Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Народные традиции в русском светском костюме 18-19 вв

Дипломная Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Парочка, пришедшая из города в конце XIX в., распределялась по всей территории России, заменяя, сначала у молодежи, традиционные комплексы. Урал и Сибирь, не имевшие коренного великорусского населения и заселявшиеся выходцами из разных регионов, четкой комплексности костюма не знали, здесь перемешивались разные типы костюма и быстро совершался переход к «круглому» сарафану — платью и парочке… Читать ещё >

Содержание

  • Народные традиции в русском светском костюме 18−19 вв
  • Введение
  • Глава 1. Бытовая культура России 18−19 вв
    • 1. 1. Бытовая культура России допетровского времени
    • 1. 2. Европеизация культуры и быта России в XVIII в
    • 1. 3. Сословная бытовая культура XIX в
  • Глава 2. Особенности костюма 18−19 вв
    • 2. 1. Региональные особенности и различия в одежде русского народа
    • 2. 2. Народные традиции в русском светском костюме 18 в
    • 2. 3. Народные традиции в русском светском костюме 19 в
  • Заключение
  • Список литературы

Народные традиции в русском светском костюме 18-19 вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В середине 1790-х годов в России, как и в Европе, на смену облегающим платьям приходят античные туники с высокой талией и туфли без каблуков, введению которых во многом способствовала известная французская художница А. ВижеЛебрен, жившая в Петербурге с 1795 по 1801 год.

Особенностью XVIII века является то, что в это время еще не существует строгого разделения на дневные и вечерние платья. Различаются лишь украшения, которые одевались днем и вечером. Даже декольте были одного размера на обычных и нарядных туалетах, только грудь с 1770-х годов прикрывают, выходя на улицу, косынкой. В конце XVIII века вошли в моду платья со шлейфом. Которые носили как дома, так и на улице.

Во второй половине XVIII века были приняты два вида парадных придворных платьев, причем оба они отличались роскошью ткани и отделки. Первый представлял из себя шнурованный корсаж без рукавов с юбкой на фижмах и распашное верхнее платье с длинным шлейфом, концы которого во время танцев закладывали в карманы.

В начале 1790-х годов существует два вида фраков — «английский» с короткими фалдами и «французский с фалдами ниже колен. В 1790-х годах мужчины придерживаются английских мод и носят фраки, жилеты, круглые шляпы и сапоги. В это же время щеголи, заимствовав моды революционной Франции, появляются в обществе в сильно утрированных модных костюмах необыкновенно ярких цветов — в жилетах, едва доходягцих до пояса, очень коротких фраках с высокими — до самых ушей — воротниками, крошечных круглых шляпах и сапогах с огромными отворотами.

С восшествием в 1796 году на престол Павла Первого французские моды были запрещены, а мужчинам предписывалась следовать прусской моде, ибо, как известно, Павел был ярым поклонником Пруссии.

Начиная с середины XIX в. в России появляется критическое отношение определенной части общества к слепому подражанию западным обычаям и моде. Оно охватило широкие круги дворянства и интеллигенции.

Отметим определяющий признак народного костюма — его комплексность. Состав народного костюма был совершенно определенным и четко привязывался к тому или иному региону. По некоторым причинам, это, в основном, относится к женскому костюму. Выделяется ряд женских костюмных комплексов: понёвный, комплекс с андараком, сарафанный, комплекс с кубельком и парочка. Первые четыре привязаны к губерниям южнорусским, западным и южным, центральным и северным, и к казачьим областям.

Парочка, пришедшая из города в конце XIX в., распределялась по всей территории России, заменяя, сначала у молодежи, традиционные комплексы. Урал и Сибирь, не имевшие коренного великорусского населения и заселявшиеся выходцами из разных регионов, четкой комплексности костюма не знали, здесь перемешивались разные типы костюма и быстро совершался переход к «круглому» сарафану — платью и парочке.

К концу XIX в. распространилась мода на всевозможные жилеты. Необходимо также отметить, что в праздничный крестьянский костюм входило обычно больше одежды, чем того требовала погода. Даже летом, в жару, крестьянин мог надеть на себя суконный или плисовый жилет, суконный кафтан, сверх него суконный армяк нараспашку и сапоги с галошами. Этим подчеркивалась зажиточность владельца.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. 416 с.
  2. С. А. Этнографическая наука и изучение культурной динамики // Исследования по общей этнографии. М.: Наука, 1979. С. 24−60.
  3. А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей// Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. С. 63−68.
  4. Л.В. История русской материальной культуры. М., 2003.
  5. Л.В. Российский историко-бытовой словарь. М., 1999.
  6. И. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII вв.// Старые годы. 1909. № 7−9. С. 444.
  7. А. Ф., Фомина 3. М. Конструирование и конструктивное моделирование женской одежды. М.: Легпромбытиздат, 1990. 255 с.
  8. А. Ф., Фомина 3. М. Русская народная одежда и современное платье. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 175 с.
  9. П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.496 с.
  10. И. В. Национальный костюм — национальное самосознание. Проблемы науки о костюме // Этнографическая наука и этнокультурные процессы. Способы взаимодействия. СПб, 1993.
  11. И. Я. Древние мотивы русской народной вышивки. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. М.: Изд-во Моск. университета, 1973. 27 с.
  12. Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Чебоксары: Чувашское Гос. изд-во, 1960. 226 с.
  13. Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, одежд, жилищ и прочих достопамятностей. Ч. I-IV. СПб., 1799. 385 с.
  14. Н. П. К вопросу о происхождении одежды // СЭ. 1950. № 3 С. 9−27.
  15. ГордееваО. «Костюм России"// Художник, вещь, мода. М.: Советский художник, 1988. С. 80−88.
  16. Г. С. Народные традиции в моделировании одежды. М.: Легкая индустрия, 1974. 182 с.
  17. Г. Г. Русская одежда// Очерки русской культуры XVI в. Ч. 1. М., 1977. С. 202−216.
  18. Л. В. Русский народный костюм. М.: Советская Россия, 1989.311 с.
  19. К истории народных костюмов // Этнографическое обозрение. М., 1892. № 1. Кн. XII. С. 224−232.
  20. Н.М. История костюма. М., 1986.
  21. Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Атрия, 1988. 608 с.
  22. Е.В. История костюма. — М., 1976.
  23. P.M. Костюм в русской художественной культу­ре: Энциклопедия. М., 1995.
  24. P.M. Русский костюм и быт XVIII — XIX вв. М., 2002.
  25. P.M. Сценический костюм и театральная публи­ка в России XIX в. М.; Калининград, 2000.
  26. Р. Уроки русского народного костюма. ДИ. 1986. № 7. С. 6−10.
  27. Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 вв. — М., 1995.
  28. В.О. История русского быта. М., 1995.
  29. М.В. Город и горожане. Из истории быта старой Москвы. М., 1999.
  30. М.В. Культура повседневности. История костю­ма. М., 2002.
  31. М.В. Путешествие в историю русского быта. М., 2003.
  32. Э. А., Кашпар Р. А., Лаврентьева Л. С. К проблеме сохранения и развития традиций русского народного костюма вмоделировании современного костюма (прикладные аспекты ее изучения)// Этнокультурные процессы и современность. Л., 1991. С. 88−99.
  33. Т. Т. Костюм в России XVIII — начала XX в. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л.: Художник РСФСР, 1979. 281 с.
  34. Н.И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах рус­ского народа. М., 1996.
  35. Костюм в России XVIII — начала XX века. — Л., 1983.
  36. Костюм в России первой четверти XVIII в. (из собрания «Гардероба Петра I»). Краткий путеводитель по выставке ГЭ. Сост. — Е. Ю. Моисеенко. Л, 1984. 20 с.
  37. Костюм народов России в графике 18−20 веков из фондов Гос. центральной театральной библиотеки. Авт.-сост. — Н. М. Штукатурова. М., 1990.125 с.
  38. .И. Русская культура второй половины XVII — начала XIX в. М., 1983.
  39. .И. Очерки истории русской культуры XVIII в. М., 1987.
  40. Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XX в.) СПб: Искусство. 1994. 399 с.
  41. Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов // Восточнославянский сборник. М.: Изд. АН СССР. 1956. С. 540−757
  42. М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 1−4. М., 1993−2000.
  43. М. Н. Поэзия народного костюма. М.: Молодая гвардия, 1988. 224 с.
  44. А.В., Сахаров A.M. Очерки истории русской культуры IX — XVII вв. М., 1984.
  45. Т. А. Народное моделирование женской одежды и применение его традиций в современной практике // СЭ. 1977. № 3. С. 75−77.
  46. Ю.М. Картины русского быта. М., 2000.
  47. Ф. М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. М.: Легпромбытиздат, 1994. 272 с.
  48. А. Армянский костюм с древнейших времен до наших дней. Ереван: Советакан Грох, 1983. 200 с.
  49. Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. История костюма. М., 2003.
  50. Я.Н. Время и вещи: Очерки по истории материальной культуры России начала XX в. М., 1990.
  51. Русский костюм 1750 — 1917 в пяти выпусках. — М., 1960.
  52. Русский традиционный костюм. — М., 1998.
  53. Ю.С. История русской культуры: Книга для чтения. М., 2004.
  54. Е.И. Повседневная жизнь русских щеголей и мод­ниц. М., 2003.
  55. Н.М. Очерки истории костюма. М., 1994.
  56. А.В. Быт русского народа. М., 1997.
  57. ЮЛ. Энциклопедия русского быта XIX в. М., 1999.
  58. И.И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. СПб., 2003.
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ