Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исторические жанры в современной русскоязычной литературе Таджикистана

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования являются труды известных, русских и таджикских филологов, посвященные сравнительно-системному анализу произведений исторического жанра. В своих исследованиях автору опирается на труды М. Бахтина (Эпос и роман, 1970; Слово в романе. Эстетика словесного творчества, 1986; Формы времени и хронотопа в романе, 1986), Г. Лукача (Современный буржуазно-демократический… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Малые исторические жанры в творчестве Ато Хамдама и Леонида Чигрина
    • 1. Жанр миниатюры в творчестве писателей
    • 2. Жанр легенды
    • 3. Жанр рассказа
    • 4. Жанр очерка
  • Глава II. Жанрово-стилевые особенности исторического романа «Великий шелковый путь»
  • А.Хамдама и Л. Чигрина
    • 1. Жанровые принципы исторического романа
    • 2. Место исторических романов в творчестве
  • А.Хамдама и Л. Чигрина
    • 3. Идейно-художественный анализ романа «Великий шелковый путь»

Исторические жанры в современной русскоязычной литературе Таджикистана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В русскоязычной исторической прозе последней трети XX века происходят значительные культурно-эстетические сдвиги. В литературе второй половины 1980;х — начала 1990;х гг., а затем и в постсоветский период исторический жанр претерпевает трансформации, связанные с изменениями как в социально-политической жизни России, так и Республики Таджикистан. На рубеже веков публикуются исторические романы, в которых писатели обращаются к общечеловеческим ценностям, акцентируют нравственные категории в оценке исторической личности, ставят проблему личности по-новому: «личность и тоталитарное государство». Исторический роман запечатлевает изменения, происходящие в сознании современников кризисных эпох: личность стремится сохранить свою индивидуальность в период духовной и культурной деградации общества. В такие моменты истории закономерен интерес к прошлому, соответственно, активизируются все формы исторического жанра и появляются новые.

Отсюда возникает потребность общества в знании отечественной истории. В анализе нуждается тенденция к переосмыслению проблем «человек и история», «личность и государство», «человек и власть», наметившаяся ещё в середине XX в. в произведениях как таджикских писателей — С. Айни («Рабы»), Дж. Икрами («Дочь огня», «Поверженный» («Двенадцать ворот Бухары»), С. Улуг-зоде («Восэ», «Согдийская легенда»), так и русских — Д. Балашова, В. Пикуля, С. Бородина и других. В конце XX века назрела необходимость исследовать жанрово-стилевую динамику современной исторической прозы, в том числе и русскоязычной исторической прозы, и, таким образом, воссоздать целостную картину ее развития.

Дело в том, что во второй половине XX столетия формируется более внимательное отношение к противоречиям современной жизни. В литературе наблюдается модификация жанра исторического романа, который не утрачивает своей актуальности. Этот жанр становится все более многогранным по форме и по содержанию.

В русскоязычной литературе Таджикистана конца XX — начала XXI века самыми яркими литераторами, выступающими в жанре исторической прозы (как малых, так и крупных форм), являются Ато Хамдам и Леонид Чигрин.

Ато Хамдам и Л. Чигрин сотрудничают более двадцати лет, и их творческий союз продолжается. Их перу принадлежит ряд исторических миниатюр, рассказов и повестей («У подножия Тахти Сангина» (2003), «Мужество матери» (2005), «Ошибка Тамерлана» (2003), «Храм Соломона» (2006) и др.), «Дневная звезда Имома Азама» (2009), исторических романов («Хатлонский бастион» (2005), «Покорение Согдианы» (2003), «Великий шелковый путь» (2006), «Озар из Уструшаны» (2007), «Венецианец Марко Поло» (2008), из которых мы узнаем много нового об истории края. Помимог этого ими написано немало приключенческих и детективных повестей, получивших признание читателей.

Произведения А. Хамдама Л.Чигрина, имеющие историческую направленность, читают в Таджикистане с большим интересом. Героями их произведений стали известные личности, оставившие глубокий след в истории. Это и царь Иудеи Соломон, и А. Македонский, которому уделяло пристальное внимание немало исследователей и писателейСпитамен, благодаря которому народ Согдианы поднялся на борьбуСпартак, возглавивший восстание рабовОзар, повидавший на своем жизненном пути немало трудностей и ставший другом и сподвижником СпартакаЧжан Цань, вошедший в историю как первооткрыватель Шелкового путиМарко Поло, венецианский купец, тоже внесший свою лепту в развитие Шелкового пути, а также простой таджикский народ, труженики, испытавшие на себе тяжести рабства и войны: Сарвиноз, Гурдак Гиждувани, Салим-гончар др. Почти все они наделены мудростью, выносливостью, стойким мужественным характером.

В жанрах исторической прозы данные писатели проявляют большой интерес к решающим моментам исторического прошлого, к значительным историческим фигурам, в определенной мере повлиявшим на судьбу своего народа. Образы выдающихся личностей позволяют им наиболее полно воссоздать реальную картину социально-политической жизни определенной эпохи и обнаружить духовные основы, связующие целые поколения.

Ато Хамдам (Ходжаев Ато Хамдамович) хорошо известен в Таджикистане как талантливый писатель, журналист, драматург и ^ v переводчик. Его имя известно в странах СНГ, Иране, Афганистане, США, Пакистане, Польше, Чехии и других странах.

Из-под пера Ато Хамдама вышли десятки пьес, киносценарии, повести-5 и рассказы. Ряд его работ был отмечен самыми престижными премиямиОн перевел на таджикский язык многие произведения всемирно известных § писателей, таких как Азиз Несин, Ги де Мопассан, Тимур Пулатов, Георгий Марков, Александр Вампилов, Бабаниез Каюмов.

Ато Хамдам — первый таджикский писатель, удостоенный высшей литературной премии Пакистана. Ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник Республики Таджикистан».

Книгам Ато Хамдама присуща ясность и выразительность, светлый оптимизм человека, хорошо знающего и искренне любящего свою страну и свой народ.

Леонид Чигрин родился в Таджикистане. В годы Великой Отечественной войны его родители из России эвакуировались в Таджикистан. Отца призвали на фронт, и он воевал до Победы. Мать жила и работала в Канибадаме, небольшом городе на севере республики, где и появился на свет Л.Чигрин. Таджикский язык входил в его память наравне с русским, а обычаи и жизненный уклад таджикского народа становились привычными и входили в его обиход. Образовался своеобразный сплав двух культур и национальных традиций, которые сопутствуют Л. Чигрину на протяжении всей его жизни. Достаточно сказать, что творения великих поэтов Востока — Рудаки, Фирдоуси, Хайяма — волнуют и задевают его за душу так же, как и поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, С.Есенина.

После войны отца Леонида Александровича, горного инженера по специальности, направили строить горнорудное предприятие на севере Таджикистана в поселке Адрасман, где он вскоре и погиб из-за обрушения^ кровли на шахте. Мать, работая и не имея престижной профессии, сумела дать будущему писателю среднее и высшее образование. Он никогда не знал безработицы, на журналистов всегда был в Таджикистане высокий спрос. Занимаясь журналистикой, он побывал практически во всех республиках тогдашней страны Советов и понял, что Таджикистан — это его Родина, которая не может быть разменной монетой в погоне за благами. У него не было мысли покинуть Таджикистан даже в столь недавний и сложный период политического противостояния.

Невозможно, посвятив жизнь журналистике, в конечном итоге не попробовать стать писателем. Накапливается множество впечатлений, складывается определенный жизненный опыт, которые требуют осмысления на бумаге.

Поначалу Л. Чигрин занимался переводами произведений писателей с таджикского языка на русский и наоборот, а потом возник замысел попробовать силы в собственном творчестве. Счастливый случай свел его с писателем, драматургом Ато Хамдамом, с которым они сотрудничают до сих пор.

Произведения этих писателей созданы сравнительно недавно. По их творчеству отсутствуют научные статьи, монографии, исследования.

Творческая деятельность Ато Хамдама и Леонида Чигрина до настоящей диссертации не была исследована литературоведами. Отсюда актуальность и новизна данной работы. Комплексный анализ исторических произведений позволяет восполнить пробелы в представлениях о жанрово-стилевом многообразии литературного процесса последней трети XX века — начала века XXI.

Новизна диссертации заключается и в том, что впервые предпринята попытка комплексного анализа произведений А. Хамдама и Л. Чигрина 2000;х гг. XXI столетияпроанализированы проблематика и жанрово-стилевые особенности исторической прозы писателей в ее динамике, охарактеризована авторская концепция исторической личности, выявлена типология героев исторической прозы названных писателей.

Объект исследования: творчество А. Хамдама и Л. Чигрина в контексте русской и таджикской исторической прозы последней трети XX — начала XXI века. t.

Предмет исследования: проблематика и жанрово-стилевое своеобразие исторической прозы писателей.

Материалом исследования послужили миниатюры («У подножия Тахти Сангина» (2003), «Поражение Цезаря» (2008), историческая легенда «Храм Соломона» (2006), исторический рассказ «Мужество матери» (2005), исторический очерк «Загадка короны Российской империи» (2003) и исторический роман «Великий шелковый путь» (2006).

Целью работы является изучение жанрового своеобразия исторической прозы Ато Хамдама и Леонида Чигрина, определение мастерства писателей, выявление способов и методов разработки ими типологически ёмких характеров исторических реальных образов и «образа самой эпохи.

Задачи работы определены следующим образом: — изучить жанровое своеобразие исторической прозы;

— определить пути развития исторической прозы в РТ;

— исследовать оригинальную концепцию исторической личности, и, соответственно, выявить и охарактеризовать типологию героев исторической прозы писателей- .

— на материале произведений писателей проанализировать особенности художественного воплощения исторической проблематики в крупных и малых жанрах исторической прозы А. Хамдама и Л. Чигрина;

— выявить черты преемственности и новаторства исторической прозы данных писателей в решении проблем художественного воплощения личности и исторической жизни, героя и общества.

Методы исследования. Исследование носит историко-литературный характер. В работе используются сравнительно-исторический, типологический, историко-генетический, биографический, 1,1 интертекстуальный методы.

Методологической основой исследования являются труды известных, русских и таджикских филологов, посвященные сравнительно-системному анализу произведений исторического жанра. В своих исследованиях автору опирается на труды М. Бахтина (Эпос и роман, 1970; Слово в романе. Эстетика словесного творчества, 1986; Формы времени и хронотопа в романе, 1986), Г. Лукача (Современный буржуазно-демократический гуманизм и исторический роман, 1938), Л. Демидчик, С. Петрова (Русский исторический роман XIX в., 1984), Н. Тамарченко (О своеобразии русского исторического романа, 1994), С. Орлова (Исторический роман Вальтера Скотта, 1960), М. Шукурова (Обновление. Таджикская проза сегодня, 1986), А. Рахмонова (Мифологические истоки таджикской литературы первой половины XX в., 1999), М. Имомова (Сужет ва тасвир дар насри Садриддин Айни, 2007), Х. Асозода (Становление крупных жанров, 1993), Х. Асоева (Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари, 1988), А. Спектор (Исторический роман. История и теория), М. Раджабова (Развитие таджикской советской прозы в 60−70-е гг., 1983), М. Ковтун (Творчество Мансура Суруша. (Жанрово-стилевые искания), 2004), А. Ахтамовой (Литературно-художественная концепция детства в творчества Т. Пулатова, 2002), Г. Соколовой (Эволюция художественных исканий в творчестве Т. Зульфикарова, 2006) и др.

М.М.Бахтин определяющей особенностью данного жанра считал соединение исторической и частной жизни, преодоление замкнутости прошлого и достижение полноты времени. Писатель-романист должен уметь видеть время в пространственном целом мира и воспринимать наполнения пространства как становящееся целое, как событиедолжен уметь читать приметы хода времени во всем, начиная от природы и кончая человеческими нравами и идеями. Прежде всего, время раскрывается в природе. Это движение солнца, звезд, времена года. Все это находится в неразрывной * связи с человеческой жизнью, бытом, деятельностью. В этой взаимосвязии историческое время — видимые следы творчества человека, следы его рук. и < его ума: города, улицы, дома, произведения искусства, техники и. т.д. Историческое видение опирается на глубокое, конкретное восприятие ^ местности. Творческое прошлое раскрывается как необходимое в данной местности, превращая ее в место исторической жизни людей. Сущность исторического времени — зримое сосуществование разных эпох, слияние времени — прошлого, настоящего, будущего.

Исследователь Н. Д. Тамарченко главным признаком классического исторического романа считал сочетание авантюрности и историзма.

По мнению С. А. Орлова, исторический роман есть повествование, в сюжете которого имеет место обращение к прошлому народа, образное воссоздание прошлого, при котором раскрываются существенные противоречия изображаемой эпохи.

С.М. Петров считал, что в историческом романе существует дистанция между писателем и темой его времени. Предметом исторического романа он считал историческое прошлое, понимаемое как уже завершившуюся в своем развитии определенную эпоху, в котором воссоздавались бытовые и психологические детали, вводился исторический пейзаж, язык персонажей получал историческую окраску.

Особый интерес вызывает монография известного таджикского учёного М. Шукурова «Обновление"', изданная на русском языке в Москве. Её автор исследует творчество ведущих таджикских прозаиков С. Айни, Дж. Икрами, С. Улуг-заде, Р. Джалила, Ф. Мухаммадиева, и многих других писателей, чьи произведения стали определённой вехой в истории таджикской литературы XX века. Ученый отмечает, что таджикские писатели никогда не теряли ощущения того, что за ними стоит многовековой литературный опыт, культура художественной мысли и слова. В их творчестве прослеживается связь с традицией, которая придает творчеству писателей национальную самобытность, способствует сохранению литературного языка и литературной почвы. Таджикским писателям удаётся-, сочетать идейное новаторство с бережным отношением к национальной традиции, несмотря на модернизацию современной прозы, на усложнение конфликта между личностью и средой. Специальная глава посвящена историческому романа в таджикской литературе, в которой он рассматривает творчество таких видных таджикских писателей, как С. Айни («Дохунда», «Рабы», «Смерть ростовщика», «Одина», «Воспоминания»), Дж. Икрами («Дочь огня», «Двенадцать ворот Бухары», «Поверженный»), С. Улуг-заде («Восэ», «Согдийская легенда»), Р. Джалила («Шураб»), Расула Хади-заде («Звезда во мгле»),.

Х.Асозода в своей монографии «Становление крупных жанров» анализирует процесс становления и развития эпических жанров в литературе на дари. Проведенное им исследование малых и больших жанров афганской литературы позволило рассмотреть вопросы, связанные с жанровыми разновидностями современной дариязычной прозы, представленной и социально-бытовыми, историческими, любовно-приключенческими романами.

М.Раджабовым в работе «Развитие таджикской советской исторической прозы в 60−70-е годы» была предпринята попытка теоретически осмыслить пути формирования исторического жанра, выявить его идейно-художественную эволюцию, соотношение в нём художественного вымысла с правдой истории. На основе идейно-художественного анализа произведений были определены традиция и новаторство в сюжетном и композиционном построении, степень соотношения исторической и художественной правды, идейная взаимосвязь произведений исторической прозы с современностью.

В творчестве таджикских писателей конца прошлого века наблюдается художественное переосмысление мифов, сказок, преданий и легенд, в которых ярко выражен опыт духовного развития народа. Эта мысль прослеживается в работе А. Рахмонова «Мифологические истоки таджикской литературы первой половины XX века», который подчёркивает, что «мифические и эпические сюжеты в таджикской литературе XX века не исчезли, они служили и служат для связи времён и поколений».

Исторические жанры в творчестве С. Айни рассматриваются М. Имомовым в книге «Сужет ва тасвир дар насри Садриддин Айни».

Ряд работ, посвященных исследованию исторических жанров, есть у профессора А. Спектор (Исторический роман. История и теория, 1988), которой разработан целый спецкурс по изучению жанра исторического романа.

Исследованию жанра рассказа и жанра романа, в том числе исторического, посвящена монография М. Ковтун «Творчество Мансура Суруша (жанрово-стилевые искания)».

Теоретическая значимость исследования, прежде всего, проявляется в разработке проблемы жанра исторического романа и малой исторической прозы. В диссертации рассмотрена актуальная проблема особенностей исторических жанров в современной русскоязычной литературе Таджикистана.

Малая историческая проза в литературоведении почти не рассматривается, отсутствуют специальные работы об исторической миниатюре, историческом рассказе, историческом очерке и других малых жанрах исторической прозы. В диссертации дается определение этих жанров, их основные эстетические принципы, которые раскрываются на конкретных примерах, взятых из таджикской, русской, зарубежной литературы. Используются при этом системно-сравнительные методологические аспекты.

Типология жанра исторического романа рассматривается на основе сопоставления как исторических романов А. Хамдама и Л. Чигрина, так и на сопоставлении их с жанрами других авторов (С.Айни, Д. Икрами, С. Улугзаде, Я. Ильясов, В.Ян., П. Лукницкий и т. д.).

Исходя из исследования, пришли к выводам, что исторические жанры синтезированы, то есть включают в себя модусы других жанров (социального романа, приключенческого, философского, психологического).,-Проблематика романов перекликается с современными проблемами.

Жанрово-стилевые особенности романов раскрывают оригинальность произведений.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования могут найти применение в изучении творчества А. Хамдама и Л. Чигрина и исторической прозы в целомматериал работы может быть использован при чтении курса истории русской литературы ХХ-ХХ1 века и спецкурсов («Россия и Восток», «Русский язык и литература в таджикской школе»).

Апробация результатов исследования проходила на научных конференциях:

— X Славянские чтения, 18 апреля 2006 г.

— XI Славянские чтения, апрель 2007 г.

— Дни русского языка в Республике Таджикистан, октябрь 2007 г.

— Проблемы регионального славяноведения, 21 мая 2009 г.

Содержание работы отражено в шести публикациях.

Структура работы определяется поставленными задачами и характером исследуемого материала. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 188 источников. Общий объём работы составляет 155 страниц.

Заключение

.

Изучение жанрового своеобразия исторической прозы Ато Хамдама и Леонида Чигрина с целью определения мастерства писателей, выявления способов и методов разработки ими типологически ёмких характеров исторических реальных образов и образа самой эпохи свидетельствует о том, что малые исторические жанры (миниатюра, легенда, рассказ), также, как и крупные (роман), в современной русскоязычной литературе Таджикистана продолжают развиваться, соблюдая преемственность в изображении героев, событий, идей, способе раскрытия исторических конфликтов и пр., заложенных в мировой художественной литературе ещё в XIX веке.

Анализ каждого произведения, написанный А. Хамдамом и Л. Чигриным в жанре исторической прозы, как, например, анализ миниатюр «У подножия Тахти Сангина» и «Поражение Цезаря», показал, что авторами соблюдены все специфические черты исторических жанров малой формы: отображение яркого, знаменательного исторического события, действующими, лицами' которого являются исторические личностииспользование вымышленных героев, ситуаций, диалогов в целях разъяснения своей идеи, социальных,-философских проблем, лаконизм повествования и прочее.

Писатели ни в коем случае не хотели выйти за рамки исторических жанров, расширить, например, и без того сложную структуру жанра исторической миниатюры, что доказывается попыткой создания ряда или цикла (как у многих русских писателей) миниатюр, объединенных одним героем, а также созданием отдельных исторических романов на основе миниатюр.

Об этом же свидетельствует и исследование легенды «Храм Соломона», в которой авторы соблюли все признаки литературной легенды: в ней геройнеординарная историческая личность, он переживает моменты взлета и падения страстей, духовное обновлениеобстановка, в которой происходят события, экзотическая. Анализ легенды указывает на то, что источником ее могли стать библейские легенды о царе Соломоне, поскольку авторы сохранили в своем произведении сказовый стиль древней легенды.

На основе анализа рассказа А. Хамдама и Л. Чигрина «Мужество матери» можно заключить, что свою задачу в жанре исторического рассказа — раскрыть уже сложившийся характер на фоне самой критической точки исторических событий — писатели выполнили мастерски.

Борьбу, происходящую в сознании героини — женщины, матери и патриотки, — ее душевное и нравственное состояние, отражающее губительную силу войны, писателям удалось раскрыть со всей полнотой.

В изображении типичных исторических событий — войны и осады крепости — А. Хамдам и Л. Чигрин смогли внести и новую струю, а именно: способ введения главного героя не сразу, а по мере развития действия. В жанре исторического рассказа писатели использовали многие литературные приемы — это и введение антитезы, и следование закону единства правды художественной и правды исторической и др.

При этом следует отметить, что, рисуя в своих произведениях «свою» действительность прошлого, раскрывая характеры исторических личностей в" воссоздаваемых в сюжетах обстоятельствах, авторы не страшатся каких-либо противоречий, ибо сама изображаемая эпоха несет на себе их неразрешимую печать.

В историческом рассказе писателей интересует не раскрытие причин возникновения и исхода произошедших исторических событий, а судьба личности, исторической фигуры. Как было выявлено в исследовании, создание образной системы в малых исторических жанрах А. Хамдамом и Л. Чигриным достигнуто посредством обобщения, детализации, что лишний раз доказывает их писательское мастерство.

Наше исследование также показало, что несомненными достоинствами обладает и роман А. Хамдама и Л. Чигрина «Великий шелковый путь», поскольку в нём ярко и красочно раскрываются действительно происходившие исторические события, культура той эпохи, человеческие взаимоотношения во всем их многообразии. Художественные особенности данного произведения выявляются как в композиции произведения (в расположении глав, сюжетных коллизиях, языке произведения), так и в идейно-художественном содержании (тема, проблема, идея, пафос).

При этом необходимо отметить, что в данном историческом романе роль художественного средства выполняют включённые в него народные рассказы и легенды. Таким образом, авторы, иногда сами того не замечая, продолжают традиции народа. И традиция эта связана не только с общим направлением литературы. Следует отметить, что в исторических жанрах, созданных Ато Хамдамом и Леонидом Чигриным, подражательность истокам можно классифицировать и как следование традициям, и как попытку возродить героический пафос в нашу эпоху, когда героические мотивы, а тем более их пафосное изложение, практически исчезли, и как стремление воспитать чувства патриотизма, необходимые гражданину. В проблематике романа выступает идейно-политическая близость к задачам современности.

Исследование исторической прозы А. Хамдама и Л. Чигрина в очередной раз подтвердило, что жанр — явление типологическое. Доказательством этому служит, например, то, что в основе исторических «малых жанров», выбранных авторами, (рассказах, эссе, очерках, легендах, исторических миниатюрах) — небольшие исторические эпизоды, посвященные героическим событиям.

Героика этих жанров, корнями уходящая в фольклор, определила стилевые особенности произведений А. Хамдама и Л. Чигрина, выразившиеся в наличии сказовых элементов, своеобразии сюжета (почти отсутствует экспозиция, завязка стремительно ведет к кульминации, и она, в свою очередь, совмещается с финалом), номинативности, монологизме и пр.

Авторы, выполняя функции рассказчика, передают события, лично ими не виданные, а почерпнутые из каких-то источников. Но сжатые и точные характеристики событий и героев раскрывают отношение к ним авторов и определяют их авторскую позицию.

Писателями соблюдена преемственность: типологические, содержательные свойства произведений, сочетание романтических и реалистических тенденций, идущих из разных эпох и из разных национальных литератур, и литературных направлений.

Романтический пафос, используемый авторами, создание ими героических характеров — это стремление показать новое «звучание» литературы, ее героику и романтику, историзм и оптимизм и гуманизм жизни. А. Хамдам и Л. Чигрин давно решили для себя и для своей творческой позиции, как им изображать исторические события: с верой в разум, в силу человеческого характера (подвига) или утверждать бесполезность и безнадежность человеческого поступка. Конечно, нельзя забывать о разных конкретно-исторических формах проявления этих двух программ творчества, и, бесспорно, оптимизм не должен превращаться в приукрашивание" исторических событий и героев. Но жизнеутверждение, создание сильных характеров, обуславливающее идейно-эстетическую основу творчества^ А. Хамдама и Л. Чигрина, не сводится к идеализации, не разрушает правды жизни.

Вера в разум, в созидательные силы народа и романтика в изображении событий в произведениях А. Хамдама и Л. Чигрина сомкнулись с историческим оптимизмом. Миропонимание в искусстве обусловлено конкретно-историческими и социальными причинами и обладает определенной идеологической направленностью, связанной со своей эпохой. Поэтому особенно важно в наше сложное, противоречивое и не очень радостное’время найти такую эстетическую доминанту, такое видение жизни, которое бы вносило в искусство оптимизм, пафос жизнеутверждения, хотя бы на отдаленном историческом материале. Трагические концовки исторических жанров не создают настроения безнадежности, ибо пронизаны верой в человека.

Творческое наследие А. Хамдама и Л. Чигрина — писателей-историков — достойно пристального внимания литературоведов, глубокого изучения их произведений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. Особенности публицистики Садриддина Айни времен Великой отечественной Войны // Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей. Душанбе: Эчод, 2009. 159с.
  2. В.Ш. Абхазский роман. Сухуми: Алашара, 1997. — 200с.
  3. С. Маънои калимаи точик// Адабиет ва санъат. 1992. № 23. — С.24−25.
  4. С. Рабы // Айни С. Собр.соч.: В 6 т. Т.2. М.: Худ.лит., 1971. -440с.
  5. С. Воспоминания // Айни С. Собр.соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ.лит., 1971.-510с.
  6. С. Восстание Муканны // Айни С. Повести и очерки. Душанбе: Маориф, 1983. — 440с.
  7. С. Герой таджикского народа Темур-Малик // Айни С. Повести и очерки. — Душанбе: Маориф, 1983. — 440с.
  8. Г. Типология художественного воплощения исторической личности и эпохи в произведениях В.Пикуля: автореф.дис. канд.филол.наук. Ташкент, 1997. — 18с.
  9. Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма // Типология и поэтика. Киев: Высшая школа, 1987. — 158с.
  10. Ю.Андреев Ю. А. Русско-советский исторический роман. 20−30-е гг. М.-Л.: Акаднаук СССР, 1962. — 167с.
  11. Арриан. Поход Александра / пер. с древнегреч. М. Е. Сергеенко. М.-Л.: Акад. наук СССР, 1962. — 384с.
  12. X. Становление крупных жанров. Душанбе: Ирфон, 1993. -206с.
  13. X. Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари (к вопросу типологии и национального своеобразия). -Душанбе: Дониш, 1988. 223с.
  14. С.Ю. Особенности повествовательной структуры в современной таджикской прозе (к проблеме позиции автора и героя в художественном произведении): автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1983.-22с.
  15. Бароти Абдурахмон. Куруши Кабир. Шоханшохи тамаддуновар. (Романи таърихи), Душанбе: Шарки Озод, 2006. — 420с.
  16. Бароти Абдурахмон. Рухшона (Фочиаи таърихи). Душанбе: Адиб, 2007. — 269с.
  17. В.В. Таджики. Исторический очерк. Сочинения. М.: Изв.вост.лит., 1963. — 760с.
  18. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.
  19. М.М. Слово в романе. Эстетика художественного творчества. М.: Искусство, 1975. 445с.
  20. В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. Т.5.- М.: Акад. наук СССР, 1954. 863с.
  21. Белинский о романе // Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Акад. наук СССР, 1958. 541с,
  22. И.А. Карел Чапек. Творческий путь. М.: Наука, 1969. -198с.
  23. Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии: В 3 т. Т. 1−3. M.-JL: Акад. наук СССР, 1950−1953. — 382с., 385с.,' 327с.
  24. Д. Исторический роман // http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt 1 /lt 1 -3351-htm.
  25. M. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254с.
  26. Ф. Художественная интерпретация исторической личности (О походах Александра Македонского в Средней Азии в советской исторической прозе): автореф. дис.докт.филол.наук.- М., 1991.-43с.
  27. Болыная советская энциклопедия: В 30 тт. Т.21 / Под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энцоклопедия, 1975. — 639с.
  28. Болыпая советская энциклопедия: В 35 тт. Т.35 / Под ред. Б. А. Введенского. М.: Сов. энциклопедия, 1955. — 672с.
  29. И.С. Садриддин Айни. Жизнь творчество. М.: Сов. писатель, 1978. — 246с.
  30. И.П. Типологические основы жанров исторической романистики. Ташкент: Фан, 1979. — 168с.
  31. М. Технология рассказа / http://omiliya.org/aiticle/tekhnologiya-rasskaza-mikhail-veller.html.
  32. А. Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. — 404с.
  33. . Таджики. Душанбе: Ирфон, 1989. — 384с.
  34. И.К. Польский исторический роман и проблемы историзма. -М.: Акад. наук СССР, 1963. 263с.
  35. A.B. Эстетика истории. М.: Наука, 1975. — 128с.
  36. А. М. Избранное. М.: Дет.лит., 1982. — 686с.
  37. A.M. О матерях можно рассказывать бесконечно // Горький A.M. Собр.соч.: В 30-ти т. Т.7. М.: Гослитиздат., 1961. 462с.
  38. A.M. Собрание соч.: В 30 т. Т.24. М.: Наука, 1961. — 591с.
  39. JI.H. Летописец народной жизни: (К 100-летию со дня рождения С. Айни). Душанбе: Ирфон, 1978. — 27с.
  40. A.A. Судьбы книг. История, одетая в роман. М.: Книга, 1988.-315с.
  41. А.К. Художественный образ. М.: Сов. писатель, 1961. — 406с.
  42. Т. Проблемы современного исторического романа. М.: Худ. лит., 1972.- 172с.
  43. Т. Заметки об языке исторического романа // Дон. 1974. № 7.-С. 111−118.63 .Икрами Дж. Дочь огня. Роман. М.: Известия, 1965. — 456с.
  44. Иллюстративная энциклопедическая библиотека. Древний Рим / Под ред. В.Бутромеева. Государственное устройство. Искусство. Наука, Философия. М., 1997.
  45. Я. Согдиана. Романы и повесть. Душанбе: Адиб, 1987. -187с.
  46. М.С. Сужет ва тасвир дар насри Садриддин Айни. Душанбе: Адиб, 2007.-370с.
  47. История Древнего Рима / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2002. — 382с.
  48. История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 2006. — 382с.
  49. Г. Современный персидский исторический роман. Душанбе: Дониш, 1982.- 105с.
  50. А.Т. Художественное воплощение личности и исторической эпохи в современной узбекской прозе: автореф. дис. докт.филол.наук. Ташкент, 1985. -38с.
  51. К исторической типологии романа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -444с.
  52. М.Б. Творчество Мансура Суруша (Жанрово-стилевые искания). Душанбе: РТСУ, 2004. — 149с.
  53. В.В. Происхождение романа. -М: Советский писатель, 1963. -439с.
  54. Кон И. С. Историзм // Советская историческая энциклопедия. М., 1964. Т.6.
  55. С. Черты романтического историзма // Вестник МГУ. 1977. № 4. С. 79−85.
  56. А.И. Суламифь. Повесть. Свердловск: Сред.-урал.кн.изд-во. -268с.
  57. .А. Древние кочевники «Крыши мира». М: Наука, 1972. -269с.
  58. Lukacs G. The Historical Novel. Harmondsworth, 1969.
  59. П.Н. Ниссо. Роман. М.: Мол. гвардия, 1976. — 446с.
  60. H.A. История Древнего Рима. М., 1950.
  61. Г. В. Типы исторического повествования. Саратов, 1977.
  62. В.Я. Поэтика исторического романа. — Тверь: Худ.лит., 2002. 140с.
  63. Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М.: Наука, 1986.-318с.
  64. Ю. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976. — 375с.
  65. М.М. Монна Ванна // Метерлинк М. Пьесы. М.: Искусство, 1972. 110с.
  66. Ш. Муллоев Ш. Б. Поэтика и особенности стиля публицистики Мирзо Турсунзаде // Актуальные проблемы журналистики. Сборник научных статей. Душанбе: Эчод, 2009. 159с.
  67. A.M. Проблемы психологизма в современной таджикской прозе (Историко-революционная трилогия Дж. Икрами «Двенадцать ворот Бухары»): автореф.дис. канд.филол.наук. Душанбе, 1981. -28с.
  68. М. Язык русского советского исторического романа. Киев: Высшая школа, 1978. — 191с.
  69. Г. Л. Русская проза конца XX века. М.: Сов. писатель, 2003. -453с.
  70. Н.В. Новый историзм новая правда // Новиков Н. В. Художественная правда и диалектика творчества. М.: Худ.лит., 1988. — 495с.
  71. С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький: Горьк. ун-т, 1960. -480с.
  72. В. Д. Связь времен (историческая тема в многонациональной советской прозе наших дней). М.: Знание, 1974. -159с.
  73. С.М. Русский исторический роман XIX в. М.: Худ.лит., 1984. — 374с.
  74. М.С. Развитие таджикской советской прозы в 60−70-е гг.: автореф. дис. канд.филол.наук. Душанбе, 1983. — 19с.
  75. Э.Ш. Таджики в зеркале истории. Книга первая. От арийцев до Саманидов. London & Flint river editions / Great Britain. 240c.
  76. .Р. А.А.Бестужев-Марлинский и Восток. Душанбе: ТГИЯ, 2001. -26с.
  77. .Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л.: Гослитиздат, 1958. 367с.
  78. М.В. Каноническая идеализация тотемических образов в мифотворчестве зороастрийцев и восточных славян: автореф. дис. канд.филол.наук. Душанбе, 2004. — 22с.
  79. А. Становление и развитие жанров таджикской документальной прозы (60−80-е годы): автореф. дис. докт.филол.наук. -Душанбе, 1996.-42с.
  80. М.И. Советский исторический роман. М. Гослитиздат, 1936.-158с.
  81. И.В. Нравственные уроки истории. Современный историко-революционный роман. М.: Сов. писатель, 1984. -256с.
  82. В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Худ.лит., 1982. — 263с.
  83. Г. Б. Эволюция художественных исканий в творчестве Т.Зульфикарова: автореф. дис. канд.филол.наук. Душанбе, 2006. -24с.
  84. А.Л. Исторический роман. История и теория. Материалы спецкурса и спецсеминара: учеб. пособие. Душанбе: ЛГПИ, 1988. -123 с.
  85. H.H. Исторический роман. К проблеме типологии жанра // Вестник МГУ. 2007. № 2. С.50−57.
  86. Судьбы романа. Сборник статей. М.: Прогресс, 1975. — 373с.
  87. Э.В. Таджикистан в судьбе и творчестве П.Лукницкого. -Худжанд: Нури маърифат, 2008. 243с.
  88. . Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Сов. писатель, 1977. — 526с.
  89. В.Ю. Художественные открытия русской исторической прозы 20−30-х гг. XIX в. М.: Наука, 1985. — 279с.
  90. Ю. Писатель и ученый: Воспоминания, размышления, встречи. М.: Мол. гвардия, 1966. — 221с.
  91. Улуг-заде С. Согдийская легенда. Повесть. Исторический роман. Рассказ. М.: Худ.лит., 1987. — 510с.
  92. Улуг-заде С. Восэ. Роман. М.: Сов. писатель, 1980. — 400с.
  93. А. Шахнаме / Родник жемчужин. Персидско-таджикская классическая поэзия. Душанбе: Маориф, 1986. — 445с.
  94. А., Чигрин Л. Исторические миниатюры. У подножия Тахти-Сангина // Вечерний Душанбе. 2003.7 ноября. № 45 (311). С. 24.
  95. А., Чигрин Л. Исторические миниатюры. У подножия Тахти-Сангина // Вечерний Душанбе. 2003. 21 ноября. № 47 (313). С. 24.
  96. А., Чигрин Л. Ошибка Тамерлана. Душанбе, 2009.
  97. А., Чигрин Л. Мужество матери // Курьер Таджикистана. 2005. № 33−41.-С.24−25.
  98. А., Чигрин Л. Загадка короны Российской Империи. 2003. № 22.-С.12.
  99. А., Чигрин Л. Покорение Согдианы. Душанбе: Сурушан, 2003.-392с.
  100. А., Чигрин Л. Хатлонский бастион. Душанбе: Адиб, 2005. -295с.
  101. А., Чигрин Л. Призраки пустыни. Душанбе: Адиб, 2005. -295с.
  102. А., Чигрин Л. Храм Соломона / 2006 год год Ариев. -Душанбе: Адиб, 2006. — 390с.
  103. А., Чигрин Л. Тайны истории. Цикл исторических романов. Великий шелковый путь. Душанбе: Эчод, 2006. — 693 с.
  104. А., Чигрин Л. Озар из Уструшаны. Душанбе: Аржанг, 2007.- 590 с.
  105. А., Чигрин Л. Поражение Цезаря / Хамдам А., Чигрин Л. Венецианец Марко Поло. Душанбе, 2008.
  106. А., Чигрин Л. Венецианец Марко Поло. Душанбе, 2008.
  107. А., Чигрин Л. Дневная звезда Имома Азама. Душанбе, 2009.
  108. М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Сов. писатель, 1978. — 365с.
  109. М.Ю. Проблемы индивидуального стиля и стилевых течений в современной таджикской прозе 70-нач. 90-х гг.: автореф. дис. докт.филол.наук. Душанбе, 1995. — 50с.
  110. .И. Герой и время. Образы исторических деятелей в современной советской прозе. М.: Сов. писатель, 1976. — 63с.
  111. Ст. Звездные часы человечества / Цвейг Ст. Собр.соч.: В 4 т. Т.2.- М.: Худ.лит., 1983. 483с.
  112. К. Александр Македонский / Чапек К. Война с саламандрами. Рассказы. М.: Худ.лит., 1980. -415с.
  113. A.B. Возникновение романа-эпопеи. М.: Сов. писатель, 1958.-376с.
  114. Ф. Александр Македонский. М.: Наука, 1984. — 384с.
  115. И. Исторический роман 30-х гг. XIX в. М., 1978.
  116. М. Обновление. Таджикская проза сегодня. М.: Сов. писатель, 1986. — 267с.
  117. А .Я. Своеобразие романа как жанр. М., 1978.
  118. Энциклопедия совета точик: Ц.6. Душанбе: энц.сов.точик, 1986. -634с.
Заполнить форму текущей работой