Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Деятельность научных учреждений и высших учебных заведений Казахстана в годы Великой Отечественной войны

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ургеншпаев К. С., Тулеугалиев Г. И. Развитие юридического образования в Казахстане. — «Известия АН КазССР. Сер.обществ.наук», 1980 № 4- Голикова З. А. Из истории партийных учебных заведений Казахстана. — «Вопросы истории Компартии Казахстана» Алма-Ата, 1963, Сергазин Ж. С. О деятельности эвакуированных высших учебных заведений в Казахстане. — «Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук,» 1980… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. НАУКА И ВЫСШАЯ ШКОЛА КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
    • X. Перестройка работы научных учреждений и высших учебных заведений на военный лад
    • 2. Размещение эвакуированных научных учреждений и высших учебных заведений
    • 3. Развитие науки и высшей школы в годы войны
  • ГЛАВА II. ВКЛАД НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В РАЗГРОМ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
    • I. Мобилизация ресурсов Казахстана на нунды фронта
    • 2. Научно-техническая помощь фронту и тылу
    • 3. Общественно-политическая деятельность работников науки и высшей школы

Деятельность научных учреждений и высших учебных заведений Казахстана в годы Великой Отечественной войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В героической летописи Советского социалистического государства одним из ярких и незабываемых событий является победа над фашизмом. Она ознаменовала собой торжество прогресса над реакцией, гуманизма над варварством, социализма над чудовищным порождением империализма. Более 1400 дней и ночей под руководством ленинской партии через огонь жестоких сражений, через невиданные жертвы, трудности и лишения шли советские люди к этой великой Победе. Они совершили подвиг, равного которому не знала история.

Великая Отечественная война охватывает небольшой промежуток времени, который насыщен большими историческими событиями, оказавшими решающее влияние на ход развития всего человечества.

В последние годы изучение и освещение роли рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции в период Великой Отечественной войны и их вклад в достижение победы над врагом стало одним из важных направлений историографии Великой Отечественной войны. Актуальность этой темы и интерес историков к ней объясняется рядом причин. Прежде всего это то, что мы не можем идти вперед, не можем обеспечить успешное всестороннее развитие социалистического общества без объективного и конкретно-исторического исследования пройденного пути. Коммунистическая партия, Советское государство в своей деятельности постоянно обращаются к анализу пройденного пути, рассматривают прошлое как один из важнейших инструментов познания настоящего, выработки научно-обоснованных планов строительства бесклассового общества. Не случайно В. И. Ленин указывал на необходимость глубокого изучения опыта, который должен служить решению практических задач современности. В статье «Революционные дни» он писал: «мы должны. почерпать из опыта сегодняшней истории уроки, которые пригодятся завтра» .*.

Правильное понимание состояния и определение перспективы дальнейшего развития науки опираются на ее историю. Она служит современности, оказывает практическую и теоретическую помощь советской науке в ее созидательной деятельности в коммунистическом строительстве. История науки помогает исследователям освоить и использовать богатейший опыт предшественников для своей практической работы.

Исключительный интерес представляет изучение истории высшего образования в республике. Образование является той сферой, где существуют наибольшие возможности для вмешательства в буду? щее, где происходит формирование кадров для будущей экономики. Естественно, что понять глубокие изменения, происходящие в Казахстане в последние годы, невозможно без анализа обстановки в военные годы.

К изучению отдельных аспектов деятельности Коммунистической партии и Советского правительства по организации защиты социалистического отечества в период Великой отечественной войны приобретает особый смысл в период нарастающей гонки вооружений и обострения международной напряженности, конфронтации, навязываемой международным империализмом. Этот опыт особенно необходим странам, борющимся против агрессии империалистических государств, и в первую очередь. США, за национальную независимость.

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч., т.9, с. 208. — .

2 Критика буржуазных теорий экономики образования. М., 1975, с. 64.

Как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко — «Опасная проба сил, которую навязывают нам наиболее реакционные империалистические круги, и прежде всего Соединенных Штатов, — не наш выбор, не наша политика, но постоять за себя мы сумеем, — пусть в этом сомнения не будет ни у кого» .^.

ХХУ1 съезд КПСС, наметивший программу дальнейшего всестороннего развития советского общества на 1981;1985 гг. и на период до 1990 г., уделил серьезное внимание и вопросам укрепления оборонного могущества нашей Родины. Решение этих задач предполагает глубокую разработку истории второй мировой и Великой Отечественной войн. Военная история, уроки и выводы из нее учат, насколько важно учитывать природу глубинных процессов руководства войной, характер подготовки и ведения войны. Она учит всесторонне оценивать, раскрывать средства, с помощью которых обеспечивалась победа, помогает осмыслить ошибки прошлого и извлечь из них уроки на будущее.

Еще одним важным моментом, послужившим причиной обращения к теме исследования, являются попытки буржуазных политиков, социологов, историков, которые обращаясь к истории второй мировой войны, пытаются вычленить более «актуальные» с их точки зрения проблемы и использовать их в ходе современной идеологической войны. «Фактом является и заметное обострение идеологической борьбы, — говорилось на ХХУ1 съезде КПСС, — Для Запада она не сводится к противоборству идей. Он пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв социалистического мира, его раз.

I Коммунист, 1984, № 9, с. 19 рыхление.

Империалисты и их пособники систематически проводят враждебные кампании против социалистических стран. Они чернят и извращают все, что происходит в этих странах. Для них самое главное — отвратить людей от социализма" .^ В связи с этим перед учеными-обществоведами стоит задача критики антикоммунизма, буржуазных и ревизионистских концепций общественного развития.

Буржуазные историки пытаются уйти от анализа внутренней политики государства и ее связи с внешней политикой, маскируют истинное социально-политическое и классовое лицо развязанных империализмом войн. По этой причине они обычно на первый план выдвигают методы развязывания войны, формы и способы военных действий и даже то или иное поведение личного состава армий в ходе вооруженной борьбы. Например, профессор Венского университета К. Херман в опубликованной в ФРГ книге, исследуя определение справедливого или несправедливого характера войны, приходит к выводу о несостоятельности всех попыток найти объективный критерий. Поэтому он рекомендует «спрашивать себя не о том, справедлива ли война, а лишь о том, ведет ли себя справедливо человек, который участвует в войне. В случае, если на этот вопрос, касающийся определенного человека, может быть получен утвердительный ответ, тогда можно и войну, поскольку он ее участник, условно назвать справедливой». Наиболее распространенным приемом фальсификации характера той или иной войны, ее истории буржуазными историками является отождествление или подмена социально-политического подхода к ней подходом военно-стратегическим. Та.

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 9 кой прием использует западногерманский историк и юрист Г. Брен-неке. Пытаясь обосновать лживый тезис о превентивном характере войны Германии против Советского Союза, этот неонацист ссылается на довоенную советскую военную доктрину, ее установку бить врага на его же территории рассматривает как «доказательство» агрессивности социалистического государства и оправданности вероломного нападения гитлеровского рейха.''" .

Современные правые оппортунисты пытаются сочетать словесное признание некоторых марксистских положений с буржуазным подходом к войнам. Они отрицают, что источником агрессивных войн в нашу эпоху является империализм. Возможная ракетно-ядерная война не рассматривается ими как продолжение политики империализма.

В частности, в постановлении ЦК КПСС «О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941;1945 годов», говорится о необходимости «давать решительный, аргументированный отпор нашим идеологическим противникам, всякого рор да фальсификаторам истории второй мировой войны» .

К.Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин оставили нам могучее оружие для борьбы против современных буржуазных и ревизионистских фальсификаторов истории. Все их попытки исказить смысл произошедших событий и использовать их в современной идеологической борьбе терпят крах. И это не случайно. Нашим огромным преимуществом в борьбе против буржуазных фальсификаторов является то, что, по словам В. И. Ленина, «. за наши взгляды вступается сама.

1 Классики марксизма-ленинизма и военная история, М., 1983, с. 104.

2 Коммунист. 1984, Кг 9, с. 38 история, вступается на каждом шагу действительность" .*.

Изучение роли советской науки и высшей школы в победе над фашистской Германией нашло отражение в советской исторической науке.

В историографии деятельности научных учреждений и высших учебных заведений в условиях Великой Отечественной войны выделяется три основных этапа: первый — июнь 1941 — сентябрь 1945 гг., второй — с окончания второй мировой войны до второй половины 50-х годов, третий — со второй половины 50-х годов до наших дней. Историография первого периода в основном характеризуется тем, что носила пропагандистский характер. Основным критерием оценки послужила объективная необходимость обоснования краха фашизма и непобедимость советского народа, несокрушимость советского общественного строя, марксистско-ленинской идеоло-2 гии. Скудная источниковедческая база, обусловленная обстановкой военного времени, и другие факторы снижали научный уровень и определяли узость круга изучаемых проблем. В годы войны появляются отдельные статьи брошюры, описывающие трудовые и боевые подвиги советской интеллигенции.^ Это были работы общего характера, с ярко выраженной идеологической позицией, направленной.

1 Ленин В. И. Полн.собр.соч. т.12,, с. 65.

2 Козыбаев М. К. К вопросу о’периодизации историографии Великой Отечественной войны. В кн.: «Вопросы историографии Казахстана», Алма-Ата, «Наука», 1983, с. 147.

3 Ярославский Е. М. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. Свердловск, 1944; Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. -" Большевик", 1944, №'5- Кафтанов С. Задачи высшей школы в 1944/45 учебном году. М., 1944; Кафтанов С. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., 1945 и другие. на разоблачение фашизма, акцентирование преимуществ социалистической организации науки и высшей школы. В них значительное внимание было уделено описанию патриотических дел советской интеллигенции, ее вкладу в укрепление обороноспособности страны, мобилизацию ресурсов и идеологическую работу. Для написания детального исторического исследования о деятельности научных учреждений и вузов в годы войны необходимо было время, условия для работы и достаточное количество фактического материала, а всего этого не было у исследователей.

Тем не менее попытки осмыслить и проанализировать сущность происходящих событий были. Свидетельством тому является выход в свет сборника «Казахстан в первый год Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков» * и «Истории Казахской ССР» .2.

Для изучения истории науки Казахстана в период войны и последующие годы большой интерес представляют труды К.Й.Сатпае-ва, в то время Председателя Президиума Казахского филиала Академии Наук СССР (КазФАН). Он был замечательным организатором и вдохновителем научной мысли в республике. Его перу принадлежат многочисленные яркие, насыщенные глубоким содержанием статьи, в которых детально анализируется развитие науки в республике.3 Процесс становления науки в Казахстане академик К. И. Сат.

1 Казахстан в первый год Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков. Алма-Ата, 1943.

2 История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Алма-Ата, 1943.

3 Сатпаев К. И. Наука и культура возрожденного казахского народа. — «Большевик Казахстана», 1945, № 9−10- Основные итоги и задачи научно-исследовательских работ Казахского филиала Академии наук СССР. — «Вестник Казахского филиала АН СССР», 1944, № IКазахский филиал Академии наук СССР в годы Великой Отечественной войны «Вестник АН СССР», 1945, га 1−2 и другие. паев рассматривал в диалектическом единстве с историей страны и республики.

Ценный материал содержится в изданиях Казахского филиала АН СССР. Среди них выделяются «Труды Юбилейной научной сессии, посвященной 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции» (Алма-Ата, 1943), «Труды первой сессии Академии наук Казахской ССР 1−7 июля 1946 г.» (Алма-Ата, 1947). В это же время КазФАН издавал ежегодные отчеты, в которых содержится большой фактический материал о его деятельности в различных областях науки.^.

В годы войны ЦК ВКП (б) и Советское правительство поставили перед учеными-историками задачу начать сбор и обработку материалов по истории Великой Отечественной войны. В городах страны и республики организуются комиссии, в из представителей партийных, советских органов, интеллигенции. В 1942 г. Президиум Академии наук СССР утвердил Комиссию по истории Великой Отечественной войны, в составе которой были И. И. Минц, Е. М. Ярославский, р

М.Е.Митин, Р. С. Землячка и другие. В стране к началу 1945 г. было собрано более 5 тысяч стенограмм записей воспоминаний участников войны, рукописей и других документов.5.

В целом, несмотря на серьезные недостатки, вызванные объективными и субъективными причинами, мы не имеем право отбрасывать все положительное, что было накоплено в период героической.

1 Казахский филиал Академии наук Союза ССР в 1942 г., Алма-Ата, 1943; Казахский филиал Академии наук Союза ССР в 1У43 г. Алма-Ата, 1945 и другие.

2 Кондакова Н. И. Идеологическая победа над фашизмом, 19 411 945 гг. М., 1982, с. 47.

3 Дробижев В. З.

Введение

в изучение истории советского общества.

М., 1983, с. 28. битвы с фашизмом.

Последующий период историографии Великой Отечественной войны также характеризуется отдельными недостатками. В эти годы положительные сдвиги в исследовании истории Великой Отечественной войны сдерживались в оостановке культа личности И. В. Сталина, в отдельных работах допускались ошибки в методологии, связанные с нарушениями ленинских норм партийной жизни. В данный период в печати появляются отдельные статьи, посвященные деятельности научных учреждений и вузов страны и республики в годы войны. Это статьи и брошюры организаторов науки и высшей школы — Президента АН СССР С. Вавилова, Министра высшего образования СССР С. Кафтанова, президента Академии наук Казахской ССР К. И. Сатпаева. Но монографических исследований по истории науки и вузов в годы войны в данный период не появилось. Уто было вызвано не только вышеперечисленными причинами, но и тем, что до конца 40-х годов история советской культуры не успела еще вычлениться из общей истории советского общества. В стране лишь со второй половины 40-х годов стал формироваться круг исследователей, для которых изучение истории советской культуры, в том числе высшей школы и науки, стало главными предметом их научной специализации.

В результате осуществления Коммунистической партией курса на преодоление отрицательных последствий культа личности стали создаваться более благоприятные условия для дальнейшего развития советской исторической науки, в том числе истории культуры?

I Советская культура. История и современность. М., 1983, с.300−301.

После XX съезда КПСС начался более интенсивный этап изучения истории Великой Отечественной войны. Широкий доступ исследователей к хранилищам архивных богатств восстановление и развитие ленинской методологии в научной работе, более творческое изучение ленинского теоретического наследия по вопросам войны и мира обусловили выход в свет многоплановых монографических исследований. Широкое изучение истории Великой Отечественной войны началось и в Казахстане. Этому способствовало издание документального сборника «Казахстан в Великой Отечественной войне Советского Союза» (Алма-Ата, 1964, 1966) в двух томах, а также публикация некоторых других архивных материалов. Ученые (Г.Абишев, Т. Балакаев, П. С. Белан, Н. Едыгенов, М. Козыбаев, А. Нусупбеков и другие) обратились к богатейшим, ранее малодоступным фондам архивохранилищ Министерства обороны СССР и другим. Во многом была восстановлена история перестройки промышленности, сельского хозяйства, транспорта Казахстана на военные рельсы, охарактеризована творческая активность рабочих, крестьян в годы войны, показан весомый вклад республики в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков. Однако вопросы формирования и быстрого роста национальной казахской интеллигенции, истории науки и высшей школы, деятельность культурно-просветительных учреждений все еще оставались мало изученными.

Успешно велись исследования истории культуры, науки, истории интеллигенции военных лет в 60−70 годы. В это время появляются труды по истории Академии наук СССР, ее деятельности в период Великой Отечественной войны.^ В них прослеживаются и некоторые вопросы развития науки в Казахстане, подготовки местных научных кадров, влияние эвакуированных научных учреждений на культуру республики.

Проблеме участия интеллигенции высшей школы в войне была посвящена книга М. Р. Круглянского «Высшая школа в годы Великой Отечественной войны» (М., 1970). В ней освещаются основные направления деятельности вузов в условиях войны, анализируются трудности в ее работе, рассматриваются меры Коммунистической партии и Советского правительства по оказанию помощи учебным заведениям. Общие вопросы деятельности высшей школы и науки в период войны освещаются в других исследованиях^, а также в фундаментальных работах по истории второй мировой и Великой Отечественной войн, Коммунистической партии Советского Союза.^ В Казахстанской историографии также наблюдаются положительные сдвиги в сторону изучения трудовых и боевых подвигов интеллигенции в годы войны. По истории науки значительный интерес представляют сборники «Наука в Казахстане за 40 лет советской власти» (Алма-Ата, 1957), «Октябрь и наука Казахстана» (Алма-Ата, 1967), «Наука Советского Казахстана 1920;1980» (Алма-Ата, 1981) и другие. В них дается анализ деятельности и раз.

1 Левшин .Ь'.В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.) М., 1966; Комков Г. Д., Левшин Ь'.В., Семенов Л. К. Академия наук СССР: Краткий исторический очерк. М., 1974; Беляев Е. А., Пышкова Н. С. Формирование и развитие сети научных учреждений СССР. М., 1979 и другие.

2 Советская высшая школа в годы Великой Отечественной войны. М. 198(3- Советская культура в годы Великой Отечественной войны М., 1976 и другие.

3 История второй мировой войны, 1939;1945, М., 1975;1982, т.4−12- История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941;1945 гг.: В 6-ти томах. М., 1960;1965 гг.-История Коммунистической партии Советского Союза-В 6-ти томах, М., 1970, т.5, кн Л. вития различных отраслей науки ведущими учеными республики.

По истории интеллигенции республики и руководству ею Коммунистической партии значительный интерес представляют работы М. К. Козыбаева «Коммунистическая партия Казахстана в период Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.)» (Алма-Ата, 1964), «Казахстан-арсенал фронта» (Алма-Ата, 1970). Эти работы отличаются привлечением значительного фактического материала, показывают трудовые подвиги интеллигенции Казахстана, развитие науки, высшей школы и культуры республики в целом.

Вопросы партийного руководства воспитанием учащейся молодежи основательно рассмотрены в работе М. К. Козыбаева и Н.И.Ит-баева «Коммунистическое воспитание учащейся молодежи Казахстана в период Великой отечественной войны» .*.

Кроме того М. К. Козыбаевьш написан целый ряд статей, посвященных различным аспектам деятельности ученых страны и респубр лики в годы Великой Отечественной войны.

Одной из первых в казахстанской историографии диссертаций, посвященной ратным и трудовым подвигам интеллигенции, является кандидатская диссертация А.Калшабекова.^ В ней использованы.

1 Вопросы истории Коммунистической партии Казахстана. Алма-Ата, 1969, вып.б.

2 Козыбаев М. К. Из истории деятельности «Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны». — «Известия АН КазССР, Сер. истории, археологии и этнографии вып.1/18/, 1962; Вклад’советских ученых в дело победы. — «Известия АН КазССР, Сер.обществ.наук», 1980, Ш 3- Экономика Советского Казахстана — фронту — «Народное хозяйство Казахстана», 1975, № 3 и другие... .

3 Калшабеков А. Ратные и трудовые подвиги интеллигенции Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941;1945 гг.), Автореф.канд.дисс. Алма-Ата, 1965. многочисленные архивные данные, материалы периодической печати и т. д. Однако за прошедшие с момента защиты данной диссертации 18 лет внесено много нового в историографию вопроса, некоторые положения, выдвинутые А. Калшабековьш, требуют уточнения или являются спорными.

Большой вклад в разработку истории высшей школы республики внесла монография КДДаманбаева^, одна из глав которой посвящена руководству Компартией Казахстана деятельностью вузов в годы Великой Отечественной войны. Автор также привлек материалы, ранее не использованные в историографии, анализирует деятельность эвакуированных научных учреждений и вузов и их влияние на развитие системы высшей школы в Казахстане. В монографии показаны руководящая роль Коммунистической партии в обеспечении деятельности коллективов вузов, меры по повышению квалификации преподавательского состава и успеваемости в вузах. Однако почти не затронуты такие вопросы, как участие ученых высшей школы в деятельности различного рода научно-технических советов и бригад, слабо освещена жизнь периферийных вузов, политико-воспитательная работа среди студентов и т. д.

Развитие системы высшего образования, факторы, влиявшие на развитие культуры Казахстана в целом и науки в частности в годы войны, рассмотрены в статье Н. Е. Едыгенова и Р. Б. Сулейменор ва «Культура Казахстана в военные годы». Деятельность высших учебных заведений и научных учреждений Алма-Аты и эвакуирован.

1 Жаманбаев К. Ж. Высшая школа в Казахстане. Исторический опыт Коммунистической партии Казахстана по руководству высшей школой за 50 лет (1920;1970), Алма-Ата, 1972.

2 Казахстан в Великой Отечественной войне. Алма-Ата, 1968, вып. I ных научных коллективов стала предметом изучения монографии Н. Е. Едыгенова «Алма-Ата в годы Великой Отечественной войны» (Алма-Ата, 1970). Автором введены в научный оборот ранее неопубликованные материалы из хранилищ Центрального архива Академии наук Казахской ССР.

Кроме того, отдельные аспекты деятельности ученых, работников системы высшего образования, эвакуированных учреждений освещаются в работах, посвященных истории культурного строительства, народного образования, промышленности, сельского хозяйства, отдельных областей и городов республики. Это в основном монографии Г. Абишева, Т. Б. Балакаева, Р. Б. Сулейменова, Х. И. Бисенова, Г. Сапаргалиева, В. Я. Басина и другие, изданные в различные годы." '" .

Для изучения деятельности эвакуированных в Казахстан высших учебных заведений, научных учрендений значительный интерес представляют работы историков братских республик — РСФСР, Украины, Белоруссии. Среди них истории высших учебных заведений, 2 научных учреждении, воспоминания ученых. .

1 Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне. 1941;1945. Алма-Ата, 1958; Балакаев Т. Б. Колхозное крестьянство Казахстана в годы великой Отечественной войны. I94I-I945, Алма-Ата, 1971; Сулейменов Р. Б., Бисенов Х. И. Социалистический путь культурного прогресса ранее отсталых народов. Алма-Ата, 1967; Сулейменов Р. Б. Ленинские идеи культурной революций и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, 1972; Басин В. Я. Тяжелая промышленность Казахстана в Великой Отечественной войне. Алма-Ата, 1965; Сапаргалиев Г. Советское государство в борьбе за развитие социалистической культуры в Казахстане Алма-Ата, 1957 и др. .

2 Харьковский государственный университет им. А. М. Горького. Харьков, 1955; Московский горный институт, I9I8-I968. М., 1968; Салов В. И. Из истории Академии наук СССР в первые годы Великой Отечественной войны (I94I-I943) — «Исторические записки», № 60, 1957; Дубинин Н. П. Вечное движение. М., 1973 и другие.

Отдельные моменты деятельности украинских ученых в Казахстане показаны в двухтомнике «Украинская ССР в Великой Отечественной войне» (Киев, 1975). Некоторые сведвнения о деятельности белорусского населения, эвакуированного в Казахскую ССР, содержатся в монографии Г. И. Олехнович.^ Практическая деятельность вузов, эвакуированных в республику, раскрывается в других уче2 ных записках и трудах.

В последние годы в печати появился целый ряд статей, в которых исследуется история деятельности отдельных вузов, научных учреждений, отраслей науки.^.

Особенно большой интерес к истории Великой Отечественной войны возник в последние годы. Между ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС в стране было опубликовано около 3900 книг и брошюр, журнальных научных статей и рецензий, сборников документов, различных воспоминаний и очерков. Кроме того, по истории Великой Отечественной войны было защищено около 160 докторских и кандидатских дис.

1 Олехнович Г. И. Трудящиеся Белоруссии — фронту. Трудовая деятельность белорусского населения, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в советский тыл. 1941;1943 гг. Минск, 1972. .

2 Крымский медицинский институт. Сборник научных трудов медицинского института за годы’Великой Отечественной воины, т. XI Семфирополь, 1945; Сборник трудов Московского горного института им. И. В. Сталина. М., 1948, Материалы У сессии Академии архитектуры. Чимкент, 1942.

3 Ургеншпаев К. С., Тулеугалиев Г. И. Развитие юридического образования в Казахстане. — «Известия АН КазССР. Сер.обществ.наук», 1980 № 4- Голикова З. А. Из истории партийных учебных заведений Казахстана. — «Вопросы истории Компартии Казахстана» Алма-Ата, 1963, Сергазин Ж. С. О деятельности эвакуированных высших учебных заведений в Казахстане. — «Известия АН КазССР. Сер. обществ. наук,» 1980, ИгЗБалакаев Т.Е., Бисенбаев А. К. Деятельность Казахского филиала Академии наук СССР в годы Великой Отечественной войны." Вестник АН КазССР", 1983, № IIБисенбаев А. К. Деятельность Компартии Казахстана по привлечению работников научных учреждений и вузов к идеологической работе в I94I-I945 гг. — ''Известия АН КазССР. Сер.обществ.наук", 1983, N2 3. сертаций.* В Казахстане же по истории Великой Отечественной войны с 1941 г. по 1979 г. было создано 25 монографий, II сборников статей, документов и воспоминаний, опубликовано около 200 о статей, свыше 20 мемуарных книг и брошюр. В то же время следует отметить, что в казахстанской историографии нет до сих пор цельного исследования, охватывающего все стороны деятельности научных учреждений и высших учебных заведений в годы войны. Решение этой задачи представляется крайне важным в связи с тем, что за четыре года войны в структуре, кадровом составе, уровне научно-исследовательской и преподавательской деятельности высшей школы и науки Казахстана произошли значительные изменения, определившие на многие годы их развитие. Кроме того, в истории интеллигенции, высшей школы и науки республики имелся ряд специфических особенностей, на которые еще мало внимания обращали исследователи.

В исторической литературе республики существует ряд проблем в области истории Великой Отечественной войны, которые еще не решены или не получили должного освещения. Нет еще единого взгляда на вопрос о том, когда была завершена перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Так, Г. Абишев указывает, что она была завершена к концу 1942 г.,^ А. Н. Нусупбеков пришел к выводу о том, что вся перестройка экономики была завер

1 Куманев Г. А. Великая Отечественная война в советской историографии. — «Изучение Отечественной истории в СССР между ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС. М., 1982, с. 172. .

2 Актуальные проблемы истории Советского Казахстана. Алма-Ата, 1980, с. 115. .

3 Абишев Г. Казахстан в Великой Отечественной войне. Алма-Ата, 1958, с. 41. шена к лету 1942 г.,* М. К. Козыбаев считает, что процесс создания слаженного военного хозяйства-освоение и наращивание мощностей, обеспечение всех потребностей воюющей армии, ликвидация временных преимуществ фашистской Германии в выпуске боевой техо ники, — продолжался до конца 1942 года.

Перестройка работы научных учреждений и вузов не могла занимать длительного времени, так как не требовала изменения производственных циклов, поисков новых видов сырья и всего того, что необходимо для перевода предприятий на производство нового вида продукции, не зависила от времени года и природных условий, как сельскохозяйственные предприятия. Судя по изученным данным, можно сделать вывод о том, что перестройка деятельности вузов и научных учреждений применительно к условиям военного времени была в основном закончена к осени 1941 г., когда были выработаны новые программы обучения и планы научно-исследовательских работ. Но в то же время следует учитывать, что в условиях войны неоднократно менялись направления работ ученых. Например, распространение на Казахстан деятельности Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала поставила перед интеллигенцией республики новые задачи. Здесь также может возникнуть вопрос о перестройке работы эвакуированных научных учреждений и вузов, а также могли ли они влиять на ход этого процесса в местных учреждениях. По нашему мнению, эвакуированные учреждения, даже если они вливались в состав местных, не могли задержать.

1 «Известия АН КазССР. Сер. истории, археологии и этнографии, вып.3/8/, 1958, с.З.

2 Вопросы истории Коммунистической партии Казахстана. Вып.4, Алма-Ата, 1966, с. 260. процесса перевода работы на военный лад, так как они уже сами в первые же дни войны подчинили свою деятельность новым условиям и требованиям, и после прибытия в Казахстан включали в свои планы местную тематику.

Период Великой Отечественной войны — важный этап в развитии советской науки, характеризующийся усилением ее творческого содружества с производством, подчинения научных достижений интересам защиты социалистического Отечества. В это время подтвердились слова В. И. Ленина, сказанные в период гражданской войны: -" Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила" .1 Однако в Казахстанской историографии, к сожалению, нет еще специальных работ, на основе которых можно представить себе совокупность всех фактов, характеризующих работу научных учреждений и вузов по укреплению контактов с трудовыми коллективами и военными организациями, слабо отражена связь отраслевой науки с производством.

Кроме вышеизложенного автор ставит задачами исследования и освещение ряда следующих нерешенных проблем: — Вопрос о роли и месте эвакуированных научных учреждений и вузов, отдельных ученых в развитии науки и высшей школы Казахстана. Во всех работах отмечается их благотворное влияние на развитие культуры республики, экономики, но как это влияние осуществлялось, какие качественные и количественные результаты благодаря их помощи были достигнуты еще требуют своего изучения. — Недостаточно еще раскрыта роль ученых, профессорско-преподавательского состава и.

I Ленин В. И. Полн.собр.соч. т.40- с. 189 студентов в мобилизации ресурсов Казахстана на нужды фронта, деятельность научно-технических советов и комиссий, борьба ученых-медиков с эпидемиями и за возвращение в строй раненных и больных воинов Красной Армии. Слабо освещена деятельность казахстанских ученых в составе Комиссии по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана во главе с академиком В. Л. Комаровым. * Кроме того, почти ничего не сказано об участии в этой грандиозной работе ученых «отраслевых» институтов, лабораторий, геологоразведочных организаций, тогда как они внесли значительный вклад в обнаружение и освоение месторождений стратегического сырья, изучение сельскохозяйственных, растительных ресурсов. — Серьезным пробелом в истории науки и высшего образования является проблема замены реэвакуируемых ученых, преподавателей и студентов. А. Калшабеков в своей работе пишет, что «. в связи с реэвакуацией части преподавателей на родину ожидаемого резкор го сокращения кадров высших учебных заведений не произошло», тогда как данные не подтверждают этого мнения. Даже в многотомной «Истории Казахской ССР» этот вопрос лишь упоминается, но без должного анализа.^ Несмотря на ряд существующих монографий и статей недостаточно, на наш взгляд, освещена деятельность Коммунистической. партии по идейно-политическому воспитанию интеллигенции республики, привлечению ее к реализации важнейших постановлений по идеологической и культурно-просветительной работе в.

1 Целиком этому вопросу посвящена статья М. К. Козыбаева, упомянутая выше, но тема настолько обширна, что требует большего внимания.

2 Калшабеков А. Ратные и трудовые подвиги интеллигенции Казахстана. с. 64.

3 История Казахской ССР. т.5, Алма-Ата, с. 323. годы войны. Не в полной мере раскрыта роль партийных, комсомольских, общественных организаций вузов и научных учреждений в деле воспитания членов коллективов в духе коммунистической убежденности и веры в окончательную победу над фашизмом.

— В исторической литературе не нашла своего отражения деятельность по подготовке кадров через аспирантуру, которая пережила большие изменения в стране и в республике.

— Большой проблемой, которая стоит перед учеными-историками является ввод в научный оборот новых данных по истории культуры, высшей школы и науки республики в годы войны. Еще недостаточно используются материалы Центрального архива Академии наук Казахской ССР, не были использованы некоторые материалы Центрального государственного архива Казахской .ССР, областных партийных и государственных архивов.

Таким образом вопросы истории науки, культуры в период Великой Отечественной войны еще ждут своего монографического освещения.^.

Методологической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов, пленумов ЦК КПСС и Компартии Казахстана, постановления СНК СССР и СНК Казахской ССР, доклады, речи и статьи деятелей Коммунистической партии и Советского правительства.

Исключительную ценность представляют произведения К. Маркса, Ф. Энгельса о роли науки и техники в вопросах войны и мира, влияния общественно-экономической формации на степень развития нау.

I Сулейменов Р. Б. Этапы изучения культурной революции в Казахстане. — «Вопросы историографии Казахстана», Алма-Ата, 1983, с. 98. ки, а также на развитие армии, вооружения, роли экономики и научно-технического прогресса на ведение войны, методологические указания В. И. Ленина по вопросам о характере войн, защиты социалистического Отечества, значения и роли крепкого тыла в достижении победы над врагом, организации науки и высшей школы и их место в социалистическом государстве. При его непосредственном участии было положено начало планирования науки в масштабах всей страны, заложены основы управления развитием научной деятельности, определены материальные направления научно-технического прогресса.

Основной источниковедческой базой диссертации явились архивные материалы. Ценные сведения были извлечены из фондов партийного архива Казахского филиала НМЛ при ЦК КП Казахстана, Центрального государственного архива Казахской ССР, Центрального архива Академии наук Казахской ССР, партийных архивов Карагандинского и Кзыл-Ординского областных комитетов Компартии Казахстана, государственных архивов Алма-Атинской, Карагандинской и Кзыл-Ордин-ской областей.

Ценный материал о деятельности Коммунистической партии Казахстана по руководству высшей школой и наукой в годы Великой Отечественной войны дало изучение фонда 708 Партийного архива Казахского филиала ИМЛ. Здесь сосредоточены основные документы по деятельности ЦК КП (б) Казахстана в области науки, высших учебных заведений, размещения эвакуированных ученых, преподавателей и студентов, ряд вопросов материального обеспечения работы коллективов высшей школы и научных учреждений, подготовки научных и научно-педагогических кадров в республике, идейно-политической работы в этих коллективах и многие другие материалы по изучаемой теме.

В фондах Центрального государственного архива Казахской ССР (ф.1692, 1203, 2071, 1997, 731, 1782, 1352 и др.) были изучены материалы о деятельности Народного комиссариата просвещения Казахской ССР, Казахского филиала ВАСХНИЛ, Казахского отделения Всесоюзного Научного инженерно-технического общества (ВНИТО) цветной металлургии, Республиканского комитета профсоюза работников высшей школы и научных учреждений, кроме того изучались материалы фондов высших учебных заведений и научных учреждений республики, «отраслевых» научных учреждений. В указанных фондах содержатся многочисленные сведения о различных аспектах деятельности высших учебных заведений и научных учреждений по мобилизации ресурсов республики на нужды фронта и тыла, оказанию научно-технической помощи предприятиям, культурно-просветительной и агитационно-пропагандистской работе, участию в сборе средств в фонд обороны и другие материалы.

Значительные сведения о деятельности Казахского филиала Академии наук СССР были-извлечены из Центрального архива Академии наук КазССР (ф.1). В этом архиве были изучены материалы о деятельности подразделений Казахского филиала АН СССР, социалистическом соревновании ученых, участии научных сотрудников филиала в деятельности Научно-технического совета при Госплане республики, о развертывании аспирантуры и подготовке кадров.

Автором были также привлечены и документы партийных архивов Карагандинской (ф.1, 158) и Кзыл-Ординской (ф.268) областных партийных организаций. В них был изучен материал о деятельности местных партийных органов по претворению в жизнь решений ЦК ВКП (б) и ЦК КП (б) Казахстана, касающихся высшей школы и науки Казахстана, размещению и обеспечению нормальной работы эвакуированных ученых и высших учебных заведений, а также ряд данных о деятельности партийных организаций вузов и научных учреждений.

Значительный интерес представляли материалы фондов государственного архива Алма-Атинской области (ф.685, 1322). Это вызвано тем, что в Алма-Ате была сосредоточена большая часть эвакуированных и местных научных учреждений и вузов и фонды архива дали интересный и богатый материал по их деятельности в столице Казахстана. Документы о деятельности «отраслевых» научных учреждений по мобилизации ресурсов Карагандинского угольного бассейна сосредоточен в фондах государственного архива Карагандинской области (ф.18, 469, 764, 571, 1186, 15). Кроме того в этом архиве были изучены материалы о деятельности эвакуированных вузов Москвы, Днепропетровска и Харькова и участии их в деятельности Комиссии по мобилизации ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Из фондов государственного архива Кзыл-Ординской области (ф.292,283) был извлечен материал о деятельности местного педагогического института и эвакуированных вузов.

Таким образом, в процессе работы над диссертацией были изучены и использованы документы 33 фондов 8 партийных и государственных архивов. Ряд архивных документов впервые вводится в научный оборот.

При работе с архивными данными осуществлялась проверка правильности и точности документов путем сопоставления их с соответствующими данными других архивов и различных источников. При этом потребовался критический подход к оценке содержания многих документов, тщательный их анализ и отбор наиболее достоверных.

Одной из больших трудностей при написании диссертационной работы явился ограниченный доступ к некоторым архивным фондам.

В диссертации автор широко использовал материалы центральной, республиканской, областной и районной периодической печати, из которых были извлечены многие факты о деятельности научных учреждений и вузов, эвакуированных ученых в годы Великой Отечественной войны.'.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы и источников.

Великая Отечественная война оказала огромное влияние на все стороны жизни советского государства — экономику, культуру, сознание советских людей. Не случайно победа советского народа в этой войне, принесшая миру избавление от фашизма, приравнива ется по своей значимости к другому всемирно-историческому собы тию }й века — Великой Октябрьской социалистической революции. Ценой огромных жертв и величайшего напрякения материальных и духовных сил советский народ одернал военную, политическую и экономическую победу, защитил честь, свободу и независимость своей Родины, отстоял и упрочил великие завоевания социализма. Как отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко: «Коммунистичес кая партия смогла поднять и организовать советский народ на борьбу против фашистских захватчиков, до конца использовать ре зервы и преимущества социалистической системы хозяйства, совет ского строя» .В связи с этим, большое значение имеет изучение опыта дея тельности в период Великой Отечественной войны Коммунистической партии и Советского государства по организации отпора врагу, особенно в условиях обострения мезкдународной обстановки до край них пределов. Ценным является обобщение опыта деятельности науки и выс шей школы, значение которых в последние годы выросло в связи с ростом научно-технического прогресса во всех отраслях человечес I ЧерненкоК.У. Вопросы’работы партийного и государственного аппарата. LI., 1980, с. 135.кой деятельности. Деятельность научных учрекдений и вузов Казах стана в период войны является отражением, всех процессов, кото рые произошли в этой области в нашей стране. Они перекили зна чительные изменения под влиянием ряда внешних и внутренних фак торов в слокной Экономической, политической обстановке. С нача ла войны до конца 192 г. наблюдалось резкое ухудшение матер иального положения в связи с обш, ей обстановкой в стране и на фронте, мобилизацией всех ресурсов на нужды обороны, прибытием в Казахстан массы эвакуированных предприятий, учрекдений, насе ления. С 193 г. начинается процесс создания большого числа, но вых подразделений в вузах и научных учреждениях, а также созда ние новых институтов, улучшается материально-техническая осна щенность. Особенностью научных учреждений и вузов республики было то, что они были созданы в основном в тридцатые годы и находились на стадии формирования — укрепления материально-технической ба зы, испытывали нехватку квалифицированных специалистов, некото рые еще, но оформили окончательно структуру своих подразделений. В связи с этим война могла нанести им значительный урон, если бы Коммунистической партией и Советским правительством, но были предусмотрены меры по их сохранению. На оккупированной территории немецко-фашистские оккупанты осуществляли политику уничтожения культуры. На Украине были пол ностью уничтожены Киевский технологический институт пищевой про мышленности, Харьковские автодорожный и педагогический институ ты, Донецкий и Днепропетровский медицинские институты, Кремен чугский, Запорожский, Полтавский и другие педагогические и учи тельские институты. В целом’за годы Великой Отечественной войны.

на Украине в развалины было превращено Ц б учебных корпусов ву зов. Общий урон, нанесенным вузам Украины, составил 650 млн. руб? В связи с этим Советское правительство приняло меры по их эва куации в восточные районы, в том числе в Казахстан. Они оказали значительное влияние па развитие науки и высшей школы республи ки, а таюке культуры в целом. Деятельность эвакуированных учреж дений в Казахстане MOSHO разделить на три периода. Первый период охватывает время с начала войны до осени 1942 г., т. е. время эва куации и прибытия в республику вузов и научных учрекдений. В это время решались вопросы размещения, создания соответствующих ус ловий для их работы, плакировалась тематика исследовательской работы, ставились задачи по мобилизации ресурсов Казахстана на нужды фронта. При этом необходимо учитывать время прибытия науч ных и вузовских коллективов, так как было два основных потока Эвакуации по мере продвижения немецко-фашистских войск. Второй период охватывает деятельность эвакуированных вузов и научных учрехсдений в республике в составе учреждений Казахстана или са мостоятельно. В это время осуществлялся весь комплекс работы научного и вузовского учреждения, военного времени — подготовка квалифицированных специалистов, мобилизация ресурсов на нужды фронта и тыла, осуществлялась тесная связь с промышленностью и сельским хозяйством, велась активная идейно-политическая работа и т. д. Хронологические рамки — момент прибытия в республику (I94I-I942 гг) — до реэвакуации (I943-I944 гг). Третий период связан с возвращением на освобожденную территорию эвакуированных учреждений. В это время решались вопросы замены выбывающих по I Савельев В. М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. U., I974-, с. 253 реэвакуации ученых, преподавателей и студентов местными специа листами и молодежью. Решались вопросы о казахстанской молодежи, поступившей на учебу в эвакуированные вузы и другие организа ционные моменты, кроме того осуществлялась помощь в восстанов лении сети вузов и науки в освобожденных районах. В целом деятельность эвакуированных научных учреждений оказала значительное влияние на развитие науки и высшей школы Казахстана. Не было ни одного вуза или научного учреждения, ко торое не испытало бы ого. Важнейшим фактором успешного развития науки и высшей школы республики была организующая и направляющая деятельность Комму нистической партии. Благодаря этому ни на один день не прекра щалась работа научных коллективов, высших учебных заведений, были сохранены и преумножены кадры высококвалифицированных спе циалистов в различных областях знаний, созданы новые институты и лаборатории, факультеты и отделения. Коммунистическая партия и Советское правительство в течение всей войны проявляли неус танную заботу об улучшении условий жизни и деятельности ученых, профессорско-преподавательского состава вузов. Одним из главных факторов успешного развития системы высше го образования и науки Казахстана явились преимущества социалис тической системы. В Великой Отечественной войне с врагами мира, демократии и социализма, в гигантском военном столкновении с империализмом и его наиболее чудовищным порождением — фашизмом, победил социалистический общественный и государственный строй, социалистическая экономика. Благодаря преимуществам планового ведения хозяйства, социалистической экономики, планированию раз витием науки и системы вы-сшего образования, их гибкости и умения чутко реагировать на изменения в жизни страны было осуществлено успешное развитие науки и высшей школы в стране и в Казахстане в частности. Одним из главных факторов успешного развития в Казахстане науки и высшей школы явилось осуществление в предвоенные годы ленинской национальной политики. Не случайно на DiJI съезде КПСС было отмечено: «Наш курс — наращивание материального и духовно го потенциала какдой республики и вместе с тем его максимальное использование для гармоничного развития всей страны». Успехи строительства социализма, культурной революции в Казахстане соз дали прочный фундамент для обеспечения жизнедеятельности науки и высшей школы республики, а также обеспечили всем необходимым Эвакуированные учреждения. Важным условием успешного культурного строительства в Ка захской ССР в годы войны явилась дружба народов нашей страны. Благодаря помощи братских народов в республике был осуществлен большой объем мероприятий в области науки и системы высшего об разования, а также подготовлены кадры для Казахстана за предела ми республики. Дружба народов нашей страны была ярко продемон стрирована не только в той помощи, которая была оказана Казах стану, но и в том, что трудящиеся нашей республики оказали под держку эвакуированному населению, оказали помощь в восстановле нии разрушенных врагом городов и поселков, заводов и фабрик, колхозов и совхозов. Одним из примеров этого является подготов ка национальной интеллигенции вузами союзных республик в Казах стане. Например, в освобожденные районы Украины и России прибыло много специалистов, окончивших вузы и техникумы в 1943 г. В чис I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., I98I, с. 55 ле прибывших было 47 агрономов, зоотехников, инненеров, ветери нарных врачей и др. Среди них были и те, кто получил возмокность закончить вузы в Казахстане.^ Высшая школа Казахстана и его наука выполнили свои основные задачи. В кратчайшие сроки был осуществлен переход на военные рель сы, Б течение всей войны не только не сокращалась, но даяе росла численность выпускаемых специалистов высшей квалификации для Во оруженных Сил и народного хозяйства, совершенствовалась система обучения и передачи практических навыков работы молодым инженерам, врачам, учителям и специалистам сельского хозяйства. В годы войны научная мысль шагнула из лабораторий в производство, была осущест влена теснейшая связь науки и производства, что позволила сельско му хозяйству и промышленности, транспорту добиться новых успехов в деле оснащения Красной Армии новейшими видами воорунсния, про довольствием и обмундированием. Широко развились различные формы научно-технического содействия народному хозяйству, проявившиеся в создании различного рода научно-технических советов, бригад, комиссий. Ученые, преподаватели и студенты вузов активно участво вали в идейно-политической работе. Выполняя указания Щ ВКП (б), ЦК КП (б) Казахстана, они перестроили процесс воспитания и всей идеологической работы в вузах и Ш'1И с учетом требований развернув шейся войны. Основное внимание при этом было обращено на разъясне ние справедливого характера и целей Отечественной войны, разобла чение разбойничьей программы германского фашизма, укрепление друж бы народов СССР, советского патриотизма и пролетарского интерна ционализма. Они такке активно участвовали в проведении идоологи I Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., Г982, с.27О ческой работы среди населения республики. Кроме того, работники науки и высшей школы, студенты активно участвовали в возведении объектов народнохозяйственного значения, сельскохозяйственных ра ботах, шефствовали над ранеными и больными бойцами и командирами Красной Арм-ии, освобокденныни районами страны без ущерба для сво ей основной деятельности. В то ке время война, но смогла остановить поступательного развития молодой науки и высшей школы Казахстана, хотя и в неко торой степени затормозила их продвижение вперед. В годы войны наряду с исследованиями, связанными с нуждами обороны страны, развивались и фундаментальные научные поиски в области астроно мии, генетики, физики, геологии, медицины, общественршх наук и Таким образом, деятельность научных учреждений и высшей шко лы Казахстана в годы войны является хотя и кратковременным по хронологии, но в то 5ке время значительным по масштабам, послед ствиям и значимости отдельным этапом в их истории. Опыт их дея тельности в годы Великой Отечественной войны учит, что необходи мо не только сохранять, но и всемерно развивать научные исследо вания и подготовку кадров, особенно в условиях нарастающего науч но-технического прогресса в различных отраслях, в том числе и в военной. Кроме того, успехи развития науки и вузов Казахстана явились мощным стимулом развития культуры республики в послевоен НЫ6 годы, что проявилось в создании в первый послевоенный год Академии наук Казахской ССР, дальнейшего укрепления Казахского филиала ВАСХНИ1, дальнейшем подъеме системы высшего образования республики. Коммунистическая парт-ия и весь советский народ высоко ценят труд интеллигенции, поддеркивают все ее начинания, поиски в науке и технике, литературе и искусстве, области образования, здравоох ранения и культуры. Вместе с рабочим классом и крестьянством со циалистическая интеллигенция стремится умноисить свой вклад в об щее дело коммунистического строительства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  2. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.с.419−459
  3. Ф. Армия. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.14, с.5−50.
  4. Ф. Расцвет и упадок армии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т. 17, с.94−99
  5. В. И. Социализм и война. Полн.собр.соч., т.26, с.307−350.
  6. В.И. Военная программа пролетарской революции. Поли, собр.соч., т.30, с.131−143.
  7. В.И. Социалистическое Отечество в опасности. Полн. собр.соч., т.35, с.357−358.
  8. Ленин В. И. На деловую почву. Полн.собр.соч. т.35, с.408−409.
  9. В.И. Все на борьбу с Деникиным! (Письмо ЦК ЕСП (большевиков) к организациям партии). Полн.собр.соч., т.39,с.44−63.
  10. В.И. Набросок плана научно-технических работ. Полн. собр.соч., т.36, с.228−231.
  11. В.И. Итоги партийной недели в Москве и наши задачи. Полн.собр.соч. т.39, с.233−237.
  12. В.И. Речь на объединенном заседании ВЦИК, Московского совета, профессиональных союзов и фабрично-заводских комитетов 5 мая 1920 г. Полн.собр.соч., т.41, с.112−118.
  13. В.И. Речь на 2-м Всероссийском совещании ответственных организаторов по работе в деревне 12 июня 1920 г. Полн. собр., соч., т.41, с.138−150.
  14. Решения и материалы КПСССоветского правительства
  15. Директивы КПСС и Советского правительства по хозяйственным вопросам. Сб.документов. I9I7-I957 годы, т.2, 19 291 945 годы. LI., Госполитиздат, 1957, 888 с.
  16. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В пяти томах, т. З (I94I-I952 гг.). Ы., Политиздат, 1968, 751 с.
  17. Коммунистическая партия в Великой Отечественной войне, (июнь I94I-I945 г. г.). Документы и материалы. II., Политиздат, 1970, 494 с.
  18. Коммунистическая партия в резолюциях, и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. т. б, I94I-I954, М., Политиздат, 1971, 527 с.
  19. Пропаганда и агитация в решениях и документах ВКП (б). Li., ОГИЗ, 1947, 590 с.
  20. Материалы ХШ съезда КПСС. LI., Политиздат, 1981, 223 с.
  21. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК. КПСС от 19 февраля 1982 г. Ы., Политиздат, 1982, 31 с.
  22. О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I94I-I945 годов. Постановление ЦК КПСС. «Коммунист11, 1984, 9, с.36−41.
  23. Доклады, речи и статьи руководителей КПСС и Советского правительства
  24. К.У. Вопросы работы партийного и государственного аппарата. 1:1., Политиздат, 1980, 398 с.
  25. К.У. Речь на встрече с избирателями 2 марта 1984 г., «Коммунист», 1984, й 4, с.3−13.
  26. К.У. По ленински з-шть, работать, бороться. Речь товарища К. У. Черненко на Всеармейском совещаний секретарем комсомольских организации 28 мая 1984 года. «Коммунист», 1984., ь= 9, с.3-Ю.
  27. H.A. Военная экономика СССР б период Отечественной войны. ., Госпояитиздат, 1948, 192 с.
  28. М.И. О коммунистическом воспитании и военном долге. Сб. статей и речей. М., Зоениздат, 1962, 704 с.
  29. Д.А. Избранные речи и статьи. П., Политиздат, 1978, 5II с.•3.7. Кунаев Д. А. Ленинская национальная политика КПСС в действии. Избранные речи и статьи. Ы., Политиздат, 1981, 623 с.
  30. Д.А. Советский Казахстан. Алма-Ата, «Казахстан11, 1980, 240 с.
  31. И.В. О великой Отечественной войне. Советского Союза. (Доклады, выступления и приказы). И., Госполитиздат, 1953, 208 с.
  32. Сборники документов и статистических материалов
  33. Народное хозяйство Казахстана за 25 лет. Статистический сборник. Алма-Ата, КазОГИЗ, 1945, 140 с.
  34. Казахстан за 40 лет. Стат.сборник. Алма-Ата, Гостатиздат, i960, 525 с.
  35. Культурное строительство Казахской ССР. Стат.сборник. Алма-Ата, Госстатиздат, i960, 116 с.
  36. Народное хозяйство Казахстана за 60 лет. Стат.сборник. Алма-Ата, «Казахстан», 1980, 272 с.
  37. Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций. М., «Высшая школа», 1978, ч. I, 400 е.- ч.2, 360 с.
  38. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны. 19 411 945. Сборник документов и материалов. М., «Медицина», 1977, 575 с.
  39. Казахстан в период Великой отечественной войны Советского Союза I94I-I945. Сборник документов и материалов. В 2-х томах т.1, Алма-Ата, «Наука», 1964, 595 е.- т.2,-Алма-Ата, «Наука», 1967, 527 с.
  40. Компартия Казахстана за 50 лет (1921−1571). Рост и регулирование состава партийной организации республики. Алма-Ата, «Казахстан», 1972, 343 с.
  41. Орловская область в годы Великой Отечественной войны (19 411 945 гг.). Сборник документов и материалов. Орел, 1960,495 с.
  42. Хронологическое собрание законодательства Казахской ССР 1937−1952, Алма-Ата, 1966, 352 с.
  43. Ф.708 Центральный Комитет Компартии Казахстана. Партархив Карагандинского ОК КП Казахстана
  44. Г. Казахстан в защите социалистического Отечества. Алма-Ата, «Наука, 1969, 359 с.
  45. Г. Казахстан в годы Великой Отечественной войны. Алма-Ата: КазГИЗ», 1958, 362 с.
  46. Ю.В. Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны. Ы., «Наука», 1970, 466 с.
  47. Т.Б. Колхозное крестьянство Казахстана в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945 гг. Алма-Ата, «Наука», 1971, 351 с.
  48. В.Я. Тяжелая промышленность Казахстана в Великой Отечественной войне (Исторический очерк). Алма-Ата, «Наука», 1965, 164 с.
  49. Е.А. КПСС и организация науки в СССР. М., Политиздат, 1982, 143 с.
  50. Беляев 12. А., Пышкова Н. С. Формирование и развитие сети научных учреждений СССР (Исторический очерк). Л.1., «Наука», 1979, 246 с.
  51. С.И. Советская наука на службе Родине. М.,-Л., изд-во АН СССР, 1946, 32 с.
  52. А.Ф. Промышленность Урала в годы Великой Отечественной войны. 1941−1945. М., «Наука», 1982, 277 с.
  53. Ю.Верт А. Россия в войне 1941−1945 гг., «Прогресс», 1967, 774 с.
  54. II.Высшая школа СССР за 50 лет. М., «Высшая школа», 1967, 272 с.
  55. Г. Ф. Историография Советского Казахстана (очерки) Алма-Ата, «Наука», 1969, 191 с.
  56. Деятельность КПСС по укреплению единства фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны. Л., изд-во ЛГУ, 1980, 119 с.
  57. К.Д. Животноводство Казахстана. Алма-Ата, Кансель-хозгиз, 1963, 250 с.
  58. Н.П. Вечное движение. М., Политиздат, 1973, 447 с.
  59. Н.Е. Алма-Ата в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. Алма-Ата, «Наука», 1970, 168 с.' (На каз. языке)
  60. В.П. Развитие высшей школы СССР (1966−1970) М., «Высшая школа», 1971, 100 с.
  61. В.Г., Исаков П. Ф. Молодежь в года Великой Отечественной войны. П., «ыысль», 1977, 263 с.
  62. Жамаибаев K. UL Высшая школа в Казахстане. Исторический опыт Коммунистической партии Казахстана по руководству высшей школой за 50 лет (1920−1970). Алма-Ата, «Казахстан», 1371, 184 с.
  63. Г. К. Воспоминания и размышления. Ы., изд-во АПН, 1970, 703 с.
  64. К.Д. Высшая школа республик Средней Азии и Казахстана (I96I-I975 гг.). Алма-Ата, «Наука», 1981, 120 с.
  65. A.I. Казахстан в экономическом сотрудничестве народов СССР (1928−1958 гг.). Алма-Ата, «Наука», 1977, 135 с.
  66. Изучение отечественной истории в СССР между ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС, ?vi., «Наука», 1982, 560 с.
  67. История Коммунистической партии Советского Союза. В 6-ти томах, т.5, кн.1, I.I., Политиздат, 1970, 723 с.
  68. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12-ти томах т.10, М., «Наука», 1973, 782 с.
  69. История Казахской ССР. Эпоха социализма. Алма-Ата, «Наука1,1 1967, 752 с.
  70. История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Алма-Ата, «Наука», 1980, т.5, 563 с.
  71. Казахстан в Великой Отечественной войне. Очерки. Алма-Ата, «Наука», 1968, вып.1, 290 е.- 1974 вып.2, 215 с.
  72. Казахстан в нерушимом союзе братских республик. Алма-^-та, «Наука», 1972, 319 с.
  73. Казахстан в первый год Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков. Алма-Ата, ОГИЗ, 1943, 247 с.
  74. С.К. Советы Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Алма-Ата, «Казахстан», 1969, 176 с.
  75. З.Ш. Военно-организаторская работа Компартий республик Средней Азии и Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Алма-Ата, «Казахстан», 1970, 296 с.
  76. А. Ратные и трудовые подвиги интеллигенции Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945гг.). Автореф.канд.дисс. Алма-Ата, 1965, 70 с.
  77. А. Культурное строительство в Казахстане. Алма-Ата, «Казахстан», 1964, 366 с.
  78. С. Высшее образование в СССР. LI., «Молодая гвардия», 1950, 119 с.
  79. Г. А., Кольцов A.B. Краткий очерк истории Академии наук СССР. М.-Л., изд-во АН СССР, 1957, 159 с.
  80. М.К. Компартия Казахстана в период Великой Отечественной войны (I94I-I945 гг.). Алма-Ата, «Казахстан», 1964, 336 с.
  81. М.К. Казахстан арсенал фронта. Алма-Ата, «Казахстан» 1970, 476 с. 741., Козыбаев М. К., Рахматуллин Б. Равнение на коммунистов. Комсомол Казахстана в годы Великой Отечественной войны. Алма-Ата, «Казахстан», 1977, 204 с.
  82. А.Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. М., «Наука», 1982, 328 с.
  83. Г. Д. Идейно-политическая работа КПСС в 1941—1945 гг.. М., «Наука», 1965, 440 с.
  84. Г. Д. На идеологическом фронте Великой Отечественной. М., «Наука», 1983, 280 с.
  85. Н.й. Идеологическая победа.над фашизмом. 19 411 945 гг. М., Политиздат, 1982, 176 с.
  86. Г. С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (I94I-I945 гг.). Ы., «Экономика», 1970, 398 с.
  87. М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны. М., «Высшая школа», 1970, 314 с.
  88. Н.И. Наука в ее истории (методология проблемы), М., «Наука», 1982, 127 с.
  89. .В. Академия наук СССР в годы Великой Отечественной войны (I94I-I945 гг.). М., «Наука», 1966, 188 с.
  90. А.И. Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР 1926−1958 гг. Минск, «Вы-шэйшая школа», 1973, 240 с.
  91. Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны, М., «Наука», 1977, 343 с.
  92. A.M. Рабочий класс СССР в годы Великой Отечественной войны. М., «Наука», 1971, 575 с.
  93. Московский горный институт I9I8-I968. М., «Высшая школа», 1368, 336 с.
  94. Навеки вместе. К 250 детию добровольного присоединения Казахстана к России. Алма-Ата, «Наука», 1982, 436 с.
  95. Наука в Казахстане за 40 лет Советской власти. Сборник статен. Изд-во АН КазССР, 1957, 455 с.
  96. Наука Советского Казахстана 1920−1960. Сборник статей. Алма-Ата, «Наука», 1960, 691 с.
  97. Наука Советского Казахстана (1920−1980). Алма-Ата, «Наука», 1981, 299 с.
  98. Научно-технические общества СССР. Исторический очерк, г'., Пройпздат, 1968, 455 с.
  99. Национальная политика КПСС. Очерк историографии. Ы., Политиздат, 1981, 256 с.
  100. А., Бисенов X., Фальсификация истории и историческая правда. Алма-Ата, «Казахстан», 1964, 219 с.
  101. К.Ю. Рабочий класс Казахстана в Великой Отечественной войне. Алма-Ата, «Наука», 1974, 135 с.
  102. Очерки истории Коммунистической партии Казахстана. Алма-Ата, КазГИЗ, 1963, 671 с.
  103. Очерки истории народного хозяйства Казахской ССР, т. З, Алма-Ата, изд-во АН КазССР, 1963, 300 с.
  104. Г. И. Трудящиеся Белоруссии фронту. Трудовая деятельность белорусского населения, эвакуированного в годы Великой Отечественной войны в советский тыл. 19 411 943 гг., Минск, 1972, 208 с.
  105. Организаторская и массово-политическая работа партийных организаций РСФСР в тылу 1941−1945 гг. Л., изд-во ЛГУ, 1980, 287 с.
  106. Ю.й. Осуществление ленинских идей электрификации в Казахстане. Алма-Ата, «Наука», 1977, 290 с.
  107. В.М., Саввин В. П. Советская интеллигенция в Великой Отечественной войне. М., «Мысль», 1974, 285 с.
  108. К.И. Избранные труды. Алма-Ата, «Наука», т. З, 1968, 313 е., т.4, 1969, 290 с. '
  109. Советская высшая школа в годы Веянной Отечественной войны. М., «Высшая школа», 1980, 232 с.
  110. Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917—1975 гг.). г»!., Политиздат, 1977, 318 с.
  111. Советская культура. История и современность. Сборник статей. Li., «Наука», 1983, 431 с.
  112. Советская экономика в период Великой Отечественной войны I94I-I945 гг. М., «Наука», 1970, 503 с.
  113. P.E. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане. Алма-Ата, «Наука», 1972, 494с.
  114. Р.Б., Бисенов Х. И. Социалистический путь культурного прогресса ранее отсталых народов. Алма-Ата, «Наука» 1967, 424 с.
  115. Ш. Ю. Казахская советская интеллигенция. Алма-Ата, «Наука», 1982, 255 с.
  116. К.Е. Борьба за нефть Казахстана (Партийное руководство развитием нефтяной промышленности 1920−1970гг.) Алма-Ата, «Казахстан», 1982, 180 с.
  117. Украинская ССР в Великой Отечественной войне Советского Союза I94I-I945 гг. Киев, Политиздат, 1975, т.1, 544 е., т.2, 512 е., т. З, 461 с.
  118. Харьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет (1805−1955). Харьков, изд-во ХТУ. 1955, 387 с.
  119. В.Н. КПСС организатор военного производства-в 19 411 942 г.г. Л., изд-во ЛГУ, 1982, 144 с.
  120. Эшелоны идут на Восток. Из истории перебазирования производительных сил СССР в I94I-I942 гг. Сборник статей и воспоминаний. М., «Наука», 1966, 263 с.б. Статьи
  121. М. Бюджетная политика Советского государства в годы Великой Отечественной войны. «Вопросы истории Компартии Казахстана, вып.12, Алма-Ата, 1976, с.296−304.
  122. Т.Е. Защита завоевании Великого Октября (19 411 945 гг.) В об.: «Великий Октябрь в Казахстане», Алыа-Ата, «Наука», 1977, с.98−120.
  123. Т.Б. Вклад колхозного крестьянства в разгром гитлеровской Германии. «Известия АН КазССР. Сер. обществ, наук», 1965, № 4, с.64−73.
  124. Т.Б., Алдажуманов К. Историография Казахстана периода Великой Отечественной войны. В кн.: «Актуальные проблемы истории Советского Казахстана», Алма-Ата, «Наука», 1980, с. 113−141.
  125. Т.Б., Бисенбаев А. К. Деятельность Казахского филиала Академии наук. СССР в годы Великой Отечественной войны. «Вестник АН КазССР», 1983, П2 II, с.51−56.
  126. В.Я. Некоторые вопросы развития энергетической и сырьевой базы тяжелой промышленности Казахстана в годы Великой Отечественной войны. «Известия АН КазССР, Сер. истории, археологии и этнографии», 1961, вып.1, с.19−31.
  127. М. Братская помощь Казахстану в подготовке инженерно-технических кадров. «Вопросы истории Компартии Казахстана», вып. Ю, Алма-Ата, 1972, с.148−171.
  128. А.А. Советская наука за три года войны. «Вестник АН СССР», 1944, № 7−8, с.18−22.
  129. П.С. Героический труд рабочего класса Северного Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945) — «Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР», т.9, Алма-Ата, 1960, с.154−177.
  130. П.С. Героический труд работников сельского хозяйства Северного Казахстана в годы Великой Отечественной войны (1941−1945). «Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР», т. Ю, Алма-Ата, 1961, с. 166−188.
  131. С.Б. КПСС организатор и вдохновитель великой Победы. — «Вопросы истории Компартии Казахстана», вып.12, Алма-Ата, 1972, с.21−32.
  132. А.Ф. Обеспечение партией экономических предпосылок для победы Советского Союза в Отечественном войне. -«Вопросы истории КПСС», 1967, № 7, с.92−103.
  133. Н.М. Эвакуация из Москвы в 1941—1943 годах. -«История СССР», 1981, № 5, с. ЦО-114.
  134. Н.Е. Подвиги трудящихся города Алма-Аты в годы Великой Отечественной войны. «Труды Института истории, археологии и этнографии АН КазССР», т.9, Алма-Ата, i960, о.127−153.
  135. Н.Е. Вклад ученых республики в мобилизацию ресурсов Казахстана на разгром фашистской Германии. «Известия АН КазССР, Сер.обществ.наук,» 1965, Й 4, с.64−73.
  136. А. К вопросу разработки истории науки в Казахстане. «Вестник АН КазССР», 1967, ?,'2 6, с. 19−25.
  137. М.К. Некоторые вопросы освещения истории Казахстана периода Великой Отечественной войны. «Вопросы истории Компартии Казахстана», вып.4, Алма-Ата, 1966, с.239−269.
  138. М.К. Из истории деятельности «Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов.Урала, Западной Сибири и Казахстана на нужды обороны». «Известия АН КазССР, Сер. обществ, наук», 1962, I!» I, с.62−69.
Заполнить форму текущей работой