Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Российская налоговая политика в условиях системных реформ 1991-1999 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сердюков А. Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб., 2004; Соловьев К. А. Современная налоговая политика и система налогообложения. СПб., 2002; Сажина М. А. Налоговая политика государства. М., 2003; Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сб. науч. ст. // Редкол.: В. П. Бондырев и др. Курск, 2004… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Кризисные явления в российской экономике и их влияние на состояние налогооблагаемой базы в 1991—1999 гг.
  • Раздел 2. Основные тенденции развития налоговой политики и становление налоговой системы постсоветской России
  • Раздел 3. Особенности формирования и текущей деятельности налоговых органов Российской Федерации в 1991—1999 гг.

Российская налоговая политика в условиях системных реформ 1991-1999 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется общим значением вопросов налогового регулирования российской экономики в условиях системных реформ 1990;х годов. Преобразования, связанные с переходом от централизованной плановой системы к свободной рыночной организации экономической жизни привели в это время к коренной перестройке всей социально-экономической архитектуры России. При этом принципиальной трансформации подверглась и система налоговых отношений, в том числе, сфера государственной налоговой политики.

С одной стороны, процессы активного развития предпринимательской инициативы, последующего разгосударствления российской экономики существенно расширили круг субъектов налогообложения, потребовали выработки новых налоговых механизмов, решительной перестройки налогового аппарата, а с другой — превратили налоговую политику в важный инструмент государственного регулирования не только макроэкономики, но и социальной сферы. При этом выяснилось, что без последовательного совершенствования налоговой политики невозможно формирование в России социально ориентированной рыночной экономики.

В ситуации, когда налоги стали оказывать колоссальное воздействие на развитие хозяйства и социальной сферы страны, а налоговая политика превратилась в базовый элемент государственного управления, проблемы оптимизации налоговых отношений оказались в центре внимания политиков, ученых, управленцев, наконец, широкой общественности. Несмотря на то, что налоговая система России находилась в состоянии непрерывной трансформации, вплоть до настоящего времени в ней сохраняются серьезные проблемные моменты, откровенно слабые места, что дополнительно усиливает актуальность обращения к историческому опыту 1990;х годов.

В 90-е годы XX века в Российской Федерации происходили социально-экономические реформы, которые являлись одной из важных составляющих процесса демократизации всех сфер общественной жизни. Их осуществление осложнялось тем, что подобного рода задачи радикального реформирования основ социально-экономического строя являлись не просто принципиально новыми для мировой истории, но и, учитывая роль России в современном мире, чрезвычайно масштабными.

При этом, конечно же, не существовало готовых рецептов решения данных проблем. В данном контексте вполне понятно, что общий вектор социально-экономических преобразований, их цели и характер, формы и методы постоянно уточнялись и корректировались в процессе реформирования, причем осуществляемые корректировки были вызваны как объективными обстоятельствами, так и субъективными.

В условиях радикального реформирования российского общества особенно большое значение приобрела государственная налоговая политика. Одновременно она претерпела принципиальные изменения.

Налоговая политика всегда занимала значительное место в деятельности государства, причем формы и методы этой политики тесно взаимосвязаны с социально-экономическим развитием общества. В советский период российской истории налоги не играли заметной роли в управлении хозяйством. Реформирование экономических отношений серьезно усилило значение и модифицировало механизм осуществления государственной налоговой политики.

Задачи реформирования налоговой системы в условиях развития российского рынка неизбежно подводит историков к необходимости осуществления глобальных исторических исследований. С нашей точки зрения, трудности финансовой стабилизации в России во многом связаны с отсутствием прочной теоретической базы в этой области, формирование которой, в свою очередь, невозможно без масштабных историко-экономических обобщений.

Сегодня уместно вспомнить слова Э. Селигмана, который еще в 1908 г. писал: «Главная задача экономики — объяснить нам то, что есть. Если все общество, однако, результат эволюции, то мы можем понять то, что есть, только зная, что было. Исследование же актуальных тенденций вводит вопрос о том, что должно быть"1.

Осмысление основных тенденций налоговых преобразований в России в 90-х годах XX столетия, оценка роли налоговой политики в развитии отечественной экономики на различных ее этапах является методологическим ключом к решению современных проблем реформирования налоговой системы и определению основных направлений ее развития нашей страны на обозримую перспективу.

По мере становления рыночной экономики налоги из малозначительного и во многом формального инструмента превращались в мощный рычаг экономической политики государства. При этом они явились не только главным источником доходов государства, но и приняли на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации и местного самоуправления. Отмеченные моменты определили основной смысл и содержание преобразований в налоговой системе России.

Тем не менее, общее состояние дел в налоговой сфере, в том числе и состояние налогового законодательства в системе механизмов.

1 Селигман Э. Основы политической экономии. СПб., 1908. С. 29. регулирования социально-экономического развития страны все еще далеко от совершенства. Недостаточно изучены и теоретически осмыслены проблемы формирования и функционирования налоговой системы в условиях переходной экономики России, слабо проработаны принципы и особенности проведения налоговой реформы, в связи с чем не до конца определены роль и место основных государственных институтов и органов, связанных с разработкой и реализацией налоговой политики, в реформировании налоговой системы Российской Федерации в 1992;1999 годах.

В научной литературе еще недостаточно разработаны проблемы формирования и функционирования налоговой системы в условиях современной политики налогообложения в контексте особенностей ее исторического развития, а также вопросы использования мирового и отечественного опыта в процессе формирования нормативно-правовой базы налогообложения и совершенствования существующих организационных механизмов.

Представляется, что уже сегодня целесообразно обобщить тот опыт, который был накоплен в результате модернизации отечественной налоговой политики в 1990;е годы.

В данной связи важно осмыслить особенности функционирования национальной экономики, особенности правосознания и психологии россиян и ряд других факторов, которые должны определять специфику формирования налоговой политики и законодательства, а также организации налоговой службы в современной России. Актуальной задачей является анализ опыта работы налоговых служб, определение их места и роли в процессе налоговой реформы. И здесь, разумеется, необходимо использование исторического опыта нашей страны в области налогообложения.

Историография проблемы. Систематизация и научный анализ литературы по теме диссертации позволили дифференцировать историографию, выделив в ней несколько направлений.

Прежде всего, в диссертации учтена советская налоговая традиция, вскрыты особенности исходного состояния модели, подвергшейся глубокой перестройке с рубежа 1980;1990;х годов, что позволило сопоставить современную налоговую политику с практикой предыдущего периода." Оценивая публикации, выходившие в советский период, следует отметить их относительную немногочисленность. Причина, по которой в научной литературе, посвященной вопросам налогообложения и налоговой политики, практически отсутствуют историко-экономические исследования, предельно проста: до начала 90-х годов в развитии подобных исследовании действительно не было необходимости, поскольку еще в 50-х годах в СССР была провозглашена идея построения первого в мире государства без налогов.

Напротив, в силу растущей общественной значимости и актуальности налоговой политики государства в рыночных условиях, с 1990;х годов внимание исследователей к данной научной проблеме устойчиво возрастало. В итоге, несмотря на относительную непродолжительность существования самого предмета исследования, к настоящему времени сложилась определенная историография. Причем в целом историография по вопросам налоговой политики достаточно объемна и своеобразна.

В основном, проблемы эволюции государственной налоговой политики исследовались специалистами смежных отраслей социального.

Меньшиков С. М. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М., 1990; Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1991; Обзор систем налогообложения в СССР и в ведущих капиталистических странах. М., 1990; Вишневский А. Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М., 1998; Кудров В. М. Советская экономика в ретроспективе: опыт переосмысления. М., 1997; и др. знания — экономистами, юристами и пр. Что касается строго исторических исследований, то здесь указанная проблематика в настоящее время лишь начинает изучаться. При этом в основной массе работ она рассматривается в общем контексте анализа опыта российских реформ 1990;х годов.

Систематизация и научный анализ литературы по теме диссертации позволили выделить в ней несколько направлений.

К первому направлению относятся официальные публикации в изданиях, подведомственных различного рода государственным структурам. Закономерно, что выходящие в них исследования практически полиостью отражали правительственную позицию по вопросам разработки п реализации налоговой политики.3.

Ценность подобного рода исследований, на наш взгляд, состоит в том, что они наиболее рельефно отражают именно текущие социально-экономические приоритеты государственной политики, которые впоследствии, как правило, существенно трансформируются в общеполитической, а затем и мемуарной литературе тех же самых авторов с целью придания большей привлекательности их деятельности, а порой и ее откровенного оправдания.

При этом мы полагаем вполне допустимым объединение в рамках данного направления, с одной стороны, работ первых лиц государства, высокопоставленных государственных чиновников и, с другой стороны, ряда специалистов, ученых, поскольку их отличает одна главная общая черта. Выступая от имени государства, они, как правило, озвучивают официальную позицию, непосредственно реализуемую органами.

Луртов В. А. Бюджет и налоговая служба //Финансы. 1997. № 1- Починок Л.11. Повышение научно-методологической обоснованности налогового процесса — веление времени // Налоговый вестник. 1999. № 12- Пансков В. Действующая налоговая система России — фундамент экономической стабилизации //Налоговый вестник. 1996. № 2- Черномырдин B.C. Выступление на расширенном заседании Коллегии ГНС России 13 августа 1996 г. // Налоговый вестник. 1996. № 2- и др. государственной власти и управления в конкретной исторической ситуации.

Второе направление составляет комплекс работ обобщающего плана, содержащих главным образом материалы общетеоретического характера, ставящие своей задачей выяснение наиболее фундаментальных вопросов российской действительности.4 В основном они достаточно критично оценивают экономические реформы 1990;х годов, доказывают недостаточную продуманность и неэффективное использование налоговых рычагов.

Острота проблем реформирования российской экономики обусловила очевидную политико-публицистическую заостренность многих трудов. При этом с одной стороны, ряд авторов ставят вопрос о намеренном разрушении страны либеральными реформаторами.5 В то же время, противоположную точку зрения, в принципе, сводимую к оправданию действий правительства в 1992 году, отстаивают бывшие «реформаторы», претендующие на роль хранителей либеральных.

4 Внешняя торговля и предпринимательство России на рубеже XXI века. М., 2000; Кому принадлежит Россия: 10 лег капитализма в России. М., 2003; Власьевич Ю. Г. Бартенев С.А. Экономика России: эффекты и парадоксы. М, 1995: Государственное регулирование рыночной экономики. М., 1998; Игнатовский П. А. Экономика, человек и государство. М., 1998; От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М., 1998; Соколинский В. М. Государство и экономика. М., 1996; Чекалин А. Н. Темнее всего перед рассветом: Россия (СССР) — Запад: идейные и экономические битвы цивилизаций накануне 2000 года. М., 1999; 250 недель развития капитализма в России. М., 2000; Шансы российской экономики /под ред. Осипова Ю. М., Зотовой Е. С. М., 1997; May В. А. Экономика и власть. Политическая история экономической реформы в России, 1985 — 1994 гг. М., 1995; Улюкаев A.B. Либерализм и политика переходного периода в современной России. М., 1995; Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики /рук. авт. колл. Д. С. Львов. М., 1999; Шамхалов Ф. И. Государство и экономика (власть и бизнес). М., 1999; Шургалина И. Н. Реформирование российской экономики. Опыт анализа в светс теории катастроф. М., 1997; Кураков Л. П. Российская экономика: состояние и перспективы. М., 1999; 250 недель развития капитализма в России. М., 2000; Медведев В. А. Процесс воспроизводства и становление социальной рыночной экономики. Красноярск, 2000; Тарасов А. Н. Государство в трансформирующейся экономике: очерки экономической истории. Ростов-н/Д, 2006; и др.

5 Глазьев С. Ю. Геноцид. М., 1998; и др. ценностей.6 При этом они критикуют последующую политику правительства, связанную с их точки зрения, с ее излишней нацеленностью на меры фискального администрирования.

В данной связи особое внимание исследователей привлекает переломный для российских реформ период 1991;1993 гг. Примечательно, что, в конечном счете, обе стороны особо выделяют максимально усилившую негативные социальные процессы фискальную направленность налоговой политики.

Отмечая известную общность подходов, которую в ряде случаев обнаруживают очевидные антагонисты, следует признать, что она обусловлена причинами объективного порядка. В этой связи, весьма ценной представляется высказанная рядом ученых мысль о серьезном сближении экономических позиций ведущих политических партий России к 1999 году, что свидетельствовало о «глубоких позитивных сдвигах. в о экономическом сознании российского общества». Полагаем, что это не могло не отразиться и на позиции представителей различных научных школ, в том числе, на все более включавшихся в осмысление указанной проблематики профессиональных историков. 9.

В рамках отмеченного направления исследований следует особо выделить концептуально-программные разработки признанных научных центров — Института проблем рынка РАН, Отделения экономики РАН и др., 10 осуществлявших общий анализ текущей.

6 Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посгкоммунистической России. 1991 — 1997. /Рук. авт. колл. Гайдар Е. Т. М., 1998; и др.

7 См. напр.: Мороз О. П. Хроника либеральной революции. Как удалось отстоять реформы. М., 2005; и др.

8 Дмитриев Д. Эволюция экономических программ ведущих политических партий и блоков России. // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 38.

4 Лютых О. Ю. История социально-экономических реформ в России: 2000;2004 гг. Дисс. .канд. ист. наук. Курск, 2006; и др.

10 Напр.: Целью аптикризисно-реформационного процесса должно стать социальное рыночное хозяйство (экономический проект Института проблем рынка РАН). // Российский экономический журнал. 1993. № 4- Пути преодоление критических экономический политики. Они дают наиболее системное освещение проблем налоговой политики. Вместе с тем, следует учитывать, что они носили все же в основном прикладной, прогностический характер.

Важное направление в историографии образуют публикации, посвященные непосредственно анализу процесса эволюции государственной налоговой политики, выясняющие наиболее существенные проблемы развития данного государственного института. Как показывает анализ, интерес к данной проблематике устойчиво растет.11 Характеризуя общую тематическую основу указанного блока работ, следует отметить, что вне зависимости от научной специализации их авторов, отличительная особенность таких работ — нацеленность на изучение наиболее острых вопросов современности. Отметим также, что общая нехватка работ конкретно-исторического плана по вопросам эволюции налоговой политики обусловила для автора необходимость широкого привлечения исследований по смежной проблематике.

Общее содержание этих трудов в главном определяет интерес к проблемам совершенствования государственного налогового администрирования.12 В основном здесь исследуются вопросы ситуаций при переходе к рыночной экономике. Научный доклад Института проблем рынка РАН // Российский экономический журнал. 1992. № 6- Социально-экономические преобразования в России: современная ситуации и новые подходы. Совместный доклад Отделения экономики РАН и Международного фонда «Реформа», январь 1994 года. М, 1994; Открытое письмо Отделения экономики РАН. сентябрь 1998 года. М, 1998; и др.

11 Бюджетно-налоговая политика Российского государства в период реформ: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов, преподавателей вузов РФ. Гуково, 3 дек. 2002 г. // Редкол.: Комарова А. И. (отв. ред.) и др. Ростов н/Д, 2002; Куксин И. Н. Налогообложение и налоговая политика в России. M., 1997: Соловьев К. А. Современная налоговая политика и система налогообложения. СПб., 2002; Налоговая поли гика России: проблемы и перспективы/ под ред. И. В. Горского. М. 2003; Барулин C.B. Макрушин A.B. Тимошенко В. А. Налоговая политика России. Саратов, 2004; Мелиховский В. М. Налоговая политика Российской Федерации. Ярославль, 2005; Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Сб. научных статей. Курск, 2008; и др. р *.

Шелемех H.H. Совершенствование механизма взимания и администрирование единого социального налога в Российской Федерации. М., 2008; и др. эффективности налоговой системы России, определяются основные направления ее реформирования, причем осуществляется преимущественно экономический анализ, дается оценка налогового потенциала страны.13 Как правило, они нацелены на изучение наиболее актуальных текущих вопросов и содержат лишь отдельные исторические экскурсы. Ценность подобного рода исследований, на наш взгляд, состоит в том, что они довольно точно отражают текущие приоритеты государственной налоговой политики.

Отмеченный блок публикаций существенно дополняют работы, посвященные отдельным государственным ведомствам, осуществлявшим непосредственную реализацию государственной налоговой политики. При этом особую популярность здесь приобрели очерки, выполненные на региональном материале.14 Такие публикации, на наш взгляд, позволяют взглянуть на проблему с позиций различных, порою диаметрально противоположных ведомственных точек зрения, что позволяет более всесторонне оценить достоинства и недостатки тех или иных налоговых решений.

Вместе с тем, в последнее время все ощутимее становится потребность в изучении государственной налоговой политики на широком историческом фоне, в воссоздании общей картины ее эволюции в постсоветский период с учетом моментов преемственности и новаторства. 13 В данном контексте особенно перспективным представляется указание на известную обусловленность налоговой политики 1990;х годов советской налоговой традицией. В частности, И.В.

Паскачев А. Б. Налоговый потенциал экономики России. М., 2004; и др.

14 Поляков Н. Ф. Модернизация налоговых органов в Нижегородской области. М., 2003; Призвание — служить людям. Сборник. Челябинск, 2006; Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике. Этапы большого пути. 1990;2006 годы. Саратов, 2006; и др. ь Караваева И. В., Архипкин И. В. Налоговая политика России в XX веке. М., 2002; и ДР.

Караваева, отмечая, что, поскольку в СССР главным источником налоговых поступлении являлись налоги на прибыль с предприятий, с оборота и налог на заработную плату, в кризисные 1990;е годы именно они и привлекли внимание — на них «была в первую очередь нацелена деятельность финансовых реформаторов в начале 90-х годов. Чуть позже реформа затронула таможенные пошлины и подоходный налог».16.

В целом, данные труды рассматривают государственную налоговую политику в широком историческом контексте. Их авторы показывают принципиальное изменение основ налоговой политики, ее место в рыночной системе экономических регуляторов. Они тесно увязывают проблемы налоговой политики с развитием российской экономики, прежде всего, ее реального сектора. При этом преобладающей точкой зрения является признание неэффективности экономической политики в 1990;е годы, а также, по сути, конфискационного характера политики в налоговой сфере.

Особенно плодотворно разработка основ налоговой политики осуществлялась в работах российских ученых и политиков 2002;2004 годов: руководителя Федеральной налоговой службы РФ А. Э. Сердюкова, исследователей К. А. Соловьева, Е. А. Капогузова, М. А. Сажиной и др.17.

В частности, весьма интересная трактовка налоговой политики как организационно-финансовой и социально-политической категории и ее.

16 История налоговой политики России: конец XIX, XX и начало XXI столетня/ Отв. ред. И. В. Караваева. М., 2008. С. 307.

17 Сердюков А. Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб., 2004; Соловьев К. А. Современная налоговая политика и система налогообложения. СПб., 2002; Сажина М. А. Налоговая политика государства. М., 2003; Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сб. науч. ст. // Редкол.: В. П. Бондырев и др. Курск, 2004; Бюджетно-налоговая политика Российского государства в период реформ: Материалы межрегион, науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов, студентов, преподавателей вузов РФ. Гуково, 3 дек. 2002 т. II Редкол.: Комарова А. И. (отв. ред.) и др. Ростов н/Д. 2002; Капогузов Е. А. Влияние налоговой политики на экономический рост. Автореф. дне.. канд. экон. наук. Омск, 2002; и др. оригинальная типизация и видовая классификация была дана в работе ученых Саратовского социально-экономического университета «Налоговая политика России».16.

Актуальные проблемы российских налогов и налоговой политики и условия становления современной налоговой системы России были детально проанализированы в сборнике работ российских социальных ученых «Налоговая политика России: проблемы и перспективы"19.

Значительный научный интерес, с нашей точки зрения, представляет совместная монография И. В. Караваевой и И. В. Архипкипа, в которой авторы выбрали оригинальный аспект исследования и проанализировали мероприятия в налоговой сфере во взаимосвязи с изменениями государственного устройства, форм собственности и систем управления. Мы рассматриваем данную монографию как обобщающее историческое исследование основных тенденций развития отечественной налоговой политики и трансформации налоговых структур в российской экономике на протяжении XX века" .

В контексте отмеченного направления исследований авторами активно разрабатывались самые различные специальные аспекты налоговой политики государства. В частности, на наш взгляд, для понимания сущности российской налоговой политики особое значение имеют труды, посвященные изучению ее роли в формировании.

9 I российского бюджета." Они убедительно доказывают, что на определенном этапе стремление любой ценой сверстать государственный бюджет, обеспечить его наполняемость, рост доходной части, превратилось в самоцель, которая практически подавила все другие.

18 Барулин C.B., Макрушин A.B., Тимошенко В. А. Налоговая политика России. Саратов, 2004.

Налоговая политика России: пробле!1ы и перспективы // Под ред. И. В. Горского. М., 2003.

IQ.

Караваева И.В., Архипкин И. В. Налоговая политика России в XX веке. М., 2002.

Луртов В. А. Бюджет и налоговая служба // Финансы. 1997. № 1 — задачи, решаемые в ходе проведения сбалансированной налоговой политики.

Важнейший аспект исследования проблем налоговой политики составляет также тема развития налоговых отношений федерального центра и регионов, субъектов Российской Федерации. В посвященных ей работах рассматриваются проблемные моменты становления общегосударственной налоговой системы, прежде всего, специфика решения вопросов о полномочиях в налоговой сфере, а" также распределения налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации. ~ В данной связи авторы показывают сложную диалектическую связь региональной и общегосударственной политики, доказывают, что при всей значимости задачи пресечения «налогового сепаратизма» в 1990;е годы, не менее актуальной является проблема обеспечения сбалансированного распределения налоговых поступлений, позволяющего обеспечить не только решение общегосударственных задач, но и динамизм экономического развития отдельных субъектов Федерации.

Отдельный блок публикаций, рассматривающих налоговую политику попутно с основным предметом исследования, составляют труды по вопросам финансово-денежной23 и бюджетной политики2'1 Российской Федерации. В рамках данного направления выделим также публикации, посвященные анализу проблем развития базовых отраслей российской экономики. При этом доминирующей точкой зрения здесь является признание конфискационного характера налоговой политики.

Важнейший аспект исследования составляет также изучение тех негативных явлений, которые стали следствием ошибок, допущенных в.

22 Годрес В. Цена Федерации II Итоги. 1997. № 12;

Финансы // Под ред. В. М. Родионовой. М., 1992; Перламутров В. Л. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России. М., 2007; и др.

24 Бюджетная политика Российской Федерации. М., 1999; и др. экономической сфере, в том числе в области налоговой политики. Специфика исследуемой проблемы обусловила особую важность работ, посвященных проблемам борьбы с экономической преступностью, прежде всего, с получившими колоссальный размах налоговыми преступлениями.25 Для понимания технологий налоговых хищений интерес представляют публикации, освещающие ход расследований по от дельным, наиболее громким преступлениям в налоговой сфере, имевшим большой общественный резонанс.26.

Наряду с этим, для характеристики характера влияния российской налоговой политики на состояние экономической преступности в России, существенное значение имеют работы, посвященные феноменам.

Ой теневой" экономики," «бегства» капитала за границу." .

Достаточно новым и, безусловно, плодотворным направлением исследований составляют работы, анализирующие специфику налогового поведения населения.29.

Некоторый интерес для осмысления наиболее острых, проблемных моментов развития представляют труды, посвященные проблемам развития налогового законодательства, которые показывают многие нерешенные вопросы становления системы правового обеспечения налоговой политики." 1 В целом, такие работы позволяют также лучше понять общее значение налоговой политики для развития страны.

Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997; Янн П. С. Экономические и служебные преступления. М., 1997; и др.

26 Петров Э. Дело о миллиарде // Налоговая полиция. № 19. 1998; и др.

27 Теневая экономика. / Ред. Бунин А. П., Гуров А. И. и др. М., 1991: Горелко А. И. Налоговая политика и «теневая» экономика. Краснодар, 2006; и др.

28 Лопашенко H.A. Бегство капиталов, передел собственности н экономическая амнистия. М., 2005; и др.

1С).

Гребенчук А.О., Слабкий О. Д. Социологическое исследование налогового поведения населения // Социология в сфере экономики и финансов / Под общ. ред. Г. Силласте. М., 2004; Брызгалин A.B. Современное налоговое законодательство: особенности н проблемы правоприменения // Финансы. 1995. № 1- Налоговый кодекс. Сегодня и завтра:

В рамках направления анализа борьбы с налоговой преступностью отметим особый блок специальных исследований, посвященных конкретным правоохранительным органам, особенностям их организации и деятельности в новых социально-экономических и политических условиях. Как правило, они принадлежат перу работников данных ведомств, юристов и лишь отчасти — историков.31.

Работы, отражающие особенности эволюции преступности (в т.ч., экономической) в современной России, ~ также весьма интересны. Причем здесь значимы не только работы профессиональных работников правоохранительной сферы, но и многочисленные историко-бытовые.

33 зарисовки публицистического плана. Особо требуется также отметить научные исследования сравнительного плана, вышедшие в петербургском издательстве «Алетейя».34.

В рамках данного направления считаем необходимым особо выделить блок юридической литературы, в которой исследуются проблемы законотворчества, обобщены многочисленные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных и контрольных органов, анализируется практика их применения,.

Сборник статей. М., 1997; Караваева И. В. Новый подход к политике налогового регулирования: 80−90-е годы // Законодательство и экономика. 1996. № 19−20- Карасев М. И. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М., 2004; и др.

Зубков В. А. Московская милиция. М., 1999; Габричидзс Б.II. Зобов В. Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993; 11огосян Н. Д. Счетная палата Российской Федерации. М. 1998 и др.

32 Гуров А. И. Профессиональная преступность. М., 1990; Ларичев В. Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М., 1996; Погосян Т. Ю. Торговые отношения в призме уголовного законодательства. Исторнко-правовои аспект. Бжатеринбург, 1998.

33 Константинов А. Бандитский Петербург: Документальный очерк. СПб., 1996; Раззаков Ф. И. Бандиты времен капитализма: Хроника российской преступности 19 921 995. М&bdquo- 1997 и др.

Свои Р. Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США п России. СПб., 2000; Чарлз М. Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб., 2000. выявляются различные пробелы в правовом регулировании их деятельности.35.

Отдельный блок публикаций в исследовании избранной научной проблемы составили материалы научных конференций, в рамках которых, наряду с анализом социально-экономических и политических процессов, проходивших в Российской Федерации, активно обсуждались общеэкономические и административно-правоохранительные проблемы. Постепенно из всего спектра интересов исследователей здесь сложился круг вопросов, наиболее актуальных для темы предлагаемой диссертации. В их перечне основное место занимает тема государственной законодательной политики в экономической сфере.36.

К сожалению, в отечественной научной литературе практически отсутствуют серьезные монографические исследования, посвященные вопросам налоговой политики в правовом государстве, которые рассматривали бы их, прежде всего, в историческом аспекте развития налоговой политике России в 90-е годы XX века, с учетом процессов, разворачивавшихся в политической сфере. В своей работе мы стремились восполнить данный пробел.

Гаухман Л. Д. Хозяйственные преступления. М., 1995; Волженкин Б. В. Экономические преступления. СПб., 1999; Лучин В. О. Указное право в России. М., 1996; Поленина C.B. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996; Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997; Лопашенко H.A. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997; Горелик A.C. Шишко И. В. Хлупина Г. Н. Преступления в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Красноярск, 1998; Свиридова Т. П. Правовое регулирование приватизации государственных предприятий. М., 1994; Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. Омск, 1991; Криминальная ситуация в России и ее изменения. М., 1996; >1ии П. С. Экономические п служебные преступления. М., 1997; Его же. Правоохранительные органы и предприниматель. М., 1997.

См.: Кризис как политическая константа современной российской действительности (Материалы межвузовской научно-теоретической конференции). М., 1999; Административно-правоохранительная политика в России. История, современность, будущность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14−16 октября 1997 г. Владивосток, 1997 и др.

Определенный интерес для понимания характера государственной налоговой политики в рыночно ориентированном обществе имеет зарубежная литература, в которой разрабатывались вопросы проведения налоговой реформы, интеграции налогового законодательства европейских государства, проблемы повышения роли стимулирующей функции налогообложения37.

Большой вклад в развитие теории современной налоговой политики внесли У. Алан, Т. Пэрри, М. Даунтон, Ф. Друди, А. Прати, Л. П. Фельд, Л. Геркен, Дж. Маркт, Дж. Шик, П. С. Геллер, Ж.-Л. Матье, и др.38 Значительный научный интерес представляют для нас работы и работы специалистов Международного валютного фонда В. Танзи и X. Зее, чьи исследования посвящены проблеме разработки налоговой политики в.

39 странах Восточной Европы, в том числе России .

Хотя работы этих трудно назвать политически беспристрастными, результаты их исследований содержат оригинальные фактические и аналитические материалы.

В завершение историографического обзора отметим, что проблемы радикального изменения налоговой политики, в силу их политической актуальности, все больше привлекают к себе внимание исследователей. При этом, несмотря на свою привязку к определенной научной дисциплине, они все более приобретают междисциплинарный характер. Тем не менее, в.

ХП.

Самуэльсон H.A. Экономика. Вводный курс. М., 1993; Экономика налоговой политики: [Г1ср. с англ.] // Под ред. Майкла П. Девере. М., 2002. о о >

Allan W., Рапу Т. Fiscal transparency in EU accession countries: progress and future challenges. Washington, 2003; Daunton M. Just taxes: the politics of taxation in Britain, 1914;1979. Cambridge, 2002; Drudi F., Prati A. Signaling Fiscal regime sustainability. Washington, 1999; Feld L.P. Steuerwettbewerb und seine Auswirkungen auf Allokation und Distribution: Ein Uberblick u. eine empirische Analyse. Cop., 2000; Gerken L., Markt J., Schick G. Untersuchungen zur Ordnungstheorie und Ordnungspolitik. Cop., 2000: Heller P. S. Considering the IMF’s perspective on a «Sound fiscal policy». Washington, 2002; Mathieu J.-L. La politique Hscale. Paris, 1999.

39 Tanzi V., Zee H. Tax policy for developing countries. Washington: International monetary fund, 2001; Tanzi V., Zee И. Tax policy for emerging markets: developing countries. Washington: International monetary fund, 2000. целом, анализ историографии позволил сделать вывод, что в историческом аспекте тема не изучена в должной мере.

Исходя из этого, цель работы состоит в изучении процесса эволюции российской налоговой политики в условиях системных реформ 1991;1999 гг.

В процессе работы над диссертацией ставились следующие частные задачи исследования:

— исследовать комплекс кризисных явлений в российской экономике и их влияние на состояние налогооблагаемой базы в 1991;1999 гг.;

— осмыслить основные тенденции развития налоговой политики, специфику становления налоговой системы постсоветской России;

— рассмотреть особенности формирования налоговых органов России, их деятельность в сфере реализации государственной налоговой политики.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1991; 1999 годов, ознаменованный масштабными рыночными реформами и характеризуемый как время, когда проходили наиболее глубокие изменения в налоговой системе России. Выбор нижних хронологических рамок (1991г.) объясняется началом последовательного отхода от советской налоговой модели и выработки самостоятельной российской налоговой политики, нашедшей отражение в целом пакете республиканских законов. Верхние рамки определены в связи с учетом существенной корректировки налоговой политики после 1999 года.

Выбор этого периода объясняется его несомненной цельностью в плане реализации задачи реформирования государственной налоговой политики, призванной содействовать формированию рыночной экономики. В это время шел трудный и противоречивый процесс адаптации системы налоговых служб к новым социально-экономическим условиям, потребовавший радикальных перемен в нормативно-правовых и политических основах деятельности налогового аппарата.

Источниковую базу исследования составляют опубликованные и архивные материалы. Среди открытых публикаций следует, в первую очередь, указать на разнообразные нормативно-правовые акты, 40 в том числе систематизированные в специальных сборниках.41 Особо выделим тематические послания Президента РФ Федеральному собранию. ~ Отдельно следует вычленить документы парламентских слушаний, проводившихся здесь круглых столов и пр. 43.

Богатый исходный материал для анализа характера и общих результатов процессов, протекавших в сфере налоговой политики в 19 911 999 годах, нами был извлечен из статистических сборников.44.

Отдельный блок источников составили работы лидеров государства, 45 обширный массив мемуарной литературы.46 Мемуарыбесценный источник, который помогает осмыслить человеческий фактор

40 Конституция Российской Федерации. М., 1993; Собрание законодательства РФ (СЗ РФ) — Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП) — Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» // Российская газета. 1996. 23 маяи др.

41 Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. М., 1998; Экономическая политика Правительства России: Документы. Комментарии. М., 1992; Строгий надзор налоговых служб. Что и как проверяют налоговая инспекция и налоговая полиция. Законодательные и нормативные документы, разьяспения, рекомендации. М., 1996; п др. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Порядок во властипорядок в стране. О положении в стране и основных направлениях политики РФ». М., 1997; Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Государство. Россия. Путь к эффективному государству (О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)». М., 2000 и др.

43 Рекомендации парламентских слушаний «О социально — экономической ситуации в Российской Федерации». //Думский вестник. 1994. № 4−5. С. 147−151- Материалы парламентских слушаний «Об экономическом положении в стране, законодательном обеспечении антикризисной политики и экономической реформы». М., 1994. С. 3−7- Финансово-кредитная система и налоговая политика в России. Круглый стол Совета Федерации. Вып. 4. М., 1996; и др.

44 Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994;2000; Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М., 1999; и др.

45 Ельцин Б. Н. Записки президента. М., 1994; Ельцин Б. Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления. М&bdquo- 2000; и др.

16 Гайдар Е. Т. Дни поражений и побед. М., 1996; Филатов С. Совершенно несекретно. М., 2000; и др. в политической борьбе за реализацию того или иного варианта экономического развития РФ, систематизировать сведения о межличностных контактах реформаторов.

В силу избранных хронологических рамок, обусловивших известную неразработанность исследуемой научной проблемы, чрезвычайно большое значение для сбора фактического материала имела периодическая печать. Стратегические экономические программы Правительства РФ освещались на страницах печатных изданий «Налоговая полиция», «Коммерсантъ», «Российские вести», «Российская газета»,"Экономика и жизнь", «Вопросы экономики» и др.

В диссертационном исследовании были использованы архивные материалы. Основная часть последних отложилась в текущих архивах ряда высших органов государственной власти и управления Российской Федерации — Государственной Думы ФС РФ, Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ.

В фондах Российского государственного архива новейшей истории находятся информационные материалы аналитических разработок ЦК КПСС по вопросам социально-экономического развития страны в 1991 году (Ф.89). Их исследовательская ценность заключается в том, что эти документы обобщали секретные данные официальных структур, касавшиеся качественных и количественных показателей развития экономической ситуации в стране в начале 90-х гг. XX века, особенности трансформации налоговой политики.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней на основе обширного массива документов, зачастую впервые вводимых в научный оборот, осуществлен комплексный анализ проблем эволюции российской налоговой политики в 1991;1999 годах.

Исследованием установлено, что в процессе перехода к рыночной экономике не удалось выработать вполне продуманной стратегии реформ, что негативно отразилось и на сфере налоговой политики. Ориентированный преимущественно на использование финансовых рычагов, радикальный курс монетаристов не только не создал слоя эффективных собственников, но и, разорив товаропроизводителей, существенно понизив уровень жизни россиян, резко сократил налогооблагаемую базу. В этих условиях налоговая политика, фактически оторвалась от реальной экономики, замкнувшись в самодостаточной финансовой сфере борьбы с бюджетным дефицитом.

Изученные материалы доказывают, что, теоретически верно определив основной вектор налоговой политики, направленный на стимулирование предпринимательской активности, на практике реформаторы допустили целый ряд вынужденных налоговых ошибок, в числе которых особенно заметные негативные последствия имели чрезмерные налоги на предприятия реального сектора экономики и несовершенство системы косвенных налогов. При этом налоговая политика не выполнила важнейших социальных функций сглаживания неравенства в доходах отдельных групп населения и осуществления общественно значимых социальных программ.

Документально установлено, что усиление фискальной направленности российской налоговой политики обусловило повышенную сосредоточенность реформаторов на проблемах модернизации системы налоговых органов. В рамках рассматриваемого периода она подвергалась непрерывным структурным и функциональным изменениям, причем зачастую решительно отвергавшим ранее наработанные схемы. При этом в работе налоговых органов заметно усилилась «силовая» составляющая, находившая наиболее яркое отражение в деятельности налоговой полиции.

Методологическую основу диссертации составил диалектический метод познания. Опора на многополюсные источники позволила использовать в работе три группы методов: общенаучные, специально-исторические, методы смежных наук. Комплексный подход к исследованию поставленной научной проблемы обусловил необходимость применения, прежде всего, исторического, логического, проблемно-хронологического, статистического, структурно-системного историко-типологического и методов, позволяющих выделить существенные признаки в рассматриваемой проблеме. Методологическую основу диссертации составили общенаучные методы исследования: системного анализа, метод классифицирования.

Автор рассматривает эволюцию налоговой политики как противоречивый процесс, на который оказывала влияние совокупность различных факторов (политических, экономических, социальных, идеологических и других) в комплексе с объективными и субъективными условиями.

Научная и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют составить более полное представление о процессах модернизации государственной налоговой политики в Российской Федерации, совершенствования организации работы налоговых служб, об особенностях формирования государственного бюджета. Тем самым исследуется важнейший государственный институт, который в значительной степени определяет характер социально-экономических процессов в России. В контексте современного реформирования государственного строя опыт модернизации государственной налоговой политики представляется весьма значимым. Он может быть непосредственно востребован органами государственной власти и управления. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе создания научных трудов, учебников и учебных пособий, в преподавании истории России.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных публикациях автора, в сообщениях на научных конференциях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка источников и литературы.

Заключение

.

Подводя итоги проведенному исследованию процесса эволюции налоговой политики России в 1991;1999 гг., следует в первую очередь отметить, что он в решающей степени определялся нарастанием кризисных явлений в российской экономике. В данной связи, уже в рамках СССР, в 1990;1991 гг. были предприняты шаги, направленные на изменение традиционной налоговой модели, присущей тотально огосударствленной, централизованной экономике СССР, в которой главным источником налоговых поступлений являлись несколько основных налогов (на прибыль предприятий, с оборота, подоходный и др.). Поскольку определение размера и взимание таких налогов определялись не столько объективными экономическими потребностями, сколько административно понятой целесообразностью, характер интересов государства в налоговой сфере состоял скорее в обеспечении некоего формального присутствия фискальной политики в экономической жизни страны.

В новых условиях, когда целью государства стал переход к рынку, существование системы, в которой налоги играли вспомогательную роль, в решающей степени подчиняясь общей логике планового развития, а сфера налоговых отношений была существенно ограниченной и максимально формализованной, оказалось невозможным. К тому же, по мере радикализации преобразований, в частности, с принятием мер по раскрепощению частной инициативы и разгосударствлению экономики, советская налоговая система неизбежно стала давать сбои. Антисистемные в своей основе попытки совместить прежнюю модель с решением новых задач (в частности, введение в 1990 г. 5% налога с продаж) привели к тому, что налоговая политика запустила деструктивные, разбалансирующие процессы.

Налоговую ситуацию в начале 1990;х годов существенно осложнило углубление внутриполитического кризиса. Уже в 1990;1991 гг. он породил налоговое противостояние союзного и российского центров, в последующем нашедшее продолжение в процессах «суверенизации», создания «налоговых барьеров» на уровне субъектов Российской Федерации. Итогом данных процессов стало существенное ослабление федерального бюджета.

Особенно негативное влияние на сферу налоговых отношений оказало стремительное нарастание кризисных явлений в реформируемой экономике. В течение 1991;2000 гг. уровень производства в стране сократился вдвое. В промышленности доля убыточных предприятий приблизилась к 50%, в строительстве — к 40%, в сельском хозяйствесоставила более 80%. Это существенно сузило налогооблагаемую базу. Негативно сказались на ней и процессы обнищания основной массы россиян, существенно сократившие поступления от столь значимого для рыночных экономик подоходного налога с населения. В итоге, проблема обеспечения налоговых поступлений в бюджет приобрела крайнюю остроту. В частности, в отчете Счетной палаты РФ за январь-сентябрь 1998 года отмечалось, что в это время общий сбор налогов не составлял и половины от установленных плановых заданий.

Поскольку налоговая система не обладает самодостаточностью, представляя собой лишь элемент социально-экономической системы, в рамках периода формирование новой налоговой модели происходило одновременно с развитием параллельных блоков реформы, прежде всего, с изменениями в системе собственности, денежно-кредитной, бюджетной, ценовой политики и т. д. При этом в каждой из отмеченных сфер были допущены серьезные ошибки. К примеру, серьезно задерживало налоговые поступления в казну несовершенство банковской системы, «прокрутка» налоговых сборов в уполномоченных коммерческих банках.

В итоге, одним из основных векторов российской модернизации стало, предпринятое в интересах преодоления несбалансированности бюджета страны, усиление налоговой нагрузки, причем сам порядок изъятия налогов приобрел репрессивный характер. В частности, следствием такой политики государства стало изъятие от 60 до 80% прибыли предприятий," что, по сути, разрушило основную традиционную налогооблагаемую базу.

Подобная налоговая политика встречала острую критику. Несмотря на понимание необходимости поиска источников наполнения бюджета, многие разработчики налоговой, бюджетной, финансовой политики считали необходимым ослабление налогового пресса, особенно на реальный сектор экономики. Благодаря активности оппонентов официальному курсу, а также выносу темы на суд широкой общественности, в российскую налоговую политику были привнесены очевидные позитивные моменты, в основном связанные с наработкой опыта использования налогового инструментария для оптимизации финансовых процессов.

Определяя основные тенденции развития налоговой политики и становления налоговой системы постсоветской России, следует отметить, что общие контуры последней наметил пакет налоговых законов, принятых в декабре 1991 г. и определивших как основные припципы налогообложения, так и ключевые виды налогов, сборов, пошлин.

По сути, в это время произошла налоговая революция, результатом которой было создание новой модели, основную роль в которой стали играть налог на прибыль предприятий и организаций и НДС. Это был.

271 Илларионов А. Как был организован финансовый кризис //Вопросы экономики. 1998. № 11. С. 28. существенный разрыв с советской традицией, где НДС отсутствовал, а налог с прибыли не играл существенной роли, поскольку прибыль, ее распределение планировались централизованно, а инвестиции в основном выделялись из госбюджета.

Не имея опыта налогового регулирования в рыночных условиях, реформаторы, с одной стороны, максимально использовали западный опыт, а с другой — испытывая сильное давление нараставшего кризиса, решая задачи спасения бюджета, вынужденно учитывали отечественную специфику. В итоге, российская налоговая политика приобрела противоречивый характер, а вновь созданная налоговая система базировалась на разнородных источниках.

Прежде всего, с учетом текущих реалий, основная ставка вначале была сделана на прямое налогообложение основных субъектов экономической жизни. В итоге, удельный вес налога на прибыль предприятий и организаций в структуре налоговых доходов государства к середине 1990;х годов дошел почти до 30% (при 7−8% среднемировых). Несмотря на растущую ориентацию на косвенные налоги, ожидания от их поступлений оправдывались далеко не в полной мере. Так, удельный вес НДС не достиг 25% (30−35% среднемировых).

Между тем, эти налоги наносили удар по товаропроизводителю. Чрезмерные изъятия из прибыли ставили предприятия на грань банкротства, а высокий НДС снижал конкурентоспособность товаров. Соответственно, основной проблемой периода стали хронические недоимки по данным налогам.

В условиях нараставшей деградации отечественной экономики, сложное положение в налоговой сфере все в большей мере спасали за счет косвенных налогов, прежде всего акцизов на сверхприбыльный бизнес, таможенных сборов и т. д. Наряду с этим, российскую налоговую практику отличало наличие довольно сумбурных действий, связанных с введением различного рода специальных и чрезвычайных налогов, изменением налоговых ставок и др.

К числу серьезных нерешенных проблем следует отнести проблемы доминирования федеральных налогов в доходах бюджетов всех уровней, а также неупорядоченности региональных и местных налогов. Следствием этого, с одной стороны, стала финансовая несостоятельность местных властей, а с другой — быстро возраставшее число региональных налогов (около 100 видов). В разделе показано, что данный налоговый курс вызывал острую критику, однако в основе своей сохранялся неизменным.

Открытое недовольство сложившейся налоговой практикой высказывали даже представители Минфина РФ. В частности, заместитель министра финансов России С. Д. Шаталов настаивал на необходимости «резко сократить количество налогов. уменьшить налоговую нагрузку. поддержать отечественных производителей. сделать налоговую систему более справедливой и стабильной»." «.

Тем не менее, общий вектор реформ, по мнению автора, являлся верным. Созданная в 1990;е гг. налоговая система, по своей структуре и принципам построения в основном соответствовала общепринятым рыночным схемам налогообложения. В частности, это доказал принятый в острой политической борьбе и с большим опозданием Налоговый кодекс.

Особенно примечательно, что отличительной чертой налоговой политики 1990;х годов стало ведущее значение в системе налогов единого социального налога (в среднем Ул бюджета), обусловленное сохранением высокого уровня государственного финансирования социальной сферы. Автор доказывает, что, несмотря на хроническую критику правительственного курса, в рамках периода социальные проблемы решались в максимально возможных объемах, причем ставки социальных налогов в России были в среднем выше мировых.

272 Консультант. 1996. № 2. С. 14.

Констатируя, что трудности становления новой налоговой системы России были обусловлены отсутствием общей продуманной стратегии реформ, обусловившим деградацию российской экономики, нужно признать, что особенно заметным это становится при обращении к проблемам формирования и текущей деятельности налоговых органов Российской Федерации.

Возрастание значения налоговой политики в условиях рыночных реформ обусловило существенное усиление налоговых органов, повышение их статуса. При этом организационные инновации осуществлялись стремительно, в чем-то даже сумбурно.

Так, уже в ноябре 1991 г. в изменение закона РСФСР от 21 марта 1991 г., указом Президента Государственная налоговая служба была выведена из системы Министерства финансов РСФСР и превращена в самостоятельный государственный орган.

С первых лет существования служба продемонстрировала высокую эффективность, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, обеспечивая высокие показатели сбора налогов. Однако поскольку качество работы ведомства зависело не только от уровня организации, на пике экономического кризиса (1994 г.) оно не смогло выполнить бюджетные задания. В данной связи, в 1994 г. был принят ряд решений, направленных на укрепление Госналогслужбы и ее дальнейшее реформирование. При этом разработка перспектив модернизации ведомства была поручена временной рабочей группе во главе с зампредом Правительства РФ А. Н. Шохиным.

Тенденция усиления фискальных органов была закреплена созданием налоговой полиции, существенно изменившим общую конфигурацию налоговой системы России. Причины появления данной структуры состояли в стремлении любой ценой обеспечить наполнение доходной части бюджета в условиях нарастающей криминализации экономики, теневой сектор которой по некоторым оценкам охватывал более 30 млн. человек, т. е. более половины трудоспособного населения, обеспечивая 55% ВВП России.

С середины 1990;х гг. статусная роль Федеральной службы налоговой полиции и, соответственно, внимание к ней заметно выросли. Однако хотя ее деятельность позволила увеличить объемы собираемых налогов, она так и не обеспечила полного выполнения плановых заданий в данной сфере. При этом в обществе, в органах власти все более утверждалось понимание того, что силовые акции не способны изменить экономическую ситуацию. Более того, приходило осознание того, что они могут привести к снижению деловой активности.

Следует также признать, что целый ряд проблемных моментов в налоговой сфере был порожден несовершенством порядка взаимодействия налоговых ведомств, возникшими элементами дублирования, конкуренции в работе. Среди недостатков в организации деятельности налоговых органов особо выделены проблемы, связанные с их финансированием и оплатой труда сотрудников, в силу которых с 19 961 997 гг. в них наметился отток высококвалифицированных кадров, участились должностные нарушения и преступления. В данной связи, в 1998 г. было решено дополнительно усилить налоговый аппарат, что повлекло за собой создание Министерства РФ по налогам и сборам.

Однако практика текущей налоговой работы показала, что, несмотря на активное укрепление всей налоговой системы, повышение эффективности деятельности госналогоинспекций, органов налоговой полиции, разработку ее долгосрочных программ, правонарушения и преступления в сфере налогообложения не пошли на убыль. Положительных сдвигов в данном направлении обеспечить не удалось. Более того, наиболее круппые налогоплательщики, по сути, вовсе оказались вне зоны контроля налоговых органов. Таким образом, созданная в стране эффективная в техническом плане налоговая система не приобрела должного значения еще и ввиду общей избирательности российской налоговой практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. № 943−1 «О государственной налоговой службе РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ. 1991. № 15. Ст. 492
  2. Закон РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2118−1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 15. Ст. 527. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 32 255−1 «О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации»
  4. Указ Президента РФ от 21 ноября 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 47. Ст. 1641
  5. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль с предприятий и организаций» // Собрание законодательства. 1996. № 1. Ст. 20.
  6. Федеральный закон от 7 марта 1996 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об акцизах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 11, ст.1016
  7. Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 28, ст. 34 871. Опубликованные документы
  8. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы // Отв. ред. C.B. Степашин. М., 2005
  9. Государственный бюджет СССР 1989 г. М., 1989
  10. Материалы объединенного Пленума Центрального комитета и Центральной Контрольной Комиссии КПСС, 31 января 1991 г. М., 1991. Материалы объединенного Пленума Центрального Комитета и Центральной Контрольной Комиссии КПСС, 24−25 апреля 1991 г. VI., 1991.
  11. Об итогах исполнения федерального бюджета в 1999 году и задачах органов финансовой системы на 2000 год. Отчет Министерства финансов РФ. М., 2000
  12. Двенадцатая пятилетка. Справочник. М., 1986.
  13. Народное хозяйство РСФСР в 1988 году: Статистический ежегодник / Госкомстат РСФСР. М., 1989.
  14. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник / Госкомстат России. М., 1996.
  15. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 1999. Российский статистический ежегодник. 2003: Стат. Сб. / Госкомстат России. М., 2003.
  16. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. М., 2000
  17. Интернет-ресурсы, http:// www. gks. org. Федеральная служба государственной статистики.1. Архивы
  18. Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ). Ф. 89. Оп. 42. Д. 61. Л. 3. ТА Государственной Думы ФС РФ. ТА Министерства финансов РФ.
  19. ТА Федеральной налоговой службы Российской Федерации.
  20. Промышленный вестник. 1994. Российская газета. 1991−1999. Российский экономический журнал. 1994−1999. Финансы. 1995−1999. Финансовые известия. 1996. Экономика и жизнь. 1998.
  21. А.Г. Серп и рубль: консервативная модернизация в СССР. М., 1998.
  22. .В. Экономические преступления. СПб., 1999. Габричидзе Б. Н. Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Федерации. М., 1993.
  23. И.М. Предпринимательство, правонарушения, уголовнаяответственность// Вестник Верховного Суда СССР. 1991. № 8.
  24. Л.Д. Хозяйственные преступления. М., 1995.
  25. Е., Кутенев А. Выбор России и его последствия. М., 1994.
  26. В. Цена Федерации // Итоги. 1997. № 12
  27. М.С. Перестройка и новое мышление. М., Планета, 1987.
  28. A.C., Шишко И. В., Хлупина Г. Н. Преступления в сфереэкономической деятельности и против интересов службы в коммерческихи иных организациях. Красноярск, 1998.
  29. А.И. Налоговая политика и «теневая» экономика. Краснодар, 2006.
  30. А.О., Слабкий О. Д. Социологическое исследование налогового поведения населения // Социология в сфере экономики и финансов / Под общ. ред. Г. Силласте. М., 2004.
  31. А.И. Профессиональная преступность. М., 1990.
  32. A.B. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., 2001.
  33. М. Коррупция как инструмент принятия решений //Век. 1999. № 49. Зайченко А. К реалистической оценке теневой экономики // Правительственный вестник. 1990. № 9. Зубков В. А. Московская милиция. М., 1999.
  34. А. Как был организован финансовый кризис // Вопросы экономики. 1998. № 11.
  35. История налоговой политики России: конец XIX, XX и начало XXI столетия/ Отв. ред. И. В. Караваева. М., 2008.
  36. И.В. Новый подход к политике налогового регулирования: 8090-е годы // Законодательство и экономика. 1996. № 19−20. Караваева И. В., Архипкин И. В. Налоговая политика России в XX веке. М., 2002.
  37. М.И. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. М., 2004.
  38. Криминальная ситуация в России и ее изменения. М., 1996.
  39. В.М. Советская экономика в ретроспективе: опытпереосмысления. М., 1997.
  40. И.Н. Налогообложение и налоговая политика в России. М., 1997. Кучеров И. И. Налоговые преступления. М., 1997.
  41. В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере бизнеса. М., 1996. Лопашенко H.A. Бегство капиталов, передел собственности и экономическая амнистия. М., 2005.
  42. H.A. Преступления в сфере экономической деятельности: понятия, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. Лучин В. О. Указное право в России. М., 1996.
  43. В.А. Процесс воспроизводства и становление социальной рыночной экономики. Красноярск, 2000.
  44. В.М. Налоговая политика Российской Федерации. Ярославль, 2005.
  45. С.М. Советская экономика: катастрофа или катарсис? М., 1990.
  46. О.П. Хроника либеральной революции. Как удалось отстоять реформы. М., 2005.
  47. Налоги и налоговое право / Под ред. A.B. Брызгалина. М., 1997. Налоги и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1991.
  48. Налоговая политика России: проблемы и перспективы // Под ред. И. В. Горского. М., 2003.
  49. Нарастание застойных явлений в партии и обществе 1985−1991 гг. М., 1999.
  50. Д.Ю. Крупные интегрированные структуры в промышленности//ЭКО. 1997. № 11.
  51. Обзор систем налогообложения в СССР и в ведущих капиталистических странах. М., 1990.
  52. Обратного хода нет. Перестройка в народном хозяйстве: общие проблемы, практика, истоки / Ред. Г. Х. Попов. М., 1990.
  53. B.JI. Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России. М., 2007.
  54. Призвание — служить людям. Сборник. Челябинск, 2006. Притцель Р. Ф. Коррупция, рентоорганизуюгцее поведение и организованная преступность в России // Политэконом. 1997. № 1.
  55. Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сб. науч. ст. // Редкол.: В. Е. Бондырев и др. Курск, 2004.
  56. Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики. Сб. научных статей. Курск, 2008.
  57. В. Свой среди чужих // Экономика и жизнь. 2000. № 16.
  58. Ф.И. Бандиты времен капитализма: Хроника российскойпреступности 1992−1995. М., 1997.
  59. М.А. Налоговая политика государства. М., 2003.
  60. Дж. Рыночная экономика в России. M., 1994.
  61. П.А. Экономика. Вводный курс. М., 1993.
  62. Т.И. Правовое регулирование приватизации государственныхпредприятий. М., 1994.
  63. Р.Д. Эффективность правоохранительной деятельности и ее кадровое обеспечение в США и России. СПб., 2000. Селигман Э. Основы политической экономии. СПб., 1908.
  64. А.Э. Теоретические основы налоговой политики современной России. СПб., 2004.
  65. Современная политическая история России. М., 1999. Соловьев И. Н. Органы налоговой полиции России составная часть сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства // Право и безопасность. 2002. № 1.
  66. К.А. Современная налоговая политика и система налогообложения. СПб., 2002.
  67. В. Экономические преступления растут // Экономика и жизнь. 1993. № 36.
  68. Строгий надзор налоговых служб. Что и как проверяют налоговая инспекция и налоговая полиция. Законодательные и нормативные документы, разъяснения, рекомендации. М., 1996.
  69. С.Г. Очерки экономической истории России СССР. М., 1960.
  70. А.Н. Государство в трансформирующейся экономике: очеркиэкономической истории. Ростов-н/Д, 2006.
  71. Теневая экономика. / Ред. Бунич А. П., Гуров А. И. и др. М., 1991.
  72. В.А. Основные вехи новейшей истории налоговых органов (к10.летию МНС России) // Налоговый вестник. 2000. № 9
  73. Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской
  74. Республике. Этапы большого пути. 1990−2006 годы. Саратов, 2006.
  75. Финансово-кредитная система и налоговая политика в России. Круглыйстол Совета Федерации. Вып. 4. М., 1996.
  76. Финансы // Под ред. В. М. Родионовой. М., 1992.
  77. П. Крестный Отец Кремля Борис Березовский или История Разграбления России. М., 1997.
  78. М.Т. Современное состояние и перспективы профессиональной подготовки сотрудников полиции (милиции) США и России. СПб., 2000.
  79. С.Д. Комментарии к проекту Общей части Налогового кодекса Российской Федерации // Консультант. 1996. № 2
  80. Н.Н. Совершенствование механизма взимания и администрирование единого социального налога в Российской Федерации. М., 2008.
  81. Экономика налоговой политики: Пер. с англ. // Под ред. Майкла П. Девере. М., 2002.
  82. Экономическая политика в Российской Федерации: необходимостькорректировки. М, 1996.
  83. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  84. Яни П. С. Правоохранительные органы и предприниматель. М., 1997. Яни П. С. Экономические и служебные преступления. М., 1997
  85. Heller P. S. Considering the IMF’s perspective on a «Sound fiscal policy». Washington, 2002.
  86. Mathieu J.-L. La politique fiscale. Paris, 1999. Options for Tax Reform. Washington, 1984.
  87. Tanzi V., Zee H. Tax policy for developing countries. Washington: International monetary fund, 2001.
  88. Tanzi V., Zee H. Tax policy for emerging markets: developing countries. Washington: International monetary fund, 2000.
  89. The Role of Tax Reform in Central and Eastern European Economies. Washington, 1984.1. Диссертации
  90. О.Ю. История социально-экономических реформ в России: 20 002 004 гг. Дисс. .канд. ист. наук. Курск, 2006.
  91. Е.А. Влияние налоговой политики на экономический рост. Автореф. дис. канд. экон. наук. Омск, 2002.
  92. А.П. Уголовная политика в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н. Новгород, 1995. Куксин И. Н. Налоговая политика России: Теоретический и историко-правовой анализ. Дис.. д-ра юрид. наук. СПб., 1998.
Заполнить форму текущей работой