Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обследование лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в соответствии с методикой Ю. С. Ляховской. Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Средний возраст детей 5−6 лет. Инструкция: «Назови предметы, одним словом» (дошкольнику предлагается список обобщающих слов для предметных картинок). Инструкция… Читать ещё >

Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы исследования лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР III уровня

Экспериментальной исследование лексико-семантической стороны речевого развития было проведено на базе ДОУ № 106 комбинированного вида г. Москвы.

Экспериментальную группу составили 10 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня. Средний возраст детей 5−6 лет.

В качестве контрольной группы выступили 10 детей 5−6 лет с нормальным речевым развитием.

Цель констатирующего эксперимента заключается в изучении уровня развития лексико-семантической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить состояние развития активного словаря дошкольников
  • 2. Изучить состояние навыков словообразования
  • 3. Изучить развитие семантической структуры слова (антонимы и синонимы.

Обследование лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи проводилось в соответствии с методикой Ю. С. Ляховской. [30].

В диагностической работе была применена методика Ю. С. Ляховской. Данная методика состоит из трех разделов, в каждом содержится по 2−3 задания.

В таблице 1 представлено содержание методики, ее целевые установки, материал и ход исследования.

Таблица 1

№.

Цель.

Материал.

Задание.

I. Исследование активного словаря.

1.

определить объем активного номинативного словаря.

предметные картинки.

Инструкция: «Назови предметы, одним словом» (дошкольнику предлагается список обобщающих слов для предметных картинок).

2.

определить объем активного предикативного словаря.

предметные картинки.

Инструкция 1: «Скажи, кто что делает?».

Инструкция 2: «Скажи, кто, как подает голос?».

Инструкция 3: «Скажи, что.

3.

определить объем активного атрибутивного словаря.

предметные картинки.

Инструкция: «Скажи какой?».

II. Исследование навыков словообразования.

1.

изучить навык образования уменьшительноласкательных существительных.

слова, словосочетания, картинки.

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?».

2.

изучить навык образования прилагательных.

слова, словосочетания, картинки.

Инструкция 1: «Если предмет сделан из ., то он какой?» Инструкция 2:

«Если днем …, то день какой?» Инструкция 3: «Если хвост принадлежит ., то он чей?».

3.

изучить навык образования названий детенышей животных.

слова, словосочетания, картинки.

Инструкция: «Назови детеныша, например, у кошки котята, а у .».

III. Исследование семантической структуры слова.

1.

определить умение подбора синонимов к словам.

парные карточки, картинки.

Инструкция: «Я скажу тебе слово, а ты ответь, как можно назвать это слово другим словом. Например, здание — дом».

2.

определить умение подбора антонимов к словам.

парные карточки, картинки.

Инструкция: «Я скажу слово, а ты ответь „наоборот“. Например, день — ночь» [30].

Критерии оценки выполнения заданий и полная версия методики представлены в Приложении 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой