Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рекламный политический портрет в системе массовой коммуникации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Строительство гражданского общества включает помимо других факторов и процесс овладения формами цивилизованной политической борьбы в условиях конкуренции. Первые шаги российских политиков в плане привлечения политической рекламы, которые можно было наблюдать с началом демократических преобразований в стране с 1991 г. и в течение последующего времени, не позволяют с уверенностью сказать, что этот… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Политический портрет как жанр рекламы
  • Раздел 1. Генезис репрезентации граней личности лидера в культуре. .15 Раздел 2. Политический портрет как структурный элемент современной политической рекламы
  • ГЛАВА 2. Политический портрет как средство формирования имиджа в контексте избирательной кампании
  • Раздел 1. Имидж кандидата в печатной рекламе
  • Раздел 2. Образ лидера через призму аудиовизуальных средств массовой информации
  • Раздел 3. Имидж политика в контексте публикаций периодической печат

Рекламный политический портрет в системе массовой коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не многие способны быть политиками, но все способны оценивать их деяния". В этом высказывании Лерикла Афинского, на которое обратил внимание Карл Поплер1, можно усмотреть самое простое деление участников политического процесса, или, согласно политологической терминологии, акторов. Оно применимо для любой организации общества, различны только взаимоотношения между теми, кто делает политику и теми, кто ее оценивает. Вне зависимости от типа этих отношений всегда был высок интерес к личности лидеров. И власть предержащие всегда были обеспокоены тем, как предстать перед подчиненными. «Пусть тем, кто видит его и слышит, — советовал государю Н. Макиавелли, — он предстанет как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди, большей частью, судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками немногим» 7.

Конец ХГХ — начало XX века ознаменовали качественно новый этап в истории человечества. Его отличительными чертами стали: резко возросшее участие масс населения в политической жизнипреобразование механизма политической власти, которая не может существовать, не учитывая этот принципиальный теперь фактор политического процессанебывалые технические средства, создающие качественно новую ситуацию во взаимоотношениях масс и элит Эти тенденции, развивающиеся на протяжении всего XX века, ведут к ряду существенно важных следствий: «. возникает необходимость в новых.

См.: ПоПпер К. Открытое Общество и его враГн.М., 19В2.Т. 1. C.G. Макиавелли Н. Государь.М. 1990. С, 53. способам легитимизации власти, которая апеллирует теперь не к божественному освящению или наследственным привилегиям, а к волеизъявлению масс. проявляются специфические организационные приемы завоевания и удержания политической власти, средством чего становится создание массовых партий, борющихся за влияние на избирателей. возникают предпосылки для чрезвычайно эффективного воздействия на общественное сознание в политических целях" .

В условиях политической конкуренции одним из инструментов, с помощью которого осуществляется это воздействие" становится все набирающая силу политическая реклама. Формирование политических приоритетов, а условиях выбора — ее прерогатива,.

Являясь элементом общественной структуры, политическая реклама неразрывно связана с конкретным государственным устройством. Что представляет собой в этом плане сегодняшняя Россия?

Одним из бытующих определений состояния нынешней политической жизни, учитывающих неизбежность появления в переходный период «уродливых симбиозов тоталитаризма и демократии», является понятие демократура*.

Другая, более общеупотребительная характеристика, также содержащая в себе необходимость учета наследия прошлогопосткоммунистическая демократия3.

В трудах отечественных и зарубежных политологов большое внимание уделяется анализу особенностей переходного периода в f Медушеоский А. Н. Демократий и тирания в новое и новейшее время // Вопросы фипософии, 1993,№ Ю. С 4.

1 См. напр.: Фарукшин MX. Юртаеэ, А Н От культуры конфронтации к культуре диалога // Политические исследования. 1992, № З.С.151,.

3 См. напр.: Кгямкин ИМ Посткомму мистическая демократия и ее исторические особенности в России // Политические исследования. 1993 Ns 2. С.6−22.

России. Нам они представляются интересными с точки зрения влияния на состояние и развитие политической рекламы.

Одно только использование демократических процедур в обществе, переживающем время реформ, еще не гарантирует ни авторитета власти, ни стабильности. Ситуация осложняется тем, что у российски* лидеров исчерпался достаточный для продолжения реформ запас политической прочности.

Высокая политическая активность общества, всплеск которой мы наблюдали в августе 1991 г. и проявлений которой ожидали в декабре 1993 г, на деле обернулась усиливающимся в настоящее время отчуждением от власти. Частично это объясняется низким уровнем политических знаний эпектората, являющихся одним из весомых составпяющих политической купьтуры. Частично структурой самой власти: посткоммунистическая демократия склонна к дроблению на множество блоков. Определиться в своем предпочтении непросто, даже если есть желание. Достаточно вспомнить ситуацию перед выборами в декабре 1993 г. Политическая же реклама выглядела скучной и непрофессиональной и не отвечала в достаточной мере ни интересам рекламодателей, ни потребности электората в информации.

Одна из характерных черт нашего общества — персонификация в сознании избиратепей политических организаций и блоков. Преимущественная ориентация российских граждан на личности в какой-то степени призвана компенсировать дефицит доверия к существующим властным структурам и политическим партиям.

Еще одна особенность нашей демократии заключается в том, что до недавнего времени в политических событиях не участвовал средний класс. Сначала по причине того, что эта прослойка общества отсутствовала как таковая, позднее из-за того, что люди, принадлежащие к ней, воздерживались от политики. Сегодня не учитывать представителей среднего класса, как потенциальных участников политических процессов т уже нельзя.

Значительное количество участников борьбы за власть и дифференциация борющихся сторон, многообразие индивидуальных особенностей массового сознания россиян, весьма скромный опыт политического рекламирования в условиях конкуренции — далеко не весь перечень проблем, с которыми предстоит сталкиваться разработчикам стратегий политической рекламы в нашей стране.

Все выше сказанное диктует настоятельную необходимость в углублении теоретических и наработках практических знаний в области политической рекламы, одним из ведущих жанров печатного воплощения которой является политический портрет.

Этим определяется актуальность диссертационной работы. Объектом исследования выступает политическая реклама как род деятельности, Одним из аспектов рассмотрения ее в данном ключе является анализ жанровой структуры. Политический портрет, как один из элементов системы жанров политической рекламы, составляет предмет предлагаемой работы. Цель данной диссертации — системное исследование сформировавшегося на сегодняшний день в русле рекламных жанров политического портрета, включающее попытку генетической реконструкции этого явления, анализ его структуры, определение места в современной системе рекламы и массовой коммуникации в целом.

Поставленная цель предопределяет постановку ряда исследовательских задач:

• вычленить этапы формирования портрета в процессе становления политической рекламы;

• показать специфические особенности политического портрета, позволяющие выделить его в отдельный жанр, проанализировать его структуру на современной эмпирии, определить характер его взаимодействия с другими жанрами рекламырассмотреть политический портрет в системе массовой коммуникации с точки зрения формирования имиджа политика;

— на основе результатов исследования и общих рекомендаций специалистов предложить схемы конструирования эффективного образа лидера.

Потребность в данном исследовании вызвана тем, что с настоящее время отсутствуют основательные работы, посвященные политической рекламе, за исключением главы в книге О. А. Феофанова «США: реклама и общество» 1. Она предлагает комплексный подход к проблемам политической рекламы на примере США. Особое внимание уделено психологическим механизмам ее воздействия иг в частности, одному из основных инструментов влияния на избиратепей * имиджу кандидата и его платформы. Вопросы природы имиджа, его социальной роли, эффективностиосновные моменты, связанные с технологией «производства» образов, углубленно и более детально разработаны этим автором в докторской диссертации «Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе» и монографии «Агрессия лжи» 3. Содержащие богатейший эмпирический материал и.

1 Феофанов О. А. США: реклама и общество. М. 1974. См.: Феофанов О. А, Природа социальных иллюзий и механизмы формированиях их в буржуазном обществе. Дисс. «докт-филос.наук.М, 1962;

Феофанов О, А Агрессия лжи.М.1967 представляющие ценный опыт системного исследования, названные труды, будучи опубликованными в 70−80 годы, не затрагивают современного опыта политической рекламы.

Пополнению знаний в этой сфере немало способствовало знакомство с выступлениями О. А. Феофанова на различных научных конференциях, конгрессах и в журнальной периодике" 1.

В ходе изучения теоретических источников практически не встретилось литературы, освещающей жанровую структуру этой сферы рекламной деятельности. Попытка классификации рекламных жанров предпринимается Б. С. Разумовским в диссертации «Реклама, как вид социальной информации» 2, но результат нельзя назвать исчерпывающим. Автор предлагает структурировать рекламу по образу и подобию жанрового деления е журналистике, разделяя типы рекламных обращений на информационные и аналитические. Это положение достаточно спорно и, в первую очередь, по причине различия рекламы и журналистики, как родов деятельности, ориентированных на различные цели. Более того, даже при условии принятия классификации Б. С. Разумовского, которая учитывает, в основном, коммерческую рекламу, структурирование политической рекламы, как деятельности, определяемой отличным от коммерческой целеполаганием, требует отдельного подхода.

1 См: Феофанов О. А. Стереотип и образ в буржуазной пропаганде II Вопросы философии. 19B0. NB 6. Реклама — фабрика социальных иллюзий it США: экономика, политика, идеология. 1900.№ 7- Реклама и формирование социалистического образа жизни // Сборник материалов международного конгресса по рекламе стран-членов СЭВ, Вильнюс, 19BSЧто может политическая реклама И Коммунист. 1991, № 12: Политическая реклама: форма межпартийной борьбы И Международный конгресс по рекламе. Тезисы докладов. М, 1994,.

1 Разумовский Б. С. Реклама как вид социальной информации. Автореф.дисс. ." канд. фил ол. наук. М. г 1992.

Среди трудов, в которых уделяется внимание конкретным жанрам политической рекламы, можно назвать лишь зарубежные работы К. Ропота и Ф. Рамье, Ж-ПТуревичэ, Э. Мицкевич и Ч.Файерстоуна.

Исследование французов К. Ролота и Ф. Рамье «Выбираем президента. Правда и вымысел в телевизионном имидже» 1 базируется на наблюдениях авторов, сделанных в ходе выборов главы государства в 1982 году и представляет очень глубокий и подробный анализ образов кандидатов, предстающих перед избирателями с экрана. Предмет этой работы — индивидуальные выступления кандидатов и тел (c)дебаты. Пристальное внимание уделено практически всем факторам, составляющим образ политического лица, обращающегося к избирателям по телевидению: внешним данным, мимике, жестикуляции, физическим особенностям речи и ее содержанию, манере одеваться, декору студии и т. д., а также влиянию, которое они оказывают на зрителя. Авторы предлагают, обращаясь к конкретным примерам, ряд рекомендаций, с помощью которых можно сделать воздействие этих факторов более эффективным.

6 книге Ж-П.Гуревича «Политика и имиджи» 2 освещены основные жанры телерекламы, рассматривающиеся как формы политического выступления: обращения политиков, интервью или теледебаты, спот. политический клип, фильм и политическое шоу. Показаны их особенности и типы взаимодействия, восприятие аудиторией.

Работа Э. Мицкевич и Ч. Файерстоуна «Телевидение и выборы» * рассматривает роль телевидения в целом {как рекламных, так и публицистических передач) в избирательной кампании, содержит г.

Ramtez F. Rolot С. Choisir un president. Paris. 196 В. Gourevitch J-P. la politique et ses Images, Paris. 19t"6, Мицкевич Э. Файерстоуи Ч. Телевидение м выбры.М., 1993. L рекомендации no использованию методик, применяемых в демократических странах, для освещения выборов. В разделе, посвященном платной политической рекламе, даются характеристики телевизионного ролика и теледебатов и указываются требования, предъявляемые к ним российско-американской Комиссией по политике телевидения. взгляд на политическую рекламу, как деятельность, с конкретизацией определяющих ее компонентов: цели, объекта, субъекта и предмета, предлагает В. Черняховский1, Но объем журнальной публикации не предполагает углубленного изучения проблемы. То же можно сказать и о статье О.И.Гордеевой1. которая, тем не менее, содержит ценные сведения о сущности политического имиджа, его структуре, механизмах манипулирования общественным сознанием.

Работа А. И. Ковлера «Основы политического маркетинга» * предлагает наиболее, на сегоднящний день, полную схему организации избирательной кампании в российском политическом пространстве, включающую анализ объективных и субъективных факторов, которые определяют политический выбор отечественных избирателей Запланированная как практическое руководство для социальных менеджеров, она освещает теоретические вопросы скупо, но позволяет получить основные ориентиры в области политического маркетинга. О зарубежном опыте рекламных стратегий дают представление публикации.

1 Черняховский Б, Политическая реклама: вчера и сегодня и Реклама. 1ЙЭ1щ 3.

2 Гордиева 0, ИПолитический им ид* в избирательной кампании it Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт.М.1093.

1 Коелэр АН Основы политического маркетинга M .19S3. в отечественной периодике статей Ф. Гоулда и Р. Мерфина1, Уникальное в своем роде исследование истории рекламы, выполненное В. В. Ученовой и Н. В. Старых2, позволило найти отправные точки для обращения к истокам политической рекламы и, в частности, интересующего нас жанра. В поиске подтверждений гипотезам неоценимый материал предоставили исторические, искусствоведческие и этнографические источники3,.

Ценные сведения о политической рекламе были получены в процессе знакомства со спецкурсом преподавателя кафедры А. Ю. Горячевой «Технология избирательных процессов» .

Таким образом, научная новизна предлагаемой диссертации определяется, прежде всего, первичностью обращения к политическому портрету, как жанру рекламыкомплексностью подхода к его анализупривлечению текущего отечественного и частично зарубежного рекламного и публицистического материала {1991;1995гг).

Теоретическая база исследования, в силу спецификации объекта, представлена тремя блоками. С одной стороны это труды теоретиков и практиков рекламы: Н. А. Гольмана и Н. С. Добробабенко, А. Дейяиа,.

1 Гоуяд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании .'/ Политические исследования. 1993. Mi 4- Мерфин Р, Технология избирательны* кампаний в США U США: экономика, политика, идеология. 1991. Nc з. 1 См.: Ученоаа SB. Старых Н. В. История рекламы: детство и отрочеством., 1994.

1 См. напр: Геродот. История в девяти книгах.М., 1993, Демосфен. За Ктесифонта о венке tl Ораторы Греции М., 19в9. С 211 -263- Плутарх Сравнительные жизнеописания. В Зт.М., 1961; Плиний об искусстве. Одесса, 191вАндронниковэ М И Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма.М., 1Э80- Басинова Д. А. Искусство портрета & прошлом и настоящем.Спб. 1992; Бромлей Ю.6. Этнические функции культуры, М, 1991, — Павлов В, В. Египетский портрет МУвв М, 1967; Тайлор Э. Б, Первобытная культура, М., 19&9- - Хафнер Г, Выдающиеся портреты античности в слове и образе.М., 1984 и Др.

Г. Картера, Т. Кенига, Д. Огилви, Н. П. Попова, Р. Ривэа, Ч Сэндиджа, В. Ротцолла, К. Фрайбургера, В. В. Ученовой, О.А.Феофанова1 и др., в которых освещены основные принципы рекламного творчества. С другой стороны — сочинения по политологии, психологии и социологии политики. Этот блок представлен как классическими авторами: Аристотелем, М. Вебером, Т. Гобсом, Н. Макиавелли и др., так и нашими современниками: П. Бурдье, Ф. М. Бурлацким, Л. Войтасиком, Е. Вятром, В. В. Мшвенирадзе, В. А. Четверниным, Е.Б.Шестопал5 и др.

Третий, связующий блок, включает литературу го политическому маркетингу: работы В. Н. Амелина, А. ИКовлера, Д. Линдона, Н.Р.Путкарадэе3 и др,.

Комплексный характер исследования обусловливает необходимость привлечения источников из других областей, в частности работ по г Гольман Н А. Добробабенко Н С Практика рекламы. Новосибирск, 1991; Da у an.

A. La publicite. Paris, 1988; Картер Г. Эффективная реклама. М, 1990; Кениг Т.

Психология рекламы.М., 1925: Огилви Д. Исповедь рекламного агента. М., 1994: Попов Н. П. Индустрия образов.М., 19Н6- Рим Р Реальность в рехламе. М1983; Сандидж Ч Ротцолл В. Фрайбургер К. Реклама: теория и практика м .1939: Ученсва В В.

Указ.соч.- Феофанов О. А. Указ.соч.

5 Аристотель. Политика // Аристотель Сочинения: Б 4 т. М, 19в4.Т.4, Вебер М Политика как призвание и профессия П Вебер М, Избранные произведения.М., 1990; Гоббс Т, Левиафан., М, 193 $- Макиавелли И, Государь, М., 1990;

Бурды? П. Социология политики, М, 1993; Бурлацкий Ф. М, Галкин А. А. Современный лееиафан.М., 19&?- Войтасик Л. Психология политической пропаганды.М., 1982; Вятр Е, Социология политических отношений М. 1979; Мшеенирадэе ВВ. Современное буржуазное политическое сознание и Сб. Политологические проблемы современности.М., 1901. Вып 1- Четвернин В, А Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М .1993; Шестопап Е. Б. Очерки политической психологии.М., 1990.

5 Амелин В Н. Устименко С. В, Технология избирательной кампании М., 1993: Ко&лер А. И, Основы поэтического маркетинга.М., 1993; Lindon D, Le marketing politique et social Paris, 1976; Путкарадзе H P. Избирательная система в условия* развития политического плюрализма, Автореф, дисс, .канд юрид наук. М, 1993. теории журналистики и публицистики В. М. Горохова, В. Д. Пельта, Е. П. Прохорова (Е.И.Пронина, М. И. Стюфляевой, В. В. Ученовой и др.- теории деятельности, общей психологии.

Характер названных выше трудов по проблемам рекламы, совмещающих в большинстве случаев вопросы как теории, так и практики, позволил извлечь из них богатый и разносторонний эмпирический материал. Эмпирическую базу исследования также составили публикации в журналах «Реклама*, „Социальные исследования“, „Политические исследования“, „СШАэкономика, политика, идеология“ 4, статьи в центральных газетах: „Известия“, „Независимая газета“, 'Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Сегодня» преимущественно за период с 1990 по 1994 год и образы политических рекламных обращений (печатные, газетные и телевизионные формы) последних крупномасштабных избирательных кампаний в России (1991;1993гг.) и за рубежом. Рекламная эмпирия представлена в приложении.

Практическое значение исследования состоит в том, что оно создает предпосылки для:

— расширения диапазона сведений о политической рекламе и дальнейшего изучения ее истории, жанровой структуры, в частности одного из ее элементов — политического портрета.

1 См. напр.: Антонова Л. А. Квмпания-92 -прообраз выборов XXI века? // США: экономика. политикан идеология. 1 в 93. Ns 2: Грантовская И, Э. Портреты претендентов-демократов // США: экономика, политика, идеология. 1992.№ 5- Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании U Политические исследования. 1993.№ 4- Добробабенко Н. Портрет или идея? (варианты рекламных образов) // Реклама. 1963.№ 4- Ком аров с кии В. Политический выбор избирателя И Социальные исследования. 1992. lis 3- Краморемко Э. Формула успеха Лео Варнетта // Реклама Л 440. № 3.

— совершенствования форм и методов имиджа лидеров, достижения большей эффективности рекламных обращений, формирующих грани образов политиков, что особенно актуально для российской действительности в преддверии предстоящих избирательных кампаний;

— использования некоторых его аспектов в подготовке молодых специалистов в области политической рекламы и избирательного менвджемента.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Прилагается библиография и иллюстрирующие материалы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обращение к проблемам политической рекламы и, в частности, ее структурной составляющей — политическому портрету, рассмотрение этих проблем в контексте массовой коммуникации и исследование ряда аспектов в этой связи позволило сделать некоторые выводы.

Строительство гражданского общества включает помимо других факторов и процесс овладения формами цивилизованной политической борьбы в условиях конкуренции. Первые шаги российских политиков в плане привлечения политической рекламы, которые можно было наблюдать с началом демократических преобразований в стране с 1991 г. и в течение последующего времени, не позволяют с уверенностью сказать, что этот процесс идет успешно. При том, что ощущается некоторый прогресс от кампании к кампании в привлечении новых форм политической рекламы, в освоении не использовавшихся ранее в ее интересах каналов распространения рекламных обращений, растет уровень вовлеченности рекламных жанров в избирательные стратегиипрофессионализм исполнения, практические навыки умения конструировать эффективные образы политиков, вычленять выгодную рекламодателям и способную удовлетворить избирателя информацию о лидерах оставляют желать лучшего. В первую очередь, это связано с пробелами в теоретическом знании о политической рекламе.

Изучение имеющейся литературы потребовало уточнения некоторых теоретических позиций, дополнений к существующему категориальному аппарату исследований в области политической рекламы, углубления ряда формулировок, определяющих ее как род деятельности.

Генетическая реконструкция рекламных проявлений в сфере политики помогла по новому взглянуть на существующие гипотезы по поводу возникновения рекламной деятельности. В частности, выяснилось, что взгляд на политическую рекламу, как вторичную по отношению к коммерческой несостоятелен, Формы манифестации граней личности общественных лидеров существовали уже в первых человеческих коллективах. Первобытное общество накопило богатейший арсенал сигнификативных средств, использовавшихся, а в ряде случаев имеющих место и сегодня, в репрезентации личности. Соединением вербальной и изобразительной информации в прообразах будущих рекламных посланий элит к массам, возникновением предпосылок расслоения этой информации по знаковым средствам характеризуется уже древняя Ближневосточная культура, О собственно политической рекламе можно говорить, начиная с первых античных демократий, когда конкуренция претендующих на власть была лигитимизирована государство м.

Практически не имея полигона для отработки своих методов, эта отрасль человеческой деятельности интегрировала все новые и новые порождения цивилизации, находила новые способы выражения.

Взгляд в прошлое позволил также выяснить, что в процессе становления форм рекламы складывался и комплекс информации о лидере, необходимой для провозглашения его достоинств.

Печатный политический портрет, как мы смогли увидеть, вобрал все доступные отображению с помощью вербального текста и визуального изображения блоки этой информации, включающие данные о внешнем облике героя, его личных, характерных чертах, профессиональных качествах, биографии, общественном положении и результативной деятельности на благо социума, политической позиции и провозглашаемых идеях.

Осмысление современного состояния политической рекламы позволило утвердиться во мнении, что процесс становления ее продолжается. Однако, можно обозначить некоторые понятия, характеризующие ее как достаточно развитой и сформировавшийся вид деятельности. Определяющей категорией деятельности является целеполагание. Цель политической рекламы — в побуждении людей к результативному участию в каких-либо политических процессах, включая действия, связанные с делегированием властных полномочий. Субъектом политической рекламы выступает рекламодатель (политическая организация или деятель), объектом — участники политического процесса, предметом («товаром», предназначенным для «продажи») — имидж кандидата или партии и их программы.

Жанровая структура политической рекламы изменчива, окончательно не сформировалась, но имеет и устоявшиеся элементы.

Анализ эмпирических материалов показал, что один из таких элементов — политический портрет, печатный вариант представления лидера. Это вполне сформировавшаяся жанровая единица, обладающая четкой структурой и характерными особенностями, среди которых можно назвать способность передавать достаточно объемную информацию о политике, законченность этой информации в плане создания его образа, гибкость в отношении формы его воплощения.

Рассмотрение портрета в контексте современных проявлений политической рекламы помогло определить место" занимаемое им в иерархии жанров: среди печатных форм — это наиболее полный вариант публичного представления кандидата на выборный пост, доступный для использования в камланиях различных уровней и достаточно эффективный, благодаря содержащейся информации, мобильности и относительной простоте исполнения.

Политический портрет в содержательном плане представляет собой комплекс сведений о лидере, усповно разделенный на личностный и программный блоки.

Сопоставление вариантов политического портрета обнаружило внутреннюю дифференциацию этого жанра по удельному весу информационных блоков. Портрет, преимущественно ориентированный на личностные характеристики, целесообразно использовать дня представления нового лица, привлечения к нему внимания колеблющейся части электората. Вариант, отдающий предпочтение программе, более действенен для укрепления позиций кандидата среди его сторонников.

Размышления о большей весомости личности или ее предложений для избирателей, привели к выводу, что приоритет в каждом конкретном случае определяется множеством причин: экономическим и политическим состоянием региона или страны, уровнем политического сознания населения, степени включенности е политическую жизнь, наличием или отсутствием у лидера такого качества как харизма и другими.

В ситуации избирательной кампании портрет проявляет себя наиболее ярко и становится одним из действенных средств ознакомления избирателей с претендентом и побуждения отдать за него свой голос.

Основным инструментом воздействия этого жанра на избирателей является имидж его героя.

С одной стороны. политический портрет является концентрированным воплощением имиджа кандидата, с другойравноправным участником в формировании целостного его образа в контексте иных обращений массовых коммуникаций.

В этой связи необходимо отметить многофункциональность самого понятия политический портрет, фигурирующего в данной работе в качестве типа печатного обращения в рекламе, но учитывающего и портрет, складывающийся из многочисленных фрагментов, целенаправленно или спонтанно отражающихся в различных обращениях массовых коммуникационных потоков.

В процессе исследования выяснилось, что конструирование образа, находящего одно из своих выражений в портрете, способно завершиться положительным результатом только при условии включенности в общую рекламную стратегию, учитывающую все слагаемые политического выбора.

Ориентация на образ политика, создаваемый системой массовой коммуникации, потребовала соотнесения рекламной интерпретации личности лидера с образом, формирующимся СМИ, в результате чего автор утвердился во мнении, что основное столкновение позиций происходит, когда в спор вступает публицистика и что она в некотором роде «контролирует» соответствие рекламного образа реальному лицу. Если имидж выстроен правильно, в достаточной мере соответствует прообразу, то публицистические материалы, невольно расшифровывая поступать* рекламных обращений, предлагая свои, в том числе и позитивные оценки, способны укрепить позиции лидера. И, напротив: резкий диссонанс выступлений различных СМИ, несоответствие.

177<я рекламной интерпретации иным из них обрекает кампанию на неудачи в сфере политической рекламы.

В свете всего сказанного, считаем, что настоящая работа может послужить отправным моментом для дальнейших научных разработок и, надеемся, окажется результативной для практического применения в грядущих избирательных кампаниях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.218с.
  2. Багиров Э. Г Борецкий Р. А. Юровский А.Я. Основы телевизионной журналистики. М., 1987.238с,
  3. Д.А. Искусство портрета в прошлом и настоящем. Спб., 1992.15с.
  4. Беневоленская Т А. Портрет современника: очерк в газете. М., 1983.134с.
  5. В.М. Внушение и его роль в общественной жини. Спб., 1903. t44c.
  6. Блауберг И, В. Юдин Э. П Становление и сущность системного подхода. М., 1973.270с
  7. В.А. Моральные качества личности. Воронеж, 1974.185с. Бодалев А. А. Формирование представления о другом человеке как личности. Л., 1970.135с.
  8. Боно Э Де. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М., 1976,143с,
  9. А.П. Зулусский народ до прихода европейцев. М., 1953.434с. бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973.260с.
  10. Вейнберг И, П. Человек е культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. 206с.
  11. Л.Э. Вровень с героем: проблемы творчества и мастерства. М., 1987.256с.
  12. А.Н. Основы культуры речи.М., 1990.247с. Васильева Т. В. Публицистические жанры радио. Спб., 1992.46с. Видинеев Н, В, Материальные формы мышления и общения. Ростов-на-Дону, 1970,176с.
  13. Г. Биография и культура, М., 1927,246с, Вичев В. Мораль и социальная психика. М, 1978.356с,
  14. Е.Н. Реклама на капиталистическом рынке. М., 1982.84с.
  15. Волков Ланит Л. Ф. Искусство фотопортрета. М., 1987.270с.
  16. Н.И. Жанры современной фотожурналистики. М, 1991.78с.
  17. Восприятие. Механизм и модели. М., 1974.367с,
  18. А. Русская реклама. Спб., 1898.
  19. Газетно-журнальные жанры, М., 1993.175с.
  20. Гаймакова Б Д. Основы риторики. М., 1991.110с.
  21. К. Итальянские портреты эпохи Ренессанса. М., 1983.23с.
  22. Г. Сочинения. Т. 14.М., 1958.440с.
  23. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика ирекомендации. М., 1994.252с.
  24. Геродот. История в Девяти книгах. М., 1993.560с.
  25. Н.М. Социология племени. Л., 1991,300с.
  26. Я.З. Логика мифа, М, 1987.217с,
  27. Гольман Н. А, Добробабенко Н. С. Практика рекламы. Новосибирск, 1991. 142с.
  28. В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975.190с.
  29. В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.119с. Гумилев Л Н. Этногенез и биосфера Земли. Л, 1989.459с. Гумилев Л. Н. Этносфера- история людей и история природы. М,. 1993,543с.
  30. П.С. Приключения имиджа.М., 1991.220с. Дайян А. Реклама.М., 1993,176с.
  31. Демосфен, Речь оратора Демосфена о венце. Спб, 1892.26с. Деятельность- теории, методология.проблемы. М., 1990.365с.
  32. Заблуждающийся разум. Многообразие есенаучного знания, М. р 1ЭЭ0. 461с.
  33. В.Г. Психология в рекламе. М., 1992.64с.
  34. Г. В. Модель и образ: концепция личности в русской исовременной живописи. М., 1984,21 Зс.
  35. Жанры советской газеты. М., 1972.424с.
  36. Жанры телевидения. М., 1967.251 с.
  37. Жуков Д. А, Биография биографии: размышления о жанре. М., 1980.136с. Зингер Н С. О портрете. Пробпемы реализации в искусстве портрета. М., 1969.463с.
  38. Исократ. Торжественное похвальное спово Исократа. Калуга. 1891.76с. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М., 1974.328с.
  39. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в Древний Вавилон. М., 1979.259с. Ключевский В. О, Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.512с,
  40. Колосов Г, В. Шестенников Л. Н. В фокусе фоторепортер. М., 1967,190с.
  41. Г. Б. Корреспонденция жанр публицистики. М., 1987.130с.
  42. Кон И. О. Личность как субъект общественных отношений. М, 1966.48с,
  43. Л. Б. Фильчикова Н.Б. От глашатая до неона. М., 1978.126с
  44. Г. В. Журналист на экране, М,1985.208с.
  45. Кун Т. Структура научных революций. М.-Л., 1930.300с.
  46. В. Портрет в европейском искусстве XVI11 века. М.-Л.1937,98с,
  47. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М.1994.
  48. В. Объект. Субъект. Познание. М., 1980.359с.
  49. Леонтьев, А Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971,38с.
  50. Личность на экране. Л., 1989.32с.
  51. Логика научного исследования. М., 1965.360с.
  52. А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978 392с.
  53. Мануйлов М, А. Психология рекламы. М., 1925.36с.
  54. Международный прогресс по рекламе стран-членов СЭВ. Вильнюс, 1988. 80с.
  55. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1972.129с.
  56. А.И. Художник и мир личности: творческие проблемысовременной портретной живописи, М., 1981.167с.
  57. А. Аспекты биографии. М., 1929.243с.
  58. Ш. А. Понятие установки в общей и социальнойпсихологии. Тбилиси, 1974.170с.
  59. Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси, 1976. 256с.
  60. Г. Ю. Лица знакомые и незнакомые: заметки о телевизионном портрете. М., 1980.143с.
  61. Д. Исповедь рекламного агента.М., 1994.
  62. А.П. Утро искусства. Л., 1967.135с.
  63. Осинский В. Г, Телевизионная публицистика, Слб., 1992.41с.
  64. Павлов В, В. Египетский портрет 1−1У в. М. 1967.88с.
  65. Л. Г. Чекалова Е.В. Нам возвращают наш портрет: заметки отелевидении. М., 1990.206с.
  66. В.Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984. 46с.
  67. В.Д. Информация в газете. М., 1980.63с.
  68. Петров М, Т. Биографии итальянского возрождения как исторический источник, Л., 1974. У1.295с.
  69. Петрова-Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки от родового общества к классовому. М., 1974.348с. Пиэ А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, 1992.262с. Плиний об искусстве, Одесса, 1918.91с.
  70. Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. Спб., 1894. f 75с,
  71. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В Зт. 1961. Померанцева Г. Е. Биография в потоке времени. М., 1987.336с. Попов В. А. Психология толпы. М., 1902. Попов Н. П, Индустрия образов. М., 1986.142с. Пресса: крупным планом человек. Уфа, 1989.144с.
  72. Пронин Е И Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.158с,
  73. Е.П. Искусство публицистики: размышления и разборы. М., 1984.359с,
  74. Е.П. Публицистика наших дней. М, 1983.63с.
  75. .С. Искусство рекламы. Минск, 1984.112с.
  76. Реклама за рубежом. М., 1977.371с.
  77. Реклама и кабельное телевидение США- М, 1989,26с.
  78. Реклама как вид журналистского творчества. Спб. т1994.24с.
  79. Реклама от, А до Я. Словарь рекламных терминов. Казань, 1992.199с.
  80. Рекламный менеджемент телевидения и радиовещания. М., 1994.100с.
  81. Р. Реальность в рекламе. М., 1983.116с.
  82. В. Телевидение и мы. М., 1988.166с.
  83. СветониЙ Г. Т. Жизнь двенадцать цезарей. М., 1993.268с.
  84. М.И. Журналистика и пропаганда. Киев, 1987.159с.
  85. Р. Полтчнм портрет. Kiee, 1972.81с,
  86. Соколов Э, Б, Культура и личность. Л., 1969,117с.
  87. П. Основы искусства речи. М., 1992.416с.
  88. Стрельцов Б, В. Основы публицистики, Жанры. Минск, 1990,239с.
  89. .В. Фельетон: теория и практика жанра. Минск, 1983.63с.
  90. М.И. Образные ресурсы публицистики, М., 1982.176с.
  91. М.И. Поэтика публицистики. Воронеж, 1975.154с.
  92. М.И. Человек в публицистике. Воронеж. 1989.143с.
  93. Ч. Ротцолл В. Фрайбургер К. Реклама: теория и практика.1. М., 1989.628с.
  94. Э.Б. Первобытная культура, М.(1989.573с. Тарабукин М. Н. Искусство дня. М., 1925.134с.
  95. Телелабиринты: буржуазное телевидение сегодня. М.1988.270с.
  96. Теория и практика советской периодической печати. М., 1980.376с.
  97. А.А. Психология публицистического убеждения. М., 1898,63с.
  98. А.И. Мораль и политика. М., 1973.64с.
  99. Третьяков В, Горбачев, Лигачев, Ельцин: политические портреты нафоне перестройки. М., 1990,72с.
  100. Тэйлор М.М. .В стране каннибапов. М., 1928.96с.
  101. Тэрнер 6. Символ и ритуал. М, 1983.277с.
  102. Л.А. Этнологические эссе. М, 1990.40с.
  103. В. В. Васькин Е.В. Волшебный мир рекламы. М., 1982.205с.
  104. В.В. Основы торговой рекламы. M. f 1976.238с.
  105. В.В. Гносеологические проблемы публицистики. М. 1971.146с.
  106. В. В. Старых Н.В. История рекламы. Детство и отрочество.1. М., 1994.96С.
  107. Д.Д. Золотая ветвь. М, 1986.703с.
  108. Г. Выдающиеся портреты античности в слове и образе.1. М., 1984,311с.
  109. Хейэинга И. Homo ludens. М., 1992.464с.
  110. О.Г. «Как любопытный скиф» (русский портрет и мемуаристика второй половины ХУ1)1 века). М. г 1990.293с, Ч о бокс, а ров Н, Н. Чебоксарова И. А. Народы, расы, культуры. М., 1971.256с.
  111. Человек в кадре. М., 1990. 100с.
  112. А.П. Античные мастера: скульпторы и живописцы. Л., 1936.249с. Шаповал Ю, Г. Изобразительные средства фото- и тележурналистики. Львов, 1986,49с.
  113. Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.325с. Школьник Л. С. Тарасов Е.Ф. Язык улицы. М., 1977.62с. Школьник Л-С. Влияние средств массовой коммуникации на интерес детей и молодежи. М, 1989.116с.
  114. A.M. Циклы американской истории. М., 1992.688с.
  115. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.297с.
  116. А.Я. Телевизионная журналистика.М., 1994.1. СТАТЬИ
  117. Е.А. Пабпик рилейшнз что это такое // Журналист 1993. № ю С, 36−40.
  118. E.A. Имидж секрет воздействия // Журналист. 1994. № 1.1. С.52−54.
  119. Е.А. Репутация И Журналист. 1994, № 2.С, 50−54. Борухович В, Ораторское искусство Древней Греции // Ораторы Греции. М-, 1985. С, 5−24.
  120. А.С. На ярмарке эфирного тщеславия // Журналист. 1994. № 11. С.2−6.
  121. Волкова В В. Образ в информационной рекламе // Вестник МГУ.Сер. 10. Журналистика. 1994,№ 2С.38−43.
  122. Краморенко 3, Формула успеха Лео Барнетта // Реклама. 1990. № 3. С.17−18.
  123. И. Психоанализ в рекламе if Декоративное искусство, 1970. С.29−35,
  124. А. Основы рациональной рекламы // Книжный и газетный мир. М., 1926. С.354−404.
  125. Пенькова Е, М, Школа рекламы (цикл статей) // Журналист. 1992. № 3−11. Пенькова Е. М. Школа рекламы (цикл статей) Я Журналист. 1993. №№ 2,4,5,6,11.
  126. И. Каждое воскресенье в студии «Итогов» Евгений Киселев П Журналист. 1993. NC 4.С.20−24.
  127. Е.И. Факт и образ U Мастерство журналиста. М. 1977. С, 140. Прохоров Е. П. Журналистика «четвертая власть»? // Вестник МГУ. Сер, 10, Журналистика. 1993. Na 2,0.3−18.
  128. Рифы политической рекламы в России // Реклама. 1993.№ 1,0 17, Российская Е И Трактовка «символа» или 'образа" в процессе массовой коммуникации Я Материалы научного семинара «Семиотика средств массовой коммуникации». М., 1973.4.1.С.328−333.
  129. Секреты рекламного текста // Реклама. 1991. № 1−2.С.45.
  130. Тацит, О происхождении германцев и местоположении Германии If
  131. К. Соч.в 2 т. Л., 1969.Т. 1.С.353−373.
  132. С.И. Обычаи и обряды как объект этнографическогоисследования Н Советская этнография. 1980. Nfl 3.С.26−36.
  133. В.Н. Первобытные представления о мире // Очерки историиестественнонаучных знаний. М., 1982.С.8−41.
  134. Я. Плакат if Газетный и журнальный мир. Вып.2.М., 1926. С.325−351.
  135. О.А. Реклама фабрика социальных иллюзий // США: экономика, политика, идеология, 1980,№ 7,С.37−49. Феофанов О. А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. 1980. Ns 6.С.89−100.
  136. О.А. Что может политическая реклама К Коммунист. 1991 .№ 12. С49−57.
  137. .А. Предыстория символа И Этнознаковые функции культуры. М., 1991.С.86−128.
  138. В. Политическая реклама вчера и сегодня // Реклама. 1991. № 1,С.9−12,
  139. Г. Делать мнение // Полис. 1992.№ 3.С. 177−180. Шапошников Б. Портрет и его оригинап II Искусство портрета. М., 1928, С.76−85.
  140. Ю.А. О взаимодействии рекламы и пропаганды И Сб.Проблемы научного коммунизма.Вып.2.М.г1968.С. 186−200.
  141. Актуальные проблемы развития политических систем. М., 1985.190с.
  142. Амелин 5.Н. Социология политики. М., 1992.183с.
  143. В. Н. Устименко С.В. Технология избирательной кампании. М., 1993.
  144. Араб-Оглы Э.А. В лабиринте пророчеств. Социальное прогнозирование и идеологическая борьба. М., 1973.301с.
  145. Аристотель. Политика // Аристотель, Сочинения: В 4 т.М., 1984. Т.4. С.375−645.
  146. Э.А. Франция под знаком перемен. М., 1984.335с. Белявский А. В. Тайны предвидения: прогностика и будущее. М., 1977.160с.
  147. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М, 1990.220с.
  148. . Политическое лидерство. М., 1992.135с.
  149. О. Паблик рилвйшнз. Что это такое? М., 1990.240с.
  150. Н.В. Наумов В Н. Пуздрач Ю. В. Избирательная кампания: выдвижение кандидатов, агитация, выборы. М., 1990,
  151. П. Социология политики. М., 1993.333G.
  152. Ф. М. Галкин А.А. Современный левиафан. М., 1985.384с. Вачнадзе Г. Секреты прессы при Горбачеве и Ельцине. М., 1992.424с. Вебер М, Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С644−707.
  153. Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.278с.
  154. Е. Социология политических отношений. М., 1979.464с.
  155. Гоббс Т, Левиафан, или материя, форма и власть государствацерковного и гражданского. М., 1936.502с.
  156. Два опыта избирательной системы. М., 1993.59с.
  157. М. Дюверже А. Ностальгия бессилия, Новый облик политики.1. М., 1990,17с,
  158. .Н. Исповедь на заданную тему. М., 1990.112с. Иванян Э. Л. От Джорджа Вашингтона до Джо ржа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.367с. Имидж лидера.М., 1994.
  159. Как победить на выборах: методическое пособие по организации избирательной кампании. М., 1992, Кн. 1−5, Караулов А. В. Вокруг Кремля: книга политических диалогов. М., 1990.480с.
  160. А.И. Исторические формы демократии: проблемылолитическо-правовой теории, М, 1990.245с.
  161. А.И. Основы политического маркетинга. М., 1993.46с.
  162. Ковлер, А И. Смирнов В. В. Демократия и участие в политике. М., 1986,190с.
  163. Н. Государь. М, 1990,74с.
  164. Массовое сознание и политические ориентации французов. М, 1990,38с. Мицкевич 3. Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. М., 1993.96с. Михалева Н. А. Морозов Л.А. Краткий популярный справочник избирателя, М., 1989.63с.
  165. В.В. Современное буржуазное политическое сознание. М .1981.448с
  166. К. Маргарет Тэтчер. Женщина у власти. М. 1992.544с. О них говорят- 20 политических портретов. М., 1989.447с. Организация избирательных кампаний: рекомендации партийному активу. М, 1991.
  167. Основы теории политической системы. М., 1985.248с. Парламенты мира. М, 1991.624с.
  168. .Д. Общественное настроение. М, 1966.327с. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.261с, Политические портреты. М., 1991.208с.
  169. Политический процесс и политическое сознание. М, 1986.153с.
  170. Политология на российском фоне. М, 1993.425с.
  171. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1990.431с.
  172. К. Открытое общество и его враги, М.1992.Т.1 -2,976с.
  173. Поршнев Б, В. Социальная психология и история. М., 1979.232с.
  174. Предвыборная ситуация: мнения избирателей. М,. 1990.94с.
  175. Россия сегодня: трудные поиски свободы. М., 1993,247с.
  176. А.И. Современная демократия: генезис, структура, культурныеконфликты (опыт Франции). М., 1992,330с.
  177. А.В. Предвидение в политике. М., 1974,135с,
  178. А.А. Хождение во власть. Рассказ о раждении парламента.1. М., 1991.270с.
  179. Л.Н. Три года с Ельциным. Записки первого помощника. Рига, 1992.368с.
  180. Технология избирательных кампаний в США. М., 1991. Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.182с. Технология политических кампаний. М., 1991.
  181. Туманов С. В, Общественный идеал: диалектика развития. М., 1986.199с.
  182. В.П. Личность и общество. М., 1965.161с.
  183. ХайекФ.А. Пагубная самонадеянность, М., 1992.304с.
  184. В.А. Демократическое конституционное государство:введение в теорию. М., 1993.140с.
  185. Е.Б. Личность и политика. М., 1988.203с.
  186. Е.Б. Очерки политической психологии. М., 1990.139с.
  187. Ю.А. Психологические проблемы массовых коммуникационныхпроцессов. М., 1973.191с.
  188. Экология. Политика. Пресса. М, 1989.4.1.127с.
  189. В.М. Государство переходного типа. Киев, 1991.198с.1. СТАТЬИ
  190. Е. Б. Косолапова Ю.Ю. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология, 1993. № 4.С.13−22.
  191. Л.А. Кампания-92 прообраз выборов XX! века U США: экономика, политика, идеология. 1993, № 2.С.3−12.
  192. Л.А. Промежуточные выборы 90 // США: экономика, политика, идеология. 1990,145 10.С. 56−61.
  193. Антонова Л. А" Республиканцы и демократы в середине кампании К США:
  194. Экономика, политика, идеология. 1992. № 4. С, 33−45.
  195. Аргументы и факты. 1993. № 49.
  196. Аргументы и факты. 1995. Ш 9, С. 16.
  197. Ашин Г, О властолюбии / Ah
  198. И. Поможет ли опыт группового изнасилования в Госдуме? f Комсомольская правда. 1993.9 декабря. блументал С. Московские праймери Н США: экономика, политика, идеология. 1991. Na 5.С.96−98.
  199. Богомолов Ю. На что способны политики как авторы саморекламы / Известия, 1993, 27 ноября.
  200. Ю. Телевыборы состоялись забудем о них / Московские новости. 1993.8 декабря.
  201. Т. Власть П Политические исследования, 1993, № 5.С.36−42. Быковский С. Без бороды нельзя попасть в царство небесное I Московский комсомолец. 1994.11 ноября.
  202. Вайонен Н. Избиратель платит налоги, чтобы знать правду f Российские вести. 1993,26 ноября
  203. Верный путь может быть найден лишь совместными усилиями / Эхо Литвы. 1992. 22 октября.
  204. О. Мода и политика: не бойтесь одеться дорого f Московский комсомолец. 1994. 9 июня.
  205. Волкова Л. Роман Попкович: Говорильня надоела! / Московский комсомолец. 1993.11декабря.
  206. Выбор России" не может победить, если проиграет конституция (Московские новости. 1993. № 50. в декабря.
  207. Г. С. Политизация общества и журналистика ff Вестник МГУ. Сер. 10, Журналистика. 1990.№ 4. С.6−11.
  208. О.И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний: зарубежный и отечественный опыт. М, 1993.С.158−165.
  209. В. Как взгляну на Водолея / Комсомольская Правда. 1992. 1января.
  210. И.Э. Портреты претендентов-демократов // США: экономика, политика, идеология. 1992. № 5.С50−60.
  211. . Теория демократии // Политические исследования. 1991. № 4. С.136−149.
  212. В. Геннадий Бурбулис ведет свою игру / Независимая газета. 1993.30 ноября.
  213. С. Буш или Клинтон: кто лучше для России? / We / МЫ. 1992. сентябрь.
  214. Демократическая партия России: «К процветающей республике через права человека.» / Диалог. 1990. № 12.С.33−35,
  215. Джордж Герберт Уокер Буш: политики человек / Интерпульс, 1991. № 4. Диалог о власти // Диалог. 1990, № 12. С.24−32.
  216. Д. Дэвид Л. Национальные символы Америки // США- экономика, политика, идеологии. 1992. № 9. С, 51 -57.
  217. Н. Явление Явлинского f АиФ. 1993. Ш 48.
  218. Я. Смертельное оружие президента / Московский комсомолец.1993. 21мая.
  219. Зиновьева. Не хотим быть в политике фоном (интерьвью с лидером партии «Женщины России» А. Федуловой) // Московская правда. 1993. бдекабря.
  220. А. Избирательная кампания уроки на завтра It Коммунист. 1990. Ms 11. С.83−93,
  221. Иванян Э. А, Рейган и пресса: конфликт или союз? // США: экономика, политика, идеология, 1990. № 5,С.97−104.
  222. Из разговоров в эфире (предвыборном) I Московские новости. 1993. 10 де кабря.
  223. Т. Что нынче в моде у бюстов? / Известия 1994, 4 февраля. Ильин М. В. Коваль Б.И. Власть versus политика // Политические исследования. 1991, Ma 1.С.152−163,
  224. Ильин М. В, Коваль Б. И. Личность в политике. Кто играет короля? // Политические исследования. 1991. № 8. С. 127−138. Имидж политики сквозь празму СМИ // Информационно-справочный бюллетень «Sasha-club». 1995. Na 2.С.61−64.
  225. Т. Все мы лягушки в молоке (интервью с О. Басилашвили} / Куранты. 1993. 8 декабря.
  226. Каков избиратель, таков и депутат i Новая газета. 1993. 26 ноября.
  227. А.И. Политический маркетинг по-российски / Московская правда. 1993.2 декабря.
  228. В. Политический выбор избирателя // Социальные исследования. 1992.№ 3.С.23−34. Курьер Юнеско.1979. № 6.
  229. О. Живите в доме и не рухнет дом (оценка политической рекламы) (Комсомольская правда. 1993.30 ноября. Лапицкий М. И. Токвиль и Россия: уроки демократии Н США: экономика, политика, идеология. 1993. Mfl 7.С.22−45.
  230. В. Разговор с губернатором и жизни и любви (реклама) / Комсомольская правда. 1993.26 ноября.
  231. Медушевский, А Н Демократия и тирания в новое и новейшее время ft Вопросы философии. 1993.№ 10.С.З-24.
  232. Р. Технология избирательных кампаний в США // Политическиеисследования. 1991. № 3. С.125−133.
  233. Н. Портрет депутата / АиФ, 1993. N® 49.
  234. Дж. Борис Ельцин: От большевика к демократу Н США: экономика, политика, идеология, 1992. Nfi 5.С, 78−91. На 6.0,70−86, № 7.1. С.88−99.
  235. О. Выбор за вами, господа / Деловая женщина, 1992. № 15. Никитинский А. Алексей Казанник нашел первого единомышленника в Генеральной прокуратуре / Известия. 1993.13 октября.
  236. Ч. Компетенция это будущее Литвы / Эхо Литвы.1992. 22октября.
  237. Осипов С."Крысиные" бега перед камерой / АиФ. 1994.№ 5. Павлов В. Партия для беспартийных (реклама) / Независимая газета. 1993. Эдекабря.
  238. Д. Политика, идеология, реклама К Сборник материалов международного конгресса по рекламе стран-членов СЭВ. Вильнюс, 1986. С. 13−18.
  239. Парламентаризм и правительственная система определение и разграничение // Политические исследования, 1992. Na 3.C.38−46. Партия Российского единства и согласия: Регионы получат своего представителя / АиФ. 1993. Na 48.
  240. Партия сказала: надо (Московский комсомолец. 1993.20 июня. Пархоменко С. Пропорциональные выборы: фавориты определились / Сегодня. 1993.30 декабря.
  241. В.Б. От номенклатуры к буржуазии: 'новые русские' Н Политические исследования. 1993. Na 2.С.49−57.
  242. В.Б. «Новые русские»: появление идеологии П Политические исследования. Na З.С. 15−27.
  243. Пахомов Выборы 1990: скромная победа демократов // США: экономика, политика, идеология. 1991. Na 2.С.
  244. М.М. Президент и общественное мнение // США: экономика, политика, идеология.1991. № 10,С, 23−34,
  245. Радзиховский Л, Детали королей ! Известия. 1994.25 февраля. Родин И. Голосуйте за нас! Лидеры избирательных блоков нашли свой образ i Независимая газета. 1993.9 декабря.
  246. И. На экране много говорящих голов / Независимая газета. 1993.26 ноября.
  247. Россия ждет россиенка / АиФ. 1993, Na 24.
  248. . Есть ли шанс у молодых? f Московская правда. 1993.30 ноября. Савватеева И. выходящий из тени (политический портрет Ю. Скокова) / Известия 1994, Na 49.
  249. И. Предвыборный пасьянс / Комсомольская правда. 1993. 29октября*
  250. С.М. О президентской власти в США Я США: экономика, политика, идеология. 1990. Nc 9.С.13−23.
  251. Содружество Литвы движение национальных меньшинств / Эхо Литвы. 1992.22 октября.
  252. Е. Сколько стоит стать политиком / Московский комсомолец. 1993.21 октября.
  253. Сорокина Е- Мэр обязан брать взятки (интервью с Е. Егоровой) / Московский комсомолец. 1994.9 апреля.
  254. Е. Ставьте на лидера / Московский комсомолец. 1993, 23ноября.
  255. Ю. Голос общественности до неба не доходит? / Эхо Литвы. 1992. 22 октября.
  256. И. Не бросайте ваучер в избирательную урну t Сегодня. 1993. 9декабря.
  257. Страшун Б, А. Шейнис В. Л. Политическая ситуация в России и новый избирательный закон I! Политические исследований. 1993.№ 3.С.65−70,
  258. Ступарь С, Александр Яковлев- Я больше уважаю демократов по убеждению. / Независимая газета. 1993 2 декабря. Стуруа М. Шесть заповедей для американских президентов / Независимая газета.1993. 4 декабря.
  259. Ю.И. Правительство и пресса: пути и принципы взаимодействия
  260. U Вестник МГУ.Сер.Ю.Журналистика. 199G, Nfl 6.С.3−11.
  261. Т. Америка в поисках себя. Как создавался президент // США: экономика, политика, идеология. 1984. We 9−12.
  262. У людей без прошлого нет будущего (интервью с С. Федоровым) f
  263. Московская правда. 1993.9 декабря.
  264. в.И. Российский средний класс: социальная реальность и политический фантом И Политические исследования, 1993. Nil 4.С.28−41. Фадеев Д. А. Обучение демократии // Политические исследования. 1992. № 3. С.25−38.
  265. Д. А. От авторитаризма к демократии // Политические исследования. 1992. № 1−2.С, 117И23.
  266. И. Гринстайн Р. Личность и политика II Социально-политические науки. Т991. № 10,С.67−74.
  267. Г. Финальный барьер Ирины Семеновой (Московская правда. 1993. 9декабря,
  268. С. Декларация о доходах кандидата новый аргумент в предвыборной борьбе I Известия. 1993. 30 октября. Шухмина Т. Кремлевская мода/ Ступени. 1993. 9 июля. 26 основных понятий лолитичекого анализа // Политические исследования. 1993. № 1.С.77−91.
  269. Авторефераты и диссертации Аникевич А. Г. Понятие и система политической власти. Автореф.дисс. канд.филос.наук.М., 1977.16с.
  270. О.Д. Прогностическая функция идеологии. Автореф.дисс. .канд. философ.наук. М, 1985.24с.
  271. A.M. Система массовой информации как фактор формирования политической культуры личности. Автореф.дисс.. канд.филос. наук. Свердловск. 1981.18с.
  272. Высторобец, А Н Документальное телевидение. Структура телевизионного образа. Автореф.дисс. .канд.филол.наук.М., 1975.22с. Газицки А, Политическая власть, как социальный феномен. Автореф.дисс. .канд.филос, наук.М., 1992.26с.
  273. В.Н. Закономерности публицистического творчества. Автореф. дисс. .докт.филол.наук.М., 1971. 36с.
  274. А.Ю. Современная газетная полемика как форма партийной пропаганды. Автореф.дисс. .канд.филол.наук.М. 1974.18с. Зяблюк Н. Г. «Паблик рилейшнэ» и пресса США. Автореф.дисс. ,.канд.филол.наук, М, 1969.15с.
  275. А.Р. Объективное и субъективное в очерке. Автореф.дисс. .канд.филол.наук. М., 1989.24с.
  276. Малкерова И, А, Личность, а политической системе. Автореф.дисс. .канд. филос, наук. М. р 1987.16с.
  277. Пал. И. С. Вопросы теории жанра. Автореф.дисс.. канд. филос. наук. М., 1966.16с.
  278. Н.Р. Избирательная система в условиях развития политического плюрализма. Автореф.дисс.. канд. юрид. наук. М., 1993.19с. Разумовский B.C. Реклама как вид социальной информации. Автореф. дисс.. .панд, филол.наук.Минск, 1992,17с,
  279. В.Е. Самоопредепение человека в этнокультурном типе. Авторф. дисс, .канд.филол.наук.Слб., 1992.12с. Снетова Н. В. Критика концепций политического поведения в американской буржуазной социологии. Автореф.дисс.. .канд. филос. наук.Л., 1984.17с.
  280. В.Е. Переход южно-еврол ейских стран от авторитаризма к демократии в концепции западных попитологов. Автореф.дисс. .канд. полит, наук, М, р 1992,25с,
  281. ВН. Авторское повествование в газетно-публицистическом тексте. Автореф.дисс.. канд. филол. наук. М, г 1981.23с. Тищенко В. А. Интервью в газете: теория и практика развития жанра. Автореф. дисс. ,.канд.филол.наук.М, 1980.23с.
  282. Ткачев П. И, Памфлет и его формы. Автореф.дисс. .канд, филол.наук. М., 1980.49с.
  283. Л.С. Некоторые психолингвистические проблемы речевого воздействия. Автореф.дисс. .канд.филол.наук.М. 1989.20с. Архипов И. Ф. Публицистический образ. Дисс. .канд.филол.наук. М., 1983.167с.
  284. О.А. Природа социальных иллюзий и механизмы их формирования в буржуазном обществе. Дисс. .докт.филоснаук, М., 1982,
  285. Cathelat B. Cadet A. Publicite et societe de ('instrument ecomonique a ¦'institution social. Paris11976,251p, Dayan A. La publicite. Paris, 1988.127р.
  286. Dupertuis P-R. Le droit d’auteur dans le domaine de la publicite commercial. Lousanne, 1964.151 p.
  287. Francastel C. Francastel P. Le portrait. 50 siecles d’humanisme en peinture, Paris, 1969.207р.
  288. Gourevitch J-P. La politique et ses images. Paris, 1986.215р.
  289. Murdock C, Yanus N. La communication de masse et ('Industrie publicitaire. Paris. 1985.87р.
  290. Significations de la pubJicite. Liege. 1974.149p.
  291. Ramiez F. Robot C, Choisir ил president. Verite et mensonges d’une image televisuelle. Paris, 1988.333p.
  292. Sauvageot A, Figures de la pubJicite. Paris, 1987.200р. Mark V. Application et developpement d’influence de la communication publicitaire et non publicrtaire sur Jes attitudes et les comportement // L’action publrcitaire. Paris, 1973. P.5−12.
  293. Aujourd’hui, nous ceJebrons Je mysiere de Ja renaissance de ITVamerique" (фрагменты речи Б. Клинтона в день инаугурации) (Le Monde. 1993.22 janvier.
  294. A. «IJ у a quelque chose dans I’aiT / Le Monde, 1993. 22 janvier.
Заполнить форму текущей работой