Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Типы рыночных структур Республики Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате… Читать ещё >

Типы рыночных структур Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теоретической и институциональной экономики Курсовая работа Типы рыночных структур Республики Беларусь Пешко Анны Валентиновны, студентки 1 курса, специальности «Экономическая теория»

Минск, 2015

Содержание Введение

1. Рыночные структуры: понятие и роль в анализе поведения фирмы

2. Типы конкуренции

2.1 Совершенная конкуренция

2.2 Несовершенная конкуренция

2.3 Модель рынка монополистической конкуренции

2.4 Модель рынка монополии

2.5 Модель олигопольной рыночной структуры

3. Рассмотрение типов рыночных структур на конкретном примере

Заключение

Список использованных источников

Введение

Под структурой рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов.

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нём, наличия или отсутствия ограничений на вход и выход из неё, доступности информации о ценах, нововведениях и т. д.

В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители — фирмы и крупные их объединения — могут назначать практически любые цены на свою продукцию, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объёма продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно сложные правила игры, которые характеризуются использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

В странах с развитой экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды и обуви, торговля, сфера услуг и т. д.), а также олигополии (металлургия, автомобильная промышленность). Чистая монополия и чистая конкуренция встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, просто моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, определения объёма выпуска и формирования её ценовой стратегии, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция — явление довольно редкое, её анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Таким образом, в зависимости от характеристик, выделено несколько типов рыночных структур — рынки совершенной и монополистической конкуренции, монополии, олигополии. Позже, мы рассмотрим каждую из них более подробно.

1. Рыночные структуры: понятие и роль в анализе поведения фирмы В первую очередь рассмотрим понятие рыночной структуры. Под рыночной структурой обычно понимается экономическая среда, в которой протекает конкуренция или, иными словами, соперничество между отдельными товаропроизводителями и предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг. Рыночная структура характеризуется рядом черт, среди которых можно выделить следующие:

1. Количество производителей (потребителей) и их доля в рыночном объёме продаж (покупок), от которой зависит степень влияния каждого хозяйствующего субъекта на рыночную ситуацию;

2. Условия вступления фирм в отрасль и выхода из неё, т. е. наличие (отсутствие) входных барьеров для появления нового производителя и возможность беспрепятственного выхода из отрасли. Спектр входных барьеров обширен: юридические барьеры — лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности, патенты; экономические — преимущества крупных производителей, которые в состоянии нести большие капитальные затраты на увеличение масштаба производства, но и одновременно снижая средние издержки; закрытость доступа к материальным ресурсам в силу их отсутствия на свободном рынке; исключительное право заниматься данным видом деятельности (авторские права);

3. Степень контроля производителей над ценами: чем жестче контроль, тем менее конкурентен рынок и тем выше уровень рыночной власти;

4. Характер продукции — однородный либо дифференцированный продукт. Степень дифференциации продукта существенно влияет на уровень конкуренции на рынке;

5. Доступность информации — осведомленность покупателей и продавцов о ценах на товары и ресурсы определяет характер их стратегического поведения. [1. c.36−37]

Таким образом, всё многообразие рыночных структур можно разделить на следующие два вида: рыночные структуры, для которых характерна совершенная конкуренция и рыночные структуры, для которых характерна несовершенная конкуренция. В свою очередь рыночную структуру с несовершенной конкуренцией принято подразделять на следующие три основных типа: рынок, где доминирует монополистическая конкуренция, олигополистический и монополистический рынки.

Также неотъемлемой частью рыночной структуры является конкуренция. Конкуренция — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров.

При этом, конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции — естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси. При ее решении следует различать условия возникновения конкуренции и условия формирования конкурентной среды.

Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.

Большинство крупных белорусских предприятий не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т. д.).

Таким образом, Беларусь за десять лет существенно растратила стартовый потенциал для самостоятельного развития. Экономическая политика привела к серьезному разрушению основных фондов, снижению уровня жизни населения, к потере экспортных рынков.

2. Типы конкуренций

2.1 Совершенная конкуренция Рынок, для которого характерна совершенная конкуренция, состоит из множества мелких предприятий, предлагающих покупателям однородную (стандартную) продукцию. В этой ситуации потребителю фактически безразлично у кого из производителей приобретать данные товары: продукты самых разных предприятий являются точными аналогами продуктов других предприятий отрасли.

Поскольку на рынке совершенной конкуренции объёмы производства и предложения продукции отдельными предприятиями составляют незначительную долю общего отраслевого выпуска, то ни один производитель из их общего числа не в состоянии повлиять на рыночную цену и должен рассматривать её как объективно заданную величину.

Действительно, для того или иного производителя было бы неразумным запрашивать за свою продукцию более высокую цену, чем существующая рыночная цена: покупатели просто откажутся от её приобретения, поскольку множество других предприятий продают идентичный товар по более низкой цене. Аналогично, производителю нет причин назначать на свою продукцию и более низкую цену, чем существующая рыночная цена: это привело бы лишь к уменьшению её прибыли. Следовательно в условиях совершенной конкуренции спрос на продукцию конкретного предприятия является абсолютно эластичным: при любом, сколь угодно малом, повышении цены по отношению к объективно сложившейся рыночной объём спроса станет нулевым, а при любом снижении цены по отношению к рыночной объём спроса на продукцию предприятия превысит его производительные возможности.

Участники рынка совершенной конкуренции, ввиду отсутствия законодательных, технологических, финансовых и других барьеров, имеют возможность абсолютно свободного перемещения своих ресурсов между отраслями: любое предприятие, при желании, может беспрепятственно начать производство данного товара, либо, в случае необходимости, свернуть его производство, покинув рынок. Всем участникам рыночных сделок (как продавцам, так и покупателям) доступна информация о применяемой в производстве продукции технологии, о ценах на товары и услуги, складывающихся на рынке, о возможной прибыли. [2. с.4−7]

Теперь рассмотрим поведение фирмы в условии совершенной конкуренции при краткосрочном и долгосрочном периодах.

В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В данной ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. Если цена окажется ниже минимальных средних переменных издержек, фирма предпочтёт остановить производство и закрыться.

В долгосрочном периоде, когда могут измениться все виды затрат (в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение фирмы об объёме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять всё производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из неё. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль исчезнет.

2.2 Несовершенная конкуренция Это рыночная структура, абсолютно доминирующая в современной экономике, характеризуется тем, что в её рамках не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции: либо подавляющая часть продукции отрасли предлагается ограниченным числом предприятий, либо продукция, производимая предприятиями отрасли, не является однородной, либо часть предприятий отрасли, занимая господствующее положение на рынке, могут существенно влиять на условия реализации продукции, либо имеются серьёзные препятствия для вхождения новых предприятий в отрасль и выхода из неё, а также для получения участниками рынка информации всех видов. Величина невыполнения, отступления от условий совершенной конкуренции и характеризует несовершенную конкуренцию, которая подразделяется на три типа: монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию. [2. с.5−6]

Монополия — это рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятие фирма и отрасль совпадают. Вхождение в отрасль для других фирм блокировано. Препятствием для вхождения в отрасль могут быть:

— низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба);

— - наличие государственных патентов и лицензий;

— - исключительные права на важнейшие источники сырья;

— - предоставление правительством одной фирме статуса единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение).

Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции, отсутствие близких заменителей. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства — явление редкое, однако она достаточно широко представлена на местных рынках. Практически в любом городе один продавец продает электроэнергию, обеспечивает водоснабжение, оказывает телеграфные услуги, обеспечивает транспортные перевозки и т. д. В связи с тем, что чистая монополия не просто ограничивает, а фактически ликвидирует конкуренцию, государство в отношении чистых монополий проводит антимонопольную политику.

Олигополия (от греческого олиго — немногие и полео — продаю) — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. (Так, например, в США имеется 9 фирм-продавцов жевательной резинки, на долю которых приходится 95% годовых продаж.) Четкого количественного критерия олигополии в виде числа фирм нет, но обычно оно колеблется от трех до десяти. Олигополия, состоящая из 3−4 фирм, называется «жесткой»; состоящая из 4−9 фирм, на долю которых приходится 70−80% рынка, называется «аморфной». Олигополия может существовать на рынке стандартизированной продукции (нефть, цемент) или на рынке дифференцированной продукции (автомобили, бытовая техника).

Различают олигополию сбалансированную (несколько фирм одинакового размера) и асимметричную (один продавец-лидер и ряд небольших продавцов).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

Результаты функционирования фирмы-олигополиста зависят не только от ее собственной политики, но и от решений ее конкурентов. Если одна фирма («Кока-кола») снизит цену на свою продукцию, то другая фирма, функционирующая в этой отрасли («Пепси-кола»), будет вынуждена также снизить цену своей продукции. Ценовая конкуренция среди олигополистов носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к соглашению о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции.

Монополистическая конкуренция. На рынке такого типа имеется множество продавцов, продающих однотипную, но дифференцированную продукцию (например, джинсы, зубная паста), в отношении которой продавец ведет себя как монополист. Продавцы самостоятельно определяют цену на свои товары, объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Основные методы конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен.

Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие хотя ограниченной, но монопольной власти ведет к тому, что производство, осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качества продукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

После проведения анализа сравнения модели совершенной конкуренции и видов несовершенной конкуренции можно сделать некоторые выводы:

1. В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену, выступает на рынке как ценополучатель. А в условиях монополии фирма становится ценоискателем, т. е. может назначить цену.

2. В условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, а при несовершенной конкуренции предельный доход становится меньше цены единой продукции.

3. В условиях монополии фирма всегда стремиться получить экономическую прибыль, что недопустимо для рынка совершенной конкуренции.

А теперь рассмотрим более подробно каждый тип рыночной структуры.

2.3 Модель рынка монополистической конкуренции Монополистическая конкуренция — такое положение на рынке, когда множество продавцов конкурируют, продавая дифференцированный продукт, при наличии возможностей для появления на рынке новых продавцов. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется следующими основными чертами:

1. Товары, продающиеся фирмами на рынке монополистической конкуренции, являются несовершенными заменителями товаров других продавцов. Возможно, что эти различия в действительности обусловлены некоторыми специфическими характеристиками, и поэтому предпочитаются отдельными потребителями. Но может быть и так, что эти различия мнимы, обусловлены рекламой или другими формами продвижения. Это не так важно. Существенно то, что эти характеристики создают их продавцам рыночную власть, то есть возможность повышать цену, не опасаясь при этом полностью потерять покупателя.

2. На рынке монополистической конкуренции действует относительно большое количество продавцов. При этом доля отдельных продавцов в общем объёме рыночных продаж невелика, хотя и заметна.

3. В силу наличия большого количества продавцов, они не учитывают возможную реакцию конкурентов при принятии решения об установлении цены и объёмов продаж. Последствия действий каждого из продавцов распределяется на относительно большое количество других продавцов, что делает их мало ощутимыми.

4. На рынке монополистической конкуренции отсутствуют существенные барьеры для входа в отрасль. Конечно, вход в отрасль не так прост, как на рынке совершенной конкуренции, что обусловлено привыканием покупателей к уже имеющимся торговым маркам, но выгодная конъюнктура на таком рынке часто привлекает туда дополнительных продавцов. [3. с.45−47]

В общем, нужно отметить некоторое сходство рынка монополистической конкуренции с рынком монополии (отдельные фирмы обладают возможностью контролировать цену продаваемых товаров), и рынком совершенной конкуренции (наличие множества продавцов и свободный вход и выход). Ещё одной, хотя и не всегда обязательной, чертой рынка монополистической конкуренции является несовершенство информации.

А теперь рассмотрим рынок монополистической конкуренции на примере рынка лекарств в Республике Беларусь. На рынке лекарств присутствует достаточно много как потребителей, так и производителей. Так как фирмы предлагают дифференцированную продукцию, то у производителей есть некоторая монополия на цену своей продукции, однако из-за того, что удельный вес одной фирмы по сравнению с целым рынком невелик, то эта монополия очень ограничена.

В структуре потребителей выделяется несколько особенностей:

1. Среди покупателей мужчин меньше, чем женщин.

2. С точки зрения возраста доминирует группа людей пожилого возраста.

3. Городское население покупает лекарства чаще, чем сельское.

Всех производителей можно разделить на 2 группы: отечественные и импортные. По исследованиям ЦМИ «Фармэксперт на белорусском рынке присутствует более 700 производителей фармацевтической продукции. Отечественная продукция занимает 25% рынка в стоимостном выражении и 55% - в натуральном. Доля лекарств отечественного производства ежегодно увеличивается на 1−2%.

Количество потребления лекарств в последние годы растет: по данным Статистического комитета СНГ в 2005 году белорус тратил на лекарства в среднем 46 $ в год, а в 2010 около 73 $, в 2014 затраты увеличились до 113 $. Данная тенденция связана с такими факторами, как увеличение общего уровня заболеваемости и повышение медицинской грамотности населения.

На формирование спроса также оказывают влияние:

Порядок отпуска лекарственных средств в аптеках — они делятся на рецептурные и безрецептурные лекарства. Потребность в рецептурных лекарствах формируется в первую очередь врачами, выписывающими рецепты. Именно они определяют необходимость применения того или иного препарата. Сам же больной соотносит полезность средств со своими материальными возможностями и принимает решение об их приобретении. Спрос же на безрецептурные препараты формируется в основном под действием рекламы в СМИ, аптеках и лечебных учреждениях;

Стоимость и доступность лекарств на рынке;

Ожидания потребителей (например, из-за ожидания повышения цен в апреле-мае 2011 продажа лекарств увеличилась на треть по сравнению с тем же периодом 2010);

Демографические изменения (например, увеличение количества людей пожилого возраста, которые, как правило, болеют чаще);

Реклама;

Репутация фирмы-производителя;

Уровень потребностей покупателей (например, в периоды эпидемий гриппа значительно увеличивается спрос на противовирусные лекарства, а весной — на противоаллергические препараты);

На формирование предложения оказывают влияние такие факторы, как:

Ожидания производителей (например, при сезонном ажиотаже на противопростудные препараты в сентябре, производитель увеличивает объем производства уже в июле);

Технологии;

Цены на ресурсы.

У лекарственных препаратов, как целой категории товаров, заменителей нет, поэтому рыночный спрос будет скорее неэластичным, чем эластичным. Однако если рассматривать отдельного индивида, то эластичность его спроса будет зависеть в первую очередь от того, в какой степени лечение ему необходимо: у здорового человека спрос будет эластичным, (если, например, цена на аскорбиновую кислоту вырастет намного, то он станет покупать больше лимонов). А для человека, больного сахарным диабетом, инсулин — товар первой необходимости, значит его спрос будет абсолютно неэластичным.

На эластичность спроса влияет также уровень дохода потребителей: чем ниже доход, тем более эластичным становится спрос, однако это касается лишь тех лекарств, у которых есть более дешевые аналоги, пусть и не такие эффективные.

Эластичность предложения зависит от таких факторов, как:

Количество времени, которое находится в распоряжении фирмы: так как в долгосрочном периоде (по сравнению с краткосрочным) факторы производства изменяются в большей степени, то и эластичность будет выше;

Ограниченность ресурсов;

Масштаб производства: маленькой фармацевтической фирме изменить ассортимент или поменять оборудование гораздо проще, чем солидной компании.

Вход на рынок лекарственных средств достаточно свободный, однако он связан с такими проблемами как:

Техническая специфика — многие лекарства не нужны на рынке большими сериями, а значит, издержки на их производства будут гораздо выше, чем доход от них;

Для получения прибыли необходимо вводить в производство инновации, а их финансирование требует больших затрат;

Административные препятствия — препараты нужно зарегистрировать, что требует времени и денег;

Так как потребление продукции напрямую связано с жизнью и здоровьем людей, то рынок подвергается жесткому контролю со стороны государства. Наряду с законами и постановлениями, регулирующими эту отрасль, создаются также и специальные контролирующие органы — в Беларуси существует Центр экспертизы по стандартизации и сертификации лекарственных средств, который занимается проверкой качества лекарств, выводимых на рынок. Без сертификата, выданного этим органом, невозможна реализация ни одного лекарственного препарата. Также вводятся квоты и пошлины на импортную продукцию, ограничиваются наценки на лекарства (на более дорогие препараты наценка меньше — этим снижается возможность производителей заработать на продаже лекарственных средств).

Сейчас рынок лекарственных средств в Беларуси активно развивается. Осваиваются и внедряются в производство новые препараты. По данным агентства Intellix, объем фармацевтического рынка Беларуси в 2010 году составил 676,4 миллионов долларов, что на 10% больше, чем было в 2009 году — 615,4 миллионов долларов.

Главная проблема рынка в том, что разрабатывать новый препарат очень дорого. Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет $ 800 млн., и по прогнозам экспертов эта сумма в скором будущем перевалит за $ 1 млрд. Следовательно, задача для правительства Беларуси — создание благоприятных условий для инвестирования в отечественный фармацевтический сектор, а также подготовка и повышение квалификации кадров.

2.4 Модель рынка монополии Монополия — тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. В отличие от рынка совершенной конкуренции, на котором большое количество конкурирующих продавцов предлагают стандартизированный товар, у чистой монополии нет конкурентов на рынке её товара. Чистая монополия в реальной жизни встречается довольно редко, чаще она присутствует на местных рынках, а не на национальных или мировых.

Монополия характеризуется наличием одного продавца конкретного экономического блага. Это несовершенно конкурентный рынок. Монополист способен воздействовать на рыночную цену. Он может повышать цену на свой продукт путём ограничения своего собственного объёма выпуска.

Монополия порождается экономическими и техническими возможностями продавца, создающего уникальный продукт, а также пространственным фактором. Единственная небольшая торговая точка, расположенная в сельском населённом пункте, будет являться монополией, хотя никакого отношения к уникальности продукта это не имеет. В числе основных барьеров, препятствующих проникновению других фирм в отрасль, выступают:

1. исключительные права на ведение определённого вида деятельности;

2. собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы;

3. эффект масштаба;

4. нелегальные методы борьбы с потенциальным конкурентом.

Входные барьеры, затрудняющие вступление фирм в отрасль с единственным продавцом, положены в основу выделения основных форм монополии. Закрытая монополия защищена от конкуренции юридическими ограничениями. Примером такого рода монополии являются почта, телеграф. Однако на них давят законодательные ограничения в отношении уровня цены и нормы прибыли. Открытая монополия имеет место тогда, когда существует специальная защита от конкуренции. Единственный поставщик какого-либо продукта появляется в результате продуктовых, технологических нововведений, достижений в области маркетинга. Фирма может устанавливать такой уровень цены, при которой экономическая прибыль была бы максимальной. [4. с.494]

Естественная монополия возникает в случаях ограниченности объёма рынка или значительного положительного эффекта от масштаба. Когда одна фирма обслуживает рынок, долгосрочные средние издержки достигают минимального значения. Типичными примерами данной формы монополии являются трубопроводный, железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, система энергоснабжения.

Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь характеризуется достаточно высокой степенью монополизации товарных рынков, концентрацией производства. С учетом этого важным является проведение государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях функционирования свободной рыночной экономики.

Стратегической целью экономической политики государства является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики, основой которой является конкуренция.

В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь № 2034;XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Данные нормативный акт определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции. [5]

Министерство экономики в рамках предоставленных ему полномочий формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики. Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения (Приложение А).

Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10 утверждена Инструкция по выявлению монопольных цен, Постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 27 марта 2000 года № 5 утверждена Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Разработана и утверждена Концепция демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 — 2005 годы. Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития конкуренции на 2002 — 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков, ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой, совершенствование регулирования естественных монополий.

Заметим, что Республика Беларусь не избежала негативного воздействия отраслей — естественных монополий в условиях рынка. В Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства какого-либо товара). На сегодняшний день в реестр внесено более тысячи предприятий, доминирующих на республиканском и местном уровне.

Первый раздел включает естественные монополии. Второй — временные монополии, на рынках которых в течение какого-то времени может быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий, над которыми установлен госконтроль и к продукции которого применяется ценовое регулирование.

Ежеквартально предприятие, признанное монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и переводит предприятие в третий раздел реестра.

Третий раздел реестра (список монополий) содержит около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и продукты питания.

Регулированию деятельности монополий будет уделено внимание и в дальнейшем. Так, антимонопольная политика занимает важное место в Концепции ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г. № 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом открытости национальной экономики.

Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. [6]

Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. В основу этого контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций — монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.

Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.

В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

В Республике Беларуси больше преобладает государственная монополия. Примером государственной монополии в Республике Беларусь является Минский метрополитен. Минский метрополитен имеет множество так называемых потребителей. Это обусловлено тем, что метро является главным средством передвижения, данным видом транспорта пользуется каждый, так как это удобно, быстро и практично. Главная особенность Минского метрополитена в том, что он является единственным в Минске. Тем самым спрос является неэластичным, т.к. независимо от стоимости проездных, потребители всегда будут пользоваться этой услугой. И если проездные станут дешевле, потребитель не станет ездить на метро чаще чем обычно.

2.5 Модель олигопольной рыночной структуры Олигополия — наличие на рынке определённого товара нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь, алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т. е. может влиять на цену своей продукции.

Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами разработан ряд моделей, на одной из которых мы кратко остановимся.

Рассмотрим в качестве примера простую модель дуополии (две фирмы конкурируют друг с другом), впервые представленной французским экономистом О. Курно в 1838 г.

Предположим, фирмы производят однородный товар и знают кривую рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и обе фирмы принимают свои решения в одно и то же время. При принятии производственных решений каждая фирма должна помнить, что её конкурент тоже принимает решение по объёму производства и что конечная цена будет зависеть от совокупного объёма производства обеих фирм.

Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма принимает объём производства своего конкурента постоянным, а затем принимает собственное решение по объёму производства. При этом и та, и другая фирма стремятся к максимизации собственной прибыли.

Итак, в отрасли работают только две фирмы. Назовём их A и B. Пусть обратная функция рыночного спроса представлена как p=h (xA+xB), где xA — объём выпуска фирмы A; xB — объём выпуска фирмы B. xA и xB можно суммировать, ибо мы предположили, что фирмы производят однородный продукт. Итак, в этой модели две фирмы одновременно стараются решить: какое количество продукции им производить? Здесь каждая фирма должна предвидеть, какой выпуск продукции у другой фирмы, чтобы принять решение относительно собственного выпуска. Предвидя тот или иной выпуск другой фирмы, данная фирма в зависимости от этого выбирает свой собственный выпуск, максимизирующий её прибыль. Следовательно, равновесие в модели Курно достигается, когда обе фирмы правильно оценивают возможный выпуск конкурента и поэтому с успехом максимизируют свои собственные прибыли (т.е. одновременно выбирают оптимальные объёмы выпуска).

Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию фирмы Х. На рис. 1. показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2.

Рис. 1. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки.

Если рассматривать ситуацию с позиции фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

Объединив оба графика, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 2. кривая Х отражает реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму Уна рынок. Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно. [3. с.247−248]

Рис. 2. Кривые реакции фирм X и Y на поведение друг друга Виды олигополий:

1. Однородная (недеференцированная) — когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеферцированную) продукцию.

2. Неоднородная (дифференцированная) — несколько предприятий производят не однородную (дифференцированную) продукцию.

3. Олигополия доминирования — на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке. Рядом с ней работает несколько мелких фирм которые делят между собой оставшийся рынок.

Пример: в Республике Беларусь на рынке керамической плитки доминирует ОАО «Керамин», производящая более 75% этой продукции.

4. Дуополия — когда на рынке работает только два производителя или продавца данной продукции.

Пример: в Республике Беларусь два завода производящих Телевизоры — Витязь и Горизонт, они действуют во всём подражая подражая друг другу.

3. Рассмотрение типов рыночных структур на конкретном примере Рассмотрим такой тип рыночной структуры как олигополия.

Рынок безалкогольных газированных напитков Республики Беларусь представлен олигополией. Олигополистическая рыночная структура — самая распространенная структура рынка в современной экономике. Основные черты рынка представлены небольшим количеством фирм, продукция которых идентична, поэтому, как правило, на рынке очень редко проявляется ценовая конкуренция. Вход на рынок новых фирм очень затруднителен, о причине либо законодательных ограничений, либо наличия большого размера первоначального капитала. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. В течение времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.

Рынок безалкогольных напитков Беларуси характеризуется высокой степенью консолидации и представляет собой пример олигополии, когда более 70% рынка контролируется 4−5 основными игроками.

Сегодня рынок безалкогольных напитков является одним из самых быстрорастущих потребительских рынков. Поэтому особой популярностью на рынке Беларуси в последнее время пользуются безалкогольные напитки — за счет своей способности утолять жажду, радовать потребителей приятным вкусом и не оказывать вредного влияния на человеческий организм.

В Беларуси на рынке безалкогольных напитков можно выделить три лидирующие фирмы: Кока-Кола Бевриджиз, БЗБН, Дарида.

Данные фирмы нацелены на расширение ассортимента и отвоевывание позиций на рынке друг у друга. Несмотря на меньшие производственные мощности, объем реализации компании Кока-Кола Бевриджиз значительно превышает объемы реализации Дариды и МЗБН, так как загрузки мощностей более высокого уровня, более развит импорт реализуемой продукции.

Фирмы интенсивно конкурируют за долю рынка. Ярко выраженным лидером является корпорация Кока-Кола, которая представлена в Беларуси как Кока-Кола Бевриджиз, она же и формирует основные тенденции на рынке безалкогольных напитков Беларуси, а остальные ключевые фирмы занимают роль «последователей».

Компания Кока-Кола появилась в Беларуси в 1994 году. Чем же заинтересовывает потребителя Кока-Кола? На мой взгляд, первое, чем можно привлечь покупателя это подачей товара, то есть упаковкой. Кока-кола имеет большое количество интересных маркетинговых ходов, к примеру, совсем недавно появились бутылки с именами, ведь каждому приятно держать в руках бутылочку со своим именем.

Так же всем известно, что напитки имеют больше популярность летом, чем зимой, но фирма Кока-Колы смогла связать свою продукцию с Рождеством, поэтому продажи товара снизились не значительно.

Основную часть покупателей составляет молодежь, так как Кола также ассоциируется и с МакДональдсом.

О продукции еще одного ведущего предприятия Дарида, потребители узнали в 1997. Основным акцентом продукции стала плашка, благодаря которой создался единый образ всего ряда товара. Для стиля этого элемента был подобран специальный оттенок синего цвета с целью привлечения покупателя, так же большую роль имеет яркая интересная наклейка с логотипом предприятия.

Основными покупателями являются жители старше 18 лет. Объемы продаж значительно увеличились в юбилейный год предприятия. Рекламная компания Дариды выпустила серию реклам на радио, телевидении и на билбордах страны, что и привлекало покупателей.

Минский завод безалкогольных напитков был основан в 1966 году. Это единственный завод, который обладает технологией «горячего розлива», технология позволяет производить продукты в ПТЭ бутылку без добавления консервантов. На данный момент предприятие включает в себя 11 торговых марок: Фан-Фан, Росинка, Бела Кола и др. Продукция предприятия имеется во всех регионах нашей страны, а также экспортируется в РФ и страны Европы.

Как и на всех предприятиях, так и на МЗБН продукция попадает на прилавки магазинов с привлекающими покупателя наклейками и удобными формами бутылок.

Пользой своих напитков предприятие завоевало уважения большого количества потребителей, которые обращают внимание на пользу продукта.

Какие же критерии выбора у потребителя? По статистике, в первую очередь, покупатель выбирает товар по вкусовым качествам, но также смотрит на цену и качество продукции. Процентное отношение доверия к производителю и известность марки почти одинаковое, так как чем известнее марка, тем больше хочется попробовать продукт. Как оказывается на упаковку, ее удобство и рекламу покупатель смотрит почти в последнюю очередь.

Рис. 3

В заключении хотелось бы сказать, что рынок безалкогольных газированных напитков в Беларуси, по моему мнению, хорошо развит. Пусть продукция нашей страны многим отличается от импортных товаров, но, на мой взгляд, наши напитки ничем, ни хуже, поэтому я поддерживаю отечественного производителя и считаю, что страна должна поддерживать предприятия для дальнейшего развития.

рынок конкуренция монополия

Заключение

Вопрос о взаимосвязи концентрации продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает модели рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

Таким образом, существуют четыре основные модели рынка: чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами, определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее функционирования.

На совершенном рынке происходит взаимодействие множества покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом товаре, который может различаться у разных продавцов только ценой. Поэтому конкуренция между продавцами носит ценовой характер. Совершенный рынок характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком рынке отсутствует какая-либо дискриминация, как в отношении продавцов, так и в отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.

Монопольный рынок — рынок с наличием одного продавца какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой монополией и рынком с монополистической конкуренцией.

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем, что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными удовлетворять ту же потребность.

Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких продавцов и покупателей какого-то товара.

Объем производства фирма будет определять, сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).

В краткосрочном периоде фирма продолжит производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за снижения рыночной цены. В долгосрочном периоде решение фирмы об объеме выпуска продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.

Равновесие на рынке будет достигнуто, когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет.

На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы, производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста — наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.

Монополия снижает экономическую эффективность. Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и укреплению монопольной власти.

Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно, рассмотренная в данной работе. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.

Список использованных источников

1. Микроэкономика / [В.А. Воробьёв и др.]. — Минск: БГЭУ, 2011;

2. Голубев С. Г. Основы рыночной экономики/ Респ. Научн. — метод и учеб. Центр «Алгоритм». Ч.2. Микроэкономика;

3. Экономическая теория / Под ред.А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. — 3-е изд. — СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002;

4. Иохин В. Я. Экономическая теория: Учебник / В. Я. Иохин; Моск. гос. ун-т коммерции. — М.: Юристъ, 2001;

5. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 № 2034;XII. (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1992. — № 36. — Ст.569);

6. Фридкин Л. Сахарные войны // Экономическая Газета. — 2005. — № 39 (857) от 31.05.2005.

7. Официальные сайты производителей продукций

8. Носов С. С. Экономическая теория: Учебник. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Гл. 10, с. 78−87.

9. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И. П. Николаевой. — М.: Проспект, 1999. — Гл. 6, с. 79−90.

10. Курс микроэкономики. Нуреев Р. М. учебник для вузов. «Норма». 2006 год. — Гл. 4, с.120−125.

11. Экономическая теория: Учебник./ Под ред. А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, В. И. Видяпина, Л. С. Тарасевича.- М.:ИНФА-М, 2006 г. Гл. 10, с.221−224.

12. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Гл. с. 108−120.

13. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. — Гл. 6, с. 109−113, гл. 9, с. 200−211.

14. Экономическая теория; Учебник / Под ред. В. Д. Камаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Гл. с. 108−120.

15. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 1999. — Гл. 6, с. 109−113, гл. 9, с. 200−211.

16. Менгер К. «Основные принципы политэкономии». М., 1992. 397 стр.

17. Красноносова Е. Потребительский спрос на производимые товары// Бизнес-Информ.-1999.-№ 11−12.-с.77−80.

18. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Курслекций для студентоввузов. — М, 1996

19. Л. С. Гребнев, Р. М. Нуреев. Экономика. Курс основ.// «Вита-пресс». Москва, 2001.

20. Г. П. Журавлева, В. В. Смагина. Экономическая теория и политика рыночной системы хозяйствования. Изд. Финансы и статистика, 2008 г.

21. Современный экономический словарь. — 3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2001. 481 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой