Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности агромаркетинговой деятельности предприятий молочного подкомплекса регионального АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие должной организации службы маркетинга на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях Республики Марий Эл привели к существенной потере прибыли. Для эффективной деятельности предприятий молочного подкомплекса АПК представляет большое значение исследование различных сторон, с которыми приходится соприкасаться предприятиям в процессе функционирования на рынке молока. Поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методические основы формирования агромаркетинга молочного подкомплекса АПК
    • 1. 1. Теоретические основы агромаркетинга молочного подкомплекса АПК
    • 1. 2. Методические аспекты маркетинговых исследований регионального рынка молока и молочных продуктов
    • 1. 3. Методы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий молочного подкомплекса и тенденции развития молочного скотоводства
  • 2. Современное состояние и эффективность развития молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл
    • 2. 1. Оценка современного состояния молочной отрасли в Республике Марий Эл
    • 2. 2. Факторы, влияющие на объемы производства молока
    • 2. 3. Экономическая эффективность производства молока и пути ее повышения
  • 3. Пути совершенствования агромаркетинговой деятельности и прогнозирование развития молочного подкомплекса АПК
    • 3. 1. Маркетинговые исследования, как средство повышения эффективности агромаркетинговой деятельности на предприятиях сельскохозяйственного направления
    • 3. 2. Совершенствование агромаркетинговой деятельности на предприятиях молочного подкомплекса АПК
    • 3. 3. Повышение эффективности государственного регулирования молочного подкомплекса АПК

Повышение эффективности агромаркетинговой деятельности предприятий молочного подкомплекса регионального АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Молочное скотоводство в Республике Марий Эл является основной отраслью общественного животноводства, а повышение использования его производственного потенциала в значительной степени определяет экономику хозяйств республики. Кроме того, эта отрасль снабжает население ценным продуктом питания — молоком и товарами его переработки. По сравнению с другими видами животных, крупный рогатый скот обладает наивысшей молочной продуктивностью, от одной коровы при правильном выращивании и содержании получают по 5−6 тыс. кг молока в год при жирности до 4% и выше. Молочное скотоводство играет существенную роль в развитии и других отраслей народного хозяйства, связанных с ним: растениеводства, пищевой и кожевенной промышленностей, медицине. Но все же основной функцией субъектов молочного подкомплекса ЛПК, действующих на рынке молока — одном из главных составляющих продовольственного рынка, является обеспечение населения молоком и молочными продуктами.

Однако на сегодняшний день эта отрасль сельского хозяйства, как в республике, так и в стране в целом остается в нестабильном положении. Из-за экономического кризиса, в 1990;2004 гг. происходит динамичный спад объемов производства молока, связанный с сокращением поголовья молочного стада и продуктивности коров. Так в 1990 году в Российской Федерации насчитывалось 20,5 млн. голов дойных коров, а в 2001 году -14,0 млн., что составляет 68,3% от поголовья 1990 года. За эти же годы на 550 кг снизился удой на корову. Кроме этого, причинами такой негативной динамики развития отрасли являются высокая себестоимость продукции и убыточная работа сельхозтоваропроизводителей. В результате потребность населения в продовольственных товарах за счет продуктов отечественного производства в настоящее время удовлетворяется всего лишь па 50−60%, а в крупных городах этот показатель еще ниже.

Наряду с этим фактом о России наблюдается снижение потребления молока и молокопродуктов, которые относятся к категории основных продуктов питания. Данный спад происходит как по сравнению с уровнем, достигнутым в 1990 году, так и по сравнению с рекомендуемыми нормами. Так, потребление молока и молокопродуктов на душу населения в 2001 году, снизилось с 386 до 216 кг (при норме 390 кг). В 2004 году данный показатель был в 1,9 раза меньше рекомендуемой нормы.

Производство молока в подавляющем большинстве хозяйств становится убыточным. Все это происходит по ряду причин, а именно: из-за низкого уровня реализационных цен на молокоиз-за нехватки кормов, и их низкого качестваиз-за резкого повышения цен на энергоносители и услуги, что привело к увеличению себестоимости производства молока. Кроме того, работа сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка требует тщательного анализа всех сторон их деятельности, но на предприятиях не всегда уделяется должное внимание детальному экономическому исследованию и не проводится необходимая аналитическая оценка работы.

Все вышеизложенное послужило основанием выбора темы диссертационного исследования.

Состояние изученности проблемы. Диссертационное исследование основывается на теоретических и методических научных разработках в области маркетинга, агромаркетинга, механизма эффективного функционирования отрасли молочного скотоводства.

В ходе диссертационной работы были изучены многие труды отечественных и зарубежных ученых. Важный вклад внесли зарубежные ученые: Ф. Котлер, Б. Берман, Д. Стоун, Е. Дихтль, Д. Грейсон, Джон Ф. Литл, 3. Фе-гель, Т. Хардинг, Д. Эванс и др.

Среди отечественных ученых экономистов-аграрников следует отметить научные разработки следующих авторов: В. А. Абчука, A.A. Бравермана, В. И. Беспятых, A.M. Гатаулина, С. А. Данкверта, И. М Дудина, В. Е. Демидова,.

П.И. Дугина, М. М. Жигалина, П. С. Завьялова, Л. П. Зинченко, Н.И. Кирдяно-ва, В. Л Клюкача, М. И. Кокорева, Е. П. Пешковой, Л. II Романова, Б. Л. Соловьева, П. П. Сорокина, Е. С. Стоянова, Э. Л Уткина, В. П Хлуцкого, Л. М. Рабиновича, и др. Среди ученых экономистов Республики Марий Эл следует отметить: А. Д. Арзамасцева, 3. Ю. Маслихину, Ф. З. Гумарову, Н. С. Каткова, Е. И. Царегородцева, А. Т. Горинова и др. Их труды послужили научной и методической основой при разработке новых подходов механизма эффективного функционирования отрасли молочного скотоводства.

Однако на сегодняшний день остается это направление остается недостаточно изученным. Отечественные ученые в своих работах рассматривают особенности глобализации маркетинга и особенности его применения в экономике России в период становления рыночных отношений. Остаются неизученными в полном объеме вопросы, касающиеся специфики агромарке-тинга. Сущность и некоторые особенности агромаркетинга нашли отражение в работах Т. П. Абрамовой, Т. А. Бурцевой, Е. П. Голубкова, М. М. Жигалина, П. С. Завьяловой, М. И. Кокорева, В. А. Клюкача, С. Е. Чернова. Агропромышленный комплекс включает в себя совокупность подкомплексов, которые в свою очередь являются сложными системами, изменяющимися под воздействием внешних и внутренних экономических факторов. Поэтому необходимо обновление методик формирования особой модели маркетинга, постоянный пересмотр теоретических и практических маркетинговых разработок, особенно в области животноводства. Кроме того, развитие рыночной экономики требует изучения новых теоретических аспектов и практической реализации современных подходов развития маркетинговых исследований для эффективной деятельности предприятий, производящих молочную продукцию. Все это и обусловило выбор темы и актуальность диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования явилась разработка эффективной маркетинговой стратегии для субъектов молочного подкомплекса ЛПК Республики Марий Эл, направленной на создание стабильной системы функционирования, с целыо оперативного обеспечения населения республики качественным молоком и молочными продуктами регионального производства.

Для достижения поставленной цели были определены следующие основные задачи:

— изучить теоретические основы агромаркетинга молочного подкомплекса АПК и особенности функционирования рынка молока и молочной продукции,.

— проанализировать существующие методы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий молочного подкомплекса Республики Марий Эл в современных рыночных условиях,.

— оценить экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий, и дать оценку их конкурентоспособности и особенностей маркетинговой политики, определить динамику и эффективность развития молочного скотоводства Республики Марий Эл,.

— провести прогнозирование ситуации на региональном рынке молока и молочной продукции и определить комплекс необходимых маркетинговых мероприятий.

Объект исследования. В качестве объекта исследования определены сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия Республики Марий Эл производящие продукцию молочного скотоводства.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационные экономические аспекты функционирования агромаркетинга молочного сектора АПК, как основной отрасли общественного животноводства Республики Марий Эл.

Объектом исследования определены сельскохозяйственные предприятия различных организационно-правовых форм, расположенные на территории Республики Марий Эл, производящие и реализующие молочную продукцию.

Методика исследования. Теоретической и методической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики в целом, и, маркетинговой деятельности, в частности, с учетом специфических особенностей в аграрной сфере экономики и молочном подкомплексе.

Информационная база исследования. Информационную базу исследования составили федеральные и региональные нормативно правовые акты в области АПК и сельского хозяйства, материалы научных конференций, справочные пособия, финансовая и статистическая отчетность сельскохозяйственных предприятий, программа экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2004 — 2006 гг.

При анализе и обобщении фактического материала использовались методы исследования: монографические, аналитические, технико-экономического и сравнительного анализа, экономико-статистические и абстрактно — логические, методы экспертного прогнозирования и экономико-математического моделирования с использованием ЭВМ, социологические исследования в форме анонимного анкетирования.

Научная новизна. Основные аспекты исследования, отличающиеся научной новизной и выносимые на защиту, состоят в следующем:

— дана экономическая оценка современного состояния сельскохозяйственных предприятий, определена роль и место молочного скотоводства в экономике Республики Марий Эл;

— проведено маркетинговое исследование современного состояния рынка молока Республики Марий Эл и анализ субъектов молочного подкомплекса регионального АПК;

— определены факторы, влияющие на объемы производства молока, выявлены финансовые потери при реализации молока и молочных продуктов от нарушения ценовой эквивалентности по Республике Марий Эл;

— разработан механизм формирования оптимальной стратегии интенсивного развития предприятий молочного подкомплекса Республики Марий Эл;

— предложены методические подходы к оценке молочной продукции с позиции конкурентоспособности и разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности молока и молочной продукции, обоснованы необходимые маркетинговые мероприятия направленные на увеличение объема продаж молока и молочных продуктов, производимых на территории Республике Марий Эл;

— выявлены стратегические перспективы развития сельскохозяйственных предприятий молочной специализации Республики Марий Эл в условиях неопределенности рыночной среды.

Практическая значимость исследования. Предлагаемые в диссертации методические рекомендации и выводы по разработанным мероприятиям стратегии маркетинговой деятельности исследуемых субъектов молочного подкомплекса АПК позволят повысить степень эффективности работы сельскохозяйственных предприятий данной отрасли, определят предпосылки для создания условий для увеличения объемов сырья местных рынков и вытеснения импортной продукции с регионального сырьевого рынка.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационной работы представлены в восьми работах. Результаты исследований доложены на 5 научно-исследовательских конференциях, в т. ч. на международной научно-практической конференции «Управление и повышение эффективности производства» (г. Нижний — Новгород, 2003 г.), «Проблемы реформирования и укрепления экономики» (г. Казань, 2004 г.). По результатам исследования было опубликовано 8 работ общим объемом 1,75 п.л.

Предложения и разработки автора приняты к внедрению и используются Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл при разработке мер по государственному регулированию и оптимизации механизмов развития конкурентной среды аграрного сектора региона. Кроме того, результаты исследования использованы предприятием ООО «Аропром-лес» при подготовке управленческих решений по вопросам стабилизации финансового состояния предприятия, повышения эффективности реализации молока и молочной продукции на рынке и составлении плана работы на 2006;2008 годы.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 135 наименований, 10 приложений. Работа изложена на 180 страницах машинописного текста и содержит 41 таблицу, 21 рисунок.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Маркетинговые исследования молочного подкомплекса ЛПК целесообразно трактовать как систематический сбор, отображение и анализ данных по различным аспектам маркетинговой деятельности субъектов молочного подкомплекса ЛПК в соответствии с определенными целями. Руководствуясь целями настоящей диссертационной работы, нами предлагаются следующие этапы проведения маркетинговых исследований молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл.

1. Исследование внешней маркетинговой среды молочного подкомплекса регионального АПК.

2. Определение емкости регионального молочного рынка и тенденций ее формирования под воздействием факторов рыночной конъюнктуры.

3. Изучение состояния сельскохозяйственных и молокоперерабаты-вающих предприятий, оценка их конкурентоспособности, рыночный анализ издержек и особенностей маркетинговой политики.

Проведение маркетингового исследования по приведенному алгоритму позволит получить необходимую информацию для прогнозирования ситуации на рынке молока и молочной продукции, для разработки маркетинговой стратегии для субъектов молочного подкомплекса АПК Республики Марий Эл, направленной на создание стабильной системы обеспечения населения на уровне субъектов федерации молоком и молокопродуктами регионального производства по социально приемлемым ценам.

Наиболее важные выводы и предложения по результатам проведенного исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Комплексный анализ состояния отраслей производства и переработки молока в Республике Марий Эл в условиях формирования рыночных отношений позволил выявить негативные тенденции, выразившиеся, прежде всего, в разрушении производственного и экономического потенциала, сокращении объемов производства, что в конечном итоге сформировало тенденции убыточного молочного скотоводства.

2. Отсутствие должной организации службы маркетинга на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях Республики Марий Эл привели к существенной потере прибыли. Для эффективной деятельности предприятий молочного подкомплекса АПК представляет большое значение исследование различных сторон, с которыми приходится соприкасаться предприятиям в процессе функционирования на рынке молока. Поэтому необходима своевременная организация службы маркетинга на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях Республики Марий Эл.

3. Наши исследования показали, что в системе маркетинга в настоящее время ключевое значение имеет информация, однако, в республике в системе маркетингового управления рынком молока информационное обеспечение находится лишь на стадии развития. В статистике рынка молока отсутствует ряд показателей, необходимых для его полного отображения, часть информации остается закрытой.

4. Для решения проблем производства, переработки и реализации молока целесообразно использовать такой экономический рычаг, как ценообразование, основанное на рациональном сочетании государственного регулирования и саморегулирования, стимулирования и протекционизма сельских товаропроизводителей в Республике Марий Эл.

5. В результате проведенного нами исследования выявлены высокая степень износа зданий и оборудования ферм, нерешенные проблемы с формированием кормовой базы в достаточных объемах, что отразилось на тенденции сокращения поголовья КРС. Численность поголовья коров в 2004 г. к уровню 2001 г. составила 78,8% или 36 091 головы, а к уровню 1990 г. лишь 45,2%.

6. В республике имеется определенный потенциал для повышения продуктивности молочных коров и преодоления тенденций к сокращению поголовья крупного рогатого скота.

7. Региональный рынок молочной продукции относится к числу достаточно перспективныхмаркетинговая деятельность предприятий должна быть направлена на переход к сегментированию рынка.

8. За последние годы, когда отношение к аграрному сектору экономики со стороны госорганов стало улучшаться, наблюдается определенный рост производства продукции сельского хозяйства. Все это подтверждает необходимость срочной разработки государственной стратегии стабилизации и развития аграрного сектора экономики на основе государственной поддержки и регулирования.

9. Для повышения эффективности агромаркетинговой деятельности необходимо применять современные методы анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности.

10. Есть необходимость дальнейшего совершенствования критериев оценки стратегии маркетинга в системном направлении для выбора наиболее адекватной сложившейся ситуации на молочном рынке.

11. Управление предприятиями молочного комплекса должно опираться на концепцию постоянно осуществляемого агромаркетинга, что обеспечит стратегическое соответствие между внешней и внутренней средой, позволит сконцентрировать все его ресурсы на достижении устойчивого положения на рынке молока.

12. С целыо совершенствования экономической эффективности производства и реализации молочной продукции имеется необходимость применять современные методы моделирования и прогнозирования, в частности приведенную в диссертационной работе модель прогнозирования объемов реализации молока на основе факторного анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 от 30.11.94 № 51-ФЗ (ред. от 08.07.99).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 2 от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 24.10.97)//Собрание законодательства РФ. 1996. — 29 янв. — № 5. -Ст. 410.
  3. Федеральный закон РФ от 26.03.98 № 42-ФЗ О федеральном бюджете на 1991 г.
  4. Федеральный Закон РФ от 22.02.99 № 36-Ф3 О федеральном бюджете на 1992 год
  5. Федеральный Закон РФ от 31.12.99 № 227-ФЗ О федеральном бюджете на 2003 год
  6. Федеральный Закон РФ от 27.12.00 № 150-ФЗ О федеральном бюджете на 2004 год
  7. Постановление Государственной Думы РФ от 20.02.97 № 1144−11 ГД О критической ситуации в агропромышленном комплексе Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. — 1997. — 03 марта. -№ 9. Ст. 1059.
  8. Постановление Правительства РФ от 18.12.96 № 1499 О федеральной программе развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996−2000 гг. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 5. — С.40−44
  9. Г. П., Саламатова H.H. Предпринимательство, бизнес, стратегические основы в условиях рынка //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 2. — С.26−29.
  10. Аграрный Рынок. Беглый взгляд на проблемы, возможности, тенденции //www. finenda.ru, 30.03.2002
  11. Агропродовольственный рынок России. /ИЭПП/, М., 2000.
  12. Г. JI., Михайлова Е. А. Маркетинговые исследования. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.- 120 с.
  13. Г. Л., Челенков А.П, Конкурентные преимущества фирмы. — М.: оао «Типография «Новости», 2000. 256 с
  14. Академия рынка: Маркетинг / Науч ред. А. Г. Кудокормов. М.: Экономика, 1993.-571 с.
  15. Д. Регион и федеральный центр: проблемы взаимоотноше-ний//Проблемы теории и практики управления. Международный журнал, 1999. № 3.
  16. В.Г., Мартынов A.B. О ценообразовании и не только. //Молочная промышленность. 2002 — № I. — СЛ 1−14
  17. Н., Назаренко А. Ценовые соотношения и динамика цен //Экономика сельского хозяйства России. — 2003. № 3. — С.20
  18. Т. А. Маркетинговые исследования в системе информационного обеспечения маркетинговых решений: Монография. — Киров: Вятская ГСХА, 2004.- 250 с.
  19. Д., Телицына И., Ямбаева Р. Дает корова молоко. Появятся ли в России свои Valio и Parmalat? //
  20. Г. К. Россия в 1998 году: затраты и результаты //Достижения науки и техники АПК. № 5. — 1999. — С.2−3.
  21. А., Ульянова Н. Совершенствование производственно-экономических взаимоотношений в молочном подкомплексе Брянской области
  22. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. М.: Финпресс, 1998. — 280 с.
  23. Горощенко J1. Российский рынок молока //Молочная промышленность. 2002. — № 5. — 9−11.
  24. Госкомстат России. О развитии индивидуального сектора сельского хозяйства. Статистический бюллетень. — 1998. — N5 (44), С. 19−52.
  25. Госкомстат России сообщает//АПК: экономика, управление. — 2000. -№ 5. — С.49.
  26. РФ. Госкомстат РМЭ. Социально-экономическое положение Республики Марий Эл (дополнение к докладу за 1997 г.) / г. Йошкар-Ола. — 45 с.
  27. РФ. Госкомстат РМЭ. Социально-экономическое положение Республики Марий Эл 1997 год / г. Йошкар-Ола. 115 с.
  28. РФ. Госкомстат РМЭ. Социально-экономическое положение Республики Марий Эл в разрезе городов и районов 1999 год / г. Йошкар-Ола, 1999. 51 с.
  29. РФ. Госкомстат РМЭ. Социально-экономическое положение Республики Марий Эл в разрезе городов и районов (дополнение к докладу) 1999 г. / г. Йошкар-Ола. 27 с.
  30. РФ. Госкомстат РМЭ. Доклад. Социально-экономическое положение городов и районов Республики Марий Эл / г. Йошкар-Ола, 2000.-20 с.
  31. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 1998.-416с.
  32. М. Деньги ищут где хуже?//Финансовая Россия. — 2001. -№ 32. С.4
  33. М., Соловьев И. Маркетинг и конкурентоспособность продукции.-М.: ЮНИТИ, 1991.- 161 с.
  34. H.H. Драма российской экономической теории акт вто-рой?//Вестник финансовой академии. — 2000. — № 1. — С.82−89
  35. П. Союзным крестьянам вышло послабление //Финансовая Россия. 2001.-№ 17. — С.8.
  36. В., Менхос Д., Якунина А. Экспериментальное исследование форвардного и спот рынков: невыполнение контракта как фактор вертикальной интеграции// РПЭИ. Научные доклады. 1999. — № 2.
  37. A.B., Ямпольская Д. О. Маркетинговое планирование. — СПб: Питер, 2002. 352 с.
  38. У.Г., Исмагилова B.C. Теория и практика маркетинговых исследований. Уфа: Восточный университет, 1999. — 148 с.
  39. П.С. Маркетинг в схемах и рисунках, таблицах: Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2001.-496с.
  40. Н.С., Рабинович JI.M., Рыжаков Е. Д., Захаров В. П. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку. Йошкар-Ола, МарГУ, 1998.- 149 с.
  41. С.А. Формирование рынка средств производства в АПК. Автореферат на соискание степени доктора экон. наук / Российская экономическая академия им. Плеханова. -М., 1995. -44 с.
  42. Е.Б. Российский рынок молока в 2001 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2002. -№ 3. с.48−49.
  43. В.А. Маркетинг сельскохозяйственной продукции //АПК: экономика, управление. 1995. — № 2. — С. 34−36.
  44. А. Богатство России в хорошие руки (правительство одобрило программу приватизации на 2003 г.//Финансовая Россия. -2002. — № 27. — с.4.
  45. JI., Храмова И. Основные тенденции формирования продуктовых цепочек в России //Предпринимательство в России. — 1996. -№ 1. С. 12−21.
  46. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 672 с.
  47. М.А., Семенов П. Н. Развитие системы предприятий агросер-виса в условиях рыночных отношений//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 1. — С. 23−24.
  48. Крылов В. О денежном дефиците в российской экономи-ке//Российский экономический журнал. — 1997. № 2. — с. 12.
  49. Ю.Н., Харченко A.B. Ресурсный потенциал, маркетинг, управление составляющие стратегии устойчивого развития муниципальных образований//Ресурсы регионов России. — 2000. — № 1. — с.5.
  50. Л. Проблемы реформирования российской экономики: Монография.- Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр Ассоциация содействия вузам, 1997. 708 с.
  51. С.С. Обоснование цен на молоко и продукцию переработки с учетом качества //Сборник науч. трудов Гродн. СХИ, 1994- вып. 4, с. 26
  52. А. «Гонка за лидером» нам не подходит//Финансовая Россия. -2002. -№ 19. с. 1,5.
  53. Д.А. Модель развития маркетинговой деятельности в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 2. С. 23−24
  54. В.Т. Тенденции развития и совершенствование регулирования рынка молока «Молочная промышленность» № I, 2003.
  55. Д. Региональная политика как фактор экономического рос-та//Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 2000. -№ l.-с.б.
  56. К.Р., Брю А. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т 2. Баку: Азербайджан, 1992. — 339 е., 400 с.
  57. А.И., Трегубов В. А. Производство и потребление молока и молочных продуктов в Российской Федерации//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4. -С. 49−53.
  58. Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. Н. Д. Эриашвили. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-225с.
  59. Н.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
  60. Е. Эффективность использования бюджетных средств//АПК: экономика, управление. 1999. — С.52−55.
  61. , И. Вертикальная кооперация в молочном подкомплексе Брянской области. Проблемы формирования аграрных рынков России. Труды независимого Аграрно-экономического общества России. М., 1997.-С. 441−447.
  62. Направления дальнейшего реформирования АПК РФ//Международный сельскохозяйственный журнал. — 1997. № 1. — С.10−15.
  63. Научно-практическая конференция в становлении и регулировании рыночной экономики (Киселев C.B., Зельднер А.Г.)//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. -№ 11.-С. 56−60
  64. Необходимо гибкое сочетание региона и центра//Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. — 1999. № 3. — с. 9
  65. В. Банкиры против реформы «по Мамуту» //Финансовая Россия. 2001.-№ 32. — С. 9.
  66. Р.Б., Цыгичко JI.H. Маркетинг: Как побеждать на рынке. -М.: Финансы и статистика, 1991.-303 с.
  67. Обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий: Методические рекомендации. / РАСХН. Сиб. отд-ие. Сиб-НИИЭСХ. Новосибирск, 1993. — 100 с. 66. Пешков Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. — М.: 1998. — 80 с.
  68. С.А. Российский союз предприятий молочной отрасли. Главное поддержать сельхозпроизводителей «Молочная промышленность- № 1, 2003.
  69. H.A. Экономика сельского хозяйства. М.: ЭКМОС, 1999. — 352 с.
  70. Н.Ю. Холдинговые концепции в создании интегрированных структур в АПК // Молочная промышленность. — 2003. № 1.
  71. Развитие российского агропродовольственного рынка в транзитных условиях / Серова Е. В., Храмова И. Г., Карлова H.A. и др. — М.: Институт экономики переходного периода, 2001. -47 с.
  72. Росстатагентство сообщает//АПК: экономика, управление. — 1999. -№ 10. С. 57.
  73. Д.Н. Сельскохозяйственные фирмы операторы новый переходный уклад в аграрном секторе России и стран СНГ, Дискуссионный доклад, октябрь 1999 г.
  74. В., Свободина М. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. -1999. № 10-С.20−23.
  75. Сельское хозяйство России: официальное издание. М.: Госкомстат России, 2000. — С.47
  76. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения в России, Госкомстат, М., 1999.
  77. В.А. Стратегия развития АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1999. № 3. — С.8.
  78. В.Н. Молочная промышленность России в цифрах //Молочная промышленность. 2002. — № 3−4. — С.97−104.
  79. В.Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России //Молочная промышленность. 2001. № 10, с. 3−5.
  80. Е.В. Аграрная экономика. М.: ГУ ВШЭ, 1999.-480 с.
  81. Серова Е, Храмова И. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопросы экономики. 2000. — № 7. — с. 84−89.
  82. Современный маркетинг / Под. ред. В. Е. Хруцкого. — М.: Финансы и статистика, 1991. — 253 с.
  83. Состояние молочной промышленности в мире. Бюллетень ММФ № 368/2001 (перевод А. В. Бережной // Молочная промышленность. — 2002. № 2.-с. 4−6.
  84. Состояние молочной промышленности в мире. Бюллетень ММФ № 368/2001 (перевод А. В. Бережной // Молочная промышленность. — 2002. -№ 9.-с.5−6.
  85. Состояние молочной промышленности в мире. Бюллетень ММФ № 368/2001 (перевод А. В. Бережной // Молочная промышленность. -2002. № 7. — с. 2−3.
  86. Состояние молочной промышленности в мире. Бюллетень ММФ № 368/2001 (перевод А. В. Бережной // Молочная промышленность. -2002. № 5. — с.7−8
  87. В.А. Обзор состояния и прогноз производства продукции животноводства на 2003 год//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. — № 4. — С. 55−58.
  88. Э.А. Маркетинг. -М.: ЭКМОС, 1998.
  89. Д.Ф., Исламиев P.P. Опыт реформирования сельхозпредприятий в республике Татарстан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 4. — С. 38.
  90. В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса России //ЛПК: экономика, управление. 1997. — № 4. — С. 3−16.
  91. Л.И. Возможные пути реформирования финансово-кредитного механизма в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — JSr» 11. — С.8−11.
  92. Л.И. Политика цен, торговли и государственной поддержки АПК//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996 — № 1. — С.4−8.
  93. А. Курс предпринимательства. М., 1993. — 241 с.
  94. И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики //Вопросы экономики. 1997. — № 8. — С. 112−124.
  95. И. Эффективность продовольственных рынков в переходной экономике: некоторые выводы из ценового анализа в книге Рыночная трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. Никоновские чтения. М. ВИАПИ, РАСН, 2000.
  96. О., Шмакова И. Товарные брэнды и Экономичекие интересы розницы // Экономика и жизнь. 2002.
  97. С.Е. Маркетинговая деятельность сельскохозяйственного предприятия. М.: МСХА, 1996.
  98. Г. Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. М.: Инфра-М, 1996. — 215 с.
  99. К. Кое-что об искусстве соблазнения инвесторов// Финансовая Россия. 2001. -№ 30.-С.5.
  100. Ю.А., Пакулин С. Л. Основы маркетинга в агропромышленном комплексе. М.: Издательство Международной ассоциации маркетинга, 1996.— 206 с.
  101. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия- учебник для ВУЗов. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1997. -№ 9.
  102. В. Без инвестиций нет обновления//Экономика и жизнь.1998. -№ 11.-С.29.
  103. А. Зальем вином нехватку рыбы//Финансовая Россия. — 2001. -№ 17.-С.7.
  104. В.Н. По пути реальных преобразований//АПК: экономика, управление. 1998.- № 4. — С.7−12
  105. В.Н. Решения приняты: что делать? //АПК: экономика, управление. 1995. -№ 1.-С. 10−15.
  106. Дж., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1993. — 335 с.
  107. М.Д. Ценообразование в АПК в условиях перехода к рыночным отношениям // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 5. — С.17−12
  108. A.C. Маркетинговые стратегии и совершенствование качества продукции //АПК: экономика, управление. 2002. — № 4 — с.57−59.
  109. Н. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство//АПК: экономика, управление. 2000. -№ 2. — С. 43−49.
  110. Паритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию (проблемы и методы отслеживания) /ВНИИ экономики и нормативов- В. В. Кузнецов, В. В. Гарькавый, Н. Ф. Гайворонская и др. Ростов н/Д, 1999. -39с.
  111. В. Реформирование или восстановление сельского хозяйства? // АПК: экономика, управление. 2002. — N1.-С.51−56.
  112. А. Ситуация в аграрном секторе и проблемы продовольственной политики // Экономист. 2001. — N 7. — С.70−77.
  113. В.Г. Особенности экономического роста в аграрном секторе России. 30 90-е годы XX века // Вопр. статистики. — 2002. — N 8. — С.41−58.
  114. Pay B.B. Аграрный сектор на пути к обновлению //Пробл. прогнозирования. 2000. — N 4. — С.40−50.
  115. Е. Государственная поддержка воспроизводственного процесса в АПК // АПК: экономика, управление. 2002. — № 1. -С.40−46.
  116. П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО «Алгон», 1992.-1т.-405с.-2т.-415с.
  117. А. Некоторые проблемы управления АПК и пути их решения // Экономист. 2000. — N 6. — С.76−79.
  118. А. АПК: итоги 2000 г. и перспективы развития // Экономист. 2001.-N 4. — С.82−86.
  119. Сельское хозяйство Республики Марий Эл. Статистический сборник. Йошкар-Ола: Госкомстат Марий Эл, 1997−2002.-279 с.
  120. А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства //АПК: экономика, управление. -2000. -№ 11.-С. 36−43
  121. Е. Общественное мнение о российской аграрной реформе // Вопр. экономики. 2000. -N 7. — С.21−34.
  122. Е. Структура и функции агропродовольственных рынков в России // Вопр. экономики. 2000. — N 7. — С.45−66.
  123. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3 — С. 25−32.
  124. В., Попов И. Стратегия аграрных преобразований: государственное регулирование рыночных отношений // АПК: экономика, управление. 1999. — № 3 — С. 25−32.
  125. Л. Нужна четкая государственная политика в области агропромышленного производства // ЛПК: экономика, управление. -2002.-Nl.-C.4−8.
  126. Г. Аграрные преобразования в России в период трансформации общества (90-е годы XX века) // Власть. 2002. — N 6. -С.46−50.
  127. С. Альтернативы развитию нет // АПК: экономика, управление. 2002. — N1.-C.74−79.
  128. В. Бюджетная поддержка в системе регулирования АПК региона. // АПК: экономика, управление. 1998. — № 7. С. 13−15.
  129. В. Ф. Концепция регулирования экономических отношений в АПК регионального уровня // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 11.-С. 18−21.
  130. И. АПК: политика стабилизации и экономического роста //Экономист. 2000. — N 3. — С.3−7.
  131. , Е.И. Основы адаптивного управления в сельском хозяйстве / Е. И. Царегородцев. Йошкар-Ола: МарГУ, 1996.-114 с.
  132. Agricultural Policies, Markets and Trade: Monitoring and Outlook. OECD. -1997, p. 124−138.
  133. Классификация функций сельскохозяйственного маркетинга1. Функции. маркетинга
  134. Управление производством товара1. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ: товар, место торговли, система формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОССТИС), ценовая политика и т. д.
  135. АНАЛИЗ И КОНТРОЛЬ (рынка покупателей, конкурентов, товара)1. Системаинформацииуправления
  136. Рис. 1. Схема маркетинговой деятельности предприятия
  137. Выявление контролируемых и неконтролируемых
  138. Воздействие факторов макро- и микросреды1. Функции маркетинга
  139. Цели предприятия, стратегия их достижения1. Концепция маркетинга1. Субъекты маркетинга1. Интегрированный маркетинг
  140. Выявление сильных и слабых сторон
  141. Процедуры по непредвиденным1. Компоненты маркетинга
  142. Производство, финансы, конструирование, исследования и разработки
  143. Анализ внешней Анализ внутренней Анализ Анализ факторовсреды среды контролируемых контролируемыхфакторов маркетингом
  144. Управление контролируемым и инеконтролируемы1. ММ Л"Я1"ТППЯМТ1
  145. Рис. 2. Схема управления организацией на основе концепции маркетинга
  146. Рис. 3. Проблемы развития рынка молочной продукции
Заполнить форму текущей работой