эстетическим идеалам риторики. На примере творчества знаменитого оратора Иоанна Златоуста в четвертом параграфе — «Творчество Иоанна Златоуста и формирование классической православной проповеди» -исследуются поэтические, антропологические, эстетические (первый раздел -«Поэтические, антропологические и эстетические основы ранневизантийской православной проповеди») и коммуникативные (второй раздел — «Коммуникативные особенности православной проповеди») особенности византийской православной проповеди, их значение и влияние на формирование традиции православного проповедничества.
В заключении подводятся итоги исследования, обращается внимание на их новизну и научно-практическую значимость, устанавливаются ориентиры для дальнейших исследований.
Список литературы
содержит 227 библиографических наименований.
Приложения состоят из трех схем, наглядно демонстрирующих теоретические выводы, приведенные в заключении диссертации, и авторской программы спецкурса для студентов факультетов и отделений журналистики «Религиозная публицистика».
Результаты исследования представляют определенную ценность для практической журналистикив первую очередь, для журналистики православной, завоевывающей современное информационное пространство в условиях полного отсутствия опыта религиозной публицистической деятельности на протяжении многих десятков лет. Определение собственных корней, традиции, преемственности послужит важным фактором самоопределения современных православных СМИ, яснее очертит идеалы и ориентиры деятельности, поможет найти свое особое место в системе нынешних mass media. Изучение и осознание связи современной православной публицистики с проповедническим служением древней Церкви поможет по-новому взглянуть на задачи, стоящие перед современными церковными СМИ1, на такие частные, но злободневные проблемы, как нахождение общего языка с неподготовленной аудиторией, отношение к модернистским течениям внутри самой Церкви и за ее пределами и т. п. Так, например, проблема смены (или «осовременивания») языка богослужения в Русской Православной Церкви приобретает новую окраску, если рассматривать ее не только в свете установившейся традиции, но и через призму теории коммуникационного акта2, главной целью которого для проповедника является его успешность. Для нерелигиозной, светской журналистики изучение истории христианской проповеди как публицистической деятельности позволит более точно и объективно подходить к освещению и анализу явлений в современном православии, избегая узкого, секулярного подхода, характерного для многих нынешних СМИ.
В связи с последним моментом обрисовывается учебно-методическая ценность работы. Обобщенный материал исследования можно использовать при подготовке профессиональных журналистов в системе высшего образованияданная методика представлена в Приложении IV настоящей работы как программа спецкурса «Религиозная публицистика» для студентов факультетов и отделений журналистики.
1 См.: Душенов К. Задачи православных СМИ // НГ-Религии. — 2001. — 11 июля. — С. 4.
2 Конева Н. К. Условия успешности коммуникационного акта // Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты. — Тверь, 1997. — С. 30.
Важно отметить принципиальную необходимость внимательного изучения христианской публицистики для реставрации общекультурного наследия нашей страны. В свете современных культурологических исследований необходимость восстановления связей с традиционными религиозными истоками рассматривается как залог национального здоровья: «.кто остается на своей земле, обладает долговечностью. Отдаление от. исторической обусловленности означает лишенность корней"1. Поэтому пристальный интерес к истокам христианства, к эпохе становления православия как древнейшей христианской конфессии (по сути — первохристианства), обусловлен стремлением к гармоничному воссоединению с собственным историческим прошлым, осознанием роли православного христианства в истории страны, нации и всей цивилизации, стремлением к заполнению духовного вакуума в технократическом обществе. Не случаен в связи с этим акцент, сделанный на роли Византии в процессе развития христианства. Византийская империя, став колыбелью православия, передало эстафету русскому народу, оказав тем самым непосредственное влияние на его культуру. Религиозность становится обязательным признаком древнерусской литературы и публицистикипервые публицистические произведения («Слово о Законе и Благодати» Илариона) составляются по канонам византийского красноречияВизантия на протяжении многих веков считалась просветительницей Руси, ее культурной кормилицей. И основным коммуникативным фактором, позволяющим осуществлять культурную трансляцию в условиях массовой неграмотности, становится именно церковная проповедь.
Безусловно, в области, непосредственно связанной с предметом настоящей работы, до сих пор существует достаточно много пробелов. Среди перспектив будущих исследований необходимо указать проблемы трансформации христианской публицистики в разные эпохи существования Византий.
1 Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. -М., 1996. — С. 157.
147 ской империивзаимовлияние православной и католической публицистики в процессе исторического развитияусловия культурной трансляции православной публицистики в русской культуренаконец, явление сосуществования христианских публицистических традиций в мультиконфессиональном поле России. Разработка этих направлений послужит максимально полному изучению такого сложного и многогранного явления, как религиозная публицистика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подводя итог настоящему исследованию, еще раз уточним, что религиозная публицистика в древнем мире возникает только с зарождением монотеизма — древнего иудаизма — когда в вероучении появляются строгие догматические правила, входящие в конфликт с религиозными представлениями традиционного политеизма (в первую очередь, запрет поклоняться чужим богам, не характерный для политеистических верований). Публицистика в религиозном дискурсе возникает именно в момент появления конфликта, столкновения разных концепций веры, когда ощущается необходимость открытого призыва, непосредственного воздействия на аудиторию. Первоначально публицистические элементы проявляются уже в корпусе Ветхого Завета, где не выделяются из общего синкретического текста, существуя в неразрывной связи с художественными, религиозными и бытовыми представлениями, что является характерным для всей архаичной литературы. Наибольший публицистический пафос просматривается в книгах пророков (Исайи, Иеремии, Иезекииля и др.), которые становятся одними из первых проповедников, стихийными ораторами древнеиудейского общества. Ветхий Завет позже передаст будущей христианской публицистике свой монологизм, ощущение непререкаемого авторитета, которые формируются в результате специфики неравноправного общения Бога-Творца и человека-творения. Также христианской публицистике достанется в наследство древневосточный литературный дорефлективный традиционализм. Один из его признаков — прагматизация литературной деятельности, ориентация вовне сферы эстетики — станет характерной чертой христианской публицистики.
Новозаветные тексты, в первую очередь, четыре Евангелия, повествующие о пришествии Бога в мир, о воплощении Его в человеческом облике, формируют иной подход к религиозному публицистическому выступлению. В Евангелии появляется элемент полемики, спора, необходимый для развития полноценной публицистики. Там же формируется основное тематическое наполнение христианского публицистического выступления: религиозно-богословское, экзегетическое (толкование), апологетическое (защита вероучения), этическое, эсхатологическое и др. Притчи оказывают большое влияние на возникновение языка традиционной христианской публицистики, простого, доступного для самой широкой аудитории и в то же время глубоко образного и многозначного.
Но Евангелие не только формирует черты христианской публицистики, оно выводит ее на мировой уровень. В отличие от ветхозаветной религии иудеев, евангельская весть предназначена для всех людей. Она сама становится поводом к публицистике (позднее им станет весь библейский текст), императивом проповеди, данным свыше. «Благая весть», «благовествование» — это призыв к коммуникации, массовому распространению информации. И послания апостолов, выполнявших проповеднический императив (особенно ап. Павла, образованного иудея), представляют собой полноценную эпистолярную публицистику. В них закрепляется тематический набор, сформированный в Евангелии. Послания апостола Павла, знакомого с античной культурой, по своим стилистическим особенностям приближаются к модели западного рефлективного традиционализма.
В целом Библия становится важнейшей частью христианского публицистического выступления: цитаты из нее могут оказаться как поводом к публицистике, так и составной частью произведения (структурообразующим элементом, аргументом, предметом сравнения, сопоставления). Итак, Библия и христианское учение, опирающееся на нее — один из важнейших источников развития христианской публицистической традиции.
Вторым источником христианской публицистики стал западный рефлективный традиционализм, представленный античной культурой Древней Греции и Древнего Рима. При выходе на мировой уровень христианству пришлось столкнуться с политеистическим, а потому враждебным мировоззрением. Однако для того, чтобы эллинистически настроенная ойкумена могла воспринять новую идею, христианству пришлось ассимилировать опыт античности. Это коснулось, во-первых, самого метода коммуникации, слабо разработанного на Востоке. Поэтому христианская публицистика формируется под воздействием единственного, но хорошо разработанного публицистического метода античности — риторического искусства. Именно риторика позволила христианству заговорить на понятном всей ойкумене языке, овладеть специфическими приемами воздействия на аудиторию. Другой хорошо разработанной школой, оказавшей влияние, прежде всего, на развитие богословской публицистики, стала античная философия (особенно неоплатонизм). Детально выстроенная поэтика художественного слова, характеризующаяся особым вниманием к эстетической составляющей, подарила христианской публицистике большое разнообразие литературных жанров: диалог, диатриба (внутренний диалог), энкомий (панегирик), поэтические формы и т. д. Следует отметить, что чаще всего христианство берет только методы этих школ, оставляя без внимания эстетическое наполнение и любые связи с античной (то есть языческой) мифологией. «Нужно рассмотреть каждую науку и приспособить ее к цели"1, — говорит византийский проповедник IV века Василий Кесарийский, вновь заостряя внимание на прагматике христианской публицистики, подчиняющей все средства воздействия на аудиторию (литературно-эстетические, философские, психологические) единственной религиозно-мистической сверхзадаче — спасению души. Таким образом,.
1 Беседа 22. К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями // Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподокийския. — М., 1846. — Т. 4. — С. 349. формирование раннехристианской публицистики происходит под воздействием трех главных факторов: христианского учения, выразителем которого является Священное Писание (Библия) и две древние литературные школы: восточный дорефлективный традиционализм и западный рефлективный традиционализм (см. Приложение I).
В свою очередь, христианская публицистика оказывает большое влияние на развитие мирового литературно-публицистического процесса. Она является, прежде всего, проводником христианской идеологии, заложившей основу новой для западного античного мира этической парадигмы и антропологии. В узколитературном смысле это проявляется в акцентировании внимания к внутреннему миру человека, в установлении комплексного подхода к его анализу, сочетающему художественные, религиозные, философские и социально-психологические методы. Именно христианская публицистика оказывает влияние на формирование полноценного жанра автобиографии, характеризующегося исповедальностью, открытостью автора перед аудиторией, глубокой рефлексией.
Христианская публицистика стала, как ни парадоксально, хранительницей античного наследия. Уже в VII веке светская риторика исчезает, и лишь ее церковный аналог продолжает сохранять и передавать наследие древнего ораторского искусства. Следовательно, христианская публицистика (в основе которой лежит именно риторический метод коммуникации) сыграла важную роль в передаче и переработке искусства риторики.
Важное развитие христианская публицистика получает в IV веке в Византийской империи, где христианство приобретает статус легальной, а затем и государственной религии. Этот фактор позволил христианскому оратору почувствовать свою принадлежность к империи, выйти из «катакомбного» существования. Таким образом, государственно-политический фактор формирования христианской публицистики влияет на появления другогосоциально-экономического — фактора, в результате воздействия которого укрепляется и расширяется структура древней православной Церкви как социального института. Для настоящего исследования это важно потому, что в этом развитом институте со сложной иерархической структурой возникают постоянные коммуникационные каналы, которые требуют устойчивых методов коммуникации (важнейшим из которых становится проповедь). Культурно-исторический фактор развития христианской публицистики обеспечивает максимальное использование античных литературно-философских и эстетических школ, лежавших в основе византийской культурной преемственности (творчество Григория Назианзина). Религиозный фактор, в свою очередь, создает уникальную среду для широких богословских споров, в которые (опять же в силу государственной политики) оказались вовлеченными все слои населения. Это обусловило синтез богословия и публицистики (Василий Кесарийский). В результате воздействия комплекса этих факторов (см. Приложение II) и формируется то разнообразие христианской публицистики, которое было продемонстрировано в настоящей работе.
В ходе исследования было доказано, что под православной проповедью следует понимать не какой-то определенный художественно-публицистический жанр. Проповедь — метажанровое явлениеэто метод и форма традиционной массовой коммуникации в Церкви. В зависимости от содержания и конкретной цели выступления проповедь может приобретать черты энкомия (панегирика) святому или его жития, экзегезы (толкования Библии), нравственного наставления, собственно богословского разъяснения и т. п. Для метода ранневизантийской проповеднической коммуникации характерен дидактизм, возвышение оратора над аудиторией, авторитарность и авторитетность его фигуры. С другой стороны, для эстетического наполнения проповеднических выступлений, характерен постоянный дуализм отношения оратора к аудитории и самому себе. Человек рассматривается (с точки зрения христианства) то как образ Божий, что порождает доверительность, исповедальность в беседе с аудиториейто как погрязшее в грехах, деградировавшее существо, что возвращает оратора к обличительному стилю, к уже обозначенному авторитаризму. Соответственно и сам оратор, обличая, находится вне своей аудитории, выше неено, говоря о небесном, божественном, ощущает собственную ничтожность, греховность и отождествляет себя с аудиторией.
В настоящей работе были выделены три функции проповеди, оказывающие взаимное влияние и важные для существования массовой коммуникации в Церкви и вне нее:
— функция религиозной пропаганды (основная);
— социально-просветительская функция;
— коммуникативная функция.
Функция религиозной пропаганды обеспечивает распространение христианского учения в обществе, демонстрирует и насаждает определенные религиозно-нравственные идеалы и ценности. В то же время она, питаемая христианским учением, формирует особый стиль проповеднической коммуникации, описанный выше, влияя, в свою очередь, на коммуникативную функцию проповеди. Последняя заключается в создании и поддержании коммуникационных каналов внутри Церкви и вне ее. Социально-просветительская функция проповеди также формируется под воздействием христианского учения, т. е., исходя из функции религиозной пропаганды. Христианин обязан вести постоянную проповедьэтот императив и апеллирует к социально-просветительской работе. В свою очередь, данная функция обеспечивает «социализацию» Церкви, консолидацию ее как социума (см. Приложение III).
Итак, в настоящем диссертационной работе были выявлены и охарактеризованы особенности генезиса и развития традиции раннехристианского публицистического выступления с учетом влияния на нее христианского мировоззрения и историко-культурной ситуации Византии IV столетия.
Представляется, что научное значение рассмотренных вопросов состоит, прежде всего, в систематическом рассмотрении явления христианской проповеднической деятельности не в одном из узких аспектов (теологическом, историческом, литературно-эстетическом, лингвистическом и т. п.), а как публицистической деятельности, с учетом комплексного культурологического анализа. Указанный комплексный подход позволил рассмотреть и проанализировать объект исследования — христианскую публицистику — максимально разносторонне, в динамике его развития. Впервые религиозная проповедь расценивается как публицистическое творчество не в связи с особым содержательным наполнением, а как самостоятельная и самоценная публицистика по своей природе. В результате исследования удалось проследить генезис и первоначальное развитие христианской публицистики, выявить влияние на нее различных факторов: как собственно сакрального (определяющего для любого религиозного явления), так и внешних, культуро-образующих. Анализ ранневизантийской публицистики показал формирование проповеди, которая в данном исследовании рассматривается не как жанр, а как своеобразная форма и метод массовой коммуникации. В качестве публицистов в научный оборот были введены имена известных раннехристианских богословов, проповедников и подвижников: Тертуллиана, Оригена, Ие-ронима Стридонского, Афанасия Александрийского (Великого), Августина Аврелия, Евсевия Кесарийского, Василия Кесарийского (Великого), Григория Назианзина (Богослова) и др. Тем самым работа заполняет одну из лакун в теории и истории отечественной публицистики, связанных с идеологическими запретами на объективное изучение христианской (и вообще религиозной) деятельности.
Список литературы
- Монографии, сборники статей и учебные пособия
- Аверинцев С.С. Поэты. М., 1996. — 364 с.
- Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику / Пер с фр. М., 1994.-239 с.
- Античность и Византия / Отв. ред. J1.A. Фрейберг. М., 1975. — 415 с.
- Антонини Бернардо, о. Введение в Библию / Пер. с итал. М., 1998. -158 с.
- Барсов Н.И. История Первобытной христианской проповеди (до IV века).-СПб., 1885.-371 с.
- Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1984.
- Басле М.-Ф. Апостол Павел / Пер. с фр. М. Гадар. Ростов н/Д, 1999. -475 с.