Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Русские народные духовные стихи Калужско-Брянского пограничья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Феномен русского народного духовного стиха в современном мире не только малоизучен, но, можно сказать, еще не познан и не понят в полном объеме. Перед исследователями, в первую очередь, встают вопросы философско-нравственного начала. Г. Федотов, анализируя религиозное содержание духовных стихов, выходит на проблему понимания основ христианства в крестьянской среде. Он пишет: «Нигде так ярко, как… Читать ещё >

Содержание

  • Духовные стихи Калужско-Брянского пограничья
  • Глава I. История изучения духовного стиха
    • 1. 1. Публикации духовных стихов
    • 1. 2. Историческая трансформация понятия «духовный стих»
    • 1. 3. Некоторые тенденции в исследовании духовного стиха
    • 1. 4. Поэтические источники народного духовного стиха
    • 1. 5. Народное изобразительное искусство и духовный стих
    • 1. 6. Народное православие
  • Глава II. Духовные стихи Калужско-Брянского пограничья
    • 2. 1. Историко-географические предпосылки формирования стиля духовных стихов Калужско-Брянского пограничья
    • 2. 2. Бытование Духовных стихов
    • 2. 3. Духовные стихи в похоронно-поминальном обряде Калужско-Брянского пограничья. Способы передачи духовных стихов
    • 2. 4. Распространенные сюжеты
    • 2. 5. Основы классификации духовных стихов Калужско-Брянского пограничья
    • 2. 6. Народный духовный стих и церковно-певческая традиция
    • 2. 7. Музыкально-композиционные основы духовных стихов
    • 2. 8. Стихи с припевом. Церковный и народный припев в духовных стихах
    • 2. 9. Регионально-стилевые особенности музыкального оформления духовных стихов
  • Калужско-Брянского пограничья

Русские народные духовные стихи Калужско-Брянского пограничья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было во городе во Риме, там жил да был Ефимъян князь" — Поющий сию народную песнь, называемую «Алексеем — Божьим человеком», был слепой старик, сидящий у ворот почтового двора, окруэюенный толпою по большей части ребят и юношей" — так начинается глава «Клин» из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева [204, 165].

Это одно из первых упоминаний в русской художественной литературе о народных песнях слепых певцов. А. Радищев дает им крайне высокую оценку, отмечая, что неискусный напев слепца «проникал в сердце его слушателей, лучше природе внемлющих, нежели взрощенные в благославии уши жителей Москвы и Петербурга внемлют <.> напеву Габриели, Маркези или Тодди» [204,165].

Русские духовные стихи — уникальное явление традиционной музыкально-поэтической культуры, без которого невозможно в полной степени понять специфику народного мировосприятия1. По своей серьезности, возвышенности содержания, духовные стихи выделяются из большинства жанров устного народного творчества. В России с момента принятия православия, духовное противопоставлялось мирскому, то есть, всему, что не имело отношения к божественному, причем только в его христианском смысле. Большая же часть поэтического народного творчества «духовной» не была: «Сказками или песнями люди беса тешили, губили свою душу, а духовные стихи служили для утешения и спасения души человека», — ссылаясь на летописи, пишет Ф. М. Селиванов [232, 3]. В области народной поэзии по «серьезности» на одном уровне со стихами стояли, пожалуй, только былины.

Интерес к народным духовным стихам первоначально возник в среде ученых-филологов XIX — начала XX века. Они подробно исследовали содержательную сторону, а музыкальную, к сожалению, оставляли в стороне, как нечто вторичное в этом жанре. В.

Кажется необходимым сразу уточнить понятие «народ». В словаре В. Даля представлено такое определение: «Народ — это люд, народившийся на известном пространстве, люди вообщеязык, племяжители страны, говорящие одним языкомобыватели государства, страны, состоящей под одним управленьемчернь, простолюдье, низшие, податные сословиямножество людей, толпа» В христианском мире бытует понятие «народ Божий»: «Народ Божий — это тот народ, который имеет в руках Священное Писание Ветхого и Нового Завета, который это писание знает, который старается по нему жить. А главное — это тот народ, который может это Священное Писание провозгласить и написать». [71, 77—78]. Такое определение покрывает все сословия, скрывая все социальные различия между определенными группами людей. В данной работе мы оперируем словосочетаниями «народное православие», «народный духовный стих», «народная философия» и др., подразумевая под этим вполне конкретную социальную группу, долгое время преобладавшую в России, являвшуюся носителем не только традиционной культуры, но и хранителем Православия — крестьянство. результате, имея огромное количество текстовых вариантов, мы практически не располагаем напевами, а поэтому не можем в полной мере систематизировать корпус духовных стихов, основываясь на музыкальных категориях. В этом заключается одна из главных проблем, с которой сталкивается исследователь-музыковед, занимающийся изучением данной области народного музыкально-поэтического творчества.

Существует немало филологических и исторических работ, посвященных духовным стихам. На протяжении многих десятилетий, начиная с середины XIX века, филологи занимались исследованием таких вопросов как:

• выяснение сюжетного материала, литературных источников стихов.

А. Н. Веселовский);

• анализ религиозного содержания (Я. К. Генерозов, Г. П. Федотов);

• определение ареалов распространения одного и того же сюжета.

В. П. Адрианова-Перетц, В. И. Сахаров);

• проведение параллелей с другими видами искусства (К. Ю. Кораблева)" .

В настоящее время мы располагаем немногими исследованиями, авторы которых подходили бы к вопросу изучения русских духовных стихов с интересующей нас точки зрения — их музыкальной составляющей, которая в свою очередь, представляет собой весьма сложный стилистический комплекс, обусловленный «пограничным» положением жанра. Испытывая, с одной стороны, большое влияние церковной певческой культуры, духовные стихи, как явление народного музыкально-поэтического творчества, соприкасаются и с архаическими пластами музыкального фольклора3.

Нас интересуют вопросы, которые до настоящего времени не получили должного освещения в литературе:

• какое место духовные стихи занимают в контексте русского фольклора;

• когда и как произошло вхождение духовных стихов в похоронно-поминальный обряд;

• какова взаимосвязь духовных стихов с другими традиционными музыкальными жанрами и церковной певческой культурой;

• можно ли на современном этапе изучения предложить адекватную классификацию внутри жанра.

2 См изд [1,51,52,54,59,114,226—229,274].

Пожалуй, кроме Смоленского этнографического сборника [241], во второй том которого включено большое количество духовных стихов с подробным анализом и систематикой всего корпуса, пока нет издания, отвечающего требованиям современной этномузыкологии в области изучения народного духовного стиха.

Кроме того, мы убеждены, что, занимаясь народным духовным стихом, нельзя абстрагироваться от историко-культурных процессов, происходивших на протяжении многовекового развития жанра. Поэтому мы предлагаем комплексный подход в изучении этого феномена народного творчества. Здесь необходимо не только проведение параллелей с народной культурой в целом, но и с профессиональным изобразительным искусством, и с церковно-певческой традицией. Особое внимание следует обратить на историю заселения той территории, материал которой станет предметом анализа. Вследствие этого, в данной работе в определенной степени поднимаются вопросы и иконографии, и народного религиозного лубка, и художественной литературы.

Феномен русского народного духовного стиха в современном мире не только малоизучен, но, можно сказать, еще не познан и не понят в полном объеме. Перед исследователями, в первую очередь, встают вопросы философско-нравственного начала. Г. Федотов, анализируя религиозное содержание духовных стихов, выходит на проблему понимания основ христианства в крестьянской среде. Он пишет: «Нигде так ярко, как в духовных стихах не запечатлелась народная вера, которая представляет собой не механическое смешение, не функциональное распределение элементов язычества и христианства, а нерасторжимый сплав, представляющий качественно иное духовное образование, чем ортодоксальное христианство, где преображенное язычество стало необходимой частью мировоззренческой системы» [274, 141~. На сегодняшний день такое определение сути «народного православия» требует некоторой коррекции.

Отвечая на поставленные вопросы, мы проанализировали духовные стихи, записанные в определенных районах Калужской области, составляющих в настоящее время ее юго-западную часть. В качестве сравнительного материала были привлечены записи, сделанные в северных районах Брянской области.

В продолжение традиций московской фольклористической школы К. В. Квитки — А. В. Рудневой, основу анализа музыкального материала составляет структурно-типологический метод исследования, подразумевающий изучение народной песни (в нашем случае — духовного стиха) с точки зрения совокупности лада, мелодики, ритмики, особенностей музыкально-поэтической строфы, которые в комплексе покажут своеобразие песни как художественного произведения и позволят получить представления о типических чертах, общих как для данного песенного жанра, так и для локальной фольклорной традиции.

В работе использованы материалы, собранные в результате фольклорно-этнографических экспедиций 2002—2009 годов в Калужскую и Брянскую области под руководством проф. Н. Н. Гиляровой. Были исследованы Людиновский, Кировский, Куйбышевский, Спас-Деменский, Жиздринский, Сухиничский, Ульяновский, Думиничский и Хвастовичский районы Калужской области и Жуковский, Дубровский районы Брянской области. В качестве сравнительного материала привлечены записи из архивов Научного Центра Народной Музыки имени К. В. Квитки (далее — НЦНМ), выполненные другими исследователями4. Из всего корпуса духовных стихов, зафиксированных в названных местах, для анализа мы отобрали наиболее интересные в музыкальном и в поэтическом плане образцы. Важно отметить, что при расшифровке материала был полностью сохранен речевой диалект исполнителей, что отвечает научному подходу к фиксации устных текстов в современной этномузыкологии. В сборнике стихов (Приложение 1) тексты представлены в двух вариантах: на диалекте и литературно. В основном тексте исследования, в связи с унификацией оформления всего иллюстративного материала, тексты духовных стихов приводятся в соответствии с литературными нормами.

Региональный подход поможет более наглядно проследить особенности формирования музыкально-поэтического стиля и установить исторические и культурные границы районов. Кроме того, наша методология изучения связана с новым подходом в этномузыкологии — выявлением истинных ареалов того или иного музыкального стиля, исходя из истории заселения изучаемой территории и ее географических особенностей3. Помимо «естественных» природных границ, определенных ландшафтом или крупными реками, существуют еще и границы «культурные», обусловленные человеческой деятельностью.

Для составления наиболее полной картины специфики распространения духовных стихов и их локальных разновидностей, важным оказывается расположение на изучаемой территории храмов и монастырей. Возможно, что когда-то рядом с тем или иным селом находился монастырь. Именно этот факт, повлиял на сохранение в памяти старожилов большого количества духовных стихов.

Необходимо выразить слова благодарности всем тем, кто оказал неоценимую помощь в процессе создания этой работы6. Автор выражает глубокую признательность.

4 Экспедиция И А. Савельевой, Л. П. Маховой в Рогнединский район Брянской области 2003 года.

3 Изучением пограничных районов Брянской области и русско-белорусского пограничья длительное время занимается доктор искуствоведения, профессор МГК имени П. И. Чайковского Н М Савельева [224].

6 Мы выражаем признательность сотрудникам Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Дмитрия Разумовского: О. В Тюриной, В. И. Губайдулиной (Любимовой) и сотрудникам НЦНМ им. Квитки: О. В. Ивановой (Ивашиной), Е. Г Богиной, канд. иск М С Альтшулер, канд. иск. Е. В. Битеряковой. Отдельно хочется поблагодарить руководителя семейного ансамбля «Горошины» И. М Булаткина за помощь во время экспедиций в Брянскую область и за предоставление профессору кафедры Истории русской музыки Московской консерватории, руководителю Научно-исследовательского центра церковной музыки имени протоиерея Димитрия Разумовского Ирине Евгеньевне Лозовой за ценные советы и участие в обсуждении работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, в которое вошли нотации духовных стихов, репертуарные списки, карты, таблицы, иллюстрации, справочно-исторические материалы Расшифровки духовных стихов, включенные в работу, выполнены автором, кроме тех, которые оговорены особо.

Заключение

.

Настоящая работа — первое исследование в области народных духовных стихов Калужско-Брянского пограничья. Ее основная цель — введение в проблему и обозначение круга вопросов, возникающих перед исследователями, занимающимися русским народным духовным стихом. Очевидно, что эта область — одна из самых сложных для изучения. Для того чтобы адекватно объяснить, проанализировать народные духовные стихи и сделать соответствующие выводы, необходимо располагать знаниями не только в области фольклористики, но и в других смежных науках — истории, географии, этнологии, филологии. Необходимо также глубокое знание традиций богослужебного пения, в том числе и регионального, ведь духовные стихи, как самостоятельное целостное явление в фольклорной среде, имеют множественные точки сопряжения не только с другими песенными жанрами, но и с церковной музыкой, как эпохи знаменного распева, так и последующего за ней периода, поэтому анализировать их надо с учетом этой специфики.

Две главы работы посвящены вопросам, каждый из которых требует самостоятельного всестороннего рассмотрения. Это вопросы как философско-эстетического порядка (народное религиозное сознание по духовным стихам), так и музыкально-стилистического: специфика жанра, его взаимодействие с иными фольклорными и профессиональными явлениями музыкальной культуры, бытование в локальной традиции на современном историческом этапе.

В ходе исследования мы пришли к некоторым «промежуточным» выводам, которые, однако, требуют дальнейшего рассмотрения и подкрепления. Эти выводы связаны с двумя направлениями, по которым можно вести исследование жанра духовного стиха:

1). Общеэстетическим — попытка увидеть сквозь призму жанра специфику религиозно-нравственных представлений определенных социальных слоев населения.

2). Этномузыкологическим — определение локальной стилистики жанра, анализ его музыкально-поэтической составляющей в контексте местной фольклорной традиции.

1. Русский народный духовный стих настолько уникален, что дает возможность заниматься изучением его особенностей не только как одного из музыкально-поэтических явлений фольклора, но и сквозь его призму попытаться понять и объяснить такой ~ нравственно-философский феномен русского крестьянства как Православие. Конечно, духовный стих — лишь один из многочисленных источников для изучения «народного православия». Тем не менее, если мы рассматриваем именно этот пласт народной культуры, то складывается совершенно определенная картина, во многом идущая наперекор большинству теорий о «языческих» основах народной христианской философии. Мы пришли к выводу, что жанр духовного стиха (несмотря на то, что он «открыт» поэтике других фольклорных жанров, весьма далеких от основ православия), как никакой другой несет в себе именно христианские истоки. На это указывают многие факторы: и содержание стихов, и понимание основных законов христианской жизни, и объяснение информаторами некоторых традиций и обрядов, связанных с похоронно-поминальным комплексом.

2. Народный духовный стих многочисленными нитями связан с церковно-певческой традицией. Это проявляется и в построении мелодий, и в функциональном попевочном мышлении, и во введении в его структуру «церковных» припевов. Специфика многоголосия, в котором нижние голоса в каденциях вполне определенно воспроизводят тонально-функциональные обороты, заимствованные из церковного обихода, также роднит эти две русские певческие традиции, но уже на современном этапе. Однако на композиционном уровне, в котором наиболее ярко проявляется специфика мышления, присущая профессиональной музыкальной культуре и носителям фольклорной традиции, на первый план выступают различия. Поэтому, говоря о влиянии знаменного распева (а также более поздних) на мелодику духовных стихов, нельзя исходить только из сравнения их попевочного фонда. Так, терцовые попевки, кажущиеся на первый взгляд общим «строительным элементом» для многих напевов фольклорной и церковной среды, имеют различную природу: с одной стороны, они распространены и в интонационном словаре духовных стихов, и в определенных гласовых распевах, и в построении обиходного звукоряда. Но одна и та же терцовая попевка, поставленная в разные метроритмические и семантические условия, наделяется разными подчас противоположными смысловыми значениями.

Вопрос специфики фольклорного музыкально-поэтического мышления заключен в принципах композиции напевов, организации целого. И в этом проявляются основные отличия от церковных распевов, несмотря на близость интонационного словаря. Таким образом, при сравнении двух русских певческих культур (церковной и народной), уместнее всего констатировать общность их музыкального языка, естественным образом основанного на единстве интонационных истоков, присущих музыкальному мышлению русского этноса в целом.

3. Определение региональной специфики духовного стиха ставит очень много вопросов, которые связаны и непосредственно с особенностями бытования жанра в той или иной локальной традиции, и с общими проблемами современной этномузыкологии.

Несмотря на то, что земли, составляющие в настоящее время пограничное положение Калужской и Брянской областей, некогда представляли единую историко-административную единицу, в стилистике духовных стихов заключается весьма много отличий. Так, стихи Дубровского и Жуковского районов Брянской области в основе своей все имеют строгий силлабический тип стиха, в то время как в Куйбышевском районе Калужской области были зафиксированы некоторые образцы стиха тонического.

Ладовая основа (несмотря на общность попевочного фонда) калужских и брянских стихов тоже во многом разнится. Большинство напевов, распространенных в юго-западных районах Калужской области, в основе своей содержат терцию. Самая многочисленная ладовая модель в этих местах — терция с субквартой (с различными заполнениями). Этим ладам в целом не свойственна переменность устоев, внутри музыкально-поэтической строфы. Исключение составляют напевы, записанные в Спас-Деменском районе Калужской области, который непосредственно граничит с территорией Смоленской области (и когда-то был частью Смоленской губернии). Ладовые модели этих стихов оказываются более сложными: составными, содержащими переменность устоев. Этим отличаются и брянские напевы. Кроме того, если в Калужских стихах, в качестве основы лада выступает терция, то в брянских — кварта.

Рассмотрев более подробно региональную специфику русских народных духовных стихов, возникают следующие вопросы, требующие дальнейшего изучения:

• Влияние монастырской культуры. Этот вопрос еще предстоит изучать, так как именно в исследуемых районах ее влияние в свое время было колоссальным. Конечно, для духовного стиха это не могло пройти бесследно. Уже на данном этапе работы над материалом очевидно, что наибольшее число духовных стихов сохранилось в тех местах, где неподалеку был монастырь.

• Бытование жанра на данной территории — вопросы контекста и локальной' терминологии.

• Отношение носителей традиции к жанру (Кто и как исполняет стихи в современности?) Вопрос «женского» и «мужского» исполнений духовных стихов — немаловажная проблема, поскольку в современной практике эпические стихи, также обладающие рядом характерных черт, исполняются и мужчинами. А поминальные — только женщинами (но и здесь есть исключения). При этом различия сказываются не только в мелодике, но и в специфике поэзии, которая в современных «женских» стихах пронизана крайне лирическими, душещипательными нотками.

• Специфика музыкального стиля. Изучение лада. в духовных стихах необходимо проводить комплексно, то есть с привлечением образцов иных жанров. В нашем случае говорить о ладовой специфике духовных стихов не приходится, так как ладовые модели, зафиксированные нами, в целом характерны и для других песенных жанров исследуемой территории.

• Контекст традиции. Предполагает изучение духовного стиха в комплексе с другими фольклорными жанрами, в том числе и с плачами. В духовном стихе это особенно важно, учитываю общность ситуации, в которой они звучат. Крайне важно учитывать контекст исполнения того или иного духовного стиха. От этого фактора зависят многие исполнительские, интонационные и философско-смысловые нюансы, отражающие отношение носителей традиции к этому фольклорному явлению.

• Проблема автономности мелодики духовных стихов. Поскольку духовный стих оказывается синкретичным явлением, то многие исследователи пишут о том. что мелодика духовных стихов недостаточно самостоятельна, а поэтому не представляет особого интереса. На наш взгляд, это не совсем верно, ибо, синтезируя в себе различные интонации, поминальные стихи и приобретают неповторимое новое качество.

• Межрегиональность сюжетов. Фактически самостоятельная область для изучения — претворение одного и того же сюжета в различных региональных традициях.

Таким образом, поле для исследований оказывается огромным. Традиция пения духовных стихов — одна из немногих, реально существующих сегодня. Востребованность жанра во многом определяет и его специфику: историческую изменчивость и непрерывное взаимодействие с современными течениями в фольклорной и профессиональной эстетике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. П. Житие Алексея человека Божьего в древней русской словесности. Пг., 1917. 518 с.
  2. Э. Е. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект: автореф. дис.. докт. иск. М., 1986. 240 с.
  3. Г. В. Древнерусское певческое искусство (Музыкальная организация знаменного распева). Владивосток., 1983. 171 с.
  4. М. А. Торговля гравюрами в Москве и контроль за ней в конце XVII— XIX веках // Народная гравюра и фольклор в России в XVII—XIX вв.еках. M., 1976. С. 140—158.
  5. М. С Русские похоронные причитания. Виды, формы, генезис, бытование: дис.. канд. иск. М., 2007. 151 с.
  6. Е. В. Из прошлого калик перехожих // Живая старина. 1913. № 1, 2. С. 184−200.
  7. Антоний митрополит Сурожский. Беседы о вере и церкви. М., 1997. 1605 с.
  8. Антоний митрополит Сурожский. Труды. Кн., 1, 2. М., 2007. 1523 с.
  9. Апокрифические евангелия /сост. П. В. Алексеев. М., 2004. 264 с.
  10. Апокрифы древней Руси / сост. М. В. Рождественская. СПб., 2006. 239 с.
  11. . В. Речевая интонация. М., 1965. 136 с.
  12. Афанасьев А. H Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865—1869. T. I—III. (Т. 1. 800 с, Т. 2. — 784 с, Т. 3. — 840 с.)
  13. М. А. Русские народные песни. М., 1957. 375 с.
  14. П.Банин A.A. К изучению русского народно-песенного стиха. Методические заметки // Фольклор, поэтика и традиция / отв. ред. В. М. Гацак. М., 1982. С.94— 139.
  15. Л. Ф. Духовный стих в белорусском музыкальном фольклоре: дис.. канд. иск. Минск, 2009. 25 с.
  16. Л. Ф. Жанровый состав лирницкого репертуара на территории Беларусии // Музыка устной традиции: Материалы Международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / науч. ред. H. Н. Гилярова М., 1999. С. 307— 311.
  17. Ф. Н. Песни оренбургских казаков с напевами: В 3-х выпусках. Вып. 1. Оренбург, 1913, — 106 с.
  18. О. Г. Отрицательное качество времени в образах потустороннего мира у русского народа // Время и календарь в традиционной культуре / гл. ред.
  19. A. Б. Островский. СПб., 1999. С. 103—106.
  20. Е. В. Причитания Северного края. Т. 1. Спб., 1997. 500 с.
  21. A.A. Территория и население Песоченского района в составе Брянской губернии (1920—1929 гг.) // Сельский окоём. Вып.5 /ред-сост. А. А. Бауэр. Киров Калужской области, 2009. С. 50—55.
  22. А. А., Барменков Д. А., Зайцев А. Е. Песочня, Неручь, Желтоухи. Топономика Кировского района Калужской области. Калуга, 2005. 75 с.
  23. Д., М., Рабинович Б. И. Русская народная музыка. Нотографический указатель (1776—1973): В 2-х ч. 4.1. М., 1981. 343 с.
  24. Д. М., Рабинович Б. И. Русская народная музыка. Нотографический указатель (1776—1973): В 2-х ч. 4.2. М., 1981. 567 с.
  25. Д. А. Кировский район на карте Калужской области // Сельский окоём. Вып. 2 / ред-сост. А. А. Бауэр. Киров Калужской области, 2005. С. 21—25.
  26. А. Ф. Из наблюдений над русским духовным стихом. Два брата Лазаря // Quinquegenario: Сб. статей молодых филологов к 50-летию проф. Ю. М. Лотмана / сост. А. Мальц. Тарту, 1972. С. 50−66.
  27. В. М. Происхождение знаменного распева // О музыкальном фольклоре и древней письменности: Статьи и заметки. Доклады / сост. А. В. Беляев. М. 1971. С. 23—38.
  28. Т. А. Приходская жизнь русской деревни. Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. 400 с.
  29. Т. А. Русская народная культура и народная религия // Советская этнография. 1989. № 1. С. 90−99.
  30. П. А. Калеки перехожие: Сборник стихов и исследование: В 2-х ч. (6 вып.). М., 1861—1864. Ч. 1.-524 е.- 4.2.-252 с.
  31. . М., 2001.-45,5 п.л.
  32. Благодатный дом: Духовные стихи русского народа / сост. — издательский совет Русской Православной Церкви. Том 1. М., 2007. 97 с.
  33. Е. А. Крестьянское жилище Калужской губернии // Материалы по этнографии: Этнографический отдел Русского музея. Л., 1927. Т. З. Вып. 2. С. 116
  34. Я. А. Напевы народных стихов и псальм. (В пении «нищей братии» и в крюковых старообрядческих сборниках). М., 1926. 103 с.
  35. Богогласник. Созвучие времен. Издание Единецко-Бричанской епархии. 2004.5″" ~> ~3 3 с.
  36. Бонч-Бруевич В. Д Материалы к истории изучения русского сектанства и раскола. СПб., 1908−1911.-314 с.
  37. М. В. Древнерусская теория музыки. М., 1972. 423 с.
  38. М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984. 302 с.
  39. Брянский Свенский монастырь 1288—1888. Изд. 2-е. Брянск, СПб., 1888. 258 с.
  40. Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Сочинения Ф. Буслаева. Т.1. СПб., 1861. 355 с.
  41. Ф. И. Русские духовные стихи // Сборник отделения русской словесности Императорской Академии наук, 1887. Т.42. 137 с.
  42. Былины. Русский музыкальный эпос // сост. Б. М. Добровольский,
  43. B. В. Каргузалов. М., 1981. 615 с.
  44. Е. А. Мелодика в системе закономерностей музыкально-поэтического языка народной песни // Русская народная песня: Стиль, жанр, традиция / ред-сост. А. М. Мехнецов. Л., 1985. С. 19—28.
  45. В. Г. Сборник русских духовных стихов. СПб., I860. 251 с.
  46. Н. М. Фольклор Калужской области в записях и публикациях XIX начала XX вв. М., 1997. 254 с.
  47. Веселовский, А Н. Калики перехожие и богомильские странники // Вестник Европы. 1872. Т. 2. С. 682—722.
  48. А. Н. Разыскания в области русских духовных стихов. СПб., 16 791 889. Вып 1−6.
  49. Виршевая поэзия. Первая половина XVII века / сост. В. К. Былинина, А. А. Илюшина. М., 1989. 470 с.
  50. Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального певческого искусства // Музыкальная фольклористика / сост. А. А. Банин. М., 1972. Вып 2. С. 315—336.
  51. Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: дис.. канд. иск. М., 1975.-23 с.
  52. Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII — начале XVIII века. // Историческая география России XII — начала XX вв. / ред-сост. А. Л. Нарочницкий. М., 1975. С. 70−96.
  53. Т. А. Религиозный лубок и его особенности в XIX веке // Православная жизнь русских крестьян XIX—XX вв.еков. М., 2001. / отв. ред. Н. Сергеева. С. 316—332.
  54. Я. К. Русские народные представления о загробной жизни на основании закличек, причитаний и духовных стихов. Саратов, 1883. 48 с.
  55. Н. Н. Русский духовный стих в современной народной культуре // PAX SONORIS: история и современность (памяти М. А. Этингера). Вып. 3 / сост. Е. М. Шишкина. Астрахань, 2008. С. 58—68.
  56. Е. В. Сборники русских народных песен М. А. Балакирева // М. Балакирев. Русские народные песни. М., 1957. С. 193—347.
  57. Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI—XIX вв.еков. М., 1994. -351 с.
  58. А. К. Над картой Брянщины // Брянский краевед, Вып.7. Брянск. 1974. С. 5—12.
  59. В. Л. У истоков народной музыки славян. М., 1971. 293 с.
  60. М. М. Традиционный нравственный идеал и вера // Русские народные традиции и современность. М, 1993. С. 53—68.
  61. А. Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969, № 3 .С. 105—116.
  62. Гуревич, А Я. История и сага. М., 1972. 196 с.
  63. Гуревич, А Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981. 359 с.
  64. В. Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 317 с. 71 .Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. Т. 2. М-Л., 1956. 782 с.
  65. А.В. Литургические источники некоторых духовных стихов о страстях Христовых // Живая Старина 2002, № 4. С. 19—21.
  66. Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения. М., 2005. 479 с.
  67. Древнерусское искусство XV—XVII вв.еков / сост. Н. Петрова. М., 1981. 476 с.
  68. Духовные стихи Саратовской области / сост. Е. Л. Сверлова. Саратов, 2003. 134 с.
  69. Душой родное береги. Устное народное творчество Сухиничского района /ред-сост. Н. М. Оконишникова, Н. И. Лепихова. Калуга, 2000. 75 с.
  70. П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 2. Народная словесность. М., 1878, № 10. 276 с.
  71. . Б. Ритмика русских традиционных песен. М., 2001. 256 с.
  72. Живописная Россия //ред. П. П. Семёнова. СПб., 1881. T. VI, 4.2. 305 с.
  73. Живописная Россия // ред. П. П. Семёнова. СПб., 1881. Т.VII. 268 с.
  74. Живописная Россия //ред. П. П. Семёнова. СПб., 1899. Т. VI, 4.2. 358 с.
  75. Житие преподобного Василия Нового. Тверь, 1990. 32 с.
  76. В. В. О православных монастырях в Российской Империи. СПб, 2005 (репринтное издание 1908 года). 1015 с.
  77. И. И. Мелодика календарных песен. Л., 1975. 224 с.
  78. И. И. По следам веснянки из фортепианного концерта П.Чайковского. Л., 1987.- 128 с.
  79. Т. Г. Русская фольклористика в XX веке: проблемы историографии // Первый всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. T.I. М., 2005. С. 134—147.
  80. О. В. Духовные стихи на страницах рукописных тетрадей. // К. В. Квитка и актуальные проблемы фольклористики / науч. ред. Н. Н. Гилярова М., 2009. С. 113—123.
  81. Иерофей архимандрит. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866.-487 с.
  82. Иероним архимандрит. Монастыри Орловской епархии. М., 1864. 138 с.
  83. А. А., Маслов А. Л. Стихи, старины и песни для одного голоса с сопровождением. М.— Лейпциг, 1904. 23 с.
  84. Ф. М., Дютш Г. О. Песни русского народа. Собраны в Архангельской и Олонецкой губерниях в 1886 году. СПб., 1894. 244 с.
  85. Ф. М., Ляпунов С. М. Песни русского народа. СПб., 1899. 279 с.
  86. В. И. Герои русского эпоса. М., 1983. 351 с.
  87. В. И. Мир былинного эпоса // Былины. М., 1986. С. 5—28.
  88. Калужская старина, год третий. Калуга, 1903. 465 с.
  89. Калужский уезд во времена Михаила Федоровича Романова. Опыт разработки истории Калужского края по архивным источникам П. Симпсона. Калуга, 1894. -1078 с.
  90. Э. Заметки об источниках русских духовных стихов // Живая старина 1999, № 2. С. 10—11.
  91. Г. Русская песня в лубочных картинках // Народное творчество. 1996 № 3. С. 20—22.
  92. А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. V: Александр Кастальский. Статьи, материалы, воспоминания, переписка // ред.-сост. С. Г. Зверева. М., 2006. 672 с.
  93. В. М. Очерк истории церкви в пределах нынешней калужской епархии // Калужская старина. Издание Калужского церковного историко-археологического общества. Т. III. Калуга, 1903. 879 с.
  94. К. В. Избранные труды: В 2-х т. T.l. М., 1971. 383 с.
  95. К. В. Избранные труды: В 2-х т. Т.2. М., 1971. 420 с.
  96. Ю. В. История русской музыки в десяти томах. Т. I. М., 1983. 335 с.
  97. Ю. В. История русской музыки. Ч. 1. М.—JL, 1948. 472 с.
  98. П. В. Русские народные песни. 4.1: Русские народные стихи // Чтения в имп. обществе истории древностей российских при Московском университете. Вып. 9. М., 1848. 226 с.
  99. П. В. Собрание народных песен. Тула, 1986. -461 с.
  100. А. П. Взаимодействие иконописи и словесности народной и книжной // Труды 8-го археологического съезда в Москве. Т. 2. М., 1895. 198 с.
  101. Л. С. Концепция времени в традиционной культуре // Время и календарь в традиционной культуре / гл. ред. А. Б. Островский. СПб., 1999. С. 3—9.
  102. В. Л. Указатель сюжетов и сюжетных ситуаций заговорных текстов восточных и южных славян. М., 1997. 380 с.
  103. Е. И. Музыкальные инструменты в Библии. М., 2003. 399 с.
  104. Кому повем печаль мою. Духовные стихи Верхокамья / отв. ред. И. В. Поздеева МГУ, 2007.-331 с.
  105. К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства: автореф. дис.. канд. иск. М., 1979. 24 с.
  106. А. Н. Переходная зона как объект мелеографии // Материалы международных конференций памяти А. В. Рудневой / науч. ред. Н. Н. Гилярова. М., 1999. С. 219—229.
  107. Л. Ф. Белорусские канты. Минск, 1992. 152 с.
  108. Л. Ф. Кантовая культура в Белоруссии. Минск, 1975. 96 с.
  109. А. А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1968. -306 с.
  110. В. В. Город Брянск и его окрестности в XVII — 1-й половине XIX века // Страницы истории города Брянска. Брянск, 1997. С. 56—66.
  111. И. А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды Рязанского края // Рязанский этнографический вестник. Православие и традиционная культура Рязанской области / сост. В. Коростылев. Рязань, 2001. С. 71—87.
  112. Г. В. Археологическая карта Верхней и Средней Болвы. Калуга, 2001. 113 с.
  113. Н. И. Научные труды: В 2-х т. Рязань, 1996. Т.1. 191 с.
  114. Лебедева Н И. Научные труды: В 2-х т. Рязань, 1996. Т.2. 200 с.
  115. Н. И. Этнография и фольклор Рязанского края: Материалы научной конференции к 100-летию со дня рождения Н. И. Лебедевой. (1-е лебедевские чтения). Рязань, 1996. -213 с.
  116. О. Е., Келдыш Ю. В., Кандинский А. И. История русской музыки. Т. I. М., 1973.
  117. Леонид архимандрит {Кавелин). История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и Калужской епархии. Калуга, 1876. 456 с.
  118. Леонид архимандрит (Кавелин). Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 года. М., 1878.- 898 с.
  119. Т. М. Русская музыкальная культура XVIII века. Т. I. М., 1952. 534 с.
  120. Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Линёвой. СПб., 1904—1909, — 165 с.
  121. М. Рецензия на сборник П. В. Киреевского // Москвитянин. 1850. № 20. С. 25—38.
  122. Г. В. Древности псковской земли. Жатвенная обрядность. СПб., 2000. -224 с.
  123. Г. В. Духовный стих «Сон Богородицы» в народных традициях Вологодской области // Музыковедение. М., 2004 № 1. С. 17—27.136 .Лобкова Г. В. Архаические основы обрядового фольклора Псковской земли. -СПб., 1997. (http://www.folkinfo.ru/p=2093)
  124. И. Е. Русское осмогласие знаменного распева как оригинальная ладовая система.// Музыкальная культура средневековья. Вып. 2 / сост. Т. Ф. Владышевская. М., 1992. С. 65—69.
  125. И. Е. Самобытные черты знаменного распева: дис.. канд. иск. М., 1987.- 130 с.
  126. Лозовая И Е. Знаменный распев и русская народная песня // Русская хоровая музыка XVI—XVII вв.еков. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. Вып 83. С. 25—46.
  127. А. К. Песни русского народа. М., 1959. 383 с.
  128. С. М. Русские народные песни. М., 1963. 184 с.
  129. С. М, Истомин Ф. М. Песни русского народа. Собраны в губерниях Вологодской, Вятской и Костромской в 1893 г. СПб., 1899.
  130. Е. А. Стихи духовные СПб., 1912.-134 с.
  131. Л. А. О мелодии. М., 1952. 300 с.
  132. Д. И. Калуга: Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. 2-е изд. Калуга, 1992. 157 с.
  133. A.B., Маслов А. Л., Богословский Б. А. Материалы, собранные в Архангельской губернии летом 1901 года А. Марковым. А. Масловым и Б. Богословским: В 2-х частях. М., 1906. 157 с.
  134. А. В. Беломорские старины и духовные стихи. СПб., 1898. 218 с.
  135. А. В. Несколько народных молитв. СПб., 1898. 1079 с.
  136. В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебной системе. М., 1997.-208 с.
  137. А. Л. Калики перехожие на Руси и их напевы. СПб., 1905. 30 стб: 2., с ил., XII с нот.
  138. Материалы для истории города Боровска и его уезда // Собраны и записаны Н. П. Глухаревым. T. I, Боровск, 1913. 98 с.
  139. Материалы для истории церкви. Выпуск второй. Калужской десятины жилыя данныя церкви. Пустовые церковные земли 1669—1746 гг. Калуга—М., 1903. -483 с.
  140. Материалы научной конференции «Народная гравюра и фольклор в России ' XVII—XIX вв.» (К 150-летию со дня рождения Д. А. Ровинского) / ред.
  141. И. Е. Данилова. М., 1976. 369 с.
  142. М. В. Русские народные духовные стихи. М., 1994. 54с.
  143. Г. Н. Православные традиции в Каргополье в XIX— первой трети XX века: дис.. канд. истор. наук. М., 1997. 24 с.
  144. М. А. Владельческие списки. Города Калужской губернии. М., 2003. -123 с.
  145. М. А. Калужские землевладельцы. М., 2004. 58 с.
  146. В. М. Осмогласие знаменного распева. М., 1899. 94 с.
  147. В. М. Очерки истории православного церковного пения в России. М., 1915, — 150 с.
  148. A.A. Народная традиционная культура Вологодской области. Том.1 Фольклор и этнография среднего течения реки Сухоны. Спб. — Вологда, 2005. -415 с.
  149. А. М. Фольклорный текст в структуре явлений народной традиционной культуры // Музыка устной традиции: Материалы Международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / науч. ред. H. Н. Гилярова. М., 1999. С. 178—182.
  150. Мещовск. Возрождение обители. Издание Свято-Георгиевского ' мужского монастыря. Калуга, 2005. 98 с.
  151. Милосердный отец. Сборник духовных стихов / сост. С.Киселев. Издание Задонского Рождество Богородицкого мужского монастыря, 2003. 265 с.
  152. В.В. Древнерусские апокрифы // Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты. СПб, 1999. Вып. 1. С. 304—110.
  153. Молитвослов. Изд. Биробиджанской епархии, 2000. 319 с.
  154. Н. В. Стихи покаянные за упокой // Сб-к Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве (к 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря) / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2000. С. 129—138.
  155. А. Н., Рыбаков С. Г. Древние псальмы Псковского края. СПб., 1911. 16 с.
  156. Музыкальная эстетика России XI—XVIII вв.еков / сост. А .И. Рогова. М., 1973. -345 с.
  157. Е. Е. Тендерные черты лирических песен (на примере сел юго-западных районов Калужской области) // Музыковедение № 7. 2010. С. 41—49.
  158. Е. Е. Мужское и женское начало в русской традиционной песне. Дипломная работа. М., МГК, 2006. 134 с.
  159. Н. С. Духовные стихи Алтая. Новосибирск, 2005. 75 с.
  160. Н. С. Духовные стихи старообрядцев Рудного Алтая: жанрово-стилистическая типология: автореф. дис.. канд. иск. Новосибирск, 2000. 25 с.
  161. Ю. А. Время в контексте славянской традиционной культуры // Время и календарь в традиционной культуре / гл. ред. А. Б. Островский. СПб., 1999. С. 25—29.
  162. Народные песни, частушки. Детский фольклор: В 3-х т. Т. З. Фольклор старообрядцев Литвы / отв. ред. Вида Гудонене. Vilnus, 2010. 563 с.
  163. И. Ю. Замечания по поводу русского народного сказания о 12-ти пятницах: К вопросу о происхождении духовных народных стихов // Филологические записки. 1870. № 3. С. 1—26.
  164. И.В. 50 песен русского народа для мужского хора из собранных в 1902 г. в Саратовской губернии И. В. Некрасовым и Ф. И. Покровским. М., 1907. 51 с.
  165. С. Е. Об общих сюжетах в фольклоре и народном изобразительном искусстве // Народная гравюра и фольклор в России в XVII—XIX вв.еках / ред. И. Е. Данилова. М., 1976. С. 320—335.
  166. С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993. 189 с.
  167. С. Е. «Смерть» в русском религиозном фольклоре // Живая старина. 2001. № 1.С. 5—6.
  168. С. А. К вопросу о некрополе Свенского монастыря в XVI—XVII вв.еках // Монастыри в жизни России. Калуга-Боровск, 1997. С. 129—134.
  169. С. А. Православные женские монастыри Брянского края в XVI—XVII вв.еках // Из истории Брянского края / ред. Ю. Колосов. Брянск, 1995. С. 96—100.
  170. Ю. А. К вопросу об эволюции духовных стихов // Русский фольклор: Из истории русской народной поэзии. JL, 1971. Вып. 12. С. 208—220.
  171. A.A. Роспись Крестьянских дворов, находящихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных по переписным книгам 1678 г. — «Исторический архив», Т. 4. M.—JI., 1949. С. 89—90.
  172. Олонецкие епархиальные ведомости. 1898. № 79. 368 с.
  173. Отечественные записки. 1849. Т. 62. 282 с.
  174. А. А. Народное православие. СПб., 1998. 319 с.
  175. A.A. Религиозные практики: к изучению «народной религии» // Мифология и повседневность / ред. К. А. Богданов, А. А. Панченко. Спб., 1999. Вып. 2. С. 198—218.
  176. Песни Русского народа, собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. Записали: слова — Ф. М. Истомин, напевы — Г. О. Дютш. СПб., 1899. -276 с.
  177. В. Я., Раевский Д. С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. М., 2004. 416 с.
  178. И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях. СПб, 1890.-295 с.
  179. Православие и народное творчество. Русские народные песни и духовные стихи, собранные Петром Киреевским (первое переиздание с 1848 года) // Сборник докладов одиннадцатых международных рождественских чтений / ред. А. Кузин. М., 2004.-327 с.
  180. Православный богослужебный сборник. М., 2000. 448 с.
  181. А. В Культовая музыка в России. JL, 1924. 123 с.
  182. A.A. Из истории закрытия монастырей Калужской епархии — Калуга, 1897.-450 с.
  183. В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998. 351
  184. А. И. Край Жиздринский. М., 1998. 143 с.
  185. . Н. Фольклор и народная культура In memorian. СПб., 2003. 464 с.
  186. М. Е. Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами. М., 1914. 98 с.
  187. А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1978. 312 с.
  188. Д. В. Богослужебное пение Греко-православной церкви. М., 1886. -172 с.
  189. Д. В. Музыкальная деятельность В.Ф.Одоевского // Труды Первого археологического съезда в Москве. М., 1869. С. 436—438.
  190. Д. В. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения. М., 1867—1869. 367 с.
  191. Ранняя русская лирика. Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV—XVI вв.еков / сост. JI. А. Петрова и Н. С. Серёгина. JI., 1988. 410 с.
  192. Рахманова М П. Духовный стих. Взаимодействие устной и письменной традиции // Музыкальная культура Средневековья. М., 1992. Вып. 2. С. 126—127.
  193. Римский-Корсаков Н. А. Полное собрание сочинений. Т. 47. М., 1952. 310 с.
  194. Д. А. Русские народные картинки. Посмертный труд. Т. 1, 2. СПб. 1900.-288 с.
  195. Д. А. Русские народные картинки: В 4-х т. Т. 3. СПб., 1881. 396 с.
  196. Д. А. Русские народные картинки: В 4-х т. Т. 5. СПб., 1881. 482 с.
  197. Д. А. Сборник сатирических листов, извлеченных из материалов для русской иконографии. СПб., 1893. 286 с. «
  198. Ф. А. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. JI.—М., 1973. С. 8—81.
  199. Т. С. Духовные стихи донских старообрядцев // Христианство и христ. культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе: Сб. науч. Статей /ред-сост. Т. С. Рудиченко. Р.-н/Д., 2000. С. 165—193.
  200. A.B. К современным методам анализа старинных ладов в русской музыке: Обиходный лад в русской народной песне // Вопросы методологии советского музыкознания. М., 1981. С 77—99.
  201. А. В. Русское народное музыкальное творчество. М., 1994. 224 с.
  202. Русские. Историко-этнографический атлас / отв. ред. П. И. Кушнир. М., 1967. -358 с.
  203. Л. И. Музыка речи. М., 1923. 201 с.
  204. Н. М. Музыкальные структуры в духовной традиции молокан. Традиционная культура. Научный альманах. 2004 № 2. С. 48—62.
  205. И. М. О региональных и локальных разновидностях типовых русских песенных структур // Проблемы композиции народной песни / сост. Т. А. Старостина. М., 1997. С. 41—70.
  206. Н. М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русско-белорусское пограничье. М., 2005. 192 с.
  207. А. Г. Роль религиозного лубка в нравственном воспитании русского народа XVIII—XIX вв.еков // Православие и культура этноса / ред. Т. А. Воронина, К. В. Цеханская М., 2000. С. 172—173.
  208. В. И. Апокрифические сказания о деве Марии // Христианские чтения 1888. № 3−4. С. 281—331.
  209. В. И. Апокрифические сказания о деве Марии // Христианские чтения 1888. № 9−10.С. 289—324.
  210. В. И. Апокрифические сказания о деве Марии // Христианские чтения. 1888. № 11−12. С. 640—663.
  211. Е. Л. Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилистическая музыкально-поэтическая система: автореф. дис.. канд. иск. Саратов, 2006. 26 с.
  212. Сборник духовных песнопений / собрал и составил епископ Афанасий. Издание Пермской Епархии. Пермь. 1997. 267 с.
  213. Ф. М. Народно-христианская поэзия // Стихи духовные. М. ъ 1991. С. 3—26.
  214. Ф. М. Народные духовные стихи. М., 2004. 552 с.
  215. Село мое, село родное. Сбоник народных песен Пермской области // сост. Тархова А. К. Пермь, 2007. 157 с.
  216. Семенов Тян-Шанский В. П. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. СПб., 1889. — 1076 с.
  217. Семенов-Тян-Шанский В. П. Географико-статистический словарь Российской империи: В 5-ти т. СПб., 1863—1885.
  218. А. Н. Русская народная песня как предмет науки. М., 1952. 63 с.
  219. Т. 3. Разыскания в области «Стихов покаянных» (по рукоп. хранилищам Петербурга) // Певческое наследие Др. Руси: (История, теория, эстетика) / сост.: Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2002. С. 303316.
  220. Т. 3. Смоленский о покаянных стихах. // Сб-к Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве (к 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря) / сост Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб., 2000. С. 225—232.
  221. Скитская летопись от 1658 года // Биб-ка Свято-Введенской Оптиной Пустыни (Ксерокопия с рукописи ОТФ. КОП- фк.4). Т. I. 234 с.
  222. Т. Е. Материалы к биографии Архимандрита Иоанна (Крестьянскина). Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, 2006. 563 с.
  223. Смоленский музыкально-этнографический сборник: В 3-х т. Т. 2. Похоронный обряд, плачи и поминальные стихи // ред. О. А. Пашина, М. А. Енговатова. РАМ., 2003. 549 с.
  224. И. М. Лубочные картинки русского народа в Московском мире. М., 1861.- 140 с.
  225. И. М. О лубочных картинках русского народа // Сборник исторических и статистических сведений о России. М., 1845. Т.1. С. 219—236.
  226. А. Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. Сергиев Посад, 1913. 212 с.
  227. П. П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ современной гармонической музыки. Харьков, 1888. 368 с.
  228. Л. Ф. К вопросу о генезисе русского фольклорного духовного стиха // Музыкальная культура средневековья. Вып. 2 / сост. Т. Ф. Владышевская. М., 1992. С. 127—131.
  229. Л. Ф. К проблеме типологии традиций русского духовного стиха // Музыкальная культура средневековья. Вып. 2 / сост. Т. Ф. Владышевская. М., 1992. С. 13—113.
  230. Л. Ф., Прокошин Ю. С. Предисловие к сборнику Голубиная Книга // Голубиная книга. Русские народные духовные стихи XI—XIX вв.еков / сост. Л. Ф. Солощенко, Ю. С. Прокошин. М., 1994. С. 5—37.
  231. М. Н. Курский лирник Т. И. Семенов // Этнографическое обозрение. 1906, Кн.68/69, №½. С. 3—28.
  232. Списки населенных мест Калужской губернии по сведениям 1858 года. СПб., 1868.-487 с.
  233. И. И. Русские калики древнего времени // Записки Имп. Академии наук. Т. I, кн. II. СПб., 1862. С. 186—210.
  234. Т. А. Ладовое строение песенной строфы. // Материалы международных конференции памяти А. В. Рудневой. М., 1999 / науч. ред. Н. Н. Гилярова. С. 315—322.
  235. И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. М., 2002. -285 с.
  236. В. Н. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. (Материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Том 3. Калужская губерния. СПб., 2005. 648 с.
  237. Л. В. Духовные стихи в берестяной книге Афанасия Герасимова // Живая старина 1995 № 1. С. 40—42.
  238. И. В. Раскол в пределах калужской епархии. Прошлое и настоящее местного раскола (по материалам 1869 года). Калуга, 1900. 687 с.
  239. Н. И. Очерки славянского язычества. М., 2003. 624 с.
  240. Н. И. Полесский этнографический сборник. М., 1983. 487 с.
  241. Топографическое описание Калужского наместничества. СПб., 1785. 1578 с.
  242. В. Н. Исследования в области балто-славянской духовной культуры. М., 1993.-63 с.
  243. П. Н. Восточнославянские племена. М., 1953. 312 с.
  244. Н.С. Основы фонологии. М., 2000. 351 с.
  245. Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. I. М., 1906. 520 с.
  246. М. С. Ж., П. В. // Православная энциклопедия. Т. 2. / ред. Патриарха Моск. и всея Руси Алексия II. М., 2001 С. 34—36.
  247. Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. 619 с.
  248. Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. М, 1971. 354 с.
  249. . А. Архаическая система церковнославянского произношения (из истории литургического произношения в России). М., 1968. 156 с.
  250. Устав церковных служб. JI. 143. Калуга, 1559. 435 с.
  251. Л. А. Представление о времени в первобытном обществе // Советская этнография. 1977. № 1. С. 128—136.
  252. H.A. Духовный стих в русской культуре: автореф. дисс. докт. иск. СПб., 2010.-55 с.
  253. Г. П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. 194 с.
  254. Дж. Фольклор в Ветхом завете. М., 1985. 650 с.
  255. Г. А Топономика Древней Руси. М., 1979. 483 с.
  256. Т. В. Духовный стих о Борисе и Глебе: интерпретация исторического факта // Традиционная культура. Научный альманах. 2004 № 1. С. 18—25.
  257. Т. В. Святой Георгий на иконе и в духовном стихе. // Традиционная культура. Научный альманах. 2000 № 2. С. 27—34.
  258. Ю. Н. Мелодия // Музыкальная энциклопедия. Т. 3 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. С. 511—529.
  259. Ю. Н. Обиходный звукоряд // Музыкальная энциклопедия. Т. 3 / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1976. С. 1067—1069.
  260. Ю. Н. Понятие лада в связи с ладовой спецификой русской музыки // Музыкальная культура средневековья. Вып. 2. М., 1992. С. 63—65.
  261. В. Н. Мелодика. М., 1984. 89 с.
  262. В. Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. 236 с.
  263. В. Н. Русская народная музыкальная ритмика. М., 1983. 281 с.
  264. В. Н. Язык словесный и язык музыкальный // Сб-к трудов МГК «Слово и музыка» № 39 / ред.-сост. Е. И. Чигарева, Е. М. Царева, Д. Р. Петров. М., 2002. С. 43—51.
  265. Л. Л. Ладовая интонационность русской народной песни. М., 1976.
  266. О. Р. Сотворение мира в русской лубочной традиции // Живая старина 1997 № 1. С.10—12.
  267. Н. П. Водные источники Куйбышевского района // Сельский окоём. Вып.4. / ред-сост. А. А. Бауэр Киров Калужской области, 2008. С. 6—21.
  268. К. В. Иконопочетание в русской традиционной культуре. М., 2004. -256 с.
  269. М. П. К истории открытия Калужской епархии. // Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии 1891−1914. Калуга, 1898, Вып.1. С. 3—15.
  270. И. Д. Историко-топографические данные о Калуге, относящиеся к XVII столетию, и о доме Марины Мнишек // Известия Калужской Ученой Архивной Комиссии 1891—1914. Калуга, 1897, Вып.5. С. 11—17.
  271. Д. С. Певческие азбуки Древней Руси. Кемерово, 1991. 211 с.
  272. М. Г. Проблемы реконструкции знаменного распева XII—XVII вв.еков (на материале византийского и древнерусского Ирмология): дис.. канд. иск. Москва, 1996.-368 с.
  273. М. П. Исследования в области русского народного стихосложения. М., 1952.-423 с.
  274. В. М. Жанры русского музыкального фольклора: В 2-х т. Т. 1. М., 2007. -397 с.
  275. В. М. Жанры русского музыкального фольклора: В 2-х т. Т. 2. М., 2007. -650 с.
  276. В. М. Некоторые народные представления о художественных свойствах русской народной песни // Народная песня. Проблемы изучения / сост. И. И. Земцовский. Л., 1983. С. 153—161.
  277. В. М. Русские песни Алтайского Беловодья. М., 2009. 240 с.
  278. В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998. 464 с.
  279. В. М. Южнорусская песенная традиция. М., 1987. 304 с. 303 .Юргенс К. Д. Военно-статистическое описание Смоленской, Тверской и Калужской губерний. Смоленск, 1894. 985 с.
  280. П. И. Сочинения. СПб., 1884. 708 с.
  281. ЯрешкоА С. Народные духовные стихи // Памяти Л. Л. Христиансена (1910— 1985). Сборник научных статей по материалам Всероссийскийх научных чтений, посвященных JI Л. Христиансену / ред-сост. А. С. Ярешко. Саратов, 2005. С. 132—153.
  282. Ястребцев. В В. Мои воспоминания о Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Птг., 1917. Вып. II. 144 с.
  283. Swan A. J. The znamenny chant of the Russian church. The Musical Quarterly. 1949, № 3. 356 c.
Заполнить форму текущей работой