Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во многих случаях языковая игра возникает в речи ребенка и как подражание речи взрослых, и как явление, поддержанное взрослыми (например, общение дома, наблюдение детей за общением взрослых и т. п.). Таким образом, диалог ребенка со взрослым, принимая вид языковой игры, свидетельствует о сознательном вхождении коммуникантов в условнореальное пространство неканонизированного общения. Также… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ИГРА И ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Понятия игра и языковая игра в жизни человека
    • 1. 2. Понимание языковой игры в современной филологии
    • 1. 3. Соотношение понятий личность и языковая личность
    • 1. 4. Языковая компетенция
    • 1. 5. Креативность и языковая игра
  • ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Процесс речепроизводства как фактор развития языковой компетенции
    • 2. 2. Языковая игра как проблемная ситуация
    • 2. 3. Взаимодействие языковой рефлексии и языковой игры
    • 2. 4. Языковая игра и орфографоцентризм
  • ГЛАВА 3. РОЛЬ ЯЗЫКОВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
    • 3. 1. Языковая игра в речи школьников
    • 3. 2. Влияние языковой игры на качество обученности учащихся русскому языку

Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В научных исследованиях последних лет изучению феномена игры уделяется большое внимание. Игра рассматривается как один из компонентов культуры (Й. Хейзинга, М.М. Эпштейн), как инструмент социального (Э.Берн, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже) и психологического (К. Бюлер, Д. Морено, 3. Фрейд) развития личности. Особое место в общей теории игры занимает так называемая языковая игра.

Изучение языковой игры имеет длительную традицию, восходящую к античности. Упоминание об игре слов, «забавных словесных оборотах» как средстве шутки или «обмана» слушателей содержится еще в «Риторике» Аристотеля [Платонова 1978].

Явление языковой игры активно изучается в современной отечественной лингвистике в рамках антропоцентрического направления, рассматривающего факты языка в непосредственной связи с его носителями. Материалом для исследования служит разговорная речь [Земская Китайгородская, Розанова 1981, 1983, Гридина 1996, Норман 2006], художественная литература [Богин 1998, Залесова 2002, Николина 1999, Норман 2006, Рахимкулова 2000, Санников^ 2002, Шаховский 2008], язык СМИ [Земская 1996, Лисоченко 2000, Ильясова 2002, 2009, Рацибурская-2006, Стахеева 2008, Щурина 2007], язык рекламы [Амири 2007, 2009].

Языковая игра как многофункциональный феномен, реализующийся разнообразными языковыми средствами и приемами на разных уровнях языка, на сегодняшний день не имеет единого определения, что заставляет исследователей вновь и вновь обращаться-к ее осмыслению.

Данная диссертация посвящена изучению феномена языковой игры как средства развития языковой компетенции личности. В этом аспекте языковая игра не была предметом монографического описания.

В настоящей, работе рассматривается, формирование языковой личности в онтогенезеразвитие ее языковой компетенции с точки зрения лингвистики, психолингвистики, социолингвистики, психологии речи.

Актуальность исследования обусловлена тем, что его проблематика находится в русле формирующейся1 возрастной лингвистики и определена значимостью изучения языковой личности в ее онтогенезе, а также пониманием взаимосвязи между развитием языковой компетенции и способностью к языковой игре.

Цель исследования — показать языковую игру как компонент языковой личности учащихся.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

— дать общее представление о проблемах языковой игры, языковой личности, языковой компетенции;

— установить степень влияния языковой игры на развитие языковой компетенции личности;

— выяснить, является ли языковая игра одним из средств формирования речемыслительных навыков;

— выявить, влияет ли языковая игра на осознание языковой нормы;

— определить, способна ли языковая игра1 формировать и развивать языковой вкус и языковую рефлексию.

Объект исследования — формирующаяся языковая личность учащихся 5−11-х классов (10−17 лет), отражающая особенности их речи, речевого поведения.

Предмет исследования — языковая игра как средство развитияязыковой компетенции «личности.

Материал исследования — записи неподготовленной устной речи подростков (в урочной и внеурочной деятельности) — творческие работы учащихся, полученные в результате выполнения разнообразных специальных упражненийрезультаты итоговых экзаменационных работ (в том, числе ЕГЭ). Источники материала' - лингвистические игры, разработанные С. И. Львовой, В. В. Трошиным, H.H. СоловьевойP.F. Чечет, а также материалы сайтов http://www.lseptember.ru, http://www.ct-net.net/ru/, http://www.infoliolib.info/philol/eihenbaum/shinel.ht, http://www.gramota.ru.

Методология и методы исследования. В качестве методологической основы диссертационной работы рассматривается принцип антропоцентрического подхода к языку и речи и основные положения об отношении языка к действительности и мышлению.

Выбор лингвистических методов обусловлен задачами работы и спецификой анализируемого материала. В качестве основных использовались методы контекстуального, сравнительно-сопоставительного и семантического анализа, лингвистического и ассоциативного эксперимента, а также метод наблюдений. Следует отметить, что данные методы использовались не изолированно друг от друга, анализ проводился комплексно, с привлечением на каждом этапе работы тех приемов и методов, которые более всего удовлетворяют поставленным целям и задачам исследования.

Теоретической базой исследования являются:

— основные теоретические положения таких областей филологии, как стилистика и лингвистика текста [Гальперин 1981, Богин 1986, Лукин 2005, Сковородников 2003, Солганик 1997 и др.], теория языковой личности [Богин 1999, Караулов 1987, 2006, Карасик 2004, 2006, Крысин 2003 и др.];

— труды отечественных ученых по языковой игре [Гридина 1996, Ильясова 2000, 2009, Норман 1987, 2006, Санников 2002, Шаховский 2008 и др.], лингвокультурологии [Верещагин 1976, Костомаров 1994], когнитивной лингвистике [Арутюнова 2006, Караулов 1987, Карасик 2004], социолингвистике [Крысин 1989];

— теоретические положения и концепции психолингвистики и психологии речи о структуре, уровнях и механизмах речевосприятия, языковой и коммуникативной компетенциях [Выготский 1956, Голев 2004, 2006, Горелов 2005, Жинкин 2002, Зимняя 1978, A.A. Леонтьев 1970, 2003 и др.];

— психологические теории мышления, строения речевой деятельности, взаимосвязи' развития мышления и речи, роли процесса понимания в познании и коммуникации, взаимодействия мышления и речевой деятельности [Выготский 1956, 1968, Рубинштейн 1958, Гальперин 1966, 1976, Брудный 1972, 1977, Лурия 1979, А. Н. Леонтьев 1981 и др.].

Научная новизна исследования заключается в том, что развитие языковой компетенции личности в онтогенезе посредством языковой игры в виде монографического описания еще не рассматривалось. Кроме того, в работе представлен коллективный речевой портрет формирующейся языковой личности подростков начала XXI века. Соответственно новыми являются также результаты, полученные в ходе анализа эмпирического материала.

Положения, выносимые на< защиту:

1. Языковая игра может являться одним из средств развития языковой компетенции индивида в период онтогенеза.

2. Обращение к «неканоническому», нестандартному, неузуальному слову обостряет языковое чутье личности, развивает языковую интуицию, языковую способность.

3. Языковая игра помогает развить у индивида представление о грамматическом значении слова — абстрактном понятии, довольно трудном для восприятия.

4. Языковая игра, используемая при изучении словообразования, помогает осмыслить процесс создания новых слов, усвоить основные словообразовательные модели. Способность языковой личности к собственному словотворчеству позволяет адекватно воспринимать и интерпретировать случаи языковой игры в художественных произведениях. Интерпретируя языковую игру, индивид учится языковой рефлексии.

5. Игровое восприятие слова способствует развитию речевой культуры личности: конструирование, употребление неканонического знака, трансформация' узуальной лексемы в игровом контексте формируют подсознательное понимание языковой нормы, развивает лингвистическое мышление.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что создается представление о развитии языковой компетенции личности в ее онтогенезе посредством языковой игры. Результаты, полученные в процессе исследования, представляют интерес как со стороны изучения механизмов формирования языковой личности подростков начала XXI века, так и со стороны изучения речевой индивидуальности.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике, культуре речи, в спецкурсах по психои социолингвистике, по речевому этикету, в работах по теории языковой игры, при составлении словаря языковой личности, в возможности использования выводов и материалов исследования при изучении проблем разговорной речи, коммуникативного поведения, а также в практике преподавания школьных курсов русского языка и литературы.

Достоверность результатов исследования подтверждается данными констатирующего эксперимента (2003;2009 гг.), в котором приняли участие около 1000 учащихся муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 14 «Экономический» Железнодорожного района города Ростова-на-Дону.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования излагались на областных научно-практических конференциях по проблемам филологического образования (Ростов-на-Дону, 2004, 2005), межрегиональных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых (Ростов-на-Дону, 2004, 2005), Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию проф. Ю. А. Гвоздарева (Ростов-на-Дону, 2005), Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Ростов-на-Дону, 2006), 7-ой Международной научной конференции (Ульяновск, 2007).

По теме диссертации опубликовано восемь работ, в их числе одна работа в издании, включенном в перечень ведущих научных журналов и изданий, утвержденных ВАК РФ.

Структура работы. Материалы диссертации изложены на 202 страницах машинописного текста, иллюстрированы 6 рисунками, 3 таблицами. Диссертация состоит из введения, III глав, заключения, выводов, приложения, списка литературы, включающего 331 источник.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Рассмотрев языковую игру как компонент языковой личности учащихся, мы пришли к следующим выводам.

Языковая игра может выступать одним из средств развития языковой компетенции учащихся. Поскольку важная роль в становлении личности отводится языку, то языковую личность можно рассматривать и с точки зрения ее речевой деятельности. При этом важны не только знания индивида о языке, но и его умение производить тексты (дискурсы). Феномен языковой игры присутствует в речевой практике подростков, характеризуется игрой с нормой (обыгрыванием разного рода вариантов нормы) и возникает под влиянием просторечия, территориальных и социальных диалектов, проявляется в обыгрывании иноязычных конструкций или в процессе создания разного рода окказиональных образований.

Поскольку языковая личность в онтогенезе находится в процессе активного формирования, постепенно овладевает структурой дискурса, различными способами его построения, соответственно активно развиваются коммуникативная и языковая компетенции, то универсальность языковой игры позволяет каждой языковой личности научиться оперировать языковыми и речевыми нормами.

Языковая игра как вид речемыслительной деятельности развивает навык правильного соотнесения речи с действительностью, помогает в процессе освоения информации отличать истинное понимание от механического запоминания текста, развивает лингвистическое мышление учащихся, учит их умению моделировать грамматические формы и конструкции, видеть отступление от норм литературного языка.

Развитие языковой компетенции посредством языковой игры поможет уйти от орфографоцентризма в процессе овладения письменной речью.

Введение

языковых игр в практику обучения языку исключит принцип декларированное&tradeготового знания, будет ориентировать учащегося на практическое владение речью, на искусство владения речью.

Кроме того, языковая игра выполняет и так называемую функцию психологического характера, так как реализует человеческую склонность к. самоутверждению, способна вызвать познавательный интерес, который является показателем общего развития школьников. Развивая воображение, она влияет на формирование представлений (зрительных, слуховых, языковых), играет важную роль в развитии памяти и внимания.

В старших классах коммуникативное поведение школьников отличается частым использованием не только экспрессивной и жаргонной лексики, но и языковой игры. При этом в речи учащихся не просто присутствует установка на языковую игру, а увеличивается к старшим классам: 5−6 классы — 26%- 7−8 классы — 33%, 9−11 классы — 41%.

Во многих случаях языковая игра возникает в речи ребенка и как подражание речи взрослых, и как явление, поддержанное взрослыми (например, общение дома, наблюдение детей за общением взрослых и т. п.). Таким образом, диалог ребенка со взрослым, принимая вид языковой игры, свидетельствует о сознательном вхождении коммуникантов в условнореальное пространство неканонизированного общения. Также языковая игра используется подростками для оживления процесса речевого общения. Чаще всего темами общения, в процессе которого возникает языковая игра, являются события и явления, происходящие в наше время, а также учеба, культурно-исторические события современной жизни.

Данная работа — это только начало еще мало изученной темы «Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся». Перспективы исследования мы видим в постановке и исследовании проблемы «Влияние языковой игры в языке СМИ, рекламы как социально значимых факторов на формирование общей культуры и языковой компетенции подростков».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 111−129.
  2. А. М., Языковая личность в современной парадигме МКК // Вопросы Романо-германской и русской филологии. — Пятигорск, 2005. — С. 27−33.
  3. Г. Техника развития интеллекта. СПб.: Питер, 2001. — С.35−164.
  4. Е. В., Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку // Начальная школа. 2005. -№ 10.-С. 34−37.
  5. Г. С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986. — С.67.
  6. Л.П. Контаминации как разновидность окказионального словообразования в языке рекламы // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты, Ростов-на-Дону: НМЦ «Логос», 2007. Вып. 1. — С. 173 -174.
  7. А. Психологическое тестирование: книга 2- пер. с англ./ под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. — С. 45.
  8. М. С., О словах разнообразных, одинаковых и разных. Путешествие по стране Лингва КВН (Сценарии) // Школьная библиотека. -2004.-№ 2.-С. 40−45.
  9. Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Дис.. канд. филол. наук. Ярославль, 2001. С. 52.
  10. П.Антонова Е. С. Развитие речи и мышления учащихся на основе интеграции содержания обучения в общеобразовательной школе. Дис.. док. пед. Наук. -М., 2001. С. 137.
  11. Н. Л. Деловая игра как метод обучения русскому языку // Проблемы современного филологического образования. М., Ярославль, 2002. — Вып. 2. — С. 167 — 169.
  12. Аристотель. Соч. В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. — С. 630.
  13. Аристотель. Риторика. Перевод Н. Платоновой. Античные риторики. М.: Наука, 1978. — 320 с.
  14. Н.Д. Аномалии и язык // Вопросы языкознания. 1987, № 3,-С. 3−19.
  15. Н.Д. Дискурс // Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.: Прсвещение, 1998. — С. 136−137.
  16. Н.Д. Логический анализ языка: Концептуальные поля игры / РАН, Ин-т языкознания- Отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — 543 с.
  17. М. А. Омонимия и смежные с ней явления в языковой игре // Языкознание: современные подходы к традиционной проблематике. -Калининград, 2001. С. 68 — 74.
  18. Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. -М.: Наука, 1975.-С. 42.
  19. Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Наука, 1989. — 179 с.
  20. Л.Л. Языковая ситуация: социолингвистический аспект. — Уфа: Восточный университет, 2000. 63 с.
  21. Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен. Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект / Казан, гос. ун-т. Филол. фак-т. Казань: Казан, гос. ун-т, 2004. — С. 44.
  22. Р.Т. Социолингвистика. Цели, методы, проблемы. М.: Просвещение, 1980. — 215 с.
  23. В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, МПСИ, 2004. — С.25.
  24. Э. М. Принцип организации текста как игровой момент // Русская филология: Ученые записки. Смоленск, 1999. — Вып. 4. — С. 150 — 180.
  25. Г. И. Самосознание личности в аспекте языка // Вопросы языкознания. 2001. — № 1. — С. 60 — 84.
  26. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб. — М.: «Университетская книга" — ACT, 1996. — 398 с.
  27. К. Ш. Речевая образовательная ситуация в развитии языковой личности // Научное обозрение. 2007. — № 4. — С. 200 — 205.
  28. Ф.Н. Дидактические игры. — М.: Наука, 1964. С. 7.
  29. Л. Язык. М.: Прогресс, 1968. — 608 с.
  30. В.В. Речевое общение: прагматические и семантические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — С.29.
  31. Г. И. Противоречия в процессе формирования речевой способности. Калинин: Калининский ун-т, 1977. — 84 с.
  32. Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. Л., 1984. — 38 с.
  33. Г. И. Типология понимания текста. Калинин: Калининский ун-т, 1986.- 87с. 1
  34. Г. И. Тексты, возникшие в ходе языковой игры // Филология. Краснодар: СО РАН, 1998. — С. 14.
  35. Г. И. Начальные уровни развития языковой личности у школьника как формат для определения успешности его филологической подготовки (Пособие для методиста и учителя). Часть 1 // Hermeneutics in Russia / Герменевтика в России. 1999. — № 1. — С. 29−37.
  36. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. — 172 с.
  37. Д.Б. Психология творческих способностей: М.: „Академия“, 2002. — 320 с:
  38. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1−2. М.: Изд-во АН СССР, 1963. 391 с.
  39. Бодуэн де Куртенэ И. А. Выступление в прениях по докладу Л. В. Щербы „О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета“ // М. С. Лапатухин. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия. М.: Изд-во АН СССР, I960: — С. 46 -54. 4'
  40. Божович- Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы. — М.: Просвещение, 1996. 97 с.
  41. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников: психолого-педагогические аспекты языкового образования. М.:МПСИ, 2002. -288с. -С. 54.
  42. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. — М.: Восток-Запад, 2009 958 с.
  43. Большой энциклопедический, словарь. 2-е изд, перераб. и доп. — М.- СПб., 2001.-С. 434.
  44. Бондалетов В-Д. Социальная лингвистика / В. Д. Бондалетов. М.: Просвещение, 1987.- 160 с.
  45. В. Г. Тупицина И. Н. Языковая личность как отражение ситуации социального взаимодействия: Итоги лингвистической конференции // Учен. зап. рос. гос. социал. ин-та. М., 2004. — № 2. — С. 140 — 143.
  46. А. А. Семантика языка и психология человека. Фрунзе: ИЛИМ, 1972.-233 с.
  47. А. А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы: социальной психологии- М, 1975. — С. 165—182.
  48. А. А. К проблеме моделирования в социальной психологии // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 86—96.
  49. А. А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977.-С. 32−49.
  50. P.A., Бушев А. Б. Культура философского мышления: языковая личность и проблемы понимания // Философская культура мышления. Челябинск, 2004. — Вып. 2. — С. 71 — 85.
  51. Т.В., Шмелев А. Д. Языковые концептуализации мира. — М.: Школа „Языки русской культуры“, 1997. С. 437.
  52. Д. Языковая игра как проявление речевой субкультуры // Scripta manent. Смоленск, 2002. — Вып. 8. — С. 67 — 72.
  53. Н.С. Активные процессы в современном русском языке. -М.: Логос, 2001.-304 с.
  54. Э.А. Путешествие в слово: Книга для учащихся старших классов. 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
  55. А.П. Проблемы измерения языковой компетенции // Лингвистические основы преподавания языка. М.: Просвещение, 1983. — С. 12−15.
  56. Л.А. Культура и техника речи: Учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, В. П. Чихачев. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. Унта, 1994.-160 с.
  57. Введенская J1.A. Риторика и культура речи /Л.А. Введенская, Л. Г. Павлова. здание 6-е, дополненное и переработанное. — Ростов-на-Дону: изд-во „Феникс“, 2005. — С. 103−104.
  58. Л.А. Русский язык и культура речи для студентов вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. изд. 4-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 188 с.
  59. А. В. Наука об игре. Античные и дискурсивные представления об объекте лингвистика // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. М.: Просвещение, 2006. — С. 17 — 29.
  60. Г. Б., Волина В. В. Учимся играя: Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. М.: Новая шк. — 1994. — 445 с.
  61. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: Русский язык, 1976.-С. 136.
  62. В. В. О художественной прозе. М. — Л.: Гиз, 1930. —186 с.
  63. В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. -М.: Наука, 1980.-210 с.
  64. В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. М.: Наука, 1990.' - 156 с.
  65. В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой / отв. ред. А.П. Чудаков- Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Наука, 2003. — 178 с.
  66. Г. О. Филологические исследования. М. 1990. — С. 24- 26.
  67. , Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Избранные философские работы. М!: Наука, 1994. — 348 с.
  68. Л. Философские работы. М.: Гнозис, 1994. 4.1. — С.
  69. В. Языковая личность и национальная идея // Народное образование. 1998. — № 5. — С. 25 — 30.
  70. А. А., Альтернативы лингвориторическому образованию нет! // Мир русского слова. — 2004. — № 3. — С. 26−33.
  71. . Н. Авторские окказионализмы как способ реализации игровой функции языка // Лингвистические исследования. Дубна: Феникс, 2001.-С. 79−85.
  72. В. Фантазия как основа искусства. М.: Изд-во М. О. Вольф, 1914.-146 с.
  73. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. М.: Наука, 1956.-145 с.
  74. Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. — М.: Наука, 1956. С. 9.
  75. Л.С. Из неизданных материалов Л.С. Выготского // Психология грамматики. М.: Просвещение, 1968. — С. 190.
  76. Л. С. Мышление и речь //Собр. соч. в 8 т. Т.2. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  77. Л. С. Динамика и структура личности подростка. В кн.: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1982. — С. 138—142.
  78. В. И. Возвратные глаголы и страдательные причастия как ресурс языковой игры в художественном тексте // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. — М.: Просвещение, 2006. — С. 30 — 41.
  79. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988. — С. 148−149.
  80. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. -С.266−323.
  81. П.Я. К учению об интериоризации // Вопр. психол. -1966.-№ 6.-С. 25−32.
  82. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. —146 с.
  83. И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. -М.: Наука, 1981.-160 с.
  84. Гац И. Ю. Методика русского языка в задачах и упражнениях: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2007. 287 с.
  85. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-471 с.
  86. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965. — С. 434−7.
  87. Г. В. История кроссворда как лингвистического жанра // Вестн. Самар. гос. эконом, акад. Самара, 2005. № 1. — С. 322 — 326.
  88. Н. Д. Индивидуально-типовой подход к развитию языковой личности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. Кемерово, 2006. — № 2 (26). — С. 25 — 28.
  89. Н. Д. Продолжение разговора о содержании школьного курса „Русский язык“ //Русский язык (Еженедельное приложение к газете „Первое сентября“). N 6 (222), 2000 г. — С.2 — 3.
  90. Н. Д. Развитие языковой способности детей: (школьное сочинительство и стилизация) // Мир русского слова. — 2004. № 4. — С. 105— 108.
  91. Н. Д. Русская орфография как „вещь в себе“ //Человек. Коммуникация. Текст. Вып.2. — Ч.1/Под ред. А. А. Чувакина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1998. — С.83−85.
  92. Н. Д. Языковая игра как прием обучения грамотному письму / Преподавание словесности в высшей и средней школе // Сборник статей под ред. Л. Б. Парубченко. Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 1995. Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
  93. H. Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул: Изд-во АГУ, 1997. — 147 с. — Режим доступа: http://lmgvo.asu.ru/golev/
  94. Н.Д. Орфография и лингвистическая культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 1993. — 112 с. — Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
  95. Н.Д. Продолжение разговора о содержании школьного курса „Русский язык“ //Русский язык (Еженедельное приложение к газете „Первое сентября“). N 6 (222), 2000 г. — С. 2−3. — Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/
  96. И.В., Нарушевич А. Г. Лингвистические задания на уроках русского языка как средство воспитания языковой личности. — Режим доступа: http://rus.lseptember.ru
  97. .Н. Основы культуры речи. М., 1980. — цит. по Соколова В. В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995. — С. 47.
  98. В. Е. Ассоциативный эксперимент как речевая игра //Жизнь языка: Сб. ст. М.: Просвещение, 2001. — С. 226 — 233.
  99. М. В., Караулов Ю. Н., Шаклеин В. М. Не говори шершавым языком. Режим доступа: http://www.gramota.ru/negovori.,
  100. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие М.: Лабиринт, 2005. — 320 с.
  101. Т. А. Языковая игра: стереотип и творчество / Т. А. Гридина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-т, 1996. — 94 с.
  102. Т. А. Произвольная мотивация как механизм» языковой игры. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. — № 17. — с. 51 — 56.
  103. Т. А. Ментальные ориентиры ономастической игры в малых фольклорных жанрах / Т. А. Гридина // Известия Уральского государственного университета. — 2001. — № 20. — Режим доступа: http://proceedings.usu.ru
  104. Т. А. Детская речь как сфера лингвокреативной деятельности и лингвистика игры // Педагогическое образование и наука. — 2004, — № 6. -С. 7- 10.
  105. М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. — М.: Наука, 1984.-С. 17.
  106. В. Избранные труды по языкознанию. — М.: Прогресс, 1984.-С. 75−77.
  107. K.M. Психологическая диагностика. Учебное пособие. — М.: УРАО, 1997.-304 с.
  108. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1983. С. 5−20.
  109. Л.Д., Ральникова И. А. учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы? личности», 2000. Режим доступа: http://www.irbis.asy/mmc/demina
  110. Н.М. Льюис Кэрролл. Очерк жизни и творчества. М.: Наука, 1979.-200 с.
  111. Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  112. М. А. Примеры и средства языковой игры: лексика и грамматика // Семантика языковых единиц и категорий в диахронии и синхронии. Калининград: Изд-во РГУ им. Канта, 2002. — С. 116 — 123.
  113. Е. Н. Психолингвистические аспекты изучения языковой личности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. — № 23. — С. 176−182.
  114. Т. К., Язык, культура, языковая личность // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе. Балашов: «Аспект-Пресс», 2005. — С. 178 — 180.
  115. Г. В. Язык и личность: учеб. пос. / Г. В. Ейгер, И. А. Рапопорт. Харьков: Изд-во ХГУ, 1991.-81 с.
  116. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995. — 150 с.
  117. М.Р. Игра // Новейший философский словарь / Сост. A.A. Грицанов. Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — С. 252.
  118. Н.И., Журавлёва О. В. Языковая игра как синергетический процесс саморазвития языка // Текст: структура и функционирование. Барнаул, 2002. — Вып. 6. — С. 13 — 18.
  119. И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб: Издательство «Альянс „Дельта“, 2003. — 192 с.
  120. A.A. Введение в психолингвистику. М.: Наука, 1999. -340 с.
  121. К.В. Языковая игра в творчестве В. Аксенова: Автореф. дис. .канд. филол. наук. Ростов н/Д., 2002. — 210 с.
  122. Е. М. Языковая личность: лингвистический и психологический аспект: Автореф. дис. канд. филол. наук: спец. 10.02.01 Русский язык / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2004. — 20 с.
  123. Е. А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Наука: Флинта, 1987. — 120 с.
  124. Е. А., М. В. Китайгородская, H. Н. Розанова. Языковая игра // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. Отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука: Флинта, 1983. — С. 172−214.
  125. Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука: Флинта, 1981. — 275 с.
  126. Е.А. Речевой портрет эмигрантки первой волны. Русский язык сегодня. Вып. 1. Сб- статей / РАЩ Ин-т русск. яз. им. В. В. Виноградова. Отв. Л. П. Крысин. М.: Азбуковник, 2000. — С. 100 — 121,
  127. И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М- Просвещение, 1978. 260 с.
  128. Иванова T. A., Homo ludens, или игровая функция языка// Селищевские чтения: Материалы междунар. науч. конф. посвящ. 120-летию со дня рождения А. М: Селищева.: 22 — 24 септ. 2005 г. — Елец, 2005. — С. 278−279.
  129. Иванова-Лукьянова Г. Н., Коммуникативная грамматика и развитие языковой личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 2000. — № 6. — С. 95 — 99.
  130. С. В. Игра с внутренней формой слова как разновидность словообразовательной игры // Филологический вестн. Рост, гос. ун-та. Ростов н/Д, 2000. — № 2. — С. 32 — 38.
  131. С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 360 с.
  132. С. В. Корневой повтор в аспекте языковой игры // Язык в прагматическом аспекте: экспрессивная стилистика, риторика. — Ростов н/Д, 2003.-С. 14−21.
  133. C.B. Имя существительное: творческие задания / JI.C. Саломатина. Москва: Чистые пруды, 2006. — 29 с.
  134. C.B. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы / С. В. Ильясова, Л. П. Амири. М.: Флинта, 2009. — 296 с.
  135. М.К. Коммуникативно-речевые и когнитивно-лингвистические способности. Глава в монографии „Способности и склонности“. -М.: Прогресс, 1989. С. 103−128.
  136. Д. Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М.: Просвещение, 1998. — С. 37.
  137. Т. Н. Развитие речи младших школьников // Начальная школа. 2007. — № 6. — С. 76−79.
  138. О. А. Речевой жанр как инструмент квалификац. диалогического дискурса языковой личности. Ч. 2. Томск, 2006. — С. 55 -61.
  139. И. Тартуская рукопись // Эстетика Иммануила Канта и современность. -М.: Знание, 1991. С. 56.
  140. Ю. С. Грамматический аспект языковой игры // Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 2006. — С. 130 — 139.
  141. В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. — М.: Гнозис, 2004. С. 8.
  142. В.И., Караулов Ю. Н. Языковая личность и четырехмерное пространство языкового сознания // Вопросы лингвистики, педагогики и методики преподавания иностранных языков. Ижевск: Удмурт, гос. ун-т, 2006. — С. 146 — 162. t
  143. Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.-320 с.
  144. Ю.Н., Петров В. В. // Дейк Г.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация- пер. с англ. М.: Прогресс, 1989: — С. 5 — 11.
  145. Ю. Н. Карпов А. К. Концепция языковых игр в философии Людвига Витгенштейна // Западная философия: История, проблемы, перспективы развития. Екатеринбург: Изд-во Екат. гос. ун-та, 2005.-С. 128−135.
  146. В.Б. Языковые структуры языка и когниктивная деятельность // Язык и когниктивная деятельность. — М.: Прогресс, 1989. -С.11.
  147. В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. М.: ACT: Астрель, 2007. — 318 с.
  148. Н. И. Этические границы языковой игры // Журналистика и культура русской речи. М.: МРУ, 2002. — № 2. — С. 104 -108.
  149. О. Н. Язык, игры* в стихах и развитие творческого владения речью у детей // Мировая словесность для детей и о детях. — М.: Просвещение, 2004. -Ч. 1. Вып. 9. — С. 32 — 36.
  150. В.Г. Языковой вкус эпохи. М.: педагогика-Пресс, 1994.-246 с.4
  151. Т. В. Языковая личность носителя русской элитарной речевой культуры и факторы, влияющие на её становление // Античный мир и мы: Матер, и тез. конф., 21−22 марта1997 г. Саратов, 1998. — Вып. 4. — С. 45 — 57.
  152. Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М.: Наука, 1989. — 198 с.
  153. Л.П. Кодовое переключение как одна из форм языкового варьирования // Языковая вариативность. Красноярск: Изд-во КГПУ, 1998. -180 с.
  154. Л.П. Речевой портрет представителя интеллигенции. В кн.: Современный русский- язык. Социальная и функциональная дифференциация. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 568 с.
  155. Е. С. Кудрявцева Н. Б., Реляционные элементы как компонент, языковой игры // ОНС: Общественные науки и современность. — 2005.-№ 2.-С. 56−65.
  156. Культура языкового сознания>личности: Моногр. / Рост. гос. пед. ун-т. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. — 308 с.
  157. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова- А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003-. — С.809−810.
  158. Т.А., Ладыженская Т. А., Лазарева Ю. А. Усечения в языковой игре // Филологический вестник. Саранск, 2002. — Вып. 3. — С. 49 -54.
  159. С.Р. Прагматическое отклонение высказывания // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С.342−357.
  160. Д. „Хорошо ли' мы работаем, когда, думаем. Что работаем хорошо?“, 2001. — Режим доступа: http://www.lseptember.ru
  161. Ю. А. „Да“ и „нет“ не говорите // Национальный менталитет и языковая личность. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. — С. 84 -89.
  162. A.A. Слово в речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 120 с.
  163. А. А. Психофизиологические механизмы речи. Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка. М.: Наука, 1970.-С. 314−370.
  164. A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Наука, 1970.-с. 27−28.
  165. A.A. Речевая деятельность // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1977. — С.223−228.
  166. A.A. Язык и речевая деятельность в общей педагогической психологии: Избранные психол. тр. / Рос. акад. образования, Моск. психол.-социальный ин-т. М.- Воронеж: МПСИ, 2001. — 447 с.
  167. A.A. Лингвосоционическая методология изучения языковой личности в русском языке: Автореф. дис.канд. наук- Филологические науки: 10.02.01 / Алт. гос. ун-т. — Барнаул, 2002. 23 с.
  168. A.A. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. — М.: Спб., 2003.-С. 64.
  169. A.A. Основы психолингвистики: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. 4-е изд., испр. — М.: Смысл- Издательский центр „Академия“, 2005. — 288 с.
  170. А.Н. К теории развития психики ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1981.- С. 509−537.
  171. Н.С. Об умственной одарённости. М.: Прогресс, 1960.215 с.
  172. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/Пер, с фр. H.A. Шматко -М.: Институт экспериментальной социологии. Спб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
  173. Л.В., Лисоченко О. В. Языковая игра на газетной полосе. Эстетика и поэтика языкового творчества. Межвуз. сб. науч. статей. -Таганрог, 2000. С. 128−142.
  174. О.В. Риторика для журналистов: прецендентность в языке и речи: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Проф. Л. В. Поповской (Лисоченко). Ростов-на-Дону: „Феникс“, 2007. — 318 с.
  175. О.В. Языковая игра: когнитивный, прагматический и собственно лингвистический аспекты // Филология на рубеже тысячелетий. Материалы межд. науч. Конф. Вып. 2. Ростов н/Д., 2000. — С. 46−54.
  176. Логический анализ языка. Концептуальные поля игры / Отв. ед. член- корр. РАН Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2006. — 544 с.
  177. Дж. Избранные философские произведения. Т. 1. — М.: Просвещение, 1960. С. 129 — 160.
  178. А. М., Языковая мотивированность и языковая игра // Эссе о социальной власти языка. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2001. -С. 120- 123.
  179. Е. А., Языковая игра в „Повестях Белкина“ А. С. Пушкина // Вестн. Хакас, гос. ун-та. Сер. Языкознание. Абакан, 2002. — Вып. З.-С. 141−144.
  180. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. —320 с.
  181. А.Р. Язык и сознание. Изд.2-е. — Ростов на/Д.: Изд-во Феникс, 2003.-280 с.
  182. С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: ООО „Торгово-издательский дом „Русское слово — PC“, 2000. — 126 с.
  183. С. И. Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания // Русская словесность. — 2004. — № 5. — С. 4650.
  184. С.И. Русский язык (5−11 классы): Лингвистические игры. М.: Эксмо, 2008. — 304 с.
  185. М.В. Оценочная ситуация и словесное самомоделирование //Язык и личность /Под ред. ак-ка Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1989. — С.24.
  186. О. В. К вопросу о целях языковой игры // Интерпретация коммуникационного процесса: Межпредмет, подход: Сб. докл. на межвуз. науч. конф. (25 26 июня 2001 г.). — Барнаул, 2001. — С. 74 — 77.
  187. О. В. Языковая игра: проблемы определения // Концептуальная картина мира и интерпретивное поле текста с позиций лингвистики, журналистики и коммуникативистики. — Барнаул, Изд-во БГУ, 2001.-С. 150- 153.
  188. Т.Д., Григорович Л. А. Психология и педагогика: учеб. М.: Проспект, 2008. — 464 с.
  189. А. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 272 с.
  190. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. С. 181−186.
  191. A.M. Раннее выявление талантов и их развитие // Вопросы психологии. — 1984. -№ 3. С. 166.
  192. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. -М.: Школа-Пресс, 1993. 128 с.
  193. Межкультурная коммуникация: к проблеме формирования толерантной языковой личности в системе вузовского и школьного лингвистического образования: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. 1—3 нояб. 2001 г., Уфа. -4.1. -2001. 192 е.- Ч. 2. — 2001. — 195 с.
  194. Е.О. Термин „дискурс“ в современной зарубежной лингвистике // Лингвокогнитивные проблемы межкультурной коммуникации. М., 1997. — С. 132−133.
  195. Н. Б. Игровое начало в современной лингвистике: избыток сил или неопределённость целей? // Логический анализ языка: Концептуальные поля игры. М.: Индрик, 2006. — С. 30 — 41.
  196. Л. А. Языковая личность: факторы становления и развития // Вестник Московского университета. Сер. 19, Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. — № 4. — С. 68−77.
  197. Л. В. Личность и некоторые вопросы речевой культуры // Соц. гуманит. исслед.: Теорет. и практ. аспекты. Саранск, 2004. -Вып. 4.-С. 153−157.
  198. Б. Р. Капичникова О.Б., Железовская Г. И. Учебно-речевая деятельность студентов. — Саратов: Изд-во Саратов. Гос. Ун-та, 1998. -С. 4.
  199. В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация): пособие для студентов. Волгоград: Учитель, 2000. — 198 с.
  200. Г. Л. Профессиональная языковая личность лингвиста-преподавателя и структура ее компетентности // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. Приложение. -2004. № 1. — С. 78−84.
  201. Н. Н. Языковая игра в театральном дискурсе // Вопросы филологических наук. 2005. — № 4. — С. 109 — 112.
  202. И. Л. Языковая игра как творческий эксперимент // Гуманитарные исследования: Ежегодник. Омск, 1997. — Вып. 2. — С. 109 -112.
  203. А. А. Личность и речь: Эпоха кризисов: Учеб. пособие / А. А. Мурашов- Рос. акад. Образования. М.: МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО „МОДЭК“, 2005. — 503 с.
  204. Л.Н. Норма, речевой прием и ошибка с динамической точки зрения // Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и функционирование. — М.: Наука, 1989: — С. 5 — 13.
  205. Ю. О. Языковая игра и языковое сознание коммуникантов // Лингвистический ежегодник Сибири. Красноярск: Изд-во КГУ, 2003. — Вып. 4−5. — С. 78 — 83.
  206. Н. А. „Словообразовательная игра“ в художественном тексте // Язык. Культура. Гуманитарное знание. Научное наследие Г. О. Винокура и современность. М.: Научный мир, 1999. — С. 124−135.
  207. Н. А. Языковая игра в структуре современного прозаического текста // Русский язык сегодня. 2000. — Вып. 1. — С. 551 -561.
  208. . Ю. Язык: знакомый незнакомец. Минск: Высшая школа, 1987.-324 с.
  209. . Ю. Игра на гранях языка. — М.: Наука, 2006. 342 с.
  210. С. Ж. Языковая игра в словообразовании (на матер, лексики англ. языка): Автореф. дис. д-ра наук- Филологические науки: 10.02.04.-М., 1997.-39 с.
  211. С.Ж. Языковая игра в английском словообразовании: имя существительное / С. Ж. Нухов. Уфа: Башгоспединститут, 1997. — 177 с.
  212. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН.- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994.-928 с.
  213. В. И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. 1998. — № 3. — С.3348.
  214. А. Становление языковой личности младших школьников в системе развивающего обучения //Alma Mater: Вестник высшей школы. 2006. — № 11. — С. 72 — 73.
  215. A.M. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 54.
  216. A.M. Объективная и нормативная точки зрения на язык. М.: Учпедгиз, 1966. — С. 114.
  217. . Психология интеллекта. М.: Просвещение, 1969.280 с.
  218. Платон. Собр. Соч. в 4 т.: Т.1. -М.: Мысль, 1990. С. 165.
  219. Н. Античные риторики. М.: Наука, 1978. — 320 с.
  220. Е.А. Детские игры, преимущественно русские. М.: Типография A.A. Карцева, 1887. — СЛ.
  221. В. Н. Эксталингвистические и интралингвистические факторы формирования русской языковой личности: Автореф. дис.канд. наук- Филологические науки: 10.02.01 / Рост. гос. ун-т. Ростов н /Д, 2002. -19 с.
  222. Я. А. Психология творческого мышления. М.: Наука, 1960.-170 с.
  223. Потебня А. А Из записок по русской грамматике. T. I, II. М.: Учпедгиз, 1958. — 536 с.
  224. A.A. Психология поэтического и прозаического мышления // Слово и миф. М.: Правда, 1989. — С. 126 — 129.
  225. .Н. . но речь отказала мне». Таганрог: Издательство «Антон», 1994. — 80 с.
  226. Психологический словарь. Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 239 с.
  227. Л.В. Окказиональные слова в СМИ как средство речевой агрессии // Язык современных СМИ: основные проблемы и тенденции: Матер, науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2006. — С. 6−10.
  228. Г. Ф. Игровая поэтика и игровая стилистика // Филологический вестник РГУ. № 1. — 2000. — С. 24−27.
  229. Д. Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. 7-е изд. — М.: Айрис-Пресс, 2007. — 208 с.
  230. C.JI. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз, 1946. -704 с.
  231. Рубинштейн С. J1. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.-С. 260.
  232. Рубинштейн C. J1. О мышлении и путях его исследования. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. 260 с.
  233. СЛ. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000.- 395 с.
  234. Т. Г. Языковая личность и ее структура // Вестник Башкирского университета. 2007. — № 1. — С. 93 — 95.
  235. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. — с. 172.
  236. Русский язык и языковая личность /Ю.Н. Караулов. Изд. 6-е. -Москва :URSS: ЛКИ, 2007. — 261с.
  237. Русский язык и языковая личность в техническом вузе: учеб. пособие / Л. В. Уманцева- МПС России, Рост. гос. ун-т путей сообщ. М-ва путей сообщ. Рос. Федерации (РГУПС). — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщ., 2004.-119 с.
  238. Русский язык и языковая личность. 2-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2002. — 263 с.
  239. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. М.: Наука, 1983. — 240 с. — С.172−173.
  240. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис.-М.: Наука, 1981.- 276 с. С.183−184.
  241. Русский язык в школе. № 3. — 1996. — С. 3 — 6.
  242. Л.О. Системные соотношения словаря общества и словаря индивида (с точки зрения активного и пассивного запаса): Дисс.. канд. филол. наук. М., 1997. — 172с.
  243. В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.- 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки слав, культуры, 2002. — 547с.
  244. В. 3. Русская языковая шутка: от Пушкина до наших дней. М.: Аграф, 2003. — 556 с.
  245. В. 3. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. 2005. — № 4,8. — С. 3 — 20.
  246. В.З. Об истории и современном состоянии русской языковой игры // Вопросы языкознания. № 4. — 2005. — С.4.
  247. Л.В. К тайнам мысли и слова. М.: Просвещение, 1983.-210 с.
  248. А.П. Прецедентные феномены в ассоциативном словаре школьников // Языковое сознание: теоретические и прикладные аспекты. М.- Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2004. — С. 290−291.
  249. О. И. «Языковые игры» современной поэзии // Общественные науки и современность. — 2007. — № 5. С. 159−168.
  250. К.Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: Психо- и социолингвистический аспекты. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.-180 с.
  251. В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994.344 с.
  252. .А. Роль человеческого фактора в языке. — М.: Наука, 1988. С. 207.
  253. Э. Язык. М.: Соцэгиз, 1934. — 222 с.
  254. М. Ю. Пять лет спустя: высокие идеалы и суровая реальность курса «Русский язык и культура речи» // Мир русского слова. -2006. № 1.-С. 20−31.
  255. А.П. Языковая игра (ЯИ) или игра с языком, игра слов, языковая эксцентрика, реализация людической функции языка //Культура русской речи: Энциклопедичекий словарь-справочник. — М.: Флинта: Наука, 2003. 840 с. — С.802 .
  256. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1970.350 с.
  257. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ / Рост. гос. ун-т- Отв. ред. Н. П. Колесников. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2002. — 359 с.
  258. С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века). СПб., 2002. — С. 177.
  259. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Рос. академия наук. Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова. — М.: Языки славянской культуры, 2003. 568 с.
  260. В.В. Культура речи и культура общения. — М.: Просвещение, 1995. 192 с.
  261. Г. Я. Стилистика текста: Учеб. пособие. М.: Флинта, Наука, 1997.-256 с.
  262. H.H. Необычное словообразование: Учебное пособие по русскому языку для 5−6 классов. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998.- 128 с.
  263. Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр.-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.-432 с.
  264. А. П. О понятии и термине «языковая игра» // Филологические науки. 2004. — № 2. — С. 79 — 87.
  265. A.B. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2005. — 176 с.
  266. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е. А. Боженова, М. П. Котюрова, А. П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2003. — 696 с.
  267. В. А. Языковая игра и роль метафоры в научном познании // Философские науки. Новосибирск, 1999. — № 1. — С. 20 — 30.
  268. И.П. Грамматика говорящего / И. П. Сусов // Актуальные проблемы коммуникативной грамматики- Тульск. гос. пед. ун-т. — Тула, 2000. -С. 130−138.
  269. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 160с.
  270. Е. Е. Лексические новации на уроках русского языка в старших классах // Русская словесность. 2007. — № 5. — С. 58 — 64.
  271. Е. Е. Языковая игра и лексические ошибки // Русская словесность. 2006. — № 2. — С. 55−60.
  272. H.JI. О соотношении понятий «языковая игра», «игра слов» и «каламбур». Деп. в ИНИОН РАН. Горький, 1986. — G. 3:
  273. Л.В., Урубкова Л. М. Понятие языковая личность и обучение деятельности перевода // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманит. науки. Тамбов, 2005. — Вып. 1. — С. 108 — 113.
  274. О. Лингвокультура языковой личности в интернет-коммуникации// Государственная служба. 2005. — № 5. — С. 97−102.
  275. Успенский Б: А. Учимся читать, играя: пособие для будущих первоклассников и их родителей / Э. М. Петлякова, С. Н. Подгорная. — Москва- Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. 220 с.
  276. К. Дс Психологические и логические основы обучения // Избр. пед. соч.: В 2 т. -М., 1990. Т 2. С. 483.
  277. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / 3. Фрейд. М.: Владос, 1998.-490 с.
  278. Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия, 1992. — С.14. — '. • ¦ -.'л ' •. л.'- ¦ .'¦ '
  279. Н. Язык и мышление / Н.Хомский. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 122 с.
  280. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: МПСИ, 1985. — 424 с.
  281. У.Л. Значение и структура языка. М.: Прогресс, 1975. —432 с.
  282. В. Д. «Зоны риска» в лексиконе языковой личности: К основаниям коммуникативных неудач // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Томск, 2005. — Вып. 3 (47). — С. 96 — 100.
  283. Р.Г. Тесты по стилистике и культуре речи: пособие для учителей. -Мн.: ТетраСистемс, 2006. 144 с.
  284. Н.М., Шестак Л. А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.02.01 / Волгоград, гос. пед. ун-т. Волгоград, 2003. — 50 с.
  285. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008.-416c.-C.367.
  286. И.В. Организация рефлексивной деятельности учащегося. Минск: «Информпресс», 2006. — С.4
  287. Ф. Собрание сочинений в 7-ми томах. М.: Гослитиздат, 1983.- Т.6-С.302
  288. Л.А. Подумай и ответь: занимательные задачи по русскому языку: Книга для учащихся.- М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  289. Т., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. Пиротворческие силы, или Языковая игра. Режим доступа: http://rus.lseptember.rU/2006/06/7.htm.
  290. А.Г. Основы психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. Ростов- на- Дону: Феникс, 1996. — 540 с.
  291. В. Одарённость детей и подростков и методы её исследования. Харьков, 1926. — 403 с.
  292. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Наука, 1971. -С. 34−36
  293. Ю.В. Шутка // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М.: Лабиринт, 2007. — 340 с.
  294. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 240 с.
  295. . О прозе. О поэзии. Л.: Худож. лит., 1986. — С.45−63. — Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/
  296. М.Н. Идеология и язык (построение модели и осмысление дискурса)// Вопросы языкознания. № 6. — 1991. — С. 34 — 42.
  297. Язык, речь, личность / Р. К. Потапова, В. В. Потапов. Москва: Яз. славян, культуры, 2006. — 491 с.
  298. Язык, речь, речевая деятельность /А. А. Леонтьев. — Изд. четвертое, стер. Москва: URSS: Ком Книга, 2007. -211с.
  299. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: части речи с когнитив. точки зрения. Роль языка в познании мира / Е. С. Кубрякова — Ин-т языкознания Рос. акад. наук. М.: Языки славян, культуры: А. Кошелев, 2004. — 555 с.
  300. Язык и мышление. Мировая загадка /А. А. Волков. Москва: URSS: ЛКИ, 2007. — 238 с.
  301. Язык и речь в кругозоре человека. М.: Просвещение, 2000. —303 с.
  302. Язык и человек: к проблеме мотивированности языковой системы: учеб. пособие / М. А. Шелякин. М.: Флинта: Наука, 2005. — 289 с.
  303. Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Карасика. М.: Перемена, 2000. — 228 с.
  304. Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты: Сб. науч. тр. /Волгоград, пед. ун-т- Отв. ред. В. И. Карасик. Волгоград- Саратов: Перемена, 1998. — 234 с.
  305. Интернет версия периодического издания «Комсомольской правды»: http://www.kp.ru
  306. В. Словарь культуры XX в.: http://www.philosophy.ru/edu/ref7mdnev/b379.htm
  307. Санников B.3.W Русский язык в зеркале языковой игры: http://rus. 1 september.ru/2001/12/414.htm
  308. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http ://www.ct-net.net/ru/rwcttcpru
  309. Свободная энциклопедия Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/
  310. Словарь стилистических терминов. Часть 2.: http://sigieja.narod.ru
  311. Энциклопедия «Кругосвет»: http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet
Заполнить форму текущей работой