Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся
Во многих случаях языковая игра возникает в речи ребенка и как подражание речи взрослых, и как явление, поддержанное взрослыми (например, общение дома, наблюдение детей за общением взрослых и т. п.). Таким образом, диалог ребенка со взрослым, принимая вид языковой игры, свидетельствует о сознательном вхождении коммуникантов в условнореальное пространство неканонизированного общения. Также… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Понятия игра и языковая игра в жизни человека
- 1. 2. Понимание языковой игры в современной филологии
- 1. 3. Соотношение понятий личность и языковая личность
- 1. 4. Языковая компетенция
- 1. 5. Креативность и языковая игра
- ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
- 2. 1. Процесс речепроизводства как фактор развития языковой компетенции
- 2. 2. Языковая игра как проблемная ситуация
- 2. 3. Взаимодействие языковой рефлексии и языковой игры
- 2. 4. Языковая игра и орфографоцентризм
- ГЛАВА 3. РОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
- 3. 1. Языковая игра в речи школьников
- 3. 2. Влияние языковой игры на качество обученности учащихся русскому языку
Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В научных исследованиях последних лет изучению феномена игры уделяется большое внимание. Игра рассматривается как один из компонентов культуры (Й. Хейзинга, М.М. Эпштейн), как инструмент социального (Э.Берн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и психологического (К. Бюлер, Д. Морено, 3. Фрейд) развития личности. Особое место в общей теории игры занимает так называемая языковая игра.
Изучение языковой игры имеет длительную традицию, восходящую к античности. Упоминание об игре слов, «забавных словесных оборотах» как средстве шутки или «обмана» слушателей содержится еще в «Риторике» Аристотеля [Платонова 1978].
Явление языковой игры активно изучается в современной отечественной лингвистике в рамках антропоцентрического направления, рассматривающего факты языка в непосредственной связи с его носителями. Материалом для исследования служит разговорная речь [Земская Китайгородская, Розанова 1981, 1983, Гридина 1996, Норман 2006], художественная литература [Богин 1998, Залесова 2002, Николина 1999, Норман 2006, Рахимкулова 2000, Санников^ 2002, Шаховский 2008], язык СМИ [Земская 1996, Лисоченко 2000, Ильясова 2002, 2009, Рацибурская-2006, Стахеева 2008, Щурина 2007], язык рекламы [Амири 2007, 2009].
Языковая игра как многофункциональный феномен, реализующийся разнообразными языковыми средствами и приемами на разных уровнях языка, на сегодняшний день не имеет единого определения, что заставляет исследователей вновь и вновь обращаться-к ее осмыслению.
Данная диссертация посвящена изучению феномена языковой игры как средства развития языковой компетенции личности. В этом аспекте языковая игра не была предметом монографического описания.
В настоящей, работе рассматривается, формирование языковой личности в онтогенезеразвитие ее языковой компетенции с точки зрения лингвистики, психолингвистики, социолингвистики, психологии речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что его проблематика находится в русле формирующейся1 возрастной лингвистики и определена значимостью изучения языковой личности в ее онтогенезе, а также пониманием взаимосвязи между развитием языковой компетенции и способностью к языковой игре.
Цель исследования — показать языковую игру как компонент языковой личности учащихся.
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
— дать общее представление о проблемах языковой игры, языковой личности, языковой компетенции;
— установить степень влияния языковой игры на развитие языковой компетенции личности;
— выяснить, является ли языковая игра одним из средств формирования речемыслительных навыков;
— выявить, влияет ли языковая игра на осознание языковой нормы;
— определить, способна ли языковая игра1 формировать и развивать языковой вкус и языковую рефлексию.
Объект исследования — формирующаяся языковая личность учащихся 5−11-х классов (10−17 лет), отражающая особенности их речи, речевого поведения.
Предмет исследования — языковая игра как средство развитияязыковой компетенции «личности.
Материал исследования — записи неподготовленной устной речи подростков (в урочной и внеурочной деятельности) — творческие работы учащихся, полученные в результате выполнения разнообразных специальных упражненийрезультаты итоговых экзаменационных работ (в том, числе ЕГЭ). Источники материала' - лингвистические игры, разработанные С. И. Львовой, В. В. Трошиным, H.H. СоловьевойP.F. Чечет, а также материалы сайтов http://www.lseptember.ru, http://www.ct-net.net/ru/, http://www.infoliolib.info/philol/eihenbaum/shinel.ht, http://www.gramota.ru.
Методология и методы исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы рассматривается принцип антропоцентрического подхода к языку и речи и основные положения об отношении языка к действительности и мышлению.
Выбор лингвистических методов обусловлен задачами работы и спецификой анализируемого материала. В качестве основных использовались методы контекстуального, сравнительно-сопоставительного и семантического анализа, лингвистического и ассоциативного эксперимента, а также метод наблюдений. Следует отметить, что данные методы использовались не изолированно друг от друга, анализ проводился комплексно, с привлечением на каждом этапе работы тех приемов и методов, которые более всего удовлетворяют поставленным целям и задачам исследования.
Теоретической базой исследования являются:
— основные теоретические положения таких областей филологии, как стилистика и лингвистика текста [Гальперин 1981, Богин 1986, Лукин 2005, Сковородников 2003, Солганик 1997 и др.], теория языковой личности [Богин 1999, Караулов 1987, 2006, Карасик 2004, 2006, Крысин 2003 и др.];
— труды отечественных ученых по языковой игре [Гридина 1996, Ильясова 2000, 2009, Норман 1987, 2006, Санников 2002, Шаховский 2008 и др.], лингвокультурологии [Верещагин 1976, Костомаров 1994], когнитивной лингвистике [Арутюнова 2006, Караулов 1987, Карасик 2004], социолингвистике [Крысин 1989];
— теоретические положения и концепции психолингвистики и психологии речи о структуре, уровнях и механизмах речевосприятия, языковой и коммуникативной компетенциях [Выготский 1956, Голев 2004, 2006, Горелов 2005, Жинкин 2002, Зимняя 1978, A.A. Леонтьев 1970, 2003 и др.];
— психологические теории мышления, строения речевой деятельности, взаимосвязи' развития мышления и речи, роли процесса понимания в познании и коммуникации, взаимодействия мышления и речевой деятельности [Выготский 1956, 1968, Рубинштейн 1958, Гальперин 1966, 1976, Брудный 1972, 1977, Лурия 1979, А. Н. Леонтьев 1981 и др.].
Научная новизна исследования заключается в том, что развитие языковой компетенции личности в онтогенезе посредством языковой игры в виде монографического описания еще не рассматривалось. Кроме того, в работе представлен коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности подростков начала XXI века. Соответственно новыми являются также результаты, полученные в ходе анализа эмпирического материала.
Положения, выносимые на< защиту:
1. Языковая игра может являться одним из средств развития языковой компетенции индивида в период онтогенеза.
2. Обращение к «неканоническому», нестандартному, неузуальному слову обостряет языковое чутье личности, развивает языковую интуицию, языковую способность.
3. Языковая игра помогает развить у индивида представление о грамматическом значении слова — абстрактном понятии, довольно трудном для восприятия.
4. Языковая игра, используемая при изучении словообразования, помогает осмыслить процесс создания новых слов, усвоить основные словообразовательные модели. Способность языковой личности к собственному словотворчеству позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать случаи языковой игры в художественных произведениях. Интерпретируя языковую игру, индивид учится языковой рефлексии.
5. Игровое восприятие слова способствует развитию речевой культуры личности: конструирование, употребление неканонического знака, трансформация' узуальной лексемы в игровом контексте формируют подсознательное понимание языковой нормы, развивает лингвистическое мышление.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что создается представление о развитии языковой компетенции личности в ее онтогенезе посредством языковой игры. Результаты, полученные в процессе исследования, представляют интерес как со стороны изучения механизмов формирования языковой личности подростков начала XXI века, так и со стороны изучения речевой индивидуальности.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике, культуре речи, в спецкурсах по психои социолингвистике, по речевому этикету, в работах по теории языковой игры, при составлении словаря языковой личности, в возможности использования выводов и материалов исследования при изучении проблем разговорной речи, коммуникативного поведения, а также в практике преподавания школьных курсов русского языка и литературы.
Достоверность результатов исследования подтверждается данными констатирующего эксперимента (2003;2009 гг.), в котором приняли участие около 1000 учащихся муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 14 «Экономический» Железнодорожного района города Ростова-на-Дону.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на областных научно-практических конференциях по проблемам филологического образования (Ростов-на-Дону, 2004, 2005), межрегиональных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых (Ростов-на-Дону, 2004, 2005), Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию проф. Ю. А. Гвоздарева (Ростов-на-Дону, 2005), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ростов-на-Дону, 2006), 7-ой Международной научной конференции (Ульяновск, 2007).
По теме диссертации опубликовано восемь работ, в их числе одна работа в издании, включенном в перечень ведущих научных журналов и изданий, утвержденных ВАК РФ.
Структура работы. Материалы диссертации изложены на 202 страницах машинописного текста, иллюстрированы 6 рисунками, 3 таблицами. Диссертация состоит из введения, III глав, заключения, выводов, приложения, списка литературы, включающего 331 источник.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Рассмотрев языковую игру как компонент языковой личности учащихся, мы пришли к следующим выводам.
Языковая игра может выступать одним из средств развития языковой компетенции учащихся. Поскольку важная роль в становлении личности отводится языку, то языковую личность можно рассматривать и с точки зрения ее речевой деятельности. При этом важны не только знания индивида о языке, но и его умение производить тексты (дискурсы). Феномен языковой игры присутствует в речевой практике подростков, характеризуется игрой с нормой (обыгрыванием разного рода вариантов нормы) и возникает под влиянием просторечия, территориальных и социальных диалектов, проявляется в обыгрывании иноязычных конструкций или в процессе создания разного рода окказиональных образований.
Поскольку языковая личность в онтогенезе находится в процессе активного формирования, постепенно овладевает структурой дискурса, различными способами его построения, соответственно активно развиваются коммуникативная и языковая компетенции, то универсальность языковой игры позволяет каждой языковой личности научиться оперировать языковыми и речевыми нормами.
Языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка.
Развитие языковой компетенции посредством языковой игры поможет уйти от орфографоцентризма в процессе овладения письменной речью.
Введение
языковых игр в практику обучения языку исключит принцип декларированное&tradeготового знания, будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, на искусство владения речью.
Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к. самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. Развивая воображение, она влияет на формирование представлений (зрительных, слуховых, языковых), играет важную роль в развитии памяти и внимания.
В старших классах коммуникативное поведение школьников отличается частым использованием не только экспрессивной и жаргонной лексики, но и языковой игры. При этом в речи учащихся не просто присутствует установка на языковую игру, а увеличивается к старшим классам: 5−6 классы — 26%- 7−8 классы — 33%, 9−11 классы — 41%.
Во многих случаях языковая игра возникает в речи ребенка и как подражание речи взрослых, и как явление, поддержанное взрослыми (например, общение дома, наблюдение детей за общением взрослых и т. п.). Таким образом, диалог ребенка со взрослым, принимая вид языковой игры, свидетельствует о сознательном вхождении коммуникантов в условнореальное пространство неканонизированного общения. Также языковая игра используется подростками для оживления процесса речевого общения. Чаще всего темами общения, в процессе которого возникает языковая игра, являются события и явления, происходящие в наше время, а также учеба, культурно-исторические события современной жизни.
Данная работа — это только начало еще мало изученной темы «Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся». Перспективы исследования мы видим в постановке и исследовании проблемы «Влияние языковой игры в языке СМИ, рекламы как социально значимых факторов на формирование общей культуры и языковой компетенции подростков».
Список литературы
- Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 111−129.
- Акопянц А. М., Языковая личность в современной парадигме МКК // Вопросы Романо-германской и русской филологии. — Пятигорск, 2005. — С. 27−33.
- Алдер Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. — С.35−164.
- Алтабаева Е. В., Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку // Начальная школа. 2005. -№ 10.-С. 34−37.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986. — С.67.
- Амири Л.П. Контаминации как разновидность окказионального словообразования в языке рекламы // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты, Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2007. Вып. 1. — С. 173 -174.
- Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2- пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — С. 45.
- Андреева М. С., О словах разнообразных, одинаковых и разных. Путешествие по стране Лингва КВН (Сценарии) // Школьная библиотека. -2004.-№ 2.-С. 40−45.
- Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Дис.. канд. филол. наук. Ярославль, 2001. С. 52.
- П.Антонова Е. С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе. Дис.. док. пед. Наук. -М., 2001. С. 137.
- Антонова Н. Л. Деловая игра как метод обучения русскому языку // Проблемы современного филологического образования. М., Ярославль, 2002. — Вып. 2. — С. 167 — 169.
- Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. — С. 630.
- Аристотель. Риторика. Перевод Н. Платоновой. Античные риторики. М.: Наука, 1978. — 320 с.
- Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык // Вопросы языкознания. 1987, № 3,-С. 3−19.
- Арутюнова Н.Д. Дискурс // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Прсвещение, 1998. — С. 136−137.
- Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Концептуальные поля игры / РАН, Ин-т языкознания- Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — 543 с.
- Астафьева М. А. Омонимия и смежные с ней явления в языковой игре // Языкознание: современные подходы к традиционной проблематике. -Калининград, 2001. С. 68 — 74.
- Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. -М.: Наука, 1975.-С. 42.
- Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Наука, 1989. — 179 с.
- Аюпова Л.Л. Языковая ситуация: социолингвистический аспект. — Уфа: Восточный университет, 2000. 63 с.
- Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. — С. 44.
- Белл Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы. М.: Просвещение, 1980. — 215 с.
- Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, МПСИ, 2004. — С.25.
- Береговская Э. М. Принцип организации текста как игровой момент // Русская филология: Ученые записки. Смоленск, 1999. — Вып. 4. — С. 150 — 180.
- Берестнёв Г. И. Самосознание личности в аспекте языка // Вопросы языкознания. 2001. — № 1. — С. 60 — 84.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. — М.: «Университетская книга" — ACT, 1996. — 398 с.
- Бикмурзин К. Ш. Речевая образовательная ситуация в развитии языковой личности // Научное обозрение. 2007. — № 4. — С. 200 — 205.
- Блехер Ф.Н. Дидактические игры. — М.: Наука, 1964. С. 7.
- Блумфилд Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. — 608 с.
- Богданов В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С.29.
- Богин Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. Калинин: Калининский ун-т, 1977. — 84 с.
- Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Л., 1984. — 38 с.
- Богин Г. И. Типология понимания текста. Калинин: Калининский ун-т, 1986.- 87с. 1
- Богин Г. И. Тексты, возникшие в ходе языковой игры // Филология. Краснодар: СО РАН, 1998. — С. 14.
- Богин Г. И. Начальные уровни развития языковой личности у школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки (Пособие для методиста и учителя). Часть 1 // Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России. 1999. — № 1. — С. 29−37.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 172 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: М.: „Академия“, 2002. — 320 с:
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1−2. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 391 с.
- Бодуэн де Куртенэ И. А. Выступление в прениях по докладу Л. В. Щербы „О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета“ // М. С. Лапатухин. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М.: Изд-во АН СССР, I960: — С. 46 -54. 4'
- Божович- Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. — М.: Просвещение, 1996. 97 с.
- Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.:МПСИ, 2002. -288с. -С. 54.
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — М.: Восток-Запад, 2009 958 с.
- Большой энциклопедический, словарь. 2-е изд, перераб. и доп. — М.- СПб., 2001.-С. 434.
- Бондалетов В-Д. Социальная лингвистика / В. Д. Бондалетов. М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
- Борботько В. Г. Тупицина И. Н. Языковая личность как отражение ситуации социального взаимодействия: Итоги лингвистической конференции // Учен. зап. рос. гос. социал. ин-та. М., 2004. — № 2. — С. 140 — 143.
- Брудный А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: ИЛИМ, 1972.-233 с.
- Брудный А. А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы: социальной психологии- М, 1975. — С. 165—182.
- Брудный А. А. К проблеме моделирования в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 86—96.
- Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.-С. 32−49.
- Будагов P.A., Бушев А. Б. Культура философского мышления: языковая личность и проблемы понимания // Философская культура мышления. Челябинск, 2004. — Вып. 2. — С. 71 — 85.
- Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Языковые концептуализации мира. — М.: Школа „Языки русской культуры“, 1997. С. 437.
- Быков Д. Языковая игра как проявление речевой субкультуры // Scripta manent. Смоленск, 2002. — Вып. 8. — С. 67 — 72.
- Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. -М.: Логос, 2001.-304 с.
- Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: Книга для учащихся старших классов. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
- Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М.: Просвещение, 1983. — С. 12−15.
- Введенская Л.А. Культура и техника речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, В. П. Чихачев. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унта, 1994.-160 с.
- Введенская J1.A. Риторика и культура речи /Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова. здание 6-е, дополненное и переработанное. — Ростов-на-Дону: изд-во „Феникс“, 2005. — С. 103−104.
- Введенская Л.А. Русский язык и культура речи для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. изд. 4-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 188 с.
- Вдовиченко А. В. Наука об игре. Античные и дискурсивные представления об объекте лингвистика // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. М.: Просвещение, 2006. — С. 17 — 29.
- Вершинина Г. Б., Волина В. В. Учимся играя: Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. М.: Новая шк. — 1994. — 445 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1976.-С. 136.
- Виноградов В. В. О художественной прозе. М. — Л.: Гиз, 1930. —186 с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М.: Наука, 1980.-210 с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990.' - 156 с.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / отв. ред. А.П. Чудаков- Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Наука, 2003. — 178 с.
- Винокур Г. О. Филологические исследования. М. 1990. — С. 24- 26.
- Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Избранные философские работы. М!: Наука, 1994. — 348 с.
- Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 4.1. — С.
- Воробьёв В. Языковая личность и национальная идея // Народное образование. 1998. — № 5. — С. 25 — 30.
- Ворожбитова А. А., Альтернативы лингвориторическому образованию нет! // Мир русского слова. — 2004. — № 3. — С. 26−33.
- Ворожцов Б. Н. Авторские окказионализмы как способ реализации игровой функции языка // Лингвистические исследования. Дубна: Феникс, 2001.-С. 79−85.
- Вундт В. Фантазия как основа искусства. М.: Изд-во М. О. Вольф, 1914.-146 с.
- Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М.: Наука, 1956.-145 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. — М.: Наука, 1956. С. 9.
- Выготский Л.С. Из неизданных материалов Л.С. Выготского // Психология грамматики. М.: Просвещение, 1968. — С. 190.
- Выготский Л. С. Мышление и речь //Собр. соч. в 8 т. Т.2. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
- Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1982. — С. 138—142.
- Гаврилова В. И. Возвратные глаголы и страдательные причастия как ресурс языковой игры в художественном тексте // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. — М.: Просвещение, 2006. — С. 30 — 41.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988. — С. 148−149.
- Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -С.266−323.
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации // Вопр. психол. -1966.-№ 6.-С. 25−32.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. —146 с.
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-160 с.
- Гац И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2007. 287 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-471 с.
- Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 434−7.
- Глухов Г. В. История кроссворда как лингвистического жанра // Вестн. Самар. гос. эконом, акад. Самара, 2005. № 1. — С. 322 — 326.
- Голев Н. Д. Индивидуально-типовой подход к развитию языковой личности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. Кемерово, 2006. — № 2 (26). — С. 25 — 28.
- Голев Н. Д. Продолжение разговора о содержании школьного курса „Русский язык“ //Русский язык (Еженедельное приложение к газете „Первое сентября“). N 6 (222), 2000 г. — С.2 — 3.
- Голев Н. Д. Развитие языковой способности детей: (школьное сочинительство и стилизация) // Мир русского слова. — 2004. № 4. — С. 105— 108.
- Голев Н. Д. Русская орфография как „вещь в себе“ //Человек. Коммуникация. Текст. Вып.2. — Ч.1/Под ред. А. А. Чувакина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. — С.83−85.
- Голев Н. Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму / Преподавание словесности в высшей и средней школе // Сборник статей под ред. Л. Б. Парубченко. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1995. Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
- Голев H. Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. — 147 с. — Режим доступа: http://lmgvo.asu.ru/golev/
- Голев Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993. — 112 с. — Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
- Голев Н.Д. Продолжение разговора о содержании школьного курса „Русский язык“ //Русский язык (Еженедельное приложение к газете „Первое сентября“). N 6 (222), 2000 г. — С. 2−3. — Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
- Голубева И.В., Нарушевич А. Г. Лингвистические задания на уроках русского языка как средство воспитания языковой личности. — Режим доступа: http://rus.lseptember.ru
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980. — цит. по Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995. — С. 47.
- Гольдин В. Е. Ассоциативный эксперимент как речевая игра //Жизнь языка: Сб. ст. М.: Просвещение, 2001. — С. 226 — 233.
- Горбаневский М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком. Режим доступа: http://www.gramota.ru/negovori.,
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие М.: Лабиринт, 2005. — 320 с.
- Гридина Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 1996. — 94 с.
- Гридина Т. А. Произвольная мотивация как механизм» языковой игры. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. — № 17. — с. 51 — 56.
- Гридина Т. А. Ментальные ориентиры ономастической игры в малых фольклорных жанрах / Т. А. Гридина // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 20. — Режим доступа: http://proceedings.usu.ru
- Гридина Т. А. Детская речь как сфера лингвокреативной деятельности и лингвистика игры // Педагогическое образование и наука. — 2004, — № 6. -С. 7- 10.
- Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. — М.: Наука, 1984.-С. 17.
- Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984.-С. 75−77.
- Гуревич K.M. Психологическая диагностика. Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997.-304 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1983. С. 5−20.
- Демина Л.Д., Ральникова И. А. учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы? личности», 2000. Режим доступа: http://www.irbis.asy/mmc/demina
- Демурова Н.М. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.-200 с.
- Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
- Евстафьева М. А. Примеры и средства языковой игры: лексика и грамматика // Семантика языковых единиц и категорий в диахронии и синхронии. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2002. — С. 116 — 123.
- Егорева Е. Н. Психолингвистические аспекты изучения языковой личности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. — № 23. — С. 176−182.
- Емельянова Т. К., Язык, культура, языковая личность // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Балашов: «Аспект-Пресс», 2005. — С. 178 — 180.
- Ейгер Г. В. Язык и личность: учеб. пос. / Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт. Харьков: Изд-во ХГУ, 1991.-81 с.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. — 150 с.
- Жбанков М.Р. Игра // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 252.
- Жинкин Н.И., Журавлёва О. В. Языковая игра как синергетический процесс саморазвития языка // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 2002. — Вып. 6. — С. 13 — 18.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс „Дельта“, 2003. — 192 с.
- Залевская A.A. Введение в психолингвистику. М.: Наука, 1999. -340 с.
- Залесова К.В. Языковая игра в творчестве В. Аксенова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2002. — 210 с.
- Залогина Е. М. Языковая личность: лингвистический и психологический аспект: Автореф. дис. канд. филол. наук: спец. 10.02.01 Русский язык / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004. — 20 с.
- Земская Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Наука: Флинта, 1987. — 120 с.
- Земская Е. А., М. В. Китайгородская, H. Н. Розанова. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. Отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука: Флинта, 1983. — С. 172−214.
- Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука: Флинта, 1981. — 275 с.
- Земская Е.А. Речевой портрет эмигрантки первой волны. Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб- статей / РАЩ Ин-т русск. яз. им. В. В. Виноградова. Отв. Л. П. Крысин. М.: Азбуковник, 2000. — С. 100 — 121,
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М- Просвещение, 1978. 260 с.
- Иванова T. A., Homo ludens, или игровая функция языка// Селищевские чтения: Материалы междунар. науч. конф. посвящ. 120-летию со дня рождения А. М: Селищева.: 22 — 24 септ. 2005 г. — Елец, 2005. — С. 278−279.
- Иванова-Лукьянова Г. Н., Коммуникативная грамматика и развитие языковой личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2000. — № 6. — С. 95 — 99.
- Ильясова С. В. Игра с внутренней формой слова как разновидность словообразовательной игры // Филологический вестн. Рост, гос. ун-та. Ростов н/Д, 2000. — № 2. — С. 32 — 38.
- Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 360 с.
- Ильясова С. В. Корневой повтор в аспекте языковой игры // Язык в прагматическом аспекте: экспрессивная стилистика, риторика. — Ростов н/Д, 2003.-С. 14−21.
- Ильясова C.B. Имя существительное: творческие задания / JI.C. Саломатина. Москва: Чистые пруды, 2006. — 29 с.
- Ильясова C.B. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. М.: Флинта, 2009. — 296 с.
- Кабардов М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. Глава в монографии „Способности и склонности“. -М.: Прогресс, 1989. С. 103−128.
- Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Просвещение, 1998. — С. 37.
- Казаева Т. Н. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. 2007. — № 6. — С. 76−79.
- Казакова О. А. Речевой жанр как инструмент квалификац. диалогического дискурса языковой личности. Ч. 2. Томск, 2006. — С. 55 -61.
- Кант И. Тартуская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. -М.: Знание, 1991. С. 56.
- Каракулина Ю. С. Грамматический аспект языковой игры // Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 2006. — С. 130 — 139.
- Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. С. 8.
- Карасик В.И., Караулов Ю. Н. Языковая личность и четырехмерное пространство языкового сознания // Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 2006. — С. 146 — 162. t
- Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-320 с.
- Караулов Ю.Н., Петров В. В. // Дейк Г.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация- пер. с англ. М.: Прогресс, 1989: — С. 5 — 11.
- Караулов Ю. Н. Карпов А. К. Концепция языковых игр в философии Людвига Витгенштейна // Западная философия: История, проблемы, перспективы развития. Екатеринбург: Изд-во Екат. гос. ун-та, 2005.-С. 128−135.
- Касевич В.Б. Языковые структуры языка и когниктивная деятельность // Язык и когниктивная деятельность. — М.: Прогресс, 1989. -С.11.
- Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. М.: ACT: Астрель, 2007. — 318 с.
- Клушина Н. И. Этические границы языковой игры // Журналистика и культура русской речи. М.: МРУ, 2002. — № 2. — С. 104 -108.
- Колесникова О. Н. Язык, игры* в стихах и развитие творческого владения речью у детей // Мировая словесность для детей и о детях. — М.: Просвещение, 2004. -Ч. 1. Вып. 9. — С. 32 — 36.
- Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: педагогика-Пресс, 1994.-246 с.4
- Кочеткова Т. В. Языковая личность носителя русской элитарной речевой культуры и факторы, влияющие на её становление // Античный мир и мы: Матер, и тез. конф., 21−22 марта1997 г. Саратов, 1998. — Вып. 4. — С. 45 — 57.
- Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 198 с.
- Крысин Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования // Языковая вариативность. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. -180 с.
- Крысин Л.П. Речевой портрет представителя интеллигенции. В кн.: Современный русский- язык. Социальная и функциональная дифференциация. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 568 с.
- Кубрякова Е. С. Кудрявцева Н. Б., Реляционные элементы как компонент, языковой игры // ОНС: Общественные науки и современность. — 2005.-№ 2.-С. 56−65.
- Культура языкового сознания>личности: Моногр. / Рост. гос. пед. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. — 308 с.
- Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова- А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003-. — С.809−810.
- Кушевич Т.А., Ладыженская Т. А., Лазарева Ю. А. Усечения в языковой игре // Филологический вестник. Саранск, 2002. — Вып. 3. — С. 49 -54.
- Левин С.Р. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С.342−357.
- Левитес Д. „Хорошо ли' мы работаем, когда, думаем. Что работаем хорошо?“, 2001. — Режим доступа: http://www.lseptember.ru
- Левицкий Ю. А. „Да“ и „нет“ не говорите // Национальный менталитет и языковая личность. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — С. 84 -89.
- Леонтьев A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 120 с.
- Леонтьев А. А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970.-С. 314−370.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1970.-с. 27−28.
- Леонтьев A.A. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — С.223−228.
- Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общей педагогической психологии: Избранные психол. тр. / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социальный ин-т. М.- Воронеж: МПСИ, 2001. — 447 с.
- Леонтьев A.A. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском языке: Автореф. дис.канд. наук- Филологические науки: 10.02.01 / Алт. гос. ун-т. — Барнаул, 2002. 23 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. — М.: Спб., 2003.-С. 64.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. 4-е изд., испр. — М.: Смысл- Издательский центр „Академия“, 2005. — 288 с.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1981.- С. 509−537.
- Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. М.: Прогресс, 1960.215 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. H.A. Шматко -М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
- Лисоченко Л.В., Лисоченко О. В. Языковая игра на газетной полосе. Эстетика и поэтика языкового творчества. Межвуз. сб. науч. статей. -Таганрог, 2000. С. 128−142.
- Лисоченко О.В. Риторика для журналистов: прецендентность в языке и речи: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Проф. Л. В. Поповской (Лисоченко). Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2007. — 318 с.
- Лисоченко О.В. Языковая игра: когнитивный, прагматический и собственно лингвистический аспекты // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. науч. Конф. Вып. 2. Ростов н/Д., 2000. — С. 46−54.
- Логический анализ языка. Концептуальные поля игры / Отв. ед. член- корр. РАН Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — 544 с.
- Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. — М.: Просвещение, 1960. С. 129 — 160.
- Ломов А. М., Языковая мотивированность и языковая игра // Эссе о социальной власти языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. -С. 120- 123.
- Лукьянович Е. А., Языковая игра в „Повестях Белкина“ А. С. Пушкина // Вестн. Хакас, гос. ун-та. Сер. Языкознание. Абакан, 2002. — Вып. З.-С. 141−144.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. —320 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Изд.2-е. — Ростов на/Д.: Изд-во Феникс, 2003.-280 с.
- Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: ООО „Торгово-издательский дом „Русское слово — PC“, 2000. — 126 с.
- Львова С. И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. — 2004. — № 5. — С. 4650.
- Львова С.И. Русский язык (5−11 классы): Лингвистические игры. М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
- Ляпон М.В. Оценочная ситуация и словесное самомоделирование //Язык и личность /Под ред. ак-ка Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989. — С.24.
- Макаревич О. В. К вопросу о целях языковой игры // Интерпретация коммуникационного процесса: Межпредмет, подход: Сб. докл. на межвуз. науч. конф. (25 26 июня 2001 г.). — Барнаул, 2001. — С. 74 — 77.
- Макаревич О. В. Языковая игра: проблемы определения // Концептуальная картина мира и интерпретивное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. — Барнаул, Изд-во БГУ, 2001.-С. 150- 153.
- Марцинковская Т.Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика: учеб. М.: Проспект, 2008. — 464 с.
- Маслоу А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. С. 181−186.
- Матюшкин A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии. — 1984. -№ 3. С. 166.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 128 с.
- Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. 1—3 нояб. 2001 г., Уфа. -4.1. -2001. 192 е.- Ч. 2. — 2001. — 195 с.
- Менджерицкая Е.О. Термин „дискурс“ в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. — С. 132−133.
- Мечковская Н. Б. Игровое начало в современной лингвистике: избыток сил или неопределённость целей? // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. М.: Индрик, 2006. — С. 30 — 41.
- Милованова Л. А. Языковая личность: факторы становления и развития // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. — № 4. — С. 68−77.
- Митякина Л. В. Личность и некоторые вопросы речевой культуры // Соц. гуманит. исслед.: Теорет. и практ. аспекты. Саранск, 2004. -Вып. 4.-С. 153−157.
- Могилевич Б. Р. Капичникова О.Б., Железовская Г. И. Учебно-речевая деятельность студентов. — Саратов: Изд-во Саратов. Гос. Ун-та, 1998. -С. 4.
- Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация): пособие для студентов. Волгоград: Учитель, 2000. — 198 с.
- Московская Г. Л. Профессиональная языковая личность лингвиста-преподавателя и структура ее компетентности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. -2004. № 1. — С. 78−84.
- Мошникова Н. Н. Языковая игра в театральном дискурсе // Вопросы филологических наук. 2005. — № 4. — С. 109 — 112.
- Муль И. Л. Языковая игра как творческий эксперимент // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Омск, 1997. — Вып. 2. — С. 109 -112.
- Мурашов А. А. Личность и речь: Эпоха кризисов: Учеб. пособие / А. А. Мурашов- Рос. акад. Образования. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2005. — 503 с.
- Мурзин Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения // Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и функционирование. — М.: Наука, 1989: — С. 5 — 13.
- Нестерова Ю. О. Языковая игра и языковое сознание коммуникантов // Лингвистический ежегодник Сибири. Красноярск: Изд-во КГУ, 2003. — Вып. 4−5. — С. 78 — 83.
- Николина Н. А. „Словообразовательная игра“ в художественном тексте // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М.: Научный мир, 1999. — С. 124−135.
- Николина Н. А. Языковая игра в структуре современного прозаического текста // Русский язык сегодня. 2000. — Вып. 1. — С. 551 -561.
- Норман Б. Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск: Высшая школа, 1987.-324 с.
- Норман Б. Ю. Игра на гранях языка. — М.: Наука, 2006. 342 с.
- Нухов С. Ж. Языковая игра в словообразовании (на матер, лексики англ. языка): Автореф. дис. д-ра наук- Филологические науки: 10.02.04.-М., 1997.-39 с.
- Нухов С.Ж. Языковая игра в английском словообразовании: имя существительное / С. Ж. Нухов. Уфа: Башгоспединститут, 1997. — 177 с.
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН.- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
- Панов В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. 1998. — № 3. — С.3348.
- Петровская А. Становление языковой личности младших школьников в системе развивающего обучения //Alma Mater: Вестник высшей школы. 2006. — № 11. — С. 72 — 73.
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 54.
- Пешковский A.M. Объективная и нормативная точки зрения на язык. М.: Учпедгиз, 1966. — С. 114.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969.280 с.
- Платон. Собр. Соч. в 4 т.: Т.1. -М.: Мысль, 1990. С. 165.
- Платонова Н. Античные риторики. М.: Наука, 1978. — 320 с.
- Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М.: Типография A.A. Карцева, 1887. — СЛ.
- Полякова В. Н. Эксталингвистические и интралингвистические факторы формирования русской языковой личности: Автореф. дис.канд. наук- Филологические науки: 10.02.01 / Рост. гос. ун-т. Ростов н /Д, 2002. -19 с.
- Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1960.-170 с.
- Потебня А. А Из записок по русской грамматике. T. I, II. М.: Учпедгиз, 1958. — 536 с.
- Потебня A.A. Психология поэтического и прозаического мышления // Слово и миф. М.: Правда, 1989. — С. 126 — 129.
- Проценко Б.Н. “. но речь отказала мне». Таганрог: Издательство «Антон», 1994. — 80 с.
- Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 239 с.
- Рацибурская Л.В. Окказиональные слова в СМИ как средство речевой агрессии // Язык современных СМИ: основные проблемы и тенденции: Матер, науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2006. — С. 6−10.
- Рахимкулова Г. Ф. Игровая поэтика и игровая стилистика // Филологический вестник РГУ. № 1. — 2000. — С. 24−27.
- Розенталь Д. Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. 7-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2007. — 208 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
- Рубинштейн С. J1. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.-С. 260.
- Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. 260 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.- 395 с.
- Рублик Т. Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирского университета. 2007. — № 1. — С. 93 — 95.
- Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. — с. 172.
- Русский язык и языковая личность /Ю.Н. Караулов. Изд. 6-е. -Москва :URSS: ЛКИ, 2007. — 261с.
- Русский язык и языковая личность в техническом вузе: учеб. пособие / Л. В. Уманцева- МПС России, Рост. гос. ун-т путей сообщ. М-ва путей сообщ. Рос. Федерации (РГУПС). — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщ., 2004.-119 с.
- Русский язык и языковая личность. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 263 с.
- Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. — 240 с. — С.172−173.
- Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис.-М.: Наука, 1981.- 276 с. С.183−184.
- Русский язык в школе. № 3. — 1996. — С. 3 — 6.
- Савчук Л.О. Системные соотношения словаря общества и словаря индивида (с точки зрения активного и пассивного запаса): Дисс.. канд. филол. наук. М., 1997. — 172с.
- Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки слав, культуры, 2002. — 547с.
- Санников В. 3. Русская языковая шутка: от Пушкина до наших дней. М.: Аграф, 2003. — 556 с.
- Санников В. 3. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. 2005. — № 4,8. — С. 3 — 20.
- Санников В.З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. № 4. — 2005. — С.4.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М.: Просвещение, 1983.-210 с.
- Сдобнова А.П. Прецедентные феномены в ассоциативном словаре школьников // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. М.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — С. 290−291.
- Северская О. И. «Языковые игры» современной поэзии // Общественные науки и современность. — 2007. — № 5. С. 159−168.
- Седов К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.-180 с.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.344 с.
- Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке. — М.: Наука, 1988. С. 207.
- Сепир Э. Язык. М.: Соцэгиз, 1934. — 222 с.
- Сидорова М. Ю. Пять лет спустя: высокие идеалы и суровая реальность курса «Русский язык и культура речи» // Мир русского слова. -2006. № 1.-С. 20−31.
- Сковородников А.П. Языковая игра (ЯИ) или игра с языком, игра слов, языковая эксцентрика, реализация людической функции языка //Культура русской речи: Энциклопедичекий словарь-справочник. — М.: Флинта: Наука, 2003. 840 с. — С.802 .
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1970.350 с.
- Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ / Рост. гос. ун-т- Отв. ред. Н. П. Колесников. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 359 с.
- Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб., 2002. — С. 177.
- Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Языки славянской культуры, 2003. 568 с.
- Соколова В.В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995. 192 с.
- Солганик Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.
- Соловьева H.H. Необычное словообразование: Учебное пособие по русскому языку для 5−6 классов. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.- 128 с.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр.-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.-432 с.
- Сковородников А. П. О понятии и термине «языковая игра» // Филологические науки. 2004. — № 2. — С. 79 — 87.
- Степанов A.B. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 176 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Боженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
- Суровцев В. А. Языковая игра и роль метафоры в научном познании // Философские науки. Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 20 — 30.
- Сусов И.П. Грамматика говорящего / И. П. Сусов // Актуальные проблемы коммуникативной грамматики- Тульск. гос. пед. ун-т. — Тула, 2000. -С. 130−138.
- Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 160с.
- Тимофеева Е. Е. Лексические новации на уроках русского языка в старших классах // Русская словесность. 2007. — № 5. — С. 58 — 64.
- Тимофеева Е. Е. Языковая игра и лексические ошибки // Русская словесность. 2006. — № 2. — С. 55−60.
- Уварова H.JI. О соотношении понятий «языковая игра», «игра слов» и «каламбур». Деп. в ИНИОН РАН. Горький, 1986. — G. 3:
- Уманцева Л.В., Урубкова Л. М. Понятие языковая личность и обучение деятельности перевода // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманит. науки. Тамбов, 2005. — Вып. 1. — С. 108 — 113.
- Усачева О. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации// Государственная служба. 2005. — № 5. — С. 97−102.
- Успенский Б: А. Учимся читать, играя: пособие для будущих первоклассников и их родителей / Э. М. Петлякова, С. Н. Подгорная. — Москва- Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. 220 с.
- Ушинский К. Дс Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. -М., 1990. Т 2. С. 483.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М.: Владос, 1998.-490 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.14. — '. • ¦ -.'л ' •. л.'- ¦ .'¦ '
- Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 122 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: МПСИ, 1985. — 424 с.
- Чейф У.Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. —432 с.
- Черняк В. Д. «Зоны риска» в лексиконе языковой личности: К основаниям коммуникативных неудач // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Томск, 2005. — Вып. 3 (47). — С. 96 — 100.
- Чечет Р.Г. Тесты по стилистике и культуре речи: пособие для учителей. -Мн.: ТетраСистемс, 2006. 144 с.
- Шанский Н.М., Шестак Л. А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.02.01 / Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2003. — 50 с.
- Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008.-416c.-C.367.
- Шеститко И.В. Организация рефлексивной деятельности учащегося. Минск: «Информпресс», 2006. — С.4
- Шиллер Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. М.: Гослитиздат, 1983.- Т.6-С.302
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. Пиротворческие силы, или Языковая игра. Режим доступа: http://rus.lseptember.rU/2006/06/7.htm.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. Ростов- на- Дону: Феникс, 1996. — 540 с.
- Штерн В. Одарённость детей и подростков и методы её исследования. Харьков, 1926. — 403 с.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Наука, 1971. -С. 34−36
- Щурина Ю.В. Шутка // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. — 340 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 240 с.
- Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л.: Худож. лит., 1986. — С.45−63. — Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/
- Эпштейн М.Н. Идеология и язык (построение модели и осмысление дискурса)// Вопросы языкознания. № 6. — 1991. — С. 34 — 42.
- Язык, речь, личность / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. Москва: Яз. славян, культуры, 2006. — 491 с.
- Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. — Изд. четвертое, стер. Москва: URSS: Ком Книга, 2007. -211с.
- Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитив. точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова — Ин-т языкознания Рос. акад. наук. М.: Языки славян, культуры: А. Кошелев, 2004. — 555 с.
- Язык и мышление. Мировая загадка /А. А. Волков. Москва: URSS: ЛКИ, 2007. — 238 с.
- Язык и речь в кругозоре человека. М.: Просвещение, 2000. —303 с.
- Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие / М. А. Шелякин. М.: Флинта: Наука, 2005. — 289 с.
- Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. М.: Перемена, 2000. — 228 с.
- Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. /Волгоград, пед. ун-т- Отв. ред. В. И. Карасик. Волгоград- Саратов: Перемена, 1998. — 234 с.
- Интернет версия периодического издания «Комсомольской правды»: http://www.kp.ru
- Руднев В. Словарь культуры XX в.: http://www.philosophy.ru/edu/ref7mdnev/b379.htm
- Санников B.3.W Русский язык в зеркале языковой игры: http://rus. 1 september.ru/2001/12/414.htm
- Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http ://www.ct-net.net/ru/rwcttcpru
- Свободная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Словарь стилистических терминов. Часть 2.: http://sigieja.narod.ru
- Энциклопедия «Кругосвет»: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet