Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса гражданского образования и воспитания учащихся старших классов. В исследовании выявлены резервы формирования гражданской позиции личности в рамках учебно-воспитательного процесса в школеразработка и реализация программы по формированию гражданской позиции создают предпосылки активного включения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
  • ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «гражданская позиция»
    • 1. 2. Анализ современной практики формирования гражданской позиции учащихся в зарубежном и российском образовании
    • 1. 3. Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданской позиции
  • Выводы по первой главе 7
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
    • II. 1. Характеристика программы формирования гражданской позиции средствами социального проектирования
    • II. 2 Обоснование методов изучения уровня сформированности гражданской позиции старшеклассников средствами социального проектирования
  • Выводы по второй главе 1
  • ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ
    • III. 1 Характеристика гражданской позиции учащихся старших классов до включения их в процесс социального проектирования
    • III. 2 Сравнительный анализ результатов полученных до и после внедрения экспериментальной программы по формированию гражданской позиции учащихся старших классов средствами 134социального проектирования
  • Выводы по третьей главе 1

Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Новые экономические, социальные, политические и идеологические реалии российского общества последних десятилетий открыли возможность каждому гражданину Российской Федерации стать полноправным субъектом государственной политики и правовых отношений, активным участником формирования основ государственной власти. В то же время новейшая история России показывает, что юридически грамотное поведение и позитивная инициатива каждого гражданина являются необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим все большее значение для российского общества приобретает уровень гражданской активности каждого человека. Все это актуализирует поиск принципиально новых подходов к организации педагогической работы с учащимися, направленной на подготовку и включение их в жизнь демократического государства и гражданского обществана приобретение ими собственного социального опыта, позволяющего на практике включаться в гражданско-правовые отношенияна становление информированных, ответственных и вовлеченных в общественную жизнь граждан с высоким уровнем гражданской позиции.

Гражданская позиция, будучи междисциплинарным понятием, в современной науке исследуется на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях.

На философском уровне раскрывается содержание понятия «гражданская позиция» и выявляются ее ценностные аспекты (О.А.Михалина, М. Мамардашвили, В.Н.Сагатовский), разрабатывается проблема социальной активности и оценивается ее значение для общественного становления личности (Л.М.Архангельский, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, К. О. Магомедов, С. Д. Ратник, Г. Л. Смирнов, Т. К. Чурилова, В. Н. Шепелев и др.).

На социологическом уровне исследуется, каким образом положение личности в обществе определяется системой ее прав и обязанностей, местом индивида в системе социальных отношений (Г.Г.Дилигенский, И. С. Кон, Ю.М.Резник).

На психологическом уровне (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, Т. С. Воропаева, М. Д. Лаптева,.

A.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Б. Д. Парыгин, С. Л. Рубинштейн и др.) рассматриваются различные аспекты целостной позиции личности, зависящие от специфики деятельности человека, осмысливаются предпосылки и основания ее гражданского становления, обосновываются механизмы формирования гражданской позиции.

Анализ педагогической литературы выявил, что в зависимости от того, как проблема формирования гражданской позиции вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения: раскрываются возможности гражданского образования в формировании гражданской позиции (Т.В.Болотина, Н. М. Воскресенская, Г. В. Карягина,.

B.П.Пахомов, И. В. Суколенов, Г. Т. Суколенова, И. Д. Фрумин, Н.И.ЭлиасбергМ.Бренсон, В. Крысяк, Л. Нельсон, М. Тейлор-Тома, Ч. Уайт, С. Шехтер и др.), обосновывается влияние социальных и политических условий на становление гражданина (А.В.Мудрик, В. А. Сластенин и др.), определяется взаимозависимость гражданской культуры и гражданской позиции личности (В.Крысяк, А.Ф.Шамич), раскрываются противоречия процесса развития гражданской позиции старшеклассников (Т.Н.Османкина), выделяются педагогические условия данного процесса (С.Н.Митросенко, Э. П. Стрельцова, И.Л.Судакова), доказывается возможность формирования гражданской позиции средствами рефлексии (Н.Ф.Крицкая).

Особо следует отметить исследования, определяющие пути формирования гражданской позиции школьников в процессе изучения общественно-политических дисциплин и предметов гуманитарного цикла (Н.Я.Мещерякова, В.И.Попов), приобщения к культурно-историческим ценностям региона (О.Н.Прокопец, И.В.Молодцова), в процессе трудовой подготовки (Т.Г.Веремеенко), в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны (И.Л.Судакова), в рамках деятельности общественной организации (О.В.Солодова, Л.Н.Щербакова), в тренингах и деловых играх (А.С.Прутченков).

Вместе с тем теоретический анализ показывает, что в педагогической литературе не найдено единого подхода к определению понятия «гражданская позиция" — вопрос о содержании процесса ее формирования находится в стадии разработкинедостаточно рассмотрены вопросы, связанные с определением способов и средств формирования гражданской позиции старшеклассников.

Анализ научной литературы, состояния педагогической практики позволил выявить существенное противоречие между потребностью общества в формировании гражданской позиции старшеклассников как активных участников политических и общественных процессов, происходящих в российском обществе, и недостаточной изученностью в педагогической науке способов и средств включения старшеклассников в деятельность по решению социально значимых проблем.

Стремление найти пути разрешения этих противоречий и определило проблему данного исследования. В теоретическом плане это обоснование содержания программы формирования гражданской позиции учащихся старших классов. В практическом плане — определение способов и средств формирования гражданской позиции в процессе социального проектирования.

Объект исследования — процесс формирования гражданской позиции учащихся старших классов.

Предмет исследования — формирование гражданской позиции как системы отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину.

Цель исследования — теоретическое и практическое обоснование программы формирования гражданской позиции учащихся старших классов.

Гипотеза исследования. Если гражданская позиция учащихся старших классов является интегративной системой отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности, то ее формирование будет успешным тогда, когда программа формирования гражданской позиции будет реализовываться посредством социального проектирования, обеспечивающего:

— включение учащихся старших классов в реальную деятельность по позитивному изменению социальной ситуации в активном взаимодействии с представителями власти, общественных организаций, с гражданами;

— целенаправленное создание ситуаций эмпатической направленности, позволяющих каждому учащемуся проявлять свое отношение к людям и социальным группам, нуждающимся в разрешении проблем политического, правового, социального характера;

— развитие способностей учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину;

— такое взаимодействие учителя с учащимися, в рамках которого учащийся проявляет максимальную самостоятельность, а учитель становится равноправным участником проектной группы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) определить содержание понятия «гражданская позиция»;

2) выявить показатели сформированности гражданской позиции учащихся;

3) сконструировать комплекс методов для определения уровней сформированности гражданской позиции учащихся;

4) определить результативность опытно-экспериментальной работы по формированию гражданской позиции у учащихся старших классов.

Методологической основой исследования являются экзистенциаль ный подход к проблемам развития личности, нашедший отражение в реализации субъектного подхода в педагогикефилософские, психологические, • педагогические концепции субъектной активности и деятельности личностиучение о рефлексивной природе сознания и мышления человека. Источниками исследования являются:

— деятельностный и системный подход в обучении и воспитании (К.А.Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. В. Брушлинский,.

B.В.Давыдов, М. С. Каган, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, П. И. Пидкасистый, С. Л. Рубинштейн Н.Ф.Талызина, Г. П. Щедровицкий, Г. И. Щукина и др.);

— психологическая теория отношений личности (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, С. Д. Дерябо, А. Ф. Лазурский, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев,.

C.Л.Рубинштейн, В. А. Ясвин и др.);

— основные положения методологии педагогики и методики исследования (О.С.Анисимов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. И. Кочетов, М. И. Скаткин, Э. Г. Юдин и др.);

— личностно-деятельностный подход к организации педагогического процесса, который предусматривает сочетание общественных и личных интересов (В.И.Андреев, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, Н. С. Дежникова, А. А. Кирсанов, А. Н. Леонтьев, В. М. Минияров, Г. В. Мухам етзянова, Л. И. Новикова, Т. В. Шуртакова и др.);

— основные идеи проектного обучения (Д.Дьюи, У. Х. Килпатрик,.

Э.Коллингс, М. В. Кларин, Н. А. Масюкова, А. В. Хуторской, Н. Г. Чанилова, И. Д. Чечель и др.);

— гуманистические идеи воспитания гражданина (О.С.Газман, И. П. Иванов, В. А. Караковский, В. А. Сухомлинский и др.);

— теория гражданского образования и воспитания (И.Ф.Ахметова, Т. В. Болотина, Н. М. Воскресенская, О. С. Газман, А. С. Гаязов, И. Г. Димова,.

Щ А. Н. Иоффе, И. В. Калиш, А. Ф. Никитин, В. П. Пахомов, Дж. Патрик,.

А.С.Прутченков, Я. В. Соколов, И. В. Суколенов, А. Н. Тубельский, И. Д. Фрумин, Ч. Уайт, С. Шехтер, М. А. Шкробова, Н. И. Элиасберг и др.).

Работа выполнялась на базе средних школ № 34, № 124 г. Самары, средней школы № 3 с. Кинель-Черкассы Самарской области. Проверка отдельных направлений исследования проводилась в ходе работы в оргкомитете Всероссийской Акции «Я — гражданин России» — рецензирования и отбора детских социально-образовательных проектов на Финал Всероссийской Акции, а также участия в организации и проведении Финала во Всероссийском Детском Центре «Орленок» (Краснодарский край). Всего исследованием был охвачен 340 учащихся старших классов.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: 1) анализ философско-социологической и психолого-педагогической литературы, концептуальный анализ проведенных ранее исследований- 2) эмпирический метод наблюдения (нейтральное и включенное) — 3) методы опроса: анкетирование, метод «Незаконченное предложение», самохарактеристика- 4) экспериментальные методы: естественный эксперимент- 5) статистические методы исследования: статистическое процентное соотношение, параметрический t-критерий Стыодента.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось на базе МОУ средних школ №№ 34, 124 г. Самары: средней школы № 3 с. Кинель-Черкассы Самарской области. Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (2000 — 2002 гг.). Изучение теоретического материала, его систематизация, выявление основных подходов к формированию гражданской позиции в современном гражданском образовании, анализ практики работы школ по гражданскому образованию. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, сформулированы цель, объект, предмет исследования, определены рабочая гипотеза и задачи, составлен план диссертационного исследования и программа экспериментальной работы.

2 этап (2002 — 2004 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом собственного педагогического опыта и опыта других педагогов по формированию гражданской позиции, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, определялись средства и способы, обеспечивающие формирование гражданской позиции учащихся в процессе работы над социальными проектами, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом данного этапа явились разработка и внедрение программы формирования гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования.

3 этап (2004 — 2006гг.). Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных констатирующего эксперимента с данными формирующего, подвергнуто теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования и текста диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки, значимостью экспериментальных данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определено содержание понятия гражданской позиции учащихся старших классов (гражданская позиция старшеклассника есть интегративная система его отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию личности на общее благо и реализующихся в деятельности);

— выявлены показатели, позволяющие оценивать сформированность гражданской позиции: мотивационно-потребностный, оценочно-эмоциональный и деятельностный, — а также ее признаки: интересы старшеклассников к политической, правовой, общественной сферампозитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданинаумения и навыки, необходимые для эффективной гражданской деятельности;

— сконструирован диагностический комплекс методов, для изучения уровней сформированности гражданской позиции учащихся старших классов, включающий анкету (позволяет определять выраженность интересов личности в политической, правовой, общественной сферах), метод «Незаконченное предложение» (позволяет исследовать уровень проявления отношений к государству, обществу, праву, к правам и обязанностям гражданина), модифицированную анкету М. Тейлор-Тома (позволяет исследовать сформирован-ность умений и навыков гражданского участия, опыт деятельности по реализации прав и обязанностей гражданина), самохарактеристику учащегося (позволяет получать качественные характеристики показателей и признаков сформированности гражданской позиции каждого школьника) и наблюдение (позволяет получить подтверждение достоверности других методов исследования).

— разработана программа формирования гражданской позиции учащихся старших классов. Разделы программы включают: мотивационно-ориентационный (нацелен на формирование потребности в участии в гражданской и политической деятельностина формирование интереса к политическим, правовым и общественным проблемам, установок и ориентаций на общественное благо), социально-деятельностный (направлен на приобретение опыта гражданского участия, на формирование умения собирать, анализировать и оценивать общественно-политическую информацию, умений социального взаимодействия, навыков участия в дискуссиях, публичных выступлений, делового общения, социологического исследованияна обеспечение развития позитивных отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину) и рефлексивно-оценочный (нацелен на развитие способности осмысливать и оценивать личностную гражданскую позицию).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают научное представление о сущности понятия «гражданская позиция" — раскрывают ее содержание и пути ее формирования, намечают новые подходы к организации образовательно-воспитательного процесса, расширяют научные представления о возможностях проектного метода в формировании гражданской позиции. Определение показателей сформированности гражданской позиции составит основу для теоретических представлений о механизмах процесса гражданского становления учащихся.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование процесса гражданского образования и воспитания учащихся старших классов. В исследовании выявлены резервы формирования гражданской позиции личности в рамках учебно-воспитательного процесса в школеразработка и реализация программы по формированию гражданской позиции создают предпосылки активного включения учащихся старших классов в реальную гражданскую деятельностьспециально сконструированный диагностический инструментарий позволяет изучать сформированность гражданской позицииполученное знание о способах и средствах формирования гражданской позиции учащегося старших классов может быть положено в основу системы воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Важная роль в подготовке подрастающего поколения, способного не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, принадлежит гражданскому образованию, в основу которого положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации. Оно сочетает формирование навыков социальной практики с глубоким усвоением основ общественных наук. Именно в этом контексте возможны развитие и гражданское становление личности, формирование социально значимых ценностных ориентиров и установки на активное участие в развитии страны, формирование гражданской позиции как системы отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину.

2. В современных условиях организация процесса формирования гражданской позиции старшеклассников требует использования технологии социального проектирования. Суть социального проектирования заключается во включении учащихся в самостоятельную, координируемую учителем деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами. Разработка и реализация социального проекта, задействуя когнитивный, практический и эмоциональный компоненты процесса формирования гражданской позиции старшеклассников, актуализирует знания учащихся о государстве, праве, гражданском обществе, о правах и обязанностях гражданинапозволяет проявлять отношения эмпатической направленности к социальным группам и гражданамполучить опыт гражданского участия, способствующий формированию отношения к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину.

3. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов должно быть основано на внедрении специальной программы, которая, обеспечивая учащимся приобретение личного социального опыта, позволит сформировать интерес к политической, правовой, общественной сферампотребность в гражданском и общественном участиипозитивное отношение к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданинаустойчивые навыки гражданской деятельности. Важно, чтобы учащиеся, овладевая социальным опытом, осознавали собственную эффективность, испытывали чувство удовлетворенности от приобщения к жизни общества.

4. Деятельность преподавателя по формированию гражданской позиции учащихся старших классов будет эффективной, если приобретение учащимся личностного опыта решения актуальных социальных проблем осуществляется в целенаправленно создаваемых учителем ситуациях эмпатической направленности, позволяющих каждому школьнику проявлять гуманное отношение к отдельным людям и социальным группамесли используется способность учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину и реализуется такое педагогическое и социальное взаимодействие учителя и учащегося, в рамках которого школьник проявляется как самостоятельный, инициативный, активный гражданин, а учитель становится равноправным участником проектной группы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в шести научных публикациях автора. Они обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в 2001 г. (г. Калуга), 20 022 003 гг. (г. Самара), в 2004 г. (г. Челябинск, г. Самара), в 2005 г. (г. Киров, г. Самара). Частично результаты работы нашли отражение в публикациях статей в приложении к «Учительской газете» «Граждановедение» (2001, 2002, 2003, 2005, 2006 гг.). Материалы исследования внедрялись автором в процессе непосредственной педагогической деятельности диссертанта в общеобразовательных учреждениях (МОУ средняя школа № 124 г. Самары), где апробировались различные варианты программ и методик.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Для определения успешности внедрения экспериментальной программы формирования гражданской позиции и обеспечения репрезентативности выводов было предпринято следующее: 1) сформированы контрольная (169 человек) и экспериментальная (171 человек) группы из учащихся старших классов общеобразовательных учреждений Самарской области- 2) до и после реализации экспериментальной программы определен уровень сформированности гражданской позиции отдельно в контрольной и экспериментальной группах.

Выявлено, что повышение уровня сформированности гражданской позиции произошло по всем показателям, как в контрольной, так и в экспериментальной группах, но в экспериментальной группе изменения оказались более значимыми.

Проведенное исследование показало, что процесс формирования гражданской позиции достаточно сложен и длителен по времени, что осуществление его в рамках гражданского образования представляет собой активный деятельностный процесс, основанный на овладении учащимися знаниями в политической, правовой и общественной сферах, овладение способности к сопереживаниюопыта гражданской деятельности, на основании которых формируются оценочные представления молодых граждан, их интерес к решению проблем государства и общества, умения и навыки, необходимые для эффективного выполнения социальных ролей гражданина.

В целом анализ полученных результатов свидетельствует о значительном потенциале предложенной в исследовании программы формирования у учащихся старших классов гражданской позиции посредством вовлечения их в социальное проектирование. Это подтверждается данными об уровнях сформированности гражданской позиции у школьников.

В экспериментальной группе в результате внедрения программы произошли следующие изменения: с пассивно-нормативного на более высокий перешло 19% учащихся, осталось на том же уровне 9% членов этой группы) число школьников с активно-деятельностным уровнем гражданской позиции увеличилось на 36%- функциональный уровень обнаруживается у 29%старшеклассников.

В контрольной группе большинство учащихся (40%) по-прежнему находится на функциональном уровне сформированности гражданской позиции, активно-деятельностный уровень характеризует только 29% членов группы, тогда как пассивно-нормативный — 31%. Изменения в контрольной группе в распределении по уровням по сравнению с данными, полученными до эксперимента незначительны: от 3% до 5% .

Отмеченные различия в уровне сформированности гражданской позиции старшеклассников из экспериментальной и контрольной групп связаны с включением учащихся экспериментальной группы в деятельность по разработке и реализации социального проекта.

Нами было экспериментально проверено влияние определенных факторов на формирование гражданской позиции учащихся старших классов. Основными из них считаем: включение учащихся старших классов в реальную деятельность по позитивному изменению социальной ситуации в активном взаимодействии с представителями власти, общественных организаций, с гражданамисоздание ситуаций эмпатической направленности, позволяющих каждому учащемуся проявлять свое отношение к людям и социальным группам, нуждающимся в разрешении проблем политического, правового, социального характераразвитие способностей учащихся к рефлексии нового опыта в отношении к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданинутакое взаимодействие учителя с учащимися, в рамках которого учащийся проявляет максимальную самостоятельность, а учитель становится равноправным участником проектной группы. Только совокупность всех выделенных факторов способствует росту уровней сформированности гражданской позиции учащихся старших классов.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил исходную гипотезу о том, формирование гражданской позиции происходит эффективно при использовании современных психолого-педагогических подходов к формированию молодого гражданина, при включении учащихся старших классов в активную практическую деятельность по изменению социальной ситуации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философский, социологический, психологический и педагогический уровни исследования феномена гражданской позиции личности позволили раскрыть содержание понятия «гражданская позиция ученика».

Понятие «гражданская позиция» определено нами на основании концептуальных идей психологической теории отношений личности, философского и культурологического осмысления понятий «гражданин» и «гражданский»: гражданская позиция есть интегративная система отношений личности к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину, определяющих ориентацию на общественное благо и реализующихся в деятельности.

Выявлены показатели (мотивационно-потребностный, оценочно-эмоциональный и деятельностный), позволяющие выявить уровни сформированности гражданской позиции: активно-деятельностный, функциональный, пассивно-нормативный по признакам: сформированность интереса старшеклассников к политической, правовой, общественной сферамотношения к государству, праву, гражданскому обществу, правам и обязанностям гражданинаумений и навыков, необходимых для эффективной гражданской деятельности.

На основе выделенных показателей появилась возможность разработать программу формирования гражданской позиции старшеклассника, включающей: мотивационно-ориентировочныйсоциально-деятельностныйоценочно-рефлексивный разделы и построенной по блочному принципу Отеоретический блок, практический блок, рефлексивный блок, тренинговый блок), которая позволила оказывать эффективное воздействие на процесс формирования гражданской позиции.

В основании экспериментальной программы формирования гражданской позиции у учащихся старших классов посредством социального проектирования легли принципы, предполагающие развивающий и воспитывающий характер обучения, научность содержания и методов образовательновоспитательного процесса, системность обучения и его индивидуальность, практическую и социальную направленность обучения, сознательности, активности и самостоятельности личности в обучении.

Программа формирования гражданской позиции реализовывалась в рамках проектного подхода. Ее процессуальную основу составила технология социального проектирования, позволяющая учащимся старших классов приобретать позитивный социальный опыт реального гражданского участия, приобретать и актуализировать знания гражданско-правового характера, развивать и приобретать способность к сопереживанию, следовательно, комплексно задействовать компоненты содержания процесса формирования гражданской позиции (когнитивный, практический, эмоциональный).

Исследования эффективности программы формирования гражданской позиции у старшеклассника, проведенные на основе сконструированного диагностического комплекса методов с целью оценить динамику сформированности показателей и признаков гражданской позиции, зафиксировали достоверный рост их уровня у старшеклассников, участвовавших в работе над социальными проектами.

В процессе опытно-экспериментальной работы были достигнуты: 1) рост выраженности интереса старшеклассников к политическим, правовым, общественным проблемам- 2) позитивная динамика оценочно-эмоционального отношения к государству, праву, гражданскому обществу, самому себе как к гражданину- 3) приобретение учащимися позитивного социального опыта по преобразованию социальной действительности, совершенствование умений и навыков, позволяющих школьнику эффективно реа-лизовывать свои права и обязанности гражданина и активно участвовать в общественно-политической жизни страны.

Это позволяет нам говорить об эффективности программы по формированию гражданской позиции у учащихся старших классов в процессе социального проектирования.

Таким образом, поставленные исследовательские задачи были успешно реализованы. Гипотеза исследования подтвердилась. Всё это говорит о том, что поставленная нами цель работы достигнута.

Выполненное исследование является одной из первых работ, посвященных вопросу об использовании социального проектирования как эффективного средства формирования у учащихся старших классов позиции гражданина, следовательно, вносит определенный вклад в теорию гражданского образования.

Настоящее исследование не может решить все вопросы, связанные с проблемой формирования гражданской позиции. Дальнейшего изучения требуют вопросы, связанные с ценностным аспектом гражданской позицииподготовка педагогических кадров, способных к организации социального проектирования как средства формирования гражданской позиции. Вместе с тем, в рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать законченным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Тернер. Пер. с англ. С. А. Ерофеева. -М.: Экономика, 1999. — 413 с.
  2. К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 1999.-216 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299с.
  4. Н.Г. Принципы критерия развития программ развития образования // Вопросы методологии. 1994. — № 1−2. — С. 59−68.
  5. Американская социологическая мысль: Тексты./ Сост: Е. И. Кравченко -М.: МГУ, 1994.-496 с.
  6. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1996. -384 с.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 124 с.
  8. О.С. Развитие, моделирование, технологии: методологическая концепция управления образования / Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. Калуга, 1996. — 92 с.
  9. Антология по истории педагогики в России (первая половина века): Учебное пособие для студентов пед.уч. заведений / Сост. А. В. Овчинников, Л. Н. Беленчук, С. В. Лыков. М.: Издательский центр „Академия“, 2000. -384 с.
  10. Е.А. Социальная роль и активность личности М.: МГУ, 1971.-152 с.
  11. Л.И. Личность и деятельность // Проблемы личности: Матер. симпозиума. М., 1970. — С. 434−442.
  12. Л.М. О характере морального сознания // Вопросы философии. 1969. — № 5. — С. 83−87.
  13. А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367 с.
  14. В.Г. Общество: личность, познание и управление. М: Политиздат, 1981. -432 с.
  15. И.Ф., Иванова Т. Ю., Иоффе А. Н., Положевец П. Г., Смирнова Г. К. Мой выбор: Методическое пособие для преподавателей. М.: Межрегиональная ассоциация „За гражданское образование“, 2001. — 76 с.
  16. Н.М. Человек и его потребности. 2-е изд., испр. и обновл. -М.: Форум, 2001.-159 с.
  17. Г. И. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К Журавлева. — М.: Изд. ИТТ и MHO, 1993. — 288 с.
  18. JI.H. Введение в обществознание: Учебное пособие для 8−9 классов общеобразовательных учреждений / Под.ред. JI.H. Боголюбова 6−7 изд. — М.: Просвещение, 2004. — 400 с.
  19. А.А., Ковалев Г. А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н.Мясищева // Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985. — С .26.
  20. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-209 с.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. Москва: Просвещение, 1968. — 464 с.
  22. Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
  23. Т.В. Основные направления гражданского образования в России // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности: Материалы Второй Всерос. науч.-практ. конф. (14−15 нояб. 2001). М., 2003. — С. 78−81.
  24. И.И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. Оренбург, 2001. — 112 с.
  25. JT.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  26. . Образовательные стандарты в американской школе // Преподавание истории в школе. 2000. — № 3. — С.25−29.
  27. В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. 2000. — № 9. — С. 177−180.
  28. Т.Г. Демократизация и гуманизация внутреннего школьного управления. Красноярск, 1991. — 144 с.
  29. А.Е. Оценочная деятельность старшеклассников в процессе проектного обучения: Дисс.. канд. пед наук. Омск, 1999. — 230 с.
  30. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Д. Б. Эльконина и Т. В. Дразгуновой. М.: Просвещение, 1967. — 305 с.
  31. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Автореф. дис. .канд. пед. наук.-М., 1991.-21 с.
  32. Т.С. Структурные и типологические особенности гражданской позиции как системообразующего фактора активности личности: Автореф. дисс.. канд. психол. наук: Киев, 1990.
  33. Н.М., Иоффе А. Н. Мы, народ. Гражданин и Конституция. М.: Межрегиональная ассоциация „За гражданское образование“, 1998.- 190 с.
  34. Воспитание гражданина в советской школе / Ф. Р. Филиппов, В.М. Ше-пель, Б. З. Вульфов и др.- Под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. -177 с.
  35. JI.C. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с. (Антология гуманной педагогики).
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-С. 55.
  37. Е.Е. Гражданское образование школьников: поиски перспективных подходов // Дидактика. 1996. — № 6. — С. 9.
  38. В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике: (1945 1985 гг.) / Отв. ред. В.И. Кожо-карь. — Кишинев: ШТИИНЦА, 1990. — 169 с.
  39. К.С. Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. — № 7. — С. 30.
  40. К.С., Каменская Г. В., Родионов А. Н. Введение в политологию: Учебное пособие для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. -3-е изд., перераб., доп. М .: Просвещение, 1998. — 256 с.
  41. О.С., Никитин А. Ф., Соколов Я. В. Гражданское воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1993−1999 — С. 224−225.
  42. О.С. Потери и обретения в воспитании после десяти лет перестройки // Первое сентября. 1995. — № 13. — С. 4.
  43. О.С. Свобода ребенка в образовательном процессе // Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1993. — С. 18−20.
  44. Т.Г. Становление педагогической позиции студентов в условиях педагогического колледжа: Дисс.. канд. пед. наук: СПб., 1997. -169 с.
  45. А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Дис.. док. пед. наук. Бирск, 1998. — 299 с.
  46. Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Профи, ЦПО, 2003. — 145 с.
  47. Г. Я. Воспитание гражданственности у старшеклассников средствами общественных дисциплин. Челябинск: Образование, 2003. — 203 с.
  48. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т.1. — М.: Русский язык, 1978. 699 с.
  49. В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы J1.C. Выготского // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 20.
  50. В.В. Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 52−62.
  51. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М.: РОУ, 1992.- 176 с.
  52. И.Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности: Дисс. канд. пед. наук. Челябинск, 2002. — 201с.
  53. М.В. Природа деятельности. М.: МГУ, 1984. — 168 с.• 57. Деркач А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — С. 52.
  54. А.А. Реализация концепции „Я“ в системе жизненных отноше-®- ний личности. М.: РАУ, 1993. — 156 с.
  55. Деятельность: теории, методология, проблемы: Сб. / Сост. И. Т. Касавин. М. Политиздат, 1990. — 365 с.
  56. Г. Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. 1997. — Т. 2, 4. С. 5−21.
  57. Димова И.Г.О социальном проектировании в гражданском образовании // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения: По
  58. Ш собие / Под ред. С. Шехтера, Н.М. Воскресенской- при участии А. Иоффе, Ч.
  59. Уайта. М.: Межрегион, ассоц. „За гражданское образование“, 2005. — 171 174 с.
  60. В.И. Эмоциональная направленность личности. Дисс.. д-ра психол. наук. — М., 1985. — С.42.
  61. Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим) / Пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Лабиринт, 1999. — 192 с.
  62. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
  63. И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань: РО РФК, 1994. — 122 с.
  64. И.П. Воспитывать коллективистов. М.: Педагогика, 1982. — 80с.
  65. С.Н. На пороге гражданской зрелости: Об актив, жизн. позиции соврем, молодого человека / С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский. Л.: Лениздат, 1982. — 175 с.
  66. Г. Л. Теоретические основы проективного образования. Дисс.. д-ра. пед. наук. -М., 1995.-218 с.
  67. А.Н. Методические материалы по истории и обществознанию: Учебно-методическое пособие / Под. ред. А. Н. Иоффе. М.: Новый учебник, 2003. — 88 с.
  68. М.С. Философская теория ценностей. Спб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  69. В.А. Воспитай гражданина: Записки директора школы № 825 г. Москвы. -М.: Московский рабочий, 1987. 142 с.
  70. Н.П. Педагогические технологии активных школьников. М.: Академия, 1999.-216 с.
  71. У.Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе / Пер. с англ., издание Е. Н. Янжул. JL: Издательство Брокгауз — Эфрон, 1925. — 43 с.
  72. У.Х. Основы метода. М., JL: Госиздат, 1928. — 115 с.
  73. М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. -М.: Наука, 1997. 222 с.
  74. A.M. Акме гражданственности // Акмеология / Под. ред. А. А. Деркача. М., 2002. — 681 с.
  75. Н.С., Комарова К. В., Чуйкова И. И., Якимович И. Г. Гражданский форум: от общественного мнения к общественному суждению: Методические рекомендации по использованию методики Гражданский Форум в школьной практике. Брянск: Курсив, 2001. — 60 с.
  76. Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. -М.: Новая Москва, 1926. 288 с.
  77. C.JI. Оптимизация отношений субъектов политической деятельности: Дисс.. канд. псих. наук. М., 2002. — 200 с.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.-254 с.
  79. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -312 с.
  80. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. / Официальный текст. М.: „Айрис-пресс“, 2001. — 64 с.
  81. Г. И. Структура ценностных ориентаций подростков и проблема мотивации обучения // Вестник Новгородского государственного университета. 1998. -№ 6.
  82. А.И. Культура педагогического исследования. 2-е изд., испр. и доп. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 1996. — 328 с.
  83. Ю.В. Формирование активной гражданской позиции молодежи в борьбе с негативными явлениями: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. -М, 1990.-18 с.
  84. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 36 с.
  85. Н.Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2005. — 24 с.
  86. В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. -М., 1999. -41 с.
  87. М.С. Основы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1963. — 173 с.
  88. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея-пресс, 2000.-320 с.
  89. Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологические исследования интеллектуальной деятельности: Сб. статей / Под ред. O.K. Тихомирова. М.: МГУ, 1979. — С. 22 -28.
  90. А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900. — Кн. Ш (53). — С. 217−263.
  91. В.Н. Интересы как категория исторического материализма // Вестник МГУ. Сер. „Философия“. 1964. — № 1. — С. 65.
  92. М.Д. Позиция в структуре профессионального общения (в контексте переподготовки социальных работников): Дис. канд. психол. наук. -М.1999, — 216 с.
  93. В.А. Гуманизация, гуманитаризация и культуроведческий подход к образованию // Вопросы философии. 1997. — № 2, — С. 35−37.
  94. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 2. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1980.-584 с.
  96. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. -М.: Наука, 1971. 396с.
  97. В.Т. Молодежь о времени и о себе. Результаты социологического исследования // Педагогика. 1998. — № 4. — С. 4−46.
  98. .Т. Философия воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов по спец. „Философия“, „Психология“, „Педагогика“, „Социал. работа“, „Культурология“. М.: Прометей, 1995. — 280 с.
  99. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976.-С. 64−93.
  100. .Ф. Субъективные отношения личности: Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  101. К.О. Активность гражданской позиции личности в условиях перестройки: Дисс. канд. филос. наук. -М., 1990. 196 с.
  102. А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. -М., 1983−1986.
  103. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988. -301с.
  104. М. Сознание и цивилизация: Тексты и беседы. М.: Логос, 2004.-272 с.
  105. И2.Марьенко И. С. Нравственное становление личности школьника. М.: Педагогика, 1985. — 103 с.
  106. ПЗ.Маслоу А. Мотивация и личность: Философские портреты // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. — 1991. -№ 3. — С. 66−77.
  107. И4.Масюкова Н. А. Теория и практика проектной деятельности в системе повышения квалификации: Дисс. .док. пед. наук. Минск, 2001. — 346 с.
  108. B.C. Принципы психологической характеристики типов личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — 354 с.
  109. Пб.Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // СОЦИС. — 1992.-№ 2−4.
  110. Методические материалы по истории и обществознанию / Под. ред. А. Н. Иоффе. М.: Новый учебник, 2004. — 88 с.
  111. Методология системного подхода в педагогике / А. М. Сидоркин. М.: НИИОП АПН СССР, 1989. — 56 с.
  112. Мид Дж. От жеста к символу // Американская социологическая мысль: Тексты. / Сост: Е.И. Кравченко- М.: МГУ, 1994. С. 217- 218.
  113. В.М. Педагогическая диагностика школьника. Самара, 1994.-96 с.
  114. С.В. Формирование гражданской позиции будущего учителя.: Дисс. канд. пед. наук. Красноярск, 2002. — 218 с.
  115. О.А. Гражданское образование как проблема социальной философии: Дисс.. канд. фил. наук. Новосибирск, 2004. — 172 с.
  116. Г. И. Изучение эффективности воспитания. Теория и методика. -М.: Педагогика, 1981. -144 с.
  117. Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы. М.: Народное образование, 1996. — 232 с.
  118. Мое действие мой выбор: методическое пособие / Г. М Беспалова, Н. М. Виноградова, Т. Д. Сидорова, И. Г. Рыженкова. — М.: Ижица, 2005. — 64 с.
  119. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. -М.: Знание, 1990.-39 с.
  120. Р.Т. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы. М.: ПРИОР, 2000. — 256 с.
  121. В.О. Азбука гражданина: Учебник для основной школы. -М.: Международные отношения, 1996. 302 с.
  122. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2003. -400 с.
  123. Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М.: МиРОС, 1997.- 147 с.
  124. А.Ф. Школьникам о праве: Учеб. пособие для 9-го кл. сред, школы / А. Ф. Никитин, Н.Г. Суворова- Под ред. Н. А. Сыроедова. М.: Просвещение, 1992. — 95 с.
  125. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. М.: Academia, 2000.-216 с.
  126. Нравственность в современном мире. Мн.: Красико-Принт, 2003. — 128с.
  127. С.И. и Шведова И.Д. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд., доп. -М.: Азбуковник, 1997. — 939 с.
  128. Т.Н. Формирование гражданственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук. Оренбург, 2000.- 186 с.
  129. Оценивание достижений учащихся в области правового образования: Сб. заданий / Авт. сост.: Н. Г Суворова, Т. В. Петрова. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002. — 192 с.
  130. Т. О структуре социального действия. М.: Академия, 2000. — 880 с.
  131. .Д. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. — СПб.: СПбГУП, 2001.-465 с.
  132. Дж. Гражданское образование в период третьей волны демократии // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. -М., 1997.-17−22 с.
  133. В.П. Кинель-Черкасские варианты проекта „Гражданин“. Самара: СИПКРО, 2000. — 86 с.
  134. В.П. Особенности технологии проекта гражданин // Проект „Гражданин“: методика и практика реализации / Сост. В. П. Пахомов. 2-е изд., доп. — Самара: НТЦ, 2002. — 80 с.
  135. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 15−26.
  136. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  137. А. Образование свободы и несвобода образования. М., 2001. — С. 15−16.
  138. И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
  139. В.И. Педагогический потенциал песенного творчества В.С.Высоцкого (1938 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников: Дисс.. канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002. — 212 с.
  140. Н.С. Гражданское воспитание в системе внеклассной работы: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 2004. 151 с.
  141. Политология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 495 с.
  142. Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников: Сб. науч. трудов / Под ред. Д. И. Фельдштейна и др. М., 1984. — 160 с.
  143. Программа регионального курса „Основы жизненного самоопределения“. 2-е изд., испр. и доп. Самара: СИПКРО, 2002. — 48 с.
  144. Программа формирования гражданской позиции учащихся старших классов в процессе социального проектирования „Твоя позиция, Гражданин“: Методические рекомендации для учителей граждановедения, общест-вознания / Т. И. Кобелева Самара: СГПУ, 2006. — 54 с.
  145. О.Н. Культурные ценности региона средство формирования ® гражданской позиции личности: На материалах Тул. обл. России: Дисс. .канд. пед. наук, -М., 1996. -186 с.
  146. А.С. Технология воспитания активного гражданина: Комплекс. полит.-экон. игра „Новая цивилизация“. // Нар. образование. 1998. -№ 9−10.-С. 24−30.
  147. А.С. Шаг за шагом, или Технология подготовки и реализации социального проекта // Школьные технологии. 2002. — № 4. — С. 92 108.
  148. С.Д. Формирование гражданской позиции рабочей молодежи в условиях современного промышленного предприятия: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Куйбышев, 1989. — 19 с.
  149. Ю.М. Гражданское общество как объект социологического анализа (Теоретико-методологический аспект исследования): Автореф. дисс.. канд. социол. Наук. М., 1990. — 25 с.
  150. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. -М.: МГУ, 1986.-С. 200−231.• 159. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1 / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  151. C.JI. Основы общей психологии: В 2 Т. Т.2. — М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  152. C.JI. Проблемы общей психологии. М: Педагогика, 1973. -237 с.
  153. C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101 -108.
  154. В.Н. Образ жизни и активная жизненная позиция личности // Нравственная жизнь человека: искания, позиции, поступки / Под ред. А.И.
  155. В Титаренко М.: Мысль, 1982. — С. 12−33.
  156. Т.Ю. Содержание и методы гражданского образования США // Педагогика. 2002. — № 5. — С. 91−95.
  157. И.Н., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении // Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. -С. 76−82.
  158. В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр „Академия“, 2002. — 576 с.
  159. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): Автореф. дисс.. д-ра психол. наук. М., 1994. — 78 с.
  160. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. — № 6. — С .5−15.
  161. Советский энциклопедический словарь: ок. 80 000 слов / Гл. ред. A.M. Прохоров. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 1660 с.
  162. Я.В. Граждановедение: 9-й кл.: Учебное пособие для учащихся 9-х кл., их родителей и учителей / Я. В. Соколов, А. С. Прутченков. 7-е изд., стер. -М.: Гражданин, 2002. — 381 с.
  163. О.В. Гражданское воспитание школьников в детской общественной организации (На примере деятельности межрегиональной общественной организации детей и молодежи „Новая цивилизация“): Дисс.. канд. пед. наук. Москва, 2004. — 211 с.
  164. О.Ю. Становление гражданственности молодежи в условиях трансформации российского общества: Дис.. канд. социол. наук. М., 2004.- 122 с.
  165. Э.П. Формирование гражданской позиции старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. Липецк, 2001.-201 с.
  166. И.Л. Формирование гражданской позиции старшеклассников в процессе поисковой деятельности по увековечению памяти павших в годы войны: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 17 с.
  167. И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России (Историко-педагогический аспект): Дисс.. д-ра пед. наук. М., 2003.-372 с.
  168. Г. Т. Исторические условия развития современного гражданского образования в Российской федерации: Дисс.. канд. пед. наук: М., 1997.- 168 с.
  169. А.Ю. Гражданское общество: основные этапы развития и возможная структура // Гражданское общество в поисках пути. — СПб., 1997. -С. 54−66.
  170. В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский- Пер. с укр. Н. Дангуловой. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1971. — 334 с.
  171. В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  172. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975.-343 с.
  173. С.Н. Развитие социологии права и ее сферы // Б. Беккер, А. Бос-ков. Современная социологическая теория М., 1961. — С.481−543.
  174. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935−1940.
  175. А.Н. Правовое пространство школы. М.: Мирос, 2001. -112 с.
  176. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М&bdquo- 1948 — 1952. — Т. 9. -С. 117.
  177. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208 с.
  178. Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития: В образоват. сфере. // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 24−29.
  179. Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45−50
  180. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -590 с.
  181. Формирование социально-активной позиции школьника в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов: Сб. науч. тр. / Под ред. Т. Н. Мальковской. М.: НИИОП, 1984. — 129 с.
  182. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 182 с.
  183. С. Антология гуманной педагогики. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  184. И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск: 1998.-416 с.
  185. М.Р. Политическое участие как объект исследования // Полис. 1999.- № 5.- С 23−27.
  186. И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. — № 4. — С. 3−10.
  187. A.M. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70−80-х годов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1991.- 19 с.
  188. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр „Педагогический поиск“, 2001. — 384 с.
  189. А.Ф. Воспитание гражданской позиции студентов: Дисс. .канд. пед. наук. Екатеренбург, 2002. — 187 с.
  190. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. Т. З / Шацкий С.Т.- Сост. А. Соловков- Ред. И. А. Каиров и др., — М.: Просвещение, 1964. — 492 с.
  191. С. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / С. Шехтер, Н. М. Воскресенская. М.: Межрегион, ассоц. „За гражданское образование“, 1997. — 199 с.
  192. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе: Проблемы методологии и теории. М., 1985.- С. 115−118.
  193. М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. — 16 с.
  194. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика: Сб. Г. П. Щедровицкий, В. М. Розин, Н. Г. Алексеев, Н. Непомнящая -М.: Касталь, 1993 С. 16 -201
  195. JI.H. Формирование активной гражданской позиции старших пионеров в процессе общественно-полезного труда: Методические рекомендации. Ташкент: УзНИИ ИПН, 1988. — 56 с.
  196. Н. И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1998. — 45 с.
  197. Этапы новой школы // Сб. под ред. С. Т. Шацкого. М.: Рабочее просвещение, 1923.- 144 с.
  198. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологиче-v ские проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  199. И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспекты): Дисс. д-ра. психол. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т., 1995. — 252 с.
  200. В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. — 456с.
  201. М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90 гг. XX века: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. — 25 с.
  202. Branson Margaret Stimmann. Content at the Core of Education for Citizenship in a Democracy // Principles and Practices of Democracy in the Education of Social Studies Teachers. Civic Learning in Teacher Education. Edited by John J.
  203. Patrick and Robert S. Leming. 2000. 265 p.
  204. Newmann. F. Reflective Civic Participation. Social Education, October, (1989).-P. 357−359.
  205. Quigly C. and Hoar J. N. Civitas: An International Civic Education Exchange Program// Principles and Practices of Education for Democratiteznship. Civic Learning in Teacher Education. Edited by Charles F. Bahmueller and John J. Pat
  206. Ш rick. ERIK. 2000. 252 p.1. Анкета „Ситуации“
  207. Дорогие друзья! Просим Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Ваши ответы помогут выработке практических рекомендацийдля учащихся.
  208. Обведите кружочком номера тех ответов, которые соответствуют1. Вашему мнению.
  209. При Вас Ваши друзья обсуждают недавнее политическое событие. Ваши действия:1. A) просите сменить тему-
  210. Б) вы слушаете вполуха, иногда пытаясь вставить реплику-
  211. B) вы включаетесь в активное обсуждение, потому что Вам это интересно.
  212. Вы слушаете музыкальный канал по радио, наступает время новостей. Ваши действия:
  213. A) вы переключаетесь в поиске другого музыкального канала- Б) слушаете, если эти новости касаются лично Вас-
  214. B) прибавляете звук и с интересом слушаете информацию о важных политических новостях-
  215. По TV проходит сюжет о принятии нового закона. Ваши действия:1. A) переключите телевизор-
  216. Б) слушаете если эта информация лично Вас-
  217. B) внимательно дослушаете в любом случае.
  218. На подъезде вашего дома, в местной газете вы видите объявление о собрании жителей микрорайона. Ваша позиция: а) вы забываете об этом через несколько минут-б) вы считаете, что если нужно, позовут еще раз-в) вы считаете, что пойти необходимо.
  219. В почтовый ящик опустили листовку с итогами выборов в местные органы власти по вашему избирательному округу. Как вы с ней поступите:1. A) выбросите, не читая-
  220. Б) прочтете только информацию о результатах-
  221. B) попытаетесь проанализировать.
  222. В школе обсуждается вопрос об изменении Устава школы, регулирующего права и обязанности школьника. Ваша позиция:
  223. A) вы не приходите на собрания
  224. Б) вы приходите на собрания, но участия в обсуждении не принимаете
  225. B) вы активно включаетесь в обсуждение, поскольку эта напрямую связано с вашими правами и обязанностями.
  226. Незаконченное предложение»
  227. Деятельность государственных чиновниковб. Проблемы общества7.Нарушение закона8. Права другого человека
  228. Ответственность за благополучие в обществе10. Законопослушность
  229. Деятельность объединений граждан
  230. Уклонение от выполнения обязанностей гражданина
  231. Совершить что-либо противозаконное
  232. Восстановление нарушенных прав человека зависит15. Государственная система
  233. Выполнение обязанностей гражданина
Заполнить форму текущей работой