Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление рыночной комплаентностью маркетинговых программ в сфере юридических услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация, базы и этапы исследования. Исследование проводилось в 2007;2010 годах на базе лаборатории маркетинга при Учреждении Российской Академии образования «Институт образовательных технологий» (г.Сочи). В качестве единиц наблюдения в этот период были определены методом непреднамеренного отбора 285 физических лиц (первая группа наблюдения), проживающих в Краснодарском крае и обратившихся… Читать ещё >

Содержание

  • Оглавление. стр
  • Введение. стр
  • Глава 1. Маркетинговая экспертиза полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг. стр
    • 1. 1. Методический и методологический подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на отечественном рынке юридических услуг. стр
    • 1. 2. Маркетинговый анализ рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации стр. 49−61 российского общества
    • 1. 3. Корреляционная зависимость организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуги населению. стр
  • Глава 2. Маркетинговые приемы идентификации глубины рыночной комплаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услуг. стр
    • 2. 1. Авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ». стр
    • 2. 2. Продуктовая стратегия на рынке юридических услуг в рамках профессионально-этичного маркетинга. стр
    • 2. 3. Научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг. стр
  • Глава 3. Роль маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при производстве и сбыте юридических услуг. стр

3.1. Маркетинговое тестирование различных социальных групп потребителей по определению степени их рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края). стр.99

3.2. Эвристическое ценообразование на юридические услуги как инструментарий координации степени рыночной комплаентности тактических или стратегических маркетинговых программ и показателей доходности различных видов юридических услуг. стр. 102−108

Заключение. стр. 109−122

Выводы и рекомендации. стр. 123−127

Список литературы. стр.128−142

Приложение. стр. 143

Управление рыночной комплаентностью маркетинговых программ в сфере юридических услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Осуществленная в рамках настоящей работы систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме позволяет констатировать, что обновленная законодательная база Российской Федерации создала на рубеже XX—XXI вв.еков объективные предпосылки для становления и развития российского рынка консультативно-юридического продукта. При этом явно прослеживается тенденция (В.С.Ильичев, 2004;Н. А. Смирнова, 2005) — М. Р. Саидов, 2006; Е. И. Рыкова, 2007;С. А. Прокопенко, 2008; Е. И. Медведева, 2009; С. Ю. Лачинов, 2009; Г. П. Кулешова, 2010) возрастания рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского обществ. В этой связи следует адресоваться к мнению ведущих российских маркетологов, работающих в сфере анализа маркетинговой среды на рынке юридических услуг (Н.И.Миронова, 2007; Д. И. Рябых, 2008;А. Г. Боголепский, 2009; С. А. Кандауров, 20Ю-В.А.Острей-ковский, 2010), которые считают, что на указанном рыночном секторе российской экономики в 65−69% (от общего юридического продукта) преобладают услуги с прикладным эффектом, слабо обеспечивающим позитивное юридическое решение клиентской базы. Более того, по свидетельству видного отечественного юриста Г. Падвы (2009) высокое качество юридической услуги, способной удовлетворить самые взыскательные требования клиентов, обеспечивается, в т. ч. условиями профессионально-этического маркетинга. Развивая данный постулат, ряд известных западноевропейских маркетологов (D.P.Beasley, D.R.Bull, R.R. Martin, 2004; G.M.Allen-by, P.E.Rossi, 2006;R.K.Blashfield, M.S.Aldender-fer, 2009) ставят научные приемы индивидуальной маркетинговой рыночной интервенции фирмы, оказывающей юридические услуги населению, как обязательное условие креативности на рынке консультативного продукта. Одновременно, результатами научных исследований Д. П. Маховецкого (2007) и М. В. Никитина (2008) констатируется тот факт, что на отечественном рынке юридических услуг, практически, отсутствует опыт применения диалоговых (языковых) маркетинговых систем, тогда как уже в начале XXI века, по мнению ряда признанных маркетологов (S.D.Himt, L.B.Chonko, 2001;M.Zey-Ferrel, O.C. Ferrel, 2002; et.al.), разнообразные маркетинговые информационные системы стали превращаться в так называемые «маркетинговые системы поддержки управленческих решений», которые рассматривались (Elizabeth C. Hirsch-man, 2001;D.Grady, 2002;Alan G. Sawyer, 2002; et.al.) как естественная эволюционная ступень позитивного реформирования традиционных маркетинговых информационных систем. Поскольку, опыт российских экономистов в использовании этих маркетинговых систем оказался (в т.ч. на рынке консультативно-юридического продукта) достаточно ограничен, то актуальность темы исследования объяснялась также необходимостью изучения уровня взаимовлияния постоянных составляющих маркетинговых систем поддержки управленческих решений в процессе стабилизации сбытовой политики баз исследования. Вместе с тем, отечественные маркетологи (В.В.Рукавишников, 2007;Р. П. Беленко, 2008; С. С. Лиховой, 2009;А. П. Гречихин, 2010) считают отличительным моментом современности отсутствие в России исчерпывающих критериев качества маркетинговой экспертизы полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг. Это обусловило востребованность дополнительных научных исследований по обозначенной проблеме.

Степень проработанности проблемы может быть констатирована конкретными направлениями научной дискуссии, развернувшейся по затронутой тематике в течение последних 5−8 лет на страницах профильных изданий, что в рамках исследований квалифицировалось нами в качестве теоретической и методической основы представленной научной работы по следующим разделам маркетинговой деятельности:

— сущностное содержание маркетинговых программ государственных и коммерческих фирм, а также индивидуальных предпринимателей, оказывающих лицензированную реализацию консультативно-юридического продукта (В.В.Третьяк, 2002; Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова, 2003; В. А. Шапошников, 2006; В. Б. Зотов, 2009; C.L.Hodock, 2000; R.C. Blattberg, R.S.Briesch, E.J.Fox, 2002;G.P.Lancaster.L.Y.Massinghan, 2007);

— маркетинговая продуктивность реализационных программ на изучаемом сегменте рынка (Б.С.Блохин, 2002;Н. М. Селезнёва, 2002; Е. П. Голубков, 2003; M. Bromvich, 2003;W.Thomas, M. Norman, 2005; C. Graham, 2006;T.XoraiHC, 2007;D.G.Altman, 2008);

— ингредиенты маркетинговой функции коммерческих организаций, функционирующих на рынке юридических услуг в России и западных странах (Н.Г. Агеева, 2005;А. Д. Хашковский, 2008;В. С. Торосян, 2009; J.R.Coleman, F.C.Kaminsy, F. McGes, 2003; G.C.Murray, 2004;Р. Д. Хисрик, Р. В. Джексон, 2005;В.Майклсон, 2007;1.Ютррепс1ог?2009);

— организация статистических маркетинговых исследований в сфере продаж консультативно-юридического продукта (А.Я.Лившиц, 2001; О. И. Волков, 2007;С. М. Ермаков, 2005;О. П. Иванова, 2008;О. Г. Кузьмина, 20 09- W.A.Glaser, 2003;.M.Mason, R.T.Harrison, 2004;М.Холендер, Д. Вулф, 200 7-D. W. Stewart, M.A.Kamins, 2008).

Целью исследования являлись: научное обоснование, разработка и внедрение маркетинговых приемов статистически достоверной идентификации глубины рыночной комплаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услуг.

Предметом исследования были существующие в России и за рубежом методические и методологические подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на рынке юридических услуг.

Объект исследования составили экономические характеристики маркетингового анализа рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации общества.

Гипотеза исследования предрасполагала суждение о том, что авторские технологии рыночного продвижения юридических услуг могут быть использованы как более успешный (чем существующий) реализационный инструментарий, поскольку: а) позволяют добиться (в кратко-и среднесрочных периодах производственной деятельности) рыночной санации продуктовой стратегии этих услуг в рамках профессионально-этичного маркетингаб) позитивировать роль маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при производстве и сбыте юридических услуг.

Цель и гипотеза научной работы обусловили задачи исследования:

— дать научное обоснование модернизированным схемам маркетинговой экспертизы полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг, изучив существующие методические (методологические) подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на указанном сегменте рынка;

— провести маркетинговый анализ показателей рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского общества, выявив корреляционную зависимость организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг;

— сформировать авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ»;

— реформировать продуктовую стратегию баз исследования на рынке юридических услуг при использовании научных приемов профессионально-этичного маркетинга;

— представить научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг;

— осуществить сравнительное (в начале и в конце исследования) маркетинговое тестирование социальных групп потребителей по определению степени их рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края).

Цель, гипотеза и задачи исследования определили выбор следующего методического инструментария, используемого в настоящей работе, а именно: метод маркетингового мониторинга и концептуального моделирования сбытовых системметод экспертных оценок, включая оценку региональной ассиметрии разнородных характеристик в сфере маркетингаконтент-анализметод социологического опроса и маркетингового тестированияметоды рангового и кластерного анализаи др.

Цель работы, достигнутая путем решения (с помощью вышеописанного инструментария) совокупности поставленных задач, обусловила следующую структуру исследования: введение, 3 главы собственных исследовании, заключение, список литературы (167 источников, в т. ч. 121 отечественных и 46 зарубежных), приложение. Текст диссертации изложен на 145 страницах стандартного машинописного текста, включающего 32 иллюстрации (схемы, таблицы, диаграммы).

Организация, базы и этапы исследования. Исследование проводилось в 2007;2010 годах на базе лаборатории маркетинга при Учреждении Российской Академии образования «Институт образовательных технологий» (г.Сочи). В качестве единиц наблюдения в этот период были определены методом непреднамеренного отбора 285 физических лиц (первая группа наблюдения), проживающих в Краснодарском крае и обратившихся в 2007;2009 годах за консультативной помощью в юридические консультации, адвокатские конторы или к частнопрактикующим юристам, осуществляющим в городе Сочи лицензированную деятельность по правовому консультированию. Вторую группу наблюдения составили 279 юридических лиц (адвокатских контор, юридических консультаций), а также некоммерческих партнерств, функционирующих в качестве консультативных юридических центров при общественных организациях Краснодарского края, в т. ч. при общественных приемных политических партий, включая «Единую Россию», «Справедливую Россию» и др. Физические лица из первой группы наблюдения составили социальную группу потребителей, которым в начале и конце исследования (т.е.в 2007;2010 годах) было предложено пройти маркетинговое тестирование по специально разработанным автором опросным картам для определения степени потребительской удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края). Одновременно эти же параметры рыночных характеристик юридических услуг (т.е.их доступность, цена, ассортимент и качество) были предметом маркетингового анализа при изучении открытой налоговой и иной экономико-правовой статистики баз исследования (п=279, р<0,05, адвокатских контор и юридических консультаций городов-курортов Краснодарского края — Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе). Содержанием 1 этапа исследования (2007 год) являлась маркетинговая экспертиза полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг. На этом этапе изучались (в рамках контент-анализа отечественных и зарубежных публикаций) методические и методологические подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на рынке юридических услуг, а также с помощью первичного анкетирования первой и второй групп единиц наблюдения осуществлялся маркетинговый анализ рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского общества. Сущностью 2 этапа исследования (2008;2009 годы) было изучение корреляционной зависимости организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг населению. Именно на этом этапе научно обосновывались, разрабатывались и далее внедрялись на базах исследования маркетинговые приемы идентификации глубины рыночной ком-плаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услуг. Это обязывало, прежде всего, к формированию основных составляющих авторского толкования понятийных характеристик экономического термина «рыночная комп-лаентность маркетинговых программ». Последнее, трактуемое нами как инструментарий проникновения в маркетинговую среду, позволяло оптимизировать для баз исследования их продуктовую стратегию на рынке юридических услуг в рамках профессионально-этичного маркетинга. В свою очередь, экономической сутью 3 этапа исследования (2009;2010) стало научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг, где существенную роль играли приемы маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при производстве и сбыте юридических услуг. На этом этапе проводилось повторное маркетинговое тестирование социальных групп потребителей (уже ранее в 2007.

2008 годах опрошенных по аналогичным анкетам, специально разработанным автором) для определения степени рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края). После этого названный этап исследования предусматривал составление автором (по результатам исследования) простых и сложных таблиц, схем, графиков, диаграмм, свидетельствующих о взаимосвязи глубины и широты рыночного проникновения (комплаентность) маркетинговых программ баз исследования на рынок юридических услуг с показателями рентабельности изучаемых предприятий при оказании каждого конкретного вида вышеназванных услуг. Это составило совокупность данных эмпирической базы исследования, где научное преобразование ценовой и ассортиментной политики на рынке юридических услуг получало практическое подтверждение (в виде позитивной динамики доходности баз исследования и рыночной удовлетворенности потребителей) от внедрения авторских тактических и стратегических маркетинговых программ.

Положения и результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Проанализированные (в рамках контент-анализа публикаций по теме исследования в профильных экономических изданиях) методический и методологический подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на отечественном рынке юридических услуг, позволили определить в качестве приоритетного научного приема изучения рыночной среды маркетинговую экспертизу полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг.

2. Выявлена прямая корреляционная зависимость между организационно-правовой формой предприятий и сущностным содержанием их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг населению, когда 21,15% респондентов, прошедших маркетинговое тестирование по авторским методикам, указали, что предпочитают пользоваться услугами бесплатных консультативных центров, организованных в рамках некоммерческих партнерств при отделениях политических партий или иных общественных организаций, и лишь 6,3% респондентов указали, что они относятся с доверием к юридическим разъяснениям, полученным от муниципальных чиновников. Таким образом, почти половина опрошенных (вне зависимости от собственной имущественной стратификации) предпочитала получать правовые консультации в платном секторе отечественного рынка юридических услуг.

3. Авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ» рассматривалось нами как система проникновения в рыночную среду модернизированных нами маркетинговых моделей, объединяющих цифровую, лексиконную иную информационную базу маркетинговых данных об отечественных и зарубежных производителях юридических услуг, с помощью которых (путем использования заранее заложенного в компьютерном программном обеспечении набора стандартизированных маркетинговых аналитико-манипуляционных процедур) потребитель мог достаточно оперативно определиться в своих предпочтениях при выборе цены, качества, доступности и скорости оказания необходимого ему вида юридической услуги.

4. Продуктовая стратегия баз исследования размещалась на индивидуальных или корпоративных Интернет-сайтах или формах щитовой рекламы, что давало возможность потребительской оценки предоставляемой информации, основанной на пяти принципах профессионально-этичного маркетинга, куда входили такие параметры, как известность, эффективность, технологичность, объективные размеры вознаграждения за конкретную юридическую услугу и возможный прикладной эффект от ее реализации.

5. Научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг проводилось в рамках представленного исследования с учетом разработанных нами: а) коэффициента снижения или повышения емкости изучаемого рынка на основании ежегодного тестирования различных социальных групп населения крупного субъекта РФ (Краснодарского края) по идентификации уровня их потребности в приобретении той или иной формы юридических услугб) индекса совокупного влияния экономических, природно-экологических, геополитических, законодательно-административных и иных факторов маркетинговой среды, определяющих уровень спроса и предложения консультативно-юридического продукта в изучаемом российской регионе.

6. Сравнительное (в начале и в конце исследования) маркетинговое тестирование социальных групп потребителей, проживающих на территории ведущих курортов (Сочи, Туапсе, Геленджик, Анапа) Краснодарского края, констатировало, что респондентская удовлетворенность качеством предоставляемых базами исследования юридических услуг выросла (по различным имущественным стратам населения) на 25,6−26,1%- ассортиментом услуг — на 21,1−21,3%- их стоимостью — на 17,5−17,9%.

Научная новизна исследования.

1. Впервые представлена авторская схема комплексных маркетинговых приемов определения уровня комплаентности (т.е. глубины рыночного проникновения) потребительских предпочтений в сфере производства потребления юридических услуг.

2. Впервые дано авторское научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг, позволяющее трансформировать (в рамках профессионально-этичного маркетинга) продуктовую стратегию баз исследования и конкретизировать роль маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при сбыте юридических услуг.

3. Впервые выявлена на статистически достоверном (р<0,05) уровне наблюдений корреляционная зависимость организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг населению.

Существенность отличий в новизне этих научных положений от результатов, полученных другими авторами, заключается в следующем:

1. Используемые сегодня методические и методологические подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды не в состоянии конкурировать (по прогностической ценности) на отечественном рынке юридических услуг с разработанной автором методикой маркетингового анализа рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе (в зависимости от имущественной стратификации российского общества).

2. Разработанный инструментарий позволяет достоверно осуществлять маркетинговую экспертизу полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг.

Теоретическая значимость исследования объясняется тем, что впервые в существующий методологический инструментарий маркетинга вносится авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ», что рассматривается как совокупность условий маркетинговой. среды (экономических, административно-правовых, геополитических и т. д.), обеспечивающих необходимую глубину проникновения на тот или иной сектор рынка маркетинговой информации, в т. ч. для оптимизации деловой репутации фирмы, производящей консультативно-юридический продукт, или для коррекции ценовой и ассортиментной линий маркетинговых программ в сфере сбыта юридических услуг.

Практическая значимость и соответствие темы, а также результатов работы требованиям паспорта специальностей ВАК по экономическим наукам).

Практически значимым для специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг) является то, что в рамках представленного исследования сформирована авторская методика эвристического (от rpe4. heuristiko — отыскиваю, открываю) ценообразования на юридические услуги как инструментарий, опирающийся на способность маркетолога решать задачи, для которых формальный управленческий алгоритм их решения ранее не был известен, Этот алгоритм управления потребительским поведением (что соответствует формулировке пункта 3.12 Паспорта названой специальности) базировался на деловой интуиции, находчивости, изобретательности, рыночном опыте маркетолога и использовался в рамках настоящего исследования как метод маркетингового анализа и инструментарий взаимной координации степени рыночной комплаентности тактических (или стратегических) маркетинговых программ и показателей доходности различных видов юридических услуг.

Личный вклад автора в моделирование и реализацию этапов данного исследования заключается в том, что диссертант (как аспирант очной формы обучения при лаборатории маркетинга Учреждения Российской Академии образования «Институт образовательных технологий») осуществлял: а) маркетинговое тестирование различных социальных групп потребителей по определению степени их рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края) — б) проводил маркетинговую экспертизу полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услугв) изучал методический и методологический подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на отечественном рынке юридических услугг) осуществлял маркетинговый анализ рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского обществад) разрабатывал авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ», помогая базам исследования обновлять продуктовую стратегию на рынке юридических услуг в рамках профессионально-этичного маркетинга. По результатам исследования автор лично осуществлял обработку полученных данных параметрическими и непараметрическими методами статистики, что явилось основанием для разработки и формирования им лично таблиц, схем, диаграмм и графиков, изложенных в тексте диссертации и в автореферате.

Публикации. По теме исследования автором опубликовано 7 работ, включая монографию (5,7 п.л., 1000 экз.) и 2 статьи в научном журнале «Гуманизация образования», утвержденном ВАК в Перечне ведущих рецензируемых журналов РФ.

Достоверность научных результатов обеспечивается использованием современного методического и методологического инструментария, его соответствием цели, гипотезе и задачам исследованияалгоритмом внедрения на базах исследования авторских технологий научной разработки и реализации маркетинговых приемов идентификации глубины рыночной комплаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услугприменением маркетинговых методик, адекватных предмету и объекту исследованиярепрезентативностью объема выборки единиц наблюдениявысокой информативностью материала социологических анкет, составленных автором для маркетингового тестирования.

Апробация работы. Результаты исследований докладывались: на IV международной экономической конференции «Проблемы рынка в Южном федеральном округе» (Краснодар, 2007) — на V и VI конференциях Научного Центра Администрации Краснодарского края «Перспективы развития Кубани» (Сочи: 2007,2008) — на IX научно-практической конференции «Экономика российского Нечерноземья» (Тула, 2008). Работа прошла апробацию на заседании лаборатории маркетинга Учреждения Российской Академии образования «Институт образовательных технологий» (Сочи, 2010).

Внедрение результатов диссертационного исследования документируется соответствующе оформленными актами и внедренческими справками, подписанными руководителями: лаборатории маркетинга Учреждения Российской Академии образования «Институт образовательных технологий» (354 000,Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Орджоникидзе, д. Ю"А" — акт-справка № 109 от 24.02.2010) — кафедры экономической теории и маркетинга Института права, экономики и гуманитарных специальностей (350 018, Россия, г. Краснодар, ул. Сормовская, 12/6- акт внедрения № 88 от 06.02.2010) — отдела маркетинга Сочинского филиала Научного центра Администрации Краснодарского края (354 000, Россия, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Войкова, д.34- акт-справка № 93 от 09.02.2010) — кафедры маркетинга НОУ ВПО «Сочинский институт экономики и информационных технологий (354 008,Россия, Краснодарский край, г. Сочи, пер. Строительный, д.10- акт-справка № 71 от 05.02.2010).

Выводы.

1. Научное обоснование предложенных схем модернизации принципов маркетинговой экспертизы на рынке юридических услуг позволило видоизменить сущностное содержание экспертной оценки полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий потребителя консультативно-юридического продукта, поскольку (основываясь на ранее не используемых в этой процедуре приемах преактивного маркетингового анализа или интерактивной маркетинговой экспертизы) указывало на целесообразность рыночного внедрения Зх-ступенчатого алгоритма управленческого анализа эффективной деятельности баз исследования, т. е. стратегической (долгосрочной), тактической (среднеи краткосрочной) и оперативно-календарной (текущей) маркетинговой экспертизы на рынке юридических услуг.

2. Собственный маркетинговый анализ показателей рыночной чувствительности потребителя к уровню цен на изучаемом сегменте рынка показал, что на статистически достоверном уровне наблюдений (п=279, р<0,05) такие организационно-правовые формы предприятий, как муниципальные юридические консультации или консультативные центры (некоммерческие партнерства), созданные при властных структурах и региональных отделениях ведущих политических партий, удовлетворяют лишь 33−34% респондентов, а только 6,3% из них уверены в объективности полученной от чиновников или партийных функционеров юридической информации. Оставшиеся 66−67% респондентов предпочли в 2007;2010 годах при необходимости пользоваться услугами частнопрактикующих юристов (31,18% опрошенных) или наносили визит консультативным юридическим фирмам, функционирующим в правовой форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ (35,13%).

3. Сформированное в рамках представленного исследования авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ» позволило идентифицировать: 1) надежность и достоверность маркетинговых источников в информационных моделях консультативного продукта (совокупно с клиентской возможностью проведения с этим продуктом аналитико-манипуляционных процедур) — 2) соответствие маркетинговой программы баз исследования международным стандартам диалоговых (языковых) маркетинговых систем- 3) прогностный профиль ежегодного оборота (в краткои среднесрочных периодах) продукта конкретной базы исследования на рынке юридических услуг- 4) степень позитивности клиентского восприятия разработанных нами мероприятий по ценовой оптимизации различных видов юридических услуг, производимых конкретной базой исследования.

4. Реформирование продуктовой стратегии баз исследования становилось эффективным, если использовались предложенные в ходе настоящей научной работы методы рыночного убеждения клиента, основанные на нашей модели профессионально-этичного маркетинга, что включало следующие критерии: 1) известность (и сопряженная с ней влиятельность юриста в административных и деловых кругах) — 2) сопровождение рекламных материалов ссылками на: количество выигранных данным юристом исков в судахширокую географию оказываемых им юридических услуг, в т. ч. на международном или межрегиональном уровне (эффективность профессиональной деятельности юриста) — 3) предоставление клиенту рекламных буклетов, свидетельствующих о совокупности мастерства и творчества конкретного юриста (копии профессиональных дипломов, свидетельства о лицензировании различных видов деятельности (технологичность юридической услуги) — 4) доступность для клиента не только сведений прайс-листа о прейскуранте на услуги в данной юридической фирме, но и ознакомление клиента с методикой ценообразования (размерами налоговых вычетов, обязательных платежей, аренды помещения, иной расходной и доходной части) консультативно-юридического продукта- 5) разъяснение будущих и настоящих клиентских выгод: гарантия дальнейшего юридического сопровождения в инстанцияхболее низкая стоимость и более высокая качественность услуги, чем у конкурентовреальные сроки быстрого получения юридической услуги.

5. Представленное научное обоснование технологии маркетингового мониторинга параметров емкости рынка юридических услуг позволяло достоверно (р<0,05) определять: а) величину возможного повышения (Q=QixQ2) или понижения (L=LixL2) этого рыночного показателя, исходя из результатов опроса различных социальных групп населения, которые не только получили в текущем году одну (Qi) или несколько (Q2) видов юридических услуг, но и выразили намерение приобрести еще какой-либо вид консультативно-юридического продукта в будущемдругая группа респондентов идентичной численности не нуждалась в этот же период в юридических услугах (Lt) или нуждалась, но из-за их дороговизны не могла востребовать (Ь2) — б) достоверную прогностно-маркетинговую величину (?N0) совокупного влияния экономических (Ni), природно-экологических (N2), геополитических (N3) и иных (N4) факторов маркетинговой среды изучаемого рынка по формуле: ?N0 = (N1 х N2 х N3 х N4) • (1-Q) • (1-L), где на основании маркетингового тестирования рандомизированных групп респондентов проходила идентификация произвольно избранной каждым респондентом (в пределах абсолютных цифровых значений названных факторов маркетинговой среды от 0,1 до 1,0) текущей и будущей емкости рынка юридических услуг в конкретном регионе на краткои среднесрочный периоды. Если величина? No оказывалась больше 10, то прогнозировалась высокая емкость названного сегмента рынка. Если величина? No в рамках исследования не опускалась ниже значений 5,0, констатировалась средняя емкость, а менее этих значений — низкая емкость сегодняшнего или будущего (краткои среднесрочного) емкостного потенциала территориального рынка юридических услуг.

6. Осуществленное нами сравнительное маркетинговое тестирование потребителей юридических услуг на территории Краснодарского края выявило в 1 кв. 2010 года (по сравнению с аналогичным периодом 2007 года), что потребительская удовлетворенность качеством предоставляемых юридических услуг базами исследования (внедрявшими наш маркетинговый инструментарий) возросла в 1,34 разаудовлетворенность скоростью предоставления и отдаленными результатами реализации этих услуг выросла в 1,4 раза, а выразили в 2010 году общее одобрение совокупностью маркетинговых характеристик полученных на базах исследования юридических услуг (по сравнению с аналогичными параметрами услуг конкурентов) почти на 20% респондентов больше, чем было среди лиц, участвовавших в 2007 году в аналогичном маркетинговом тестировании потребителей консультативно-юридического продукта.

Рекомендации.

Рекомендации практического выведения на коммерческое пространство представленных технологий управления комплаентностью (т.е. глубиной и широтой рыночного проникновения) маркетинговых программ в сферу производства консультативных юридических услуг объясняются их научной обоснованностью, способствующей (на фоне роста показателей потребительской удовлетворенности качественными, стоимостными и ассортиментными характеристиками указанного продукта) увеличению чистого дисконтированного дохода, индекса прибыльности, внутренней нормы доходности и рентабельности баз исследования, внедривших авторский маркетинговый инструментарий, что обеспечило интенсивное рыночное продвижение в 2007;2010 годах 98,5% видов услуг, производимых наблюдаемыми предприятиями и частнопрактикующими юристами.

Заключение

.

Осуществленная в рамках настоящей работы систематизация официальных и литературных источников по изучаемой проблеме позволяет констатировать, что обновленная законодательная база Российской Федерации создала на рубеже XX—XXI вв.еков объективные предпосылки для становления и развития российского рынка консультативно-юридического продукта. При этом явно прослеживается тенденция (В.С.Ильичев, 2004; Н. А. Смирнова, 2005) — М. Р. Саидов, 2006; Е. И. Рыкова, 2007; С. А. Прокопенко, 2008; Е. И. Медведева, 2009; С. Ю. Лачинов, 2009; Г. П. Кулешова, 2010) возрастания рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского обществ. В этой связи следует адресоваться к мнению ведущих российских маркетологов, работающих в сфере анализа маркетинговой среды на рынке юридических услуг (Н.И.Миронова, 2007;Д. И. Рябых, 2008;А. Г. Боголепский, 2009; С. А. Кандауров, 20Ю-В.А.Острейковский, 2010), которые считают, что на указанном рыночном секторе российской экономики в 65−69% (от общего юридического продукта) преобладают услуги с прикладным эффектом, слабо обеспечивающим позитивное юридическое решение клиентской базы. Более того, по свидетельству видного отечественного юриста Г. Падвы (2009) высокое качество юридической услуги, способной удовлетворить самые взыскательные требования клиентовобеспечивается, в т. ч. условиями профессионально-этического маркетинга. Развивая данный постулат, ряд известных западноевропейских маркетологов (D.P.Beasley, D.R.Bull, R.R.Martin, 2004; G.M.Allen-by, P.E.Rossi, 2006;R.K.Blashfield, M.S.Aldenderfer, 2009) ставят научные приемы индивидуальной маркетинговой рыночной интервенции фирмы, оказывающей юридические услуги населению, как обязательное условие креативности на рынке консультативного продукта. Одновременно, результатами научных исследований Д. П. Маховецкого (2007) и М. В. Никитина (2008) констатируется тот факт, что на отечественном рынке юридических услуг, практически, отсутствует опыт применения диалоговых (языковых) маркетинговых систем, тогда как уже в начале XXI века, по мнению ряда признанных маркетологов (S.D.Hunt, L.B.Chonko, 2001; M. Zey-Ferrel, O.C. Ferrel, 2002; et.al.), разнообразные маркетинговые информационные системы стали превращаться в так называемые «маркетинговые системы поддержки управленческих решений», которые рассматривались (Elizabeth C. Hirschman, 200l-D.Grady, 2002;Alan G. Sawyer, 2002; et.al.) как естественная эволюционная ступень позитивного реформирования традиционных маркетинговых информационных систем. Поскольку, опыт российских экономистов в использовании этих маркетинговых систем оказался (в т.ч. на рынке консультативно-юридического продукта) достаточно ограничен, то актуальность темы исследования объяснялась также необходимостью изучения уровня взаимовлияния постоянных составляющих маркетинговых систем поддержки управленческих решений в процессе стабилизации сбытовой политики баз исследования. Вместе с тем, отечественные маркетологи (В.В.Рукавишников, 2007;Р. П. Беленко, 2008; С. С. Лиховой, 2009; А. П. Гречихин, 2010) считают отличительным моментом современности отсутствие в России исчерпывающих критериев качества маркетинговой экспертизы полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг. Это обусловило востребованность дополнительных научных исследований по обозначенной проблеме. Целью исследования являлись: научное обоснование, разработка и внедрение маркетинговых приемов статистически достоверной идентификации глубины рыночной комплаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услуг. Предметом исследования были существующие в России и за рубежом методические и методологические подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на рынке юридических услуг.

Объект исследования составили экономические характеристики маркетингового анализа рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации общества.

Гипотеза исследования предрасполагала суждение о том, что авторские технологии рыночного продвижения юридических услуг могут быть использованы как более успешный (чем существующий) реализационный инструментарий, поскольку: а) позволяют добиться (в кратко-и среднесрочных периодах производственной деятельности) рыночной санации продуктовой стратегии этих услуг в рамках профессионально-этичного маркетингаб) позитивировать роль маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при производстве и сбыте юридических услуг.

Цель и гипотеза научной работы обусловили задачи исследования:

— дать научное обоснование модернизированным схемам маркетинговой экспертизы полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг, изучив существующие методические (методологические) подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на указанном сегменте рынка;

— провести маркетинговый анализ показателей рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского общества, выявив корреляционную зависимость организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг;

— сформировать авторское толкование понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ»;

— реформировать продуктовую стратегию баз исследования на рынке юридических услуг при использовании научных приемов профессионально-этичного маркетинга;

— представить научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогностной емкости отечественного рынка юридических услуг;

— осуществить сравнительное (в начале и в конце исследования) маркетинговое тестирование социальных групп потребителей по определению степени их рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края).

Цель, гипотеза и задачи исследования определили выбор следующего методического инструментария, используемого в настоящей работе, а именно: метод маркетингового мониторинга и концептуального моделирования сбытовых системметод экспертных оценок, включая оценку региональной ассиметрии разнородных характеристик в сфере маркетингаконтент-анализметод социологического опроса и маркетингового тестированияметоды рангового и кластерного анализаи др. В качестве единиц наблюдения в этот период были определены методом непреднамеренного отбора 285 физических лиц (первая группа наблюдения), проживающих в Краснодарском крае и обратившихся в 20 072 009 годах за консультативной помощью в юридические консультации, адвокатские конторы или к частнопрактикующим юристам, осуществляющим в городе Сочи лицензированную деятельность по правовому консультированию. Вторую группу наблюдения составили 279 юридических лиц (адвокатских контор, юридических консультаций), а также некоммерческих партнерств, функционирующих в качестве консультативных юридических центров при общественных организациях Краснодарского края, в т. ч. при общественных приемных политических партий, включая «Единую Россию», «Справедливую Россию» и др. Физические лица из первой группы наблюдения составили социальную группу потребителей, которым в начале и конце исследования (т.е.в 2007;2010 годах) было предложено пройти маркетинговое тестирование по специально разработанным автором опросным картам для определения степени потребительской удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края). Одновременно эти же параметры рыночных характеристик юридических услуг (т.е.их доступность, цена, ассортимент и качество) были предметом маркетингового анализа при изучении открытой налоговой и иной экономико-правовой статистики баз исследования (п=279, р<0,05, адвокатских контор и юридических консультаций городов-курортов Краснодарского края — Сочи, Геленджика, Анапы, Туапсе). Содержанием 1 этапа исследования (2007 год) являлась маркетинговая экспертиза полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг. На этом этапе изучались (в рамках контент-анализа отечественных и зарубежных публикаций) методические и методологические подходы к проблеме государственного и общественного контроля условий маркетинговой среды на рынке юридических услуг, а также с помощью первичного анкетирования первой и второй групп единиц наблюдения осуществлялся маркетинговый анализ рыночной чувствительности потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе в зависимости от имущественной стратификации российского общества. Сущностью 2 этапа исследования (20 082 009 годы) было изучение корреляционной зависимости организационно-правовой формы предприятий и сущностного содержания их ассортиментной линии маркетинговых программ по оказанию юридических услуг населению. Именно на этом этапе научно обосновывались, разрабатывались и далее внедрялись на базах исследования маркетинговые приемы идентификации глубины рыночной комплаентности и структуры потребительских предпочтений в сфере производства и потребления юридических услуг. Это обязывало, прежде всего, к формированию основных составляющих авторского толкования понятийных характеристик экономического термина «рыночная комплаентность маркетинговых программ». Последнее, трактуемое нами как инструментарий проникновения в маркетинговую среду, позволяло оптимизировать для баз исследования их продуктовую стратегию на рынке юридических услуг в рамках профессионально-этичного маркетинга. В свою очередь, экономической сутью 3 этапа исследования (2009;2010) стало научное обоснование технологии маркетингового мониторинга реальной и прогност-ной емкости отечественного рынка юридических услуг, где существенную роль играли приемы маркетингового контроля в оптимизации условий рыночной среды при производстве и сбыте юридических услуг. На этом этапе проводилось повторное маркетинговое тестирование социальных групп потребителей (уже ранее в 2007;2008 годах опрошенных по аналогичным анкетам, специально разработанным автором) для определения степени рыночной удовлетворенности количественными, качественными и стоимостными характеристиками юридических услуг в крупном субъекте РФ (на примере Краснодарского края). После этого названный этап исследования предусматривал составление автором (по результатам исследования) простых и сложных таблиц, схем, графиков, диаграмм, свидетельствующих о взаимосвязи глубины и широты рыночного проникновения (комплаентность) маркетинговых программ баз исследования на рынок юридических услуг с показателями рентабельности изучаемых предприятий при оказании каждого конкретного вида вышеназванных услуг. Это составило совокупность данных эмпирической базы исследования, где научное преобразование ценовой и ассортиментной политики на рынке юридических услуг получало практическое подтверждение (в виде позитивной динамики доходности баз исследования и рыночной удовлетворенности потребителей) от внедрения авторских тактических и стратегических маркетинговых программ.

В первой главе исследования «Маркетинговая экспертиза полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий при реализации прав потребителя в системе предоставления юридических услуг» излагаются принципы и материалы экспертной оценки 3-х основных этапов предлагаемого алгоритма маркетинговой деятельности, т. е. стратегической, тактической и оперативно-календарной маркетинговой экспертизы на рынке юридических услуг. В этой связи последний этап включал в себя моделирование и реализацию так называемой интерактивной маркетинговой экспертизы, что в рамках исследования выступало как научный прием сравнивания способности отдельных работников изучаемых баз исследования (юридических консультаций, адвокатских контор, некоммерческих консультативно-правовых центров общественных организаций) обучаться, адаптироваться и развиваться в конкретных условиях маркетинговой среды на рынке юридических услуг (в плане собственного профессионального роста, а также в контексте увеличения сбытовых показателей от индивидуальной маркетинговой работы в краткосрочном периоде). Это коррелировало с использованием приемов так называемого преактивного маркетингового анализа, который применялся нами как инструментарий сопоставления эффективности общей работы фирмы по привлечению нового контингента потребителей и такой же эффективности показателей рыночной деятельности зарубежных фирм-аналогов. При этом сущностное содержание тактической маркетинговой экспертизы представлялось нами как анализ линии экономических действий конкретной базы исследования, исходя из прогнозируемой среднесрочной (до 3-х лет) динамики таких значимых факторов маркетинговой среды, как ее административная, геополитическая, социально-экономическая и иные составляющие на отечественном рынке юридических услуг. Все вышеизложенное согласовывалось (в рамках анализа полноты исполнения конституционных и коммерческих гарантий для потребителя) с результатами осуществленной нами стратегической маркетинговой экспертизы. Материалами подобной экспертной оценки служили следующие группы источников стратегической (т.е. используемой в долгосрочном рыночном прогнозе) маркетинговой информации: 1) обращение гражданина в государственные органы со своими неразрешенными правовыми проблемами- 2) правовые акты федеральных и муниципальных органов власти по вопросам производства и сбыта консультативно-юридического продукта- 3) официальные сведения из регистрирующих и налоговых органов об уровне производства и потребления юридических услуг- 4) документы полномочных организаций о проведенных проверках в сфере оказания вышеуказанных услуг в изучаемом субъекте РФ. Говоря о превалировании аспектов имущественной стратификации российского общества в определении структуры и уровня цен в сфере юридических услуг (подраздел 1.2 настоящей работы) следует указать, что наши маркетинговые исследования, осуществленные в период 2007;2010 годов, показали прямую корреляционную связь между горизонтальной (т.е.имущественной) и вертикальной (профессионально-доминирующей) социальной стратификацией населения. Так, например, в рамках маркетингового тестирования потребителей юридических услуг в городах-курортах Краснодарского края (Сочи, Геленджик, Туапсе, Анапа) было достоверно установлено (п=285 респондентов, р<0,05), что именно консультации по вопросам имущественных прав, включая право на землю, её исследование и дарение, составили почти четверть всех обратившихся за названный период за юридическими услугами на территории указанных населенных пунктов. Одновременно по вопросам жилищного законодательства или проблемам миграционной политики, получения российского гражданства, а также проживания или регистрации в конкретном населенном пункте обращалась 1/5 респондентов. Это свидетельствует о росте потребительской востребованности юридических услуг, связанных с горизонтальной (имущественной) или вертикальной (профессиональной) социальной стратификацией российского общества, что существенно трансформирует условия маркетинговой среды на рынке консультативно-правового продукта, исходя из профессиональной заинтересованности клиента. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что по экономическим проблемам, в частности, по вопросам действительности и недействительности рыночных сделок к слугам юристов прибегали 5% респондентов. Комментируя потребительские предпочтения организационно-правовых форм предприятий, куда обращались за минувший трехлетний период респонденты по поводу приобретения юридических услуг, то 21,15% потребителей она этом сегменте рынке обращались в бесплатные консультативные центры общественных организаций. Из-за своей малочисленности в городах-курортах Краснодарского края, ниже, всего оказалась потребительская востребованность муниципальных юридических консультаций или консультативных пунктов при государственных юридических ВУЗах, а также при профильных правовых НИИ, т.к. 31−35% респондентов от общего числа прошедших маркетинговое тестирование указали, что предпочитали пользоваться услугами как крупных юридических фирм, так и легально частнопрактикующих юристов. Последнее свидетельствует о том, что в рамках настоящей научной работы удалось довести до баз исследования (п=279, р<0,05) нашу маркетинговую ценовую концепцию, свидетельствующую о следующем: чувствительный к уровню цен потребитель только тогда вернется в сектор платного консультативно-юридического продукта, когда производитель и потребитель достигнут паритетного решения в ценовой политике на юридические услуги, а цены в этом секторе экономики не будут противоречить платежеспособному спросу различных социальных страт населения. Для делового позиционирования производителей консульта-тивно-юриди-ческого продукта экономически значимым являлся процесс рыночного проникновения (комплаентности) их маркетинговых программ в сферу потребления юридических услуг (таблица 13). Комментируя данные таблицы 13, надлежит указать основные маркетинговые характеристики производимого базами исследования консультативно-юридического продукта, определяющие практическую ценность их степени проникновения в маркетинговую среду (т.е.комплаентности) на изучаемом сегменте рынка. Первым по значимости подобных факторов было соответствие маркетинговой программы баз исследования международным стандартам диалоговых (языковых) маркетинговых систем. На практике это оборачивалось возможностью для любого пользователя, например, через Интернет, радио, телевидение, газеты получить развернутый анализ рыночных преимуществ конкретного вида предлагаемой юридической услуги на основании добровольного участия в так называемой диалоговой маркетинговой информации, т. е. регулярно отвечая на социологические опросы или маркетинг-тесты по почте, телефону или через СМИ. Это обеспечивало надежность маркетинговых источников и статистическую достоверность предоставляемых потребителю информационных моделей консультативного продукта. Одновременно сам потребитель мог проводить с этим продуктом аналитико-манипуля-ционные процедуры, поскольку вышеназванные стандарты предлагавмых диалоговых маркетинговых систем позволяли конкретному пользователю не только выбрать размещенную в Интернете модель юридической услуги, удовлетворяющей клиента по цене и качеству, но и создавали интернет-возможности для этого же пользователя в режиме on-line сравнить ценовую целесообразность покупки этой услуги у данной фирмы или у конкурентов. Подобная активизация межличностных маркетинговых коммуникаций позволяла снизить совокупную затратность конкретной фирмы на производимый ею консультативно-юридический продукт (таблица 14). Комментируя данные таблицы 14, надлежит указать, что маркетинговые критерии профессиональной этики заключались в том, что мы строили методы рыночного убеждения клиента в состоятельности предложенных маркетинговых программ, исходя из 5 основных принципов профессионально-этичного маркетинга. Первым таким принципом являлось создание в сети Интернет и других средствах массовой информации имиджа известности конкретного юриста в контексте его влиятельности в административных деловых кругах. Для этого на страницах красочных бизнес-журналов рекомендовалось публиковать (и доводить до сведения потенциальных клиентов) фотографии конкретного юриста в окружении известных политических деятелей, ведущих журналистов, бизнес-элиты, значимых во властных структурах должностных лиц и т. д. При этом клиенту разъяснялась высокая технологичность оказываемой юридической консультации, что объективизировалось рекламными буклетами, свидетельствующими о высоком мастерстве и творчестве конкретного юриста. Это достигалось предоставлением на обозрение клиента копий профессиональных дипломов, аттестатов о научных степенях и званиях конкретного юриста, а также презентацией его книг и пособий по законотворчеству. При этом особо подчеркивался аспект клиентских выгод (как будущих, так и настоящих) в виде дальнейшего юридического сопровождения и поддержки в инстанциях реальных сроков и качественности быстрого получения юридической услуги. Реальным антиконкурентным ингредиентом маркетинговых программ баз исследования была доступность для клиента не только сведений прайс-листа о прейскуранте на услуги в данной юридической фирме, но и ознакомление клиентов с методикой ценообразования на консультативно-юридический продукт, включая размеры налоговых вычетов, обязательных платежей в бюджет и иной расходной и доходной части от реализации каждого вида услуг. Именно последнее объективизировало размеры вознаграждения за конкретную юридическую услугу, доказывая рыночные преимущества маркетинговой политики баз исследования. В свою очередь, это позволяло осуществлять качественный маркетинговый прогноз потенциальной емкости рынка юридических услуг для конкретной фирмы или частнопрактикующего юриста, что представлено в таблице 15. Комментируя данные таблицы 15, следует указать, что в рамках исследования был разработан авторский алгоритм маркетингового прогноза при исчислении реальной и будущей емкости рынка юридических услуг в контексте развития экономики изучаемого региона РФ (на примере Краснодарского края). В этой связи нами моделировалась методология подсчета величины (Q) ежегодного повышения емкости рынка юридических услуг (Q=QixQ2), поскольку по результатам проведенного нами в период 2007;2010 годов маркетингового тестирования респондентов (п=285, р<0,05) оказалось, что ежегодно эта группа единиц наблюдения востребовала один (Qi) или несколько (Q2) видов юридических услуг. Одновременно другая группа респондентов (идентичная первой по численности и социальному составу) указала, что не нуждалась в этот период в юридических услугах (группа Li) или нуждалась, но из-за их дороговизны не могла востребовать (Ь2), что обусловило маркетинговый прогноз величины (L) ежегодного понижения емкости рынка юридических услуг в конкретном регионе. Таким образом, итоговый маркетинговый прогноз величины (?No) ежегодного совокупного влияния экономических (Ni), природно-экологических (N2), геополитических (N3), законодательно-административных (N4) факторов маркетинговой среды определялся нами по формуле: ?N0 = (N1 х N2 х N3 х N4) • (1-Q) • (1-L), где на основании маркетингового тестирования обеих групп респондентов (побщ=570, р<0,05) проходила идентификация произвольно избранной каждым респондентом (в пределах абсолютных цифровых значений названных факторов маркетинговой среды от 0,1 до 1,0) текущей и будущей емкости рынка юридических услуг в конкретном регионе на краткои среднесрочный периоды. При этом если величина? No оказывалась больше 10, то прогнозировалась высокая емкость названного сегмента рынка. Если величина? No в рамках исследования не опускалась ниже значений 5,0, констатировалась средняя емкость, а менее этих значений — низкая емкость сегодняшнего или будущего (краткои среднесрочного) емкостного потенциала территориального рынка юридических услуг. Одновременно с этим наше маркетинговое тестирование позволяло идентифицировать уровень потребительской удовлетворенности на рынке юридических услуг в изучаемом сегменте РФ, что представлен в таблице 20. Обсуждая данные таблицы 20, надлежит подчеркнуть, что за минувшие 3 года наши маркетинговые программы на рынке юридических услуг позволили статистически достоверно установить рыночные преимущества консультативно-юридического продукта, производимого нашими базами исследования, т.к. 71,2% опрошенных высказались в пользу совокупных сравнительных параметров этого продукта, превосходящего, по их мнению, аналогичные услуги конкурентов. Процент удовлетворенных скоростью предоставления юридических услуг базами исследования возрос за изучаемый период на 24,9%, а стоимостью реализованных наблюдаемыми фирмами юридических услуг к концу исследования были удовлетворены почти на.

18% потребителей больше, чем на начало нашей научной работы. По нашему мнению, это свидетельствует о том, что предложенные в рамках исследования маркетинговые программы доходчиво знакомили широкий круг потребителей с новыми ассортиментными линиями юридических услуг, разнообразие которых было увеличено более, чем на 20% за период 2007;2010 годов. Последнее сочеталось с маркетинговой эвристикой ценообразования на юридические услуги баз исследования. Комментируя данные таблицы 23, надлежит указать, что эвристика ценообразования на юридические услуги терминологически (от rpe4. heuristiko — отыскиваю, открываю) объяснялась способностью маркетолога (при использовании собственного рыночного опыта, деловой интуиции, находчивости, изобретательности) открывать новые каналы привлечения дополнительного контингента потребителей на основе взаимоудовле-творяющей (производителя и потребителя) цены на юридические услуги. Это обеспечило за период 2007;2010 годов: а) рост в 1,4 раза ежегодно показателя чистого дисконтированного дохода, представлявшего собой общую сумму экономического позитива за указанный расчетный срок реализации авторских маркетинговых программ (в контексте величины этого же показателя, приведенного к начальному периоду исследования) — б) увеличение показателя внутренней нормы доходности на 12,4% ежегодно по сравнению со статистикой трехгодичной давности по этим же базам исследованияв) рост рентабельности за минувшие 3 года в 2,3 раза при реализации 62,7% производимых видов юридических услуг и в 1,6−1,9 раза при реализации 35,8% иных видов услуг. Последнее стало возможным потому, что только 6,3% опрошенных респондентов из группы постоянного наблюдения были удовлетворены на 01.01.2010 года качеством и порядком юридических разъяснений, полученных от чиновников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1999.- 284с.
  2. А.Г. Предисловие к современному маркетингу. /Хруцкий В.Е., Корнеева Н.В.// Настольная книга по исследованию рынка. Изд. 3-е, перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
  3. Г. Л., Михайлова Е.А, Маркетинговые исследования -М.: .Финстатинформ, 1999.-228 с.
  4. С.А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных.- М.: Финансы и статистика, 1993. 319 с.
  5. И. В. Культурные ценности в поведении потребителей глобальных рынков //Актуальные проблемы управления -96, вып. 1. М.: ГАУ, 1996. С. 4−7.
  6. Т. Практический маркетинг / Пер. с англ.- Под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. — 400 с.
  7. П. Ф. Применение метода главных компонент в практических исследованиях // Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях. М.: Наука, 1974.-29 с.
  8. И. Стратегическое управление / Пер. с англ. М: Экономика, 1989.- 128 с.
  9. Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит: Пер. с англ. М.: Финансы и ста-тистика, 1995. — 108 с.
  10. И. А., Багиев Е. Г. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997. — 118 с.
  11. Ю.Н. Использование маркетингового инструментариядля повышения рентабельности крупных предприятий.// Экономический вестник Кубани.-2004.-№ 2.-С.15−18.
  12. А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ. М.: Мир, 1982. — 488 с.
  13. И.П., Васильев Н. Н., Амбросов В. А. Быстрые методы статистической обработки и планирования экспериментов. -СПб.: Изд-во СпбГУ, 1991.-217 с.
  14. Бабич О. М. Налоговые риски маркетинговых программ в сфере правовых услуг.//Экономическое обозрение.-2006.-№ 3.-С. 1518.
  15. Г. М. Профессионально-этичный маркетинг.//Южная столица.-2009.-№ 3.-С.24−26.
  16. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993. — 69 с.
  17. Р.П. Сущностное содержание маркетинговых программ частнопрактикующих юристов.//Юридические науки.-2008.-№ 2.-С.26−28.
  18. .С. Организационные маркетинговые программы в сфере юридических услуг.//Частный бизнес.-2002.-№ 2.-С.18−19.
  19. А.Г. Государственный и общественный контроль в условиях маркетинговой среды на отечественном рын-ке.//Мир у слуг.-2009.-№ 1.-С.9−12.
  20. В.И. Методика эвристического ценообразования на коммерческие услуги.//Эксперт.-2003.-№ 8.-С.26−29.
  21. Т.А. Маркетинговые исследования конкурентоспособности товара. Киров, 2003.-197 с.
  22. Н.Н. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка.- Киев, 1999.-118 с.
  23. B.C. Санационный маркетинг в структуре юридических услуг.//Новая юридическая газета.-2009.-№ 16(137).-С.4.
  24. М.Ю. Экспертиза маркетинговых услуг городских правовых консультативных центров.//Экспертное заключение.-2006.-№ 3.-С.25−27.
  25. .Л., Савенкова Т. И., Кузнецова О. А. Эффективность управления маркетинговой составляющей на российском рынке правовых услуг.-Сочи: НОЦ РАО, 2005.-102 с.
  26. О.И. Маркетинговый контроль и рыночная сре-да.//3аписки маркетолога.-2007.-№ 4.-С.32−36.
  27. О.И. Экономика предприятия. М.: Инфра-М, 1999.416с.
  28. А.П. Баланс взаимоотношений адвокатуры и государства.// Бюллетень Адвокатской палаты Московской облас-ти.-2006.-№ 3.-С.50−51.
  29. Л.Л. Маркетинговые аспекты правовой помощи населению и предприятиям.// Юридические проблемы.-2006.-№ 1.-С.18−19.
  30. П., Стоун М., Вудкок Н. Маркетинг взаимоотношений спотребителями. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 316 с.
  31. В.П. Система маркетингового контроля как инструментарий государственных коммерческих гарантий потребительских интересов.// Рынок Сочи.-2004.-№ 3.-С.20−24.
  32. Е.П. Маркетинговые исследования.// Маркетинг в России и за рубежом.-2002.-№ 5.-С.46−50.
  33. Е.П. Основы маркетинга. — М.: Финпресс, 2005. -328с.
  34. В.А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998. 179 с.
  35. К. Маркетинг и менеджмент ycnyr.Lexingston Books, 1990.
  36. А.П. Потребительские предпочтения в сфере оказания юридических услуг.//Новая юридическая газета.-2010.-№ 11(236).-С.4.
  37. Р.Г. Маркетинговое предпринимательство адвоката.// Юридические проблемы.-2006.-№ 1 .-С.9−11.
  38. А.С. Информационное обеспечение маркетинговой деятельности. -М.: ИУНХ, 2006. 193 с.
  39. В.Г. Организация маркетинговой деятельности. — М.: Нолидж, 1996. 196 с.
  40. Г. М. Маркетинговые ингредиенты производственных отношений в адвокатуре.//Вестник юриста России.-2006.-№ 1,-С.39−42.
  41. JI.A. Виды конкурентных маркетинговых преимуществ фирм, работающих в сфере юридических услуг.//Киевский маркетолог.-2004.-№ 2.-С.35−36.
  42. А.А. Этические аспекты маркетинга.//Экономист Поволжья.-2008.-№ 6.-С.35−3 9.
  43. С.М. Маркетинговые программы рыночной санации в России.//Записки маркетолога.-2005.-№ 5.-С.39−44.
  44. Т.Р. Маркетинговые функции юридических фирм.// Вестник юриста России.-2005.-№ 1.-С.22−24.
  45. В. Б. Основы муниципального и государственного управления. М.: Изд-во гос. ун-та управления при Правительстве РФ, 2009. — 420 с.
  46. О.П. Емкость рынка юридических услуг.// Российский рынок.-2008.-№ 1.-С.56−59.
  47. B.C. Маркетинговый инструментарий идентификацииконсультативно-юридического продукта.//Блокнот практического маркетолога.-2004.-№ 1 .-С.58−60.
  48. Э.Д. Маркетинговое поле и субъекты консультативно-юридического продукта.//Новая юридическая газета.-2010.-№ 6 (205).-С.8.
  49. Е.Г. Портфельный риск на рынке правовых ус-луг.//Стряпчий.-2009.-№ 1.-С.34−37.
  50. С.А. Конституционные гарантии при реализации прав потребителя консультативного продукта.//Рынок.-2010.-№ 1.-С.41 -45.
  51. Г. Г. Кредитные риски маркетинговых программ консалтинговых фирм.//Экономические консультации.-2008.-№ 3.-С.52−54.
  52. Т.П. Маркетинговая экспертиза коммерческих рисков.// Новый блокнот маркетолога.-2008.-№ 3.-С.19−21.
  53. С.А. Маркетинг юридических услуг.//Вестник юриста России.-2004.-№ 1.-С.48−51.
  54. Н.П. Маркетинговая экспертиза в сфере правовых услуг.// Эксперт Урала.-2005.-№ 2.-С.38−40.
  55. В.А. Маркетинговые программы и валютные риски.// Финансист.-2007.-№ 4.-С.36−3 8.
  56. О.С. Маркетинговый инструментарий в процессе классификации типов финансовой устойчивости предприятий.// Финансовый мир.-2007.-№ 6.-С.69−71.
  57. О.Г. основные направления маркетингового контроля на рынке услуг в РФ.//Столичный маркетолог.-2009.-№ 8.-С.52−54.
  58. Г. П. Коммерческие гарантии в системе предоставления юридических услуг.// Новый юридический ассортимент.2010.-№ 1.-С.34−39.
  59. В.Е. Документы к междисциплинарной подготовке маркетолога.-Таганрог: ТРТУ, 2006.-108с.
  60. М.В. Риск форс-мажорных обстоятельств при составлении и реализации маркетинговых программ.//Принципиальное мнение.-2008.-№ 6.-С.45−49.
  61. С.Ю. Маркетинговая экспертиза .//Эксперт Российской Федерации.-2009.-№ 1.-С.39−42.
  62. А.Я. О новой продуктовой политике России в сфере оказания услуг населению.//Национальный кредит.-2001.-№ 35(139).-С.2.
  63. С.С. Организационно-правовые формы предприятий по оказанию юридических услуг населению.//Присяжный по-веренный.-2009.-№ 5.-С.31−32.V
  64. Н.И. Методология маркетинговой работы частнопрактикующего юриста.//Вестник юриста России.-2007.-№ 1.-С.46−49.
  65. М.А. Принципы проведения маркетинговой экспертизы.// Вестник маркетолога России.-2004.-№ 6.-С.53−56.
  66. В. Приемы маркетинговых исследований. Пер. с англ.-М.: «ПРЕСС», 2007.-386с.
  67. Д.П. Опыт применения маркетинговых систем на рынке юридических услуг.//Юридическое толкование.-2007.-№ 2.-С.65−68.
  68. Е.И. Законодательство России и объективные предпосылки для развития российского рынка консультативно-юриди-ческого продукта.//Новый экономический вестник.-2009.-№ 1.-С.76−78.
  69. Р.Г. Правовые и маркетинговые основы установления размера адвокатского гонорара.// Адвокат.-2005.-№ 4.-С.37−39.
  70. Н.И. Анализ маркетинговой среды на рынке юридических услуг.//Эксперт Российской Федерации.-2007.-№ 1.-С.27−28.
  71. Н.В. Маркетинговые экспертные заключения о рыночной успешности консалтинговых фирм.//Эксперт Дальнего Востока.-2007.-№ 5.-С.37−39.
  72. Т.Н. Маркетинговые проблемы адвоката в рамках совершенствования уголовно-процессуального законодатель-ства.//Юрист.-2006.-№ 2.-С.71−73.
  73. М.В. Языковые маркетинговые системы в сфере услуг для населения.//Курортные ведомости.-2008.-№ 6.-С.44−49.
  74. В.А. Предпринимательские риски в сфере оказания юридических услуг.// Новый юридический венстник.-2010.-№ 1.-С.54−55.
  75. Г. Когда мы добьемся высокого качества юридической услуги?//Право и деньги.-2009.-№ 1.-С.81−85.
  76. В.Н., Рогов Г. К. Маркетинговые исследования. Киев: Наукова думка, 1995. — 192 с.
  77. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000. — 166 с.
  78. М.Я. Государство и общество под контролем адвокатуры.// Столичный адвокат.-2006.-№ 2.-С.74−78.
  79. Л.И. Маркетинг в общей системе антикризисного управления.// Маркетолог Северо-Западного федерального ок-руга.-№ 12.-2009.-С.25−27.
  80. А.Е. Маркетинг продаж на рынке юридических консультаций в период рецессии.//Вестник экономики Тулы.-2009.-№ 6.-С.48−49.
  81. В.П. Системный маркетинг в сфере консультативных правовых услуг.//Вестник юриста России.-2008.-№ 1.-С.81−85.
  82. А.Ф. Маркетинг в продажах консультативно-юриди-ческого продукта.//Северная Пальмира.-2010.-№ 1.-С.82−83.
  83. С.А. Российское общество нуждается в консультативных услугах.//Уральский маркетолог.-2008.-№ 3.-С.61−64.
  84. С.В. Целевое управление в корпорациях. М.: Феникс, 2001.-318 с.
  85. В.В. Качество маркетинговой экспертизы.//Блокнот практического маркетолога.2007.-№ 2.-С.76−77.
  86. Е.И. Имущественная стратификация в маркетинговой среде.//Рынок.-2007.-№ 4.-С.112−118.
  87. В. Использование ассоциативных исследований в практике маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования." 2001.- № 1 .-С.24−26.
  88. Д.И. Потребность жителей Урала в юридических услугах.// Уральский экономист.-2008.-№ 4.-С.101−103.
  89. A.M. Маркетинговый инструментарий в сфере правовых услуг.//Вестник маркетолога Приамурья.-2008.-№ 7.-С.61−64.
  90. А.Н. Маркетинговые программы как конкурентное преимущество фирмы.//Блокнот практического маркетолога.-2004.-№ 5.-С.44−48.
  91. М.Р. Рыночная чувствительность потребителя к уровню цен в консультативно-юридическом бизнесе.//Юридические услуги.-2006.-№ 1.-С.84−85.
  92. Ф.С., Шестоперов A.M. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России.-М.:Национ.ин-тсист.иссл.проблем предпринимательства, 2009.-218с.
  93. Р.И. Маркетинг как составляющая контрольных действий за соблюдением законности в сфере экономики: теория и реальность.// Вестник ТИСБИ.-2009.-№ 4.-С.71−76.
  94. С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях.- СПб., 2004.- 312 с.
  95. Н.М. Продуктовая стратегия на рынке юридических услуг.//Частный бизнес.-2002.-№ 2.-С.47−49.
  96. А. Практика применения критерия Вальда при решении статистических задач в маркетинге. // Эксклюзивный маркетинг.- 1999.- N 4 (13).-С.47.
  97. Э.П. Маркетинговые исследования на основе, патентной информации. -М., 2001.-127 с.
  98. Е.Д. Внутренние предпринимательские риски на рынке консультативного юридического продукта.//Баланс.-2008.-№ 8.-С.31−35.
  99. Смирнова Н. А. Методика маркетингового контроля на рынке юридических услуг.//Маркетинг услуг.-2005.-№ 1.-С.71−73.
  100. . Комплекс маркетинговых коммуникаций// Бизнес.-2004. N9−10.-C.27−29.
  101. В.В. Фундаментальные основы рыночных исследований. // Маркетинг и маркетинговые исследования в Рос-сии.-2002.- N 4.-С.42−45.
  102. Н.Е. Макретинговое регулирование внешних и внутренних экономических условий рыночной реализации услуг адвокатуры.-Сочи: Изд-во «РИТМ», 2007.-102с.
  103. А. и соавт. Маркетинговая компетенция фирмы. Пер. с англ.-СПб., 2003.-318с.
  104. B.C. По вопросу содержания маркетинговых программ частнопрактикующих юристов.// Рынок Сочи.-2009.-№ 22.-С.4.
  105. В.В. Анализ отраслевой организации рынков // Российский экономический журнал.- № 1−2. 2002. — С. 24−25.
  106. Юб.Туковский Н. П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы на рынке юридических услуг.//Рынок услуг Сибири.-2009.-№ 25(318).-С.17−19.
  107. С.Э. Профессиональное управление маркетингом.// Лицензиат.-2009.-№ 1.-С. 105−108.
  108. В.В. Маркетинг и доходы фирмы в антикризисных программах.// Новый экономический вестник.-2009.-№ 19(227).-С.14.
  109. Э. А., Кочеткова А. И. Маркетинг. М.: Изд-во ПРЕСС, 2003. — 314 с.
  110. Э. Стратегическое планирование. М.: Инфра, 2001.-219 с.
  111. Д., Эсселинг К., Ван Нимвеген X. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ управление, оптимизация.- СПб.: Азбука, 2002. -318 с.
  112. А.Д. Технологии маркетингового мониторинга в сфере услуг.//Новая маркетинговая газета.-200.-№ 27(313).-С.8.
  113. ПЗ.Хитренко Э. А. Основные маркетинговые технологии: комплексное исследование рынка и отбор целевых рынков.- М., 2000.- 128 с.
  114. Р.Д., Джексон Р. В. Профессионально-этичный маркетинг. Пер. с англ.-СПб.: «ПИТЕР», 2005.-318с.
  115. В. П. Основы маркетинга. —М.: Экономика, 1997.-208 с.
  116. Пб.Хокинс Т. Маркетинг услуг. Пер. с англ.-М.: Изд-во «Финансы», 2007.- 415с.
  117. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Учеб. пособие.-3-е изд., перераб.-М.:Финансы и статистика, 2003.-560 с.
  118. А. Г. Академия рынка: маркетинг. — М.: Экономика, 1993. -328 с.
  119. Дж. Что такое маркетинговое исследование// СО-ЦИС.- 2000. -№ 8−9.-С.19.
  120. В.А. Маркетинговые программы индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере консультативно-юридического продукта.// Частный бизнес.-2006.-№ 1.-С. 122 125.
  121. О.С. Маркетинг фирмы и сокращение ее рыночных издержек.//Аспирант.-2009.-№ 4.-С.82−86.
  122. G. М., Rossi P. Е. There is no aggregation bias: Why macro logit models work //Journal of Business and Economic Statistics, 2006, 9, pp. 1−14.
  123. Beasley D., Bull D. R., Martin R. R. An Overview of Genetic Al-go-rithms: Part 2, Research Topics // University Computing, 2004, 15 (4), pp. 170−181.
  124. Blashfield R. K., Aldenderfer M. S. The Literature on Cluster Analysis// Multivariate Behavioral Research, 2008, 13, pp. 271 295.
  125. Blattberg R. C., Briesch R., Fox E. J. How promotions work// Marketing Science, 2009, 14, pp. 122−132.
  126. Carpenter E.H. Software Tools for Data Collection: Microcomputer Assisted Interviewing, Applied Marketing Research 29 (Winter 2008), P. 23−32.
  127. Christopher M. Logistics and Supply Chain Management: Strategies for Reducing Cost and Improving Service. NJ: Prentice-Hall, 2005.-248 p.
  128. Croxton K., Garcia-Dastugue S., Lambert D., Rogers D. The Supply Chain Management Processes // The Information Journal of Logistics Management. Vol. 12. №> 2. 2001. -P.108−110.
  129. Davenport Т.Н. Process innovation: «engineering work through information technology. Boston, Mass.: Harvard Business School Press, 2007.- 406p.
  130. Dillman D.A., Mail and Telephone Surveys: The Total Design Method (New York: Wiley-Interscience, 2004).-118 p.
  131. Dizionario di banca borsa e finanza. Volume III Aggiornamento. — Roma: Istituto per l’enciclopedia della banca e della borsa, 1996. — 372 pp.
  132. Doyle Peter. Marketing Management and Strategy. — Prentice Hall, 1994. -402 p.
  133. Drucher P.F. Marketing 101 for a Fast Changing Decade. The Wall Street Journal 36, 2001. — P. 22−26.
  134. Dupont T.D. Do Frequent Mall Shoppers Distort Mali Intercept Survey Results?, Journal of Advertising Research 27 (August /September 2004). P. 45−51.
  135. Elliot J. Our Inadequate, Uncompetitive System of Education, Viewpoint (July-August, 2002), p. 31−351.
  136. Farnfield I. Driving for Effective Positioning and Competitive Differentiation //Journal of Brand Management, 2002, Vol. 6, No. 4, P. 250−257.
  137. Feinstein S. Computers Replacing Interviewers for Personnel and Marketing Tasks, The Wall Street Journal (October 9, 2005), P. 35.
  138. Finley M. Data-Base Marketing Alters Landscape, Marketing
  139. News 22 (November 7, 1998), p. 1−2.
  140. Fitch D.M. Combination Technique Unlocks Hesitant Responses, Marketing News 22 (January 4, 2008), P. 10.
  141. Francese P., Piirto R. Capturing Customers: How to Target the Hottest Markets of «90s (Ithaca, N.Y.: American Demographics, 2007).-89 p.
  142. Friedman K. Case Studies for Better Business decisions. Washington D. C.: U. S. Department of Commerce, 2008. — P. 104−128.
  143. Giacomotti A., Giuliattini G. II piano di marketing dello sportello bancario. —Milano: Guerini e Associati, 1995. —-310 pp.
  144. Goslar M. D., Brown S. W. Decision Support System Models. Information Processing and Management 2 (2009). — 448 p. <�•
  145. Gu X.W. Комбинированные перевозки и либерализация транспортного pbiHKa.//Signal and Draht.-2005.-№l/2.-P.6-l 1.
  146. Guiles M. G. Why Melnda S. Gets Ads for Panty Hose, Melinda F. Porsches, The Wall Street Journal (May 6, 2008), P. 14.
  147. Hirschman E.C. Humanistic Inquiry in Marketing Research: philosophy, Method and criteria.-Journal of Marketing Re-search (2001).— P. 243.
  148. Hodock C. L. Intellectual Dishonesty is Perverting the Results from Various Market Tests. Marketing News (2000). — P. 21−28.
  149. Hodock C.L. Intellectual Dishonesty is Perverting the Results from Various Market Tests. Marketing News (2005). — P. 21−28.
  150. Hunt S.D., Chonko L.B. et. al. Ethical Problems of Marketing Researchers. Journal of Marketing Research. — 2001. — № 8. — P. 19−27.
  151. Kotler Ph., Scott W.G. Marketing Management. — Torino: ISEDI, 1993. — 1068 pp.
  152. Kotler Philip. Marketing Management. Analysis, Planning, Implementation, and Control. — 9th ed. — Prentice Hall, 1997.- 313 p.
  153. Krippendorf J. Recriation independent. London, 1997. — 207 p.
  154. Landon E.L., Jr., Banks S.K. Relative Efficiency and Bias of Plus One telephone Sampling, Journal of Marketing Research 14 (August 1997), P. 294−299.
  155. Lloyd C. Microeconomic Analysis.-Homewood, Illinois,-R.D.Irwin, 1999.-312 p.
  156. Lynn G. Reiling, «Consumer Misuse Mars Sampling for Sunlight Dishwashing Liquid», Marketing News 16 (September 3, 2004), p. 1 и 12.
  157. Martell C. Illiteracy Hurts All, Author Says, Wisconsin State Journal (April 3, 2005), P. 1−2.
  158. McDonald Malcolm H.B. Marketing Plans.— 2nd ed. — Heine-mann Professional Publishing, 2002. -198 p.
  159. Parmerlee David. Developing Successful Marketing Strategies. — NTC Business Books, 2006.-218 p.
  160. Prescott J. E. et al. A Prject-Based Approach to Competitive Analysis. Strategic Management Journal. — 2002. — P. 216−219.
  161. Robert C. Inglis, «In Depth Data: Using Focus Groups to Study Industrial Markets», Business Marketing 04 (November, 2004), p. 98.
  162. Sawyer A.G. Demand Artifacts in Laboratory Marketing Experiment. Journal of Consumer Research (2002). — P 40.
  163. Stigliz J.E. Incentives and Risk-Sharing in Sharecropping // Rev. Economic Stud., 2003, V.41, № 2. P. 41−43.
  164. Tinnia M. Strategic perspective to business process redesign // Management Decision, 2002, Vol. 33, No. 3.-P.27−29.
  165. Tybout A.M., HauserJ. R. A Marketing Audit Using a Conceptual Model of Consumer Behavior: Application and Evaluation // Journal of Marketing, 2007, Vol. 45, No. 3 (Summer), P. 81−101.
  166. Coleman J.R., Kaminsy F.C., McGes F. The state of the art of financial modeling // Hosp. Hlth Serv.Admin.- 2003,-vol.-25, -N92,-p.31.
Заполнить форму текущей работой