Деятельность Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России»
В области корпоративного бизнеса: продолжилось развитие системы интернет-банкинга для корпоративных клиентов. Число клиентов системы Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн превысило 600 тыс. чел. — это более 60% от клиентской базы Банка. Автоматизированная система Сбербанк Корпор@ция предоставляет многофилиальным холдингам возможности по гибкому управлению ликвидностью; запущен продукт E-invoicing — услуга… Читать ещё >
Деятельность Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Омская юридическая академия»
Кафедра экономики и менеджмента ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ за период с 20 января по 13 апреля 2014
Место прохождения: отдел сопровождения кредитных операций Управления кредитования Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России»
Выполнила: студентка 559-Ф учебной группы, 2009 г. н.
Годун Любовь Александровна Руководитель практики от организации: Начальник отдела сопровождения кредитных операций Управления кредитования Гильдерман Татьяна Александровна Руководитель практики от академии:
преподаватель кафедры экономики и менеджмента Березовская Мария Владимировна Омск 2014
1. Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
2. Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России»
3. Развитие банковских технологий в ОАО «Сбербанке России»
Приложения
1. Общая характеристика ОАО «Сбербанка России»
Открытое акционерное общество «Сбербанк России» (Далее — ОАО «Сбербанк России») — это современная универсальная организация, входящая в число крупнейших российских коммерческих банков России и стран СНГ. Имеющий представительство в девяти странах Центральной и Восточной Европы, в Турции, в Германии и Китае и филиал в Индии. ОАО «Сбербанк России» основан в 1841 году. Краткая история формирования кредитной организации представлена на рисунке 1. Основным видом деятельности выступает кредитование, а также удовлетворение потребности различных групп клиентов.
Основание и развитие банковского дела в России: · Первый клиент первого банка страны · Рост до 500 клиентов в день. | |
«Золотой век» первого банка России и развитие финансовой грамотности населения: · 3875 сберегательных касс · 2 000 000 выданных сберкнижек. | |
Первая революция и глобальные перемены в политике Сбербанка: · Сберкассы стали осуществлять денежные переводы, выпускать собственные заемные сертификаты, проводили операции с процентными и ценными бумагами. | |
Сбербанк в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время, участие в проектах государственного и общемирового значения: · Учрежден новый Устав государственных сберкасс. | |
Развитие и преобразование Сбербанка во времена «оттепели», «застоя» и «перестройки»: · Количество сберегательных касс увеличилось вдвое: с 40 тысяч до 79 тысяч · Количество клиентов банка возросло в 12 раз. | |
Глобальные перемены Сбербанка России: жизнь по новым экономическим законам: · Начали функционировать первые банкоматы · Создан Негосударственный пенсионный фонд Сбербанка · Начала работать услуга «Сбербанк ОнЛайн». | |
Деятельность и меры Сбербанка России в тяжелой финансовой ситуации: кризис преодолен: · Начала работать система «Сбербанк бизнес ОнЛайн» · Сбербанк вошел в топ-20 крупнейших банков по рыночной капитализации · Банк стал генеральным партнером Олимпийских игр «Сочи-2014». | |
Новый этап в истории Сбербанка России: внедрение инновационных решений, новые программы и прогрессивные технологии. Новое будущее страны: · Сбербанк отменил все комиссии за рассмотрение и выдачу кредитов · Дважды были снижены процентные ставки кредитования. | |
Рис. 1. Этапы формирования ОАО «Сбербанка России»
В 2012 году Сбербанк России закрыл сделки по приобретению Volksbank International и DenizBank и тем самым обеспечил себе трансформацию в крупную международную корпорацию.
Важным достижением Сбербанка стала интеграция с Тройкой Диалог и создание корпоративно-инвестиционного бизнеса — Sberbank CIB.
В состав Компаний групп ОАО «Сбербанка России» входят:
1. Sberbank CIB: корпоративное кредитование, торговые операции с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, структурные продукты, прямые инвестиции и т. д.
2. ЗАО «Сбербанк Управление Активами» (до ноября 2012 года — Управляющая компания Тройка Диалог): управление средствами пенсионных накоплений, паевых инвестиционных фондов, активами страховых компаний, банков и частных инвесторов, а также государственными средствами.
3. ЗАО «Сбербанк Лизинг»: финансирует проекты в реальном секторе экономики в целях содействия обновлению, модернизации и расширению основных фондов российских предприятий.
4. ООО «Сбербанк Капитал»: является 100% дочерней организацией ОАО «Сбербанк России», которое реализует проекты в области жилой и коммерческой недвижимости, топливно-энергетической промышленности, угольной промышленности, автомобильной промышленности, развития транспортной системы России.
5. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк-АСТ»): Является национальным оператором для проведения открытых аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных нужд.
6. Негосударственный Пенсионный Фонд Сбербанка (НПФ Сбербанка): ОАО «Сбербанк России» не только является учредителем НПФ Сбербанка, но и его партнером по продвижению пенсионных услуг на всей территории Российской Федерации.
7. ЗАО «Объединенное кредитное бюро»: Акционерами бюро являются ОАО «Сбербанк России», Experian и Группа «Интерфакс». Таким образом, ЗАО «Объединенное кредитное бюро» объединяет возможности ОАО «Сбербанк России» — крупнейшей российской кредитной организации, Experian — ведущего мирового оператора кредитных бюро, и «Интерфакса» — ведущего российского информагентства и создателя СПАРКа, крупнейшей в России информационной системы по оценке кредитных рисков компаний.
8. ЗАО «Регистраторское общество «СТАТУС» (ЗАО «СТАТУС»): оказывает услуги по ведению реестра владельцев ценных бумаг на основании лицензии, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам 12.03.2004 № 10−000−1-304 без ограничения срока действия.
9. ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» (ЗАО «СПГ»): Оказывает содействие своим клиентам в проведении преобразований, способствующих эффективному использованию интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для обеспечения лидерства в конкурентной борьбе и устойчивого роста.
10. ООО «АУКЦИОН»: Дочернее предприятие ОАО «Сбербанк России» со 100% участием в уставном капитале, которое специализируется на предоставлении профессиональных услуг по оценке недвижимости (здания, сооружения, квартиры, земельные участки, загородная недвижимость, коттеджи и т. д.), оказывает услуги по оценке бизнеса (предприятия, акции, переоценка основных фондов), оборудования и автотранспорта.
11. ОАО «Российский аукционный дом» (ОАО «РАД»): Проводит классические и электронные аукционы (по английской системе — на повышение стартовой цены — и по голландской системе — на понижение стартовой цены).
Благодаря своей широкой филиальной сети, состоящей из 17 территориальных банков и насчитывающей более 18 400 подразделений (см. прил. 1), Сбербанк России предлагает клиентам во всех федеральных округах различные банковские услуги и финансовые продукты.
Сегодня ОАО «Сбербанк России» как один из участников рынка занимает лидирующую позицию в российской банковской сфере (см. рис.4), а также на рынке кредитования, о чем свидетельствует рост кредитного и депозитного портфелей (см. прил. 2 и прил. 3).
Рис. 4. Рейтинг банков по чистым активам на 1 октября 2013 года По данным материалам РБК рейтинга URL: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2013/11/19/34 064 725 (дата обращения: 19.11.2013).
Основным акционером ОАО «Сбербанка России» и учредителем является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы (см. рис. 7).
Рис. 7. Структура акционеров ОАО «Сбербанк России» по состоянию на дату закрытия реестра акционеров (конец операционного дня 11 апреля 2013 года) В структуру акционерного капитала ОАО «Сбербанк России» входит следующее общее количество размещенных акций:
1. обыкновенные акции номиналом 3 руб. — 21 586 948 000 шт.;
2. привилегированные акции номиналом 3 руб. — 1 000 000 000 шт.
Рассмотрим организационную структуру ОАО «Сбербанка России» (см. рис. 8 и прил. 4). Все органы управления Банком формируются на основании Устава Сбербанка России. Основные законодательные документы, регламентирующие деятельность банка представлены в таблице 2.
Таблица 2
Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОАО «Сбербанка России»
Основные нормативно-правовые акты | |
Конституция Российской Федерации. | |
Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция от 30.01.2014). | |
Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». | |
Федеральным законом от 2 декабря 1990 года № 395−1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 03.04.2014). | |
Окончание таблицы Таблица 2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность ОАО «Сбербанка России» | |
Положение «О ведении бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 16.07.2012 № 385-П. | |
Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». | |
Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». | |
Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». | |
Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». | |
Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях». | |
Федеральный закон РФ от 26.03.1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». | |
Федеральный закон РФ от 26.12.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». | |
Положение «О безналичных расчётах в РФ» от 19.06.12 г. № 383-П (ред. 15.07.13 г.). | |
На основе анализа основных экономических показателей деятельности Банка за 2011;2012гг., представленных в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках (см. прил. 5), можно сделать следующие выводы.
На протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение активов Банка на 3162 млрд руб. или на 30,4%. Этому способствовал рост показателя «чистой ссудной задолженности» на 2114 млрд руб. или на 27,6% (который, в свою очередь, занимает наибольший удельный вес в структуре активов — 72% в 2012 г. и 74% в 2011 г.), что с одной стороны является позитивной тенденцией и может свидетельствовать о расширении клиентской базы банка, увеличении источников получаемых доходов, достаточно эффективном использовании имеющихся у банка ресурсов, с другой стороны такой рост, может свидетельствовать о негативной тенденции, которая может быть связанна с возникновением повышенных кредитных рисков, а также с увеличением доли «проблемных» кредитов.
Анализируя раздел Пассивы, можно отметить рост показателя «Обязательство» на 2811 млрд руб. или на 30, 8% за счет:
· увеличения показателя «Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями» на 1585 млрд руб. или на 20,1%;
· роста показателя «Вклады физических лиц» на 765 млрд руб. или на 13,9%;
· снижение величины показателя «Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон» на 5 млрд руб., что носит положительный характер.
Рассматривая отчет о прибылях и убытках можно отметить следующие моменты:
1. рост прочих операционных расходов на 62, 5 млрд руб. или на 18, 7%, который был вызван преимущественно инвестициями в программу модернизации сети отделений Сбербанка и ИТ — систем;
2. увеличение размера строки «Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период» на 35,7 млрд руб. или на 11, 5%, что является положительной тенденцией.
Наблюдается тенденция к увеличению в абсолютном выражении размера собственных средств (капитала), который составил на 2012 г. — 1679,1 млрд руб., на 2011 г. — 1515,8 млрд руб. Это свидетельствует о положительном результате, поскольку капитал кредитной организации является резервом для сохранения платежеспособности в случае возникновения финансовых трудностей и источником финансирования развития банковских операций.
После определения и анализа показателя, характеризующего абсолютный размер капитала, необходимо установить относительные показатели достаточности капитала. Основным показателем такого рода считается отношение капитала к сумме активов с учетом риска, называемый норматив достаточности собственных средств (Н1).
Показатель Н1 соответствует установленному значению (больше или равно 10%) и составляет на 2012 г. — 12,64%, на 2011 г. — 15,04%. Однако несмотря на снижение данного норматива, поддержание капитала на достаточном уровне позволяет обеспечивать надежность и прочность финансового положения банка.
Изучая публикуемую форму 409 135 ОАО «Сбербанка России», следует выделить основные нормативы ликвидности банка (см. рис. 9 и прил. 6) в соответствии с инструкцией от 03.12.2012 г. № 139-И «Об обязательных нормативах банков» (в ред. от 25.10.2013 № 3097-У) (см. табл. 4).
Таблица 4
Основные нормативы ОАО «Сбербанка России»
Название показателя | Нормативное значение | Комментарий | |
1. Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2). | Больше или равно 15%. | На 2012 год составил 61,4%, что удовлетворяет установленному требованию. Рассматривая показатель в динамики можно также отметить его рост за счет увеличения высоко ликвидных активов (Лам), что свидетельствует о положительной тенденции. | |
2. Норматив текущей ликвидности банка (Н3). | Больше или равно 50%. | На 2012 год составил 74,3%, что удовлетворяет установленному требованию. Рассматривая показатель в динамики можно отметить его рост за счет увеличения ликвидных активов (Лат), что носит положительный характер. | |
3. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4). | Меньше или равно 120%. | На 2012 год составил 99,8%, что удовлетворяет установленному требованию. Рассматривая показатель в динамики можно отметить его рост за счет увеличения кредитных требований с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Данный показатель в большей степени приближается к установленному нормативу, чем за предыдущий год. | |
Рис. 9. Диаграмма динамики изменения обязательных нормативов ликвидности ОАО «Сбербанка России» за период 2011;2012гг.,%
Рассматривая форму 409 806 можно отметить снижение показателей ROE и ROA в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Однако данные показатели соответствуют установленным нормативным значениям и их отклонения не превышают 1%, что говорит о поддержании эффективной деятельности Сбербанка (см. прил. 7).
Анализ отчетности в соответствии с МСФО позволил увидеть, что на протяжении периода с 2011 — 2012гг. Банк был подвержен отдельным финансовым рискам:
· кредитному;
· валютному;
· фондовому;
· процентному;
· рыночному.
Однако наблюдается положительная тенденция — снижение уровней выше перечисленных рисков (см. рис. 10 и рис. 11).
Рис. 10. Динамика изменения величины процентного, фондового и валютного рисков за 2011;2012гг.
Рис. 11. Динамика изменения отдельных видов риска, млрд. руб. за 2011;2012гг.
Анализируя финансовую отчетность ОАО «Сбербанка России» можно увидеть, что Банк проводит эффективную банковскую деятельность и этому свидетельствует прибыль в размере 34 617 519 тыс. руб., которая возросла по сравнению с предыдущим годом на 35 679 608 тыс. руб. или на 11,5% по строке 26 «Неиспользуемая прибыль (убыток) за отчетный период».
Рассматривая форму 409 807 «Отчет о прибылях и убытках» важно отметить:
· увеличение чистых процентных доходов на 119 097 344 тыс. руб. или 20,7% за счет строки «от ссуд, предоставленных клиентам, не являющимся кредитными организациями», которые возросли на 252 858 619 тыс. руб. или на 34,7%;
· отрицательной тенденцией является значительное увеличение комиссионных расходов, а именно на 6 419 205 тыс. руб. по сравнению с предыдущим периодом или на 73,7%.
Также проводя анализ годовой отчетности ОАО «Сбербанка России» формы 409 102 можно отметить:
· существенное увеличение Раздела 7 «Прочие доходы» («Штрафы, пени, неустойки»: строки по другим банковским операциям и сделкам стр. 17 102) на 27 832 тыс. руб. или на 172,5% и по «Прочим (хозяйственным) операциям» (стр. 17 103) на 66 702 тыс. руб. или на 103,1%;
· значительное сокращение расходов по строке «Операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями» (стр. 22 203) на 3 569 265 тыс. руб. или на 70,7% и строки «Отрицательная переоценка драгоценных металлов» (стр. 24 103) 138 644 542 тыс. руб. или 15,6%.
Изучение структуры кредитного портфеля показало рост объемов отдельных банковских продуктов и ниже перечисленные результаты (см. рис. 12).
Рис. 12. Структура кредитного портфеля до вычета резерва под обесценение по состоянию на 2011 -2012 гг. (по данным годового отчета ОАО «Сбербанка России» за 2012 г.)
Исходя из данных, представленных на рисунке 13, в структуре кредитного портфеля можно наблюдать:
· рост отдельных банковских продуктов, так например, объем корпоративного кредитования вырос на 1651,2 млрд руб. или на 25,1%, причем доля предоставленных кредитов юридическим лицам в совокупном валовом кредитном портфеле сократилась с 78,5% до 74,4% или на 4,1%;
· рост розничного сегмента на 1030,9 млрд руб. или на 57,1%, что, в свою очередь, было связано с увеличением долей ряда продуктов, предоставляемых физическим лицам, в совокупном валовом кредитном портфеле и их объема (например, рост на потребительские и прочие ссуды физическим лицам на 625,7 млрд руб. или 66,3%; рост на ипотечное кредитование — 366 млрд руб. или на 47,1%; увеличение автокредитования физических лиц — 39,2 млрд руб. или на 46,6%).
В целом уровень совокупного валового кредитного портфеля по сравнению с 2011 года в 2012 году возрос на 32%.
Рис. 13. Структура кредитного портфеля в разрезе классов кредитов за период с 31.12.2011 — 31.12.2012 гг., млрд. руб.
2. Характеристика Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России»
Остановимся подробнее на одном из крупнейших банков Западной Сибири, а именно на Западно-Сибирском банке ОАО «Сбербанк России». В его состав входит более 750 структурных подразделений с общей численностью сотрудников около 12 тысяч человек.
Деятельность кредитной организации осуществляется на территории четырех субъектов Российской Федерации: Тюменской области, Омской области, Ханты — Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Для осуществления банковских операций Банк имеет генеральную лицензию № 1481 от 30 августа 2010 года.
В клиентскую базу Западно-Сибирского банка входят: частные лица; ведущие промышленные предприятия; государственные организации; субъекты малого и среднего бизнеса.
Структура органов управления Западно-Сибирским банком ОАО «Сбербанка России» и Омского отделения № 8634 (в т.ч. основные функции) представлена на рисунке 14, 15 и в приложении 8, 9.
На сегодняшний день сеть ОАО «Сбербанка России» на территории Омской области растет с каждым годом, так, например, в настоящее время на региональном рынке количество банкоматов Сбербанка России составляет 1440 штук, а установленных терминалов — 7655.
Омское отделение Западно-Сибирского банка ОАО «Сбербанка России» сотрудничает с рядом крупных предприятий региона, так, например, ЗАО ГК «Титан», НПО «Мостовик», ОАО «Газпром нефть», ОАО «ОмскВодоканал», Омский филиал ОАО «Сибирьтелеком» и многими другими.
Среди основных внутренних нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Омского отделения № 8634, и определяющих порядок проведения операций выделяются:
· Нормативно-правовые акты, определяющие порядок проведения операций;
· Устав Банка, утвержденный годовым Общим собранием акционеров 31 мая 2013 года;
· Кодекс корпоративного управления Сбербанка России Утвержден годовым общим собранием акционеров, июнь 2002 г.;
· Положение о Наблюдательном совете Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российского Федерации (открытого акционерного общества) (С учетом изменений и дополнений, утвержденных годовыми общими собраниями акционеров 21 июня 2002 г., 18 июня 2004 г. и 16 июня 2006 г.);
· Положение о комитетах Наблюдательного совета от 20 сентября 2013 г. (Протокол от 20.09.2013 г. № 126);
· Положение о Правлении (Протокол № 23 от 04.06.2010 г.);
· Регламент предоставления кредитов юр.л. и ИП (редакция 5) с учетом изменений № 18 от 06.11.2013 г. Москва 2013 г. (утвержден Комитетом ОАО «Сбербанка России» по предоставлению кредитов и инвестиций от 30.06.06 г. Протокол № 432 § 8);
· Регламент № 1948 кредитования клиентов сегмента «Малый бизнес» Сбербанком России и его филиалами по продуктам, предоставляемыми на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности. Москва, 2010 г.;
· Правила кредитования физических лиц учреждениями Сбербанка России № 229−3-р;
· Регламент предоставления кредитов юридическим лицам Сбербанком России и его филиалами № 285−5-р;
· Правила платежной системы Сбербанк 2013 г.
На основании ниже перечисленных лицензий Банк реализует свою политику (см. табл. 8).
Таблица 8
Виды лицензий Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанка России» по состоянию на 01.10.2013 г.
Наименование филиала | Участие банка в системе страхования вкладов | Виды лицензий на осуществление банковской деятельности | |||||||
Небанковские | Со средствами в рублях с юридическими лицами | Привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях | Со средствами и в рублях и в иностранной валюте с юридическими лицами | Привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и в иностранной валюте | Генеральная | С драгоценными металлами | |||
Омское отделение № 8634 ОАО «Сбербанка России» | V | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | V | V | |
В связи с тем, что основной деятельностью Банка является кредитная политика, которая сопряжена усложнениями банковских операций, а также увеличением их объемов, что приводит к появлению такого банковского риска как операционный риск.
Можно также отметить, что интерес к операционному риску возрастает по мере его увеличения (см. рис. 17).
Поскольку не раскрывается величина операционного риска в публикуемой отчетности, нами был произведен самостоятельный расчет уровня операционного риска на 2012 и 2013 года (см. табл. 9) на основе методики Центрального Банка России.
Таблица 9 Расчет величины операционного риска в Сбербанке России | ||||||||||||
Банк | На 1 окт. След. года | Валовый доход (млн.руб.) | Величина чистых процентных доходов стр. 3 ф 409 807 (млн.руб.) | Величина чистых не процентных доходов (млн.руб.) | сумма стр. 6, 9, 11, 12, 17 ф 409 807 (млн.руб.) | стр. 6 ф 409 807 (млн.руб.) | стр. 9 ф 409 807 (млн.руб.) | стр.11ф 409 807 (млн.руб.) | стр. 12 ф 409 807 (млн.руб.) | стр. 17 ф 409 807 (млн.руб.) | стр. 13 ф 409 807 (млн.руб.) | |
Сбербанк | 694 923 | 694 923 | — 573 938 | 194 172 | 8 405 | 8 759 | 3 960 | 159 875 | 13 173 | 15 129 | ||
575 826 | 575 826 | — 750 964 | 152 798 | — 2 004 | 2 800 | 3 529 | 134 286 | 12 183 | 8 710 | |||
502 833 | 502 833 | — 290 516 | 135 008 | 1 634 | — 14 837 | 1 420 | 118 504 | 13 451 | 6 562 | |||
499 894 | 499 894 | — 353 049 | 123 840 | 1 049 | 6 512 | 104 895 | 11 211 | 4 324 | ||||
Банк | На 1 окт. След. года | сумма по симв. ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 102 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 103 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 301 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 302 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 304 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 17 305 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 22 203 ф 409 102 (млн.руб.) | стр. 24 103 ф 409 102 (млн.руб.) | ||
Сбербанк | 752 981 | 1 482 | 750 957 | |||||||||
895 052 | 5 052 | 889 602 | ||||||||||
418 962 | 2 932 | 415 694 | ||||||||||
472 565 | 1 367 | 470 965 | ||||||||||
Сумма Дi | n | Op | ||||||||||
1 578 553 | 78 928 | |||||||||||
1 773 582 | 88 679 | |||||||||||
Рассматривая размер операционного риска в динамике, на примере, ОАО «Сбербанка России» можно отметить его увеличение за 2013 год на 10 млн руб. или на 12, 4%.
Рис. 17. Динамика изменения размера операционного риска ОАО «Сбербанка России» на 2012;2013 г. г.
Анализируя показатели, позволяющие произвести расчет операционного риска, можно увидеть, что росту данной тенденции способствовали следующие моменты:
· увеличение валового дохода на 119 097 млн руб. или 20,7%;
· не включение в расчет операционного риска показателя «величины чистых непроцентных доходов», в силу того, что он показал отрицательное значение.
Необходимо отметить, что Сбербанк постоянно совершенствует элементы СУОР, включая информационные системы, процедуры и технологии на основе информации о реализованных рисках, с учетом поставленных стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в мировой практике в части управления рисками.
В Банке разрабатываются и внедряются информационные системы, позволяющие своевременно идентифицировать, анализировать, оценивать, управлять и контролировать операционные риски.
Так, например, в 2011 году Сбербанком был проведен открытый конкурс по выбору программной платформы для системы управления операционным риском, в результате которого выбрана платформа SAS OpRisk Management, используемая ведущими мировыми финансовыми институтами.
Она помогает оценить подверженность операционному риску и распределить капитал соответствующим образом. Однако данная система построена на специфики зарубежных стран, что, в свою очередь, не совсем корректно полностью использовать ее при оценке операционного риска. Отсюда в качестве рекомендации может служить разработка собственного метода оценки с учетом российской специфики, а также с учетом особенностей самой кредитной организации.
3. Развитие банковских технологий в ОАО «Сбербанке России»
сбербанк акционер кредитный операционный
В соответствии с принятой стратегией Сбербанк продолжил работу по трансформации технологической платформы в целях более полного удовлетворения запросов клиентов и обеспечения стабильности бизнес-процессов. Основная работа велась в направлении развития ИТ-платформ, автоматизации бизнес-процессов, переформатирования филиальной сети и централизации функций бэки мидлофисов .
В 2012 году были достигнуты значительные результаты в направлении развития информационных технологий, а именно:
1. В области обще банковских проектов произошли следующие изменения: раскрытие информации в соответствии с требованиями «Базель 2»; перевод функций по управлению персоналом в централизованную ERP-систему на базе SAP; была внедрена система управления кассовой ликвидностью на базе программного продукта OptiCash/OptiNet, что позволило сократить издержки на обеспечение наличного денежного обращения; организована централизованная закупка компонентов ИТ — инфраструктуры, которая значительно сократила расходы Банка: в территориальных банках на 36% сокращены расходы на услуги операторов международной и междугородной связи и на 50% снижена стоимость закупки персональных компьютеров в регионах.
2. В области розничных ИТ — платформ: выпущены новые версии мобильных банковских приложений для владельцев наиболее популярных видов мобильных устройств; добавлен новый функционал: перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т. д.; в систему Интернет — банкинга включена услуга персонального финансового планирования, которая позволяет повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов;
3. Осуществлена интеграция каналов дистанционного обслуживания Сбербанка с системой Аэрофлота и это позволило предоставить клиентам удобный сервис по приобретению авиабилетов; внедрена новая услуга — перевод денежных средств через информационно-платежные терминалы Сбербанка для погашения кредитов, полученных в других банках; все основные подразделения были оборудованы системами управления электронной очередью с целью улучшения обслуживания клиентов; развитие карточного бизнеса сопровождалось развитием процессинговых технологий и ростом в 2012 году числа обслуживаемых банковских карт на 20,5 до 82,7 млн. карт. При этом среднее количество операций в день возросло до 28 млн., в пиковые моменты нагрузка достигала 40 тыс. операций в минуту, что позволило Банку существенно нарастить свои процессинговые мощности.
4. Сбербанк был удостоен следующих наград: Центр обработки данных (МегаЦОД) Сбербанка получил сертификацию международной организации The Uptime Institute по уровню надежности Tier III, означающую высокие показатели отказоустойчивости инженерной инфраструктуры, а также удостоен международной премии Green Enterprise IT Awards 2012 в номинации «Реализация инновационных технологий энергосбережения в инфраструктуре предприятия»; Сбербанк стал первой российской компанией, получившей награду Международной ассоциации управления проектами, а также лауреатом международной премии Enterprise Architecture Awards 2012, присуждаемой компанией Forrester Research.
5. В области повышение качества обслуживания и укрепление взаимоотношений с клиентами еще в 2011 году была запущенна масштабная программа переформатирования филиалов, целью которой является модернизация и улучшение филиальной сети Банка в российских городах. По итогам 2011 года модернизировали 872 филиала, а к 2012 году количество открытых отделений нового формата выросло более чем вдвое и составило 1941. Также в 2012 году был изменен подход к переформатированию филиалов, за счет внедрения методике анализа показателей филиалов на базе геомаркетинга, которая дает возможность оценить, какими параметрами должно обладать новое отделение, и более оптимально определить его расположение и формат. Промежуточные итоги программы переформатирования показали, что офисы нового формата развиваются очень быстро и после выхода на плановые показатели объемы операций в них в 1,5−3 раза превышают показатели до переформатирования.
6. В области корпоративного бизнеса: продолжилось развитие системы интернет-банкинга для корпоративных клиентов. Число клиентов системы Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн превысило 600 тыс. чел. — это более 60% от клиентской базы Банка. Автоматизированная система Сбербанк Корпор@ция предоставляет многофилиальным холдингам возможности по гибкому управлению ликвидностью; запущен продукт E-invoicing — услуга безбумажного юридически значимого электронного документооборота, которая включает отправку отчетности в государственные органы; разработан и внедрен новый продукт СМС — эквайринг, который позволяет продавцам своевременно получать оплату за свои услуги через СМС — сообщения без предъявления клиентом банковской карты.
7. В целях успешной реализации Стратегии развития Сбербанка России до 2014 года ставятся следующие перспективы развития:
· В области финансов Банк планирует обеспечить высокую финансовую результативность за счет устойчивого развития бизнеса, повышения эффективности управления расходами и эффективного управления рисками;
· В части работы с клиентами Банк планирует сконцентрировать усилия на дальнейшем развитии отношений с клиентами, повышении доходности на одного клиента, увеличении количества продуктов на одного клиента, диверсификации ресурсной базы и создании предпосылок для выхода на новые рынки;
· Приоритетными задачами по процессам и технологиям станут повышение надежности, рост производительности и совершенствование систем. Банк реализует ряд критически важных проектов для создания основы развития новых технологий. Это унификация ИТ — платформ и процессов, консолидация ИТ — инфраструктуры, построение мультиканальной модели, создание технологической основы для анализа больших массивов данных, дальнейшее развитие цифровых технологий.
Приложения
Приложение 1
Диаграмма структуры филиальной сети ОАО «Сбербанка России»
Рис. 2. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка России» за 2012гг., шт.
Рис. 3. Структура филиальной сети ОАО «Сбербанка России» за 2011гг., шт.
Приложение 2
Диаграмма рейтинга банков по кредитному портфелю на 2013 г.
Рис. 5. Рейтинг банков по кредитному портфелю на 1 октября 2013 года
Приложение 3
Диаграмма рейтинга российских банков по депозитному портфелю на 2013 г.
Рис. 6. Рейтинг банков по депозитному портфелю на 1 октября 2013 года
Приложение 4
Таблица 1
Основные функции структуры управления ОАО «Сбербанка России»
Наименование элемента структуры управления | Основные задачи (функции) | ||
Общее собрание акционеров | принимает решения по основным вопросам деятельности банка (напр., реорганизация и ликвидация банка, внесение изменений и дополнений в Устав Банка, избрание членов Наблюдательного совета и т. п.). | ||
Ревизионная комиссия | проверяет соблюдение Банком законодательных и других актов, регулирующих его деятельность, постановку внутреннего контроля в Банке, законность совершаемых операций, дает оценку достоверности данных, включаемых в годовой отчет и содержащихся в годовой бухгалтерской отчетности Банка. | ||
Наблюдательный совет | определение приоритетных направлений деятельности Банка, назначение членов Правления и досрочное прекращение их полномочий, решение вопросов созыва и подготовки Общих собраний акционеров и рекомендаций по размеру дивиденда по акциям, периодическое заслушивание отчетов Президента, Председателя Правления Банка о деятельности Банка. | ||
Комитеты Наблюдательного совета | Комитет по аудиту | осуществляет предварительную оценку кандидатов в аудиторы Банка, рассматривает заключения аудитора и Ревизионной комиссии, оценивает эффективность процедур внутреннего контроля Банка, предварительно рассматривает годовую финансовую отчетность Банка и др. | |
Комитет по кадрам и вознаграждениям | вырабатывает принципы и критерии определения размера вознаграждения членов Наблюдательного совета и исполнительных органов Банка, подготавливает предложения по определению существенных условий договоров с членами Наблюдательного совета и исполнительных органов Банка, оценивает деятельность членов исполнительных органов Банка. | ||
Комитет по стратегическому планированию | осуществляет предварительное рассмотрение вопросов, касающихся стратегического управления деятельностью Банка, в целях повышения эффективности его деятельности в долгосрочной перспективе. | ||
Правление, Президент, Председатель Правления | предварительно обсуждает все вопросы, подлежащие рассмотрению общим собранием акционеров и Наблюдательным советом Банка, определяет политику Банка в сфере управления рисками и в других областях деятельности, обсуждает отчеты руководителей подразделений центрального аппарата Банка и руководителей территориальных банков об итогах деятельности, организует внедрение в практику работы Банка наиболее прогрессивных банковских технологий, осуществляет реализацию проектов по комплексной автоматизации банковских работ, обеспечивает создание современной банковской инфраструктуры, а также решает текущие и другие вопросы деятельности Банка. | ||
Комитеты Банка | Комитет по корпоративному бизнесу | обеспечивает реализацию Стратегии развития Банка в части обслуживания корпоративных клиентов (крупнейших, крупных, средних корпоративных клиентов и предприятий малого и микро бизнеса). | |
Комитет по предоставлению кредитов и инвестиций | осуществляет совершенствование и обеспечение реализации кредитной политики Банка. | ||
Комитет по проблемным активам | обеспечивает эффективную деятельность Банка по урегулированию проблемной задолженности. | ||
Комитет по розничному бизнесу | обеспечивает реализацию политики Банка в области кредитования физических лиц. | ||
Комитет по управлению активами и пассивами | обеспечивает реализацию Стратегии развития Банка в части управления активами и пассивами, управления риском ликвидности и рыночными рисками. | ||
Комитет по реализации Стратегии развития | осуществляет обеспечение своевременной и качественной реализации в Банке стратегических программ и проектов; организацию, планирование и координацию проектной деятельности Банка. | ||
Комитеты Банка | Комитет по процессам и технологиям | обеспечивает реализацию Стратегии развития Банка в части развития процессов и технологий. | |
Комитет по вопросам управления персоналом | обеспечивает реализацию Стратегии развития Банка в части управления персоналом. | ||
Комитет по управлению дочерними и зависимыми обществами | обеспечивает решения задач, поставленных Банком перед дочерними и зависимыми обществами ОАО «Сбербанк России». | ||
Комитет по урегулированию конфликтов интересов | осуществляет предотвращение и урегулирование конфликтов интересов, возникающих на уровне Банка, а также конфликты интересов, которые не были разрешены соответствующими Комитетами в филиалах Банка. | ||
Комитет по рискам Группы | обеспечивает разработку, реализацию и совершенствование стратегии и политики в области управления всеми рисками, присущими деятельности Группы ОАО «Сбербанк России». | ||
Комитет по рискам трейдинга | обеспечивает реализацию Стратегии развития Банка в части управления рисками операций на финансовых рынках. | ||
Коллегия Банка | обсуждение стратегических вопросов развития Банка и выработка оптимальных решений, учитывающих региональные особенности деятельности Банка. | ||
Подразделения центрального аппарата, территориальные банки и зарубежные подразделения | |||
Приложение 5
Таблица 3 Бухгалтерский баланс на 2012 и 2011гг.
Наименование статьи | Данные за 2012 г. | Удельный вес,% | Данные за 2011 г. | Удельный вес,% | Изменение, тыс.руб. | Тепм роста, % | |
АКТИВЫ | |||||||
Денежные средства | 725 051 773 | 5,3 | 492 880 738 | 4,7 | 232 171 035 | 47,1 | |
Средства кредитных организаций в ЦБ РФ | 381 207 927 | 2,8 | 151 196 647 | 1,5 | 230 011 280 | 152,1 | |
Обязательные резервы | 122 373 578 | 0,9 | 99 392 457 | 1,0 | 22 981 121 | 23,1 | |
Средства в кредитных организациях | 81 464 392 | 0,6 | 38 443 527 | 0,4 | 43 020 865 | 111,9 | |
Финансовые активы, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток | 101 883 985 | 0,8 | 23 528 226 | 0,2 | 78 355 759 | 333,0 | |
Чистая ссудная задолженность | 9 772 750 284 | 72,0 | 7 658 870 942 | 73,5 | 2 113 879 342 | 27,6 | |
Чистые вложения в ценные бумаги и другие финансовые активы, имеющиеся в наличии для продажи | 1 541 630 850 | 11,4 | 1 140 033 047 | 10,9 | 401 597 803 | 35,2 | |
Инвестиции в дочерние и зависимые организации | 281 233 360 | 2,1 | 94 030 603 | 0,9 | 187 202 757 | 199,1 | |
Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые до погашения | 361 861 978 | 2,7 | 417 065 553 | 4,0 | — 55 203 575 | — 13,2 | |
Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы | 438 028 479 | 3,2 | 370 948 267 | 3,6 | 67 080 212 | 18,1 | |
Прочие активы | 177 874 551 | 1,3 | 126 452 216 | 1,2 | 51 422 335 | 40,7 | |
Всего активов | 13 581 754 219 | 100,0 | 10 419 419 163 | 100,0 | 3 162 335 056 | 30,4 | |
ПАССИВЫ | |||||||
Кредиты, депозиты и прочие средства Центрального банка Российской Федерации | 1 367 973 939 | 11,5 | 565 388 335 | 6,2 | 802 585 604 | 142,0 | |
Средства кредитных организаций | 605 450 003 | 5,1 | 477 466 955 | 5,2 | 127 983 048 | 26,8 | |
Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями | 9 462 176 277 | 79,3 | 7 877 197 651 | 86,4 | 1 584 978 626 | 20,1 | |
Вклады физических лиц | 6 288 049 613 | 52,7 | 5 522 845 516 | 60,6 | 765 204 097 | 13,9 | |
Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток | 25 965 548 | 0,2 | 0,0 | 25 965 548 | |||
Выпущенные долговые обязательства | 331 891 304 | 2,8 | 87 222 883 | 1,0 | 244 668 421 | 280,5 | |
Прочие обязательства | 115 477 162 | 1,0 | 85 195 233 | 0,9 | 30 281 929 | 35,5 | |
Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и операциям с резидентами оффшорных зон | 21 323 838 | 0,2 | 26 305 667 | 0,3 | — 4 981 829 | — 18,9 | |
Всего обязательств | 11 930 258 071 | 100,0 | 9 118 776 724 | 100,0 | 2 811 481 347 | 30,8 | |
ИСТОЧНИКИ СОБСТВЕННЫХ СРЕДСТВ | |||||||
Средства акционеров (участников) | 67 760 844 | 4,1 | 67 760 844 | 5,2 | 0,0 | ||
Собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (участников) | 0,0 | 0,0 | |||||
Эмиссионный доход | 228 054 226 | 13,8 | 228 054 226 | 17,5 | 0,0 | ||
Резервный фонд | 3 527 429 | 0,2 | 3 527 429 | 0,3 | 0,0 | ||
Переоценка по справедливой стоимости ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи | 26 396 638 | 1,6 | — 26 013 504 | 2,0 | 52 410 142 | — 201,5 | |
Переоценка основных средств | 84 217 444 | 5,1 | 84 710 995 | 6,5 | — 493 551 | — 0,6 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) прошлых лет | 895 365 048 | 54,2 | 632 107 538 | 48,6 | 263 257 510 | 41,6 | |
Неиспользованная прибыль (убыток) за отчетный период | 346 174 519 | 21,0 | 310 494 911 | 23,9 | 35 679 608 | 11,5 | |
Всего источников собственных средств | 1 651 496 148 | 100,0 | 1 300 642 439 | 100,0 | 350 853 709 | 27,0 | |
ВНЕБАЛАНСОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | |||||||
Безотзывные обязательства кредитной организации | 2 573 818 494 | 2 057 720 135 | 516 098 359 | 25,1 | |||
Выданные кредитной организацией гарантии и поручительства | 882 103 667 | 643 334 969 | 238 768 698 | 37,1 | |||
Условные обязательства не кредитного характера | 2 557 660 | 747 324 | 1 810 336 | 242,2 | |||
Приложение 6
Таблица 5 Расчеты основных нормативов ликвидности ОАО «Сбербанка России» за 2011;2012гг.
Наименование показателя (тыс.руб.) | 2012 г. | 2011 г. | |
Лам | 1 399 405 749 | 1 117 001 389 | |
Овм | 3 110 679 449 | 2 857 770 395 | |
Овм* | 1 665 170 503 | 1 319 994 790 | |
Лат | 2 491 142 585 | 2 028 855 859 | |
Овт | 4 397 316 684 | 3 642 571 460 | |
Овт* | 2 085 760 531 | 1 718 973 744 | |
Крд | 6 246 481 293 | 5 024 376 242 | |
Ко | 1 679 091 089 | 1 515 779 758 | |
ОД | 2 392 140 411 | 2 182 963 004 | |
О* | 4 373 406 548 | 4 115 685 211 | |
Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) | 61,4 | 50,8 | |
Норматив текущей ликвидности банка (Н3) | 74,3 | 72,9 | |
Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) | 99,8 | 87,3 | |
Приложение 7
Таблица 6
Расчеты показателей рентабельности ОАО «Сбербанка России» за период 2011;2012гг.
Показатели | Норматив, % | 2012 г. | 2011 г. | |
Чистая прибыль | 344 415 915,00 | 321 891 079,00 | ||
Активы | 13 581 754 219,00 | 10 419 419 163,00 | ||
Источники собственных средств | 1 651 496 148,00 | 1 300 642 439,00 | ||
Рентабельность активов (ROA) | от 1 до 4% | 2,54 | 3,09 | |
Рентабельность акционерного капитала (ROE) | от 15 до 40% | 20,85 | 24,75 | |
Приложение 8
Таблица 7
Основные функции структурного подразделения Омского отделения № 8634
№ п/п | Наименование элемента структуры управления | Основные задачи (функции) | |
Управляющий отделением Меркулов И.А. | |||
Управление безопасности | Обеспечивает безопасное функционирование Сбербанка России (осуществление экономической и информационной безопасности Банка) и т. д. | ||
Управление по работе с персоналом | Подбор персонала и комплектование штата; Оценка персонала; Управление карьерным развитием персонала (организация и проведение тренингов, мероприятий по программам обучения и развития персонала) и т. д. | ||
Отдел внутреннего аудита | Обеспечение высокой эффективности системы внутреннего контроля банка, а также ее способности своевременно выявить и обеспечить адекватную реакцию на возможные ошибки, нарушения и упущения. | ||
Юридическое управление | Обеспечивает юридическое сопровождение: корпоративного и розничного процесса кредитования; открытия счетов и расчетно-кассового обслуживания; всех форм расчетов, соблюдение законодательства о платежной системе и требований Банка России о проведении безналичных расчетов; операций с использованием пластиковых карт, электронно-цифровой подписи; Проводит претензионно — исковую работу в Банке и т. д. | ||
Сектор по реализации ПСС | Эффективное и качественное ведение и реализация вверенных проектов; Осуществление сбора, анализа и консолидации информации в рамках запросов. | ||
Отдел по работе с проблемными активами юридических лиц | Осуществляет: анализ кредитного портфеля, выявление проблемных зон, порядка андеррайтинга, разработку и реализацию сложных схем возврата задолженности; Проводит переговоры с наиболее крупными проблемными клиентами; Организует взаимодействие и координацию работы филиалов, дополнительных офисов Банка при возникновении проблемной задолженности и т. д. | ||
Сектор маркетинга | Построение долгосрочных отношений между клиентом и банком; Проведение маркетинговых исследований и анализ рынка ЦА и т. д. | ||
Управление по работе с проблемной задолженностью | Осуществление проверки сведений: об участниках кредитной сделки, а также принадлежащим им имуществе; Осуществление выездов по месту фактического проживания/регистрации, а также по месту работы заемщиков/поручителей и др. участников кредитной сделки; Проведение переговоров с заемщиком по выбору метода и согласование условий досудебного погашения и т. д. | ||
Административное управление | Организация и проведение рекламных компаний; Составление и предоставление отчетности по направлениям деятельности отдела; Проведение культурных и социальных мероприятий; Ведение делопроизводства; Проведение и организация работ по ремонту и поддержанию зданий и сооружений отделения и его филиалов и т. д. | ||
Отдел кассовой работы | Порядок совершения кассовых операций с драгоценными металлами в хранилищах; Порядок завершения операционного дня структурного подразделения Сбербанка России по обслуживанию физ. лиц; Порядок совершения кассового обслуживания в ВСП и т. д. | ||
Отдел инкассации | Обеспечивает организацию мониторинга специального автотранспорта и обработки информации; Обеспечивает инкассацию и перевозку ценностей; Осуществляет сопровождение договоров и организацию инкассации и т. д. | ||
Управление информационных технологий | Обучение операционно-кассовых работников в части работы с оборудованием; Подготовка предложений по проведению необходимых мероприятий; Поддержание в актуальном состоянии информации о состоянии банкоматной сети, предоставление отчетов; Качественная и своевременная установка обновлений ПО на банкоматах; Своевременное реагирование на устранение выявленных сбоев или поломок оборудования и т. д. | ||
Заместитель управляющего отделением Конев А.А. | |||
Управление продаж корпоративным клиентам | Основными задачами являются: проведение переговоров с региональными клиентами сегментов «крупный бизнес» и «средний бизнес»; участие в разработке стандартов по процессам организации продаж, а также планирование и оценке его эффективности; выполнение контрольных процедур в рамках планирования и мониторинга и т. д. | ||
Управления кредитования | Развитие и управление продуктовой линией; Участие в разработке мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества обслуживания клиентов; Рассмотрение документов заемщика и подготовка заключения на Кредитный комитет Банка; Привлечение других подразделений Банка к рассмотрению документов заемщика; Оформление кредитных документов; Периодическая проверка наличия и сохранности предмета залога, своевременная переоценка обеспечения и т. д. | ||
Отдел транзакционного бизнеса | Организация работы по развитию транзакционного бизнеса (РКО, депозиты, ценные бумаги, инкассация, валютный контроль); Распределение плановых заданий; Организация рекламных акций, контроль показателей развития бизнеса и т. д. | ||
Сектор развития и сопровождения корпоративного бизнеса | Сбор и обработка статистической и аналитической информации; Анализ и оценка рыночной ситуации; Разработка ключевых показателей эффективности бизнес — подразделений; Бизнес-планирование и т. д. | ||
Операционное управление в части развития корпоративного бизнеса | Организация работы филиала по развитию бизнеса с корпоративными клиентами; Обеспечение выполнения плановых показателей по корпоративному бизнесу; Организация и осуществление работы по сбору документов и подготовке материалов на Кредитный комитет; Привлечение корпоративных клиентов на кредитование и т. д. | ||
Операционно-кассовая работа в ВСП в части развития корпоративного бизнеса | Обеспечение качества обслуживания ВСП; Организационноадминистративное управление офисом банка; Внедрение и поддержание стандартов работы; Планирование и контроль графика работы сотрудников; Организация привлечения клиентов; Контроль выполнения установленных показателей операционного качества; Работа с корпоративными клиентами в части организации продаж их сотрудникам и т. д. | ||
Отдел по работе с залогами | Оценка рыночной/залоговой стоимости имущества и его ликвидности; Проведение постоянного мониторинга, анализа и систематизации информации по рынкам недвижимости, товаров и услуг в целях оперативного реагирования на его конъюнктуру; Осуществление деятельности по осмотру предлагаемого и принятого в залог имущества; Проверка правоустанавливающих документов; Структурирование залогового имущества; Взаимодействие с клиентами, страховой, сюрвейерской компаниями в части страхования и т. д. | ||
Заместитель управляющего отделением Амелина И.В. | |||
Отдел планирования, контроля и качества клиентского обслуживания физических лиц | Анализ и контроль выполнения бизнес-планов розничного блока на уровне ТБ, а также анализ конкурентной среды и рыночных позиций в региональном разрезе; Подготовка форм управленческой и статистической отчетности, контроль достоверности данных; Выполнение планов реализации ключевых розничных проектов и т. д. | ||
Управление обслуживания и продаж в сети ВСП для физических лиц | Руководство деятельностью персонала; Участие в проведении кадровой работы подразделений; Открытие/закрытие/пополнение/частичное снятие со вкладов и счетов, выдача наличных по картам; Прием заявлений на оформление новых карт, выдача карт клиентам; Консультации и оформление всех необходимых документов для оформления кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом и т. д. | ||
Отдел по работе с предприятиями | Основными задачами являются: Увеличение доли выдач жилищных кредитов на рынке ипотечного кредитования; Привлечение к сотрудничеству операторов рынка жилья — застройщиков, агентств недвижимости региона; Построение совместных продаж с аккредитованным партнером; Контроль выполнения плана продаж жилищных кредитов; Увеличение доли банка на рынке жилищного кредитования и в системе Сбербанка и т. д. | ||
Отдел удаленных каналов обслуживания | Координация работ по функциональному развитию удаленных каналов обслуживания Банка и процесса по разработке новых продуктов и услуг; Внедрение и обеспечение развития удаленных каналов обслуживания в филиальной сети Банка; Анализ рынка банковских услуг и возможности развития удаленных каналов обслуживания в местах расположения филиалов Банка и т. д. | ||
Операционное управление в части развития розничного бизнеса | Формирование развитие клиентской базы; Мотивация и наставничество сотрудников; Руководство деятельностью персонала; Участие в проведении кадровой работы подразделений; Организация работы и непосредственное участие в привлечении и удержании клиентов; Прием/выдача переводов и прием платежей физических лиц; Консультации потенциальных частных клиентов (вклады, карты, переводы, платежи, чеки); Разработка схемы обслуживания клиентов, контроль за его качеством, а также организация мероприятий направленных на повышения качества обслуживания клиентов и т. д. | ||
Операционно-кассовая работа в ВСП в части развития розничного бизнеса | Обеспечение выполнения бизнес — показателей и нормативов филиальной сети; Разработка системы планирования и контроля деятельности ВСП; Внедрение системы стандартов сервиса и деятельности; Организация работы по обслуживанию клиентов и т. д. | ||
Отдел по работе с партнерами | Основными задачами являются: увеличение продаж услуг торгового эквайринга, привлечение на обслуживание крупнейших клиентов, построение и координация взаимодействия между Головным офисом и филиальной сетью по организации продаж и т. д. | ||
Финансовое управление | Оперативный контроль финансовых ресурсов с целью их эффективного использования; Контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов Комплексный экономический и финансовый анализ деятельности; Разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами, снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности. | ||
Депозитарий | Осуществление депозитарного учета: ведение и хранение регистров депозитарного учета, проведение операций по счетам ДЕПО, составление отчетов по итогам операций, оформление кассовых документов для внесения и выдачи сертификатов ценных бумаг; Взаимодействие с депонентами: заключение и ведение депозитарных договоров, прием, проверка, выдача документов, проведение операций, расчет депозитарных комиссий, оформление счетов; Взаимодействие с депозитариями, реестродержателями: оформление пакета документов для открытия счетов и т. д. | ||
Отдел по обслуживанию на финансовых рынках | Выстраивание механизма продаж банковских продуктов, связанных с операциями на финансовых рынках; Реализация клиентам структурных продуктов на финансовых рынках; Прием заявок и распоряжений от клиентов на проведение операций на финансовых рынках; Исполнение функций налогового агента по операциям с ценными бумагами в соответствии с регламентами ОАО «Сбербанк России»; Текущий анализ и прогноз развития ситуации на финансовом рынке для обеспечения эффективности проводимых операций. | ||
Отдел управления филиальной сетью | Разработка предложений по развитию региональной инфраструктуры; Административное управление и контроль за работой филиальной сетью; Внедрение бизнес процессов «головная компания — филиал», бизнес планирование и обеспечение выполнения бюджета филиальной сетью; Анализ результатов деятельности филиалов и подготовка предложений руководству; Методическое обеспечение деятельности филиальной сети и создание процесса коммуникаций между подразделениями и головным офисом. | ||
Приложение 9
Организационная структура Омского отделения № 8634 ОАО «Сбербанк России»