Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и оценка эффективности инновационной деятельности малых предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными механизмами, обеспечивающими реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, законодательные и нормативно-правовые механизмы, институциональные преобразования, механизмы в области науки, образования, экспорта и таможенного регулирования. Как известно, в настоящее время эта проблема… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические вопросы управления инновационной деятельностью малых предприятий
    • 1. 1. Классификация основных видов инноваций и инновационных предприятий
    • 1. 2. Формирование целей управления инновационной деятельностью предприятий
    • 1. 3. Стратегии развития инновационных предприятий
    • 1. 4. Экспертиза инновационных проектов
  • Выводы
  • Глава II. Методы формирования оптимальной научнопроизводственной программы предприятия
    • 2. 1. Постановка задачи оценки эффективности программы
    • 2. 2. Формирование графика — расписания выполнения программы работ
    • 2. 3. Методы формирования оптимального состава оборудования
    • 2. 4. Определение надежности выполнения программы работ
  • Выводы
  • Глава III. Методические вопросы управления и оценки эффективности инновационной деятельности малых предприятий
    • 3. 1. Система показателей оценки эффективности инновационных проектов
    • 3. 2. Влияние факторов риска и неопределенности на оценочные показатели инновационных проектов
    • 3. 3. Оценка эффективности инновационных проектов и программ
    • 3. 4. Управление выполнением программы работ
  • Выводы

Формирование и оценка эффективности инновационной деятельности малых предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Одной из отличительных черт современного развитого государства является наличие в его экономической системе «легких на подъем» производств, определяющих гибкость, динамичность и массовость предприятий. Это, прежде всего, относится к малым и средним предприятиям в инновационной сфере. Интерес к ним обусловлен необходимостью совершенствования и улучшения технологических процессов производства и тем самым роста производительности труда, создания рабочих мест. Причем новшества могут разрабатываться как для собственных нужд (для внедрения в собственном производстве либо для накопления), так и для продажи.

Новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшества могут осуществляться только в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются новшества для их использования в сфере потребления.

Существует и другой аспект инновационной деятельности, заложенной самой природой инновационной деятельности, в основе которой лежит творческое начало. Инновация — новшество, постоянный поиск новых нестандартных решений и, как правило, жизненная необходимость творческой личности. Инновационная деятельность всегда индивидуальна и всегда связана с личностью и ее творческим потенциалом. Особенно эти свойства характерны для малого бизнеса.

Преимущества малого бизнеса заключаются в том, что он имеет высокую гибкость и оперативность в принятии решений, восприимчивость к нововведениям в производственной и управленческой деятельности, быструю адаптацию к внешним воздействиям и местным условиям, высокий уровень специализации производства и труда, быструю оборачиваемость средств, невысокие расходы по управлению.

Западные страны стали уделять внимание малым предприятиям (МП) намного раньше, чем Россия. Например, в США в 1953 году принят «Акт о мелком бизнесе», а в 1980 г. — закон о мелком бизнесе. Япония в 1963 году приняла «Основной закон о мелких и средних предприятиях», Германия в 1957 году — «Картельное право».

Количество МП в развитых странах колеблется от 2 до 19 млн, в них занято от 13 до 70 млн человек (от 50 до 80% занятости). Они производят от 50 до 80% ВВП. Например, МП в США обеспечивает 54% занятости, производит более половины ВВП и имеет такую же долю в экспорте страны. Аналогичная картина и в странах Западной Европы: в Великобритании доля МП в общей численности занятых составляет 49%, а в ВВП — 50−53% (примерно такие же показатели и в Германии) — в Португалии 94,3% малых предприятий от общего числа фирм обеспечивают 79% занятости и дают 73,4% добавленной стоимости, в Италии малые и средние предприятия составляют 99,5% общего числа фирм, а в Греции ими производится 60% всей промышленной продукции. В целом по ЕС доля МП в общей численности занятых составляет 72%, а в ВВП — до 67% [59].

В современной России внимание малому бизнесу со стороны государства стало уделяться в последнем десятилетии XX века.

За десять лет в России было принято около 70 законов и постановлений, регулирующих деятельность МП, прямо или косвенно отмечены задачи по активизации деятельности малых предприятий и пути их решения. В частности, в 1995 году был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Были разработаны три федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Однако действенного механизма по их реализации разработано не было. Созданы и создаются различные государственные, некоммерческие и коммерческие организации по защите интересов малых предприятий. Всего в России на региональном, федеральном и общероссийском уровне существуют около 1500 различных структур, оказывающих поддержку МП.

Поддерживают развитие МП в России и различные международные организации (существует более десятка международных программ и проектов) и зарубежные страны в виде двухсторонних межправительственных соглашений. Развивается сотрудничество в этой области и с государствами СНГ.

Однако основополагающие законы были приняты значительно раньше, чем малым предприятиям был придан официальный статус законом 1995 года. Поэтому МП в сфере промышленной собственности находятся наравне с другими хозяйствующими субъектами.

Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые усилия, количество малых предприятий в России за последние годы не только не увеличилось, а имеет тенденцию к снижению и составляет на сегодня около 800 тыс., в них задействовано 6,3 млн человек. Доля в общей численности занятых на МП составляет около 11%, что в несколько раз меньше, чем не только в развитых странах, но и в странах Восточной Европы.

В России в среднем количество МП на одну тыс. жителей составляет 6 (Москва и Санкт-Петербург, соответственно, 23 и 24), тогда как в странах Европейского сообщества — 25−30 [59].

По данным Госкомстата России [86], в настоящее время почти каждое второе предприятие относится к сфере торговли, в которой трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. В общероссийском обороте розничной торговли малые предприятия обеспечивают 26%, в обороте оптовой торговли — 51%.

Значительное количество малых предприятий задействовано в строительном комплексе и промышленности — 14%. Здесь трудится каждый пятый из работающих на малых предприятиях. Аналогичная картина и в сфере промышленного производства.

В таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание, малое предпринимательство еще не получило широкого распространения. Например, в науке и научном обслуживании малые предприятия составляют не более 3,5% от их общего числа при численности занятых — 2,8% от общего числа занятых на малых предприятиях.

За время реформ снизилась наукоемкость производства, исчисляемая удельным весом затрат на НИОКР в общем объеме отгруженной продукции: в 1991 г. -1,2%- в 1995 г. — 0,8%- в 2000 г. — 0,5%, что свидетельствует о явно недостаточной научной базе для инноваций, способной обеспечить конкурентоспособность производимой продукции [43].

Надо отметить, что за последние десять лет среднегодовая стоимость основных фондов уменьшилась в 3 раза, в том числе машин и оборудования — в 5 раз. Возросла степень изношенности основных фондов.

Не стимулировала инновационную деятельность и приватизация. Сокращение государственных организаций и появление частных повлекло за собой сокращение программы научных исследований и разработок.

В результате такой политики малое предпринимательство оказалось за пределами государственных мероприятий по преодолению экономического спада и развивалось само по себе при отсутствии необходимой поддержки. Инновационная сфера потеряла всякую привлекательность, что послужило причиной оттока ученых и специалистов в другие сферы бизнеса.

В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия могут быть [52, с. 17]: научного назначения — предприятия, разрабатывающие новые технологии, продуктыпроизводственного назначения — предприятия, осваивающие производство новых изделий, применяющие новые технологические процессынаучно-производственного назначения — предприятия, осуществляющие весь инновационный цикл от разработки до применения технических достижений.

По структуре производственного процесса предприятия различают: одностадийные — специализирующиеся, как правило, на пред производственных стадиях производственного процессамногостадийные — специализирующиеся в узкой области инноваций при единичном производстве уникальной техники, сложных образцов новой техники.

По составу продуктово — тематического портфеля выделяют: специализированные — ориентированны на выпуск узкого круга продукции или ограниченного перечня услугдиверсифицированные — многопрофильные предприятия, выпуск продукции и перечень оказываемых услуг которых меняется от периода к периоду, изменяется в сторону значительного расширения как в смежных областях, так и в областях, несвязанных с основной специализацией предприятий.

Существуют также и другие классификации малых инновационных предприятий, которые, как показывает опыт, не влияют на наличие факторов успеха.

Основой эффективного взаимодействия науки и практики является наличие долгосрочного спроса на научные результаты. При этом глубинной причиной спроса выступает потребность общества в науке как составляющей и фактора культуры и духовного потенциала населения страны, фактора производственной деятельности.

При организации сферы науки и производства необходимо руководствоваться принципами сохранения ее целостности с учетом познавательной и преобразующих сторон, комплексности преобразований с учетом ее многофункциональности, а также всех аспектов формирования и функционирования.

Одним из важных условий развития и повышения эффективности деятельности малых инновационных предприятий является динамика развития и стабильное функционирование крупных научных, научно-промышленных центров и предприятий с наукоемким производством, по отношению к которым МП будут выполнять роль инфраструктуры, обеспечивающей ускорение инновационного процесса на всех его стадиях.

Таким образом, выбор темы диссертации, направление и содержание исследований определяется необходимостью объективного анализа и комплексного методологического обоснования развития малых инновационных предприятий (МИП) с учетом выбора ими оптимальной научно-производственной программы.

Проблемам повышения эффективности малых инновационных предприятий посвящены труды: Валдайцева C.B., Васильева А. В., Гохберга JIM. Завлина П. Н., Ильенкова С. Д., Казанцева А. К., Ковалева В. В., Колтынюка S.A., Корчагина А. Д., Крутика A.B., Лившица В. И., Львова Д. С., Мельникова O.A., Фатхудинова P.A., Фонотова А. И., Ягудина С. Ю. и других ученых.

К наиболее значительным зарубежным представителям экономической мысли, посвятившим свои труды теории инвестирования, следует отнести:

Ансоффа И., Бирмана Г., Беренса В., Гитман Л. Кейнса Дж., Шарпа А, Шмидта С. Шумпетера Й., Хавранека П.

Однако, несмотря на достаточно высокий уровень теоретического познания сущности инновационных процессов и связанных с ними эффективного взаимодействия науки и практики, достигнутая степень их изучения не может быть признана соответствующей проблемам состояния российской экономики и развития малого предпринимательства в таких отраслях экономики, как наука и научное обслуживание.

Вопросы активизации инновационной деятельности в специальной научной литературы рассматриваются с позиций экстенсивного развития инновационных предприятий в разных отраслях народного хозяйства. Бесспорно, увеличение числа малых и средних инновационных предприятий и их тесное взаимодействие с крупными научными организациями будет способствовать эффективному использованию научных результатов на практике. Интенсификации же деятельности малых инновационных предприятий на основе совершенствования организации труда, эффективного производства опытных образцов новой техники уделено недостаточное внимание.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы состоит в разработке теоретических и методических основ эффективного функционирования и развития малых инновационных предприятий.

Для реализации поставленной цели в диссертации решались следующие взаимосвязанные задачи: анализ существующих методологических подходов к выявлению сущности инновацийформирование целей инновационной деятельности предприятий;

• исследование выбора стратегии развития МИПвыявление условий, возможностей и направлений активизации деятельности МИПа разработка механизма согласования оптимального графика — расписания выполнения программы работ МИПразработка методического подхода и осуществление экономико-математического моделирования с целью выбора оптимального состава оборудованияуточнение системы показателей оценки эффективности инновационных проектов и программоценка влияния факторов риска и неопределенности на показатели эффективности инновационных проектов и программразработка механизма управления выполнением программы работ малого инновационного предприятия.

Предмет исследования — теоретические и методические вопросы эффективной деятельности малых инновационных предприятий.

Объектом исследования выступают малые инновационные предприятия. Теоретической и методологической основой исследования послужило системное использование многоаспектных знаний по изучаемым вопросам, базирующиеся на теории системного подхода, теории экономического и логического анализа, методах экономико-математического моделирования.

Статистическую и информационную базу диссертации составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по организации и регулированию инновационной и инвестиционной деятельности, справочные и статистические материалы по исследуемым вопросам.

Научная новизна диссертационной работы заключается в развитии методических основ, комплексной разработке методов оптимизации эффективной деятельности малых инновационных предприятий.

Научные результаты, по мнению автора, состоят в следующем: проведено уточнение ключевых понятий инновационной деятельности малых предприятийразработаны методические основы формирования программы работ (МИП) — разработан механизм согласования оптимального графика — расписания выполнения программы работ (МИП) — а разработана экономико-математическая модель выбора оптимального состава оборудования предприятияобоснован подход к принятию и оценке решений по инвестированию инновационных программ и проектов в условиях неопределенностипредложена система управления выполнением программы работ (МИП).

Практическая значимость выполненных исследований определяется тем, что предложенная в ней совокупность теоретических положений, методических решений и рекомендаций позволит повысить привлекательность формирования малых инновационных предприятий и успешную их деятельность на рынке услуг.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследований докладывались автором и обсуждались на университетских конференциях и семинарах.

Структура диссертационной работы отражает основные цели и задачи выполненных исследований. Состоит из трех глав с выводами, заключения, списка использованной литературы из 132 наименований.

Первая глава «Теоретические вопросы управления инновационной деятельностью малых предприятий» посвящена классификации основных видов инноваций и инновационных предприятий, формированию целей и задач инновационной деятельности предприятий.

Во второй главе «Методы формирования оптимальной научно-производственной программы предприятия» рассмотрена постановка задачи оценки эффективности проектов и программы. Предложена экономико-математическая модель формирования графика — расписания выполнения программы работ.

Рекомендован алгоритм формирования оптимального состава оборудования.

В третьей главе «Методические вопросы управления и оценки эффективности инновационной деятельности малых предприятий» уточнена система показателей оценки эффективности инновационных проектов. Дана оценка влияния факторов риска и неопределенности на оценочные показатели инновационных проектов. Уточнены методические подходы к оценке эффективности инновационных проектов и программ. Рекомендована система управления выполнением программы работ.

Заключение

содержит основные направления развития инновационной деятельности малых предприятий.

Выводы.

1. В современной научной литературе исследованию проблемы оценки инвестиционных проектов уделено огромное внимание. Разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов нашли широкое применение при оценке различных инновационных инвестиционных проектов с учетом накопленного за последние годы опыта;

2.0сновополагающими принципами оценки эффективности инвестирования в инновационные проекты являются: Ф ¦ моделирование потоков продукции, ресурсов и денежных средств по периодам реализации проектовкомплексный умет внешних и внутренних факторов реализации проектовопределение эффектаоценка рентабельности инвестиций с учетом фактора времени.

3. Большинство экономических явлений в отраслевых системах планирования описывается достоверными ретроспективными временными рядами. При этом прогнозируемые показатели конечных результатов деятельности ИП связаны между собой, что при помощи целевых нормативов — позволяет рассчитать прогнозируемый уровень их.

4. Решения инвестиционного характера обычно принимаются в условиях I неопределенности, отражающая возможное возникновение в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и их последствий, является риском.

Щf.

Результаты анализа и оценки рисков позволяют разработать обоснованные мероприятия, направленные на их снижение. Вместе с тем, как показывает.

I отечественный и зарубежный опыт, не всегда представляется возможным полностью исключить риск. Поэтому особое внимание должно уделяется обоснованности инновационной программы работ ИП, при реализации которой могут произойти изменения в проектах. I.

5. Портфель заказов ИП можно рассматривать как программу НИР и ОКР, содержащую некую совокупность инвестиционных проектов, которая может ! иметь определенные преимущества. При формировании программы исполнитель в лице ИП и заказчики отдельных проектов находят компромиссные решения по срокам выполнения проектов. При этом учитывается новизна проектов, сложность выполнения отдельных этапов, наличие научного задела и возможные сроки осуществления отдельных проектов.

6. Основываясь на предположениях о нарушении сроков выполнения намеченных мероприятиях, входящих в отдельные программы и проекты, для их реализации необходима информационная система управления инвестиционной программой (ИСУИП), в рамках которой должен осуществляться финансовый контроль.

Заключение

.

В настоящее время существует примерно 400 нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской федерации, в той или иной мере направленные на регулирование деятельности и инновационной политики. Это указывает на необходимость объединяющего консолидирующего федерального закона об инновационной деятельности.

Не менее важным аспектом проблемы повышения эффективности инновационной деятельности является выполнение требований закона о бюджете страны, в котором по плану должно выделяться 4% расходной части федерального бюджета на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения. Однако, как показали наши исследования, в последние 3−4 года, как впрочем, и раньше, выделялось примерно половина средств. В результате многие инновационные предприятия, занятые разработкой техники и технологии гражданского назначения, сократили объем выполняемых НИОКР и численность научных работников. Отсутствие научного задела в инновационной деятельности — это, прежде всего, недостаточное сохранение налаженной цепи: «фундаментальные исследования — прикладная наука — промышленное производство», моральное старение результатов научных и практических проработок, потеря конкурентной инновационной продукции, в которой нуждается народное хозяйство страны, дополнительные расходы на приобретение зарубежных инноваций.

Следует заметить, что в настоящее время в структуре произведенной продукции закладываемые инновационные затраты составляют примерно 5%. В то время как в конце 80-х годов их доля составляла 60−70%. Соответственно снизилась отдача вложенных средств, инновационная активность предприятий при значительном научном потенциале страны. Причем лишь 10,6% предприятий страны занимается разработкой и освоением инноваций.

Наибольшую долю в затратах на инновации российских предприятий составляет приобретение машин и оборудования (62,2%). В то время как на приобретение новых технологий расходовалось только 18,4% всех средств, затрачиваемых на инновации. Из них на приобретение прав, патенты, лицензии, промышленные образцы и полезные модели — 10,5%. В общем объеме затрат предприятий на инновации подавляющую долю составляют собственные средства — 82,3%, доля иностранных инвестиций — 5,3%, федерального бюджета — 2,8%, бюджетов субъектов Российской Федерации — 1,3%, внебюджетных фондов — 2,7%. Недостаточная результативность инновационной деятельности иллюстрируется показателем экспорта. В настоящее время доля России в объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3−0,5% (для сравнения — доля Китая — 6%) [95,с.17].

Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской инновационной деятельности необходимо решить целый ряд задач государственной инновационной политики. Прежде всего, следует создать условия для устойчивого экономического роста, включая выход инновационной продукции на внутренний и внешний рынки. В результате замещения импортной продукции на внутреннем рынке за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства можно не только решить ряд социальных задач, связанных с оттоком специалистов и ученых из страны, но за счет полученной прибыли обновить материально-техническую базу отрасли «научное обслуживание».

Не менее важное значение имеют вопросы охраны, защиты и использования интеллектуальной собственности как особого вида нематериального товара. Интересы государства при реализации интеллектуальной собственности должны обеспечиваться, главным образом, не за счет ее продаж, а путем расширения конкурентоспособных секторов экономики, увеличения налогооблагаемой базы и повышения занятости населения.

В стране до сих пор отсутствует нормативная правовая база в этой области. Формирование правовой базы и проведение мероприятий по закреплению прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета, с четким определением ответственности и прав государственных органов, являющихся государственными заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ во многом разрешит накопившиеся проблемы в разработке и распространении результатов интеллектуального труда. При этом права на объекты интеллектуальной собственности, созданные за счет средств федерального бюджета, должны быть распределены между участниками правоотношений, включая государство, таким образом, чтобы не возникало препятствий при вовлечении результатов научных разработок в хозяйственный оборот.

Основными механизмами, обеспечивающими реализацию инновационной политики, приоритетное развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности, являются финансово-кредитные механизмы, законодательные и нормативно-правовые механизмы, институциональные преобразования, механизмы в области науки, образования, экспорта и таможенного регулирования. Как известно, в настоящее время эта проблема разрешается по-разному и не всегда лучшим образом. Если заказчиками научно-технических, опытно-конструкторских и технологических работ государственные органы, то при всей привлекательности, оно не выполняет свои обязательства по своевременной оплате выполненных работ. Судебные иски к заказчику — государству отрицательно сказываются на продолжении в дальнейшем инновационной деятельности предприятий — исполнителей.

Таким образом, результаты выполненных исследований показали, что повышения отдачи малых инновационных предприятий, которых в России около 40 тысяч, а также 70 технологических парков и 40 инновационно — технологических центров, в составе которых работают сотни МИП, занимающихся разработкой и выпуском конкурентоспособной наукоемкой продукции, необходимо решить в целый ряд задач государственной инновационной политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.:Инфра-М, 1996.
  2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений. Федеральный закон. — М.: «Ось-89″, 2000.
  3. О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу. Постановление Правительства Российской Федерации в инвестиционную сферу от 31.03.1998,№ 374.
  4. Об ипотеке (залоге недвижимости): Закон Российской Федерации от 16 июля 1998 г., № 1062.
  5. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера РФ. Федеральный закон. В ред. от 02.01.2000 № 30-Ф3.
  6. Концепция среднесрочной программы Правительства Российской Федерации на 1997−2000гг.//Вопросы экономики, 1997, № 1.
  7. Стратегия развития Российской Федерации до 2010: Проект Постановления Правительства Российской Федерации М., 2000.
  8. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. — М.:Закон и право, 1995.
  9. И.Акофф Р. Л. Планирование в больших экономических системах. М.:Сов. Радио, 1972. — 224 с.
  10. Г. С. Предприятие будущего. Стратегия, методы и стиль руководства. М., 1997.
  11. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989, 519с.
  12. Анализ и разработка целей долгосрочного плана экономического и социального развития: Методические материалы. Часть I и II. М., 1979.
  13. Анализ эффективности инвестиционных проектов. Цвиркун А. Д. и др. (Препринт). М.-.Институт проблем управленя, 1994.
  14. А. Прибыль.Пер. с франц., — М., изд-во „Прогресс“, 1993.
  15. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 1997.
  16. И.Т. Инновационный менеджмент. — СП б: Питер, 2001.
  17. У. Экономическая теория и исследование операций.- М.: Прогресс, 1965.
  18. B.C. и др. Управление прибылью: проблема выбора. Спб.:Приоритет, 1996.
  19. С.Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки, — М: Наука, 1973.
  20. С.Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок.- М.?Статистика, 1990.
  21. В.Г. Финансы фирмы. -М.:Инфра-М, 1998.
  22. И.А. Инвестиционный менеджмент. -Киев: „Итем“, 1995.
  23. И.А. Стратегия и тактика управления финансами. —Киев „Итем“, 1996.
  24. В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций: Пер. с англ. — Интерэсперт, Инфра-М, 1995.
  25. Бизнес-план. Отечественный и зарубежный опыт. В. Н. Попов, Л. П. Кураков, С. И. Ляпунов и др. — М.: Финансы и статистика, 1995.
  26. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проекто /Пер. с англ.- Под ред. Л. Белых. — М.: Банки и биржи, 1997.
  27. Ю., Гетце Ю. Инвестиционные расчеты: модели и методы оценки инвестиционных проектов. Пер. с нем. Калининград: „Янтарный сказ“, 1997
  28. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов.- М.: „Финансы и статистика“, 1998.
  29. C.B. Анализ условий безубыточности и платежеспособности при освоении нового продукта. -СП б.: Международный центр экономики, техники и технологии, 1993.
  30. ПЛ., Лившиц В. И., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: Учеб. практ. пособие. — М.: Дело, 2001.
  31. Е.С. Исследование операций. М.:"Советское радио», 1972.
  32. Ю.Н. Целевые функции социально-экономическогопланирования. М.: Экономика, 1983.-160 с.
  33. Зб.Герчикова И. Н. Финансовый менеджмент.- М.:АО «Консалтибанкир», 1996.
  34. Л. Дж., Джон к М.Д. Основы инвестирования: Пер. с англ.-М.:1. Дело", 1997.
  35. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для втузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. -М.: «Высшая школа», 1979,479с.
  36. А.А. Фактор НТП в современной рыночной экономике. —1. М.:Наука, 1994.
  37. О.И. и др. Технологии экономического обоснования инвестиционных проектов развития фирмы,— М.: УНПК МФТИ, «Школа менежджмента», 1996.
  38. П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб: Питер, 1999.
  39. И.А., Маховикова Г. А., Пузыня Н. Ю. Цены и ценообразование. -СПб.: Питер, 1999.
  40. Зб.Завлин П. Н. Ипатов А.А. Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СП б.: Наука, 1994.37.3авлин П. Н. Сколько потратить на науку .//Инновации, № 3, 2001.
  41. ЗЗ.Завлин П. Н. Васильев А. В. Оценки эффективности инноваций. СПб.:Бизнес-пресса, 1998.
  42. А. Управление рисками на срочном биржевом рынке России// Рынок ценных бумаг, № 24,1995 г.40.3убакин В. «Вторая» экономика / /Вопросы экономики. 1994. № 11.
  43. Инвестиционный проект и бизнес-план./Инвестиции в России, № 3, 1995г
  44. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство. — М.: АО Финстатинформ, 1995.
  45. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. Под ред. С. Д. Ильенковой. М.:ЮНИТИ, 2000.
  46. Инновационный процесс в странах развитого капитализма (методы, формы, механизм) / Под ред.И. Е. Рудаковой. М.:изд-во МГУ, 1991.
  47. Исследование операций. Методологические аспекты. М.: «Наука», 1972.
  48. А.К., Фирсова С. А. Малое инновационное предпринимательство Санкт-Петербурга: состояние и проблемы развития//Инновации № 8, 2001.
  49. Г. Б. и др. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. — М.:Экономика, 1997.
  50. Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.
  51. В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.:Финансы и статистика, 1995
  52. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 1999
  53. .А. Инвестиционные проекты: Учебник. Второе издание, переработанное и дополненное. — СП б.: Изд-во Михайлова В. А., 2002.
  54. Э.М. Концепция менеджмента. М.-ДеКа, 1997.
  55. А.Д., Смирнов Ю. Г. Значение и роль малого бизнеса в инновационном процессе// Инновации № 5, 2002.
  56. Концепция инновационной политики Российской Федерации на 19 982 000 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 832 от 24 июля 1998 г. //Российская газета, 1998,19 авг.
  57. Ф. Управление маркетингом / Сокр. пер. с англ. Б. А. Гольдберга. — М.: Экономика, 1980.
  58. Г. Маркетинг: пособие для практиков. /Пер.с нем. Г. А. Гукасяна — М.: Машиностроение, 1992.
  59. . Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  60. В. Лившиц С. Инвестиционные проекты: ошибки и заблуждения / Журнал для акционеров. -1996. № 11. — с. 38−42.
  61. В.И. Выбор оптимальных решений в технико-экономических расчетах. М.: Экономика, 1971.
  62. В.Н. Проектный анализ: методология, принятая во Всемирном банке.//Экономика и математические методы. № 3.1994
  63. М.А. Основы оценки инвестиционных и финансовых решений. М.: ТОО Инженерно-Инвестиционная компания ДЕКА, 1996.
  64. В.Н. Оптимизация при перспективном планировании и проектировании.-М.:"Экономика", 1984
  65. ЛипсицИ. В., Коссов В. Ф. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализ. — М.: Бек, 1996.
  66. И. Развитие идей Н.Д. Кондратьева в теориях длинных волн/ Вопросы экономики. — 1992,№ 3.
  67. Н., Макаревич Л. Бизнес-план для получения инвестиций: Методические рекомендации. — М.: Внешсигма, 1995.
  68. Д.С., Медницкий В. Г., Овсиенко В. В. и др. Методологические проблемы оценивания эффективности инвестиционных проектов // Экономика и математические методы. 1995. — Т. 31.
  69. В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие. М.:Инфра-М, 1997.
  70. Международный менеджмент//Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А.И.- СП б.:Питер, 2001.
  71. A.B. Инвестиции. Киев: Киевское инвестиционное агентство, 1997
  72. M. X., Альберт М., ХедоуриД. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1994.
  73. O.A. Механизмы планирования и управления крупными инновационными проектами, обеспечивающие сокращение сроков их реализации// Инновации № 5(52), 2002.
  74. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. — М., 1994
  75. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая редакция).- М.:Экономика, 2000.
  76. Мир управления проектами /Под ред. X. Решке, X. Шелле: Пер. с англ. — М.: Алане, 1993.
  77. Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд.-во ННГУ.1997.
  78. В.А. Инвестиционные технологии//Инвестиции в России, № 11, 2000.
  79. Р.И. Моделирование инвестиционной активности предприятий разных форм собственности // Экономика и математические методы. -1995.-Т. 31.-Вып. 2.
  80. Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с анг. Под ред. А. Н. Шохина М.:Банки и биржи, ЮНИТИ.1997.
  81. В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции//Мировая экономика и международные отношения, 2002,№ 5,с.38−45.
  82. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год, — М.: Госкомстат.2001
  83. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие/Под ред. П. И. Завлина и др. М.:ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.82.0фсейчук М. Р., Сидельникова Л. Б. Методы инвестирования капитала. — М.- Буковица, 1996.
  84. А. А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск. — М.: Премьера, 1994.
  85. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. — М.:РИЦЛО, «Мегаполис контакт», 1993.
  86. Е. В., Полковникова, А В. Планирование и управление проектами с использованием Time Une. — M.: Диалог-Мифи, 1994.
  87. Ю.М., Лисицина Е. Б. Инвестиционный менеджмент. Учебно-методическое пособие. -СП б: ГТЭА, 1996.
  88. Проблемы программно-целевого планирования планирования. М. :ЦЭМИ АН СССР, 1978.
  89. М.Л., Воропаев В. И., Якутии Ю. В. и др. Управление программами и проектами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 8. -М.: Инфра -М.2000.
  90. Рекомендации парламентских слушаний «Об законодательном обеспечении инновационной деятельности в Российской Федерации"//Инновации № 5 (52), 2002.
  91. .Б., Ягольницер М. А. Конструирование экономико-статистических моделей с заданными свойствами. Новосибирск: Наука, 1981. -174с.
  92. А.А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М.: Наука, 1997.
  93. . Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг,-М.:Прогресс, 1990.
  94. Д.В., Титов А. Б., Шабанова М. М. Предпосылки анализа и формирование инновационной политики. СП б.: ГУЭФ.1997.
  95. В. П. Методы оценки предприятия / СПбГИЭА. СПб., 1998.
  96. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  97. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь / Под ред. Л. М. Гохберга М.: Центр исследований и статистики науки, 1996.
  98. Д.Э. Как рассчитать эффективность инвестиций. М.: Финстатинформ, 1996 г. — с. 92
  99. Д.Э. Расчеты экономической эффективности инвестиций: Учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 1994.
  100. Стратегическое планирование и управление/ Под ред. А. Н. Петрова.Ч.1,Учебное пособие. СП б. Изд.-вл УЭФ, 1997.
  101. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. М.- 1990.
  102. В.Л., Тихомиров А. А. Организация и управление комплексными программами. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  103. ЮЗ.Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. -М.:Экономика, 1989.
  104. Р. Фактор обновления. Пер. с англ. М.:Дело, ЛТД, 1995.
  105. Управление инвестициями: в 2 -х т./В.В.Шермет и др.- М.:Высшая школа, 1988.
  106. Управление проектами./И.И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие. М: Высшая школа, 2001.
  107. Н.Н. и др. Инвестирование, финансирование, кредитование: стратегия и тактика предприятия. — Киев: Киевский государственный торгово-экономический университет, 1997.
  108. Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  109. Финансовый бизнес-план/ Под ред. В. М. Попова. М.: «Финансы и статистика», 2000.
  110. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/Под редакцией Е. С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. — М.:Изд-во «Перспектива», 2000. -656 с
  111. П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999.
  112. А. От мобилизационного к инновационному типу развития /Вопросы экономики. 1993.№ 11
  113. Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. -2-е изд., испр. и доп. М.: Дело Лтд, 1995.
  114. Экономика и жизнь, № 2,1995, с. 9.
  115. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. И Куприянова. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
  116. Экспертиза инвестиций. В помощь предпринимателю и банкиру. -М.:ДжИПЛА лимитед, 1992.
  117. А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты/ МэиМО,№ 6,1997.
  118. Bralley R., Myers S.: Principles of Corporate Finance / Mc Graw Hill, NJ, 1998
  119. Dean J. Capital budgeting. New York, Columbia University, 1951.
  120. Dicrson PC. M. and Waters H.R. Risk Models, 1992
  121. Homewood, Illinois. 50- Financial management, Charles P. Tones, Homewood, IL, Boston.
  122. Pike R., Neale B. Corporate Finance and Investment (Decisions and Strategies). Lohdoh: Prentice Hall, 1993
  123. Fitzgerald R. Practical business finance, Kogan Page, London, 1990.
  124. H.U. «An Introduction to Mathematical Risk Theory», University of Ph., 1979
  125. Levy H., Saniat M. Capital investment and financial decisions. Prentice Hall international, 1982.
  126. NIDO Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies. Vienna UNI DO, ID/206, 1986.
Заполнить форму текущей работой