Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление национальной системы социального страхования в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные предложения и рекомендации могут быть использованы для формирования системы социального страхования, адаптированной к условиям социально-ориентированной рыночной экономики. Возможно также их применение в качестве методологической базы по оптимизации механизма создания целостной системы социальной защиты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы исследования социального страхования
    • 1. 1. Переход к рыночной экономике и формирование новой модели социального страхования
    • 1. 2. Сущность и функции социального страхования
    • 1. 3. Целостность национальной системы социального страхования
    • 1. 4. Основные принципы социального страхования
    • 1. 5. Основные факторы развития социального страхования
  • Глава 2. Исторический опыт развития социального страхования в России
    • 2. 1. Основные этапы формирования системы социального страхования в России
  • Глава 3. Основные направления и стратегия реформирования социального страхования в период рыночных преобразований
    • 3. 1. Уровень социальной защиты, обеспеченный социальным страхованием
    • 3. 2. От социального обеспечения к социальному страхованию
  • Глава 4. Пути реформирования основных направлений социального страхования
    • 4. 1. Реформа пенсионного обеспечения
    • 4. 2. Развитие обязательного медицинского страхования
    • 4. 3. Реформирование социального страхования
    • 4. 4. Назревшие проблемы реформирования страхования безработицы
  • Ф
  • Глава 5. Формирование нового направления социального страхования
    • 5. 1. Место и роль категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в социально-экономической структуре России
    • 5. 2. Концепция порядка страхования индивидуальных предпринимателей
    • 5. 3. Порядок социального страхования лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой
  • Глава. б Центр — регионы: место и роль в социальной защите населения
    • 6. 1. Новая роль регионов в социальной защите населения в условиях рынка
    • 6. 2. Опыт решения проблем социального страхования в отдельных регионах (на примере республики Саха-Якутия)
    • 6. 3. Разработка социальных стандартов — необходимый шаг в развитии социального страхования

Становление национальной системы социального страхования в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социальная защита человека в той или иной форме осуществляется в любом обществе. Она, как показывает историческая практика, составляет необходимый параметр общественного устройства, неотъемлемое звено системы общественных отношений. Если с этих позиций посмотреть на постсоветскую Россию, то коренные социально-экономические изменения, вызванные ее переходом к рыночной экономике, с особой остротой поставили вопрос о формировании адекватной ей системы государственного социального страхования, принципиально отличающейся от соответствующей системы советского образца. И дело здесь не в чьих-то субъективных пожеланиях или трудностях переходного периода, а в объективно присущих внутренних закономерностях развития социально-ориентированной рыночной экономики. Отличительный же чертой последней, как свидетельствует опыт индустриально развитых стран, является наличие развитой и высокоэффективной системы социальной защиты человека, это во-первых, и, во-вторых, основу ее составляет социальное страхование. Что же касается места и роли последнего в социально-ориентированной рыночной экономике, то они определяются тем, что социальное страхование непосредственно связано с жизнеобеспечением и воспроизводством личного фактора производства — рабочей силы, социальной защитой наиболее уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов и других категорий), обеспечением оптимального сочетания — экономической эффективности и социальной справедливости.

Говоря о потребности перехода к рыночной модели социальной защиты населения применительно к нынешней ситуации в России, следует особо подчеркнуть ее неотложный характер. Обусловлено это, с одной стороны, необходимостью преодоления трудностей переходного периода самих по себе неизбежных при смене социально-экономического строя), а с другой стороны, необходимостью исправления допущенных ошибок и упущений в процессе осуществления реформ. Сегодня есть все основания.

Ф сказать, что отсутствие продуманной и научно обоснованной программы реформ, излишняя торопливость в их проведении, применение шоковой терапии и т. п. действия поставили население России перед тяжелейшими проблемами, как в экономике так и социальной сфере: К прежним задачам социальной защиты населения (пенсионное обеспечение, детские и семейные пособия и т. д.) добавились новые — помощь безработным, адресная помощь семьям, где среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и др. И как результат — резкое снижение жизненного уровня основной массы населения, обнищание его значительной части, сокращение объе.

• ма и качества социальных услуг, небывалое расслоение общества по уровню доходов, огромная дифференциация регионов по уровню жизни населения, массовая безработица. В 1991 году доходы ниже прожиточного минимума имели 11,7% населения, 1997 году за чертой бедности находилось 30,7 млн. россиян (20,8% от общей численности населения). 240] В 1996 году по отношению к дореформенному периоду уровень реальных доходов населения по оценке Госкомстата РФ, составил лишь 60%[249] По расчетам некоторых экономистов эти показатели еще более плачевны.

• В частности. По данным Б. В. Ракитского, одного из ведущих специалистов по социальной политики, они упали в три раза. [188].

Все это обуславливает небывалый рост потребности в социальной защите населения РФ. Причем речь идет не только социально-уязвимых категориях населения (пожилых людях, инвалидах, многодетных семьях и др.), но и о значительной части экономически активного населения или так называемых «новых бедных» (безработные, низкооплачиваемые категории.

• работников бюджетной сферы — учителя, врачи, ученые, работники культуры и др.). В этих условиях социальные пособия для многих слоев населения стали единственной гарантией выживания. И хотя сами по себесоциальные выплаты мизерны, не обеспечивают нормального воспроизводства рабочей силы, тем не менее, они хотя бы на минимальном уровне га.

Ф рантируют населению выживание.

Небывалая острота проблем социальной защиты человека в современной России связана также с глубокими изменениями за годы реформ ее ресурсной базы. Здесь, как свидетельствует статистика, результаты неутешительные. За это время произошло значительное уменьшение последней в результате падения производства (по данным Госкомстата объем ВВП России в 1996 г. сократился против уровня 1991 г. на 38%) [246], сокращения доли заработной платы в доходах населения (в 1996 году она составила 40,5% против74,1% в 1991 г. [240], а ведь с нее идет, прежде всего,.

• начисление страховых взносов), низкого уровня собираемости налогов и т. д. Государство оказалось не в состоянии обеспечить социальную поддержку в полном объеме безвозмездно. Поэтому в процессе осуществления реформ в России началось формирование системы обязательного государственного социального страхования (ОГСС). При этом многое приходилось делать на ходу, борясь с возникающими негативными явлениями, а не предотвращая их. Кроме того, новая система социального страхования, формирующаяся на базе советской системы, не могла в одночасье изба.

• виться от ее родимых пятен. В силу этого говорить, что действующая сегодня в России система построена полностью на принципах страхования, было бы преждевременно. И не случайно она не обеспечивает надежной и высокоэффективной социальной защиты населения ни по одному из направлений социального страхования. В то же время, совершенно ясно, что глубокие социальные преобразования невозможно осуществить, если они не обеспечивают социальную безопасность основной массы населения.

• Поэтому успешность и надежность рыночных реформ находится в непосредственной зависимости от уровня и эффективности социальной защиты населения сегодня. И в этой связи без всякого преувеличения можно сказать, что переход к ее рыночной модели — залог необратимости осуществления социально-экономических преобразований. Представляется, что ф именно на этой основе может быть обеспечена не только социальная безопасность населения в рыночных условиях, но и более активное включение его в экономические реформы. Вот почему вопросы комплексного реформирования социальной защиты населения, в том числе и создания новой модели социального страхования, сегодня приобрели особую социально-экономическую значимость и политическую актуальность. Они, что называется, встали непосредственно на повестку дня. В свою очередь успешность радикальных преобразований в социальной сфере в значительной мере определяется уровнем теоретического осмысления процессов, зако.

• номерностей и направлений ее развития вообще, и в переходный период, в особенности. Практика все настойчивее ставит эти вопросы перед наукой. Поэтому, принципиальное значение имеет углубление теоретических представлений о социально-экономической природе социального страхования, его содержании и принципах построения. Это тем более важно, что создаваемая новая система социальной защиты, успешно функционирующая в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой, должна быть адаптирована к российским условиям. А они весьма специфичны,.

• как с точки зрения исходной базы, так и огромного разнообразия природно-климатических, экономических демографических условий, культурно-исторических традиций характерных для различных территорий России. Поэтому существует острая потребность исследования методологии и методики учета региональных условий при ее реформировании.

Переход к новой системе социального страхования требует огромной законотворческой деятельности. Достаточно сказать, что сегодня сущест.

• вует настоятельная потребность принятия рамочного Федерального Закона «Об основах обязательного социального страхования», Федерального Закона «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации», Федерального Закона «О государственной системе здравоохранения» и ряда других. Естественно, они должны базироваться на строго научной основе.

Ф Словом, жизнь диктует необходимость глубокого и всестороннего исследования теоретических и методологических основ формирования и путей развития новой системы социальной защиты населения вообще, и социального страхования, в частности. Без этого их становление может осуществляться лишь методом проб и ошибок со всеми негативными последствиями, вытекающими из этого.

Сказать, что эти проблемы оказались вне поля зрения экономической науки и социологии, значит покривить против истины.

Скорее наоборот, в последнее время появилось значительное число.

• публикаций, посвященных социальной политике и социальным отношениям в переходный период, реформированию социального сектора, изменению роли государства в этом процессе. Среди работ, опубликованных по этой проблематике несомненный интерес представляют публикации таких российских ученых, как Аганбегян А. Г, Акимов А. И., Асеев В. Г., Бабич A.M., Бобков В. Н., Волгин Н. А., Дьяконов Х. Н, Егоров Е. В., Жильцов Е. Н., Карпухин Д. Н., Костин JI.A., Кадомцева С. В., Куликов В. В., Ланцев М. С., Майер В. Ф., Мстиславский П. С., Платонов О. А., Ракитский Б. В., Римашев.

• екая Н.М., Ржаницына Л. С., Столяров И. И., Толстых Г. В., Якобсон Л. И. и т. д.

В них нашли рассмотрение и вопросы социального страхования. Но рассматриваются они лишь в концепции общих проблем социальной политики в новых социально-экономических условиях. Это бесспорно важный аспект вопроса места и роли социального страхования в социальной сфере, но недостаточный. Ведь в данном случае социальное страхование не явля.

• ется предметом самостоятельного анализа. Вопросы социального страхования в целом, а так же его отдельных направлений в ходе проводимых реформ в той или иной мере нашли рассмотрение и в публикациях Барчука В. В., Белобородова Ю. К., Бочкаревой В. К., Бугаева П. С., Бурдавицына С. В., Дегтярева Г. П., Дмитриева М. Э., Железова Ю. В., Захарова М. Л., Зубца А. Н., Калашникова С. В., Косарева Ю. А> Кульбовской W К., Соловьева.

A.К., Четыркина Е. М. и других ученых.

История развития социального страхования, как в дореволюционной России, так и в Советский и постсоветский ее периоды рассматривается в работах Быховского Н. И., Вигдорчика Н. А., Воблого К. Г., Донского Б. Г., Дьяконова Х. Н., Дементьева Е. М., Забелина Л. В., Мирского М. Б., Обухова.

B.М. и т. д.

Но в этих публикациях либо нашли недостаточное освещение, либо оказались вне поля зрения некоторые ключевые вопросы социального страхования. В первую очередь к ним относятся:

— сущность и содержание социального страхования, как основы социальной защиты в условиях социально-ориентированной рыночной экономики;

— природа таких категорий как страховые взносы, страховые выплаты, тарифы;

— закономерности его развития вообще и в переходный период, в частности;

— особенности социального страхования в переходный период;

— проблемы развития его основных направлений (пенсионное страхование, социальное страхование, медицинское страхование и др.);

— необходимость и особенности страхования лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой без образования юридического лица;

— место и роль регионов в обеспечении социального страхования и т. д.

Среди зарубежных авторов весомый вклад в разработку проблем социальной защиты и социального страхования населения внесли Аткинсон А., Барр Н., Ламперт X. Ф. Бургиньон, Д. Кесслер и др.

Несомненно их идеи и подходы заслуживают самого пристального внимания, но нельзя не учитывать, что они отражают закономерности и особенности функционирования систем социальной защиты населения в условиях устоявшихся общественных отношений.

Отмеченные обстоятельства и предопределили актуальность проблемы исследования, ее значимость для формирования и обеспечения системы обязательного государственного социального страхования (ОГСС) в современной России, обусловили выбор темы, цель и задачи данной работы.

Основной целью исследования является теоретическое обоснование стратегии становления национальной системы социального страхования в современной России и на этой основе разработка методологических подходов и практических рекомендаций по реформированию системы социальной защиты населения применительно к переходному периоду.

В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:

— анализ различных концепций социальной защиты населения, бедности, социального равенства и социальной справедливости;

— анализ условий и предпосылок, обуславливающих необходимость формирования в современной России страховой формы социальной защиты населения;

— исследование социально-экономической природы социального страхования, его места и роли в системе социально-трудовых отношений;

— анализ содержания основных категорий социального страхования (страховой взнос, страховая выплата и т. д.), функций и факторов развития, принципов его построения;

— изучение механизмов, источников, состояния и путей повышения эффективности финансирования социального страхования;

— анализ уровня и эффективности социальной защиты различных категорий населения России, охваченных социальным страхованием;

— исследование тенденций развития системы социального страхования, ф его основных направлений, уровня охвата им населения, характера и объема предоставляемых услуг и на этой основе разработка комплекса мер по реформированию пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования, страхования безработицы, социального страхования;

— разработка концепции, порядка и механизма обязательного государственного страхования лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;

— анализ соотношения роли органов власти разного уровня (от федераль.

• ного до муниципального) в обеспечении социальной защиты населения и на этой основе обоснование новой системы управления социальным страхованием;

— анализ накопленного опыта региональных аспектов социального страхования;

— изучение проблем разработки и введения в практику социального страхования государственных стандартов.

• Объектом исследования является деятельность фондов обязательного государственного социального страхования (ОГСС), фондов добровольного страхования, страховых организаций, управленческих структур в Центре и субъектах Федерации, участников страхового процесса (страхователей, страховщиков, застрахованных) по обеспечению социальной защиты населения в страховой форме.

Предметом исследования является содержание социального страхо.

• вания, его экономические, организационные, правовые основы и действующие механизмы, призванные обеспечить социально-приемлемый уровень защиты населенияпроцессы ею государственного регулирования в условиях становления рынка и федерализмауправленческие и финансово-экономические отношения страховых институтов.

Теоретические и методические основы работы. Теоретическая основа — труды классиков экономической науки, Конституция РФ, общефедеральные и региональные законодательные акты, работы российских и зарубежных ученых, материалы научных конференций и периодической печати, посвященные данной проблеме. Использованы Постановления государственных и правительственных органов власти, в центре и на местах по социальным вопросам.

Методологической основой является комплексный подход к анализу социально-экономических проблем и диалектический метод познания, взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов социальной защиты населения.

Фактическими материалами послужили данные государственной статистики, программы социальной защиты, разработанные в регионах. В работе произведены соответствующие экономико-математические расчеты и обобщения.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Впервые разработаны и теоретически обоснованы концептуальные основы единой национальной системы социального страхования России органическая целостность которой достигается:

— диалектическим единством всех входящих в нее относительно самостоятельных направлений и видов социального страхования;

— общей целью — обеспечение воспроизводства индивида при наступлении страхового случая на протяжении всего его жизненного цикла;

— последовательной реализацией страховых принципов.

— Раскрыты конкретные российские условия и предпосылки, обуславливающие необходимость формирования ее рыночной модели.

— В отличии от традиционного компенсационного подхода дано новое понимание экономической сущности социального страхования, как особой системы социально — экономических отношений рыночной экономики, представляющих одну из форм движения ее внутренних противоречий, и обеспечивающих воспроизводство рабочей силы при наступлении страхового случая на базе ее внутренних ресурсов и законов.

— Дана новая трактовка сущности страховых выплат, страховых взносов, страхового фонда, страховых тарифов, принципов и функций социального страхования как формы реализации его сущностиобеспечение воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая.

— Впервые осуществлена разработка концепции, порядка и механизма включения и систему ОГОС лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой без образования юридического лица (J1CP), численность которых в настоящее время около 10% ЭАН и имеющая ярко выраженную тенденцию к росту, и которые до сих пор практически находятся вне системы ОГСС.

Автором предложены: механизм страхования J1CP, необходимые Оргструктуры, порядок формирования финансовые ресурсов для обеспечения их страхования, возможности их разновариантного страхования.

— Обоснована необходимость изменения в новых социально-экономических условиях роли государства в социальном страховании, утверждения принципа взаимоответственности всех участников страхового процесса (государства, работодателя и работника).

— Раскрыты место и новая роль регионов в развитии социального страхования, в повышении его эффективности и надежности в обеспечении финансовой устойчивости. Разработаны методологические и методические принципы построения региональных программ социальной защиты населения.

— Обоснована необходимость перевода социального страхования на государственные социальные стандарты, устанавливающие минимально допустимые нормы социального обеспечения населения (ПМ, МПБ и т. д.), определены его предпосылки.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные предложения и рекомендации могут быть использованы для формирования системы социального страхования, адаптированной к условиям социально-ориентированной рыночной экономики. Возможно также их применение в качестве методологической базы по оптимизации механизма создания целостной системы социальной защиты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Использование предложенного порядка страхования лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой позволяет включить в систему ОГСС более 10,5 млн. человек (вместе с членами семей), в настоящее время не охваченных социальным страхованием. Сформулированные предложения по укреплению и расширению финансовой базы системы социачьного страхования направлены на привлечение дополнительных средств с целью обеспечения финансовой стабильности внебюджетных фондов социального страхования. Этой цели следует также предложенная автором методология определения экономически обоснованных размеров страховых взносов, страховых выплат (баланс обязательств), накопления необходимых резервов.

В качестве инструментария предлагается использовать актуарные расчеты.

Учитывая развитие реальных процессов федерализма в постсоветской России в работе предложены конкретные меры по повышению роли регионов в социальном обеспечении населения.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании экономических и социальных дисциплин. На их основе автором разработан специальный курс лекций «Страховое дело и социальное страхование в современной России», прочитанный в Московской государственной Академии нефти и газа им. Губкина.

Апробация результатов исследования.

Результаты проведенного исследования с практическими рекомендациями отражены в монографии «Социальное страхование в современной России» (1997г.) в статьях в центральных журналах «Экономика и общество», «Вопросы экономики», «Социальная защита», «Охрана труда и социальное страхование», «Уровень жизни населения России» и др., газетах «Ваше право» и др., в аналитическом вестнике Государственной Думы и федерального собрания, научно-исследовательских отчетах для Министерства труда и социального развития, Федерального Фонда социального страхования РФ и его филиалов, Министерства труда и занятости Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа, методических разработках ВЦУЖ и других печатных изданиях.

Всего по теме исследования опубликовано более 40 печатных работ, общим объемом более 50 печатных листов.

Автор выступал по проблемам исследования на круглых столах в Государственной Думе и Совете Федерации, на парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации, на Международных и Всероссийских Конференциях, на Ученых советах ВЦУЖ, участвовал в разработке предложений по вопросам социального страхования для Президента и Правительства РФ, для Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, ведет экспертную работу по проблемам социального страхования в ТАСИС.

Какие выводы можно сделать на основе данного прогноза? Во-первых, несмотря на динамику роста средней пенсии говорить о реальном изменении уровня пенсионного обеспечения нет. В 1992 году размер средней пенсии в Швеции, Германии, США превышал 10 тыс. долларов США в год. Выйти на этот показатель возможно лишь после 2050 года. Во-вторых, переход к смешанной распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, несомненно, будет способствовать финансовой стабилизации пенсионной системы. Многие исследователи этой проблемы, проделавшие подробные расчеты, подтверждают этот вывод. Что же касается радикального изменения уровня пенсионного обеспечения, то оно может быть достигнуто лишь на путях резкого повышения эффективности общественного производства, что предполагает, видимо, радикальное изменение курса проводимых реформ.

4.2. Развитие обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование: Надежды и реальность.

Введение

с началом рыночных реформ обязательного медицинского страхования предполагало решение трех основных задач: во-первых, сформировать независимый социально-правовой институт обеспечения гарантированных конституцией прав населения в области медицинского обслуживания в условиях рыночной экономики и на этой основе решить проблему равнодоступности его различных слоев и групп к качественной медицинской помощи. Во-вторых, коренным образом изменить систему финансирования медицинской помощи населению, восполнить нехватку бюджетных средств, выделяемых на развитие здравоохранения. В-третьих, провести разгосударствление отрасли. В рамках этих преобразований предполагалось также, во-первых, обеспечить равновесие между: конституционными гарантиями гражданину России в области медицинского обслуживания и ресурсными возможностями их реализацииуправляющими системами (Правительством, Министерством здравоохранения, органами управления в субъектах Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, и территориальными фондами в области здравоохраненияисточниками финансирования всех программ охраны здоровья населения (бюджеты всех уровнеу-страховые взносы, платежи, средства населения). и во-вторых, упредить стихийное и неконтролируемое развитие рыночных отношений в сфере медицинских услуг.

Однако, как показывает анализ, ни одна их этих задач практически не была решена. И это, несомненно, является одной из существенных причин кризиса национального здравоохранения России. Сегодня оно уже не обеспечивает даже минимальный уровень медицинской помощи населению, включая охрану здоровья матери и ребенка, а также санитарно-эпидемиологический контроль. В целом, как свидетельствует статистика, медико-демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется ростом смертности, снижением средней продолжительности жизни как мужчин, так и женщин, снижением рождаемости. Все годы реформ идет сокращение населения страны, обусловленное превышением смертности над рождаемостью. Общие потери населения за 1992;1997 гг. составили более 1,5 млн. человек. Динамика этого процесса наглядно видна из следующих данных'' ;

Заключение

.

Проведенный в ходе исследования анализ действующей системы социального страхования позволил выявить основные тенденции ее развития. установить причины ее системного кризиса и определить условия для становления национальной системы социального страхования. Центральное место среди них занимает создание комплекса правовых, экономических и организационных отношений, обеспечивающих, во-первых, переход к формированию единой целостной системы социального страхования, и, во-вторых, реализацию сущности социального страхования — обеспечение воспроизводства рабочей силы при наступлении страхового случая в течении всего жизненного цикла работника.

Практическая реализация задач по радикальному реформированию системы социального страхования требует создания принципиально новой нормативно-правовой базы, регулирующей экономические, правовые и организационные основы государственного социального страхования и соответствующей системы управления социальным страхованием. С этой целью необходимо разработать и принять целый пакет законодательных актов.

Основополагающие положения государственного социального страхования должны быть закреплены в федеральном законе «Об основах государственного социального страхования». Этот закон должен быть рамочным, на базе которого в дальнейшем должны быть разработаны и приняты федеральные законы по отдельным видам страхования. К ним относятся:

— «Об основах пенсионной системы РФ»;

— «О социальном страховании»;

— «О страховании лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой»;

— «О страховании безработных» и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих другие отношения в системе социального страхования.

Завершают формирование данной системы законодательства по социальному страхованию Федеральные законы, на основании которых будут устанавливаться размеры тарифов страховых взносов и платежей, осуществляться их дифференциация, а также федеральные Законы о страховых обязательствах и контроле, минимальных социальных стандартах и гарантиях.

Проведенный анализ показал, что кардинальное решение проблем социальной защиты населения упирается в необходимость существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании всех производственных ресурсов. Это, в свою очередь, предполагает не только т. е или иные меры по защите отечественного, производителя, расширение источников инвестиций и т. д., но и глубокие преобразования, позволяющие заменить действующий механизм воспроизводства капитала, подчиненного ускоренному формированию богатств российской современной элиты, новым механизмом, который бы работал на экономический и социальный прогресс страны. Это предполагает решительное укрепление и расширение страховых принципов функционирования системы социального страхования, отказ от принципов такого социального обеспечения, которые были присущи советскому периоду. И дело здесь в том, что социально-экономические условия стали иными. Соответственно, и система социальной защиты должна быть адекватна им.

В ходе проведенного анализа для каждого направления социального страхования предложены конкретные мероприятия по достижению наиболее полной реализации страховых принципов: укрепление принципа солидарности, усиление зависимости страховых выплат от страхового стажа (страховых взносов), доведение минимального размера страховых выплат до уровня, обеспечивающего воспроизводство рабочей силы, создание экономической заинтересованности всех участников страхового процесса в максимально эффективном функционировании страховой системы, ее освобождение от выплат нестрахового характера и т. д.

Важным направлением эффективности социального страхования должен стать отказ i государства. Центра от монопольной роли в обеспечении социальной защиты населения и особенно социального страхования и делегирование прав, полномочий и собственно, ответственности на региональный уровень, на уровень предприятий и самим работникам. 1 2 j л 5 6 7 8 9.

11 ж ж.

14 ггер

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литеоатупа 1993 г. «* * - >
  2. Кодекс законов о труде (с изменениями и дополнениями). -М.: 1996
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации М.: Государственная дума РФ, 1998
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 1 библиотечка РГ, 1998
  5. Конвенции и рекомендации МОТ. 1−2 тт. -Женева, 1991 г.
  6. Европейская конвенция о правах человека и европейская социальная хартия: право и практика. -М.: из-во Независимого ин-та международного права, 1998 г.
  7. Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» М., 1990 (с изменениями и дополнениями на 1 октября 1994,-МД994)
  8. Закон РФ «О занятости населения РФ (199?*г. с изменениями и дополнениями в редакции от 20.04.1996 г. «Человек и труд», МД996г № 8
  9. Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28.июня. 1993
  10. Указ президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров»
  11. Вопросы фонда социального страхования Российской Федерации: Постановление правительства РФ от 26.10.93 № 1094//Собрание актов Президента и правительства РФ, 01.11.93, № 44 ст.4212
  12. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» М.: 24 июля 1998 г. № 125-ФЗфа (4)
  13. Федеральный Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», М., 27 октября 1997 г.
  14. Закон РФ «О тарифах страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФЗ рф и фонды обязательного медицинского страхования на 1997 г.» от 05.02.97 г. № 26−03 (собрание законодательства РФ, 1997 г, № 6 ст.710
  15. О ветеранах: Федеральный закон РФ от 12.01.95 № 5-ФЗ //'Собрание законодательства РФ, 16.01.95, № 3,ст. 168
  16. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон РФ от 12.01.96 № 10-ФЗ // Собрание законода-тельстваРФ, 15.01.96, № 3,ст. 148
  17. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон РФ от 02.08.95 № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ 07.08.95, № 32,ст.3198
  18. Об основах государственного социального страхования в Российской Федерации: Федеральный закон РФ (проект)-М.: Государственная Дума РФ, 1997 г.
  19. Об основах пенсионной системы в Российской Федерации: Федеральной закон РФ (проект) М.: Государственная Дума РФ, 1997
  20. Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации: Федеральный закон РФ (проект) -М.: Государственная Дума РФ, 1997 .
  21. О государственных пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон (проект). М.: министерство труда и социального развития РФ, 1997.»
  22. О пособиях по государственному социальному страхованию: Постановление Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов от 23.02.94 № 191. М.: ВЦСПСД984.
  23. О порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию: Положение Утверждено Постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13−6. М.: ВЦСПС, 1984.
  24. О Фонде Государственного социального страхования Российской Федерации: Постановление ВС Российской Федерации от 17.07 № 3329−1// Ведомости: СНД и ВС РФ, 06.08.92, № 31, ст. 1836.
  25. О фонде социального страхования Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.07.92 № 822 // Собрание актов Президента и правительства РФ, 10.08.92, № 6, ст. 319.
  26. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 27.11.92 № 4015−1 // Ведомости СНД и ВС РФ 14.01.93, № 2, ст. 56.
  27. Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР: Федеральный закон РФ от 24.10.91 № 1799−1// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 07.11.91, № 45, ст. 1488
  28. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР:
  29. О реабилитации жертв политических репрессий: Федеральный закон РФ от 18.10.91 № 1761−1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 31.10.91, № 44, ст. 1428
  30. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Федеральный закон РФ от 15.05.91 № 1244−1 И Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699
  31. Об исполнении бюджета пенсионного фонда Российской Федерации за 1994 год:
  32. Об утверждении инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионным бонд Российской Федерации Постановление Правления ПФР от 11.11.94 № 258 // Социальная защита № 6,1997, № 9,1997
  33. О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.08.95 № 790 /7 Собрание законодательства РФ, 14.08.95, № 33 ст. 3388.
  34. О государственных гарантиях компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: Федеральный закон РФ от!9.02.93 № 4502−1 // ведомости СНД и ВС РФ, 22.04.93, № 16, ст. 551.
  35. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и их семей: Федеральный закон РФ от12.02.93 № 4468−1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 04.03.93, № 9, ст. 328.
  36. Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению активами негосударственных пенсионных фондов: Постановление Правительства РФ от 07.08.95, № 792 // Собрание законодательных актов РФ, 14.08.95 № 33, ст. 3390.
  37. О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 02.07.93 № 5318−1 // Российская газета № 144, 29 июля 1993 г.
  38. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органов внутренних дел и их семей: Федеральный закон РФ от 12.02.93 № 4468−1*// Ведомости СНД и ВС РФ, 04*03.93, № 9, ст. 328.
  39. О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву:: Федеральный закон РФ от 21.05.93 № 5001−1 И Ведомости СНД и ВС РФ, 10.06.93, № 23, ст. 819.
  40. Размерах пенсий, назначенных в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и горячих цехах: Федеральный закон РФ от 03.09.93 № 5702−1 //Российская газета, № 193, 15.10.93 г.
  41. О перечне выплат, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации: Постановление Правления ПФ от 06.03.96 № 22 // Экономика и жизнь, № 15, 1996
  42. О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.03.997 № 318. // Российская газета, № 65, 02.04.97.
  43. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования: Федеральный закон РФ от 0L04.96, № 14, ст. 1401.
  44. О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий: Федеральный закон РФ от 21.08.97 № 113-Ф3 // Собрание законодательства РФ, 28.07.97, № 30, ст. 3583.
  45. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 1995 год: Федеральный закон РФ от 10.01.97 № 10-ФЗ // Собрание законодательства РФ от 20.01.97, № 3,ст. 354.
  46. Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование: Постановление Правительства РФ от 11.10.93 № 1018 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 01.11.93, № 44, ст. 4198.
  47. О федеральном бюджете на 1996 год: Федеральный закон РФ от 31.12.95 № 228-ФЗ /У Собрание законодательства РФ, 01.01.96, № 1,ст.21
  48. О федеральном бюджете на 1997 год: Федеральный закон РФ от 26.02.97 № 29-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.03.97, № 9, ст. 1012
  49. Федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 1997−1999гг.Постановление Правительства РФ от 28.08.97 г. № 1090 // Собрание законодательства РФ, 1996 г, № 25
  50. А.Г., Майер В. Ф. Заработная плата в СССР. М.: Гос-планиздат, 1959
  51. А.К. Социальная политика: региональные аспекты. Якутск, 1996 г.
  52. Аналитический обзор по защите прав пациентов в промышленно развитых странах. М.: ФФОМС, 1997.
  53. Ассар Линдбек. Шведский эксперемент. М., 1998 .
  54. A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Экономика социального страхования /учебное пособие/. -М.: МГУ, 1997.
  55. A.M., Егоров Г. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы., Казань, 1996.66
Заполнить форму текущей работой