Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление развитием региона на основе эффективного использования экономических ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизнедеятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ^
  • ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
    • 1. 1. Организационно-экономические аспекты управления экономическим развитием региона
    • 1. 2. Региональные особенности формирования и использования бюджетных ресурсов
    • 1. 3. Зарубежный опыт регулирования бюджетных отношений
  • ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНОВ
    • 2. 1. Индикативный анализ социально-экономического развития территорий
    • 2. 2. Региональная асимметрия в экономическом развитии регионов
    • 2. 3. Организация управления региональными бюджетными средствами
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 3. 1. Реструктуризация организационно-информационной системы управления регионом
    • 3. 2. Реформирование бюджетных отношений на региональном и местном уровнях
    • 3. 3. Оценка экономического состояния и эффективности управления региональной’экономикой '

Управление развитием региона на основе эффективного использования экономических ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Все более расширяющийся процесс регионализации экономики объективно предопределяет перемещение центра тяжести в решении многих вопросов, в значительной степени касающихся условий обеспечения жизнедеятельности населения, на уровень территорий. Возможность эффективного регулирования процесса социально-экономического развития отдельных административных образований находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов территорий, основной составляющей которых являются бюджетные ресурсы.

Распределение и перераспределение бюджетных ресурсов осуществляется в рамках системы межбюджетных отношений, состояние которой в настоящее время характеризуется наличием целого ряда проблем, обусловленных недостаточной их гибкостью. Неурегулированность межбюджетных отношений является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в системе «федеральный центр — регион — местные образования», где противоречия во взаимоотношениях федерального и региональных, региональных и местных бюджетов не позволяют в полной мере реализовывать функциональную ответственность за жизнеобеспечение и развитие территории. В последние годы предпринимался ряд попыток повысить эффективность управления финансовыми потоками, но на практике их результативность оказалась невысокой.

Данные обстоятельства предопределяют необходимость реформирования механизма управления бюджетными ресурсами региона и обусловливают актуальность темы диссертационного исследования, ее научную новизну и практическую значимость.

Степень разработанности проблемы. Интерес к теоретическому осмыслению проблемы эффективного использования экономических ресурсов Э в целом и бюджетных, в частности, в Российской Федерации значительно актуализировался в последнее десятилетие 20-го века. Различные аспекты этой проблемы нашли отражение в работах Е. Н. Андреевой, А. Г. Игудина, В.Н. Щ Лексина, Н. С. Максимовой, Б. З. Мильнера, М. М. Минченко, JI.H. Павловой, С. Е. Прокофьева, О. С. Пчелинцева, А. В. Улюкаева, С. Н. Хурсевича, А. Н. Швецова, А. Г. Шеремета, Е. С. Стоянова, В. В. Ковалева и ряда других авторов. Тем не менее, проблема повышения эффективности управления экономическими ресурсами, особенно на региональном уровне не получила окончательного разрешения. Наименее изученными являются вопросы управления бюджетными средствами. Фундаментальным исследованиям данной проблемы посвящены труды Д. Доллана, М. Миллера, М. Прукока, Д. Гарне-ра, Р. Оуэна, Е. Бригхема, Р. Холта, М. Бромвича.

Данное обстоятельство позволяет исследовать эту проблему с позиции новых подходов.

Вышеизложенное и предопределило выбор темы диссертационной работы, ее цель, задачи, предмет и объект исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования Ф является совершенствование механизма управления экономикой региона и обоснование направлений эффективного использования бюджетных ресурсов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— исследовать организационно-экономические основы управления экономическим развитием региона в современных условиях;

— провести сравнительный анализ особенностей территориального управления бюджетными ресурсами в отечественной и зарубежной практике;

— исследовать зависимость социально-экономического развития региона от организации управления бюджетными ресурсами и бюджетной обеспеченности;

— обосновать необходимость и направления реформирования системы управления экономикой и бюджетными ресурсами на региональном и местном уровнях;

— разработать стратегию регионального управления экономикой, • обеспечивающую эффективное использование бюджетных ресурсов;

— разработать методику оценки эффективности управления региональной экономикой.

Объектом исследования является система управления социально-экономическим развитием региона, его экономические ресурсы и эффективность их использования.

Предметом исследования выступают экономические отношения в региональных системах управления и основные направления рационального использования бюджетных ресурсов.

Методологическую и информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по региональной экономике, Законы РФ, постановления Правительства РФ и другие нормативные документы.

В качестве исходной информации в диссертации использовались ма-Ъ териалы Госстата РФ, Министерства экономики, Министерства финансов, ЦБ РФ, а также статистические материалы территорий Приволжского федерального округа, Нижегородской, Волгоградской и других областей.

Для решения конкретных задач исследования применялись методы экономического анализа, моделирования, экспертных оценок, а также системы компьютерных информационных технологий.

Новые научные результаты диссертационной работы могут быть определены следующими положениями:

— обоснована необходимость формирования новых подходов к управлению экономикой региона, а также возрастающая роль бюджета в реализации регионального управления;

— показана прямая зависимость состояния экономики регионов от эффективности управления бюджетными ресурсами;

— сформулирована модель поэтапной реструктуризации организационно-информационной системы по уровням управления;

— обоснованы положения концепции повышения эффективности бюд.

• жетного взаимодействия на региональном и местном уровнях;

— разработана методика оценки эффективности управления региональной экономикой.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные научные выводы и сформулированные предложения направлены на реформирование механизма управления экономическими ресурсами региона и разрешение противоречий в экономических и бюджетных отношениях системы «федеральный центр — регионы — муниципальные образования». Сформулированные в работе концепция поэтапной реструктуризации управления, модель формирования и реализации стратегии управления территорией могут быть использованы в практической деятельности на различных уровнях управления.

Апробация работы. Предложения по реструктуризации системы управления региональной экономикой и повышению эффективности исполь.

• зования бюджетных ресурсов реализованы в деятельности органов управления Нижегородской и Волгоградской областей. Методика оценки эффективности управления бюджетными средствами территории прошла апробацию в Балахнинском районе Нижегородской области.

Основные результаты и выводы диссертационного исследования опубликованы в 6 научных работах, общим объемом 2,85 п.л. и докладывались на научно-практических конференциях и семинарах.

Отдельные положения диссертации используются в учебном процессе Волго-Вятской академии государственной службы и Волжской государственной академии водного транспорта.

Структура работы. Цель и задачи, поставленные в исследовании, определили структуру диссертационной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Исследование, выполненное в диссертационной работе, подтвердило правильность поставленных задач в необходимости повышения эффективности управления экономическими ресурсами региона.

Проведенные рядом отечественных и зарубежных авторов исследования различных аспектов проблемы регионального управления вносят существенный вклад в теорию и практику управления природными и экономическими ресурсами, однако, они не выделяют и не отражают в полной мере специфику управления бюджетными ресурсами на региональном уровне.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость обоснования новых теоретических подходов к решению проблемы управления развитием региона вообще и бюджетными средствами в особенности, а также разработки стратегии повышения эффективности регионального управления и практических мер по реализации этой стратегии.

Выполненное автором исследование позволило обосновать ряд обобщающих научных положений и практических выводов.

1. Возрастание роли региональных органов управления в решении проблем экономического и социального развития территорий на основе повышения эффективности использования экономических ресурсов.

2. Одним из главных рычагов регулирования региональной экономики являются экономические ресурсы, важнейшей составляющей которых выступают бюджетные ресурсы, имеющие трехуровневую структуру. Низкая эффективность управления экономическими ресурсами и, прежде всего, бюджетно-финансовыми, является одной из причин асимметрии в развитии регионов.

3. Отношения между различными уровнями бюджета, формирующиеся в ходе бюджетного процесса в условиях экономического кризиса характеризуются наличием значительных деформаций, выражающихся в разбалан-сировании бюджетной системы как по вертикали, так и по горизонтали.

4. Наличие многих противоречий в организации межбюджетных отношений и низкая результативность предпринимаемых попыток их разрешения требуют новых подходов к управлению бюджетными ресурсами.

5. Эффективные преобразования возможны только на основе поэтапного системного подхода, предполагающего реструктуризацию организационно-информационной системы федерального управления и органов управления на региональном и местном уровне в комплексе.

6. Важным направлением реструктуризации системы управления бюджетными средствами является ее реформирование на основе системы единого счета бюджета. Переход на систему единого счета бюджета обеспечит реальные предпосылки повышения оперативности и достоверности информации, а в конечном итоге позволит принимать эффективные решения.

7. Особое место в ряду проблем регионального управления занимает несовершенство методики трансфертной поддержки регионов, реализация которой на практике усугубляет социально-экономическое неравенство территорий.

Разработанный в диссертации подход исходит из нормативной потребности регионов в бюджетных средствах в соответствии с их расходными полномочиями и с учетом специфики территории. Это создает предпосылки к инициированию по обеспечению финансовой самодостаточности регионов.

8. Решение территориальных проблем не может быть обеспечено без урегулированности отношений между региональными и местными бюджетами, слабость доходной базы которых делает их зависимыми от финансовой поддержки бюджетов вышестоящего уровня.

9. Предложенный в диссертации подход к организации бюджетного процесса на субрегиональном уровне определяет порядок установления отчислений от регулирующих доходных источников и распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований на объективной и долговременной основе.

10. Процесс регионального управления обусловливает необходимость формирования адекватной стратегии развития, модель разработки и реализации которой предложена в диссертации.

11. Реализация разработанных в диссертации мер требует оценки их результативности. Предложенная методика оценки экономического состояния и эффективности управления региональной экономикой позволяет определить уровень развития территорий, а также прямой и косвенный экономический эффект от реализации комплекса организационно-экономических мер.

Апробация предлагаемых методов и подходов дает основания для вывода о целесообразности расширения сферы их использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г., Шнипер Р. И. Методологические положения разработки крупных территориальных программ. Новосибирск: Наука, 1986.
  2. С.В. Совершенствовать процессы формирования территориальных бюджетов.//Финансы 1993 — № 11 — с. 7−13.
  3. В. Финансовая система России.//Экономика и жизнь 1995 -№ 39 — с. 4.
  4. Е., Лексин В., Ситников А., Швецов А. Региональные бюджетно-налоговые системы.//Российский экономический журнал 1994 — № 1, 1993 -№ 12.
  5. Л.Н. Бюджет области в новых условиях//Финансы 1994 -№ 6-с. 16−21.
  6. И.В. Введение в экономику региона//Издательство ВВАГС г. Н.Новгород — 1999 г., часть 1, 2, 3.
  7. Ю.М. Финансы местного самоуправления: шведский опыт//Финансы 1998 — № 4 — с. 17−19.
  8. М.К., Зайцев И. Ф., Шнипер Р. И. и др. Размещение и территориальная организация производительных сил (материалы к основам законодательства Российской Федерации)//Регион: Экономика и социология. Новосибирск. 1994. № 2.
  9. Батура С. О совершенствовании формирования региональных бюджетов и бюджетов крупных городов .//Финансовый бизнес.- 1994 № 8 — с. 6−9.
  10. Ю.А. Бюджет и финансы города.//Финансы 1993 — № 1 — с. 69.71.
  11. Н. О бюджетных взаимоотношениях в регио-не.//Финансы 1994 — № 8 — с. 23−25.
  12. О.В. Становление Российской модели бюджетного федера-лизма//Вопросы экономики 1995 — № 8 — с. 30−40.
  13. А.В. Организационные принципы Российской налоговой системы//Финансы -1998 -№ 3-е.33−35.
  14. Е.В. Совершенствовать систему бюджетно-налогового фе-дерализма.//Финансы 1998 — № 11 — с. 3.
  15. Бюджет и бюджетное финансирование. Сборник нормативных документов.- М: Финансы 1994 — с. 208.
  16. Э.А. Финансы как стоимостная категория. М: «Финансы и статистика"-1985 г.
  17. Вопросы формирования нормативной базы финансирования социально-значимых расходов из бюджетов субъектов РФ//Академия бюджета и казначейства (Антонова П.И., Ляпунова Г. В., Самаруха В. И. и др.) М: 1999 — с. 36−43.
  18. В.В., Матвеев А. Н., Свинцова А. П., Самохвалова И. В. Методические подходы к формированию социальных расходов бюджета Ямало-ненецкого автономного округа.//Финансы 1998 — № 6 — с. 19−21.
  19. В. Федерализм и бюджет//Диалог 1995 — № 7 — с. 7−12.
  20. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных от-ношений//Финансы 1999 — № 6 — с. 27−30.
  21. Государственное регулирование развития экономики регионов//? АТС при президенте РФ Мокроносов А. Г., Разорвин И. В. и др., Екатеринбург- 1998−432 с.
  22. А., Масакова И., Зайцева Ю. Валовой региональный продукт как индикатор дифференциации экономического развития регио-нов//Вопросы статистики. 1998. № 8.
  23. А.Г., Штульберг Б. М. и др. Оценка потенциальных очагов региональных кризисных ситуаций. М.: СОПСи ЭС, 1997.
  24. JI.C., Садков В. Г. Межбюджетные отношения и методические основы определения размеров региональных бюджетов//Финансы 1997 — № 6 — с. 16−18.
  25. JT.A. Проблемы формирования местных бюдже-тов.//Финансы 1992 — № 7 — с. 3−6.
  26. Закон РФ «О принятии Бюджетного кодекса» введен 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  27. Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» принят 10.09.1997 № 126-ФЗ.
  28. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР"//опубликован в Российской газете 1991 06.09.1991.
  29. JI.A. Приоритеты региональной экономики. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1998.
  30. А.Г. Нормативно-долевой метод межбюджетных отношений: первые итоги и перспективы ./Финансы 1996 — № 8 — с. 9−14.
  31. А.Г. О принципах реформирования межбюджетных отношений в РФ//Финансы 1998 — № 8 — с. 6−8.
  32. А.Г. Почему не снижается острота противоречий в межбюджетных отношениях//Финансы 1998 — № 2 — с. 9−12.
  33. И., Озанда М. Французский опыт смешанной экономики. Париж: Генеральный комиссариат планирования, 1992.
  34. В. Бюджетный федерализм и местное самоуправле-ние.//Финансы 1995 — № 6 — с. 6−9.
  35. Ф.И., Кушникова И. А., Чернова Л. С. Макроэкономическая оценка ресурсного потенциала субъектов России//Проблемы прогнозирования -1999-№ 5-с. 49−63.
  36. Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 2001 годах//одобрена постановлением Правительства РФ-30.07.1998-№ 862.
  37. А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилиза-ция.//Вопросы экономики —1995 № 8 — с. 21−29.
  38. A.M., Христенко В. Б. Новый этап реформы межбюджетных отношений//Финансы 1998 — № 12 — с. 3−9.
  39. В.Н. Территориальное развитие. Методология и опыт регулирования. Спб.: Наука, 1996.
  40. К.Э., Шаромова В. В. Место и роль налоговой политики в совершенствовании межбюджетных отношений.//Финансы 1998 — № 6 — с. 1214.
  41. В.Н., Швецов А. Н. Бюджет и межбюджетные отношения: Системная модернизация российской модели бюджетного федерализма. Концепция и рекомендации. М.: ГУ ВШЭ, 1999.
  42. В., Швецов А. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития//Российский экономический журнал 1994 — № 5 — с. 64.
  43. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения//Российский экономический журнал 1994 — № 10-с. 23−25.
  44. В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения//Российский экономический журнал 1994 — № 11 — с. 34.
  45. В. Швецов А. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития.//М. УРСС 1997 -372 с.
  46. Н.В., Трунов С. А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований//Финансы 1997 — № 11 — с. 14.
  47. Ю. Российский федерализм: проблемы и реше-нияЮкономист —1995 № 6 — с. 11−23.
  48. Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в РФ//Финансы 1998 — № 6 — с. 5−8.
  49. В.М. Правовые и экономические аспекты взаимоотношений федерального центра и субъектов Российской Федерации. Методические материалы к курсам «Регионоведение» и «Система государственного управления». М.: Проект ТАСИС СМЕРУС 9503, 1998.
  50. Материалы коллегии министерства финансов РФ по исполнению федерального бюджета РФ за 1999 год// Москва, ИПЦ «Финпол» МФ РФ 2000 г.
  51. Межбюджетные отношения: Проблемы и пути решения//Финансы. Круглый стол МФ РФ подгот. Беляев Ю. А. М: 1999 — № 5 — с. 57.
  52. М.М., Пчелинцев О. С. Как соединить в формуле для расчета трансфертов принципы выравнивания и стимулирования?//Финансы 1998 -№ 7-с. 21−22.
  53. В. Формирование федерального бюджета и межбюджетные отношения.//Финансы 1994 — № 6 — с. 3−10.
  54. В. Совершенствование механизма межбюджетных отноше-ний.//Финансы 1995 — № 9 — с. 3−6.
  55. Д. Германия «Налоговый пирог»//Новое время -1993 -№ 15-с. 32−33.
  56. И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулиро-вание//Финансы 1999 — № 10 — с. 17−20.
  57. Т.А. Теоретические аспекты взаимоотношений бюджетов в области формирования доходов//Финансы 1998 — № 8 — с. 10−14.
  58. Проблемы комплексного регионального развития России. Кн. 1 и 2. М.: СОПСиЭС, 1996.
  59. Л.И. «О местных финансах в проекте бюджетного кодексам/Финансы 1998 — Х° 6 — с.15−17.
  60. Л.И. Законодательная основа местных финансов//Финансы- 1998 № 1 — с. 7−9.
  61. В.И. Бюджетный федерализм и совершенствование межбюджетных отношений//Финансы 1996 — № 9 — с. 7 -11.
  62. И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории.//Финансы 1998 — № 6 — с. 18.
  63. Путь в XXI век. Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. Гл. 16−18.
  64. Региональное развитие/Юпыт России и Европейского Союза. М. «Экономика». 2000 —с. 380.
  65. Регионы России. Информационно-статистический сборник. Т. 1 и 2. М., Госкомстат России, 1999.
  66. Роль финансов в стабилизации российской экономики. Материалы Всероссийской конференции финансистов. Москва, 18−19 декабря 1996 год. М: 1997.
  67. А.И. Реализация принципов бюджетного федерализма органами федерального казначейства.//Финансы — 1998 № 1 — с. 16.
  68. Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма//М: Издательство Всемирного банка 1993 — с. 201.
  69. Е., Типенко И, Чернявский А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения//Вопросы экономики 2000 — № 1 — с. 56−70.
  70. А. Федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации: состояние взаимодействия//Российский экономический журнал — 1996 № 11−12-с. 38−45.
  71. К. Распределение налогов между звеньями бюджетной систе-мы.//Финансы 1996 — № 2 — с. 28−32.
  72. Система оперативного управления (СОИ). Социально-экономическое состояние в городах и районах области: анализ оценки и тенденции развития. Нижний Новгород. 1998.
  73. М. Бюджеты местных органов власти в экономически развитых странах./ЛОридическая газета 1997 — № 49 — с. 3, № 51 — с. 5.
  74. С.А. Федеральный бюджетный механизм необходимо со-вершенствовать.//Финансы 1995 — № 12 — с. 27−30.
  75. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Ге-лиос, 1999.
  76. Н. Резервы территориального бюджета//Финансы 1995- № 12 с. 16−18.
  77. Территориальные бюджеты и межбюджетные отношения в условиях развития бюджетного федерализма и перехода к рыночной экономике. Рекомендации участников семинара.//Финансы 1997 — № 7 — с. 13.
  78. А.В. Система межбюджетных отношений в РФ.//Финансы -1998 -№ 2-е. 13.
  79. В.Д. Государственный бюджет//Учебное пособие, издательство Нижегородский университет им. Н. И. Лобачевского Н. Новгород — 1997 г.-184 с.
  80. Финансовые ресурсы местных органов власти во Фран-ции//Российско-французская серия: Информационные и учебные материалы, издательство Экономика № 13 — 1990 — с. 59−63.
  81. Финансы. Денежное обращение. Кредит.//Под редакцией Дробози-ной Л.А.- М: Финансы, ЮНИТИ 1997 — 477 с.
  82. Финансы//Под редакцией Ковалевой A.M.- М: Финансы и статистика 1998−384 с.
  83. Ф. Проблемы взаимоотношений центра и регионов в Российской экономической политике.//Вопросы экономики 1994 — № 9 — с. 30−37.
  84. М. Проблемы межбюджетных отношений в РФ.//Финансы 1995 — № 10 — с.15−21.
  85. В.Б. Проблемы и перспективы реформирования межбюджетных отношений//Финансы 1999 — № 5 — с. 12−15.
  86. С. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит/Финансы —1996 № 4 — с. 8−11.
  87. С.Н. Использование нормативного подхода при организации бюджетного выравнивания//Финансы 1996 — № 10, 11 — с. 10−13.
  88. С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России//Финансы 1998 — № 6 — с. 25−28.
  89. Шишкин А. Г, Захаров М. А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиски решения.//Финансы — 1997 № 4 — с. 8.
  90. .М. (отв. ред.). Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука, 1993.
  91. .М. Стратегия территориального развития России и региональный аспект реформы. М.: СОПСиЭС, 1992.
  92. Экономическая безопасность//Российская академия наук, Институт экономики, под редакцией Сенчагова В. К. М: ЗАО «Финстатинформ" — 1998 с. 373.
  93. Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. М.: Институт современной политики, 1998.
  94. Albrechts L. Shifts in Europe and their Impact on the European Spatial Structure. In: An Enlaged Europe. Regions in Competition? Ed. By Hardy S., and others, London, 1995.
  95. Artobolevskiy S. S. Regional Policy in Europe. London: Jessika Kingsley, 1997.
  96. Cento idee per la sviluppo. Schede di programma 2000 2006. Catania, Ministero del Tesoro, del Bilango e della Programmazione Economica, 1998.
  97. EC. Committee of the Regions. Regional and Local Governments in European Union Brussels, 1996.
  98. EC. Regional Policies and Cohesion. 42. 1997. Brussels, European Commission.
  99. Raumordung in Deutchland. Bonn: Bundesministeriun fur Raumordnung, Bauwesenund Stadtebau, 1996.
  100. Regional Development in Russia. Past Policies and Future Prospects. Ed. By H. Westlund, A. Granberg, F. Snickars. Edward Elgar Publ. Ltd. 2000.
  101. Siebenundzwanzigster Rahmenplan der Gemeinschaftsaufgabe «Verbesserung der regionalen Wirtschaftssruktur» fur den Zeitraum 1998 2001 (2002). Bonn, 1998.
  102. Szell G. Democracy and Sustainable Development. In: Environment in the 21st Century Environment, Long-term Governance and Democracy. Paris: Har-mattan, 1999.
  103. Tendances regionales 1998. Syntheses/INSEE. Paris, 1999, № 22.
  104. Tetsch F. Das System der regionalen Wirtshaftsforderung in der Bun-dersrepublic Deutscland Forderung durch den Bund/Lehrgana Wirtschaftsforderung an der Sachsischen Verwaltungs — und Wirtschaftsakadenie am 26 November 1998.
  105. Wirtschaftliche Forderung in den neven Bundeslandern. Bonn, 1998.1. Л Ш1 Ш
Заполнить форму текущей работой