Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования: на примере Самарской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Новая модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования способствует формированию общего, полного принципиального представления о структурной, функциональной и композиционно-пространственной организации САХО в Самарском регионе. Однако, подчиняясь общим принципам развития, испытывая зависимость от огромного комплекса влияющих на них факторов, в каждом конкретном случае… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Архитектурно-градостроительные комплексы учреждений архитектурно-художественного образования в России и за рубежом
    • 1. 1. Архитектурно-градостроительные комплексы учреждений архитектурно-художественного образования. Зарубежный опыт
    • 1. 2. Предыстория развития учебных учреждений архитектурно-художественного образования в России
    • 1. 3. Анализ функционально-планировочной структуры учебных зданий системы архитектурно-художественного образования. Отечественный опыт
    • 1. 4. Тенденции архитектурно-градостроительной организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования в регионах России
    • 1. 5. Теоретическая модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования (САХО) на современном этапе развития
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Анализ социально — пространственных предпосылок организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской области
    • 2. 1. Ретроспективный анализ народных художественных промыслов Самарской области
    • 2. 2. Тенденции в системе архитектурно-художественного образования Самарской области
    • 2. 3. Анализ функционально-планировочных решений образовательных учреждений
    • 2. 4. Анализ размещения и взаимосвязи учебных заведений системы непрерывного архитектурно-художественного образования в планировочной структуре населенных мест
    • 2. 5. Социально-демографический анализ предпосылок развития системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской области
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Теоретические основы архитектурной типологии системы непрерывного архитектурно-художественного образования
    • 3. 1. Теоретическая модель развития и поэтапная архитектурно-градостроительная организация учреждений САХО в Самарской области
    • 3. 2. Архитектурно-планировочная типология учреждений САХО
      • 3. 2. 1. Учреждения дошкольного образования
      • 3. 2. 2. Учреждения дополнительного образования
      • 3. 2. 3. Учреждения начально-профессионального образования
      • 3. 2. 4. Учреждения средне-профессионального образования
      • 3. 2. 5. Учреждения высшего образования
    • 3. 3. Рекомендации по реконструкции существующей сети учебных учреждений САХО и нового строительства (на примере Самарской области)
  • Выводы по третьей главе

Архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования: на примере Самарской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие и непрерывность архитектурно-художественного образования в современном обществе — один из актуальных вопросов архитектурной науки. Творческое, эстетическое, профессиональное воспитание подрастающего поколения определяет уровень культуры общества и его экономическое и социальное развитие. Пребывание учащихся в учебном заведении должно быть питательной культурной средой, способствовать проявлению творческого таланта молодежи. В связи с этим возникают актуальные проблемы размещения, территориальной организации, объёмно-планировочных решений образовательных и культурных учреждений в архитектурно-градостроительной структуре города, района или региона.

Исходными факторами при разработке данной темы явились потребность в талантливых и профессиональных художниках, архитекторах, градостроителях и дизайнерах в связи с интенсивным развитием промышленного производства и ростом городов, повышение уровня требований населения к своему предметно-пространственному окружению, а также территориальная разобщенность учебных заведений, отсутствие системы в вопросах их размещения в структуре города и района. Существенной проблемой учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования является их принадлежность к различным ведомствам и департаментам. Это отрицательно сказывается на решении методических вопросов и вопросов взаимовлияния, взаимообогащения, взаимовоспитания. В социальном плане система архитектурно-художественного образования взаимосвязана с такими сферами, как культурное обслуживание (музеи и выставочные залы, библиотеки), производство (от дизайна этикеток до дизайна современного автомобиля), торговля (книжные магазины с богатым ассортиментом и доступным потребителю товаром и расходных художественных материалов: краски, бумага, картон).

Объект исследования — учреждения системы непрерывного архитектурно-художественного образования (САХО), которая состоит из следующих подсистем:

1) дошкольного образования: детские сады, детские студии;

2) дополнительного образования: центры внешкольного образования, центры дополнительного образования, дома детского творчества, кружки, клубы, детские школы искусств (ДШИ);

3) профессионального образования: начальное профессиональное образование (детские художественные школы (ДХШ), подготовительные курсы, лицеи, школы с углубленным изучением художественных дисциплин) — среднее профессиональное образованиевысшее профессиональное образованиепослевузовское образованиеаспирантура, докторантура;

4) культурно-развлекательных центров: музеи, выставочные залы и галереи, арт-парки и детские развлекательные комплексы (ДРК);

5) профессиональные союзы: Союз художников, Союз дизайнеров, Союз архитекторов их региональные отделения;

6) бытового обслуживания: художественные салоны, магазины художественных товаров;

7) производственной сферы (конструкторские бюро, полиграфия, реклама, производство мебели, керамики, изделий из стекла, тканей, автомобильное производство и др.).

Предмет исследования — архитектурная типология учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования.

Цели исследования. Разработать архитектурную типологию учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования и дать рекомендации для её воплощения на примере Самарской области.

Гипотеза исследования. Увеличение количества образованных в архитектурно-художественном отношении молодых людей на 1 тыс. жителей ведет к улучшению качества жизни населения через повышение системы требований к окружающей среде, в определенной степени способствует улучшению качества товаров в сфере промышленного производства, стимулирует архитектурную и дизайнерскую деятельность, повышает имеющийся общий и личностный уровень культуры и духовных запросов, определяемых этим уровнем, способствует информационному обмену между различными слоями населения, а также взаимообогащению различных сфер образования.

Задачи исследования. Исходя из указанной цели диссертационного исследования его основными задачами являются:

— изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта формирования учебных учреждений архитектурно-художественного образования в конце XIX и в течении XX веков, определение историко-социальных предпосылок возникновения и дальнейшего развития учебных учреждений системы архитектурно-художественного образования (САХО) в Россиианализ социально-пространственной организации САХО в Самарской области и предпосылки к её совершенствованиювыявление тенденций в существующей системе непрерывного архитектурно-художественного образования и архитектурно-градостроительных резервов в Самарской области;

— на базе анализа исторических, экономических, социальных, демографических факторов разработка теоретической модели поэтапного развития и архитектурно-градостроительной организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования в Самарской областипредложение архитектурной типологии учебных учреждений САХОопределение номенклатуры помещений учебных учреждений САХО, разработка рекомендаций по проектированию с целью усовершенствования функционально-планировочного и объемно-пространственного решения учебных учреждений САХО.

Границы исследования. Определяются при рассмотрении различных архитектурно-типологических вопросов формирования учебных учреждений системы непрерывного архитектурно-художественного образования. Географические границы ограничены Самарской областью. Исследование архитектурно-планировочных особенностей зданий не выходит на формообразование учебных учреждений, на цветовое решение интерьеров помещений.

Методологической основой исследования стали работы, посвященные фундаментальным исследованиям в области архитектуры: 3. Гидиона,.

B. Гропиуса, А. В. Иконникова, Г. К. Мачульского, А. В. Рябушина, Ю. Ю. Савицкого, А. В. Степанова, К. Фремптона, А. Н. Шукуровойпо истории дизайна: В. Р. Аронова, С. М. Михайлова, Р. Розенталь, X. Ратцка,.

C. О. Хан-Магомедовапо основам проектирования общественных зданий и сооружений: В. В. Адамовича, Б. Г. Бархина, А. Н. Белкина, В. И. Ежова, И. Н. Миловидовапо истории градостроительства: А. В. Бунина, Т. Ф. Саваренской, А. К. Синельникапо истории формирования и развития учебных учреждений архитектурно-художественного образования: JI. И. Иванова-Веэн, В. И. Иовлева, А. Н. Лаврентьева, В. Лисовского, С. О. Хан-Магомедова. Работы, посвященные типологическим и архитектурно-планировочным аспектам проектирования учебных зданий, выполнены И. М. Алферовым, К. К. Арыновым, Е. Б. Дворкиной, Л. Б. Мирчевской, С. Ф. Наумовым, Е. В. Пименовой, Б. И. Козыревым, Л. Н. Ковальским, В. И. Степановым, В. В. Смирновым, И. Ю. Херувимовой, Г. Н. Цытовичем и др. Исследования, посвященные архитектурно-художественному бразованию, проведены А. А. Андреевой, Т. В. Барановой, В. Л. Глазычевым, А. Л. Дижуром, А. П. Кудрявцевым, Ю. П. Волчком, Н. Ф. Метленковым.

Методика исследования. Методами научного исследования являются всесторонний анализ и синтез, моделирование ситуации. В работе применялся комплексный подход к проблеме, проводились изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования учебных учреждений САХО, натурные обследования и фотофиксация учебных учреждений в крупных городах России и Самарской области с применением графоаналитического метода и объемно-пространственного моделирования, проведения анкетирования руководителей учебных учреждений САХО.

На защиту выносятся следующие положения:

— концепция архитектурно-градостроительной организации системы непрерывного архитектурно-художественного образования;

— архитектурная типология учреждений САХО,.

— принципы формирования архитектурно-планировочной структуры дошкольных, школьных, средних и высших учебных заведений САХО в регионах России (на примере Самарской области).

Научная новизна исследования. Впервые рассматривается и выполняется комплексное исследование на основе взаимосвязи методической концепции, непрерывности проведения учебного процесса, соблюдения принципов организации обучения и учета функционально-планировочных особенностей учебных учреждений архитектурно-художественного образования. Впервые разработана архитектурная типология учебных учреждений САХО и даны методические рекомендации по номенклатуре помещений различных типов архитектурно-художественных учебных учреждений (дошкольное, школьное, внешкольное, начально-профессиональное, средне-профессиональное, высшее профессиональное учебные учреждения) — создана модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования, функционирующая на различных уровнях (область, район, город).

Практическая значимость. Результаты настоящего исследования могут быть использованы при разработке системы непрерывного архитектурно-художественного образования в любом регионе, области или крупном городе России, а также при разработке нормативных документов для проектирования учебных учреждений САХО и составления программ-заданий на проектирование учебных учреждений САХО.

Апробация и внедрение результатов исследования. Внедрение положений диссертации осуществлено в курсовом и дипломном проектировании в СГАСУ.

Разработаны методические указания и рекомендации для курсового и дипломного проектирования на тему «Архитектурно-художественные высшие учебные заведения» для студентов 5 курса, направления 52.17.00 «Архитектура» и специальности 29.01.00 «Архитектура».

Автором были разработаны и предложены рекомендации по проведению реконструкции зданий Художественного училища в городе Самаре и детской художественной школы в г. Новокуйбышевске. Акты внедрения прилагаются.

По материалам исследования опубликовано семь статей, результаты доложены на 58-й научно-технической конференции СГАСУ (2001).

Структура работы. Диссертационное исследование представлено в двух томах: первый том включает в себя текстовую часть (153 страницы), состоящую из введения, трех глав, основных выводов, библиографического спискавторой том состоит из приложений и иллюстраций — 45 графоаналитических таблиц.

Общие выводы.

1. В результате проведенного исследования выявлены основные этапы зарубежного и отечественного опыта в области проектирования и строительства учебных учреждений архитектурно-художественного образования. Это позволило выявить преимущества зарубежного опыта перед отечественным как в функционально-планировочной, архитектурно-градостроительной структуре, так и материально-технической и методической базе.

2. Анализ САХО в различных регионах России выявил тенденции архитектурно-градостроительной организации систем непрерывного архитектурно-художественного образования (Гжельский район, Уральский регион).

3. На основании проведенного анализа (отечественного и Самарского опыта) САХО выявлена необходимость в реконструкции и модернизации существующего положения в соответствии с разработанными рекомендациями.

4. Выявлены современные направления приоритетного развития непрерывного САХО и требования к учебному процессу.

5. Анализ САХО в России, в том числе и Самарской области, показал ряд недостатков:

— все учреждения САХО располагаются в приспособленных зданиях;

— дефицит площадей и количество учебно-производственных мастерских, лабораторий, методического, натюрмортного фонда, подсобных помещений;

— недостаточность обеспечения материально-технической базой художественно образовательных учреждений в городах и селах;

— в ДШИ отделения художественно-изобразительного искусства имеют плохую материально-техническую базу, низкий качественный уровень образования, по сравнению с ДХШ;

— неравномерное развитие сети архитектурно-художественных внешкольных учреждений на территории Самарской области (перенасыщение в одних районах и разреженность в других), вследствие ведомственной разобщенности, материально-технического обеспечения, а также организация, успех которых зависит только из-за проявления инициативы руководителей учебного учреждения;

— отсутствие в вузах и средне-профессиональных учебных заведениях резервной территории для дальнейшего развития;

— территориальная разобщенность подразделений вуза нарушает функциональные процессы и вызывает необходимость создания новых комплексов;

— единицы учебных учреждений обладают музейно-вставочными помещениями;

— слабая связь или её отсутствие с практикой и производственной сферой у вузов и средне-профессиональных учебных заведений.

6. Проведенный автором диссертационного исследования социологический опрос методом анкетирования в Самарской области среди руководителей учебных учреждений позволил определить: состав недостающих помещений, где организуется выставочная деятельность, взаимосвязь с другими учебными учреждениями САХО, связь с практикой, численность учащихся, какие реализуются образовательные программы.

7. Составлена классификация по существующим фондам учебных зданий Самарской области: приспособленные помещения в отдельно стоящем здании культурного или социального значения (Дворцы культуры, памятники архитектурного наследия), приспособленные помещения в типовых зданиях учебных учреждениях (дошкольных, школьных, внешкольного дополнительного образования), приспособленные помещения в пристройках или на первом этаже жилых зданийздания, индивидуально спроектированные для данного учебного заведения.

8. Разработана функционально-планировочная типология учреждений САХО: дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, специализированные школы, учреждения начально-профессионального, средне-профессионального и высшего профессионального образования.

9. Определены рекомендации по нормативным показателям учебных помещений, мастерских и лабораторий, в зависимости от уровня учебного учреждения.

10. Предложены реконструктивные мероприятия в типовых зданиях, на конкретных примерах экспериментальных проектах приспособленных зданий, высшего учебного заведения и учебно-выставочного центра (Арт-парк).

11. Разработана модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования, которая функционирует в трех уровнях:

Первый уровень — законченная модель САХО (на примере Самарской области) — сеть учреждений САХО.

Второй уровень — законченная модель САХО в крупном городе (на примере Самары и Тольятти) — сеть учреждений САХО.

Третий уровень — от незавершенной до законченной модели САХО в зависимости от уровня учебного учреждений (дошкольное учреждение или вуз) — функционально-планировочная структура учебного заведения.

11. Новая модель системы непрерывного архитектурно-художественного образования способствует формированию общего, полного принципиального представления о структурной, функциональной и композиционно-пространственной организации САХО в Самарском регионе. Однако, подчиняясь общим принципам развития, испытывая зависимость от огромного комплекса влияющих на них факторов, в каждом конкретном случае формируется индивидуальная функционально-планировочная структура, соответствующая образовательной программе, отвечающая нормативным требованиям, органично включающаяся в градостроительную ткань города или района.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии или учебные пособия одного или нескольких авторов.
  2. Автографы: Культура и искусство Самарской области Текст. -Тольятти: «Ника», 1998. 277с.: ил.
  3. , В.В. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учебник для вузов Текст./ В. В. Адамович, Б. Г. Бархин, В. А. Варенских. -М.: Стройиздат, 1985. 543 с.
  4. , С. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел» Текст./ С.Адамс. М.: «Радуга», 2000. — 128с.
  5. , А.А. Гжель: от игры к профессии Текст./ А. А. Андреева.- М.: ТОО «Гжель», ТОО «Специалист», 1994. 160 с.
  6. , А.И. Керамика Абрамцева, в собрании Московского Государственного университета инженерной экологии Текст./ А. И. Арзуманова, В. А. Любартович, М. В. Кащокина. -М.: Издательство «Жираф», 2000. 224 с.
  7. , В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна Текст./ В. Р. Аронов. -М.: ВНИИТЭ, 1992. 122 с.
  8. , В.Р. 100 дизайнеров Запада Текст./ В. Р. Аронов, А. В. Иконников, А. Л. Дижур. М.: ВНИИТЭ, 1994. — 216 е.: ил.
  9. Архитектура запада, мастера и течения Текст.: в 2 т. М.: Стройиздат, 1985, — 1 т.-215 с.
  10. , А.И. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания Текст./ А. И. Белкин, И. Н. Миловидов, Б. Я. Орловский. -М.: Высшая школа, 1987. 352 с.
  11. , А. В. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. 2 том Текст./А.В.Бунин, Т. Ф. Саваренская. -М.: Стройиздат, 1979. -471с.
  12. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. Текст./ А. Я. Савельев, А. И. Мамот, В. Ф. Хотенкови др.- Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИВО, 1995.-342 с.
  13. Гидион, 3. Пространство, время, архитектура Текст./ З. Гидион- Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. -М.: Стройиздат, 1975.- 567с., ил.
  14. , В. Границы архитектуры Текст./В.Гропиус. Сборник- Пер. А. С. Пинскер. М.: Искусство, 1971. — 286 с.
  15. , В.И. Архитектура общественных зданий массового строительства Текст./ В. И. Ежов. М.: Стройиздат, 1983. — 216 с.
  16. Жигулевская палитра-2005. X Всероссийский художественный фестиваль молодых дарований: материалы Текст. Самара: ООО «Офорт», 2005.-128с.
  17. , Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий Текст./ Л. Е. Жоголь. К.: Будивельник, 1978. — 104 с.
  18. , А.Н. Архитектура Советской России Текст./ А. Н. Журавлев, А. В. Иконников. -М.: Стройиздат, 1987, — 447 с.
  19. , А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность. Том 2, Текст./ А. В. Иконников. -М.: Прогресс- Традиция, 2002. 672 с.
  20. Искусство стран и народов мира: архитектура, живопись, скульптура, графика. Декоративное искусство. Краткая художественная энциклопедия. Т. 5. Финикия -Япония Текст. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 720с.
  21. , Я.М. Дом на Рождественке Текст./ Я. М. Каждан. М.: РИФ «РОЙ», 1998.- 158 с.
  22. , Л.И. Архитектура учебных зданий Текст./ Л. И. Ковальский, Б. И. Козырев. К.: Будивельник, 1980. — 144с.: ил.
  23. , Л.Н. Архитектура учебно-воспитательных зданий Текст./ -К.: Будивельник, 1988. 144 е.: ил.
  24. , А.П. Архитектурное образование: Проблемы развития Текст./ А. П. Кудрявцев, А. В. Степанов, Н. Ф. Метленков, Ю. П. Волчок. М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 132с.: ил.
  25. , А.В. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Дизайн в высшей школе Текст./ А. Лаврентьев, Ю.Шатин. М.: ВГИТЭ, 1994.
  26. , А.А. Основы градостроительства Текст./ А. А. Лазарев, А. Г. Лазарев, Е. Г. Лазарев, С. Г. Шеина. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — 416 с.
  27. , Г. К. Мисс ван дер Роэ Текст./ Г. К. Мачульский. М.: Стройиздат, 1969 — 256 е., ил.
  28. , Н.Н. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания Текст.: учеб. пособие для вузов/ Н. Н. Миловидов, Б. Я. Орловский, А. Н. Белкин. -М.: Высшая школа, 1987. -352 е.: ил.
  29. , Н.Д. Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) Текст./ Н. Д. Михайлов. М.: Советский художник, 1963, — 81 с.
  30. , С. М. История дизайна Текст.: в 2 т.: учеб. пособие для вузов/С.М.Михайлов. -М.: Союз Дизайнеров России, 2002. 1 т. -278 е.: ил.
  31. , С. М. История дизайна Текст.: в 2 т.: учеб. пособие для вузов/С.М.Михайлов. М.: Союз Дизайнеров России, 2003. 2 т. — 392 с. ил.
  32. , А.Г. От крепости Самара до города Куйбышева: Заметки об архитектуре Текст./ А. Г. Моргун. Куйбышев: Кн. изд-во, 1986. — 224 е.: ил.
  33. Московское высшее художественно промышленное училище (бывшее Строгановское) (1825−1965) Текст./ под. ред. Быкова З. И. -М.- 1965, — 92 с.
  34. , С.Ф. Здания школ профессионального обучения за рубежом Текст./ С. Ф. Наумов. -М.- 1963. 113 с.
  35. , С.Ф. Профессионально-техническое училище Текст./ С. Ф. Наумов. М.: Стройиздат, 1984. — 183 с.
  36. , С.Ф. Планировка и оборудование кабинетовилабораторий в средних профтехучилищ Текст./ С. Ф. Наумов. М.: Высшая школа, 1981. -76с.
  37. , О.С. Русская народная керамика. Гжель. Скопин. Дымково. Текст./ О. С. Попова. -М.: КОИЗ, 1957. 131 с.
  38. , О.С. Русские художественные промыслы Текст./ О. С. Попова, Н. И. Каплан. -М.: Знание, 1984. 144с., ил.
  39. , В.М. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Общественные здания Текст.: в 5 т.: учеб. пособие для вузов /В.М. Предтеченский, Л. Б. Великовский. -М.: Стройиздат, 1977. 4 т. 108 с.
  40. , П.А. Колонизация Самарского края Текст./ П. А. Преображенский. Самара- 1923.
  41. , В.И. Музеи мира Текст./ В. И. Ревякин. М.: Информэкспресс, 1993.-244 с.
  42. Реестр самодеятельных мастеров декоративно-прикладного искусства Самарской области Текст. Самара: ИЭКА «Поволжье», 2001. — 154 с.
  43. , К. Архитектурные школы. Духовное познание Текст./ К.Риттельмайер. Калуга, 1998. — 113 с.
  44. , Р. История прикладного искусства Нового времени Текст./ Р. Розенталь, Х.Ратцка. М.: Искусство, 1971. — 223 с.
  45. , А.В. Новые горизонты архитектурного творчества 1970−1980 гг. Текст./А.В.Рябушин.- М.: Стройиздат, 1990. 325 с. ил.
  46. , А.В. Творческие противоречия в новейшей архитектуре Запада Текст./ А. В. Рябушин, А.Н.ИГукурова. М.: Стройиздат, 1985. — 272 е., илл.
  47. , Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран Текст./ Ю. Ю. Савицкий. -М.: Стройиздат, 1973, — 135с.
  48. Самарская область: (География и история, экономика и культура) Текст.: учеб.пособие. Сост.Э. Я. Дмитриева, П.С.Кабытов- редкол.: Кабытов П. С. -Самара: Самар.информ.концерн, 1998. -438 с.
  49. , А.К. История градостроительства и заселения Самарского края Текст./ А. К. Синельник. С.: «Агни», 2003. — 288 с.
  50. , В.В. Школьное строительство (опыт Ленинграда) Текст./ В. В. Смирнов. Л.: Стройиздат (Ленин, отд-ние), 1982. — 199 с. ил.
  51. , В.И. Школьные здания Текст./ В. И. Степанов. -М.:Стройиздат, 1975. 239 с.
  52. , В.И. Новые типы средних общеобразовательных школ с гибкой планировочной структурой Текст./ В. И. Степанов, Е. Б. Дворкина. С ЦНИИЭП учеб.зданий. -М.: Стройиздат, 1978. 86с.
  53. , В.И. Организация сети учреждений для внеучебной работы в городах (Рекомендации) Текст./ В. И. Степанов, Л. Б. Мирчевская. М.: Стройиздат, 1975. — 49 с.
  54. , В.И., Мирчевская Л. Б. Организация сети школ, межшкольных учебно-производственных комбинатов и внешкольных учреждений -Текст./ В. И. Степанов, Л. Б. Мирчевская. М.: Стройиздат, 1983. — 93 с.
  55. , Г. П. Композиционные проблемы синтеза искусств Текст./ Г. Г. Степанов. Л.: Художник, РСФСР, 1984, — 319 с.
  56. Хан Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда. Социальные проблемы Текст.: в 2 т./С.О.Хан-Магомедов. — М.: Стройиздат, 2001. 1 т. -712с.: ил.
  57. Хан-Магомедов, С.О. ВХУТЕМАС Текст./С.О.Хан-Магомедов. Книга 1. -М.: Ладья, 1995.-344 е.: ил.
  58. Хан-Магомедов, С. О. Пионеры советского дизайна Текст./ С.О.Хан-Магомедов. -М.: Галарт, 1995. 424 е.: ил.
  59. , У. Путеводитель по стилю «АрНуво» Текст./ У. Харда- Перевод с английского Бондарук Т., Лахути М М.: Радуга, 1998, — 128 с.
  60. , С.А. Архитектура городской среды Текст.: учеб. пособие для вузов/С.А.Хасиева. М.: Стройиздат, 2001. — 200 е., ил.
  61. , И.П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования Текст.: учеб. пособие для втузов/ Н. П. Шпара, П.Е.Шпара-Киев: Выща шк., 1989, — 247 с.
  62. , А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М.: Стройиздат, 1989. — 318 е., илл.
  63. , Е.Н. История Строгановского училища 1825−1918 г. Текст./ Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. М.: ООО «Гид — Русское слово», 2002. — 336 е.: ил.
  64. Статьи из журналов и газет
  65. Анфилова, Т. BAUHAUS Что, где, когда? Текст./ Т. Анфилова// Архидом, — 1999,-№ 4,-С. 12−15.
  66. Время преобразований Текст./ Родник.- № 3 -27 сентября 2001.
  67. , В. «СтАРТ». Текст./ В. Глазычев, Е. Асс, Л. Климова, А. Ермолаев, О. Бармаш // Архитектура СССР, — 1989. -№ 2.-С.71−80.
  68. , В.Я. ХТИ. Становление традиций инженерного дизайна Текст./В.Я.Даниленко// Техническая эстетика.- 1988.-№ 12,-С.14−16.
  69. Детская школа искусств № 12 «Старт» г. Москва Текст.// Архитектура и строительство России.-1999, — № 2−3. С.31−33.
  70. Детская школа искусств имени М. А. Балакирева, г. Москва Текст./ Архитектура и строительство России, — 2002.- № 5. С.14−20.
  71. Дижур, A. J1. Дизайн и проблема перестройки образования Текст./ А. Л. Дижур //Техническая эстетика, — 1987, — № 9.
  72. , В. Детская студия на Покровском бульваре Текст./ В. Егоров// Архитектура СССР.- 1990, — № 9−10, — С.54−57.
  73. , А. Тольяттинский дизайн на обломках системы Текст./
  74. A.Золотарев // АСС Проект Волга. 2002, — № 2, — С.58−61.
  75. Иванова Веэн, Л. И. Из истории здания московского архитектурного институтаТекст./ Л.И.Иванова-Веэн// Ежегодник МАРХИ 98−99. — М.: «ЕМ-МА», 1999.- С.160−165.
  76. , В.И. Архитектурная школа в Осло Текст./ В.И.Иовлев// Архитектон.-1995. № 1−2, — С.13−16.
  77. , А. Образование по-американски Текст./ А. Казарин// АСД: архитектура, строительство, дизайн, — 2004. № 2, — С. 78−79.
  78. Кочемасова, Т. Академия и художественное образование Текст./ ДИ. -2004.-№ 5−6.-СЛ.
  79. , В. Здание Академии художеств в Ленинграде Текст./
  80. B.Лисовский //Архитектура СССР. 1983.- № 3−4, — С. 65−71.
  81. , В.Ф. Исторический аспект и современное состояние образования в области народной художественной культуры России Текст./ В. Ф. Максимович // Профессионал. -2001, — № 3. -С.12−15.
  82. , JI.E. Архитектурное образование. Взгляд изнутри Текст./ Л.Е.Малахова// Архитектура и строительство России.-1999.-№ 1.-С.23−25.
  83. , С. Реконструкция зданий детских учреждений и школ Текст./ С. Моисеева// Сельское строительство.-1996, — № 5, — С. 35−37.
  84. , Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент Текст./ Л.Б.Переверзев// Техническая эстетика. -1987. № 6. — С.24−27.
  85. Ремесленное училище Хейстек Маунтин Текст.// Зодчество мира. -1997, — № 11. С.73−75.
  86. , Н. Архитектурно-строительный колледж Текст./ Н. Сизяева, В. Возиков// Архитектура и строительство России,-1991, — № 10, — С.6−7.
  87. , А.Г. Дизайн в японской школе Текст./ А.Г.Устинов// Техническая эстетика, — 1988, — № 6. С. 11−15.
  88. , В. «ДА-ДА»: инкубатор художественно-проектной культуры Текст./ В. Хайман // ДИНА. 2000, — № 4. — С. 45−46.
  89. Хартия МСА-Юнеско по архитектурному образованию Текст.// Архитектура и строительство России. 1998. — № 9−10.-С.16−17.
  90. Центр дизайна и искусств им. Аронова Текст.// Зодчество мира, — 1999. -№ 4, — С.69−73.
  91. , Г. Н. В поисках модели архитектурной школы Текст./ Г. Н.Черкасов// Архитектура и строительство России, — 1998, — С.9−11.
  92. , В.М. Проектная культура и дети Текст./ В. М. Чигарьков, А.Л.Дижур// Техническая эстетика. 1990. — № 4. — С.2−7. № 5.- С.11−15.
  93. , Л. Ребенок и архитектура Текст./ Л. Яруллина, А. Файзуллин// АСД: архитектура, строительство, дизайн, — 2002, — № 1.-С.78−81.
  94. Законы, указы, постановления
  95. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР. «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы» Текст./ Постановление ЦК КПСС и СМ СССР // Правда, — 29 апреля 1984.
  96. Министерство просвещения СССР. Об утверждении типовых положений и штата внешкольных учреждений Текст./ Министерство просвещения СССР. Приказ от 20 июля 1987 года№ 135.
  97. Самарская Губернская дума. Собрание законодательства Самарской области Текст. Т. 14/ Самар.Губерн.Дума, — Самара: Самар.Губер.Дума, 2003.438 с.
  98. Самарская Губернская дума. Собрание законодательства Самарской области Текст. Т. 16/ Самар.Губерн.Дума, — Самара: Самар.Губер.Дума, 2004.433 с.
  99. Строительные нормы и правила
  100. МГНС 4.06−96. Общеобразовательные учреждения. ТСН 31−306−96 г. Текст.-М, 1996.
  101. Проектирование высших учебных заведений и институтов повышения квалификации. (Справ, пособие к СНиП 2.08.02.-89) / Государственный научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий, — М.: Стройиздат, 1992. 315 с. ил.
  102. Проектирование детских дошкольных учреждений // Справочное пособие к СНиП 2.08.02, — 89./ Пособие от 1/1/92 № 2.08.02 89. — 105с.
  103. Проектирование профессионально-технических и средне-специальных учебных заведений// Справочное пособие к СНиП 2.08.02, — 89./ Пособие 01/1/92 № 2.08.02−89. 108 с.
  104. Рекомендации по проектированию внешкольных учреждений ДПШ, СЮТ, СЮН Текст.: ЦНИИЭП учебных зданий.-М.: Стройиздат, 1984. -108 с.
  105. СНиП 2.07.01−89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений Текст.: Госстрой России. М.: ГУП ЦПП, 1999. — 58 с.
  106. Ю1.СНиП 2.08.02−89. Общественные здания и сооружения Текст.: Госстрой России. М.: ГУЛ ЦПП, 1999. — 44с.1. Сборники
  107. , И.М. Детско-юношеские клубы в системе учреждений внешкольного воспитания Текст.// Архитектура общественных зданий. Сборник научных трудов. Киев: ЗНИИЭП, 1985. — 102 с.
  108. Города Самарской области: стат. сб. Текст.: Самарский областной комитет государственной статистики. Самара, 2003.
  109. Демографический ежегодник: стат. сб. Текст.: Самарский областной комитет государственной статистики, — Самара, 2002. 238 с.
  110. Российский статистический ежегодник. 2004: стат. сб. Текст.: Росстат. -М., 2004. 725 с.
  111. Самарская область: официальный справочник 1999 Текст.: Самара, 2000. — 346 с.
  112. Самарский статистический ежегодник: стат.сб. Текст./ Самарский областной комитет государственной статистики. Самара, 2003.
  113. Официальный сайт Министерства образования Самарской области Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.educat.samara.ru/activity/.
  114. Официальный сайт Высшей национальной школы изящных искусств в Париже Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.ensba.fr.
  115. Официальный сайт колледжа дизайна в Детройте Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.ccscad.edu
  116. Официальный сайт ЗАО «Объединение Гжель» Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.gzhel.rn
  117. Официальный сайт Московского архитектурного института Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http:// www.miarch.ru
  118. Официальный сайт Детской школы искусств № 12 «Старт» Архитектурно-художественного профиля управления культуры ЦАО г. Москвы Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.startschoo1.narod.ru
  119. Официальный сайт Уральской государственной архитектурно-художественной академии в г. Екатеринбурге Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.usaaa.ru
  120. Официальный сайт Московского Государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.stroganovka.ni
  121. Федеральный портал Российского образования Электронный ресурс.: Реж. доступа: Интернет: http://www.edu.ni/db/portal/sred/archiv.htm
  122. Eisenman, Peter. Aronoff Center for Design and Art. University of Cincinnati. Ohio. United States.1980−1996 Текст. / P.Eisenrnan.
  123. Frampton, Kenneth Modern architecture a critical history Текст. / K.Frampton.- London: Thames and Hudson, 1996.- 376 s.
  124. Hertzberger, Herman. Lessons for students in architecture Текст./ H.Hertzberger.- Rotterdam: Uitgeverij 010.-III, 1993.
  125. Ibelings, Hans. Architecturer in the Netherlands. 1997−1998 Текст./ H.Ibelings. Rotterdam: NAi Publishers, 1998.-167s.
  126. Oosterman, Aijen. Arie Hagoort Текст. / A.Oosterman. Rotterdam: 010 Publishers.- Ill, 1991.-125s.
  127. Reinink Wessel. Herman Hertzberger Текст. / A.W. Reinink. Rotterdam: 010 Publishers, 1990, — 124s.
  128. Jodidio, Philip. Architecture now Текст. / P. Jodidio. Italy: Taschen, 2001,576 s.
  129. Jodidio, Philip. Contemporary American Architects Текст./ P.Jodidio. Italy: Taschen, III, 1997. — 176 s.
  130. Jodidio, Philip. Contemporary California Architects Текст./ P.Jodidio. Italy: Taschen, 1995, — 175 s.1. Диссертации
  131. , K.K. Формирование типов учебно-производственных зданий народных художественных промыслов(на примере Казахстана) Текст.: дисс.. канд. арх- ЦНИИЭП жилища. М., 1995.
  132. , Э.В. Архитектурные типологические основы формирования зданий и помещений для технического творчества школьников в городе Текст.: дисс.. канд. арх.: 18.00.02.ЦНИИЭП учебных зданий, — М., 1986.
  133. , А.В. Основные тенденции в развитии советского художественного конструирования в 20−30-е годы Текст.: дисс.. канд. арх. -М., 1983.
  134. , И.Ю. Принципы проектирования центров народных художественных промыслов Текст.: дисс.. канд. арх. Санкт-Петер. Госуд. арх-но-строит. унив. -СПб., 1995.1. Авторефераты диссертаций
  135. , В.Н. Архитектурно-планировочная организация зданий высшей архитектурной школы Текст.: дисс.. канд. арх.: 18.00.02/В.Н.Королев. -Л., 1988.
  136. , Т.К. Совершенствование состава помещений городских общеобразовательных школ на основе оптимизации функций примыкающих территорий Текст.: дисс.. канд. арх.: С-П., 2000.
  137. , А.В. Архитектурно-планировочные методы реконструкции и модернизации существующего школьного фонда большого города Текст.: дисс.. канд. арх. С-П, 2005.
  138. , Е.В. Методические основы архитектурно-планировочной реконструкции школьного фонда Текст.: дисс.. канд. арх 18.00.02, — С-П., 2003.
  139. Неопубликованные документы
  140. Самарскому художественному училищу 30 лет Текст.: буклет, — Самара, 2003.
  141. Сведения о детской музыкальной, художественной, хореографической школе и школе искусств на начало 2005—2006 учебный год. Форма 1-ДМШ. Министерство культуры молодежной политики и спорта Самарской области.
  142. Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный архитектурно-строительный университет"1. Jty'1. На правах рукописи
  143. Газизова Аделя Талибовна АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО
  144. ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Самарской области)
  145. Специальность 18.00,02 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
  146. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Том 2
  147. Иллюстрации к главе 1. Архитектурно-градостроительные комплексы учреждений архитектурно-художественного образования в России и зарубежом. 5
  148. Иллюстрации к главе 2. Анализ социально-пространственных предпосылок организации системы непрерывного архитектурно-художественногообразования в Самарской области. 20
  149. Иллюстрации к главе 3. Теоретические основы архитектурной типологиисистемы непрерывного архитектурно-художественного образования.37
Заполнить форму текущей работой