Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям во многом зависит от четкой регламентации их прав и обязанностей в данных условиях. В этой связи в рамках разрабатываемого нового проекта Федерального закона «О милиции» необходимо предусмотреть специальную правовую норму регулирующую деятельность милиции по противодействию… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям в России
    • 1. Межнациональные и межэтнические противоречия как угроза национальной безопасности РФ
    • 2. Международно-правовые основы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям в России
    • 3. Государственно — правовые формы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям
  • Глава 2. Правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России
    • 1. Правовые основы деятельности органов государственной власти по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям
    • 2. Организационные основы деятельности органов государственной власти по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям
    • 3. Деятельность органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям

Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Россия как никакая другая страна мира отличается от остальных благодаря своим совершенно уникальным географическим и этнонациональным характеристикам, являясь самым крупным государством и одним из самых многонациональных. В силу своего расположения на стыке двух континентов, Россия соприкасается с самыми различными государствами, а географическое расположение на стыке цивилизаций Европы и Азии привело к формированию неповторимого национального менталитета и единственной в своем роде культуры, характеризующейся особенно сильными исторически сложившимися традициями межнационального и межэтнического содружества.

Однако, несмотря на тысячелетнюю историю, за последние годы в России стали нарастать националистические и ксенофобские настроения, участились случаи насилия и массовых столкновений на почве расовой, национальной или религиозной нетерпимости. Жертвами подобных преступлений стали люди разных национальностей, как граждане России, прежде всего «неславянской внешности», так и приезжие из ближнего и дальнего зарубежья. Сами же преступления стали более жестокими и циничными, а круг причастных к их совершению лиц расширился. Активизировалась шовинистическая пропаганда. В целом, как представляется, националистические и ксенофобские настроения постепенно превращаются, по сути дела, в долговременный элемент политической и общественной жизни России. Причины этой тревожной тенденции нуждаются в глубоком анализе. В нынешней непростой социально-экономической обстановке, в условиях интенсификации миграционных процессов ксенофобские настроения подстегивают бытовой межнациональный и межэтнический антагонизм. Его проявления многообразны: от «кухонных» разговоров о «понаехавших тут» до подсознательной, а порой и осознанной готовности оправдать преступления против «инородцев». 1.

Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 18 февраля 2010 г., Президент РФ Д. А. Медведев отметил, что одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти, является противодействие экстремизму2. Стоит отметить, что количество экстремистских преступлений в России возрастает. В 2004 году совершено 130, в 2008 — 460, в 2009 — 548 преступлений. Несмотря на то, что по сравнению с общим количеством ежегодно регистрируемых в России преступлений (около 3 млн.) 548 преступлений экстремистской направленности — это сравнительно мало, следует понимать, что даже одно-единственное преступление, связанное со специфичной и деликатной сферой межнациональных, межэтнических, межконфессиональных отношений, способно резко дестабилизировать, всколыхнуть ситуацию не только в отдельно взятом регионе, но и в государстве в целом.

Таким образом, национализм и ксенофобия является реальной угрозой для существования и развития многонациональной России. В этой связи всестороннее и комплексное теоретико-правовое исследование проблемы межэтнических и межнациональных противоречий, конституционноправовых основ деятельности органов государственной власти РФ по противодействию им способно заложить фундамент в процесс искоренения националистических и ксенофобских настроений из общественной и политической жизни России.

Степень научной разработанности темы исследования. Изучению различных аспектов межэтнических и межнациональных отношений посвятили свои труды многие отечественные и зарубежные ученые. Большой вклад в теорию этноса и нации внесли: С. А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, JI.H. Гумилев, А. П. Садохин, Г. Т. Тавадов, А. И. Фет, Н. Н. Чебоксаров, С. М. Широкогоров.

1 Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 г., — М., 2007 г., 382 с.

2 Официальный сайт МВД России: http://www.mvd.ru/news/23 452.

Исследование различных аспектов межэтнических и межнациональных отношений, в том числе и противодействие межэтническим и межнациональным противоречиям, нашло свое отражение в трудах: Р. Г. Абдулатипова, С. А. Авакьяна, JI.B. Андриченко, Д. Ф. Аяцкова, А. К. Бейн, Л. Ф. Болтенковой, М. Н. Губогло, Ю. Д. Дубровина, В. Ю. Зорина, С. М. Маркедонова, А. Г. Осипова, Э. А. Паина, В. М. Редкоуса, Р. В. Сапожникова, В. А. Тишкова, Т. Я. Хабриевой, В. И. Якунина, Ю. Ф. Ярова. Применительно к деятельности органов внутренних дел изучением межэтнических и межнациональных конфликтов занимались: Ю. М. Антонян, М. Д. Давитадзе, Г. И. Демин, В. А. Каламанов, М. П. Киреев, И. А. Лесняк, Д. А. Лобачев, В. В. Лунеев, А. Ф. Майдыков, Е. П. Приходько, Г. В. Чалов. Однако комплексного изучения межэтнических и межнациональных противоречий с точки зрения конституционного права, как закономерной предпосылки к национальным конфликтам, не было, тем самым обусловив необходимость разработки названной темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России.

Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие порядок деятельности органов государственной власти по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России, их практическое применение органами государственной власти и местного самоуправления в РФ, а также теоретические положения конституционно-правовой науки и научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, касающиеся противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является комплексное изучение конституционно-правовых основ деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России, анализ условий и проблем в этой деятельности, а также выработка на этой основе рекомендаций и выводов, направленных на совершенствование законодательства по противодействию межнациональным противоречиям и повышение эффективности деятельности органов государственной власти РФ в борьбе с ростом националистических и ксенофобских настроений в российском обществе.

Указанная цель обусловила постановку следующих задач, определивших структуру диссертационного исследования:

1. Изучить и сформулировать понятие межэтнических и межнациональных противоречий как угрозы национальной безопасности РФ;

2. Определить и охарактеризовать понятие и правовое содержание основных государственно-правовых форм противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям;

3. На основе анализа международно-правовых основ противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, а также опыта зарубежных государств в данной области, определить правовые формы противодействия, требующие имплементации в российское законодательство;

4. Рассмотреть правовые и организационные основы деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России;

5. Выявить особенности деятельности органов внутренних дел в условиях противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, а также предложить способы совершенствования данной деятельности;

6. Выработать предложения по совершенствованию конституционно-правового законодательства и повышению эффективности деятельности органов государственной власти РФ сфере борьбы с ксенофобскими и националистическими настроениями в российском обществе.

Методологические основы и методика исследования. Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, в движении, развитии, взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и средой. Также при подготовке диссертации автором применялись формально-логический, историко-правовой, социальнои сравнительно-правовой метод научного познания, метод конкретно-социологического исследования, а также методики системно-структурного анализа, обобщения документов и статистических данных.

Положения и выводы диссертации опираются на репрезентативную эмпирическую базу (результаты социологического исследования, проведенного диссертантом, результаты социологических исследований, проводимых ВЦИОМ РФ, Общественной палатой РФ, анализ статистических данных МВД России, Генеральной Прокуратуры России, статистических данных по формам 1-РД ФМС МВД России, мониторинга общественных отношений, проводимого Министерством регионального развития России, изучение судебной практики и практики органов внутренних дел России). Для достижения цели и решения поставленных задач использованы положения философии, этнологии, общей теории государства и права, конституционного права, муниципального права, международного права, науки управления и других отраслей права.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы заключается в том, что в данном исследовании впервые на диссертационном уровне исследуются конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межнациональным и межэтническим противоречиям в России.

Новизна диссертационного исследования заключается в комплексном анализе международно-правовых актов, конституционно-правового законодательства, современных достижений конституционно-правовой науки, касающихся противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, их влияния на совершенствование российской правовой системы.

В диссертационной работе предпринята попытка исследования межэтнических и межнациональных противоречий как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Рассмотрена их взаимосвязь с межэтническими и межнациональными конфликтами, а также их соотношение с явлениями национализма, шовинизма и экстремизма. Проведен анализ причин, способствующих обострению межэтнических и межнациональных отношений, на основании которого были определены базовые политические и государственно-правовые формы противодействия межэтническим и межнациональными противоречиям.

Автор всесторонне изучил практику деятельности органов государственной власти, касающуюся противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, что позволило сформулировать предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего данную сферу, а также предложения по оптимизации функций органов исполнительной власти.

Научная новизна отдельных положений, идей, выводов исследования отражается в положениях, выносимых на защиту:

1. Авторское определение понятия межэтнических и межнациональных противоречий, под которыми понимается взаимодействие находящихся во внутреннем единстве наций или этносов с противоположными, взаимоисключающими взглядами, приводящее к межэтническим и межнациональным конфликтам между соответствующими социальными группами.

2. К политическим и государственно-правовым формам противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям относятся:

— выработка единой национальной идеи, которая будет способствовать консолидации общества перед лицом опасности, таящейся в межэтнических и межнациональных противоречиях;

— разработка новой концепции государственной национальной политики, опирающейся на современную социально-правовую парадигму;

— создание государственной системы мониторинга межнациональных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях;

— разработка нормативно-правовых актов, регулирующих профилактику межэтнического и межнационального антагонизма в молодежной среде;

— решение вопроса о государственно-правовом статусе «русского народа», так как от состояния самого многочисленного народа РФ зависит и благополучие остальных народов и всего государства в целом.

— укрепление федеративных отношений;

— деятельность ОВД по ликвидации этнонациональных преступных группировок, как одного из основных факторов, дестабилизирующих межнациональные и межэтнические отношения.

3. Важнейшим фактором, влияющим на обострение межнациональных и межэтнических отношений и появление межэтнических и межнациональных противоречий в Российской Федерации, является экономическая ситуация в стране в целом, а именно нерешенность социально-экономических проблем (таких, как безработица, особенно среди молодежи, нехватка жилья, продовольствия и товаров народного потребления, нарушение социальной справедливости, игнорирование духовных и культурных запросов населения и.

ДР-).

4. Сформировавшаяся структура и качественный состав миграционных потоков не отвечают насущным стратегическим потребностям российского государства и общества и в совокупности с сохраняющейся высокой нелегальной и неконтролируемой миграцией влияют на возникновение антииммигрантских настроений, что приводит, в свою очередь, к столкновениям на национальной почве в отдельных регионах Российской Федерации.

5. Концепция государственной национальной политики, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. N 909, требует своего переосмысления в условиях современной социально-правовой действительности. Реализация ее концептуальных положений возможна путем принятия специального Федерального закона «Об основах государственной национальной политики», при разработке которого может быть использован образец типового закона о борьбе с расовой дискриминацией, разработанный Организацией Объединенных Наций.

6. Министерство регионального развития России является одним из основных органов государственной власти РФ, занимающихся гармонизацией межэтнических и межнациональных отношений, в этой связи его необходимо наделить функциями по координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также по оперативному реагированию на возникающие межэтнические и межнациональные конфликты.

7. Эффективность деятельности органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям во многом зависит от четкой регламентации их прав и обязанностей в данных условиях. В этой связи в рамках разрабатываемого нового проекта Федерального закона «О милиции» необходимо предусмотреть специальную правовую норму регулирующую деятельность милиции по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям следующего содержания: сотрудники милиции обязаны принимать меры к разрешению обостренных t межэтнических и межнациональных противоречий, в целях недопущения перерастания их в широкомасштабные межэтнические и межнациональные конфликты". Создание на этой основе Ситуационных центров при МВД России, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, и наделение их функциями по мониторингу не только миграционной ситуации, но и межэтнической и межнациональной напряженности, положительно скажется на деятельности органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям.

8. Систему противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям должны составлять органы государственной власти и институты гражданского общества. В этой связи создание Ассамблеи народов России, Общественной палаты РФ, соответствующих правозащитных организаций является позитивным фактором, позволяющим в определенной степени нейтрализовать многие из угроз возникновения межэтнических и межнациональных противоречий без участия властных структур государства.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется вкладом автора в дальнейшее развитие науки конституционного права в области представлений об основах организации деятельности органов государственной власти РФ по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям в России.

На основе проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию конституционно-правового законодательства, регламентирующего противодействие межэтническим и межнациональным противоречиям.

Содержание работы характеризуется обстоятельностью рассматриваемых вопросов, ее ориентированностью на изучение научно-теоретических проблем и разработку практических рекомендаций по организации деятельности органов государственной власти по противодействию межэтническому и межнациональному антагонизму. Предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейших научных разработках проблем межэтнических и межнациональных противоречий.

Практическая значимость исследования определяется его направленностью на совершенствование механизма противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям. Предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке новых нормативных актов, внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, применяться в практической деятельности исполнительных органов власти, в том числе в деятельности органов внутренних дел.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяются его комплексным характером, использованием различных методов научного познания, основываются на объективном анализе норм действующего российского и международного законодательства, правоприменительной практики, статистической информациинаучных трудах отечественных исследователей, материалах периодической печати, относящихся к теме исследования.

В работе собран обширный эмпирический и теоретический материал, использовано большое количество нормативных актов, монографий, статей, учебных пособий, материалов научно-практических конференций. Выводы и положения диссертационного исследования основываются, в том числе, на результатах социологических исследований, проведенных диссертантом среди сотрудников УФМС России МВД Республики Кабардино-Балкария, сотрудников МВД Республики Кабардино-Балкария, слушателей ВАК Академии управления МВД России, в ходе которых было опрошено 315 респондентов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и научные сообщения по теме исследования докладывались на заседаниях кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в 5 научных статьях, апробированы на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях. Среди них: Экстремизм как социально-философское явление (15 мая 2008 г.), г. Орел, Орловский юридический институт МВДПроблемы и перспективы развития УИС как элемента правоохранительной системы России и зарубежных стран: материалы международной научно-практической конференции (17−18 апреля 2008 г.), г. Самара, Самарский юридический институт ФСИН РоссииПрава человека и их обеспечение органами внутренних дел, Москва, Академия управления МВД России (11 декабря 2008 г.) — Проблемы совершенствования управления, укрепления национальной безопасности, обеспечения прав и свобод личности в Российской Федерации: материалы межвузовской научно-практической конференции, г. Москва, Академия права и управления (18 декабря 2008 г.) — Органы внутренних дел и гражданское общество: проблемы взаимодействия в обеспечении безопасности личности, общества и государства, г. Москва, Академия управления МВД России (21 апреля 2009 г.) — Правовые основы развития народов евразийского пространства, г. Москва, Российская академия правосудия (25−27 ноября 2009 г.).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Калужского филиала Российского государственного гуманитарного университета, Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института. Отдельные результаты исследования внедрены в практическую деятельность Департамента по противодействию экстремизму МВД России и УФМС МВД России по Калужской области.

Структура и объем работы предопределены целями и задачами исследования, его содержанием и способом изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

История показывает, что от межэтнических и межнациональных противоречий не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные общества, что нередко приводит к столкновениям на национальной почве и межэтническим и межнациональным конфликтам, влекущим за собой человеческие жертвы, разрыв традиционных связей, невозможность в полной мере преумножать культурные традиции, колоссальный экономический ущерб, повышение уровня преступности.

Межэтнические и межнациональные конфликты носят крайне затяжной характер, выход из которых процесс длительный, болезненный, требующий усилий многих органов государственной и муниципальной власти, общественных организаций, посреднических миссий, включая международные. Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному разрешению межэтнических и межнациональных противоречий, как начальной стадии конфликтов.

В свою очередь деятельность по предупреждению межэтнических и межнациональных противоречий представляет собой исключительно сложное, многоуровневое явление. Так как причины, порождающие межэтнические и межнациональные противоречия, и факторы, способствующие их обострению, могут в зависимости от региона варьироваться от ухудшения социально-экономического положения, усиления потока неконтролируемой миграции до причин, уходящих своими корнями в историческое прошлое.

Тем самым противодействие межэтническим и межнациональным противоречиям должно являться неотъемлемой составной частью деятельности органов государственной власти по укреплению дружественных отношений между населяющими его этносами и нациями. Противодействие необходимо осуществлять в рамках основных политических и государственно-правовых форм, которые требуют постоянного и динамичного развития с использованием положительного опыта зарубежных государств и накопленного опыта СССР с учетом условий и реалий современной России. Эта сфера деятельности государства предполагает комплексное использование усилий всех органов государственной и муниципальной власти, а также международного сообщества. В то же время международная система противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, несмотря на заметный прогресс в данной области, требует значительной доработки в части, касающейся механизма реализации положений принятых деклараций, конвенций и хартий.

Деятельность органов государственной власти по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям требует соответствующей правовой основы. Однако, несмотря на существующие нормативно-правовые акты, правовая основа соответствующей сферы регламентирована не в должной мере. Большинство из нормативно-правовых актов касаются этой проблемы косвенно, а те, которые напрямую воздействуют на эту сферу общественной жизни (Концепция государственной национальной политики 1996 г.), в виду ряда отмеченных обстоятельств, устарели и требуют существенного редактирования. Тем самым, одна из самых важных сфер жизни общества в лице межэтнических и межнациональных отношений остается практически нерегулируемой, и необходимо принятие Федерального Закона «Об основах государственной национальной политики» в целях устранения правового вакуума.

Для наиболее эффективного применения существующей нормативно-правовой базы в государстве и обществе должен быть сформирован механизм в виде системы государственных учреждений и общественных институтов, призванных решать задачи по противодействию межэтническому и межнациональному антагонизму в России. Реализация мер в данном направлении должна возлагаться на существующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, а также на институты гражданского общества. В виду большого количества элементов системы противодействия межэтническим и межнациональным противоречиям, возникает необходимость в их координации, которую возможно возложить на Министерство регионального развития.

Органы внутренних дел осуществляют значительный объем работы по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям. Их деятельность в данных условиях концентрируется по нескольким направлениям, основным из которых является борьба с этнонациональными преступными группировками. Осуществляя непосредственную работу с населением, необходимо, чтобы среди самих сотрудников органов внутренних дел преобладали установки межнационального и межэтнического сотрудничества. В этих целях проведение встреч с представителями различных этносов и наций, а также специальные занятия, организованные в рамках общественно-государственной подготовки личного состава органов внутренних дел по устранению пробелов в идеологическом воспитании сотрудников органов внутренних дел и в формировании установок доброжелательного и веротерпимого отношения к представителям различных национальных и конфессиональных групп, представляются целесообразными.

Обладая определенной спецификой, деятельность органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям должна иметь четкую и целостную правовую основу. Тем самым необходимо в проекте разрабатываемого Федерального Закона «О милиции» предусмотреть специальную норму, регламентирующую деятельность органов внутренних дел по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям и взаимодействие их с национальными и общественными организациями.

Конституционно-правовые основы деятельности органов государственной власти по противодействию межэтническим и межнациональным противоречиям составляют одну из основ существования многонационального Российского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Текст. / Деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека -Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1983. С. 461
  3. Устав ООН Текст. / Деятельность Организации Объединенных Наций в области прав человека Нью-Йорк: Изд-во ООН, 1983. — С. 461
  4. Венская декларация от 9 октября 1993 г. Текст. / Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 2 / Сост.: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. — С. 512
  5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (ООН, 9 декабря 1948 г.) Текст. / Международные акты о правах человека.
  6. Сборник документов / Сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. -М.: Норма, Инфра-М, 1998. С. 784
  7. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (МОТ, 1958 г.) Текст. / Международные акты о правах человека. Сборник документов/Сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. М.: Норма, Инфра-М, 1998.- С. 784
  8. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1978 г.) Текст. / Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 2 / Сост.: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. — С. 512
  9. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Текст. / Действующее международное право. Документы в 2-х томах. Т. 2 / Сост.: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. — С. 512
  10. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965) Текст. / Действующее международное право.
  11. Документы в 2-х томах. Т. 2 / Сост.: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М.: Юрайт, Международные отношения, 2007. — С. 512
  12. Международная конвенция против апартеида в спорте (ООН, 1985 г.) Текст. / Международные акты о правах человека. Сборник документов/Сост. и вступ. ст.: Карташкин В. А., Лукашева Е. А. М.: Норма, Инфра-М, 1998. — С. 784
  13. Законодательные и иные нормативно-правовые акты
  14. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О языках народов РСФСР» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 31- ст. 3804.
  15. Федеральный закон от 2 марта 1998 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 10- ст. 1144.
  16. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2005, № 23- ст. 2199.
  17. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149 «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2006, № 31(ч.1) — ст. 3448.
  18. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 21- ст. 1930.
  19. Федеральный закон 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» Текст. /Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 25- ст. 2965.
  20. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2001, № 29- ст. 2950.
  21. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2002, № 30- ст. 3034.
  22. Федеральный закон от 18 июня 1998 г. № 84-ФЗ «О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств"/ Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998, № 25- ст. 2833.
  23. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» Текст. / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1997, № 39- ст. 4465.
  24. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании» Текст. / Вед. Съезда нар. деп. и Верх. Совета РФ, 1992, № 30.- ст. 1797.
  25. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» Текст. / Вед. Съезда нар. деп. РСФСР и Верх. Совета РСФСР, 1991, № 50.- ст. 1749.
  26. Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. № -1107−1 «О реабилитации репрессированных народов» Текст. / Вед. Съезда нар. деп. РСФСР и Верх. Совета РСФСР, 1991, № 18.- ст. 572.
  27. Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 «Об утверждении Концепции национальной политики» Текст./ Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996, № 25.- ст. ЗОЮ.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» Текст. // Российская газета. 2009. — 13.05. — № 4908
  29. Распоряжение Правительства России от 01 марта 2003 г. № 256-р «О концепции регулирования миграционных процессов в Российской
  30. Федерации» Текст. // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2003 .№ 10. ст. 923.
  31. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 57 «Об организации работы по проведению мониторинга в сфере межнациональных отношений» Текст. // Российская газета. 2007. — 30.06. — № 4402
  32. Монографии, пособия, учебники, методические рекомендации
  33. , Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. Текст. / Р. Г. Абдулатипов. М.: Изд-во Славянский диалог, 2000. С. 656
  34. , Р.Г., Болтенкова, Л.Ф., Яров, Ю. Ф. Федерализм в истории России. В 3-х кн. Текст. / Р. Г. Абдулатипов, Л. Ф. Болтенкова, Ю. Ф. Яров.-М.: Изд-во Республика, 1992−1993. С. 3 83
  35. , С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность Текст. / С. А. Авакьян. М.: Изд-во Рос. юрид. изд. дом, 1997. С. 512 .
  36. , Д.И., Оганян, Р.Э. Молодежный экстремизм Текст. / Д. И. Аминов, Р. Э. Оганян. -М., 2005. С. 136
  37. , Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в РФ Текст. / Л. В. Андриченко. М.: ИД Городец, 2005. С. 384
  38. , Ю.М., Давитадзе, М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения Текст. / Ю. М. Антонян, М. Д. Давитадзе. М.: ЩИТ-М, 2004. С. 368
  39. , С. А., Чебоксаров, Н. Н. Этнические процессы и информация Текст./ С. А. Арутюнов, Н. Н. Чебоксаров. -М.: «Природа», 1972. С. 256
  40. , Д.Ф. Российский Федерализм: исторический опыт и современные проблемы Текст./ Д. Ф. Аяцков. Саратов, 1999. С. 350
  41. , И.Ю., Васильева, Т.А., Крылова, Н.С., Крылова, И. С. Государство, право и межнациональные отношения в странах западнойдемократии Текст. / И. Ю. Богдановская, Т. А. Васильева, Н. С. Крылова, И. С. Крылова. М.: РАН, 1993. С. 148
  42. , Т. Левиафан. Избр. произв.:В 2 т. Т. 2 Текст. /Т.Гоббс. М., 1964. С. 456
  43. , Ф.А., Черкасов, А.Д. Акты применения права: понятие и виды Текст. / Ф. А. Григорьев, А. Д. Черкасов. Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 1995. С. 65
  44. , М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений Текст. / М. Н. Губогло. М., 2000. С. 503
  45. , Л.Н. Этногенез и биосфера земли Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Айрис Пресс, 2008. С. 556
  46. , М.Д. Деятельность ОВД в условиях межнациональных конфликтов Текст. / М. Д. Давитадзе. М.: ВНИИ МВД России, 1999. С. 186
  47. Действующее международное право. В 3-х томах Текст. / Составители Ю. М. Колоссов, Э. С. Кривчикова. Т.2. М., 1997. С. 860
  48. , Г. И. Социальные противоречия и конфликты, создающие особые условия, Участие ОВД в их предупреждении и пресечении Текст. / Г. И. Демин. М., 1997. С. 12
  49. Демографический энциклопедический словарь Текст. М., 1985 г. С. 543
  50. , Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика Текст. / Под ред. В. М. Долгова. Саратов, 1999.
  51. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2006 г. Текст. -М., 2007. С. 382
  52. , В.Ю., Аманжолова, Д.А., Кулешов, С. В. Национальный вопрос в Государственных Думах России: опыт законотворчества Текст. / В. Ю. Зорин, Д. А. Аманжолова, С. В. Кулешов. М.: Рус. мир, 1999. С. 501
  53. , С.Г. Нации, этносы и национализм Текст. / С. Г. Кагиян. М.: Изд-во «Гуманитарий» Академии гуманитарных исследований, 2003. С. 152.
  54. , Т.Н. Конфликтология Текст. / Т. Н. Кильмашкина. М., 2003. С. 206
  55. , С.Г. Институциональные матрицы и развитие России Текст. / С. Г. Кирдина. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2001. С.213
  56. , И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития Текст. / И. А. Конюхова. М.: Городец, 2004. С. 592
  57. , А.В. Исламский экстремизм в арабских странах Текст. /А.В. Коровиков. -М.: Наука, 1990. С. 167
  58. , Л.В. Комментарии к Конституции Текст. / Л. В. Лазарев. М.: Проспект, 2009. С. 671
  59. , И.В. Современная единая российская федеративная государственность Текст. / И. В. Левакин. -М., 2003. С. 157
  60. , Н.Д. Роль идеи в развитии антигосударственного терроризма Текст. / Н. Д. Литвинов.- Воронеж: ВИ МВД России, 1999. С. 118
  61. , Д.А. Организация правоохранительной деятельности ОВД в условиях межэтнических конфликтов Текст. / Д. А. Лобачев. Самара: Универс-групп, 2008. С. 94
  62. , В.В. Конституционные основы национальной безопасности России Текст. / Под ред. В. Т. Кабышева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. С. 140
  63. Международное право в документах Текст. / М.: 1992. С. 670
  64. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: Сб. документов Текст. / Сост. П. Н. Бирюков, В. А. Панюшкин. Воронеж, 1997. С. 637
  65. , Р.С. Избранные труды: К 80-летию со дня рождения Текст. / Р. С. Мулукаев. — М.: Академия управления МВД России, 2009. С. 562
  66. О национально-культурной автономии. Материалы заседания межрегионального «круглого стола» Текст. / Оренбург, 1996. С. 328
  67. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года Текст. / М., 2003. С. 108
  68. , Э.А. Между империей и нацией. Модернистский проект и его традиционалистская альтернатива в национальной политике России Текст. / Э. А. Паин. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2003. С. 164
  69. Права человека. Механизм в области прав человека. Изложение фактов Текст. / Нью-Йорк, 1988, № 1. С. 159
  70. Права человека в Российской Федерации: докл. о событиях 2008 г. Текст. / сост. Д. Мещеряков. М.: Моск. Хельсинк. Группа, 2009. С. 380
  71. , А.П. Этнология: учебный словарь Текст. / А. П. Садохин.-Калуга: ИД «Эйдос», 2001. С. 23 6? .
  72. , Ю.И. Производство и общество Текст. / Под ред. И. А. Гобозова. М.: Издатель Савин С. А., 2003. С. 452.
  73. Советский энциклопедический словарь Текст. / М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 1600
  74. , B.C. Национальный вопрос в России Текст. / B.C. Соловьев. -М.: ACT, 2001. С. 506
  75. , Н.И. Теория государства и права: курс лекций Текст. / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2001. С. 672
  76. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Текст. / Под ред.Д. Н. Ушакова.
  77. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 19 351 940. С. 1562
  78. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность Текст. / Ю.Хабермас.- М.: АО «Ками», 1996. С. 244
  79. , Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. Монография Текст. / Т. Я. Хабриева. М.: Юстицинформ, 2003. С. 256
  80. , В.В. Правовое обеспечение международного сотрудничества ОВД Российской Федерации: состояние и перспективы Текст. / В. В. Черников. М., 2008. С. 130
  81. , О.И. Конституция РСФСР 1918 года Текст. М., 1984.
  82. , С.М. Этнографические исследования: Избр. Работы и материалы Текст. / С. М. Широкогоров. Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2001.С. 432
  83. , JI.B. Международно-правовая защита коренных народов Текст. / JI.B. Андриченко // Журнал российского права. — 2001. N 5. — С. 7786
  84. , В.Г. Единая национальная идея основа и смысл единства российского государства Текст. / В. Г. Анненкова // Государственная власть и местное самоуправление. — 2005. — № 9. — С. 14−15
  85. , Ю.М. Природа этнорелигиозного терроризма Текст. / Ю. М. Антонян // Российский следователь. 2004. — № 6. — С. 13−19
  86. , К.П. Этничность и политика (Некоторые тенденции и результаты развития современных прикладных исследований) Текст. / К. П. Боришполец // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология.- 1999. № 4. С. 17−24
  87. Ю.В. Межнациональные конфликты и преступность Текст. / Ю. В. Бышевский // Актуальные проблемы правовой науки: Межвузовский сборник научных трудов. Омск. — 1995. С. 77−80
  88. , Р.В. Обоснование необходимости разработки конвенции об этнической чистке и проект этой конвенции Текст. / Р. В. Деканозов // Журнал международного права. 2003. — T.III. — С. 37−46
  89. , Е.Е. О некоторых проблемах противодействия экстремизму в России на современном этапе Текст. / Е. Е. Доника // Труды Академии. -2008.-№ 3(7).-С. 25−30
  90. , Ю.Д. О государственном регулировании межнациональных отношений в Российской Федерации Текст. / Ю. Д. Дубровин //
  91. Государственная власть и местное самоуправление. М. — 2007. — № 2. — С. 34
  92. , В.И. Национализм и интеллигенция Текст. / В. И. Илюшенко // Мировая экономика и международные отношения. — 1993. № 6. — С. 75−80
  93. , А.Г., Матвеева, С .Я. Межнациональные конфликты в России Текст. / А. Г. Здравомыслов, С. Я. Матвеева //Общественные науки и современность. 1996. — № 2. — С. 27−40
  94. , Д.В. Особенности Российского федерализма Текст. / Д.В.
  95. Камилова // Закон и право. 2008. — № 9. — С. 12
  96. , A.M., Эминов, В.Е. Понятие и криминологические предпосылки изучения преступности на почве межнациональных конфликтов Текст. / A.M. Кибизов, В. Е. Эминов // Российский следователь. 2002. — № 10. — С. 3437
  97. , М.П. Противодействие экстремизму в современной России и задачи органов внутренних дел Текст. / М. П. Киреев // Труды Академии управления МВД России. 2009. — № 2(10). — С. 96−99
  98. , А.Н. Об идеальной и реальной формах государственного устройства России Текст. / А. Н. Кокотов // Российский юридический журнал. Екатеринбург. 1995. — № 3. — С. 12−22
  99. , В.В. Проблемы криминализации и противодействия экстремизму Текст. / В. В. Лунеев // Государство и право. 2009. — № 9. — С. 44−64
  100. , Ю.А. Деятельность МВД России по совершенствованию нормативно-правового обеспечения международного сотрудничества в сфере миграции Текст. / Ю. А. Лялякин //Труды Академии управления МВД России. 2009. — № 2(10). — С. 63−67
  101. , P.M. Маслиат древнедагестанский обычай Текст. / P.M. Магомедов // Маслихат. — 1994. — С. 31−32
  102. , А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания Текст. / А. Н. Малинкин // Социологический журнал. -2000.-№ 3.-С. 23−38
  103. , С. М. Апология Российской идеи, или Как нам сохранить Россию Текст. / С. М. Маркедонов // Тезисы по российской национальной политике. М. — 2004. — С. 6−11
  104. , С .Я. Национальные проблемы России: современные дискуссии Текст. / С. Я. Матвеева // Общественные науки и современность. 1997. -№ 1. — С. 5−14
  105. , Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации Текст. / Д. А. Медведева // Российская газета. -2009, — 13.11.-№ 5038
  106. , В.В. Своеобразие российского федерализма Текст. / В. В. Пустогаров // Международная Жизнь. 1995. — № 1. — С.12−18
  107. , В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Текст. / В. В. Путин // Российская газета. 2000. — 09.07. — № 3005
  108. , Ю.А. В защиту международного права Текст. / Ю. А. Решетов // Московский журнал международного права. 1998. — № 2. — С. 15−24
  109. , В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия Текст. / В. А. Тишков // Информационно-аналитическая записка Совета Федерации 30 января 1995 г. М. — 1995. — С. 18−29
  110. Национальная безопасность Российской Федерации: проблема укрепления государственно-правовых основ Текст. // Журнал российского права. 2005. — № 2. — С. 8−16
  111. Новые требования к правовым актам МВД Текст. // Профессионал. -2003.- № 4 (54)
  112. , С. «Торг» между Москвой и субъектами Федерации о структуре нового Российского государства Текст. / С. Столник // Полис. 1995. — № 6. -С. 10−18
  113. , К. Миграционная политика в интересах общества и государства Текст. / К. Ромодановский // Милиция. — 2009. — № 2. — С. 6
  114. Фет, А. И. Психологические аспекты национальных проблем Текст. / А. И. Фет // Национальные проблемы и права человека (сборник материалов семинара Московской Хельсинкской группы). М., 1993 г. С. 12−19
  115. Чье государство Россия Текст. // Русский журнал. 2007. — № 12. — С. 2730
  116. , М.М. Этническая чистка (международно-правовые вопросы) Текст. / М. М. Шенгелия // Московский журнал международного права. -2003.-№ 2.-С. 56−62
  117. Щит и меч № 34(1146) от 11 сентября 2008 г.
  118. Щит и меч № 39 (1151) от 16 октября 2008 г.
  119. Эспьемилль, Гектор Гросс. Универсальность прав человека и культурное многообразие Текст. / Гектор Гросс Эспьемилль // Международный журнал социальных наук. 1999. -№ 25. — С. 27−35
  120. , A.M. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики Текст. / A.M. Юсуповский // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. — № 4. — С. 3−6
  121. , В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход Текст. / В. И. Якунин // Государство и право. 2007. — № 5. — С. 5−12
  122. , В.И. Демографическая миссия Российского государства Текст. /
  123. B.И. Якунин //Труды Всероссийской конференции «Национальная идентичность и демографический кризис в России (Москва, 20 октября 2006 г.)». М. — 2007. — С. 64−72
  124. Диссертации, авторефераты диссертаций
  125. , JI.B. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в РФ Текст.: дисс.. докт. юрид. наук: 12.00.02 / Андриченко Людмила Васильевна. М., 2005.1. C. 473
  126. , А.К. Правовые проблемы регулирования национальных отношений в РФ Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Бейн Августина Константиновна. СПб., 1997. — С. 180
  127. , М.Д. Деятельность ОВД в условиях межнациональных конфликтов Текст.: дисс.. докт. юрид. наук: 12.00.02 / Давитадзе Мевлуд Демуралович. М., 2000. — С. 448
  128. , В.Ю. Государственная национальная политика в России: историко-политологический анализ Текст.: дисс.. докт. полит, наук: 23.00.02 / Зорин Владимир Юрьевич. М., 2003. — С. 471
  129. , С.Г. Нации, этносы и национализм: социально-философский анализ этно-национального дискурса Текст.: дисс.. докт. филос. наук: 09.00.11 / Кагиян Симон Гарегинович. Нижний Новгород, 2004. — С. 321
  130. , B.C. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной России Текст.: дисс.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Ковалев Виктор Сергеевич. М., 2003. — С. 198
  131. , Э.В. Социальная диагностика как основа разрешения межнациональных конфликтов в России Текст.: дисс.. канд. социолог, наук: 22.00.08 / Крылова Элла Валентиновна. М., 2005. — С. 182
  132. , Д.А. Организация правоохранительной деятельности органов внутренних дел в условиях межэтнических конфликтов Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.11 / Лобачев Денис Александрович. Саратов, 2006. -С. 246
  133. , Ю.А. Конституционно-правовые основы регулирования миграционных отношений в Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Лялякин Юрий Анатольевич. М., 2007. — С. 193
  134. , Н.М. Теоретико-правовые проблемы регулирования межнациональных отношений (на материалах республики Дагестан) Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Мусаева Наида Магомедовна. -Махачкала, 2006. С.
  135. , З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России Текст.: дисс.. докт. полит, наук: 23.00.02 / Сикевич Зинаида Васильевна. СПб. 1996, С. 235.
  136. , В.Л. Политическое регулирование межнациональных конфликтов: Соврем, опыт, проблемы, тенденции Текст.: дисс.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Суворов Владимир Леонидоваич. М., 1997. — С. 215
  137. , Е.В. Обеспечение и защита прав личности в условиях межнационального конфликта Текст.: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.01 / Тутинас Евгения Вячеславовна. Волгоград, 1999. С. 264
  138. , Т.Н. Деятельность органов внутренних дел в процессе разрешения межнационального конфликта: социологический аспект Текст.: дисс.. канд. социолог, наук: 22.00.08 / Фролова Татьяна Николаевна. М., 2003.-С. 195
  139. Цай, В. И. Исторический опыт межнациональных отношений в СССР, Российской Федерации: 1953−2003 гг. Текст.: дисс.. докт. истор. наук: 07.00.02 / Цай Владимир Ильич. М., 2004. С. 352
  140. , Е.А. Русский народ в системе межнациональных отношений Российской Федерации Текст.: дисс.. канд. полит, наук: 23.00.04 / Черноусова Елена Анатольевна. -М., 1999. С. 165
  141. Hayes C.J.H. The Historical Evolution of Modern Nationalism.-N.-Y., 1931.P. 425
  142. Smith A. Nationalism. A Trend Report and Bibliography. The Hague», 1973, P.237
  143. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Рашида Гумаровича Нургалиева на заседании Общественного совета при МВД России 29 октября 2009 года Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.mvd.ru/news/33674A свободный.
  144. Выступление Министра внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиева на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений 02.04.2009 Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.mvd.ru/news/25298A свободный.
  145. Ким М. И. Роль этнических сообществ в гармонизации межнациональных отношений (в свете многообразия культур) Электронный ресурс. М. -Режим доступа: http:// www.minregion.ru. свободный.
  146. Межэтническая нетерпимость: причины и факторы распространения Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.oprf.ru/ru/documents/498A свободный.
  147. Г. Д. Устойчивое развитие севера важное условие стабильного развития всей России Электронный ресурс. М. — Режим доступа: http://severcom.ru/analytics/page2.htmL свободный.
  148. Отчет о работе Комитета Государственной Думы по делам национальностей за 2008 год Электронный ресурс. М. — Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/komnac/rabota/5sozYv/2008/otshet08.html, свободный.
  149. Отчет о работе Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике за период работы Государственной Думы IY созыва (2003 2007 годы) Электронный ресурс. М. — Режим доступа: http://www.comregion.ru/otchet podr. php?nid=2, свободный.
  150. Официальный сайт Генеральной прокуратуры России Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://genproc.gov.ru, свободный.
  151. Официальный сайт МВД России Электронный ресурс. М. — Режим доступа: http://www.mvd.ru/, свободный.
  152. Официальный сайт Министерства регионального развития России Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.minregion.ru. свободный.
  153. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» Электронный ресурс.: Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ Платформа F1 Эксперт».
  154. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 984 от 23.06.2008 Электронный ресурс. М. -Режим доступа: http://wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/103 03 .html?no cache=l &cHash=60ac7edfef. свободный.
  155. В.В. Выступление на церемонии вступления в должность Президента Российской Федерации. 7 мая 2000 г. Электронный ресурс. М. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/appears/2000/05/07/0000type63374type63376type63378 28 711.shtml, свободный
  156. В.В. Обращение Президента России Владимира Путина, 4 сентября 2004 года Электронный ресурс. М. Режим доступа: http//www.kremlin.ru/appears/2004/09/04/752 tvpe63374tvpe82634 76 320.shtml. свободный
  157. Статистические данные по форме 1-РД «Результаты деятельности территориальных органов за 10 месяцев 2009 г.». Официальный сайт ФМС России Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/about/ofstat/stat 1 rd/, свободный
  158. Электронная версия ИТАР-ТАСС Электронный ресурс. М. Режим доступа: http://www.itar-tass.com/. свободный.
Заполнить форму текущей работой