Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. — 1996. -№ 2- Муравьев Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. — Учеб. пособ. для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя: Изд-во Шуйского пед. ин-та, 1996; Овакимян Ю. О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы подготовки студентов педвуза к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
    • 1. 1. Психолого-педагогические проблемы подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
    • 1. 2. Подготовка студентов в процессе изучения педагогических дисциплин к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Пути и средства подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
    • 2. 1. Подготовка студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении в ходе аудиторных занятий по педагогике и методике трудового обучения
    • 2. 2. Подготовка студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении в ходе педагогических практик
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении
  • Выводы по главе

Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Отечественная общеобразовательная школа призвана сформировать современного человека — гражданина новой России, способного успешно применять приобретенные знания и умения как в привычной обстановке, так и в нестандартных ситуациях. Это, безусловно, выдвигает ряд новых требований к деятельности современного учителя: он должен уметь организовать процесс обучения и воспитания так, чтобы способствовать максимальному раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, эффективному развитию всех его способностей.

Доказано, что начальная ступень образования во многом предопределяет успехи в развитии способностей у школьников, в том числе и творческих. Поэтому особое место в развитии этих способностей должно занять трудовое обучение. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по характеру своего психолого-педагогического механизма обладает значительным развивающим потенциалом, особенно у детей младшего школьного возраста. В связи с этим трудовое обучение как важный элемент целостного педагогического процесса в начальной школе может стать основой для развития творческого потенциала ребенка. Именно практическая деятельность позволяет сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана переводить во внешний (видимый), делая их более понятными. Еще К. Д. Ушинский считал, что труд является важным средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, то есть общего развития ребенка, что и является основным назначением трудового обучения1.

1 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собр. соч.: В 10 т. — M.-JL: Учпедгиз, 1948;1953. — Т.1: Вопросы воспитания.

Однако анализ научных исследований, методической литературы и школьной практики свидетельствуют о том, что современный учитель начальной школы недостаточно подготовлен к реализации указанной педагогической задачи.

Понимая важность развития творческих способностей у младших школьников в процессе трудового обучения, многие учителя затрудняются в определении конкретных целей данной работы и в выборе содержания и эффективных технологий для достижения нужных результатов.

Все это актуализирует проблему совершенствования подготовки будущих учителей к реализации задачи успешного развития творческих способностей у младших школьников в процессе трудового обучения в рамках образовательной области «Технология».

Вопросами совершенствования в образовательной области «Технология» занимались П. Р. Атутов, Е. М. Муравьев, Ю. О. Овакимян, В. Д. Си-моненко, Ю. JI. Хотунцев и др.1.

Общетеоретические аспекты профессиональной подготовки учителей раскрыты в работах О. А. Абдуллиной, Н. В. Кузьминой, А. И. Пискунова,.

1 Атутов П. Р. Технологии и современное образование // Педагогика. — 1996. -№ 2- Муравьев Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. — Учеб. пособ. для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя: Изд-во Шуйского пед. ин-та, 1996; Овакимян Ю. О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (26−28 сентября 2000 г.). 4.1. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000; Симоненко В. Д. Подготовка будущих учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз. сб. статей. Ч. 2. — Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 1999.

В. А. Сластенина и др.1 Этими учеными обоснованы цели, задачи, содержание и структура педагогического образования в вузе, проанализирована система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.

Проблемам совершенствования подготовки учителей начальных классов посвящены работы Т. Е. Бацаевой, Т. А. Буи, Н. В. Демидовой и др.2 Исследованиями по проблеме развития творческого потенциала младших школьников занимались Е. А. Вяхирева, С. И. Маслов, Ю. В. На-уменко, И. П. Товпинец3 и др. Большое внимание разработке методов вовлечения учащихся начальных классов в творческую деятельность уделяли.

1 Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990; Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990; Пискунов А. И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. — 1995. — № 4- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976.

2 Бацаева Т. Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Брянск, 1998; Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997; Демидова Н. В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Калуга, 2000. л.

Вяхирева Г. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Саратов, 1997; Маслов С. И. Развитие творческих возможностей и ценностного отношения к технической деятельности у младших школьников. — Тула, 1998; Науменко Ю. В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1992; Товпинец И. П. Информационно-методическое письмо о новом курсе «Окружающий мир» для I класса четырехлетней начальной школы // Нач. школа. — 2000. — № 8. такие ученые, как И. П. Волков, Н. М. Конышева, П. Е. Решетников1 и др. Однако анализ научных публикаций и диссертационных работ позволяет сделать следующие выводы: а) до настоящего времени не исследован комплекс теоретических знаний и педагогических умений, позволяющих учителю решать конкретные задачи развития творческого потенциала личности младшего школьника в процессе трудового обучениянет исследований, в которых рассматривалась бы подготовка учителя к этой деятельностиб) попытки решить проблему развития творческих способностей у младших школьников осуществлялись педагогами и психологами по отдельным, обособленным направлениям воспитательной работы (изобразительное искусство, труд, музыка, литература и т. п.), в то время как исследования по общей проблеме подготовки будущего учителя к комплексному развитию творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения не получили пока должного развития.

Таким образом, возникает противоречие между требованиями к профессиональной деятельности современного учителя, ориентированными на раскрытие творческого потенциала личности младшего школьника, и степенью готовности его к данным образовательным задачам. Стремление преодолеть противоречия между необходимостью подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей в процессе трудового обучения и недостаточной разработанностью теоретических и практических подходов к обучению студентов необходимым для этого знаниям и умениям,.

1 Волков И. П. Учим творчеству: Педагогический поиск. — М.: Педагогика, 1988; Конышева Н. М. Методика трудового обучения младших школьников: основы ди-зайнобразования: Учеб. пособие для сред. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 1999; Решетников П. Е. Развитие творческих способностей младших школьников в технической деятельности // Нач. школа. — 1987. — № 1. посредством которых эта деятельность реализуется на практике, определило проблему и формулировку темы данного исследования: «Подготовка студентов педвузов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении».

В соответствии с избранной темой были определены объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Объектом данного исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов в вузе.

Предмет исследования — подготовка студентов педвуза в процессе изучения педагогических дисциплин к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.

Актуальность названной проблемы определила цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность модели подготовки будущего учителя начальных классов при изучении педагогических дисциплин к развитию творческих способностей учащихся в процессе трудового обучении. При этом мы исходили из следующей гипотезы: процесс подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении будет протекать более эффективно:

— если данный аспект профессиональной подготовки вычленить в качестве одной из задач изучения комплекса педагогических дисциплин;

— если дидактическая модель реализации педагогической подготовки к развитию творческих способностей будет спроектирована на интегратив-ной основе;

— если для реализации данной задачи профессионально-педагогической подготовки будущего учителя будут применяться диалоговые образовательные технологии, направленные на развитие креативных способностей и субъектности студентов;

— если результаты обучения будут оцениваться по соответствующим критериям мотивационной, когнитивной, процессуальной и оценочной готовности.

Поставленная цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1) охарактеризовать роль и место процесса развития творческих способностей учащихся в трудовом обучении в ходе профессионально-педагогической подготовки студентов;

2) теоретически обосновать, спроектировать и опытным путем проверить эффективность модели подготовки студентов в процессе изучения будущими учителями комплекса педагогических дисциплин, включая и методику преподавания труда, к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;

3) реализовать в процессе изучения педагогических дисциплин диалоговые технологии, направленные на развитие креативных способностей и субъектности у студентов;

4) выявить педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемыанализ учебных программ и плановнаблюдение за деятельностью студентов, анкетирование, тестирование, собеседованиепедагогический эксперимент. Для обработки цифровых данных привлекался математический аппарат.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тульского государственного педагогического университета им. JI. Н. Толстого. В ней участвовало 456 студентов и 52 учителя (студенты заочного отделения).

Теоретическую основу исследования составляют психолого-педагогические теории личности, раскрывающие структуру личности, закономерности ее формирования и развитияположения о роли деятельности в формировании личностиположения о творческой деятельности и о технологии развития творческих способностей.

Этапы исследования. В разработке проблемы можно выделить три этапа.

На первом этапе (1994;1996 гг.) проводилось изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования и анализ проблемы, изучение реального состояния подготовленности учителей к развитию творческих способностейанализировался и обобщался существующий опыт организации педпрактики студентов вузабыли определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования.

На втором этапе (1996;1998 гг.) продолжалось изучение методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияуточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу исследованияосуществлялась опытно-экспериментальная работа по формированию у будущих учителей в процессе интегративного обучения и в ходе педагогической практики в школе готовности к развитию творческих способностей младших школьников.

На третьем этапе (1998;2000 гг.) осуществлялись обработка и обобщение полученных данных, формулировались выводыподводились итоги исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:

— в аспекте исследуемой проблемы конкретизировано содержание понятия «подготовка будущего учителя начальных классов к развитию творческих способностей у младших школьников», которая рассматривается как процесс и результат профессионального обучения и выражается в готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;

— уточнена структура готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, состоящая из мотивационного, когнитивного, деятельностного и оценочного компонентов;

— разработана модель подготовки студентов при изучении педагогических дисциплин и методики преподавания труда с практикумом к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;

— определены критерии успешного функционирования предложенной модели и разработан диагностический инструментарий для изучения динамики формирования у будущих учителей готовности к использованию этой модели в своей практической деятельности;

— выявлены педагогические условия и факторы (психолого-педагогические, организационно-педагогические, дидактические), способствующие эффективной подготовке будущего учителя к раскрытию творческого потенциала личности младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа экспериментального обучения может быть реализована в ходе изучения педагогических дисциплин, методики преподавания труда с практикумом и организации педагогических практик на факультетах начального образования. Характеристики, данные различным уровням готовности, могут быть применены в качестве критериев оценки подготовленности выпускников педвузов к профессионально-педагогической деятельности.

На защиту выносится:

1. Интегративная модель подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, которая осуществляется в процессе изучения педагогических дисциплин и методики преподавания труда с практикумом.

2. Диалоговые технологии, используемые в процессе обучения, способствуют эффективному формированию готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, так как воспитывают у них креативность, субъектность и гуманные профессиональные установки;

3. Критерии и показатели оценки готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении;

4. Условия эффективного формирования готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.

Результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-практических и учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ТГГГУ им. JI. Н. Толстого (1994;1998 гг.), на республиканской научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы разработки реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя» (Тула, 1994 г.), на международной научной конференции «XXII Толстовские чтения» (Тула, 1995 г.), Российской научно-практической конференции «Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя» (Тула, 25−27 сентября 1996 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Начальное образование на пороге XXI века: Проблемы и перспективы» (Тула, 2000 г.).

Основные результаты исследования отражены в следующих опубликованных работах:

1. Формирование психолого-педагогической подготовленности учителя к работе с учащимися по трудовому обучению и воспитанию // Психолого-педагогические проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в подготовке учителя: Тез. докл. респуб. науч.-практ. конф. (27−29 сентября 1994 г.). — Тула, 1994. — Ч. 2. — С. 238−240.

2. Идея развития творческих способностей детей в педагогическом наследии Л. Н. Толстого // XXII Толстовские чтения: Тез. докл. Междунар. науч. конф. (7−9 сентября 1995 г.). — Тула, 1995. — С. 115−116.

3. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов в педсистеме университета // Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя: Тез. докл. Российск. науч.-практ. конф. (25−27 сентября 1996 г.).-Тула, 1996.-Ч. 1.-С. 290−292.

4. Творческие задачи для младших школьников: Метод, пособ. для студ. ф-та педагогики и психологии развития ребенка. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1996. — 52 с. (В соавт.).

5. Организация экспериментальной работы по подготовке студентов к развитию творческого потенциала младших школьников // Образовательный процесс в школе и в вузе: История и современность: Сб. статей № 200−212/97.-Д.12.11.97 г.

6. Технология опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к развитию творческих способностей у младших школьников // Образование как ценность: Сб. науч. тр. аспирантов и докторантов. -Тула, 1998.-С. 74−79.

7. Формирование умений у студентов педвузов по развитию творческих способностей у младших школьников // Начальное образование на пороге XXI века: Проблемы и перспективы: Материалы Всероссийск. науч,-практ. конф. (25−26 апреля 2000 г.). — Тула, 2000. — С. 63.

Структура и содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы по главе 2.

1. С целью проверки эффективности разработанной нами модели подготовки студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении был выбран факторный эксперимент, который позволил поочередно вводить факторы (психолого-педагогический, организационно-педагогический и дидактический) в опытно-экспериментальную работу и отслеживать динамику формирования готовности будущих учителей к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении, т. е. в мотивационном, когнитивном, деятельностном и оценочном компонентах.

2. В процессе изучения педагогических дисциплин осуществляется интеграция психолого-педагогических и методических знаний, составляющих основу для формирования у студентов готовности к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении.

3. Реализация модели осуществлялась на основе использования диалоговых технологий, проведения спецкурса и использования творческих заданий в процессе педагогических практик.

4. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о влиянии экспериментальных факторов на динамику формирования готовности студентов к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении.

В заключение выполненного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В структуре профессиональной подготовки будущих учителей специально организованная работа по формированию у них готовности к развитию творческих способностей младших школьников играет важную роль, так как эта работа формирует у студентов гуманные профессиональные установки и убеждение в необходимости овладения профессиональными знаниями, формирует большую группу педагогических умений.

2. Подготовка будущего учителя к развитию творческих способностей младших школьников представляет собой как процесс, так и результат обучения. Готовность будущих учителей к развитию творческих способностей у учащихся является интегративным образованием, в структуру которого входят взаимосвязанные компоненты (мотивационный, когнитивный, дея-тельностный, оценочный).

3. Модель подготовки будущих учителей к развитию творческих способностей учащихся включает в себя следующие компоненты: личностный, теоретический, технологический и рефлексивный.

Личностный компонент предполагает формирование личностного отношения, мотивации к развитию творческих способностей у младших школьников и реализуется на всех этапах вузовского обучения.

Когнитивный (теоретический) компонент выражается в формировании системы психолого-педагогических и методических знаний в процессе изучения комплекса педагогических дисциплин.

Технологический компонент состоит из формирования общепрофессиональных и специальных умений по развитию творческих способностей у учащихся в трудовом обучении.

Рефлексивный компонент предполагает формирование адекватной оценки собственной деятельности по развитию творческих способностей у учащихся в трудовом обучении.

4. Использование диалоговых технологий в процессе изучения педагогических дисциплин активизирует познавательную деятельность студентов и интенсифицирует процесс формирования готовности их к развитию творческих способностей у младших школьников в трудовом обучении В ходе таких занятий у студентов развиваются креативные способности, формируются элементы творческой деятельности, то есть раскрывается творческий потенциал субъекта обучения — будущего учителя.

5. Эффективное формирование у студентов готовности к развитию творческих способностей младших школьников в трудовом обучении обеспечивают выявленные педагогические условия: осознание студентами необходимости и важности развития творческих способностей младших школьников в трудовом обучениисоответствие содержания и методов организации педагогических практик задачам и компонентам готовности студентов к развитию творческих способностей учащихся начальной школывключение диалоговых технологий в процесс обучениявведение системы творческих заданий и задач в процесс обучениявключение спецкурса, позволяющее актуализировать у студентов знания о технологии развития творческих способностей учащихся в трудовом обучении и привлечь их к индивидуальной исследовательской деятельности.

Изложенные в диссертации выводы не являются окончательными. Дальнейшее развитие исследования может быть направлено на рассмотрение системы работы преподавателя при подготовке студентов к развитию творческих способностей у учащихся начальной школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. — М., 1990.
  2. О.А., Загрязкина И. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989.
  3. Адольф J1.JI. Формирование познавательной активности учителя начальных классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995.
  4. .К. Подготовка будущего учителя к гуманизации будущих отношений с учащимися в период педпрактики: Дис.. канд. пед. наук.-Тула, 1993.
  5. Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1994.
  6. Г. С. Творческий процесс. М: Прогресс, 1996.
  7. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
  8. .Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды.- В 2-х т.т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1980.
  9. О.Ф. Подготовка студентов педвузов к установлению гуманных взаимоотношений с учащимися: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  10. П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика. -1996.-№ 2.
  11. П.Р. Технологическое образование и развитие личности учащегося // Сб. научных докладов. Витебск, 1997.
  12. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. -М., 1985.
  13. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989.
  14. Байкова J1.A. Формирование диагностических умений у будущих учителей в процессе изучения курса педагогики: Дис.. канд. пед. наук. -Тула, 1995.
  15. Т.Е. Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 1998.
  16. Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования учителя: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1990.
  17. Е.П. Образование. Педагогическое образование. Непрерывное образование учителей // Магистр. 1994. — № 6.
  18. Н.Ф. Формирование дидактических умений будущего учителя в процессе вузовской подготовки. Челябинск, 1986.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  20. В.И., Пискунов А. И. Педагогическое образование и Государственный образовательный стандарт профессиональной подготовки будущего учителя в области педагогической науки // Преподаватель. 1999. -№ 5.
  21. А.Н. Теория и практика общетехнической подготовки учителя в системе «школа-педвуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1993.
  22. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  23. Большая советская энциклопедия. М.: БСЭ, 1956. — Т. 42.
  24. Бордовский Г. А, Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. 1993. — № 5.
  25. Е.Н. Общетехническая подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000.
  26. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. -М.: Высшая школа, 1989.
  27. Буя Т. А. Управление процессом формирования профессиональных умений и навыков будущих учителей начальной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997.
  28. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988.
  29. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М. К. Акимова, Е. М. Борисова, Е. И. Горбачева и др. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. 2-е изд., стереотип. — М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  30. JI.В. Педагогические условия рефлексивного управления учебной деятельностью студентов колледжа: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2000.
  31. Н.Н. Индивидуальность личности. Минск, 1990.
  32. В., Синягина Н. Предугадать учителя // Народное образование. 1991. — № 5.
  33. Н.К. Использование системы познавательных задач для развития творческих способностей младших подростков в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1997.
  34. М.А., Сушкова Ф. Б. Технология подготовки к творческой педагогической деятельности. М.: Изд-во «Крус», ФТиП МПГУ, 1995.
  35. Г. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 1997.
  36. И.П. Учим творчеству: Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988.
  37. И.П. Цель одна дорог много. Проектирование процессов обучения. -М.: Просвещение, 1990.
  38. JI.C. Мышление и речь. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982.
  39. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991.
  40. В.И. Знание как категория педагогики: Опыт пед. ко-гитологии / ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
  41. В.И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1992.
  42. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. Изд. 6-е, стер. — М.: Высшая школа, 1997.
  43. Н.И. Формирование психологической готовности к сельскохозяйственному труду // Проблемы индустриальной педагогики. Ярославль, 1972.
  44. Д.С. Умения и навыки: соотнесенность содержания этих понятий // Педагогика. 1994. — № 2.
  45. В.П. Педагогическая практика студентов: новые научные подходы // Педагогика. 1996. — № 5.
  46. JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.
  47. С.Ю. Ориентация студентов педвузов на творчество в процессе изучения педагогики. М.: Просвещение, 1994.
  48. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.
  49. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  50. Н.В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калуга, 2000.
  51. Дидактика технологического образования: Книга для учителя / Под ред. П. Р. Атутова. Ч. 2. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998.
  52. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  53. Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О. А. Абдуллиной. -М.: Прометей, 1992.
  54. Дневник работы студента-практиканта: Учеб. пособ. для студ. V курса ф-та ПиПРР / Под ред. С. И. Маслова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. JI. Н. Толстого, 2000.
  55. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1983.
  56. С.И. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативной готовности студентов к профессиональной деятельности: Дис.. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1992.
  57. М.Б. Формирование готовности студентов педагогического училища к воспитательному взаимодействию с младшими школьниками: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1993.
  58. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.
  59. JI.A. Оценивание качества педагогической подготовки студентов в вузе средствами мониторинга: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1999.
  60. Занков J1.B. Избранные педагогические труды. М., 1990.
  61. А.В. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко: Т.2. -М.: Педагогика, 1986.
  62. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  63. Г. И. Формула творчества или Как научиться изобретать. -М.: Просвещение, 1994.
  64. Ф.И. Труд и развитие личности школьника. Минск, 1991.
  65. Jl.А. Практические задания по педагогике как средство развития педагогического направленного мышления будущего учителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1992.
  66. Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? // Вестник высшей школы. 1984.
  67. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практ. семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 1993- - М., 1994.
  68. JI.M. Совершенствование педагогической практики в условиях университетского образования // Динамика педагогического образования: от института к университету: Тула: Изд-во ТГПУ им. JI. Н. Толстого, 1998.
  69. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983.
  70. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  71. А.А. Верный ориентир востребованность знаний и умений // Школа и производство. — 1999. — № 4.
  72. А.А. Метод пвоектов и развитие творчества учащихся // Школа и производство. 1997. — № 2.
  73. В.А. Секрет успеха в педагогически осмысленной организации детского труда // Школа и производство. — 1996. — № 2.
  74. М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. 1996. — № 1.
  75. И.В. Подготовка будущего учителя к работе по формированию научных понятий у учащихся: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1997.
  76. В.А., Ситаров О. В., Турундаевский В. Б. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1991.
  77. Я.JI. Детская психология. Минск, 1998.
  78. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учеб. пособ. для сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 1999.
  79. В.В. Будущий учитель и будущее педагогики // Сов. педагогика. 1990. — № 9.
  80. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994.
  81. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как это делается? Волгоград: Перемена, 1996.
  82. Ю.Г. Учитывать возможности школы и учащихся // Школа и производство. 1999. — № 6.
  83. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы технического творчества. М.: Народное образование, 1996.
  84. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986.
  85. Т.В. Проблемное обучение истоки, сущность перспективы. — М.: Знание, 1991.
  86. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990.
  87. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание, 1985.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Профессионально-педагогическая направленность как предмет анализа // Методы изучения профессиональной направленности личности учителя. Л., 1980.
  89. В.А., Симоненко В. Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та им. И. Г. Петровского, 1997.
  90. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1946.
  91. А.А. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  93. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  94. И.Я. Зачем учителю дидактика // Народное образование. -1990.-№ 12.
  95. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2.
  96. И.Я. Развитие обучения учащихся в процессе изучения истории. -М.: Просвещение, 1982.
  97. К.Б. Моделирование в психолого-педагогической деятельности. -М.-Вологда: Русь, 1997.
  98. Е.Д. Коллективная деятельность учащихся. Киев, 1990.
  99. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя /
  100. A.К.Маркова, Т. Н. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.
  101. С.И. Развитие творческих возможностей и ценностного отношения к технической деятельности у младших школьников. Тула, 1998.
  102. Методика обучения технологии: Кн. для учителя / Под ред.
  103. B. Д.Симоненко. Ишим: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та. НМЦ Технология-Брянск-Ишим, 1998.
  104. Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1972.
  105. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.
  106. А.А. Дидактические основы формирования перспективно значимых профессиональных качеств учителя трудового обучения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1992.
  107. В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. -М.: Знание, 1985.
  108. И.Ю. Зависимость успешности прогнозирования в педагогической деятельности от активности личности студента: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1989.
  109. Е.М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учеб. пособ. для студ. педвузов по спец. «Технология и предпринимательство». — Шуя: Изд-во Шуйского пед. ин-та, 1996.
  110. B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1998.
  111. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. -2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1990.
  112. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. М., 1960.
  113. ПЗ.Науменко Ю. В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1992.
  114. .М. Дидактика глазами художника // Педагогика. -1996.-№ 3.
  115. Н.А. Формирование готовности будущих учителей к организации делового общения участников педагогического процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1992.
  116. В.В. Педагогическая практика в муниципальных образовательных учреждениях: Метод, рекомендации. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998.
  117. А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений- профпедагогика. М.: Высшая школа, 1986.
  118. Ю.О. Теория и практика моделирования обучения: Ав-тореф. дис.. д-ра. пед. наук. -М., 1989.
  119. Ю.О. Технология обучения и моделирование // Педагогика как наука и как учебный предмет: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. (26−28 сентября 2000 г.). 4.1. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 2000.
  120. Л.Ю. Технология в начальной школе // Школа и производство. 1998. — № 2.
  121. И.Т. Актуальные проблемы педагогической подготовки учителя в высшей школе // Сов. педагогика. 1975. — № 2.
  122. Т.Ф. Художественно-творческое развитие студентов факультета подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1995.
  123. Организационные формы обучения / Под ред. Ю. И. Малёванного. -Киев, 1991.
  124. А.А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6.
  125. А.А. Пути совершенствования психолого-педагогической готовности будущих учителей: Межвуз. сб. науч. тр. Тула, 1989.
  126. А.А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. -М: Прометей, 1991.
  127. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  128. Ю.М. Профессиональное самоопределение молодежи // Сов. педагогика. 1993. — № 5.
  129. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др. / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.
  130. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство 1996.
  131. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С. А. Смирнов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. -М., 1998.
  132. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Спастенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.
  133. Педагогическая практика: Учеб.-метод, пособие для студ. сред, пед. учеб. завед. по спец. № 0312 / Г. М. Коджаспирова, Л. В. Борикова, Н. И. Бостанджиева и др. / Под ред. Г. М. Коджаспировой, Л. В. Бориковой. -М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  134. Педагогические технологии: Что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. М., 1994.
  135. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учеб. пособие. Рязань: Изд-во РГГГУ, 1995.
  136. Р.П. Систематизация форм реализации межпредметных связей при формировании у студентов ВТУЗа научных понятий. Челябинск, 1993.
  137. А.В. Значение и роль психологии в учебном процессе педагогического вуза // Вопр. психологии. 1991. — № 2.
  138. Г. Г. Ситуативные задачи в педагогике: Учеб. пособие. -Минск: Университетское, 1990.
  139. П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Роспедагентство, 1996.
  140. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи, содержание // Педагогика. 1995. — № 4.
  141. А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя // Сов. педагогика. 1985. — № 12.
  142. А.И., Абдуллина О. А. Структура и содержание системы общепедагогических знаний учителя и методика их формирования у студентов педагогических институтов: Сб. науч. тр. М., 1984.
  143. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1970.
  144. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.
  145. В.Г. Дидактическая подготовка как фактор профессионально-педагогического становления учителя. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1997.
  146. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Тула, 1999.
  147. И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов.-Киев, 1998.
  148. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.
  149. Н.А. Развитие технического мышления учащихся младших классов и его психологическая диагностика: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1983.
  150. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов / Шадриков В. Д., Анисимов Н. П., Корнеева Е.Н.и др. / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
  151. Политехническое образование и трудовая подготовка в условиях интеграции науки и производства: В 2-х частях. Ташкент, 1991.
  152. Положение о педагогической (производственной) практике студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого: Утвержд. на Уч. совете ун-та 24 июня 1999 г. Протокол № 10. — Тула, 1999.
  153. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Наука, 1976.
  154. М.М. Как развивать педагогическое творчество М., 1987.
  155. М.М. Понятие «качество образования» // Народное образование. -1999. -№ 6−7.
  156. Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в условиях развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Казань, 1983.
  157. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы. 5−11 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. -М.: Просвещение, 1996.
  158. Профессиональная педагогика. М.: Асс. «Профобразование», 1997.
  159. А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии занятий социально-педагогических тренингов. М.: Роспедагентство, 1995.
  160. З.И. Развитие образования в России. Новые ценностные ориентиры (Концепция развития) // Педагогика. 1995. — № 5.
  161. Развитие готовности к педагогическому общению у будущих учителей начальных классов: Методич. рекомендации для студентов пед. ин-та / Сост. Е. А. Орлова. Тула, 1992.
  162. Развитие творческой активности школьника / Под ред. А. М. Матюшина. М.: Педагогика, 1991.
  163. В.А. Формирование готовности студентов к изучению нового материала: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1990.
  164. П.Е. Развитие творческих способностей младших школьников в технической деятельности // Нач. школа. 1987. — № 1.
  165. Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1981.
  166. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
  167. C.JI. Основы общей психологии. Т.2. М.: Педагогика, 1989.
  168. Н.Н. Формирование основ готовности будущих учителей к управлению педагогическим процессом. Дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1990.
  169. Ю. Как стать изобретателем. М.: Просвещение, 1990.
  170. Г. А. Формирование мотивационной готовности студентов педвузов к педагогической деятельности: Дис.. канд. пед. наук. М., 1988.
  171. Г. К. Доминанта в развитии личности // Народное образование. 1995. -№ 8.
  172. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.
  173. С.В., Ткаченко А. А. Школа диалога культур: что это? // Школьные технологии. 1996. — № 3.
  174. В.Д. Подготовка будущих учителей технологии, предпринимательства и экономики // Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз. сб. статей. Ч. 2. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та, 1999.
  175. В.Д., Ретивых М. В. Технологическое образование к школе: сущность, основные черты и пути развития // Школа и производство.-1999-№ 5.
  176. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.
  177. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986.
  178. В.А. Высшее педагогическое образование России: идеология, содержание, технологии // Интегральная педагогика и жизнь. -1999.-№ 3.
  179. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976.
  180. В.А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя // Сов. педагогика. 1991. — № 10.
  181. В.А., Подымова О. С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М., 1997.
  182. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  183. М.А. Применение экспертной системы для оценки качества педагогической подготовки будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Тула, 1997.
  184. Советский энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет: А. М. Прохоров (пред.). -М.: Сов. энциклопедия, 1981.
  185. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.
  186. Н.А., Шайденко Н. А. Проблемы дидактики современной общеобразовательной школы. Тула, 1993.
  187. И.А. Творчество как процесс. СПб: Изд-во ЛГУ, 1995.
  188. Социальная психология: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987.
  189. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988.
  190. О.А. Подготовка учителя к обучению младших школьников художественно-трудовой деятельности в образовательной области «Технология»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск, 2000.
  191. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1989.
  192. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.
  193. .М. Избранные труды. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1985.
  194. Технология, предпринимательство и экономика: Межвуз. сб. статей. Ч. 2. Тула: Изд-во ТГГГУ им. Л. Н. Толстого, 2000.
  195. И.П. Информационно-методическое письмо о новом курсе «Окружающий мир» для I класса четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 2000. — № 8.
  196. Д.А., Гетта В. Г. Проблемное обучение на уроках труда. Минск: Нар. асвета, 1986.
  197. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Собр. соч.: В 10 т. M.-JL: Учпедгиз, 1948−1953. Т.1: Вопросы воспитания.
  198. И.Л. Становление профессиональных ценностных ори-ентаций будущего учителя в процессе педагогической подготовки в вузе -Тула: Изд-во «Гриф и К.», 1998.
  199. М.В. Подготовка студентов к творческому руководству изобразительной деятельностью детей (в системе заочного педагогического образования): Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
  200. С.Н. Формирование готовности к личностно-ориентиро-ванному взаимодействию в процессе подготовки учителя начальных классов в педагогическом колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тюмень, 1997.
  201. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Прометей, 1993.
  202. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.
  203. JI.M. и др. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. М.: Просвещение, 1995.
  204. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1995.
  205. И.Ф. Педагогика. М., 1990.
  206. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М., 1988.
  207. А.А. Система межпредметных заданий как средство формирования научного мировоззрения школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1986.
  208. О.С. Формирование педагогического мышления будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Дис.. канд. пед. наук. Одесса, 1989.
  209. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.
  210. Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. Тула: Приокск. кн. изд-во, 1991.
  211. Н.А. Формирование творческой личности учителя в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза. М., 1992.
  212. Н.А., Болотов В. Я., Исаев Е. И. и др. Проектирование профессионально-педагогического образования // Педагогика. 1997. -№ 4.
  213. Р.Х. Творческий рост педагога. М., 1985.
  214. Н.В. Проблемно-игровые ситуации как средство развития творческих способностей младших школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000.
  215. И.В. Формирование готовности к обучению в педвузе у учащихся педагогических классов: Дис. канд. пед. наук. Тула, 1994.
  216. Ю.М. Гносеологические основы мыслительной деятельности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.
  217. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.
  218. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  219. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Научн. ред. С. Я. Батышев. -М.: Асс. «Профессиональное образование», 1998.
  220. И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопр. психологии. 1989. — № 6.
  221. .Г., Гордеев А. В. Учить творчеству // Школа и производство. 1999. — № 3.
Заполнить форму текущей работой