Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная защита прав и свобод является основным, главным способом защиты прав и свобод граждан во всём правозащитном механизме государства. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своём распоряжении набор эффективных средств не только для… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сущность и содержание государственной защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 1. Возникновение и развитие иитута гдавенной защиты прав иобод человека и гражданина в Рии
    • 2. Понятие, щнь идержание гдавенной защиты прав иобод человека и гражданина
    • 3. Коитуционные принципы гдавенной защиты прав иобод человека и гражданина
  • Глава 2. Механизм государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
    • 1. Понятие конституционного механизма защиты прав иобод.,
    • 2. Механизм гдавенной защиты прав иобод человека и гражданина в Риой Федерации
    • 3. Спецификадебной защиты прав иобод человека и гражданина
  • Глава 3. Гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 1. Понятие и система гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина
    • 2. овные направлениявершевования гарантий гдавенной защиты прав иобод человека и гражданина

Конституционные основы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Современный этап конституционного развития России характеризуется постоянным совершенствованием системы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Доминирующее влияние на этот процесс оказывает Конституция Российской Федерации 1993 года.

В последнее десятилетие в российском общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации страны в эти годы. Новая Россия восприняла основные стандарты мирового сообщества в гуманитарной сфере, взяла на себя обязательства по соблюдению и защите прав человека, согласилась с тем, что эти права являются естественными и неотчуждаемыми, даны человеку от рождения, обязательны для всех, и, прежде всего, для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.

Действующий Основной закон создал легитимную основу российской государственности, построенную на демократических принципах, заложил, новую систему отношений между государством и личностью1. Он определил основные ценности государства и закрепил порядок их защиты. Права и свободы человека и гражданина признаны высшей ценностью, следовательно, подлежат особой защите со стороны государства.

Расширение сферы конституционного регулирования способствовало максимально полному и последовательному закреплению в рамках Основного закона целого комплекса прав и свобод человека и гражданина, отвечающих всем существующим международным стандартам в этой области.

Несмотря на все положительные стороны реформ, необходимо признать, что сегодня Российское государство не может полностью справиться с выполнением своей главной конституционной обязанности — защитой прав и свобод.

1 См.: Россия на рубеже эпох: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. //Российская газета. 1999. 31 марта человека и гражданина. Например, основное, естественное и неотчуждаемое право человека на жизнь реально не защищено. Смертность в России давно превысила рождаемость. Ежегодно в стране 672 тыс. человек умирает в трудоспособном возрасте, из них мужчин — 530 тысяч1. Подобных масштабов и структуры смертности в мирное время не знала ни одна страна за всю историю человечества.

Впервые в России введён новый термин «сверхсмертность». За последние пять лет число россиян уменьшилось на 7,5 млн. человек — столько же потеряла Германия во второй мировой войне2.

Тенденция роста количества нарушений прав и свобод сохраняется и сегодня. Это приводит к увеличению социальной напряжённости и утрате доверия населения ко всем структурам государственной власти. Не случайно в Послании Президента РФ Федеральному Собранию обращалось внимание на то, что «подъём в России невозможно обеспечить без эффективной власти, работающей на принципах служения обществу, а не самой себе. Мы все хотим, чтобы в России соблюдались права человека. Но часто правозащитные организал ции помогают людям эффективнее, чем государственные структуры». Поэтому необходима теоретическая разработка конституционных основ института государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на то, что в литературе рассматривались отдельные конституционные основы: органов исполнительной власти, судебной власти, российского федерализма4 и другие, комплексного и всестороннего анализа конституционных основ государственной защиты прав и свобод личности не проводилось. Понятие конституционных основ государственной защиты вводится с целью.

1 Страна поголовной смертности.//Независимая газета. 1997. 30 мая.

2 30 стариков на одного младенца.//Российская газета. 1997. 13 марта.

3 Общими силами — к подъёму России: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года.// Российская газета. 1998.18 февраля.

4 См • Исполнительная власть в Российской Федерации. М. 1996, с.2−24- Ржевский В. А., Чепурнова Н. Судебная власть в Российской Федерации. М., 1998; Умнова И. А. Конституционные основы современного российского федерализма. М. 1998 выделения и исследования определённого пласта общественных отношений и чтобы «подчеркнуть специфику их конституционного регулирования» 1.

Государственная защита прав и свобод является основным, главным способом защиты прав и свобод граждан во всём правозащитном механизме государства. Это обусловлено рядом объективных причин. Во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своём распоряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений. В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обязательной силой в отношении всех иных актов. В-четвёртых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения виновных в нарушении прав и свобод личности к ответственности. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют государственную защиту.

Анализ современных процессов свидетельствует о несовершенстве государственной защиты прав и свобод личности. В науке конституционного права актуальность и значимость приобретает разработка чёткого механизма государственной защиты прав и свобод личности. Для уяснения сути этого механизма необходимо исследовать все составляющие его элементы.

Внутригосударственные средства защиты прав и свобод личности дополняются международно-правовыми. Процесс согласования российских норм с общепризнанными принципами и нормами международного права предполагает создание комплексной системы мер, в первую очередь, внутригосударственного (национального) характера, направленных на совершенствование механизма государственной защиты прав и свобод.

Попытки комплексного рассмотрения сущности государственной защиты прав и свобод с учётом, как российского опыта, так и практики зарубежных государств, в государственно-правовой науке предпринимались редко.

1 См.: Кабышев В. Т. Народовластие развитого социализма: конституционные вопросы. Саратов. 1979, с. 45 J.

Эти и другие обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значимость диссертационного исследования, определяют необходимость изучения нормативно-правового содержания института государственной защиты прав и свобод человека и гражданина с целью повышения эффективности его функционирования и свидетельствуют о необходимости научно-практических рекомендаций по совершенствованию всего механизма защиты прав и свобод личности. Всё это и определило выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Теоретическая основа исследования. Диссертация обобщила в себе научный материал, которой послужил её исследовательской основой, и позволил сохранить преемственность в развитии правовой науки.

Проблема защиты прав и свобод личности всегда была в центре внимания всей юридической науки. Ей посвятили свои труды многие учёные, специализирующиеся в различных отраслях права. Она исследовалась в работах представителей общей теории права: С. С. Алексеева, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, A.B. Мицкевича, Н. И. Матузова, A.C. Мордовцаконституционного права: H.A. Бобровой, В. В. Бойцовой, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, Ф. М. Рудинского, А. И. Лепёшкина, О. О. Миронова, Б Н. Топорнина, И. Е. Фарбера, Б. С. Эбзееваа также других отраслей права: С. Н. Братуся, В. М. Жуйкова, В. И. Иванова, В. А. Карташкина, А. М. Ларина,.

B.М. Савицкого, М. С. Строговича, Д. М. Чёчота, Н. Ю. Хаманёвой и др. авторов.

Не были оставлены без внимания фундаментальные труды дореволюционных российских государствоведов: A.C. Алексеева, В. М. Гессена, А. Д. Градовского, В. Ф. Гумбольта, В. В. Ивановского, Б. А. Кистяковского, М. М. Ковалевского, С. А. Котляревского, Н. М. Коркунова, П. И. Люблинского,.

C.А. Муромцева, П. И. Новгородцева, Л. А. Тихомирова.

В диссертации также использованы труды зарубежных авторов, которые внесли заметный вклад в разработку проблем защиты прав и свобод человека: М. Джениса, Д. Гомьена, Й. Изензее, Ф. Люшера, Р. Рисдала, И. Сабо,.

Э. Цоллера. о.

Не умаляя значимости накопленного теоретического опыта, признавая огромный вклад учёных в исследовании общей проблематики вопросов, лежащих в основе диссертационной работы, следует всё же признать, что проблема государственной защиты прав и свобод человека и гражданина не была, по существу, предметом серьёзного научного анализа. Отсутствие глубоких исследований весьма отрицательно сказывается как на развитии юридических средств, при помощи которых граждане могут защитить свои права и свободы, так и на концепции всей системы прав человека.

Настоящая диссертационная работа — первое комплексное теоретическое исследование по проблеме государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. Сегодня необходим анализ становления и развития института государственной защиты прав и свобод личности, определения его места и роли в системе обеспечения прав человека и гражданина. В диссертационной работе используется широкий круг правовых источников, среди которых не только действующая Конституция РФ, но также Конституции РСФСР, СССР, Конституции и законодательство зарубежных государств (ФРГ, Австрии, Венгрии и др.) и стран СНГ (Беларуси, Азербайджана, Молдовы).

Вместе с тем следует признать, что права человека представляют собой общепланетарную ценность. Они подлежат оценке и защите в соответствии с теми стандартами, которые выработаны мировым сообществом. Поэтому в работе изучены и проанализированы международно-правовые документы в области защиты прав и свобод личности на межгосударственном уровне.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью диссертации является рассмотрение процесса становления и развития института государственной защиты прав и свобод личности на основе анализа нормативно-правовых актов национального и международно-правового характераисследование механизма государственной защиты прав и свободвыявление существующих пробелов в правовой регламентации государственной защиты и отдельных недостатков в деятельности всего правозащитного механизма государствапривлечение внимания всех государственных структур к созданию эффективной системы государственной защиты прав и свобод.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования: обобщить накопленный Российским государством исторический опыт государственной защиты прав и свобод личностираскрыть сущность, принципы, содержание и тенденции дальнейшего становления и развития института государственной защиты прав и свобод человека и гражданинапроанализировать структуру и функционирование конституционного механизма защиты и механизма государственной защиты прав и свобод личностирассмотреть конституционные и другие гарантии государственной защиты прав и свобод и внести предложения, направленные на повышение функционирования всего института государственной защитыобобщить нормы международного права в области прав человека с целью приведения национального законодательства в соответствие с общемировыми стандартамивыработать научно-практические рекомендации по совершенствованию государственной защиты прав и свободаргументировать необходимость принятия конкретных нормативных актов по различным направлениям государственной защиты прав человека.

Методологическая основа исследования. При решении поставленных задач в интересах достижения цели диссертационного исследования использованы современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные на практике. В ходе диссертационной работы использовались как общенаучные (диалектический, системный), так и частные методы (исторический, статистический, формально-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, социологический).

Рассмотрение института государственной защиты как явления исторического позволяет отметить, что оно характеризуется специфическими законоо мерностями возникновения и развития, что предопределило использование исторического метода исследования.

Формально-юридический метод использовался, главным образом, при конструировании общетеоретических определений, исследовании их признаков (свойств), содержания и т. п.

Структурно-функциональный метод применялся при анализе связей государственных органов и их взаимодействия с другими общественными организациями, осуществляющими защиту прав человека.

Применение социологического метода позволило выявить роль и назначение института государственной защиты прав и свобод личности и показать эффективность его функционирования в современных условиях.

Научная новизна диссертационной работы выразилась в проведении исследования в аспектах, недостаточно изученных современной юридической наукой и рассмотрении круга вопросов, не являвшихся ранее предметом научного анализа.

Диссертационное исследование относится к числу первых работ, посвященных комплексному рассмотрению и анализу процесса становления института государственной защиты на фоне современных событий, происходящих в России. Автором предпринята попытка, используя значительный исторический и фактический материал, показать процесс формирования и совершенствования конституционных основ государственной защиты прав и свобод личности на различных этапах построения российской государственности.

Исследования института государственной защиты прав и свобод граждан на протяжении ряда лет носили фрагментальный характер и касались в основном судебной и административной форм защиты прав и свобод граждан.

Действующая Конституция России, провозгласив высшей ценностью права и свободы человека и гражданина, гарантировала их защиту в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. В связи с этим, ключевые аспекты государственной защиты прав и свобод исследуются в системе контрольных международно-правовых механизмов. Делается У попытка рассмотреть наиболее актуальные конституционно-правовые проблемы государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на основе анализа отечественной истории и практики, а также путём сопоставления российского и зарубежного опыта.

Автором проводиться научный анализ эффективности деятельности института государственной защиты прав и свобод человека и гражданина с целью выявления тех факторов, которые препятствуют либо содействуют её повышению. В диссертационной работе впервые предпринимается попытка обоснования права гражданина на государственную защиту, его комплексного и всестороннего анализа.

Научная новизна работы предопределяется и характером рассматриваемых проблем, недостаточно изученных в юридической литературе (конституционных принципов государственной защиты, механизма государственной защиты, гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина).

На основе этих исследований в диссертации вносятся предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики государственной защиты прав и свобод личности.

На защиту выносятся следующие положения:

В диссертационной работе делается вывод о том, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина на современном этапе представляет собой самостоятельный комплексный правовой институт. В его содержание включаются следующие основные элементы: правовые нормы и принципы, регламентирующие государственную защиту, механизм государственной защиты, гарантии (как внутригосударственные, так и международно-правовые).

Раскрывается юридическая природа института государственной защиты и порядок его деятельности в условиях адаптации к международно-правовым и общеевропейским стандартам в области прав и свобод человека.

Обосновываются основные недостатки, сказывающиеся на результативности и эффективности правозащитной деятельности в Российской Федерации: противоречивость законодательства, отсутствие должного контроля и ответственности за деятельностью государственных органов в области защиты прав и свобод личности, несовершенство механизма государственной защиты, неконструктивное взаимодействие государственных органов и общественных организаций в правозащитной сфере.

Предлагается и обосновывается необходимость выделения нового субъективного права гражданина — права на государственную защиту, которое прямо не закреплено в действующей Конституции РФ, но вытекает из доктринального толкования конституционных норм.

Защита прав и свобод личности отнесена российской Конституцией к ведению Российской Федерации и совместному ведению РФ и её субъектов. Тем самым Российское государство в лице законодательной, исполнительной и судебной власти выступает гарантом защиты прав и свобод на всей территории страны, а власти республик, административно-территориальных и национально-территориальных образований гарантируют права и свободы человека на соответствующих территориях. Регулирование прав и свобод относится к исключительному ведению Федерации, что позволяет обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для всех лиц, проживающих на территории России и гарантировать набор прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права. Однако защита прав и свобод личности может потребовать соответствующего правового регулирования от субъектов Федерации, которое по действующей Конституции субъекты осуществлять не вправе. Поэтому необходимо закрепить возможность осуществления субъектами Федерации собственного правового регулирования в области защиты прав и свобод граждан.

В диссертационной работе формулируются новые подходы к проблеме международной правосубъектности индивида. Международная правосубъектность признаётся за индивидами, исходя из того, что в отношении их применяются отдельные нормы международного права. Международная правосубъектность выступает в качестве дополнительной гарантии защиты прав и свобод гражданина и предполагает возможность обращения отдельной личности в межгосударственные органы по защите прав человека с единственной цельюдоведения процесса защиты до справедливого и окончательного решения.

Права и свободы граждан в Российской Федерации требуют гарантирования государством сообразно глубокому демократическому содержанию, которое они обрели на современном этапе развития общества. При решении задач их гарантирования тем или иным государственным органом следует адекватно учитывать такие объективные факторы, как конституционное признание человека и его прав в качестве высшей ценности, приоритет соответствующих международно-правовых стандартов, неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения фундаментальных прав и свобод, предопределённость (согласно ст. 18 Конституции РФ) правами и свободами человека и гражданина законодательной, правоприменительной и других видов деятельности государственных структур.

Предлагается классификация и юридическая характеристика системы гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и делается I вывод о том, что государственное гарантирование защиты прав и свобод личности в настоящее время предопределено сложностями экономического, социального и правового характера. Совершенствование механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина во многом зависит от формирования правозащитного законодательства. В связи с этим в работе сформулирован ряд предложений, касающихся решения этой проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что многие положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в законотворческой деятельности, в частности, при дальнейшей разработке и совершенствовании всего правозащитного законодательства.

Предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, направлены как на повышение эффективности функционирования института государственной защиты прав и свобод гражданина, так и на привлечение внимания всех государственных органов к существующим проблемам в исследуемой области. а.

Отдельные концептуальные положения могут быть учтены правоприменительными органами в их практической деятельности по защите прав и свобод.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по конституционному праву России, специального курса «Права человека и их защита в РФ», а также в научно-исследовательской работе.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены в тезисах выступления на международной научно-практической конференции «Права человека: пути их реализации» (г. Саратов) и Всероссийской научно-практической конференции «Права человека и гражданина: проблемы реализации и защиты» (г. Москва), обсуждены на кафедре конституционного права Саратовской государственной академии права. Отдельные положения диссертационного исследования были апробированы на областном и всероссийском конкурсе по вопросам избирательного права и законодательства о референдуме.

Выводы диссертанта использованы в процессе преподавания конституционного права в Саратовской государственной академии права.

Заключение

.

Проведённое исследование относится к числу первых работ, которые посвящены комплексному изучению института государственной защиты прав и свобод личности, его значения для развития демократии, укрепления конституционного строя, структурирования институтов гражданского общества, а также его значимости в контексте международного сотрудничества. В результате исследования делаются следующие выводы:

1. Впервые за всю историю российской государственности Конституция Российской Федерации провозгласила приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими ценностями общества и государства. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства» —провозглашает ст. 2 Конституции РФ. Причём, защита прав и свобод личности является не только конституционно-правовой, но и международно-правовой обязанностью Российского государства.

2. Конституция РФ 1993 года создала легитимную основу государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, построенную на демократических принципах, общеобязательных для всех органов государственной власти. Концептуальной основой российской Конституции признано закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности. От обеспечения и соблюдения заложенных в Конституции принципов зависит не только надёжная защита прав и свобод личности, но и процесс формирования гражданского общества и правового государства.

3. Анализ содержания национальных нормативных актов и международного законодательства, изучение практики правозащитной деятельности в России и за рубежом позволяет сделать вывод, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина на современном этапе представляет собой самостоятельный комплексный правовой институт, включающий в своё содержание следующие основные элементы: принципы и нормы права, регламентирующие государственную защиту прав и свобод личностимеханизм государственной защиты прав и свобод личности и гарантии их государственной защиты.

4. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина регулируется внутренним законодательством. Однако признание основных принципов и норм международного права частью правовой системы Российской Федерации позволяет осуществлять защиту прав и свобод личности в соответст.

• вии с общепризнанными мировыми и европейскими стандартами в области прав и свобод человека.

5. Механизм государственной защиты прав и свобод—важнейшее средство, характеризующее правозащитную деятельность государства и его органов. Государственная защита прав и свобод личности осуществляется всеми государственными органами, располагающими различными средствами защиты и выступает главным способом защиты прав и свобод во всём конституционном механизме защиты.

6. Конституционный механизм защиты прав и свобод представляет собой определённую счстему органов, средств, закреплённых в Конституции РФ, и других элементов, обеспечивающих наиболее полную и эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина. Конституционный механизм защиты прав и свобод человека и гражданина включает в своё содержание различные элементы. Основные из них: объекты защиты, субъекты защиты, конституционно-правовые нормы (основания защиты) и процессуальные действия (формы защиты).

7. Механиз м государственной защиты по своей сущности составляет значительную часть конституционного механизма, т.к. государство (его органы) выступает единственным гарантом защиты прав и свобод личности. В работе отмечается, что жизненно важные права должны быть подкреплены действенными способами их защиты. Государство использует систему национальных и международных стандартов, обеспечивающих защиту прав и свобод каждой личности, независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

8. Анализ правозащитной деятельности государственных органов позволяет сделать вывод, что сегодня государство не полностью справляется со своей главной конституционной обязанностью—защитой прав и свобод человека и гражданина. Основными недостатками, сказывающимися на результативности правозащитной деятельности в Российской Федерации, являются как противоречивость и несовершенство законодательства, так и не профессиональное отношение государственных структур к защите прав и свобод личности. Уровень качество государственной защиты всецело зависит также от ряда экономических, политических, социальных, духовных и других причин.

9. Гарантии государственной защиты позволяют каждому реализовать своё право на государственную защиту. Под гарантиями государственной защиты прав и свобод человека и гражданина следует понимать совокупность определённых условий, специальных средств, способов и организационной деятельности государственных органов, призванных обеспечить государственную защиту прав и свобод личности. Совершенствование системы гарантий государственной защиты предполагает как активную, целенаправленную деятельность законодательных органов по совершенствованию действующего законодательства п приведения его в соответствие с общепризнанными стандартами в области лрав человека, так и исполнительных органов по реализации нормативных ак~ов в реальной действительности.

10. Международно-правовые гарантии в области прав человека: во-первых, способствуют общегуманитарному сотрудничеству между государствамиво-вторых, позволяют продолжить защиту прав и свобод на межгосударственном уровнев-третьих, делают универсальными принципы и нормы международного права в области прав человека. Совершенствование международных гарантий в сфере защиты прав человека предполагает принятие кодекса прав человека, который мог бы строиться на принципах, признанных государствами в этой области. Его основные разделы должны отражать международную классификацию прав человека, международную ответственность государств за их нарушения, порядок рассмотрения и разрешения жалоб в области прав человека международным сообществом.

Проведённое исследование конституционных основ государственной защиты прав и свобод личности способствует: выявлению сущности, содержания и перспектив развития института государственной защиты прав и свободанализу правозащитной деятельности государственных органов и выявлению назревших проблем в её осуществлениивыработке отдельных рекомендаций по совершенствованию государственной защиты праь и свобод личности.

В настоящее время необходимо, чтобы все государственные органы начали работать как на благо государства, так и отдельного человека и гражданина, взаимодействуя с институтами гражданского общества. Права и свободы личности должны стать главным ориентиром их деятельности, чтобы конституционные записи об их высшей ценности и гарантированности не остались очередной декларацией, не реализованной в жизни.

Есть все основания предполагать, что в ближайшей и более отдалённой перспективе, пусть медленно и с преодолением многочисленных трудностей, российское государство будет продолжать, развивать и расширять разнообразные гарантии в интересах более полной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.
  2. Конституция Болгарии. Принята 16 июля 1991 г.//Конституции государств Центральной и Восточной Европы (отв. ред. Н.В. Варламова). М. 1997
  3. Конституция Румынии. Принята 21 ноября 1991 г.//Конституции государств Центральной и Восточной Европы (отв. ред. Н.В. Варламова). М. 1997
  4. Конституция Молдовы. Принята 19 июля 1994 г.//Конституции стран-членов СНГ. Сборник документов. Ереван. 1997
  5. Конституция Азербайджана. Принята 12 ноября 1995 г.//Конституции стран-членов СНГ. Сборник документов. Ереван. 1997
  6. Всеобщая декларация прав человека. Принята 10 декабря 1948 г.//Права человека. Сборник международных документов. М. 1996
  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята 4 ноября 1950 г.//Государство и право. 1993. № 3
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16 декабря 1966 г.//Права человека. Сборник международных документов. М. 1996
  9. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята 22 ноября 1991 г.//Государство и право. 1993. № 4
  10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова.//Российская газета. 1999. 11, 12 марта
  11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21 октября 1994 Г.//СЗ РФ. 1994. № 32. Ст.3301
  12. Уголовный кодекс Российской Федерации. Принят 13 июня 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.2954
  13. Кодекс об административных правонарушениях. Принят 20 июня 1984 г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. № 27. Ст.909
  14. Таможенный кодекс Российской Федерации. Принят 18 июня 1993 г.//Ведо:*юсти Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 31. Ст. 1224
  15. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 Г.//СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
  16. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 26 декабря 1996 Г.//СЗ РФ. 1997. № 1.Ст.1
  17. Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 51. Ст.5712
  18. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 12 февраля 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011
  19. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» //Российская газета. 1999. 29 июня
  20. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. в ред. от 14 декабря 1995 г.//Российская газета. 1993. 12 мая- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст.4970
  21. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 24 апреля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 17, ст.1455
  22. Федеральный закон «Об основах государственной службы» от 31 июля1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 31. Ст.2990
  23. Федеральный закон «О рекламе» от 18 июля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 28. Ст.3347
  24. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930
  25. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 35. Ст.3506
  26. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 48. Ст.4563
  27. Федеральный закон «Об оружии» от 13 ноября 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1681
  28. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 22 мая1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.2965
  29. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148
  30. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1996 г. //СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.3648
  31. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 38. Ст.4339
  32. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 г. //СЗ РФ. 1998. Ст.3802
  33. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ прокуратуре в Российской Федерации» от 10 февраля 1999 г.//Российская газета. 1999. 4 марта
  34. Указ Президента РФ «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования» от 25 мая 1992 г.//Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1992. № 22. Ст.1216
  35. Указ Президента РФ «О Судебной Палате по информационным спорам при Президенте РФ» от 31 декабря 1993 Г.//САПП. 1994. № 2. Ст.75
  36. Указ Президента РФ «О комиссии по правам человека при Президенте РФ» от 26 марта 1993 Г.//САПП. 1993. № 40. Ст.3738
  37. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» от 14 июня 1994 г. //СЗ РФ. 1994. № 8. Ст.804
  38. Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав на землю» от 7 марта 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026
  39. Указ Президента РФ «Об обеспечении избирательных прав сотрудников органов внутренних дел, налоговой полиции и работников прокуратуры» от 30 мая 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 22. Ст.2572
  40. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению права граждан на свободный выезд из Российской Федерации» от 4 мая 1998 Г.//СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1536
  41. Послание Президента РФ «Общими силами — к подъёму России» от 17 февраля 1998 г.//Российская газета. 1998. 24 февраля
  42. Послание Президента РФ «Россия на рубеже эпох» от 30 марта 1999 г. //Российская газета. 1999. 31 марта
  43. Постановление Правительства РФ «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению социальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» от 22 января 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 4. Ст.551
  44. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью» от 25 ноября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 38. Ст.4811
  45. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты прогула при незаконном увольнении от 27 января 1993 г. //Вестник КС РФ. 1993. № 2.
  46. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 418 УПК РСФСР от 28 ноября 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 50. Ст.5679
  47. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 2 Федерального закона от 7 марта 1996 г. «О внесении изменений в закон РФ об акцизах» от 24 октября 1996 Г.//СЗ РФ. 1996. № 45. Ст.5202
  48. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционное ги ч.4 ст. 47 УПК РСФСР от 28 января 1997 Г.//СЗ РФ. 1997. № 7. Ст. 871
  49. Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности ст. 44 УПК РСФСР и ст.!23 ГПК РСФСР от 16 марта 1998 г.//СЗ РФ. 1998. № 12. Ст.1459
  50. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав и свобод военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и военных должностных лиц» от 18 ноября 1992 г.//Бюллет<�шь ВС РФ. 1993. № 1
  51. H.A. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан СССР .//Советское государство и право. 1979.№ 3
  52. H.A., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж. 1 985 212 2.13 Бондарь Н. С. Права человека и реформа политической систе-мы.//Правоведение. 1990. № 2
  53. В.В., Бойцова A.B. Сущность и социальная роль законности в правовом государстве.//Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан. Тверь. 1992
  54. В.В. Омбудсмен как защитник фундаментальных личных прав. Тверь. 1994
  55. В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. M. 1996
  56. В.В. Механизм защиты субъективных гражданских прав. Ярославль. 1990
  57. A.B. Ответственность как принцип правоприменительной дея-тельности./ЯЪоблемы права на защиту и юридической деятельности. Воронеж. 1987
  58. З.М., Шубина Т. Б. Защита права как правовая катего-рия.//Правоведение. 1998. № 1
  59. А.Б. Судебная палата в информационной револю-ции.//Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. М. 1997
  60. С. Прокуратура в правовом государстве. М. 1997
  61. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М. 1985
  62. H.B. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979
  63. Н.Э. Система прав личности.//Права личности в социалистическом обществе. М.1981
  64. Л.Д. Система конституционных прав советских граждан. //Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М. 1987
  65. Л.Д. Юридический статус личности в России. М. 1997
  66. Н. Критический обзор учения о разделении властей. Ярославль. 1872
  67. .Н. Конституционный статус органов Советского государства. М. 1982
  68. А.И. Сочинения. Спб. Т.З. 1905
  69. С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы взаимодействия. Краснодар. 1998
  70. Д. Путеводитель по Европейской конвенции по защите прав человека. Страсбург. 1994
  71. В.Ф. Опыт установления пределов государственной деятельности. Спб., 1905
  72. А.Д. Собр. соч. Т.6. Спб., 1903
  73. . О месте принципов в системе современного международного права.//Правоведение. 1969. № 2
  74. С.А., Строгович М. С. Теория государства и права. М. 1940
  75. Л.А. Народовластие в СССР. М. 1972
  76. Г. О праве войны и мира. М., 1956
  77. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.З. М., 1990
  78. Доклад комиссии по правам человека при Президенте РФ за 1993 год.//Россе йская газета. 1994. 25 августа
  79. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова.//Российская газета. 1999. 10,11 марта
  80. Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов. 1982
  81. В. Толковый словарь. М. 1980
  82. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в РФ. М. 1992
  83. И.А. Законодательная инициатива: проблемы и пути совершенствования,//Государство и право. 1993. № 10
  84. Европейская конвенция о защите прав и свобод человека и гражданина (материалы научно-практической конференции).//Государство и право. 1998. № 7
  85. Жуйков В М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М. 1997 •
  86. В.М. Права человека и власть закона. М. 1995
  87. H.A. Система русской государственной власти. Новочеркеск. 1912
  88. Н.В. Индивид- субъект международного права.//Советское государство и право. 1989.№ 11
  89. А. Отчуждением/Российская Федерация. 1997. № 7
  90. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М. Т.2. 1952
  91. А.П. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан.//Учёные записки Саратовского юридического института. В. 19. 4.1. Саратов. 1968
  92. В.В. Учебник государственного права. Казань. 1913
  93. Р. Борьба за право. М. 1991
  94. Й., Кирххофф П. Государственное право Германии. М., Т. 1. 1994
  95. История СССР (под ред. Н.Е. Артемова). М., ч.2. 1982
  96. Институт лрав человека в России (под ред. Г. И. Комковой). Саратов. 1998
  97. И.П. Основные тенденции конституционного развития стран Восточной ЕЕропы.//Государство и право. 1992. № 6
  98. В.Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов. 1974
  99. В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики в России.//Правоведение. 1998. № 3
  100. В.Т. Конституционные принципы народовластия развитого со-циализма./,'Народовластие развитого социализма: конституционные вопросы. Саратов. 1979
  101. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М. 1995
  102. В.А. Международная защита прав человека. М. 1976
  103. Кашепов 3. Судебная защита прав и свобод человека и граждани-на.//Государс-во и право. 1998. № 2
  104. .А. Государственное право (общее и русское). М., 1908
  105. .А. Государство и личность. Власть и право: из истории русской правовой мысли. J1.1990
  106. .А. В защиту права.//Вестн. Моск. ун-та. Философия. 1990
  107. .А. Сущность государственной власти. Ярославль. 1913
  108. М.М. Государственное право европейских держав. М., 1883
  109. М.М. О личных правах. М. 1906
  110. Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. М, 1977
  111. Д.А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и фик-тивность.//Ж>рнал Российского права. 1997. № 9
  112. Е.А. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М., 1990
  113. Е.В. Источники Российского конституционного права. Саратов. 1998
  114. С.А. Личность в политической системе российского общества (политико-правовое исследование). Саранск. 1995
  115. Н.М. Государство и свобода.//Юридический вестник. 1892. № 1
  116. Н.М. Русское государственное право. Спб., 1914
  117. Конституции государств Европейского Союза (под ред. Л.А. Окунькова). М. 1997
  118. Конституции государств Центральной и Восточной Европы (отв. ред. Н.В. Варламова). М. 1997
  119. Конституции стран-членов СНГ. Сборник документов. Ереван. 1997
  120. Конституционные права и обязанности советских граждан. Киев. 1985
  121. Конституционное государство. Сб. Статей. Спб. 1905
  122. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: части первой. (Под ред. О.Н. Садикова) М. 1997
  123. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Ю.В. Кудрявцева). М.1996
  124. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (под ред. Б.Н. Топорнина). М., 1997
  125. С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологрческого обзора. Спб., 1907
  126. Е.В. Источники Российского конституционного права. Саратов. 1998
  127. Н.М. Конституционные основы единства системы государственной власти в Российской Федерации./УКонституционное развитие России. Саратов. 1996
  128. Е.А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М. 1998
  129. В.Н., Лукашева Е. А. Государство, право, человек. М., 1986
  130. В.М. Из истории Советской Конституции: Декларация прав и обязанностей работников социалистического общества.//Советское государство и право. 1990. № 3
  131. Н.Я. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной России. М., 1980
  132. В.А. Личность, свобода, право. М. 1978
  133. В.О. Курс русской истории. М. Т.2. 1958
  134. Н.И. Русское государственное право. Спб., 1913
  135. Ф. Сочинения. Спб., т.2. 1905
  136. Р.З. Теория права. М., 1994
  137. О.И. Нормы международного и внутригосударственного права: механизмы применения и конфликты.//Права человека в России и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Саратов. 1997
  138. А.И. Правовое положение Советских граждан. М., 1966
  139. В.И. Полн. собр. соч. Т.38
  140. Е.А. Правовое государство и обеспечение прав лично-сти.//Права человека в истории человечества и современном мире. М. 1985
  141. Е.А. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти.//Права человека и политическое реформирование. М., 1997
  142. ЗЛАлжеев И. А. Защита конституционных прав граждан РФ. Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1993
  143. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации.: Автореф. дисс. .док. юр. наук. Саратов. 1997
  144. В.В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и 1ражданского общества.: Автореф. дисс.. док. юр. наук. М. 1985
  145. О.В. Защита основных прав и свобод граждан в Конституционном суде Российской Федерации.: Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1998
  146. Н.В. Проблемы теории правового положения личности в развитом социалистическом обществе.: Автореф. дисс. док. юр. наук. М. 1979
  147. Гук Г. Н. Теоретические и прикладные проблемы реализации конституционного права советских граждан на обжалование.: Автореф. дисс.. канд. юр. наук. Киев. 1991
  148. Ю.П. Конституционные проблемы законности в условиях развитого социализма.: Автореф. дисс.. док. юр. наук. М., 1982
  149. H.B. Право человека и гражданина на жизнь и гарантии в Российской Федерации.: Автореф. дисс.канд. юр. наук. Спб. 1995
  150. И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве.: Автореф. дисс. канд. юр. наук. М., 1981
  151. A.B. Законные интересы советских граждан.: Автореф. дисс.. канд. юр. наук. Саратов. 1985
  152. Т.А. Конституционный принцип социалистической законности. Автореф. дисс.. канд. юр. наук. Саратов, 1988
  153. H.A. Теоретические проблемы социалистической Конституции.: Автореф. дисс.. док. юр. наук. М. 1983
  154. В. В. Гражданин и основополагающие принципы ФРГ.: Автореф. дисс.док. юр. наук. Екатеринбург. 1994
  155. Г. М. Юридическая охрана Конституции (государственно-правовой аспект).: Автореф. дисс.канд. юр. наук. Саратов. 1991
  156. В.В. Конституционные гарантии права граждан СССР на участие в управлении государственными и общественными делами.: Автореф. дисс. канд. юр. наук. Харьков. 1993
  157. И.В. Обеспечение и защита прав и свобод личности: вопросы теории и практика органов внутренних дел.: Автореф. дисс. .док. юр. наук. М. 1997
  158. О.Г. Основы конституционного строя Российской Федерации.: Автореф. дисс.. канд. юр. наук. М., 1994
  159. Сивопляс, А В. Юридическая природа и механизм реализации свободы манифестаций в Рсссийской Федерации.: Автореф. дисс.. канд. юр. наук. Екатеринбург. 1993
  160. И.Г. Конституционная реформа в России и принцип разделения властей.: Автореф. дисс.. док. юр. наук. М., 1997
Заполнить форму текущей работой