Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ основных положений показал, что теория систем в процессе деятельности устойчивых структурных элементов интеграции происходит их развитие, связанное с появлением новых функциональных качеств. У часш элементов этот процесс сопровождается саморазрушением, что предопределяет необходимость и важность заинтересованности элементов в образовании интеграции. Самоорганизующаяся система способна… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг
    • 1. 1. Предпринимательство в сфере услуг как фактор экономически о роста в условиях рынка. H
    • 1. 2. Проблемы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг.2 j
    • 1. 3. Основные подходы к управлению предпринимательством в сфере услуг
  • Глава 2. Методические основы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг
    • 2. 1. Управление предпринимательской деятельностью по целям и результатам
    • 2. 2. Методические принципы планирования деятельности предприятия сферы услуг. Л'
  • Глава 3. Основные направления повышения эффективности управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг./
    • 3. 1. Корпоративное управление предпринимательской деятельностью в сфере услуг
    • 3. 2. Организация и эффективность управленческого учета на предприятиях сферы услуг

Повышение эффективности управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Стабилизация и дальнейшее fn-витие экономики и сферы услуг, как и завершение начатых преобразовании, а обществе, относится к проблемам, имеющим судьбоносное значение для России и регионов. Определяющая роль в решении этих проблем принадле" -жит предпринимательству. Именно формирование достаточного слоя эффективно действующих предпринимателей является не только условием paw-тия рынка, но и важнейшим фактором решения острейших экономически— м социальных проблем. В выполнении этой задачи особое значение приобр^ч ет усиление управленческого начала в предпринимательской деятельности во всех сферах и отраслях национального хозяйства. Только на такой основе возможно их успешное развитие при неуклонном повышении эффективное/, п производственно-хозяйственной деятельности и конкурентоспособности. Со всей остротой данная проблема относится и к развитию предпринимател! л-ва в сфере услуг.

Происшедшая в ходе рыночных преобразований смена организационно-правовых форм предприятий и форм собственности, обусловила псяйл ние различных групп собственников. Это предопределило необходим у ъ научного осмысления предпринимательства, как категории рыночной эк^ i 1 ¦ мики и специфической деятельности в практике хозяйствования. Исследования данной проблемы отражали особенности переходной экономики, н i'-.-ные и практические вопросы развития предпринимательства. Однако мам и., важные ее стороны, в частности, направления развития и эффективность pj-личных форм предпринимательства, создание механизма его стимулкр j п-ния, государственной поддержки и др. изучены еще недостаточно.

С этой позиции для современного этапа рыночных преобразований, j более важным становится усиление внимания к управлению предпринимательством, как главному условию возрастания его влияния на различные вороны отечественной экономики и социальные изменения в стране и pern о и*. Особое значение повышение эффективности управления предпринимал i ¦ ством приобретает в сфере услуг, роль которой резко усиливается с повитом России в сторону социальной ориентации рыночной экономики. С ю гой стороны, создание в ней эффективно функционирующей сети предшм-ятий предполагает расширение и углубление коммерческих связей, совершенствование системы регулирования экономическими и хозяйственн'.^'ч процессами, организацию учета, использование практики корпоративизм) управления и многое др. Интегрируя на этой основе процессы распределение по труду и собственности, предпринимательство может стать мощным стимулом прогрессивных, качественных изменений во всех отраслях данной области национальной экономики.

Потребность в создании эффективной системы управления предпоия iмательством в сфере услуг делает особенно важными вопросы теории и методики с учетом ее особенностей и специфики производства оказываем.?- услуг. Сегодня нужны адекватные сложившимся условиям подходы к управлению предпринимательской деятельностью в сфере услуг, принципы и методы планирования работы ее предприятий с позиции действия закономери> стей современной рыночной экономики, соответствующие экономический, и организационные механизмы. Научное обеспечение решения данных проблем будет способствовать созданию эффективно функционирующей мы управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг, от кjr. v рой, прежде всего, зависит успешное ее развитие при усилении конкурентны и повышении требований к качеству предоставляемых услуг со стороны потребителей.

Важность данных проблем в развитии рыночных отношений и обеспечении устойчивого роста экономики рассматриваемой сферы, а также определенная недостаточность теоретических исследований и несовершсногво практики управления определили выбор и актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологи а-ские проблемы формирования и развития систем управления предпринимательской деятельностью в различных сферах экономики и сфере услуг довольно широко освещены в работах ведущих зарубежных и отечествен л bi ученых-экономистов. Среди зарубежных авторов известны труды таких л:-следователей, как Дойль П., Йохимсен Р., Кларк Дж.Б., Нурке Р., Пизентр * Розенштейн-Родин П., Шумпетер Й. и др.

Отдельные аспекты проблемы развития предпринимательства Hauudi отражение в работах российских ученых: Абалкина Л. И., Афанасьева ВА, Кабакова B.C., Блинова А. О., Бараненко С., Виленского А. В., Зарецской С. В. Колесниковой JI.A., Лебедева В. М., Лазарева Г. И., Московского А. И., Орлоч i А.В., Петрова П. А., Радакева В. В., Сабо А., Шохина А. Н., Шульги В. А. и о.

Проблемы управления предпринимательством в регионе нашли сг-л жение в научных публикациях ряда дагестанских ученых-экономисто!,.* 11 j лыванова В.Ю., Магомедова А. Г., Петросянца В. З., Цапиевой O.K. и др.

Однако многие вопросы формирования эффективной системы упрз-ления предпринимательской деятельностью в сфере услуг изучены далеко не достаточно. Сравнительно слабо учитываются особенности управление о учетом специфики производства оказываемых услуг, усиления конкурен w способности первичных звеньев, незначительны исследования в обла." 1!1 корпоративного управления предпринимательской деятельностью в даш пй сфере национального хозяйства, неполно отражены средства планиров^" -/ производства услуг и методы повышения эффективности управления предпринимательской деятельностью, нуждается в постоянном расширении и углублении методическая база оценки эффективности управления такого рода ч учетом воздействия внешней среды. Все это и предопределило цель, задачм направления настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию управлечч1 предпринимательской деятельностью в сфере услуг, способствующих пот 11 шению эффективности данной сферы, как главного условия ее успешно)" , — функционирования и дальнейшего развития на современном этапе рыночм и экономики.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:

— изучение сущности, содержания и особенностей предприниматель: т-ва в сфере услуг в условиях современной рыночной экономики;

— выявление проблем управления предпринимательской деятельностью на современном этапе функционирования и развития сферы услуг в условиях российской действительности;

— обобщение подходов к формированию эффективной системы управления предпринимательской деятельностью предприятий сферы услуг;

— уточнение и систематизация принципов планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг;

— определение основных направлений повышения эффективноен управления предпринимательской деятельностью в сфере услуг;

— разработка предложений по совершенствованию учета на предгр i • ятиях сферы услуг.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов повышения эффективности управлттл предпринимательской деятельностью в сфере услуг.

Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг российской Федерации и Республики Дагестан.

Теоретической основой исследования служат достижения научьой мысли отечественных и зарубежных ученых в области управления предприятиями сферы услуг. Исследование опирается на положения современной теории предпринимательства и теории управления, а также разработки ученых-экономистов по проблемам предпринимательской деятельности в уп-виях становления и развития рыночной экономики.

В процессе проведения исследования были использованы методы анализа и синтеза, логического, системного, экономико-статистического анали sa и другие общенаучные методы.

Информационную базу диссертации составили законодательные и нормативные акты органов власти Российской Федерации и Республики Дагестан по формированию и функционированию сферы услуг, статистические сборники, рабочие материалы предприятий и организаций сферы услуг РД и других регионов. В работе также использованы материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в уточнении теоретических положений и разработке методических рекоменд i-ций, обеспечивающих повышение эффективности управления предприн"..-тельской деятельностью в сфере услуг на основе системного, комплексного подходов к воздействию на ее качественное совершенствование, направленное на быструю адаптацию предприятий к изменениям внешней среды и дос • тижение их устойчивого развития.

К основным результатам, полученным лично автором и составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

— уточнена экономическая сущность предпринимательства с пон" г", инновационной деятельности, осуществляемой в условиях риска и неопределенности внешней среды и направленной на достижение прибыли п^тги удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей;

— обобщены теоретические положения и принципы комплексного подхода к управлению предпринимательской деятельностью в сфере услуг, направленные на создание условий стимулирования предпринимательской деятельности, развития кооперации и интеграции предприятий данной сферы;

— разработаны методические рекомендации по формированию систем! i управления предпринимательской деятельностью по целям и результат, исходящие из сочетания целевой ориентации ее подсистем с комплексна п использованием элементов стратегического планирования и маркетинга, позволяющие повысить эффективность коммерческих функций предпринимателей в сфере услуг;

— сформулированы основные методические положения по созданию эффективного корпоративного управления в сфере услуг, исходящие из эволюционной теории развития экономики, мирового опыта и социальной ответственности корпорации, способного обеспечить успех в предпринимательской деятельности за счет баланса интересов и доверия между ее участниками;

— разработана система мер по совершенствованию организации управленческого учета на предприятиях сферы услуг на основе создания центров ответственности (издержек, доходов, прибыли, инвестиций), обеспечиьььа-щих увеличение объема сведений о спросе на услуги, о возможностял ilпродаж и жесткий контроль за эффективностью хозяйственной деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования заключаете л ч том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве теооз ¦ тической и методической базы при формировании системы управления, ориентированной на повышение эффективности предпринимательской деяте-ь-ности в сфере услуг региона. Одновременно они способствуют возникновению позитивных сдвигов в развитии организационной культуры предпринимателей в сложившихся условиях хозяйствования, как главного условия укрепления конкурентоспособности и качественного совершенствования вах отраслей сферы услуг.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научных и научно-практических конференциях Дагестанского государственного технического университета в 2004 и 2006 годах. Разработанные методические положения и рекомендации нашли отражение в работе ряда предприятий сферы уел у • и государственных структур Республики Дагестан.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Предпринимательство как форма экономической деятельности прошло большой путь развития, обретая в процессе эволюции новые формы, допускающие множество интерпретаций. С переходом к рыночной экономике и возрождением предпринимательства в обществе сформировалась и заняла прочные позиции новая социальная группа — предприниматели, активность которой оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны и ее регионов.

Экономическая сущность предпринимательской деятельности в сфере услуг заключается в поиске и реализации новых видов услуг в различных отраслях хозяйства с целью удовлетворения явного и потенциального спроса потребителей. При этом объектами предпринимательской деятельности является оказанная услуга, способная удовлетворить определенные потребности, предполагаемая на рынке для приобретения, использования и потребление. •.

С этих позиций под определение предприниматель подходят и мелкие торговцы и фермеры и директор крупного коммерческого банка и владельцы малых предприятий сферы услуг, существенно отличающиеся по характеру и содержанию труда. Поэтому представляется неправильным рассматривать предпринимательство как особый вид профессиональной деятельности. Целесообразнее исходить из определения предпринимательства как инноващь онной экономической деятельности, осуществляемой в условиях риска, и неопределенности и направленной на достижение прибыли. Предприниматели выступают прежде всего как лица, владеющие или распоряжающиеся собственностью, которую они вкладывают в свое предприятие, использующее наемный труд.

2. В современных условиях хозяйствования основные функции управления имеют общие характеристики: требуют оперативного принятия решений и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, позволяющей принимать рациональные управленческие решения, которые являются связующими всех управленческих функций, обеспечивая их взаимозависимость и взаимодействие. Современная система подходов на управление-базируется на том, что предприятие является открытой системой, рассматриваемой в единстве факторов внешней и внутренней среды, ориентируемой на качество услуг и удовлетворение потребителей. При этом превалируют в качестве подходов к управлению развитием сферы услуг и предпринимательства следующие:

— ситуационный подход, признание важности быстроты и адекватности реакции на любые изменения факторов внешней и внутренней среды;

— подход, ориентированный на управление человеческими ресурса лк. как главным источником прибыли, с учетом эффективного использования потенциала работников;

— система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и инноваций, мотивацию работников и стиль руководства;

— управление предпринимательской деятельностью по целям;

— управление предпринимательской деятельностью в сфере услуг по результатам с организацией управленческого учета и его эффективность с позиции предпринимательского менеджмента;

— корпоративное управление предпринимательской деятельностью • ч сфере услуг.

3. Любая предпринимательская структура является открытой системой, находящейся под постоянным воздействием внешней среды и должна реагировать на ее воздействия. Однако, с другой стороны, такой подход отрицае г постулат неоклассической теории — стремление системы к равновесию (силы, направляющие систему к равновесию, перекрываются более мощными, эндогенными силами). Главным эндогенным механизмом является «кумулятивная причинность». В экономике это означает, что действия людей, направленные на достижение цели, могут в принципе разворачиваться до бесконечности/в процессе чего могут меняться также и сами цели. Иначе говоря, любая экономическая система в процессе эволюционного развития имеет дело с процессами последовательных изменений, понимаемых как изменения самоподдерживающиеся, саморазвивающиеся и не имеющие конечной цели.

4. Успешное предпринимательство в сфере услуг возможно только при четкой формулировке поставленных целей, что является базой планирования и организации деятельности предприятия сферы услуг. Наличие цели позволяет формировать базы сравнения, рассматривать ценность текущих контрактов и обязательств, создавать мотивацию и стимулировать деятельность персонала. При этом под конечной целью будем понимать результат функционирования предприятий сферы услуг, который может быть достигнут при благоприятных условиях ее осуществления.

Главной целью многих частных предприятий является максимизация прибыли, в то время как наибольшую значимость сегодня приобретает повышение ценностной значимости данного вида деятельности. При ориентации предпринимателя на максимизацию прибыли необходимо помнить, ч*о кроме прибыли принимается в расчет и потенциальный рост фирмы и ниве" сторский риск, и рыночные факторы. В этой связи основной целью упрдз-ленческих структур в сфере услуг должно стать повышение ценности предприятия, что, в свою очередь, обеспечивается ростом его доходов, снижением производственного, финансового и коммерческого риска, принятием рацро<-нальных управленческих решений по вопросам функционирования и развития предприятия.

5. Управленческие решения должны быть ориентированы на эффек* тивное использование имеющихся резервов производства услуг с целью дос<-тижения наилучших конечных результатов предпринимательской деятельности на конкретном предприятии. Такой подход предопределяет необходимость информационного обеспечения принятия решений в целях оптимального использования возможностей предпринимателя, объективной оценки сильных и слабых сторон предприятия. Эту функцию управления осуществляет контроллинг, который в то же время представляет собой обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений.

Сервисная функция контроллинга обеспечивается при помощи систем планирования, учета и контроля, ориентированных на достижение цели, конечного результата функционирования и развития предприятия. Однако контроллинг не обеспечивает автоматический успех развития. Для этого необходима ориентация трудового коллектива на долговременную перспективу, связанную с эффективностью и надежностью предпринимательской деятельности в сфере услуг. Основной задачей контроллинговой службы является экономическое управление, в частности, управление результатами и затратами.

6. Неопределенность внешней среды как соотношение между количеством информации в среде, которой располагает предприятие и уверенностью в точности этой информации, является объективной формой существования условий предпринимательской деятельности и лежит в основе всех экономических явлений. К источникам, способствующим возникновению чг-определенности и риска предпринимательской деятельности в сфере услуг можно отнести:

— ограниченность ресурсов определенных видов при реализации решений;

— недостаточность информации о состоянии внешнего окружения;

— случайности, которые невозможно прогнозировать;

— противодействие принятию решения, вызванное различиями в социально-психологических стереотипах поведения людей.

Поэтому цели и задачи системы, управления (по целям и результатам) должны определяться в каждом конкретном случае с учетом особенностей отраслей и региональных условий развития. Главная же цель управленияудовлетворение исходной потребности за счет конечного результата развития предприятия сферы услуг, имеет всегда элементы неопределенности, которые могут быть учтены с помощью стратегического и тактического контроллинга.

Управление развитием предпринимательской деятельности в сфере услуг связано с решением новых задач по достижению целей, которые в сущности являются задачами управления стратегий развития в зависимости от экстенсивного или интенсивного способа развития.

7. С целью повышения эффективности системы управления по целям и результатам рекомендуется заключение целевых соглашений с каждым из управляющих различными видами услуг на предприятии. В то же время такой подход к управлению требует совершенствования учета доходности, стимулирования маржинального дохода, которое включает комплекс мероприятий по стимулированию сбыта и снижению себестоимости. В процессе разработки стратегии развития необходимо формирование альтернатиьных вариантов изменения различных элементов исследуемой системы и связей между ними, для чего наиболее целесообразным представляется подход к управлению, базирующийся на принципах систематологии как методологии системного планирования и управления.

Все решения, которые изменяют характер и направление развили! предприятия, являются объектом стратегического планирования, где в качестве главного результата выдвигаются определение целей развития, CTpaie-гий и планов, ресурсов для их реализации. Стратегия при этом характеризует общее направление путей достижения целей, а стратегические планы можно рассматривать как совокупность мероприятий, направленных на реализацию стратегий и целей развития. При таком подходе основные направления предпринимательской деятельности в сфере услуг определяются исходной структуризацией предприятий как социально-экономических систем, которая зависит от степени детальности стратегического анализа.

8. В рамках стратегического управления предприятиями сферы услуг можно выделить три приоритетных направления:

— расширение номенклатуры услуг в соответствии с требованиями потребителей, брэнд, организационные преобразования, формирование культуры управления бизнес процессами;

— поиск новых партнеров, способствующих расширению сферы предпринимательской деятельности;

— модернизация и расширение действующего предприятия.

Методология стратегического планирования предусматривает учет определенных ограничений: наличие кризисного состояния, уровень корпоративной культуры, размеры предприятия, нестабильность внешней среды. Чем выше величина нестабильности внешней среды, тем менее надежным является механизм стратегического планирования.

В качестве координатора между системой управления и подразделениями предприятия при разработке стратегических и оперативных планов выступает стратегический контроллинг как особое направление принятия перспективных управленческих решений. При этом основным средством повышения конкурентоспособности предприятия является стратегиче~ ьп управление внешним информационным потоком, которое требует четкой организации, полной мобилизации ресурсов и точное определение целей раззч-тия. Многие малые и средние предприятия сферы услуг не осознают скрытых возможностей стратегического управления внешней информацией, они занимают квазимонопольное положение в своей области или регионе, поэтому не ставят своей целью улучшение качества услуг или снижение издержек их производства. Основой стратегии в этом плане становится получение информации, которая позволяет ответить на такие вопросы, как, на каких рыпз: а следует сконцентрировать внимание, каким услугам отдать предпочтение, а какие исключить из ассортимента услуг, как использовать имеющиеся у предприятия средства. Такой подход способствует разработке стратегии, ведущей к рыночному успеху.

9. На рынке услуг с интенсивной конкуренцией предприятие должьо иметь не только общий стратегический план, но и ряд ситуационных планоз, которые могут нейтрализовать разнообразные действия конкурентов. Качество проработки стратегии оценивается по количеству предусмотренных заранее ситуационных модификаций. Все стратегические и ситуационные планы и конкретные мероприятия должны разрабатываться с учетом возможного противодействия конкурентов, к которым стратегия должна быть устойчивой.

Интеграционная тенденция может выполнять роль основы поддержания стабильности развития сферы услуг на региональном и федеральном уровнях. При этом интеграция предприятий сферы услуг не обязательно должна иметь организационного оформления. В этом случае отношения между участниками строятся на основе договоров контракции, договоров поставки, отношений купли-продажи и других экономических отношений. Если интеграция имеет централизованное управление, то ее предприятия функционируют на базе полной юридической самостоятельности с частичной передачей функций головному предприятию. Интеграция, обуславливая устойчивые и длительные организационно-технические и экономические cj^u между предприятиями представляет собой форму организации производства и управления.

10. Анализ основных положений показал, что теория систем в процессе деятельности устойчивых структурных элементов интеграции происходит их развитие, связанное с появлением новых функциональных качеств. У часш элементов этот процесс сопровождается саморазрушением, что предопределяет необходимость и важность заинтересованности элементов в образовании интеграции. Самоорганизующаяся система способна усиливать благоприятные отклонения в своем функционировании и развитии. Для процессу самоорганизации наибольшее значение имеют: упорядоченность системы и самопроизвольность упорядочения в виде отсутствия влияния внешнего управляющего воздействия. В процессе упорядоченности, определяемой наличием и силой связи элементов в системе должен появляться синергетический эффект, что является необходимым и достаточным для самоорганизации.

Примером самоорганизующейся системы является предприниматель как носитель предпринимательской функции, которая сопряжена с самоорганизацией предпринимателя в качестве активного субъекта экономического процесса. Самоорганизация предпринимателя происходит в деловой среде без влияния извне, при этом он превращается в производителя определенного товара или услуги, поставляя их как результат своей деятельности на рынок,.

При этом предпринимательская функция соответствует принципу самоорганизации и может быть выражена в последовательности совершаемых действийгенерирование идеи, исследование деловой среды, выявление совместимости, привлечение инвесторов, обеспечение эффективного управления создаваемого предприятия, формировании сильной организационной культуры.

11. Культура решения организационных и управленческих проблем, сопровождающих любую предпринимательскую деятельность, определяет модель корпоративного управления, элементами которой являются: наличие правовой базы, исторический опыт страны, экономическое ее положение, практика делового общения, определяемая уровнем доверительных отношений. Достижение эффективности корпоративных отношений возможно только при учете условий их осуществления, что требует такой организации, чгр-бы обеспечивалась их устойчивость и непрерывность, динамизм и гибкость. Корпоративная культура как система ценностей, регулирующих внутренние и межфирменные отношения, имеет особое значение для развития корпоративного управления.

С другой стороны, внутрифирменные отношения имеют институцш-нальную природу. При этом внутрифирменные институты рассматриваются как механизм управления контрактными или договорными отношениями, значимость которых возрастает по мере роста видов деятельности или характеристик, сопровождающихся ростом трансакционных издержек. Такой подход предопределяет необходимость сознательного формирования институциональной среды, которая будет способствовать цивилизованному развитию предпринимательства. Для этого необходимо создание нового слоя управленцев и менеджеров, понимающих необходимость роста активного участия в процессе развития внутрифирменных отношений, роста социальной ответственности.

12. Управление, ориентированное на предпринимательскую культуру, должно стремиться к повышению конкурентоспособности предприятия и привлекательности для работников, что достигается за счет реструктуризации власти менеджеров в направлении демократизации управления, выделения бизнес-процессов и развития управленческого учета. Кроме предпринимательской культуры, можно выделить в корпоративной культуре инвесгорскую культуру и культуру корпоративного контроля.

Таким образом, эффективность внутрифирменных корпоративных отношений определяется достижением баланса интересов и доверия между участниками корпоративных структур. Активизация демократических инггл-тутов системы корпоративного управления предприятий сферы услуг позволила бы найти опору для институциональных преобразований на региоиаль-ном уровне. Основными элементами внутрифирменных корпоративных отношений в сфере услуг, как показал проведенный анализ, являются: эволюционная теория развития экономики сферы услуг, мировой опыт корпоративного управления, оценка профиля социальной ответственности сервисной корпорации, институциональная направленность внутрифирменных корпоративных отношений, оценка эффективности менеджмента с учетом специфики российской модели корпоративного управления.

13. Другой не менее важной проблемой повышения эффективности управления является совершенствование учета. Управленческий учет обеспечивает аппарат управления необходимой для планирования и контроля за производственно-коммерческой деятельностью информацией. Кроме того, управленческий учет можно рассматривать как подсистему бухгалтерского учета на предприятии, включающая выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации.

Центры ответственности в управленческом учете возникают в результате децентрализации и делегирования ответственности от высших звеньев к низшим. Выделяют четыре типа ответственности в зависимости от направления контроля: центры издержек, центры доходов, центры прибыли и центры инвестиций, структура которых может не совпадать со структурой системы управления.

Такая система управленческого учета по центрам ответственности целесообразна для крупных предприятий, производящих услуги широкой номенклатуры и различной отраслевой направленности. Она встраивается в систему бухгалтерии через системы аналитических счетов или функционирует параллельно с ней. В то же время она играет роль сигнальной системы в механизме внутрифирменного управления при наличии необходимых кон- -тролируемых показателей. Основой формирования центров ответственности является организационная структура управления акционерным обществом.

14. Далее следует отметить, что основу модели предпринимательского менеджмента в рамках сервисной корпорации составляют три функции: маркетинг, финансы, экономическая безопасность (в виде распределения полученной в процессе предпринимательской деятельности прибыли). Определение результатов по каждому виду услуг, оказываемых предприятий, сопровождается исчислением результатов по клиентам, районам реализации и другим маркетинговым признакам в целях комплексного освещения проблемы развития предприятия. Большая роль при этом отводится сегментам деятельности — учет по сегментам, среди которых можно назвать географические, отраслевые, маркетинговые и другие сегменты, определяющие при стратегическом учете результаты, соизмеряя доходы и расходы по временным отрезкам.

Для организации производства услуг, успешного взаимодействия с рынком и получения максимального экономического эффекта недостаточно обладания ресурсами и комбинирования их определенным образом, необходим управленческий учет издержек предпринимательской деятельностью, не всегда поддающиеся строгому учету и стоимостной оценке, т. е. трансакционных издержек, которые в основном связаны со сбором информации о ценах, получением сведений о предпочтениях потребителей, анализом информации о конкурентах, ведением переговоров и оформлением сделок. В то же время следует отметить, что трансакционные издержки носят социальный характер, т.к. речь идет о выгодах и потерях, возникающих во внешней среде в результате производственной деятельности предприятия. К выгодам можно отнести повышение уровня жизни населения в результате производства новых видов услуг, к потерям — загрязнение окружающей среды.

15. В современных условиях хозяйствования все большую значимость для развития предпринимательской деятельности в сфере услуг приобретет творческая инициатива, которой, однако, недостаточно, т.к. существует сегодня много проблем, мешающих развитию предпринимательства и малого бизнеса в сфере услуг, регулирование которых продолжает сохраняться за региональными и местными администрациями. Учитывая социальный характер развития предпринимательства в сфере услуг, возникает необходимость разработки инвестиционной политики региона, базирующейся на собственном финансировании и материально-техническом обеспечении предпринимательской деятельности в сфере услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Сфера услуг и экономическое развитие (методологические аспект статистического анализа)// Вопросы статистики, 1998, № 10.
  2. А.А. и др. Инновационно-инжениринговые задачи структурной перестройки экономики. СПб.: СПбГТУ. 1997.
  3. В., Рудаков М. Особенности принятия управленческих решений субъектом стратегического менеджмента // ПТ и ПУ, 1999, № 3.
  4. B.C. Проектные сметы: передача информации без потерь // Экономика и жизнь, 1997, № 1.
  5. А.Ш. и др. Проблемы экономических трансформаций р Дагестане Махачкала.: Изд-во «Юпитер», 2003.
  6. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
  7. Дж., Круз Д. Л. Новые собственники. Пер. с англ. М.- Дело. 1995, с. 270.
  8. Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 384 с.
  9. . Услуги. Правовой режим реализации М., 1997 г.
  10. Ю.Бурденкова Е. О перспективах статистики платных услуг// Вопросы статистики, 1996, № 2.
  11. И.Бусыгин А. В. Предпринимательство М.: Дело, 1999.
  12. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ.
  13. М. Избранные произведения. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990, с. 710.
  14. М.Випперман К., Витерс Дж. Как продать свои услуги (руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий). СЛб: Знание, 1992.
  15. X. О состоянии «Теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 1.
  16. В.Н., Хэмптон Д. Д., Казак А. О. Принятие финансовых решений в управлении бизнесом М. — Екатеринбург: Ява, 1998.17. Гражданский кодекс РФ.
  17. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 4. С. 3−10.
  18. В.В. Менеджмент Железнодорожный, Москв.обл., НИЦ «Крылья», 1998.
  19. М.П. Перестройка организации управления. М., Экономика, 1988.
  20. К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston Books/ 1990 Григорьев В. В., Федотова Н. А. Оценка предприятия: теория и практика. М.: ИНФРА-М, 1997.
  21. В.П., Грибов В. Д. Экономика предприятия М.: Финансы и статистика, 1998.
  22. Р. Методы и средства стратегического планирование на фирме // Тематический сборник «Стратегический менеджмент» ж. ЛТ иПУ-М.: вып.2, 2000.
  23. Л.Б. Механизм государственного регулирования социально-экономического развития субъекта федерации // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук М.: РЭА и М. В. Плеханова, 1999 г.
  24. Т.П. Управление маркетингом: учебник. Изд. 2-е, перераб, И доп.- М.: ИНФРА-М, 2001. 334 с. Карлоф Б. Деловая стратегия. ~ М.: Экономика, 1991.
  25. Джеймс JL, Иванцевич Д., Джеймс X. Доннелли мл. Организации: поведение, структура, процессы. — М.: Инфра. — М., 2000 .
  26. Д. Процессы управления стратегическими изменениям?. -Хрестоматия «Управление изменениями» М., МЦДО «МНК», 1996.
  27. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. М.: Легпромбытиздат, 1986.
  28. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М.: Легкая индустрия, 1979.
  29. Д. X., Тункель И. Л. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства. СПб.: СПбГТУ, 1997.
  30. Ю.С. Региональная политика и управление М.: Издательство РАГС, 2001.
  31. У. Джек Основополагающие идеи в менеджменте. М.: Дело, 1996.
  32. Н.Д. Политическая экономия: задачи исследования современной цивилизации // РЭЖ 2000, № 4.
  33. Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика. М.: МГУ, 1997.
  34. Зб.Ерохина Л. А., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование всистеме управления на предприятиях сферы сервиса, Монография -М.: КНОРУС, 2004.
  35. В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития -Калининград. БИЭФ, 2001.37.3авельский М. Концепция механизма государственного регулирования переходной экономики // РЭЖ, 1994 г., № 12.
  36. В. План, рынок и формы собственности // ВЭ, 1990 г., № 12.
  37. М.З. Предпринимательство как сфера и способ деятельности. М.: Институт международного права и экономики, 1997.
  38. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. Завлина П. М., Казанцева А. К., Миндели Л. Э. СПб.: СПбГТУ, 1995.
  39. B.C., Шатров Е, В. Стратегия предпринимательства. СПб.: СПбГИЭА, 1995.
  40. Н.И. «Основы менеджмента». Минск: «Новое знание», 2000.
  41. Я. Дефицит М.: Наука, 1990, с. 279.
  42. М. Синергический потенциал исследований в области маркетинга промышленных товаров и услуг // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 1.
  43. В.Ю. Организации управления производством на этапе становления и развития РЭ Махачкала, 2000.
  44. В.Ю., Гиндиев A.M., Юзбеков Н. А. Формирование системы управления развитием сферы услуг на современном этапе хсла-ствования. Махачкала, ДГТУ, ИСЭИ ДНЦ РАН, 2002 г.
  45. Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999. — /56 с.
  46. Ф. Основы маркетинга: Пер. с анг. 2-е европ. Изд. М., СГ1б.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
  47. Т.Б. Выбор партнера: анализ отчетности капиталистического предприятия. М., Финансы и статистика, 1991 — С. 14.
  48. В. Становление «сервисной» экономики. // Проблемы Teof ии и практики управления, 1995, № 1.
  49. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М.: Дело, 1993 г.-с.220.
  50. Дж.К. Эффективность менеджмента организации. Пер. с англ. -М.: Дело, 1997, с. 301.
  51. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. Учебное пособие. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
  52. С.Ф. Служба быта и рынок. М.:3нание, 1991.
  53. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие // РЭЖ, 1999 г., № 4.
  54. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Смысл и механизмы государственного регулирования территориального развития // РЭЖ. 1997 г., №№ 3,4.
  55. Л. Идея государственного управления экономикой: уроки истории // ВЭ 1997 г., № 6.
  56. А.Г., Колыванов В. Ю., Гиндиев A.M., Исаев М. Н. Совзо-шенствование форм и методов государственного регулирования сферы услуг. Махачкала, ДГТУ, ИСЭИ ДНЦ РАН, 2001 г.
  57. В.И. Эволюционная теория и неравновесные процессы 1997.
  58. Мак-Коннел К., Брю С. Экономикс: пер. с англ. М.- 1992.
  59. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  60. Маркетинг./ Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИта, 1996.
  61. В. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 199ф
  62. А.Г. Новая продукция и новая технология. Л.: Машиностроение, 1988.
  63. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пор. с англ. М.: Дело, 1999.
  64. М. Проблемы организационных структур управления российским рынком // ВЭ. 1997 г., № 6.
  65. . Управление: пути преодоления кризиса // ВЭ. 1997 г.,, МЬ6.
  66. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., Экономика, 1985.
  67. Н.В. Маркетинг различных типов услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2003 г., № 4.
  68. В. Маркетинг культурных услуг. Омск, 1997.
  69. Э. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, 2002, № 4.
  70. Организация бытового обслуживания за рубежом. М: ЦБНТИ МБОН РСФСР, 1990.
  71. М.А. Основные направления взаимодействия регионарных органов исполнительной власти и коммерческих банков // Двенадцатые международные Плехановские чтения. Тезисы докладов профессорско-преподавательского состава-М. Рос.экон.академия, 19S9i.
  72. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма М.: Издательство МГУ, 1994 г.
  73. Основы маркетинга. Л.: Политехника, 1991.
  74. Основы теории оптимального управления/ Под ред В. Ф. Кротова. -М.: Высшая школа, 1990.
  75. Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики// Вопросы статистики, 1998, № 4.
  76. А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М., 1996.
  77. М. Стратегическое управление внешним информационным потоком // ПТ и ПУ, 1994, № 6.
  78. В.Н., Куцына С. Б. Анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. СПб., 1997.
  79. Е.В. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89,1998.
  80. Платные услуги населению. Тамбов: Облкомстат, 1998.
  81. Попова Е.А. Personal economicus как новое экономическое понятие // Вестник института экономики, 2000, № 7. с. 4651.
  82. А. Национальные рыночные модели экономического развития//РЭЖ, 1997 г., №№ 11, 12.
  83. Пью Д. Понимание организационных изменений и управлением ьм -Хрестоматия «Управление изменениями» М., МЦДО «ЛИНК», %Ь.
  84. Развитие предприятий и создание рабочих мест/Юбщество и эко ю-мика, 1997, № 6.
  85. М. Оптимальная сложность управленческих структур // Проблемы теории и практики управления, 1994, № 5.
  86. А., Быстрицкий С., Телушкин Е. Мониторинг инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист, 1994, № 2.
  87. Региональное регулирование предпринимательства в условиях рынка* теория и практика./А.А. Горбунов, В. Г. Короткое, В. В. Томилов. Под ред. Горбунова А. А. СПб: ИСЭП РАН, 1997 .
  88. Реструктурирование предприятия. М.: Дело, 1996.
  89. Роль высшего руководства в реструктуризации предприятия. М.: Дело, 1996.
  90. Л.А. Экономика региона: самостоятельность и rocyqapci-венное регулирование // а/р диссертации на соискание степени доктора экономических наук. М, 1994 г.
  91. Ф., Макаренко О. Как создать конкурентоспособное предприятие // Консультант директора, 1997, № 21.
  92. Рыночное предпринимательство М.: Институт русского предпринимательства, 1994,205 с.
  93. М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегии // Менеджмент 2003, № 4.
  94. Н.С. Теоретические основы организации производства. -Минск: Дизайн ПРО, 1997.
  95. С.Г., Паниковская Ю. В., Орджоникидзе М. М. Методология прогнозирования экономической конъюнктуры. //Маркетинг и предпринимательство. -СПб.: Издательство СпбГУЭиФ, 1995.
  96. С.Г. Прогнозирование экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях. СПб: СПбГУЭиФ, 1997.
  97. Семь нот менеджмента. -М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2000,1997.
  98. Ситуационное управление: Теория и практика / Поспелов ДА. -М.: Наука, 1986.
  99. Современный маркетинг. М.: БЕК, 1991.
  100. В.А. Государственная политика в сфере бесплатного обслуживания: уроки и перспективы. М.: Наука, 1994.
  101. Социально-экономическое положение РД, 2001−2004.
  102. Статистика рынка товаров и услуг. / Под ред. Беляевского И. К. -М.:ФИС, 1995.
  103. Л.Ф. Изучение и прогнозирование спроса. М., 1972.
  104. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Ко-рягина, Т. И. Арбузова и др. М.: Экономика, 1990.
  105. А.И., Дубравский В. Ж. Оценка эффективности адаптационных изменений структуры предприятий Екатеринбург, ИЭ Ур РАН, 2000, 32 с.
  106. Д. Основы научного менеджмента. М: Высшая школа, 1991.
  107. Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Книга 3, СПб., 1994.
  108. И.Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений Екатеринбург, ИЭ УрОРАН, 2001.
  109. Управление это наука или искусство. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1992.
  110. Р.А. Организация производства М.: Инфра — М., 2000.
  111. Е. М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. -М: Высшая школа, 1993.
  112. А.А. Экономика России в 1992—1997 гг..г.: тенденции, анализ, прогноз-М.: Финстатпром, 1997.
  113. Э. Иметь или быть? Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986, с. 307.
  114. К. и др. Управление и организация в сфере услуг: тго-рия и практика. С-ПБ: Питер, 2002.
  115. В.П. Основы маркетинга— М.:"Издательство ПРИОР", 2000.
  116. С. О некоторых условиях результативности рефоруы межбюджетных отношений // Вопросы экономики. 1998 г., № 10.
  117. К. Время как фактор стратегии конкуренции // ПТ и ГГУ, 1995, № 3.
  118. Ценообразование и рынок/ Под ред. Е. И. Лунина, С. Б. Рычкоз*. -М.: Прогресс, 1992.
  119. Д.Г., Морозов В. П. Оптимизация налогообложения. -М.: Проспект, 2002.
  120. Шо Роберт Б. Ключи к доверию в организации. Результативнссть, прозрачность, проявление заботы М.: Ось, 2000, с. 272.
  121. Дж.М., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993.
  122. Экономика предприятия/ Под ред. О. И. Волкова. М.: ИНФРА -М, 1997.
  123. Экономика предприятия. Под ред. Волкова О. И. М.: ИНФРА, 1998.
  124. Экономика сферы платных услуг/ Под ред. Жильцова Е. Н. -Казань, 1996.
  125. Экономика/ Под ред. доц. А. С. Булатова. М.: БЕК, 1996.
Заполнить форму текущей работой