Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по повышению эффективности системы поддержки малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа. При всём многообразии инструментов действующей системы поддержки обосновывается принцип обязательного их оптимального сочетания с использованием рыночных… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ИННОВАЦИОННЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ
    • 1. 1. Управление деятельностью малых инновационных предприятий
    • 1. 2. Опыт использования результатов инновационной деятельности 37 субъектов малого предпринимательства
    • 1. 3. Принципы, формы и методы поддержки и стимулирования малого 51 инновационного бизнеса
  • 2. ТЕНДЕНЦИИ И СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ РФ
    • 2. 1. Особенности развития малого инновационного 71 предпринимательства в регионе
    • 2. 2. Оценка эффективности деятельности малых инновационных 84 4 предприятий региона
    • 2. 3. Инвестиционная составляющая инновационной политики малых 99 предприятий
  • 3. РАЗВИТИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА
  • РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 3. 1. Совершенствование инфраструктурного обеспечения деятельности 114 малых инновационных предприятий
    • 3. 2. Формирование инструментария поддержки малого инновационного 134 предпринимательства в регионе
    • 3. 3. Разработка методики оценки эффективности инновационноинвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства

Управление развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Для обеспечения подъема экономики России необходимо наиболее эффективно использовать все факторы и ресурсы экономического роста, в том числе и ресурс предпринимательства. Государство, его федеральные и региональные органы власти призваны создать благоприятные экономические, политические, социальные, правовые условия для формирования такого хозяйственного механизма, который бы содействовал развитию малого инновационного предпринимательства, воспроизводственных процессов предпринимательского типа, устойчивости всей экономической системы.

В экономических исследованиях последнего десятилетия инновационная составляющая предпринимательского ресурса рассматривается как важнейшая составляющая производственных сил рыночного хозяйства.

Неблагоприятные экономические условия, в которых происходит развитие малого инновационного предпринимательства, во многом объясняются проблемами, связанными с неразвитостью механизмов реализации законов, нормативных актов, регулирующих развитие предпринимательства. Это обстоятельство в значительной мере затрудняет и даже делает невозможным прямое использование моделей развития и поддержки малого инновационного предпринимательства, успешно реализуемых в ряде развитых стран.

Формирование целостной концепции развития малого инновационного предпринимательства в России и обеспечение его поддержки не может быть осуществлено без исследования объективных тенденций, экономических противоречий, внутренних источников экономического развития предпринимательства, форм и методов его поддержки с учётом специфики развития регионов России.

Становление исходной базы поддержки малого инновационного предпринимательства — сложный и длительный процесс. При этом необходимо учитывать, что основными задачами проведения государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере является содействие развитию инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов. Экономическая политика государства по отношению к малым инновационным предприятиям не может быть результативной, если отсутствует комплексная научно обоснованная консультационная, обучающая, сопровождающая, информационная инфраструктура развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Предпосылками к постановке данной проблемы и свидетельством её актуальности на наш взгляд являются следующие тенденции.

1. Обязательным условием успешной реализации структурной политики является учёт региональной специфики: особенностей размещения производственных мощностей, отраслевой структуры.

2. Малое предпринимательство, как неотъемлемый структурный элемент социально ориентированной рыночной экономики, обладает рядом преимуществ, которые необходимо реализовать в среднесрочной перспективе. Это огромный социально-политический потенциал, способствующий формированию «среднего класса» и обеспечению стабильности в обществе.

3. Максимизация роли инновационного фактора становится важнейшим условием устойчивого развития современных экономических систем. Именно он активизирует стремление к техническому развитию во всех хозяйствующих структурах независимо от форм собственности.

4. Необходимость формирования малого инновационного предпринимательства в России обусловлена усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности, на основе концентрации ресурсов государственной поддержки (льготы, кредиты, гарантии и др.) для формирования в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего сектора.

5. Достижение более высокой степени вовлечённости малого предпринимательства в научно-технической сфере в систему интеграционных и иных технологических связей с крупными предприятиями и общественными организациями на региональном уровне.

6. Осуществление институциональных преобразований является неотъемлемой частью структурной политики, в связи с чем включение потенциала малого предпринимательства в экономический механизм региона в интересах структурной перестройки в направлении стимулирования внедрения достижений НТП, является важнейшей задачей государственной политики.

К тенденциям развития малого инновационного предпринимательства на региональном уровне относятся следующие:

— решение регионом социально-экономических задач требует активного задействования организационного фактора — совершенствования территориального управления;

— не вполне изучены процессы влияния малого инновационного предпринимательства на экономику региона;

— не раскрыта роль малого инновационного предпринимательства в экономической и социальной стабильности региона;

— не развиты механизмы кредитно-денежной поддержки и страхования рисков малых инновационных предприятийскладывающаяся система поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне не носит целостного характера;

— не до конца отработан механизм взаимодействия между федеральными и региональными структурами по осуществлению единой политики поддержки малого инновационного предпринимательства.

Степень научной разработанности проблемы. Существенный вклад в разработку теорий и концепций развития процессов в малом инновационном предпринимательстве принадлежит западным учёным-экономистам. Основа теоретических исследований развития инновационной составляющей предпринимательства была заложена Й.Шумпетером. П. Друкер, Р. Кантильон,.

Ф.Хайек, А. Хостинг и другие, проводя исследования сущности предпринимательства, отмечали его как своеобразное творчество, в ходе которого постоянно возникают инновации и изменения.

В отечественной экономической литературе до настоящего времени исследовались лишь отдельные аспекты деятельности малых предприятий в инновационной сфере. Эти вопросы частично рассматриваются в монографиях Л. И. Абалкина, НХ. Агурбаш, В. Н. Архангельского, Т. А. Алимовой,.

A.В.Бусыгина, А. Л. Гапоненко, Г. В. Горланова, Б. К. Злобина, М. Г. Лапусты,.

B.П.Лукина, П. Д. Половинкина, Г. Ф. Столбова, Э. А. Уткина, А. Н. Фоломьева, В. М. Яковлева и других.

Большое внимание данной проблематике уделяется в диссертационных исследованиях С. А. Агапцова, А. О. Блинова, А. Н. Буянкиной, А. С. Васьковского, Я. Внука, О. Г. Кузьминой, В. В. Соболева, К. И. Федотова и других.

Большинство исследователей рассматривают данную проблему только с позиции государственного регулирования деятельности малых инновационных предприятий, хотя особенности осуществления реформ в России в настоящее время требуют создания целостной системы поддержки этих предприятий со стороны государства. Проблема создания элементов инфраструктуры такой системы в большинстве работ решается только с организационно-технологической стороны, но системы поддержки этим не должна ограничиваться. Именно с её помощью возможно вовлечение в реальный экономический процесс тех резервов малого инновационного предпринимательства, которые в случае создания благоприятных условий могут во многом способствовать повышению динамики и социальной направленности экономического развития России.

Вместе с тем остаются недостаточно изученными тенденции развития малого инновационного предпринимательства на региональном уровне, специфические проблемы повышения устойчивости таких предприятий, влияния предпринимательства на выравнивание социально-экономического уровня развития регионов.

Изложенные обстоятельства определили актуальность и выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных положений управления развитием системы поддержки малого ^ инновационного предпринимательства на региональном уровне.

Цель исследования предопределила решение следующих задач:

— оценить важнейшие тенденции, закономерности формирования и реализации системы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне, обосновать необходимость её совершенствования;

— обобщить отечественный и зарубежный опыт, теоретические методы исследования, выделить и систематизировать эффективные методы управления развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства на уровне региона;

— изучить современное состояние, основные проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства с позиций его места в социально-экономическом развитии региона;

— определить принципы и методические подходы к построению оптимальной инфраструктуры, обеспечивающей поддержку деятельности малых инновационных предприятий и выбор её организационных элементов;

— проанализировать, сравнить имеющиеся методики оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и предложить авторскую;

— разработать практические рекомендации, направленные на развитие системы поддержки малого инновационного предпринимательства на уровне региона.

Объект исследования — субъекты малого инновационного, А предпринимательства Центрального федерального округа РФ.

Предметом исследования явились элементы системы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования стали концептуальные положения и научные разработки зарубежных и отечественных авторов, занимающихся проблемами предпринимательской и инновационной деятельности. Теория предпринимательства развивалась по ряду направлений. Родоначальником одного из них можно считать Р. Кантильона, который пришел к выводу, что предпринимателем является индивид, обладающий предприятием и способностями к риску и реализацией их с целью получения дополнительного дохода. Согласно взглядам Ж. Б. Сея и А. Маршала, основная функция предпринимателя заключается в том, чтобы осуществлять рациональную комбинацию факторов производства и получать предпринимательский доход. Логическим развитием этих двух направлений стала концепция предпринимательства. Й. Шумпетера, считавшего предпринимателя основной производительной силой экономического развития. Предпринимательскую функцию могут выполнять люди, обладающие способностями инноватора. По И. Шумпетеру, экономический процесс предпринимательства заключается не в процессе получения «среднестатистической» прибыли, а в процессе получения сверхприбыли — предпринимательской прибыли в результате осуществления новых комбинаций в процессе воспроизводства. Это направление в развитии теории предпринимательства по существу игнорируется статичными экономическими теориями, господствующими в наше время.

Идеи Й. Шумпетера находят продолжение во многих работах современных экономистов. Так, крупный американский специалист по управлению П. Друкер, провёл связь между нововведениями и предпринимательством: «Нововведениеэто особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс для разного рода бизнеса или услуг» .

Российские учёные в своих исследованиях развивают данные направления и концепции. А именно, под предпринимательством А. В. Бусыгин понимает особый вид экономической активности, который основан на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Это можно считать принятием точки зрения Й.Шумпетера. Ещё на одну грань определения категории «предпринимательство» обращает внимание академик Л. И. Абалкин. По его мнению, предпринимательство не только особый вид деятельности, но и определённый стиль и тип поведения, образ мыслей, неотъемлемыми составляющими которого являются инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка. В. Н. Архангельский, рассматривая взаимосвязь понятий «предпринимательство» и «инновации» в малых организационных формах, вводит категорию «малое инновационное предпринимательство», отличающееся дополнительными свойствами и характеристиками предпринимательской деятельности.

Таким образом, генезис категорий «предпринимательство» подтверждает основные положения концепций учёных о том, что оно осуществляется на инновационной рисковой основе.

Нормативно-правовой базой исследования явились законы, указы и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, решения Госсовета при Президенте РФ по вопросам регулирования развития предпринимательства в научно-технической сфере, а также программы, концепции и другие материалы.

Инструментарно-методический аппарат работы. В качестве инструментария исследования были использованы методы наблюдения, сравнения, категориального, эмпирического, экономического, логического, статистического анализа и синтеза, моделирования в области процессов развития малого инновационного предпринимательства.

Категориальный анализ реализован при исследовании сущности понятий «инновационное предпринимательство», «малое инновационное предпринимательство», «инновационный процесс в предпринимательстве» — эмпирический — при изучении среды функционирования малых инновационных предприятий в Россиисравнительный анализ — при характеристике системы поддержки малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа Российской федерации. Аналоговое экономико-математическое моделирование использовалось при разработке методики оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные Госкомстата России, Орловского областного комитета государственной статистики, аналитические, нормативные, справочные материалы Управления по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям Аппарата Губернатора Орловской области, Орловского областного государственного Фонда поддержки малого предпринимательства, результаты анализа опыта развития малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании основ концепции управления развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне' с использованием эффективных методов, механизмов и организационных изменений. Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

В рамках специализации 04 — управление инновациями и инвестиционной деятельностью:

— в трактовке понятий «инновационный процесс в предпринимательстве», «малое инновационное предпринимательство», учтена составляющая самостоятельной хозяйственной деятельности по созданию инновационной продукции, позволившая определить современное содержание, место и значение малого инновационного предпринимательства в экономическом развитии и реформировании экономики России и регионовразработана методика оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, состоящая в использовании аналогового экономико-математического моделирования экономико-социальных процессов в малом инновационном предпринимательстве.

В рамках специализации 05 — региональная экономика:

— разработана методика прогнозирования развития малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа посредством соотношения экономической и социальной составляющей вклада объекта исследования в экономику региона и расчёта, предложенного автором коэффициента развития определяющего стадию формирования малого инновационного предпринимательства в регионе;

— обоснованы подходы к развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого инновационного предпринимательства, учитывающие внешние и внутренние экономические возможности региональной системы государственной поддержки малых предприятий, которые отличаются перераспределением части функций на муниципальный уровень путём реализации муниципальных программ развития, создания сети субфедеральных финансовых институтов поддержки малого инновационного предпринимательства и др.;

— аргументирована необходимость использования в качестве инструмента развития инновационного предпринимательства в регионе интегрированного информационного ресурса, построенного на основе корпоративного информационного портала (КИП), способствующего развитию информационной составляющей системы поддержки объекта исследования.

Положения, выносимые на защиту:

В рамках специализации 04 — управление инновациями и инвестиционной деятельностью:

1. Направления совершенствования государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, предусматривающие создание в рамках аппарата исполнительной власти организаций по стимулированию разработок технологических нововведений, оказания содействия в развитии научных исследований частным лицам и организациям, интенсивный обмен научнотехнической информацией, поощряемый государством в целях достижения согласованности интересов предприятий и государства.

2. Методика оценки экономической эффективности инновационно-инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, построенная на основе метода аналогового математического моделирования сравнения потоков информационных и экономических ресурсов с экономическими результатами деятельности предприятий, оценки их влияния на инновационное предложение и рыночный спрос и позволяющая учитывать факторы внешнего воздействия на объект исследования, не описываемые в типовых моделях, что даёт возможность адекватно характеризовать реальный процесс функционирования малых инновационных предприятий в регионе с учётом специфических для этого сектора факторов и прогнозировать изменение числа создаваемых и используемых передовых технологий.

В решках специализации 05 — региональная экономика:

1. Концептуальная модель повышения эффективности управления малыми инновационными предприятиями региона, основанная на определении приоритета развития инновационной деятельности и предусматривающая, в отличие от имеющихся, усиленный характер программно-целевой концентрации всех ресурсов поддержки. Разработанные методы по формированию благоприятных экономических условий и среды функционирования малого инновационного предпринимательства предусматривают: совершенствование нормативно-правовой базы (правовые гарантии, патентное право и др.) — обеспечение льготной, селективной кредитно-финансовой поддержки через общества взаимного кредитования, страхования, гарантийные фонды и др.- ослабление налогообложения за счёт снижения ставок местных налоговпредоставление гарантий под кредит, льгот и преференций в аренде нежилых помещений.

2. Принципы формирования региональной информационно-коммуникационой системы, включённой в общероссийскую инфраструктуру связи, представляющей собой единый интегрированный информационный ресурс, построенный на базе корпоративного информационного портала (КИП), которая позволит осуществлять информационное обеспечение субъектов малого инновационного предпринимательства и обеспечить реализацию принципа равенства доступа к информационным ресурсам всем субъектам рыночных отношений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по повышению эффективности системы поддержки малого инновационного предпринимательства в областях Центрального федерального округа. При всём многообразии инструментов действующей системы поддержки обосновывается принцип обязательного их оптимального сочетания с использованием рыночных экономических рычагов и стимулов в интересах эффективного функционирования предпринимательских структур. Основные практические выводы диссертации могут быть использованы в деятельности региональных органов законодательной и исполнительной власти с целью формирования эффективной системы поддержки малых инновационных предприятий учитывающую внутренние, а также отраслевые факторы экономического развития, а также могут использоваться при разработке региональных и муниципальных Программ поддержки малого предпринимательства в областях Центрального федерального округа.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были обсуждены и одобрены на международных научно-практических конференциях: «Российская государственность: истоки, становление, развитие, проблемы» (Орёл, ОРАГС, 10 апреля 2003 г.), «Социально-экономическое развитие регионов: реальность и перспективы» (Воронеж, ВГТУ, 20−21 марта 2003 г.), «Качество образования на современном этапе развития: концепции и практика» (Орёл, СГУ, 6−7 декабря 2002 г.), «Предприятия России в транзитивной экономике» (Ярославль, Государственный университет им. П. Г. Демидова, 29−30 октября 2002 г.), «Управление инновационно-инвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» (Орёл, ГТУ, 24−26 апреля 2002 г.), «Потребительский рынок: качество и безопасность товаров и услуг» (Орёл, ГТУ, 18−21 декабря 2001 г.), «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России» (Орёл, ГТУ, 17−20 апреля 2001 г.) — на всероссийских научно-практических конференциях: «Проблемы подготовки специалистов социально-культурной сферы в условиях реформирования профессионального образования в России» (Орёл, ОГИИК, 23 марта 2002 г.), «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в эпоху социальных реформ» (Орёл, ОГИИК, 23 марта 2001 г.) — на межрегиональных конференциях молодых учёных: «Социальное согласие, политическая стабильность, экономическое созидание в оценках молодых» (Орёл, ОРАГС, 10 апреля 2002 г.), «Стратегия развития региона: социально-экономические инновации» (Орёл, ОРАГС, 16 мая 2000 г.) — на межвузовском круглом столе «Моделирование и прогнозирование социально-политических и экономических явлений и процессов: региональный аспект» (Орёл, ОРАГС, 17 апреля 2002 г.) — на круглом столе «Информационная и государственная (областная) поддержка малого бизнеса «, проводимого Фондом «Евразия» и Администрацией Орловской области (30 октября 2002 г.) — на коллегии Управления по делам молодёжи и физической культуры Администрации Орловской области при обсуждении концепции развития молодёжного движения в Орловской области на период до 2010 г. (12 февраля 2003 г.).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 15 научных статьях общим объёмом 3,25 печатных листа.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 215 источников. Содержание работы изложено на 175 страницах основного текста, включает 20 таблиц, 13 рисунков.

Экономическое положение малых инновационных предприятий пока не позволяет оживить инновационную деятельность из-за недостатка собственных денежных средств, низкого платёжного спроса на новую продукцию и услуги, из-за высокой стоимости нововведений. В современных условиях возникает острая необходимость в поиске организационных форм науки и предпринимательской деятельности в научно-технической сфере, которые позволили бы повысить эффективность исследований, ускорить внедрение их результатов в производство. Данное положение основано на том, что число вновь созданных передовых технологий к 2001 г. составило 688, что на 31% ниже, чем в 1997, а число используемых возросло на 26,3%. В силу этого именно предпринимательский сектор должен получать наибольшее содействие своему развитию в силу того, что он составляет 55,6% от числа организаций, выполнявших исследования и разработки, а также, что внутренние затраты на исследования и разработки в этом секторе составляют 66,3%. Инновационная продукция предприятий, активно используюп]-их инновационные процессы в своей деятельности и занимаюш-ихся внедрением нововведений, составляет незначительную долю (14% в 1995 г., 11,6% в 1996 г., 15,6% в 1997 г., 12,3% в 1998 г.). Однако, даже при затратах на технологические инновации в 30,25 раз меньших, чем на поддержание основных фондов, эффективность затрат на инновационную продукцию в 7,4 больше, чем при производстве по традиционным технологиям. В современных условиях на развитии малого инновационного предпринимательства негативно отражаются не только последствия общего экономического кризиса в стране, но и отсутствие целенаправленной и эффективно действуюп]-ей политики государства в области поддержки этого сектора экономики. Процесс инновационно-технического развития малого предпринимательства представлен как главный эффектообразующий фактор развития экономики, управления инновационно-инветиционными проектами, и долгосрочная концепция развития малого инновационного предпринимательства должна осуществляться комплексно в общей структуре рыночного хозяйства страны. Социальное развитие государства и достижение устойчивых темпов экономического роста связаны с регулированием процесса совершенствования инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Поддержка в развитии малых предприятий должна осуществляться на основе долгосрочной государственной программы развития и при помощи системы стимулирования в области использования достижений Должна быть иной структура распределения малых предприятий по отраслям и видам деятельности. От численности малых предприятий и их распределения по отраслям напрямую зависит объём товаров и услуг, производимых ими для удовлетворения потребностей населения, численности рабочих мест. Но при том темпе роста численности, который имеется сегодня, необходимая структура малого предпринимательства ещё долго не будет сформирована. При сохранении 5-процентного ежегодного прироста* числа малых предприятий их количество удвоится примерно за 14 лет. Чтобы удвоение произошло за 5 лет, темп роста должен быть примерно 14 процентов в год. Тогда за 10 лет сектор малого предпринимательства достигнет минимального достаточного уровня. Однако такое увеличение темпов наращивания потенциала малого предпринимательства не может быть получено, если существенно не изменятся условия создания и деятельности малых предприятий. Важнейшая функция государства состоит в создании экономической системы поддержки, стимулирующей инновационно-производственные процессы в предпринимательских структурах. На первый план выходят ^ стимулирующие и направляющие функции государства — это создание благоприятных экономических условий для инновационной деятельности, расширение косвенного регулирования, в рамках которого необходима увязка налоговой, амортизационной, кредитной и таможенной политики. Необходимы целевые программы развития малого инновационного предпринимательства, включаюгцие в себя обеспечение информационной и консультационной поддержки начинающих предпринимателей, обеспечение направления инвестиционных ресурсов в инновационную сферу, которые позволят создать систему, обеспечивающие единство производства, общественной практики в данной сфере деятельности. Анализ отечественной и зарубежной практики предпринимательской деятельности в инновационной сфере свидетельствует о наличии достаточных предпосылок создания региональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства. Проблемная ситуация заключается в наличии противоречия между необходимостью реализации на практике комплексной интеграционной системы развития малого предпринимательства научно-технической сферы в регионе и неподготовленностью региональных структур к совместной деятельности. Действующая практика регионального управления развитием системы поддержки малого инновационного предпринимательства в России сориентирована на выполнение административно-контрольных функций, связанных с обеспечением налоговых поступлений в бюджет, лицензированием различных видов деятельности, соблюдением её законодательных основ и т. п. Однако функции, связанные с созданием необходимых условий для обеспечения возможностей реализации существенных качеств малых инновационных предприятий, реализованы недостаточно. Поддержка малого инновационного предпринимательства на региональном уровне со стороны региональных органов управления требует активного вмешательства с учётом региональных особенностей развития экономики и разработки долгосрочных программ стимулирования развития и роста малых инновационных предприятий. Создание государственной институциональной системы поддержки малого инновационного предпринимательства на основе долгосрочной программы развития этого сектора экономики в области правовой, информационной, налоговой. финансово-кредитной поддержки позволит эффективно развиваться и увеличивать численность малых инновационных предприятий в общей структуре народного хозяйства России. Системное исследование деятельности малых инновационных предприятий в областях Центрального федерального округа позволило автору выявить закономерности и особенности их развития. Тенденции развития малого инновационного предпринимательства в Центральном федеральном округе соответствуют общероссийским (численность работающих на таких предприятиях не превышает 10% от общего числа занятых, за исключением г. Москвычисло малых инновационных предприятий от числа малых предприятий по большинству областей лежит в пределах от 0,4% до 1%- объём произведённой продукции в % от ВРП в среднем составляем порядка 10%).Помимо этого, области Центрального федерального округа можно разделить на три группы по следующим признакам: направлению развития малого инновационного предпринимательства в регионевеличине коэффициента развитиясальдированному финансовому результату деятельностивеличине ВРП на душу населения и др. Это привело к выводу о необходимости в силу переноса на региональный уровень центра тяжести поддержки малого инновационного предпринимательства модернизировать и развивать систему инфраструктурного обеспечения деятельности таких предприятий в регионе. Разработанная методика определения коэффициента развития и оценки направления развития малого инновационного предпринимательства в регионе, предполагающая определение рейтинговых сравнений функционирования данных предприятий по их вкладу в ВРП и числу предприятий на 1000 жителей, позволяет оценить результативность региональной политики по развитию малого инновационного предпринимательства и может быть jj^ рекомендована исполнительным органам региона (областей Центрального федерального округа) для практического применения при проведении прогнозных оценок развития данной сферы деятельности в регионе. В качестве приоритетного направления при формировании системы поддержки малого инновационного предпринимательства в регионе основные усилия следует направлять на развитие специализированной инфраструктуры. Причём эта инфраструктура должна формироваться с некоторым опережением и включать в себя систему разнопрофильных институтов. Инфраструктуру целесообразно создавать при участии как государственных, так и предпринимательских структур. В связи с этим в целях совершенствования управления развитием малого инновационного предпринимательства в регионе рекомендуется создание ассоциации малых инновационных предприятий, функционирующей в рамках Союза предпринимателей «ОПОРА» .Использование общественно-ассоциативных форм поддержки обусловлено необходимостью выработки основных мероприятий по реализации стратегии развития малого инновационного предпринимательства в регионе, осуществлением комплекса услуг по подготовке и осуществлению инновационно-инвестиционных проектов. Необходимым условием развития малого инновационного предпринимательства является инфраструктурное обслуживание. В её составе существенная роль должна отводиться информационно-справочному обслуживанию и развитию услуг управленческого консультирования. Важная роль при этом отводится интегрированному информационному ресурсу, построенному на основе корпоративного информационного портала (ЬСИП) ;

информационной системы, позволяющей организовывать работу с различными источниками данных малых инновационных предприятий и бизнес услуг на основе единых интегрирующих принципов взаимодействия и предоставления информации на финансовые, производственные и другие ресурсы. Для реализации комплексной программы развития малого инновационного предпринимательства в регионе необходима разработка системы экспертизы и отбора высокоэффективных инновационно инвестиционных проектов. Такая методика основана на аналоговом математическом моделировании сравнения потоков информационных и экономических ресурсов с экономическими результатами их деятельности и оценки их влияния на инновационное предложение и рыночный спрос. Данный метод адекватно описывает реальный процесс функционирования малых инновационных предприятий в регионе с учётом факторов, .специфических для этого сектора. Теоретическое значение полученных научных результатов заключается в разработке теоретических и методических основ управления деятельностью малых инновационных предприятий на региональном уровне с использованием методологии современной экономической науки. Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение авторских предложений будет способствовать решению задачи стимулирования развития малого инновационного предпринимательства на уровне региона с использованием современных методов и инструментов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. -М.: «Новая волна», 1996. -63 с.
  2. Гражданский кодекс Российской федерации. Части первая и вторая. -М.: «Новая волна», 1996. -512 с.
  3. Л.И. Заметки о российском предпринимательстве, -М,: Изд-во Прогресс-Академия, 1994. -70 с,
  4. Л.И. К самопознанию России. -М.: Финстатинформ, 1995. -204 с.
  5. Л.И. Курс переходной экономики. -М.: Финстатинформ, 1997. -637 с.
  6. Л.И. Россия. Поиск самоопределения. -М.: Наука, 2002. -28 с.
  7. А. Предпринимательство как инновационная система хозяйствования в машиностроении: Автореф. дис. д-ра э.наук. -М., 1997. -47 с.
  8. Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России. -М.: «Анкин», 2000. -48 с.
  9. A.M. Инновационный менеджмент. Учебно-методическое пособие. Орёл: Издательство ОРАГС, 2000. -136 с.
  10. A.M., Самостроенко Г. М. и др. Муниципальный менеджмент. Учебное пособие. /Под ред. А. А. Мерцалова. -Орёл: Изд-во ОРАГС, 1998. 182 с.
  11. Актуальные проблемы вывода экономики региона из кризиса. //Информационно-аналитический села".1997.-152с. вестник № 4. -Орел НПО «Экология
  12. Антикризисное управление предприятиями: Учеб. пособие /Под ред. А. Н. Ряховской 2-е изд., доп. М.: ИНК госслужбы, 2000. 250 с.
  13. В.М. Инвестиционный анализ: Учеб.-практ. Пособие. -М.: Дело, 2000. -280 с.
  14. В.Н. Экономика инновационной деятельности в малых организационных формах. -М.: Изд-во РАГС, 1997. -78 с.
  15. В.Н. Эффективность функционирования экономики региона. Межрегиональные товаропотоки и товарная специализация регионов. -М.: Изд-во РАГС, 1998. -74 с.
  16. А.В. Преимущества подъёма экономики стран СНГ на базе общего рынка. -М.: Изд-во РАГС, 1997. -272 с.
  17. Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во МилайловаВ.А., 1999. -380 с. 28. БОВЫКИН В. И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М.: ОАО «Изд. «Экономика», 1997. 368 с.
  18. А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник. В 2 т Т.1. М.: Интерпракс, 1994. -256 с.
  19. А.И., Самостроенко Г. М. Маркетинговое обеспечение инновационного процесса. Монография. Орёл: Издательство ОРАГС, 2000. 184 с.
  20. А.Н. Государственная политика поддержки малого бизнеса: Учеб. пособие. /Под ред. А. М. Омарова. М.: Изд-во РАГС, 1997. 60 с.
  21. А.С. Малое предпринимательство в Московской области. -М.: РАГС, 2000. -40 с. ЗЗ. Васьковский L А. С. Особенности конкуренции в инновационном предпринимательстве: Автореф. дис. к.э.наук. -М., 2000. -24 с.
  22. Т., Лукашевич П. Малое предпринимательство в Польше: проблемы и перспективы развития. -М.: Изд-во РАГС. 1999. -112 с.
  23. Вклад российских экономистов в формирование и развитие теорий государственного регулирования экономики: Учебно-методическое пособие. /Под ред. А. Т. Казакова. -М.: Изд-во РАГС, 1997. -80 с.
  24. Я. Инновации и предпринимательство. -М.: Изд-во РАГС, 1994. -64 с.
  25. Я. Факторы развития инновационности предприятия: Автореф. дис. д-ра э.наук. -М., 1995. -37 с.
  26. A.M. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. 2-е изд. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.-228 с.
  27. В.И. Организационно-экономический механизм управления предпринимательской деятельностью переходной экономики: Автореф. дис. к.э.наук. -Орёл, 2000. -23 с.
  28. А.Л. Новые тенденции экономического развития. Учеб. пособие -М.: Изд-во РАГС, 1997. -42 с.
  29. И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. Пособие. -М.: Издательство «Консалтбанкир», 2002. -704 с.
  30. М.В., Санин И. И. Социально-экономическое положение регионов России (оценка современного состояния. Проблемы, перспективы). -М.: Изд-во «Сатурн-С», 2001. -152 с.
  31. Государственная служба за рубежом. Государственное регулирование рыночной экономики: Реферативный бюллетень № 2(27), 99. /Под ред. Г. И. Иванова. М Изд. РАГС, 1999. 154с.
  32. Государственное регулирование переходной экономики: региональный аспект. -Орёл: Изд-во ОРАГС, 1998. -72 с.
  33. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов /Под общ. ред. Кушлина В. И., Волгина Н.А.- редкол.: Владимирова А. А. и др. -М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. -735 с.
  34. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. 2-е изд. -М.: ГУ ВШЭ, 2001.-495 с.
  35. А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике: Учеб. пособие. -М.: Наука, 1994. -207 с.
  36. Т.Г. Малый бизнес в России. -М.: КОНСЭКО, 1998. -348 с.
  37. П. Рынок: Как выйти в лидеры. Практика и принципы. -СПб, 1992. .к 92 с.
  38. А.А., Стерлин А. Р. Предпринимательство в конце XX века. _М.: Наука, 1992.-234 с.
  39. В.В. Маркетинг в антикризисном управлении: Учеб. пособие. М.: ИНК госслужбы, 1999. 80 с. 52.3лобин Б.К., Зацепин Ю. М. Инвестиционная поддержка малого предпринимательства. —М.: Сов. спорт, 1997. —72 с.
  40. В.А., Шуметов В. Г., Милых Ф. Г., Лазарева Л. М., Писин С М Теория и практика принятия решений в экономике и управление экспертными методами -ИИЦ МГУДГ, 2003. -186 с.
  41. В.Г., Бородина О. Ю. Малое предпринимательство его государственная поддержка в России. Ростов-н/Д: Ростовское книжное издательство (АООТ «Ростиздат»), 1997. 168 с.
  42. В.Г., Бородина О. Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. М.: «Издательство Приор», 1998. -160 с.
  43. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие /Под ред. Ю. В. Яковца. -М.: Изд-во РАГС, 2000. -237 с.
  44. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. /С.Д.Ильенкова, Л. М. Гохберг, Ю. Ягудин и др. //Под ред. И.Ильенковой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. -327 с.
  45. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. —М.: Прогресс, 1978.-378 с. л47. Кистанов В. В., Копылов Н. В. Региональная экономика России: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002. -584 с. бО. Кобелев Н. Б. Практика приминения экономико-математических методов и моделей, /Учебн.-практ. Пособие. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. -246 с.
  46. А.И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. 2-е. Изд., перераб., доп. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. 192 с.
  47. Н. Проблемы экономической динамики. —М.: Экономика, 1989. 523 с. бЗ. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Пер. с англ. Общ. Ред и вступит ст. Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. -736 с.
  48. А.Б., Горенбургов М. А. Малое предпринимательство и бизнескоммуникации. -СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 1998. -295 с.
  49. Л.А. Формирование государственной системы развития предпринимательства в переходный экономике: Дис. д-ра э.наук. -М., 2001.-323 с.
  50. О.Г. Управление инновационной деятельностью в сфере малого бизнеса: Дис. к.э.наук.-М., 1999.-151 с.
  51. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство: Учеб. Пособие. -2-е изд. -М.: ИНФРА-М, 2002. -272 с.
  52. В.П., Соболев В. В. Система государственного экономического V регулирования малого предпринимательства. Орёл, 1998. 120 с.
  53. К.Р., Брю Л. Экономикс. В 2 т. -М.: «Республика», 1992.
  54. Малое предпринимательство в России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2000.-102 с
  55. Малое предпринимательство в России: Стат. сб. /Госкомстат России. М., 2001.-109 с.
  56. Малые предприятия: организация, экономика, учёт, налоги. /Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. Учебное пособие для вузов. —М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -357 с.
  57. А. Принципы экономической науки. В 2 т. -М.: Прогресс, 1993. -г
  58. В.Г., РЬтьдеманов СВ. Реинжинеринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие для вузов /Под ред. В. А. Ирикова. М.: ЮНИТИ, 1999. 414 с.
  59. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М. 1997. -240 с.
  60. Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере России на 1998−2000 года. /14 марта 1997 г. № 35 по ГКНТ России.
  61. Менеджмент в сфере услуг. /Под ред. В. Ф. Уколова. -М.: Луч, 1995. -347 с.
  62. Механизм научно-технологического развития экономики. М.: В лад. МО, 1996.-176 с.
  63. А.А. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. -М.: Финансы и статистика, 2002. -128 с.
  64. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства: Учебное пособие /Ю.П. Алексеев, А. Н. Алисов, Н. Б. Багрова и др.- под ред. В. П. Белянского, А. Г. Воронина, Б. Т. Пономоренко. -М.: Логос, 2001. -392 с.
  65. A.M., Игнатьев A.M., Крутик А. Б. Учебник. -СПб.: Изд-во «Лань», 2001.-696 с.
  66. Никитин С М и др. Современный капитализм: хозяйственный механизм и Предпринимательство: Н Т П М 1998.-215 с.
  67. Новая технология и организационные структуры. /Сокр. пер. с англ. /Под ред. Й. Пиннингса, А.Бьюитандама. -М.: Экономика, 1990. -269 с.
  68. Орловская область 1970−1999 г. г.: Статистический ежегодник. /Орловский областной комитет государственной статистики. -Орёл, 2000, -402 с.
  69. Орловский край в XX столетии: информационно-аналитическое издание/ Орловский областной комитет государственной статистики. —Орёл, 2001. 423 с. 86.0сипова Л.В., Синяева Л. В. Основы коммерческой деятельности: Учеб. пособие. -М.: ЮНИТИ, 1997. -324 с.
  70. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год/ Орловский областной комитет государственной статистики. -Орёл, 2001. -85 с.
  71. Основные направления развития малого предпринимательства России и его государственной поддержки до 2000 года. //Материалы I Всероссийского съезда представителей малых предприятий. —М., 1996. 178 с.
  72. Основы инноватики и инновационной деятельности /Гамидов Г. С., Колосов В. Г., Османов Н. О. -СПб.: Политехника, 2000. -323 с.
  73. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркенинг. Финансовый менеджмент.) /Под ред. В. М. Власовой. -М.: Финансы и статистика, 1996. -446с.
  74. В.И., Блинов А. О. Модель регионального центра поддержки предпринимательства. М Изд. РАГС, 1993. 90 с,
  75. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в России и СНГ. /Материалы научно-практической конференции 16−17 декабря, 1999 г. Москва.-358 с.
  76. Практический курс предпринимательства: Учебн.-метод. пособие ред. /А.К.Александров, М. З. Ачаповская, Л. А. Вайнштейн и др.- Под Г. И. Олехнович. -Мн.:ИП «Экоперспектива», 1999. -136 с.
  77. Предпринимательство: Учебник /Под ред. М. Г. Лапусты. —М.: ИНФРА-М, 2001.-448 с.
  78. Предпринимательство в условиях развития рыночных отношений. -М.: ИздвоРАГС, 1997.-268 с.
  79. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия проблемы инноватики) —М.: Политиздат, 1989. -224с.
  80. Приоритеты государственного регулирования экономики. /Кол. авторов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 1998. -168 с.
  81. Проблемы развития отечественного производства: Материалы научной дискуссии в клубе молодых исследователей кафедры «Теории и практики государственного регулирования рыночной экономики», г. Москва, октябрь 1998 г. -М.: Изд-во РАГС, 1999. -83 с.
  82. Региональная программа поддержки и развития предпринимательства в Орловской области на 2000−2001 г. г. Орёл: 2000. 24 с. (социальные -г
  83. Региональная целевая программа «Развитие торговли Орловской области на 2000−2002 г. г.» Орёл, издательство ОРАГС, 2000, -96 с.
  84. Региональные стратегии и технологии экономического развития. /Под. ред. Т. В. Игнатовой -Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 1998. -256 с. i
  85. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Госкомстат России. М., 2000. -642 с.
  86. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Госкомстат России. М., 2001.-679 с.
  87. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./Госкомстат России. М., 2002. 690 с.
  88. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. -М.: ТЕИС, 2000. 231с.
  89. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: радио и связь, 1991. -224 с.
  90. . Инновация как средство экономического развития: /Пер. с венг. с изм. и доп. авт./. -М. :Прогресс, 1990. 295 с.
  91. Система поддержки и развития малого предпринимательства в Москве. М.: Институт экономики РАН, 1998. -262 с.
  92. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука, 1993.-259 с. ПО. Смоляков Ю. И. и др. Маркетинговое обоснование научно-технической политики производственных систем: концептуальные и методологические аспекты. /Ю.И. Смоляков, В. П. Лукин, О. В. Фирсанов -М.: Машиностроение, 1996. -120 с.
  93. Современный менеджмент в России. ч.П. /Под ред. А. М. Омарова -М.: Изд-во РАГС, 1998, -321 с.
  94. Современный менеджмент ключ к экономическому подъёму. /Под ред. В.Пирогова. -М.: Изд-во РАГС, 1998. -302 с.
  95. Социально-экономическое положение Орловской области за январьдекабрь 2000 г.: Информационный бюллетень. /Орловский областной комитет государственной статистики. -Орёл, 2001, -167 с.
  96. Социально-экономическое положение Орловской области за январьдекабрь 2002 г.: Информационный бюллетень. /Орловский областной комитет государственной статистики. -Орёл, 2001, -172 с.
  97. В.Г. Формирование и использование новых технологий управления развитием малого города. Владимир.: Издательство «Посад», 2000. -72 с.
  98. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь. /Под ред. Л.Горберга. -М., 1996. -132 с.
  99. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учебн. пос. /Под ред. А. Г. Гранберга. -М.: Финансы и статистика, 1990. -383 с.
  100. Г. Ф. Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям. СПб.: Издательство СГАГС, издательство «Образование-Культура», 2000. -432 с.
  101. Структурная перестройка экономики и экономический рост: Материалы научной конференции. Апрель. 1998 год. /Под. ред. А. Н. Фоломьёва М.: Изд. РАГС, 1999.-324С. 120. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономики. -М., 1986, -440 с.
  102. Технопарки: организация и управление /Пер. с англ. /Под научной ред. В. Е. Шукшинова. -М.: Изд-во МЭИ, 1997. -164 с.
  103. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учеб. для вузов /Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  104. А.А., Формби Дж. Экономика фирмы. /Пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. 554 с.
  105. А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства на региональном уровне: Автореф. дис. к.э.наук. М., 1996. -22 с.
  106. Углубление реформ в регионе основа стабилизации экономики. /Кол. авторов. -Орел НПО «Экология села». 1994. -100 с.
  107. Э.А. Антикризисное управление. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1997. -400 с.
  108. Э.А. др. Инновационный менеджмент. Э. А. Уткин, Г. И. Морозова, Н.И. Морозова-М.: АКАЛИС, 1996. -208 с.
  109. В.К. Реформа в России: генетические корни, цель и противоречия: Сборник статей «Проблемы трансформации и перехода к регулируемой рыночной экономике. -М.: ТЕИС, 1999. -С.7−23,
  110. Факторы повышения эффективности экономики в условиях рынка: Сборник статей. /Под ред. Л. А. Костина, Н. А. Волгина, Н. А. Встовского. -М.: Академия общественных наук при ЦК ЮТСС, 1991.-182 с.
  111. К.И. Формирование институциональной деяткльности в системы малом государственной поддержки инновационной предпринимательстве Автореф. дне. к.э.наук. -Орёл., 2003. -18 с.
  112. Финансово-экономический механизм государственной поддержки инновационной активности и его региональные формы, ч. I-II -М.: Изд-во РАГС, 1997.-320С.
  113. А.Н. Техника нового типа (закономерности воспроизводства). Майкоп: Республиканское издательско-полиграфическое «Адыгея», 1994. -284с.
  114. А., Грейгер Э. Менеджмент инноваций: теория и практика. М.: Изд-во РАГС, 1997. -174 с.
  115. Функционирование отношений: Резюме предприятий докладов в период становления рыночных объединение Международной научно-практической конференции. -Орёл: Фолиант, 1994. -394с.
  116. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. -М.: Изд-во «Новости», 1992. -304 с.
  117. З.Х. Развитие организационно-экономических методов инновационных преобразований в районе. -М.: МАКС Пресс, 2000. -32 с.
  118. А. Курс предпринимательства. -М.: Международные отношения, 1993,-352 с.
  119. Центральный федеральный округ 2
  120. Ежегодный информационный сборник. Выпуск 1. -М.: Известия, 2001.-480 с.
  121. М., Ходынский малых Теория А. Экономика зарубежных стран. У- Инновационность
  122. Й. предприятий. экономического //Вестник развития: Московского исследование университета. Сер.
  123. Экономика -1997, № 2. предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. -М.: Прогресс, 1982, -176 с.
  124. Экономика и организация рыночного хозяйства. Учебник /Ред. кол.: Злобин Б. К., Кушлин В. И., Спицын А. Т., Румяенцев А.Ф.- под. ред. Б. К. Злобина 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ОАО «НПО «Экономика»», 2000. 450 с.
  125. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 240.
  126. Экономическая политика государства в начале XXI века и проблемы развития предпринимательства /Под науч. Ред. Г. Ф. Столбова, В. М. Ходачека. СПб.: Издательства СЗАГС, 2002. -712 с.
  127. Япония: экономика обп]-ества и НТП. -М., 1998, -125 с.
  128. Японская экономика в преддверии XXI в. -М.: Наука, 1991. -406 с.
  129. В.М. Конструктивное предпринимательство —М.: ИПА «ТриЛ», 1994.-232 с. III Периодическая печать
  130. Авраменко Союзы предпринимателей и их взаимодействие с государством. //Экономист. -2001. -№ 10. -С.91−96. X.
  131. Т.А., Афанасьева Т. Г., Пуденко Т. И., Сапсай Б. П. Инновационные процессы в малом предпринимательстве. //Вопросы статистики. -1999. -№ 8. -С.8−42.
  132. Т.А., Ермилова Г. А. Спрос на микрофинансирование в России: оценка на базе данных статистики. //Вопросы статистики. -2001. -№ 5. —С.З13.
  133. А. Реструкторизация предприятий: механизмы и организационные меры. //Экономист. -2000. -№ 3. -С.26−32.
  134. В. Потенциал экономического возрождения. //Экономист. 2000.-№ 10.-С.10−16.
  135. К. Выбор стратегии развития народного хозяйства. //Экономист. -2001.-№ 2.-С.22−28.
  136. А.В. Радикальная экономическая реформа и её проблемы. //Экономист. -2000. -№ 3. -С.20−25.
  137. А.В. Реструктуризация и реформирование производства. //Экономист. -1999. -№ 9. -С.23−28.
  138. А. Факторы роста ВВП и уровня жизни населения. //Экономист. -2001.-№ 10.-С.13−19.
  139. Р. Первые шаги российской экономики в новом столетии. //Экономист. -2001. -№ 10. -С.3−12.
  140. Ю.В., Флястер A.M. Инновационные фирмы в национальных отраслях и банки (на примере Японии и ФРГ). //Деньги и кредит. -1991. -№ 9. 48−54.
  141. А. Финансовая поддержка малого предпринимательства. //Экономист. -1999. -№ 9. -С.88−90.
  142. А. Слагаемые промышленного подъёма. //Экономист. -2000. .-С.3−6.
  143. И. Инновационный концерн как интегральная форма организации бизнеса. //Экономист. -2001. -№ 11. -С.27−34.
  144. Глисин ожидаемой Ф., Гогачевская деловой Основные тенденции малого и фактической и в активности предпринимательства торговле. промышленности, строительстве розничной //Вопросы статистики. -1998. 7 -С.24−51.
  145. A.M. Интеллектуальная деятельность в структуре экономики информационного общества. //Вопросы статистики. —2000. -№ 6. -С.41−58.
  146. В., Кунышева И. Особенности инвестиционного процесса. //Экономист. -2000. -№ 3. 8−19. V
  147. А.П. Результаты обследования субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей в Сахалинской области в 1999 году. //Вопросы статистики. -2000. -№ 6. -С.37−38.
  148. А. Закономерности экономического развития методологии). //Экономист. -2001. -№ 11. -С.71−80.
  149. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства. //Экономист. -1996. -№ 5. -С.74−81.
  150. Е.С., Сивориновский Б. Г., Ладонычева Г. Ю. Актуальные вопросы межрегиональных сравнений. //Вопросы статистики. —2001. -№ 6. 34−39.
  151. И., Крюков А. Национальная экономика и инвестиции. /Экономист. -2003.-№ 7.-С.21−26. (проблемы
  152. В. и др. Технопарковые структуры в региональном развитии. //Экономист. -2003. -№ 3. -С.65−71.
  153. В., Крепышева Н. Финансово-кредитные организации в системе регионального управления социально-экономическим развитием. //Экономист. -2003. -№ 7. -С.27−32.
  154. Инвестиции в экономику России в 2000 году. //Вопросы статистики. 2001.-№ 8.-С.45−55.
  155. А. Роль малого бизнеса в экономике Узбекистана. //Экономист. -2003. -№ 4. -С.88−91.
  156. В., Бондаренко А. Повышение производительности: европейский подход. //Экономист. -2000. -№ 11. -С.35−40.
  157. П.Н. Результаты сплошного обследования малых предприятий по итогам их деятельности за 1999 год в Брянской области. //Вопросы статистики. -2000. -№ 9. -С.5−16.
  158. В., Грачёв В. Научно-образовательный потенциал как фактор экономического развития, //Экономист. —2000. -№ 3. -С.33−37.
  159. Г., Засов О. Факторы экономического роста: оценки и прогноз. //Экономист. -2003. -№ 1. -С.З-14.
  160. И. Условия инновационного развития. //Экономист. —2001. № 7. -С.9−22.
  161. Д. Будущее российской экономики. //Экономист. -2000. -JNol2. 3−18.
  162. Г. В. Малые предприятия России в 1998 г. //Вопросы статистики. -1999. -№ 8. -С.3−8.
  163. Г. В. Развитие малого предпринимательства России в 2000 году. //Вопросы статистики. -2001. -№ 5. —С.13−16.
  164. Е. Формирование концепции социально-экономического развития Ярославской области. //Экономист. —2001. -№ 10. -С.37−41.
  165. А. Возможности повышения эффективности инвестирования. //Экономист. -2000. -№ 9. -С.37−43.
  166. М., Николаев М., Соколицын А. Вопросы экономического развития Псковской области. //Экономист. —2000. -№ 11. —С.73−78.
  167. М., Махотаева М. Выбор стратегии регионального экономического развития. //Экономист. -2000. -№ 3. -С.54−60.
  168. Н. Инновационный путь развития экономики. //Экономист. 2000. -№ 6. 34−40.
  169. Л. Мировое хозяйство и региональные аспекты развития экономики. //Экономист. -2001. -№ 10. -С.88−90.
  170. М., Ежкин Л. Реструктуризация путь повышения В. Перспективы развития экономики в условиях глобализации и научно-технического прогресса. //Экономист. —2000. -№ 10. ч- конкурентоспособности производства. //Экономист. —2000. -№ 10. -С.58−65.
  171. В. др. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения. Остапенко В., Подъяблонская Л., Мешков В. //Экономист. 2000. -№ 7. -С.37−42.
  172. В., Витин А. Тенденции и факторы инвестиционного спроса. //Экономист. -2000. -№ 11. -С.28−34.
  173. К.В. Оценка эффективности интенсификации производства. //Вопросы статистики. -1999. -№ 5. -С.28−32.
  174. Е.В. Характеристика малых предприятий в России. //Вопросы статистики. -2000. -№ 6. -С.22−24.
  175. В. Государство и предприниматель: отношения на микроуровне. //Вопросы статистики. -1998. -№ 12. -С.3−11.
  176. ., Костецкий П., Янковский Е. Антикризисное управление основа оздоровления предприятий. //Экономист. -2000. -№ 10. -С.31−36.
  177. А. К оценке управления экономикой в свете результатов реформ 90-х годов. //Экономист. -2000. -№ 9. 14−22.
  178. И.М. Статистические органы в системе государственной поддержки малого предпринимательства. //Вопросы статистики. —2000. № 4.-0.14−17. 197. Семёнов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства. //Экономист. -2000. -№ 10. -С.75−81.
  179. О. Современные концепции хозяйственного развития. //Экономист. -2003. -№ 7. -С.33−42.
  180. М.Ю. Малые предприятия Нижегородской области: методология и результаты обследований. //Вопросы статистики. -2000. -№ 6. 32−36.
  181. Ю. Предпринимательство в переходной экономике. //Экономист. -2000. -№ 10. -С.42−48. У185. Тастевен М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. //Экономист. -2001. -№ 11. -С.44−47.
  182. В. Малый бизнес в региональной экономике (на примере Московской области). //Экономист. -2003. -№ 7. -С.50−52.
  183. В. Состояние и проблемы развития экономики Ивановской области. //Экономист. -2000. -№ 5. -С.45−52.
  184. Федеральная программа государственной Федерации поддержки на малого предпринимательства в Российской 1994 —1995 г. г. V- //Экономика и жизнь. -1994.- № 24.
  185. В. Инвестиции и производство. //Экономист. -2000. -№ 10. 17−30.
  186. А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства. //Экономист. -2001. -№ 11. С 12−18.
  187. Т.Н. Инвестиции важнейший фактор национальной конкурентоспособности. //Вопросы статистики. -2000. -№ 7. 50−57.
  188. Damary Roy. Russia: The transition to a market economy and the emergence of Russian business practice /University de Lausanne. 2000. —166 p.
  189. Drucker Peter F. Innovation and entrepreneurship (practice and principles). PanBooks, 1985.-396 p.
  190. Johnston R.E. Technical progress and innovation. Oxford Economic papers. 1996, № 2.
  191. Innovation policy: trends and perspective. -Paris, OECD, 1981, -98 p.
  192. Meredith J.R., McTavish R. Organized manufacturing for superior market performance. //Long range planing. -Oxford etc., 1992. -Vol.25, № 6. -P.63−71.
  193. Rumelt R.P. Theory, strategy and entrepreneurship.// The competitive challenge: Strategies for industrial innovation and renewal. -Cambridge (Mass.): Ballinger, 1987.-P.137−158.
Заполнить форму текущей работой