Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономический механизм управления стратегическим потенциалом регионального АПК: На примере АПК КБР

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На нынешнем этапе агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики неконкурентоспособен. Дальнейшее его развитие связано с повышением эффективности и конкурентоспособности. Ведение сельского хозяйства будет эффективный лишь в том случае, если оно будет ориентировано на новейшие достижения науки. Наукой накоплен значительный потенциал разработок, реализация которых может привести… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ АПК РЕСПУБЛИКИ
    • 1. 1. Сущность, принцип, механизм развития и формирования региональных АПК
    • 1. 2. Методы определения ресурсного потенциала сельского хозяйства региона
    • 1. 3. Методологические основы формирования стратегии развития агропромышленного комплекса в условиях переходного периода
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА АПК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса республики
    • 2. 2. Ресурсный потенциал сельского хозяйства и эффективность его использования
    • 2. 3. Расчет оптимального плана развития агропромышленного комплекса
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ АПК РЕСПУБЛИКИ
    • 3. 1. Стратегическое управление и модернизация региональных
    • 3. 2. Совершенствование системы управления экономикой регионального АПК
    • 3. 3. Государственное регулирование развития АПК

Организационно-экономический механизм управления стратегическим потенциалом регионального АПК: На примере АПК КБР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исслсдованшь Агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской республики является одним из важнейших секторов национальной экономики. Он занимает особое место в структуре народного хозяйства в силу того, что выступает важнейшим источником производства продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, обеспечивает занятость населения, является потребителем продукции всех отраслей народного хозяйства. Комплекс является поставщиком своей продукции как на продовольственный рынок непосредственным потребителям, так и предприятиям перерабатывающей промышленности. Одновременно осуществляет потребление продукции других отраслей регионального хозяйства, а также из других регионов страны. Основные параметры агропромышленного комплекса позволяют охарактеризовать его внутренний потенциал. В нем сосредоточено 8299,0 млн. рублей основных.

1 производственных фондов (и по этому показателю отрасль уступает лишь промышленности). В АПК на сегодня занято свыше 80,0 тыс. человек или 26,4% от общей численности занятых в народном хозяйстве. По данному показателю комплекс опережает все остальные отрасли и сектора экономики. Это так называемый текущий или поверхностный ресурс сельского хозяйства и всего АПК, который позволяет производить до 11 788,3 млн. рублей валовой продукции или лишь около 21,5% ВРП. Использование данного потенциала позволило повысить уровень жизни, обеспечить решение важных социальных, хозяйственных, политических задач. Однако, на повестку дня выходят более важные социальные, экономические, экологические, демографические проблемы, которые требуют для своего решения более емкой ресурсной матрицы. Эту ресурсную матрицу уже нельзя получить путем простой комбинации земли, труда и капитала, ее можно получить за счет внедрения в практику механизмов и методов создающих синергетический эффект в.

9, экономическом процессе. [ Степень изученности проблемы. Тема исследования находится на стыке двух проблем: оценки ресурсного потенциала АПК и разработки механизма управления ресурсным потенциалом. Каждой из них в отдельности в разное время было посвящено большое количество работ. Однако в такой связке проблема начинает рассматриваться во второй половине 70-х годов прошлого века, когда разрабатываются основные положения АПК. В результате этих разработок был получен определенный динамизм в развитии сельского хозяйства и смежных с ним отраслей. Однако, постепенно, в силу доминирования в механизме управления патерналистских элементов, комплекс утрачивает тот потенциал, который создавал возникший синергетический эффект. В результате сельское хозяйство лишилось последних стимулов к саморазвитию и созданию полноценного конкурентоспособного сектора национальной экономики. После реформы 90-х годов, в результате которой | производственный и технологический потенциал отрасли был основательно разрушен, возникла необходимость в создании нового организационно-хозяйственного механизма, способного активизировать ресурсный потенциал и сделать отрасль конкурентоспособной в системе национального хозяйства. Решение указанной задачи нашло свое отражение в работах А. Алтухова, В. Боева, В. Добрынина, А. Никонова, А. Гордеева, Р. Гумерова, А. Емельянова, В. Клюкача, М. Макеенко, О. Егерева, А. Петрикова, Б. Пошкуса, Б. Чернякова, Е. Строева, С. Никольского, И. Ушачева, И. Хицкова, Н. Шмелева, А. Шутькова и др. отечественных ученых аграриев.

За последнее время в области управления сельским хозяйством и АПК произошли радикальные изменения, которые требуют своего теоретического осмысления в плане формирования эффективного механизма управления стратегическим потенциалом отрасли. К сожалению, в стороне остались проблемы АПК тех регионов, которые, как КБР, не занимают решающего места в общероссийском разделении труда, но имеют свое развитое сельское хозяйство. В то же время развитие их национальных моделей сельского хозяйства была сформирована еще в прошлые века и апеллировала на тот ресурсный потенциал, который в настоящее время (в условиях растущей конкуренции) не позволяет отрасли развиваться полноценно и эффективно. Для создания высокоэффективного сельского хозяйства в таких системах требуется разработать на теоретическом уровне механизм активизации ресурсного потенциала.

Цель и задачи исследовании. На основе изучения теоретических исследований и эмпирического опыта формирования организационно-экономический механизм управления АПК уточнить отдельные положения методологии и разработать теоретическую модель управления стратегическим потенциалом регионального АПК.

Для достижения намеченной цели возникла необходимость решения следующих задач:

— определить понятие стратегический потенциал АПК, уточнив его содержание и функцииизучить отдельные элементы и конструкции организационно-хозяйственного механизма управления стратегическим потенциалом отраслей и комплексов народного хозяйстваисследовать факторы, формирующие закономерности развития регионального АПК, формализовать и квантифицировать их;

— уточнить методику оценки ресурсного потенциала сельского хозяйства региона;

— проанализировать современное состояние, выявить устойчивые тенденции развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики;

— исследовать эффективность использования ресурсного потенциала сельского хозяйства республики;

— разработать экономико-математическую модель оптимального плана развития агропромышленного комплекса региона;

— разработать рекомендации направленные на совершенствование системы управления экономикой АПК республики.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются методологические, теоретические и организационно-экономические особенности управления стратегическим потенциалом АПК республики. Объектом исследования выступает агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской республики.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической и методологической базой исследования явились разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления стратегическим потенциалом АПК, экономике сельского хозяйства, экономической теории, кибернетике, нормативные документы по вопросам деятельности агропромышленного комплекса. При решении конкретных задач применялись методы, практикуемые в экономических исследованиях. Среди них наибольшее использование получили: экономико-математические, статистические методы анализа, анкетирование, интервьюирование, монографический и графический методы.

При разработке отдельных разделов диссертации привлекались материалы научно-практических конференций, статьи в научных сборниках и периодической печати. В качестве информационной базы использованы статистические сборники России и Кабардино-Балкарской республики, данные экономических и отраслевых ведомств КБР, выборочные обследования автора.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием организационно-экономического механизма управления стратегическим потенциалом АПК республики. В процессе исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты, выносимые на защиту:

— уточнено понятие «ресурсный потенциал АПК», разработана система показателей его оценки и предложены уточнения методики расчета ресурсного потенциала сельского хозяйства, позволяющие более точно определить место и роль сельского хозяйства в ВРП и др. макроэкономических показателях региональной социально-экономической системы;

— выявлены, систематизированы и квантифицированы основные факторы, оказывающие влияние на формирование закономерности развития регионального АПК;

— предложены отдельные положение методологии формирования механизма управления стратегическим потенциалом развития регионального АПК;

— получена экономико-математическая модель оптимального плана развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской республики;

— разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления АПК Кабардино-Балкарской республики, позволяющие повысить эффективность использования существующего экономического потенциала АПК республики.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (содержащий 130 источников) и Приложения.

Заключение

.

Агропромышленный комплекс является стержнем функционирования и укрепления внутреннего рынка, занимает важное место в создании конкурентоспособной рыночной экономики. Агропромышленная политика при ее правильном или неправильном построении способна превратить страну либо в мощную экономическую державу, либо в слаборазвитую страну с небольшим бюджетом и низкими макроэкономическими показателями.

Агропромышленный комплекс является одной из важнейших составляющих экономического потенциала Кабардино-Балкарской Республики, экономика региона традиционно имела аграрную направленность. Природно-климатические условия региона способствуют развитию животноводства и производству немалого перечня сельскохозяйственной продукции.

В аграрном секторе республики сложилась следующая ситуация. Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозтоваропроизводителей в 2003 году в действующих ценах составил 13 709,8 млн. рублей, или 104% в сопоставимой оценке к уровню 2002 года. При этом производство продукции растениеводства увеличилось на 5,4%, животноводства-на 2,1%. Более двух третьих всего объема валовой продукции сельского хозяйства производится в личных подсобных хозяйствах (74%).

В 2003 году сельхозтоваропроизводителями республики больше, чем в предыдущем году, произведено семян подсолнечника, картофеля и овощей, меньше — зерновых и кормовых культур. Как рост, так и сокращения отдельных видов растениеводческой продукции обусловлен, в основном увеличением или сокращением посевных площадей соответственно.

Наиболее конкурентоспособным направлением сельскохозяйственного производства АПК КБР является овощеводство. Урожайностью овощей сельскохозяйственных организаций в 2003 г. составила 178,0 ц/га. В 2002 г. же урожайность овощей составила 151,8 ц/га. По Южному Федеральному округу этобыл самый высокий показатель, дальше следовали Астраханская область и Волгоградская область с показателями урожайности 132,8 ц/га и 93,4 ц/га соответственно. В Ингушетии урожайность овощей составила лишь 2,2 ц/га-это самый низкий показатель по ЮФО.

Кабардино-Балкарская Республика поставляет овощеводческую продукцию не только на внутрирегиональный рынок, но и на общероссийский, продукция пользуется спросом и имеет высокие качественные показатели.

Конкурентоспособным так же можно считать производство зерновых. В.

2002 г. Урожайность зерновых в республике составила 31,6 ц/га это второй показатель по ЮФО. Самый высокий уровень урожайности зерновых был, достигнут в Краснодарском Крае, и составил в 2002 г. 41,5 ц/га, далее идет Ставропольский Край с урожайностыо-30,6 ц/га, на последнем месте Ингушетия — 10,3 ц/га. При всей сложности данного направления прибыльными в республике являются только крупные зернопроизводящие предприятия. В.

2003 г. урожайность зерновых составила 30,9 ц/га, что меньше по сравнению с 2002 г. на", 2%.

В животноводстве наметились следующие тенденции. По сравнению с 1 января 2003 г. в хозяйствах всех категорий увеличилось поголовье крупного рогатого скота-на 1,2%, в том числе коров — на 0,9%, овец и коз — на 1,6%, численность свиней сократилось на 3,8.

При численности поголовья коров в ЮФО КБР занимает 6 место, на первом Краснодарский Край (368,4 тыс. гол.). Животноводство в республике развивается очень медленными темпами, в данном направлении существует множество проблем и в первую очередь надо отметить слабую кормовую базу.

Краткий анализ, проведенный выше показал, что существенного перелома в развитии сельского хозяйства не произошло. Наметившиеся положительные тенденции не способствует полностью удовлетворению существующего спроса населения в продуктах питания. Складывающаяся ситуация способствует сокращению присутствия на месте рынке продуктов питания местных товаропроизводителей и увеличению доли рынка, занимаемой продукцией из соседних республик.

Низкий уровень конкурентоспособности предприятий АПК КБР и выпускаемой ими продукции обусловлен слабой сырьевой базой, отсутствием эффективных интеграционных связей между производством сельскохозяйственной продукции и ее переработкой, высокими затратами производства на реализацию сельхозпродукции.

На нынешнем этапе агропромышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики неконкурентоспособен. Дальнейшее его развитие связано с повышением эффективности и конкурентоспособности. Ведение сельского хозяйства будет эффективный лишь в том случае, если оно будет ориентировано на новейшие достижения науки. Наукой накоплен значительный потенциал разработок, реализация которых может привести к существенному повышению эффективности и конкурентоспособности производства. Необходимо переходить к интенсивным способам ведения агропромышленного производства, применять на практике прогрессивные системы севооборотов, вести селекционную работу, вносить научно-обоснованные нормы минеральных и органических удобрений, приобретали новую технику. Данные мероприятия позволят преодолеть кризис в аграрном секторе республики.

Одно из перспективных направлений агрополитики России-развитие сельского хозяйства за счет использования его внутренних резервов при ограниченной государственной поддержки. Проблема использования внутренних резервов неразрывно связана с ресурсным потенциалом и его оценкой.

Аграрный ресурсный потенциал регионов и отдельных хозяйств определяется наличием, качеством и соотношением природных, экономических и биологических факторов, которые в процессе их использования могут обеспечить определенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Формирование рыночных отношений в отдельных регионах России, имеющих различные природно-экономические условие, требуют взвешенного и продуманного подхода, при анализе экономического потенциала АПК региона, успех деятельности которого во многом определяется правильно выбранной стратегией управления потенциалом регионального АПК. Выбор стратегии, в свою очередь, зависит от большого числа факторов, из которых мы бы выделили следующие:

— потенциал регионального агропромышленного комплексауровень его конкурентоспособности.

Остановимся кратко на анализе состояния экономического потенциала регионального АПК, при этом под экономическим потенциалом будет понимать совокупность ресурсов.

При оценке эффективности ресурсов, используемых в сельском хозяйстве, целесообразно выделять их в отдельные группы:

— земельные ресурсы, выражаемые площадью земельных угодий- -трудовые ресурсы, выражаемые численность среднегодовых работников, отработанным временем и фондом оплаты труда;

— материально-техническую базу сельского хозяйства, наличием парка основных видов сельскохозяйственной техники.

Финансовые ресурсы, представляющие собой средства денежно-кредитной системы в составе производственных ресурсов, выделять в отдельную группу нецелесообразно, поскольку они лишь обеспечивают функционирование процесса производства.

Так как сельское хозяйство есть основная составляющая АПК, то первостепенное значение имеют земельные ресурсы и их состояние. На 1 января 2003 г. общая земельная площадь КБР составляет 1247 тыс. га, из них сельскохозяйственные земли 698,3 га. Проблема малоземелья республики ставит задачи связанные с наиболее интенсивными и рациональными способами ведения земледелия.

Земля при её эффективном использовании с каждым годом только улучшает своё качество в связи, с чем необходимо применять оптимальную структуру севооборотов и вносить необходимое количество минеральных и органических удобрений. Несмотря на это, уровень вносимых удобрений очень низкий, так в 2003 г. удельный вес площади, удобренной минеральными удобрениями во всей посевной площади, составил лишь 20%, а органическими удобрениями 5,8%.

Важнейшей составляющей экономического потенциала является материально-техническая база АПК. Материально-техническое обеспечение, уровень его организации является одним из важнейших показателей эффективного ведения сельского хозяйства. Связанно это с тем, что доля затрат на материально-технические ресурсы составляют около 60−70% в структуре производственных издержек сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

Можно выделить некоторые основные тенденции, которые определяют ситуацию на рынке материально-технических ресурсов и ремонтно-технических услуг АПК практически во всех регионах России:

— сокращение, физическое и моральное старение машинно-тракторного парка сельских товаропроизводителей;

— спад сокращение объемов производства и рост стоимости материально-технических ресурсов, услуг;

— ухудшение финансового положения снабженческих и ремонтно-технических предприятий.

Не является исключением и состояние материально-технической базы АПК КБР. С каждым годом уменьшается парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях так, например, в 2003 г. на конец года сельскохозяйственные предприятия располагали 2786 единицами тракторов, что на 11,5% меньше чем в 2002 г. Примерно обстоят дела и по другим видам техники. Таким образом, перед АПК республики стоит задача перевооружения сельскохозяйственного производства, перевода его на современные энергои ресурсосберегающие экологичные технологии.

Особое место при оценке экономического потенциала агропромышленного комплекса региона занимает человеческий фактор, то есть наличие трудовых ресурсов. Республика является трудоизбыточной, следовательно, нехватки в трудовых ресурсах не должно быть. Однако, несмотря на это, количество занятых в сельском хозяйстве сокращается. Это связано в первую очередь с низким уровнем оплаты труда.

Агропромышленный комплекс является сложной динамичной системой, в которой все элементы функционально взаимосвязаны и должны организованно взаимодействовать в направлении достижения единой конечной цели. Согласно закону самосохранения каждая материальная система, в данном случае АПК, стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал. При чём сумма потенциалов любой материальной системы должна превышать сумму внутренних и внешних сил разрушительного воздействия. Таким образом, региональный агропромышленный комплекс должен постоянно наращивать свой потенциал.

Анализ сложившейся ситуации позволяет очертить круг проблем, стоящих на пути развития сельского хозяйства:

— моральный и материальный износ техники;

— низкий уровень применения минеральных и органических удобрений;

— дефицит оборотных активов и кредитных ресурсов;

— низкий уровень оплаты труда.

Решение данных проблем позволит повысить эффективность АПК.

Фактором, сдерживающим реализацию имеющегося потенциала, является низкая конкурентоспособность многих отраслей, обусловленная экстенсивным характером развития. В связи, с чем подъём АПК в целом, и сельского хозяйства в особенности, должен предусматривать существенное повышение уровня интенсивности, позволяющего снизить материало-, энергои трудоёмкость производства и соответственно снизить издержки на единицу продукции. Это повысит конкурентоспособность отрасли и позволит вернуть утраченную часть рынка сельскохозяйственной продукции России отечественными товаропроизводителями, более высокая прибыль, которых будет служить стимулом роста производительности не только в отдельных регионах, но и к укреплению позиций АПК страны.

Отсутствие стратегического подхода, и в частности наработанных процедур стратегического планирования, является одной из причин нынешнего состояния АПК республики. Агропромышленный комплекс представляет собой агроэкосистему и его рациональное использование должно быть ориентировано на перспективу. Существует реальная потребность в стратегических инновациях, так как степень непостоянства внешней среды, которая в сельском хозяйстве и так высока, растет.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы и нормативные документы
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // РГ. 1993. — № 237.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994. 4.1 // СЗ РФ. -1995.-№ 32.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 // СЗ РФ. 2001. -№ 136.
  5. Федеральный закон РФ от 18.06.2001 № 78 ФЗ (ред. от 18.07.2005 г.) «О Землеустройстве» // СЗ РФ. — 2005. — № 15.
  6. Федеральный закон РФ от 09.07.2002 № 83 ФЗ (ред. от 29.06.2004 г.) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» // СЗ РФ. — 2004. — № 29.
  7. Федеральный закон РФ от 14.07.1997 № 100 ФЗ (ред. от 10.01.2003 г., с изм. от 23.12.2003) «О государственном регулировании агропромышленного производства» // СЗ РФ. — 2003. — № 63.
  8. Федеральный закон РФ от 02.12.1994 № 53 ФЗ (ред. от 10.01.2003 г.) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. — 2003. — № 32.
  9. Закон КБР от 16.12.1996 № 35 РЗ (ред. от 22.10.2003) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики» // КБП. -2003.-№ 202.
  10. Ю.Закон КБР от 15.03.2003 № 32 РЗ «Об утверждении республиканской целевой программы «Социальное развитие сел Кабардино-Балкарской Республики до 2010 года» // КБП. — 2003. — № 43.
  11. Закон КБР от 07.02.2003 № 19 РЗ «Об утверждении республиканской целевой программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кабардино-Балкарской Республики на 2002−2006 годы» //КБП.-2003.-«25.
  12. Закон КБР от 26.01.2003 № 12 РЗ «Об утверждении целевой программы «Развитие сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на 2002−2006 годы» // КБП. — 2003. — № 4.2. Книги и монографии
  13. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Малыша. СПб.: Издательство «Лань», 2002. — 688 с.
  14. М.Агроресурсы и производительность сельского хозяйства Нечерноземья / Под ред. В. А. Углова. М.: МГУ, 1992 — 143 с.
  15. Агропромышленный комплекс республики: проблемы организации и оптимизации производства. А. М. Онищенко, В. Я. Дзикович. Киев, Наука думка, 1982.
  16. Агропромышленный комплекс Швеции и его техническая база. М., 1991 — 96 с.
  17. М.Х., Кармоков Л. Ф. Система материально-технического обеспечения регионального АПК: стратегия экономического развития. -М.: ВНИИЭТУСХ, 1998 186 с.
  18. С.А. Введение в математическую экономику. М.: Наука, 1984 -293 с.
  19. П.М. Организация управления народным хозяйством в регионе. Киев: Наука, 1989 — 208 с.
  20. Х.Л. Проблемы реформы системы управления АПК КБР.
  21. Нальчик: Эльбрус, 1998 104 с.
  22. А.Д. Совершенствование экономических методов управления в новых условиях хозяйствования. М.: Издательство МГУ, 1987 — 88 с.
  23. Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Новая Волна, 1996 -320 с.
  24. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник -4-е изд. доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999 — 416 с.
  25. А.С. Экономика: Учебник М.: Издательство БЕК, 1995- 632 с.
  26. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М.: Наука, 1994 — 269 с.
  27. М.Е., Кравченко Р. Г. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. М.: «Колос», 1972 — 178 с.
  28. М.Е. Экономико-математические методы в организации и планировании сельскохозяйственного производства. Учебник для экономических факультетов сельскохозяйственных вузов. М.: «Экономика», 1971 -206 с.
  29. А.С. Экономика. М., Бек, 1996.
  30. А.В. Использование основных и оборотных средств сельского хозяйства в рыночных условиях. М., Издательство МСХА, 1994−116 с.
  31. Н.Э., Козлова Л. И. Формирование цены в различных условиях. -М., АО «Бизнес-школа Интелсинтез», 1995.
  32. С.А., Назаренко Н. Т., Попов Ю. Ю. Основы рыночных отношений в сельском хозяйстве. Воронеж, 1996.
  33. В.А. Механизм формирования и использования материальных ресурсов в сельском хозяйстве. М., Издательство РУДН, 1997.
  34. В.А. Экономика природопользования: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 1994.
  35. В.А. Механизм формирования и использования материальныхресурсов в сельском хозяйстве: Учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 1997.
  36. В.А. Актуальные проблемы экономики агропромышленного комплекса: Учеб. пособие. М.: МСХА, 2001.
  37. В.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рыночным отношениям (лекция). -М.: Издательство МСХА, 1994.
  38. В.А. Экономика сельского хозяйства: Учебник. 2-е изд. М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999.
  39. .И. Региональный хозяйственный механизм: Формирование, функционирование, моделирование. М.: Экономика, 1992 — 128 с.
  40. В.М. Дорогами реформ. Экономика и власть выступления. М.: Славянский диалог, 1998 — 383 с.
  41. А.П., Минаева Н. В. Экономика. М.: Издательство ЦИПККАП, 1996 -392 с.
  42. А.А., Никитенко А. А., Попович И. В. и др. Экономика сельского хозяйства. Под редакцией Никитенко А. А. М.: Колос, 1984 — 335 с.
  43. Э., Беккер М., Нелсон А. Эффективное фермерское хозяйствование. -М.: Агропромиздат, 1991.
  44. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1994.
  45. Н.Я. Экономика сельского хозяйства: Курс лекций. М.: Тандем, 1998.
  46. Н.Я. Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Тенденции и проблемы: Учебное пособие. М.: Издательство МСХА, 1996.
  47. Н.Я., Агирбов Ю. И., Сорокин B.C. Тематический план и контрольные задания по экономике сельского хозяйства. М.: Издательство МСХА, 1996.
  48. Н.Я., Сорокин B.C. Сельскохозяйственные рынки. Учебное пособие. М.: МСХА, 1998.
  49. Ю.Б. Менеджмент в АПК. М.: Колос, 2000.
  50. А.В. Справочник по экономико-математическим моделям и методам. Киев: Техника, 1982 — 208 с.
  51. Н.И. Региональная политика в странах рыночной экономики: Учебное пособие. М: Экономика, 1998 — 172 с.
  52. Многоукладная аграрная экономика и российская деревня (середина 80-х 90-е годы XX столетия). Под ред Е. С. Строева. — М.: Колос, 2001.
  53. М.Х., Хедоури .Основы менеджмента.-М.: Дело, 1993
  54. В.И., Попцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой. М.: Информагробизнес, 1996.
  55. А.А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVII-XX вв.) М.: Энциклопедия российских деревень, 1995.
  56. С.А. Аграрный курс России (Мировоззрение реформаторов и практика аграрных реформ в социально-историческом, экономическом и философском контекстах). М.: Колос С, 2003 — 376 с.
  57. Проблемы развития региональных АПК. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. М.: Агропромиздат, 1987 -132 с.
  58. Пак Л. Т. Агропромышленные формирования и перспективы их развития в Кабардино-Балкарской АССР. Нальчик: Издательство «Эльбрус», 1983- 132 с. 61 .Петров А. Н. Стратегическое планирование.-М., 1993
  59. Н.А. Организация сельскохозяйственного производства. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2000 -352 с.
  60. Н.А. Управление агропромышленным производством. М.: Колос, 2001 -296 с.
  61. А.В. Специфика сельского хозяйства и современная аграрная реформа в России. М., 1995.
  62. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства. Учебник. -М., 1999.
  63. Региональная экономика: Учебное пособие для вузов. Под редакцией Т. П. Морозовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995 — 304 с.
  64. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М.: Финансы и статистика, 1993 — 293 с.
  65. Совершенствование организации и эффективность управления производственным комплексом. Свердловск: Урал, университет, 1980 -43 с.
  66. Целевая программа «Развитие сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на 2002−2006 годы».3. Периодические издания
  67. С., Ястребова JI. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации. // Вопросы экономики. № 5, 2001.
  68. К. Выбор стратегии развития народного хозяйства. Российский экономический журнал. № 2, 2001.
  69. М. Вывести АПК из кризиса. // Сельское строительство. № 9, 2003.
  70. Ф., Баксанов И. Инженерной сфере АПК государственнуюподдержку. // Экономика сельского хозяйства России. № 12, 2002.
  71. Ф., Баксанов И. Восстановить технический потенциал агропредприятия. // Экономика сельского хозяйства России. № 11, 2002.
  72. И.В. Техническое перевооружение АПК: проблемы и пути их решения. // Тракторы и сельскохозяйственные машины. № 4, 2002.
  73. Аграрный сектор России в 2001 году. //Экономика сельского хозяйства России. № 2, 2002.
  74. Аграрные лидеры России. // Виноград и. вино России. № 6, 2000.
  75. Алтутов А, Читашвили Е. Система экономико-математических моделей по прогнозированию развития регионального АПК. // АПК: экономика, управление. № 7, 1999.
  76. Адамеску А, Кистанов В., Кистанова Н., Копылов Н. К изучению региональной экономики. // 7Российский экономический журнал. № 3, 2000.
  77. В.А. Методологические аспекты формирования стратегии развития агропромышленного комплекса. // Известия ТСХА. № 2, 2005.
  78. В. Передовые технологии агропроизводству. // Экономика сельского хозяйства России. № 4, 2005.
  79. А.Е. Размеры агропредприятий и эффективность производства. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 11,2004.
  80. Г. Х. Некоторые особенности агропромышленной интеграции в Кабардино-Балкарии. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 8, 2004.
  81. М.С., Костин В. Д. О контроле за передачей и освоением результатов научно-технической деятельности в агропромышленном производстве. // Достижения науки и техники АПК. № 3, 2004.
  82. И.Н., Попова Е. А. Развитие интеграционных процессов в АПК. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.12, 2003.
  83. Г. Х. Управление региональным АПК. // Экономика с/х России. № 12,2003.
  84. Г. Х. Проблемы управления региональными АПК в условиях рынка. Международный сельскохозяйственный журнал. № 5, 2003.
  85. Г. А. Развитие интеграционных процессов в АПК на основе трансформации собственности. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 2, 2003.
  86. В. Об информационном обеспечении систем управления в АПК. // Экономика сельскохозяйственных России. № 12, 2000.
  87. Г. Проблемы хозяйственного управления АПК. // АПК: экономика, управление. № 7, 1999.
  88. И. Совершенствование социально-экономических отношений районного АПК. // АПК: экономика, управление. № 3, 1999.
  89. В. Прогноз регионального развития сельского хозяйства России. // Российский экономический журнал. № 1, 2001.
  90. С., Варламов А. Развитие земельных отношений и землеустроительной науки в России. // АПК: экономика, управление. № 7, 2004.
  91. Д., Самойлов С. Земельно-оценочные работы основа экономического регулирования земельных отношений. // АПК: экономика, управление. № 3, 2002.
  92. А.В. Приоритеты аграрной политики и перспективы развития крупных сельскохозяйственных предприятий России. // Информационный бюллетень. № 4, № 5, 2001.
  93. А. Укреплять экономику агропроизводства. Экономика сельской. хозяйства России. № 5, 2005.
  94. В.А. Стратегия развития регионального АПК (на примере Пензенской области). // Экономика сельскохозяйственных иперерабатывающих предприятий. № 2, 2005.
  95. А. Задачи государственного управления российским агрокомплексом. АПК: экономика, управление. № 1, 2005.
  96. Т., Грудкин А. Становление корпоративного управления в АПК. // АПК: экономика, управление. № 11, 2003.
  97. ЮО.Самородский В., Самородский С. // Экономика сельского хозяйства России. № 2, 2003.
  98. А.В. Лидеры российского агробизнеса. № 1, 2003.
  99. Ю4.Денин Н. Агропроизводство и социальная инфраструктура единый хозяйственный комплекс. // Экономика сельского хозяйства России. № 10, 2003.
  100. Е. Управление конкурентоспособностью агропродукции. // Экономика сельского хозяйства России. № 4, 2003.
  101. Юб.Денин Н., Герасимова Г. Совершенствовать экономическое регулирование агропромышленного производства. // АПК: экономика, управление. № 2, 2003.
  102. ПО.Злобин Е. Понятие и содержание рыночной структуры регионального АПК.// АПК: экономика, управление. № 7, 1996.111 .Крюков А. Ф. Управление прогнозированием в агрообъединениях. // Зерновое хозяйство. № 6, 2005.
  103. Н. Аграрно-промышленный диспаритет. Агробизнес. № 8, 2005.
  104. М.Ю. Возможные сценарии развития АПК России. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 6, 2005.
  105. М.Краснощеков Н. Этапы технологической реформы в агропроизводстве России и экономическая эффективность преобразований. // АПК: экономика, управление. № 5, 2005.
  106. В.П. Основные направления политики развития АПК. // Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья. № 7, 2003.
  107. Пб.Миронов С. Аграрному сектору экономики всестороннюю государственную поддержку. // Экономика сельского хозяйства России. № 10,2005.
  108. Модернизировать принципы аграрной политики. // АПК: экономика, управление. № 8, 2005.
  109. Н., Токумаева Л, Хорькин А. Конкурентоспособность агропромышленного производства в системе обеспечения продовольственной безопасности. // Международный сельскохозяйственный журнал. № 2, 2005.
  110. Макоева H. J1., Боготов Х. Л. Предпосылки развития регионального АПК. // Аграрная наука. № 12, 2004.
  111. А. Материальное стимулирование и социальные условия труда на селе. // АПК: экономика, управление. № 9, 2004.
  112. В.В. Новое направление аграрных реформ в России. // Информационный бюллетень. № 10, 2001.
  113. Мустафин Д-М. Совершенствование организации управления сельскохозяйственным производством в районе. // Экономикасельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 12, 2001.
  114. М. Стратегия устойчивого развития агропромышленного комплекса. // АПК: экономика, управление. № 9, 2004.
  115. А. Управление стратегическим планированием. // АПК: экономика, управление. № 6, 2005.
  116. Х.М., Рахаев Б. М., Плотников А. Оценка устойчивости траектории экономического роста в сельском хозяйстве. // АПК: экономика, управление. № 10, 2005.
  117. Стратегические приоритеты агропромышленного комплекса. // Комбикорма. № 5, 2005.
  118. В.М. Математическое моделирование в экономике АПК. // Пищевая промышленность. № 10, 2004.
  119. А.Н., Усенко J1.H. Подпрограмма развития АПК СевероКавказского региона и механизм ее реализации. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 6, 2001.
  120. Н.Т., Панина Н.А.Критерии и покакзатели оценки эффективности использования ресурсов в сельском хозяйстве. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 7, 2005.
  121. И.Г. Перспективы развития АПК России и его роль в удвоении ВВП. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. № 5, 2005.
Заполнить форму текущей работой