Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отмеченные закономерности в наибольшей степени характерны для одного из самых динамичных сервисных секторов — рынка бизнес-услуг, развитие которого определяется возрастанием потребностей предприятий различных размеров и форм собственности в эффективных методах решения проблем управления в условиях неопределенности внешней среды. Частью рынка бизнес-услуг являются консалтинговые услуги, которые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Сфера услуг: определение границ
    • 1. 2. Консалтинговые услуги: содержание, классификация и особенности
    • 1. 3. Экономическое содержание стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг и проблемы её формирования
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ В САМАРСКОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Исследование тенденций развития рынка консалтинговых услуг в России и в Самарском регионе
    • 2. 2. Экономическая стратификация факторов формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 2. 3. Методика оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 3. 1. Алгоритм реализации векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 2. Апробация методики оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг
    • 3. 3. Модель зависимости уровня востребованности консалтинговых услуг в Самарском регионе от среды формирования стратегической конкурентоспособности

Реализация векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современной экономике сфера услуг характеризуется усилением степени неопределенности экономических детерминант и соответствующего им риска, что смещает акцент в управлении сервисными предприятиями на стратегическую составляющую. При этом динамика развития социально-экономической системы такова, что те факторы, которые в текущем периоде негативно влияют на конкурентоспособность предприятия в отрасли, в перспективе под воздействием изменений внешней и внутренней среды могут стать источниками ее роста и наоборот. Для того чтобы своевременно отслеживать эти изменения и оценивать возможности предприятия по активному их освоению, необходимы новые научные подходы и методические инструменты формирования стратегической конкурентоспособности предприятий. При этом следует учитывать, что это не обособленный внутренний процесс, так как конкурентоспособность экономической системы любого уровня является частью конкурентоспособности экономической системы более высокого порядка. Следовательно, в подобных условиях усиливается зависимость между стратегической конкурентоспособностью предприятий и средой ее формирования, которая оказывает влияние на тенденции развития предприятий сферы услуг.

Отмеченные закономерности в наибольшей степени характерны для одного из самых динамичных сервисных секторов — рынка бизнес-услуг, развитие которого определяется возрастанием потребностей предприятий различных размеров и форм собственности в эффективных методах решения проблем управления в условиях неопределенности внешней среды. Частью рынка бизнес-услуг являются консалтинговые услуги, которые характеризуются такими признаками, как специализация, дифференциация и интеллектуализация, а также инновационность и выраженный компетентностный компонент. Консалтинговые услуги являются высокодифференцированными, так как их содержание и технологии предоставления различаются в зависимости от отрасли и размера предприятия-услугополучателя. Указанное обстоятельство обусловило рост востребованности консалтинговых услуг, оказываемых российскими предприятиями: за последние 10 лет их объем без учета предприятий «большой пятерки» увеличился почти в 16 раз: с 6,56 млрд руб. в 2001 году до 104 млрд руб. в 2011 году. Прирост объема реализации консалтинговых услуг способствовал увеличению количества предприятий и числа занятых в данной отрасли: за последние 5 лет численность экономически активного населения России, занятого в отрасли, увеличилась более чем на 26%.

Подобная ситуация на рынке консалтинговых услуг обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, распространение наукоемких технологий, технический и социально-экономический прогресс естественным образом изменяют устоявшиеся принципы и методы управления. Сегодня предприятия функционируют в условиях динамичной внешней среды и вынуждены оперативно и гибко реагировать на изменения её параметров, то есть руководителям необходимо одновременно учитывать определенное количество природных, социальных и экономических факторов. В данных условиях у руководства предприятий формируется потребность в делегировании некоторых функций менеджмента.

Во-вторых, спрос на консалтинговые услуги носит периодическии или эпизодический характер, в зависимости от степени стандартизированности услуг. При этом затраты на квалифицированный внешний консалтинг не сопоставимы с затратами на содержание на постоянной основе структурных подразделений, оказывающих аналогичные услуги внутри предприятия. Одновременно следует учитывать стремление собственников бизнеса к сокращению издержек, что влечет за собой рост востребованности аутсорсинга функционала в различных сферах деятельности предприятия.

Благодаря вышеперечисленным обстоятельствам современный рынок консалтинговых услуг развивается быстрыми темпами, активно изменяются его количественные и качественные параметры. Текущая экономическая ситуация способствует устойчивому спросу и стабилизации данного рынка, что приводит к росту потребности в формировании стратегической конкурентоспособности предприятий, оказывающих консалтинговые услуги.

Таким образом, актуальность проблем, вынесенных в качестве основных в данную диссертационную работу, определяется влиянием стратегической конкурентоспособности на результаты деятельности предприятий сферы услуг и, соответственно, их потребностью в инструментах её формирования. Отмеченное обстоятельство предопределяет теоретико-методологическую и практическую значимость диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Формирование долгосрочной конкурентоспособности экономических объектов различного уровня является одним из актуальных и дискуссионных вопросов. Наукой и практикой выявлены различные аспекты данной проблемы и разработан ряд подходов к её решению.

Становление и развитие теоретических, методологических и методических основ исследования конкурентоспособности связано с работами таких ученых, как: И. Ансофф, Дж. Кейнс, А. Курно, А. Маршалл, К. Макконел и С. Брю, М. Мескон, Д. С. Милль, Г. Минцберг, М. Портер, Д. Риккардо, Дж. Робинсон, А. Смит, А. Стрикленд и А. Томпсон, Ф. Хайек, П. Хайне, Г. Хамел, К. Хофер, Э. Чемберлин, Г. Штейнер, Й. Шумпетер, Ф. Эджуорт и др.

Значительный вклад в исследование конкурентоспособности российских предприятий внесли работы Г. А. Азоева, В. А. Быкова, В. Д. Грибова, А. Л. Грузинова, П. С. Завьялова, А. Т. Зуб, В. В. Ивантера, А. И. Ильина,.

A. А. Кантарович, А. Н. Кара, Н. И. Комкова, М. И. Лифица, Е. И. Мазилкиной, Н. К. Моисеевой, В. А. Носкова, Г. Г. Паничкиной, В. В. Пехтерева, Б. А. Райзберга, В. И. Титова, Р. А. Фатхутдинова, Т. Г. Философовой,.

B. Е. Хруцкого, В. В. Царева, А. П. Челенкова, В. В. Черныша, В. Д. Шкардуна, А. Ю. Юданова и других ученых.

Основы адаптивного подхода к формированию конкурентоспособности предприятия разработаны М. Портером в рамках школы позиционирования. В настоящее время данный подход раскрыт в работах российских ученых: Е. Белого, М. Беспаловой, И. Романовой, А. Никоновой и др.

Изучению процессов функционирования и развития предприятий сферы услуг посвящены труды следующих зарубежных ученых: С. Вандермерве, К. Гренроос, Ф. Котлер, К. Лавлок, Ф. Стентон, Р. Рассел, Б. Рендер, К. Мердик, Р. Хаксевер, М. Чадвик.

Функционированию и развитию сферы услуг в нашей стране посвящены исследования, выполненные российскими учеными: Г. А. Аванесовой, О. Н. Балаевой, Е. В. Башмачниковой, А. О. Блиновым, Ш. 3. Валиевым, О. И. Васильчук, М. В. Виноградовой, Н. А. Восколович, Г. П. Гагаринской, О. М. Горелик, А. П. Гориной, Л. И. Ерохиной, А. Н. Кара, И. В. Косяковой, В. В. Кулибановой, Н. А. Нагапетьянц, М. Д. Предводителевой, В. К. Романович, В. Н. Соловьевым, Л. А. Сосуновой, В. А. Черненко и др.

Противоречия в категорийном аппарате исследуемой отрасли рассмотрены в работах М. В. Виноградовой, Н. А. Восколович, Н. Ш. Ватолкиной, М. Д. Предводителевой и О. Н. Балаевой, 3. И. Паниной, В. А. Черненко.

Обоснование стратегической составляющей конкурентоспособности предприятия представлено в работах И. Ансоффа, Э. Кемпбелла, Г. Минцберга, М. Портера, А. Томпсона и А. Стрикленда. Идеи, предложенные этими учеными, в дальнейшем получили развитие при исследовании различных аспектов формирования стратегической конкурентоспособности российских предприятий в работах И. П. Данилова, А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина, Р. А. Фатхутдинова, В. Д. Шкардуна.

Вопросы функционирования предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, освещены в работах зарубежных ученых: М. Зильбермана, М. Кубра, Г. Липпита и Р. Липпита, Д. Майстера, Ф. Уикхэма, Э. Хаана, Э. Г. Шейна.

Расширение рынка консалтинговых услуг привело к увеличению количества исследований, выполненных российскими учеными: Л. И. Ерохиной,.

Е. В. Башмачниковой, А. О. Блиновым, Г. Н. Бутыриным, Е. В. Добреньковой, Г. М. Кулапиной, М. В. Фербером, М. С. Ивановым, Э. А. Уткиным, И. И. Бобровой, В. А. Зиминым, В. И. Алешниковой, А. И. Пригожиным, А. П. Посадским, Г. И. Маринко, Р. Р. Сидорчуком, М. И. Кнышем, А. И. Ткаличем, О. В. Курбатовым, В. Я. Горфинкелем, В. А. Швандаром, Е. М. Деевой, С. Э. Гончаровым, В. В. Ханферяном и др.

Детальное изучение научных работ указанных авторов позволило сделать вывод о том, что вопросы, связанные с формированием стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, имеют множество разночтений, которые предопределяют необходимость уточнения категорийного аппарата и методического инструментария, а также разработку новых подходов к формированию стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Указанное обстоятельство обусловило выбор темы, объекта и предмета исследования, а также предопределило цель и задачи диссертационной работы.

Целью исследования является разработка и научное обоснование теоретических и методических аспектов реализации векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Объектом исследования выступают предприятия сферы услуг, оказывающие консалтинговые услуги.

Предметом исследования является совокупность социально-экономических отношений, складывающихся в процессе реализации векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Гипотеза исследования: стратегическая конкурентоспособность предприятий сферы услуг зависит от влияния факторов различной природы, результат действия которых дополнительно осложняется флуктуационными и энтропийными процессами в экономической системе. Следовательно, для формирования стратегической конкурентоспособности предприятия сферы услуг с учетом различных внешних условий необходимо сочетание целевого и адаптационного механизмов, что может быть реализовано в рамках векторно-адаптационного подхода.

Поставленная цель, объект и предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза логически предопределили необходимость решения следующих задач:

— исследовать категорийный аппарат стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг с учетом особенностей векторно-адаптационного подходаопределить социально-экономическое содержание и особенности консалтинговых услуг;

— провести анализ и оценку состояния и тенденций развития рынка консалтинговых услуг;

— выявить проблемы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, систематизировать факторы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг и критерии их классификации;

— обосновать необходимость реализации векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг и предложить модель разработки векторно-адаптационных стратегий;

— разработать методический инструментарий оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг;

— разработать модель зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в регионе от среды формирования стратегической конкурентоспособности;

— апробировать научно-методические рекомендации на предприятиях сферы услуг в Самарском регионе.

Методологическая, теоретическая и эмпирическая база исследования. В основу исследования положены концептуальные методологические и теоретические положения, представленные в классических и современных экономических работах отечественных и зарубежных ученых. Проблема формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг трактуется в диссертации с позиции единства теории и практики.

Специальные методы познания использованы в работе в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. При проведении исследования были использованы общенаучные и философские методы (метод анализа и синтеза, метод сравнений, метод научных абстракций, методы обобщения и систематизации) — экономико-математические методы (интегральный метод, экспертный метод, методы расчета экономической эффективности, метод анкетирования, методы корреляционного и регрессионного анализа).

Теоретическая база исследования складывалась из нескольких направлений.

Основу исследований сферы услуг и ее категорийного аппарата, а также закономерностей и тенденций развития составили труды зарубежных (Д. Лавлока, Ф. Котлера) и российских (Л. И. Ерохиной, Н. А. Восколович, Е. В. Башмачниковой, Ш. 3. Валиева, О. И. Васильчук, М. В. Виноградовой, А. П. Гориной, В. Н. Соловьева, В. А. Черненко и др.) ученых.

Несмотря на большое количество исследований сферы услуг, проблемы определения ее границ и создания единого категорийного аппарата для сегмента бизнес-услуг не решены.

Исследованию консалтинговых услуг, их особенностей и динамики рынка посвящены работы Л. И. Ерохиной, Е. В. Башмачниковой, А. О. Блинова, Г. Н. Бутырина, Е. В. Добреньковой, Г. М. Кулапиной, М. В. Фербера и М. С. Иванова, Э. А. Уткина, В. И. Алешниковой, А. И. Пригожина, А. П. Посадского, Г. И. Маринко, Р. Р. Сидорчука, М. И. Кныша, В. Я. Горфинкеля и В. А. Швандара, Г. А. Васильева и Е. М. Деевой.

По своей природе консалтинговые услуги относятся к информационным услугам. Однако современная трансформация видов услуг и форм обслуживания клиентов, а также расширение и трансформация консалтингового рынка привели к тому, что содержание термина «консалтинговая услуга» изменилось. Консультирование стало глобальной индустрией, предлагающей потребителям широкий ассортимент услуг, различных как по внешнему проявлению, так и по внутреннему содержанию. Поэтому, несмотря на распространенность консалтинговых услуг, большое количество их видов и наличие активного проблемного поля, одна из основных сложностей заключается в отсутствии семантического единства и унифицированной терминологии в консалтинге, недостаточной теоретической и методологической разработанности основ его функционирования. В научной литературе отсутствует стандартизированный категорийный аппарат, отсутствуют единое понимание категории «консалтинговая услуга» и общепринятая классификация, нет единого подхода к установлению границ сегмента консалтинговых услуг. Многообразие трактовок категории связано с разнообразием выполняемых видов деятельности в рамках консалтинговых услуг, что приводит к рассогласованности категорийного аппарата.

Основы рассмотрения стратегической конкурентоспособности предприятия как принципиально новой категории были заложены И. Ансоффом, А. Томпсоном и А. Стриклендом, М. Портером. Среди российских авторов основоположником исследований стратегической конкурентоспособности и ее отличий от фактической конкурентоспособности является Р. А. Фатхутдинов.

Подходы к формированию стратегической конкурентоспособности находятся в стадии разработки. В работах ряда ученых рассмотрены основы реализации адаптивного подхода, но его сочетание с более деятельностным, векторным подходом ранее не исследовалось.

Эмпирической базой исследования, позволившей получить достоверные результаты, послужили: данные федеральных органов статистики РФданные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской областиданные специальных исследований рынка консалтинговых услуг, проводимых рейтинговыми агентствамиданные собственных исследований автора.

Информационную базу исследования составили нормативные акты Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерациинормативные акты Самарской областиданные всероссийских и региональных статистических отчетов и справочников Федеральной службы государственной статистики Российской Федерациинаучные публикации по исследуемой теме в российской и зарубежной печатирезультаты научных исследований, опубликованные в монографиях и других научных изданияхматериалы научно-практических конференций, форумов и совещанийинформационные ресурсы сети Интернетрезультаты опросов экспертов и потребителей консалтинговых услуг, проведенные автором.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке теоретико-методических основ реализации векторно-адаптационного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. А именно: уточнен категорийный аппарат исследуемой проблемы, даны авторские определения категорий «сфера услуг», «услуга», «бизнес-услуга», «стратегическая конкурентоспособность предприятия сферы услуг», «формирование стратегической конкурентоспособности», отличительная особенность которых заключается в признании детерминированности исследуемого процесса в пространственно-временном континууме, что позволило разработать классификацию бизнес-услуг и развить теоретические представления о формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Идентификация различных точек зрения (М. В. Виноградова, Н. А. Восколович, Л. И. Ерохина, В. А. Черненко), выявление элементов разрозненности и согласованности в существующем понимании сферы услуг позволили автору отразить в формулировке категорий современные изменения в структуре отрасли, рост сегмента деловых услуг при одновременном формировании нового типа потребителя — «сервисного потребителя», которому присущи определенные поведенческие особенности: формирование мыслеобраза конечного результата услугиактивное участие в процессе предоставления услугориентированность при выборе услуг на личностные качества, компетентность и профессионализм конкретного работника в штатном составе предприятия-услугодателя. В отличие от разработанного Р. А. Фатхутдиновым понимания стратегической конкурентоспособности предприятия как стратегических нормативов конкурентоспособности для планового периода, автор предлагает акцентировать внимание на целевой составляющей категории, поскольку конкурентоспособность в любом пространственно-временном континууме не имеет ценности в отрыве от основной цели деятельности предприятия — удовлетворения требований потребителей. Поэтому ядром категории «стратегическая конкурентоспособность» является потенциальная эффективность услуг, способствующая максимизации дохода услугодателя с учетом меняющихся условий внешней средыпредложен векторно-адаптационный подход, отличающийся включением целевого элемента (вектора), обеспечивающего упорядоченное развитие предприятия в условиях недостатка ресурсов и высокой степени неопределенности внешней среды, разработан алгоритм реализации данного подхода при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, предложена модель разработки векторно-адаптационной стратегии предприятием сферы услуг. В контексте приспособления к внешним условиям векторно-адаптационный подход отличается избирательностью направлений адаптации. В. Черкасова акцентировала внимание на том обстоятельстве, что в условиях неопределенности предприятие занимает одну из трех стратегических позиций: формирующую, адаптивную и сохраняющую право на участие в игре. Предложенный векторно-адаптационный подход объединяет преимущества первых двух стратегических позиций, активных формирующих действий и адекватных реакций на возможности и угрозы рынка;

— выявлены факторы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, разработана их типология и принцип графической интерпретации влияния факторов на стратегическую конкурентоспособность отдельных видов консалтинговых услуг, что позволит раскрыть направления влияния детерминант внешней среды и сконцентрировать усилия предприятия на наиболее перспективных направлениях деятельностиразработана методика оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, состоящая из оценки влияния факторов трех страт — макроуровня, мезоуровня 1-го и П-го порядкаотличающаяся выраженной динамической составляющей. Разработанная методика коррелирует с авторским видением стратегической конкурентоспособности предприятия как потенциала эффективности его услуг и включает оценку динамики влияния факторов национальной, региональной и отраслевой экономикпостроена модель зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги от среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая позволяет оценить востребованность консалтинговых услуг в региональном экономическом пространстве и ее зависимость от влияния факторов каждой страты и совокупного влияния среды.

Научные результаты, выносимые на защиту: в результате исследования, проведенного в диссертационной работе, на защиту выносятся следующие наиболее существенные элементы научной новизны:

1. Уточнено экономическое содержание категорий «сфера услуг», «услуга», «бизнес-услуга», «стратегическая конкурентоспособность предприятия сферы услуг», «формирование стратегической конкурентоспособности», отличительная особенность которых заключается в признании детерминированности исследуемого процесса в пространственно-временном континууме, что позволило разработать классификацию бизнес-услуг и развить теоретические представления о формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

2. Разработан векторно-адаптационный подход, отличающийся включением целевого элемента (вектора), обеспечивающего упорядоченное развитие предприятия в условиях недостатка ресурсов и высокой степени неопределенности внешней среды, сформирован алгоритм реализации данного подхода, в рамках которого предложена модель разработки векторно-адаптационной стратегии предприятием сферы услуг в каждой из трех стратегических конкурентных зон: зоне комфорта, зоне альтернатив и зоне волатильности.

3. Выявлены факторы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, предложена их типология и разработан принцип графической интерпретации влияния выявленных факторов на стратегическую конкурентоспособность отдельных видов консалтинговых услуг, что позволит раскрыть направления влияния детерминант внешней среды, а также сконцентрировать усилия предприятия на наиболее перспективных направлениях деятельности.

4. Разработана методика оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, включающая оценку влияния факторов трех страт: макроуровня, мезоуровня 1-го и П-го порядка, аккумулирующих динамический элемент стратегического развития предприятия.

5. Разработана модель зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в регионе от среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая позволяет оценить востребованность консалтинговых услуг в региональном экономическом пространстве и её зависимость от влияния факторов каждой страты и совокупного влияния среды.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций при решении проблемы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Научную ценность имеет определение категории «стратегическая конкурентоспособность предприятия сферы услуг», её семантического и сущностного наполнения, стратификация стратегической конкурентоспособности и факторов, ее формирующих. Практическая значимость обусловлена разработкой в диссертационной работе методики оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, которая позволила предложить модель зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в регионе от среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Полученные в диссертационной работе выводы и обобщения могут послужить исходным материалом для дальнейших научных исследований по обозначенной проблеме.

Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Проведенное исследование, выводы и предложения диссертации соответствуют следующему пункту Паспорта научной специальности: 1.6.123 — Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Апробация и реализация результатов диссертации. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: X юбилейной окружной конференции молодых ученых «Наука и инновации XXI века» (г. о. Сургут, 2009) — IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, социологии и права в современных условиях» (г. о. Пятигорск, 2009) — IV международной научно-практической конференции «Наука промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2009) — I всероссийской конференции молодых ученых (с международным участием) «Экономика, финансы и бизнес: проблемы и перспективы развития» (г. о. Иваново, 2010) — всероссийской научно-практической конференции «Экономика и управление в современных системах» (г. о. Волгоград, 2010) — международной научно-практической конференции «Запад — Россия — Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие» (г. о. Тольятти, 2010) — I международной научно-практической конференции «Экономика и управление: новые вызовы и перспективы» (г. о. Тольятти, 2010) — V международной научно-практической конференции «Наука — промышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2010) — II международной научно-практической конференции «Экономика и управление: новые вызовы и перспективы» (г. о. Тольятти, 2011) — VI международной научно-практической конференции «Наукапромышленности и сервису» (г. о. Тольятти, 2011).

Теоретические и научно-практические методические разработки, выводы и предложения, обоснованные в диссертации, апробированы в Департаменте экономического развития мэрии г. о. Тольятти и внедрены в деятельность ООО «Премиум Консалтинг» (г. о. Тольятти), ООО Юридическое бюро «Константа» (г. о. Тольятти).

Теоретические выводы и результаты исследования применяются в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса» (г. о. Тольятти) при преподавании дисциплин «Экономика предприятия», «Экономика фирмы», «Планирование на предприятии сферы обслуживания».

Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы в 17 работах общим объемом 10,7 п. л. (авторских — 9,6 п. л.), в том числе 5 статей в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Минобрнауки РФ, и глава в монографии.

Структура и объем работы. Структурно диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем работы составил 165 страниц текста, 11 приложений, 15 рисунков и 25 таблиц.

выводы диссертации используются в учебном процессе Поволжского государственного университета сервиса.

Практическая значимость разработанных в диссертации научно-методических разработок заключается в следующем:

— реализация методики оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг дает возможность оценки внешних условий и позволяет выявить возможности и угрозы для предприятия;

— совокупность уравнений модели зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в регионе от элементов среды формирования стратегической конкурентоспособности позволяет определять значения исследуемой категории при заданных и варьируемых значениях входящих в него показателей.

Подводя итог исследования, следует отметить, что реализация основных методических положений и практических рекомендаций диссертационной работы позволяет повысить эффективность функционирования и предприятий, оказывающих консалтинговые услуги, на Ь-2-Ь рынке.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все поставленные задачи решены, а основная цель диссертационной работы достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в современной экономической литературе отсутствует единый взгляд на сущность стратегической конкурентоспособности предприятия, отсутствуют целостная теория и методика формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Во введении диссертационной работы была выдвинута гипотеза о том, что стратегическая конкурентоспособность предприятий сферы услуг зависит от влияния факторов различной природы, результат действия которых дополнительно осложняется флуктуационными и энтропийными процессами в экономической системе. Следовательно, для формирования стратегической конкурентоспособности предприятия сферы услуг с учетом различных внешних условий необходимо сочетание целевого и адаптационного механизмов, что может быть реализовано в рамках векторно-адаптационного подхода. В соответствии с необходимостью проверки данной гипотезы была определена цель и поставлены задачи исследования.

Результаты выполненного исследования, направленные на разработку теоретических и методических положений формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, позволили полностью подтвердить выдвинутую гипотезу и сформулировать следующие выводы:

1. Упорядочены теоретические положения стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг: сформулированы определения категорий «сфера услуг», «бизнес-услуга», «стратегическая конкурентоспособность предприятия», «формирование стратегической конкурентоспособности предприятия». Авторская трактовка категорий отличается новизной и соответствует специфическим особенностям объекта и предмета исследования.

Анализ экономического содержания и видов консалтинговых услуг позволил выделить их особенности: традиционные для услуг особенности: неосязаемость, непостоянство качества, неотделимость от источника и несохраняемостьвысокая степень неопределенности конечного результата оказания консалтинговой услуги приводит к высокому уровню хозяйственного риска как для фирмы-услугодателя, так и для фирмы-услугополучателядлительность временного лага между процессом оказания услуги и получением положительного результата от ее использованиямультипликативный эффект (как положительный, так и отрицательный) от использования консалтинговых услугпреобладание в консалтинговых услугах интеллектуальной нематериальной составляющейширокая география потенциальных клиентов, которая, как правило, не ограничена только внутренним (муниципальным, региональным или национальным) рынкомзависимость результатов и цен на услуги от размеров и репутации организации, оказывающей консалтинговые услугинеоднородность консалтинговых бизнес-услуг, которая выражается в наличии творческих (реклама, коучинг) и стандартизированных (аудит, бухгалтерский учет) услугэффективность консалтинговых услуг зависит от квалификации высшего менеджмента предприятия-услугополучателяактуальность результатов консалтинговых услуг сохраняется только в определенных экономических условиях ограниченный период времени.

2. Проведены анализ и оценка состояния и тенденций развития рынка консалтинговых услуг, что позволило выявить основные тенденции развития рассматриваемого рынка и определить перспективы его развития: повышение качества российских консалтинговых услугувеличение объема внутриорганизационных консалтинговых услугопережающее развитие предприятий, оказывающих консалтинговые услугииндивидуальный консалтинграсширение предложения консалтинговых услуг для малого бизнесаразвитие регионального консалтинга- «сращивание» функций консалтинга и обученияувеличение доли интерактивных форм консалтинговых услуг.

3. Выявлены проблемы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, систематизированы факторы формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг, разработана типология их классификации и предложена графическая интерпретация влияния факторов стратегической конкурентоспособности на отдельные виды консалтинговых услуг.

4. Разработан векторно-адаптационный подход и обоснована целесообразность его реализации при формировании стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Новизна указанного подхода заключается в сочетании целевого (векторного) и адаптационного механизмов, что позволит руководству предприятий принимать обоснованные стратегические решения в условиях высокой степени неопределенности детерминант внешней среды.

5. Разработана методика оценки среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Научная новизна разработанной методики заключается в сочетании традиционного интегрального метода экономической оценки конкурентоспособности с математическим аппаратом корреляционно-регрессионного анализа, что позволяет повысить степень достоверности оценки. При этом следует отметить, что разработанная методика имеет и проблемную сторону, которая заключается в необходимости сбора и обработки большого количества исходных данных, что повышает трудоемкость оценки.

6. Построена модель зависимости платежеспособного спроса на консалтинговые услуги в регионе от среды формирования стратегической конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 962 КБ.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) Электронный ресурс. //КонсультантПлюс. -2012. 1,21 МБ.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 296 КБ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 0,97 МБ.
  5. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011) «О рекламе» (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.08.2011) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 221 КБ.
  6. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О естественных монополиях» Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. -2012.-134 КБ.
  7. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 (ред. от 06.12.2011) «О защите конкуренции» Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. -606 КБ.
  8. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 277 КБ.
  9. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948−1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» Электронный ресурс. //КонсультантПлюс. -2012. 11,4 КБ.
  10. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029−2001 (КДЕС Ред. 1) (в ред. Изменения № 2/2011 ОКВЭД, утв. Приказом Росстандарта от 17.06.2011 № 134-ст) Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 1,77 МБ.
  11. Государственный стандарт Российской Федерации «Услуги населению. Термины и определения» ГОСТ Р 50 646−94. Введен в действие
  12. Постановлением Госстандарта РФ от 12.03.96 № 164 Электронный ресурс. // КонсультантПлюс. 2012. — 95 КБ.
  13. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 256 с.
  14. В. В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом- 2005. -№ 1 (45).-С. 106−112.
  15. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. -416 с.
  16. И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. -519 с.
  17. Антикризисное управление: учебник / под ред. проф. Э. М. Короткова. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 620 с.
  18. В. М. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2002. — 280 с.
  19. Э. А. Совершенствование механизма функционирования консалтинговых организации в конкурентной предпринимательской среде / Э. А. Арустамов, М. Н. Коданов // Управленческий учет. 2007. — № 5 — С. 3−11.
  20. А. А. Конкурентная стратегия: как не просчитаться? Критерии выбора и оценки конкурентных стратегий бизнеса // Российское предпринимательство. 2009. — № 1 (1).- С. 60−63.
  21. Г. В. Юридический консалтинг как разновидность услуг маркетинговых исследований / Г. В. Астратова, Е. А. Абрамова // Практический маркетинг. 2009. — № 1 (143).- С. 29−32.
  22. М. К. Конкурентоспособность: новый взгляд: Вначале было слово. Об истоках сущности и путях обеспечения конкурентоспособности организаций / М. К. Ахтямов, В. В. Лихолетов // Российское предпринимательство. 2009. — № 1 (2). — С. 45−49.
  23. В. В. Консалтинг в условиях кризиса: пути развития рынка консалтинговых услуг в условиях мирового финансового кризиса // Российское предпринимательство,. 2009. — № 7 (1). — С. 115−119.
  24. Л. А. Маркетинг управленческого консультирования // Маркетинг. 2005. — № 5 (84).- С. 70−76.
  25. И. И. Особенности управления взаимоотношениями с клиентами в компании, оказывающей профессиональные услуги // Маркетинг услуг. 2006. — № 03 (07).- С. 210−214.
  26. О. Н. Управление мощностью организации сферы услуг: проблемы и решения / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева // Проблемы теории и практики управления. 2008. — № 3. — С. 77−89.
  27. А. А. Рыночный потенциал организации в системе стратегического управления // Маркетинг. 2007. — № 2 (93).- С. 95−102.
  28. А. Оценка конкурентоспособности региона // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 3. — С. 69−81.
  29. Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2007. — 260 с.
  30. Е. В. Профессиональные консультанты: классификация и функции // Проблемы теории и практики управления. -2009.-№ 8.-С. 93−101.
  31. Е. Стратегическое управление вузом: концепции и инструменты / Е. Белый, М. Беспалова, И. Романова // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 5 — С. 35−39.
  32. В. И. Конкурентоспособность и мультипликационный механизм: конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта / В. И. Белых, О. В. Щеголева // Российское предпринимательство. 2009. — № 1 (2). -С. 50−54.
  33. И. И. Консалтинг в стиле гольф / И. И. Боброва, В. А. Зимин. М.: ООО «Вершина», 2005. — 384 с.
  34. Н. Конкурентный потенциал организации: влияние позиционирования // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 2.-С. 104−109.
  35. И. П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И. П. Богомолова, Е. В. Хохлов // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1 (45).- С. 113−119.
  36. А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2000. — 895 с.
  37. Е. Ф. Экономическая теория : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2004. — 544 с.
  38. JI. И. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий и регионов // Финансы и кредит. 2007. — № 13 (151).-С. 69−74.
  39. Н. Г. Особенности формирования конкурентоспособности в сфере услуг: на примере российского рынка консалтинговых услуг: дисс.. кандидата экономических наук: 08.00.01. М., 2007. — 156 с.
  40. Г. А. Управленческое консультирование : учеб. пособие / Г. А. Васильев, Е. М. Деева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 255 с.
  41. В. В. Управление стратегическим потенциалом фирмы // Российское предпринимательство. 2009. — № 1 (2). — С. 60−65.
  42. Н. Ш. Услуга как социально-экономический феномен и объект управления // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 3.-С. 101−109.
  43. М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса : учеб. пособие / М. В. Виноградова, 3. И. Панина. 2-е изд. — М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К0», 2006. — 464 с.
  44. О. С. Homo economicus должен умереть // Эксперт. -2009. -№ 17−18 (656). С. 56−60.
  45. . И. Оценка конкурентоспособности консалтинговых компаний на российском рынке на основе сопоставления и отбора нематериальных факторов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. 2006. — № 4.- С. 118−122.
  46. Н. А. Экономика платных услуг : учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 399 с.
  47. Всемирная энциклопедия: Философия / главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT — Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 859 с.
  48. A. JI. Стратегическое управление : учебник для студентов вузов / A. JI. Гапоненко, А. П. Панкрухин. — 2-е изд. М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2006. — 464 с.
  49. В. В. Математические методы и модели менеджмента / В. В. Глухов, М. Д. Медников, С. Б. Коробко. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Изд. дом «Лань», 2005. — 528 с.
  50. Е. П. Маркетинг для маркетологов. Предплановые маркетинговые исследования и стратегический анализ // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 1 (63).- С. 98−117.
  51. Е. П. Маркетинг для маркетологов // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. — № 3 (65).- С. 92−109.
  52. С. Э. Особенности продуктовой концепции маркетинга в консалтинге // Маркетинг. 2007. — № 2 (93).- С. 34−49.
  53. А. П. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности промышленного предприятия на основе использования инструментов и методов менеджмента : монография / А. П. Горина, И. А. Горин. Саранск: Изд-во Мордовск. ун-та, 2009. — 188 с.
  54. К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston Books, 1990.-583 с.
  55. В. Д. Экономика предприятия сервиса : учеб. пособие / В. Д. Грибов, А. Л. Леонов. М.: КНОРУС, 2006. — 280 с.
  56. А. И. Экономическая оценка инвестиций : учеб. пособие. М.: МИКХиС, 2005. — 342 с.
  57. П. Практика менеджмента. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. — 398 с.
  58. Л. И. Обеспечение качества обслуживания потребителей услуг сотовой связи : монография / Л. И. Ерохина, Т. А. Пантелеева, Н. Н. Скорниченко. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2010.-132 с.
  59. Л. И. Основы изучения и прогнозирования спроса на услуги : учебник / Л. И. Ерохина. О. Н. Наумова. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. — 164 с.
  60. Л. И. Теоретические аспекты развития регионального сегмента отрасли профессиональных услуг / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 3. -С. 24−34.
  61. Л. И. Формирование организационно-экономического механизма управления качеством услуг : монография / Л. И. Ерохина, А. Н. Кара, Е. Ю. Кузнецова и др. Тольятти: Изд-во ТГУС, 2007. — 172 с.
  62. Л. И. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса : учеб. пособие / Л. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова. Тольятти: Изд-во ТГИС, 2003. — 220 с.
  63. . Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет / Б. Замараев, А. Киюцевская, А. Назарова, Е. Суханов // Вопросы экономики, 2009.-№ 3.-С. 4−25.
  64. М. С. Продажа знаний: внешнеэкономическое консультирование как отдельная отрасль на рынке консультационных услуг // Российское предпринимательство. 2008. — № 2 (1).- С. 145−149.
  65. Л. Стратегическое управление предприятием: структурно-функциональная модель / Л. Зинина, Л. Ефремова // Проблемы теории и практики управления. 2001. -№ 9 — С. 77−83.
  66. Зуб А. Т. Системный стратегический менеджмент. Методология и практика / А. Т. Зуб, М. В. Локтионов. М.: Генезис, 2011. — 848 с.
  67. В. В. Перспективы и условия инновационно-технологического развития экономики России / В. В. Ивантер, Н. И. Комков // Проблемы прогнозирования. 2007. — № 3 (102). — С. 3−20.
  68. Е. И. Обеспечение конкурентоспособности консалтинговых предпринимательских структур на основе управления затратами : автореф. дисс.. кандидата экономических наук. СПб., 2009. -19 с.
  69. П. Кризис накопленного непрофессионализма // Эксперт.-2009.-№ 17−18 (656). С. 17.
  70. О. В. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе процессного подхода / О. В. Каплина, Д. А. Зайченко // Маркетинг. -2005.-№ 4(83).-С. 24−38.
  71. А. Н. Конкурентоспособность предприятий сферы услуг: проблемы оценки конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг // Российское предпринимательство. 2009. — № 6 (2).-С. 84−90.
  72. А. Н. Оценка конкурентоспособности при формировании стратегий предприятий сферы услуг по реализации конкурентных преимуществ : монография / А. Н. Кара, Е. Ю. Кузнецова. Тольятти: ТГУС, 2008.- 195 с.
  73. А. Н. Экономика сферы обслуживания : учеб. пособие / А. Н. Кара, Е. Е. Спиридонова, Н. А. Воронина — под ред. Л. И. Ерохиной. М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 320 с.
  74. М. А. Комплексная оценка эффективности менеджмента: модель комплексной оценки эффективности интегрированной системы менеджмента / М. А. Катанаева, А. О. Данилова // Российское предпринимательство. 2009. — № 1 (1). — С. 86−92.
  75. И. А. Конкурентоспособность компании оцениваем и управляем: системный подход к оценке конкурентоспособности экономической системы // Российское предпринимательство. — 2009. — № 7 (2). — С. 70−75.
  76. М. А. Конкурентоспособность в перспективе: конкурентный потенциал и стратегии его развития // Российское предпринимательство. 2008. — № 11 (2). — С. 59−62.
  77. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / под ред. проф. М. И. Кныша. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 192 с.
  78. И. В. Исследование предпринимательского потенциала региона : монография / И. В. Косякова, В. М. Шепелев, М. А. Гаврилова, Н. И. Краскова. Самара: Изд-во «Издательство СНЦ РАН», 2010. — 200 с.
  79. И. В. Моделирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия на основе вектора потенциальных значений показателей качества // Вестник Самарского государственного университета (гуманитарная серия). 2011. — № 6 (87).
  80. И. В. Оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия в векторном пространстве // Вопросы экономических наук. № 5 (21). — М.: Изд-во «Компания Спутник +», 2006. — С. 37−45.
  81. Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие / Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. М.: Высшее образование, 2009. — 540 с.
  82. . H. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование : учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008. — 575 с.
  83. Г. М. Консалтинговые услуги как механизм антикризисного управления // Проблемы теории и практики упр. 2009. — № 12.-С. 28−35.
  84. О. В. Развитие рынка консалтинговых услуг : учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 80 с.
  85. Э. Стратегический синергизм / Э. Кемпбелл, К. Саммерс Лачс. СПб.: Питер, 2004. — 416 с.
  86. К. Маркетинг услуг: персонал, технологии, стратегия: пер. с англ. 4-е изд.- М.: Изд. дом «Вильяме», 2005. — 1008 с.
  87. И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие. М.: Высшее образование — Юрайт-Издат, 2009. — 490 с.
  88. С. А. Об использовании интеллектуального потенциала вузов на рынке профессиональных деловых услуг // Инновации. 2011. — № З.-С. 64−69.
  89. Л. Н. Создание стратегических конкурентных преимуществ на рынке консалтинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. -№ 01 (61).-С. 10−20.
  90. Е. И. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Б. И. Мазилкина, Г. Г. Паничкина. М.: Омега-Л, 2007. — 325 с.
  91. С. В. Терминологический аспект для разработки проблемы развития регионального сегмента отрасли деловых услуг // Вестник ПВГУС. Сер. «Экономика». 2010. — Вып. 5 (13). — С. 137−147.
  92. С. В. Вариативная интерпретация анализа востребованности деловых услуг в Самарском регионе // Вестник ПВГУС. Сер. «Экономика». 2010. — Вып. 6 (14). — С. 108−112.
  93. О. В. Синергетический эффект субъектов кластера деловых услуг // Вестник ПВГУС. Сер. «Экономика». 2010. — Вып. 5 (13). -С. 143−147.
  94. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие / под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
  95. А. В. Генезис и классификация услуг // Маркетинг услуг. 2007. — № 02 (10). — С. 82−87.
  96. Г. И. Управленческий консалтинг : учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 381 с.
  97. Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Аиьстрэнд, Дж. Лэмпел. СПб.: Питер, 2000. — 336 с.
  98. А. В. Управление процессом предоставления услуг на предприятиях сферы сервиса : автореф. дисс.. к.э.н. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009.-28 с.
  99. , К. Определение составляющих эффективной рекламы услуг // Маркетинг услуг. 2009. — № 02 (180).- С. 82−97.
  100. Н. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. пособие для вузов по спец. «Маркетинг» / Н. А. Нагапетьянц, Е. В. Исаенко, Ю. В. Морозов, Р. Н. Нагапетьянц — под ред. Н. А. Нагапетьянца. -М.: Вузовский учебник, 2007. 271 с.
  101. А. Стратегическое планирование и развитие предприятий: основы адаптивного подхода // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 11.- С. 105−119.
  102. Новый экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. — 1088 с.
  103. В. А. Об особенностях развития конкурентной среды при формировании информационной экономики / В. А. Носков, Е. К. Федоров // Вестник СамГУПС. № 4 (16). — Самара, 2009. — С. 80−83.
  104. С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. -20-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1988. — 750 с.
  105. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / JI. С. Барютин и др.- под ред. А. К. Казанцева, JT. Э. Миндели. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. — 518 с.
  106. А. П. Маркетинг : учебник. М.: ИКФ Омега-Л, 2002. -656 с.
  107. Т. А. Обеспечение качества обслуживания потребителей в условиях кризисного развития : автореф. дисс.. кандидата экономических наук: 08.00.05. Тольятти: Изд-во ПВГУС, 2009. — 20 с.
  108. А. С. Изменения в структуре потребностей на рынке консалтинговых услуг / А. С. Перминов, Н. В. Фоменко // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2006. — № 01 (61).- С. 22−30.
  109. Г. В. Государство, бизнес и сфера услуг: приоритеты государственного развития предпринимательства в сфере услуг // Российское предпринимательство. 2009. — № 5 (2). — С. 31−36.
  110. Е. Г. Стратегии предприятий сервиса на рынке деловых услуг: методология использования комплексного подхода при формировании стратегии предприятий сервиса на рынке деловых услуг // Рос. предпринимательство. 2010. — № 12 (Вып. 1). — С. 109−113.
  111. М. Конкуренция : учеб. пособие: пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. 495 с.
  112. М. Д. Основные тенденции развития российской сферы услуг / М. Д. Предводителева, О. Н. Балаева // Маркетинг услуг. 2008. № 04 (16). — С. 248−256.
  113. М. В. Ценность услуги как парадигма стратегии развития / М. В. Прищепенко, В. В. Прищепенко // Маркетинг в России за рубежом. 2005. — № 2 (46). — С. 109−118.
  114. Г. И. Конкуренция: Задачи и решения: учебно-практ. пособие. М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2009. — 344 с.
  115. Н. Прогнозирование доходности предприятия на основе инновационно-инвестиционного подхода / Н. Радионов, С. Радионова // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 2 — С. 51−61.
  116. А. JI. Маркетинг услуг. Настольная книга маркетолога-практика / А. JI. Разумовская, В. М. Янченко. М.: Вершина, 2006. — 378 с.
  117. . А. Курс экономики : учебник / под ред. Б. А. Райзберга. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 672 с.
  118. . А. Психологическая экономика : учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. — 432 с.
  119. А. Е. Особенности ценообразования в сфере консалтинговых услуг // Маркетинг услуг. — 2006. № 03 (07).- С. 216−229.
  120. Региональная сфера услуг: экономика, организация и управление: монография / JI. И. Ерохина, Е. В. Башмачникова, А. О. Блинов и др. — под ред. проф. Л. И. Ерохиной. М.: Изд-во «Форум», 2010. — 444 с.
  121. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. М.: ОАО «Типография «Новости», 2007. — 991 с.
  122. К. Стратегическое бизнес-планирование. Динамическая система повышения эффективности и обеспечения конкурентного преимущества: пер. с англ. / под ред. И. А. Войтюк. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. — 384 с.
  123. Российский консалтинг // Эксперт. 2009. — № 13. — С. 81−99.
  124. Российский статистический ежегодник. 2007: стат. сб. / Росстат. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2007. 825 с.
  125. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб. / Росстат. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2008 847 с.
  126. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Росстат. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2009 795 с.
  127. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2010.-813 с.
  128. Российский статистический ежегодник. 2011: стат. сб. / Росстат. — М.: ОАО «Типография «Новости», 2011. 795 с.
  129. Э. Ю. Рейтинг консультантов: анализ рынка консалтинговых услуг за 2003 и 2006 годы // Российское предпринимательство. 2008. — № 9 (2).- С. 146−150.
  130. О. Оценка уровня удовлетворенности населения бытовыми услугами: адаптированная методика // Проблемы теории и практики управления. 2011. — № 1.- С. 112−117.
  131. Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 810 с.
  132. Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы : учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 382 с.
  133. Э. Ю. Основные аспекты реализации консалтингового проекта // Маркетинг услуг. 2007. — № 02 (10).- С. 108−120.
  134. Самарская область: от индустриальной к постиндустриальной экономике / под науч. ред. А. В. Полетаева. М.: ТЕИС, 2006. — 464 с.
  135. П. Э. Экономика : пер. с англ. / П. Э. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. 18-е изд.- М.: ООО «И. Д. Вильяме», 2008. — 1360 с.
  136. И. В. Стратегическая привлекательность рынка организации // Маркетинг. 2005. — № 1 (80).- С. 110−124.
  137. H. Е. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / H. Е. Симионова, Р. Ю. Симионов. М.: ИКЦ «МарТ» — Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2004. — 464 с.
  138. Р. Р. Основы управленческого консультирования. Маркетинговый подход. М.: Изд-во «Спутник+», 2009. — 220 с.
  139. Словарь иностранных слов. 16-е изд., испр. — М.: Русский язык, 1988.-624 с.
  140. M. М. Страховые услуги: свойства и классификация // Маркетинг услуг. 2006. — № 03 (07). — С. 178−195.
  141. Теория маркетинга / под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2002. -464 с.
  142. А. И. Консалтинговый сервис : учеб. пособие. М.: АльфаМ — ИНФРА-М, 2007. — 207 с.
  143. Томпсон-мл. А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. / А. А. Томпсон-мл., Ш. А. Дж. Стрикленд. 12-е изд. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2002. — 928 с.
  144. Управленческое консультирование. Введение в профессию Management Consulting. A guide to the profession (fourth edition).: пер. с англ. / под ред. Милана Кубра — науч. ред. А. А. Гладышев. М.: Планум, 2004. -976 с.
  145. Е. В. Введение в философию и методологию науки : учебник. М.: Изд-во «Экзамен», 2005. — 528 с.
  146. Р. А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 448 с.
  147. Р. А. Стратегическая конкурентоспособность : учебник. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. — 504 с.
  148. Р. А. Стратегический маркетинг : учебник для вузов. -5-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 368 с.
  149. М. В. Руководство по маркетингу консалтинговых услуг / М. В. Фербер, М. С. Иванов. М.: Альпина Паблишер, 2003. — 117 с.
  150. Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков — под ред. Т. Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 271 с.
  151. С. В. Управленческое консультирование. Международный опыт / С. В. Фомишин, Ю. В. Чернов. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 256 с.
  152. П. Консалтинг. Как основать консалтинговое агентство и добиться успеха: пер. с англ. М.: Эксмо, 2007. — 272 с.
  153. К. Управление и организация в сфере услуг. Теория и практика / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик — пер. с англ. Н. Левкина, О. Сергеева — под ред. В. В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2003. -751 с.
  154. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича.- М.: Финансы и статистика, 1997. 800 с.
  155. В. В. Карта российского аудита и консалтинга // Аудитор.- 2008. № 11.-С. 14−28.
  156. В. В. Несвоевременные советы Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/14/nesvoevremennuesovety/. -Дата обращения: 02.12.2011 г.
  157. В. В. Пик консультантов // Эксперт. 2009. — № 13 (652). -С. 82−99.
  158. В. В. Российский консалтинг 2007 // Аудитор. — 2008. -№ 6.-С. 14−28.
  159. О. Стратегическое управление в условиях неопределенности и временного преимущества: основные модели / О. Хлыстова, Е. Неяскина // Проблемы теории и практики управления. — 2011.— № 5.-С. 17−28.
  160. В. В. Антикризисная направленность сервиса // Сервис PLUS. 2009. — № 1. — С. 86−90.
  161. В. А. Использование методов моделирования и оптимизации в задачах обоснования маркетинговых решений / В. А. Холоднов, М. Ю. Лебедева // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 3(59).-С. 13−19.
  162. В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие / В. В. Царев, А. А. Кантарович, В. В. Черныш. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 799 с.
  163. В. Реализация стратегии в условиях неопределенности // Проблемы теории и практики управления. 2009. — № 2- С. 75−82.
  164. В. А. Теоретические основы исследования сферы сервиса и сферы услуг // Инновации. 2009. — № 5. — С. 18−21.
  165. Р. Б. Кризис и малый бизнес: О государственной политике поддержки малого бизнеса в условиях глобального финансового кризиса // Российское предпринимательство. 2009. — № 2 (1). — С. 27−33.
  166. В. Д. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. 2005. — № 1 (80). — С. 38−50.
  167. В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика. М.: Дело, 2007. — 376 с.
  168. В. Д. Стоя перед зеркалом. конкурентоспособность предприятия // Российское предпринимательство. 2008. — № 2 (1). — С. 111 114.
  169. О. П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении Текст. / О. П. Щепин, JI.A. Габуева. М.: МЦФЭР, 2006. — 432 с.
  170. Н. Неизбежное будущее в сценарном планировании / Н. Ютанов, С. Переслегин // Инновации. 2008. — № 2 (112). — С. 43−47.
  171. В. Н. Консалтинг: качество меняется, спрос растет: становление и развитие консалтингового бизнеса в современной России // Российское предпринимательство. 2008. — № 11 (2).— С. 115−117.
  172. Ansoff I. Corporate Strategy. -N.Y.: McGraw Hill, 1965.
  173. Drucker P. The Practice of Management. -N.Y.: Harper and Row, 1954.
  174. Mintzberg H. Crafting Strategy // Harvard Business Review. 1987. -July/August.
  175. Подходы к классификации услуг
Заполнить форму текущей работой