Управление формированием социально-финансовых групп муниципальных образований
Предмет настоящего исследования — управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в См: Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: 1995 г.- Балабанов И. Т. Рискменеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996 г.- Солянникова С. П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993 г.- Лыкова Л. Н. Действующая модель финансового выравнивания… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социально-финансовая группа муниципального образования как объект управления
- 1. 1. Сущность, структура и функции социально-финансовых групп муниципальных образований
- 1. 2. Анализ экономического потенциала развития муниципального образования
- 1. 3. Модель корпоративного управления социально-финансовой группой муниципального образования
- Глава 2. Технологии управления формированием социально-финансовых групп муниципальных образований
- 2. L Технология управления стратегией развития социально-финансовых групп муниципальных образований
- 2. 2. Формирование структуры управления социально-финансовой группой муниципальных образований
- 2. 3. Организация и планирование — функции управления социально-финансовой группой
- 2. L Технология управления стратегией развития социально-финансовых групп муниципальных образований
Управление формированием социально-финансовых групп муниципальных образований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования определяется тем, что формирование социально-финансовых групп муниципальных образований на современном этапе общественного развития может стать фактором становления высокоэффективной муниципальной экономики. Социально-финансовые группы муниципальных образований являются механизмом аккумулирования, мобилизации и эффективного использования денежных средств населения, капитала юридических лиц и иных ресурсов, позволяют укрепить производственную базу муниципальных образований, а также создатьжизнеспособные территориальные экономические образования, способные быть конкурентными с зарубежными и отечественными производителями товаров и услуг.
В целом невысокий уровень развития инфраструктуры муниципальных образований практически во всех регионах (кроме Московского) сказывается на их социально-экономическом состоянии. Разработка инновационного механизма реструктуризации экономики делает данную работу актуальной особенно в условиях ее глубокого кризиса. Существует необходимость поиска новых и разных источников финансирования социальных программ, участия органов местного самоуправления в контроле и регулировании денежных потоков.
Именно кризис финансовой системы в последнее время обусловил отрицательное отношение населения к различным финансовым институтам. Поэтому создание собственных финансовых институтов муниципального образования, объединение их в социально-финансовую группу и формирование эффективного механизма управления ею повысит доверие населения к финансовой системе в целом, станет стимулом к активному инвестированию средств населения в развитие экономики города (района). «Сейчас надо дать хотя бы минимальные правовые гарантии финансовой самостоятельности муниципальным образованиям. Местные органы власти должны иметь собственные финансовые средства, причем по закону» *.
Работа по созданию инвестиционных ресурсов в интересах местных предприятий может быть обеспечена только на основе баланса интересов сторон, участвующих в социально-финансовых группах. Практика подтверждает, что именно партнерские отношения позволяют формировать корпоративные образования типа социально-финансовых групп, обладающих высокой степенью экономической эффективности и финансовой устойчивости.
Все данные аспекты определяют актуальность выполненного исследования.
Состояние научной разработанности проблематики.
Практика становления и развития социально-финансовых групп муниципальных образований в настоящее время проходит начальный этап. Поэтому она не всегда ведется с учетом экономических, правовых, финансовых и социальных условий на местах. Специфика работы затрудняет сбор, обобщение и анализ первых результатов по их формированию. Именно поэтому данная проблема еще недостаточно полно отражена в имеющейся отечественной научной литературе. В силу этого, изучение сущности, Ельцин Б. Н. «Местное самоуправление — важнейшая опора демократии», выступление на заседании Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации 30 сентября 1997 г. структуры формирования и развития социально-финансовых групп муниципальных образований представляется необходимым и актуальным.
Вопросам управления региональными финансовыми системами в России на различных этапах ее развития были посвящены работы Д. В. Кузовкова, О. А. Платонова, И. И. Рейнгольда, Г. Я. Сокольникова, Л. Н. Юровского и ряда других. *.
В зарубежной литературе обобщен опыт решения проблем оптимизации деятельности финансовых институтов, проанализированы попытки объединения их в единые национальные и региональные системы такими учеными, как Э. Дж. Долан, Я. Корнай, JL Харрис, Ж. Матук, Л. Эрхард и ряда др.** См: Платонов О. А. Русский труд. М.: Современник, 1991; Юровский JI.H. Денежная политика советской власти (1917;1927 г.) М.: Финансовое издательство, НКФ СССР, 1928 г.- Сокольников Г. Я. Советская финансовая система и задачи советского строительства. М.: 1925 г.- Сокольников Г. Я. Финансовая наука, т.1,2. М.: 1930 г.- Сокольников Г. Я. Основы финансовой системы СССР. М.: Госфиниздат, 1930 г.- Сокольников Г. Я. Проблемы финансового строительства. М.: 1923 г.- Кузовков Д. В. Основные моменты распада и восстановления денежной системы. М.: Издательство Коммунистической академии. 1925 г.- Рейнгольд И. И. «Финансовая политика НЭПА (от разверстки и монополии к обложению). Из сборника „Основы финансовой системы СССР“ под общей редакцией Г. Я. Сокольникова. М.: Госфиниздат, 1930 г. См: Долан Э.Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика». С. Петербург: Санкт-Петербург оркестр, 1994 г.- Корнай Я. Путь к свободной экономике. М.: Экономика, 1990 г. Финансовые ресурсы местных органов власти Франции.М.: Экономика, 1990 г. и др.
Вопросы региональной финансовой стратегии переходного периода, начавшегося в России с 1991 г., были рассмотрены в работах следующих отечественных ученых и специалистов: И. Т. Балабанова, A.M. Брячихина, A. J1. Гапоненко, JI.H. Лыковой, Е. С. Стояновой, С. П. Солянниковой, С.Н. Сильвестро-ва, JI.H. Тимуровой, Д. Г. Черника, Г. А. Явлинского и других.*.
Если проблемы развития региональных финансовых систем и их составляющих структур нашли достаточно полное освещение в научной и методической литературе, то вопросам реформирования, развития их в муниципальных образованиях уделялось со стороны исследователей недостаточное внимание. Поэтому настоящая работа посвящена поиску ответов на актуальные практические вопросы развития муниципальных образований в аспекте исследования и формирования новых организационных основ управления.
Объектом диссертационного исследования является система управления развитием муниципальных образований в Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования — управленческие и связанные с ними экономические отношения, возникающие в См: Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: 1995 г.- Балабанов И. Т. Рискменеджмент. М.: Финансы и статистика, 1996 г.- Солянникова С. П. Бюджеты территорий. М.: Финансы и статистика, 1993 г.- Лыкова Л. Н. Действующая модель финансового выравнивания и финансовый потенциал регионов России. // Федерализм, 1997 г. № 2- Стоянова Е. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. М.: Издательство «Перспектива», 1994 г.- Тимурова Л. И. Проблемы социальной защищенности населения региона. Новосибирск, 1993 г. и др. процессе функционирования и развития социально-финансовых групп муниципальных образований.
Цель исследования состоит в разработке модели управления созданием и развитием социально-финансовой группы муниципального образования.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
— определить сущность, структуру и функции социально-финансовой группы муниципального образования;
— разработать стратегию развития социально-финансовой группы муниципального образования;
— проанализировать экономический потенциал развития муниципального образования в целях выработки механизма согласования интересов участвующих сторон;
— предложить модель управления созданием, функционированием и развитием социально-финансовых групп муниципальных образований.
Основной рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что социально-финансовая группа муниципального образования явится исходной базой решения проблем его социально-экономического развития.
Теоретической и методологической базой исследования являлись современная теория экономики и управления народным хозяйством, достижения отечественных и зарубежных ученыхдействующие российское законодательство и нормативные акты, программы, концепциисистемный подходмакро и микроэкономический анализаналитические материалы коммерческих и финансовых структур в различных деловых изданиях. Используется опыт, накопленный субъектами Российской Федерации и входящими в их состав муниципальными образованиями по вопросам управления различными сторонами их социально-экономической политики.
Новые научные результаты, полученные автором в итоге данного исследования, состоят в следующем:
1. Раскрыта сущность понятия социально-финансовой группы муниципального образования. Под социально-финансовой группой муниципального образования как системой понимается взаимодействие и взаимосвязь в определенной закономерности финансовых институтов, населения, торговых предприятий и организаций, деятельность которых направлена на достижение основной социально-значимой цели — развитие экономического потенциала муниципального образования и в результате этого рост уровня качества жизни населения.
2. Разработаны организационно-экономические основы концепции управления формированием и развитием социально-финансовых групп муниципальных образований:
— структура социально-финансовой группы, состоящая из финансовой группы и торгово-сервисной группы, являющейся собственностью населения муниципального образования на принципах равного и совместного владения;
— модель функционирования социально-финансовой группы;
— стратегия, реализующая организационно-экономическую модель функционирования социально-финансовой группы;
— создание системы контроля за эффективным использованием финансовых, материальных и других ресурсов.
3. Определены и раскрыты общественно-значимые функции социально-финансовых групп муниципальных образований:
— защита экономических, социальных, правовых, финансовых и других интересов населения;
— стабилизация и развитие экономики муниципальных образований;
— антикризисное управление развитием сообщества.
4. Выработаны механизмы функционирования социально-финансовых групп муниципальных образований:
— формирование фондов социально-экономического развития муниципального образования;
— аккумулирование и мобилизация денежных средств населения размещение финансовых ресурсов в приоритетные проекты социального и экономического развития.
5. Рекомендована последовательность этапов стратегического планирования, как функции управления развитием социально-финансовых групп. Она включает:
— целевое разделение сферы действия комплексной стратегии на отдельные составляющие (субстратегии), их детальная проработка и согласование;
— формулирование, классификация и ранжирование задач, стоящих перед формирующимися структурами социально-финансовой группы с учетом внешних и внутренних факторов;
— оценку прогнозов ресурсного обеспечения реализации частных субстратегий (сводные балансы, основные экономические, социальные и финансовые показатели развития);
— синтез субстратегий и формирование комплексной стратегии развития социально-финансовой группы муниципального образования;
— уточнение и внесение коррекции в осуществление комплексной стратегии на практике.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных моделей и рекомендаций по созданию социально-финансовых групп муниципальных образований, а также технологии формирования стратегии развития и их функционирования в современных условиях. Выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации использованы при разработке концепции создания социально-финансовых групп Одинцовского района и города Балашихи Московской области.
Муниципальные образования могут опираться на выработанные методологические подходы и инструменты эффективного решения социально-экономических проблем своего развития, в частности:
— каждое муниципальное образование располагает необходимыми возможностями аккумулирования и мобилизации денежных средств населения и увеличения инвестиций;
— муниципальные образования обладают всеми необходимыми условиями для увеличения доходной части своих бюджетов, решения первоочередных социальных задач;
— собственная социально-финансовая группа муниципального образования, состоящая из финансовых институтов, коммерческих структур, владельцами которых является население, служит гарантией правовой защиты их финансовых интересов.
Апробация результатов исследования. Основные выводы исследования апробированы автором в открытой печати, обсуждены в ходе дискуссий на семинарах и проблемных группах в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, оформлены в виде рекомендаций для органов местного самоуправления.
Структура и содержание работы^ Цель и логика исследования определяют структуру диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Развитие муниципальных образований является актуальной социально-экономической проблемой. В данном исследовании рассмотрены только те вопросы, которые связаны со структурными преобразованиями в социальной, экономической и финансовой сферах муниципального образования. В результате исследования установлено, — что темпы структурных социально-экономических преобразований зависят от наличия ресурсных возможностей муниципальных образований, от умения наладить корпоративные связи, от обученности персонала органов местного самоуправления и ряда других причин.
Муниципальные образования сегодня имеют возможность перейти от неэффективных форм управления, характерных для административно-командной системы, к более прогрессивным формам организации.
В работе представлена концептуальная модель управления формированием социально-финансовых групп муниципальных образований, как одного из направлений выхода из социально-экономического кризиса. Под социально-финансовой группой муниципального образования как системой, понимается взаимодействие и взаимосвязь в определенной закономерности финансовой группы, сервисно-торговой группы, населения данной территории, деятельность которых направлена на достижение общей социально-значимой цели — рост экономического потенциала муниципального образования и на этой основе рост уровня качества жизни населения.
Социально-финансовая группа рассматривается в диссертации как механизм целенаправленного использования совокупности организационных, финансово-экономических и социально-политических технологий для структурной перестройки экономики муниципальных образований и обеспечения на этой основе реального улучшения качества жизни населения.
В работе выделяются базовые функции социально-финансовой группы муниципального образования:
— защита экономических и финансовых интересов населения;
— аккумулирование и мобилизация денежных средств населения;
— формирование фондов социально-экономического развития сообщества;
— размещение финансовых ресурсов в приоритетные проекты общественного развития;
— увеличение доходов населения;
— разработка новых организационно-финансовых технологий;
— формирование механизма эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов территорий и движением денежных потоков.
Процесс формирования социально-финансовой группы муниципального образования включает цикл управленческих работ, связанных с выработкой стратегии, программы, конкретных планов развития, обеспечивающих эффективное функционирование в условиях неустойчивой социально-экономической, финансовой ситуации, обостряющейся конкуренции.
В состав социально-финансовой группы муниципального образования могут входить следующие группы: финансовая (банки, страховые компании, пенсионные и паевые фонды, инвестиционные и компании по управлению активами и т. д.), сервисно-торговая (торговые дома, магазины и т. д.). Их объединение строится на корпоративной основе и реализует корпоративные интересы каждого из ее участников.
Под структурой социально-финансовой группы понимается в исследовании упорядоченная совокупность взаимодействующих между собой элементов (хозяйствующих субъектов), функционирование и развитие которых представляет собой целостную организацию. В соответствии с данным подходом, структура управления социально-финансовой группой представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающих в них персоналом.
Система стратегических решений, связанных с развитием социально-финансовой группы, определяет объем и характер деловой активности, в которой она проявляет себя, тип экономической и социальной организации, к созданию которой она стремится, а также сущность экономического и внеэкономического вклада, который группа намеревается внести в жизнь населения муниципального образования.
В стратегии указываются цели и концептуальные положения механизмов реализации. В условиях нестабильной экономики разработка стратегии развития представляет собой сложный, трудоемкий процесс, требующий применения особых знаний, методов, технологий организации.
В диссертации цикл стратегического планирования развития социально-финансовой группы включает в себя: определение целей, анализ внешней и внутренней обстановки, использование имеющихся и новых местных преимуществ, выбор инструментов воздействия, организацию осуществления и анализ результатов.
Научно обоснованная, комплексная стратегия является решающей предпосылкой для составления проектов, а в последствии — реализации системы долгосрочных и среднесрочных планов и проектов развития социально-финансовых групп муниципальных образований, способствует их эффективному функционированию в интересах населения, проживающего на данной территории.
Планирование развития социально-финансовой группы муниципального образования представляет собой один из экономических методов управления, строящийся на основе анализа внешней и внутренней среды, с учетом стратегических целей и конкретных задач развития муниципального образования. Предлагается организация планирования с помощью построения матриц. Наличие нескольких матриц при построении структуры дивизионального типа позволяет осуществлять комплексное планирование развития социально-финансовых групп муниципальных образований. Она является по существу моделью корпоративного управления с интегральной структурой, самостоятельным органом социально-экономической жизни муниципальных образований.
Список литературы
- ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
- Аналитические материалы «О среднесрочной Программе Правительства РФ на 1997 2000 годы». // Информационно-аналитическое управление аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. М.: 1997.
- Конституция Российской Федерации, М.: 1993.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. -М.: Издательство Кодекс 1995.
- Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М.: Издание Государственной Думы, 1995.
- Большой экономический словарь. М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
- Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». // Ведомости съезда народный депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N29, с. 1138−1139.
- Аналитические материалы о среднесрочной программе Правительства Российской Федерации на 1997−2000 годы. М.: февраль 1997.10. «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР» Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991 г. N 31 ст. 1024.
- Алексашенко О.В. Совершенствовать процесс формирования территориальных бюджетов. // Финансы, 1993 Nile. 1011.
- Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.: 1977.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика. 1989.
- Архипов А.П. Структура региональных страховых рынков. М.: // Финансы, 1997, N 3.
- Аулис Пеюхенен. Соотношение между государственным, региональным управлением и местным самоуправлением. // Экономика и управление, 1996, N 1.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.-М.: 1981.
- Афанасьев М., Вите О. Инфляция издержек и финансовая стабилизация. // Вопросы экономики. 1995. N 3 с. 45−53.
- Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. М.: // Финансы и статистика, 1993.
- Балабанов И.Т. Риск менеджмент. М.: // Финансы и статистика, 1996.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. М.: // Финансы и статистика, 1995.
- Белоусов А.Р. Экономическая политика и бюджет в 1997 году. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М.: 1996.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
- Брячихин A.M. Финансовые проблемы округа. М.: // Финансы, 1995, N 8, с. 35−36.
- Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. М.: //Экономика. 1989.
- Гапоненко А. Л" Плущевская Ю. Л. Инфляция, ставка процента и ожидания М.: // Финансы и кредит. N 3, 1995.
- Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. М.: 1997.
- Голубев С.В. Ценные бумаги как инвестиционный товар. // Финансы 1995. N2 с.34−37.
- Грэм Фостер. Местное самоуправление в европейском контексте. // Экономика и управление. 1996. N 1.
- Дж. К. Ран Хорн. Основы управления финансами. М.: // Финансы и статистика. 1996.
- Долан Э.Дж. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. С. Петербург: Санкт-Петербург оркестр, 1994.
- Долголаптев А.В. Без экономической реформы реформировать местное самоуправление бессмысленно. // Регион. 1996, N1.
- Дмитриев М.Э. Российские банки накануне финансовой стабилизации. М.: 1996.
- Кацман Ю. Финансовые инструменты: паевые фонды. // Комерсант, 1995. N 38 с. 25−28.
- Караваев В. Региональная инвестиционная политика: мировой опыт и российские проблемы. // Проблемы теории и практики управления. 1995. N4 с. 100−105.
- Корнай Я. Путь к свободной экономике. М.: // Экономика, 1990.
- Коробов Ю.И. Банковская конкурентная стратегия. М.: // Банковское дело, 1997, N 2. с. 6−12.
- Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. М.: «Джон Уайт эндСанз», 1996.
- Лопухин А.В., Сильвестров С. Н. Повестка дня Совета Федерации. Финансы и экономика.//Власть. 1997. N7, с. 1114.
- Лыкова Л. Некоторые проблемы развития бюджетного федерализма в России. // Федерализм, 1996 г. N 1 с. 37−56.
- Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города (района) — М.: МИКО, 1995.
- Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент. Участие населения в собственности муниципальных образований. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
- Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса.- М.: Издательская группа «АРиНА», 1996.
- Мельников С.Б. Муниципальный менеджмент. Введение в корпоративный метод хозяйствования: преимущества и отличия от капиталистического и социалистического. М.: МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
- М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури. Основы менеджмента М.: Дело. 1996.
- Научно-производственная политика России и механизм ее реализации. Санкт-Петербург, 1995 г.
- Новая технология и организационные структуры, под ред. И. Пиннингса, Б.Бьюитандама. М.: // Экономика, 1990.
- Обзор современной банковской системы России (по материалам Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН). М.: // Банковское дело, 1997. N 1, с. 8−11.
- Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент управление денежным оборотом предприятия. М.: Изд. Объединение «ЮНИТИ» 1995.
- Питер С.Роуз. Банковский менеджмент. Предоставление финансовых услуг. М.: АНХ при Правительстве РФ. Дело ЛТД 1995.
- Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
- Радыгин А.Д. Государственное управление предприятиями со смешанной формой собственности. // Власть, 1997. N 2.
- Регион и Федерация: в поисках оптимума, Невельск. РАГС. 1996.
- Рейнгольд И.И. Финансовая политика НЭПА (от разверстки и монополии к обложению). Из сборника «Основы финансовой системы СССР». Под общей редакцией Г. Я. Сокольникова. М.: Госфиниздат, 1930.
- Россия и проблемы бюджетно-налогового Федерализма. М.: // Всемирный банк, 1993.
- Сартыков С.П. Развитие финансовой инфраструктуры региона. Абакан.: Изд. ХГУ им. Н. Ф. Кабанова, 1996.
- Сокольников Г. Я. Советская финансовая система и задачи советского строительства. М.: 1925.
- Сокольников Г. Я. Финансовая наука, т.1,2. М.: 1930.
- Сокольников Г. Я. Проблемы финансового строительства. М.: 1923.
- Солянникова С.П. Бюджеты территорий. М.: // Финансы и статистика, 1993.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент. Российская практика. М.: //Перспектива, 1994.
- Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. М.: //Перспектива, 1994.
- Тумусов Ф.С. Стратегии формирования и реализации инвестиционного потенциала региона. М.: РАГС при Президенте РФ 1995.
- Финансо-кредитный словарь. Второе издание, стереотип в трех томах. Главный редактор В. Ф. Гарбузов. М.: // Финансы и статистика, 1994.
- Финансовое оздоровление экономики опыт НЭПа: Сборник /составитель А. И. Казьмин М./ Московский рабочий 1990.
- Финансовый менеджмент: теория и практика. Под ред. чл. кор. Е. С. Стояновой. М.: Перспектива, 1996.
- Философский словарь М.: Политиздат, 1991.
- Четыркин В. Методы финансовых и коммерческих расчетов. М.: Дело, 1992.
- Шахов В.В. Некоторые итоги и перспективы развития страхового рынка в России. М.: // Финансы, 1997, N 3.
- Экономический мониторинг России: Глобальные тенденции и коньюктура в отраслях промышленности. Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН. М.: январь, 1997.
- Юровский JI.H. Денежная политика советской власти (1917−1927 г.) М.: Финансовое издательство НКФ СССР, 1928.
- Кузовков Д.В. Основные моменты распада и восстановления денежной системы. М.: Издательство Коммунистической академии. 1925.
- Kenneth R. Andrews& The Concept of Corporate Strategy, Homewood, 1П: dow Jones Irwin, 1980. cit: 13.
- Robert C. Clarko. Corporate Law. Little. Brown & Co. 1986. Boston.
- Thompson A.A. Jr., Strickland A.J. M. Strategy Formulation And Jmplamentation: Tasks Of The General Manager. 5th.ed. Burr Ridge, Boston, Sydney, 1992. p.33.