Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи: раскрыть сущность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условияхопределить особенности финансово-кредитных отношений в аграрной сфере экономикисформулировать методологические положения формирования системы государственной поддержки сельскохозяйственных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
- 1. 1. Сущность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях
- 1. 2. Особенности развития финансово-кредитных отношений в аграрной сфере экономики
- 1. 3. Методические принципы формирования системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
- ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
- 2. 1. Современное состояние и тенденции развития сельского хозяйства Смоленской области
- 2. 2. Анализ финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей Смоленской области
- 2. 3. Оценка кредитования сельскохозяйственных организаций Смоленской области
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
- 3. 1. Стратегия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 3. 2. Модель финансово-кредитного механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей
- 3. 3. Развитие сельскохозяйственных кредитных кооперативов в Смоленской области
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. По мере развития финансово-экономических отношений в АПК усиливается их роль в повышении эффективности сельскохозяйственного производства. В условиях рыночных отношений кредитование становится одним из основных источников финансовых средств ведения хозяйственной деятельности. В сельском хозяйстве особую роль имеет государственная поддержка, что обусловлено спецификой отрасли, а также низким уровнем финансово-экономического состояния и кредитоспособности сельских товаропроизводителей. Большинство крестьянских (фермерских) хозяйств, крупных и средних сельскохозяйственных предприятий имеют убытки, являются некредитоспособными, что не позволяет им осуществлять расширенное воспроизводство и модернизацию на основе инноваций, без чего в современных условиях невозможно производить конкурентоспособную продукцию.
Сложившаяся в настоящее время система кредитования сельских товаропроизводителей не способствует развитию сельскохозяйственного производства, несмотря на то, что приняты и финансируются государством программы развития АПК по различным направлениям. Можно констатировать, что финансово-кредитные отношения в АПК находятся в стадии становления, не имеют системного характера, в них недостаточно учитываются особенности сельскохозяйственного производства. В то время как сельское хозяйство является сферой жизнеобеспечения, в которой задействованы природные, производственные, экономические, социальные и экологические факторы, которые взаимосвязаны, предполагает системный подход к использованию ресурсов, включая финансовые средства.
В этих условиях актуальной задачей становится государственная поддержка сельских товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма. Решение этой задачи возможно при условии совершенствования организации и управления в сфере финансово-кредитных отношений, законодательной базы государственной поддержки сельских товаропроизводителей. Назрела необходимость в поиске новых форм и методов кредитования на региональном и местном уровнях, разработке таких инструментов, которые будут способствовать повышению эффективности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет использования финансово-экономического потенциала.
В контексте сказанного актуальным является проблема формирования системы государственной поддержки с использованием финансово-кредитного механизма как эффективной формы развития сельского хозяйства.
В настоящее время в научных исследованиях слабо учитываются взаимосвязи методов государственной поддержки с кредитованием сельских товаропроизводителей, применение тех или иных методов носит бессистемный характер, что негативно сказывается на эффективности использования бюджетных средств в сельском хозяйстве. Данные обстоятельства определили выбор темы диссертации, ее цель и задачи исследования.
Степень разработанности темы. Различным аспектам государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях посвящены труды Л. И. Абалкина, А. И. Алтухова, В. Р. Боева, Г. В. Беспахотного, В. В. Милосердова, С. Ю. Глазьева, А. Г. Зельднера, A.B. Петрикова, Е. С. Оглоблина, А. Ф. Серкова, И. Г. Ушачева и других.
Вопросы кредитования нашли отражение в работах A.C. Булатова, C.JI. Брю, Е. Ф. Жукова, Дж. Кейнса, О. И. Лаврушина, K.P. Макконелла и других. Проблемы кредитования сельских товаропроизводителей в разные годы рассматривали А. Н. Анцыферов, Дж. Генри, М. Я. Герценштейн, Э. Рид, М.И. Турган-Барановский, A.B. Чаянов и другие ученые.
Современной системе финансово-кредитных отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей посвящены труды H.A. Борхунова, М. М. Коробейникова, М. А. Лишанского, В. В. Масловой, К. Пиплза, Э. А. Сагайдака, Е. В. Серовой, Ю.В. ТрушинаМ.М. Усоскина, A.A. Хандруева, И. Ф. Хицкова, Л. И. Холода, P.P. Юняевой, Р. Г. Янбых и других.
Однако, несмотря на фундаментальную разработку ряда ключевых вопросов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, многие ее прикладные аспекты остаются пока недостаточно исследованными, особенно, в области использования финансово-кредитного механизма, что определило необходимость данного исследования.
Цель исследования — научное обоснование теоретических и методических положений и на этой основе разработка практических рекомендаций по формированию системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием финансово-кредитного механизма.
Для достижения поставленной цели были решены следующие исследовательские задачи: раскрыть сущность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условияхопределить особенности финансово-кредитных отношений в аграрной сфере экономикисформулировать методологические положения формирования системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителейпроанализировать финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителейопределить основные направления развития государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условияхразработать предложения и рекомендации по совершенствованию финансово-кредитного механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Предметом исследования определены экономические и организационные, а также финансово-кредитные отношения, возникающие в процессе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации Смоленской области различных организационно-правовых форм, кредитные организации и система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили экономические школы, представленные трудами отечественных и зарубежных ученых, исследования ведущих научных организаций по проблемам государственной поддержки сельского хозяйства, кредитования и финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей, нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование АПК. В качестве информационной базы исследования использовались материалы Федеральной службы государственной статистики, ее территориального органа по Смоленской области, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, организаций Смоленской области, нормативно-справочная литература, рекомендации научно-исследовательских институтов и вузов.
Диссертационное исследование базируется на диалектическом методе познания, принципах аналитического и системного подходов. При решении поставленных задач применялись экономико-статистический, монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический методы исследования, а также метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования заключается в следующем: по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: раскрыты научные основы формирования механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях с учетом специфики сельскохозяйственного производства, региональных особенностей, влияния кризисных процессовобоснованы основные направления развития сельскохозяйственного производства, включая создание адекватной современным условиям нормативно-правовой базы, многоуровневой системы бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и инструменты защиты их экономических интересовопределены методические подходы и разработан механизм развития сельских кредитных кооперативов на муниципальном и региональном уровняхпо специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит: уточнены теоретические положения развития финансово-кредитного механизма в системе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, раскрыты направления аграрной политики в сфере кредитования сельских товаропроизводителей, предложена многоуровневая схема управления финансово-кредитными отношениямиразработана модель финансово-кредитного механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая усиление контроля и мониторинг финансово-кредитных отношений в региональном АПК, обеспечение финансовой безопасности кредитных организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителейобоснованы предложения по формированию системы мониторинга финансово-экономических отношений заемщика и кредитора в системе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Научные разработки, конкретные практические предложения и рекомендации, полученные в результате исследования, дают возможность определить направления по совершенствованию государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей для обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и устойчивого развития сельских территорий. Основные положения диссертации могут применяться при разработке методических рекомендаций по развитию системы государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По результатам исследования опубликовано 6 научных работ общим объемом авторского текста 8 п.л., из них одна в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1.Обобщение теории и практики экономического развития позволило сделать вывод о том, что в аграрной сфере экономики на всех этапах независимо от состояния кризисных явлений необходима государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей представляет собой методы воздействия государства на механизм кредитования в целях обеспечения расширенного воспроизводства, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития социальной и экологической сфер сельских территорий, а также обеспечения финансовой устойчивости кредитно-денежных отношений и защиты экономических интересов заемщика, решения задач продовольственной безопасности региона и государства в целом.
2. В условиях реформирования аграрной сферы экономики воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве осуществлялся за счет собственных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые становились собственниками, были не заинтересованы в комплексном развитии сельских территорий. В то же время, без финансовых ресурсов и без поддержки государства весьма проблематично вести хозяйственную деятельность и производить конкурентоспособную продукцию в условиях экспансии импортного продовольствия в Россию. Можно констатировать, что в России не сложилась саморегулирующая система в агарной сфере экономики.
3. В процессе исследования установлена необходимость развития финансово-кредитных отношений в системе государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в направлении повышения эффективности сельскохозяйственного производства, увеличения финансовых ресурсов.
В рыночных условиях в основе банковской системы и кредитно-денежных отношений заложены прибыльность деятельности, то есть получение максимума прибыли от банковских операций. Это приводит к постоянному повышению процентной ставки за кредит, к стремлению финансировать и предоставлять кредиты организациям, имеющим высокий оборот товарной продукции.
Такая форма кредитования в условиях экономического кризиса и низкой эффективности экономической деятельности, что характерно для большинства видов сельскохозяйственной деятельности, приводит к ситуации, когда производители не имеют доступа к кредитам, сокращают объемы производства, не имеют возможности для модернизации материально-технической базы, расширенного воспроизводства.
4. В целях определения основных направлений развития государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в процессе исследования обобщен зарубежный опыт форм и методов кредитования сельских товаропроизводителей.
В странах дальнего и ближнего зарубежья сложились различные формы и методы кредитования сельских товаропроизводителей. Кредитные отношения в аграрном секторе экономики постоянно развиваются от простых форм к более совершенным формам. В некоторых странах кредитование сельского хозяйства имеет смешанный характер, осуществляется как через банки, так и через кредитные сельскохозяйственные кооперативы.
В Германии сложился смешанный тип кредитования сельских товаропроизводителей, то есть кредиты им предоставляются как коммерческими банками, так и специализированными кредитными организациями. Отличительной особенностью сельскохозяйственного кредитования Германии является организация системы кредитования по трем уровням. Верхний уровень представлен кооперативным банком «Дойче Геноссенийафтебанком», пайщиками которого являются региональные кооперативные банки, которые формируют второй уровень кредитования сельских товаропроизводителей.
Местные кооперативные банки (кредитные товарищества) составляют базу системы кредитования сельских товаропроизводителей и состоят в основном из фольксбанков и райффайзенбанков.
Обобщение опыта кредитования аграрной сферы экономики Германии позволяет отметить наиболее важные элементы, обеспечивающие тесную связь кредитного процесса с сельскохозяйственным производством.
5. В целях выявления факторов, сдерживающих развитие сельскохозяйственного производства, предлагается определить предпосылки повышения уровня • финансово-экономического состояния и совершенствования кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для этого предложен следующий порядок аналитических исследований: проведение оценки современного состояния и тенденций развития сельского хозяйстваанализ финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителейопределение эффективности методов кредитованияобоснование факторов, негативно влияющих на развитие сельскохозяйственного производства и финансово-кредитных отношений в аграрной сфере экономики.
6. Проведенный анализ состояния сельскохозяйственного производства в Смоленской области позволяет отметить, что в регионе сложились условия для ведения сельского хозяйства с низкой эффективностью. Практически неэффективно используются трудовые и • производственные ресурсы, состояние плодородия почв ухудшается, что, несомненно, оказало влияние на эффективность производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Еще не созданы условия для эффективного развития сельскохозяйственного производства, расширенного воспроизводства, •повышения качества земель, улучшения плодородия почв и состояния окружающей природной среды.
Проведенный анализ позволяет отметить динамику сокращения и высокую степень изношенности основных фондов. Этот процесс происходит на фоне снижения эффективности сельскохозяйственного производства и удорожания технических средств.
В настоящее время кредитование и государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется без учета принципов системного подхода к ведению сельского хозяйства.
7. Оценка кредитоспособности заемщиков аграрной сферы позволяет отметить, что сельскохозяйственные предприятия имеют высокий уровень закредитованности. В настоящее время кредиторская задолженность сельскохозяйственных организаций значительно превышает уровень дебиторской задолженности. Динамика кредиторской и дебиторской задолженности позволяет отметить изменение соотношения этих видов задолженности.
Наметилась тенденция снижения объемов непогашенных кредитов. В то время как увеличивается задолженность по бюджетным ссудам, что указывает на иное отношение заемщиков к бюджетным средствам.
Исходя из этого, необходимо, прежде всего, предусмотреть систему кредитования, способствующую расширенному воспроизводству и системному ведению сельского хозяйства, устойчивому развитию сельских поселений. При этом необходим комплексный, а не односторонний подход к кредитованию агарной сферы экономики.
8. Основными направлениями развития государственного кредитования являются: формирование многоуровневой системы управления аграрной сферой экономикиорганизация взаимодействия кредитных организаций федерального, регионального и местного уровня управления экономикой на принципах системного подхода к решению задач развития сельского хозяйства в местах производствамониторинг кредитных отношений в аграрной сфере экономики и обеспечение финансовой безопасности кредитных организаций и' экономической безопасности сельских товаропроизводителейметодическое и аналитическое обеспечение кредитных отношенийпроведение закупок сельскохозяйственной продукции товарно-кредитной корпорацией по гарантированным ценам и государственной поддержке доходов сельских товаропроизводителейфинансовая поддержка инновационных проектов в сельском хозяйстве.
9. Механизм государственного кредитования аграрной сферы экономики представляет собой правовые основы, методы и способы предоставления и использования кредитных ресурсов сельским товаропроизводителям в целях эффективного ведения сельскохозяйственного производства и формирования продовольственных ресурсов и запасов сельскохозяйственного сырья перерабатывающих предприятий региона.
Многоцелевой подход к управлению аграрной сферой экономики и многоуровневая система управления, в которой региональной системе придается промежуточный характер, позволит в свою очередь сформировать адекватную многоуровневую систему государственного кредитования аграрной сферы экономики.
В аграрной сфере экономики кредит должен стать не только формой пополнения финансовых ресурсов предприятия или организации на возвратной основе, но и инструментом эффективного использования агроклиматического потенциала, земельных угодий, трудовых и материальных ресурсов в системе ведения сельского хозяйства.
10. Финансовые и экономические инструменты развития государственного кредитования аграрной сферы экономики получают свою реализацию в системе правовых отношений, которые в настоящее время также имеют фрагментарный характер, не позволяют комплексно управлять и финансировать сельских товаропроизводителей.
Отличие предлагаемой системы государственного кредитования аграрной сферы экономики заключается в рекомендациях по усилению методов контроля, включению новых методов управления рисками и обеспечением финансовой устойчивости аграрной сферы экономики.
Традиционный организационно-экономический механизм кредитования сельских товаропроизводителей включал приемы и методы воздействия на осуществление кредитных отношений в целях достижения наивысших конечных результатов с наименьшими затратами. При этом не учитывались кредитные риски, экономические угрозы как самой системе кредитования, так и субъектам кредитного процесса.
11. Обеспечение финансовой устойчивости неразрывно связано с управлением рисками и контролем кредитного процесса, находит свое выражение в мониторинге кредитно-денежных отношений.
В системе государственного кредитования аграрной сферы экономики предлагается создать мониторинг кредитно-денежных отношений, предусматривающий как обобщающие, так и специальные выборочные исследования, что обусловлено тем, что в последние годы резко возросло количество рисков и угроз в аграрной сфере экономики.
В диссертации определены основные задачи информационно-аналитической системы мониторинга финансово-кредитных отношений.
12. В целях повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции, расширенного воспроизводства и развития сельских территорий целесообразно создавать на местном и областном уровнях сельскохозяйственные кредитные кооперативы.
В целях развития кредитной кооперации непосредственно в местах производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить вопросы увеличения источников финансирования, кадрового обеспечения, совершенствовать правовые нормы законодательства, взаимоотношения внутри кооперативов. Нерешенными остаются вопросы методического обеспечения управленческого персонала кредитных кооперативов, а также вопросы защиты прав и интересов членов кооператива, обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, финансовой безопасности областного кредитного кооператива.
Список литературы
- Нормативно-правовые документы
- Конституция Российской Федерации. М., 1993, Ст. 71.
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Ст. 845.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
- Федеральный закон РФ от 23 декабря 2003 г. № 181-ФЗ «О банках и банковской деятельности».
- Федеральный закон РФ от 8 декабря № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изм. от 7 марта 1007 г., 18 февраля 1999 г.).
- Федеральный Закон Российской Федерации от 02.12.1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд».
- Федеральный Закон Российской Федерации от 14.07.1995 г. № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства».
- Федеральный Закон Российской Федерации от 11.11.1998 г. № 183-ФЭ «О государственном контроле за качеством и рациональным использовании зерна и продуктов его переработки».
- Федеральный Закон Российской Федерации от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
- Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге» (с изм. и доп. от 29 января 2002 г.).
- Федеральный Закон Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
- Федеральный закон РФ от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
- Указ Президента Российской Федерации № 784 от 16 июля 2003 г. «О дополнительных мерах по улучшению финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей».
- Государственная Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008−2012 гг.».
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (проект). /Минэкономразвития России, 2008.
- Целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2009−2012 годы», утверждена Постановление Правительства области 4 октября 2008 г., № 537.
- Инструкция «О порядке предоставления и учета в ОАО «Россельхозбанк» кредитов на текущие цели, утверждена Правлением Россельхозбанка 10 августа 2007 г., № 69.1. Периодические издания
- Абалкин Л.И. Размышления о долгосрочной стратегии, науке и демократии. //Вопросы экономики. 2006. № 12. С. 5.
- Авис И. О государственной поддрежке коммерческого кредитования АПК /Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.- № 12, 2002, — С. 15.
- Аграрный комплекс ФРГ (материалы рубрики: за рубежом) // Достижения науки и техники АПК. -2001. -№ 9.-С.45−48.
- Агрокредит //финансовый журнал АПК, № 1, 2009.
- Андриянов В.д. государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике //Вопросы экономики, 1996, № 9.- С. 28−39.
- Антонов Н.Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки.: Финстатинформ, 1995. С. 21.
- Астапович А. Банковская система и проблемы кредитования экономики //Мировая экономика и международные отношения. № 10, 2003.
- Афанасьев В. Государственное регулирование экономики сельского хозяйства необходимо //Экономика сельского хозяйства, № 4, 2003.- С. 18−19.
- Афанасьев В.Н., Маркова А. И. Статистика сельского хозяйства: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 272с.
- Базаря М.П. О создании системы сельскохозяйственного кредита // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 7, 2003,-С. 41−45.
- Бартенев С.А. История экономических учений /М.:Юрист, 2001.- 456 с.
- Баутин В. Инновационная деятельность в АПК// АПК: экономика, управление, 2005, № 08, с. 17−22
- Беспахотный Г. Изменение направлений бюджетного финансирования сельского хозяйства //АПК: экономика и управление, № 1, 2003.- С.49−52.
- Боев В.Р. Государственное регулирование агропромышленного производства //Достижения науки и техники АПК, № 5, 1997.- С. 38−41.
- Большая Советская Энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия, 1976. — Т. 24. — Книга — 1. — С. 385.
- Большой экономический словарь /под ред. А. Н. Азрилияна. 7-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2007.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.М.: Юрайт-М, 2002.-384.
- Боруцкий А. Совершенствование методов анализа финансово-экономического состояния сельскохозяйственных предприятий //АПК: экономика и управление, № 4, 2002. — С. :-73.
- Борхунов Н., Родионова О. Воспроизводство в сельхозорганизациях с разной рентабельностью. //АПК: экономика, управление. 2008. № 7.
- Бояренков A.B. Зарубежный опыт синдицированного кредитования и его применения в России //Финансы и кредит, № 1, 2004.
- Будюк H.A. Экономические основы повышения устойчивости сельскохозяйственного производства: Монография/ H.A. Будюк- Под ред. В. И. Новичкова. -М.: Маркетинг, 2003. 128с.
- Владыка А.Д. Эффективность сельскохозяйственного производства: опыт, проблемы. Л.: Лениздат, 1986. — 190с.
- Волкова H.A. Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий/ Н.А.Волкова- Под ред. Н. А. Волковой. М.: КолосС, 2005. — 240с.
- Воробьев И. Особенности кредитных отношений в аграрном секторе // АПК: экономика и управление, № 10, 2001.- С. 49−52.
- Глазьев С.Ю. О стратегии экономического развития России. //Вопросы экономики, 2007.№ 5.- С. 31.
- Глущенко A.B. Заем, кредит и ссуда категориальный анализ // Финансы и кредит, № 14, 2003.
- Голованов А. Проблемы кредитования аграрной экономики //АПК: экономика и управление, № 5, 2002.- С. 36−42.
- Голубев А.Е. Кредитование сельскохозяйственного производства в условиях инфляции //Российский экономический журнал, № 5−6, 1995.
- Голубев А.В. Экономическое регулирование состояния почвенного плодородия //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2008, № 10, с. 10−12
- Грибков М., Фигурин В. Влияние ресурсосберегающих технологий на урожайность сельхозкультур//АПК: экономика, управление, 2008, № 07, с.36−37
- Государственная поддержка и механизмы ее реализации в АПК 9теория, методология, расчеты). РАСХН.- М.-2008.- С. 137.
- Денежно-кредитный энциклопедический словарь //под ред. Моисеева С.- М.: Дело и сервис, 2008.
- Денин Н.В. Совершенствовать систему кредитования аграрного сектора //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, № 12, 2002.- С.26−28.
- Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России: учеб. Пособие. М.: Экзамен, 2006.
- Зарук Н.Ф., Винничек Л. Б. Управление финансовой устойчивостью предприятий //АПК: экономика и управление, № 12, 2002.- С. 56−61.
- Зимин Н.Е., Солопова В. Н. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: КолосС, 2005. — 384 с.
- Зотова Т.Ю. Инвестиции как фактор экономического развития регионального АПК// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007, № 11, с.43−46.
- Златкис Б.И. Роль и функции государственного кредита в осуществлении государством бюджетной политики //Финансы, № 7, 2002.
- Злочевский А. Практика и проблемы кредитования сельского хозяйства операторами продовольственного рынка /Семинар экспертов «Кредитнофинансовая инфраструктура сельского хозяйства в странах с перходной экономикой» М.:ЦИСН, 2000.
- Зябкина JI.B. Управление инновационными рисками в АПК// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006, № 7,с.51−52
- Иванова Е.В. Об условиях рационального использования научного потенциала для инновационного развития регионального АПК// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007, № 10, с.38−40
- Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России/ под ред. И. Г. Ушачева., И. Т. Трубилина, Е. С. Оглоблина, И. С. Санду. М.: КолосС, 2007. — 636с.
- Измалков С. И др. Теория экономических механизмов //Вопросы экономики. 2008, № 1.- С. 7.
- Казимагомедов A.A., Ильясов С. М. Организация денежно-кредитного регулирования. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики: 2 т. М., 1992. 485 с.
- Кибиров А .Я. Экономический механизм повышения доступа сельхозорганизаций к льготным инвестиционным кредитам //АПК: экономика, управление. 2008. № 10.- С. 28.
- Клименко Ю.И. Опыт преобразования сельского хозяйства Германии // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1996,-№ 2.-С. 42 -43.
- Клюкач В.А. развитию кооперирования в АПК России всемерную поддержку //АПК: экономика и управление, № 2, 2003.- С. 3−11.
- Козлов В.В. Инновационное развитие сельского хозяйства: проблемы и решения//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2007, № 7, с. 17−19.
- Коробейников М.М. Зарубежная практика кредитования сельского хозяйства и ее позитивное использование в условиях современной России // Международный сельскохозяйственный журнал., № 4, 2001. С.3−9.
- Коробейников М.М. Финансово-кредитный механизм агропромышленного комплекса М.:ТЕИС, МАКС Пресс, 2000.- 252 с.
- Коротнев В.Д. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе обеспечения финансовой устойчивости предприятий/ В .Д. Коротнев, Н. Н. Бондина, И. А. Бондин. М.- 2003 — 154с.
- Кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей в России и Германии /Аналитическое информационные сообщение Министерства сельского хозяйства Российской Федерации М.: Росинформагротех, № 24.
- Крылатых Э.Н. Предпосылки, условия и перспективы развития АПС России по инновационному варианту прогноза// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2006, № 10, с.5−8
- Кузин Б.Н., Яковец Ю. В. Россия 2005: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2004.
- Кузнецов А.С. Реструктуризация и приватизация в сельском хозяйстве Восточной Германии // Достижения науки и техники АПК. 2000. — № 12. — С. 46−48.
- Лишанский М.Л., Маслова И. Б. Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий М.:ЮНИТИ, 2000.- 287 с.
- Любимцев Ю. На пути к инновационной эволюции финансовой системы России //Экономист. 2008, № 12.- С. 14.
- Лякишева И., Шутьков С. Инвестиционные процессы в сельском хозяйстве// АПК: экономика, управление, 2008, № 4.
- Мазлоев В.З., Аджиева А. Ю., др. Государственное регулирование формирования рыночных отношений в региональном агропромышленном комплексе М.: Изд-во РУДН, 2000.- 219 с.
- Макконелл К.Р. и Брю С.Л. Экономикс, 16-е изд. М.: ИНФРА-М. 2007.-С. 767.
- К. Маркс Критика политической экономии Соч. Т. 13. С. 125.
- К. Маркс Наемный труд и капитал Соч. 2-е изд. Т. 6. С. 442.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993, Т. 1- С. 122. 163.
- Маслёнков И.Н. Методические рекомендации по организации инновационного проектирования в сельском хозяйстве. Сергиев Посад, 2005.-24с.
- Маслёнков И.Н. Формирование инновационной системы в АПК//АПК: экономика, управление, 2006, № 11, с. 13−15
- Мурая Л. Организационно-экономические отношения в инновационной сфере АПК// АПК: экономика, управление, 2006, № 04, с. 18−20
- Маслова В.В. Воспроизводство и финансовые отношения в аграрном секторе экономики. М. 2009. 255 с.
- Методическое пособие «Как управлять сельским кредитным кооперативом М. ФГНУ «Росинформагротех», 2005. 60 с.
- Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями их к социальной философии М.: Экономика, 1993.- 337 с.
- Митчелл У. Экономические циклы //Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т.З. С. 362−364.
- Москвин В.А. Кредитование инвестиционных проектов: рекомендации для предприятий и коммерческих банков М.: Финансы и статистика, 2001.- 240с.
- Оглоблин Е. Научные основы формирования и реализации инновационной политики в АПК// АПК: экономика, управление, 2006, № 12, с.22−25
- Оглоблин Е. Финансирование инновационных процессов в АПК// АПК: экономика, управление, 2006, № 05, с.13−15
- Организация производства на предприятиях АПК: Учебное пособие / Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: КолосС, 2004. — 224с.
- Организация учета в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.- Пенза, 2008.- 157 с.
- Передовой опыт ФРГ исследовался в следующих работах: Баутин В. М. Реформирование сельскохозяйственных предприятий ФРГ // Вестник Российской Академии сельскохозяйственных наук. 2000. — № 3.
- Рассказов А.Н. развитие кредитной кооперации в России //Финансы и кредит, № 1, 2003.- С. 39−41.
- Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК». // Экспресс-информация, № 1−2, М.: ФГНУ «Росинформтех», 2006. 68 с.
- Рекомендации по формированию системы сельскохозяйственных кооперативов в России. М.:РАСХН, 2002.- 84 с.
- Российская Банковская Энциклопедия. М., 1995. — С. 415.
- Савченко Е.С. Экономические аспекты государственного регулирования в АПК /Социально-экономические проблемы развития АПК -М.:РАСХН, ВНИИЭСХ, 2000.
- Савченко Е.С. Экономическое регулирование агропромышленного производства. М.: Экономика и информатика, 2000. 320 с.
- Сагайдак Э.А. Рентные отношения в системе экономического регулирования сельхозпроизводства. //АПК: экономика, управление, 2007, № 2.
- Самородский В. Государственное регулирование развития АПК // Экономика сельского хозяйства России, № 2, 2003.
- Самуэльсон П. Экономика. /М.: Прогресс, 1984. С. 18.
- Свободин В.А. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства//АПК: экономика и управление, № 9, 1999.- С. 20−23.
- Семин А. Государственное регулирование и поддержка агропромышленного производства //АПК: экономика и управление, № 11, 200.-С. 36−43.
- Серков А.Ф. реформирование продовольственного рынка в России // Экономика сельского хозяйства России, № 9, 1997
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /Антология экономической классики, Собр. Соч. Т.1., М. 1991.
- Смоленская область в цифрах. /Статистический сборник. Смоленск: Территориальный орган Федеральной службы гос. Статистики по Смоленской области, 2008.
- Смоленская область в цифрах. /Статистический сборник. Смоленск: Территориальный орган Федеральной службы гос. Статистики по Смоленской области, 2009.
- Современное состояние сельской кредитной кооперации в России /под ред. В. М. Пахомова.- М.: ФГНУ «Росинформ агротех», 2005.- 128 с.
- Стратегический ответ России на вызовы нового века /под ред. Л. И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004.
- Прокопьев Г. Методология инновационного проектирования в АПК// АПК: экономика, управление, 2008, № 05, с.24−28
- Теория статистики: Учебник/под ред. проф. P.A. Шмойловой. 3-е изд., перераб. — М.:Финансы и статистика, 2002. — 560с.
- Технологии и наукоемкая продукция//Информация и инновации, 2006, № 3, с.21−28.
- Трушин Ю.В. Совершенствование системы сельскохозяйственного кредитования //АПК: Экономика и управление, № 1, 2003.- С.41−48.
- Узун В .Я. Государственная политика стимулирования инноваций в сельском хозяйстве. /Сб. Роль инноваций в развитии агропромышленного комплекса (никоновские чтения), М. 2008, 133−134.
- Узун В.Я., Кунина Е. Ф. Эффективность различных типов сельскохозяйственных предприятий Восточной Германии // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий России. 1996. — № 11.-С. 42−43.
- Ушачев И. Формирование системы управления инновационной деятельностью в АПК// АПК: экономика, управление, 2005, № 03, с.42−49.
- Ушачев И.Г. Перспективы развития агропромышленного комплекса России. //АПК: экономика, управление, 2007. № 11.
- Федоров СЛ. Микрокредитование как инструмент поддержки экономической активности сельского населения //Деньги и кредит, № 1, 2004.
- Финансовый журнал «Агрокредит», № 1, 2009.
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь, М., 2002.
- Формирование региональной системы потребительской кооперации и е государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ. Пенза, Министерство сельского хозяйства Пензенской области, 2008.-180 с.
- Хицков А. Проблемы кредитного обеспечения сельскохозяйственных предприятий в регионе //АПК: экономика и управление, № 9, 2000.- С. 39−43.
- Чаянов A.B. Краткий курс кооперации. М, 1919.
- Шмелев Г. Аграрное реформирование в Восточной Германии // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. — № 3. — С. 6 — 12.
- Шутьков A.A. Совершенствовать ценовой и финансово-кредитный механизм в АПК //Экономика сельского хозяйства России, № 3, 1998.
- Экономика: Учебное пособие (под ред. С.А. Буланова).- М.:БЕК, 1994.
- Экономика сельского хозяйства /Под ред. Н. Я. Коваленко. М.: Юркнига, 2004.-384с.
- Экономика сельского хозяйства: Учеб. Пособие /Под ред. проф. В. В. Кузнецова. Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 352с.
- Экономика сельскохозяйственного предприятия/ Под ред. И. А. Минакова. М.: КолосС, 2003. — 528с.
- Экономика сельского хозяйства: Учеб. пособие/ И. А. Минаков, Н. И. Куликов, Л. А. Сабетова и др. М.: КолосС, 2003. — 328с.
- Экономика и организация сельскохозяйственного производства / Под ред. А. Э. Сагайдака. М.: КолосС, 2005. — 360с.
- Эффективность сельскохозяйственного производства (методические рекомендации) Коллективная монография. М.: 2005. — 156с.
- Экономические теории современности (аграрный аспект). М.: Прометей МПГУ, 2005.- 119 с.
- Эпштейн Д. Паритет экономических отношений сельского хозяйства с другими отраслями и оценка финансовых потерь от его отсутствия // Международный сельскохозяйственный журнал. 2002. — № 2. — С. 11,12.
- Яковлев Б.И. Организация производства и предпринимательство в АПК: Учебник /Б.И, Яковлев, В. Б. Яковлев. М.: КолосС, 2004. — 424с.
- Янбых Р.Г. Поиск кредитов в сельском хозяйстве: проблемы и их возможное решение//Экономика сельского хозяйства России,№ 7, 1994.-С. 38.
- Порядок предоставления субсидий на производство молока
- Субсидии на молоко предоставляются сельскохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам ежемесячно при условии сохранения ими поголовья коров не ниже уровня 1 января 2008 года.
- При восстановлении поголовья коров в течение текущего года до уровня 1 января 2008 г. субсидии на молоко сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляются начиная с месяца, в котором поголовье коров восстановлено.
- Субсидии на молоко за счет средств областного бюджета предоставляются сельскохозяйственным организациям, индивидуальным предпринимателям, крестьянским (фермерским) хозяйствам за январь ноябрь 2009 года по ставке 1250 рублей за тонну.
- Субсидии на молоко за счет средств федерального бюджета предоставляются сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам за январь -июнь 2009 года по ставке 760 рублей за тонну.
- Поступившие справки-реестры о выплате субсидии на молоко проверяются специалистами отдела животноводства, племенного дела и перерабатывающей промышленности Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.
- Проверенные и подписанные специалистами отдела животноводства, племенного дела и перерабатывающей промышленности Департамента справки-реестры передаются в планово-финансовый отдел Департамента.
- В случае выявления в течение 2009 года нецелевого использования субсидий на молоко (произведенное и реализованное) соответствующие средства подлежат возврату на лицевой счет Департамента, открытый в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области.
- Средства, использованные не по целевому назначению, выявленные по истечении 2009 года, подлежат возврату в областной бюджет.
- Порядок предоставления субсидий на производство и реализациюяиц.
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным организациям на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц.
- Департаменту предоставляется право в IV квартале 2009' года выплачивать (при наличии денежных средств) субсидии на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц за произведенную и реализованную сверх плана продукцию.
- Субсидии на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц предоставляются Департаментом сельскохозяйственным организациям ежемесячно.
- Департаменту предоставляется право на основании обращений сельскохозяйственных организаций производить выплаты субсидий на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц авансом в счет будущего производства и реализации яиц.
- Размер субсидий на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц, выплачиваемых в виде аванса, не может превышать 40 процентов суммы указанных субсидий, причитающихся за период с 1 мая по 30 ноября 2009 года включительно.
- Проверенные и подписанные специалистами отдела животноводства, племенного дела и перерабатывающей промышленности Департамента документы передаются в планово-финансовый отдел Департамента.
- На основании поступивших документов специалисты планово-финансового отдела Департамента производят перечисление сумм субсидий на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц на счета сельскохозяйственных организаций.
- Суммы средств субсидий на компенсацию части затрат по производству и реализации яиц, предоставленные с нарушениями настоящего Порядка и выявленные по истечении 2009 года, подлежат возврату в областной бюджет.
- Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам)
- В случае продления заключенных после 1 января 2007 года договоров по кредитам (займам) возмещение части затрат осуществляется по таким договорам, продленным на срок, не превышающий б месяцев.
- Департамент после проверки документов перечисляет причитающиеся суммы на расчетные счета заемщиков, указанные в расчетах размера субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам).
- Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).
- Суммы средств субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам), предоставленные с нарушениями условий настоящего Порядка и выявленные по истечении 2009 года, подлежат возврату в областной бюджет.
- Порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам)
- Средства на возмещение части затрат, предоставляемые заемщикам, не должны превышать фактические затраты заемщиков на уплату процентов по кредитам (займам).
- Суммы средств субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), предоставленные с нарушениями условий настоящего Порядка и выявленные по истечении 2009 года, подлежат возврату в областной бюджет.