Введение.
Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского
Постоянные угрозы наводнения усиливали апокалипсическое восприятие Петербурга. Жизнь в новой столице можно было сравнить с полётом над бездной. С одной стороны — ощущение свободы и риска; с другой стороны — чувство ужаса. Риск будит творческую фантазию, но неизбежно влечёт за собой чувство страха перед возмездием Природы за дерзость человека. Какая сила тянула художников совершать свои шедевры… Читать ещё >
Введение. Образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь Летний сад — Онегина глава, О Блоке вспоминают острова, А по Разъезжей бродит Достоевский.
С.Я. Маршак В 1703 году Петр I основал город на Неве. С тех пор Санкт — Петербург вдохновил многих писателей, поэтов, художников, композиторов на создание различных произведений искусств, в которых образ города занимает важное место.
Санкт-Петербург окружён тайнами, пропитан мистикой, он завораживает своими мифами и легендами. Это город-мечта, город-сказка, город-легенда.
Неслучайно у этого города было множество имён: Петербург, Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Северный Рим, Парадиз, Северная Венеция, Петрополь, Северная Пальмира, Новый Вавилон, Град Антихристов.
Какая сила тянула художников совершать свои шедевры? Архитектурные ансамбли города неповторимы в своей красоте, мосты над Невой воспринимаются как триумфальные ворота над могучими водами. Некоторым петербургским памятникам приписывались магические свойства. Окутаны легендами Зимний дворец, Михайловский замок, Смольный собор.
Конечно, этот загадочный и величественный город не мог не появиться и на страницах литературных произведений. Тема Петербурга — одна из сквозных тем русской литературы 19 века.
Почему для писателей 19 века так важен образ Петербурга? Этот вопрос помог мне выбрать тему реферата.
Цель моей работы — раскрытие значения образа Санкт-Петербурга в русской литературе на примере произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
- · Перечитать произведения о Петербурге: А. С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», Н. В. Гоголь «Петербургские повести», в том числе «Шинель», Ф. М. Достоевский «Белые ночи»;
- · Используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского;
- · определить роль Петербурга в каждом произведении;
- · установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.
Петербург — не только любимое детище и гордость Петра, но и символ его царствования, выражение эпохи преобразований. Но не только положительные моменты связаны с основанием города. Строительство Санкт-Петербурга раскололо общество России на две части. Патриархальное, исконно-русское осталось в Москве; новое, чужое европейское было связано с новой столицей. Не многие в то время были согласны с дерзкими планами царя. Народ считал Петра I антихристом. «Дьявольское» и «божественное» восприятие Петербурга в литературе и искусстве не случайно. Оно определено историей возникновения города, мифами и легендами, связанными с его основанием.
Санкт-Петербург был вызовом Петра I не только западным странам, но и Природе, Богу. Город был создан на болоте, где строительство считалось вообще невозможным. А здесь с самого начала строили не дома, а дворцы. Пётр мечтал, чтобы его Петербург по красоте превзошёл самые красивые города Европы, поэтому людей не жалели. Город, построенный на костях его строителей, вызывал одновременно и восхищение, и ужас.
Постоянные угрозы наводнения усиливали апокалипсическое восприятие Петербурга. Жизнь в новой столице можно было сравнить с полётом над бездной. С одной стороны — ощущение свободы и риска; с другой стороны — чувство ужаса. Риск будит творческую фантазию, но неизбежно влечёт за собой чувство страха перед возмездием Природы за дерзость человека.
Наверное, ни об одном другом городе мира не написано столько замечательных строк. Санкт-Петербург оживает в произведениях Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Ахматовой. Улицы и площади Петербурга — это не просто место действия. Город оказывает влияние на людей и определяет их судьбу. Он всегда разный, но всегда величественный, потому что в нём отразились история, философия и культура огромной страны.