Роль агитационного искусства в городской культуре Урала, 1917-1932 гг
Определяется все более возрастающим интересом современников к истории русской кулыуры в целом и к такому яркому явлению, в частности, как искусство наглядной агитации 1920;1930;х гг. Обращение к агитационному искусству затрагивает большой историко-культурный пласт в развитии отечественной культуры и позволяет представить те процессы, которые происходили в культурной сфере страны и, в частности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Особенности развития и своеобразие советской художественной культуры (1917−1932)
- Глава 2. Становление и особенности агитационного искусства в уральской городской среде
- 2. 1. Осуществление плана «монументальной пропаганды» на Урале
- 2. 2. Праздничное оформление уральских городов
- 2. 3. Развитие и своеобразие уральского политического плаката
- 2. 4. Агитационное искусство в фарфоре и малой декоративной скульптуре
- 2. 5. Оформление агиттранспорта. ,
- 2. 6. Прикладная графика
- Глава 3. Специфика предметно-пространственной среды уральского быта
- 3. 1. Особенности формирования уральского городского быта
- 3. 2. Участие урало-сибирских промыслов и ремесел в формировании городского быта
- 3. 3. Своеобразие материального быта в уральской городской среде
- Выводы
- Список сокращений. Примечания
- Литература. Приложения
Роль агитационного искусства в городской культуре Урала, 1917-1932 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
определяется все более возрастающим интересом современников к истории русской кулыуры в целом и к такому яркому явлению, в частности, как искусство наглядной агитации 1920;1930;х гг. Обращение к агитационному искусству затрагивает большой историко-культурный пласт в развитии отечественной культуры и позволяет представить те процессы, которые происходили в культурной сфере страны и, в частности, на Урале. Вопрос о том, как зарождалось и развивалось искусство молодой Страны Советов, приобретает сегодня особую актуальность в связи с необходимостью возрождения лучших культурных традиций прошлого, а также в связи с возникновением идеологических и социально-культурных предпосылок переосмысления художественного наследия советского периода с точки зрения влияния социальных, базисных устоев исследуемого периода на общую картину развития художественной культуры и обратного ее воздействия на социальное развитие страны.
В искусствоведческих исследованиях по этой теме основное внимание, как правило, уделялось освещению отдельных форм агитационно-массового искусства послереволюционного 15-летия Москвы и Петрограда. Изучение же названного художественного явления в провинции, которой традиционно был Урал по отношению к признанным культурным центрам, проводилось фрагментарно.
Предметом данного исследования является анализ агитационного искусства как культурологического феномена, воссоздающего картину уральской городской среды и быта 1920;1930;х гг., предопределяемую культурно-промышленной спецификой региона. Это художественное наследие представляет собой неоспоримую ценностьбез его изучения и знания невозможно правильно понять пути формирования современной отечественной культуры и общества в целом.
Теоретической базой исследования послужили работы А. В. Луначарского, посвященные вопросам развития социалистической культуры, а также крупнейших критиков послереволюционной эпохи Я. А. Тугенхольда, И. Ильинского, Н. Конрада, А. Гущина и других деятелей культуры 1920;х гг.
Вопросы, связанные с ленинским планом «монументальной пропаганды», ставшим отправной точкой в развитии агитационного искусства в Москве и Петрограде, освещены в исследованиях Б. Н. Терновца, М. Л. Нейман, А. И. Мазаева, А. С. Павлюченкова, Н. С. Степанян, А. А. Стригалева, В. П. Толстого, С.О.Хан-Магомедова и др., однако реализацию этого плана на Урале указанные авторы не рассматривают, ограничиваясь упоминанием отдельных видов агитационного искусства в Екатеринбурге. Более подробно тема агитационного искусства в Уральском регионе дается в описательно-систематических работах уральских искусствоведов Б. В. Павловского, А. Г. Будриной, Г. С. Трифоновой, А. Е. Волкова, Н. В. Казариновой, С. П. Яркова, В. А. Черепова.
Художественная среда и праздничные аспекты творчества художников послереволюционных лет отражены в работах А. Гущина, О. В. Немиро, А. Пиотровского, О. Цехновицера, А. И. Мазаева, А. А. Каменского, А. А. Стригалева.
Основы исследования декоративно-прикладного искусства промышленного Урала, оказавшего огромное влияние на развитие культуры края, заложили труды Б. В. Павловского. А работы В. А. Гуляева, В. А. Барадулина, В. Б. Семенова, И. Давыдова, А. А. Валова, М. Глинкина, С. Д. Лялицкой, А. С. Максяшина, Е. Н. Харитоновой, наряду с многочисленными публикациями научных сотрудников уральских музеев, позволили выявить специфику развития урало-сибирских промыслов в 1920;х гг., обозначили их место в истории культуры Урала и степень влияния на формирование предметного мира в бытовой среде.
Следует отметить ряд каталогов Свердловского государственного объединенного историко-краеведческого музея (ныне СОКМ) и Пермской государственной художественной галереи, в которых опубликованы описание и снимки экспонатов из музейных коллекций, являющихся прекрасными образцами советского агитационно-массового искусства. Авторы каталогов В. С. Булавин, Н. А. Гончарова, Н. Н. Новопашина и Т. Л. Сысоева впервые ввели в научный оборот художественные памятники из коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства названных музеев, отражающие разнообразные формы агитационного искусства.
Исходя из того, что городской быт является частью городской культуры, было бы уместно проследить формирование уральского городского быта в 1920;1930;е гг. Для понимания специфики уральского быта чрезвычайно важна мемуарная литература известных уральских писателей Д.Н.Мамина-Сибиряка и П. П. Бажова, жителей уральских городов С. А. Захарова, художников Н. С. Сазонова, И. И. Туранского, краеведа Л. М. Каптерева.
Изучением культуры и быта горнозаводского Урала занимались как отдельные исследователи, так и этнографические экспедиции ГИМа, Русского музея, Уральского филиала ВНИИ технической эстетики, уральских музеев. Деятельность этих экспедиций была направлена на сбор и исследование материалов, отражающих формирование рабочих кадров в одном из важнейших промышленных регионов страны, а также формы материального быта, складывавшиеся в специфических условиях отдельных промышленных районов. Основное внимание экспедиции уделяли дореформенному периоду Урала, ограничивая свою работу индустриальными районами Среднего Урала.
В настоящее время пока не существует обобщающего труда, в котором целиком была бы воссоздана картина художественной культуры Урала с 1917 по 1932 г. с освещением доминирующих форм агитационного искусства, оказавших большое влияние на формирование уральской городской среды и городского быта.
Появление новых культурологических исследований, переосмысление художественного наследия и отсутствие обобщающих работ о роли данного процесса в развитии уральской городской среды, послужили причиной выбора темы, определили цели и задачи данного исследования.
Объектом исследования является художественная культура и городская жизнь на Урале на начальных этапах становления новой, социалистической формации в первые послереволюционные годы, в 1920;е — начале 1930;х гг.
Предмет исследования — разнообразные формы агитационно-массового искусства в городской среде, а также в быту городского населения Урала.
Цель исследования:
На основе фактического и документального материала изучить становление агитационного искусства и его исторически обусловленное взаимодействие с жизнью городавыявить широту распространения и степень проникновения агитационного искусства в частную жизнь человека, в его бытвыяснить место и роль агитационного искусства в культуре края.
Задачи исследования:
1. Выявить и обработать круг памятников, связанных с исследуемым периодом.
2. Реконструировать создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей 1920 — 1930;х гг.
3. Показать видовое, тематическое и стилевое многообразие агитационного искусства в уральской городской среде.
4. Рассмотреть степень участия в бытопреображении и бытостроении профессионального искусства и основных уральских промыслов и ремесел.
5. Выявить художественный уровень и своеобразие агитационного искусства на Урале.
Границы исследования:
Данное исследование предпринято в рамках проблемы взаимосвязи и взаимовлияния искусства, городской среды и быта, в названный период, в среде уральских губернских городов, вошедших в Уральскую область (1923;1934), образованную в результате проведенного эксперимента административно-территориального районирования. При этом агитационное искусство в уральской городской культуре рассматривается здесь как по вертикали, в динамике своего исторического формирования, так и по горизонтали, в частности, в контексте его видового и жанрового многообразия.
Наиболее подробно изучается Екатеринбург, ставший административным и художественным центром Уральской области.
Настоящая работа не рассматривает архитектуру уральских городских ансамблей.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Выявление и изучение материалов, в том числе музейных экспонатов, связанных с агитационным искусством.
3. Анализ документальных источников и фотоматериалов, найденных в архивах и музеях.
4. Систематизация обработанных материалов, фотофиксация.
Научная новизна:
Работа является первым специальным исследованием агитационного искусства и его роли в уральской городской культуре в период с 1917 по 1932 г.
Анализ фотои документальных источников дает представление о развитии и формировании основ городской культуры новой социально-экономической формации, наиболее тесно связанной с агитационными формами массовой культуры.
В работе показано рождение новых агитационных форм в уральской городской среде в обозначенный период, прослежена взаимосвязь агитационного искусства с деятельностью уральских промыслов и ремесел, дана характеристика наметившихся тогда художественных концепций.
Впервые комплексно исследуется создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей.
Впервые в научный оборот вводятся экспонаты из разных коллекций уральских музеев, связанные с исследуемым периодом.
Выводы.
1. В ходе исследования из разных коллекций уральских музеев выявлен и обработан целый ряд экспонатов, связанных с исследуемым периодом. Из них более 120 единиц хранения из коллекций изобразительного и декоративно-прикладного искусства уральских музеев впервые вводится в научный оборот, в том числе: агитационные плакаты, лозунги, диаграммы, выполненные на металлеагитационная эмалированная посудаизделия из уральских камней с советской символикой и эмблематикой- «тематический» текстильлучшие образцы прикладной графики, начиная с театральной афиши и заканчивая конфетной оберткой. Также документальные источники и фотоматериалы, фиксирующие обновленную городскую среду и художественный уровень бытопреображения уральских городов.
2. На основе анализа изученных материалов впервые комплексно исследуется создание новой городской культуры на Урале с учетом местных традиций и региональных особенностей. Удалось установить, что специфической особенностью бытопреображения уральской городской среды является непосредственное обращение к деятельности традиционных уральских художественно-кустарных промыслов, продукция которых в 20-е гг. нередко выходила за рамки прикладных форм и поднималась до уровня монументального искусства. Ярким тому примером стал популярный на Урале памятник «Героям, павшим за революцию», выполненный из серого гранита (постамент) и чугуна (фигура рабочего с винтовкой в руке, опирающегося на рукоять молота), растиражированный во многих уральских городах.
3. Видовое, тематическое и стилевое многообразие агитационного искусства в уральской городской культуре говорит о плодотворном процессе, положившем начало обновлению публично-гражданского быта и оказавшем огромное влияние не только на формирование предметного мира в быту горожанина, но и на создание нового образа жизни.
Своеобразие агитационного искусства на Урале заключается в последовательном участии эстетических начал профессионального искусства начала 20-х гг., что обеспечило высокий уровень оформления городского пространства, к революционным праздникам и массовым театрализованным действам, и «бытового» искусства (обрядовые, игровые, фольклорные, любительские и самодеятельные формы творчества) второй половины 20-х гг., взращенного в многочисленных клубах и студиях на Урале («Синяя блуза», Пролеткульт), унаследовавшего высокий уровень предыдущего этапа. В этом смысле агитационное искусство, вероятно, больше, чем какое-либо другое, выражало эстетические потенции уральской культуры 20-х гг.
4. Выявлена доминирующая роль заметно идеологизированных в это время уральских промыслов и ремесел, сочетающих традиционные формы с новой советской тематикой, оказавших большое влияние на формирование предметно-пространственной среды уральского быта в специфических условиях хозяйственно-экономического развития края. Промышленная специфика региона отразилась не только в выборе материала (металл, камень, кость), но и в композиционных и изобразительных решениях, где наряду с традиционным оформлением изделий и новой советской символикой, портретами вождей, непременно присутствовал индустриальный пейзаж — или как обобщенный образ всей уральской индустрии (заготовки для запонок, обложка журнала «Товарищ Терентий», экслибрис акционерного издательства «Уралкнига» и т. д.), или с изображением конкретной фабрики, завода и даже отдельных заводских корпусов (гравированные подарочные охотничьи топоры, конфетные обертки «Уралмаш» и др.). Такие элементы в оформлении изделий позволяют говорить о влиянии специфики края на развитие городской культуры и ее влияние на быт, а следовательно, об уникальности этого явления в масштабах страны.
5. Художественный уровень агитационного искусства на Урале говорит о самоценности этого направления, развитие которого во многом определяли местные условия: военная обстановка в каждом отдельном районе (затянувшаяся Гражданская война и последствия колчаковщины, связанные с уничтожением первых революционных памятников, а также с разрушением и разграблением типографий, художественно-промышленного училища в Екатеринбурге и т. д.), наличие художественных сил (профессиональные уральских художников и самодеятельные, а также приезжие столичные художники, скульпторы, архитекторы) и местные традиции с характерной унификацией городского быта, складывавшегося из несколько усредненных, запаздывавших образцов столичной городской культуры и стабилизированных норм жизни уральского населения, связанных с кристаллизацией особого, промежуточного — полурабочего, полукрестьянского — образа жизни. Кроме того, массовое восприятие городского населения Урала, воспитанного на симбиозе старообрядческой культуры с ее строгой регламентацией поведения и быта и заводской культуры, также повлияло на художественный уровень агитационного искусства на Урале. Печальная участь, например, постигла аллегорические памятники, созданные Эрьзей («Освобожденный труд», «Уральским коммунарам»), оказавшиеся «далекими от вкусов и интересов народа». В то же время большой популярностью в оформлении митингов и демонстраций на Урале пользовалось производственное оборудование (прессы, станки и т. д.). Массивный механический паровой молот стал даже основой композиционного решения монумента «Борцам революции» в Перми (1920 г.) и вплоть до 1990;х гг. входил в герб города.
Список литературы
- Аболина Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма 1917−1932. М., 1962. 80 с.
- Агитационно-массовое искусство первых лет Октябрьской революции. М., 1967. 63 с.
- Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. М., 1971.223 с.
- Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств. М., 1984. 290 с.
- Агитпоезда ВЦИКа. М., 1920. 68 с.
- Адаскина Н. 30-е годы: контрасты и парадоксы советской художественной культуры// Сов. искусствознание. 1989. Вып. 25. С. 5−38.
- Адливанкин A.B. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1963.
- Азизян И.А., Иванова И. В. Памятники вечной славы. Концепции и композиция. М., 1976. 208 с.
- Алферова Е. Ю. Социально-экономическое развитие городов Урала в 60−90-е гг. XIXв.: Автореф. дис.. канд. ист. наук. Екатеринбург, 1992. 21 с.
- Андреев К.А. Крупская в Прикамье // На Западном Урале. Пермь, 1969. Вып.5. С. 200−206.
- Андреева Л.А. Советский фарфор, 1920−1930 гг. М., 1975. 339 с.
- Анимица Е.Г. Города Среднего Урала: Прошлое, настоящее и будущее. Свердловск, 1983. 287 с.
- Анциферовы Н. и Т. Город как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л., 1926.
- Анциферовы H. и Т. Современники города. JL, 1927. 228 с.
- Бажов П.П. Дальнее-близкое. Свердловск, 1949. 192 с.
- Бажов П.П. Уральские были. Свердловск, 1951. 248 с.
- Балашов Д. Урал мастеровой // Урал. 1968. № 10. С. 127−155.
- Большая советская энциклопедия. М., 1970. Т.1. С. 180−182.
- Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х. Материалы, документы, воспоминания. М., 1962. 403 с.
- Будрина А.Г. Памятники борцам: Календарь справ. Пермской области. 1969. Пермь, 1968. С. 157−158.
- Будрина А.Г. Уральский плакат времен гражданской войны. Пермь, 1968. 95 с.
- Бузлаева А.И. Ленинский план кооперирования мелкой промышленности СССР. М, 1969. Гл. 2.
- Булавин B.C., Гончарова H.A. Искусство, рожденное революцией: Темат. кат. произв. СГОИКМ. Свердловск, 1989. 104 с.
- Валериус С.С. Советская скульптура 1917−1967. М., 1967. 79 с.
- Валов A.A. Тобольская резная кость. Свердловск, 1987. 191 с.
- Василенко В.М. Народное творчество. М., 1979. 294 с.
- Волков А.Е. По ленинскому декрету // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1985. С. 79−87.
- Вопросы отечественного и зарубежного искусства. М., 1975.
- Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1976. 382 с.
- Всеобщая история искусств. М., 1965. Т. 6., кн. 2. 480 с.
- Галаджева Г. Облик человека революции // Декоративное искусство СССР, 1977. № 11. С. 32−40.
- Гапошкин В.И. Традиции и новаторство в советском искусстве. М., 1962.
- Герман М.Ю. Мифы 30-х и сегодняшнее художественное сознание // Творчество 1988. № 10. С. 1−2
- Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967. 125 с.
- Гомберг Э.П. Мировое значение советского изобразительного искусства. Л., 1959 50 с.
- Гриер О.М., Самойлов Б. С., Ячменев В. А. Гравюра на стали из Златоуста. Челябинск, 1994. 191 с.
- Губкин О.П. К истории развития Кусинского художественного литья // Художественный металл Урала XVIII—XX вв.: Материалы конф. Екатеринбург, 1993. С. 7790.
- Губкин О.П. Уральское художественное литье // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг. Материалы междунар. научн конф. Екатеринбург, 1996. С. 202−208.
- Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Л., 1985. 157 с.
- Гущин A.C. Искусство в массовых празднествах и демонстрациях. М., 1930. 76 с.
- Гущин А. С. Оформление массовых празднеств за 15 лет диктатуры пролетариата. М.: Л., 1933.78 с.
- Давыдов И. Тобольские косторезы. Тюмень, 1954. 72 с.
- Демосфенова Г. Л. Советская графика. 1917−1957. М., 1957. 181 с.
- Демосфенова Г. Л., Нурок А. Ю., Шантыко Н. И. Советский политический плакат. М., 1962. 443 с.
- Декрет о памятниках Республики // Декреты Советской власти. М., 1959. Т. 2. С. 95−96.
- Документы. Факты //Искусство. 1986. № 8. С. 32−36.
- Доманк A.C. Знаки воинской доблести. М., 1982. 110 с.
- Домогацкий В.Н. Теоретические работы. М., 1984. 367 с.
- Екатеринбургские высшие государственные мастерские // Урал, рабочий. 1920. 2 сент.
- Егорова Е., Колбас В. Окрыленные революцией // Отчий край: Поиски, находки, воспом. Пермь, 1987. С. 214−219.
- За социалистическую культуру. Культурное строительство в Прикамье (19 241 939): Сб. док. и материалов. Пермь, 1980.
- Захаров С.А. Это было недавно.: Записки старого свердловчанина. Свердловск, 1985. 190 с.
- Заринская И.З. Народная культура и предметный мир уральских рабочих // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 77−83.
- Иванова В., Таранченко И. Исторические памятники и памятные места Кургана. Курган, 1972.
- Ильин М.А. Русская резьба по кости. М., 1960. 86 с.
- Ильина Т.В. История искусств // Русское и советское искусство. М., 1989. 399 с.
- Из истории советской культуры. М., 1972. 167 с.
- Из истории строительства советской культуры. Москва. 1917−1918: Док. и воспом. М., 1964.283 с.
- Из истории советской эстетической мысли 1917−1932 гг. М., 1980. 455 с.
- Изобразительное искусство // Урал, рабочий. 1921. 7 нояб.
- Иофа Л.Е. Города Урала. М., 1951. Ч. 1. 421 с.
- Искусство, рожденное Октябрем. М., 1967.
- История искусства народов СССР. М., 1972. Т. 7. 438 с.
- История русского искусства. М., 1961. Т. 12. 615 с.
- История советского искусства. М., 1965. Т. 1. 304 с.
- Каган Л.Б. Городская культура и пространство: Проблема центральности // Развитие городской культуры в формировании городской среды. М., 1976.
- Каган М.С. Культура города и пути его изучения // Город и культура. СПб., 1992.
- Каганов Г. З. К вопросу об образе среды // Городская среда: Материалы науч. конф. М., 1989. Ч. 1.С. 17−26.
- Казаринова Н.В. Художники Перми. Л., 1987. 192 с.
- Календарь памятных дат по Уралу на 1961. Свердловск, 1961. С. 176.
- Каменский A.A. Вернисажи М., 1974. 527 с.
- Каменский A.A. Романтический монтаж. М., 1989. 334 с.
- Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. 228 с.
- Каптерев Л.М. Екатеринбург в 1918—1919 годах: Рукоп. С. 23.
- Касицкая Д.Л., Левинсон Н. Р., Лобанова Т. А. Положение и быт рабочих металлургической промышленности Урала: (материалы Средне-Уральской экспедиции 1949 г.). М., 1953. С. 184−214.
- Карякин А. Родственник в Кытлыме // Урал, следопыт. 1991. № 5. С. 15.
- Кениг Г. Реклама и плакат как орудия пропаганды. Л., 1925.
- Киклина С. Первая советская скульптура из фарфора // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 48.
- Киницкая С. Первые советские медали и знаки // Декор, искусство СССР. 1977. № И. С. 44−45.
- Ковалев А. Н.И.Бухарин. Эететика.Критика. Стратегия культурной революции. // Искусство. 1988. № 12. С. 21−25.
- Кожевников А. Близнецы К.Клодта // Урал, следопыт. 1991. № 5. С. 14−15.
- Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. 496с.
- Коровин А.Ф. История «Уралкниги». Заречный, 1998. 23 с.
- Крупянская В.Ю., Полищук Н. С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец Х1Х-началоХХ в). М., 1971. 288 с.
- Крупянская В.Ю. и др. Культура и быт горняков и металлургов Нижнего Тагила. М., 1974. 319 с.
- Кудзоев O.A., Ваганов A.C. Скульптурная летопись края. Челябинск, 1989. 238 с.
- Куликовских С.Н. Златоустовская гравюра на стали // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг.: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С.202−208.
- Курочкин Ю. К истории одного подарка // Урал, следопыт. 1960. № 4. С. 16−21.
- Лобачева Е. Ленинский план монументальной пропаганды. М., 1961. 27 с.
- Лубочные картины // Урал, рабочий. 1921. 19 нояб.
- Луначарский A.B. Искусство и революция. М., 1924. 231 с.
- Луначарский A.B. Вопросы культурного строительства. РСФСР. Доклады на ХЦУ Веер, съезде Советов. М.- Л., 1929. 141 с.
- Луначарский A.B. Воспоминания и впечатления. М., 1968. 376 с.
- Луначарский A.B. Об изобразительном искусстве. М., 1967. Т. 2. 391 с.
- Лялицкая С.Д. Молотовские камнерезы. М., 1975. 56 с.
- Малеева Л. Памятники старого Тагила // Тагил, металлург. 1997. 12 июля.
- Мазаев А.И. Концепция «производственного» искусства 20-х гг.: Истор.- критич. очерк. M., 1975. 270 с.
- Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М., 1978. 392 с.
- Мазаев А.И. Художественная среда революционной эпохи // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 18−29.
- Макаров К.А. Советское декоративное искусство. М., 1974. 332 с.
- Масленников H.H. Искусство в массы. М., 1930.
- Масленников H.H. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: (Материалы, док., воспом.). М., 1962.
- Матвеева В. Первые советские знамена // Декор, искусство СССР. 1977. № 11. С. 46−47.
- Матвеева Н.И. Советское искусство. 1917−1932 гг. М., 1962. 63 с.
- Мезенин H.A. Урал на всемирных выставках. Свердловск, 1981. 94 с.
- Михайлова Т.Б. Оформление первых революционных праздников в Екатеринбурге // Вторые Татищевские чтения: Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1999. С. 243−246.
- Михайлова Т.Б. Творчество С.Д.Эрьзи (Нефедова): «Екатеринбургский» период // В поисках истины: Интеллигенция провинции в эпоху общественных потрясений: Материалы науч.-практ. конф. Пермь, 1999. С. 113−116.
- Михайлова Т.Б. Агитационное искусство и культура 1920-х гг. в Зауралье // Шадринская провинция: Материалы науч.-практ. конф. Шадринск, 2000. С. 11−13.
- Михайлова Т.Б. Уральские «Окна РОСТА» // Урал, следопыт. 2000. № 11. С. 30−31.
- Монументальная пропаганда // Урал, рабочий. 1921. 9 февр.
- Моор Д.С. Плакат на службе Октября. М., 1934. 25 с.
- Наумов Е.И. Маяковский в первые годы Советской власти. М., 1955. 216 с.
- Неверов Л.П., Владимирский Д. А. Исторические памятники Свердловска и Свердловской области. Свердловск, 1962. 148 с.
- Нейман М.Л. Искусство революционной эпохи. М., 1969. 56 с.
- Нейман М.Л. Рожденное Октябрем // Художник. 1967. № 2. С. 15−23.
- Никитин А.Г. Калинин в Прикамье // На Западном Урале. Пермь, 1969. Вып.5. С.333−335.
- Новопашина Н.И., Сысоева Т. Л. Искусство, рожденное Октябрем: Революционный плакат и агитационный фарфор первых лет Советской власти. Кат. выставки. Пермь, 1987.48 с.
- Носкова Л. Резные изделия из мягкого камня. Пермь, 1990. 32 с.
- Овсянникова Е. Градостроительные планы первого революционного десятилетия // Искусство. 1987. № 2. С. 30−36.
- Октябрьская годовщина в Екатеринбурге: Искусство на улице // Урал, рабочий. 1919. 12 нояб.
- Осинцев Л.П. Исторические памятники Шадринска. Челябинск, 1968. 92 с.
- Очерки истории Свердловска. Свердловск, 1958. 396 с.
- Павловский Б.В. Художники на Урале. Свердловск, 1948. 55 с.
- Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск, 1953. 152 с.
- Павловский Б.В. Леонид Викторович Туржанский. 1875−1945. М., 1953. 31 с.
- Павловский Б.В. Касли. Свердловск, 1957. 88 с.
- Павловский Б.В. Художники Свердловска. Л., 1960. 107 с.
- Павловский Б.В. Ленин и изобразительное искусство. М., 1974. 85 с.
- Павловский Б.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. М., 1975. 131 с.
- Павлюченков А. Документы о монументальной пропаганде // Искусство. 1967. № 4. С. 50−54.
- Павлюченков А. Великий Октябрь и творческая интеллигенция // Искусство.1987. № 11. С. 19−26.
- Павлюченков А. Великий Октябрь и искусство для миллионов // Искусство.1988. № 4. С. 7−13.
- Павлюченков А. Политика Коммунистической партии в области культуры (1917−1927)//Искусство. 1988. № 11. С. 3−9.
- Паперный В. Культура Два. М., 1996. 384 с.
- Парфенов Н.М. Лысьва: Очерки краеведа. Кунгур, 1998.
- Пашков A.A. Культурная жизнь Шадринска в 1920-е годы // Шадринск 1920-х годов. Шадринск, 1999. С. 51−54.
- Першина Т.Б. Уральский плакат яркая летопись агитационного искусства 1920-х гг. // Летающий пролетарий: Кат. выставки из цикла «Сокровища Белин-ки». Екатеринбург, 1998. С. 78−82.
- Пешкова И. Ничего, кроме травы // Урал, следопыт. № 5. 1990. С. 57−60.
- Пиотровский А. Празднества революции // Жизнь искусства. 1927. № 45.
- Полевой Б.С. Эрьзя. Саранск, 1969.
- Полевой В.М. Изобразительное искусство и коммунистическое движение. М., 1976.
- Полевой В.М. Искусство XX века: 1901−1945. М., 1991. 303 с.
- Полонский В. Русский революционный плакат. Б.м.: ГИЗ, 1925.
- Постоногов Ю.И. Монументальная летопись городов Урала. Екатеринбург, 1991. Т.1. 227 с.
- Поцелуев В.А. Гербы Союза ССР: Из истории разработки. М., 1987. 165 с.
- Репин М.Е. Касли. Челябинск, 1940. 200 с.
- Рощевская Л.П. Памятники и памятные места Тюменской области. Свердловск, 1980. 159 с.
- Савелов М. Советский политический плакат. 1917−1932. М., 1956.
- Сазонов Н.С. Записки уральского художника. Л., 1966. 164 с.
- Саранский К. К созданию Скульптурной академии на Урале // Урал, рабочий. 1919. 12 окт.
- Светлов И.Е. Образы героической эпохи. М., 1966. 66 с.
- Семенов В.Б. Эрьзя на гранильной // Урал, следопыт. 1976. № 6. С. 20−21.
- Семянников В.В. Пермское общество любителей живописи, ваяния и зодчества (1909−1919 гг.): хроника деятельности // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 155−160.
- Серебренников H.H. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. 256 с.
- Серебренников H.H. Уральские плакаты времен гражданской войны. Прикамье. 1958. № 24, С. 91−94.
- Серебренников H.H. Художники Перми. Л., 1963. 70 с.
- Сердцем слушая революцию.: Л., 1985. 239 с.
- Сидоров Н. «Вы не видели мои произведения»: Возвращение скульптора Эрьзи в СССР // Источник: Док. рус. истории. М., 1999. № 1. С. 89−94.
- Силонова О.Н. О некоторых особенностях лакового дела в Нижнем Тагиле в XVIII—XIX вв.. // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг.: Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С. 202 208.
- Симонов Е. Изделия из мамонтовой кости: (ист.-библиогр. справка): Рукоп. 1923.
- Советское декоративное искусство: Народные художественные промыслы: Материалы и документы, 1917−1932. М., 1986. 231 с.
- Советское декоративное искусство, 1917−1945. М., 1984. 256 с.
- Советское искусство 20−30-х гг: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. JL, 1988. 80 с.
- Советское изобразительное искусство. Живопись. Скульптура. Графика. М., 1962. 120 с.
- Советское искусство за 15 лет: Материалы и документация. M.-JI., 1933.
- Спасский А. Третья Армия. Пермь, 1958. 152 с.
- Стариков В. Шли рядом братья // Урал, следопыт. 1965. № 10. С. 42−53.
- Степанян Н.С. Искусство XX века. Взгляд из 90-х. М., 1999. 416 с.
- Страницы истории советской художественной культуры, 1917- 1932. М., 1989. 258 с.
- Стригалев A.A. План монументальной пропаганды // Декор, искусство СССР. 1968. № 4. С. 1−10.
- Стригалев A.A. У истоков советского монументального искусства // Декор, искусство СССР. 1968. № 4. С. 1−10.
- Стригалев A.A. Оформление праздников и монументальная пропаганда в революционном Петрограде // Искусство, 1978. № 4. С. 44−49.
- Стригалев А.А. Рожденные революцией // Наука и жизнь. 1987. № 11. С. 6−7 50−51.
- Стригалев A.A. Искусство улиц и выставок // Творчество. 1988. № 4. С. 1−5.
- Сутеев Г. О. Скульптор Эрьзя. Саранск, 1968. 142 с.
- Сысоева T.JI. Агитационный фарфор. Пермь, 1989. 248 с.
- Терновец Б.Н. Избранные статьи. М., 1963. 364 с.
- Толстой В.П. Советская монументальная живопись. М., 1958. 304 с.
- Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды в действии. М. 1961.56 с.
- Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. М., 1978. 380 с.
- Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства. М., 1983. 239 с.
- Трифонова Г. С. Художественная жизнь Челябинска первой половины двадцатых годов // Музей и художественная культура Урала: Сб. докл. на науч.-практ. конф. Челябинск, 1991. С. 47−67.
- Тугенхольд А.Я. Из истории западноевропейского искусства, русского и советского искусства. М., 1987. 315 с.
- Тугенхольд Я.А. Искусство Октябрьской эпохи. Л., 1930. 199 с.
- Тугенхольд Я.А. Художественная промышленность // Художник и зритель. 1924. № 6−7, С. 80.
- У себя дома: Прил. к газ. «Урал, рабочий». 1928. № 5, С. 7.
- У себя дома: Прил. к газ. «Урал, рабочий». 1928. № 9, С. 8.
- Федосеева И.В. Индустриализация в зеркале плаката // Россия и Западная Европа: взаимодействие индустриальных культур. 1700−1950 гг. Материалы междунар. науч. конф. Екатеринбург, 1996. С. 110−116.
- Ферсман А.Е. Богатства Урала. Свердловск, 1944. 67 с.
- Ферсман А.Е. Урал сокровищница Советского Союза. Свердловск, 1942. 60 с.
- Хайбутов В. Страницы истории // Звезда. 1990. 28 окт.
- Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. М., 1990. 64 с.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. М., 1996. 709 с.
- Харитонова E.H. От всего сердца. М., 1980. 191 с.
- Художественные промыслы РСФСР. М., 1973. 304 с.
- Художник: Сб. по вопр. изобразительного искусства. 1917−1927. М., 1928. 80 с.
- Художники народов СССР: Библиогр. словарь. М., 1970−1983. Т. 1−6.
- Художники Тюмени: Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное искусство, монументальное искусство. М., 1984. 56 с.
- Цехновицер О. Демонстрация и карнавал. Л., 1927.
- Цехновицер О. Празднества Революции. Л., 1931.
- Чегодаев А. Д. Страницы истории советской живописи и советской графики. М. 1984.486 с.
- Чегодаева М.А. России черный год. М., 1991. 54 с.
- Чегодаева М.А. Революция и художественная политика // Декор, искусство СССР. 1989. № 4. С. 2−3.
- Червонная С.М. Советское монументальное искусство. М., 1962. 73 с.
- Чулкина М.А. Памятники истории Челябинской области. Челябинск, 1990.
- Шакинко И.М. Истоки камнерезного дела // Урал, следопыт. 1976. № 6. С. 1720.
- Шакинко И.М., Семенов В. Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск, 1976 384 с.
- Шерстюк И. Окна УралРОСТА // Урал, следопыт. 1967. № 11. С. 76−78.
- Шкаровская Н.С. Геральдика труда // Декор, искусство СССР. 1970. № 2. С. 56.
- Шлеев В.В. Революция и изобразительное искусство. М., 1987. 334 с.
- Эстетика: Словарь. М., 1989. 445 с.
- Эфрос А. Концы без начал: Искусство в революции // Творчество. 1990. № 3. С 14−17.
- Ярков С.П. Первые шаги советской художественной школы на Урале // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1990. С. 76−95.
- Ярков С.П. Роль педагогов в системе обучения Екатеринбургской художественно-промышленной школы // Из истории художественной культуры Урала. Свердловск, 1988. С. 84−90.
- Ясинская И.М. Советские ткани 1920−1930 годов. Л., 1977. 278 с.
- Яхонт О.В. Советская скульптура. М., 1988. 223 с.