Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Из опыта восточноевропейских литератур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Героическое, романтическое мироощущение и определенная «мечтательность», вообще свойственные русскому человеку, а потому с готовностью понятые и принятые им в социалистическом реализме. Культура анализируемого нами периода не была монолитной, как бы того ни хотела власть. Но, как отмечал М. Л. Гаспаров: «Эклектична всякая ^^ * Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. // М., 1989… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социалистический реализм. История и эволюция
    • 1. 1. К постановке проблемы
    • 1. 2. Своеобразие и специфика новой эстетической системы
    • 1. 3. Сакрализация термина «социалистический реализм»
  • Глава 2. Культурное пространство
    • 2. 1. Социокультурное пространство в произведениях Л. Сейфуллиной и А. Серафимовича
    • 2. 2. Дворянская усадьба — умирающий локус
    • 2. 3. Круг чтения советских людей: «Книжные новости»
    • 2. 4. Природа-человек-культура в произведениях Л. Леонова
    • 2. 5. Сакральное пространство в поэзии Н. Рубцова
  • Глава 3. «Новый человек»
    • 3. 1. «Любовь» и «новая мораль» А.М.Коллонтай
    • 3. 2. Советский человек — сверхчеловек в песнях советского времени
    • 3. 3. Телесный код в соцреалистической литературе
    • 3. 4. Социализация стереотипов: Толковый словарь русского языка
  • Глава 4. Социалистический реализм в Венгрии
    • 4. 1. Адаптированный соцреализм
    • 4. 2. Социалистическое общество и утопия И. Мадача
  • Трагедия человека"
    • 4. 3. «Пьяный дождь» Й. Дарваша: творческая интеллигенция и социализм

Социалистический реализм как историко-культурный феномен. Из опыта восточноевропейских литератур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основная задача исследования — анализ социалистического реализма как целостной системы. Мы предполагаем рассматривать его не только как художественное направление, хотя постоянно будем иметь в виду эстетические особенности этого явления. Конечно, из нашего поля зрения не уйдет общественная функция соцреализма, которая, как известно, привлекала гораздо большее внимание, нежели его художественные черты. Но и эстетические черты, и функции этого искусства мы хотели бы исследовать в историко-культурном аспекте, так как социалистический реализм — это историко-культурное, а не только художественное явление с многочисленными литературными и социальными связями. Время, когда он интенсивно формировался и развивался в СССР — 1930;1940;е гг. — «одно из самых многослойных, многосложных, многосоставных десятилетий отечественной истории, когда закладывалась цивилизация, «родимые пятна» которой живы до настоящего времени"1.

Такой подход к социалистическому реализму позволит проследить, как он включался в широкий художественный и политический контекст эпохи, каким образом сумел оказать на нее такое влияние, что из декларативного художественного метода возник тип культуры.

Исследование соцреализма как типа культуры не только разрешает представить его наиболее полно, но и способствует проникновению в специфику этого эстетического явления на основании новых подходов. Рассматривая социалистический реализм в историко-культурном аспекте, мы полагаем необходимым выявить очертания той картины мира, которая.

1 Туровская М. Бинокль. М., 2003. С. 81. создавалась в его произведениях, определить в ней место человека, рассмотреть тип пространства с учетом оппозиции натура/культура, выявить глубинные изменения такой важной смысловой оппозиции как сакральное/светское.

Известно, что социалистический реализм создавался не «стихийно», он формировался на основании художественного опыта других эпох, на что зачастую обращалось мало внимания, но мы по мере необходимости продемонстрируем также многообразие этих связей. Представляется чрезвычайно важным провести сравнение теории и художественной практики, т. е. литературных произведений и официальных документов советской эпохи.

Мы полагаем необходимым проследить соцреализм в развитии, движении, т.к. он не был статичным явлением и переживал значительные изменения. В связи с объектом нашего исследования будет рассмотрен и такой вопрос как культурная политика. Ее активное воздействие на культуру советской эпохи неоспоримо и хорошо известно. Мы же будем исследовать эту проблему в терминах истории культуры, как один из культурных механизмов, регулирующих взаимодействие культуры и общества. Известно, например, активное действие таких механизмов в эпоху Просвещения, когда декларированные «сверху» концепции определяли язык культуры.

В работе будет проанализирован не только соцреализм советского образца, но и его проникновение в другие национальные литературы стран Центральной и Юго-Восточной Европы, рассмотрены сложившиеся там его варианты, их национальное своеобразие. Ранее под этими региональными особенностями понимались только политические «мероприятии» .

Назрела потребность показать его изнутри, проследить процесс адаптации соцреализма, пусть и вынужденный, так как это не помешало появлению ряда художественно состоятельных произведений. При этом мы не будем сбрасывать со счетов культурно-политические отношения СССР с другими социалистическими странами.

Перед нами не стояла задача проанализировать все тексты социалистического реализма. Мы не выбирали для анализа те из них, которые принято считать наиболее репрезентативными. Мы предпочитаем изучать произведения, в которых с предельной ясностью отразились тенденции эпохи, потому объектами нашего исследования стали песенные тексты, романы «второго ряда» с множеством мелких бытовых подробностей советского времени, публицистика, партийные документы. Кроме того, считаем оправданным по мере необходимости обращаться к дневникам эпохи.

Итак, оглядываясь на историю СССР, сравнивая ее с историей других, теперь уже бывших, социалистических стран, представляется бесспорным, что советская эпоха сформировала собственный тип культуры, созвучный состоянию общества в этот период, отвечавший основным идеологическим и политическим целям правящего режима. Тексты литературы и культуры эпохи социализма к настоящему времени — уже достояние истории, их глубокое, аналитическое изучение еще впереди. Мы попытались наметить основные контуры социалистической культуры и наиболее значительные фрагменты, из которых она складывалась (в первую очередь, разумеется — литературу) и формировалась, постоянно имея в виду, что главным несущим элементом этого типа культуры был социалистический реализм, определивший ее главенствующий стиль. В то же время мы постоянно задавались вопросом: можно ли вообще приблизиться хотя бы к относительной объективности описания этой культуры, не разделив позиций ее многочисленных обличителей и прокуроров? Ее можно раскрыть только через тексты духовной культуры того времени, учитывая почву, на которой они возникли, не забывая об общекультурном уровне их адресатов и о том, что «…в сознании, оторванном от культурной почвы, мысль, мечта, идея получают исключительно выдающееся влияние… И эти выдуманные „идеи“, эти мечты, „фантазии“ и „фантазийки“ приобретают ужасную власть над личностью» .Новая, массовая по своему характеру культура была построена на тех же архетипах сознания, своеобразных «схемах человеческого духа» (по.

Флоренскому), что и высокая культура. Однако в соцреалистической культуре эти архетипы были обнажены, не обременены сложносплетенной ^^ ^ Энгельгардт Б. Идеологический роман Достоевского. // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Ленинград-М., 1929. 85−86.художественной тканью и многослойным авторским вымыслом, а потому понятны и общедоступны. Воплощение утопических «идей и фантазий» о построении нового мира и рождении нового человека предполагалось коммунистической властью с помощью новых литературы и культуры, центром которых должен был стать стиль социалистического реализма. На определенном историческом витке (1930;1950 гг.) он и стал таким центром и экстраполировал свои основополагающие черты на многие области советской жизни. В диссертационной работе показано, как распространялись и действовали принципы социалистического реализма в литературе, в том числе в песенных текстах, дневниках, в повседневной жизни, образовании и других областях человеческой деятельности. Эти принципы не только определялись «сверху» и «спускались вниз». Они находили поддержку и понимание в широких слоях общества, образовательный уровень которого не способствовал глубокому восприятию истинных культурных ценностей. Кроме того, модус соцреалистических произведений, жизнеутверждающий оптимистический характер превращал их в достояние массовой культуры. Состояние умов в этот период было таково, что читатель с его настроениями и вкусами жаждал, искал, требовал именно героя цельного, идеологически «правильного», нравственно и даже психологически сложившегося, стабильного. Наиболее верными и точными свидетельствами анализируемого периода мы считали тексты того времени (в равной мере как документальные, так и.

художественные). Только с их помощью можно было приблизиться к пониманию тех или иных процессов, протекавших в советском обществе в целом, и в индивидуальных человеческих судьбах в частности. Делать это было непросто, прежде всего потому, что социалистическое общество советского образца и декларировалось, и реально функционировало как коллективистское по духу и характеру. Личное, индивидуальное, направленное вовнутрь (дневники, воспоминания) нередко становилось объектом насмешек, подвергалось критике и в публицистике, и в художественной литературе при активной поддержке партийных и идеологических органов. Мы попытались «понять» соцреалистическую культурную эпоху через человека и пространство его обитания, описанное в разных по содержанию и предназначению текстах эпохи — от «культовых» произведений художественной литературы до газетных очерков. В результате анализа этих текстов можно с определенностью говорить о том, что главными чертами соцреалистического стиля были — чрезмерная идеологизация, способная воздействовать на человека, убеждать его в правоте существующего миропорядкаоптимизм, направленный в будущеемифологизм, положенный в основание системы мифов о самом лучшем и справедливом государстве на землеравноправном коллективистском духе социалистического общества, вождях, «думающих о нас» и т. д.Эти мифы, которые Р. Барт назвал «левыми», возникли именно в тот момент, «когда революция перестает быть революцией и становится „левизной“, т. е. начинает маскировать себя, скрывать свое имя, вырабатывать невинный метаязык… Они (эти мифы — Н.К.) не могут размножаться, поскольку делаются по заказу с ограниченными, временными целями и создаются с большим трудом. В них нет главного — выдумки. В любом левом мифе есть какая-то натянутость, буквальность, ощущается привкус лозунга… Действительно, что может быть худосочнее, чем сталинский миф?» В то же время «большому стилю» советской эпохи были присущи ;

героическое, романтическое мироощущение и определенная «мечтательность», вообще свойственные русскому человеку, а потому с готовностью понятые и принятые им в социалистическом реализме. Культура анализируемого нами периода не была монолитной, как бы того ни хотела власть. Но, как отмечал М. Л. Гаспаров: «Эклектична всякая ^^ * Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. // М., 1989. 116−117.культура: только издали эпоха Эсхила или Пушкина кажется цельной и единой. Если бы нас перенесло в их мир и мы увидели его изнутри, у нас бы запестрело в глазах: так трудно было бы отличить „самое главное“ от пережитков прошлого и ростков нового», Многие талантливые деятели культуры, жившие в советское время, не разделяли эстетических принципов и не принимали поэтики социалистического реализма. Несомненно так же и то, что «силовое поле» новой эпохи не могло не сказаться на их творчестве и мировидении. Социалистический реализм постоянно находился в соответствующих противоречиях как с традициями, та и с новыми поисками в литературе и искусстве. Социалистический реализм как литературно-художественной направление, стиль был заявлен официальной культурной политикой и литературоведением (после 1948 г.) почти во всех социалистических странах, но слабо выразился в художественной практике, за исключением краткого периода творчества политически ангажированных писателей и поэтов. В то же время, рассуждая о завершении социалистической эпохи в Восточной Европе, дальнейшей нежизнеспособности метода социалистического реализма, нельзя не вспомнить слова Н. В. Гоголя о том, что «…В литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в Гаспаров М. Л. Прошлое для будущего. // Наше наследие. 1989. № 5. 2. Гоголь Н. В. О движении журнальной литературы в 1834- 1835 году. // Н. В. Гоголь.Собр.соч. В 6-ти тт. T.6.М., 1953. 187.

Показать весь текст

Список литературы

  1. M.JI. Прошлое для будущего. // Наше наследие. 1989. № 5. С. 2.
  2. A hetvenes evekmagyar irodalmarol. Budapest, 1979.
  3. A magyar irodalom tortenete. I-VI. Budapest, 1966.
  4. A magyar irodalom tortenete. 1945−1975. III/2. Budapest, 1975.
  5. A magyar irok I. kongresszusa. Budapest, 1951.
  6. A muveszet katonai. Sztalinizmus es kultura. Budapest, 1992.
  7. A realizmus es irodalom. Budapest, 1979.
  8. A szocialista realizmusrol. A Kulturalis Elmeleti Munkakozosseg vitaanyaga. Budapest, Tarsadalom Szemle, 1962. 2 sz.
  9. A szocialista realizmus. Budapest, 1970.
  10. Boka L. Modernseg, modernizmus, kritika. Budapest, 1966.
  11. Darvas J. A torokvero. Budapest, 1951.1 l. Darvas J. Uj nepert, uj kulturaert. Budapest, 1956.
  12. Darvas J. Tiszantul. Budapest, 1957.
  13. Darvas J. A legnagyobb magyar falu. Egy paraszt csalad tortenete. Varos az ingovanyon. Budapest, 1969.
  14. Darvas J. A leleknek kenyere. Budapest, 1982.
  15. Dioszegi F. Illes Bela. Budapest, 1966.
  16. Dunham V.S. In Stalin s Time. Middleclass Values in Sovjet fiction. Cambridge, 1977.
  17. Feja G. Tanulmanyok a szociografiarol. Valosag. 1963. 12. sz.
  18. Hermann I. Lukacs Gyorgy gondolatvilaga. Budapest, 1974.
  19. Hungaria litterata, Europae filia. Budapest, 1985.
  20. Jordaky L. A szocializmus utjan. Budapest, 1973.
  21. K. Nagy M. Vitak, velemenyek az irodalom es politika kapcsolatarol, a szocialista irodalom elvi kovetelmenyeirol (1929−1933). Budapest, 1983.
  22. Kallai Gy. Szocializmus es kultura. Budapest, 1962.
  23. Klaniczay T. Marxizmus es irodalomtudomany. Budapest, 1964.
  24. Kovacs K. Eszmek es irodalom. Budapest, 1978.
  25. Kopeczi B. A Magyar kultura harminc eve. Budapest, 1965.
  26. Kopeczi B. Eszme, tortenelem, irodalom. Budapest, 1972.
  27. Lengyel B. Szovjet irodalom Magyarorszagon 1919−1944. Budapest, 1964.
  28. Lukacs Gy. Uj magyar kulturaert. Budapest, 1948.
  29. Lukacs Gy. A realizmus problemai. Budapest, 1948.
  30. Lukacs Gy. Muveszet es tarsadalom. Budapest, 1968.
  31. Nagy P. Szabo Dezso. Budapest, 1964.
  32. Ph. van Tiegem. Histoire des dokctrines litteraires en France. Paris, 1957.
  33. Pomogats B. Az ujabb magyar irodalom 1945−1981. Budapest, 1982.
  34. Pomogats B. Riport es novella: Valosag es varazslat. Budapest, 1979.
  35. Realizmus es modernizmus. Szovjet irodalomtudosok valogatott tanulmanyai. Budapest, 1959.
  36. Revai J. Kulturalis forradalmunk kerdesei. Budapest, 1952.
  37. Revai J. Marxiizmus, nepiesseg, magyarsag. Budapest, 1948.
  38. Sarkozi M. Rakosi Matyas irodalompolitikaja. London, 1980.
  39. Simon I. A magyar irodalom. Budapest, 1979.
  40. Soter I. Romantika es realizmus. Budapest, 1956.
  41. Szabolcsi M. Darvas Jozsef: Reszeg eso. Kortars, 1963, 8.sz.
  42. Szabo B. Istvan. Darvas Jozsef munkassaga 1945 utan. Jelenkor, 1969, 2.sz.
  43. Szabolcsi M. Elodok es kortarsak. Budapest, 1965.
  44. Szabolcsi M. Jel es kialtas. Budapest, 1971.
  45. Szabolcsi M. Valtozo vilag- szocialista irodalom. Budapest, 1973.
  46. Urban K. Lukacs Gyorgy es a magyar munkasmozgalom. Budapest, 1985.
  47. Автопортрет славянина. M., 1999.48. Ажаев В. Вагон. М., 1988.
  48. Ф. Реконструкция утопии. М., 1999.
  49. К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917−1932 гг. М., 1998.
  50. Актуальные проблемы социалистического реализма. М., 1969.
  51. Г. Москва. 20−30-ые годы. М., 1998.
  52. Л. «Как закалялась сталь» Николая Островского. М., 1988.
  53. Л. Евангелие от Николая. Н.Островский. Вчера. Сегодня. Завтра? Столица. 1991. № 41.57. Архитектура СССР. 1939.
  54. В., Семенов Б. Национальное сознание и национальная культура. М., 1996.
  55. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя. СПб., 2000.
  56. Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.
  57. Н. А. Духи русской революции. Из глубины. Сборник статей о русской революции. Париж, 1967.
  58. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  59. Н.А. О назначении человека. М., 1993.
  60. Н.А. Русская идея. Судьба Россия. М., 1997.
  61. С.Б. Зигзаги памяти. М., 2002.
  62. Беседы на Лубянке. Следственное дело Дердя Лукача. Материалы к биографии. М., 2001.
  63. Т.В. Рабочие России и культура. М., 1997.
  64. Л.Б. Культура повседневности в эпоху «оттепели»: метаморфозы стиля. М., 2001.
  65. П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998.
  66. В.В. Собр. соч. в 4-х тт. М., 1988.
  67. В.В. Труд И.В.Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» и развитие советской науки о языке. М., 1951.
  68. Власть и интеллигенция (Из опыта послевоенного развития стран Восточной Европы.). М., 1992.
  69. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917−1953. М., 2002.
  70. М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М., 1994.
  71. Генеральный план реконструкции Москвы. М., 1936.
  72. М.Н. Чистки фондов массовых библиотек в годы советской власти (октябрь 1917−1939). М., 2001.
  73. Год XVII. Альманах. М., 1934.
  74. И. Тоталитарное искусство. М., 1994.
  75. А. Расставание с нарциссом. Опыты поминальной риторики. М., 1997.
  76. М. Собр. соч. в 30-ти тт. М., 1953.
  77. М. Несвоевременные мысли. Заметки о революции и культуре. М., 1990.
  78. . Утопия и обмен. М., 1993.
  79. A.M. Динамика реализма. М., 1995.
  80. А.Я. Культура безмолствующего большинства. М., 1990.
  81. А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. о
  82. И. Колокол в колодце. Пьяный дождь. М., 1975.
  83. Е. Формовка советского человека. СПб., 1997.
  84. С. Собр. соч. М., 1962.
  85. .И., Кузнецов И. В. Триста лет отечественной журналистике (1702−2002). М, 2003.
  86. С. О времени, о Булгакове и о себе. М., 2002.
  87. В.А. Николай Рубцов. М., 2002.
  88. Знакомый незнакомец. Социалистический реализм как историко-культурная проблема. Отв. Редактор Н. Куренная. М., 1995.
  89. Из истории языка и культуры стран Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1985.
  90. Информационный бюллетень МАИРСК. Театральность в жизни и в искусстве. М., 1993. № 27.
  91. Л.Г. Социология культуры. М., 1998.
  92. Историко-философский ежегодник. М. 1989.
  93. История Венгрии. В 3-х тт. М., 1972−1977.
  94. История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. М., 1938.
  95. История культуры и поэтика. М., 1994.
  96. История России Х1Х-ХХ веков. Новые источники понимания. М., 2001.
  97. История советского театра. Очерки развития. Т.1. Ленинград, 1933.
  98. В. Дорога в Австралию. New York, 1995.
  99. В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001.
  100. В. ".Есть европейская держава". Россия: трудный путь к цивилизации. М., 1997.
  101. М. Культура и власть. М., 2003.
  102. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2002.
  103. Кларк Катерина. Советский роман: история как ритуал. Екатеринбург, 2002.
  104. Книга в пространстве культуры. М., 1995.
  105. Н.Н. Горизонты повседневности советской эпохи. (Голоса из хора). М., 1996.
  106. Н.Н., Сандомирская И. И. «Я так так хочу назвать кино». «Наивное письмо»: опыт лингво-социологического чтения. М., 1996.
  107. Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.
  108. В. Социалистический реализм. Теория и творчество. София, 1985.
  109. A.M. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909.
  110. A.M. Общество и материнство. СПб., 1916.
  111. A.M. Семья и коммунистическое государство. М., 1918.
  112. А. Новая мораль и рабочий класс. М., 1919.
  113. Н.В. «Сказано русским языком.» Андрей Платонов и Михаил Шолохов. М., 2003.
  114. Е.А. В.И.Ленин как предмет исторического исследования. Новейшая историография. М., 1999.
  115. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8-е изд. Доп. М., 1971.
  116. Критика 1917−1932 годов. Сост., вступ. статья, преамбулы и примеч. Е.Добренко. М., 2003.
  117. К.Цеткин о Ленине: Воспоминания и встречи. М., 1925.
  118. Культура и история. Славянский мир. М., 1997.
  119. Культура в общественной системе социализма. М., 1984.
  120. Культурный ландшафт: теоретические и региональные исследования. М., 2003.
  121. Н. Языковое сопротивление в контексте тоталитарной культуры. Екатеринбург, 1999.
  122. А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.
  123. Н.Л., Липовецкий М. Н. От «советского писателя» к писателю советской эпохи. Путь Юрия Трифонова. Екатеринбург, 2001.
  124. В.И. Пол.собр.соч. Т.35.
  125. Л. Собр. соч. В 10-ти тт. М., 1984.
  126. Ю.М. Избранные статьи в 3-х тт. Таллинн, 1993.
  127. А.В. Собр. соч. В 8-ми тт. М., 1963.
  128. А. Рассказы о Ленине. М., 1978.
  129. И. Трагедия человека. Пер. с венгр. JI. Мартынова. М., 1964.
  130. Максименков J1. Сумбур вместо музыки. Сталинская культурная революция 1936−1938. М., 1997.
  131. А.Г. Дневники 30-х годов. СПб., 2001.
  132. .В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. М., 1999.
  133. Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1975.
  134. Между обществом и властью. Массовые жанры от 20-х к 80-м годам XX века. М., 2002.
  135. А. Кровное, завоеванное. М., 1971.
  136. Ю. Так говорила держава. XX век и русская песня. М., 1995.
  137. Миф в культуре: человек не-человек. М., 2000.
  138. Мифы эпохи и художественное сознание. Искусство 30-х. М., 2000.
  139. А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.
  140. Научные издания московского Венгерского Колледжа. 1. М., 2001.
  141. В. А. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» и его оппоненты. М., 2003.
  142. Николай Рубцов: Вологодская трагедия. М., 1998.
  143. С.В. Над страницами антиутопий К.Чапека и М.Булгакова. М., 2001.
  144. Ф. Соч. в 2-х тт. М., 1990.
  145. В. На путях социалистического реализма. М., 1958.
  146. JI. КПСС: анатомия распада. М., 1996.
  147. Оппозиция сакральное/светское в славянской культуре. М., 2004.
  148. Освобождение Венгрии. 1944−1945. Будапешт, 1972.
  149. Н. Как закалялась сталь. М., 1936.
  150. A.M. Русская история и культура. СПб., 1999.
  151. И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский — человек эпохи реализма. М., 1996.
  152. Первый Всесоюзный съезд советских писателей. 1934. Стенографический отчет. М., 1934.
  153. Песенник «Красное знамя». М., 1930.
  154. . Повесть о настоящем человеке. М., 1946.
  155. Политика и поэтика. М., 2000.
  156. Политические кризисы и конфликты 50−60-х годов в Восточной Европе. М., 1987.
  157. В. Уходящая Русь. Статьи об интеллигенции. М., 1924.
  158. Постановление Секретариата ЦК РКП (б) «О критике и библиографии». 13 марта 1925 г.
  159. А.А. Символ и миф в народной культуре. М., 2000.
  160. Г. История русской семиотики до и после 1917 г. М., 1998.
  161. Проблемы развития европейских социалистических стран после 1945 года. М., 1985.
  162. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1961.
  163. Л.Н. Человек о мире и самом себе. (Источники об умонастроениях русского общества рубежа ХУ 11-У 111 вв.) М., 2000.
  164. М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919−1939. М., 1994.
  165. С. Самоубийцы. Повесть о том, как мы жили и что читали. М., 2002.
  166. . Постскриптум. М., 2001.
  167. Революционный путь Горького. М.-Ленинград, 1933.
  168. О. К. Реализм в новой венгерской прозе 60−70-е годы XIX века. М., 1979.
  169. Русская художественная культура. Контуры духовного опыта. СПб., 2004.
  170. Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.
  171. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории. 1930−1950 гг. Кн.1−2. М., 1995.
  172. А., Трошин А. Крест в русской культуре. М., 2000.
  173. Л. Собр.соч. Т. У1. М., 1931.
  174. А. Город в степи. М., 1934.
  175. И. Диверсант в эфире. М., 1993.
  176. А. Иван-дурак. Очерк русской народной веры. М., 2001.
  177. А. Основы советской цивилизации. М., 2001.
  178. Советская историография. Под общей ред. Ю. Афанасьева. М., 1996.
  179. Советская повседневность и массовое сознание. 1939−1945. М., 2003.222. Советские люди. М., 1974.
  180. Советский читатель. Сборник статей. М., 1998.
  181. Советское искусство за 15 лет. М., 1933.
  182. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  183. Софронова J1.A. Три мира Григория Сковороды. М., 2002.
  184. Социокультурные процессы в странах Восточной Европы (после второй мировой войны). М., 1992.
  185. Социокультурные утопии XX века. М., 1985. Вып.З.
  186. Соцреалистический канон. Под ред. Е. Добренко. СПб., 2000.
  187. В.В. Статьи и заметки. М., 1959.
  188. Страницы отечественной художественной культуры. 30-е годы. М., 1995.
  189. А.С. Венгерская культура в середине XX века (От Хорти до Кадара). М., 1991.
  190. А.С. Дьердь Лукач мыслитель и политик. М., 2001.
  191. .Л. Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М., 1970.
  192. Тенденция развития массового чтения в СССР. М., 1988.
  193. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. В 4-х тт. М., 1935.
  194. Тоталитаризм и социализм. М., 1990
  195. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.
  196. X. Музейное дело в России в 1907—1936 годы. М., 2001.
  197. М. Бинокль. Заметки о России для немецкого читателя. Заметки о Берлине для российского читателя. М., 2003.
  198. Утопия и традиция. М., 1990.
  199. Утопия и утопическое в славянском мире. М., 2002.
  200. М. Мир прозы Юрия Трифонова. Екатеринбург, 2000.
  201. К. Писатель, искусство, время. М., 1957.
  202. Ю.А. «Утро красит нежным светом.» М., 2003.
  203. Фольклор России в документах советского периода 1933−1941 гг. Сборник документов. М., 1994.
  204. Формирование и функции политических мифов в постсоветских обществах. М., 1997.
  205. P.M. Краткий очерк истории русской лексикографии. М., 1958.
  206. Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века.Т.1. Становление «реального социализма» 1945−1965. М., 2000.
  207. К. Воспоминания и встречи. М., 1925.
  208. М. Соцреализм мифы и реальность. М., 2003.
  209. Т. Типология советской массовой культуры: между Брежневым и Пугачевой. М., 1994.
  210. А.П. Полн. собр. Соч. T.XVI. М., 1948.
  211. А. «Ложится мгла на старые ступени». Роман-идиллия. М., 2001.
  212. В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М., 1995.
  213. Ю. Дневники Натана Эйдельмана. М., 2003.
  214. .М. Мой временник. СПб., 2001.
  215. Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.
  216. Язык как средство идеологического воздействия. Сборник обзоров. М., 1983.
Заполнить форму текущей работой