Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918-1929 гг
Американское общество 1920;х годов — это общество карнавала, гипертрофированной чувственности. Первыми, кто ввели образ «карнавала» в качестве характеристики современной западной культуры, были американские литераторы 1920;х годов (Ф. С. Фицджеральд, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй), а сама идея «карнавальной Америки» принадлежит Ф. С. Фицджеральду. Образ «карнавала» содержит в себе отражение стиля… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Идеологические и социально-психологические основы «новой американизации»
- , 1. Идеология «нормальности»: традиции и новации
- 2. Автомобиль и биржа в системе американских ценностей
- 3. Ускорение процесса урбанизации и новый стандарт жизни общества
- 4. Массовая культура как атрибут американского общества 1920-х годов
- Глава II. Нравственные ориентиры американского общества
- 1920-х годов
- 1. Американская женщина: новое восприятие действительности
- 2. Молодежная «революция нравов»
- 3. Фундаментализм и американское общество в 1920-е годы
- 4. Духовно-нравственные ценности «потерянного поколения»
Социокультурные аспекты развития американского общества в 1918-1929 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
20-е годы XX века по праву считаются периодом кардинального поворота в социальной истории стран Западной Европы и Северной Америки. Именно тогда были заложены основы современной социальной структуры этих стран, но и обозначены важнейшие социокультурные параметры их дальнейшего общественного развития. Отправной точкой начавшихся в то время социальных перемен, стала Первая мировая война. Война выявила и усилила многие разрушительные тенденции, знаменовавшие духовный кризис западного общества, наметившийся на рубеже ХЕХ-ХХ веков. Реалии военного времени, сопровождавшиеся масштабными ограничениями демократии и приобщением к насилию десятков миллионов людей, оказали огромное влияние на общественную психологию, мораль, ценностные приоритеты. Вместе с тем, война положила начало и весьма значительному промышленному росту в большинстве государств Запада, что не могло не сказаться на уровне жизни населения.
В полной мере все это проявилось и в истории Соединенных Штатов Америки. Война и послевоенный экономический бум стали причиной существенных социальных изменений в стране, которые обернулись частичным переосмыслением прежних, во многом пуританских, жизненных установок.
Современный постиндустриальный мир претерпевает сегодня не менее существенные социальные трансформации. Поиск новых ориентиров в общественном развитии стран Запада, формирование новой системы ценностей в России, определяют научную аетуальность изучения социокультурных аспектов развития американского общества в 1920;е годы.
Степень изученности темы. В отечественной и зарубежной научной литературе имеется достаточно большое количество различных по своему характеру исследований, в которых рассматриваются особенности социальной истории США 1920;х годов.
Внимание отечественных американистов в разные годы привлекали отдельные экономические и социально-политические проблемы развития Соединенных Штатов в межвоенный период. Исходя из официальной марксистской трактовки исторических событий того периода, исследователи пытались доказать, что в послевоенные годы в США, как и в других странах Запада, имела место «временная частичная стабилизация капитализма», которая неизбежно влекла за собой новое обострение социально-классовых противоречий в обществе. Поэтому исследовательский интерес был направлен, прежде всего, на изучение классовой борьбы. Такой подход обозначился уже в самых первых работах по истории США, которые были опубликованы советскими авторами в 20 — 50-е годы XX века. В трудах ряда ученых (Л., И. Зубок, В. И. Лан, Н. П. Полетика, Н. И. Сомин1) представлена не только общая марксистская концепция социальной истории США в 1920;е годы, но и затронуты некоторые ее сюжеты. Социокультурные аспекты развития американского общества в данный период советскими авторами рассматривались довольно поверхностно. При этом давались резко критические оценки американской действительности, свидетельствовавшей, якобы, о вырождении капиталистической системы. Высокие темпы экономического роста Соединенных Штатов в 1920;е годы историки-марксисты связывали с «обогащением» страны во время мировой войны. По общему мнению, в послевоенной Америке сложилось общество, основывавшее свои идеалы на сугубо материальных ценностях. Кроме того, 1920;е годы представлялись десятилетием однозначного усиления.
1 Зубок Л. И. США в 1918;1923 годах. М., 1940; Он же. Подъем массового рабочего движения в США в 19 191 920 гг. // Новая и новейшая история. — 1957. — № 4- Лан В. И. Классы и партии в США. Очерк по экономической и политической истории США. М., 1937; Он же. США. М., 1939; Он же. США: от Первой до Второй мировой войны. М., 1947; Полетика Н. П. Обезьяний процесс в Америке. М.-Л., 1926; Сомин Н. И. США в 1918;1939 годах. Лекции. М., 1951. монополистической реакции в отношении рабочего и демократического движения в стране, активизацией религиозного фундаментализма, предававшего проклятию все либеральные и социалистические доктрины.
В 1960;е — первой половине 1980;х годов в отечественной американистике появился ряд фундаментальных работ, непосредственно посвященных различным аспектам истории США в период между Первой мировой войной и «Великой депрессией». В обобщающих трудах была продолжена разработка проблем социально-экономического и политического развития страны в рамках традиционного марксистского подхода (Е. В. Ананова, JI. И. Зубок, Н. В. Сивачев, Н. Н. Яковлев, Е. Ф. Язьков2). Характеризуя американское «процветание» 1920;х годов, советские историки по-прежнему делали акцент на «непрочности капиталистической стабилизации». Признаками такой непрочности в социальной области назывались «хроническая массовая безработица», «низкая покупательная способность широких масс населения», разорение фермерства. Последствия промышленного подъема увязывались с укреплением положения крупного капитала и активной пропагандой «реакционной» идеологии «твердого индивидуализма"3. Приоритетной сферой научных интересов отечественных американистов в эти годы оставались вопросы рабочей политики, профсоюзное движение, борьба рабочих за свои права. Особое место уделялось исследованию социальной структуры американского общества, классовой борьбе, истории рабочего и фермерского движения (Н. В. Курков, С. А. Ованесьян, Н. В. Сивачев, А. Н. Шлепаков, Е. Ф. Язьков4). В трудах названных исследователей, а также.
2 Ананова Е. В. Новейшая история США. 1917;1939. М., 1962; Зубок Л. И. Яковлев H.H. Новейшая история США. 1917;1968. М., 1972; Очерки новой и новейшей истории США. В 2 т. М., 1960; Сивачев Н. В., Язьков Е. Ф. Новейшая история США. 1917;1972. М., 1972; Яковлев H.H. Новейшая история США. 1917;1960. М&bdquo- 1961.
3 История США: В 4 т. М., 1983;1987. Т. 3. С. 90−113.
4 Курков Н. В. АФТ в годы «просперити»: идеология, политика, тактика // Американский ежегодник. 1973; Ованесьян С. А. Подъем рабочего движения в США в 1919;1921 гг. М., 1961; Сивачев Н. В. Государство и рабочий класс (от образования США до окончания второй мировой войны). М., 1982; Шлепаков A.H. США: социальная структура общества и его национальный состав: Исторический очерк. Киев, 1976; История рабочего движения в США в новейшее время. Т. I-II. М., 1970; Язьков Е. Ф. Фермерское движение в США (1918;1929 гг.). М., 1974. в коллективной монографии по истории рабочего класса5 обоснован вывод о складывании в 1920;е годы причин для дальнейшего обострения противоречий между производительными силами и капиталистическими производственными отношениями, наглядным проявлением которого явился рост социального неравенства. Показано, что американский «средний класс» не включал в себя многие социальные слои, в том числе и рабочих, оставаясь замкнутой социальной прослойкой общества.
Отдельные аспекты интересующей нас проблемы были затронуты в исследованиях, посвященных функционированию двухпартийной системы США (И. В. Галкин, А. С. Маныкин, В. В. Качарава, Г. Л. Кертман6). Анализируя социальное положение и состояние внутриполитической жизни в Соединенных Штатах, авторы данных исследований приходят к выводу, что большинство республиканцев и демократов в 1920;е годы придерживалось консервативных социально-экономических взглядов, выступая за ослабление регулирующей роли государства, за поощрение индивидуализма и частной инициативы, что оказало существенное влияние на социокультурный облик американского общества в межвоенный период.
Во второй половине 80-х — 90-е годы XX века в отечественной историографии появился ряд новых трудов, в которых затрагивались отдельные аспекты социокультурного развития США на различных этапах истории. В этих публикациях были рассмотрены сюжеты, относящиеся к политической культуре, цивилизационным особенностям, религиозным и философским проблемам американского социума 1920;х годов (Э. Я. Баталов, К. О. Вальчук, К. С. Гаджиев, Г. Г. Дилигенский, Ю. В. Замошкин,.
5 История рабочего движения в США в новейшее время: В 2 т. М., 1970;1971.
6 Галкин И. В. Социально-политический курс демократической партии США в 1921;1929 гг.: Дис.. канд. ист. наук. М., 1982; Маныкин A.C. История двухпартийной системы в США (1789−1980). М., 1981; Принципы функционирования двухпартийной системы США: история и современные тенденции. Ч. 2. 19 181 988 / Под ред. Е. Ф. Язькова. М., 1989; Качарава В. В. Социально-политический курс демократической партии США в 1921;1929 гг. Дис.. канд. ист. наук. М., 1980; Кертман ГЛ. Борьба течений в республиканской партии США (1924;1928 гг.): Дисканд. ист. наук. М., 1981.
Н. Н. Кулакова, В. В. Согрин, О. Э. Туганова, В. П. Шестаков7). Данные работы отличаются новыми подходами в изучении процессов общественно-политического экономического, социального и культурного развития США. Их авторы, в частности, проводят более объективный и взвешенный анализ таких категорий как «американизм», «массовое сознание», «религиозный фундаментализм», исследуют воздействие на них технологических новшеств десятилетия. По их мнению, в США в 1920;е годы шел синхронный процесс столкновения и синтеза моральных установок общества потребления и традиционной пуританской морали. Был сделан важный вывод о том, что данный феномен имеет огромное значение для понимания всего спектра общественного сознания, идеологии, культуры США, формирующих социально-психологические и идейно-политические установки и принципы жизни американского общества. Касаясь 1920;х годов, исследователи единодушно отмечали, что этот период стал временем второго рождения идеологии индивидуализма в США на фоне складывания нового миропонимания в американском обществе.
Следует выделить в этом ряду и исследования, посвященные проблематике Первой мировой войны, в которых оценивается ее влияние на последующую историю Соединенных Штатов8. Эти исследования объединяет стремление к изучению мирового конфликта с цивилизационных позиций. Авторы ставят вопрос о его месте в мировой истории, о его влиянии на судьбы людей, духовную культуру нации. По единодушному мнению многих авторов, представивших свою точку зрения в указанных трудах, война стала глобальной катастрофой, потрясшей все стороны жизни.
7Баталов ЭЛ. Политическая культура современного американского общества. М., 1990; Вальчук К. О. Религиозный фундаментализм в США: Дис.. канд. философ, наук. Л., 1991; Гаджиев К. С. Американский протестантизм: история и современность // Новая и новейшая история. 1993. № 1- Он же. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990; Замошкин Ю. В. Вызовы цивилизации и опыт США: история, психология, политика. М., 1991; Кулакова Н. Н. «Средний город» США: 50 лет изучения Мидлтауна // Очерки по культурной антропологии американского города. М., 1997; Согрин В. В. Идеология в американской истории: от отцов-основателей до кон. XX в. М.: Наука, 1995; Туганова О. Э. Современная культура США: Структура. Мировоззренческий аспект. Художественное творчество. М., 1989; Шестаков В. П. Америка извне и изнутри. Очерки американской культуры и национального характера. М., 1996.
8 Первая мировая война: Пролог XX в. М., 1998; Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века: «Круглый стол» // Новая и новейшая история. 1994. № 4−5. человека, во многом изменившей мироощущение, отношение к прежним идеалам и определившей восприятие новых ценностей послевоенным «потерянным поколением» не только в США, но и во всем мире.
Для социальной характеристики 1920;х годов имеют значение выполненные в 90-е годы исследования истории организованной преступности в США, касавшиеся действия «сухого» закона и отношения к нему общества (Р. Ф. Иванов, А. С. Никифоров9). Получивший в 1920;х годах в Соединенных Штатах феномен гангстеризма, по мнению вышеуказанных авторов, оказал свое влияние на общество, которое было склонно романтизировать бутлегеров10 и их подружек. Атрибутика преступного мира и сам «сухой» закон, таким образом, создали в американском обществе ряд стереотипов, впоследствии неразрывно связанных с мифом о 1920;х годах. В частности, в диссертации Р. Ф. Гарипова рассмотрены малоизученные аспекты социального законодательства периода республиканской администрации США в 1921;1925 годах в отношении детей и женщин, изучены тендерные аспекты истории США в 1920;е годы.11 Так, был сделан вывод о том, что с конца Первой мировой войны в Соединенных Штатах происходили существенные изменения в статусе женщины, отмечался подъем суфражистского движения, тем не менее, семья продолжала оставаться в рамках существовавшей пуританской традиции. В диссертации О. А. Овчинниковой проанализированы духовные идеалы американской нации в 1920;е годы (экономический индивидуализм, культурный и социальный плюрализм, особенности осуществления американского «идеального проекта»). На основе собранных материалов автор обосновала вывод о растворении этих идеалов в рациональной повседневности посредством «массовизации культуры"12.
9 Иванов Р. Ф. Мафия в США. М., 1996; Никифоров А. С. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991.
10 Бутлегер (bootlegger) — в 1920;е гг. торговец спиртным, контрабандист.
11 Гарипов Р. Ф. Социальная политика республиканской администрации США в 1921;1925 гг. (ветеранское, женское законодательство, детский труд): Дис. канд. ист. наук. М., 1993.
12 Овчинникова О. А. Соединенные Штаты Америки в 1920;е годы: историко-культурный дискурс. Дис.. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1995.
В последние годы в отечественной американистике продолжился прогрессивный процесс критической переоценки многих прежних стереотипов. Вышли новые обобщающие труды и специальные работы, в которых плодотворно и объективно исследован ряд важных сторон американской истории 1920;х годов (Э. А. Иванян, В. В. Согрин, Б. М. Шпотов13). Указанные авторы сумели более объективно определить роль различных социальных групп американского общества, проанализировать особенности политической культуры и идеологии в истории США. Соединенные Штаты рассматриваются как органичная часть западной «буржуазной» цивилизации, основанной на определенных ценностях общественного устройства (частная собственность, суверенитет личности и гражданского общества, рыночная экономика и правовое государство). В 1920;е годы, по мнению исследователей, произошла глубокая трансформация общественно-политической системы США, связанная с утверждением «демократического элитизма», что олицетворяло очередной — этап консервации американской политической системы.
Для изучения социальной истории США 1920;х годов важное значение имеют труды отечественных исследователей (А. В. Иконников, А. Кукаркин, А. Д. Чегодаев14), затрагивавших в разные периоды культурологические аспекты развития американского общества (кино, музыка, спорт). В работах ряда авторов по истории кино, музыки, спорта в США представлен обширный фактический материал, позволяющий проследить процесс становления массовой культуры. Авторы рассматривают процесс влияния кинематографа и джаза на моральные установки, общественное поведение, моду и даже на взаимоотношения полов. Основная масса исследователей придерживался взгляда на 1920;е годы как на период популяризации и.
13 Иванян Э. А. История США. М., 2005; Согрин В. В. Политическая история США. М., 2001; Он же. История США. СПб., 2003; Шпотов Б. М. Генри Форд. Жизнь и бизнес. М., 2003.
14 Звезды немого кино. М., 1968; Иконников A.B. Архитектура США. М., 1979; Кукаркин А. Чарли Чаплин. М., 1960; Чегодаев А. Д. Искусство Соединенных Штатов Америки, 1675−1975: Живопись. Архитектура Скульптура Графика. М., 1976. обезличивания искусства, становления массовой культуры, складывания общества стереотипов.
Значительный вклад в комплексное изучение американского общества внесли исследования разных лет по истории литературы США в 1920;е годы (Я. Н. Засурский, А. М. Зверев, А. И. Старцев, В. К. Кухалашвили15). В работах указанных авторов представлен системный анализ этапов развития американской литературы 1920;х годов, выявлены ее основные тенденции и направления. Общепризнано, что именно в 1920;е в Соединенных Штатах сложилось литературное направление, несущее в себе жизненные установки послевоенного «потерянного поколения», разочаровавшегося в идеалах современного мира.
Литература
этого поколения, по мнению исследователей, стала важной иллюстрацией атмосферы 1920;х годов, ее представители открыли особый социальный слой, ставший провозвестником идеологии «прожигания жизни», столь характерной для американской молодежи.
Таким образом, отечественные американисты изучили многие проблемы социальной истории США в 1920;е годы. Тем не менее, в российской научной литературе до сих пор отсутствуют комплексные исследования социокультурных аспектов развития американского общества в период «процветания».
Американская историография интересующей нас проблемы представлена большим массивом произведений. Это вызвано особым вниманием к данной эпохе, ее «чувственности», своеобразному ритму, к качественным изменениям внутри американской культуры, к отчетливо проявившемуся в то время конфликту между старым и новым порядком (С. Адаме, А. Шлезингер-мл.16).
Осмысление данной эпохи началось в американской историографии уже в 1920;е — 1930;е годы. Ряд авторов способствовал созданию.
15 Засурский Я. Н. Американская литература XX века. М., 1984; Зверев А. М. Модернизм в литературе США: формирование, эволюция, кризис. М., 1979; Старцев А. И. От Уитмена до Хемингуэя. М., 1981; Кухалашвили В. К. Ф. С. Фицджеральд и американский литературный процесс 20−30-х гг. XX в. Киев, 1983.
16 Adams S.H. Incredible Era. Boston, 1938; Shlesinger A.M. The Crisis of the Old Order. 1919;1933. Boston, 1957; Idem. The Rise of Modern America, 1865−1951. N.Y., 1954.
10 определенного стереотипа в понимании межвоенного периода, как некоего «золотого времени» в истории Америки, начавшегося после Первой мировой войны и завершившегося «Великой депрессией». В результате 1920;е годы представлялись как беззаботная счастливая эпоха перемен, эра всеобщего прогресса и процветания17.
М. Салливан стал одним из первых американских авторов-апологетов 1920;х годов, чей труд сразу же завоевал популярность и стал бестселлером. Помимо экономических и социальных реалий того времени, автор обратился и к некоторым проблемам интеллектуальной истории. Свои суждения на этот счет он образно начал с изображения «каменного разочарования» с которым,.
1X по его мнению, американцы отреагировали на Первую мировую войну, Салливан утверждал, что разочарование войной сильнейшим образом воздействовало на общество, затронув национальный дух, дав толчок идеям, выраженным в умонастроениях «потерянного поколения». Но, как и последующие исследователи, Салливан не считал пессимистические взгляды этого поколения приемлемыми для большинства общества.
Нельзя не сказать и о том, что Салливан допускал порой крайности в оценке действительности тех лет. Так, анализируя американскую молодежь, он делал излишне однозначный вывод об абсолютной революционной новизне 1920;х. В ходе своих рассуждений, он взял на вооружение фразу героев Ф. С. Фицджеральда «все Боги мертвы». Эти слова он рассматривал в качестве главной установки молодых американцев в послевоенный период. Исследование Салливана во многом способствовало рождению мифа о 1920;х, как об эпохе стремительных перемен, когда символами десятилетия стали кино, гангстеры, новая мода и джаз.
Аналогичных воззрений придерживается в своем труде и Ф. JL Аллен. Автор заслуживает внимания как пионер в исследовании американской социальной и интеллектуальной истории. Аллен назвал 1920;е годы.
17 Sullivan M. Our Times: the United States 1900;1925. N.Y., 1968; Allen F.L. Only Yesterday. N.Y., 1931; Idem. The Big Change. America Transforms Itself. I900-I950.N.Y., 1952.
18 Sullivan M. Op. cit. P. 132. временем революции", периодом, когда все казалось бессмысленным после разочарования Первой мировой войной19. Выхватив наиболее знаковые аспекты десятилетия и обобщив «портрет» американской нации, Аллен сделал вывод о том, что каждый в 1920;е годы был неудержимым гедонистом, беспочвенным циником, или материалистическим маньяком.
В то же время, в конце 1920;х годов в американской историографии проявило себя «социально-критическое» течение. Один из виднейших его представителей, В. Л. Паррингтон, издал многоплановое исследование, посвященное развитию американской общественной мысли, — литературе, философии, истории, экономике, юриспруденции, идейной борьбе общественных и социальных сил. Вполне естественно, что он не мог не уделить внимание «джазовому десятилетию» 1920;х годов20. Автор подверг серьезной критике современное ему общество и идеологию, утвердившуюся в США после Первой мировой войны, говоря об общем кризисе нации.
В 1930 — 50-е годы в американской историографии наибольшей популярностью пользовались излишне эмоциональные оценки 1920;х годов, опиравшиеся на «продолжающееся переживание трагедии» и связанные с интересом к такому известному явлению послевоенного времени, как «потерянное поколение» (У. Диксон, У. Лейхтенбург, JL Моррис, Г. Мэй, П. Слоссон и др.). Важно заметить, что указанные исследователи не были склонны рассматривать период 1920;х годов как некую картину всеобщего благоденствия. Скорее напротив, они представляли его как время крушения надежд. В частности, У. Лейхтенбург говорил о 1920;х как о времени конца «американской невинности» — эпохи XIX века22. Основной идеей, которая объединяла историков данного направления, было стремление осознать характер изменений общества под влиянием Первой мировой войны. Они обозначили, например, проблему трансформации интеллектуальной мысли,.
19 Allen F.L. Only Yesterday. N.Y., 1931. P. 201.
20 Паррингтон В Jl. Основные течения американской мысли: В 3 т. М., 1962;1963.
21 Dixon W. The Saga of American Society. N. Y, 1937; Leuchtenburg W. The Perils of Prosperity, 1914;1932. N.Y., 1958; Morris L. Postscript to Yesterday. N.Y., 1947; May H. The End of American Innocence. N.Y., 1959; Slosson P.W. The Great Crusade and After. 1914;1928. N.Y., 1931; etc.
22 Leuchtenburg W. Op. cit. P. 143. противоречившей идеалам массовой культуры. В частности, П. Слоссон образно определил две главных тенденции в американской мысли после мировой войны. С одной стороны, отметил он, умонастроения американцев отличались «цинизмом и разочарованием», которые повергли «древние идеалы» и ввели моду на разоблачения, с другой стороны, в послевоенном американском сознании произошла «замечательная интенсификация национализма», особенно, на популярном уровне23.
С 1930;х годов в американской историографии появилась также «школа бизнеса» (Н. Грае, Г. Ларсон, А. Невинс24). Ее последователи ставили своей целью изучение в рамках социальных процессов в США истории монополистических объединений, крупных корпораций. Как правило, это сопровождалось превозношением заслуг представителей финансового капитала, в том числе, и в 1920;х гг., когда в экономике страны господствовали крупные формы объединения капитала.
Отдельные социокультурные аспекты американской истории 1920;х годов затрагивались и в традиционном для научной литературы биографическом жанре. В частности, в 30 — 40-е годы личности и -" политика республиканских президентов 1920;х годов оценивались, чаще всего, негативно. Это во многом было обусловлено еще свежими воспоминаниями о «Великой депрессии». У историков преобладало отрицательное отношение не только к ценностным ориентирам внутренней политики рассматриваемого периода, но и лично к президентам Гардингу и Кулиджу как к слабым, неспособным управлять, руководствовавшимся только интересами «большого бизнеса"25.
В 1950;е годы большое распространение в североамериканской исторической науке получила школа «консесуса» или «согласия».
23 Slosson P.W. Op. cit. P. 68.
24 Gras N. Business and Capitalism: An Introduction to Business History. N. Y., 1939; Gras N., Larson H. Casebook in American Business Histoiy. N. Y., 1939; Nevins A. History of the Bank of New York and Trust Company, 1784 to 1934. N.Y., 1940.
25 Lardner R. Ten Heroes of the Twenties. N.Y., 1966; Stoyn I. Calvin Coolidge: A Study in Inertia // Aspiring Age. N.Y., 1949.
Д. Бурстин, Л. Харц, Р. Хофстедтер26). Эта теория постулировала гармонию американского общества, принижая роль массовых проявлений социального протеста. По мнению последователей школы «консенсуса», вся американская история уникальна, ей присущ особый дух свободы, бесконфликтность, в том числе и в 1920;е годы, когда средний класс стал хозяином страны, большинством. Взгляды школы «согласия «на 1920;е годы не были новыми. В частности об этом говорил уже два десятилетия назад такой представитель политической социологии как С. Липсетт, который представлял американское общество того времени единым и однородным.
В 1960;е — 1980;е годы в американской историографии утвердилась, более взвешенная интерпретация периода 1920;х, основанная на концепции историко-культурной преемственности. Именно тогда американские историки обратили самое пристальное внимание на характер социальной психологии послевоенных лет (Н. Глейзер, П. Денней, Р. Крунден, Р. Нэш, по.
Д. Райсман, Э. Стивенсон, Д. Шеннон). Эти исследователи стали заявлять о необходимости более сбалансированной оценки периода. Собранный материал позволял им рассматривать 1920;е годы не как трагедию, а как закономерный период социокультурного развития. Менялось у этих историков и их отношение к личностям американских президентов 1920;х. В частности, пересматривалось место и роль в истории президента Гардинга. Был, например, сделан вывод о том, что именно Гардинг своей политикой заложил основы «процветания», и плодами его политики воспользовался его преемник Кулидж29. В то же время, авторы отмечали, что в литературе и общественном восприятии существует устойчивый миф о 1920;х годах как о.
26 Boorstin D.G. The Americans. N.Y., 1958;1973. (Рус. пер.: Бурстин Д. Американцы: В 3 т. М&bdquo- 1993) — Hartz L. The Liberal Tradition in America: An interpretation of American Political Thought since the Revolution. N.Y., 1955. (Рус. пер.: Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993) — Hofstadter R. The American Political Tradition and the Men Who Made It. N.Y., 1948. (Рус. пер.: Хофстедтер P. Американская политическая традиция и ее создатели. М., 1992).
2 Lipsett G. United States War Surplus. Its Source and Distribution 1917;1924. N.Y., 1924.
28 Brasman J., Brommer R., Brody D. Change and Continuity in Twenty’s Century America: the 1920's. N.Y., 1968; Crunden R.M. From Self to Society, 1919;1941. N.Y., 1972; Riesman D., Glazer N., Denney P. The Lonely Crowd: A Study of Changing American Character. New Haven-L., 1967; Nash R. The Nervous Generation: American Thought, 1917;1930. Chicago, 1990; Stevenson E. The American 1920's: Babbits and Bohemians. L., 1967; Shannon D.A. Between the Wars: America 1919;1941. Boston, 1965.
29 Murray R.K. The Harding’s Era. G. Harding and His Administration. Minneapolis, 1969.
14 времени бесконечного веселья и разгула, повсеместной эмансипации и гангстеров.
В оценке политических процессов историки также придерживались довольно умеренных позиций30. Исходя из этого, складывалась общая концепция, которая заключалась в признании элемента преемственности в политике демократических и республиканских администраций при решении социально-экономических проблем на протяжении всей первой трети XX века. Причины «процветания» 1920;х годов вполне обоснованно связывались с послевоенным курсом, направленным на стимулирование экономического роста и расширение внутреннего рынка (Р. Фэрон, Д. С. Киршнер, М. Курц, Дж. Момри, Дж. Мосс, И. Уэстейн31).
Для понимания 1920;х годов как особого периода социальной истории США, большое значение имеют работы культурологического характера, позволяющие проследить становление в Америке феномена массовой культуры. К их числу следует отнести интересные исследования 1950;х — 1980;х годов по истории спорта, «джазовой культуры», искусствоведческие работы, посвященные кинематографу, живописи, архитектуре (С. Хэнсен, О. Лэркин, Б. Роуз). Важнейший вывод авторов заключается в признании 1920;х годов периодом, когда определились доминанты в развитии культуры: она стала понятной, привлекательной, доступной, а потому — массовой. Кино, спорт и джазовые ритмы, по их словам, стали абсолютными властителями общественных пристрастий. Именно в 1920;е кинематограф и спорт приняли тот размах и популярность, какие они имели на протяжении всех последующих десятилетий и до сегодняшнего дня. В эпоху американского.
30 Murray R.K. The Politics of Normalcy: Government Theoiy and Practice in the Harding-Coolidge Era. N.Y., 1973; Leuchtenburg W. The Unfinished Centuiy. America Since 1900. Boston, 1973.
31 Fearon P. War, Prosperity and Depression: The United State Economy, 1917;1945. Lawrence (Kansas), 1987; Kirschner D.S. City and Country. Rural Responses to Urbanization in the 1920's. Westport, 1970; Kurtz M. The Challenging of America: 1920;1945. Arlington Heights, 1986; Momiy G.E. The Twenties: Ford, Flappers and Fanatics. N.Y., 1963; Idem. The Urban Nation. 1920;1960. N.Y., 1968; Moss G. America in the Twentieth Century. Englewood Cliffs (N. Jersy), 1989; Wersteinl. Shattered Decade, 1919;1929. N.Y., 1970.
32 Tunis J.R. Golden Age of Sports. N.Y., 1958; Hansen C. The Age of Jazz: a Study of Jazz in Its Cultural Context. N.Y., 1956; Larkin O.W. Art and Life in America. N.Y., 1960; Stearns M. The Stoiy of Jazz. N. Y, 1962; Ulanov B. A History of Jazz in America. N. Y, 1952; Mass Culture: The Popular Arts in America. Glencoe, 1959; Rose B. American Art since 1900. Washington, 1975; Jacobs L. The Rise of the American Film. N.Y., 1939; The Social and Cultural Life of the 1920's. N.Y., 1972. процветания" массовая культура, по общему мнению исследователей, по сути, стала носителем морально-нравственных и психологических установок общества.
Пристальное внимание ученых привлекала не только общая социально-психологическая атмосфера 1920;х годов, но и изменения в быте, образе жизни американцев (Д. Бурстин, И. Томсон и др 33). Особое место в этом ряду занимают тендерные исследования (Р. Дениэл, С. Деглер, Д. Лонг, М. Шадсон и др.34). Основная идея большинства опубликованных по этой теме работ может быть сформулирована следующим образом: в 1920;е гг. произошли демократические изменения в отношениях полов, в положении женщины, в восприятии семьи и брака. 1920;е были ознаменованы первой в истории Америки XX века сексуальной революцией, когда женщина закурила и укоротила волосы, что стало символом эпохи. Особое место занимают исследования «общественного значения» женского движения, которое в 1920;е гг. превращалось во влиятельную политическую силу35. Авторы подробно характеризуют прогрессивные позиции женских организаций, их роль в принятии важных законов и социальных программ, и приходят к выводу, что реформистские женские организации были едва ли не самыми последовательными сторонниками государственного регулирования социально-экономических отношений, и являлись союзниками других демократических движений.
33 Moss G. America in the Twentieth Century. Englewood Cliffs (N. Jersy), 1989; Boorstin D.C. Advertising and American Civilization — Advertising and Society. N.Y., 1974; The Social and Cultural Life of the 1920's / Ed. by EL L. Davis. N.Y., 1972; Thomson I. The Transformation of the Social Bond: Images of Individualism in the 1920's // Social Forces. 1989. Vol. 67. № 4- etc.
34 Daniel EL American Women in the 20th century. The Festival of Life. San-Diego, 1987; Degler C. At Odds. Women and the Family in America from the Revolution to the Present. N. Y, 1980; Long D. Biology, Sex Hormones and Sexism in the 1920's // Philosophical Forum. Vol. 5. 1973/74- Leffreys S. The Spinster and Her Enemies: Feminism and Sexuality, 1880−1930. London, 1985; McGerr M. Political Style and Women’s Power, 1830−1930 // Journal of American History. 1990. Vol. 77, № 3- Schudson M. Women, Cigarettes and Advertising in the 1920's: A Study in the Sociology of the Consumption // Mass Media between the Wars: Perceptions of Cultural Tensions, 1918;1941. Syracuse, 1984; etc.
35 Chafe W.H. American Woman. Her Changing Social, Economic and Political Roles, 1920;1970. N.Y., 1972; Chambers C. A. Seedtime of Reform. American Social Service and Social Action, 1918;1933. Minneapolis, 1963; Flexner E. Century of Struggle. The Woman’s Rights Movement in the Unnited State. Cambridge (Mass.), 1959; O’Neill W.L. Feminism is America: a History. The Festival of Life. San Diego, 1987.
В современной американской историографии 1920;х годов сохраняется устойчивый интерес к проблеме осмысления «американского индивидуализма». Не уменьшается количество публикаций, связанных с изучением массовых коммуникаций и массовой культуры. Проводятся фундаментальные социальные исследования, в том числе, исследования повседневной жизни различных слоев американского общества 1920;х годов36.
Таким образом, историографический анализ показал, что как в российской, так и в американской научной литературе история 1920;х годов представлена широким спектром работ. Тем не менее, социокультурные особенности развития США в интересующий нас период все еще не стали предметом комплексного исторического исследования.
Объектом данного диссертационного исследования является американское общество 1920;х годов, пережившее войну и столкнувшееся с реалиями эпохи «процветания». Основное внимание при этом было уделено населению крупных городов, как наиболее сильно подвергнувшемуся влиянию перемен, и особенно учащейся молодежи.
Предметом исследования стали трансформации ценностных представлений и социального поведения американского общества в условиях 1920;х годов.
Цель данной работы — изучение важнейших социокультурных тенденций развития США в 1920;е годы. Исходя из этого, были поставлены следующие исследовательские задачи:
— рассмотреть характер социальных изменений, происшедших в США после окончания Первой мировой войны;
— проанализировать образ жизни средних американцев в 1920;е годы;
36 Betten N., Austin M.J. The Roots of Community Organizing, 1917;1939 / With contributions by Fiesher R. et. al. Philadelphia, 1990; Keller M. Regulating a New Society: Publicly Policy and Social Change in America, 19 001 933. Cambridge-L., 1994; These United States: Portraits of America from the I920's. Ithaca-L., 1992; Lukacs J. A Thread of Years. New-Haven-L., 1998; Mass Media Effects Across Cultures. L., 1992; Mason F. American Gangster Cinema: From Little Caesar to Pulp Fiction Fran Mason. N.Y., 2002; Slater J.E. Public Workers: Government Employee Unions, the Law, a. the Stafe, 1900;1932. Ithaca-L., 2004.
— определить особенности духовной эволюции американского общества в послевоенный период;
— выявить соотношение традиционных для США пуританских идеалов и нравственных ценностей с жизненными установками американцев 1920;х годов;
— сопоставить социокультурный облик послевоенной молодежи и представителей «потерянного поколения».
Хронологические рамки исследования охватывают 1918;1929 годы. Эти даты обозначают завершенность периода, заключенного между двумя массовыми трагедиями американского общества: Первой мировой войной и «Великой депрессией». С одной стороны, данный отрезок американской истории был временем «покоя» и «нормальности». С другой стороны, этот период был ознаменован «революционными» переменами, сопровождавшимися глубокой трансформацией морально-этических и идеологических установок нации.
Методологической основой исследования послужили прежде всего принципы историзма и научной объективности. Был применен, кроме того, междисциплинарный подход, заключающийся в использовании не только методов исторического познания, но и принципов, понятий и терминов социальной психологии, социологии, политологии и культурологии. Существенное влияние оказали и литературоведческие категории, в частности, идея Ф. С. Фицджеральда, определившего образы «карнавала» и «джаза» в качестве универсальных символов эпохи 1920;х годов.
Особое значение при проведении исследования имел комплексный метод социального анализа, опирающийся на комбинацию системно-структурного и социокультурного подходов. Этот метод был использован для изучения взаимодействия человеческого сознания и поведения в развивающейся общественной системе и изменяющейся культурной среде. Исходя из этого, социальные перемены в Соединенных Штатах 1920;х годов рассматривались как целостный процесс, который включал в себя не только структурную дифференциацию и реорганизацию человеческой деятельности, но и изменения в ценностных установках американцев. Это дало возможность реконструировать американское общество как целостную систему, которая, сложившись в результате деятельности многих предшествующих поколений, задавала условия реальной жизни и модели поведения действующим лицам, и изменялась в процессе их индивидуальных и коллективных практик. Были использованы, в том числе, положения диалогической концепции М. М. Бахтина, согласно которой важное значение имеет социально ориентированный подход к изучению культурной практики, основанный на комплексном исследовании лингвистических, социальных и психологических аспектов общественного развития.
Источники, привлеченные для реализации поставленных исследовательских задач, достаточно разноплановы. Первая группа источников представлена документами общественно-политического характера. Одним из наиболее ценных источников стали протоколы заседаний Конгресса США. Помимо выступлений республиканцев и демократов в Палате представителей и Сенате, результатов голосования, привлекались, включенные в стенограммы заседаний Конгресса, важные статьи, заявления, меморандумы, петиции различных общественных организаций, материалы периодической печати, тексты речей.
37 государственных и общественных деятелей и пр. Сюда же следует отнести публикации важнейших законодательных актов, принятых Конгрессом США,.
38 и другие официальные материалы. В них отражена определенная правовая оболочка жизни американского общества в 1920;е годы. Среди них следует упомянуть 18-ю и 19-ю поправки к Конституции СШАзаконодательные акты отдельных штатов, запрещавшие производство, ввоз и продажу.
37 U. S. Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates. 65−70 Congress. Washington., 1918;1929.
38 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993; U. S. Department of Labor. Women’s Bureau. Maternity Protection of Employed Women. Bulletin № 40. Washington, 1952; U. S. Veteran’s Bureau. The World War Veterans' Act: 1924. Washington, 1925; U. S. Veteran’s Bureau. The World War Adjusted Compensation Act An Act to Provide Adjusted Compensation for Veterans of the World War and for Other Purposes. Washington, 1929; U. S. Veteran’s Bureau. Annual Reports for the Fiscal Years 1921;1922, 1922;1923, 1923;1924, 1924;1925. Washington, 1922;1925. алкогольных напитковзаконы штатов, регулировавшие семейно-брачные отношения (об установлении брачного возраста, разрешении на гражданскую регистрацию брака или разводы) — иммиграционные актызаконы о запрещении распространения эволюционной теории Ч. Дарвиназаконы в отношении ветеранов Первой мировой войны и др.
Другая группа источников — различные статистические материалы, позволяющие проследить количественную динамику экономических и.
39 социальных изменений в американском обществе. В частности, были детально рассмотрены показатели численности населения и его благосостояния, отрасли производства в 1920;е годы, рост потребительского рынка и услуг — то есть важнейшие численные характеристики эпохи американского «процветания».
Протоколы съездов Американского легиона дают возможность не только выяснить позицию крупнейшей в США организации ветеранов войны по отношению к ряду проблем, в частности, к выплате компенсаций, к действиям правительства в этом направлении, но и охарактеризовать деятельность этой авторитетной общественной структуры40.
Следующая группа источников включает в себя материалы, относящиеся к идеологическому каркасу развития американского общества. Интерес представляют как классические труды, в которых сформулированы философские начала «американского индивидуализма», так и многочисленные работы политических деятелей 1920;х годов и, прежде всего, президентов США У. Гардинга, Г. Гувера, К. Кулиджа41.
Следующей группой источников стала мемуарная литература. Ее авторами в 1920;е годы становились «простые» люди, о чем свидетельствует,.
39 Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Prep, by the Bureau of the Census with the Coop, of the Social science Research Council. Washington, 1960; Statistical Abstract of the United States. Prep, by the Bureau of Statistics Under the dir. of the Secretary of Commerce and Labor. № 45−49. Washington, 1922;1927.
40 American Legion. National Conventions 6−8,1924;1926. Proceedings. Washington, 1925;1927.
41 Coolidge C. The Autobiography of Calvin Coolidge. N.Y., 1929; Coolidge C. The Price of FreedomSpeeches and Addresses by Calvin Coolidge. N.Y., 1924; Hoover H.C. American Individualism. N.Y., 1922; Hoover H.C. The New Day: Campaign Speeches of Herbert Hoover. Stanford, 1929; The State Papers and other Public Writings of Herbert Hoover: In 2 vols. N.Y., 1934; Warren Harding, 1865−1923: Chronology. Documents. Bibliographical Aids. N.Y., 1970. например, сборник, составленный из автобиографических эссе и включающий работы «среднего» человека. Кроме того, использованы воспоминания таких известных американцев, как Л. Армстронг, Г. Форд, Ч. Чаплин, автобиографические новеллы Ф. С. Фицджеральда и Э. Хэмингуэя и др42.
Важное значение для проведенного исследования имели источники, отражавшие развитие общественно-политической мысли 1920;х годов: произведения классиков американского прагматизма У. Джеймса и Дж. Дьюи, Дж. Кратча, труды Р. Нибура, обобщающие историко-культур-ологические публикации С. Г. Адамса, Ф. Л. Аллена, работы по социально-экономической истории супругов Ч. и М. Бирдов, научная и политическая публицистика Н. М. Батлера, О. Г. Вилларда, М. Каули, Г. С. Коммаджера и Э. Джорданетти, У. Липпмана, П. У. Слоссона, У. А. Уайта и других интеллектуалов43. Данные публикации позволили рассмотреть первый опыт осмысления самими американцами эпохи 1920;х годов.
Среди источников следует выделить фундаментальные социологические исследования американских авторов, популярные в Америке 1920;х годов. Они представлены, прежде всего, трудами, направленными на изучение отдельных социальных аспектов того времени — семьи (Р. Линквист), образования и религии (Э. Мартин), политики (П. Одегард и Е. Хелмс), влияния прессы на жизнь американского общества.
42 Армстронг Л. Моя жизнь в музыке // Театр. 1965. № 10, 12- 1996. № 2, 3- Форд Г. Сегодня и завтра. М., 1992; Фицджеральд Ф. С. Портрет в документах: Художественная публицистика. М., 1984; American History Told by Contemporaries: In 8 vols. N.Y., 1938; Callagen M. That Summer in Paris. Memories of Tangled Friendships with Hemingway, Fitzgerald and Others. London, 1963; Chaplin Ch. My Autobiography. L., 1964; Leslie S. American Wonderland. Memories of Four Tours in the United States of America (1911;1935). London, 1936.
43 Pragmatism: the Classic Writings. Indianapolis-Cambridge, 1982; Dewey J. Individualism Old and Men. Minton, 1930; Krutch J.W. The Modern Temper: A Study of a Confession. N.Y., 1931; Niebuhr R. Moral Man and Immoral Society. N.Y., 1932; Idem. Reflections on the End of an Era. N.Y., 1934; Adams S.H. Incredible Era. Boston, 1938; Allen F.L. Only Yesterday: an Informal History of the 1920's. N.Y., 1931; Beard C.A., Beard M. The American Leviathan. The Republic of the Machine Age. N.Y., 1930; Butler N.M. Between Two Worlds: Interpretation of the Age in Which We Live. N.Y.-L., 1934; Commager H.S., Giordanetti E. Was America a Mistake? A Fighting Century Controversy. N.Y., 1967; Slosson P.W. The Great Crusade and After, 1914;1928. N. Y, 1930; The Aspiring Age, 1919;1941. N.Y., 1958; Cowley M. Exiles Return. N.Y., 1951; Lippmann W. A Preface to Morals. N.Y., 1929; Idem. Public Opinion. N.Y., 1922; Villard O.G. Some Newspapers and Newspaper-Men. N.Y., 1923; White W.A. A Puritan in Babylon. The Stoiy of Calvin Coolidge. N.Y., 1940; ext.
Э. Дж. Гресс). Кроме того, привлекались обобщающие работы отдельных социологов, стремившихся охватить состояние общества в целом через параллельное рассмотрение его различных институтов (Э. Мартин, П. Одегард44). Особое место среди комплексных социологических работ занимает исследование американской культуры 1920;х годов, предпринятое Р. и X. Линдами45, которые попытались смоделировать предмет своего изучения по идеальному типу «среднего» по территориальным масштабам, количеству населения, условно однородному этническому составу, культурному, социальному и экономическому уровням города. Исследование Линдов велось с использованием таких нетрадиционных источников как слухи, кулуарные беседы, косвенные сведения социологических наблюдений (загруженный транспорт, стоянки автомашин, включенный свет утренних окон и т. д.). Работа Линдов вызвала большой интерес среди гуманитариев-современников и до сих пор продолжает оставаться одним из основных источников по американской социальной истории 1920;х годов.
При подготовке диссертационной работы был использован и такой вид исторического источника, как художественная литература. Следует отметить, что специфической особенностью данных источников являются субъективизм авторов, что представляет определенные трудности при их анализе, но вместе с тем, художественная литература дает обширное и достаточно полное представление об объекте исследования. В частности, были привлечены произведения американских писателей: Дж. Дос Пассоса, Т. Драйзера, С. Льюиса, Э. Хемингуэя, Ф. С. Фицджеральда, которые стали.
46 талантливыми выразителями идеи и умонастроении эпохи .
44 Linquist R. The Family in Present Social Order. Chapel Hill, 1931; Marting E. The Meaning of a Liberal.
Education. N.Y., 1926; Idem. The Mystery of Religion: A Study in Social Psychology. N.Y.-L., 1924; Odegard P. and Helms E.A. American Politics: A Study in Political Dynamics. N.Y., 1938; Gress E.G. Fashions in American Typography since 1780 to 1930 with Brief Illustrated Stories of Life and Environment of the American People. N.Y., 1931; Marting E. Liberty. N.Y., 1930; Odegard P. American Public Mind. N.Y., 1931. 43 Lynd R.S., Lynd H.M. Middletown: A Study in Contemporary American Culture. L., 1929.
46 Дос Пассос Дж. 42 параллель. 1919. М., 1981; Он же. Манхэттен. М., 1992; Драйзер Т. Трагическая Америка. М., 1952; Льюис С. Главная улица. Бэббит. М., 1989; Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби. Ночь нежна. M., 1992; Он же. Великий Гэтсби. Последний магнат. Рассказы. М., 1990; Хемингуэй Э. Собрание сочинений: В 6 т. M., 1993.
Привлечение периодической печати47 позволило не только почувствовать «ритм» эпохи, но и рассмотреть такой важный феномен 1920;х годов, как рекламу. Были использованы в данном случае и отдельные выборки рекламной продукции, собранные Р. Марчандом48. Реклама дала широкую и необыкновенно красочную картину Америки тех лет, открывая порой кажущиеся неуловимыми детали 1920;х годов: одежду, популярные песенки, имена актеров кино вперемешку с боксерами и бейсболистаминазвания модных духов, рецепты диет, разного рода объявления, светскую хронику, письма читателей. Из такого калейдоскопа во многом складывалась красочная картина жизни общества. Анализ рекламных объявлений дал возможность оживить историю, почувствовать атмосферу эпохи, в которой существовал человек 1920;х, представить, по каким основным каналам шел процесс формирования массовой культуры.
Большую группу источников составили разнообразные фотодокументы. Исследуемый период отличается своей особой фотографичностью, свидетельством чему являются многочисленные фотоальбомы: художественная фотография жизни 1920;х, создающая впечатление ее «сладкой» красоты, легкости и чувственноститематические альбомы фотопортретовальбомы репродукций журнальных публикацийподборки репродукций пропагандистских плакатов Ку-Клукс-Клана49.
Имеющиеся в нашем распоряжении источники, дополняя друг друга, составили достаточную базу для разработки обозначенной темы.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в российской историографии общество США 1920;х годов рассматривается.
47 The Ladies Home Journal, 1922;1923; The New York Times Magazine, 1924;1928; The New York Times, 19 241 926; The American Economic Review, 1920;1929; The New York Evening Journal Daily, 1920;1921; The American Review of Reviews, 1919;1923; The North American Review, 1921;1926; The New Republic, 19 201 925; Literary Digest, 1922;1925.
48 Marchand R. Advertising the American Dream: Making Way for Modernity, 1920;1940. Berkley, 1985.
49 Baxter A.K. To Be a Women in America, 1850−1930. N.Y., 1978; Chalmers D.M. Hooded Americanism: the First Century of the Ku-Klux-Klan. N.Y., 1965; She’s Nobody’s Baby. A History of American Women in the Twentieth Century: A Celebration of Courage in Words a Pictuers Written by S. DworkinEd. by S. B. Levine. N.Y., 1983; The Twenties. N.Y., 1965; The Revealing Age: Personalities of the 1920's. N.Y., 1967; Vanity Fair: Selections from America’s Most Memorable Magazine: A Cavalcade of the 1920's and 1930's. N.Y., 1960. через призму комплексного анализа различных аспектов социокультурного развития. Основное внимание уделено таким мало исследованным проблемам, как процесс влияния на общественные настроения экономики, политики и культуры. Часть привлеченных источников до сих пор не была введена в научный оборот.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Проводимая в 1920;е годы в США политика «новой американизации» с точки зрения социокультурного развития общества нашла свое выражение фактически во «втором рождении» традиционных пуританских идеалов (прагматизм, установка на успех, стремление к обогащению).
2. Эпоха «процветания» 1920;х годов характеризовалась не только бурным экономическим развитием, но и появлением новых стандартов жизни общества. В эти годы в США были заложены основы массовой «культуры потребления», наглядными символами которой стали биржа, автомобиль, реклама, кино, музыка, спорт.
3. В 1920;е годы происходят значительные изменения нравственных ориентиров американского общества. Это проявилось в ускорении женской эмансипации, молодежной «революции нравов», ослаблении авторитета церкви. В то же время, эти перемены носили в целом умеренный характер и осуществлялись, как правило, в рамках сохранявшейся пуританской традиции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы при подготовке учебных пособий, лекционных курсов по новейшей истории Европы и Америки, специальных курсов по социальной истории США, истории зарубежной культуры.
Апробация исследования. Положения и выводы диссертационного исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина (2001;2004) и отражены в статьях и тезисах автора общим объемом 1,1 п.л.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1920;е годы явились попыткой «второго издания» американского идеала, которая была предпринята республиканскими администрациями У. Гардинга, К. Кулиджа и Г. Гувера. Программа «нормальности» предполагала не просто осуществить переход к миру после «Великой войны». Более важной ее стороной было стремление к восстановлению веры в американскую традицию и национальный «идеальный» проект.
В экономической сфере предполагалось возвращение к испытанному принципу экономического индивидуализма, в социально-политической — к национальной «норме» с помощью методов политического принуждения. При этом в американском обществе происходили глубокие идеологические и социально-психологические изменения. В целом был поддержан новый подъем идеологии индивидуализма, который обеспечил наличие стойкой общественной установки на успех как на обязательную цель человеческой деятельности. В основу идеологического обеспечения «нормальности» по-американски легли идеи американской свободы как эталона человеческой гармонии, национальной исключительности, собственности и успеха как внешних показателей экономического индивидуализма.
Процесс погружения новой идеологии в повседневность прослеживается на примерах новых тенденций в различных сферах жизни общества. Как показало проведенное исследование, в 1920;е годы в США произошли глубокие социокультурные изменения, в результате которых, произошел отрыв от пуританских идеалов прошлого и начался процесс становления «массовой культуры» и «общества потребления».
Идеалом 1920;х годов стал «средний» американец. В самой республиканской администрации символически «средними» оказались кандидатуры президентов. Кандидаты были призваны олицетворять страну, а значит, всю «среднюю» культуру как систему нормативных ценностей. Президенты — это люди, сделавшие судьбу своими руками, воплотившие американскую мечту собственным примером, глубоко религиозные, уверенные в себе, американской демократии и американских идеалах. Такой имидж импонировал избирателю, испытывающему страх перед распадом культуры, перед непредсказуемым развитием науки и техники. Массовое общество начинало естественно ассоциироваться с гигантской машиной, которой могут управлять только квалифицированные инженеры. Президенты и начали пониматься как «Великие инженеры» (так называли Гувера в 1920;е годы). Фактически, партийная идентификация электората происходила не на рациональном, но на эмоциональном уровне. При этом выдвигаемые программные положения демократической партии были практически идентичны республиканским. Избиратели 1920;х отвечали политической пассивностью или откровенной аполитичностью, в том числе женщины, получившие право голоса, и предпочитающие голосовать, как их отцы или мужья.
Состояние в 1920;е социальных столпов: образования, прессы, политики, церкви свидетельствовало о рационализации американского общества, что означало формирование в рамках пуританизма новых морально-этических критериев, получивших название «потребительской этики». Потребление стало главной задачей культуры, переживавшей бум производства. Началось формирование массовой культуры потребления американцев, вылившееся в создание иерархии стандартов потребительского образа жизни: комфортных, фешенебельных, развлекательных. В этой связи, тысячи людей, живших, прежде всего, в больших городах, стали потенциальными покупателями не только промышленных товаров, но и новых услуг и развлечений. Наиболее популярными из них стали спортивные состязания, кинофильмы, джазовая музыка.
Одновременно с новыми тенденциями, обострялась борьба «старой» Америки за сохранение традиционных пуританских норм. Изменилось у американцев и их отношение к религии. Рациональность исследуемого периода, как показано в диссертации, представляла собой ту стадию развития американской культуры, когда собственно религиозного обоснования ей уже не требовалось. Религия поэтому начала «уходить» из американского дома — большинство американцев уже не пользовалось услугами семейных священников, не читало Библию в семейном кругу, не посещало службу. Церковь 1920;х представлена, с одной стороны, ортодоксией, выступающей за чистоту пуританской веры и этики. С другой стороны, тогда зарождалось движение церковного «эволюционизма» и «либеральной теологии», которые вполне удовлетворяли социокультурные потребности нового американского общества. Либеральная теология, например, характеризовалась традиционным формализмом: мораль, которую она проповедовала (самодостаточность, «успешность»), для человека 1920;х годов становилась все большей ценностью и, если раньше в американскую церковь приходили в благодарность за «успех», то у «массовой личности» послевоенного десятилетия на выполнение этой условности просто не находилось времени. В 1920;х годах религия ушла из образования, семьи и, в конечном счете, даже, как это не парадоксально, из самой церкви. Произошла некая формализация религиозных представлений или своеобразный религиозный эскапизм. Церковь более не принуждала к посещению служб, смягчала правила религиозной аскезы, старалась завлечь в церковь и «подманить» к Богу. С одной стороны, церковь взяла на себя политические функции примирения человека с культурой и идеологические функции примирения человека с атеистической моралью. С другой стороны, церковь и религия как целое перестали выполнять функцию спасения человека, «зажатого» между совестью и культурой в ситуации, когда по общему признанию «Бог умер». Ответная реакция ортодоксального протестантизма выразилась в фундаментализме, который ополчился на очевидные социальные пороки: преступность, пьянство, проституцию, корни зла увидев в новых идейных веяниях, урбанизации, либеральной теологии, самой идее прогресса. В результате, миллионы американцев в «бушующие» 1920;е годы, как это не парадоксально, обратились к религиозному фундаментализму. Носителем социальной утопии фундаментализма стала консервативно-провинциальная, «средняя» часть населения, ощущавшая почти мистическую потребность в воссоздании национального мифа, и оправдывавшая в связи с этим террор как средство достижения своего идеала. Они искали уверенности в быстро меняющемся обществе. Таким образом, в исследуемый период наметилось очевидное противостояние патриархальной и «джазовой» Америки.
Таким образом, идеология «нормальности» и социально-психологическая атмосфера 1920;х годов способствовали существенной модернизации традиционных устоев американского образа жизни.
Именно в это десятилетие в США сложился, ставший порождением массовой культуры, новый стереотип женщины, вышедшей из тесного домашнего мирка и шагнувшей в жизнь общества без излишних условностей. Хотя жизнь домохозяйки по-прежнему оставалась привилегией женщин, миллионы их влились в ряды наемных работников. Увеличилась тенденция к приобретению женщиной сексуального опыта до брака, а также к увеличению внебрачных связей. Изменялось отношение к семье и браку, вследствие чего возросло количество разводов. Как показано в параграфе, с полным основанием можно говорить о складывании женского стереотипа 1920;х годов, олицетворением которого стала легкомысленная, но в то же время уверенная в себе «вертихвостка». Все это подтверждает вывод о том, что женщина сделала попытку вырваться за рамки традиционной семьи ХЕХ века, стремясь в новой семье обрести свое «Я».
Вместе с тем, на глубинном уровне социальности непоколебимым столпом общества все еще оставалась семья. Однако и она в 1920;е годы оказалась затянутой в общенациональный процесс социальной трансформации. Массовое стремление к самостоятельности привело человека к своеобразному переселению из мира «родовых поместий викторианской эпохи» в однокомнатные типовые квартиры, что обострило проблему его одиночества. Создание семьи, таким образом, стало рассматриваться человеком 1920;х годов как символическое решение проблемы одиночества.
В связи с этим трансформировался институт брака. Если «викторианский брак» исходил из тождества социального, экономического, этнического, религиозного положения не только будущих супругов, но и их семей, а также из их безусловной моральной репутации, то для «массового человека» 1920;х годов это исходное положение лишалось принципиального значения. На другого человека теперь возлагались не материальные или моральные надежды, но сверхчеловеческие надежды на спасение. Для «массового человека» 1920;х годов брак во многом перестал быть тождеством религиозного, социального, экономического положения, индикатором моральной репутации. Молодежь «века джаза», отрицала семейную мораль викторианской эпохи. Результатом этого стали напряженность и невозможность отношений, возраставшее количество бракоразводных процессов и одиноких людей, исчезновение самого принципа обязательности брака.
Изменялась не только мораль 1920;х, но и внешняя атрибутика, служившая ее проявлением: мода, музыка, развлечения. Эти невероятно быстрые и кардинальные перемены свидетельствовали о глубоком внутреннем кризисе той части молодежи, которая искала в них самовыражение, какой-то смысловой стержень.
Американское общество 1920;х годов — это общество карнавала, гипертрофированной чувственности. Первыми, кто ввели образ «карнавала» в качестве характеристики современной западной культуры, были американские литераторы 1920;х годов (Ф. С. Фицджеральд, У. Фолкнер, Э. Хемингуэй), а сама идея «карнавальной Америки» принадлежит Ф. С. Фицджеральду. Образ «карнавала» содержит в себе отражение стиля и ритма жизни, задающегося американской системой. Карнавал 1920;х можно охарактеризовать как «чувственный разгул», ассоциировавшийся с «революцией нравов» общества, как дорогое удовольствие, оборачивавшееся бесплодным прожиганием жизни для всех: элиты и массы, «среднего» класса и богатых, бизнесменов, политиков и интеллектуалов. В данном случае все массовые личности" оказываются в равном положении. Карнавал, однако, завершается трагедией. Она связана с разочарованием во всем, с тотальнойсмыслоутратой, с притуплением сильнейших человеческих переживаний: любви и смерти, с потерей критериев «добра» и «зла». Нервное истощение, моральная ожесточенность, цинизм и физическое насилие стали фоном повседневной жизни, определяющим растворенный в повседневности карнавал как гигантскую машину, возбуждавшую, взвинчивавшую нервы, как духовный предел человека.
Следствием индустриального, урбанистического и потребительского бума 1920;х годов, стало развёртывание массовой культуры, навязывавшей свою парадигму человеку, независимо от его воли. Рационалистическая культура выступала как абсолют, делая повседневность мерой всему сущему. В этой обстановке человек терял себя как человека, ощущая ментальное «отупение», измотанность, отчуждённость от другого человека, становился ориентированным внутрь себя, слабо соотнесённым с внешним миром, хаотически бунтующим против навязываемых стереотипов. Отсюда картина, мира человека 1920;х гг. носила оттенок декадентства, изменялась мораль, отторгались прежние ценности и моральные устои. Особенно остро это отрицание проявилось в мироощущении американской молодёжи, причём во многом это мироощущение соприкоснулось с мироощущением «потерянного поколения». Ценностные установки молодежи в 1920;е годы зачастую оказывались в противоречии с образом жизни их родителей. Как показано в диссертации, данное противоречие проявилось, например, в реструктурировании молодыми людьми добрачных форм сексуального поведения. Секс для молодежи 1920;х стал неотъемлемым элементом социального опыта, уже не так отчетливо ориентируемого браком и ограниченного строгим этикетом. Кодекс сексуального поведения, молодежи был, в действительности, неким средним звеном между табу на секс до брака, официально предписанным взрослым миром и внушаемым в семьях, и расцветающими сексуальными интересами и брачными стремлениями молодых. В молодежной среде, в частности, выработался новый ритуал сексуального взаимодействия — петтинг. При этом сочетались кажущиеся несовместимыми вещи: желание сексуально раскрепоститься, утвердить новый стереотип поведения, и уважение старых пуританских ценностей. Эта странная взаимосвязь новаций в поведении и патриархальных ценностей была сутью сексуальной революции 1920;х годов. Изучение источников позволило сделать вывод о том, что, молодежь в 1920;е годы по своему жизненному настрою была скорее оптимистической, но не идеалистической. Будучи детьми массовой цивилизации, молодые люди стали более прагматически воспринимать мир и себя в нем.
Те, кто выжил после Первой мировой войны, оказались лицом к лицу с новой, благополучной Америкой, переживавшей ломку старых уставов, но в то же время не желавшей разделить чувства вчерашних солдат и офицеров. Американское «потерянное поколение» в полной мере ощутило на себе это непонимание как в бурлящих городах «джазовой» Америки, так и в тихой патриархальной глубинке. «Потерянное поколение» все отчетливее воспринимало свою оторванность от идеалов нации, которая жила и развивалась по своим законам, оказавшись на стыке старого и нового. «Потерянное поколение» США, в некотором смысле «вписалось» в общество 1920;х гг., разделив то мироощущение, которое был свойственно американской молодежи тех лет. Беспечность, цинизм, всеотрицание и ощущение одиночества на фоне всеобщего праздника нации можно назвать точками соприкосновения послевоенного поколения «потерянных» и «века джаза».
Таким образом, в Соединенных Штатах Америки 1920;х годов произошли социокультурные изменения, во многом определившие тенденции развития американского общества в XX веке.
Список литературы
- Документальные публикации
- Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты.- М.: Наука, 1993.-633 с.
- American History Told by Contemporaries: In 8 vols. / Ed by A. B. Hart- N.Y.: Macmillan, 1938. Vol. 5. 917 p.
- American Legion. National Conventions 6−8, 1924−1926. Proceedings. -Washington: G P O, 1925−1927.
- A Documentary History of American Thought and Society / Ed. by Ch. Crowe. Boston: Allyn and Bacon, 1965. — 412 p.
- Documentary Source Book of American History. 1606−1926 / Ed. with notes by W. MacDonald. 3-d ed., rev. and enl. N. Y.: MacMillan, 1937. — XIII, 713 p.
- Documents of American History: Vol. 1−2 / Ed. by H. S. Commager. N.Y.: F. S. Crofts, 1940. — XXII, 642 p.
- Speeches and Documents in American History / Sel. and ed. by Robert Birley. Vol. 4. 1914−1939. London: Oxford Univ. Press, Humphrey Milford, 1942. — XIX, 300 p.
- Recent Social Trends in the United States. Report of the President’s Research Committee on Social Trends. Vol. 1−2. N. Y. L.: McGraw-Hill, 1933.-XCVI, 1568 p.
- Reform, War and Reaction, 1912−1932 / Ed. By S. Coben. N.Y.: Harper and Row, 1972. — XXII, 466 p.
- U. S. Congress. Congressional Record. Proceedings and Debates. 65−70 Congress. Washington: G P O, 1918−1928.
- U. S. Department of Labor. Women’s Bureau. Maternity Protection of Employed Women. Bulletin № 40. Washington: GPO, 1952. -56 p. m 12. U. S. Veteran’s Bureau. The World War Veteran’s Act: 1924.
- Washington: G P O, 1925. -42 p.
- Historical Statistics of the United States. Colonial Times to 1957. Prep, by the Bureau of the Census with the Coop, of the Social Science Research Council. — Washington: United States Dep. of Commerce, 1960. XII, 789 p.
- Statistical Abstract of the United States. Prep, by the Bureau of Statistics Under the Dir. of the Secretary of Commerce and Labor. Washington: GPO, 1923−1926.
- U. S. Bureau of Census. Abstract of the 14th census of the United States. 1920. Washington: G P 0,1923. — 1306 p.
- U. S. Bureau of Census. Statistical Atlas of the United States. Washington: GPO, 1925.-476 p.
- Воспоминания, научные и публицистические произведениясовременников
- Армстронг JI. Моя жизнь в музыке. / Пер. с англ. // Театр. — 1965. — № 10, 12- -1996. -№ 2,3.20.