Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Пути решения проблем переходного периода в региональном АПК: На прим. 
респ. Карелия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим, вторым важным обстоятельством, определяющим актуальность темы исследования, является острейшая необходимость безотлагательного определения тех методологических и методических основ ^ решения проблем переходного периода в народнохозяйственном и региональных ЛПК, которые позволили бы последним преодолеть кризисную ситуацию, восстановить производственный потенциал, сформировать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА В РЕГИОНАЛЬНЫХ АПК
    • 1. 1. Программно-целевой подход в решении сложных экономических проблем
    • 1. 2. Концепция, как исходный пункт в решении проблем переходного периода
    • 1. 3. Целевая комплексная программа как инструмент в решении проблем переходного периода
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
    • 2. 1. Общая оценка проблемной сигуации в АПК республики Карелия
    • 2. 2. Диспаритет цен и проблема взаиморасчетов предприятий 45 АПК
    • 2. 3. Снижение доступности к кредитным ресурсам и ослабление бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей
    • 2. 4. Монопольное положение предприятий перерабатывающей промышленности и агросервиса
  • ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
    • 3. 1. Концептуальные основы стабилизации и развития АПК
    • 3. 2. Цели, задачи и основные мероприятия целевой комплексной программы стабилизации и развития АПК
    • 3. 3. Механизм реализации целевой комплексной программы стабилизации и развития АПК

Пути решения проблем переходного периода в региональном АПК: На прим. респ. Карелия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования диктуется двумя важными обстоятельствами. Во-первых, в агропромышленном комплексе страны и се отдельных регионов сложилась кризисная ситуация, в основе которой находятся проблемы переходного периода: диспаритет цеп, интервенция импортного продовольствия, падение платежеспособного спроса населения, взаимные неплатежи предприятий, монопольное положение перерабатывающих и агросервисных предприятий, применение ресурсозатратных технологий, доставшихся от прошлых периодов и т. п. Совокупность данных проблем явилась тем вектором причин, которые привели в ЛПК к обвальному падению производства, прекращению воспроизводственного процесса, глобальному характеру банкротства предприятий и др. Проблемная ситуация такова, что при условии сохранения существующих тенденций, в ближайшие годы могут наступить необратимые процессы. Попытки поиска подходов и методов решения проблем переходного периода на федеральном уровне до сих нор к существенным позитивным результатам не привели.

В связи с этим, вторым важным обстоятельством, определяющим актуальность темы исследования, является острейшая необходимость безотлагательного определения тех методологических и методических основ ^ решения проблем переходного периода в народнохозяйственном и региональных ЛПК, которые позволили бы последним преодолеть кризисную ситуацию, восстановить производственный потенциал, сформировать факторы развития и войти в последующем в стадии оживления и подъема. Попытки практического решения данных проблем имеются во многих областях и республиках России (Орловская, Тюменская, Нижегородская, Белгородская области и др., республики Татарстан, Башкиростан и др.). Тем не менее, поиск теоретико-методологических и методических основ решения проблем переходного периода далек от завершения. Более того, большинство позитивных инициатив на местах заканчиваются провалом из-за отсутствия надлежащей теоретической, методологической и методической основы.

Высоким теоретико-методологическим потенциалом решения сложных межотраслевых и региональных социально-экономических проблем располагает программно-целевой подход (метод), который в прошлом (в условиях плановой экономики) в общем плане рассматривался в трудах Лейбкинда А. Р., Лопухина М. М., Мильнера Б. З., Рудневой Е. В., Рудника Б. Л., Тамбовцева В. Л., Фонотова А. Г., Шнипера Р. И. и др.

В целях анализа проблем и планирования развития агропромышленных комплексов программно-целевой подход использовался в работах Костяева А. И., Лемешева М. Я., Можина В. П., Панченко А. И., Позднякова A.M., Тянутова А. И. и др.

Однако, с переходом к рыночным отношениям, когда планирование, как инструмент государственного регулирования, было предано забвению, высокие потенциальные возможности программно-целевого подхода (метода) к решению проблем переходного периода в АПК остались невостребованными.

В этой связи, весьма актуальными являются исследования, направленные на поиск форм и методов использования нрофаммно-целевого подхода в условиях переходного периода к решению сложных проблем, свойственных для него.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка предложений по использованию программно-целевого подхода (метода) для решения проблем переходного периода в региональных АПК и их практическая апробация на конкретном объекте — агропромышленном комплексе республики Карелия.

В качестве задач исследования ставятся:

— определение роли программно-целевого подхода в решении сложных экономических проблем;

— выявление места «концепции», как предплановой разработки, в решении проблем переходного периода в региональных ЛПК;

— обоснование принципов разработки и внутренней структуры целевых комплексных программ развития региональных ЛПК;

— осуществление оценки общей проблемной ситуации, подлежащей решению на основе программно-целевого подхода (метода), в ЛПК республики;

— проведение углубленного анализа основополагающих проблем переходного периода в региональных ЛПК (диспаритета цен, взаиморасчетов предприятий, снижения доступности к кредитным ресурсам и ослабление бюджетной поддержки сельских товаропроизводителей, монополизация перерабатывающих и агросервисных предприятий);

— определение концептуальных основ стабилизации и развития АПК республики;

— обоснование целей, задач и основных мероприятий целевой комплексной программы стабилизации и развития ЛПК республики;

— разработка механизма реализации целевой комплексной программы стабилизации и развития ЛПК республики.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования выступают проблемы переходного периода в региональных агропромышленных комплексах. Объектом исследования является ЛПК республики Карелия.

Научная новизна работы заключается, прежде всего, в предпринятой попытке решения на уровне субъекта федерации (в данном случае республики Карелия) части проблем, которые в нормальных условиях должны реализовываться федеральными органами управления. На протяжении 5−6 лет такие острые проблемы в ЛПК, как диспаритет цен, взаиморасчеты предприятий, кредитование, бюджетная поддержка, преодоление монополизма и др. на федеральном уровне ие только не решаются, но под влиянием ряда управленческих решений еще более усугубляются. Региональные ЛПК стали своего рода заложниками федеральной аграрной политики. В этих условиях остается одно — взять часть функций федерального уровня управления ЛПК на региональный, что и предпринято в данной диссертационной работе. Фактически речь идет о децентрализации функций управления и формировании нового статуса республики Карелия.

В работе впервые для условий переходного периода выполнено диссертационное исследование проблем развития региональных ЛПК на основе программно-целевого подхода (метода).

Лвтором впервые для республики Карелия определена система целей, задач и мероприятий, обеспечивающих решение проблем переходного периода в агропромышленном комплексе.

Практическая значимость диссертации. В работе даны всесторонний анализ и оценка проблемной ситуации в ЛПК республики Карелия, которые, помимо составной части программы стабилизации и развития агропромышленного комплекса, имеют самостоятельное значение для практических управленческих решений.

Концептуальные основы стабилизации и развития ЛПК позволяют практическим работникам ориентироваться в своей работе на оценку агро-природного потенциала республики, этапы развития агропромышленного комплекса, совокупность основополагающих идей к решении сложных.

•к проблем переходного периода (сглаживания диспаритета цен, преодоления кризиса неплатежей и монополизма переребатывающей промышленности, адаптации предприятий ЛПК к рыночным отношениям, формирования рыночной инфраструктуры, структурной перестройки на селе и др.).

Цели, задачи и основные мероприятия целевой комплексной программы стабилизации и развития ЛПК республики, сформулированные в разделе 3.2. диссертации являются для органов управления республики Карелия и в особенности Министерства сельского и рыбного хозяйства, продовольствия конкретным инструментом в решении проблем переходного периода.

Теоретическая и методическая основа работы. В основу диссертационного исследования положены методологические принципы и методы программно-целевого подхода. Процесс целеполагания осуществлен методом декомпозиции. Мероприятия региональной целевой комплексной программы определены на основе следующих основных принципов: целевого, комплексности, необходимости и достаточности, ресурсосбережения, самоокупаемости, объективности, конкретности и реальности. При анализе проблемной ситуации в ЛПК республики Карелия использовались экономико-статистические и расчетно-конструктивный методы.

Теоретической базой проведенного исследования явились труды классиков экономической теории (Кондратьева Н.Д., Леонтьева В. В., Немчинова B.C., Струмшиша С. Г., Чаянова Л. В. и др.).

Информационной основой исследования послужили отчетные и статистические материалы Министерства сельского и рыбного хозяйства, продовольствия республики Карелия, Республиканского комитета по статистике, других министерств и ведомств, а также программные и инструктивные материалы федерального и республиканского уровней.

Апробация и реализация результатов исследования.Публикации.

Положения диссертации, касающиеся разработки концептуальных основ стабилизации и развития ЛПК, частично вошли в «Концепцию стабилизации и формирования факторов развития ЛПК республики Карелия». Система целей, задач и программных мероприятий решения проблем переходного периода нашли свое отражение в «Целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства республики Карелия на 1997;2001 годы» .

Основные положения диссертации доложешл более чем на десяти различных научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях международного, федерального, межрегионального и республиканского уровней.

Многие положения диссертации, касающиеся преодоления монополизма с перерабатывающей промышлен носгыо, сглаживания диспаритета цен, реформирования предприятий ЛПК, создания рыночной инфраструктуры и др., нашли практическое воплощение в республиканском агропромышленном комплексе. Основные результаты диссертации опубликованы в двух научных работах.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа выполнена на 120 страницах компьютерного текста и состоит из введения, трех глав, выводов и предложений и списка использованной литературы. В работе содержатся 24 таблицы.

Результаты исследования могут быть представлены тремя группами выводов и предложений, характеризующих теоретико-методологические аспекты решения проблем переходного периода в региональных агропромышленных комплексахотражающих проблемную ситуацию в АПК республики Карелияопределяющих практические действия в направлении решения проблем переходного периода в АПК региона.

1. Теоретико-методологические аспекты решения проблем переходного периода в региональных АПК.

1.1 .Эффективность решения сложных экономических ситуаций, к категории которых относятся проблемы переходного периода агропромышленного комплекса от плановой экономики к рыночным отношениям, во многом зависят от применяемых при этом подходов и методов.

1.2. Наиболее приемлемым и эффективным путем решения проблем переходного периода в региональных АПК является использование программно-целевого подхода, сущность которого заключается в обнаружении социально-экономической проблемы, определении цели развития (исходя из проблемы), постановку задач (конкретизации цели), выделении или формирования системы, способной реализовать данную цель, составлении программы (определении комплекса мероприятий) для решения поставленных задач и достижения целей.

1.3. Необходимость применения программно-целевого подхода обуславливается наличием в региональных АПК проблемной ситуации, сохранение или развитие которой, в соответствии с существующими тенденциями ведет к дальнейшему обострению кризиса, ухудшению всех параметров агропромышленных комплексов регионов, снижению их жизнеспособности и целостности и полному их разрушению.

1.4. Современное состояние агропромышленного комплекса России в целом и его региональных составляющих характеризуется проблемной ситуацией с прогрессирующим ухудшением динамики и ростом затрат на её восстанавли-вание.

Состояние почвенного плодородия, материально-технической базы предприятий АПК, финансовое положение сельскохозпредприятий и др. показатели таковы, что при сохранении тенденций проблемная ситуация может перейти в категорию с необратимыми последствиями. В этом случае даже устранение причин проблемной ситуации не приведет к исчезновению последствий с ней связанных, что собственно, сделает и применение программно-нелепого подхода не эффективным.

Таким образом, в агропромышленных комплексах регионов и страны в целом сложился тот тип проблемной ситуации когда только применение программно-целевого подхода может устранить последствия, вызванные ею. С другой стороны, промедление с его использованием может привести к тому, что любые методы «реанимации» ЛПК окажется безрезультатными.

1.5. Исходным пунктом в решении проблемной ситуации, возникает в период перехода ЛПК от плановой экономики к рыночным отношениям, является разработка концепции. Концепция является необходимым инструментом для более полного всестороннего, глубокого и объективного изучения проблемной ситуации в ЛПК и определения направлений её ликвидации и конструирования основных пугей развития агропромышленных комплексов в перспективе.

1.6. Концепция развития региональных ЛПК может разрабатываться как n рамках одноименной программы, так и пне её. В случае разработки концепции в качестве самостоятельного документа в ней, по нашему мнению, должны найти отражение: оценка факторов развития регионального АПК, формулировка генеральной цели и выделение этапов развития АПК — определение концептуальных основ развития отраслей, форм собственности и хозяйствования, рыночной инфраструктуры, межотраслевых и межрегиональных связей — конструирование механизма реализации концепции и ее финансового обеспечения.

В любом варианте в программе (или вне программы) концепция должна характеризоваться краткостью изложения, но в той мере, которая не влияет на качество.

В концепции должны быть обязательно отражены те позиции, забвение которых ведет к заметному ухудшению её качества.

1.7. В условиях изменившейся социально-экономической ситуации в России, воздействие государственных органов управления, но региональные ЛПК возможно, в первую очередь, через разработку и реализацию целевых комплексных программ. В то же время, разрабатываемые на практике профаммы характеризуются низким методическим уровнем, меркантильностью целей разработки, недофинансированием.

1.8. Основными принципами разработки региональных целевых комплексных нрофамм, на наш взгляд, должны быть следующие: целевой, комплексности, достаточности, ресурсосбережения, самоокупаемости, объективности, конкретности, реальности.

1.9 Внутренняя структура региональных целевых комплексных профамм развития ЛПК должна последовательно отражать: анализ и концептуальные основы развития регионального ЛПКцели, задачи, мероприятия, ресурсное обеспечение, механизм реализации и оценку эффективности реализации профаммы.

Сформулированные выше принципы разработки профамм в соответстшш с предложенной ее внутренней структурой, составляют ту методологическую и методическую основу, которая обеспечивает научно-обоснованное составление программно-целевого документа, необходимого и достаточного для решения в региональных ЛПК сложных проблем переходного периода.

Проблемная ситуация в ЛПК республики Карелия.

2.1. Проблемная ситуация в АПК республики Карелия в общем виде характеризуется свертыванием производства, изменением его структуры в сторону мелкотоварного сектора, разрушением производственного потенциала, ухудшением финансового состояния предприятий, обострением социальных проблем на селе. Сохранение в ближайшие годы существующих тенденций приведет к необратимым процессам.

2.2. Основополагающей причиной, создавшейся проблемной ситуации, является диспаритет цеп па промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Диспаритет цен имеет глобальное отрицательное воздействие на развитие сельского хозяйства: вызывает рост себестоимости сельхозпродукции и реализационных цен, снижает возможность приобретения и использования технических средств, удобрений, средств защиты растений и т. п., затрудняет инвестиции в производственное и непроизводственное строительство на селе, увеличивает дифференциацию доходов предприятий сельского хозяйства и других сфер экономики, резко ухудшает финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий, вызывает потребность в кредитах и т. п.

2.3. Диспаритет цен, первоначально вызванный резким ростом цен на промышленные товары и услуги для сельского хозяйства, в последующем существенно усилился из-за невозможности адекватного повышения реализационных цен на сельскохозяйственную продукцию в связи со снижением платежеспособного спроса населения и роста импорта продовольствия по демпинговым ценам.

2.4. Диспаритет цеп привел к тому, что себестоимость производства большинства видов сельскохозяйственной продукции в республике Карелия значительно превысила цену их реализации. Ценовой дисбаланс в 1995;1997 гг. достиг той критической точки, когда дотации государства ие в состоянии покрыть убытки сельскохозяйственных предприятий. В республике Карелия сложилась парадоксальная ситуация: чем больше производится овощей защищенного грунта, говядины, свинины и мяса птицы, тем больше убытков имеют сельскохозяйственные предприятия.

2.5. Второй по значимости причиной создавшейся проблемной ситуации является проблема взаиморасчетов предприятий ЛПК республики Карелия. Мясои молокоперерабатывающие предприятия своевременно не рассчитываются с сельхозтоваропроизводителями за их продукцию в связи с тем, что сами ие получают продукцию от предприятий торговли. Вследствие этого сельхозпредприятия не могут своевременно производить предоплату за приобретаемые минеральные удобрения, средства химической защиты, комбикорма и др. ресурсы. Результатом сложившейся ситуации явилось резкое сокращение наличия денежных средств на расчетных счетах сельхозпредприятий, доля которых в общей стоимости оборотных с начала переходного периода снизилась в 5 и более раз. Предприятия ЛПК, в особенности сельхозпредприятия, в связи с этим все более и более прибегают во взаиморасчетах к бюджетному обмену, использованию векселей, ГКО, облигаций и др. суррогатов денег.

2.6. В республике Карелия, как и в большинстве других регионов страны, сложилась парадоксальная ситуация, когда вместо целенаправленного формирования рыночного механизма цеповых и расчетных отношений в АПК, практически разрушились товарно-денежные отношения, которые были свойственны даже для периода социалистической плановой экономики. Сложилось положение, когда с одной стороны предприятия ЛПК, в особенности сельхозпредприятия, не могут далее функционировать при существующих ценовых и расчетных отношениях, и с другой, федеральные власти (в чьих руках находится перспектива решения этих проблем) не предпринимают практически никаких усилий для выхода из создавшегося положения.

2.7. Доступность к кредитным ресурсам предприятий ЛПК в особенности сельхозпредприятий, все более усложняется. Коммерческие банки, в силу финансового положения сельхозпредприятий, не хотят давать им кредитов вообще или дают их крайне неохотно. Вследствие этого сумма кредитов, получаемых ежегодно сельскими предприятиями, растет лишь номинально. Реальные объемы кредитов, скорректированные с учетом инфляции, снижаются.

В условиях резкого снижения доступности сельхозпредприятий к кредитам, их ограниченные ресурсы, в первую очередь направляются на решение краткосрочных задач: проведения весенне-полевых кормозаготовительных, уборочных и иных сезонных работ. Долгосрочные кредиты для реконструкции производства внедрения новой техники и прогрессивных технологий и т. п. практически приблизились к нулю.

2.8. Показатели характеризующие взаимоотношения отраслей ЛПК республики Карелия с бюджетом, отражают очень важную закономерность. Сельское хозяйство в 1993;1995 гг. получало финансовых средств из бюджета гораздо больше, чем перечисляло в бюджет. Данная закономерность была харакгерна и для ЛПК республики Карелия в целом в 1993 году.

Однако, уже в 1994;1995 гг. отраслями ЛПК республики было перечислено в бюджет, соответственно, на 38 и 56 млрд руб. больше, чем получено из него. Таким образом, ЛПК республики Карелия не только не является «черной дырой» для бюджета, но и представляет собой важный источник его пополнения.

В связи с изменением доли сельского хозяйства в конечной цене на продукты питания из него изымается перерабатывающей промышленностью значительная часть средств, которые при нормальных условиях должны были остаться в сельском хозяйстве, как выручка от реализации продукции. В свою очередь бюджет изымает из перерабатывающих отраслей ЛПК денежные средства в форме повышенных налогов в связи с более высоким среднедушевым доходом работников этой сферы, наличием прибыли предприятий и другими особенностями.

2.9. Учитывая отмеченные выше закономерности, следует сделать вывод о том, что как и в другие кризисные периоды в истории России (годы послереволюционной разрухи и гражданской войны, период индустриализации, военные и послевоенные годы), общенациональные проблемы решаются за счет сельского хозяйства. Однако, если подобные приемы возможны для регионов с наиболее благоприятными условиями сельскохозяйственного производства, где фактически происходит формирование дифференциальной ренты, то для Северных регионов, отличающихся повышенными производственными издержками в сельском хозяйстве, это просто недопустимо.

2.10. Монополизм перерабатывающих и агросервисных предприятий, проявляющийся в основном давлении на сельскохозяйственные предприятия и неравноправные условия взаиморасчетов отрицательно сказываются на финансовом положении в сельском хозяйстве, способствуют свертыванию сельскохозяйственного производства и прекращению воспроизводственного процесса на селе.

3. Практические рекомендации по решению проблем переходного периода.

3.1. Решение главной проблемы переходного периода для ЛПК республики Карелия — смягчение ценового диспаритета — возможно на основе внедрения системы защитных цен, применения системы мер, но удешевлению топливно-энергетических ресурсов, минеральных удобрений и концентрированных кормов, введения системы контроля за необоснованным повышением (понижением) цен. Несмотря на то, что устранение диспаритета цен является прерогативой федеральных властей, считаем необходимым, в условиях бездействия последних, предпринять попытку решения этой проблемы на республиканском уровне.

3.2. При расчете защитных цен и средств, необходимых для их поддержания, показатели себестоимости производства единицы продукции целесообразно брать не по фактически сложившемуся уровню, отражающему в значительной степени безхозяйственность в сельскохозяйственных предприятиях, а исходя из их величины, полученной, но технологическим картам.

3.3. Для обеспечения комплекса мер по смягчению ценового диспаритета в ЛПК республики Карелия считаем необходимым формирование фонда внебюджетной поддержки предприятий, посредством создания источника, способного воспроизводить финансовые ресурсы. 13 качестве такого источника предлагается создать специальный инвестиционный фонд, средства которого следует направлять в создание высокодоходных производств со сроком окупаемости 3−9 месяцев. Прибыль от реализации продукции данных производств в дальнейшем должна направляться в фонд внебюджетной поддержки предприятий ЛПК, а оттуда в первоочередном порядке на решение проблемы ценового диспаритета в агропромышленном комплексе республики.

3.4. Преодоление кризиса неплатежей может быть осуществлено посредством существующих в республике вексельного обращения и системы взаимозачетов долгов предприятий друг другу. Для придания данным мероприятиям более организующего начала может быть создана агрофинансовая корпорация, которая будет системно заниматься только решением проблемы неплатежей.

3.5. Для решения проблемы распределения выручки от реализации продовольственной продукции между предприятиями торговли, переработки и сель-хозпроизводства пропорционально вкладу каждого звена в конечный продукт. Целесообразно ввести в действие законодательно утвержденные предельные размеры посреднических и торговых наценок по видам продукции относительно закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию пли оптовых цен на продукты питания и предельных уровней цен для снабженческих и агросервнсных предприятий.

3.6. Проблема преодоления монополизма перерабатывающей промышленности и агросервиса в своей основе может быть решена путем: развития вертикальной кооперацииагропромышленной, агропромышлепно-торговой и аг-ропромышл торый лично или с привлечением координационной комиссии решает вопрос. енно-финансовой интеграции, посредством создания агропромышленных и агронромышленно-финансовых корпорацийограничения монопольных цен перерабатывающих и агросервнсных предприятий посредством упорядочения фонда потребления в них.

3.7. Рациональное ресурсоиспользование и рост производительности груда в предприятиях АПК могут быть достигнуты за счет внедрения в них эффективных систем внутрихозяйственных (внутрипроизводственных) экономических отношении, реализации программ реформирования, осуществления структурной перестройки (в том числе и диверсификации производства), введения бизнес-планирования и ресурсосберегающих систем земледелия и животноводства. Инструментом, принуждающим осуществлять данные мероприятия может быть механизм распределения финансовых средств из бюджета и фонда поддержки предприятий АПК, а также имеющихся кредитных ресурсов. Получение возвратных и безвозвратных денежных средств предприятиями должно быть поставлено в прямую зависимость от степени их внутреннего реформирования .

3.8. Для решения проблемы переходного к рынку периода в АПК республики необходимо создать рыночную инфраструктуру: оптовые продовольственные рынки, магазины фирменной торговли, лизинговый фонд, маркетинговая и информационно-консультационная службы, дилерские и прокатные пункты, машинно-технологические станции и т. п.

3.9. Для восстановления, воспроизводства и модернизации производственного потенциала АПК целесообразно реализовать специально ориентированные комплексные программы: «Плодородие», «Механизация», «Перерабатывающая и пищевая промышленность», «Племенное дело» и «Элитное семеноводство» .

3.10. Структурную перестройку на селе необходимо осуществлять в направлении изменения отраслевой структуры производства и структуры доходов сельского населения. Сельское хозяйство в условиях Севера целесообразно сочетать с несельскохозяйственными видами деятельности и на этой основе осуществлять повышение уровня занятости и доходности сельских жителей.

3.11. Для практического освоения, обозначенных выше конкретных предложений необходимо в полном объеме реализовать «Целевую комплексную программу стабилизации и развития АПК республики Карелия», цели, задачи и основные мероприятия, которые изложены в разделе 3.2 настоящей работы.

3.12. Органом управления реализацией «Целевой комплексной программы стабилизации и развития ЛПК республики Карелия» целесообразно сделать Министерство сельского и рыбного хозяйства, продовольствия республики Карелия, перестроив его внутреннюю структуру в соответствии со схемой, предложенной на стр. 94−95 данной работы.

В условиях дефицита финансов и кризисной ситуации в ЛПК нецелесообразно, как это часто предлагается в научных публикациях, для управления реализацией рассматриваемой программы создавать специальный орган. К тому же Министерство сельского и рыбного хозяйства, продовольствия республики Карелия в своей основе призвано заниматься именно этими же проблемами: стабилизацией и развитием ЛПК.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Наука, 1990. — 216 с.
  2. А., Кистанов В. Региональные программы: перспективные вопросы // Экономист.- 1997.- № 3.-С.34−35.
  3. Акофф P. J1. Планирование в больших экономических системах. Ныо-Йорк, 1970. Пер. с англ. Г. Б. Рубальского под ред. И. А. Ушакова М.: Советское радио, 1972.-224 с.
  4. А.А., Костяев А. И. Подход и метод в социально-экономической географии // Изв. ВГО.-1984.-т.116.-Вып.6.-С.500−506
  5. Ю.Н., Чистобаев А. И. От проблемы к цели. Горизонты комплексных ирограмм.-М.: Мысль, 1987.-240с.
  6. А.Д., Куцых Б. С. Экономическая информация в планировании.-М.: Экономика, 1980.-112 с.
  7. В.В. О проблемах привлечения инвестиций в аропромыш-ленный комплекс // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих нредприятий.-1996.-№ 1.-С.9−14.
  8. В. Земельная реформа : ожидания и социальные последствия // Международный сельскохозяйственный журнал.-1996.-№ 6.-С. 18−22.
  9. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Аграрной реформе нужен новый курс // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.-1996.-№ 5.-С.9−12.
  10. Т.В., Ковтун Б. П., Пыткин А. Н. Программа комплексного социально-экономического развития территории на основе интенсификации производства и повышения его эффективности.-Пермь // Ур. ОРАН .-1996.-41с.
  11. Вид Л.Б., Иванов Е. А. Новая философия планирования.-М.: Экономика, 1990.-160с.
  12. Генеральная схема природно-сельскохозяйственного районирования страны /Под ред. А. Н. Каштанова.-М.Колос, 1983−336 С.
  13. И.Р. Экономические связи и пропорции территориального ЛПК (на примере Республики Башкортостан): Лвтореф. дисс. на соиск. уч. степ, к-та экон. наук.-Уфа, 1997.-24с.
  14. Глазьеве. Экономическая политика: проблемы нынешней и императивы новой модели // Российский экономический журнал.-1994.-№ 5−6.-C.3−13.
  15. О.Д. Принципы анализа проблем для их программного решения // Целевые комплексные программы: вопросы разработки, моделирования, исиользования.-М.: ЦЭМИ ЛИ СССР, 1985.-С.62−87.
  16. Л.Л. Структура социально-экономических проблем // Целевые комплексные программы: вопросы разработки, моделирования, использования.-М.: ЦЭМИ АН СССР, 1985.-С.38−61.
  17. Е.П. Программно-целевой метод управлеиия.-М.: Знание, 1980.-64с.
  18. М.Я., Штульберг Б. М. Экономическое обоснование территориальных планов.-М.: Экономика, 1997.-126с.
  19. Е.В. Разработка приоритетов аграрной политики России: Автореф. дисс. д-ра экон. наук.-М. 1997.-47с.
  20. Земля и люди. Целевая комплексная программа социально-экономического развития АПК Карельской АССР на 1989−1995 годы.-Петро-заводск.: Карелия, 1989.-62с.
  21. Е. Типология и особенности рыночных структур регионального АПК // ЛПК: Экономика, управление.-1996.-№ 9.-С.67−71.
  22. Е.Н., Краснопольский Б. Х. Целевые программы развития районов Севера.-М.: Наука, 1985.-150с.
  23. С. Вариантный прогноз эволюции экономики российских регионов // Российский экономический журнал,-1997.-№ 8.-С.51−65.
  24. Краткая философская энциклопедия.-М.: Прогресс, 1994.-575с.
  25. В. Экономическое положение и направления инвестиционной деятельности в регионе // Экономист.-1997.№ 2.-С.67−72.
  26. В.И. Методологические вопросы применения программного подхода в народнохозяйственном планировании // Программно-целевое управление социалистическим производством: (Вопросы теории и практики), — М.: Экономика, 1980.-С.3−10.
  27. В. Экономическая политика региона в аспекте реформ // Экономист.-1996.-№ 7.-С.35−42.
  28. Н.Д. Особое мнение : Изб. произведения в 2 кн. / Сост. В.В. Симонов/. Рос. АН, Ин-т экономики, Междунар. фонд
  29. Н.Д. Кондратьева.- М.: Наука, 1993. кн. 1.-655с., кн.2.-718с.
  30. Концепция развития аграрного законодательства Российской Федерации.-М.: МСХ РФ, 1993.-46с.
  31. Концепция развития агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны РСФСР.-М.: ВАСХНИЛ, 1988.-34с.
  32. Концепция развития агропромышленного комплекса Нечерноземной зоны РСФСР.-Л.: НИЭСХ НЗ РСФСР, 1991.-24с.
  33. Концепция развития земельной реформы в Российской Федерации (1997−2002 годы).-М.: Госкомзем, 1997.-30с.
  34. Концепция развития механизации, электрификации сельскохозяйственного производства Нечерноземной зоны России на 1995 год и на период до 2000 года.-СПб.: ОНЗ РАСХН, 1993.-200с.
  35. Концепция развития механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства Северо-Восточного региона Европейской части России.-Киров. НИИСХ Северо-Востока.-1997.-80с.
  36. Концепция развития многоукладной экономики аграрного сектора России.-М.: Россельхозакадемия, 1993.-46с.
  37. Концепция развития хозяйственного механизма в системе агропромышленного комплекса Российской Федерации.-М.: ЦНТИ, 1991.-71с.
  38. Концепция социального и экономического развития Пермской области (на период до 2010 г.).- Свердловск: Ур. ОЛИ СССР, 1989.-81с.
  39. Концепция стабилизации и формирования факторов развития ЛПК республики Карелия.-СПб-Пушкин. НИЭСХ НЗ РФ, 1994.-45с.
  40. Л.И. Лгропромысловое хозяйство Севера : проблемы комплексного развития: Дисс. на соиск. уч. степ, д-ра геогр. наук.-JI., 1987.-384c.
  41. В., Швецов Л. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Статья девятая. Программные методы регулирования территориального развития // Российский экономический журнал.-1996.-№ 2.-С.62−69.
  42. М.Я., Панченко Л. И. Комплексные программы в планировании народного хозяйства.-М.: Экономика, 1973.-167с.
  43. В.В. Экономические эссе : Теории, исследования, факты и политика /Пер. с аигл.: Гребенников и др.-М.: Политиздат, 1990.415с.
  44. М.М. ПЛТТЕРН метод планирования и прогнозирования научных работ.-М.: Сов. радио, 1971.-160с.
  45. Л.Р., Руднева Е. Н. Рудник Б.Л. Проблемы методологии и разработки комплексных программ .- М.: Наука, 1983.-111с.
  46. Н. Региональная политика государства на современном этапе//Экономист.-1996.-№ 11.-C.70−78.
  47. Д.Л., Самсонов К. П. Программно-целевой метод планиро-вания.-М.: Экономика, 1977.-55с.
  48. В. Проблемы экономической безопасности России // Вопросы экономики.-1997.-№ 3.-С.111−127.
  49. Я.Е. Вопросы методологии регионального экономического прогнозирования.-М.: Наука, 1983.-185с.
  50. .З. Организационный механизм программно-целевого управления // Программно-целевое управление социалистическим производством: вопросы теории и практики.- М.: Экономика, 1980-с.52−59.
  51. Методическое пособие, но разработке региональных программ стабилизации и развития ЛИК, — М.: МСХП РФ, 1995.-52с.
  52. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ в Российской Федерации.-М.: Б.И., 1994.
  53. Методические рекомендации по разработке и реализации региональных программ развития АПК.-М.: Минсельхозпрод РФ, 1996.-59с.
  54. Методические указания к разработке планов экономического и социального развития РСФСР.-М.: Экономика, 1985.-4б4с.
  55. П.А. Экономическое развитие региона : программный подход.-М.: Наука, 1983 .-223с.
  56. В., Шмелев Г. Государственная политика в аграрной сфере // Вопросы экономики,-1996.-№ 9.-С.40−53.
  57. А. Проблемы и пути выхода из кризиса агропромышленного комплекса Российской Федерации // АПК: экономика, угтравление.-1995.-№ 4.-С. 10−29.
  58. Народно-хозяйственные пропорции: динамика, методология планирования /Рук. авт. колл. А. И. Залкинд. Науч. ред. Е. А. Иванов.-М.: Экономика, 1984.-200с.
  59. А. Нужна ли новая Программа реформирования экономики // Российский экономический журнал.-1994.-№ 11.-С.З-9.
  60. B.C. Избранные произведения. В 6-ти т. Т.5. Планирование и народно-хозяйственные балансы.-М.: Наука, 1968.-430с.
  61. И.Г. Анализ и прогноз межотраслевых связей. М.: Экономика, 1981.-104с.
  62. А.А. Спираль многовековой драмы : аграрная наука и политика России (XVIII XX в.в.).-М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.-574с.
  63. Е.Д. О выборе программно-решаемых проблем // Вопросы методологии комплексного планирования.-М.: ЦЭМИ АН СССР, 1978.-е.15−21.
  64. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка концепции стабилизации и формирования факторов развития агропромышлениого комплекса республики Карелия».-СПб-Пушкин: НИЭСХ ИЗ РФ, 1994.-254с.
  65. К. Земля как конкретный объект собственности и природный ресурс // Международный сельскохозяйственный журнал.-1996.-№ 4.-С.3−6.
  66. Планирование комплексного развития хозяйства области, края, АССР. Под ред. Н. С. Зенченко.-М.: Экономика, 1974.-189с.
  67. Г. Х., Косов Н. С. Программно-целевой метод в управлении и планировании.-М.: Экономика, 1980.-40с.
  68. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых профамм, в осуществлении которых участвует Российская Федерация // Собрание законодательства Российской Федерации.-Ю июля 1995 г.-№ 26.-5047−5056.
  69. Проблемы разработки и реализации комплексных программ .М.: Наука, 1984.-278с.
  70. Программно-целевое управление социалистическим производством: вопросы теории и практики.-М.: Экономика, 1980.-208с.
  71. Программно-целевой метод в планировании (А.Г.Фонотов, В. А. Тамбовцев и др.).-М.: Наука, 1982.-150с.
  72. Производственно-экономические показатели развития афопромыш-ленного комплекса России в 1994 году. Ч.1.-М.: Б.И., 1995.-224с.
  73. Производственно-экономические показатели развития афопромыш-ленного комплекса России в 1994 году. 4.II.-M.: Б.И., 1995.-202с.
  74. С.А. Динамика территориальных систем : экономические и социальные аспекты.- СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.-96с.
  75. Региональные проблемы научно-технического професса в афопро-мьинленном комплексе СССР. /В.П.Можин и др.-М.: Наука, 1984.-149с./
  76. Российская Федерация в 1992 году. Стат. ежегодник// Госкомстат России.-М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1993 .-654с.
  77. Российская Федерация в цифрах в 1993 году: Краткий статистический сборник // Госкомстат России.-М.: Республиканский информационно-издательский центр, 1994.-383с.
  78. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник // Госкомстат России.-М., 1995.-354с.
  79. .Г. О формах выражения комплекса целей социально-экономической системы //Теоретические вопросы программно-целевого планирования.-М.: ЦЭМИ АН СССР, 1976.-С.28−39.
  80. А., Дибнров А. Региональная политика в отношении личных подсобных хозяйств // АПК: экономика, управление.-1995.-№ 3.-С.37−40.
  81. А.Ф. Планирование сельского хозяйства в рыночных условиях (теория и методология). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н.1. М., 1996.-40с.
  82. Советский энциклопедический словарь.- М.: С.Э., 1986.-1600с.
  83. А.Г. Метод//Философская энциклопедия, — М., 1964,-т.З.-С.409−412.
  84. А.Г. Метод // БСЭ. 3-е изд.-М" 1974.-t.16.-C. 162.
  85. Н., Симеонова К., Костов К., Качаунов С. Программно-целевой подход в управлении. Теория и практика. Пер. с болг.-М.: Прогресс, 1975.-198с.
  86. Е.С. Методология и практика аграрного реформирования.-М.: Колос, 1994.-208с.
  87. С.Г. На плановом фронте.- М.: Наука, 1980.-463с.
  88. О. Налоги как инструмент государственного регулирования//Экономист.-1996.-№ 11.-С.24−32.
  89. Р. Законы управления экономикой // АПК: экономика, управление.-1995,-№ 6.-С.23−28.
  90. А.И., Поздняков A.M. Методические рекомендации для разработки программ развития АПК региона.- Новосибирск: ИЭиОПП СОАН СССР, 1979.-49с.
  91. В. Реформирование сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельского хозяйства России.-1996.-№ 12.-С.4.
  92. Указ Президента Российской Федерации «О регулировании земельпых отношений и развитии земельной реформы в России // Международный сельскохозяйственный журнал.-1994.1.-С.З-6.
  93. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы.-М.: Информагробизнес, 1996.-100с.
  94. И., Тихомиров В. Областной орган государственного исполнительного управления // Экономика сельского хозяйства России.-1995.-№ 6.-С.26.
  95. Л.И. Возможные пути реформирования финансово-кредитного механизма в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий,-1996.-№ 10.-С.8−11.
  96. Целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства республики Карелия на 1997−2001 годы.-Петрозаводск. Б.И., 1996.-88с.
  97. Целевые комплексные программы развития производства. Методические вопросы.-Киев: Hayкова думка, 1986.-245с.
  98. Цели и ресурсы в перспективном планировании.-М.: Наука, 1985.-260с.
  99. А.В. Избранные произведения : Сборник/Сост. Е. В. Серова.-М.: Моск. рабочий, 1989.-368с.
  100. А.И., Баженов Ю. Н. Территориальные комплексные программы.-Л.: Изд-воЛГУ, 1984.-228с.
  101. Р.И. Вопросы разработки и классификации региональных комплексных программ // Изв. СО АН СССР. Сер. обществ, наук.-1980.-№ 1.-Вып.1.-с.49−57.
Заполнить форму текущей работой