Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление рыночной стоимостью промышленного предприятия на основе регулирования баланса интересов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доказано, что управление стоимостью предприятия должно осуществляться через финансовые показатели, характеризующие баланс интересов. Данный вывод получен на основе теоретического анализа двух групп факторов стоимости бизнеса: фундаментальных показателей и корпоративного управления. Применение фундаментальных показателей изолированно друг от друга значительно искажает информацию о деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 1. 1. Рост благосостояния собственников как основа существования предприятия
    • 1. 2. Основные проблемы управления стоимостью фирмы
    • 1. 3. Механизм и факторы формирования рыночной стоимости предприятия
  • 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОБЛЮДЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
    • 2. 1. Исходные свойства инструментария управления рыночной стоимостью
    • 2. 2. Эталонная динамика ключевых показателей — основополагающий критерий роста рыночной стоимости
    • 2. 3. Оценка сбалансированности интересов субъектов корпоративного управления
    • 2. 4. Влияние баланса интересов на рыночную стоимость предприятия
  • 3. РАЗРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
    • 3. 1. Формирование корректирующей эталонной динамики показателей
    • 3. 2. Обоснование выбора мероприятий по повышению рыночной стоимости промышленного предприятия
    • 3. 3. Основные направления повышения рыночной стоимости российского корпоративного сектора

Управление рыночной стоимостью промышленного предприятия на основе регулирования баланса интересов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В настоящее время в России набирает силу процесс разделения функций владения и управления собственностью. Происходит отход от оперативного управления фирмой ее собственников. Инвесторы стремятся диверсифицировать свои вложения. Это связано как со стремлением минимизировать свои риски, так и с ростом отдачи от базовых активов, сопровождаемого образованием свободных денежных потоков, требующих адекватного инвестирования.

Основной формой дохода собственников в этих условиях становится не заработная плата, а рост рыночной стоимости принадлежащих им активов. Кроме того, значительная часть инвестиционного сообщества — финансовые инвесторы, для которых любые виды вложений, не более чем, финансовые операции. Они инвестируют в активы с целью их продажи через некоторое время по максимальной цене. Следовательно, потребность в совершенствовании инструментария управления рыночной стоимостью возрастает.

Максимальный прирост рыночной стоимости возможен в случае, если в этом, помимо собственников, заинтересован менеджмент предприятия. Поэтому инструментарий управления стоимостью бизнеса должен учитывать, в том числе, интересы менеджеров фирмы. Можно утверждать, что определяющим фактором успешного управления рыночной стоимостью бизнеса является соблюдение баланса интересов акционеров и менеджеров предприятия, тогда как существующие подходы основаны на иных факторах стоимости.

Таким образом, разработка и реализация новых теоретико-методологических подходов к управлению рыночной стоимостью бизнеса теоретически и практически актуальны.

Проведенное исследование соответствует паспорту специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» по научным направлениям:

15.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий;

15.13. Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов;

15.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства;

15.17. Теоретические и методологические основы мониторинга развития экономических систем народного хозяйства.

Степень разработанности проблемы исследования.

Проблемы управления стоимостью бизнеса разрабатываются мировой наукой. Среди специалистов, внесших существенный вклад в исследования указанной тематики, необходимо выделить таких специалистов, как: М. Миллер, Ф. Модильяни, У. Шарп, Р. Акофф, Е. Альтман, JI. Бернстайн, Р. Брейли, Ю. Бригхэм, Дж. Ван Хорн, Д. Даллас, Р. Каплан, Б. Коласс, Т. Коупленд, Ч. Ли, С. Майерс, Д. Нортон, Ш. Пратт, М. Скотт, Дж. Финнерти, Д. Фишмен и т. д.

Вопросы взаимоотношений между участниками корпоративного управления, собственности, и агентских издержек, а также теория заинтересованных групп освещены в работах Р. Коуза, Дж. Стиглица, Э. Фримена, М. Дженсен, Р. Марриса, У. Меклинга, О. Уильямсона, Дж. Уэстона, Е. Фама и т. д.

В России управление стоимостью — сравнительно молодая наука, поэтому в отечественной научной литературе преобладают переводные источники. Труды отечественных экономистов можно условно разделить на две группы. Проблемы изменения стоимости на макроуровне, например при трансформации плановой экономики в рыночную или под влиянием постоянно меняющихся условий внешней среды. Этим вопросам посвящены 4 работы Л. И. Абалкина, А. В. Бузгалина, Ю. Б. Винслава, С. Ю. Глазьева, Г. Б. Клейнера, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, О. А. Романовой, А. И. Татаркина, P.M. Энтова, О. И. Боткина, С. М. Гуриева, Я. Ш. Паппэ, В. В. Радаева, А. Д. Радыгина, и др.

Ко второй группе можно отнести работы по адаптации зарубежных и разработке собственных методов оценки стоимости фирмы. Среди российских авторов здесь можно отметить С. В. Валдайцева, В. В. Григорьева, И. А. Егерева, И. В. Ивашковскую, В. В. Ковалева, С. Н. Мордашова, Р. С. Сайфуллина, М. А. Федотову, А. Д. Шеремета и др

В математическое моделирование управленческих процессов и финансовых отношений, в развитие принципов комплексного и системного подхода значительный вклад внесли: Л. В. Канторович, В. В. Новожилов, И. М. Сыроежин, С. Б. Гальперин, Х. Н. Гизатуллин, А. Г. Гранберг, В. В. Ивантер, Ю. Н. Черемных, Л. А. Дедов, Н. Н. Погостинская, и др.

Все это создает научно-методическую основу для дальнейшего научного поиска. Постоянное изменение рыночной ситуации и действие современных факторов развития экономики требует логического продолжения этих исследований. Необходимо расширить арсенал аналитических инструментов, при помощи которых можно было бы не только оценивать стоимость бизнеса, но и управлять процессами увеличения его стоимости. В частности, практически не рассматривался вопрос о влиянии взаимоотношений между акционерами и менеджерами, их взаимной удовлетворенности достигнутыми результатами на стоимость предприятия.

Существующие методы управления стоимостью основаны, как правило, на регулярной оценке стоимости бизнеса и принятии на ее основе управленческих решений. Это существенно усложняет и удорожает процесс управления. По нашему мнению, необходим инструментарий, не подразумевающий регулярную оценку стоимости и позволяющий, при этом, разрабатывать мероприятия, приводящие к ее росту.

Многие из предложенных методов обладают необходимыми диагностическими свойствами в части выявления возможных проблем, но их оказывается недостаточно для адекватного воздействия на факторы стоимости, поскольку для их воплощения требуется механизм реализации, на который в упомянутых работах акцент не делается. К тому же, постоянно изменяющиеся условия функционирования фирмы требуют уточнения критериев принятия управленческих решений.

Цели и задачи исследования.

Исследования имеет своей целью формирование концептуальных и методических решений управления стоимостью предприятия в соответствии с эталонным режимом его функционирования, что позволит проводить научно обоснованные расчеты по регулированию и координации баланса интересов между собственниками и менеджерами фирмы, приводящего к росту стоимости бизнеса.

Названная цель реализована путем решения следующих задач:

— исследованы основные цели существования фирмы, среди которых приоритетной является рост благосостояния владельцев фирмы, выраженный ростом рыночной стоимости бизнеса;

— определена роль оценки стоимости бизнеса в системе управления стоимостью предприятия;

— идентифицированы основные проблемы управления стоимостью фирмы, решение которых затруднено в рамках традиционных подходов;

— осуществлен анализ ключевых факторов стоимости бизнеса, на которые фирма может оказывать управленческие воздействия в целях обеспечения ее роста;

— предложен механизм образования рыночной стоимости предприятия, где главная роль отводится соблюдению баланса интересов владельцев и менеджеров фирмы;

— установлены требования к инструментарию управления рыночной стоимостью, обеспечивающему необходимый рост;

— разработан инструментарий управления рыночной стоимостью на основе построения эталонной динамики показателей баланса интересов;

— разработаны методические решения по построению индикативной системы показателей управления стоимостью, которые позволяют значительно усовершенствовать деятельность менеджмента предприятия;

— на примере российских предприятий проведено эмпирическое исследование влияния баланса интересов на рыночную стоимость фирмы;

— изучена практика методического и аналитического обеспечения управления рыночной стоимостью в условиях быстроменяющейся внешней среды, в результате чего определены варианты решения задач управления ими в российских условиях;

— предложено решение комплексной задачи совершенствования управления стоимостью, что позволяет формализовать и уточнить перечень мероприятий для обеспечения роста стоимости бизнеса;

— разработана методика выявления ключевых проблем управления стоимостью и причин их возникновения;

— осуществлен анализ динамики развития российских корпораций в контексте управления стоимостью бизнеса, что создает основу для комплексной оценки качества российского менеджмента.

Объектом исследования являются российские предприятия корпоративного сектора экономики, осуществляющие свою деятельность в различных сферах бизнеса.

Предметом исследования выступает система управления стоимостью на промышленном предприятии.

Теоретической и методической основой исследования являются научные публикации отечественных и зарубежных авторов, нормативная и законодательская база по вопросам регулирования корпоративных отношений, методические материалы научно-практических конференций и семинаров по теме исследования.

Основные методы исследования. В работе использованы методы системного анализа, экономико-математического моделирования, аппарат теории направленных графов, методы математического анализа, теория матриц, финансово-экономический анализа динамики показателей субъектов хозяйствования, метод динамических нормативов, балансовый и статистический анализ. В диссертации нашли отражения результаты научно-исследовательских работ, выполненных автором и при его участии.

Информационной базой исследования послужили справочные, статистические, нормативно-правовые материалы о развитии российского корпоративного сектораэлектронные базы данных о деятельности эмитентовгодовые отчеты предприятийинформация рейтинговых агентствпубликации в средствах массовой информации по рассматриваемой проблеметеоретические и фактические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке научных основ реализации результативного управления стоимостью промышленных предприятий. Лично соискателем получены следующие теоретико-методические и практические результаты, определяющие новизну и являющиеся предметом защиты:

— механизм образования рыночной стоимости в контексте соблюдения баланса интересов;

— инструментарий управления рыночной стоимостью на основе соблюдения баланса интересов собственников и менеджеров предприятия;

— зависимость рыночной стоимости от степени соблюдения баланса интересов;

— инструментарий выявления проблем в управлении стоимостью бизнеса без проведения процедуры оценки стоимости.

Практическая значимость исследования заключается в разработке инструментария результативного управления стоимостью предприятия и механизма его реализации. Кроме того, практическую значимость имеет разработанный алгоритм выявления слабых мест в управлении стоимостью. Предложенная автором концепция управления рыночной стоимостью на основе регулирования баланса интересов служит методической основой для выработки практических мер, обеспечивающих рост совокупного благосостояния собственников предприятия.

Предложения, разработки и рекомендации автора могут быть использованы:

— в оценке результатов деятельности менеджеров акционерами компаний;

— в анализе инвестиционной привлекательности предприятий;

— в принятии решений по управлению стоимостью бизнеса;

— в сравнительном анализе хозяйственной деятельности предприятий, являющихся как конкурентами, так и представителями разных отраслейв факторном анализе конечных результатов деятельности предприятия;

— в оценке функционирования предприятий, доступность информации о которых ограничена.

Предложенный в работе подход, с учетом специфики, может применяться не только управлении промышленными предприятиями, но и в управлении предприятиями разных отраслей.

Апробация результатов исследования. Основные концептуальные и методические решения отражены в 8 публикациях, которые вошли в работу составной частью. Общий объем печатных работ по теме исследования составляет 6,1 п.л.

Основные результаты диссертационной работы апробированы в публичных выступлениях и докладах на ряде международных и всероссийских научных конференций и получили положительные отзывы:

— II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы экономических наук», Новосибирск, 2008 г.;

— XX Международная научно-техническая конференция (зимняя сессия) «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании», Пенза, 2007 г.;

— Научно-практическая конференция «Новая экономическая стратегия промышленно развитого рынка», Ижевск, 2008 г.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Материал исследования изложен на 140 страницах включая 10 рисунков и 22 таблицы. Список использованной литературы содержит 151 наименование.

В ведении отражена степень проработанности исследуемых проблем, показана актуальность диссертационного исследования, его научная новизна и практическая значимость.

В главе 1 «Концептуальные основы управления стоимостью бизнеса» рассматриваются основные цели деятельности фирмы, обосновывается решающее значение для существования предприятия роста благосостояния его собственников. Ставятся основные проблемы управления стоимостью, требующие адекватного решения. Осуществляется анализ ключевых факторов стоимости бизнеса. Разрабатывается механизм образования рыночной стоимости предприятия на основе соблюдения баланса интересов.

В главе 2 «Управление стоимостью бизнеса на основе соблюдения баланса интересов» сформулированы основные требования к инструментарию управления рыночной стоимостью. Сформирована эталонная динамика показателей как основополагающий критерий роста рыночной стоимости. Представленный критерий проверяется на соответствие выдвинутым требованиям. Разработан алгоритм оценки фактической сбалансированности интересов, выраженный единым обобщающим показателем. Проведена эмпирическая проверка зависимости рыночной стоимости от достигнутого баланса интересов на примере крупнейших российских предприятий.

В главе 3 «Разработка результативных мероприятий по управлению рыночной стоимостью бизнеса» представлен инструментарий диагностики и ранжировании проблем, связанных с нарушением баланса интересов акционеров и менеджеров, и, следовательно, проблем управления стоимостью. На примере промышленного предприятия приводится алгоритм обоснования выбора мероприятий по повышению его рыночной стоимости. Выявлены основные финансовые проблемы российских корпораций. Даны практические рекомендации по устранению проблем, как для конкретного предприятия, так и для российского корпоративного сектора в целом.

В заключении сформулированы основные выводы, полученные в результате проведенных исследований.

В списке литературе приведены работы отечественных и зарубежных авторов, которые использовались при выполнении диссертационного исследования. Список содержит перечень опубликованных работ автора исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическая значимость исследования.

1. В работе мотивированно обосновано, что управление предприятием должно быть нацелено на обеспечение роста стоимости бизнеса, а не на его максимизацию, как предлагает множество специалистов. В противном случае, концепция управления стоимостью предприятия сталкивается с множеством ограничений и становится малоприменимой на практике. В частности, одной из главных трудностей в управлении стоимостью является ее оценка. Вариативность оценок может быть весьма существенна в зависимости от метода оценки, взглядов инвестора на будущее фирмы и требуемой им доходности. Следовательно, при управлении стоимостью необходимо ориентироваться не на ее количественное значение, а на ее изменение.

2. Приведены аргументированные доводы, что показатель рыночной стоимости не может служить единственным критерием успешного управления стоимостью предприятия. В арсенале менеджеров предприятия существует ряд приемов, позволяющих наращивать рыночную стоимость в краткосрочном периоде в ущерб долгосрочным перспективам. Поэтому необходима увязка нескольких показателей, характеризующих рост компании и ее стоимости. По этой же причине мотивация менеджеров на рост стоимости на основе опционных программ является порочной практикой, усугубляющей разделение интересов собственников и менеджеров.

3. Показано, что оценка стоимости и управление ею подвержены субъективизму, в частности, в силу отношения инвесторов к доходности и риску. Единственным объективным показателем является рыночная стоимость фирмы, который имеет ограничения на применение. Среди них, необходимость совершения сделки купли-продажи, торгуемость акций на бирже, спекулятивный характер, влияние множества факторов, разнородность требований со стороны заинтересованных групп. Необходимо разработать такой критерий стоимости, который устранял бы названные ограничения.

4. Определена практическая значимость показателя рыночной стоимости, который дает предприятию следующую важную информацию: показатель благосостояния собственников предприятия, обратную связь с внешней бизнес-средой, ключевой итоговый показатель результативности, возможность привлекать внешние источники финансирования, показатель конкурентоспособности фирмы. Поэтому регулярная оценка рыночной стоимости предприятия необходима и позволяет проанализировать результаты деятельности фирмы и ее менеджмента.

5. Разработан механизм формирования стоимость бизнеса:

Факторы стоимости.

Финансовые показател 3.

Внутренняя стоимость.

Рыночная стоимость.

Представленный механизм объясняет как на основе управления финансовыми показателями (в соответствии с концепцией KPI) формировать внутреннюю стоимость и, далее, воздействовать на рыночную стоимость предприятия.

6. Доказано, что управление стоимостью предприятия должно осуществляться через финансовые показатели, характеризующие баланс интересов. Данный вывод получен на основе теоретического анализа двух групп факторов стоимости бизнеса: фундаментальных показателей и корпоративного управления. Применение фундаментальных показателей изолированно друг от друга значительно искажает информацию о деятельности и стоимости предприятия. Кроме того, традиционные подходы к управлению показателями не позволяют однозначно выбрать и обосновать вклад отдельных показателей в итоговую стоимость, устранить субъективизм оценок. Требуется учитывать взаимосвязи неоднородных показателей и формализовать выбор наиболее значимых факторов формирования стоимости. Корпоративное управление трактуется как совместная деятельность собственников и управляющих бизнесом по обеспечению справедливого баланса интересов, которые совпадают далеко не всегда. Причины этому могут быть разные, носящие как позитивный, так и негативный оттенок. Следовательно, управление стоимостью предприятия целесообразно осуществлять через регулирование баланса интересов акционеров и менеджеров фирмы.

7. В качестве комплексной системы показателей предлагается применять баланс интересов участников корпоративных отношений. Чем больше таких участников удовлетворены результатами функционирования фирмы, тем выше внутренняя, и, как следствие, рыночная стоимости.

8. Аргументировано, что установление рыночной стоимости предприятия происходит путем сопоставления внутренней его стоимости и рыночной цены. Чем выше внутренняя стоимость для большинства инвесторов по сравнению с рыночной ценой, тем сильнее рост рыночной стоимости. И наоборот. Этот факт необходимо использовать как инструмент управления стоимостью фирмы. Обеспечивая положительную динамику показателей, характеризующих способность создавать ценность для акционеров, менеджеры тем самым способствуют росту стоимости бизнеса.

9. Сформулированы принципы управления стоимостью, к которым относятся: принцип действующего и развивающегося предприятиясодержательное соответствие управляющего воздействия управляемому процессуинформативностьобщность методики, используемой для анализа результатов деятельностиоперациональностьметодическая простотауправление должно быть основано на балансе интересов и на способности капитала приносить доходдинамическая сопоставимость и динамическая соподчиненность показателей.

Методологическая значимость исследования.

1. Доказано, что в основе управления рыночной стоимостью лежит управление по ключевым показателям, представленным в открытой финансовой отчетности предприятия: объём продаж, балансовая прибыль, прибыль после налогообложения, суммарные активы, численность работающих, выплаченные дивиденды. Набор показателей может варьироваться, однако важно, чтобы они обладали свойством динамической соподчиненности и динамической сопоставимости. Это позволяет согласовывать противоречивые, на первый взгляд, требования различных заинтересованных групп: например, акционеров и менеджеров. Кроме того, представленные свойства позволяют бороться с «приукрашиванием» финансовой отчетности, которое допускается действующим законодательством, но вводит в заблуждение возможных инвесторов.

2. Построенный инструментарий управления стоимостью обладает свойством универсальности, то есть может использоваться, как в случае управления стоимостью акций, так и в случае управления стоимостью бизнеса. Если акции предприятия активно торгуются на фондовом рынке, то управление рыночной стоимостью ориентировано на рост стоимости акций фирмы. Если нет, то — на рост стоимости бизнеса.

3. Управление рыночной стоимостью бизнеса на основе баланса интересов требует взаимоувязанного роста показателей. Для обеспечения роста стоимости предприятия, в этом контексте, недостаточно роста отдельных показателей. Необходим отличный от существующих инструментарий обеспечения взаимоувязанного роста ключевых показателей, достижение которого вызовет максимальный прирост рыночной стоимости предприятия, что и было предпринято в настоящей работе. Управление рыночной стоимостью осуществляется на основе эталонной динамики ключевых показателей деятельности:

1 < Темп (Ч) < Темп (СА) < Темп (ВР) < Темп (П) < Темп{ЧП).

1 < Темп (Д).

2.1) где.

Темп (а) темп роста показателя, а численность работающихсумма совокупных активов;

Ч СА BP П выручка от реализации продукцииприбыль до налогообложенияприбыль после выплаты процентов и налоговсумма выплаченных дивидендов.

ЧП д.

4. Представление баланса интересов в виде (2.1) позволяет количественно оценить степень его соблюдения. Делается это на основе расчета нормированного расстояния между матрицами, соответствующими эталонному и фактическому порядку темпов. Для облегчения расчетов нами разработана специальная компьютерная программа, которую мы разместили в свободном доступе в сети Интернет по адресу www.freean.ru, чтобы любой желающий мог произвести необходимые расчеты.

5. Количественное значение баланса интересов имеет привычную размерность и изменяется от 0 до 100%. Это позволяет достаточно легко интерпретировать полученные результаты. Так 100% означает, что достигнут максимально возможный баланс интересов, 0% - баланс интересов полностью отсутствует. В зависимости от полученного числового значения предприятия можно отнести к тому или иному классу сбалансированности интересов. С этой целью представлена соответствующая классификация.

6. В качестве инструментария эффективного управления стоимостью бизнеса предлагается-анализ расхождения рангов показателей в эталонном режиме и их рангов в фактическом порядке. Это позволит сформировать план мероприятий в установлении полного баланса интересов и проранжировать их в порядке настоятельности исправления сложившейся ситуации, что, как было показано, приведет к позитивному изменению стоимости предприятия.

7. Предложен алгоритм формирования графа настоятельности управления рыночной стоимостью. В начале графа отражены те аспекты управления предприятием, которые требуют самого пристального внимания. По мере перемещения к концу графа напряженность в показателях спадает, и они не требуют каких-то кардинальных изменений в деятельности, им соответствующей. Этот граф является корректирующей эталонной динамикой. Его реализация позволяет приблизиться к эталонному порядку темпов.

Практическая значимость исследования.

1. В основе роста рыночной стоимости лежит соблюдение баланса интересов. Чем сбалансированнее отношения участников корпоративного управления, тем выше рыночная стоимость. Данная гипотеза в настоящем исследовании получила как теоретическое, так и эмпирическое подтверждение. Нам удалось установить взаимосвязь (корреляцию) между численным значением баланса интересов стоимость наиболее ликвидных акций крупнейших российских корпораций.

2. На основе коэффициента корреляция Пирсона оценена взаимосвязь количественного значения баланса интересов и рыночной стоимости акций, которая в целом наблюдается, однако по отдельным предприятиям в отдельные периоды времени может нарушаться. Это связано с влиянием на стоимость нефундаментальных факторов, таких как спекулятивные или иные подобные факторы. Тем не менее, воздействие спекулятивных факторов на стоимость бизнеса носит ограниченный краткосрочный характер, и на долгосрочных временных интервалах влияние достигнутого баланса интересов на стоимость гораздо более очевидно Лидеры по среднему значению баланса интересов одновременно являются и лидерами по приросту стоимости акций.

3. Стремление к соблюдению эталонной динамики (2.1) в условиях экономического кризиса позволяет рассчитывать на более быстрое восстановление стоимости, в случае улучшения макроэкономической ситуации, по сравнению с аналогичными предприятиями. В работе представлено доказательство данного тезиса. Среди лидеров роста стоимости акций присутствуют и все лидеры по сбалансированности интересов, который постарались сохранить ее на высоком уровне и в период кризиса.

4. Но основе разработанного инструментария проведен анализ управления стоимостью ОАО «Редуктор». Нам удалось диагностировать проблемы в этой сфере, которые не определяются традиционными способами. Не смотря на внешнее благополучие и рост по основным показателям деятельности, мы выявили ряд проблем, решение которых позволит существенно увеличить стоимость анализируемого предприятия. Отметим, что акции ОАО «Редуктор» не обращаются на фондовом рынке, тем не менее мы доказали — предлагаемые мероприятия приведут к росту их стоимости.

5. На примере ОАО «Редуктор» показано, что невыплата дивидендов, связанная с направлением полученной прибыли на развитие предприятия во благо акционеров, на самом деле таковой не является. Поэтому невыплата дивидендов — фактор, оказывающий негативное влияние, как на стоимость акций, так и на баланс интересов. К тому же, данным видом ресурсов менеджеры, как правило, распоряжаются неэффективно, что мы также увидели в отношении анализируемого предприятия.

6. В отношении ОАО «Редуктор» был построен граф настоятельности для повышения стоимости бизнеса. Рекомендации таковы: для роста рыночной стоимости ОАО редуктор необходимо ввести в практику выплату дивидендов, усилить контроля производственных расходов, сократить коммерческие расходы. Чтобы получить необходимый результат нам не потребовалось оценивать и знать саму рыночную стоимость, что объективизирует и упрощает процесс управления.

7. Построение эталонной динамики показателей позволяет провести оценку баланса интересов предприятия, измерить результативность управления стоимостью, дает непосредственную информацию для выправления сложившейся ситуации и обосновывает систему мониторинга динамики предприятия. Полученная информация выступает основой сбалансированности интересов и повышения эффективности управления.

8. Основными проблемами в управлении стоимостью российских корпораций являются в порядке убывания степени проблемности, формирование чистой прибыли, балансовой прибыли и выручки от реализации. Средняя российская корпорация не может обеспечить достаточный рост прибыли, рост издержек не соответствует достигнутому объему продаж. Необходимы меры, может быть даже самые радикальные, по устранению негативных перекосов в балансе интересов.

9. Выплата дивидендов не является проблемой российского корпоративного сектора, этот параметр баланса интересов находится на приемлемом уровне. Однако это может быть следствием занижения менеджерами прибыли фирм, что естественным образом приводит к относительно невысоким размерам выплачиваемых дивидендов.

10. Баланс интересов в России смещен в сторону менеджеров, которые, используя все доступные способы, стремятся оставить под своим управлением как можно больше денежных средств, не взирая на ущемление, тем самым, своих работодателей — владельцев фирмы. Чтобы сгладить или завуалировать сложившуюся ситуацию, управляющие обеспечивают неплохие темпы дивидендов, создавая видимость относительного благополучия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акционерное дело: Учебник / Под ред. В. А. Галанова. М.: Финансы и статистика, 2003. — 544 с.
  2. У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями / Уоррен Баффет- сост., авт. предисл. Лоренс Каннигем- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 268 с.
  3. И.Ю. Современные корпоративные стратегии и технологии в экономике России. Финансы и кредит, № 1, 2001.
  4. И.Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративные формы хозяйствования в российской экономике и проблемы взаимодействия менеджмента и мелких акционеров. Вопросы экономики.№- 10, 2000.
  5. Дж. Р., Круз Д. Л. Новые собственники (наемные работники -массовые собственники акционерных компаний). М.: Дело Лтд., 1995. — 320 с.
  6. И.А. Финансовая стратегия предприятия. К.: Эльга, Ника-центр, 2004 г. — 720 с.
  7. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-бизнес, 2004. — 1008 с.
  8. Д. 2003. Метрика эффективности. Вестник McKinsey (1): 77−89.
  9. А., Айбиндер Г., Головина Г. Роль корпоративного управления в повышении капитализации компании. Управление компанией, № 2, 2003.
  10. С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. Пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 720 с.
  11. П.Васильев Д. Корпоративное управление в России: есть ли шанс для улучшений? / Инвестиционный климат и экономическая стратегия России. — М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 169 с.
  12. Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем. -Российский экономический журнал, № 2, 2001.
  13. Е.Н., Финансовая диагностика: сущность, концепция, технология. Финансы и кредит, № 15, 2003.
  14. Р. Руководство по использованию финансовой информации Financial Times: Пер. с англ.- М.: Финансы и статистика, 1999. -400 с.
  15. С.Б., Дороднева М. В., Мишин Ю. В., Пухова Е. В. Механизм анализа и прогноза деятельности корпоративных структур. / Под ред. д.э.н. С. Б. Гальперина. М.: Издательский дом «Новый век», Институт микроэкономики, 2001. — 60 с.
  16. С. И др. Корпоративное управление в российской промышленности. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 149. -М.: Московский общественный научный фонд, 2003.
  17. С., Лазарева О, Рачинский А., Цухло С. Корпоративное управление в российской промышленности. М.: ИЭПП, 2004 г. — 92 с.
  18. С., Лазарева О., Рачинский А., Цухло С. Спрос на современные стандарты корпоративного управления в частном секторе России. Общество и экономика, № 10−11, 2002.
  19. Р. Финансы и предпринимательство: Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для роста и развития организаций. Ярославль: Елень, 1993.-223 с.
  20. Л.А., Тонких А. С. Оценка результативности менеджмента российских корпораций. Общество и экономика, № 2, 2005.
  21. В.В. Тенденции развития акционерного капитала России. — Финансы и кредит, № 4, 2001.
  22. Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996. — 800 с.
  23. Э. Деловые финансы: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1998.-416 с.
  24. С. А., Экклз Р.Дж. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 216 с.
  25. Т. Модели и механизмы корпоративного контроля в российской промышленности. Вопросы экономики, № 5, 2001.
  26. Т.Г. Эволюция моделей корпоративного контроля в российских компаниях: тенденции и факторы. Препринт WP1/2005/04. М.: ГУ ВШЭ, 2005. — 28 с. (in English)
  27. И.А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учебное пособие. М.: Дело, 2003. — 480 с.
  28. И.И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И. И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 480 с.
  29. А.Ю. Стратегическая информация на службе корпоративного управления: современные подходы к построению системы показателей. Финансы и кредит, №№ 12,16, 2004.
  30. Измерения в процессах моделирования социально-экономических систем. Часть 1. Л.: Изд-во ЛФЭИ, 1991 г. — 103 с.
  31. Инвестиционное поведение российских предприятий / Коллектив авторов: Дробышевский С., Радыгин А., Горшунов Н., Изряднова О. и др. -М.: ИЭПП, 2003 г.-497 с.
  32. С. Как расти здоровым. Секрет фирмы, № 29, 2004 г.
  33. Г. Управление корпоративными предприятиями в переходной экономике. Вопросы экономики, № 8, 1999.
  34. В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2001 г. — 768 с.
  35. Г. В., Воронкова А. Е. Корпоративне управлшня. Пщручник для вуз1 В. Кшв: Л1бра, 2004. — 386 с.
  36. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие/Пер. с франц. под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997 г. — 576 с.
  37. М. Дж. Расследование корпоративного мошенничества. М.: Изд-во Hippo, 2004. — 308 с.
  38. Я. Юридические обязательства, проблема их соблюдения и мягкие бюджетные ограничения. Вопросы экономики, № 9, 1998.
  39. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества / Под ред. М.Хасселя. М.: Джон Уайли Энд Санз, 1996. — 80 с.
  40. Корпоративное управление. Основные проблемы и конфликты. -Экономика и жизнь, № 51, 2000.
  41. Корпоративные конфликты. Причины возникновения и способы преодоления. М.: Едиториал УРСС, 2002, с. 11
  42. Корпоративные проблемы экономического реформирования России: Сб. научных трудов / Под общ.ред. Ю. Н. Винслава. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. — 183 с.
  43. Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний оценка и управление: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 1999. — 576 с.
  44. М. Быстрый дрейф. Эксперт, № 14, 2004.
  45. Ф.С. Эффективная организация управления акционерными предприятиями в условиях рынка. М.: Финстатинформ, 2000.-316 с.
  46. Кризис в менеджменте. Секрет фирмы, № 15, 2004.
  47. Д.Н., Юрлов Ф. Ф. Определение экономического состояния хозяйствующих субъектов при частичном совпадении интересов заинтересованных сторон. Финансы и кредит, № 2, 2005.
  48. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  49. С.А. Корпоративное управление: опыт и проблемы: Монография. М.: Финстатинформ, 2003. — 280 с.
  50. А. Не дать ему уйти. Эксперт, № 36, 2005.
  51. В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003.-251 с.
  52. Мезоэкономика переходного периода: рынки, отрасли, предприятия. Под редакцией д.э.н. Г. Б. Клейнера. М.: Наука, 2001. — 516 с.
  53. А. Стоимость компании в теории и на практике. -Финансовый директор, № 5(9), 2002 г.
  54. Методика расчета индекса РТС. http://www.rts.ru/index.cfm?id=704.
  55. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики, Вопросы экономики, № 9, 1998.
  56. Я., С.Лосев (2000): Защита инвесторов: границы возможного и новые идеи. В: Рынок ценных бумаг, № 22, 2000.
  57. Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма? Теорема ММ: Пер. с англ. М.: Дело, 1999 г. — 272 с.
  58. М. Проблема согласования интересов Экономист, № 5,2005.
  59. Национальный рейтинг корпоративного управления «РИД-Эксперт» www.raexpert.ru/ratings/corporate/
  60. И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка М.: Альпина Бизнес Букс. 2004.
  61. Нили Энди, Адаме Крис, Кеннерли Майк. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им. / Пер. с англ. Днепропетровск- Баланс-Клуб, 2003. — 400 с.
  62. Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен: особенности становления и современного этапа развития. Проблемы прогнозирования, № 1, 2002.
  63. Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен: специфические черты модели его организации. Проблемы прогнозирования, № 2, 2002.
  64. Н.Н., Погостинский Ю. А. Системный анализ финансовой отчетности. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. — 96 с.
  65. Ш. Оценка бизнеса: Пер. с англ. М.: Институт экономического анализа Всемирного банка, 1996.
  66. Проблемы корпоративного управления в России и регионах / Коллектив авторов: Радыгин А. Д., Энтов P.M., Гонтмахер А. Е. и др. М.: ИЭПП, 2002 г. — 258 с. 68."Пятерочка" подложила свинью. Секрет фирмы, № 48, 2005 г.
  67. А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы. Вопросы экономики, № 1, 2002.
  68. А., С.Архипов (2000): Собственность, корпоративные конфликты и эффективность (некоторые эмпирические оценки). Вопросы экономики, № 11, 2000.
  69. А.Д., Энтов P.M., Межераупс И. В. Особенности формирования национальной модели корпоративного управления. М., 2003. — 167 с.
  70. А.Н. Финансовые аспекты корпоративного управления. Расчет добавленной стоимости собственного капитала Финансовый менеджмент, № 5, 2002.
  71. B.JI. Как экономические интересы акционеров формируют корпоративное управление. ЭКО, № 7, 2004.
  72. И.А. Механизмы получения доходов и корпоративное управление в российской экономике / Предприятия России. М.: ГУ ВШЭ, Вып. 1,2002.
  73. О.А., Ткаченко И. Н. Концептуальные основы оценки эффективного развития внутрифирменных корпоративных отношений. Препринт Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН. 2001−3 2с.
  74. Е.Е. О новых подходах к управлению финансами предприятий. Финансы и кредит, № 24, 2004.
  75. М.И. Концентрические аналитические матричные модели в экономическом анализе. Таллинн: Таллиннский политехнический институт. Препринт, 1987. — 142 с.
  76. Сайт ЗАО «Агенство раскрытия информации «Скрин». -www.scrin.ru
  77. Сайт «Новые технологии финансового анализа и корпоративного управления». Программа расчета баланса интересов. http://www.freean.ru/l О Forms/calculations.php.
  78. Сайт рейтингового информационного агентства «Эксперт» -www.raexpert.ru
  79. Сверяясь с биржей. Секрет фирмы, № 30, 2008.
  80. Семь нот менеджмента. Издание третье, дополненное. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 1998. — 424 с.
  81. М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2000. — 432 с.
  82. Е.К. Экономические показатели бизнеса. / Е. К. Смирницкий. М.: Экзамен, 2002. — 512 с.
  83. Дж. Алхимия финансов. Инфра-М, 2001. — 416 с.
  84. П.Ю. Управление стоимостью компании как основная задача корпоративного управления. Электронный журнал «Корпоративный менеджмент ht^.V/www.cfin.ra/management/finance/valmaiVco^govemanceinvbm.shtml
  85. И.М. Методологические аспекты моделирования экономических интересов. Учебное пособие. Л.: ЛФЭИ, 1983, — 69 с.
  86. И.М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. М.: Экономика, 1980 г. — 192 с.
  87. А.И., Дубровский В. Ж. Проблемы корпоративного развития. Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. 2000. -40 с.
  88. А.И., Романова О. А., Ткаченко И. Н. Становление и развитие внутрифирменных институтов корпоративного управления (Опыт регионального исследования) // «Экономическая наука современной России», 2000, № 3−4, с. 22−34.
  89. И.Н. Гармонизация внутри- и внефирменных корпоративных отношений (региональный аспект) // «Проблемы формирования единого экономического и правового пространства России/ Под ред. д.э.н. Н. Ю. Власовой Екатеринбург, изд-во УрГЭУ, 2000. С.80−95.
  90. И.Н. Институты и ценности в системе корпоративных отношений: модели эффективного развития. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. Ун-та, 2000.- 91с.
  91. То Кен Сик. Доля фабриканта (о подходе к управлению акционерным капиталом предприятия). ЭКО, 2005.
  92. К.В. Об оценке эффективности деятельности банков // Деньги и кредит. 2007. № 9. С.58−62
  93. А.С., Ионов А. В. Управление стоимостью бизнеса на основе баланса интересов // Вестник Финансовой академии. 2009. № 3(51). С. 50−57.
  94. А.С. Как действовать менеджерам корпораций в интересах их собственников. ЭКО, № 3, 2005.
  95. А.С. Моделирование результативного управления корпоративными финансами. Монография. Екатеринбург — Ижевск, 2006, -ИЭУрО РАН-200 с.
  96. К. Ключевые показатели менеджмента: Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Дело, 2001. — 360 с.
  97. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №−208-ФЗ, от 26.12.95 г. База данных «КонсультантПлюс ВерсияПроф».
  98. Т.А. Система рыночных и внутренних индикаторов стратегии формирования стоимости предприятия. Финансы и кредит, № 18, 2009. — с.16−25.
  99. М.А. Сколько стоит бизнес? М.: Перспектива, 1996.
  100. Финансовое управление фирмой / В. И. Терехин, С. В. Моисеев, Д. В. Терехин, С.Н. Цыганков- по ред. В. И. Терехина. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998 г. — 350 с.
  101. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти. Финансы корпораций: теория, методы и практика. Пер с англ. М.: Инфра-М, 2000 г. — 686 с.
  102. О. Баланс интересов в управлении предприятием. -Проблемы теории и практики управления, № 4, 1998 г.
  103. Е.В. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? Корпоративные финансы в условиях неопределенности. М.: Олимп-Бизнес, 1999.-288 с.
  104. У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции. Пер с англ. -М.: Инфра М, 1998 г. 1028 с.
  105. А.Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: Инфра-М, 2003 г. — 237 с.
  106. О. Методы оценки стоимости компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости. — Финансовый менеджмент, № 3, 2003.
  107. Ю.Н. Организационно-экономические измерения в планировании и управлении. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1988 г. — 144 с.
  108. Л. Благосостояние для всех: Пер. с нем. М.: Дело, 2001. -352 с.
  109. Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», 1999 г. — 368 с.
  110. Е. Поражение или отступление? (российские реформы и финансовый кризис). Вопросы экономики, № 2, 1999.
  111. G. 2000. Tracing the development of value based management. In: Arnold G., Davies M. (eds). Value Based Management. Context and Application. John Wiley & Sons: N.Y.
  112. S., Wicks A., Kotha S., Jones T. 1999.Does stakeholder orientation matter? The relationship between management models and firm financial performance. Academy of Management Journal 42 (5): 488−506.
  113. Blair M. Ownership and Control: Rethinking Corporate Government for the Twenty First Century. — Wash., 1995, Ch. 6.
  114. Charkham J. Keeping Good Company: a Study of Corporate Governance in Five Countries. -Clarendon Press, 1995.
  115. J., Porras J. 1995. Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies. Random House: London.
  116. Cooper S. Shareholder wealth or societal welfare: A stakeholder perspective. 2000. In: Arnold G., Davies M. (eds). Value Based Management. Context and Application. John Wiley & Sons: N.Y.
  117. Dewenter К., V.Warther. Dividends, Asymmetric Information, and Agency Conflicts: Evidence from a Comparison of the Dividend Policies of Japanese and United States Firms. Journal of Finance, 1998.
  118. A. 1998. EVA: The Real Key to Creating Wealth. John Wiley & Sons: N.Y.Financial Management Survey. 1996. Deloitte & Touche.
  119. Franks J., C. Mayer. Ownership, Control and the Performance of German Corporations. ESRC Working Paper № 102 251 103, 1997.
  120. R. E. 1984. Strategic Management: A Stakeholder’s Approach. Pittman: Boston.
  121. Frydman, R., C. Gray, M. Hessel, A. Rapaczynski. Private Ownership and Corporate Performance. Policy Research Working Paper № 1830. The World Bank, Washington, 1997.
  122. Gilson S. Bankruptcy, Boards, Banks and Blockholders: Evidence on Changes in Corporate Ownership and Control When Firm Default. Journal of Financial Economics, 1990, pp.355−388.
  123. J. 2003 .Foundations of Economic Value Added. The Frank Fabozzi Series. 2nd ed. John Wiley & Sons: N.Y.
  124. International Survey of Shareholder Value Management Issues. 1997. Coopers & Lybrand.
  125. Jensen M. Agency Costs of Free Cash Flow, Corporate Finance and Takeovers. American Economic Review, 1986, pp.323−329
  126. Kaplan R. S, Norton D. P The Balanced Scorecard Measures then drive Performance Harvard Business Review, 1992, Vol.70, N.l.
  127. La Porta R., F. Lopes de Silanes, A. Shleifer, A. Vishny. Agency Problems and Dividend Policies Around the World. NBER Working Paper N. 6594 Cambridge, Mass, 1998.
  128. La Porta R., F. Lopes de Silanes, A. Shleifer. Corporate Ownership Around the World Journal of Finance, Vol.54, 1999, pp.471−517.
  129. В. J. 1999. CFROI Valuation: A Total Systems Approach to Valuing the Firm. Butterford-Heinemann: Oxford.
  130. Martin K., McConnel. Corporate Performance, Corporate Takeovers, and Management Turnover Journal of Finance, 1991, pp. 671−688.
  131. McGrath J., Kroeger F., Traem M., Rockenhaeuser J. 2001. The Value Growers: Achieving Competitive Advantage through Long-Term Growth and Profits. McGraw-Hill: London.
  132. McTaggart J., Kontes P.W., Mankins M.C.1994. The Value Imperative. Free Press: N.Y.
  133. A. 1979. Strategic analysis for more profitable acquisitions. Harvard Business Review 57 (4): 99−100.
  134. A. 1986. Creating Shareholder Value. Free Press: N.Y.
  135. B. 1989. Managing for Value-A Guide to Value Based Strategic Management. Basil Blackwell: Oxford.
  136. Roman R., Hayibor S., Agle B. The relationship between social and financial performance. Business and Society 38 (1): 109−125
  137. Shareholder Value Metrics. 1996. Shareholder Value Management Series. Booklet 2. Boston Consulting Group.
  138. Shleifer A., R. Visliny. A Survey of Corporate Governance Journal of Finance, 1997, pp. 737−783.
  139. Simeon Djankov, Edward L. Glaeser, Rafael La Porta, Florencio Lopez-de-Silanes and Andrei Shleifer, The New Comparative Economics, NBER Working Paper no. 9608, April 2003.
  140. Simon Clarke, ed., Conflict and Change in the Russian Industrial Enterprise, Edward Elgar, Cheltenham, March 1996.
  141. B. 1991. The Quest for value: A Guide for Senior Managers. Harper Collins: N.Y.
  142. Stojanovic Dragisa. A comparative analysis of the economic movement on the basis of growth matrix. Socio — Economic Plan. Sci. — 1986, 20. — № 2.
  143. A., Boutilier R. Abbott R., Wheeler D. 2001. Measuring the Business Value of Stakeholder Relationships. Part 1. The Center of Innovation in Management: Toronto.
  144. The Fundamentals of Value Creation. Insights: Braxton on Strategy. 1991. Braxton Associates.
  145. Tirole J. Corporate Governance. CEPR Discussion Paper № 2086 London, 1999.
  146. Value Based Management: A Survey of European Industry. 1996. KPMG.
  147. Value Based Management: The Growing Importance of Shareholder Value in Europe. 1999.KPMG.
  148. S., Graves S. 1997. The corporate social performance-Financial performance link. Strategic Management Journal 18 (4): 303−319.
  149. Walkling R., M. Long. Agency Theory, Managerial Welfare, and Takeover Bid Resistance RAND Journal of Economics, 1984, pp.54−68.
Заполнить форму текущей работой