Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние современных информационных технологий медиаиндустрии на развитие кинопрокатов в России

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокий спрос на цифровое кинооборудование означает быстрое падение спроса на 35-мм фильмокопии. На своем пике пленочная дистрибьюция использовала около 13 млрд футов пленки в год (что эквивалентно пятикратному расстоянию до Луны и обратно), однако в 2010 году этот показатель начал резко снижаться, и в 2012 году индустрия в целях дистрибьюции использовала около 4−5 млрд футов. Во времена, когда… Читать ещё >

Влияние современных информационных технологий медиаиндустрии на развитие кинопрокатов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

" Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения"

Институт управления, экономики и медиакоммуникаций Факультет управления и экономики Кафедра экономики кино и телевидения ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА на тему: «Влияние современных информационных технологий медиаиндустрии на развитие кинопрокатов в России»

Выполнила: студентка 043 группы

4 курса ФаУЭ Николаева А.А.

Научный руководитель:

к. э. н., доцент Смолокуров Е.В.

Санкт-Петербург 2014

  • 1. История, классификация и система информационных технологий медиаиндустрии
  • 1.1 Эволюция компьютерных технологий в сфере киноиндустрии
  • 2. Влияние современных информационных технологий на развитие российской киноиндустрии
  • 2.1 Современное состояние кинопроката в России
  • 2.2 Влияние современных технологий на кинопрокат в России
  • 2. Перспективы развития информационных технологий в России
  • 2.1 Перспективы развития цифрового кинопоказа в России
  • 2.2 Перспективы развития IMAX и 3D технологий
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1

Темой исследования является такой важный и актуальный на сегодня вопрос, как современные информационные технологии медиаиндустрии.

Область медиаиндустрии обширна и привлекательна. Это кино и телевидение, печать, электронные издания, информационные центры и т. д. Их качество, а значит и коммерческий успех, в большой степени поддерживаются использованием современных информационных технологий. Все направления медиаиндустрии связаны с сетевыми технологиями, с многогранной областью мультимедиа: видео — и аудиотехнологиями, двумерной и трехмерной графикой, виртуальной реальностью, разработкой программного обеспечения, проблемами защиты информации. Системы, используемые в области медиаиндустрии, обладают свойствами распределенности, выхода на глобальные сети, работы в реальном времени. Они всегда ориентированы на использование новейших достижений в области информационных технологий.

Целью исследовательской работы является определение основных информационных медиатехнологий, влияющих на кинопрокат в России.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать эволюцию компьютерных технологий в сфере киноиндустрии.

2) Рассмотреть классификацию и систему компьютерных технологий в области кино и телевидения.

3) Рассмотреть современное состояние кинопроката в России.

4) Определить влияние современных технологий на кинопрокат в России.

5) Рассмотреть перспективы развития цифрового кинопоказа в России.

6) Рассмотреть перспективы развития IMAX и 3D технологий.

1. История, классификация и система информационных технологий медиаиндустрии

1.1 Эволюция компьютерных технологий в сфере киноиндустрии

Освоение кинематографом таких спецэффектов как многократная экспозиция, наложение кадров, исчезновение и неожиданное возникновение предметов, их деформация, изменение фактур и поверхностей и прочие чудеса кинозрелища были придуманы и вполне освоены великим магом-кинематографистом, режиссером Жоржем Мельесом в 1896…1913 гг. В это время им было снято более 500 фильмов. Среди сохранившихся — «Невероятное путешествие» (1904 г.)

У публики фильм вызвал невероятный интерес, основанный на… непонимании того, как все это сделано на экране. «Умело примененный трюк, при помощи которого можно сделать видимыми сверхъестественные, воображаемые, нереальные явления, позволяет создавать в истинном смысле этого слова художественные зрелища, дающие огромное наслаждение тем, кто может понять, что все искусства объединяются для создания этих зрелищ» .

Но очень скоро и, видимо, не только из-за монополистической политики братьев Патэ, великий иллюзионист кино разорился. Чудо не может удивлять дважды. Зрители привыкли к его холодным чудесам. Теперь от кинематографа ждали эмоций, как и от любого искусства. Не случайно в 1920;е годы в кино Германии врывается экспрессионизм (от латинского expression), в котором выражается эмоциональный характер кинообразов. «Кабинет доктора Калигари» режиссера Роберта Вине (1920 г.) считается первым экспрессионистским фильмом. Художники-экспрессионисты группы «Мост», приглашенные для создания декораций, погрузили героев, а вместе с ними и зрителей в изломанный, психически больной мир, который возникал на экране уже не как кинематографический гэг, но как живописная художественная реальность. Роберт Вине, Пауль Вегенер, Фридрих Мурнау, Фриц Ланг учат кинематограф быть живописным. Они осваивают приемы живописи в динамике кинокадра.

Тема сопоставления экранных и живописных портретных образов многократно была рассмотрена и прошла определенную зрелищную эволюцию в многочисленных «Портретах Дориана Грея». Начиная с 1910 года снято около 30 экранизаций. В первом черно-белом фильме демонизм портрета подчеркнут появлением цвета на экране. Эффект старения и обезображивания статичен. Еще далеко до «морфинга», но зато эра цветного кинематографа уже началась. Поэтому цвет становится основным эмоциональным элементом. Впрочем, Сергей Эйзенштейн еще в 1925 году уже опробовал красную краску во флаге на броненосце «Потемкин» и получил идеологически верный сильнейший эмоциональный эффект. Им же во второй серии «Ивана Грозного» (1945 г.) сделана заявка на стилистический прием использования контраста между черно-белым и цветным изображениями. Эйзенштейну вторит Андрей Тарковский в финале фильма «Андрей Рублев» (1966 г.), вводя в черно-белую картину цветные фрески рублевской «Святой Троицы» .

Обыгрывание нового спецэффекта в кинематографе уже стало традицией и обрело свою знаковую составляющую. Вспомните фильм «Терминатор II: Судный день» (реж. Джеймс Кэмерон, 1991 г., США). При помощи компьютерной анимации режиссер делит мир на реальный, который существует в настоящем времени, и фантастический мир будущего, где победили роботы. Вот как выглядит «пересечение» этих миров. Терминатор из биометалла (Роберт Патрик) поднимается из черно-белого кафельного пола и принимает образ полицейского. Преследуя свои жертвы, он проходит через стальную решетку, но пистолет в его руке (предмет реального мира), застревает между прутьями. Зрители, впервые увидевшие эту сцену, неизменно выражали восторг.

медиаиндустрия кинопоказ цифровой россия Точно также, отталкиваясь от мультипликации и комбинированных кадров пленочного кино, мы постепенно привыкали к спецэффекту цифрового кинематографа — «морфингу», то есть динамической деформации предметов прямо на глазах зрителей. Именно этот цифровой спецэффект применяет Оливер Паркер в своем «Дориане Грее», причем в буквальном смысле слова вытаскивая дьявольское чудовище из плоскости холста, явно с прицелом на будущее стереоскопическое 3D-изображение [1, c.267 — 290].

Более виртуозно морфинг в качестве эффекта старения, как полноправный элемент режиссуры, использован в фильмах «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989 г.) Стивена Спилберга и «Великий Мерлин» (1998 г.) Стива Баррона. Причем в последнем именно в спецэффекте заключается эмоциональный акцент, адресованный зрителю. Великий Мерлин (Сэм Нил) и его любимая Нимуэ (Изабелла Росселлини) встречаются через много лет. Они — глубокие старики. Но Мерлин творит последнее волшебство и возвращает себе и любимой… время. Режиссеру при помощи морфинга лиц удалось не просто сделать стариков молодыми, но возвратить их в молодость, в то состояние любви и счастья, в котором они были до разлуки.

В фильмах последних лет трюки с применением морфинга приобретают семантическую значимость и становятся, скажем, как монтаж в кинематографе, чуть ли не обязательной частью любого современного фантастического боевика.

Пожалуй, предтечи любого цифрового спецэффекта можно найти в традиционном кинематографе и анимации, как рисованной, так и кукольной. Наиболее наглядно вся эта история показана в шести фильмах космической эпопеи Джоржа Лукаса «Звездные войны», которая продолжала свое развитие и совершенствование в течение 30 лет, начиная с 1977 года. Именно тогда на экраны вышел IV эпизод «Новая надежда» — первый, где для создания «рисованных» летающих в космосе кораблей были использованы траектории полетов самолетов из военной хроники Второй мировой войны.

В начале 1990;х годов в киноиндустрии Голливуда появились первые студии SGI (Silicon Graphics Images), обслуживающие игровые постановки. И именно их уникальные возможности по созданию спецэффектов подготовили очередную революцию в киноиндустрии. По технологии Motion Sampler (образцы движения) созданы такие фильмы как «Парк юрского периода» (реж. Ст. Спилберг, 1993 г.), «Маска» (реж.Ч. Рассел, 1994 г.). Эта технология основана на том, что компьютерный персонаж на экране начинает жить по законам реального мира, двигается, как живой, соблюдая все законы движения человеческого тела. Больше того, у такого персонажа есть своя пластика движений и мимика. Пионером в создании таких персонажей стал фильм «Бэйб четвероногий малыш» (реж. Крис Нунен, 1995 г.), где анимация мимики и артикуляции животных при их разговорах осуществлялась при помощи использования мимики актеров с датчиками и последующим наложением «масок» на морды кинозверушек.

Виртуальная реальность также предполагает создание средствами специального компьютерного оборудования (очки, шлем, костюм, виртуальный симулятор и т. п.) эффекта присутствия человека в этой объектной среде, сопровождающегося ощущением единства с компьютером.

Отличительной чертой виртуальной реальности в современном кинематографе стало формирование объектов из текучих, сыпучих, водянистых и шерстистых сред. Для разработчиков программного обеспечения это было самой трудной задачей. К 1997 году существовали разные среды: вода, металл, губчатая поверхность, блестящие и матовые поверхности разных изменяющихся объемов. Долго не получалось прописать программу имитации шерсти животных. Первой такой успешной разработкой было создание волосяного покрова персонажа «снежного человека» в программе Maya, которая является симбиозом трех программ: The Advanced Visualizer от Wavefront Technologies в Калифорнии, Explore от Thomson Digital Image (TDI) во Франции, и Power Animator от Alias в Канаде.

Датой рождения Maya считается 1998 год. Мировая презентация волосяного покрова снежного человека состоялась вместе с российской, которая прошла в рамках IX Фестиваля компьютерной графики и анимации «Аниграф» в 2001 году. В этом же году выходит на экраны мультипликационный (3Dанимация) фильм «Шрек» режиссеров Эндрю Адамсона и Вики Дженсон (США), получивший премию «Оскар». Его изобразительной гордостью стал Осел с невероятной компьютерной шерстистостью. А недавно зрители могли наблюдать еще одну техническую и художественную революцию в кинематографе — создание Чеширского кота в фильме «Алиса в стране чудес» режиссера Тима Бертона (США, 2010 г.). Теперь это улыбчивое существо каталось в буквальном смысле слова перед глазами зрителей, испуская с каждой своей шерстинки фантастическое сияние.

Рисунок 1 — Этапы эволюции технологий [7]

Сегодня созданные при помощи компьютерных технологий различные спецэффекты используются в кинематографе не только как трюки, но как семантические, языковые элементы режиссуры фильма. Больше того, с совершенствованием технологий трюковая природа так называемых компьютерных спецэффектов приобретает значимость эстетики кино. С их помощью (или на их основе) создается особая стилистика киноизображения. В XXI веке самостоятельную роль в кинофильмах начинают играть элементы так называемой «виртуальной реальности». Киноязык прошел определенный эволюционный путь — от показа необычного, мистического, потустороннего мира человеческих страхов и переживаний до философского осмысления проблемы взаимодействия человека и «виртуальной реальности», от эффектных зрелищных трюков комбинированных съемок до эстетического, художественного включения виртуальной реальности в образную систему кинематографа.

1.2 Классификация и система компьютерных технологий в области кино и телевидения

В основе разработки и использовании любой информационной технологии должен лежать системный подход. Только такой подход может комплексно охватить проблему. Если информационная технология рассматривается как система, то под этой системой мы будем понимать совокупность функциональных элементов и отношений между ними, преследующих определенную цель на определенном временном интервале. В зависимости от поставленной цели будут меняться функциональные элементы и отношения между ними. Это значит, что мы можем выделить ряд конкретных информационных технологий в зависимости от цели их применения.

Визуальные эффекты включают в себя набор различных технологий, методов и приемов. Одни из них используются во время съемочного процесса, в то время как другие — в монтажно-тонировочный период. Кроме того, в процессе развития телевидения и кинематографа появляются новые технологии, а некоторые из уже существующих устаревают и заменяются.

Соответственно каждая технология или прием имеют свое обозначение, которым оперируют специалисты в профессиональной практике. Таким образом набор обозначений всех технологий визуальных эффектов можно назвать классификацией по методу изготовления. А разделив все множество технологий на подмножества по моменту их использования их можно сгруппировать в некоторые классы.

На сегодняшний момент такой подход является единственным из используемых.

Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съемки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты — это обработка материалов перед съемкой. Сюда относится моделирование, пиротехника и технические приспособления, специальный грим.

Рисунок 2 — Классификация спецэффектов [12]

В диссертации, посвященной истории визуальных эффектов, приведена следующая классификация — довольно условно специальные эффекты можно подразделить на две основные группы. Первая группа — визуальные, основанные на манипуляциях с изображением. Сюда относятся оптические (или кинематографические) эффекты, которые так же принято называть комбинированными съемками, вторая группа включает в себя механические (или физические, рукотворные) специальные эффекты, в основе которых лежит обработка предкамерных материалов. Эта группа, в свою очередь делится на: моделирование (муляжи, макеты, модели), пиротехнику, технические приспособления (вращающиеся декорации, ветродуи, поливальные машины и т. п.) и специальный грим [2, c.120].

Подобная классификация визуальных эффектов сложилась исторически, во времена комбинированных съемок, так как методы создания комбинированных кадров классифицировать было очень трудно вследствие того, что очень часто для создания того или иного эффекта приходилось изобретать различные приспособления. Из всего необъятного набора приемов, разработанных для создания комбинированных кадров, только малая часть была универсальной и могла использоваться для решения однотипных задач в разных фильмах, например: рир — и фронтпроекция, дорисовка на стекле, блуждающая маска.

Есть более современные варианты классификаций, которые так же появились под влиянием попыток разделить визуальные эффекты на категории, объединяющие их по тем или иным признакам производства, например, классификация, которая приводится А. Кэрлоу, специалистом по производству визуальных эффектов. Он утверждал, что в целом все спецэффекты можно разделить на четыре большие семейства, однако некоторые специфичные методы обладают перекрестными характеристиками. Некоторые спецэффекты основаны на согласовании исходного «живого» действия: таков, например, метод камерного согласования. Другие предусматривают комбинирование элементов, полученных из нескольких источников (композитинг), добавление или удаление элементов, а также преобразование исходного изображения (морфинг).

Визуальные эффекты являются неотъемлемой частью аудиовизуального произведения, и поэтому их нельзя рассматривать в отрыве от законов драматургии. Кроме того, визуальные эффекты призваны воздействовать на зрителя через его восприятие, и предназначены для создания у зрителя тех или иных эмоций, таких как страх, удивление, радость и другие эмоции. И, что очень важно, необходимо разделение творческой задачи и технологического ее решения. Исходя из этих соображений, ниже представлена следующая классификация визуальных эффектов.

Рисунок 3 — Классификация визуальных эффектов [14]

Деление на скрытые и явные визуальные эффекты актуально в первую очередь потому, что зритель во время просмотра обычно замечает именно явные визуальные эффекты, в то время как скрытые эффекты остаются за пределами его внимания.

Прежде в кинопроизводстве эти эпизоды снимались с привлечением огромной массовки (что, естественно, выливалось в крупные затраты) либо с использованием специальных линз или систем зеркал, где стыки размножаемых изображений были заметны. С появлением компьютеров эта проблема была решена. В фильме «Монгол» в сценах битв снималось около сотни всадников. В то время как требовалось создать ощущение многотысячных армий. Эта задача решалась путем размножения групп персонажей с использованием компьютерных технологий. И при этом зритель и не подозревал, что видит к кадре одних и тех же людей.

Далее приведем описание всех наиболее значимых цифровых и натурных технологий.

Основной набор цифровых технологий (см. Приложение 1).

2. Влияние современных информационных технологий на развитие российской киноиндустрии

2.1 Современное состояние кинопроката в России

Сборы российских картин в I квартале традиционно растут быстрее, чем голливудских фильмов. Связано это прежде всего с тем, что российские продюсеры и прокатчики предпочитают ставить свои самые сильные картины на новогодние каникулы. В начале этого года касса отечественного кино увеличилась почти на 70% до 4,9 млрд руб. (по сравнению с I кварталом 2013 г.). На российские картины за эти три месяца пришлось 34,3% от всей национальной кассы, или 35,7% проданных билетов. Это самый большой показатель за пять лет, следует из данных Movie Research. Ближе всего к этим цифрам российское кино подходило в начале 2012 г. (29,7% кассы и 31,7% посещений). По данным, опубликованным на сайте hse.ru, видно, как выросли кассовые сборы.

Обычно после новогодних каникул количество российских релизов резко падает, поэтому уже февраль для нашего кино — «мертвый сезон», но в этом году в январе-феврале на экраны вышло сразу 17 новых российских картин. Один только «Вий 3D» (премьера состоялась в конце января) собрал более 1 млрд руб., неплохо показали себя в прокате такие «середнячки», как «Белка и Стрелка. Лунные приключения», «Чемпионы», «В спорте только девушки», указывает он. Поэтому результаты I квартала и оказались для российского кино такими высокими.

По данным аналитического интернет-проекта «ПрофиСинема, которые опубликованы на сайте «диджитал синема» всплеск интереса непосредственно россиян к кино — а российские кинотеатры в 1 квартале посетили более 16 миллионов зрителей, на 12 процентов больше, чем годом ранее — рост кассовых сборов, обеспечили два высокобюджетных блокбастера.

Первый — голливудский фильм-катастрофа «Ной», который вышел на экраны страны в конце марта и собрал в кинотеатрах рекордные суммы близкие к январской выручке. В России только за первый уикэнд проката картина собрала 606 миллионов рублей.

Второй фильм — «Вий 3D» Олега Степанченко (он вышел в конце января и собрал больше 600 миллионов рублей за первые выходные). А в целом, «Вий» принес в кассу более 1 миллиарда рублей. Заветный миллиард получит, по прогнозам экспертов в апреле и показ «Ноя». Он по-прежнему в тройке лидеров. По данным, опубликованным на сайте digitalcinema.ru, можно увидеть самые кассовые фильмы 2014 года.

Любопытно, что сборы российских фильмов в кинотеатрах в I квартале превысили пятилетний максимум. Выручка от российских картин выросла почти 70 процентов по сравнению с январем-мартом 2013 года. Несмотря на то, что первая половина января считается для кинопрокатчиков самым активным временем по посещаемости — в этом году в январе-феврале в кинопрокат вышли не 10, как в прошлом году, в сразу 17 отечественных картин, которые приманили зрителей СНГ — первая половина марта особенно удручала кинопоказчиков. Если в первую неделю января отечественные фильмы собрали больше, чем иностранные — 34,3% от всей национальной кассы, или 35,7% проданных билетов и это самый большой показатель за пять лет, следует из данных Movie Research, то в последние две недели марта их доля в сборах составила всего 5,9% и 2,1% соответственно.

В индексе предпринимательских настроений в киноиндустрии, который опубликован на «ПрофиСинема», отмечено, что оснований для улучшения ситуации нет, в ближайшее время существенных изменений не произойдет. Громкие российские релизы не ожидаются. Финансовые прогнозы крайне пессимистичны. Рост курса валют, возможное существенное сокращение государственного финансирования картин способно заморозить запуск высокобюджетных фильмов. Кроме того, в связи с событиями в Украине есть риск потери достаточно большой доли доходов от реализации телепродукции, до 25−30 процентов.

Но, судя по всему, в апреле все же можно ожидать позитивных изменений. Во-первых, в апреле продолжился прокат «Ноя». Во-вторых, стартовала картина «Первого мстителя». В-третьих, 24 апреля вышел очередной «Человек-паук». Что касается российских релизов, то в апреле в широкий прокат вышли приключенческий ромком «Авантюристы» Константина Буслова со Светланой Ходченковой и Константином Хабенским в главных ролях, приключенческая комедия «Скорый. Москва-Россия» Игоря Волошина с Сергеем Светлаковым в главной роли, криминальный боевик «Газгольдер». Кроме того, на экраны выйдет российско-британская мелодрама «Питер. Лето. Любовь» и российско-американский боевик «Черная роза» Александра Невского.

2.2 Влияние современных технологий на кинопрокат в России

В настоящее время наибольшее влияние на кинопрокат в России оказывают такие информационные технологии медиа-индустрии, как 3D и IMAX.

Рынок кинопроката в России и СНГ уже в 2010 году вырос благодаря 3D, а именно за счет 3D-релизов и введения в эксплуатацию цифровых кинозалов с поддержкой 3D. В этом плане год задался с самого начала: в декабре вышел «Аватар», который собрал рекордную кассу. После этого практически все, в том числе некачественные, 3D-релизы привлекали большое количество зрителей. В 2010 году формат 3D не оказал положительного влияния на динамику сборов от российских лент, так как отечественных 3D-релизов было мало. Хотя, как показала практика, они могут быть конкурентоспособными. Например, наш мультфильм «Белка и стрелка: Звездные собаки», который изначально не снимался в 3D и был переведен в этот формат уже специально для релиза, вышел в период весенних каникул и показал неплохие сборы в жесткой конкуренции с американским «Как приручить дракона 3D» .

По данным, опубликованным на сайте kinomonitor.ru, видно, что несмотря на на доминирование на экранах премьерных блокбастеров и 3-D фильмов (в 2010;м трехмерных релизов было уже 32), в прошлом году в России были продемонстрированы 25 программ (7 из них — в прямом эфире) альтернативного контента.

По данным, опубликованным на сайте kinomonitor.ru, видно, что популярность 3D фильмов в России в 2010 году уже была высокой: по данным «Бюллетеня кинопрокатчика», средний кассовый сбор фильмов в 3D формате в одном цифровом кинозале превышает аналогичный показатель этих же фильмов в обычном зале в 2,7 раза (без учета «Аватара» — 2, 4 раза).

По данным, опубликованным на сайте kinomonitor.ru, можно увидеть превышения сборов фильмов 3D формата над 2D.

IMAX так же оказал огромное влияние на современный российский кинопрокат. Десять лет прошло с момента появления формата IMAX на российском рынке кинопоказа. С тех пор количество залов этого формата в нашей стране увеличилось до нескольких десятков. Наверное, можно сказать, что эта особая технология сегодня уже не кажется диковинкой, но статус эксклюзивности IMAX у нас все еще не потерял.

Залы IMAX стали активно открываться в России четыре года назад — в 2009;м к существующим на тот момент двум (московский Nescafe-IMAX и «KinoStar Радуга» в Санкт-Петербурге) добавились еще три площадки, а к концу 2010;го количество экранов IMAX в России возросло до тринадцати. На сегодняшний день на территории нашей страны насчитывается 29 залов в этом формате. Больше половины из них принадлежит сети кинотеатров «Синема Парк», у сетей «Каро», «Формула Кино», «Монитор» и «КиноМакс» — по два экрана. Планируется, что к концу текущего года число залов IMAX увеличится более чем в полтора раза и достигнет сорока пяти.

Зрительский интерес к формату IMAX не ослабевает, и этот факт не упускают из виду ни студии, конвертирующие свои фильмы, ни дистрибьюторы, уделяющие ему немало внимания, ни показчики, вкладывающиеся в строительство залов. Нужно это прежде всего зрителям, которые жаждут аттракцион. Хотим мы этого или нет, говорим ли мы о кино как о седьмой музе искусства, ключевая аудитория по всему миру сегодня стремительно молодеет. Приходящие в кино люди ждут этого аттракциона, и дать его сейчас по большому счету может только IMAX.

Сейчас стремительно растет количество не только экранов IMAX, но и фильмов, которые на них выходят. Если в 2009 году число игровых и анимационных картин в этом формате составляло всего лишь четыре штуки (без учета образовательных лент), то в следующем оно уже возросло до восьми, а в 2011;м увеличилось до девятнадцати. По итогам прошлого года количество релизов в IMAX достигло двадцати одного, но по заявлениям руководителей корпорации сильно эта цифра не увеличится. Политика IMAX подразумевает долгий прокат, и частая сменяемость релизов здесь нежелательна. Недавно «Бросок кобры 2″ как раз стал жертвой этой политики, потому что оказался зажат между „Джеком-покорителем великанов и » Парком Юрского Периода 3" , и места в сетке релизов IMAX ему не хватило. К началу календарного лета в этом формате заявлено 11 картин — столько же было и за первые пять месяцев 2012;го. Что касается ротации, то тенденция меняется: если раньше было достаточно мало проектов — примерно один релиз в месяц, то сейчас насыщенность репертуара позволяет делать обновления раз в неделю. На данный момент репертуар IMАХ расширился и входит в колею обычного проката.

С другой стороны, несмотря на рост количества IMAX-релизов, вопрос насыщенности репертуара остается открытым. Во-первых, из-за естественного отбора — очевидно, не каждый фильм подойдет для показа в зале IMAX и будет пользоваться там успехом. Большой экран с повышенной четкостью изображения предназначен для визуального пиршества, а значит, лучше всего в IMAX работают зрелищные проекты, насыщенные спецэффектами и экшном. Именно поэтому основные посетители подобных кинозалов — продвинутая молодежь и так называемые фанбои. Так, почти 10% зрителей фильма «Трон: Наследие» посмотрело его именно в формате IMAX, что при повышенных ценах на билеты дало более 20% от общей кассы. У еще одного фанатского проекта — «Темный рыцарь: Возрождение легенды»  — на кинозалы IMAX пришлось более 8% от всех проданных билетов, тогда как в среднем доля этого формата в прокате ленты сейчас составляет меньше 5% по посещаемости и примерно 9% - по сборам. А вот анимационные фильмы раз за разом выступают ниже ожиданий, ведь семейный поход в кино обойдется в весьма кругленькую сумму. В 2011 году самая низкая доля IMAX по посещаемости наблюдалась у «Кунг-Фу Панды» , а в 2012;м — у «Лоракса» . Вследствие этого постепенно сокращается и количество мультфильмов, выходящих в этом формате. Два года назад таких картин было шесть, в прошлом году — четыре, а на этот год пока и вовсе не запланировано ни одной анимации.

Во-вторых, о многих проектах становится известно только за 3−4 месяца до их выхода, из-за чего график IMAX-релизов зачастую складывается неравномерно. Кроме того, как уже было сказано, политика корпорации подразумевает долгий прокат, а такой подход не совсем прижился на российском рынке. Не каждый фильм может простоять в IMAX четыре недели или дольше, если это не «Аватар» . Этот формат заслуживает того, чтобы проекты рекламировались заранее.

Зал IMAX, как и другие способы и форматы нестандартного кинопоказа, выделяет кинотеатр среди прочих и добавляет ему несколько очков в конкурентной борьбе, но площадки, не оснащенные такой технологией, от этого не страдают.

Интересно, что средняя стоимость билета на IMAX, в отличие от общих средних цен на нашем рынке, за последние годы даже немного снизилась. Если в 2010;м одно посещение фильма в формате IMAX 3D составляло 563 рубля, то в 2012;м — уже 519 рублей. Связано это с большим внедрением технологии в регионы, где цены существенно ниже по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом, которые раньше были основными показчиками IMAX.

При несущественном влиянии площадок с IMAX-залами на благосостояние своих коллег и конкурентов миграция зрителя все же происходит, но непосредственно в тех кинотеатрах, где появляется данная технология. И в этом случае ситуация может складываться неоднозначно. С одной стороны, зритель зачастую отдает предпочтение чему-то новому, поэтому зал IMAX может отнять часть аудитории у других цифровых площадок.

Пожалуй, десятилетний опыт успешной работы площадок, подключившихся к технологии IMAX, доказывает, что формат способен удержать свои позиции и улучшить результаты на российском рынке. Во многом благодаря успеху нашего кинотеатра формат IMAX развивается в России быстро и широко. Бтльшая часть зрителей кинотеатра смотрит все или почти все новинки в нашем зале, так как в сравнении с обычным 3D там легко прочувствовать преимущества эффекта присутствия.

Назвать IMAX технологией первой необходимости на сегодняшний день невозможно. Тем не менее кинотеатр с залом IMAX имеет в своем арсенале ряд несомненно приятных эксклюзивов, которыми время от времени балует зрителя — например, стартом «Мстителей» и других крупных проектов в превью, специальной версией «Доспехов бога 3: Миссия Зодиак» или семиминутным роликом «Стартека: Возмездие» , не говоря уже об элементарной престижности самого наличия формата в кинотеатре. Так что если в вашем городе еще не появился IMAX, а население способно регулярно оплачивать премиум-развлечение, то инвестиции вполне могут оправдаться через несколько лет. Тем более что тенденция к миграции зрителей в IMAX, пусть пока и незначительная, все же имеется. По данным, опубликованным на сайте Cinemaplex, можно выделить Топ-10: Доля IMAX у релизов российского проката 2007;2013.

Таблица 2 — Топ 10: Доля IMAX у релизов российского проката 2007;2013

Название

Дистрибьютор

Релиз

Общий сбор

Сбор IMAX

Доля IMAX

Рубли

(млн)

Зрители

(млн)

Копии

Рубли

(млн)

Зрители (млн)

Рубли

Зрители

Трон: Наследие

WDSSPR

23.12.10

650,153

2,396

133,242

0,232

20,5%

9,7%

Темный рыцарь

CAO

26.07.12

573,418

2,530

75,276

0, 205

13,1%

8,1%

Миссия невыполнима

CPP

15.12.11

394,016

1,703

48,234

0,133

12,2%

7,8%

Биовульф

САО

22.11.07

227,971

1,331

36,224

0,101

15,9%

7,6%

Путешествие 2

САО

09.02.12

526,806

2,041

72,825

0,145

13,8%

7,1%

Новый человек-паук

WDSSPR

05.07.12

717,766

3,039

100,632

0, 206

14,0%

6,8%

Обитель зла

WDSSPR

13.09.12

524,088

1,939

63,701

0,131

12,2%

6,8%

Другой мир: пробуждение

WDSSPR

19.01.12

385,686

1,435

46,975

0,095

12,2%

6,6%

Франкенвини

WDSSPR

11.10.12

105,841

0,415

13,646

0,027

12,9%

6,5%

Тайна красной планеты

WDSSPR

11.03.11

163,400

0,744

21,180

0,044

13,0%

5,9%

2. Перспективы развития информационных технологий в России

2.1 Перспективы развития цифрового кинопоказа в России

В 2011 году цифровой формат стал доминирующим форматом кинопоказа в мире, вытеснив 35-мм.

В конце 2011 года в мире насчитывалось 63 825 цифровых кинозалов или 51,5% от общего числа кинозалов мира

На рынке продолжается быстрый рост — в 2011 году открыто 28 755 новых цифровых залов. В последующие годы рост продолжится.

Открытие цифровых кинозалов в Западной Европе мотивировано действием VPF-механизмов и работой интеграторов цифрового оборудования.

Великобритания полностью перешла на цифровой формат к началу 2013 года, Франция — в конце 2013 года. В США в конце 2011 года действовало 25 621 цифровых кинозалов, 12 565 из них — 3D. На рынке США рост числа цифровых кинозалов происходит в основном благодаря модернизации кинотеатров-членов DCIP и в рамках второго этапа реализации проекта «Cinedigm» .

Спустя 13 лет со дня появления первого цифрового кинотеатра 2011 год стал годом, когда цифровой формат стал доминирующим форматом кинопоказа в мире, впервые за 80 лет вытеснив 35-мм с основных позиций. По данным «IHS Screen Digest», опубликованным на сайте «технолоджес», в конце 2011 года в мире насчитывалось 63 825 цифровых кинозалов или 51,5% от общего числа кинозалов. Из них 35 979 оснащены 3D-системами (56,4%). На рынке продолжался быстрый рост — в 2011 году открыто 28 755 новых цифровых залов (18 968 в 2010 г.). В 2012 широкомасштабное распространение цифрового кинопоказа продолжалось, в первом квартале, по данным «IHS Screen Digest», было открыто 7 900 новых цифровых залов. Сегодня изменения в киноиндустрии происходят быстрыми темпами, влияние серьезного технологического сдвига ощущается во всём секторе и смежных отраслях. Для кинопоказчиков преимущества цифрового формата, заключающиеся в нефизической дистрибьюции, появлении новых форм контента и рационализации рабочего процесса, становятся все более очевидными, даже несмотря на то, что это порождает новые сложности. Что касается дистрибьюторов, то внимание многих из них сегодня приковано к технологическим вопросам, таким как доставка ключей (KDM), полнота Списка доверенного оборудования (Trusted Device Lists (TDL), 3D-субтитрирование, управление версиями и система цифровой доставки. С точки зрения бизнеса важнейшие изменение 2011 года — это полный переход на цифровой формат крупных киносетей, и распространение механизма группового финансирования в целях обеспечения возможности модернизации кинопоказчикам, которые могут осуществить это своими силами. Такие группы созданы, либо идут переговоры об их создании, в Великобритании, Нидерландах, Австралии, Филиппинах, Бразилии, Дании, среди крупных сообществ кинопоказчиков в США, Канаде, Японии, Австралии и Корее. По данным, опубликованным на сайте technologies. su, видно, как растет количество цифровых кинозалов.

Высокий спрос на цифровое кинооборудование означает быстрое падение спроса на 35-мм фильмокопии. На своем пике пленочная дистрибьюция использовала около 13 млрд футов пленки в год (что эквивалентно пятикратному расстоянию до Луны и обратно), однако в 2010 году этот показатель начал резко снижаться, и в 2012 году индустрия в целях дистрибьюции использовала около 4−5 млрд футов. Во времена, когда цена серебра, главного сырья для обработки пленки, поднялась с $ 5 за унцию (державшуюся почти 20 лет) до $ 25 за унцию (достигая $ 50), спрос на фильмокопии быстро снижается. Сдвиг в индустрии оказывает влияние на всю цепочку стоимости — поставку пленки (Kodak, Fuji и Agfa), обработку пленки (Deluxe, Technicolor и местные лаборатории) и пленочную дистрибьюцию. Это привело к ситуации, о которой не было и речи три года назад: Deluxe и Technicolor предпринимают совместные усилия по выпуску пленки, её печати и доставке. Цель — снизить операционные расходы в соответствии с рыночным спросом. То же самое может в конечном итоге произойти на уровне продажи пленки. Согласно прогнозам «IHS Screen Digest», к концу 2013 года пленка выйдет из массового использования в США. В Западной Европе этого не произойдет до конца 2014 года, принимая во внимание большое количество стран и возможности государственной поддержки. Другие страны мира окажутся под неким давлением, и к концу 2015 года пленка перестанет использоваться.

Сейчас внимание многих приковано ко второму этапу перевода кинотеатров на цифровую технологию. Стандарт индустрии в области дистрибьюции (принятие на долгосрочный период) — спутниковая доставка контента, по крайней мере, фильмов и прямых трансляций мероприятий в кинотеатры. Спутник — система передачи типа «точка — несколько точек», его широкомасштабное внедрение зависит от объема — необходимо минимум 500 кинотеатров. Однако пока используются наземные сети (на широкополосную передачу переведены 20% сети европейского оператора «Smartjog») и со временем, по мере снижения стоимости высокоскоростных широкополосных сетей, возникнет конкуренция со стороны этого источника.

2.2 Перспективы развития IMAX и 3D технологий

Исследовательская и консалтинговая компания Jon Peddie Research (JPR), специализирующаяся на графике и мультимедиа, анонсировала свою новую работу, посвященную перспективам развития рынка 3D-технологий (Stereographic-3DMarket Opportunities).

За прошедший год 3D-индустрия показала высокие темпы роста, как это уже отмечалось в предыдущей главе. В 2011 году только в США трехмерные фильмы в прокате принесли более 10 миллиардов долларов валового дохода, несмотря на то, что для кинематографа в целом год выдался не самым успешным. Число 3D-кинотеатров по всему миру выросло до 11 000, в то время как количество других устройств, оборудованных 3D-дисплеями, уже превысило 23 миллиона. Это, в первую очередь, телевизоры и мониторы, а также различные гаджеты и игровые устройства. Применяются стереоскопические технологии в самых различных сферах, будь то развлечения, медицина, визуализация или разные виды симуляторов. Рынок продуктов с поддержкой 3D развивается достаточно активно и, согласно прогнозам, будет также стремительно развиваться вплоть до 2017 года.

Можно выделить основные направления применения 3D-технологий: 3D-видео индустрия (включая 3D-кинотеатры), это обещающее скоро появиться 3D-телевидение, и 3D-компьютерные игры. Развитие 3D-телевидения обещает огромные перспективы. Прошедшая в Лас-Вегасе выставка CES (International Consumer Electronics Show — Международная выставка потребительской электроники) наглядно показала, что на сегодняшний день на мировом электронном рынке уже присутствуют различные технологии 3D-изображения.

В ближайшие несколько лет планируется введение и развитие технологий 3D-телевидения. Несколько крупных компаний и телеканалов заявило о своих планах стать первопроходцами в этой сфере. Так, американский телеканал DirectTV первый в мире организует 3D-трансляции передач и фильмов.

Можно сказать, что аппаратная часть 3D-индустрии, уже сейчас готова перейти в следующее, более высокое измерение. Но если взглянуть на сектор 3D-видео индустрии, то можно увидеть, что ведущие киностудии ежегодно выпускают несколько картин, которые совместимы с 3D-дисплеями. В частности это студия Pixar, которая уже сейчас запланировала выпуск более десятка анимационных 3D-фильмов, а Disney, в свою очередь пообещала, что в скором времени, вся выпускаемая Pixar видеопродукция, будет пригодна для просмотра на 3D-экранах.

Что касается формата IMAX, то сама компания намерена увеличивать количество кинозалов в данном формате в России, так как это обеспечивает колоссальный доход.

По данным промежуточных итогов развития бизнеса IMAX на территории России можно сказать о результатах сборов в российских залах IMAX. Движение получается поступательным: в 2012 году общая выручка российских залов IMAX возросла на 46% по сравнению с годом предшествующим, а в первом квартале 2013 года IMAX удалось увеличить объём продаж (количество проданных билетов) на 10% по сравнению с 2012 годом среди действующих кинотеатров. Общая же выручка российских залов IMAX за этот период возросла на 35%.

У компании IMAX на территории России перспективы остаются весьма привлекательными. Фильмы в формате IMAX собрали в нашей стране в прошлом году $ 40 млн. В этом году касса таких картин может составить до $ 50−55 млн. Получается, сборы IMAX продолжают расти быстрее, чем рынок в целом: за последние два года они увеличились больше чем в два раза, тогда как национальная кинокасса выросла только на четверть — до $ 1,26 млрд. Впрочем, доля IMAX в сборах остаётся небольшой — чуть больше 3%. Билеты в IMAX, как правило, в два раза дороже билетов в обычные кинотеатры. Касса IMAX растет прежде всего за счёт появления новых залов, которые показывают фильмы в этом формате. Если на начало прошлого года в СНГ работало 23 таких зала, из них 19 — в нашей стране, то сейчас их 36, из них 30 — у нас.

По данным корпорации, опубликованным на сайте «кинометро», в среднем при выпуске фильма в формате IMAX в России доля залов IMAX составляет 7−12% от национального бокс-офиса. Самым кассовым фильмом IMAX в России по итогам стартового уик-энда стал «Железный человек 3» (WDSSPR), который стартовал 2 мая. Сборы кинотеатра «Nescafe-IMAX» за первые 4 дня проката составили 7 169 360 руб. (около $ 226 886), что является лучшим результатом среди IMAX-залов по всему миру. Впечатляющий результат.

Россия по-прежнему остается одним из ключевых рынков корпорации IMAX, ведь только за прошедший год общее количество российских IMAX кинотеатров выросло почти на 50%. Согласно прогнозам, опубликованным на сайте «кинометро», корпорация IMAX и дальше будет инвестировать в поддержку и развитие российских IMAX залов, предлагая зрителям самые захватывающие и зрелищные фильмы.

Заключение

В заключении можно отметить наиболее важные тезисы, рассмотренные нами в исследовательской работе.

1) Многократная экспозиция, наложение кадров, исчезновение и неожиданное возникновение предметов, их деформация, изменение фактур и поверхностей и др. были придуманы и вполне освоены великим магом-кинематографистом, режиссером Жоржем Мельесом в 1896 году.

2) Мировая презентация волосяного покрова снежного человека состоялась вместе с российской, которая прошла в рамках IX Фестиваля компьютерной графики и анимации «Аниграф» в 2001 году.

3) Спецэффекты условно разделяют на две группы — визуальные и механические эффекты. К визуальным относятся оптические эффекты (комбинированные съемки), а также компьютерная графика. Механические (физические) спецэффекты — это обработка материалов перед съемкой.

4) Сборы российских картин в I квартале 2014 года традиционно растут быстрее, чем голливудских фильмов. В начале этого года касса отечественного кино увеличилась почти на 70% до 4,9 млрд руб. (по сравнению с I кварталом 2013 г.).

5) Рынок кинопроката в России и СНГ вырос благодаря 3D, а именно за счет 3D-релизов и введения в эксплуатацию цифровых кинозалов с поддержкой 3D.

6) На сегодняшний день на территории нашей страны насчитывается 29 залов в формате IMAX. Планируется, что к концу текущего года число залов IMAX увеличится более чем в полтора раза и достигнет сорока пяти.

7) В 2011 году цифровой формат стал доминирующим форматом кинопоказа в мире, вытеснив 35-мм.

8) На рынке продолжается быстрый рост — в 2011 году открыто 28 755 новых цифровых залов. В последующие годы рост продолжится.

9) Американский телеканал DirectTV первый в мире организует 3D-трансляции передач и фильмов.

10) У компании IMAX на территории России перспективы остаются весьма привлекательными. Фильмы в формате IMAX собрали в нашей стране в прошлом году $ 40 млн. В этом году касса таких картин может составить до $ 50−55 млн. Получается, сборы IMAX продолжают расти быстрее, чем рынок в целом

1) Керлоу Айзек В., Искусство 3D-анимации и спецэффектов. — Москва 2009 г — 371 стр.

2) Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в художественном пространстве фильма: история, современное состояние, перспективы: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. — СПб 2010 г. — 345 стр.

3) Официальный сайт обзорофф. рф [Электронный ресурс] Лучшие фильмы, последние новинки кино. Режим доступа: http://обзорофф. рф (Дата обращения 31.05.14)

4) Официальный сайт Cinemaplex [Электронный ресурс] IMAX: «10 лет в России. Режим доступа: http://cinemaplex.ru/2013/05/22/imax-10-years-interview.html (Дата обращения 31.05.14)

5) Официальный сайт Digitalcinema [Электронный ресурс] Цифровой кинопоказ выходит в лидеры. Режим доступа: http://www.digitalcinema.ru/content/press/dstats020. php (Дата обращения 30.05.14)

6) Официальный сайт Фильм. ру [Электронный ресурс]: «10 лет в России. Режим доступа: http://www.film.ru/articles/imax-10-let-v-rossii (Дата обращения 31.05.14)

7) Официальный сайт Газета. ру [Электронный ресурс]: Эксперт: рынок кинопроката в Росси вырос в 2010 году благодаря 3D. Режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/culture/2010/12/07/n_1 604 781. shtml (Дата обращения 29.05.14)

8) Официальный сайт Высшая школа экономики [Электронный ресурс]: Рынок кинопроката 2014. Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2014/02/01/ (Дата обращения 29.05.14)

9) Официальный сайт Кино России 2020 [Электронный ресурс]: Всероссийский форум кино России 2020. Режим доступа: http://www.kino2020.ru/ (Дата обращения 30.05.14)

10) Официальный сайт Кинометро [Электронный ресурс]: Феномен успеха IMAX в России. Режим доступа: http://www.kinometro.ru/analytics/show/name/10let_IMAX/ (Дата обращения 30.05.14)

11) Официальный сайт Сеть кинотеатров «Монитор» [Электронный ресурс]: IMAX и будущее кино. Режим доступа: http://www.kinomonitor.ru/events/news/detail. php? ID=1 299 367/ (Дата обращения 31.05.14)

12) Официальный сайт морфинг. ру [Электронный ресурс]: Классификация визуальных эффектов. Режим доступа: http://morphing.ru/main/29-klassifikaciya-vizualnyh-effektov.html/ (Дата обращения 31.05.14)

13) Официальный сайт Информационные технологии [Электронный ресурс]: Система информационных технологий. Режим доступа: http://technologies. su/sistema_it/ (Дата обращения 1.06.14)

14) Официальный сайт Total 3D [Электронный ресурс]: IMAX, Россия и 3D-кино: Хью Мюррей отвечает на вопросы Total3D.ru. Режим доступа: http://total3d.ru/cinema/117 946 // (Дата обращения 1.06.14)

Приложение 1

Таблица 1 — Классификация цифровых технологий

Композитинг

Композитинг представляет собой объединения нескольких слоев материала в один с помощью масок, полученных различными путями. Каждый слой может представлять собой: съемочный материал, фотографии, трехмерную или двумерную компьютерную графику. Композитинг является конечной операцией при создании монтажного плана аудиовизуального произведения.

" Заплатки"

Композитинг лежит в основе технологии «заплаток», которая используется как для удаления объектов или частей изображения из кадра, так и для добавлению в кадр новых объектов. И в том и в другом случае осуществляется одна и та же операция наложения на исходное изображение фрагмента другого, заранее заготовленного изображения.

Маски

При композитинге совмещение всех слоев осуществляется с помощью масок, которые позволяют выделить в слое тот или иной объект и убрать все остальные части изображения. Получить маску можно различными путями. Наиболее простой, но и самый трудоемкий путь создания маски — вырезание вручную. Но существуют и другие технологии.

Люмокей

Люмокей — технология получения маски за счет съемки на черном фоне. Люмокей применяется для съемок различных сред и субстанций (пламя, вода, пыль, дым).

Хромакей

Хромакей — технология, сходная с люмокеем, но отличается тем, что съемки ведутся не на черном фоне, а на цветном. Используется для съемок персонажей и объектов.

Кеинг

Кеинг это компьютерная технология, которая используется для выделения объектов, снятых с помощью люмокея и хромакея, с процессе композитинга.

Оптические потоки

Оптические потоки является относительно новой технологией, которая позволяет выделить объект, снятый на любом фоне. Технология оптических потоков постепенно вытесняет люмокей и хромакей.

Морфинг

Морфинг позволяет осуществить плавное превращение одного изображения в другое.

Трехмерная графика

Трехмерная графика позволяет создавать цифровое пространство и наполнять его объектами, моделируя законы реального мира.

Моушнкепчер

Эта технология используется для переноса движений с тела реального актера на фигуру персонажа, созданного средствами трехмерной графики, в процессе его анимации. Различают моушнкепчер лица и тела.

Трекинг

Трекинг позволяет восстановить на компьютере на основе данных, содержащихся в съемочном материале, все параметры движения и изменения фокусного расстояния камеры. Используя трекинг в кадр можно добавить объекты при любом, самом сложном движении камеры.

Моушн контроль

Для осуществления моушн-контроля используется специальное оборудование — робот-краны. Моушн-контроль позволяет записать на компьютере все параметры движущейся камеры, а потом их повторить.

Многие из технологий натурных эффектов были придуманы еще в начале двадцатого века, но с успехом используются и сейчас. К натурным эффектам относятся перечисленные ниже технологии.

Аниматроника

Аниматроника это анимированные муляжи, которые управляются с помощью дистанционного управления.

Скоростная съемка

Скоростная съемка позволяет зафиксировать быстропротекающие процессы, она также используется для съемки рапидов.

Фронтпроекция и рирпроекция

С их помощью в процессе съемки кадра сзади актеров, на экране создавался движущийся фон. Эти технологии благодаря применению компьютеров отошли в прошлое.

Трюкмашины и двойная экспозиция

Трюкмашины и двойная экспозиция применялись для последовательной распечатки нескольких изображений на одну кинопленку. В последствии их заменила технология композитинга.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой