Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аспект нравственной самооценки опосредованно выделен в ряде психолого-педагогических исследований, проведенных в последние годы A.B. Захаровой, М. Э. Боцмановой, Т. Ю. Андрущенко, Т. И. Токарской, С. Г. Лукмановым. Они выявили роль самооценки в формировании у ребенка готовности к школьному обучению, в развитии учебной деятельности, познавательной активности, в формировании самостоятельной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
    • 1. Научные предпосылки формирования самооценки в процессе нравственного развития младших школьников
    • 2. Система воспитания этической культуры как условие формирования нравственной самооценки младших школьников
    • 3. Диагностика развития нравственной самооценки младших школьников в процессе этического воспитания
  • Глава 2. Методы и условия эффективности формирования нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры
    • 1. Игра как способ формирования нравственной самооценки младших школьников
    • 2. Диалог как метод становления нравственной самооценки младших школьников
    • 3. Индивидуальный и дифференцированный подход в процессе развития нравственной самооценки младших школьников

Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобрела сегодня особую значимость в связи со стабилизацией общественно-политической ситуации в стране, возрастанием * роли морали в регуляции общественных отношений, становлении российского менталитета, а также возрождением и возрастанием в жизни общества духовно-нравственных норм общения в духе толерантности, гражданского согласия и патриотизма.

Новые общественные отношения, складывающиеся в демократическом социуме, обуславливают необходимость повышения сознательности людей на основе усвоения ими российского варианта ценностей (Н.Д.Никандров), требуют новых подходов к организации, психолого-педагогическому обоснованию и обеспечению непрерывного нравственного образования и воспитания детей. С этих позиций ^ нравственное воспитание предстает как возможность и право воспитанника выбрать ценности, как подготовка к жизненному и профессиональному самоопределению, как формирование его самосознания.

Одним из ведущих понятий нашего исследования является ценность. В теоретическом познании этот феномен соответствует понятию «значимость» и указывает на личностный, социально-культурный смысл восприятия действительности. В таком случае предметный и духовный мир может оцениваться по критериям добра и зла, красоты и безобразия, справедливости и несправедливости. Следовательно, ценности воспринимаются школьником прежде всего на эмоционально-4* мотивационном уровне, а самооценка ценностей предстает как проблема выбора на этапах игры, труда, познания и общения. Младший школьник находится на этапе ведущего вида деятельности — игры.

В свете вышеизложенного феномен нравственной самооценки предстает как воспитательная ценность.

Нравственное развитие младшего школьника предполагает его стремление и умение объективно оценивать отношение людей к окружающему миру, осознавать собственную позицию в сфере общения. Процесс осознания ребенком моральной основы поведения и отношений длителен и требует педагогически выверенных личностно ориентированных подходов, где важную роль играет формирование и развитие самооценки, выполняющей регулятивную функцию в жизнедеятельности нравственно развивающейся личности. Самооценка влияет на характер отношений растущего человека с окружающими людьми, сферу его деятельности, стимулирует нравственный выбор в различных жизненных ситуациях. Нравственная самооценка определяет всё многообразие отношений ребенка с миром, его самосознание и мироощущение. Хорошо организованное этическое воспитание, охватывающее многие сферы жизнедеятельности личности, может и должно способствовать формированию нравственной самооценки школьников.

Начиная исследование, мы исходили из того, что этика есть наука о ценностях человеческой жизни, ориентирующая личность на их познание, осмысление и присвоение в собственном опыте поведения. Этическое воспитание мы рассматриваем как широкую область ценностных ориентаций ребенка, отражающих его отношение к окружающей действительности, мотивацию поведения, индивидуальные проявления в деятельности. В соответствии с этим этическое воспитание направлено и на осознание личностью своего «Я», и это важно учесть педагогу, особенно стремление ребенка самостоятельно оценить свои поступки, поведение, «качества». Такой подход стимулирует процесс самовоспитания и самосовершенствования школьника.

Вопросы осознания человеком своих личностных особенностей, сущность, природа самооценки привлекает все большее внимание представителей различных наук, о чем свидетельствуют исследования в философии, психологии, педагогике.

Общие подходы к процессу осознания личностью своих отношений с окружающими людьми освещены в философских трудах A.C. Арсеньева, О. Г. Дробницкого, И. Т. Фролова. Этические аспекты становления личности выделены С. Ф. Анисимовым, В. И. Бакштановским, A.A. Гусейновым, А. И. Титаренко, Г. С. Смирновым. В работах A.M. Архангельского, H.H. Крутова, В. О. Момова, Ю. М. Смоленцова современное состояние общества рассматривается в контексте моральных норм и усиления гуманистической направленности ценностных ориентаций человека.

Научная закономерность взаимосвязи культуры и нравственного мира личности, выявленная в трудах Л. П. Буевой, Э. В. Ильенкова, А. К. Уледова, обусловила появление нового феномена «диалог культур», который особенно ярко выражен в исследованиях М. М. Бахтина, B.C. Библера.

В трудах психологов Б. Г. Ананьева, А. И. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна проблема самооценки рассматривается во взаимосвязи с проблемой самосознания личности. Самооценка характеризуется как стержень процесса самосознания, показатель уровня его развития, как личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания.

Изучению роли и функций самооценки в структуре личной и положили начало работы Л. С. Выготского, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, В. Ф. Сафина, где особо выделены условия развития самооценки, сделан акцент на общение с окружающими и собственную деятельность ребенка.

Освещение вопросов формирования самооценки и ее роли в развитии личности мы найдем в научных сообщениях зарубежных специалистов К. Роджерса, Р. Бернса, которые самооценку интерпретируют как личностное новообразование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности ребенка.

Аспект нравственной самооценки опосредованно выделен в ряде психолого-педагогических исследований, проведенных в последние годы A.B. Захаровой, М. Э. Боцмановой, Т. Ю. Андрущенко, Т. И. Токарской, С. Г. Лукмановым. Они выявили роль самооценки в формировании у ребенка готовности к школьному обучению, в развитии учебной деятельности, познавательной активности, в формировании самостоятельной личности. Отмечается, что на протяжении школьного возраста у детей происходят существенные изменения в понимании нравственных качеств личности, в умении видеть эти качества у самого себя и у сверстников (С.Г. Якобсон, Н. Э. Фокина, В.Г. Щур). По их данным, дети в начальной школе уже способны обобщать содержание нравственных понятий, усваиваемых ими в процессе жизнедеятельности, что важно учитывать в формировании опыта конкретных человеческих отношений и поступков.

Непосредственное отношение к нашему исследованию имеют работы A.B. Захаровой, Т. Ю. Андрущенко, Г. А. Горбачевой, где определена структура самооценки, представленная двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Уточнено, что содержание самооценки обусловлено направленностью на тот или иной объект самооценивания (труд, внешний облик и т. д.), степенью объективности мнения о себе, выраженного в понятиях «адекватность — неадекватность», уровнями самооценки, отражающими сущность притязаний (высокий, средний, низкий).

В работах психологов выявлена особая роль функциональных связей самооценки с общим процессом формирования личности школьника (И.Е. Савонько), деятельностью (А.И. Липкина), межличностным общением (Е.И. Серебрякова, Т.И. Токарская) и ее самовоспитанием (Л.И. Рувинский, Л.С. Сапожникова).

Педагогический аспект проблемы формирования и развития самооценки чаще всего рассматривается в русле нравственного воспитания личности. В работах И. А. Каирова разработана концепция этического просвещения, которая была обогащена впоследствии в трудах О. С. Богдановой, В. И. Петровой, B.C. Ханчина, И. Ф. Харламова.

С особым интересом и пристальным вниманием мы изучали работы, в которых раскрывается процесс нравственного воспитания школьников (И.С.Марьенко), выявляются формы и методы организации нравственного просвещения (О.С. Богданова, Н. И. Болдырев, К. В. Гавриловен, Д.М. Гришин), уточняется специфика усвоения нравственных норм поведения (Г.Ф. Гаврилычева), особенности формирования нравственного опыта (Р.Г. Амосова). Опорным для нас стал принцип единства и взаимосвязи нравственных знаний, чувств и поведения, раскрытый в трудах О. С. Богдановой, А. И. Дулова, В. И. Петровой.

В исследовании мы опирались на различные аспекты регуляции нравственного поведения школьников, учитывали современные исследовательские подходы и методы, отраженные в работах Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, А. И. Шемшуриной, Н. Е. Щурковой. Особенно для нас ценны научные сообщения о понятийно-терминологическом аппарате, уточняющие категории «мораль», «нравственность», «этика», «общение», «взаимоотношения учащихся», «нравственная оценка и самооценка» .

Таким образом, вопросы структуры, функций и развития самооценки нашли достаточное освещение в научных исследованиях. Что касается формирования нравственной самооценки личности в этическом воспи тании, то данная проблема не нашла пока самостоятельного и убедительного решения. В то же время нравственная самооценка имеет кардинальное значение как фактор развития личности.

Педагогический опыт свидетельствует, что в практике воспитания формированию самооценки младших школьников не уделяется должного внимания. Она чаще всего складывается стихийно, вне воздействия со стороны педагогов и воспитателей. На наш взгляд, одна из причин этого отсутствие внимания учителя к данному аспекту, его систематических знаний о природе самооценки, условиях и закономерностях ее развития.

В своей работе учитель, ориентируясь на эталонное представление об ученике, не акцентирует внимание на обеспечение условий реализации заложенного в ребенке внутреннего потенциала. Это не даёт возможности школьнику определить свои личные перспективы с помощью поддержки учителя. Наблюдения и экспериментальная работа показали, что педагог, как правило, любые проявления детей соотносит с их умственными способностями и отношением к учебе. Самооценка ребенка, его собственное представление о своей личности, своих способностях, возможностях не учитываются. А ведь именно от этих представлений зависит уверенность школьника в своих силах, осознание результатов своей деятельности, успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам. В школах учеников редко ставят в ситуации выбора, в которых они имеют возможность проявить свое «Я», оценить собственную деятельность, поэтому ребенок, попадая в ситуацию оценивания себя, как правило, затрудняется это сделать, ограничиваясь ответом: «Пусть другие скажут, какой я, им виднее» .

Отсутствие должного внимания к развитию нравственной самооценки на первоначальном этапе обучения приводит к тому, что при переходе в среднюю школу ребенок сталкивается с неспособностью и неумением оценивать свои возможности, свои положительные и отрицательные качества. Это негативно влияет на попытки подростка к выражению собственного «Я». Опыт подтверждает, что подросток часто теряет ощущение собственной индивидуальности и чувство собственного достоинства, попадая в зависимость от мнения сверстников, что недопустимо. Это приводит к росту чувства тревоги, к неуверенности в себе, к неспособности дать отпор негативным внешним воздействиям.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования нравственной самооценки младших школьников остаётся недостаточно разработанной в теории и практике воспитания. Нет достойного объяснения и самого понятия «нравственная самооценка». В построении этического воспитания эти вопросы актуальны и требуют своего раскрытия. Формирование нравственной самооценки младших школьников мы рассматривали как фактор их этического воспитания, что требует определения наиболее эффективных путей и методов её формирования, выявления критериев и уровней сформированности нравственной самооценки.

Все это послужило основанием для определения темы нашего исследования — «Формирование нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры», что обусловило формулировку следующих показателей исследования.

Объект: воспитание этической культуры младших школьников.

Предмет: процесс формирования нравственной самооценки младших школьников.

Цель: определить педагогические подходы и методы формирования нравственной самооценки младших школьников в этическом воспитании.

Задачи:

• уточнить содержание и сущность понятия «нравственная самооценка» ;

• определить эффективные направления педагогической деятельности по формированию нравственных оценочных суждений младших школьников в этическом воспитании;

•разработать формы и методы стимулирования нравственной самооценки в процессе этического диалога с детьми;

• выявить условия эффективности формирования нравственной самооценки младших школьников в системе воспитания этической культуры.

Гипотеза исследования: уровень нравственной самооценки младших школьников в процессе воспитания этической культуры можно повысить при соблюдении следующих условий, если:

• все компоненты воспитательной этической системы взаимосвязаны и взаимодействуют в едином педагогическом направлении в логике возрастного подхода;

• используются психолого-педагогические механизмы формирования самооценки, как в учебной, так и внеурочной деятельности;

• осуществляется диалогическое взаимодействие участников воспитательного процесса;

• если игра, сюжетная канва этического диалога, разнообразие форм и методов стимулируют развитие нравственной самооценки;

• диагностика нравственного развития обеспечивает взаимосвязь изучения и воспитания детей.

Исследование убедило нас в том, что положения гипотезы оправданы в том случае, если формирование нравственной самооценки начинается в младшем школьном возрасте, сензитивном к воспитательному влиянию, когда ребенок стремится быть «как все и лучше». В этот период происходит интенсивное формирование младшего школьника как субъекта деятельности, в которой нравственная оценка становится стимулом возвышения личности.

Теоретико — методологическую основу исследования составили:

• идеи гуманизации личности (А.Г. Асмолов, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. А. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский), гуманизации образования, личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.);

• позиции отечественных педагогов о единстве формирования, воспитания и развития личности (Ш.А.Амонашвили, О. С. Богданова, В. М. Коротов, И.С. Марьенко);

• психологические основы развития личности (Б.Г.Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, A.B.Запорожец, В. И. Мясищев, В. С. Мухина, Д.Б.Эльконин);

• положение «Я-концепции» о ценности каждого человека (Р. Берне. И.С.Кон);

• концепция диалога культур (Л.М.Баткин, М. М. Бахтин, В.С.Библер);

• положения о развитии личности в деятельности и общении (К.А.Альбуханова — Славская, А. А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, A.B. Мудрик и др.);

• этно-педагогические и культурные основы формирования ценностных ориентации (Б.М.Бим-Бад, Г. Н. Волков, Н.Д.Никандров).

В соответствии с избранной проблематикой использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, анализ передового педагогического опытавключенное наблюдениепсихолого-педагогические методы изучения нравственного развития детей: беседы, анкетирование, анализ рисунков, составление схем, сочинений, творческих работинтроспективный метод (осмысление собственного опыта работы в школе в качестве учителя этики).

Этапы исследования:

Первый этап (1994 — 1996 гг.) — анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в философской, психологической и педагогической литературевыявление и разработка методов психолого-педагогической диагностики учащихся с целью определения динамики развития их нравственной самооценкиуточнение темы диссертации.

Второй этап (1997 — 1999гг.) — выявление оптимальных методов формирования нравственной самооценкипроведение и анализ психолого-педагогических диагностик учащихся в процессе этического воспитанияэкспериментальная проверка гипотезы исследования.

Третий этап (2000 — 2001 гг.) — анализ, систематизация, обобщение полученных результатов исследования, оформление их в виде диссертации.

Научную новизну и теоретическую значимость исследования сформулируем так: уточнено понятие «нравственная самооценка» — определены научные принципы к формированию нравственной самооценки младших школьников в процессе их этического воспитания (системность, взаимосвязь изучения и воспитания, формы и методы, адекватные возрасту, деятельностная основа воспитания) — обозначены методы, выявлены психолого-педагогические условия эффективности их примененияохарактеризованы способы актуализации диалогического взаимодействия на этических занятиях с младшими школьникамиопределена специфика индивидуального и дифференцированного подходов в формировании нравственной самооценки младших школьников, разработана диагностика ее развития.

Практическая значимость работы состоит в определении содержания понятия нравственной самооценки, особенностей диалогического подхода к построению этического занятия с младшими школьниками, в описании методики авторских уроков по этике, в разработке диагностических методик нравственной самооценки, в подготовке методических рекомендаций по этическому воспитанию младших школьников.

• Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечены соблюдением методологических положений и принципов, разработанных в философской, психологической и педагогической наукетеоретические выводы проверены и подтверждены экспериментальнообобщающие выводы сделаны на основе количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования, подтверждения основных положений и выводов диссертации осуществлялись в ходе включенного наблюдения в московской школе № 235, а также опытно-экспериментальной работы под руководством диссертанта в школе № 1080. В анализе результатов работы по разработанной диссертантом диагностике участвовало более 500 учеников начальной школы различных регионов страны и городов СНГ: Донецка — школа № 56, Харькова — школа № 75, Ставропольского края (Невинноммыск, школа № 11), Краснодарского края (станица Павловская, школа № 12).

Материалы исследования были представлены в качестве публикаций, докладов, сообщений, тезисов на научно-практических, межрегиональных конференциях и семинарах по нравственно-этическому воспитанию школьников, в том числе на второй Всероссийской научно-практической ц конференции «Воспитание этической культуры детей и подростков» (Москва, 1998 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Мировой опыт организации и реализации воспитания детей и учащихся» (Москва, 2000 г.) — ежегодных научно-практических семинарах межрегионального объединения «Этическое воспитание школьников» (Обнинск, Крымск — 1996 г., Невинномысск — 1997 г., станица Павловская Краснодарского края — 1999 г.).

Сформулируем в тезисном виде положения, выносимые на защиту.

1. Нравственная самооценка — это вид частной самооценки, определяющей меру удовлетворенности собой, отражающей эмоционально-ценностное отношение человека к своим личностным качествам, действиям, поступкам. Она основана на этических знаниях и нравственных чувствах. Как структурный элемент самосознания личности она определяет степень объективности мнения школьника о себе как человеке нравственном. Наличие нравственной самооценки определяет сущность притязаний ученика на нравственно ориентированное «Я» .

2. Система воспитания этической культуры как целостный процесс педагогической деятельности, где нравственное воспитание охватывает все аспекты школьной жизнедеятельности детей, способствует формированию нравственной самооценки младших школьников.

3. Диалогическое взаимодействие с детьми, подкрепленное игровыми сюжетами, разнообразием форм и методов, стимулирует нравственную самооценку младших школьников.

Заключение

.

Процесс исследования, охвативший длительный период изучения проблемы формирования нравственной самооценки младших школьников, отбор эффективных путей, средств и методов её становления, целенаправленный эксперимент по апробации выработанной логики педагогического действия в парадигме диалоговой педагогики в системе этического воспитания школьников, позволил сделать основные выводы по теме исследования:

1. Младший школьный возраст является важным первоначальным этапом в формировании нравственной самооценки, так как дети сензитивны к освоению нравственных основ поведения, эмоциональному восприятию и осознанию нравственных норм, воспитательному влиянию педагога. В этот период нравственная оценка при наличии продуманного содержания и методов этического воспитания школьников может быть эффективно использована в оценивании детьми собственных проявлений, поступков, качеств, что стимулирует формирование нравственной самооценки. В соответствии с этим нравственная оценка может быть преобразована в самооценку.

2. Нравственная самооценка — это вид частной самооценки, определяющей меру удовлетворенности собой, отражающей эмоциональноценностное отношение человека к своим личностным качествам, действиям, поступкам. Она основана на этических знаниях и нравственных чувствах. Как структурный элемент самосознания личности она определяет степень объективности мнения школьника о себе как человеке нравственном. Наличие нравственной самооценки определяет сущность притязаний ученика на нравственно ориентированное «Я» .

3. Формируя нравственную самооценку целесообразно применять системный подход в нравственно-этическом воспитании младших школьников. Взаимосвязь компонентов системы (урок, межурочное пространство, внеурочная коллективная деятельность) ориентирует ребенка на получение необходимых этических знаний, их эмоциональное проживание, приобретение опыта поведения. Вычленение и градация.

• нравственных качеств, присущих человеческой личности, в процессе этических занятий с детьми стимулирует познание ребёнком себя и окружающих. Приобретаемые этические знания осмысливаются в контексте структуры человеческих взаимоотношений, что приводит ребёнка к осмыслению себя в логике этих отношений, к постепенно и осознанно вырабатываемому умению объективно оценивать свои поступки и возможности. В соответствии с этим самооценка получает своё развитие.

4. Формирование нравственной самооценки опирается на наличный уровень нравственного развития младших школьников, выявлению которого способствуют отобранные и разработанные в процессе.

ЧМ исследования педагогически адаптированные методики диагностирования нравственной сферы детей, органично включенные в структуру и логику этического занятия. Эти методики в их комплексном сочетании взаимосвязаны и позволяют педагогу ориентироваться в ценностных приоритетах учеников, присущих им этических качествах, уровне нравственной самооценки и в соответствии с этим осуществлять педагогическую корректировку в процессе этического воспитания.

5. Этические занятия, направленные на осмысление общечеловеческих ценностей и решающие задачу приобщения детей к ценностным ориентациям, позволяют педагогу эффективно влиять на нравственную оценку и самооценку ребёнка посредством содержания, этического образования, а также специфических форм, методов и приёмов работы с младшими школьниками.

6. В качестве эффективных методов процесса формирования нравственной самооценки младших школьников, обеспечивающих его результативность, мы вычленили: а). Обеспечение наглядности, позволяющей детям увидеть результаты • своей деятельности на этическом занятии. б). Стимулирование динамики занятия, интенсивно продвигающее нравственную мысль от полученных знаний к самостоятельным выводам, а от них к анализу и самоанализу нравственных качеств, поступков, поведения. в). Включение игровых видов деятельности, способствующих формированию нравственной самооценки. г). Построение диалога как ведущего метода сотрудничества педагога с детьми. д). Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, позволяющее создать условия комфортности детей в ученическом коллективе, положительного эмоционального настроя ребенка, накопления нравственного опыта.

Исследование не претендует на окончательное решение проблемы. За рамками нашей работы остались вопросы этического воспитания в семье воспитательные потенциалы семьи, благоприятные возможности совместных занятий детей и родителей, их эффективности. Детальная проработка этих аспектов проблемы формирования нравственной самооценки младших школьников — перспектива дальнейшей работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Д. Социально-психологическая природа самооценки и нравственный аспект. // Известия АН. Аз. ССР, 1969, № 3 — С.58−69.
  2. Т.В. Ожидание результатов деятельности как одной из характеристик самооценки личности. М., 1977. — С. 166−128.
  3. A.M. Коллектив как фактор нравственного воспитания. -М., Знание, 1983. 64с.
  4. A.M. Этика или моралеведение? // Вопросы философии, 1982, № 3.
  5. Ш. А. Единство цели. М., Просвещение, 1983. — 208с.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., Педагогика, 1984. — 296с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339с.
  8. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. дисс.канд. псих.наук. М., 1978.- 18с.
  9. Н.Е. О развитии самосознания у детей // Дошкольное воспитание, 1952, № 2 С. 9−17.
  10. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 1−4 классов в учебной деятельности. // Вопросы психологии, 1968, № 3 С. 131 138.
  11. И.Амосова Р. П. Формирование нравственного опыта младших школьников. // Советская педагогика, 1970, № 8 С.50−58.
  12. Е.А. Самоанализ деятельности как условие формирования адекватной самооценки / Тезисы доклада республиканской конференции 22 -24 сентября 1980 г., 4.1. Гродно, 1980. — С. 67−68.
  13. Г. Д. О творческом характере нравственности. // Вопросы философии, 1981, № 6.
  14. Н.Бахтин М. М Человек в мире слова. М., 1995. — 140с.
  15. H.A., Буданова Л. М. Возрастные особенности оценки и самооценки некоторых личностных качеств в 1 классе. Краснодар, 1975. -С.168−169.
  16. H.A. Самопознание. М., 1990. — 336с.
  17. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 432с.
  18. B.C. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. 1998, № 11.
  19. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание. М., Просвещение, 1988. — 206с.
  20. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками М., Просвещение, 1982. — 160с.
  21. A.A. Психология личности М., Издательство МГУ, 1988. -187с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М., Просвещение, 1968.-464с.
  23. Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста / Очерки психологии детей М., 1960. — С.3−39
  24. Е.В. Методологические стратегии личностно -ориентированного воспитания // Известия РАО. М., 1999, № 3 — С.23−32.
  25. М.И. Коллектив и формирование самоконтроля в поведении младших школьников. М., 1966. — С.76−79.
  26. М.И. Саморегуляция поведения школьников // Советская педагогика, 1991, № 3.
  27. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки. Автореф. диссер. д-ра психол. наук. — М., 1999. — 45с.
  28. М.Э., Захарова A.B. Психологические условия формирования нравственного понятия у младших школьников // Новые исследования в психологии, 1985, № 2. С.28−31.
  29. Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества / Человек в системе наук. М., 1989. — С. 493−502.
  30. В.А. Нравственная действительность как предметная область этических исследований / Социальная сущность, структура и функции морали. М, Издательство МГУ, 1997.- 202с.
  31. Г. Н. Этнопедагогика. М., 2000.
  32. Воспитательная система школы: проблемы и поиски (сост. Селиванова М.А.). М., Знание, 1989. — 80с.
  33. JI.C. Педагогическая психология (под редакцией В.В. Давыдова). М., Педагогика, 1991. — 480с.
  34. A.B. Первые этапы нравственного развития личности. М., 1959. — С.15−17.
  35. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., Знание, 1984. -80с.nil Зб. Гуткина Н. И. Развитие личностной рефлексии в учебной деятельности. 1. М., 1982.-С.21.
  36. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН, 1948, вып. 18. С.3−26.
  37. A.A. Социальная природа нравственности. М., Издательство МГУ, 1974.- 157с.
  38. Гусейнов А. А Введение в этику. М., 1985.
  39. A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988.
  40. В.В. Проблема развивающего обучения. М., Педагогика, 1986.-240с.
  41. Диалоги о главном: этический урок как средство воспитания. М., 2000.- 175с.
  42. И.Т. Целостная деятельность и образование «самого себя» у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1970, № 2. С. 64.
  43. K.B. К вопросу о связи морально-оценочных суждений младших школьников с уровнем развития мыслительной деятельности. /Основные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии под общей ред. В. В. Давыдова. М., 1979. С. 108−113.
  44. П.А. Психологические особенности развития нравственных представлений и понятий у младших школьников. Саратов 1998. — С.88−104.
  45. О.Г. Проблема нравственности. М., Наука, 1977. 383с.
  46. A.B. Когнитивные аспекты самооценки школьников / Тезисы научных сообщений в советской психологии к 21 международному психологическому конгрессу. М., 1976. — 125−127с.
  47. A.B. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте. //Семья и школа, 1979, № 8.
  48. A.B., Андрущенко Т. Ю. Исследования самооценки младших школьников в учебной деятельности //Вопросы психологии, 1980, № 4.
  49. A.B., Мамажанов М. Роль самооценки в формировании познавательной активности младших школьников. Сообщение первое // Новые исследования в психологии, 1983, № 1.
  50. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., Педагогика, 1989.- 208с. «I бО. Иванов В. Г. История этики средних веков. — Л., Издательство ЛГУ, 1984.-279с.
  51. Е.Л. Полет оринтолога (моральная природа этического исследования). М., Знание, 1992.- 64с.
  52. Изучение нравственного воспитания школьников. Л., 1978. — 48с.
  53. И.Н., Игнатьева Н. Д. Детские проективные методики в исследовании личностных отношений ребенка //Психологические методические исследования личности. Л., 1978. — 98−104с.
  54. Кан-Калик В. А. Общение в системе педагогического воздействия. В книге: Проблемы психологического воздействия. -М., 1979. 63−69с.
  55. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.- 80с.
  56. В., Трусов В. Исследования возможной коррекции неадекватнойсамооценки подростков // Вопросы психологии, 1980, № 3
  57. М.А. Нравственная норма гуманизм. — М., 1989. — 64с.
  58. Колчанова И. В, К вопросу об адекватной самооценке у детей. -Петрозаводск, 1990.- 37−46с.
  59. В.Е. педагогические условия становления личностных нравственных качеств старшеклассников. СПб., 1995.
  60. А.П. Динамика самооценки личности в зависимости от смены группы функционирования / Социально-психологические проблемы формирования личности. М., 1975. — 51−61с.
  61. Щ 74. Коротов В. М. Введение в общую теорию развития личности. М., 1991.- 134с.
  62. Краткий психологический словарь (под ред. Петрова A.B.). М., 1985. — 430с.
  63. З.В. Исследования самооценки в условиях успеха и неудачи // Новые исследования в психологии, 1974, № 1.
  64. В.А. К вопросу о самооценке подростка / Ученые записи Ленинградского университета. JL, 1970, вып. 2. — с. 62−69.
  65. А.П. О некоторых способах самооценки личности. М., 1973. — С.85−90.т 79. Копылова А. П. Динамика самооценки и ожидание оценки в условияхвхождения личности в новый коллектив // Новые исследования в психологии. 1976, № 1. — С. 43−47.
  66. В.А. Понимание и оценка школьниками некоторых моральных качеств личности // Вопросы психологии, 1956, № 2 С.74−88.
  67. Г. И. Связь самооценки и направленности личности в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии, 1988, № 2.
  68. Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., Мысль, 1984. — 252с.
  69. Д.В. Психологические основания нравственности // Советская педагогика, 1990, № 4.
  70. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие (сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский). М., Педагогика, 1989.-416с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я» М., Политиздат. 1978. — 367с.
  72. Ю.А., Щербакова Т. Н. Изучение личности учащегося. -Ростов н Д., 1995.-16с.
  73. Н.А. Дифференцированный подход к нравственному воспитанию. Автореф. диссер.канд.пед.наук. М., 1990.
  74. Т.И. Диагностика нравственной воспитанности. Автореф. диссер. .канд.пед.наук. М., 1981.
  75. В.О. Внеурочная деятельность школьников. М., 1983. — 223с.
  76. С.А. Человек моральный. М., Политиздат, 1987. — 271с.
  77. А.Н. К вопросу об устойчивости моральных суждений у школьников // Вопросы психологии, 1970, № 3.
  78. В.Л. Нестандартный ребенок. М., Знание, 1989 — 254с.
  79. В.Л. Механизм самооценки и поведения личности / Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С. 182−183.
  80. А.Н. Индивид и личность / Психология индивидуальных различий: тексты (под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова) М., Издательство МГУ, 1982. — 320с.
  81. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М., 1988. — 144с.
  82. А.И. Самооценка школьника М., Знание, 1976. — 64с.
  83. М.И., Силвестру А. И. Психология самосознания дошкольника -Кишинев, 1983.- 110с.
  84. .Т. Цели воспитания личности // Советская педагогика, 1991, № 4-С. 65−68.
  85. Личность: эстетические проблемы. М., Мысль, 1979. — 324с.
  86. В.П. Самооценка и ее роль в формировании и воспитании личности // Советская педагогика, 1973, № 6.
  87. A.M. Эмоциональная жизнь детского коллектива. М., 1978−47с.
  88. A.C. Избранные произведения в 3-х т., т.2. М., 1987. -133с.
  89. ЮЗ.Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М., Педагогика, 1985.- 104с.
  90. Н.Ф. Фактор времени и его учет в общении учителя и учащихся. В кн.: Нравственное формирование личности школьников. Л., 1979. — С.146−157.
  91. В.М. Педагогическая диагностика школьника. Самара, 1994.-96с.
  92. Юб.Мирзоев А. Воспитание коллективистических отношений младших школьников // Воспитание школьников, 1980, № 2.
  93. Г. Б. Формирование способности к нравственной оценке поступков у младших школьников. Автореф.диссер. канд.пед.наук. М: 1975.- 18с.
  94. И.Н. Соотношение нравственных и эстетических потребностей. М., Знание, 1985. — 61с.
  95. Л.И. Личность и оценочные способности школьников. -М., Просвещение 1991. 191с.
  96. А.И. Методика самоанализа. // Завуч, 1998, № 2 С. 5−21.
  97. Ш. Моносзон Э. И. Учитель и всестороннее развитие личности. М., Знание, 1986. -80с.
  98. О.М. Исследования некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств / Научные труды Кубанского университета. 1977, вып. 235. 161−168с.
  99. ПЗ.Морева Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольников. Автореф. Диссер.канд.псих.наук. М., 1985. — 19с.
  100. Моральный выбор (под ред. Титаренко А.И.). М., Издательство МГУ, 1980.-344с.
  101. С.А. Взаимоотношения между характером самооценки младших школьников и их настойчивостью // Тезисы 4 съезда общества психологов. Тбилиси, 1971.
  102. У. Становление устойчивых характеристик в младшем школьном возрасте. Автореф.диссер.канд.пед.наук. М., 1986. -27с.
  103. О. Этикет: учебно-методические разработки по курсу этикета для дошкольников и младших школьников. М., 1998.
  104. И., Бордиер Г. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. Рига, 1997.
  105. В.И. Движущие силы развития доброты у учащихся младшего школьного возраста / Психолого педагогические аспекты многоуровневого образования. — Тверь, 1997.- С. 161−164.
  106. Ю.М. Самосознание и самовоспитание характера. М., Просвещение, 1987.-224с.
  107. Педагогические инновации в современной школе (под ред. И.Г. Ермакова). Киев, 1994. — 88с.
  108. Педагогическая энциклопедия. М., 1999. — т.2.
  109. Т. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997.
  110. С.Д. О новом воспитании. М: Знание, 1990. — 80с.
  111. С. Психопедагогика воспитания: Опыт попул. монограф, с элементами учеб. пособ. и науч. фантаст. М., 1996.
  112. Прикладная этика и управление нравственным воспитанием (отв. ред. Бакштановский В. И). Томск, 1980. — 268с.
  113. А.Н. Школьная тревожность и самооценка в подростковом возрасте / Психологические проблемы. М., 1984. — 75−88с.
  114. Т.А. О формировании чувств младших школьников в учебно-воспитательном процессе / Психология учебной деятельности школьников. М., 1982. — 61с.
  115. Т. А. О внутренней структуре самооценки личности / Социально-психологические проблемы формирования личности. М., 1975.-106−116с.
  116. Т.А. Развитие самооценк в детском возрасте // Советская педагогика, 1973, № 11.
  117. Психология развивающейся личности (под ред. Петровского A.B.). -М., Педагогика, 1987.- 240с.
  118. Л.И. Нравственное развитие младших школьников в процессе формирования их взаимоотношений. Автореф. диссер. канд.пед.наук.-М., 1973.- 19с.
  119. С.Л. Человек и мир (отрывки из рукописи). Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. -348−365с.
  120. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М., 1982. — 143с.
  121. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т., т.1. М., Педагогика, 1981.-656с.
  122. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии, 1969, № 4.
  123. В. Педагогические основы формирования культуры быта: Монограф. / МГУК. М., 1996.
  124. Л.С. Самооценка подростков один из показателей их нравственного развития. // Советская педагогика, 1979, № 9.
  125. В. Ф. Устойчивая самооценка и механизм ее сохранения. //Вопросы психологии, 1975, № 3.
  126. В. Этика общения: проблема разрешения конфликтов: Монограф. -М., 1997.
  127. В.Г. Роль ученического коллектива в формировании самооценки младших школьников (тезисы). Тбилиси, 1971. — 462−463с.
  128. Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание. -Казань, 1998. -211с.
  129. Словарь по этике (под ред. И. Кона). М., Политиздат, 1989. — 447с.
  130. Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. — 150с.
  131. М. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа, 1997, № 5.
  132. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303с.
  133. С.Л. Час ученичества. -М., 1986. 383с.
  134. С.Ф. О самооценке личности учащихся 3-х и 4-х классов / Проблемы психологии личности учащихся и социальной психологии под ред. П. А. Просецкого. М., 1977. — 91−104с.
  135. Е.В. Как рождается личность. М., Знание, 1978. — 93с.
  136. В.А. Рождение гражданина. -М., 1971.
  137. Г. Б. Становление самооценки старшего дошкольника как фактор психологической готовности к школе. Автореф. диссер.канд.псих.наук. -М., 1983. -23с.
  138. Творческая познавательная деятельность как средство этического воспитания школьников: Сборник статей. Харьков, 1992. — 152с.
  139. Т.М. Нравственное развитие личности. Киев, 1981. — 48с.
  140. Е.М., Морозова T.B. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет. М., 1994. — 62с.
  141. Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика. 1997, № 6. — С. 59−65.
  142. И.С. Освоение этического знания и единая наука. -Новосибирск, Наука, 1988. 198с.
  143. Учебно-воспитательный комплекс новый тип школы (под ред. Плоткина М.М.). — Донецк, 1991. — 144с.
  144. Учимся думать о себе и о других: кн. для чтения и размышления. -СПб, 1996.
  145. К.Д. Собрание сочинений в 9 томах, т.8. М., Издательство АПН РСФСР, 1950.
  146. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., Наука, 1977.- 143с.
  147. Н.Э. Некоторые особенности развития моральных оуждений детей. // Новые исследования в психологии. 1978. — 23с.
  148. Г. С. Взаимозависимость самооценки детей младшего школьного возраста и их положение в системе личностных отношений / Социально-психологический аспекты первичного коллектива. Ярославль, 1978.-85с.
  149. Философия для детей. М., 1996.
  150. Г. А., Шияновская С. И. Что оценивает объективная оценка? // Психол. наука и образование, 1997. С. 65−70.
  151. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М., Просвещение, 1983. — 160с.
  152. И.Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990. — 576с.
  153. В.В. Роль учебной деятельности в формировании операционных компонентов нравственного поведения / Психология учебной деятельности школьников. М., 1982. — 81с.
  154. О.М. Отношение ребёнка к себе и другим людям как важнейший компонент нравственного поведения. // Мир психологии. -1996, № 2. С. 170−175.
  155. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. -М., Знание. 1979.- 64с.
  156. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., Педагогика, 1981. — 208с.
  157. А.И. Опыт воспитания некоторых привычек у младших школьников / Обучение, воспитание, развитие младших школьников под ред. A.A. Люблинской. Л., 1976. — 46−62с.
  158. С.Т. Педагогические сочинения в 4 т., т. 1. М., Издательство АПН РСФСР, 1962.- 504с.
  159. В. Этикет как важная часть общечеловеческой культуры: учебно-методическое пособие. М., 1996.
  160. А.И. Этическая грамматика для учащихся 1−2 кл. -Ленинград, 1991.- 64с.
  161. А.И. Этическая грамматика в начальных классах, вып. 3,41.-М., Школа-Пресс, 1998.- 96с.
  162. А.И. Этическая грамматика в начальных классах, вып. 3,42. -М., Школа-Пресс, 1998. 94с.
  163. А.И. Основы этической культуры. М., 1998. — 136с.
  164. А.И. Система воспитания этической культуры школьников. М., 1996. — 134с.179.1Дуркова Н. Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и технологии. М., 1995 г.
  165. Н.Е. Научить быть человеком. М., Знание, 1979.
  166. Н.Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.
  167. Этикет: умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. М., 1996.
  168. И. Дифференцированное обучение: «внешние» и «внутренние» формы // Директор школы. 1995, № 3. — С. 39−45.
  169. С.Г., Щур В.Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм / Психологические проблемы нравственного воспитания детей.-М., 1977. 59−108с.
  170. С.Г. Анализ психологических механизмов регуляции этического поведения детей // Вопросы психологии, 1979, № 1. 38−48с.
Заполнить форму текущей работой