Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями темпо-ритмической стороны речи
Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье. Занятия проводятся 2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 6−8 человек. Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность… Читать ещё >
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями темпо-ритмической стороны речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Любой педагог в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы детей. Образовательный процесс как в ДОУ, так и в школе должен обеспечивать эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в будущем к образовательному учреждению и высокий уровень волевого усилия [3].
Опыт работы воспитателей в детском саду и учителей в школе подсказывает, что нельзя упустить благоприятный период в развитии и становлении эмоциональной сферы ребёнка. Следовательно, необходимо найти способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей и учителей — обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе всех работников образовательного учреждения и родителей [8]. Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями они обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Родители приглашаются на просмотр фронтальных и индивидуальных занятий, родителей консультируют, проводят обучение.
Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета. В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений). Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы детей требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала [9].
В процессе коррекционной работы решаются следующие задачи[18]:
- — познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением;
- — научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
- — развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
Выстраивая коррекционную работу с детьми, составляется система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей. Система занятий основывается на следующих принципах [25]:
- — принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
- — ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
- — принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.
Занятия проводятся 2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 30 минут. Оптимальное количество детей, участвующих в занятии 6−8 человек [24].
Примеры коррекционных занятий по развитию эмоционально-волевой сферыпредставлен в Приложении 1.
Занятия включают:
- 1) игры: подвижные, дидактические, психологические;
- 2) этюды на выражение эмоций, психогимнастика; тематическое рисование;
- 3) беседа;
- 4)релаксация.
Все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям [31].
В результате коррекционной работы у детей [24]:
- — эмоции приобретают значительно большую глубину и устойчивость, преобладают положительные эмоции;
- — появляется постоянная дружба со сверстниками;
- — развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- — ребенок усваивает «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса;
- — эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
- — наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок).
Таким образом, работа по развитию эмоционально-волевой сферы состоит из обследования и коррекционной работы, которая включает в себя различные направления и использует разные методики.