Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование брэнда регионального высшего учебного заведения: на примере вузов г. Ростова-на-Дону

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, отсутствие системного подхода к решению многофакторной задачи позиционирования государственных образовательных учреждений на рынке услуг не позволяет адаптировать имеющийся инструментарий к взаимоотношениям между субъектами и объектами данного рынка. В настоящее время государственные образовательные учреждения, как правило, используют отдельные элементы маркетинговых коммуникаций… Читать ещё >

Содержание

  • 1. БРЭНД В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИ- 13 КО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. 1. Становление и развитие концепции формирования брэнда и марке- 13 -тинговые коммуникации
    • 1. 2. Маркетинговые коммуникации в продвижении образовательных ус- 39 луг
    • 1. 3. Брэнд высшего учебного заведения как основной элемент его конку- 49 рентоспособности на региональном рынке
  • 2. БРЭНД КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ РЕГИОНАЛЬ- 62 НОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
    • 2. 1. Тенденции развития рынка образовательных услуг региона
    • 2. 2. Анализ использования эффекта брэнда при продвижении образова- 76 тельных услуг РГЭУ,<:<�РИНХ"
    • 2. 3. Интенции формирования рейтингов вузов в сознании потребителей 85 на рынке региональных образовательных услуг в контексте построения брэнда вуза
  • 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ БРЭНДА 104 ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • 3. 1. Деловая репутация и имидж РГЭУ «РИНХ» как составляющие ре- 104 гионального брэнда
    • 3. 2. Формирование брэнда РГЭУ «РИНХ» в условиях трансформации об- 111 разовательной системы

Формирование брэнда регионального высшего учебного заведения: на примере вузов г. Ростова-на-Дону (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Продвижение образовательных услуг на рынке имеет ряд характерных особенностей, обусловленных спецификой самой образовательной услуги, а также всей сферы образования в целом. В современных условиях без учета этих особенностей и активного использования маркетинговых инструментов образовательному учреждению практически невозможно победить в конкурентной борьбе и занять свою нишу на рынке.

Вместе с тем, отсутствие системного подхода к решению многофакторной задачи позиционирования государственных образовательных учреждений на рынке услуг не позволяет адаптировать имеющийся инструментарий к взаимоотношениям между субъектами и объектами данного рынка. В настоящее время государственные образовательные учреждения, как правило, используют отдельные элементы маркетинговых коммуникаций, не увязанные в целостную систему информирования потребителей образовательных услуг, что затрудняет достижение поставленных целей по формированию спектра образовательных услуг, соответствующих требованиям рынка. Формирование системного подхода к решению разрозненных поэлементных преимуществ маркетинговых коммуникаций в системе образовательных услуг, неструктуризированность информационной системы, отсутствие связи между входными и выходными элементами системы не позволяют потребителю получить в полном объеме весь перечень услуг, предоставляемый отдельными образовательными учреждениями высшей школы.;

Симбиоз маркетинговых коммуникаций и преломление теоретических основ управления брэндом дают возможность в настоящее время реформировать подходы к реструктуризации образовательных услуг.

Успех образовательного предприятия, использующего брэнд как инструментарий, повышающий конкурентоспособность на рынке услуг, должен создать новую парадигму, суть которой заключается в том, что брэнд становится основным источником привлекательности учреждения. Обещания брэнда выполняются посредством услуг, коммуникации с получателем услуг — всей совокупностью рыночных отношений и опытом работы высшей школы. Если они убедительны, то учреждение высшей школы имеет тесный контакт с потребителем услуг и успех организации очевиден.

С осознанием важности феномена брэнда в системе маркетинговых коммуникаций в высшей школе пришло понимание того, что именно нематериальные активы в сфере услуг представляют значительную ценность при жесткой конкурентной борьбе на рынке абитуриентов. Популярность региональных вузов в глазах потенциальных обучающихся, как правило, ниже, чем федеральных. Следовательно, для них вопрос формирования регионального брэнда в еще большей степени актуален для реализации целипривлеченияабитуриентов, как из числа жителей региона дислокации вуза, так и из прилежащих к нему соседних территорий.

Российский менталитет в сфере образования во многом предопределил актуальность исследования теоретических и методических аспектов формирования брэнда, проявляющегося посредством маркетинговых коммуникаций, учитывающих особенности региональных высших школ.

Степень разработанности проблемы. Анализ имеющейся специальной и научной литературы по исследуемой проблеме показал, что теоретико-методическое развитие феномена брэнда достаточно обстоятельно освещено в трудах отечественных и зарубежных маркетологов. Однако литературы по формированию брэнда на русском языке недостаточно, и даже те издания, которые уделяют внимание данной проблеме, в основном фрагментарно освещают некоторые практические аспекты применения концепции брэнда, не затрагивая глубинных теоретических основ и не давая целостного системного представления об этом важном инструменте маркетинга.

Общая теория маркетинговых коммуникаций рассмотрена в трудах отечественных и зарубежных ученых, как Аакер Д., Алешина И., Арене Д., Батра Р., Бове А., Голубков Е., Котлер Ф., Крылов И., Майерс Д., Огилви Д. и других.

Анализ сферы образования и образовательных услуг и проблемы маркетинга в образовательных услугах освещены в работах таких исследователей, как: А.

Альбеков А., Долятовский В., Гиссин В., Кузнецов Н., Ованесян Н., Панкрухин А., Свиридов О., и др.

Наиболее серьезные научные исследования брэнда в отечественной и зарубежной научной литературе связаны с исследованиями таких авторов, как Березин И., Бордюг Т., Васильева М., Домнин В., Джоахимсталер Э., Костоглодов Д., Моисеева Н., Музыкант Н., Рюмин М., Слушаенко М., Смирнов Э., Траут Дж., Федько В. и другие. v.

Однако целый ряд методов и моделей, предлагаемых для создания брэнда и представления его в системе маркетинговых коммуникаций, невозможно использовать без соответствующей адаптации к особенностям рыночной среды вузов, обусловленной, с одной стороны, процессами международной интеграции, а с другой — спецификой региональной рыночной экономики. Кроме того, наименее разработанными остались вопросы, связанные с формированием механизма выбора средств распространения информации и управления маркетинговыми коммуникационными каналами для создания брэнда вузов.

Современный научно-исследовательский потенциал, теоретические и эмпиI рическйе разработки, касающиеся применения брэнда в сфере высшей школы, не только не являются исчерпывающими, но и напротив, предопределяют необходимость активизации научного поиска решения данной многоаспектной проблемы. В частности, именно вопросы формирования и совершенствования регионального брэнда приобретают определенную значимость в современной ситуации.

Именно этим и объясняется актуальность теоретического, методологического и практического решения основных вопросов, связанных с реализацией феномена брэнда и представления его в системе маркетинговых коммуникаций высшей школы.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в теоретико-методическом обосновании и практической реализации возможностей формирования и развития брэнда регионального вуза и адекватного его представления в системе маркетинговых коммуникаций с выявлением основных тенденций генезиса брэнда в рамках региональных высших школ.

Для достижения цели были поставлены и решены, в логической последовательности, следующие задачи:

— расширить предметный ракурс брэнда как маркетинговой категории;

— определить факторы и задачи, влияющие на формирование регионального компонента в структуре брэнда;

— разработать теоретико-методические рекомендации по формированию брэнда регионального вуза;

— определить эффективность представления брэнда в каналах маркетинговых коммуникаций;

— предложить методику реального сопоставления брэндов отдельных вузов.

Объектом исследования являются высшие учебные заведения, независимо от формы собственности, функционирующие на региональном рынке образовательных услуг, стратегической целью которых является формирование и применение эффекта брэнда высшей школы на основе применения маркетинговых методов и инструментов.

Диссертация выполнена в рамках п. 3.12 «Факторы потребительского поведения и их использование при формировании управленческих решений», п. 3.13 «Маркетинговые аспекты управления продуктом/проектом и ассортиментом» паспорта научной специальности ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: маркетинг.

Предметом исследования являются процессы формирования и развития теории и практики использования брэнда вуза, проявляющегося в системе маркетинговых коммуникаций высшей школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения фундаментальных и прикладных научных работ отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга, в работах которых исследованы понятия «брэнд», «брэндинг», «маркетинговые коммуникации».

В качестве инструментария проведения исследования использовались сущностно-аналитический метб’д, создающий элементную базу теоретического знания, а также системно-функциональный, раскрывающий концептуально-целостную динамичную модель взаимосвязанного функционирования процессов на основе выявления генетических, структурных, функционально-воспроизводственных и причинно-следственных связей, позволяющих обеспечить эффективность системного взаимодействия эвристических возможностей различных исследовательских подходов.

Инструментарно-методический аппарат. Для проведения исследований использованы методы маркетингового анализа рынка (социологические опросы, интервью, анкетированиё), методы экспертных оценок и прогнозирования, экономико-математического моделирования, методы теории управления, а также общенаучные методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ и синтез, категориальный, историко-генетический, субъектно-объектный анализ, общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципы единства исторического и логического, системности, взаимосвязи количественных и качественных изменений. Междисциплинарный характер, иерархичность уровней и многообразие направлений исследования обусловили применение системного подхода как основного общенаучного метода, используемого диссертанткой.

Информационно-эмпирическая база исследования представлена статистическими данными Ростовстата, аналитическими материалами исследовательских центров, результатами авторских анкетных. опросов, проведенных в 2003;2006 гг. по г. Ростову-на-Дону.

Нормативную основу исследования составляют законодательные акты и другие официальные документы государственных органов РФ, региональные и ведомственные нормативные акты.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в признании ведущей роли формирования и развития брэнда регионального вуза при формулировании маркетинговых стратегий продвижения образовательных услуг, а также в глубоком понимании привлекательности брэнда для потребителей данных услуг,, , 8 исходя из повышения степени восприятия целевых аудиторий образовательных программ, набора специальностей, кадрового потенциала и качественных параметров обучения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Брэнд представляет собой испытываемое целевой группой ожидание получения конкретной выгоды из определенного источника (продукта, услуги и т. д.), часто ассоциируемое состандартизированным набором символических представлений (название, логотип, пиктограмма, цвет, изображение и т. д.), проявляющийся посредством системы маркетинговых коммуникаций, акцентирующих внимание на тех положительных ассоциациях, которые формируются в сознании потребителя от совокупного восприятия этих атрибутов.

2. Отсутствие отчетливой дифференциации в клиентском сознании брэндов вузов условных конкурентов на региональном рынке образовательных услуг вследствие относительно равных материальных условий существования вузов и их научных достижений опосредует активизацию маркетинговых коммуникаций конкретного вуза на точно выбранную целевую аудиторию потребителей.

3. Нарастание конкуренции на рынке образовательных услуг в настоящее время и прогнозируемое, вследствие ухудшения демографической ситуации в РФ и вступления российского высшего образования в Болонский протокол, превращают брэнд конкретного вуза в оружие легитимной конкурентной борьбы. При этом имидж и деловая репутация образовательного учреждения, выступающие внутренней составляющей брэнда вуза, являются гарантией того, что предоставляемые им услуги в точности соответствуют требованиям потребителя и, соответственно, позволяют поддерживать и укреплять позицию брэнда вуза.

4. Брэнд вуза формируется посредством вйешней и внутренней составляющих. К внутренней составляющей относится материально-техническое обеспечение оказания образовательной услуги, научный потенциал вуза и процесс оказания собственно образовательной услуги необходимого качества, выражающиеся в деловой репутации и позитивном имидже вуза. Внешней составляющей брэнда представляется адекватное представление его преимуществ в клиентском сознании посредством маркетинговых коммуникаций, направленных на формирование желаемого внешнего имиджа конкретного образовательного учреждения, что повышает его рыночную устойчивость и позволяет претендовать на расширение рыночной ниши.

5. Объективная оценка изменения имиджа вуза, неизбежного присутствующего в клиентском сознании, относительно существующего у клиента идеального представления, может быть оценена по авторской формуле расчета положительного имиджа вуза относительно идеала в каждый конкретный момент времени, что может позволить вузу своевременно корректировать своей имидж в плане приближения к идеалу в клиентском сознании при помощи маркетинговых коммуникаций.

6. Сопоставление своеобразной силы брэнда регионального вуза может быть осуществлено по авторской методике, учитывающей покупательную способность населения в сфере домохозяйств, генерирующих абитуриентов, желающих приобрести специальности, предоставляемые вузоммодифицированный коэффициент Джини, означающий долю семейного дохода, которую домохозяйства желают (способны) потратить на приобретение предоставляемых вузом специальностей в данном регионеуровень безработицы в регионе в сфере предлагаемых вузом специальностей, что может позволить вузу корректировать использование внутренних резервов вуза для удержания конкурентных позиций регионального брэнда.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— Обоснована теоретическая новация по осмыслению' категории «брэнд» в логической цепочке: спрос — товар — его атрибуты — активные раздражители — ассоциации.

— эмоции — ощущения — перспективные выгоды, что позволяет установить природу причинных связей в иерархии функций по упорядочению поведенческих реакций потребителей при переходе товара-услуги в брэнд и выявлять на этой основе взаимную стимуляцию факторов, предопределяющих эффективную реализацию и персонифицированную идентификацию брэнда.

— Уточнено определение брэнда для высшего учебного заведения, согласно которому он представляет собой испытываемое целевой группой потребителей образовательных услуг ожидание получения конкретной выгоды из определенного источника (специальности, успешного карьерного роста и др.), часто ассоциируемое со г стандартизированным набором символических представлений (название, логотип, пиктограмма, цвет, изображение и т. д.), что позволяет более полно использовать эффект брэнда в сфере образовательных услуг.

— Выявлено отсутствие отчетливой дифференциации в сознании потребителей брэндов региональных вузов, оказывающих сходные образовательные услуги на рынке вследствие относительно равных (и воспринимаемых в качестве равных потребителями) инфраструктурных и финансовых — условий хозяйствования и реализующейся научной деятельности, что обусловливает необходимость разработки программных вариантов формирования брэнда, а также проецирования его на клиентское сознание посредством пошагового алгоритма, и актуализирует активизацию маркетинговых коммуникаций конкретного вуза на точно выбранную целевую аудиторию потребителей на региональном рынке с целью удержания своей доли.

— Дифференцировано единое понятие брэнда вуза на внутреннюю и внешнюю составляющие. При этом установлено, что внутренняя составляющая представляет собой инфраструктурное-обеспечение оказания образовательной услуги, величину научного потенциала вуза, качество процесса оказания собственно образовательной услуги, формирующих позитивный имидж вуза, различных брэнд-ассоциаций,.

• I выражением которых является вся совокупность критериев рыночной активности вуза по предоставлению образовательных услуг. Внешняя составляющая брэнда является проекцией внутренней составляющей в сознании клиентов посредством комплекса маркетинговых коммуникаций и брэнд-технологий, что позволяет более эффективно использовать все преимущества двойственности брэнда вуза.

— Предложен авторский индикатор оценки периодической трансформации имиджа вуза в клиентском сознании в сравнении с идеальным представлением у потребителя, который позволяет производить расчет балла положительного имиджа вуза относительно идеала в каждый дискретный временной период, что способствует повышению эффективности воздействия формирующих региональный брэнд маркетинговых коммуникаций на клиентское сознание.

— Разработана методика реального сравнения воздействия на клиентское сознание брэнда регионального вуза, включающая в себя в качестве расчетных параметров: покупательную способность населения в части сектора домохозяйств, генерирующих абитуриентов и стремящихся к получению специальностей, предоставляемых вузоммодифицированный коэффициент Джини, демаркирующий долю семейного дохода, которую потенциальные потребители и их спонсоры способны выделить на.

1 f приобретение анонсированных вузом специальностейуровень безработицы в регионе по профилю существующих в вузе специальностей, что позволяет ему эффективнее маневрировать внутренними ресурсами, постоянно удерживая позиции своего брэнда.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии теоретико-методической базы формирования брэнда регионального вуза, а также в разработке методических подходов при реализации Маркетинговых стратегий продвижения образовательных услуг.

Основные положения диссертации могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин: «Маркетинг», «Брэндинг», «Информационный маркетинг», «Система маркетинговых коммуникаций», «Рекламная деятельность», «Паблик рилейшнз».

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования методических подходов формирования брэнда, проявляющегося в системе маркетинговых коммуникаций для: — дифференцирования образовательных-услуг по содержанию,'формам и срокам предоставления с учетом различных потребностей регионального рынка образования (потребителей и заказчиков);

— классификации критериев оценки эффективности брэнда вуза;

— формирования сильного брэнда вуза при помощи создания отдела по связям с общественностью с наличием команды имиджмейкеров вуза.

Практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы рекламными и коммуникационными службами промышленных предприятий, организационными структурами различных правовых форм.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались автором на региональных, межвузовских и вузовских научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону и др. Достигнутые результаты диссертационного исследования были апробированы при разработке стратегических приоритетов деятельности Ростовского государственного экономического университета. Результаты исследования внедрены в учебный процесс РГЭУ «РИНХ» при чтении автором курса лекций и проведении семинаров по дисциплинам «Маркетинговые коммуникации», «Рекламная деятельность», «Основы маркетинга», «Брэндйнг», «Маркетинг». ¦

Публикации. По материалам исследований опубликовано 6 работ общим объемом 4,1 п. л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографического списка. В конце каждой главы приведены промежуточные выводы, которые позволяют судить о вкладе каждой из частей в диссертационную работу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итог проведенному исследованию проблем развития брэнда вуза, проявляющегося посредством маркетинговых коммуникаций в сфере образовательных услуг, автором сделаны следующие выводы.

Формирование брэнда представляет собой один из типов маркетинговых технологий. Построение брэнда вуза — это маркетинговая деятельность по созданию особого потребительского впечатления, которое является частью имиджа и формирует отношение целевого сегмента рынка к брэнду.

Брэнд проявляется посредством маркетинговых коммуникаций и способствует оказанию более сильного воздействия на поддержку продукции (в нашем случае, образовательных услуг), а также направляет все сообщения на точно выбранную целевую аудиторию потребителей данного товара или услуги. За последнее десятилетие роль брэнда в сфере маркетинга кардинально изменилась. В последнее время целью разработки брэнда становится осуществление «способа предоставления выгоды потребителям.

Брэнд не только проявляется в системе маркетинговых коммуникаций, он существует благодаря им, так как брэнд является психологическим феноменом. То есть, брэнд вуза — это то, что потребители думают о данном конкретном вузе, связывают с ним возможности получения качественного образования, последующего трудоустройства и карьерного роста. Эффект брэнда позволяет привлечь дополнительные клиентские слои в вуз и обеспечить ему дополнительную рыночную устойчивость, особенно в условиях обострения конкуренции на рынке образовательных услуг вследствие прогнозируемой трансформации демографической ситуации в РФ и регионе, а’также вследствие вступления в Болонский процесс.

Традиционно брэнд представляется посредством комплекса маркетинговых коммуникаций, в который входят:

— реклама;

— формирование благоприятного общественного мнения о вузе;

— личные контакты двоякого рода: представление преимуществ вуза официальными лицами, имеющими отношение к вузупредставление преимуществ вуза неофициальными лицами, мнение которых значимо для потенциального 'клиента и его спонсоров. :

В ходе авторского исследования выявлено значительное превышение эффективности личных коммуникаций и недостаточное влияние рекламы в СМИ. I.

Решения о средствах распространения рекламы принимаются на базе конкретизации ее целей, имеющихся возможностей (прежде всего бюджета рекламы), в зависимости от характера рекламных задач (увещевание, информирование и др.). В последнее время среди маркетинговых коммуникационных действий, осуществляемых на отечественном рынке, растет вес мероприятий «public relations» (ПР). В отличие от пропаганды, имеющей главной целью завоевание сторонников и часто скрывающей или тенденциозно трактующей факты, ПР ставит другую цель — достижение согласия, честного диалога на рынке и предпочитает методы, подразумевающие максимальную открытость во взаимоотношениях, прежде всего со «своей общественностью» — персоналом, партнерами, потребителями. Для образовательного учреждения сюда безусловно входят также его выпускники, даже если они сами не рассматриваются в качестве повторных клиентов.

Личностные коммуникации легко переходят в личные продажи. Вслед за информированием и побуждением логично следует приглашение к совершению покупки, если субъект коммуникации со стороны производителя ОУ уполномочен сделать это. Целенаправленное использование технологии личной продажи оказывается очень дорогостоящим для учреждения. Но оно и весьма эффективно, особенно если на рынок продвигаются максимально индивидуализированные ОУ.

Брэнд ОУ начинается с идеи, которая соединяется с образом высшего учебного заведения и проецируется в общество. Будучи востребованной и подхваченной социальной средой, высшее образование становится общественно значимым явлением. Образно говоря, брэнд высшего учебного заведения — это то, во имя чего потребители объединяютсябрэнд — это совокупность признаков, определяющих потребительский выборбрэнд — это «образ — ярлык», осевший в умах потребителей.

Брэнд направляет и организует потребительский выбор, и его польза для потребителей заключается в том, что он: быстро и точно идентифицирует ОУ и предоставляемую им услугуускоряет и упрощает процесс выбора высшего учебного заведения, снижая издержки между потребителем и ОУвносит в жизнь потребителя основательность, порядок и организованность.

Использование ИМТС при продвижении брэнда образовательных услугэто процесс скоординированной разработки всех инструментов маркетинговой коммуникации, организуемый таким образом, чтобы все сообщения направлялись точно на выбранную целевую аудиторий и были выполнены в одном ключе. Мы считаем, что с одной стороны, координированные маркетинговые коммуникации должны выстраиваться вокруг потребителя, и в этом случае, естественно, исходная позиция модели ИМК должна не только включать всестороннее изучение и описание потребителя, но и отражать способ восприятия этим потребителем предлагаемых ему услуг. С другой стороны, задачей производителя образовательных услуг является разработка такой маркетинговой страте** к } W ' гии, которая приносила бы' ему максимальный результат в рамках достижения его целей. Для этого автором исследования предлагается формирование отдела по связям с общественностью и команды имиджмейкеров вуза, представленной на уровне проректора.

Брэнд образовательного учреждения складывается годами, десятилетиями, иногда — столетиями. Но как только брэнд устанавливается в определенных рамках, он начинает работать как маховик, непрерывно питая энергетическим потоком все, с чем бы он не соприкасался. Чем сильнее становится брэнд и чем более уникальные черты он приобретает, тем труднее его изменить, Когда люди придерживаются высокого' мнения, о возможностях вуза, у него появляется больше возможностей, его деятельность становится все более эффективной.

Идеи, связанные с брэндом вуза, должны настолько сильно влиять на потребителя, что он должен быть готов заплатить несколько большую цену за образовательную услугу, предоставляемую именно этим вузом, чем за услугу других аналогичных вузов. При этом, значительную роль играет выявление платежеспособности целевой группы потребителей, их оценки брэнда вуза, их предпочтений и устремленности занять определенное положение в обществе (статус), получить надежное или престижное образование.

Фактор конкурентоспособности на ближайшую перспективу будет определяющим в развитии учебных заведений и брэнд становится основным оружием легитимной конкуренции среди вузов. Главные условия повышения конкурентоспособности в этом случае — это доступность и качество образования, представленные надлежащим образом в каналах маркетинговых коммуникаций.

Одним из самых успешных брэндов вуза Северного Кавказа, по всей видимости, является брэнд «РИНХ», который более семи десятилетий с успехом востребован не только в ЮФО, но и за рубежом региона. «» «.

В ходе исследования выявлены различные подходы к понятию брэнда, условия и необходимые атрибуты его формирования и подходы к оценке.

Резюмируя вышеизложенное автор исследования делает вывод о том, что повышение брэнда вуза является задачей, которая должна быть возложена преимущественно на его высшее руководство, особенно ту его часть, которая непосредственно вступает в тесный контакт с реальными и потенциальными потребителями образовательных товаров и услуг вуза, а также могут выступать в роли спонсоров и меценатов вуза. Важнейшие факторы, влияющие на хороший имидж брэнд и репутацию образовательного учреждения, заключены внутри самого вуза, а именно его стратегии, официальной политике и в том, какое представление имеет эта организация о своем месте в окружающем мире.

В условиях современной фрагментации средств массовой информации и роста общего объема массовых коммуникаций, сегодняшний потребитель нуждается в брэнде, связывая с ним свои надежды на получение качественной образовательной услуги. Редукционно, выбор потребителя сводится к выбору между брэндами с учетом собственных возможностей.

Приобщение к конкретной торговой марке вуза, за которым закрепилась надежная и высокая. репутация, способным представить качественное профессиональное образование на длительную перспективу, становится для потребителя определяющим, когда он принимает решение расстаться со своими деньгами.

Можно решительно придерживаться взгляда, согласно которому брэнд, как добавленная стоимость, в возрастающей степени будет определять конечную цену образовательной услуги вуза, способствовать его процветанию и повышать его рыночную устойчивость.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. А. Стратегическое рыночное управление Текст. 6-е изд. -СПб.: Питер, 2002.-5.44 с.
  2. Д. А. Индивидуальность бренда и ее характеристи-киТекст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 2.С. 12−25.
  3. Д. А., Джоахимсталер Э. Создание бренда без использования традиционных СМИТекст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 5.
  4. И. Позиционирование по-российски: маркетинговая методи-каТекст. // Управление компанией. — 2004. № 12. — С.67−71.
  5. Т., Попов Е. Границы бренд-менеджментаТекст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 3.
  6. М.Н. Менеджмент рекламыТекст. — М.: ИнтелТех, 1993. -80с.-ISBN 5−86 371−012−8. ¦ ¦
  7. Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузовТекст. // Социологические исследования. 2004. — № 2. — С.93−97.
  8. Ф. Звезданутые брендыТекст.//Рекламный журнал. 2001. № 8. С. 19−23.
  9. Ф. И бренд отечества нам сладок и при-ятенТекст.//Рекламн'ый журнал. 2001. №'4.
  10. И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетеровТекст. -М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1997. 256с. — ISBN 5−89 334−004−7.
  11. А.У., Байтенова А. К., Долятовский В. А., Гиссин В. И., Кузнецов Н. Г., Свиридов О. А. и др. Модели и механизмы эффективного управления учреждениями высшего профессионального образования: процессный подход Текст. Ростов-н/Д, 2006. 165 с.
  12. М. П. Маркетинг, стратегия и практика фирмыТекст.-М.: Статинформ, 1995. -112 с.
  13. P., Майерс Д. Дж., Аакер Д. А. Рекламный менеджментТекст. 5-е изд. М.- СПб., 1999. — 784 е.: ил.
  14. И. Методы оценки стоимости бренда Электр, ресурс. — http://wvw.marketologi.ru/lib/brand.html. 2006. — 2.IV.
  15. И. Средний класс на рынке образовательных услуг Электр, ресурс. http://www.marketologi.ru/lib/mou05.html. — 2006. — 2.IV.
  16. Борьба за студентовТекст. // ABTOcity. 2004. — № 17. — апр.
  17. Дж., Бойет Дж. Гуру маркетингаТекст. М., 2004.
  18. Н., Шаталов Н. Филиал это звучит?. Текст. // Элитное образование. — 2001.- № 2. — С.28−31.
  19. . JI. Технологии рекламы и РЩТекст.: Учеб. пособие. -М.: Фа-ир-пресс, 2001. —¦ 624 с.
  20. Т. Российские бренды оценят иностранцыТекст.//Коммерсанть. 2001.22 нояб. № 214. С. 5.
  21. А. Покупайте отечественное! Текст.//Эксперт. 2001. 27 авг. № 31. С. 24−26.
  22. А. Бренд — метафизика двадцать первого ве-каТекст.//Советник. 2001. № 1.
  23. А. '.Бренд — необходимая роскошьТекст.//Рекламные технологии. 1999. № 1.
  24. А. Бренд -это то, .что на самом деле покупа-ютТекст.//Советник. 2000. № 7.
  25. К. Иностранные товары и российский потребитель Текст.//Рекламные идеи —YES! 1999.№ 2.С.20−21.
  26. К., Дембо О. Line extension: стратегия успеха или путь в нику-да?//Рекламные идеи YES! 2001. № 1.
  27. К., Дембо О. Как выбрать «правильное имя» для своего брен-даТекст.//Рекламные идеи -YES! 2000. № 3. С Л 4−16.
  28. К., Трояк Н. Выведение нового продукта на рынок
  29. Текст.//Рекламные идеи YES! 1999.№ l.C. 11−15.
  30. Ю., Надеин А. Люди ищут веру, и бренды помогают в этому Текст.//Рекламные идеи -YES! 2001. № 4.
  31. Бэн А., Эбингауз Г. Ассоциативная психология Текст. Изд-во: АСТ-ЛТД, 1998. 528 с.
  32. М. Надеин А. Бренд Сила личностиТекст. — СПб.: Питер, «2003.-202 е.: ил. v:. V — '
  33. М. Пять кругов индивидуальности брендаТекст. //Рекламные идеи-YES! 2002. № 1 (38).
  34. М. Хорошее ли название для марки вы придумали? Текст.//Рекламные идеи -YESI2000. № 3. С. 10−13.
  35. М., Усков В. Дайте товару хорошее имяТекст.//Рекламные идеи-YES! 1999. № l.C. 16−18.
  36. И. Деловая репутация и имидж вуза как условие и результат качественного образования Электр, ресурс. — http://www.proza.rn/texts/2004/12/22 194.html.-2006. 1<5.II.: '
  37. А. Защита от подделок и имитаций брендовТекст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 2.С. 42−46.
  38. И.Л. Приемы рекламы и PR: 215 приемов, 130 учебных задач и 15 практических приложений Текст. СПб.: Бизнес-пресса, 1998. — 238с. -ISBN 5−810−0002−2.
  39. Д. Марочный бумТекст.//Ведомости. 2000. 29 дек. № 241. С. Б6.
  40. Д. Споры о брендахТекст.//Ведомости. 2001. 29 дек. № 240. С. Б6.
  41. Л.Ю. Имидж организации -и механизм его 'формирования Текст.// Высшее образование сегодня. 2004. — № 7. — С.20−25
  42. Вуд Б. Хорошая идея простая идеяТекст.//Рекламные идеи -YES! 2002. Ш.
  43. В. Ф. Локальные бренды: Жизнь и судьбаТекст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 3. 43. Голубков Е. П. Еще раз о понятии «брэнд» [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2006, № 2. С. 4−15.
  44. О.М. Рыночные механизмы управления образовательной деятельностью: методология формирования Текст. М.: Финансы и статистика, 2001.
  45. Т.В. Особенности маркетинговой деятельности вузов в условиях рынка Электр, ресурс. http://www.marketing.spb.ru/conf72002−01-edu/sbornik-2.htm. — 2005. — 10.XI.
  46. М.Б., Мамонтов А. А., Манн И.Б. PR на 100%: как стать хорошим менеджером по РЯТекст. 4-е изд. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 240с. -ISBN 5−9614−0275−4.
  47. Е., Герасимова М. Брендинг: создание легендыТекст.//РК1. S 1 ' } W *диалог. 2000. № 2. С.: 10−15:
  48. Е., Герасимова М. Использование проективных методик при определении позиционирования брендаТекст.//Рекламиые идеи YES! 2000. № 3 j (32). С. 5−9.
  49. Е., Герасимова М. Конструирование психосемантических по-лейТекст.//Рекламные идеи YES! 1999. № 4. С. 6−8.
  50. Е., Герасимова М. Психологические аспекты развития брендинга в посткризисный период Текст.//Рекламные идеи YES! 1999. № 2. С. 15−16.
  51. Е. Наша маркаТекст. //Итоги. 1998. 27 янв. № 3. С. 53−58.
  52. Гундарин. М. В: Книга руководителя отдела РЩТекст. СПб.: Питер, 2006. — 368с. — ISBN 5−469- 880−0.
  53. О. Брендинг/ДТрактика рыночных исследований-2000Текст. -СПб.: ИФ «Гортис». 2000. С. 25.
  54. О. Концепция брендингаТекст.//Рекламные идеи -YES! 1998. № 3.C.13.
  55. О. Как оценить бренд? Текст.//Рекламные идеи YES! 1999. № 1.1. С. 26.
  56. О. Упаковка’как элемент брендкТёкст. //Рекламное идеи -YES!1999. № 3.'С. 16−18.
  57. Д’Алессандро Д. Ф. Войны брендов Текст. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  58. B.JI. Об имидже высшего негосударственного учебного заведе-нияТекст. // PR в образовании. 2004. — № 3. — С. 103−107.
  59. Д., Тоби JI. Учебник по рекламе: как стать известным, не тратя денег на рекламу Текст. Минск: Современное слово, 1997. — 320с. — (В пер.) -ISBN 985−6388−98−8.
  60. Депцова Т.Ю. PR-технологии: теория и практикаТекст. // PR в образовании. 2004. — № 2. — С. 34−37. V ' 5 ' '
  61. Десять способов не потерять контакт в СМЩТекст. // PR в России. -2005. — № 10. — С.18.
  62. А. Торговые марки — как дети. Текст. //Рекламные идеи -YES!2000. № 4. С. 23−25.
  63. В. Н. Брендинг: новые технологии в России.-СПб.: Питер, 2002.348 с.
  64. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз Текст./ Пер. с англ. — М.: Филинъ, 1998. 288с. — (В пер.) — ISBN 5−89 568−077−1.
  65. Дрю Ж. М. Ломая стереотипы. Текст. СПб.: Питер, 2002. -269 с. 66. ' Дымшиц М. Бренд как объект мифотворчестваТекст.//Реклама и жизнь.2001. № 4. С. 46−47.
  66. М. «Бренд"-это не только дорогая торговая марка, но и. Текст.//Рекламные идеи —YES! 1998. № 3.
  67. М. Разработка имени брендаТекст.//Рекламные идеи — YES! 1999. № 4. С. 10−16.
  68. М. Экспертная система оценки вербальных элементов коммуникации ВААЛ Текст.//Рекламные идеи YES! 2000. № 2. С. 81−86.
  69. Н. Ф: — Что1 такое бренд, или :"Свято место пусто не бывает»
  70. Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. № 5.
  71. С. М. Управление активами торговой маркиТекст.-СПб.: Питер, 2001.272 е.: ил.
  72. А. Жонглер на трапеции или Заметки о достоинствах, необходимых успешному бренд-менеджеруТекст.//Рекламные идеи- YES! 2002.№ 2.
  73. А. Методы изучения торговой марки//Рекламные идеи -YES! 1997. № 5.
  74. А. От имен к брендам. Развитие торговых марок продовольственных товаров в России Текст.//Ре, кламные идеи YES! 1999. № 1. С. 7−10.
  75. И. Брендинг. Этап рождение Текст.//Брендменеджмент. 2001. № 4. «'
  76. И. Брендинг этап второй. Товар ничто имидж все! Текст.//Бренд-менеджмеит. 2002. № 1.
  77. И. Брендинг: этап третий. Как привлечь и удержать потребителя? Текст.//Бренд-менеджмент. 2002.№ 2.
  78. Д., Кугушева А. Могила неизвестного товара ДТекст.//Эксперт: Северо-Запад. 2001−7 мая. № 8. С. 36−38.
  79. А. Имя им — легион Текст.//Компьютерра. 2002. № 8. С. 32−33.
  80. Е.Б. Имидж открытого образования Текст.// PR в образовании. -2004. — № 3. — С.100−102. «''
  81. В. Коммуникационное управление брендом Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 1.
  82. В.В. Практический маркетинг 2. Руководство по внедрению. Текст.-М.: РИП-холдинг, 2002. — 254с.
  83. Н. Самомаркетинг образовательного учреждения Текст.// Высшее образование в России. 2005. — № 8. — С.72−78.
  84. Н., Окорокова Г. О, статусе филиала Текст.// Высшее образование в России. -2001. № 5. — С.24−30.
  85. М. Позиционирование —'юпЬч к успеху: Личное позиционирование специалиста на рынке труда. Разработка концепции самопозиционирования Текст.//Управление персоналом. 2004. № 5.-С.63−65.
  86. Коновалов А.И. PR как коммуникационный менеджмент и его роль в устойчивом развитии образования Электр, ресурс. http://www.eoi.ru/seminars/ marketingarticles31 .php. — 2006. — 5.II.
  87. Н. Просто наклей ярлык Текст. //Вещь (Эксперт). 2001. № 7. С. 2−4.
  88. С. О пользе брендов и вреде брендов Текст.//Коммерсантъ Деньги. 2001.26 сент. № 38. С. 110.
  89. Т. Моделирование поведения потребителя как стратегический инструмент формирования брендинга Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 4.
  90. С. Особенности формирования национального бренда в России Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 3.
  91. С. Упаковка продвигает марку Текст.//Рекламные идеи -YES! 1999.№ 1.
  92. Ф. Маркетинг. Текст. М.: НОРМА, 1997.
  93. Креативные технологии «паблик рилейшнз» Электр, ресурс. -http://www.pr-club.com/techn8.html. 2006. — 5.II.
  94. И. В. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций: Учеб. пособие. Текст. М.:Центр, 1998. — 192 с.
  95. И. В. Теория и практика рекламы в России. Текст.- М.: Центр, 1996.184 с.
  96. С., Скворцов Я., Филиппов С. Легко пришло — легко ушло Текст.//Компания. 2001.29 окт.№>41. С. 15−18.
  97. Корпоративные документы компании Branding Kaeuffer Marken-Kreation (Германия), профессионального агентства по созданию брэнда, http://www.branding-kaeuffer.com
  98. Корпоративные документы компании The Brand Consultancy 3850 Hoicomb Bridge Road suite 260 Norcross, Georgia 30 092, http://www.brandconsult.com
  99. Корпоративные документы агенства Masar-Johnston Advertising & Design: 3550 Camino del Rio North, Suite 303, San Diego, CA 92 108 USA, http://wwvv.masarjohnston.com
  100. Корпоративные документы маркетингового агентства Upshaw & Associates, http://www.brandbuilding.com
  101. В., Матвеева А. Спагетти под соусом «креатив» Текст.//Эксперт. 2002. 14 янв. № 1−2.С.28−32.
  102. Круглый стол: Бренд и собственность Текст. //Рекламные идеи -YES! 2001. № 3. .
  103. Круглый стол: Создание и продвижение бренда на рынке Петербурга и России Текст.//Рекламные идеи YES! 1997. № 5.
  104. И. Брендинг в России быстро взрослеет Текст.//Рекламные идеи — YES! 2000. № 4. С. 21−22.
  105. М. Как построить мост от исследования потребителя к эффективной стратегии управления брендом Текст.//Бренд-менеджмент.2001. № 4.
  106. . Важность индивидуальности бренда Текст.//Рекламные идеи-YES! 1998. № 3.
  107. КурбановаД. Брендинг по-русски Текст.//Рекламный мир. 2000. № 1. С. 28.. :. ' •
  108. О. Компетентность — основа контекстного обучения Текст.// Высшее образование в России. 2005. — № 10'. — С. 118−122.
  109. Р.А. Современный образовательный контекст и PR: интернационализация провинциального вуза Текст.// PR в образовании. 2004. — № 2. -С. 17−22.
  110. А.А. Методика научного исследования студента. Текст. Казань: КГУ, 2005. — 48с.
  111. О., Кирьян П. Усталость бренда Текст.//Эксперт. 2002. 29 апр. № 17. С. 40−41. ''. 140
  112. М.В. Роль Паблик Рилейшнз в развитии и эффективном функционировании образовательного учреждения Электр. ресурс. — http://rrc.ysu.rii/resource/network/doc34/4.9.html. 2006. — 17.1.
  113. М.А. Коммуникативное пространство системы образования Электр, ресурс. — http://www.eoi.ru/seminars/marketing articles 55.php. 2006.- 20.III.
  114. М.А. Маркетинговые коммуникации в системе' открытого образования Электр, ресурс. http://www.marketing.spb.ru/ conf/2002−01-edu/index.html. — 2006. — 22.111.
  115. Е. Неучтенные миллиарды Текст.//Эксперт. 2001. 12 марта. № 10. С. 32−36.
  116. Е. О брендах замолвили слово //Эксперт. 2001. 23 июля. № С. 22.
  117. Л., Коннова Е., Долинина К., Негодаев А., Герусова Е. Брендовый патриотизм Текст.//Коммерсантъ -Деньги. 2001. 10 окт. № 40. С. 60−61.
  118. Медовников Д.'- ХазбиевА. Инновация образа//Эксперт. 1998. 29 июня. № 24. С. 46−47.
  119. Т. Образование как товар Текст.// Alma mater. 2001. — № 10.- С.49−52.
  120. И. Бренд от концепции к рекламе: единство без борьбы противоположностей Текст.//Бренд-менеджмент. 2002.'№ 1.122.' Мосесов A. Trade Mark по-русски Текст.//Рекламный мир. 1996. № 1. С. 7.
  121. А. Растут бренды растет бизнес Текст.//Рекламные идеи -YESI2002. № 2.
  122. А. Как измерить лояльность? Текст.//Рекламные идеи -YES! 2001. № 3.
  123. В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов Текст.// Высшее образованием России, 2006, № 2. С. 87.
  124. С. Строительство брендов в России Текст.//Рекламный мир. 1998. № 1 С. 36.
  125. Н. Что происходит на рынке услуг по созданию брэндов Текст. 2001. №. 15. С. 46−49.0 брендах//Рекламные идеи YES! 1998. № 3.
  126. Н., Лебедев В. Маркетинг образовательных услуг Текст.// Высшее образование в России. 2005. — № 6. — С.158−159.
  127. Д. и др. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста Текст. М.: Ассоциация работников рекламы, 1993. -112 с.
  128. В.А. Концептуальные основы и практика PR в образовании Текст.// PR в образовании. 2004. — № 1. — С.6−14.
  129. А. Использование психологических особенностей в управлении брендами //Бренд-менеджмент. 2001. № 4.
  130. О чем молчат хорошие журналисты, когда они думают о. работе PR-специалистов Текст.// PR в России. 2005. — № 8 — С.15−17.
  131. Д. С. Готовь сани летом, а бренд до кризиса, или как смягчить удар? Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. № 5.
  132. А.П. Коммуникации и продвижение образовательных услуг на рынке Текст.// PR в образовании. 2004. — № 1. — С. 14−25.
  133. А.П. Маркетинг образовательных услуг Электр, ресурс. -http://mou.marketologi.ru/content.html. 2006. — 15.11.
  134. П. Если вы решили создать торговую марку. Практические советы Текст.//Брендменеджмент. 2002. № 1.
  135. С. Как выжить на конкурентном рынке, или об особенностях позиционирования Текст.// Управление персоналом. 2004. — № 11. — С. 57−60.
  136. В. 29 способов имяобразования Текст.//Рекламные YES! 1999. № 4. С. 20−23.
  137. В. Брендмейстеры Текст. //Рекламные YES! 1999. № 2.
  138. В. Кухня брендинга Текст.//Рекламные идеи -YES! 2001. № 4.
  139. В. Развитие бренда во времени Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России.' 2000. № 5. С. 51−55.
  140. Е., Михеев Ю. Проблемы внедрения бренда в жизнь организации Текст.//Рекламные идеи Yes! 2002. № 1.'
  141. Ю.Ю. Стратегия современного вуза Текст.// Высшее образование сегодня. -2005. № 10. — С. 14−16.
  142. О. Нетворческие аспекты создания брендаУ/Бренд-менеджмент. 2002. № 1.
  143. А. Бренд дорог так, как его малюют Текст.//Деловой Петербург. 2001.19 марта. № 47. С. 15,. .
  144. М.В. Социальные механизмы воздействия внутрифирменных коммуникаций на состояние имиджа корпорации Текст.// Вестник Мос-го унта. Сер. «Социология и политология». — 2004. — № 1. — С.73−88.
  145. А.В. Специфика количественных и качественных методов изучения аудитории Электр, ресурс. http://www.mygid.com/referat/index. shtml. — 2006. — 17.IV.
  146. Ю., Чучалин А., Агранович Б., Могильницкий С. Модели рейтинга вузов и образовательных программ Текст.// Высшее образование в России. -2005. -№ 11. С. З-20.
  147. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. Текст. — М.: Рефл-бук, 2002. 352с. — ISBN 5−87 983−082−9.
  148. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов Текст. М.: Рефл-бук, 2001. — 624с. — ISBN 5−87 983−083−7.
  149. В. Особенности создания брендов-лидеров Текст.//Бренд-менеджмент. 2002. № 2.
  150. X., Томпсон М. Энергия торговой марки. Текст. -СПб.: Питер, 2001. —288 е.: ил.
  151. Я. Футурология бренд-менеджмента Текст.//Бренд-менеджмент. 2001.№ 1.
  152. Э., Траут Д. Маркетинговые войны Текст.- СПб.: Питер, 2000. — 256 с.
  153. РайсЭ., Траут Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. Текст. — СПб.: Питер, 2001. — 256 е.: ил.
  154. О. Тривиальный брендинг Текст.//Рекламные технологии.2002. № 2. С. 17−19.
  155. А. Миф, приносящий миллиарды Текст.//Сообщение. 2000. № 10
  156. И. Я. Международное рекламное дело. Текст. -М.: Банки и биржи, Юнити, 1994. — 175 с.
  157. И. Я. Реклама: планка для «профи». Текст.- М.: Юрайт, 1997. — 208 с.
  158. Е. В. Реклама. Текст. СПб.: Питер, 2001. — 496 е.: ил
  159. В. Создание промышленных брендов в России Текст.//Топ-менеджер. 2002. № 2. С. 110−117- Бренд-менеджмент. 2002. № 10.
  160. О.В. Маркетинг образовательных услуг Электр, ресурс. — http://www.cfm.ru/press/marketing/1999-l/05.shtml. 2006. — 15.11.
  161. А. Г. Состояние и перспективы оценки брендов в России Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1996. № 3.
  162. С. Матрица позиционирования Текст.// Маркетолог. 2004. -№ 9.-С.8−11.
  163. Ф. Брендятина российского бизнеса Текст.//Ведомости.2000. 6 сент. № 163.
  164. Ф. Что в имени тебе моем: Бренд, торговая марка, товарный знак: нужно ли их различать? Текст.//Ведомости. 2000.13 нояб. № 205.
  165. Ф., Фалькевич Ю., Неосязаемая ценность Текст.//Ведомости. 2000.1 нояб. № 203.
  166. М. Разработка позиционирования на основе воспринимаемых выгод Текст.// Бренд-менеджмент. — 2004. — № 4. С.37−41.
  167. А. Мэри Поппинс для бренда, или марочная няня Текст.//Индустрия рекламы. 2002. 1'6янв.№ 2.С.28−30.
  168. П., Бэрри К., ПулфордА. Коммуникации стратегического маркетинга. Новые пути создания и интегрирования коммуникаций. Текст. Учеб. пособие. М.:-Юнити-Дана, 2001.—415 с. •
  169. И. Динамика потребительского поведения. Формирование лояльности бренду Текст.// Бренд-менеджмент. 2001. № 1.
  170. А. Архитектура брендов компании Текст.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России.2000.№ 6.
  171. А. Десять заповедей успешного бренд-менеджмента Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 1.
  172. А. «Советские» бренды: бесполезное наследие прошлого или потенциал будущего Текст.//Ведомости. 2001. 15 янв. № 210г. 176. Стась А. Советы консультанта: Бренды и лидеры Текст.//Ведомости.2001. 26 нояб. № 217 •
  173. СтасьА. Советы консультанта: Три грани брендинга Текст.//Ведомости. 2001.19 нояб. № 212. С. Б8.
  174. А. Бренды: простор для творчества Текст.//Ведомости. 2001. 24 сент. № 174. С. Б8.
  175. Д. Советы консультанта: В ответе за марку Текст.//Ведомости. 2000.4 сент. № 161. С. Б8.
  176. Н., Гурова Т. Отойдите от стереотипов Текст.//Эксперт. 2002.41. V 145iмарта. № 9. С. 26−33.
  177. Ф. Формирование бренда в торговле. Насыщение и позиционирование торгового бренда. Взаимосвязь товарных и торговых брендов Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 4.
  178. С. Управление брендом и организационная культура Текст.//Бренд-менеджмент. 2002. № 2.
  179. Е., Фризе Е. Бренд-имидж и его оценка Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 2. С. 32−41.
  180. О. Бренд-капитал: содержаний, денежная оценка, управление Текст.//Бренд-менеджмент.2001 .№ 2.С.2−11.
  181. Д. Новое позиционирование. Текст. СПб.: Питер, 2000. — 192 е.:
  182. Д. Большие бренды -большие проблемы. Текст.- СПб.: Питер, 2002. — 240 с.
  183. Д. Волшебная лампа бизнеса. Текст.- СПб.: Питер, 2003. -171 с.
  184. Д. Сила простоты. Текст.- СПб.: Питер, 2002. —171 с.
  185. В. Диверсионный анализ бренда Текст.//Рекламные идеи YES! 2001. № 4- Петербургский рекламист. 2002. № 1. С. 11−12.
  186. В. Новые стандарты брендинга Текст.//Реклама и жизнь. 2001. № 4. с. 44−45.
  187. В. Правовые основы охраны бренда Текст.//Бренд-менеджмент. № 1
  188. В. Пять ошибок в защите бренда Текст.//Рекламные идеи -YES! 2001. № 3.
  189. В. Юридические рифы брендинга Текст.//Рекламные идеи -YES! 2000. № 3.
  190. Н. Брендов стало в 2 раза болыше Текст.//Деловой Петербург. '2001.5 нояб. № 197. С. 16.' ' • '
  191. И. Сколько платят за’имя Текст.//Коммерсантъ. 2001. 3 авг. № 137.
  192. JI.B. Социология массовой коммуникации. Текст. — СПб.: Питер, 2004. 397с. — ISBN 5−272−334−9.
  193. В.П. Маркетинг. Текст.— Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 416с.
  194. О. А. Реклама: новые технологии в России. Текст. -СПб.: Питер, 2000. —384 е.: ил.
  195. М., Винчестер М. Калибровка методов измерения образа бренда с помощью эмпирических обобщений Текст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 3.
  196. В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынкаТекст.: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 560с. — ISBN 5−279−2 536−4.
  197. Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок, консервных банок и тюбиков. Текст. СПб.: Азбука-Терра, 1997. — 288 с.
  198. Р., СолтерД. От лояльности покупателей к финансовым результатам //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. № 5. С. 19−22.
  199. Центр Менеджмента Брэдфордского Университета, опубликовано на MELNET Marketing Electronic Learning NETwork, http://wivw.brad.ac.uk/branding
  200. Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллио-ныТекст. -СПб.: Питер, 1999. 224 с.
  201. О. Стоимостной подход к управлению брендомТекст.//Бренд-менеджмент. 2001. № 3.
  202. А. Закон брендинга: имя должно быть правильнымТекст. // Деловой Петербург. 2001. 29 фев.№ 13. С. 21.
  203. М. Почему бренд лучше марки? Текст. //Сообщение. 2001. № 2.
  204. Я. Казанский университетТекст. Казань: Идель-Пресс, 2004. — 352с. — ISBN 5−85 247−065−1. ¦ ¦ ,
  205. Ф. Настоящий бренд должен быть «правильным» Текст./Деловой вестник. 2007. № 3.
  206. Шукшунов В. Инновационная деятельность в российском образовании
  207. Текст.// Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 19−23. .211. ШестаковА. Рейтинг ведущих брендов. мираТекст]//Коммерсантъ. 2001. 2 нояб. № 202. С. 5. ' .
  208. ., Симонсон А. Лицо компании: логотип и девиз плюс характер и индивидуальность фирмыТекст. //Карьера-Капитал. 1998.17 июня. № 171. С. 12−13.
  209. ., Симонсон А. Цвет, форма, звук и запах создают лицо компа-нии//Карьера-Капитал. 1998. 22 июля. № 176. С. 12−13.
  210. . Почем тот бренд в витрине? Текст.//Рекламные идеи -YES!2001. № 3.
  211. Я. 100 приемов эффективного брендингаТекст. — СПб.: Питер, 2002. —3.68. '
  212. Busch P. S., Houston М. J. Marketing Strategic Foundation, Homewood Free Press, 1988. '' '
  213. Jacoby J., Chestnut R. Brand Loyality: Measurement and Management, NY, 1979.
  214. Carl Eric Linn, brand strategy consultant with Mcta Management in Stockholm, Sweden and author of The Metaproduct and the Market (Kogan Page, 1987)
  215. Carl Eric Linn The Role of the Brand- Brand News Newsletter, volume 1 num-.ber 1 winter 1997, page3 • ,
  216. Jean-Noel Kapferer, Strategic Brand Niunagement, второе издание, 1997, Kogan Page221. «Fast Company», August-Srptember, 1997, http://www.fasteompany.com
  217. Marketing Tools and Models with a Glossary of Marketing terms Carl J. Bon-dorff, Senior Lecturer Lyngby Business College http://delfi.lyngbyes.dk/~cb/MARKET~l.HTM
  218. The Brand Consultancy. Hot topics in branding: December’s topic: The Changing Role of Brand Management» http://www.brandconsult.com
Заполнить форму текущей работой