Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Обследование лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в соответствии с методикой Ю. С. Ляховской. Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Средний возраст детей 5−6 лет. Инструкция: «Назови предметы, одним словом» (дошкольнику предлагается список обобщающих слов для предметных картинок). Инструкция… Читать ещё >
Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Методы исследования лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР III уровня
Экспериментальной исследование лексико-семантической стороны речевого развития было проведено на базе ДОУ № 106 комбинированного вида г. Москвы.
Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Средний возраст детей 5−6 лет.
В качестве контрольной группы выступили 10 детей 5−6 лет с нормальным речевым развитием.
Цель констатирующего эксперимента заключается в изучении уровня развития лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
- 1. Изучить состояние развития активного словаря дошкольников
- 2. Изучить состояние навыков словообразования
- 3. Изучить развитие семантической структуры слова (антонимы и синонимы.
Обследование лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в соответствии с методикой Ю. С. Ляховской. [30].
В диагностической работе была применена методика Ю. С. Ляховской. Данная методика состоит из трех разделов, в каждом содержится по 2−3 задания.
В таблице 1 представлено содержание методики, ее целевые установки, материал и ход исследования.
Таблица 1
№. | Цель. | Материал. | Задание. | |
I. Исследование активного словаря. | ||||
1. | определить объем активного номинативного словаря. | предметные картинки. | Инструкция: «Назови предметы, одним словом» (дошкольнику предлагается список обобщающих слов для предметных картинок). | |
2. | определить объем активного предикативного словаря. | предметные картинки. | Инструкция 1: «Скажи, кто что делает?». Инструкция 2: «Скажи, кто, как подает голос?». Инструкция 3: «Скажи, что. | |
3. | определить объем активного атрибутивного словаря. | предметные картинки. | Инструкция: «Скажи какой?». | |
II. Исследование навыков словообразования. | ||||
1. | изучить навык образования уменьшительноласкательных существительных. | слова, словосочетания, картинки. | Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?». | |
2. | изучить навык образования прилагательных. | слова, словосочетания, картинки. | Инструкция 1: «Если предмет сделан из ., то он какой?» Инструкция 2: «Если днем …, то день какой?» Инструкция 3: «Если хвост принадлежит ., то он чей?». | |
3. | изучить навык образования названий детенышей животных. | слова, словосочетания, картинки. | Инструкция: «Назови детеныша, например, у кошки котята, а у .». | |
III. Исследование семантической структуры слова. | ||||
1. | определить умение подбора синонимов к словам. | парные карточки, картинки. | Инструкция: «Я скажу тебе слово, а ты ответь, как можно назвать это слово другим словом. Например, здание — дом». | |
2. | определить умение подбора антонимов к словам. | парные карточки, картинки. | Инструкция: «Я скажу слово, а ты ответь „наоборот“. Например, день — ночь» [30]. | |
Критерии оценки выполнения заданий и полная версия методики представлены в Приложении 1.