Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разрушение советской государственной системы отрицательно сказалось на положении образования в обществе, тотальное обнищание большинства людей, потерявших государственную поддержку, повлекло за собой отток учащихся из школы. В школах моральные принципы учащихся формируются на основе случайных впечатлений, вследствие чего не всегда оказываются адекватными общественно заданным, наблюдаются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • I. С)ШНОС1Ь Л> UBI1UII К).П,|)ры
    • 2. Формирование (уховных потребностей у младших школьников
    • 3. Осешиские народные традиции как содер/Ка!ельная основа формировании духовной Kj.ii.iyры младших шко п. ников
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСЕТИНСКИХ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ
    • 1. Сокржание и оришп. шия воспитании духовное! и у младших школьников
    • 2. Меюдм формировании духовной культуры у младших школьников

Формирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Акгуальность. Демократизация и гуманизация российского образования определили необходимость перехода к новому этапу его развития, одним из главных направлений которого являйся признание ценностей традиционной культуры в процессе формирования личности ребенка. Современный этап развития человечества характеризуется множеством проблем, разрешение которых невозможно в рамках сложившихся стереотипов мышления, при сохранении существующих ориентиров и ценностей в обществе.

Одной из причин сложившегося положения является технократический характер современной цивилизации и ориентация человека главным образом на материальные факторы существования. Духовное начало в человеке, будучи оюдвинутым, на периферию, заявляет о себе ощущением неудовлетворенности, бессмысленности жизни. Между тем духовность — единственная опора, которая поможет индивиду изжить глубокое заблуждение о том, что экономика, система производственных отношений есть основа общественной жизни.

Разрушение советской государственной системы отрицательно сказалось на положении образования в обществе, тотальное обнищание большинства людей, потерявших государственную поддержку, повлекло за собой отток учащихся из школы. В школах моральные принципы учащихся формируются на основе случайных впечатлений, вследствие чего не всегда оказываются адекватными общественно заданным, наблюдаются нарушения дисциплины, бездуховность: безразличное отношение к учебе, пессимизм, неверие в собственные силы, циничные оскорбления, агрессия. «Отсутствие духовности в школьной атмосфере не в неумении учителей (они делают поразительно много в наших трудных условиях), а в том, что в нашем российском доме нет согласия в ценностях, на которых нужно воспитывать молодежь. Возникает вопрос, — на каких духовных ценностях и в стремлении, к какому идеалу надо воспитывав подрастающее поколение? Здесь встает проблема соотношения российских ценности и общечеловеческих. Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшею окружения. В ст. 29-й Конвенции о правах ребенка (1991) сказано, что воспи1ание должно быть направлено на «уважение к родителям ребенка, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собс1 венной» (Н.Д.Никандров. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998 № 4, с. 3−8).

В сложившихся условиях необходимо оперативно ответить на запросы практики воспитания научно обоснованными рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование здоровой духовности учащихся. Содержательной базой такого воспитания могут быть народные традиционные культуры, народная педагогика. В период переживаемого страной кризиса, когда необходимо противостоять навязыванию американо-европейского обрат жизни, потоку нсевдокультуры, школа должна иметь в резерве научно обоснованную систему воспитания, которая бы восстанавливала историческую память народа, его культуру, преемственность поколений.

Дальнейшее духовное развитие общества требует научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания. В свое время работы по нравственному воспитанию сосредотачивали внимание на проблемах классовой морали и их сравнении, патриотизме, интернационализме, сознательной дисциплине, коллективизму, идеологической борьбе, атеизму. Из сознания людей дол те время вытеснялись духовные ценности, отраженные в хри-с1ианской этике. Сегодня телевидение, доминирующий информационный канал школьников и другие СМИ проповедуют совершенно иные ценности. Практически трудно назвать канал, который облагораживающим образом воздействовал бы на психику людей, духовно возвышал их сознание. Не придается должное значение и тому, что в многонациональном и конфессиональном обществе патриотическое воспитание есть наиболее надежное противодействие разрушительным силам национализма. А ведь воспитательные возможности телевидения неисчерпаемы. Исследования ученых свидетельствуют, что более 85% детей после школы смотрят телевизор: к моменту окончания средней школы ребенок проводит 18 гыс. часов за просмотром телепередач и 13 тыс. за освоением школьной программы. Дети через СМИ и посредством телевидения наряду с расширением знаний, осуществлением причастности к мировой и отечественной культуре, праву, оказываются подверженными воздействию функций негативного свойства: моральному, правовому, духовному разложению.

Современная школа в тесном взаимодейс1вии с другими институтами воспитания призвана помочь подрастающему поколению осознать приоритетную роль духовных ценностей в самоопределении и реализации своих потенциальных возможностей. Путь сохранения духовной стойкости видится в том, чтобы развивать в каждом молодом человеке личность, воспитывать его криш-чески мыслящим, нравственно свободным, ответственным, с высоким художественно-эстетическим вкусом. В этих условиях разработка теоретических основ развжия духовной культуры младших школьников и соответственная на-учно-меюдическая обеспеченность школы помогут сформировать духовную культуру школьников, помогут привить гражданское сознание и национальное самосознание на основе традиций народного воспитания, противостоящих прагматизму и меркантилизму. Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал, что если мы не можем сами следить за воспитанием своих детей. То не будем мешать делать это простому народу. Для школьного образования в РСО-Алания особенно важны выявление и реализация воспитательных возможности народных традиций в духовном становлении учащихся, так как у осетин духовные ценности на протяжении многих столетий были основой их нравственной дея1ельности, смыслом существования.

Своевременно начатое воспитательное воздействие приводит к наибольшей результативности. Младший школьный возраст — период, когда ребенок начинает осознавать ценность духовных идеалов, когда у него появляются обязанности, позволяющие не только самоутверждаться как личности, ответственной за свои дела и поступки, но и быть примером для подражания. В го же время, они в сосюянии осознанно и творчески осваивать народную культуру, ее ценноеги, что позволяет воспитателю целенаправленно использовать этот культурный пласт в качестве эффективного средства формирования духовной культуры.

Следует отметить, что в осетинской этнопедагогике пока нет монографических работ, которые бы давали научно-методическую оснащенность практическому решению вопросов духовного воспитания младших школьников средствами осетинской традиционной культуры.

Однако в отечественной науке исследователи разных поколений пытались формулировать и изучать условия развития духовной личности. Подробно описаны типы духовности (восточный, античный, христианский и т. п.) — выделены и изучены конституанты (религия, миф, философия и т. п.) — установлена корреляция между духовными процессами и социально-политическими, экономическими, научно-техническими факторамиопределены этапы и стадии развития духовности как таковой (производство, потребление, генерализация, дифференциация, интеграция и т. п.).

Философская сторона проблемы формирования духовного человека нашла отражение в работах J1.II. Буевой, П. П. Гайденко, Г. А. Смирнова. Сущность и содержание средневековой духовности отражены в работе П.II. Гайденко и Г. А. Смирнова «Схоластическая философия».

В 90-е годы появились исследования, по-новому осмысливающие основы мироздания и утверждающие приоритет духовных начал в человеческом существовании. Это1 подход последовательно осуществлен в философских грудах М. К. Мамардашвили, в диссертационных исследованиях Фоминой З. В. «Проблема человеческой духовности: онтологические и аксиологические аспекты" — Гуляева A.A. «Проблема духовности в русской религиозной философии" — Семеновой O.A. «Гносеология духовного» и др.

Значительный вклад в теоретическую и историко-философскую разработку проблемы духовности внесли X. Ортега-и-Гассег, II. Тейяр де Шарден, Г. К. Честертон, Л. Швейцер, К. ЯсперС.

Т. Баффорд и К. Зган рассматривали философию воспитания духовности как способ передачи кулыурных ценностей от одной эпохи к другой. А. Брент,.

A. Харрис, JI. Кольберг связывали систему развития духовности с позитивистской меюдоло1 ией, в русле которой формируется направление «нового ¡-умани ша».

Отечественная педаю1ика всегда отводила важное место вопросу духовно-нравственного воспитания. В работе В. В. Зеньковското «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» представлен онтогенез духовноеiи личности ребенка от младшего школьника до юношеских jiei и зкепликация данного типа духовности.

Цель и содержание формирования духовного мира, кулыуры, потребностей личности определялись в работах А. Н. Радищева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, H.H. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, H.A. Добро-любовова, Л. Н. Толстого.

Вопрос «Воспитание и проблемы духовности» раскрывается в iрудах Б. Н. Познера, Э. А Захаровой, H.A. Лория, А. П. Ощегжовой, P.O. Рыкун,.

B.М. Лебедева, где понятие духовности рассматривается с разных позиций.

Огромна роль П. Д. Успенского и И. Т. Касавина в развитии способности личности к самопознанию, самосовершенствованию, в понимание мнотомерно-сти пространства духовной жизни.

Роль социального фактора в формировании духовных потребностей рассмотрены в работах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинскою и др.

В современной российской педагогике мы отметили ряд исследовательских работ, отражающих роль творчества в духовном развитии ребенка. Среди них работы H.A. Ветлугиной, H.A. Зимней, Б. Т. Лихачева, В. Г. Разумовского и других ученых. Для данного исследования принципиальное значение имеют также работы по проблемам формирования духовных ценностей школьников Т. Н. Каптан, A.A. Коростелевой, по ориентации школьников на духовно-значимые ценности А. Д. Солдатенкова, а также исследования нравственно-духовной ориентации школьников (Н.П. Болдырев, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, Г. Н. Волков, J1.A. Высогина, Д. М. Гришина, Р. Г. Гурова, В.М. Коро-тов. Б. Т. Лихачев. Л. И. Рувинский, М. И. Шилова. Н. Е. Щуркова и др.).

Вмес1е с гем педагогическая теория не дает исчерпывающею ответа на вопрос о путях разрешения очевидных противоречий между социальным заказом на инициативных, духовно — нравеiвенных, уверенных в себе людей, со сформированной творческой позицией, способных наделять смыслом и ценностью предметы «окружающего мира», с одной стороны, и неразвитой духовной культурой, слабо выраженной творческой направленное 1ью школьников, с другой стороны. В связи с данным противоречием особую значимость приоб-peiaior научные исследования культурно-исторических, духовно-национальных воспитательных традиций народа как содержательной основы формирования духовной личности.

Вопросы формирования личности в контексте национальной культуры ос-вегцаюгея в работах С. Б. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Д. Ж. Валеева, Л. В. Неретиной и других. В отечественной педагогике вопрос развигия школьников на материале национальных традиций получил освещение в педагогически исследованиях LLI.M. Арсалиева, Г. Н. Волкова, В. М. Григорьева, A.LLI. Гашимова, Б. А. Кадырова, Т. К. Петровой, Я. И. Ханбикова, А.Р. Хинти-бидзе, З.Б. I {аллаговой, И. А. Шорова и др.

При изучении проблемы духовного воспитания младших школьников на основе осетинских традиций особый интерес представляют труды осетинских мысли гелей, писателей, публицистов К. Л. Хетагурова, М. Туганова, И. Кану-кова, А. Гассиева, Г. Цаголова, Б. Каргиева и др.

Определенный вклад в решение вопросов изучения осетинской народной педагогики, воспитательных аспектов эгнокулыуры, разработки путей испольювания их в учебно-воспишельном процессе внесли ученые Республики Северная 0се1ия-ллания В. И. Абаев, Б. А. Калоев, A.M. Mai ометов, C.B. Уарзиати, А. Х. Хадикова, З. В. Канукова, Т. А. Гуриев, Х. Х. Хадиков, JI.K. Гоаиева, A.A. Хадарцева, Е. Е. Хашев, В. К. Кочисов, Б. А. Гахохов, С. Г. Ваниева, Т. Б. Кодшев, Э.С. Д^уцев, З. Б. Цаллагова, С. З. Габисова, К. В. Кулаев и др.

Вместе с тем, меры по решению проблем использования воспитательною потенциала народных традиций часто носят несистемный, нецеленаправленный xapaKiep. Проблема заключаем в наличии противоречий между необходимости) приобщения школьников к основам национальной кулыуры и недостаточной разработанностью подходов к решению задач духовною воспитания на основе народных традиций.

Стремление определить способы разрешения указанных противоречий обусловили проблему нашего исследования. В теоретическом плане это обоснование научного подхода к формированию духовной культуры младших школьников в условиях Республики Северная Осетия-Алания. В практическом плане) io определение содержания и методов формирования духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях. Таким образом, проблема данною исследования — в поиске путей эффективною использования народных традиций в процессе формирования духовной культуры младших школьников.

11оиск путей разрешения обозначенной проблемы определил выбор темы исследования: формирование духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях.

Объект исследования: формирование духовной культуры младших школьников.

Прсдме1 исследования: процесс формирования духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях.

Цель исследования: теорешчески разработать и практически апробирова1ь сисчему формирования духовной культуры учащихся начальной школы на основе осетинских народных фадиций.

В качеаве пшотезы исследования послужило предположение о том, что осетинские народные традиции, являясь мощным фактором формирования духовною стержня личности, передачи социального опыта, исторической памяти эшоса, способствуют эффективному формированию духовной кулыуры младших школьников при наличии следующих условий:

1. осетинские народные традиции должны органически включаться в содержание воспитательной деятельности начальной школы, образуя звено в целостной учебно-воспитательной системе;

2. этнический компонент содержания воспитания духовной культуры, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, должен быть нацелен на рашише и становление представлений о своей принадлежносш к этнокуль-1уре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

3. приобщение учащихся к этнокультурным традициям должно сочетаться с развшием способности младших школьников понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры, в качестве носителя духовных ценностей;

4. включение учащихся в разнообразные виды деятельности должно стать отправной точкой для деяшльностного освоения пространства народной культуры, привишя навыков высокодуховного поведения;

5. необходима специальная подготовка педагогических кадров к работе по формированию духовной культуры младших школьников на осетинских народных традициях, а 1акже использование межпредметных связей.

Задачи исследования:

1. Анализ специфики формирования духовной культуры младших школьников на народных традициях. Разрабо1ка теоретико-меюдологических подходов к процессу формирования духовной культуры учащихся начальной школы.

2. Выявление педагогических возможностей и путей использования осежн-ских народных фадиций в учебно-воспитательной работе начальной школы по формированию духовной культуры учащихся.

3. Определение педаго1 ических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовной культуры младших школьников через их приобщение к осетинским народным традициям.

Положения, выносимые на защигу:

1. Период обучения детей в начальной школе — время, наиболее целесообразное для формирования основ духовной культуры учащихся. Он является сущес1 венным базовым звеном в цепи духовного воспитания подрастающих поколений.

2. Осетинские народные традиции содержат в себе большой воспишгелыю-образовательный потенциал, органическое включение их в учебно-воспи1а1ельную работу начальной школы, — эффективное средство формирования духовной культуры учащихся.

3. Формирование духовной культуры младших школьников на осетинских этнокультурных традициях наиболее успешно при условии деятельност-ною использования духовною потенциала осетинских народных традиций в учебно-воспитательном процессе начальной школы, активном включении учащихся в творческую деятельность, а также при соответствующей иодю-товке учителя к осуществлению такой работы.

Методологической и теоретической основой исследования являе1ся совокупность научных концепций социально-исторической обусловленности воспи1а1ельною процесса, закономерностей творческой, духовно-практической деятельности как фактора формирования духовной культуры детей, принципы научной объективности, детерминизма, историзма.

Меюдологической основой являются ткже культурологические, ?еоре-1ИКо-меюдоло1 ичекие, педагогические исследования К. Н. Венцеля о воспит-нии личноеI и с точки зрения ее 1ворческот потенциалаВ.П. Вах1ерова о руководстве правеiвенным идеалом, включающий в себя понятие совершенства, оценки и целиД.С.Лихачева о духовной кулыуре личности, Kpacoie поведения, отношений личности с окружающей действительностью и искусавомличностно-ориешированной модели взаимодействия, в ко юрой ребенок рас-смафивается центральной фигурой воспитательного процесса, а также принципы синертешки, фуды в области методологии педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, B.C. Библер, В. В. Краевски й, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, Н. Д. Никандров и др.). В разрабопе педагогических условий формирования духовной культуры младших школьников оказались полезными диссертационные исследования Я. Д. Григоровича, Л. Н. Разуваевой, Э. М. Горюхиной, Л. Н. Филатовой и др.

В современной отечественной педагогике сущность духовно — нравственного воспитания, ею содержание и формы раскрьпы в трудах Е. В. Бондаревской, Г. Н. Волкова, Т. Е. Конникова, Б. Т. Лихачева, Н.Д. Никанд-рова, Г. И. Щукинао роли духовных потребностей в нравственном воспитании личности творится в работах О. С. Богдановой, И. С. Марьенко, Е. Ф. Харламова, А. И. Шемшуриной, М. Е. Щурковой и др.

Для решения поставленных задач и в процессе исследования были применены меюды теоретическою моделирования, анкетирования, и*учения продуктов творческой деятельности, педагогического эксперимента. Исследование сущности духовности и духовной культуры осуществлялись на основе метода включенною наблюдения, изучения особенностей воспитания детей в осетинской общине, проведения экспериментальных проб в виде опросов и тестирования. Динамику процесса формирования духовной культуры младших школьников позволил выявить метод сравнительного анализа результатов экспериментальной работы каждою этана трехгодичного цикла.

Работа над диссертацией охватывает период с 2001 по 2005 год.

1 этап (2001;2002 гг.) — сбор эмпирического материала и теоретический анализ проблемы, изучение философской, социологической, психолот ической и педагогической литературы по проблеме исследования, оиьпа работы школ по формированию духовной кулыур! I.

2 лап (2003;2004гг.) — проведение теоретического исследования по выявлению возможностей использования народных традиций как средства формирования духовной культуры младших школьников.

3 этап (2004;2005гг.) — опьпно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников духовной культуры, рафабожа научно-методических рекомендаций по проблемаI ике исследования, оформление диссертации.

Решение исследовательских задач осуществлялось на базе следующих образовательно-воспи1агельных учреждений:

Новизна исследования заключается в:

— выявлении специфики формирования духовной культуры младших школьников в процессе их приобщения к осетинским народным традициям.

— выявлении воспитательного потенциала осетинских народных фадиций в формировании духовной кулыуры младшего школьника в процессе привития ему нравеI венных представлений и норм;

— определении педаю! ических условий, обеспечивающих эффекжвноегь формирования духовной культуры младших школьников через их приобщение к фадициям родного народа, когда организуется «проживание» детей в пространс1ве этнокультуры.

Теорешческая значимость исследования.

Полученные в ходе проведенной работы резулыаш погволя1 осуществить аналогичный подход к духовному воспитанию учащихся в процессе их приобщения к ценностям морали и культуры других Э1 носоврезультаты рабо-1Ы соствят основу для обобщающих научных трудов по сравнительной педа-тгике и этнопедагогике в области осмысления роли эпических традиций в духовном становлении подрастающих поколений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и апробированы методические рекомендации, нацеленные на совершен-спювание учебно-воспитательного процесса в направлении приобщения младших школьников к духовным ценнос1ям народной культуры. Пракшчески значимым является авторский курс «Воспитание младших школьников на осетинских народных традициях», способы ею введения в содержание учебно-воспитательной рабо1ы начальной школы, а также разработанные конкре1ные рекомендации, интерактивные процедуры (¡-рениши, ролевые игры), направленные на развитие духовности младшего школьника, корректировку их отношений друге другом, педа101 ами, детей и родителями.

Достоверное 1Ь и обоснованное! ь результатов исследования обеспечивается применением исследовательских методов, адеквашых предмету, объему, задачам исследования, валидность который сттисшчески вернарепрезентативностью исследуемой выборки, получаемых на основе анализа ор1ани-зации воспитательного процесса в разных типах обраювагельных учрежденийподтверждением гипотезы исследования.

Апробация концепгуальных положений исследования осущес1влялась в ходе выступлений автора на конференциях, посвященных современным проблемам воспитания и образования, путем публикации программно-методических материалов исследования.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом, подтвердив исходную гипотезу, проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что формирование духовной культуры, не есть нечто данное и окончательное, это постоянный духовный целостный процесс, не имеющий четких временных границ, направленный на развитие способности любить, верить, бьпь совестливымстремления к самовоспитанию и самосовершенствованию, нравственно-эстетическому отношению к другому и самому себе.

Анализ работ, посвященных формированию духовной культуры детей младшего школьного возраста подтверждает, что недостаточное внимание к нравственному воспитанию младших школьников, ведет к бездуховности, нравственной неразвитости. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта выявляет актуальность духовного воспитания, направленного на формирование гуманных качеств личности. Основным путем формирования духовного стержня личности является определение содержательной основы учебно-воспитательного процесса, ориентация начального образования на активизацию деятельностных форм учебы, компетентность педагога. Системный подход к процессу духовного воспитания обусловлен его специфичностью и заключается в длительности, двусторонно-сти, непрерывности педагогических влияний наличность школьника.

Поиск оптимальных средств и форм духовного воспитания младших школьников показал результативность формирования нравственною сознания на основе осетинских народных традиций, объективно богатых духовными ценностями. Выбор осетинских традиций в качестве содержательной основы проведения такой работы не предполагает национальной ограниченности, гак как декларируемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям. Общечеловеческие и этнические ценности родственны благодаря адекватности национальных идеалов, идей, типологической близости этнических культур разных народов. Именно такая близость позволяет на каждом занятии, при изучении любой из тем обращаться к диало1у культур, проведению инонациональных аналогий.

Практическая апробация теоретических положений показала, чго формирование духовной культуры не только пестует духовный стержень личности, но и приводит к выработке этнического сознания, этнической идентичности. Методически правильно проводимая работа, помимо изучения национальной культурной среды, этнотрадиций, предусматривает проведение сравнительно-сопоставительных аналогий, формирование потребности в диалоге культур. Такая работа предполатает необходимость погружения учащихся в мир народных традиций через краеведческий материал, фольклор, юпонимию, топографию, празднично-игровую культуру.

Поиск способов введения обозначенного материала в учебно-воспитательный процесс подвел к созданию факультативного курса «Духовный мир осетинской семьи», призванного решить задачи формирования духовных ориентиров школьников. Экспериментальная работа показала плодотворность таких форм духовного развития как: духовное просвещение- (факультативный курс, классные часы, осуществление межпредметных связей и кд.) — включенность в духовно-практическую деятельность (сбор этнографического материала, проведение самостоятельных творческих работ, подготовка и проведение классных мероприятий и т. д.) — личный пример взрослого (учителя, родителя, воспитателя). Плодотворность данных форм духовною развития подкреплялась и расширялась за счет воздействия духовного поля семьи и средств массовой информации (тематические передачи местного телевидения и радио).

В ходе эксперимента наряду с проведением занятий факультативного курса «Духовный мир осетинской семьи» шла работа над освоением этнокультурных знаний, составляющих содержательную основу модели духовного развития личности младшего школьника на классных часах и внеклассных мероприятиях. Вместе с тем проводились письменные работы творческого характера на уроках русского и родного языков и литератур, на уроках рисования учащиеся 1акже обращались к творческому самовыражению посредством рисунка, на уроках труда илотавливались народно-промысловые предметы, го-iовились обрядовые блюда и выпечка, детьми приводились записи фольклорных текстов и описание функционирования традиций и обычаев, рассказываемых по их просьбе бабушками и дедушками.

Вместе с 1ем, проведенное исслдование доказательно подтверждает, что успешно используемые в процессе учебно-воспитательной работы дактические методы: беседа, рассказ, иллюстрация, игра, импровизация, моделирование народных обрядов и праздников, — способствуют формированию устойчивого интереса у учащихся к освоению духовных ценностей, созданию атмосферы этнической среды, естественному усвоению осетинских народный традиций.

Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от подготовки педагога к работе с данным пластом народной кулыуры, от степени его общекультурной грамотное iи, желания использовать в своей педагогической деятельности воспитательный потенциал народных традиций.

Таким обраюм, осетинские народные традиции, воплощающие мудрость и носа, являются действенным фактором духовного воспитания младших школьников. Наиболее эффективен этот процесс, если традиции изучаются как специальный учебный материал, если его содержание моделирует проживание народных традиций и подчинено принципу адекватности всеобщим духовным ценностям, принципу диалога культур. Эффективноеi и процесса способствует также методическое оснащение учебного процесса, широкое использование игровых видов учебной деятельности, отслеживание межпредметных связей, специальная подготовка учителя.

Полученные в ходе исследования результаты подчеркивают актуальность исследуемой темы, дают основание считать, что в осетинской этнопедаго1 ике выявлена специфика нравственного воспитания младших школьников на основе народных традиций, обосновано учебное содержание и педагогические условия такого воспшания.

Результаты данного исследования могут быть использованы учигелями-пракжками, организаторами учебно-воспитательной работы, они могут быть внедрены в учебную систему повышения квалификации учителей, в практику профессионально-педаго! ической подютовки студентов.

Формирование содержания факультативного курса «Духовный мир осетинской семьи», нацеленного на привитие духовных ценностей подтвердил, чю духовные идеалы осетинской традиционной культуры созвучны общечеловеческим нравственным ценностям, они одновременно и национальны и интернациональны. Это способствовало проведению на всех этапах работы с младшими школьниками обращаться к диалогу культур, приводить примеры и аналогии из культурного наследия разных этносов.

Практика подтвердила эффективность духовного формирования школьников через приобщение к традициям родного народа как носителю гуманистических, духовно-нравственных, эстетических, трудовых и семейных идеалов. Духовные традиции — тот феномен, в котором равноправно сосущее г вует то общее, что объединяет различные нации, народы, этносы, и го специфическое, что ха-рактери зует национальный характер, самосознание и самобытность каждого народа.

Результатом опытно-экспериментальною исследования явился качественный и количественный анализ, приведены факты и статистика, которые подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы диссертационного исследования. Доказано, что изучение осетинских народных традиций младшими школьниками, мноюобразная внеклассная деятельность, способствуя осознанию себя носителем традиционной культуры, обеспечивают учащимся духовное развитие, формирует в поступках проявление безусловной любви к окружающим и близким, внушает веру в людей, совестливость.

Подтвердив выдвинутую гипотезу, проведенное исследование, вместе с тем, показало и невозможность полного прогнозирования уровня духовной кулыуры младших школьников, что связано, как с индивидуальными особенностями развития конкретной личности, ее творческими способностями и дарованиями, так и стремительной изменчивостью внешней социальной среды, что актуализирует для будущих исследователей проблемы изучение динамики развития духовной культуры человека от рождения до юношества, а также роль содержания образования в формировании духовной кулыуры личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. И. Дохристианская религия алан. М., 1960.
  2. В.И. Осетинский язык и фольклор. М.-Л., 1949. Т. 1.
  3. В.И. Избранные труды. Владикавказ, 1995.
  4. В.И. Иегорико-этимологический словарь осетинского языка. Т.1−5. М., 1959−1998
  5. З.В. Осетинские пословицы и поговорки. Цхинвали, 1962.
  6. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М.: Педагогика. 1997
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  8. Д.А. Роза мира. М., 1991.
  9. Ю. А. Откровенный разговор, или Беседы о жизни с сыном -старшеклассником на пределе возможной откровенности М.: Просвещение 1990 г.
  10. Ю.Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  11. П.Анисимов, СФ. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М.: Знание 1981 г.
  12. С.Ф. Роль нравственного просвещения в духовном формировании личности. М., 1981.
  13. Античные мыслители об искусстве. М.: Мысль, 1992.
  14. Антология мировой философии. В 4-х т. М., 1980.
  15. Ю.Д. Конфедерация народов Кавказа. // Северный Кавказ: эт-нополитические и этнокультурные процессы в 20 веке. М., 1996. С. 183 200.
  16. Аристотель. Соч.: в 4-х т. М., 1983
  17. А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. культуры и общечеловеческие ценности, 1993.
  18. Л.М. Моральные ценности и современность // Вопросы философии. 1987. -№ 11 — с. 88−93
  19. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  20. Абрамян B.11. Общепсихологические основы художественного творчества. М.: МП «Информполиграф», 1994.
  21. Бах1Ин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986
  22. М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1998.
  23. В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей // Избр. пед. Соч. М.: Педагогика, 1985. — с. 17−19.
  24. А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX—XXI вв.еков. Авгореф. на соиск. д.пед.наук. Пятигорск, 2003.
  25. A.A. Психологическая антропология: История и теория. М.: Институт л нологии и антропологии РАН, 1993.
  26. Е.П. О национально-государственном образовании в России.// Педагогика. 1998, № 3 С. 30−35.
  27. Д.А. Основы личногтно-ориентированной педагогики. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  28. Бердяев I I.A. Судьба России. М., 1990
  29. С.В. Школа диалога культур. Основы программы. Кемерово, 1992.
  30. П.П. Задачи и методы новой народной школы. Избр. Педаго-i ические и психолот ические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979.31 .Бодалев A.A. Личность и общество. М., 1983.
  31. О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.
  32. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  33. H.A. Русская идея. Осчовные проблемы русской мысли 19 и начала 20 века // О России и русской философской культуре.
  34. H.A. Смысл культуры. J1., 1990.
  35. Е.В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника. М.: Педагогика. 2000.
  36. Ю. Б. Эстетика M. 11оли i и *дат, 1988
  37. Дж. Психология познания. М., 1977.
  38. Л.П. Человек: деятельноеi ь и общение. М.: Мысль, 1978.
  39. Ване1и 3. Индивидуализм и коллективизм в родовом быту осетин. Владикавказ, 1926.
  40. М. Взгляд на кавказских юрцев//Сын Отечества, 1837. СПб.
  41. Г. А. В горах Осетии // Терские ведомости. 1900, № 48.
  42. Г. Н. Этнопедаюгика чувашского народа. Чебоксары 1966. С. 47.
  43. Г. И. Нравственное воспитание учащихся 4−8 классов в сельской национальной школе. M.: 1986.
  44. Вол ков Г. Н. Обыкновенное дело педа1 oi а. Чебоксары. 1993.
  45. Г. Н. Коменский и Я. И Яковлев // Учен. зап. учв. НИИ. Вып.21 с. 128−141.
  46. Вопросы самоопределения личности и ее активносш: Межвузовский сборник научных трудов. Уфа БГПИ 1985.
  47. Л.С. Собр. соч. в 6-ти т.-М.: Педагогика. 1982−1984.
  48. З.Д. Семейная община у осетин // Изв. ЮОНИИ. Вып. XV. 1969.
  49. З.Д. Очерки по этнографии осетин. Тбилиси, 1974.
  50. P.M., Арчегова O.P. Сполохи мыслей со ступеней времени. Владикавказ, 1996.
  51. М.К. Селение Хрисжановское в фактах жизни // Известия ОСНИИК, Владикавказ, 1925. Вып. 1.
  52. A.A. Нечто о положении женщины у горцев-мусульман // Тифлисский вестник, 1887, № 30.
  53. . Этнографические очерки //Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ), 1976. Т. 9. С. 21.
  54. Гегель Г. В.Ф Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука. М.: Мысль, 1974.
  55. Г. В. Ф. Наука логики в 3-х т. Т. 3. М.: Мысль. М., 1997.
  56. Гегель Г. В. Ф. Философия духа // Энциклопедия философских наук. М., 1999. с. 6−9.
  57. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и его воспигании. -М&bdquo- 1938. 2-е изд., 1998.
  58. Гедеон (митрополит) История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России. Москва-Пятигорск 1992 г.
  59. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Соч. М., 1979.
  60. А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Роттен-берг. М.: Педагогика, 1956.
  61. Х.В., Басаева Т. З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994.
  62. Х.В., Смирнова Я. С. Семейные обряды осетин. Владикавказ, 1990.
  63. П. А. Эстетическая потребность. М., Мысль. 1990
  64. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  65. H.A. Органическсз развитие человека в связи с ею умственной и нравственной деятельностью // Полн. собр. соч. в 6-ти томах. М. 1953.
  66. Ф.М. ПСС в 30-ти томах. Дневник писателя. 1873. J1.: Наука.-1983.-Т.21.
  67. И.В. Формирование личности старшеклассника. М., 1999.
  68. . Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
  69. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. J1., 1985.71.3еньковский В. В. Основы христианской философии. Париж, 1964. -Т. 2.72.3сньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Школа-пресс, 1996.
  70. Л.Ю. Ценностные ориентации старшеклассников в сфере личного потребления (социолого-педагогический аспект): Автореф. Дисс.канд.пед.наук. М., 1991.
  71. Э.В. Об идолах и идеалах. М., 1988.
  72. И.А. Путь к очевидности. М., 1998.
  73. М.С. Мир общения. М., 1988.
  74. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.
  75. .А. Осешнские историко-этнографические очерки. М., 1999
  76. .А. Осетины. М., 2004.
  77. И. Соч. в 6-ти юмах. М., 1968. — Т.З.81 .Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. — с. 448.
  78. И. Критика практического разума: в 6-ти томах. М., 1965. -Т.4.
  79. А. С. Нравственно-эстетическое формирование личности. М.: Знание 1981 г.
  80. Д. Как приобретать друзей и оказывать влияния на людей. К., 1989.
  81. К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990 г.
  82. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968.
  83. Г. Н. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга- Вып. 2. Под ред. О. Г. Кукосяна и др. Краснодар, 1978.
  84. Г. Н. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга- Вып. 2. Под ред. О. Г. Кукосяна и др. Краснодар, 1978.
  85. А.Г. 11сихология личности. 3-е изд. М., 1970.
  86. М.М. Современный обычай и древний закон. М., 1886.
  87. Коган J1.C. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
  88. Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955.
  89. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1998.
  90. Кон И.С. Псих0л01ия ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
  91. В.М. Общая методика учебно-воспитательною процесса. М.: Просвещение, 1988.
  92. В.М. Введение в педаг.)гику. М., 1999.
  93. М.О. Обычай возвращения домой // КСИЭ. М., 1946.
  94. М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1961.
  95. М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
  96. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.
  97. Р.Л. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.
  98. Крупская Н К. О задачах художественною воспитания. Пед. соч. М.: АГ1Н РСФСР, 1959.-Т. 3.
  99. В. П. Проблема способностей в психологии. М., Знание. 1988 г.
  100. В. Ф. Психология обучения и воспитания школьника. М. 1996 г.
  101. и. А. История религий. Очерки: В 2 т. М.: Мысль 1998 г.
  102. К.Д. Матриархат в Осегии. Орджоникидзе, 1935.
  103. Т. М. Воспитание нравственности. Минск. Народная света, 1983 г.
  104. В.Н. Диагностика кармы. Санкт-Пегербург. 2001 г.
  105. П.Ф. Проблемы общины в трудах М.М. Ковалевского // Вопросы истории, 1955. № 9. С. 112.110. Леви В.Л.ЯиМы.М., 1969.
  106. Ф.И. Адаты Кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северною и Восточною Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 1. Т. 1. С. 276.
  107. A.A. Педагог ическое общение. М., 1979.
  108. A.A. Психология общения. Тарту, 1974.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  110. .Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности: Дисс. докт. пед. наук. 1969.
  111. .Т. Общие проблемы воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.
  112. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985.
  113. .Т. Философия воспитания. М: Прометей, 1995
  114. .Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань:. 1999 г.
  115. Д. С. 11исьма о добром и прекрасном. Иркутск, 1989 г.
  116. Д.С. Русская культураб наследие прошлого и реальная сила сегодня // Семья. 1988. — № 24. — с 14−19.
  117. Д.С. Прошлое будущему: Статьи и очерки. — Л., 1985.
  118. .Ф. Проблема общения в психологии// Проблема общения в психологии/ Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1991.
  119. А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.
  120. А.Ф. Философия. Мифолог ия. Культура. М., 1991
  121. И.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  122. А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе, 1974.
  123. А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.
  124. A.C. Воспи гание гражданина. М.: 11росвещение., 1968.
  125. MapibiHOB A.C. Исповедимый путь. М., 1995.
  126. И.С. Нравственное становление личности школьника. М. Педагогика 1985 г.
  127. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой и А. И. Донцова. М., 1981.
  128. В.Ф. В горах Осетии // Русская мысль, 1881. Кн. 9.
  129. М.А. Материалы для антропологии Осетии. Одесса, 1916.
  130. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой- Отв. ред. Г. Н. Филонов.-М.: Педагогика, 1989.
  131. А. Социодинамика культуры. М., 1973.
  132. М. Опыты: в 3-х томах М., Л. 1958.138.
  133. Мухина В С. Проблемы генезиса личности: Учебное пособие к спец. курсу.-М.: Изд. МГПИ, 1998.
  134. В.Н. Психология отношений. Избр. психологич. тр. / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО, 1998.
  135. . Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  136. Н.Д. Гражданственность и принципиальность основа согласия // Пед. вестник, 1998, № 1. — С. 2- 3.
  137. Н.Д. На пути к гуманистической педагогике // Сов. Педагогика- 1990, № 9. с. 41−47.
  138. Н.Д. Да не прервется связь времен: Размышления на пороге грегьего тысячелетия // Нач. школа, 2000 г., № 4 с. 21−24.
  139. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысяче-легий. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  140. Н.Д. Подлинные и мнимые ценности // Воспитание школьников.-2000. № 5.-с. 2−3.
  141. Н.Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и переходящее//Нар. обр., № 2, 2001 г.-С. 178−182.
  142. .О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М., 1976.
  143. Ф. Так говорил Зарагустра. (Книга для всех и ни для кого). М., 1990.
  144. Осетинские народные изречения. М., 1973.
  145. Осегины во 2 половине XVIII века по наблюдениям пугешествен-ника Штедера. Орджоникидзе, 1940.
  146. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.)/Сост. Б. А. Калоев. Орджоникидзе, 1967.
  147. Осетия во второй половине XVIII века по наблюдениям путешественника Штедера // Осетины глазами русских и зарубежных путешественников. Орджоникидзе, 1957
  148. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя. / Под ред. Н. А. Кушаевой. М.: Просвещение, 1986.
  149. . Этическая духовность // Человек и духовность. Рига, 1990.-с. 107−118.
  150. И.Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах/ Под ред. В. А. Роттенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. — Т. 2.156. 11сихология (Словарь). -2-е. М., 1990.
  151. A.B. Эстетическая культура личности. J1.: Знание, 1988.
  152. А.И. Педагогичен ое образование: Цель, задачи и содержание // Педагог ика. 1995. — № 4. — С. 59−63.
  153. Платон. Соч. в 3-х томах. М.: Мысль, 1972.
  154. К. К. Структура и развитие личности. Л. Наука. 1986
  155. Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова, A.B. Беляева, М. Коул.1. M., 1988.
  156. Я.A. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1999.
  157. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.
  158. Проблемы этнографии осетин. Владикавказ, 1979.
  159. A.C. Наедине с собой. М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  160. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 2001 г.
  161. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского: 11ИИ общей и педагогической психологии Академ, пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1995.
  162. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Просвещение, 1997.
  163. Е. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России. М., 1884.
  164. Пословицы и поговорки народов Северного Кавказа. Черкесск, 1998.
  165. В.Б. Этнология исследования осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1887. Т. 2. С. 141.
  166. В. Народное право осетин // ССК. Т. 1. С. 198.
  167. В.Б. Путешествия по ущельям Северной Осетии // ССКГ, Гифлис, 1872. Т. 2. С. 143.
  168. Е.Г. Родильные обычаи осетин // Советская этнография, 1937, № 4.
  169. В.А. Эстетический всеобуч. M., 1987.
  170. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  171. Л.И. Воспитание и самовоспитание воли у подростка:
  172. Дисс. канд. пед. наук. М., 1963.
  173. Руссо Ж-Ж. Пед. соч. в 2-х томах. М.: Педагогика, 1981.
  174. Рябов В.Ф. Haiu духовный мир. Л .г Лениздаг, 1987.
  175. Сазонов В. Г1. Воспитание на основе потребностей человека// Педагогика. 1993. -№ 2.-С. 28−32.
  176. Система эсгегического воспитания школьников // Под ред. С. А. Герасимова. М.: Педагогика, 1994. — 264 с.
  177. В.Б. Очерки истории горских народов. Орджоникидзе, 1972. С. 69.
  178. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1993.
  179. Я.С. Семья и семейный быт //Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. С. 195−210.
  180. Я.С. Обычай избегания у адыгейцев и их изживание в советскую эпоху // СЭ, 1961, № 2. С. 41.
  181. Я.С., Першиц А. И. Избегание: формационная оценка или «этический нейтралитет?» //Советская этнография, 1978. № 6.
  182. Я.С. Избегание и процесс ею отмирания у народов Северною Кавказа //Этнические и культурно-бытовые процессы у народов Кавказа. М., 1978.
  183. Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа //КЭС, М., 1976. С. 90.
  184. Я.С. Жизнь дореволюционной семьи. M., 1978.
  185. М., Снайдер Р. Ребенок как личность. М.: Смысл- Гармония, 1994.
  186. В. С. Духовные основы жизни / Под ред. Заикина. -СПб.: Ма-шк-пресс, 1995.
  187. . Этика Избранные произведения. М.: Государственное издательство полит, лит., 1957. Т. 1
  188. В.В. Самосознание личности. М., 1986.
  189. Структура и уровни эс1етического сознания у младших школьников: сб. научн. трудов / Редкол. Е. Крупник, В. Ф. Козьмин, Jl.11.11ечко. М. 1999 г. Сухомлинский В. А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1979.
  190. М.Г. Воспитние и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1982.
  191. М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. -1993 № 3.-с. 38−40.
  192. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
  193. .М. Избранные груды: В 2 т. М.: Педаг огика, 1985.
  194. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  195. JI.H. Детство, отрочесчво, юность. М.: Моск. раб., 1977.
  196. Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: Искусство, 1989.202. Токарев С. А. Сущносi ь и происхождение Mai ии / ТИЭ, № 51.
  197. В.К. Семья и семейный быт кресгьян Юго-Осетии в конце XIX начале XX вв. Автореферат диссертации. Тбилиси, 1965.
  198. В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии в конце XIX начале XX в. Тбилиси, 1963.
  199. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980.
  200. B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе, 1990.
  201. А.К. Духовная жизнь общества (Проблемы методологии исследования). М., 1980.
  202. П.Д. Психология возможностей человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1990.
  203. К. Д. Пед соч: 6-ти томов. / Предисл. В. Я. Струминского. -М.: Просвещение, 1969.
  204. Фейербах J1. Сущность христиане 1ва // Избр. философ, произ. СПб., 1907.
  205. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  206. Филонов 11.Г. Воспитание личности школьника. М.: Педагогика, 1985.
  207. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С. С. Аверинцев. М.: Сов. энцикл., 1989.
  208. Формирование личности школьника / Под. Ред. Дубровиной И. В. М: 1986
  209. B.C. Человек в поисках смыслах. М., 1990.
  210. С.А. Духовные основы общества. М, 1992.
  211. Фромм Эрих. Духовная сущность человека. Способность к добру и злу // Философские науки. 1990. — №№ 8,9.
  212. А.И. Основы этической культуры. М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1998.219. 188. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. -М.: Парсифаль (Изц-во московского центра вальдорфской педагогики), 1993.
  213. С.Т. Пед. соч. в 4-х томах, М.: Просвещение, 1964.
  214. Н.Е. Когда урок воспитывает: Нравственный аспект. М, 1981
  215. М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
  216. А. Г. Социология воспитания М. Политиздат. 1990 г.
  217. Е.Е. Эгноггедагог ика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000.
  218. А. Аланика мудрость народа: (Жемчужина и самоцветы народной философии). Владикавказ: Ирисгон. Кн. 2. 1999.
  219. К. JI. Быт горских осетин. Сгалинир, 1939.
  220. XeiarypoB К. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1960.
  221. X. Мотивация и деятельность. Т.2.М., 1990
  222. З.Б. Этнопедагоги, еская афористика. М., 1997.
  223. К.Э. Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
  224. Г. Ф. Обычаи при рождении ребенка // Очерки по этнолог ии Кавказа. Тифлис, 1913. 92−93.
  225. Дж. Свадьба у северных осетин // ССКГ. Вып. 4, 1870. С. 27−35.
  226. A.M. Религиозные обряды осетин и ингушей и их соплеменников при разных случаях // Кавказ, 1846, № 28.234. UJei рен A.M. Религиозные обряды осетин, ингушей и их соплеменников при разных случаях // ГШКОО. 1 т. Цхинвали, 1981. С. 51−63.
  227. A.A. Эстетическое воспитание подростков во внешкольных учреждениях: Дисс. канд. пед. наук. М., 1982.
  228. С.Т. Избранные педагогические произведения: В 2 т. М.: Просвещение, 1984.-218 с.
  229. В.Н. Этикет и культура общения: Учеб. пособие.-К., 1995.
  230. Духовная культура и духовное воспитание: Кн. для учителя / Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983.239. 200. Эстетическое воспитание в школе: Вопросы системного подхода / Под ред. Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1980.
  231. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1984. — 32 с.
  232. П. М. Эмоциональная жизнь школьника. Психологический очерк. М. просвещение 291с.
  233. П.М. Психология художественного творчесгва. М.: Знание, 1981.-46 с.
Заполнить форму текущей работой