Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Закон возвышения потребностей и учет его требований в экономической политике государства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возвышение общественных потребностей в труде и образовании проявляется в стремлении человека в высокой степени профессионализма, к изменению условий труда и самоактуализации. В процессе потребления рабочей силы в условиях НТП развиваются и совершенствуются способности человека к труду, а, следовательно, и структура, качество, степень возвышения его потребностей. Участие государства в расширении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность экономического закона возвышения потребностей и особенности его действия в переходной экономике
    • 1. 1. Потребность как экономическая категория
    • 1. 2. Особенности действия закона возвышения потребностей в переходный период
  • Глава 2. Проблема учета действия закона возвышения потребностей в экономической политике государства
    • 2. 1. Региональные особенности развития потребительских отношений
    • 2. 2. Возвышение потребностей в образовании и труде
    • 2. 3. Государственное регулирование отношений по поводу удовлетворения физических, социальных, духовных потребностей

Закон возвышения потребностей и учет его требований в экономической политике государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, как результат исторического развития, достаточно острая и сложная. Становление рыночной экономики несет с собой изменение в системе традиционных отношений и ценностей. Спад производства, инфляция, безработица, разбалансированность хозяйственных связей и потребительского рынка — все это способствует росту внутренней социальной напряженности и политической нестабильности. В связи с этим возникает вопрос: насколько актуально сегодня исследование закона возвышения потребностей? Мы считаем это актуальным потому, что и в практической жизни, и в теоретической экономике необходимо переосмысление основных положений, формирующих экономическую политику, с учетом их связи с экономическими законами .

Рыночная экономика исходит из принципа экономической целесообразности, достижения максимальных результатов при минимальных затратах, отвечает на традиционный вопрос: что, как и для кого производить? Вместе с тем рыночные отношения нуждаются в разработанном механизме государственного регулирования, особенно в социальной, правовой и экономической сферах. Только при этом условии можно добиться выполнения работником такой работы, которая нужна обществу для удовлетворения растущих потребностей с соответствующим качеством и эффективностью. Это тем более важно, что по мере развития НТР значительно расширился круг потребностей, изменилась их структура, возросли потребности в самоактуализации, образовании, управлении общественными процессами. Возникновение и развитие новых потребностей — постоянно возобновляемый процесс, в котором развитие общественного производства идет вслед за ростом потребностей. Соискатель убежден, что актуальность темы обусловлена также и тем, что при тенденции снижения уровня жизни наблюдается возвышение материальных и духовных потребностей членов общества, стремление к реализации потребности в труде, повышению уровня образования и профессионализма и считает, что социально значимые рынки труда и образовательных услуг требуют изучения их специфики, механизма функционирования и методов государственного регулирования.

Степень разработанности проблемы.

В исследовании потребности как экономической категории, а также проблемы возникновения, развития и удовлетворения потребностей человека, происходящих под воздействием НТР, экономическая наука значительно продвинулась вперед. Рассматривались различные аспекты системы потребностей, возможные пути и способы их удовлетворения. Но тем не менее, недостаточно исследован закон возвышения потребностей в его взаимосвязи с другими экономическими законами, не всегда учитывалось, что с развитием общественного производства возникают и развиваются новые потребности более высокого качественного уровня, наблюдается значительный рост потребностей высшего порядка — в труде, в повышении уровня образования, в самосовершенствовании человека. Многие философы, экономисты, социологи разрабатывали вопросы возникновения и развития потребностей, их классификацию, рассматривали их связь с производством. Проблемы потребностей затрагиваются в работах Гегеля, П. Фейербаха, Э. Фромма.

Классическая политическая экономия, в частности, Дж. М. Кейнс, рассматривает поведение потребителей во всей их массе, что по сути является основой теории потребительского поведения.

Углубили изучение теории потребностей труды А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.

Представления соискателя и концепция реализации системы общественных потребностей наряду с работами названных выше авторов, имеют своей методологической основой теоретические разработки Л. И. Абалкина, В. С. Автономова, Л. Я. Барановой, Л. П. Евстигнеевой, А. Г. Здравомыслова, В. И. Ильдеменова, Л. П. Куракова, В. В. Радаева и, др.

Цели и задачи.

Целью диссертационной работы является исследование особенностей и факторов формирования, развития и реализации общественных потребностей в труде и образовании в условиях трансформации экономики и реформирования социальной сферы .

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Теоретическое обоснование потребности как экономической категории. Исследование процесса формирования потребностей и их возвышения.

2. Выявление особенностей реализации общественных потребностей в современных условиях развития экономики.

3. Проанализировать действие закона возвышения потребностей в различных социально-экономических условиях и фазах воспроизводственного процесса в системе экономических законов.

4. Выявить региональные особенности развития потребительских отношений в переходной экономике.

5. Показать, что возвышение общественных потребностей в труде и образовании является результатом научно-технического прогресса и развития общества.

6. Раскрыть роль государства в процессе регулирования отношений по поводу удовлетворения физических, социальных и духовных потребностей.

Методологической и теоретической основой исследования явились общенаучные методы, применяемые на различных его этапах. Использовались, в частности, структурный и функциональный анализ, социологическое исследование, структурирование и другие методы в зависимости от поставленных целей и задач.

Теоретическое и практическое исследование имеет своей методологической основой изучение работ отечественных и зарубежных экономистов, социологов, а так же использование материалов научных и научно-практических конференций, нормативно-методических материалов, государственных актов по данной проблеме. В качестве информационной базы исследования использовались данные Госкомстата РФ и ЧР, так же нормативные материалы, регулирующие процессы преобразования российской экономики.

Научная новизна исследования состоит в обосновании положения о том, что:

1. Сущность экономического закона возвышения потребностей, выражающего причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества, содержит не только объективную необходимость постоянного развития существующих и возникновения новых потребностей в обществе, но и возможность, объективно возникающую по мере развития производительных сил. Необходимость удовлетворения количественно возросших и качественно усовершенствованных потребностей появляется по мере появления возможности, то есть по мере развития производительных сил.. Государственное регулирование отношений по поводу удовлетворения физических, социальных и духовных потребностей — это воздействие государства на их развитие через систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемое с учетом требований экономического закона возвышения потребностей, действующего в системе экономических законов и обеспечение на этой основе стабилизации и эффективного функционирования социально-экономической системы в изменяющихся условиях.

Государственная экономическая политика должна осуществляться с учетом действия закона возвышения потребностей во взаимодействии с другими экономическими законами, что позволит достигнуть экономического роста, соответствующего достигнутому уровню развития производительных сил, используя все реальные возможности роста производства необходимых для жизни продуктов. Решение этой задачи без полного учета требований объективных экономических законов, действующих в тесной взаимосвязи, приводят к диспропорциям в развитии производства, замедлению экономического развития и ухудшению материальной основы жизни народа.

4.Экономическая политика, проводимая государством, должна быть направлена на повышение трудовой активности населения через использование экономических законов распределительных отношений. Закон возвышения потребностей обуславливает участие работника в создании нового продукта и получении его части, таким образом, производственные отношения распределения способствуют развитию производительных сил, то есть являются движущей силой для дальнейшего развития производства.

5. Возвышение общественных потребностей в труде и образовании проявляется в стремлении человека в высокой степени профессионализма, к изменению условий труда и самоактуализации. В процессе потребления рабочей силы в условиях НТП развиваются и совершенствуются способности человека к труду, а, следовательно, и структура, качество, степень возвышения его потребностей. Участие государства в расширении сети коммерческих услуг будет способствовать развитию и удовлетворению общественных потребностей. В работе обосновано создание РУИЦ и включение его в систему взаимодействия рынков труда и образовательных услуг с целью наиболее полного удовлетворения развитых общественных потребностей в образовании и труде. ни я,.

Структура диссертации Диссертация состоит из введения списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Потребности — явление сложное и многогранное, выражающее в своей основе отношение индивида к условиям и средствам жизнедеятельности в результате взаимодействия природы и общества.

Потребности как общественная категория характеризуют условия функционирования всякого общества.

При вступлении людей в производственные отношения по поводу удовлетворения потребностей, эти отношения становятся выражением отношений собственности, а сами потребностиэкономической категорией.

Это позволяет проследить причинно-следственные связи между потребностями, экономическими законами и всей сово купностью производственных отношении.

Потребности — объективно обусловленная категория, выражающая производственные отношения данного способа производства. Развитие и совершенствование потребностей, как и способов их удовлетворения, осуществляется с развитием производства. I.

Важным аспектом структуры потребностей выступает их деление на личные и общественные, причем, личные потребности выступают как выражение и проявление общественных. Именно они и определяют составляющие компоненты уровня жизни. По мере общественного прогресса осуществляется переход к потребностям более высокого порядка, происходит качественное изменение потребностей, их возвышение, что ведет к изменению всей структуры потребностей.

Условия действия экономических законов, как существенных, устойчивых, повторяющихся взаимосвязей в экономике, представляет собой сложный комплекс факторов, возникающих в результате развития производительных сил и производственных отношений.

Закон возвышения потребностей выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей общества. Он является объективным, постоянно действующим на всех этапах развития общества законом, охватывающим все стороны производственных отношений, возникающих как в сфере материального производства, так и в социальной сфере.

Конкретные формы проявления закона возвышения потребностей, интенсивность и сфера его действия, как и сами потребности, непосредственно зависят от уровня производительных сил и господствующих в обществе производственных отношений .

Экономическая жизнь общества представляет собой сложное взаимопроникновение различных экономических законов, образующих целостную систему. Закон возвышения потребностей выступает в этой системе в тесной взаимосвязи с другими объективными экономическими законами, что необходимо учитывать при исследовании системы производственных отношений. Игнорирование этого требования в хозяйственной деятельности приводит к нарушению объективных связей в системе производственных отношений.

Закон возвышения потребностей относится к системообразующим законам. Взаимодействие всех фаз воспроизводства и соответствующих им производственных отношений осуществляется в строгом порядке, который распространяется и на экономические законы. Закон возвышения потребностей, определяющий развитие производства, отражает влияние производительных сил на производственные отношения, выражает взаимосвязь т взаимодействие между человеком и средствами его труда в процессе развития общественного производства. Это есть закон изменения собственной природы человека в связи с развитием производительных сил.

В процессе производства потребляется рабочая сила человека, совершенствуются и развиваются его способности к труду, что особенно проявляется в условиях НТП. При этом изменяется, совершенствуется как личность и сам человек, что ведет к изменению, возвышению его потребностей.

В современных условиях переходной экономики действие закона возвышения потребностей имеет определенные особенности. Фактор неоднородности социально-экономического пространства России существенно влияет на развитие потребительских отношений в регионах в зависимости от региональных особенностей воспроизводства.

Развитие потребительских отношений в ЧР обусловлено общей экономической ситуацией в республике и в России в целом. Падение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, крайне низкий уровень заработной платы в регионе, безработица сказались на уровне потребления населением республики как материальных, так и духовных благ.

В условиях перехода к рынку общественно необходимые потребности становятся все более уязвимыми и труднореализуемыми, например, потребности в труде, образовании, культуре и т. д. Уровень развития производительных сил, НТП предъявляют все более высокие требования к квалификации и профессионализму работников. Человек стремиться к изменению условий труда, творчеству и самоактуализации в процессе труда. В этом проявляется возвышение потребности в труде, реализация которой требует постоянно повышающегося уровня образования.

Многие проблемы социально-экономической жизни общества не могут быть решены исключительно с помощью рынка. Для их решения требуется активная регулирующая политика государства, осуществляемая с учетом действия объективных экономических законов. Меры, принятые для стабилизации и подъема экономики, не дадут отдачи, если при их принятии не учитывалось действие объективных экономических законов. Закон возвышения потребностей, действующий в системе экономических законов, оказывает непосредственное влияние на результаты экономической деятельности и степень удовлетворения потребностей населения.

Нормативно-правовая база, созданная с учетом действия закона возвышения потребностей в системе объективных экономических законов, касающаяся любой сферы общественно-экономической жизни, будет способствовать совершенствованию и повышению эффективности воспроизводственного процесса, а следовательно, и развитию отношений потребления.

Участие государства в управлении экономическими процессами с использованием административных методов, осуществляемое с учетом объективных экономических законов, даст стимул к эффективному развитию кредитно-денежной политики, развитию конкуренции, подъему производства и, как следствие, повышению уровня жизни общества.

Активное участие государства в оказании услуг населению — важное направление на пути улучшения реализации развитых общественных потребностей. В частности, удовлетворению потребностей в труде и образовании будет способствовать создание сети государственных организаций, содействующих слаженной работе рынков труда и образовательных услуг, что является актуальным для современного этапа развития России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. Размышления о стратегии и тактике экономической реформы // Вопросы экономики. 1993. — № 2.
  2. JT. И. Парадокс макроанализа или антиэффект монополизма // Экономика и жизнь. 1992. — № 45. — С.7.
  3. В. «Рыночное поведение» рациональный и этический аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 12. — С.6−13.
  4. B.C. Человек в зеркале экономической теории (очерк истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993. — 174 с.
  5. Э. М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М., 1983.
  6. А. С. Духовные потребности. М., 1988.7. Аргумента и факты. 2000. — № 15. — С. 23 .
  7. Аргументы и факты. 2000. — № 16. — С. 7 .
  8. Аргументы и факты. 2001. — № 13. — - С. 4 .10. Аргументы и факты. 2001. — № 19. — с, .6.
  9. Баранова J1. Я. Личные потребности. М., 1984.
  10. Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода. // Вестник МГУ. 1998. — № 6. — С.85.
  11. В. М. Формирование и роль потребностей при социализме. Ростов-на-Дону, 1985. — С.34.
  12. И. Социальная дифференциация в переходный период // Вопросы экономики. 1993. — № 12. — С.41.
  13. В. Динамика уровня жизни населения // Экономист. 1994. — № 6. — С.54.
  14. А. В., Дубянская Г. Ю., Корчагина 3, А. Раскрепощение человеческого потенциала условие преодоления кризиса отечественной экономики // Вестник Московского университета. Серия экономика. — 1995. — № 1.
  15. Н. И. Методы планирования повышения уровня жизни. М.: Экономика, 1969. — С.7.
  16. JI.A. Закон возвышения потребностей и формирование работника нового типа. М.: Мысль, 1984. — С.23 — 25.
  17. К. К. Удовлетворение потребностей общества и моделирование народного хозяйства. Новосибирск, 1973.
  18. Э. Социально профессиональное развитие человека в производстве передовых стран // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 8, — С. 4 5−53, № 9, — С.87−97.
  19. О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: УИЦ Гар-дарики, 2000. — 528 с.
  20. А. Состояние общества. Социальные регуляторы человека // Коммунист. 1989. — № 4.
  21. П. А. Система образования в Европейских странах СЭВ. / Экономика и социальные проблемы. М.: Наука, 1989. — 133 с.
  22. Выпускники на рынке труда: Брошюра (Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Чувашской Республике). Чебоксары, 2000.(Март), — С. 4−7.
  23. А.И. Связь высшего образования и производства в странах Запада //Экон. науки. 1991. — № 3. — С. 104 -109.
  24. Н. Иванов Н. Инновационная экономика и человеческие ресурсы // Международная жизнь. 1994. — С. 26.
  25. Гегель. Соч. Т.7 М., 1934. С. 223.
  26. А. Система экономических интересов и социальная гармония // Вопросы экономики. 19 93. № 6.
  27. Гордон J1. Четыре рода бедности в современной России // Социс. 1994. — № 4. — С.30.
  28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утвержден постановлением правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 // Экономика и жизнь. 1994. — № 37. — С.21.
  29. Государство и образование: опыт стран Запада (социально экономические проблемы). / Сб. обзоров. РАН ИНИОН, — 1992. — 142с.
  30. А. Потребности и спрос на жилье в крупных российских городах // Вопросы экономики. 1994. — № 10. -С.35.
  31. Ю. С., Водолазская Н. Ф., Тянгов JT. Я. Трудовой коллектив: социологическое исследование (Под ред. Ю. С. Гурова). Чебоксары: Чуваш. Кн. изд-во, 1991. — 173 с.
  32. Ю. С. Методология и методика социологических исследований. Чуваш, университет. Чебоксары: 1995.- 60 с.
  33. А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. М.: Наука, 1994. — С.51−54.
  34. А. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в РФ. (Региональный аспект) // Вопросы экономики. -1993. № 12. — С.80−85.
  35. JI. Н., Ильдеменов В. И. Экономический закон рыночной конкуренции. Чебоксары, 1998. — 19, 95 с.
  36. Е. А., Сахань Л. В., Тихонович В. А. Формирование разумных потребностей личности. Социальный и психологический аспекты. Киев, 1984.
  37. В. Стимулирование труда и качество жизни в мировой практике // Экономист. 1992. — № 2.
  38. Л. П. Формирование потребностей в развитом социалистическом обществе. М., 1975.
  39. Е.Н. Социальная активность и образование трудящихся в условиях НТР // Социально-экономическая эффективность народного образования.: Сб. научн. тр./ редкол./ Отв. ред. В. Г. Онушкин. М.: Из-во АПН СССР, 1988. -66с.
  40. С.А. Проблемы рабочей силы в развитых капиталистических странах. М.: Мысль, 1974. — 226 с.
  41. Е.Г. Некоммерческий маркетинг в управлении высшей школой США//Вести. С-Петер. ун-та Сер.6. Экономика. -1994. Вып.2. — С.105−107.
  42. В. М., Ермакова Н. А. Уровень жизни населения -как он понимается сегодня // Вопросы статистики. 2000. — № 8. — С.4, 6.
  43. РФ. «О занятости населения в РФ» // Экономика и жизнь. 1991. — № 22. — С.15−25.
  44. РФ. " Об образовании" // Высшее образование в России. 1992. — № 3. — С.5−35.
  45. Занятость и рынок труда в 1999 г. Стат. бюллетень. Госкомстат ЧР. Чебоксары., 2000. — С.З.
  46. Т. Человеческий фактор развития экономики и социальная справедливость // Коммунист. 198 6. — № 13.
  47. И. Узловые проблемы политики на рынке труда // Вопросы экономики. 1994. — № 9.
  48. Зачем чувашским «олигархам» тракторный завод? // Человек и труд. 1999. — № 5. — С.24,25.
  49. А. Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 223 с.
  50. Ю.И., Русинов Ф. М. Рынок, предпринимательство, кадры. / Под ред. Горланова Г. В., Хозрова С. Е. М.: Из-во РАН, 1992. — 229 с.
  51. В. И. Предприимчивость и рента. -М.: Пресс-сервис, 1997. 166 с.
  52. В. И. Экономические законы и государственное регулирование рыночных отношений. // Известия НАНИ ЧР -1997. № 1. — С.31, 32.
  53. В. И. Экономические законы и экономическая политика государства. // Известия НАНИ ЧР. 1998. — № 1. — С.138, 142, 149.
  54. Информационно-статистический бюллетень. В 2 томах. Т.1/ Госкомстат ЧР Чебоксары.: 2000, — С. 100, 112.
  55. Информационно-статистический бюллетень. В 2 томах. Т.2/ Госкомстат ЧР Чебоксары.: 2000, — С. 23, 44, 45.
  56. Итоги обследования бюджетов домашних хозяйств за 1998 г. (по материалам выборочного обследования 500 домашних хозяйств). Госкомстат ЧР 1998 г. С.З.
  57. М. Система противодействия безработице в период перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 1994. № 9.
  58. В. М. Общественные потребности и развитие социалистического производства // Политсамообразование. -1972. № 3. — С.15.
  59. С. Теория экономического интереса // Вопросы экономики. 1993. — № 11.
  60. А., Херкус Т. Проблемы массового высвобождения рабочей силы и пути их решения // Экономист. 1994. — № 10.
  61. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. -М.: Экономика, 1978.
  62. Ф. Система образования нуждается в государственной поддержке // Рос. вести. 1994. — 27 апреля.
  63. Р., Успенская О. Рынок товаров народного потребления: тенденции и меры по улучшению состояния // Плановое хозяйство. 1990. — № 11. — С.56.
  64. Ю. Основы политики доходов и заработной платы на перспективу // Человек и труд. 2000. — № 12. — С.58−60.
  65. М.Б. Образование и бизнес // Мировая экономика и мировые отношения. 1990. — № 7. — С.40.
  66. В.Е. Экономические проблемы подготовки и использования кадров специалистов. М.: Экономика, 1979. -172 с.
  67. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / Под ред. Шейман И. М., Якобсона Л. И., Демидова JI.C. и др. // РАН, ин -т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 1996. — 156с.
  68. Кон Э. Экономика образования. М.: Экономика, 1984. -115 с.
  69. Конституция Российской Федерации. 1993. статья 11, статья 18.
  70. Концепция непрерывного образования // Народное образование. 1989. — № 10. — С.3−12.
  71. Концепция развития науки, культуры и образования в условиях рыночных отношений // Бюллетень Комитета по высшей школе, науке РСФСР. 1993. — № 4. — С.55−63.
  72. И. И. Основные закономерности спроса в СССР. М.: Экономика, 1971. — С.43.
  73. Я. Путь к свободной экономике. М., 1990.
  74. В. Технологическая революция и конечное потребление // Экономист. 1993. — № 8.
  75. А. Как создать эффективную занятость? // Вопросы экономики. 1993. — № 12.
  76. Н. Д. Проблемы оценки уровня жизни населения // Вопросы статистики. 2000. — № 8. — С.22,23.
  77. Я. А. Система общественных потребностей. Закономерности их формирования и развития в условиях социализма. М., 1966.
  78. В. Необходимо государственное регулирование рыночных отношений // Экономика сел. хоз-ва России М., 1995. — № 3. — С.5.
  79. JI. П. Концепция социально-экономического развития Чувашской Республики: В 2 кн. М.: Пресс-сервис, 1997 .
  80. JT. П. Перспективы развития университетов: путь к учебно-научно-коммерческому заведению. (Тезисы) М.: Ассоциация российской высшей школы, 1993. — 8 с.
  81. JI. П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. М.: Республика, 1995. -157 с.
  82. Л. П. Технический прогресс и кадры промышленности. Чебоксары: Чув. книжное издательство, 1978. -47с.
  83. Jl. П., Федоров Н. В. Состояние и перспективы развития экономики Чувашской Республики. М.: Пресс-сервис, 1997. — 360 с.
  84. В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. — № 2. — С.72−81.
  85. X. Социальная рыночная экономика. Германский путь. М., 1994. — 224 с.
  86. Р. Интернет: к новому типу образования // Высшее образование в России. 1997. — № 3. — С.95−102.
  87. . М. Социально-экономические потребности и закономерности формирования и развития. М: Мысль, 1979. -83 с.
  88. В.И. Аграрный вопрос и «критики Маркса».//Полн. собр. соч. Т. 5. — С. 137.
  89. В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова.// Полн. собр. соч. Т. 6. — С. 232.
  90. В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках.//Полн. собр. соч. Т. I. — С. 101−102.
  91. Н.П. Образование в переходный период // Профессионально- техническое образование. 1991. — № 2. -С.2−5.
  92. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  93. Р. Об опыте сбалансированности потребительского рынка // Экономист. 1994. — № 1.
  94. Л., Яровая Е. Социально-экономическое содержание исторического процесса.// МЭ и МО. 1990. — № 5. -С. 65.
  95. В.Ф. Доходы населения и рост благосостояния народа. М.: Экономика, 1968. — С. 57.
  96. ЮО.Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. — С.7.
  97. В.Ф., Жуков С. В. Проблемы государственного регулирования социального развития и уровня жизни населения. // Вестн. Моск. унта. Сер. б. Экономика. 1995. — № 1. -С.40 -50 .
  98. К. Р., Брю С. JI. Экономика: принципы, проблемы и политика. В 2 т. Т. 1. М., 1992.
  99. К. Введение (из экономических рукописей 1857−1858 годов).//Маркс К. Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 12. — С.715.
  100. К. Капитал. Критика политической экономии. Том I. Книга I: Процесс производства капитала.// Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 23. — С. 182, 520.
  101. К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 4. — С.80.
  102. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. Введение. //Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. -Т. 46, Ч. I. — С. 28.
  103. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.// Маркс К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 3. — С. 26.
  104. К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 3. -С.245.
  105. К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 19. — С.376.
  106. К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 21 — С. 290.
  107. К., Энгельс Ф. Полн. собр. соч. 2-е изд. — Т. 23 — С. 520.
  108. В. И. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991. — 240 с.
  109. А. Принцип политической экономии. / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1983. Т. 2. — С. 204−211.
  110. Е. Правовые проблемы социального обеспечения. // Вестник МГУ. 1998. — № 5. — С.54.
  111. М. Анализ дифференциации доходов населения // Экономист. 19 95. — № 1.
  112. Иб.Мочалов Б. М. Потребности развитого социалистического общества. М.: Знания, 1975 — С. 31.
  113. П. С. Народное потребление при социализме.- М.: Госполитиздат, 1961 С. 23.
  114. А. В. Способности и потребности личности. М., 1983 .
  115. . JT. Права человека. История, теория и практика. М.: 1995 — С. 40.
  116. С.М., Глазова Е. С., Степанова М. П. Рынок и Антимонопольное законодательство//Деньги и кредит. 1991.- С.17−28.
  117. А., Петтай И., Римашевская Н. Типология потребительского поведения. М., 1989.
  118. П. Т. Взаимосвязь производства и потребления. Категории и оценки. М., 1966. — С.8−9.
  119. П. Н. Некоторые проблемы взаимосвязи производства и потребления при социализме: (Очерки теории) Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1968 С. 7.
  120. А. Угрозы в социальной сфере: их диагностика и возможности упреждения // Вопросы экономики. 1995. -№ 1. С. 10 9 .
  121. Ф. Рынок и новая система образования // Экономические науки. 1991. — № 2. — С.3−12.
  122. Ф. Рынок и профессиональное образование // Вест. высш. школы. 1990. — № 11. — С.3−8.12 9. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 1992. — 508 с.
  123. Т. В. Рыночное и государственное регулирование экономики региона. Чебоксары.: изд-во «Руссика», 2000. — С.19, 51, 52, 66, 79, 80, 151.
  124. В. Уровень жизни населения и структура доходов // Экономист. 1995. — № 10.
  125. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972. — № 8. — С.55−60.
  126. Е.Н. Проблемы формирования рынка образовательных услуг. // Молодежь, образование, рынок. Сб. научн. тр. -НИИ высш. образ. / Отв. ред. В. М. Зуев. М., 1992. -С.75−111.
  127. Е.Н., Евстигнеева Т. А. О некоторых проблемах перехода народного образования к рыночным отношениям. // Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике.: Сб. научн. тр. НИИ-BO У Под ред. Зуева В. М. и др. М., 1991. — С.21−27.
  128. В. Адаптация к рыночному типу занятости // Человек и труд. 1997. — № 3. — С.71−74.13 6. Прохоренко И. Д. Закон возвышения потребностей и особенности его реализации в социалистическом общест-ве//Экономические науки. 1976. — № 12. — С.27.
  129. В. В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. // Российская газета. 2001. — 4 апреля.
  130. Ф.О. О функционировании высшего образования в условиях перехода к рыночной экономике. / Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике.: Сб. науч. тр. НИИВО./ под ред. В. М. Зуева и др. М, 1991.-С. 12−21.
  131. В. В. Подходы к изучению человека в социальной теории // Российский экономический журнал. 1994. — № 8.
  132. В. В. Потребности как экономическая категория. -М., 1970.
  133. В. В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. М., 1973.
  134. В. В. Социологические подходы к анализу рынка труда: предложение труда // Российский экономический журнал. 1995. — № 4.
  135. . Н. Общественные фонды потребления как экономическая категория. М.: Мысль, 1966 — С. 26.14 4. Ржаницина Л. Экономист. М: 1999. № 9 с. 62.
  136. А. Рынок труда и его перспективы // Российский экономический журнал. 19 93. — № 9.
  137. Российская газета. 1994. — 31 мая.
  138. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., Р76 1998 — С.96−98, 245, 246.
  139. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., Р76 2000. — С.107, 119, 149, 169, 174, 175, 183, 206, 231, 400.14 9. Рофе А. И. О содержании понятий «трудовые ресурсы» и «рабочая сила"//Человек и труд. 1997. — № 3. — С.23−25.
  140. М. Политико-экономические аспекты рыночной мотивации труда // Человек и труд. 1999. — № 8. — С.51.
  141. Рынок труда Чувашской республики (итоги 1996 года). Ин-фор. сб. Министерство труда и занятости ЧР Чебоксары, 1996. — С.6.
  142. . Общество и образование. М.: Прогресс, 1989. — 200 с.
  143. Дж. Рыночная экономика в России. М.: Экономика, 1995. — 331 с.
  144. Г. С., Кузнецова Н. П. Потребности и доход семьи. М.: Экономика, 1967. — С. 47−48.
  145. Э.Р., Сотникова С. И. Проблемы управления профессиональной ориентацией молодежи на профессии высшей квалификации. JI.: Изд-во ЛФЭИ, 1991. — 163 с.
  146. А.К. Сфера нематериального (духовного) производства при переходе к рынку. // Методическое пособие для изучающих экономическую теорию .- Саратов: Из-во СГУ, 1994. 27 с.
  147. Г. П. Профессиональная занятость женщин (проблемы и перспективы). М.: Экономика, 1987. — 136 с.
  148. А. Реформа Трудового Кодекса и мировой опыт. // Человек и труд. 2000. — № 2. — С.64
  149. М.И. К формированию рынка образовательных услуг в России // Вестник КГПУ. 1995. — № 1. — С.30−35.
  150. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. // Антология экономической классики. М.: МП «Эконов», 1993. — 396 с. 162. Советский энциклопедический словарь М.: Сов. энциклопедия, 1985 — С. 1044.
  151. Советское народное хозяйство в 1921—1925 гг. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — С. 542, 550.
  152. А.В. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. М.: Экономика, 1979. — 142 с.
  153. Л.И. Рыночная оценка затрат и результатов в высшем образовании.// Вуз и рынок: в 3 кн. Кн.1 Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. М., 1992. — С.113−114.
  154. Социальное положение и уровень жизни населения ЧР. Стат. сборник. Госкомстат ЧР 1999 г. С. 57, 151−153.
  155. Социально-экономическое положение России. Январь, 1999 год/ Госкомстат РФ. М., 1999. — С.389, 391.
  156. Социально-экономическое положение России. 2000 год/ Госкомстат РФ. М., 2000. — С.201, 203, 210, 235, 263+267, 378, 379.
  157. Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике // Высшее образование в России. 19 97. — № 3. — С.54−56.
  158. И. И. Личное потребление в социалистическом производстве. М., 1983.
  159. А.Т. Проблемы подготовки специалистов в условиях становления рынка. // Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике.: Сб. научн. тр. НИИВО, / Под ред. В. М. Зуева и др. М., 1991. — С.51−56.
  160. В. Системные соглашения на пути к открытому образованию // Вузовские вести 2000. — № 2.
  161. Указ Президента ЧР «О совершенствовании форм и условий оказания государственной поддержки граждан в строительстве и приобретении жилья» // Грани. 1999.- 16 окт. — С.7.
  162. С. Государственное регулирование современной смешанной экономики // Вопросы экономики. 1994. — № 2.
  163. С. Реформа должна быть подчинена интересам человека // Экономист. 1993. — № 8.17 6. Хроменков Н. А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  164. Человек и его потребности. Минск, 1989.
  165. У. Г. Потребности, товарооборот, потребление материальных благ. М., 1981.17 9. Четвернина Т. Особенности российского рынка труда 90-х годов // Человек и труд. 1998. — № 7. — С.48.
  166. Четверть года // Советская Чувашия. 2001. — № 85. -С.2.
  167. Чувашская республика и регионы Приволжского федерального округа: Стат. бюллетень/ Госкомитет ЧР по статистике. Чебоксары., 2001. — С.23.
  168. И. Н. Личное потребление при социализме. М.: Мысль, 1972 — С. 220.
  169. Экономика СССР в 1990 году. Сообщение Госкомстата СССР // Экономика и жизнь. 1991. — № 5. — С.9, 10.
  170. Е.К. К вопросу о законе возмещения затрат на воспроизводство рабочей силы // Экономические науки. 1976. № 3. — С.33−39.
  171. Ю.В. У истоков новой цивилизации. М.: Дело, 1993. — 138 с.
  172. Reuchlin М. Individual Orientation in Education (Plan Europe 2000. Project 1. Educating Man for the 21-st Century v01.2). Hague: Nijhoff, 1972. — XI, 75p.
  173. Vroom V. H. Work and Motivation. N. У/: Wiley, 1964.
  174. Исследование структуры личного потребления, уровня материального благосостояния, факторов мотивации труда и потребности в повышении образовательного уровня граждан в условиях экономики переходного периода.1. Цели исследования:
  175. Определить структуру расходов на удовлетворение различных потребностей в бюджете респондентов.2. Выявить основные факторы мотивации труда респондентов .
  176. Выявить уровень потребности респондентов в труде и образовательных услугах и факторы ее мотивации.
  177. Метод исследования анкетный опрос.
  178. Метод проведения опроса простая, нерепрезентативная выборка.
  179. Общая характеристика выборки.
  180. В ходе исследования было опрошено 500 человек. Доля женщин в выборке составила 62% опрошенных.
  181. Анкетирование проводилось в период с 1 по 2 8 февраля 2000 года.
  182. Результаты исследования приведены в приложении 2 на диаграммах № 1+ № 14.1. Уважаемые респонденты!
  183. Образование I I I I I I I Iсреднее общее среднееспециально*неоконченное4. Семейное положение1. О? кол-во манат холост раааадеЦа) адое<�а)детей (замужен) (неммужем)
  184. Пожалуйста, укажите какую часть Вашего ежемесячного дохода Вы тратите на удовлетворение следующих потребностей (е рублях):тл.-коммун. питание одажда обрамааниа «ультурньи отдыхуслуги потребности1. ДРупмпотребности
  185. В. Какое значение имеют для Вас условия вашего труда, более совершенные орудия труда: машины, станки, инструменты?? Обольшое зна’иние «кое-то
  186. Что для Вас является наиболее главным в Вашей работе?91 Творческий характер труда9 2 Содержательный труд и его вознаграждение9 3 Материальное вознаграждение труде (з/плата) 9.4 Другое: П
Заполнить форму текущей работой