Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте: На материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе выдвигается гипотеза об идиолектной природе экзистенциального концепта 'жизнь-смерть', имеющего текстообразующую функцию в романе «Чевенгур», его способности к развитию в русской художественной традиции XX века и экспликации в той же функции в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого». Ставя и решая проблему функционирования идиолектно значимых концептов, мы основываемся на положении… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы лингвокогнитивного анализа художественного ф текста
    • 1. 1. Художественный текст как реализация дискурса
    • 1. 2. Концепт: возникновение понятия и термина
    • 1. 3. Концепт как предмет лингвистического и лингвокультурологического исследования
    • 1. 4. Проблема методов и приемов анализа структуры концепта
  • Выводы
  • Глава 2. Структура и концептосферообразующие свойства концепта жизнь-смерть' в романе «Чевенгур» А. Платонова
    • 2. 1. Структура концепта 'жизнь' в романе А. Платонова
  • У «Чевенгур»
    • 2. 1. 1. Частный концепт 'часть всего живого'
    • 2. 1. 2. Частный концепт 'бытие тела человека'
    • 2. 1. 3. Частный концепт 'социальные функции человека'
    • 2. 1. 4. Частный концепт 'совокупность сделанного человеком'
    • 2. 2. Структура концепта 'смерть' в романе А. Платонова
    • 2. 2. 1. Частный концепт 'обреченность, гибельность, судьба'
    • 2. 2. 2. Частный концепт 'разрушение тела человека'. яф 2.2.3. Частный концепт 'потусторонний мир'
    • 2. 3. Структура концепта 'жизнь-смерть'
    • 2. 3. 1. Ядро и околоядерная зона концепта 'жизнь-смерть' в романе А. Платонова «Чевенгур»
    • 2. 3. 2. Ближняя периферия концепта 'жизнь-смерть'
    • 2. 3. 3. Дальняя периферия концепта 'жизнь-смерть'
  • Выводы
    • Глава 3. Идиолектная норма повествования в лингвокогнитивном аспекте: сравнительная характеристика экзистенциальных концептов в романах «Чевенгур» А. Платонова и «Казус
  • Кукоцкого» Л. Улицкой
    • 3. 1. Сравнительный анализ поля концепта 'человек' в ф текстах А. Платонова и Л. Улицкой
    • 3. 2. Полевая организация концепта 'жизнь' в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого»
    • 3. 2. 1. Сравнительный анализ ядра и околоядерной части ЛСП «Жизнь» в разновременных текстах. ф 3.2.2. Сравнительный анализ ближней периферии поля
  • Жизнь" в двух системах
    • 3. 2. 3. Сравнительный анализ дальней периферии ЛСП «Жизнь»
    • 3. 3. Бытийный концепт в структуре дальней периферии поля как доминанта языковой личности героя романа
  • Щ 3.3.1. Признак 'способность действовать' в структурносмысловой сфере героя
    • 3. 3. 2. Лексические средства вербализации признака 'рефлексия' в структурно-смысловой сфере героя
    • 3. 3. 3. Реализация концепта 'жизнь-смерть' в речевых жанрах
    • 3. 4. Сравнительный анализ структуры экзистенциального ф концепта
    • 3. 4. 1. Частный концепт 'биологическая форма существования'
  • У 3.4.2. Частный концепт’непостижимое'
    • 3. 4. 3. Частный концепт 'последовательность событий'
    • 3. 4. 4. Частный концепт 'социальные функции человека'
  • Выводы

Способы и средства реализации концептов «жизнь» и «смерть» в художественном тексте: На материале романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Лингвокогнитивный аспект изучения текста, в том числе художественного, находится в центре интересов современной филологии и имеет целью интерпретацию текста как основного средства выражения знаний о мире, определение признаков концептов-доминант. Рассматривая текст как сложный знак, который объективирует картину мира писателя, исследователи реализуют, кроме лингвокогнитивного, и антропоцентрический подход к языку художественного произведения. Он предполагает выявление авторской позиции, анализ текста с точки зрения его возможного воздействия на читателя. Тем самым художественный текст включается в число речемыслительных продуктов, которые отражают особенности сознания и мышления их создателей, связь этих особенностей с ситуациями текстообразования и интенциями участников коммуникации. Воплощением интенции принято считать концепт (Красных, 1998: 55), и для лингвокогнитивного исследования существенно объяснение специфики текстообразующих концептов в художественных произведениях. В современных филологических науках эта проблема исследована явно недостаточно, и с этой точки зрения обращение к теме экзистенциальных концептов в романах А. Платонова и Л. Улицкой представляется необходимым шагом в направлении решения указанной проблемы.

Опыт и перспективы специального лингвокогнитивного анализа текста рассматриваются во многих исследованиях, среди которых выделяем теоретически близкие к нашей концепции работы Н. С. Болотновой (1992 г.), В. И. Карасика (1996 — 2005 гг.), В. В. Красных (1998, 2003 гг.), З. Д. Поповой, И. А. Стернина (2001, 2005 гг.), Г. Г. Слышкина (1999 г.), Л. Г. Бабенко (2000 г.). Когнитивный аспект исследования художественного текста, характеризующий работы названных и других авторов, включает анализ объекта как продукта эстетически мотивированной деятельности языковой личности, при этом обнаруживается специфика концептуальных систем, определяются способы связей концептуальных структур в когнитивной базе индивида, выявляется соотношение в них индивидуально-авторского и конвенционального.

Художественный текст, будучи продуктом речемыслительной деятельности автора, является также формой выражения мировосприятия этноса в целом. Взаимодействие языка и культуры этноса анализируется в работах Н. Д. Арутюновой, А. П. Бабушкина, А. Вежбицкой, В. В. Колесова, Е. М. Верещагина, В. Г. Костомарова, Ю. С. Степанова и др. Лингвокультурологиче-ские интерпретации художественных текстов представлены в исследованиях Н. Ф. Алефиренко, С. Г. Воркачёва, Н. С. Ковалева, Н. Р. Суродиной и др.

В нашей работе рассматриваются фрагменты русской языковой картины мира, связанные с универсальными смыслами «жизнь», «смерть». Концепты 'жизнь' и 'смерть', учитывая данные словаря констант Ю. С. Степанова, можно отнести к ключевым в концептосфере русского языка. В исследованных нами художественных текстах эта их позиция характеризуется, кроме того, тенденцией к интеграции когнитивных признаков данных концептов и формированию идиолектных норм, представленных единым смысловым комплексом 'жизнь-смерть'. Исследование традиционных и индивидуально-авторских реализаций универсальных экзистенциальных концептов в художественных текстах проводилось нами с учетом различий между понятиями «общелитературная норма», «художественная норма», «идио-лектная норма». Pix соотнесение необходимо для определения свойств экзистенциальных концептов, которыми эти типы норм реализуются. Художественной нормой считаем традиционную для манифестаций эстетической функции языка систему средств и способов организации концептов в тексте. Мы исходим из того, что художественная норма может быть выявлена в разновременных текстах одного жанра и охарактеризована с точки зрения ее вариативности (в нашем материале это романы «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» JI. Улицкой). Под идиолектом в работе понимается система специфических для каждого писателя речетекстовых средств экспликации художественных концептов (в нашем исследовании это бытийные концепты). Индивидуально-авторские приемы объективации экзистенциальных концептов выделены нами на фоне общих для двух разновременных текстов А. Платонова и Л. Улицкой способов и средств воплощения концептов 'жизнь' и 'смерть' (т.е. в сопоставлении с признаками художественной нормы). Совокупность индивидуально-авторских приемов реализации в определенном тексте универсальных и художественных концептов составляет идиолектную норму писателя.

Актуальность исследования определяется значимостью для филологической науки лингвокогнитивной и лингвокультурологической информации, содержащейся в художественных концептах, необходимостью систематизации средств идиолектной вербализации экзистенциальных концептов 'жизнь' и 'смерть', неизученностью проблемы развития идиолектных норм в лингвокогнитивном аспекте, повышенным интересом в современной филологии к творчеству А. Платонова и Л. Улицкой.

В работе выдвигается гипотеза об идиолектной природе экзистенциального концепта 'жизнь-смерть', имеющего текстообразующую функцию в романе «Чевенгур», его способности к развитию в русской художественной традиции XX века и экспликации в той же функции в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого». Ставя и решая проблему функционирования идиолектно значимых концептов, мы основываемся на положении об отражении языком процесса развития мышления, тесно связанного с развитием общества. Бытийные концепты, объективированные в художественном тексте, имеют, динамическую структуру. Ю. С. Степанов представляет изменения в структуре концепта как его эволюцию, звеньями которой является «данный концепт в разные эпохи» (Степанов, 1997: 56), складывающийся из слоев различного времени происхождения. Эволюция бытийного концепта представляется в связи с этим весьма показательной, поскольку «люди живут в реальном, историческом времени, а идеи — в ментальном времени или, может быть, вне времени вообще» (там же). Соответственно под эволюцией бытийного концепта нами понимается изменение его структуры, состоящее в преобразовании состава концептуальных признаков, в изменении связей вербализаторов экзистенциального концепта, а также в применении языковой личностью разных способов его реализации.

Объектом исследования являются структурные и системообразующие свойства концептов 'жизнь' и 'смерть' в художественных текстах А. Платонова и Л. Улицкой. Выбор объекта обусловлен его значимостью для данных разновременных произведений (1920;е и 1990;е гг.), созданных в периоды изменения ценностных систем и отражающих динамический характер связей языка и текстов. Концепты 'жизнь' и 'смерть' актуализированы на всех уровнях данных текстов, что подтверждается и высокой степенью представленности в них имен бытийных концептов: в романе А. Платонова — около 0,4%, в романе Л. Улицкой — около 0,3% от общего количества знаменательных слов в тексте.

Предмет исследования — способы и средства реализации концептов 'жизнь' и 'смерть' в художественных текстах А. Платонова и Л. Улицкой в аспекте функционирования идиолектных норм.

Единицами исследования являются структурно-смысловые компоненты разных уровней: универсальные концепты, их когнитивные признаки, частные концепты и комплексы концептовсреди текстовых средств реализации концептов выделяются в качестве единиц исследования словоформа, слово, высказывание, микротекст и макротекст.

Материалом исследования послужила авторская картотека объемом 830 микротекстов, полученная путем сплошной выборки из романов «Чевенгур» и «Казус Кукоцкого». Выделено около 5700 языковых и текстовых единиц, являющихся средствами реализации бытийных концептов в исследованных произведениях.

Цель работы состоит в комплексном исследовании структурных и системообразующих свойств концептов 'жизнь', 'смерть' в романе «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой в аспекте функционирования идиолектных норм.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) выявить средства воплощения концептов 'жизнь' и 'смерть' как кон-цептосферообразующих единиц в текстах романов А. Платонова и Л. Улицкой;

2) установить закономерности текстового воплощения концептов 'жизнь' и 'смерть', свойственные идиолектам А. Платонова и Л. Улицкой;

3) определить типы соотношений экзистенциальных базовых и частных концептов в исследуемых текстах с точки зрения их значимости в развитии идиолектных норм;

4) раскрыть характер связей между частными концептами в структурах экзистенциальных концептов, выявленных в двух текстах;

5) объяснить роль концепта 'жизнь-смерть' в организации текстового пространства исследованных романов.

Научную новизну работы составляют впервые выявленные системы средств реализации экзистенциальных концептов-доминант, их текстообра-зующие функции, определяющие характер идиолектных норм в произведениях А. Платонова и Л. Улицкой. В исследовании впервые представлены результаты комплексного (имманентного, дискурсивного и концептуального анализа) бытийных концептов как элементов концептосфер романов «Чевенгур» и «Казус Кукоцкого».

Методологической основой работы являются положения о взаимосвязи языка и мышления языковой личности, структуры сознания автора и русской языковой картины мира, о системной организации компонентов художественного текста.

Методы и приемы исследования предопределены поставленной целью и задачами исследования, а также спецификой материала. Использование дискурс-анализа, концептуального анализа и контент-анализа текстов обусловлено общей тенденцией к развитию лингвистики текста в процессе решения междисциплинарных проблем. Применение валентностного, контекстологического и описательного методов (наблюдения, группировки материала, классификации) в сочетании с полевым методом вызвано необходимостью систематизировать средства реализации исследуемых концептов. Приемы количественного анализа применялись для определения качественного своеобразия языковых средств в тексте и экспликации результатов нашего структурирования поля художественного текста.

Теоретическая значимость работы. Результаты исследования позволяют усовершенствовать процедуру выявления концептов в смысловой структуре художественного текста. Проведенное исследование углубляет общетеоретические положения когнитивной лингвистики о текстообразую-щей роли концептов-доминант и развитии ключевых для русской культуры концептов в XX веке. Результаты анализа средств репрезентаций экзистенциального концепта 'жизнь-смерть' дополняют существующие в филологических науках объяснения организации текстов романов «Чевенгур» и «Казус Кукоцкого». Сопоставительный анализ данных текстов раскрывает характер тенденций в развитии идиолектных норм.

Практическая значимость исследования. В работе предлагаются способы систематизации лексики как средства вербализации художественных концептов. Результаты исследования могут быть использованы в курсах когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, теории текста, лингвистического анализа художественного текста, вузовских лекционных курсах по современному русскому языку.

Источником материала исследования стали тексты в следующих изданиях: Платонов А. П. Чевенгур: Роман и повести. — М.: Советский писатель,.

1989; Улицкая Л. Казус Кукоцкого: Роман. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Средства реализации экзистенциальных концептов 'жизнь' и 'смерть' в романах «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой характеризуются системной организацией в макротексте. Выявленные способы их использования служат основанием для раскрытия текстообразующей функции бытийных концептов и, соответственно, свидетельствуют об их ин-тенциональной значимости в макротексте.

2. Текстообразующие функции экзистенциальных концептов проявляются в исследованных произведениях в реализации художественных и идио-лектных норм. Обладая внутренней противоречивостью и отражая когнитивные признаки наивной и научной картин мира, концепты-доминанты детерминируют структуру макротекста и микротекстов. Когнитивные признаки концептов 'жизнь' и 'смерть' функционируют как частные концепты, актуализируют связи художественных и собственно идиолектных норм.

3. Соотношением художественных и идиолектных норм обусловливаются связи компонентов полевой структуры бытийных концептов 'жизнь' и 'смерть' и, как следствие, организация микротекстов и макротекстов исследованных романов. К чертам идиолектных норм относятся факты актуализации периферийных с точки зрения общелитературной нормы языковых средств и приобретения ими роли интенционально значимых в макротексте типов текстовых единиц.

4. Поле каждого концепта, имея наряду с системно-языковыми собственно текстовые составляющие, способно взаимодействовать с полями других концептов, включая и полярные по содержанию. Вследствие пересечения полей формируется интегрированный вариант художественного концепта 'жизнь-смерть', характеризующийся признаками идиолектной нормы.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования обсуждались на ежегодных научных сессиях в Волгоградском госуниверситете (2002 — 2006 гг.), XXXIII Международной филологической конференции в Санкт-Петербурге (март 2004 г.), IX и X региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2004, 2005 гг.), международных научных конференциях в Волгоградском госуниверситете (2004 — 2006 гг.).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Выводы.

Лингвокогнитивный анализ показывает, что имеются многочисленные совпадения в средствах воплощения экзистенциальных концептов в романах «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой. Экзистенциальные концепты, раскрывающие сущность человека, представлены в данных текстах в виде сложно организованной подсистемы компонентов. Использование фоновых данных — реализаций экзистенциальных смыслов в тексте романа А. Платонова «Чевенгур» — позволило выявить тенденции в развитии художественные концептов. Само наличие в двух этих текстах экзистенциального концепта в его сложной структуре является показателем преемственности художественной традиции. Анализ содержания демонстрирует в текстах двух авторов особенности их идиолектных норм.

Сопоставление текстов двух авторов было проведено с целью выявления общих смысловых компонентов, необходимых для раскрытия «художественной нормы» и специфичных, значимых для осмысления «идиолектной нормы». Таким компонентом является прежде всего концепт 'жизнь-смерть', который выполняет текстообразующую функцию в романе «Чевенгур» и обнаруживает свойство развиваться в русской художественной традиции XX века, о чем свидетельствует его эксплицированность в той же функции в романе Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» .

Бытийный концепт, начиная от представления о жизни конкретных персонажей и заканчивая абстрагированным смыслом, отражающим точку зрения автора, имеет сложную структуру, которая может быть описана в терминах теории поля. Вербализаторы концепта образуют иерархию средств, при этом выделяются системно-языковая и системно-художественная части структуры. Значимой для описания идиолектной нормы и постижения смысла художественного текста является интерпретационная часть поля концепта.

В процессе лингвокогнитивного анализа выявлены общие для двух текстов лексические репрезентанты экзистенциальных концептов: жизнь, существование, смерть, глаголы бытия, синонимический ряд глаголов умереть, отмучиться, кончиться, скончаться, преставиться, уйтиглаголы интеллектуальной деятельности понять, оценивать, знать, догадываться, слова тематической группы чувства, в том числе, глаголы эмоционального состояния и эмоционального переживания, глаголы активного физического действия (работать трудиться, организовать), тайна, болезнь, сон, существительные путешествие, дорога, глаголы движения. Слово человек как имя концепта группирует вокруг себя собственное микрополе, куда входят наименования составляющих тела человека (сердце, кровь, горло, шея, голова в «Чевенгуре» и матка, кожаное одеяние, слои розово-бодрой мускулатуры, печень, дерево легких, кости в «Казусе Кукоцкого»). В романах А. Платонова «Чевенгур» и Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» человек — это прежде всего «субъект жизни». Человек рассматривается в контексте его телесного существования. В обоих текстах микрополе человек включает наименования составляющих человеческого тела, но в романе «Казус Кукоцкого» к ним относятся преимущественно научные термины (клеточные структуры, кровеносная система, поперечно-полосатая мускулатура) и метафорические наименования (розово-бодрая мускулатура, ствол трахей, дерево легких), и в этом обнаруживается тенденция к интеллектуализации современной художественной речи.

Л. Улицкая сосредоточивает внимание на общественной сфере: персонажи живут в социуме, а не в природе, отсутствует антиномия «человек — природа». При этом в обоих текстах ключевое слово человек является актуализатором одновременно двух концептов — 'жизнь' и 'смерть'.

Зона ближней периферии поля «Жизнь» в текстах А. Ппатонова и Л. Улицкой представляет разные образные осмысления концепта (например, жизнь-поток, синее глубокое пространство, образ Чевенгура в романе А. Ппатонова) и общие для двух текстов лексические единицы — слова болезнь и сон. Если представить болезнь и сон как центры микрополей в составе поля «Жизнь», то составляющие микрополей в сравниваемых текстах различны: в микрополе «болезнь» в романе «Казус Кукоцкого» входит большое количество терминов: перитонит (Л.У., 17), транзиторная форма гипертонической болезни (Л.У., 275), склероз, болезнь Алъцгеймера, пресенильная деменция, псевдоде-менция (Л.У., 341). При этом в анализируемых зонах концепта 'жизнь' имеется функциональное сходство: слова болезнь и сон актуализируют в сознании читателя концепт 'смерть'.

Дальняя периферия ЛСП «Жизнь» в романе А. Платонова не совпадает с соответствующей зоной в тексте Л. Улицкой. Эта часть поля связана с субъективно-модальной оценкой, а значит с речевыми образами персонажей. Установление особенностей языковых личностей главных героев исследуемых произведений, описание сходств и различий персонажей А. Платонова и Л. Улицкой и определенная их классификация имеют целью выявление роли бытийного концепта в создании языкового образа персонажа. Кроме того, таким образом определены речевые жанры, в которых реализуется экзистенциальный концепт.

Специфика абстрактного концепта такова, что он позволяет на уровне индивидуального осмысления содержания конкретизировать отвлеченные когнитивные признаки в виде интерпретационного поля утверждений, вытекающих из менталитета конкретной личности. Как и Платонов, Улицкая отрицает смерть. В наивной картине мира смысл 'тленность' соотносится с телесной оболочкой, 'вечность' - с душойв текстах Платонова и Улицкой вечность мыслится как бессмертие не только души, но и тела.

Писатели подчеркивают, с одной стороны, конечность жизни человека, с другой — противопоставляют ее вечности, создавая при этом ассоциации с водной космогонией. Смерть в водах озера Мутево предстает рождающим началом: погружение символизирует возврат к доформенному. Всплытие повторяет космогонический акт проявления формыпогружение, напротив, равноценно разложению форм. Именно поэтому символика Вод предполагает в равной степени как смерть, так и возрождение. На антропологическом уровне водной космогонии соответствуют верования, утверждающие, что человечество зародилось в Водах. Саша соединяется с первоначалом, хаосом, в котором когда-нибудь вновь родится жизнь. Сакральный смысл имеет вода и в романе «Казус Кукоцкого»: об этом свидетельствует использование эпитета Великая.

Итак, в текстах А. Платонова и Л. Улицкой транслируются архаические ментальные установки, выявляющие ключевые идеи — проблему бессмертия, неприятия человеческого существования, ограниченного смертью. Если в обыденном понимании «жизнь» — «смерть» — это жесткая оппозиция, левый член которой маркирован знаком «положительно», а правый — «отрицательно», то в художественных текстах поля концептов 'жизнь' и 'смерть' находятся в отношениях включения, тем самым эксплицируя концепт 'бессмертие'.

Комплексный анализ исследуемых текстов выявил разные по объему текстовые средства реализации бытийных концептов. На уровне макротекста выделены следующие средства реализации концепта 'жизнь-смерть': 1) макротекст (весь макротекст реализует концепт 'жизнь-смерть': «Чевенгур» является идиолектным синонимом экзистенциального концепта вообще- «Казус Кукоцкого» — идиолектное имя концепта 'жизнь определенного человека как индивидуальное проявление жизни-смерти вообще') — 2) система имен концептов — это ключевые для русской культуры концепты и их варианты- 3) тематические группы ('человек', 'природа', 'машина, механизм' и др.) — 4) повторяющиеся типы конструкций. На уровне микротекста к основным типам средств относятся: 1) микротекст- 2) высказывание- 3) слово- 4) словоформа. Словоформы (например, имена бытийного концепта в различных числах и падежах), реализующие концепт 'жизнь-смерть', воспринимаются реципиентом как смысловые центры высказываний и микротекстов, объективирующих экзистенциальный концепт.

Разноуровневые средства реализации художественного концепта 'жизнь-смерть' организуют текстовое пространство и «сжимают» ментальное пространство текста в единый смысловой комплекс, объединяющий «живое» и «мертвое».

Нами выявлены следующие способы организации средств, реализующих данный концепт: 1) распределение имен и вариантов имен концептов по пространству текста- 2) актуализация бытийных концептов в сильных позициях, в значимых фрагментах в соответствии с интенцией автора (вынесенное в подзаголовок слово путешествие — образ, объективирующий смысловой комплекс 'жизнь-смерть'- эпиграф Истина лежит на стороне смерти — средство реализации экзистенциального концепта-доминанты) — 3) формирование смыслового целого на основе актуализированных имен концептов- 4) формирование речевых сфер героев в соотношении со сферой речи автора-повествователя- 5) включение речевых жанров (дневник, пропагандистская беседа) в художественное повествование- 6) приемы реализации концепта (сопоставление, противопоставление).

Комплексный анализ бытийного концепта 'жизнь-смерть' в романе «Казус Кукоцкого» на фоне бытийного концепта в тексте А. Платонова «Чевенгур» выявил признаки, обусловленные процессом интеллектуализации повествования: рефлексия над особенностями наивной картины мира, основанной на донаучных понятияхдоминирование личного, психологического пространства над природнымнелинейность времени, отрицание понятия минувшего и грядущего, включение прошлого и будущего в настоящеевключенность в интерпретационную часть концептов-доминант иносистемных признаков (социально-политических, теологических, философских) — противопоставленность разных аксиологических шкалпересеченность полей концептов 'истина' и 'потусторонний мир'.

Заключение

.

В текстах романов «Чевенгур» А. Платонова и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой установлена текстообразующая роль двух компонентов концепто-сферы русского языка — 'жизнь' и 'смерть'. Выявлено функциональное сходство разных единиц, объективирующих бытийные концепты, которое состоит в актуализации одновременно двух концептов — концепта 'жизнь' и противопоставленного ему в обыденном сознании когнитивного образования 'смерть'. Сосредоточенность авторов на варьировании смыслов в составе экзистенциальных концептов обусловлена особенностями жанра романа, разворачивающего перед читателем истории жизни персонажей. Комплексный анализ, сочетающий имманентный лингвистический анализ текста, концептуальный анализ и дискурс-анализ, выявил в исследуемых текстах тенденцию к интеграции концептов 'жизнь' и 'смерть'. Концептом-доминантой в романах «Чевенгур» и «Казус Кукоцкого» является единый смысловой комплекс 'жизнь-смерть', в его формировании важную роль играет художественный дискурс. Начало развития концепта 'жизнь-смерть' положено в художественных текстах до А. Платонова — в романе «Чевенгур» отражен определенный этап в развитии этого концепта и приобретении им роли идиолект-ной нормы. В тексте романа концепт 'жизнь-смерть' выполняет текстообра-зующую, дискурсоразвертывающую, интегративную (интегрирование текстового пространства) функции. Дискурсоразвертывающий характер бытийного концепта — это признаки философских, моральных, эстетических, политических, религиозных взглядов и установок автора. Наличие экзистенциального концепта в его сложной структуре как в тексте А. Платонова, так и в романе Л. Улицкой является показателем преемственности художественной традиции. Роман «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой рассматривается нами как шаг в развитии интегрированного художественного концепта 'жизнь-смерть'. Структура и средства вербализации бытийного концепта в романе «Чевенгур» были использованы нами в качестве фона, на котором выступает индивидуально-языковое своеобразие художественных концептов в тексте Л. Улицкой.

Концепт 'жизнь-смерть' дает представление о ментальном пространстве текстов А. Платонова и Л. Улицкой и устанавливает приоритетные концептуальные позиции в соотношении «человек» — «мир». Все реалии материального и нематериального мира соотносятся с деятельностью человека: концепт 'человек' является главным параметром культуры. Признак 'субъект' в структуре экзистенциального концепта выполняет особую роль. Анализ текстовых единиц, объективирующих концепт 'человек' не только выявил текстовое осмысление функций различных частей тела {голова, горло и др.), но и позволил сделать выводы об участии слов, называющих части человеческого тела, в создании концептов эмоциональной и интеллектуальной сферы (в том числе 'скука', 'тоска') и смыслового комплекса 'жизнь-смерть' в целом.

Языковое сознание людей XX века находит выражение в рефлексии героев и в речевых жанрах. В работе предложен один из путей выявления тенденций развития художественного дискурса на основании исследования ког-цептов-доминант. Этот путь имеет перспективы при изучении эволюции экзистенциальных концептов в более крупном массиве текстов русской литературы XX века.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Ф. Проблемы вербализации концепта: Теоретическое исследование / Н. Ф. Алефиренко. Волгоград: Перемена, 2003. — 96 с.
  2. , Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1976. — 384 с.
  3. , Н.Д. Практическое рассуждение и язык. / Арутюнова Н. Д. //Сущность, развитие и функции языка. М., 1987. — С. 5 — 28.
  4. , С.А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М., 1997. — С. 267 -279.
  5. А.Н., Поэтические воззрения славян на природу: в Зт./ А. Н. Афанасьев. -М.: Индрик, 1994.
  6. , Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л. Г. Бабенко, Е. И. Васильева, Ю. В. Казарин. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2000. — 534 с.
  7. , В.Б. Концепты разных типов в лексике / В. Б. Бабушкин // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 52−58.
  8. , А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика /А.П. Бабушкин. Автореф. дис. .докт. филол. наук: 10.02.19-Воронеж, 1998. -41 с.
  9. , М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  10. Ю.Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М., 1979.-424 с.
  11. П.Богданов, Е. Реализация культурного концепта «человек» в произведениях В. Токаревой / Е. Богданов // http://www.ksu.ru/science/news/ lingv97/n205.htm.
  12. , H.H. Концепт и значение слова / H.H. Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И.А. Стер-нина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. -С. 25−36.
  13. , Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова. — Томск: Издательство Томского университета, 1992. 312 с.
  14. , С. Г."Вещество существования" / С. Г.Бочаров // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. — С. 10 — 47.
  15. , С. Культурные контексты поэтики «живого неживого» А.Платонова / С. Брель // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4.Юбилейный. — М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000.-С. 239−246.
  16. , Л.О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: Монография / Л. О. Бутакова. Барнаул: Изд-во Алт. унта, 2001.-384 с.
  17. , Т.А. Реализация концепта жизнь в языковой картине мира М.М. Зощенко / Т. А. Бычкова // http: //v3.udsu.ru/item-ipspub/meth-vlobj-10 624.html.
  18. , Н.С. Теория текста: Уч. пос. / Н. С. Валгина. М.: Логос, 2003. -280 с.
  19. , Л.М. Современная лингвистическая семантика: Уч. пос. для вузов. / Л. М. Васильев. -М.: Высш. шк., 1990. 176 с.
  20. , А.Н. Художественная речь / А. Н. Васильева. М.: Русский язык, 1983.-256 с.
  21. , А. Язык. Культура. Познание / А.Вежбицкая. М.: Русские словари, 1997.-416 с.
  22. , И.Т. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху / И.Т. Ве-прева. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 380 с.
  23. , В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  24. , В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. -М.: Наука, 1977. 312 с.
  25. , В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) / В. В. Виноградов. -М.- Л.: Госучпедгиз Министерства Просвещения РСФСР, 1947.-783 с.
  26. , Т.Г. К вопросу о норме в художественной речи // Синтаксис и норма. М.: Наука, 1974. — С. 267 — 282.
  27. , О.М. Лексико-грамматическое поле концепта / О.М. Вое-вудская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 111 — ИЗ.
  28. Войлова, К.А. A.C. Пушкин: единство антропоцентрического и когнитивного в отборе языковых единиц / К. А. Войлова // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: Межвуз. сборник научн. тр. М.: МГОУ, 2004.-С.98- 103.
  29. , В.В. Концепция судьбы как встречи, вины, заслуги и воздаяния у М.А. Булгакова / В. В. Волков, Т. И. Суран // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 291 — 297.
  30. , С.Г. Постулаты лингвоконцептологии / С. Г. Воркачев // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 10−13.
  31. , С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачев. М.: ИТДГК «Гнозис», 2004 — 236 с.
  32. , В.Ю. Андрей Платонов: поэтика загадки (Очерк становления• и эволюции стиля). / В. Ю. Вьюгин. СПб.: РХГИ, 2004. — 440 с.
  33. Гак, В. Г. Судьба и мудрость / В. Г. Гак // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. — С. 198 — 206.
  34. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М., 1981 — 139 с.
  35. , И.Р. К проблеме зависимости предложений от контекста / И. Р. Гальперин // Вопросы языкознания. 1977, № 1. С. 48 — 55.
  36. Гах М. В. Контекстуальные связи поэзии и прозы Андрея Платонова. Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.01.01 / М. В. Гах. -М., 2006.21 с.
  37. , М.Я. Андрей Платонов в поисках счастья / М. Я. Геллер. М.:
  38. Изд-во «МИК», 1999. 432 с.
  39. , Т.А. Сущность, структура и функционирование концепта-символа в художественном тексте. / Т. А. Голикова // Текст: варианты и интерпретации. Бийск, выпуск 5. — С. 7 — 10.
  40. , М.И. Лингвистический анализ художественного текста / М. И. Гореликова, Д. И. Магомедова. М., 1989. — 152 с.
  41. , В.П. Грамматика идиостиля. В.Хлебников. / В. П. Григорьев. -М.: Наука, 1983.-224 с.
  42. , Л.А. Концепт как культурно-ментально-языковые образования электронный ресурс. / Л. А. Грузберг // http: lan-guage.psu.ru/bin/view.cg?art=005&lang=rus.
  43. Дейк ван, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. / Т.А. ван Дейк. -М.: Ф Прогресс, 1989.-312 с.
  44. , В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демьянков // Вопросы языкознания. -1994.- № 4. -С. 17−33.
  45. , Е.И. Лексико-семантическое поле и авторские проекции художественного текста / Е. И. Диброва // Языковая система и ее развитие во времени и пространстве. М.: Издательство МГУ, 2001. — С. 313 — 321.
  46. , М.А. Миросозерцательные истоки мифологемы «жизнь -путь» у А.Платонова / М. А. Дмитровская // Семантика русского языка в диахронии: Сб. науч. тр. Калининград: Изд-во Калининградского университета, 1994. — С. 77 — 85.
  47. , М.А. Макрокосм и микрокосм в художественном мире А.Платонова / М. А. Дмитровская. Калининград, 1998. — 80 с.
  48. , М.А. Язык и миросозерцание А.Платонова. Автореф. .докт. филол. наук: 10.02.01 / М. А. Дмитровская. М., 1999. — 50 с.
  49. A.Платонова «Чевенгур» // Вопросы философии. 1999. — № 10. -С.54 -81.
  50. Значение и смысл слова: художественная речь, публицистика / Под ред.
  51. Д.Э. Розенталя. М.: Издательство МГУ, 1987. — 198 с. 57.3убова, JI.B. Поэзия Марины Цветаевой: Лингвистический аспект / Л. В. Зубова. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — 264 с.
  52. , C.B. Когнитивный подход к исследованию текстовой эмотив-ности / C.B. Ионова // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. Журналистика.-2000. Вып. 5.-С. 116−121.
  53. , O.A. Жизнь / O.A. Ипанова // Антология концептов / Под ред.
  54. B.И Карасика, И. А. Стернина. Т. 2. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 146−166.
  55. , О.О. Дорога / О. О. Ипполитов // Антология концептов / Под ред. В. И Карасика, И. А. Стернина. Т. 2. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 101−121.
  56. , Л.Г. Композиционный анализ художественного текста: Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи / Л. Г. Кайда. М., 2000. — 152 с.
  57. , Л. В. Знаки «покинутого детства» (Анализ постоянного у А. Платонова) / Л. В. Карасев // Андрей Платонов: Мир творчества. — М.: Современный писатель, 1994. С. 105 — 122.
  58. , Л.В. Движение по склону: Пустота и вещество в мире
  59. A.Платонова/Л.В. Карасев // Вопросы философии. 1995. -N8 — С. 123−143.
  60. , В.И. Культурные доминанты в языке / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград — Архангельск, 1996. — С. 3 — 12.
  61. , В.И. О типах дискурса / В. И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред.
  62. B.И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 5 — 20.
  63. , В.И. О категориях лингвокультурологии / В. И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2001. — С. 3 — 16.
  64. Карасик, В. И, Языковой круг: Личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. — Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
  65. , В.И. Базовые характеристики лингвокультурных концептов / В. И. Карасик, Г. Г. Слышкин // Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т. 1. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 13 -15.
  66. , Ю.Н. Общая и русская идеография / Ю. Н. Караулов.- М.: Наука, 1976.-355 с.
  67. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М., 1987.-262 с.
  68. , Н.С. Принципы организации микротекстов и макротекстов в Галицко-Волынской летописи / Н. С. Ковалев // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. 1996.-Вып. 1.-С. 24−31.
  69. , Н.С. Типы диалогичности в макротексте «Песен западных славян» A.C. Пушкина / Н. С. Ковалев // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. 1999. — Вып. 4. — С. 14 — 25.
  70. , В.А. Творчество как ценность в мире А.Платонова / В. А. Коваленко // Вопросы философии. 1999. — № 10. — С. 90 — 98.
  71. , Н. Тропы в прозе А.Платонова / Н. Кожевникова // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4.- М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. С. 369 — 377.
  72. , В.В. Концепт культуры: образ понятие — символ / В.В. Ко-лесов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. — 1992.- Выпуск 3.-С. 30−39.
  73. , Г. В. Семантика языковой единицы / Г. В. Колпакова. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. — 216 с.
  74. , Г. П. Номинации поэтов-современников в лирике А.С.Пушкина и М. И. Цветаевой (к вопросу о концепте «человек» в индивидуальной картине мира) / Г. П. Корчевская // http://www.nature.ru/db/msg.html?mid=l 156 863
  75. , A.B. Вода / A.B. Костин // Антология концептов / Под ред. В. И Карасика, И. А. Стернина. Т. 2. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 24 -36.
  76. Коммуникативно-прагматическая семантика / Под ред. Н.Ф. Алефи-ренко. — Волгоград: Перемена, 2000. 177 с.
  77. , А.Г. Прагмасемантические аспекты идиостиля Н.С. Гумилева (на материале поэтических произведений). Автореф. дис. .канд. фи-лол. наук: 10.02.01 / А. Г. Котова. Волгоград, 2000. — 24 с.
  78. Кочкина, E. J1. Метод прототипа в анализе категории объекта / E.JI. Кочкина // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 154- 156.
  79. , С.А. Миф и язык: опыт лингвокультурологической реконструкции русской мифологической картины мира./ С. А. Кошарная. -Белгород: Изд-во Белгородского университета, 2002. 288 с.
  80. , A.C. Топологическая структура смысла / A.C. Кравец // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001.-С. 17−25.
  81. , B.B. От концепта к тексту и обратно / В. В. Красных // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1998. -№ 1. — С. 53 — 66.
  82. , В.В. Свой среди чужих / В. В. Красных. М.: Гнозис, 2003. -375 с.
  83. , O.A. Андрей Платонов: призвание и судьба. Очерк творчества / O.A. Кузьменко. Киев: Лыбидь, 1991. — 232 с.
  84. , А. Тема смерти в фольклоре и прозе А.Платонова / А. Кулагина // «Страна философов» Андрея Платонова: Проблемы творчества. Вып. 4. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. — С. 345 -357.
  85. , H.A. Модель целостного лингвистического анализа художественного текста / H.A. Купина // Структура и семантика текста: Межвуз. сб. науч.тр. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1988. — С. 5−12.
  86. , М.И. Функционально-семантические поля психических состояний в современном русском языке./ М. И. Лазариди. Бишкек: Бишкекский гуманитарный университет, 2000. — 179 с.
  87. , М.И. Номинативно-функциональное поле психических состояний в современном русском языке: Автореф.дис. д-ра филол. наук / М. И. Лазариди. Волгоград, 2001. — 44с.
  88. , Б.А. Эстетика слова и язык писателя / Б. А. Ларин. М.: Худ. лит. 1973.-288 с.
  89. , Ю.И. От синтаксиса к смыслу и далее («Котлован» А. Платонова) / Ю. И. Левин // Семиотика и информатика. Вып. 30. — М., 1990.-С. 115−148.
  90. ЮО.Левицкий, В. В. Экспериментальные методы в семасиологии / В. В. Левицкий, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989. — 192 с.
  91. , В.В. Идиостиль (к уточнению понятия) / В. В. Леденева // Филологические науки. 2001. — № 5. — С. 36 — 42.
  92. , Е.И. Эстетические функции ключевых слов (на материале рассказов А. П. Чехова). Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Е. И. Лелис. — Казань, 2000. 19 с.
  93. ЮЗ.Лесскис, Г. А. Синтагматика и парадигматика художественного текста / Г. А. Лелис // Известия Академии наук. Серия 2. Филология. — 1996. -Выпуск 1.-С. 6−14.
  94. , Д.С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Известия Академии наук. Серия лит. и языка. — 1993. № 1. — С. 4 — 9.
  95. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. -204 с.
  96. Юб.Лопушанская, С. П. Семантическая модуляция как речемыслительный процесс / С. П. Лопушанская // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. — 1996.-Выпуск 1.-С. 6- 14.
  97. , А.Ф. Миф. Число. Сущность / А. Ф. Лосев. М., 1994. — 919 с.
  98. , Л.М. Как строится текст / Л. М. Лосева. М.: Просвещение, 1980.-94 с.
  99. , Е.А. Топонимы виртуального пространства как культурно-историческая категория (на материале эпопеи Дж. P.P. Толкиена «Властелин колец»). Автореф. дис.. канд. филол. наук: 10.02.19 / Е. А. Луговая. Ставрополь, 2006. — 22 с.
  100. Ю.Лябушкина, Ш. Идеи бессмертия у раннего Платонова / Ш. Лябушкина // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994.-С. 158- 180.111 .Малыгина, Н. М. Эстетика Андрея Платонова / Н. М. Малыгина. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985. 144 с.
  101. , Л.В. Художественный концепт как смысловая и эстетическая категория / Л. В. Миллер //Мир русского слова. 2000. — № 4. — С. 39 -45.
  102. , Ю.И. Аксиологическая концепция социокультурной коммуникации. Автореф. дис.докт.филос. наук: 09.00.13 / Ю.И. Ми-рошников Екатеринбург, 2000. — 34 с.
  103. , М.В. Семные механизмы текстовых трансформаций лекси ческих единиц (на материале произведений Н.В. Гоголя). Автореф. дис.канд.филол. наук: 10.02.01 / М. В. Митякова. СПб, 2000.-24 с.
  104. , М.Ю. Мифология вместо причинности у Андрея Платонова / М. Ю. Михеев // Вопросы философии. 1999 — № 10. — С. 54 — 81.
  105. , М.Ю. В мир Платонова через его язык: Предположения, факты, истолкования, догадки / М. Ю. Михеев. М.: Изд-во Московского университета, 2003. — 408 с.
  106. , В.П. Семантическая структура и парадигматические связи полисеманта (на примере слова судьба) / В. П. Москвин. Волгоград: Перемена, 1997. — 32 с.
  107. , К.С. Образно-смысловая оппозиция «жизнь"-"смерть» в произведениях Л.Н. Толстого 1880-х годов Автореф. канд. филол. наук / 10.01.01 / К. А. Нагина. Воронеж, 1998. — 18 с.
  108. , Э. «Из истины не существует выхода»: А. Платонов между двух утопий. / Э. Найман // Новое лит. обозрение. 1994. — N 9. -С.233−250.
  109. , Л.Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде / Л. Г. Невская // Структура текста. М.: Наука, 1980 -С. 228 — 240.
  110. , С.С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Абеляра / С. С. Неретина. М., 1994. — 216 с.
  111. , С.С. Концепт / С.С. Неретина//Новая философская энциклопедия: В 4тт. Т.2. М.: Мысль, 2001. — С. 306 — 307.
  112. , С.С. Тропы и концепты. Средневековое мышление как стратегема мышления современного // www.phylosophy.ru.
  113. , С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре / С. Е. Никитина // Логический анализ языка. Культурные концепты М.: Наука, 1991.-С. 117−123.
  114. , Т.М. От звука к тексту / Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 680 с
  115. Новиков, Л. А, Художественный текст и его анализ. / Л. А. Новиков. -М.: Русский язык, 2003.-304 с. 130.0бщее языкознание. Внутренняя структура языка./ Отв. Ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1972 — 566 с.
  116. , Р.И. Язык, смысл, понимание. //Язык. Наука. Философия: Логико-методологический и семиотический анализ. Вильнюс, 1986. -289 с.
  117. , H.H. Средства объективации концепта «обман» (на материале английского и русского языков). Автореф.дис.канд. филол. наук: 10.02.04. / H.H. Панченко. Волгоград, 1999. — 23 с.
  118. , М.В. Методология концептуальных исследований / М. В. Пименова // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И.А. Стер-нина. Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 15 -20.
  119. , С.И. Мудрость заброшенных книг / С. И. Пискунова // Вопросы философии. 1989-№ 3. — С. 31 -34.
  120. , В.А. Проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста / В. А. Пищальникова. Барнаул, 1984. — 59 с.
  121. , В.А. Проблемы идиостиля. Психолингвистический аспект / В. А. Пищальникова. Барнаул, 1992. — 74 с.
  122. Платон. Собр. соч. в 4тт. Т. 2./ Платон. -М., 1993.
  123. А.Ю. О концептуальности названия в переводе художественного произведения / А. Ю. Подгорная // Вестник ВолГУ. Серия 2. Филология. 1996.-№ 1.-С. 65−75.
  124. , В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию (материалы лекционных курсов 1992 1994 годов). / В.А. По-дорога. — М.: Ad Marginem, 1995. — 339 с.
  125. , З.Д. Из истории когнитивного анализа в лингвистике / З. Д. Попова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / Под ред. И. А. Стернина. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. — С. 7 — 17.
  126. , З.Д. Основные черты семантико-когнитивного подхода к языку / З. Д. Попова, И. А. Стернин Антология концептов. / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т. 1. Волгоград: Парадигма, 2005. — С. 7−10.
  127. , З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З. Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. — 177 с.
  128. , A.A. Полное собрание трудов: Мысль и язык / A.A. Потебня. М.: Издательство «Лабиринт», 1999. — 300 с.
  129. Нб.Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. -СПб: Издательство СПбУ, 1996 364 с.
  130. , К.Ф. Особенности авангардного текстопостроения / К.Ф. Пчелинцева// Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр./ Под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 162 — 168.
  131. , Т.Б. Мифология языка Андрея Платонова. / Т. Б. Радбиль. -Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 116 с.
  132. , И.Р. Русская интеллектуальная проза 20-х годов XX века (Б.Пильняк, Е. Замятин, В. Набоков). Автореф.дис.канд. филол. наук: 10.01.01. / И. Р. Ратке. Волгоград, 2005. — 23 с.
  133. , Н.Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. Куйбышев, 1996. -254 с.
  134. , В.Ш. Русская идея спасения (Жизнь и смерть в русской философии) / В. Ш. Сабиров. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1995. — 152 с.
  135. , Т.Ю. Психолингвистическое исследование процессов идентификации слова: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.02.19 / Т. Ю. Сазонова М., 2000 — 45 с.
  136. , Ж.В. Понятие «смерть» в русском языке (опыт концептуального анализа семантического поля). Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Ж. В. Салалыкина. Волгоград, 2003. — 22 с.
  137. , В.А. Андрей Платонов вчера и сегодня: Ст. о писателе. /
  138. B.А. Свительский.— Воронеж: Полиграф, 1998. — 156 с.
  139. , Т. Писать против материи: о языке «Котлована» Андрея Платонова / Т. Сейфрид // Андрей Платонов: Мир творчества. — М.: Современный писатель, 1994. С. 303 — 320.
  140. , С. «Тайное тайных» Андрея Платонова (Эрос и пол) /
  141. C.Семенова // Андрей Платонов: Мир творчества. М.: Современный писатель, 1994. — С. 122 — 154.
  142. , Ф.П. Основы лингвистических исследований / Ф. П. Сергеев. Волгоград: Перемена, 1997. — 164 с.
  143. , Г. Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном поодходе к изучению дискурса) / Г. Г. Слышкин // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.-С. 38−45.
  144. , Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.19 / Г. Г. Слышкни Волгоград, 1999.-20 с.
  145. , H.K. Норма в художественной речи / Н. К. Соколова // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж: Издательство Воронежского ун-та, 1978. — С. 155 — 162.
  146. , Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении / Ю. П. Солодуб // Филологические науки. — 2002. -№ 2. С. 46−56.
  147. E.H. Концепт «скука» и его лингвистическое представление в текстах романов И.А.Гончарова. Автореф. дис. канд. филол. на ук: 10.02.01 / E.H. Сороченко. Ставрополь, 2003. — 27 с.
  148. , Н.Р. Лингвокультурологическое поле концепта «пустота» (на материале поэтического языка московских концептуалистов). Диссертация. канд. филол. наук: 10.02.19 / Н. Р. Суродина. — Волгоград, 1999.- 182 с.
  149. , З.К. Методы и принципы лингвистического анализа / З. К. Тарланов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. — 190 с
  150. Теория метафоры. Перевод с английского, французского, немецкого, испанского, польского языков. / Вступительная статья и сост. Н. Д. Арутюновой: Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. — М., 1990.-512 с.
  151. , Е.В. Точность художественного текста: контекстуальное приращение смысла / Е. В. Тряпицына // Языковая личность: проблемы креативной семантики. Волгоград: Перемена, 2000. — С. 189 — 199.
  152. , З.Я. Лингвистика текста / З. Я. Тураева. М., 1986. — 127 с.
  153. , O.A. Америка / O.A. Урусова // Антология концептов. Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. Т.2. Волгоград: Парадигма, 2005. -С. 4−24.
  154. , Е.В. Проблемы исследования языковой картины мира: Аналогия в семантике / Е. В. Урысон. М.: Языки славянской культуры, 2003.-224 с.
  155. , Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения средств массовой коммуникации./ Л. Н. Федотова. — М.: Институт социологии РАН, 2001. — 202 с.
  156. , Т.М. Частнооценочные значения сложных эпитетов в языке художественных произведений И.А. Бунина / Т. М. Фадеева // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: Межвуз. сборник научн. тр. -М.: МГОУ, 2004.- С. 122 125.
  157. , Н.В. Остраннение как речевой тип активной визуальной перцепции / Н. В. Халикова // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: Межвуз. сборник научн. тр. М.: МГОУ, 2004.- С. 103 — 109.
  158. , В.И. Концептуальный анализ фольклорной лексики, характеризующей нравственный мир русского человека. Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / В. И. Харитонов. Белгород, 1997. — 18 с.
  159. , A.A. Концепт и значение//Языковая личность: культурные концепты. Волгоград — Архангельск: Перемена, 1996. — С. 97−103.
  160. Цзюань, Лю Путешествие / Лю Цзюань // Антология концептов. Под ред. В. И Карасика, И. А. Стернина. Т. 2. Волгоград: Парадигма, 2005. -С. 241 -254.
  161. , Т.В. Человек и его судьба приговор в модели мира / Т. В. Цивьян // Понятие судьбы в контексте разных культур. — М.: Наука, 1994.-С. 122−130.
  162. , А. Современные подходы к семантике: сходства и различия в теориях и целях / А. Ченки // Вопросы языкознания. 1996. — № 2.
  163. , Л.О. Имя СУДЬБА как объект концептуального и ассоциативного анализа / Л. О. Чернейко, В. А. Долинский // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1996. — № 6. — С. 20 -41.
  164. , Л.О. Концепты жизнь и смерть как фрагменты русской языковой картины мира / Чернейко Л. О., Хо Сон Тэ // Филологические, науки. 2001. — № 5. — С. 49 — 56.
  165. , И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1984. — 116 с.
  166. , И.Я. Замысел произведение (текст) — «вторичное произведение» (интерпретация) / И. Я. Чернухина // Структура и семантикатекста: Межвуз. сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. — С. 13−21.
  167. , В.Е. От анализа текста к анализу дискурса: немецкая школа дискурсивного анализа / В. Е. Чернявская // Филологические науки. 2003. — N 3. — С. 68−76.
  168. , Ф.И. Социология массовой коммуникации. Уч.пос.: В 2-х ч./ Ф. И. Шарков, A.A. Родионов. 4.1 Техника и технология сбора и обработки информации / Ф. И. Шарков. -М.: Издательский Дом «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. — 262 с.
  169. , О.В. Семантическое поле бытия в поэтическом тексте М.Ю. Лермонтова / О. В. Шаталова // Рациональное и эмоциональное в языке и речи: Межвуз. сборник научн. тр. М.: МГОУ, 2004 — С. 116 — 122.
  170. , Р. Обработка концептуальной информации-М.: Энергия, 1980.-360 с.
  171. , Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса. Дисс. .доктора филол. наук: 10.02.01 / Л. А. Шестак. -Волгоград, 2003. 509 с.
  172. , Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Монография / Л. А. Шестак Волгоград: Перемена, 2003.-312 с.
  173. , А.Д. Русская языковая модель мира: Материалы к словарю / А. Д. Шмелев. М.: Языки славянской культуры, 2002. — 224 с.
  174. , JI.A. Поиски смысла отдельного и общего существования: Об Андрее Платонове. Работы разных лет / JI.A. Шубин. М.: Сов. писатель, 1987.-368 с.
  175. , JI.B. Философский дискурс и проблема русского метафизического языка / JI.B. Щеглова, В. В. Щеглов //Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2000.-С. 177- 185.
  176. , JT.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Госучпедгиз 1957.- 188 с.
  177. Юнг, К. Проблемы души нашего времени / К.Юнг. СПб.: Питер, 2002.-352 с.
  178. , Е.А. На берегу неба (Роман Андрея Платонова «Чевенгур») / Е. А. Яблоков. М.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2001. — 375 с.
  179. , Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) / Е. С. Яковлева. М.: Изд-во «Гнозис», 1994.-344 с.
  180. Discourse studies /http://www.discourses.org/pref-dis.htm.
  181. Lakoff G. The invariance hypothesis: Is abstract reason based on imageschemas? / G. Lakoff// Cognitive linguistics. 1990. — № 1. — P. 39 — 74.
  182. Linguistics. An introduction to language and communication/Adrian Ak-majan, Richard A. Demers, Ann K. Farmer, Robert M. Harnish. England: The MIT Press Cambridge, Massachusets London. 1995. — 577 p.1. Словари и энциклопедии:
  183. Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. В 2-х тт. -Волгоград: Парадигма, 2005. Т.1. 348 е.- Т.2. — 356 с.
  184. , О.С. Идеографический словарь русского языка / О. С. Баранов. -М.:ЭТС, 1995.-814 с.
  185. Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М. С. Гиляров. М.: Советская энциклопедия, 1986.-831 с.
  186. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 12 томах. -М.: Мир книги, 2003.
  187. , Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. -М.: Изд-во МГУ, 1997. -246 с.
  188. Лингвистический энциклопедический словарь /Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990. — 685 с.
  189. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетин-ский. 4-е изд. -М.: Большая Рос. энцикл., 1998. — 736 с.
  190. Ю.Мифы народов мира: Энциклопедия в 2-х т. 1982. — 718 С.
  191. Новая философская энциклопедия: В 4-х тт. Т.2. М.: Мысль, 2001. -635 с. 12,Ожегов, С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М.: «Русский язык», 1989. 750 с.
  192. З.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7500 фразе-ол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азъ Ltd., 1992. — 960 с.
  193. Н.Руднев, В. П. Словарь культуры XX века / В. П. Руднев. М.: Аграф, 1999. -384 с.
  194. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, ИРЯ РАН, 2003.-630 с.
  195. Славянская мифология: Энциклопедический словарь / Ред. В. Я. Петрухин, Т. А. Агапкина, А. Н. Виноградова, С. М. Толстая. М.: Эллис Лак, 1995. -416 с.
  196. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, ин-т лингвист, исследований- гл. ред. А. П. Евгеньева. Изд. 4-е, стереотип. — М.: Полиграф-ресурсы, 1999.
  197. Словарь современного русского языка в 17 тт. М.-Л.- 1955.
  198. Словарь языка Пушкина: в 4 тт./ Отв. ред. Акад. АН СССР В. В. Виноградов. 2-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 2000.
  199. Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М., 1997. 824 с. 21. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. / Под ред.
  200. М.Н. Кожиной. -М.: Флинта: Наука, 2003. 696 с.
  201. Философский энциклопедический словарь / Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. -М.:ИНФРА, 1997. 576 с.
  202. Cuddon J. A. A Dictionary of literary terms and literary theory / J. A. Cuddon, Claire E. Preston. Cambridge, MA: Blackwell Reference, 1991.-1051 p.
  203. Prince G.A. Dictionary of Narratology. Lincoln: University of Nebraska Press, 1987.-585 p.
  204. А.П. Чевенгур: Роман и повести. М.: Советский писатель, 1989.-656 с.
  205. Л. Казус Кукоцкого: Роман. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 447 с.
Заполнить форму текущей работой