Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы управления сельским хозяйством в региональном агрокомплексе: На примере Саратовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рыночных отношений система управления должна охватывать все элементы механизма функционирования агрокомплекса, от первичных трудовых и технологических процессов на уровне предприятия до формирования макроэкономических условий, благоприятствующих эффективному развитию аграрного производства на региональном уровне. Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ АГРОКОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
    • 1. 1. Содержание и функции системы управления АПК, необходимость ее совершенствования в современных условиях
    • 1. 2. Зарубежный опыт управления агросистемой
    • 1. 3. Теоретические подходы к построению рациональной системы управления сельским хозяйством в региональном АПК
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ СФЕРОЙ АПК
  • САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Эффективность сельскохозяйственного производства Саратовской области как объекта управления
    • 2. 2. Современное состояние системы управления сельским хозяйством Саратовской области
  • ГЛАВА 3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ В РЕГИОНАЛЬНОМ АГРОКОМПЛЕКСЕ
    • 3. 1. Система рационального управления качеством трудовых и технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
    • 3. 2. Экономические методы управления в сельскохозяйственных предприятиях
    • 3. 3. Районный уровень управления сельским хозяйством
    • 3. 4. Управление агрокомплексом на региональном уровне

Совершенствование системы управления сельским хозяйством в региональном агрокомплексе: На примере Саратовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из недостатков проводимых в России аграрных реформ является то, что радикальные экономические преобразования в агрокомплексе не сопровождались адекватным реформированием системы управления отраслью. Сложившаяся и отлаженная в дореформенный период централизованная система управления АПК, распалась, точнее, — была разрушена, а другая, соответствующая новым экономическим условиям, не создана.

Потеря управляемости, характерная в целом для народного хозяйства России пореформенного периода, особенно негативно отразилась на состоянии экономики сельского хозяйства, как наиболее сложной системы, функционирование которой происходит под влиянием закономерностей не только экономического, но также социального, биологического характера, других факторов, определяющих специфику и уникальность сельскохозяйственного производства. Отсутствие систем и структур управления сельским хозяйством на различных уровнях регионального АПК, адекватных сложности управляемой системы, необходимых стратегий, концепций, программ развития, привели отрасль в состояние глубокого экономического кризиса, в котором она пребывает до настоящего времени.

Предоставление юридической и экономической самостоятельности сельскохозяйственным товаропроизводителям, полностью отвечающим за результаты своей финансово-хозяйственной деятельности, предполагает, что каждое предприятие должно создать систему управления, обеспечивающую высокую эффективность его работы. Переход народного хозяйства на рыночные отношения требует перестройки системы управления сельским хозяйством не только в отдельных предприятиях, но и на уровне района, региона и страны в целом. Потеря управляемости и возможности государственного регулирования воспроизводственных процессов одна из основных причин обвального спада объемов сельскохозяйственного производства и снижения его эффективности.

В настоящее время значительные объемы сельскохозяйственной продукции производятся в личных подсобных хозяйствах населения, фермерских хозяйствах, а также экономически самостоятельных коллективных предприятиях. Это требует разработки новых подходов к управлению сельскохозяйственным производством регионального АПК, на основе использования методов государственного экономического регулирования, формирования на районном и региональном уровнях эффективной системы хозяйственного самоуправления на базе агроформирований и объединений кооперативного типа.

В современных условиях необходимо четко определить принципы и задачи, права и ответственность органов государственного управления сельским хозяйством. Целесообразно, наряду с экономическими, усилить роль организационно-распорядительных методов, восстановить вертикаль государственного управления, обеспечить договорную, технологическую и исполнительную дисциплину товаропроизводителей, разработать механизм взаимодействия между органами государственного, хозяйственного управления и местного самоуправления.

Таким образом, в настоящее время актуальность исследования, направленного на разработку основных направлений совершенствования системы управления сельским хозяйством в региональном агрокомплексе не вызывает сомнения.

Состояние изученности проблемы. Вопросы теории и практики управления предприятиями и отраслями агропромышленного комплекса в условиях рыночных отношений широко освещены в трудах российских ученых экономистов: Афанасьева В., Баклаженко Г., Баутина В., Глебова И., Макина Г., Ми-лосердова В., Назаренко В., Пиличева Н. А., Папцова А. Г., Попова Н. А., Селезнева А. В., Ушачева И. Г., Федоткина В., Хицкова И., Черняева А. А., Яковлева А. В. и других. Их трудами внесен значительный вклад в разработку научных и практических основ повышения эффективности системы управления сельским хозяйством и АПК на различных уровнях. Однако многие стороны данной проблемы остаются недостаточно теоретически и практически раскрытыми. Современное состояние сельского хозяйства требует дальнейшей разработки теоретических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию структуры и системы управления сельскохозяйственным производством на различных уровнях. В настоящее время недостаточно изучены и научно обоснованы вопросы разграничения целей, задач и функций управления сельским хозяйством в региональном АПК, применительно к рыночным условиям хозяйствованияне проработаны проблемы формирования подсистем хозяйственного и государственного управления сельским хозяйством на районном и региональном уровнях, не раскрыты резервы повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства за счет совершенствования форм и методов управления предприятием, а также отдельными трудовыми и технологическими процессами. Эти обстоятельства предопределили выбор темы, цели и задач исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления сельским хозяйством региона на различных уровнях хозяйствования в условиях рыночных отношений.

Достижение данной цели предусматривало решение в процессе исследования следующих задач:

• раскрыть содержание и значение системы управления, как одного из факторов повышения эффективности функционирования агрокомплекса, обосновать необходимость и принципы ее совершенствования применительно к региональному агрокомплексу в современных условиях;

• изучить зарубежный опыт управления агросистемой и проанализировать возможности его использования при формировании системы управления сельскохозяйственным производством в условиях рыночных отношений;

• разработать теоретические подходы к построению рациональной системы управления сельским хозяйством регионального АПК;

• проанализировать эффективность функционирования агрокомплекса и дать оценку системе управления аграрным производством региона на различных уровнях хозяйствования;

• выявить факторы повышения эффективности сельскохозяйственного производства за счет совершенствования системы управления трудовыми й технологическими процессами в сельскохозяйственных предприятиях;

• обосновать необходимость и механизм использования экономических методов управления и предложить рациональные модели организации внутрихозяйственных экономических отношений в системе управления сельскохозяйственными предприятиями, адаптированные к рыночным условиям хозяйствования и учитывающие организационно-экономические возможности отдельных предприятий;

• разработать основные направления совершенствования системы управления агрокомплексом на районном и региональном уровнях, включающие обоснование принципов разграничения полномочий и функций между уровнями и подсистемами управления.

Объектом исследования являлись отрасли и отдельные сельскохозяйственные предприятия Саратовской области, имеющие различные организационно-правовые формы хозяйствования, а также структуры, органы и службы, выполняющие функции управления агрокомплексом на районном и региональном уровнях.

Монографические исследования и более углубленные разработки производились на примере сельскохозяйственных предприятий Саратовской области: ЗАО ПЗ «Алгайский», ЗАО «Горькореченское», ЗАО «Дружба» Новоузенского районаСПК «Заря» Краснопартизанского района.

Предметом исследования были структуры и системы управления в отдельных сельскохозяйственных предприятиях регионального АПК, на уровне районов и региона в целом.

Теоретической и методологической основой для выполнения диссертационной работы служат диалектический метод познания, основные положения экономической теории, труды отечественных ученых по данной проблеме.

В процессе выполнения работы использованы данные Государственного комитета статистики РФ и по Саратовской области, годовые отчеты и плановая документация сельскохозяйственных предприятий, аналитические обзоры министерства сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области и Мин-сельхоза РФ, справочные нормативные материалы, информация из сети INTERNET, труды научно-исследовательских институтов и вузов.

При решении обозначенных проблем и задач были использованы различные методы исследований: монографический, статистические, расчетно-конструктивный методы сравнения, балансовый, экономико-математические методы с использованием ЭВМ и другие.

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по повышению эффективности системы управления региональным агрокомплексом в условиях рынка, а именно: раскрыты сущность и содержание, определены основные функции системы управления АПК в условиях рыночных отношений, а также исследован механизм трансформации основообразующих элементов и методов управления аграрным производством в период перехода к рыночным отношениям, разработаны основные принципы совершенствования структуры управления АПК на региональном уровне в современных условияхна основе изучения зарубежного опыта управления агрокомплексом определены цели и задачи системы управления АПК в рыночных условиях хозяйствования и разработан концептуальный подход построения многоуровневой модели управления сельским хозяйством региона, в рамках которого были определены целевая ориентация и функциональная направленность системы управления на региональном и районном уровнях, а также на уровне отдельных сельскохозяйственных предприятийна основе комплексного анализа экономического состояния агросферы Саратовской области определены направления и степень влияния системы управления на эффективность сельскохозяйственного производства, определены принципиальные изменения элементов экономического механизма системы управления сельскохозяйственными предприятиями в условиях рынка, произведен анализ, дана характеристика и оценка сложившейся системе управления сельским хозяйством Саратовской области на уровне районов, региона и отдельных сельскохозяйственных предприятийпредложена схема управления трудовыми и технологическими процессами в сельскохозяйственном производстве на уровне предприятий, предусматривающая совершенствование системы материального стимулирования работников и включающая механизм контроля качества выполнения технологических операций, на основе разработки пооперационных организационно-технологических картразработаны направления совершенствования системы управления сельскохозяйственными предприятиями на основе использования экономических методов, увеличения степени экономической самостоятельности внутрихозяйственных подразделений за счет внедрения предлагаемых моделей экономических отношений;

У обоснован механизм формирования эффективной системы управления АПК на районном уровне, предполагающий разграничение функций и ответственности между подсистемами государственного управления и хозяйственного самоуправления, направленный на создание благоприятных организационно-экономических условий эффективного развития сельского хозяйства района- > на региональном уровне разработан механизм государственного регулирования АПК, включающий основные принципы и направления экономического воздействия органов управления на сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятия отраслей регионального агрокомплекса, а также предложена перспективная структура системы управления АПК Саратовской области, включающая помимо государственного, хозяйственное управление, посредством создания объединений товаропроизводителей, кооперативных и интегрированных структур на районном и региональном уровнях АПК. Практическая значимость работы заключается в возможности широкомасштабного использования положений диссертации при разработке предложений, рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности системы управления как на уровне области, района, так и непосредственно в сельскохозяйственных предприятиях. Отдельные разработки исследования, связанные с совершенствованием внутрихозяйственных экономических отношений основаны на изучении опыта передовых, эффективно работающих, сельскохозяйственных предприятий и могут быть непосредственно использованы для внедрения в производство.

Научные разработки имеют большое практическое значение для органов управления АПК на хозяйственном, районном и региональном уровнях, так как позволяют обоснованно формировать систему экономического регулирования аграрного производства, применительно к новым условиям хозяйствования.

Апробация результатов исследований. Основные результаты и положения диссертационной работы были доложены на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов СГАУ им. Н. И. Вавилова за 2001 г. и 2002 г., на всероссийской межвузовской конференции в г. Пензеиспользованы при разработке, по заказу министерства сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области, в 2001 г. предложений по совершенствованию системы управления АПК региона и одобрены Научно-техническим советом Минсельхозпрода области по итогам проведения исследованийприняты к внедрению в отдельных сельскохозяйственных предприятиях указанного региона. По материалам диссертации опубликовано 7 печатных работ.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Изменение условий хозяйствования и трансформация основообразующих элементов системы управления экономикой требуют совершенствования системы управления сельским хозяйством на всех уровнях регионального агро-комплекса (от отдельного внутрихозяйственного подразделения и предприятия до уровня регионального АПК), с учетом сформулированных в процессе исследований принципов: рационального распределения функций и ответственности по уровням управленияускорения внедрения достижений науки в аграрное производствоповышения оперативностинадежности и эффективности системы управленияпреимущественного использования экономических методов воздействия на хозяйствующих субъектов.

2. Изучение зарубежного опыта управления агрокомплексом позволило выявить, что основной потенциал агрокомплекса большинства экономически развитых стран заключается в научно-техническом уровне обеспечения производственного процесса, в качестве используемых материальных ресурсов, умении ими распоряжаться, повышать отдачу от них за счет эффективности управления. Анализ сложившейся системы управления агрокомплексом в зарубежных странах подтверждает необходимость совершенствования экономического механизма государственного регулирования аграрного производства, а также развития системы хозяйственного управления АПК на основе кооперации и интеграции.

3. С учетом изученного зарубежного опыта и сложившихся рыночных условий хозяйствования в России в работе предложен концептуальный подход рационального построения многоуровневой модели управления региональным агрокомплексом, внедрение которой предусматривает разграничение полномочий и функций не только между уровнями управления, но и между подсистемами государственного и хозяйственного управления АПК. Определены цели и задачи управления сельским хозяйством региона на различных уровнях, а также предложены основные средства их достижения, включающие: экономические методы регулирования аграрного производства на региональном уровнемеханизмы организационно-экономического содействия эффективному социально-экономическому развитию агроэкономики на районом уровнеширокий спектр методов управления сельскохозяйственными предприятиями для достижения максимально возможной эффективности их функционирования в условиях рыночных отношений.

4. В условиях рыночных отношений система управления должна охватывать все элементы механизма функционирования агрокомплекса, от первичных трудовых и технологических процессов на уровне предприятия до формирования макроэкономических условий, благоприятствующих эффективному развитию аграрного производства на региональном уровне. Эффективное функционирование сельскохозяйственных предприятий Новоузенского района Саратовской области, практикующих различные формы хозяйственного расчета, подтверждает необходимость широкого использования экономических методов управления в условиях рынка. Значительная изменчивость основных экономических показателей сельскохозяйственного производства по районам Саратовской области и невысокий рейтинг сельскохозяйственного производства области среди регионов Приволжского федерального округа свидетельствуют об имеющихся резервах совершенствования структуры и системы управления сельским хозяйством как районном, так и на региональном уровнях.

5. Существенное влияние на эффективность сельскохозяйственного производства оказывает механизм управления качеством выполнения трудовых и технологических процессов. Внедрение разработанной системы рационального управления трудовыми и технологическими процессами в сельскохозяйственных предприятиях, основными элементами которой являются механизм распределения ответственности на предприятии, применение организационно-технологических карт и эффективная система материального стимулирования работников, позволит значительно повысить качество работ и уровень технологической дисциплины. Произведенные расчеты показали, что при внедрении разработанной системы управления качеством трудовых и технологических процессов в сельскохозяйственных предприятиях Саратовской области средняя урожайность зерновых возрастет минимум на 10 — 12%, а уровень рентабельности производства и реализации зерна при средних ценах реализации, сложившихся в 2002 г. увеличится почти в два раза — с 8,7% до 16,4%.

6. Освоение рыночных механизмов хозяйствования требует соответствующей адаптации системы управления сельскохозяйственными предприятиями, предусматривающей эффективное использование экономических методов на основе рационального построения внутрихозяйственных экономических отношений. В диссертации предложены три основных модели организации экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях, предполагающие усиление использования экономических методов управления на уровне предприятия и переход на рыночные внутрихозяйственные экономические отношения, при которых взаимоотношения между руководителями хозяйства различных уровней и функциональной направленности строятся на условиях взаимовыгодного сотрудничества, основанного на экономической заинтересованности в конечных результатах работы подразделения и предприятия в целом.

7. Исследованиями установлено, что проблема формирования эффективного механизма управления районным АПК в современных условиях наиболее актуальна, поскольку в административных районах, в основном, сосредоточены сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, предприятия переработки, реализации, агросервиса. В связи с этим, мы предлагаем построение системы управления районным АПК, предполагающее выделение двух подсистем: 1) государственное регулирование в форме воздействия экономическими методами на агропромышленное производство района с целью наиболее эффективного его функционирования;

2) хозяйственное управление, основанное на объединении экономических интересов товаропроизводителей, стимулировании их хозяйственной самостоятельности и развитии предпринимательской инициативы. С учетом зарубежного опыта предложено в качестве основообразующего элемента системы хозяйственного управления агрокомплексом на уровне районов организовывать Районные центры агромаркетинга и консалтинга с целью полного удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, содействия внедрения инновационных технологий и проектов в аграрное производство. Имеющий опыт реформирования системы управления агрокомплексом Ртищевского района Саратовской области подтверждает эффективность внедрения разработанных предложений и рекомендаций.

8. Одним из основных направлений совершенствования системы управления АПК на региональном уровне является восстановление управляемости за счет обеспечения четкого взаимодействия функций федеральных министерств (ведомств) и государственных органов управления в регионах. Необходимо усиление вертикали государственного управления в АПК по осуществлению контрольных функций, реализации федеральных целевых программ, информационному обеспечению рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитию материально-технической базы. Параллельно с системой государственного управления и регулирования на региональном уровне должна формироваться эффективная система хозяйственного управления, посредством создания на основе кооперации и интеграции хозяйственных объединений товаропроизводителей. Развитие кооперации и интеграции позволит параллельно решать проблемы создания эффективной системы хозяйственного самоуправления АПК и повышения эффективности агропромышленного производства и на региональном уровне, посредством формирования вертикально интегрированных продовольственных холдингов, корпораций, финансово-промышленных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Агропромышленный комплекс России в 2001 году. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Статистический сборник. М.: 2002.
  2. В. Закономерности и особенности развития рыночных отношений в аграрном секторе (на опыте США) // Экономист. 1995, № 1. С. 53−62.
  3. В. Пути эффективного хозяйствования // Экономика сельского хозяйства России. 2001, № 12
  4. Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК // АПК: экономика и управление. 2003, № 2.
  5. Г. Концепция хозяйственного управления АПК //АПК: экономика, управление. 1998, № 6.
  6. Г. Проблемы хозяйственного управления АПК //АПК: экономика и управление. 1999, № 7.
  7. . В., Веселовский М. Информационно-консультационная служба АПК: итоги работы, проблемы, задачи // АПК: экономика и управление. 2001, № 3.
  8. . В., Веселовский М. Стратегические основы и принципы формирования системы информационно-консультационной службы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 1.
  9. В. Повышение трудовой активности сельскохозяйственных работников//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000, № 1.
  10. М., Полянина М. Совершенствовать экономический блок управления в предприятиях АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2002, № 5.
  11. П.Булатов А. С. О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал. 1995, №№ 5−6.
  12. В. Роль государства в рыночном хозяйстве // Международная экономика и международные отношения. 1992, № 11.
  13. М., Клименко Ю. Развитие информационно-консультационной службы на районом уровне // АПК: экономика и управление. 2001, № 12.
  14. О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. 252 с.
  15. Внесение минеральных и органических удобрений в сельскохозяйственных предприятиях Саратовской области за 2001 год: Стат. сб. Саратов: Обл-комстат. 2002. 32 с.
  16. Ю., Караваева И., Скробов А. Залоговое кредитование: зарубежный опыт и российская действительность // Вопросы экономики. 1995, № 11.
  17. ВорожейкинаТ. Формы организации внутрихозяйственных отношений на сельскохозяйственных предприятиях // АПК: экономика и управление. 1997, № 11. С.60
  18. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер (перевод с английского). М.: Изд-во «Дело», 1991.
  19. Н. Экономическая модель управления многоотраслевым производством // АПК: экономика и управление. 2000, № 11. С.46
  20. И. Кооперация и интеграция ключевые направления стабилизации аграрного сектора Саратовской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999, № 12.
  21. И. П. Развитие кооперативных и интегрированных структур в агробизнесе Поволжья. Саратов: Изд-во СГАУ. 2001. 276 с.
  22. А.В. Адаптивная агроэкономика. М.: Колос, 1996. 168 с.
  23. С.А., Назаренко Н. Т., Попов Ю. Ю. Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Воронеж, 1996.
  24. А. Закрепить положительные тенденции в развитии агропроиз-водства // Экономика сельского хозяйства России. 2002, № 3 .
  25. А. Приоритеты аграрной, политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 4.
  26. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Введен в действие с 1 января 1995-г. М., 1996.
  27. Г. Совершенствование системы управления районным АПК // АПК: экономика и управление. 2002, № 11.
  28. П. Агропромышленная интеграция основа повышения эффективности сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999, № 12.
  29. В.А. Экономика организации и управление сельскохозяйственным производством. М.: Изд-во РУДН, 1994.
  30. Р. Десять лет аграрной реформы: куда пришли и что делать? //Российский экономический журнал. 2000, № 9.
  31. . Модель «ekstension service» для регионального АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2001, № 1.
  32. Н. Совершенствовать экономическое регулирование АПК // АПК: экономика и управление. 2003, № 2.
  33. В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: Изд-во МСХА, 1994.
  34. Я. Кооперация и интеграция в агропромышленном производстве //АПК: экономика, управление. 2000, № 5.
  35. Я. Эффективность современных форм организации сельскохозяйственного производства // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000, № 3.
  36. Закон Саратовской области «О земле». Отдельное издание. Саратов, 2000.
  37. Закон Саратовской области от 28 апреля 1995 г. «О местном самоуправлении в Саратовской области» (в редакции Закона от 25 сентября 1996 г.) //"Саратовские вести". 1996, 4 октября.
  38. А. Факторы производительности АПК // Вопросы экономики. 2000, № 6.
  39. Земельный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г. //"Российская газета". 2001, 30 октября.
  40. Я. (США) Тенденции постсоциалистического развития: общий обзор //Вопросы экономики, 1996, № 1.
  41. Н.Я. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Тенденции, проблемы. М.: Изд-во МСХА, 1996.
  42. Козенко 3., Беляков А. Информационно-консультационная служба в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2001, № 6.
  43. В., Горлоа В. Совершенствовать внутрихозяйственные экономические отношения // Экономика сельского хозяйства России. 2002, № 7.
  44. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы //Человек и труд. 1997, № 10.
  45. Комплексная программа интеграции и кооперации предприятий, организаций АПК Саратовской области на период до 2005 г. Отдельное издание. Саратов, 1999.
  46. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 1994.
  47. Концепция и программа развития АПК области на 1997−2000 гг. Правительство Саратов, обл., Саратов. 1997.
  48. Концепция развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2005 г. Утверждена постановлением Правительства Саратовской области от 7 августа 2000 г. № 80-П. Саратов, 2000.
  49. А.А. Фермерское хозяйство США. М., 1989.
  50. Коробейников В- Государственное регулирование и поддержка аграрного сектора // АПК: экономика и управление. 2000, № 2.
  51. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. 734 с.
  52. Г. Принципы и методы определения оптимальных размеров колхозов // АПК: экономика и управление. 2001, № 12.
  53. Л., Беспахотный Г. Развитие системы государственной поддержки в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, №.10.
  54. Л. Совершенствование управления издержками производства в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 12.
  55. В. И: Организация предпринимательства в сельском хозяйстве: Учеб. пособие. Саратов: Сарат. гос. с.-х. акад. 1998. 132с.
  56. В.И. Организация производства в сельскохозяйственных предприятиях. Курс лекций. Саратов: СГСХА, 1998.
  57. Г. Факторы мирохозяйственной конкурентоспособности японской экономики // Российский экономический журнал. 1998, № 1.
  58. И.М. Кооперация и интеграция агропромышленных предприятий в условиях рынка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000, № 5.
  59. В. Комплексная система управления качеством кормов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 7.
  60. А.В. Эффективная система оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1998, № 3.
  61. Н. Совершенствование экономического механизма хозяйствования предприятий аграрного сектора//АПК: экономика и управление. 2002, № 7.
  62. А.Н. Развитие интеграционных процессов в АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000, № 4.
  63. Д., Гребенников В. Путь российских реформ // Вопросы экономики. 1996, № 6.
  64. . Г. Управление оплатой труда: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2001. 367 с.
  65. С.Б. Аграрный сектор японской экономики: основные проблемы. М., 1990.
  66. Г. Некоторые аспекты формирования АПК как объекта управления //АПК: экономика, управление. 1999, № 2.
  67. Г. Организация управления в АПК в современных условиях //АПК: экономика, управление. 1999, № 1.
  68. В.М., Адушкин Ю. С., Бегшдев З. А. Российское административное право. М., 1996.
  69. Менеджмент и управление в АПК: Учеб. пособие / Б. 3. Дворкин, НА. Смотров, Г. В. Сапогова и др. Саратов: Изд-во СГАУ. 2001. 142 с.
  70. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента (перевод с английского). М.: Изд-во «Дело», 1995.
  71. В. Государственное регулирование земельных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 2.
  72. В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы // АПК: экономика и управление. 2002, № 2.
  73. А. Основные направления агропродовольственной политики: первые итоги и задачи по реализации в 2002 году // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 4.
  74. А. Совершенствование внутрихозяйственных производственно-финансовых отношений в сельскохозяйственных предприятиях //АПК: экономика и управление. 2001, № 2
  75. А. Экономическая эффективность кооперации индивидуального и общественного секторов производства сельскохозяйственной продукции // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 2.
  76. А. Сделано в Японии (перевод с японского). М.: Изд-во «Прогресс», 1993.
  77. JI. Активное управление в хозяйственную практику // Экономика сельского хозяйства России. 1996. № 6. С.26−21.
  78. Д. Совершенствование организации управления сельскохозяйственным производством в районе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 12.
  79. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности рынка // Российский экономический журнал. 1999, № 6.
  80. В.И., Папцов A.F. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Изд-во «Информаг-робизнес», 1996.
  81. Наличие сельскохозяйственной техники в Саратовской области на 1 января 2002 года: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 2002.41 с.
  82. Нельсон-JI: За пределами рационального: неучтенные факторы российской экономической реформы // Вопросы экономики. 1995, № 8.
  83. JI. О государственному регулировании сельскохозяйственного рынка США. М., 1991.
  84. Организация сельскохозяйственного производства: Учеб. / Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: Колос. 2000. 500 с.
  85. С. Регулирование механизма управления АПК и системы государственного регулирования аграрного сектора // Вопросы экономики. 1997, № 10.
  86. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий Саратовской области за 2001 год: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 2002.67 с.
  87. Н.А. Управление агропромышленным производством. М.: «Колос», 2001.
  88. А.Г. Государственное субсидирование аграрного сектора в развитых странах мира. М., 1991.
  89. А.Г. Организация управления АПК США. М.: Изд-во «Мысль», 1990.
  90. С. Модели кооперирования сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 12.
  91. В. Совершенствование управления государственной земельной собственностью //АПК: экономикаи управление. 1999, № 11.
  92. Ю. Укрепляя* кадровую вертикаль // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. 1999, № 12-
  93. А. Крупные сельскохозяйственные предприятия и изменение социально-экономической структуры аграрного сектора // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 5.
  94. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная агарная реформа в России. М., 1995.
  95. Н. А. Управление агропромышленным производством: Учеб. пособие. М.: Колос. 2000. 293 с.
  96. Поголовье скота в Саратовской области на 1 января 2002 года: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 20 021 59 с.
  97. Положение о Министерстве сельского хозяйства. и продовольствия РФ //Собрание законодательства РФ. 1994, № 18. Ст. 2081.
  98. Положение о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Саратовской области. Утверждено постановлением Правительства области от 12 мая 2000 г. Отдельное издание. Саратов, 2000.
  99. Н. А. Организация сельскохозяйственного производства. С метод. указ. по расчетам основных производственно-экономических показателей на предприятиях АПК: Учебник. М.: Тандем. 1999. 351 с.
  100. Н. А. Экономика сельскохозяйственного производства с основами рыночной агроэкономики: Учебник. М.: Тандем. 1999. 348 с.
  101. Н.А. Аграрная реформа и фермерство в России //АПК: достижения науки и техники. 1995, № 17.
  102. Н.А. О путях реформирования сельского хозяйства в России //Международная конференция в Париже (Международный фонд за прогресс человечества). М., 1995.
  103. Н.А. Причины кризиса в АПК и пути выхода из него //АПК: экономика, управление. 1997, №№ 3−8.
  104. Н.А., Федоренко В. Ф. Основы менеджмента в аграрном производстве. М.: Изд-во «ЭКМОС», 2001.
  105. Посевные площади, валовой сбор, урожайность сельскохозяйственных культур в Саратовской области за 2001 год: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 2002. 164 с.
  106. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. № 31 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» //"Российская газета". 1991,30 декабря.
  107. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г. «О программе аграрной реформы в Российской Федерации» //"Российская газета". 1994, 16 июля.
  108. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России /Под ред. В. Г. Игнатьева. Ростов-на-Дону, 1998.
  109. Реализация сельскохозяйственной продукции сельхозпредприятиями за 2001 год: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 2002. 55 с.
  110. X. Повышение эффективности государственного управления в АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000, № 10.
  111. JI. Фактор организационного обучения в системе кадрового менеджмента агропредприятий // АПК: экономика и управление. 2001, № 7.
  112. .С. К судьбе государственного управления // Государство и право. 1999, № 2.
  113. Рыночная экономика: Словарь /Под ред. Г. Я. Кинермана. М.: Изд-во «Республика», 1995.
  114. А. Опыт государственного регулирования в сельском хозяйстве США // АПК: экономика и управление. 2002, № 8.
  115. А. Некоторые проблемы управления АПК и пути их решения //АПК: экономика, управление. 2000, № 6.
  116. А.В. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М.: «Юристъ», 1999.
  117. А., Бондаренко В. Повышение эффективности агропроизвод-ства в рыночных условиях // АПК: экономика и управление. 2002, № 12.
  118. А. Экономический механизм хозяйствования как основа эффективной работы сельхозпроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. 2000, № 3.
  119. . К вопросу о методике определения интегрального показателя эффективности сельскохозяйственного производства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 7.
  120. А. Совершенствовать экономические методы хозяйствования на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.1999, № 12.
  121. Состояние и меры по развитию агропромышленного производства Рос' сийской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Ежегодный доклад. М.: 2002.
  122. Справочник экономиста сельскохозяйственного производства Поволжья / Под общ. ред. А. А. Черняева. Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1984.224с.
  123. А. Механизм инвестиционного управления агропроизводством // Экономика сельского хозяйства России. 2002, № б.
  124. В. Повысить управляемость АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2000, № 5.
  125. Г. Управление в сельхозпредприятиях // Экономика сельского хозяйства России. 2002, № 3.
  126. Указ Президента РФ от 16 апреля 1996 г. «О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе» //"Российская газета". 1996,23 апреля.
  127. Управление агропромышленным комплексом. / Под ред. И. Г. Ушачева. М.: Агропромиздат. 1985. 336 с.
  128. Управление агропромышленным комплексом: Метод, пособие / Сост. A. JI. Шашкин, Н. А. Смотров, В. И, Носов, А. И. Гузев. Саратов: Изд-во СГАУ.2000. 52 с.
  129. И. Состояние и перспективы развития корпоративных форм управления в АПК России // АПК: экономика и управление. 2002, № 10.
  130. И., Алтухов А. Прогноз развития российского агропромышленного производства на период до 2010 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002, № 8.
  131. И.Г. О неотложных мерах по совершенствованию системы управления АПК России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000, № 1.
  132. И.Г. Проблемы управления агропромышленным комплексом России //АПК: экономика, управление. 2000, № 11.
  133. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 гг. //"Российская газета". 1995,23 декабря.
  134. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1995, № 35. Ст. 3506- 1997. № 12. Ст. 1378.
  135. Федеральный закон от 9 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4870- 1997. № 10. Ст. 1120- «Российская газета». 1999, 23 февраля.
  136. П., Нечаев В., Мироненко См Федорук С. Совершенствование управления //АПК: экономика, управление. 1999, № 3.
  137. В. АПК и управление: вопросы взаимодействия // Экономист. 2000, № 2.
  138. В. Федерализм и местное самоуправление: проблемы экономического взаимодействия // Вопросы экономики. 2000, № 1.
  139. Е. Выбор стратегии антикризисного управления сельскохозяйственным предприятиям // АПК: экономика и управление. 2001, № 7.
  140. В. Отраслевые союзы сельхозтоваропроизводителей // Экономика сельского хозяйства России. 2001, № 10.
  141. МЗ.Хицков И., Макин Г., Тихомиров В. Концепция основ управления агропромышленным производством на федеральном и региональном уровне //АПК: экономика, управление. 2001, № 6.
  142. И., Митина М. Методические основы системы ведения агропромышленного производства административного района // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 3.
  143. И., Митина М. Управление, финансово-кредитные отношения и информационное обеспечение АПК района, социальное развитие села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 11−12.
  144. Цены в Саратовской области: Стат. сб. Саратов: Облкомстат. 2002. 109с.
  145. . Опыт США в развитии сельских районов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001, № 11.
  146. . А. Уроки аграрной реформы 1991−1999 гг. в России (информационно-аналитический обзор). СПб, 1999.
  147. B.C. Контрольная власть // Государство и право. 1993, № 4.
  148. В.Д., Дмитриева В. Г. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: Изд-во «Экономика», 1991.
  149. И. Роль государства в процессе управления собственностью //АПК: экономика и управление. 2000, № 3.
  150. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия / Под ред. А. М. Румянцева. М.: Советская энциклопедия, 1979. Т.З. 623с.1531 Яковлев А. В. Государственное управление региональной агросистемой. Саратов, 1995.
  151. А.В. Региональная агросистема на современном этапе: вхождение в рынок (в двух частях). Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1997.
  152. Г. Эффективность хозяйствования: хозрасчет и коммерческий расчет // Экономика сельского хозяйства России. 2001, № 4.
Заполнить форму текущей работой