Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Устная и письменная монологическая речь одного лица

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Носитель элитарной речевой культуры стремится представить полноценное всестороннее описание понятий и событий, о которых идёт речь, заинтересовать и одновременно сделать сообщение максимально понятным. Отсюда «сложность» синтаксиса: преобладание сложных предложений над простыми, большое количество простых предложений усложнённой структуры, особенно в письменной речи, обилие вставочных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования
    • 1. Языковая личность и типы речевой культуры
    • 2. Функциональные стили
    • 3. Устная и письменная формы речи
    • 4. Монолог и диалог как виды речи
  • Глава 2. Специфика формально-синтаксической устроенности устной и письменной речи носителя элитарной речевой культуры
    • 1. Сентенсоиды
    • 2. Простое предложение
    • 3. Сложное предложение
  • Глава 3. Текстовая организация речи носителя элитарной речевой культуры
    • 1. Научный стиль
    • 2. Публицистический стиль
    • 3. Разговорная речь
  • Заключение
  • Приложение. Материалы исследования

1. Выступление с отчётом о прохождении Восьмого конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы

2. Рассказ об учёном-филологе Юлиане Григорьевиче Оксмане

3. Разговорный текст (рассказ)

4. Письменная научная речь

5. Письменная публицистическая речь 167

Список условных сокращений 168

Список использованной литературы

Устная и письменная монологическая речь одного лица (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интерес к личностному началу в использовании языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком. Для современных лингвистических исследований характерен поворот к лингвистической антропологии, к стремлению изучать язык в тесной связи с человеком. «Со всех сторон анализируется именно говорящий субъект и то, как он использует систему языка» (Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи 1991, 7).

Можно считать установленным тот факт, что эффективность речевого общения зависит от уровня владения языком. Обнаруженные существенные различия в уровне владения языком у разных носителей русского языка позволили выделить семь типов внугринациональных речевых культур (Гольдин, Сироти-нина 1993). Эталоном подлинной речевой культуры является элитарная речевая культура, которая встречается крайне редко. В связи с этим считаем актуаль, шлм пбп^'И'Пг.ла V лпнлаишп ллп^тпйиипй ошиттеш пнииплтн ап1? пй нцпииц. димитя игри1Х1ДиУ/Д 1Л ишхуш!" «V ->.11Л I 1 I хдПДних! дуальности, воплощающей черты своего времени, национальной культуры.

Актуальность предпринятого исследования объясняется и тем, что теория и методика изучения языковой личности в данное время находится в стадии разработки. Поэтому любая работа, в которой хотя бы частично решается (по-видимому, в полной мере невыполнимая) задача воссоздания языковой личности, чрезвычайно важна для антропологической лингвистики.

Научная новизна исследования заключается в самом выборе для анализа языковой личности носителя элитарной речевой культуры. В работе впервые осуществлён анализ синтаксической организации устной и письменной монологической научной, публицистической и разговорной речи одного и того же человека.

Целью работы является описание синтаксической организации речи одного лица — представителя элитарной речевой кулыуры. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть формально-синтаксическую устроенность речи этого человека как носителя элитарной речевой культуры в разных сферах общения;

2) выявить специфику синтаксической организации разных форм общения и разных функционально-стилевых разновидностей литературного языка;

3) определить степень влияния на синтаксис речи речевого поведения языковой личности;

4) описать текстовую организацию научной, публицистической и разговорной речи представителя элитарной речевой культуры;

5) установить идиостилевые черты языковой личности в текстовой организации монологической речи.

Методы исследования. Для решения поставленных задач ведущим методом исследования стал описательный метод с основными его компонентами: наблюдением, интерпретацией и обобщением. Кроме того, в работе был использован приём статистической обработки материала. Исследование текстовой организации речи предопределило применение отдельных приёмов контекстуального анализа (лингвистики текста).

Материал исследования. В работе использован новый материал — собственные видеои магнитофонные записи устной речи доктора филологических наук, академика МАИ ВШ Ольги Борисовны Сиротининой: научная речь (выступление перед коллегами на заседании кафедры русского языка Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского с отчетом о прохождении Восьмого конгресса Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы), публицистическая речь (рассказ о личном знакомстве с учёным-филологом Юлианом Григорьевичем Оксманом на вечере воспоминаний о нём), разговорная речь (рассказ в неофициальной обстановке о некоторых эпизодах биографии). Использовались также письменные научные и публицистические тексты Ольги Борисовны Сиротининой (см. Список использованных материалов).

В качестве письменной публичной речи (далее — ГШР) мы использовали материал двух жанров: рассказ-воспоминание и газетное интервью с ответами развёрнутого характера. Речь О. Б. Сиротининой отвечает уже установленным в лингвистике параметрам речи носителя элитарной речевой кулыуры.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она вис сит определённый вклад в изучение языковой личности представителя элитарной речевой культуры с учётом влияния на неё социальных и психологических факторов и в дальнейшую разработку теории культуры речи (предлагаются критерии определения языковых параметров носителя элитарной речевой культуры, а также уточняются некоторые проблемы функционально-стилевой дифференциации литературной речи).

Практическое значение. Результаты и сами материалы исследования могут быть использованы при изучении специфики устной и письменной форм монологической научной, публицистической и разговорной речи носителя элитарной речевой культуры, при чтении спецкурсов по этой проблематике, при чтении курсов «Основы стилистики и культуры речи», «Русский язык и культура общения», «Русская культура общения» (при специализации «Русский язык как иностранный»).

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены на межвузовских научных конференциях в Саратовском государственном университете (1995, 1996 и 1998 гг.), на 56-й и 57-й конференциях в Саратовском государственном медицинском университете (1995, 1996 гг.). По теме диссертации было подготовлено и принято к печати три статьи, две из которых уже опубликованы.

Структура работы. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы и Приложения, включающего расшифровки собственных записей устной научной, публицистической и разговорной речи Ольги Борисов ны Сиротининой,.

Положения, выносимые на защиту: ТП1. ПГПТ1.Г1————-ТТ1.ТГ.—Г ««I Г м1||1 ¦¦¦1П1.ГГ1Т Т1Г.11Г1. ТГМ] I. —I».ПИ |Д.1111,11.— М| | .Л'и.

1. Речь носителя элитарной речевой культуры соответствует всем ортологиче-ским нормам русского литературного языка, он одинаково хорошо владеет всеми функционально-стилевыми разновидностями литературного языка, не допускает использования иноегилсвых элементов, ухудшающих качество его ре чи.

2. Устная и письменная формы речи носителя элитарной речевой культуры в синтаксическом аспекте не имеют принципиальных отличий. Устные тексты, как и письменные, соответствуют всем установленным в лингвистике стандартам этих форм реализации речи. В устных монологических текстах (даже в РР) чисто «разговорные построения» (тина прерванных, незавершённых конструкций, самонеребивов и др.) единичны.

3. Решающую роль в синтаксической организации речи носителя элитарной речевой культуры играет его стремление к «риторическому идеалу», к соблюдению всех норм речевого поведения, способствующих максимальной эффективности речевого общения. Это приводит к «сложности» синтаксиса речи: преобладанию сложных предложений над простыми, большому количеству простых предложений усложнённой структуры, обилию вставочных и вводных предложений и вводных слов, мегатекстовых и контактоустанавливающих конструк ций и прочее.

4. Для текстов, создаваемых носителем элитарной речевой культуры, характерна высокая плотность эмоционально-оценочной тональности, свидетельствую щая о заинтересованности, увлеченности этой языковой личности предметом речи, о стремлении заинтересовать и вовлечь в общение адресата речи.

5. В синтаксисе речи находят отражение социальные и индивидуально-психологические черты языковой личности носителя элитарной речевой культуры такие, как профессиональная принадлежность человека, склад ума, характер. 7.

Заключение

.

1. Проведённое нами исследование монологической речи одного лица, которое мы считаем представителем элитарной речевой культуры позволяет, как нам представляется, сделать вывод о том, что на синтаксическую организацию речи решающее влияние оказывает тип речевой культуры, особенности речевого поведения личности.

Носитель элитарной речевой культуры стремится представить полноценное всестороннее описание понятий и событий, о которых идёт речь, заинтересовать и одновременно сделать сообщение максимально понятным. Отсюда «сложность» синтаксиса: преобладание сложных предложений над простыми, большое количество простых предложений усложнённой структуры, особенно в письменной речи, обилие вставочных предложений, рядов однородных членов, пояснительных конструкций.

В своём речевом общении представитель элитарной речевой культуры старается достичь максимального коммуникативного контакта, привлечь адресата к сотрудничеству, облегчить ему восприятие информации, регулярно сообщая о ходе развития своих мыслей. Так появляются сложные и простые предложения усложнённой структуры с метатекстовыми и контактоустанавливающими конструкциями.

Носитель элитарной речевой культуры демонстрирует в речевом общении свою увлечённость темой сообщения, даёт оценку излагаемой информации, не отстраняясь от изложения своей личной точки зрения даже в научной речи. Это приводит к обилию в его речи вводно-модальных слов, вводно-оценочных конструкций и предложений.

Он соблюдает в своей речи этические нормы общения, старается избежат ь категоричности своих суждений и для этого использует самые разнообразные средства, также усложняющие структуру высказывания.

Всё это приводит к «сложности» синтаксиса речи носителя элитарной речевой культуры. Можно констатировать обусловленность этого явления активной авторской позицией носителя элитарной речевой культуры, что проявляется и в отборе наиболее значимой для общения информации и в её интерпретации и оценке.

2. «Сложность» синтаксической организации речи обусловлена и влиянием профессиональной деятельности говорящего. Так, отмеченные нами в речи О. Б. Сиротининой многочисленные высказывания с рядами однородных членов,.

W У" «KJ W вставочных предложении, добавлении, пояснительных конструкции, обилие сложных предложений с придаточными определительными и др. — результат её многолетней работы в качестве лектора-преподавателя высшей школы.

3. Устная речь О. Б. Сиротининой как носителя высокой речевой культуры в синтаксическом аспекте принципиально не отличается от письменной. Вероятно, сказывается постоянная её работа как учёного-филолога с письменными текстами. Чисто «устно-разговорные построения» в речи О. Б. Сиротининой единичны. В основном специфика устной речи связана со значительно более высокой частотностью сеитенсоидов вообще и коммуникативов в особенности.

4. Носитель элитарной речевой культуры в полной мере владеет всей системой функционально-стилевой дифференциации языка. О. Б. Сиротинина одинаково хорошо владеет правилами построения научного, публицистического и разговорного текстов. Каждый из текстов автор строит в соответствии с конструктивными принципами каждого стиля, не допускает иносшлевых вкраплений. Причём как письменные, так и устные тексты строго логичны и последовательны.

5. Индивидуальные особенности говорящего ярче всего проявляются в текстовой организации речи. Так, О. Б. Сиротинину отличает строгая логическая последовательность изложения мыслей. Строгость и стройность раскрытия основной мысли свойственна даже её разговору-рассказу. О. Б. Сиротинина чрезвычайно эмоциональный человек. Её публицистический и разговорный тексты отличает высокая плотность эмоционально-оценочной тональности. И даже в научной речи, особенно в устной, мною разнообразных средств выражения эмоций и оценок, экспрессивных высказываний.

В своей речи (особенно ярко это проявляется в разговоре-рассказе) О.Б. Си-ротинина демонстрирует мастерское владение словом, талант рассказчика, умение отбирать те жизненные факты, которые в наибольшей степени могут заинтересовать слушателя, найти отклик аудитории.

Безусловно, трудно говорить об индивидуальных особенностях на материале речи только одного лица. Поэтому мы считаем, что перспективно продолжить это исследование и привлечь для анализа речь других носителей элитарной речевой культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой