Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие экономики региона на базе совершенствования финансового механизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная причина указанного спада состояла в том, что при ослаблении финансовой поддержки со стороны федерального центра, регионы столкнулись с проблемой необходимости проведения самостоятельной социально-экономической политики, направленной на реформирование экономики и привлечение инвестиций. В то же время, органы власти на мезоуровне были в этом не заинтересованы, поскольку ранее получали… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Теоретические положения эффективного взаимодействия региональной экономики и финансов
    • 1. 2. Проблема федерализма в системе регионального экономического развития
    • 1. 3. Формирование финансового механизма управления развитием региональной экономики
  • 2. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ
    • 2. 1. Оценка состояния и развития экономического потенциала территории
    • 2. 2. Экономическая оценка эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне
    • 2. 3. Формирование методических подходов к оценке результативности финансовой политики региона
  • 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 3. 1. Применение R/S-анализа для планирования регионального экономического развития
    • 3. 2. Совершенствование экономического инструментария регулирования межбюджетных отношений
    • 3. 3. Формирование стратегической программы экономического развития региона, ориентированной на результат

Развитие экономики региона на базе совершенствования финансового механизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Российская экономика до 2008 г. отличалось высокими темпами развития. Так, в период с 2000 по 2007 год среднегодовой темп прироста ВВП составил 6,9%, промышленное производство увеличилось на 47,1%, инвестиции в основной капитал выросли в 2,2 раза. Положительные тенденции были характерны и для субъектов Российской Федерации. Однако развитие кризисных процессов со второго полугодия 2008 года стало причиной резкого падения экономики и инвестирования, обострения социальных проблем. При этом, на уровне отдельных регионов, в частности северокавказских, экономический спад имел катастрофические масштабы.

Основная причина указанного спада состояла в том, что при ослаблении финансовой поддержки со стороны федерального центра, регионы столкнулись с проблемой необходимости проведения самостоятельной социально-экономической политики, направленной на реформирование экономики и привлечение инвестиций. В то же время, органы власти на мезоуровне были в этом не заинтересованы, поскольку ранее получали ресурсы в достаточном объеме из федерального бюджета. Также, как показывает практика, усилия региональных властей в реализации целей и задач развития не всегда достаточно эффективны. Одна из основных причин — отсутствие чётко разработанных и осуществляемых планов развития территорий, опирающихся не на федеральные финансовые ресурсы, а на использование собственного ресурсного потенциала. Очевидно, что в настоящее время требуется, с одной стороны, более глубокое изучение собственных финансовых возможностей их удовлетворения, а с другой — разработка методических подходов, оценивающих результативность реализации региональных усилий.

Всё это позволяет утверждать, что совершенствование подходов к экономическому развитию регионов России приобретает все большую актуальность для теории и практики региональной экономики, включая корректировку инструментария регулирования межбюджетных отношений, формирование адекватной стратегии развития, направленной на реформирование экономики, создание положительного имиджа и привлечение инвестиций.

Степень разработанности проблемы. Исходным толчком к постановке задач диссертационного исследования послужили фундаментальные исследования регионального экономического развития, отраженные в работах Н. Агафонова, В. Бильчака, В. Бутова, А. Гранберга, А. Дудова, А. Дружинина, Л. Иванченко, В. Игнатова, В. Кашина, Г. Ковалевой, А. Лаврова, В. Лек-сина, Г. Лузина, П. Минакера, Г. Мкртычан, Т. Морозовой, Н. Некрасова, В. Овчинникова, О. Романовой, В. Семенова, В. Суслова, В. Шабашева, А. Швецова, Р. Шнипера и др.

Финансовые проблемы в региональном развитии подробно изучены в трудах А. Бабич, Я. Гамалей, Л. Дробозиной, В. Жданова, А. Игудина, Л. Павловой, Г. Поляка, М. Романовского, Т. Юткиной, М. Яндиева и др.

Высоко оценивая результаты, полученные в вышеназванных работах, считаем необходимым отметить, что остается еще немало аспектов, требующих более углубленного анализа, внесения уточнений и доработки, прежде всего, в вопросах реформирования системы межбюджетных отношений, результативности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации, разработки инструментария планирования и регулирования регионального экономического развития. Актуальность, недостаточная разработанность и практическая значимость научной проблемы развития управления региональной экономикой на основе совершенствования финансовых механизмов и обусловили выбор темы диссертационного исследования, определили предмет и объект исследования, постановку цели и задач работы.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК. Тема диссертации соответствует специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика», исследование проведено в рамках пункта 5.17. Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправленияспециальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит», исследование проведено в рамках пунктов 2.2. Государственная политика регулирования финансовых взаимосвязей в системе федеративных потоков и 2.5. Оптимизация бюджетного процесса: совершенствование системы управления доходами и расходами бюджетной системы и внебюджетных фондов, бюджетного планирования и долгосрочного прогнозирования, паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является совершенствование теоретико-методических положений разработки направлений роста экономики региона на основе формирования финансового механизма ее развития.

Сформулированная цель исследования определила следующие задачи: ,.

— исследование теоретических основ развития экономики региона, в том числе изучение генезиса концепций развития экономики региона, уточнение и конкретизация понятия «экономический потенциал региона» и финансовый механизм его роста в условиях ведущей роли региональной финансовой политики;

— анализ экономических проблем российского федерализма в рамках управления развитием экономики территории;

— формирование модели эффективного финансового механизма развития экономики региона;

— исследование состояния и тенденций изменения экономического потенциала территорий Юга России, а также оценка эффективности существующей системы бюджетной поддержки их развития;

— разработка методических положений комплексного исследования результативности региональной финансовой политики на базе сформированной системы показателей;

— разработка инструментария исследования устойчивости динамики развития экономики регионов;

— обоснование механизма трансформации финансовых отношений федерального центра и региона;

— выработка методических рекомендаций по формированию и реализации программ экономического развития региона.

Предметом исследования являются теоретические и методические положения, проектирующие направления роста экономики региона, а также финансовый механизм ее развития.

Объектом исследования выступают регионы Северо-Кавказского фе-^ дерального округа РФ.

Теоретической и методологической основой диссертационного иссле-* дования послужили научные труды и прикладные работы ведущих российских и зарубежных специалистов в области регионального управления, раз-? работки региональной экономической политики, в частности, финансовой политики региона, а также базовые нормативно-правовые акты — Конституция РФ, законодательные и нормативные акты по разработке социально-экономической политики.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили отчеты Министерства регионального развития РФ, Министерств экономического развития субъектов СКФО, официальные данные Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов, законодательные акты РФ, Постановления правительства РФ, Программы социально-экономического развития субъектов СКФО.

Инструментарно-методический аппарат исследования основан на использовании общенаучных, общеэкономических и специальных методов и приемовметодов анализа (системного, структурного, территориального, логического, экономико-статистического, функционального, сравнительного) — методов математического анализа и моделированияметодов группировок.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании теоретико-методических положений по формированию направлений роста экономики территории на базе исследования современной финансовой политики и создания эффективного финансового механизма в регионе.

В диссертационной работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика:

— на основе сравнительного анализа современных концепций экономического развития региона конкретизирована структурно-логическая схема взаимосвязи роста экономического потенциала региона и совершенствованияфинансового механизмауточнена структура основных компонент регионального финансового механизма, раскрыта их сущность;

— выделены современные экономические проблемы федерализма и предложены основные направления реформирования модели бюджетного, федерализма в контексте управления развитием экономики территорий;

— выявлены тенденции и закономерности изменения экономического потенциала территорий Юга России, что позволило определить региональные особенности формирования ресурсной базы развития субъектов федеральных округов, связанные с их социально-экономическим положением и влиянием современной системы бюджетной поддержки;

— разработана методика оценки устойчивости динамики показателей развития экономики территории с использованием инструментария многомасштабного R/S анализа, позволяющего комплексно прогнозировать финансово-экономическое состояние региона;

— выработаны методические рекомендации по формированию региональной программы экономического развития, ориентированной на результат, реализация которой обеспечивает эффективное функционирование экономической системы в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

По специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:

— разработана модель эффективного финансового механизма развития экономики региона, включающая три структурных блока в которых систематизированы и конкретизированы взаимосвязанные основные компоненты: теоретического обоснования, методического обеспечения и практической реализации;

— сформирована система показателей результативности региональной финансовой политики и разработаны методические положения по их оценке с использованием инструментария многомерного экономико-статистического анализа и применением адаптивных моделей прогнозирования, позволяющие оценить текущую и перспективную эффективность управления финансовыми потоками территории;

— разработаны методические рекомендации по формированию механизма трансформации финансовых отношений федерального центра и региона, включающие авторский алгоритм расчета бюджета развития региона и комплекс рекомендаций по изменению норматива распределения финансовых ресурсов между регионами, которые обеспечат учет реальных финансовых возможностей территорий при планировании регионального бюджета.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в работе подходы, методы, рекомендации могут быть положены в основу разработки и принятия обоснованных управленческих решений на уровне региона и использованы при формировании региональной экономической стратегии развития.

Непосредственное практическое значение имеют представленные в диссертации следующие результаты исследований:

— основные направления реформирования современной модели бюджетного федерализма;

— методика оценки устойчивости динамики развития экономики территорий;

— методические рекомендации по формированию региональной программы стратегического развития экономики;

— модель эффективного финансового механизма развития экономики региона;

— система показателей результативности региональной финансовой политики и методические положения по их комплексной оценке;

— методические рекомендации по формированию механизма трансформации финансовых отношений Федерального центра и региона.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены и получили одобрение на международных научно-практических конференциях, семинарах и симпозиумах, в том числе, на международном форуме «Экономика 2006» (г. Киров, 2006), международной научно-практической конференции «Проблемы экономики современных промышленных комплексов» (г. Самара, 2006), международной научно-практической конференции «Математические модели современных экономических процессов, методы анализа и синтеза экономических механизмов» (г. Самара, 2006), международной научно-практической конференции «Наука и технологии: актуальные проблемы, 2007» (г. Ставрополь, 2007). Научно-методические положения диссертации докладывались в рамках научно-технических конференций по результатам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов СевКавГТУ (2004 — 2010 гг.).

Результаты исследований нашли применение в деятельности Министерства экономического развития Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края.

Предложенные автором методические разработки по региональному развитию используются в учебном процессе ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 11 научных работ общим объемом 22,6 п.л. (авторских — 3,38 п.л.), в том числе 1 монография, 4 статьи — в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Библиография включает 167 наименований. Диссертация содержит 153 страницы основного текста, 30 таблиц, 13 рисунков, 3 приложения и имеет следующую структуру.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

По результатам выполненных в работе научных исследований по проблеме совершенствования теоретико-методических положений разработки направлений роста экономики региона на основе формирования финансового механизма ее развития можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Региональная экономическая политика представляет собой систему мер государственного воздействия на социально-экономическое развитие региона, направленных на решение проблемы асимметрии, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни населения. При этом сердцевиной региональной экономической политики является стратегический блок, главным элементом которого является проблема эффективного формирования и управления экономическим потенциалом территории. Экономический потенциал региона, по мнению автора, следует рассматривать в «широком» (категориальном) и «узком» (практическом) смысле. В «широком» (категориальном) понимании экономический потенциал территории представляет собой отношения по поводу системного генерирования и распределения ресурсной базы в различных формах в целях обеспечения процесса устойчиво-динамического социально-экономического развития территорий. В «узком» (практическом) понимании экономический потенциал следует понимать как совокупность региональных ресурсов, которые объективно могут быть мобилизованы и использованы в рамках отдельно взятой территории по обеспечению процесса ее устойчивого социально-экономического развития.

2. Под финансовым механизмом развития экономики региона следует понимать систему взаимодействия экономических и финансовых методов, способов, рычагов, которая выражается в организации, планировании и стимулировании развития региональной экономической системы на основе эффективного использования финансовых ресурсов. К его структурным элементам, на наш взгляд, следует отнести финансовые инструменты, методы, отношения, рычаги, показатели, а также правовое, методическое и информационное обеспечение.

3. Определение потенциала экономического развития региона является одной из важнейших прикладных задач региональной экономики. В то же время, несмотря на высокие потенциальные возможности и на рост основных показателей, характеризующих экономику северокавказских регионов: величина валового регионального продукта (ВРП), ВРП на душу населения, индекса промышленного и сельскохозяйственного производства, в исследуемых регионах отмечены одни их самых низких по стране показатели ВРП на душу населения, доходы населения, высокий уровень безработицы, а также низкий уровень финансовой обеспеченности экономического развития, что в конечно итоге привело к тому, что данные субъекты Федерации, исключая Ставропольский край, замыкают региональный рейтинг по уровню социально-экономического развития, характеризуются низким уровнем инвестиционной привлекательности и недофинансированием материальной базы и социальной сферы.

4. Асимметрия экономического развития определяет бюджетную асимметрию территорий. По среднедушевым бюджетным доходам во многих случаях после безвозмездных и безвозвратных перечислений наблюдаются значительные изменения ранжирования территорий по степени их бюджетной обеспеченности. Сокращение бюджетной асимметрии субъектов РФ в кратких временных границах возможно через социальное выравнивание территорий до ее минимально необходимого уровни с учетом потребности территорий в текущих нуждах. Но стратегия развития межбюджетных отношений на уровне субъекта Федерации должна быть ориентирована, прежде всего, на собственные ресурсы, а также на направление долевых субсидий в так называемые «точки роста». Необходимо определить баланс предпочтений между текущими задачами и стратегическими направлениями развития, включая сокращение неоправданных различий в социально-экономическом развитии территорий.

5. Одним из главных недостатков существующей модели бюджетного федерализма является острая вертикальная несбалансированность бюджетной системы, состоящая в значительном превышении объема фактически сложившихся расходных полномочий консолидированных бюджетов субъектов Федерации по сравнению с их бюджетной обеспеченностью. Проведенные расчеты свидетельствует о том, что региональные органы исполнительной власти не заинтересованы в наращении экономического потенциала своей территории и формировании стратегии финансовой самообеспеченности. Это позволяет признать существующую схему межбюджетных отношений неэффективной. Кроме того, значительные средства межбюджетных трансфертов выделяются строго для целевого использования. Недостаток «свободных средств» приводит к ограничению возможностей органов исполнительной власти мезоуровня по решению задач социально-экономического развития территорий.

6. Для оценки результативности региональной финансовой политики на основании проведенного исследования была сформирована совокупность оценочных показателей. С применением факторного анализа были выделены главные компоненты результативности финансового развития территории: F1 — компонента, оценивающая эффективность управления бюджетными ресурсами и F2 — компонента результативности инвестиционной политики. Проведенные расчеты по Северокавказским регионам отразили существенные различия в их развитии. При этом наиболее весомыми (результирующими) показателями в компоненте F1 следует признать уровень финансовой обеспеченности региона, уровень бюджетной обеспеченности региона, коэффициент финансовой зависимости территориального бюджета, коэффициент генерирования бюджетных доходов, уровень задолженности по налогам в регионе, в компоненте F2 — уровень инвестиционной активности в регионе и инвестиции в основной капитал на душу населения.

7. Наиболее точным методом оценки устойчивости динамики экономического развития регионов должен стать R/S-анализ. Этот метод предоставляет собой точный и чувствительный способ определения наличия взаимосвязей в случайных процессах. Расчеты показали, что наименее персистентным является временной ряд экономики Ставропольского края, а наиболее устойчивые тенденции имеет экономика Северной Осетии и Карачаево-Черкесской республик. Однако следует отметить, что показатель Херста является дополнительным индикатором, показывающим склонность к изменению развития системы. В связи с этим мы можем сделать вывод о том, что изменения вектора развития экономической системы Северокавказских республик не выявлено. Развитие их экономики будет иметь инерционный характер без наращения ресурсной базы.

8. Совершенствование системы бюджетной поддержки регионов, являющееся неотъемлемой частью общей системы реформирования региональной экономики, предопределяет настоятельную необходимость обоснования пропорций рационального участия регионов и центра в развитии и финансовом обеспечении хозяйственных комплексов субъекта Федерации. Определяющим подходом в формировании указанных пропорций является последовательное усиление принципа саморазвития регионов и создание такой системы федерализма, которая была бы направлена на стимулирование финансовой самообеспеченности на мезоуровне. При этом, по мнению автора, нормативы налоговых отчислений должны рассчитываться с учетом инвестиционной составляющей территориальных бюджетов, предполагающей усиление инвестиционной направленности в расходовании бюджетных средств в соответствии с программами структурной перестройки экономики регионов и развития материальной базы отраслей производственной и социальной инфраструктуры. Формируемый бюджет развития территории, по мнению автора, следует определять как максимально возможную величину бюджетных средств, которые могут быть использованы в качестве инвестиционных ресурсов для развития региональной производственной сферы при соблюдении обеспечения уровня текущего потребления, финансировании необходимых социальных программ и возможностей трансфертного перераспределения из федерального бюджета.

9. Эффективное функционирование региональной экономики в долгосрочной перспективе должно быть ориентировано на «управление результатами», что предполагает смещение от системы управления источниками ресурсов к управлению результатами экономической деятельности региона путем повышения уровня стабильности региональной ресурсной базы. Кроме того, отправной точкой управления региональной экономикой, ориентированного на результат, должно явиться определение прямых и конечных результатов расходования финансовых ресурсов региона и показателей, на основании которых можно судить о степени достижения поставленных целей (уровень результативности реализации региональной финансовой политики).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С. Повышение эффективности бюджетных расходов с помощью системы сбалансированных целевых показателей Текст. /С. Ананенко. Финансы. № 9. — 2004. — с. 108- 123.
  2. , B.JI. Муниципальный менеджмент. Текст. / В. Л. Асанов, В. Н. Иванов, С. Б. Мельников.- М.: Муниципальный мир, 2004.- 408с.
  3. Афанасьев, Мст. Бюджетирование, ориентированное на результат Текст. / Мст. Афанасьев // Вопросы экономики.- 2004.- № 9.- С. 130−139.
  4. , С.В. Диагностика межрегиональной дифференциации Текст./ С. В. Баранов // Региональная экономика: теория и практика. 2007. -№ 6
  5. , С. Новые подходы к оценке межрегиональной дифференциации Текст. / С. Бекетов, Т. Скуфьина// ЭКО. № 1. -2005.-С.47−64.
  6. , А.В. Инструменты и методы формирования эффективной бюджетной политики: автореф. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / А. В. Белова. СПБ, 2010.
  7. , В. И. Экономическое развитие региона: теоретико-методологические аспекты оценки Текст./ В. И. Бережной, С. В. Зенченко, М. П. Пащенко. Ставрополь.: ОАО «Шпаковская типография», 2009. — 203 с.
  8. , В.И. Математические методы моделирования экономических систем: учебное пособие Текст. / В. И. Бережной, Е. В. Бережная. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 432с.
  9. , Н.С. Развитие системы государственного управления финансами региона: методология, концепция, модели реализации: автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / Н.С. Бес-коровайная. Ростов-на-Дону, 2009.
  10. , О.В. Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации Текст. / О. В. Богачева // Регион: экономика и социология. 1999. — № 1. — С. 38−58
  11. Большой экономический словарь Текст. /Под ред. А.Н. Азри-лияна. М.: Фонд «Правовая культура», 1994. — 528 с.
  12. , Е.В. Теоретические и методические аспекты определения целей и качества налогового и бюджетного планирования Текст./ Е.В. Боровникова// Финансы и кредит. 2008. № 5(293). — с. 23−28.
  13. Бюджетирование, ориентированное на результаты: цели и принципы Текст. М.: ECORYS-NEI, Московское отделение Нидерландского Экономического Института, NEI-ECORYS Moscow, 200 215. Бюджетный кодекс РФ
  14. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт Электронный ресурс. // www.iet.ru
  15. , Н.В. Инструменты и методы оценки влияния отрасли на уровень социально-экономического развития региона: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук Текст. / Н. В. Веретнова. Красноярск, 2006.
  16. Гамалей, Я.В. Инвестиционно-финансовый механизм управления развитием региональной экономики в современной России: дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст./ Я. В. Гамалей. Ростов-на-Дону, 2008.
  17. , Я. В. Эконометрическое моделирование процессов в региональной экономике Текст. / Я. В. Гамалей, М. Б. Кетенчиев // Знания и творчество в подготовке специалистов в XXI веке. — Ростов н/Д: изд-во ИУ-БиП, 2004.-0,15 /0,07 п. л.
  18. , Я. В. Моделирование процессов управления региональной экономикой Текст. / Я. В. Гамалей, В. А. Долятовский, Т. Н. Толстых. -Тамбов: изд-во ТамбГУ, 1999. 14,2 / 4,5 п. л.
  19. , В. Бюджетная система и экономический потенциал страны Текст. / В. Горегляд. М.: Вопросы экономики. — 2002. — № 4
  20. , Е.В. Социально-экономическое состояние региона Текст. / Е. В. Горшенина. Тверь: ТГСХА, 1999, с.6−7.
  21. , А.Г. Основы региональной экономики Текст. /А.Г.Гранберг. -М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.
  22. , Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт Текст. / Т. В. Грицюк. -М.: Едиториал УРСС, 2003. 384 с.
  23. , В.И. О федеральных целевых программах регионального развития Текст. /В.И.Гришин // Регионология, 2003.-№ 1.-С.13−15.
  24. , В.И. Регионам потребуется дополнительное финансирование Текст. / В.И.Гришин// Бюджет. 2005.- № 9.- С. 66−69.
  25. , Л. Стратегия устойчивого развития региона Текст./ Л. Гуриева // Проблемы теории и практики управления. — 2007. — № 2. — С. 46−57.
  26. , Г. В. Регион в формировании социального государства Текст. / Г. В. Гутман, О. П. Звягинцева, А. А. Мироедов. М.: Финансы и статистика, 2005, с. 10.
  27. , А. Н. Инструменты межбюджетного регулирования в субъектах РФ Электронный ресурс. // www.fpcenter.ru
  28. Джурбина, Е. М. Развитие региональной экономики на основе реализации выравнивающей и развршающей функций межбюджетных трансфертов: условия, приоритеты, механизмы: дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / Е. М. Джурбина. Пятигорск, 2007.
  29. , А. Б. Управление формированием и развитием налогового потенциала региона: дисс. на соискание ученой стени канд. экон. наук Текст. / А. Б. Жеребцов. Хабаровск, 2007.
  30. , А.Б. Повышение качества налогового обслуживания как средство увеличения бюджетных поступлений в регионе Текст. /А.В. Жеребцов // Новое в экономике и управлении. Выпуск 11. — М.: МАКС Пресс, 2007.
  31. , М.И. Вопросы распределения доходных источников между уровнями бюджетной системы Текст. / М. И. Заборина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2009, № 3(20). Ставрополь, СевКавГТУ, 2009. — 0,4 п.л.
  32. , М.И. Финансово-экономический мониторинг региона: теоретико-методические аспекты его организации Текст. / М. И. Заборина // Вестник университета. -М.: ГУУ, 2009 0,3 п.л.
  33. , Б. Бюджетный федерализм: сравнительный анализ по странам Текст. / Б. Зайдель, Д. Веспер // Регион: экономика и социология. — 1999. -№ 2.-С. 16−47
  34. , С.В. Формирование и оценка финансового потенциала региона Текст.: монография / С. В. Зенченко. Ставрополь.: Изд-во Сев-КавГТУ, 2007. — 211 с. (13,2 п.л.)
  35. , Г. Б. Территориальные финансы России: теория, методология, практика: дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / Г. Б. Иванова. Ростов-на-Дону, 2004.
  36. , А.Г. Региональная асимметрия в Российской Федерации и межбюджетные отношения в свете требований бюджетного федерализма Текст. / А. Г. Игудин. — М: Академия бюджета и казначейства, 2001. 56 с.
  37. О.С. Методология формирования и стратегия развития доходного потенциала региона: дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / О. С. Кириллова. Саратов, 2006.
  38. , Н. И. Экономический инструментарий регулирования федеративных отношений Текст. / Н. Климова // Материалы МНПК «Экономические факторы федерализации России». М., 2000.
  39. , Н.И. Проект СИРЕНА: влияние государственной политики на региональное развитие Текст. / Н. И. Климова, Н. Н. Михеева, С. А. Суспицын и др. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2002.
  40. , Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие для вузов Текст. / Т. М. Ковалева, С. В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005. -208с.
  41. , А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования Текст. /А.С.Колесов // Финансы.-2003.-№ 4.-С. 15−19.
  42. , Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика Текст. / Ю. А. Корчагин Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 2006. 284 с.
  43. , Н.И. Финансовое прогнозирование в экономических системах Текст. / Н. И. Костина, А. А. Алексеев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  44. Краткосрочное прогнозирование регионального развития в условиях неполной информации Текст. / Под ред. Албегова М. М. М.: Едито- * риал УРСС, 2003.-234 с.
  45. , О.В. Системная диагностика экономики региона Текст. / О. В. Кузнецова, А. В. Кузнецов. М.: КомКнига, 2006. — 232 с.
  46. , В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического ростаТекст. /В. Кулишов, В. Маршак // Вопросы экономики. № 10. — 2002.
  47. , О.И. Управление региональным бюджетом: дисс. на соискание ученой степени д-ра эконом, наук Текст. / О. И. Кушхов. СПб., 2003.
  48. , A.M. Среднесрочное планирование, ориентированное на результаты: международный опыт и российские перспективы Текст. / A.M. Лавров. //Финансы, 2004, № 3, с. 9−14.
  49. , Б.Г. Региональная асимметрия в РФ: измерение и регулирование Текст. / Б. Г. Лавровский. Новосибирск: ЭКОР, 2000, 549 с.
  50. , В. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов // Изд. Стереотипное. М.: Эдиториал УРСС, 2002.-368 с.
  51. , В. Региональная диагностика: сущность, предмет, метод, специфика применения в современной России Текст. / В. Лексин //РЭЖ, 2003, № 9−10, с. 64−86.
  52. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития Текст. / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. -М.: Эдиториал УРСС, 2003. 368 с.
  53. , С.Н. Формирование финансовой базы региона Текст. / С. Н. Леонов, О. Г. Иванченко, О. М. Рензин. Владивосток: Дальнаука, 2001.
  54. , Ю. Потенциал строительного комплекса Текст. / Ю. Лычкин.//Экономист, 1997 г., № 6.
  55. , С.А. Методика многоуровнего прогнозирования социально-экономических систем Текст./ С. А. Малышев // Финансы и кредит. -2006. № 36(240). — с. 90−93.
  56. , А.С. Основы теории регионального воспроизводства Текст. / А. С. Маршалова, А. С. Новоселов. М, 1998.
  57. , Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России Текст. / Н. Д. Матрусов. М.: Наука, 1995
  58. .В. Межрегиональный инструментарий прогнозирования экономического развития Текст.: дисс. на соискание ученой степени доктора экономических наук. — Новосибирск, 2006.
  59. Методика комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Утверждена министерством экономического развития и торговли РФ 11 мая 2001 года Электронный ресурс. //www.economy.gov.ru.
  60. Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (Проект) Электронный ресурс. //www.minfin.ru
  61. Методика распределения финансовых средств из фонда регионального развития Электронный ресурс. //http://www.economy.gov.ru /merit/fedcelprog/ npd/metodl 42. doc
  62. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Текст. М.: Министерство экономического развития и торговли РФ, 2003 -200 с.
  63. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования Текст./ Авторский коллектив: В. Е. Рохчин, С. Ф. Жилкин, К. Н. Знаменская, Е. В. Тишин. М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000. — 487 с.
  64. Методическое обеспечение среднесрочного финансового планирования в регионах и муниципальных образованиях Текст. /Сер. «Проспект» Финансовое планирование.- СПб., ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2004, — с.75
  65. Методы оптимизации в теории управления Текст. / И. Г. Черно-руцкий. СПб.: Изд-во Питер, 2004.
  66. , JI.A. Оценка потенциальных возможностей региона в увеличении налоговых доходов бюджета Текст./ J1.A. Мещерякова // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 7(64). — с. 41−44.
  67. , Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы Текст. / Н. Н. Некрасов. 2-е изд.- М.: Экономика, 1978. с. 19.
  68. , Н.Н. Финансовая устойчивость бюджетной системы Волгоградской области Текст./ Н. Н. Нелюбова. // Финансы. 2007. — № 5. — с. 69−70.
  69. Официальный сайт министерства экономического развития и торговли РФ Электронный ресурс. // www.economy.gov.ru
  70. Официальный сайт министерства финансов республики Северная Осетия Электронный ресурс. // www. mfmo-a.ru
  71. Официальный сайт министерства финансов РФ Электронный ресурс. // www.minfm.ru
  72. Официальный сайт министерства финансов Ставропольского края Электронный ресурс. // www.mfsk.ru
  73. Официальный сайт Счетной палаты РФ Электронный ресурс. // www.ach.gov.ru
  74. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ Электронный ресурс. // www.nalog.ru
  75. Официальный сайт Центрального банка РФ Электронный ресурс. // www.cbr.ru
  76. , А. Политика регионального выравнивания в России Текст. / А. Поздняков, Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы экономики, 2000, № 10.
  77. , Е.Э. Совершенствование инвестиционного инструментария социальной политики в России: автореф. на соискание ученой степени канд. экон. наук Текст. / Е. Э. Попова. Санкт-Петербург, 2007.
  78. Постановление Правительства РФ № 717 от 11.10.2001 г. «О федеральной целевой программе „Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002−2010 годы и до 2015 года)“
  79. Практикум по теории статистики: учеб. пособие Текст. // Подред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2001.-416 е.: ил.
  80. Приказ Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. N 14 „Об утверждении Требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации“
  81. Проект концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года Электронный ресурс. // www.econom.gov.ru
  82. , В.М. Экономический потенциал социальной сферы: содержание, оценка, анализ Текст. / В. М. Проскуряков, А. И. Самоукин. М.: Экономика, 1991 г.
  83. , Б.А. Современный экономический словарь. М., 2003. Электронный ресурс. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева // www.yas.yiina.ru/? 1 879 053 312@0816185600.
  84. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / Авт. колл. под рук. С. М. Вертешева, В. Е. Рохчина. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003.320 с.
  85. Региональная экономика Текст. // Под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. Ростов н/Д: Изд-во „Феникс“, 2001.
  86. Региональная экономика Текст. / Под ред. М. В. Степановой. М.:"Инфра-М», 2001.
  87. Региональная экономика Текст. / Под ред. Бильчака B.C. — Калининград: Янтар. сказ., 1998.
  88. Региональная экономика и управление: уч. пособие Текст. / Е. Коваленко, Г. Зинчук, С. Кочеткова, С. Маслова, Т. Полушкина и др.- 2-е изд., перераб. И доп. СПб.: Питер, 2008.- 288с.
  89. Региональная экономика: учеб. пособие для вузов Текст. /Т.Г.Морозова, М. П. Победина, Г. Б. Поляк и др.- под ред. проф. Т. Г. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -519с.
  90. Региональная экономика: учебник Текст. / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова.- М.:ИНФРА-М, 2005.-686с.
  91. Региональное финансовое планирование: обзор зарубежного и российского опыта Текст. /Сер. проект «Финансовое планирование».- СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003.- 104с.
  92. , Ю.В. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия) Текст. / Ю. В. Савельев, А. И. Шишкин.- Петрозаводск, 2003 357 с.
  93. , Э.Ц. Региональная экономическая система: индикаторная оценка устойчивого развития: монография Текст. / Э. Ц. Садыкова -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. 288 с. — 16,74 п.л.
  94. , В.П. Оценка неравномерности социально-экономического развития субъектов Центрально-Чернорземного экономического района Текст./ В. П. Самарина // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 8(65). — с. 33−38.
  95. , М.И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией Текст. / М. И. Самогорская // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. № 4.
  96. , М.И. Управление инвестициями Текст. / М. И. Самогорская. Под ред. В. Г. Преображенского. — Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2002.
  97. , А.И. Потенциал нематериального производства Текст. / А. И. Самоукин. М.: Знание, 1991 г.
  98. , А.А. Государственные финансовые потоки и экономический рост: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук Текст. / А. А. Сергиенко. М, 2003.
  99. , Г. Р. Многообразие социально-экономического развития регионов и проблемы бюджетного федерализма Текст. / Г. Р. Сингатуллина // Материалы МНПК «Экономические факторы федерализации России». М., 2000.
  100. , С.В. Пространственное планирование как основа устойчивого развития Текст. /С.В. Скатерщиков // География на рубеже тысячелетий. Труды XII съезда Русского географического общества. Т.1. -СПб., 5.-47−52
  101. Словарь бизнес-терминов. Электронный ресурс. // www.dic.academic.ru /dic.nsf/ business/7801.
  102. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления Текст. / под ред. чл.-корр. РАН А. И Татарки-на. Екатеринбург: УрО РАН, 1997.
  103. Социально-экономическое положение южного федерального округа в январе-сентябре 2009 года Электронный ресурс. // www.gksrf.ru
  104. , М.И. Международные региональные взаимоотношения: проблемы и перспективы Текст. / М. И. Стоян // Наука и технологии: актуальные проблемы, 2007: материалы международной научной конференции. -Ставрополь: СевКавГТИ, 2007. 0,11 п.л.
  105. Стратегия развития ЮФО до 2020 года Электронный ресурс. //www.ufo.ru
  106. , С.А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации Текст. / С. А. Суспицын. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. — 196с.
  107. , С.А. Методы измерения и оценки региональной асимметрии Текст. /С.А. Суспицын, A.M. Поздняков, В. И. Суслов и др. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП, 2002.
  108. Таран, O. J1. Социально-экономический потенциал и его использование по Федеральным округам РФ Текст. / O.JI. Таран // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — 10(67). — с. 8−14.
  109. , О.И. Методология и стратегия обеспечения устойчивости доходной базы бюджетов приграничных субъектов Российской Федерации: автореф. дисс. на соискание учено степени д-ра экон. наук Текст. / О. И. Тишунова. Саратов, 2008.
  110. , С.В. Профессиональный взгляд на новый бюджетный кодекс Текст. / С. В. Тюнина, М. М. Шамьюнов. // Финансы. 2007. — № 8. -с.10−15.
  111. , М.И. Устойчивое развитие региона: модель, основные направления, концепция Текст. / М. И. Умаханов, Р. Д. Шахпазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. — 143 с.
  112. Управление региональной экономикой Текст. / Под ред. Г. В. Гутмана. М: Финансы и статистика, 2002.
  113. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы Текст. /Под ред. Д. С. Львова, А. Г. Поршнева. -М.: Экономика, 2002. 692 с.
  114. Управление финансами территорий, ориентированное на результат Текст. /Под ред. Таксира К. И. — М.: Финансы, 2006. — 416 с.
  115. , Т.В. Теория и методология управления устойчивым социально-экономическим развитием региона: автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / Т. В. Ускова. Вологда, 2010.
  116. Федерализм: Энциклопедический словарь Текст. — М.: ИНФРА -М, 1997.-474с.
  117. , В.Д. Финансы и кредит: учеб. пособие Текст.- / В. Д. Фетисов, Т. В. Фетисова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-399с.
  118. , Г. Г. Региональная экономика и управление Текст. / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. М.: ИНФРА-М, 2006. —416 с.
  119. , Э. Производственный потенциал Текст. / Э. Фигурнов. М., 1982 г.
  120. Финансовое выравнивание в системе бюджетного федерализма: мировой опыт и российская специфика Текст. // Информационно аналитические материалы НИИ ЦБ РФ, 1996. — Вып. 11. — 118с.
  121. Финансы России. 2008: Стат.сб. Текст. / А. С. Бакаев, В. Н. Засько, JI.H. Кобринская, Н. В. Коновка, Г. Н. Маклева, Е. В. Маркина, З. И. Меркулова, И. В. Осколков, Н. И. Потявина. Под ред. К. Э. Лайкам. — М., Росстат 2008. — 453 с.
  122. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. Текст. / Под ред. В. К Сенчагова, А. И Архипова 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Велби, изд-во Проспект, 2006. — 720с.
  123. , А.Г. Финансовое регулирование территориального развития в России: автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / А. Г. Хачатрян. Самара, 2008.
  124. , Р.К. Теория, методология и практика трансформации инструментария развития экономики региона (на примере республики Дагестан): автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра экон. наук Текст. / Р. К. Цахаев. Махачкала, 2009.
  125. , А. Сохранение и приумножение производственного потенциала страны Текст. / А. Цыгичко. // Экономист, 1992, № 7
  126. , Н.В. Проблемы обеспечения экономической устойчивости социально-экономической системы региона Текст. / Н. В. Чайковская //Региональная экономика: теория и практика, 2005, № 6, с.33−35
  127. , И.В. Методы воспроизводства регионального капитала Текст. / И. В. Черняева // Региональная экономика: теория и практика. -2008.-№ 7(64).-с.37−40.
  128. , А.А. Введение во фракталы Электронный ресурс. www.home.ural.ru/ -shabun/ fractals/ fractals. htm
  129. , Ю.Г. Функциональная направленность системы бюджетного регулирования Текст. / Ю. Г. Швецов, О. В. Бутакова //Финансы. -2007. -№ 10-с.9−12
  130. , Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма Текст. / Ю. Шевцова // Вопросы экономики. 2005. — № 8. — с.76−81.
  131. , Р.И. Регион: Экономические методы управления Текст. / Р. И. Шнипер. -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991.
  132. , В.Б. Бюджетный федерализм: взгляды зарубежных исследователей Текст. /В.Б. Шуба // Финансы. 2004. — № 8. — с. 24−26.
  133. , П.Г. Вызов пространственного развития Текст. / П. Г. Щедровский // Сообщение, 2003, N6
  134. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики Текст. / Под ред. B.C. Золотарева, В. Ю. Наливайского. Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭА, 1999.
  135. Экономические проблемы становления российского федерализма Текст. / Под ред. С. Д. Валентея. М.: Наука, 1999. — 108с.
  136. Экономический словарь Текст. / Под ред. А. И. Архипова. М.: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2004 г.
  137. Экономический словарь. Электронный ресурс. // www.abc.informbureau.com/html/ oicssenoaaiiue iaoaieci. html
  138. , А.В. Анализ региональных аспектов воспроизводственного потенциала Текст. / А. В. Янгиров, К. Н. Юсупов // Региональная экономика: теория и практика. 2008.- № 10(67).- с. 75−83
  139. , М.И. Теория финансов. Трансформация финансов органов власти: уч. пособие Текст. / М. И. Яндиев.- М.: ТЕИС, 2001.- 240с.
  140. , М.И. Финансы регионов Текст. /М.И. Яндиев.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 240с.
  141. , Э. Экономические циклы и национальный доход Текст. /Э. Хансен.-М., 1959.
  142. Janet G. Stotsky and Emil M. Sunley, «United States,» in Teresa Ter-Minassian, ed., Fiscal Federalism in Theory and Practice (Washington: International Monetary Fund, 1997), 359−60.
  143. Kemp, R. Strategic planning in local government: a casebook. Washington, DC: Planners Press (АРА). 1992.
  144. Courchene Т., Martin ex-Vazquez J., McLure C. J., Webb S. Principles of Decentralization / In: Achievements fnd Challenges of Fiscal Decentralization. Lessons from Mexico- Giugale M., Webb S. (eds.). Washington. D.C.: Work Bank, 2000.-pp. 101−105.
  145. H., 2002, Fiscal federalism and national growth, in: The Economic Review of University (Keizai Ronshu), Bd. 28, Nr. 1.
  146. Peters E.E. Chaos and Order in the Capital Markets: A New View of Cycles, Prices and Market Volatility, 2nd edition. NY: JohnWiley&Sons, 1996.
Заполнить форму текущей работой