Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Непрерывная профессиональная подготовка студентов в системе УНПК «Базовая школа — педколледж» как условие становления готовности к педагогической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует подчеркнуть, что в отечественной теории и практике профессионального образования имеются исследования данной проблемы, в частности: механизмы включения средней школы в УНПК с целью усиления преемственности и актуализации дидактических систем, ориентированных на развивающее обучение (В.В. Зайцев) — рассмотрение УНПК «Школапедколледж» как способа расширения возможностей ученика (студента… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ УНПК «БАЗОВАЯ ШКОЛА -ПЕДКОЛЛЕДЖ»
    • 1. 1. Сущность непрерывном профессиональной подготовки в системе учсбпо-иаучно-псдагогнческого комплекса
    • 1. 2. Системно — функциональные характеристики педагогического процесса, обеспечивающего подготовку студентов к профессионально-педагогической деятельности в системе УППК «Баюван школа — недколледж»
    • 1. 3. Характеристики результативности непрерывной профессиональной подготовки студентов педколледжа к системе УНПК «Батона» школа — недколледж"
  • ГЛАВА 2. 0С0БЕНН0СТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАЗОВАЯ ШКОЛА ПЕДКОЛЛЕДЖ»
    • 2. 1. Становление готовности студентов к ирофссспоналыю-псдагогнчсск'он деятельности в педагогической мастерской учители — преподавателя
    • 2. 2. Обеспечение творческой направленности педагогического процесса как условие формирования готовности будущего учители к профессионально- педагогической деятельности
    • 2. 3. Моннторннг нрофссспопально-псдагогнчсской готовности студентов как фактор повышения качества процесса профессиональной подготовки

Непрерывная профессиональная подготовка студентов в системе УНПК «Базовая школа — педколледж» как условие становления готовности к педагогической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследовании. Модернизация современной системы профессионального образования в России и мире основывается на рассмотрении феномена «образование в течение всей жизни» (A.A. Вербицкий, В. И. Гончаров, В. А. Горохов, A.B. Даринский, Р. Дейв, Ф. Джессап, В. Е. Кемеров, А. Корреа, А. Кроили, В. М. Лопаткин, Б. Г. Ушаков, П. К. Одинцов и др.). В системе профессионального педагогического образования на сегодняшний день имеется ряд теоретических исследований (В.В. Арнаутов, J1.B. Занина, Н. К. Сергеев, В. И. Мареев и др.) раскрывающих проблему непрерывной профессиональной подготовки специалиста образования в системе «педколледж — педвуз». Ведущим принципом развития современного профессионального образования является непрерывность (С.Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, B.C. Гершунский, A.A. Греков, Г. А. Зинченко, О. В. Купцов, В. Г. Онушкин, В. Г. Осипов и др.) — реализация которого предполагает: усиление профессиональной направленности обучения и организация преемственности в системе профессионального образования (A.B. Красильников, Ю. А. Кустов, М. В. Потоцкий и др.) — преемственность содержания общего и профессионального образования (И.В. Берулава, B.C. Леднев, Н. К. Чапаев и др.) — профессиональную ориентацию учащихся средней школы и средних профессиональных учебных заведениях (Г.В. Ахметжанова, Г. А. Журавлева, И. В. Загорец, С. П. Чистякова и др.) и т. д.

Практика реализации непрерывного профессионального образования предполагает усиление значимости допрофессионального обучения, включая создание так называемых ресурсных центров, основной задачей которых является обеспечение условий формирования у учащихся устойчивой мотивации к будущей профессиональной деятельности, обеспечение профессиональной мобильности будущего специалиста, его адаптированное&tradeк современным формам профессиональной деятельности, изменяющимся ее условиям, в удовлетворении индивидуализированных образовательных потребностей и т. д. Именно идея профилизации является одной из доминирующих предпосылок для создания ресурсных центров. Значительным шагом в реализации идеи ранней профессионализации является Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой профильное обучение рассматривается в качестве средства дифференциации и индивидуализации образования, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для продолжения обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными и жизненными интересами и намерениями.

В практике непрерывного профессионального педагогического образования существует неразрешимое (на данном этапе) противоречие, связанное с отсутствием в Концепции профильного обучения самостоятельного педагогического профиля. Иными словами, налицо дискретность в системе непрерывного профессионального педагогического образования, что и ставит задачу поиска путей разрешения данной проблемы, обращая исследователей к необходимости включения в систему педагогического образования структурных подразделений, выполняющих задачу педагогической профилизации общего образования.

Таким структурным элементом может быть определена базовая школа как ресурсный центр, включение которой в систему непрерывного педагогического образования позволяет создать условия для мотивации учащихся к будущей профессии учителя и обеспечить индивидуализацию образовательных потребностей как учащихся базовой школы, так и студентов педколледжа — выпускников этой школы.

В этом случае актуальным представляется рассмотрение учебно-научно-педагогического комплекса (УНИК) как основной организационной структуры непрерывного педагогического образования и включение в УНПК базовой школы, как модели допрофессиональной педагогической подготовки в системе непрерывного профессионального педагогического образования, обеспечивающей дополнительные возможности предпрофильной и профильной профессиональной подготовки.

Следует подчеркнуть, что в отечественной теории и практике профессионального образования имеются исследования данной проблемы, в частности: механизмы включения средней школы в УНПК с целью усиления преемственности и актуализации дидактических систем, ориентированных на развивающее обучение (В.В. Зайцев) — рассмотрение УНПК «Школапедколледж» как способа расширения возможностей ученика (студента) в научно-исследовательской работе (A.A. Лобанов) — включение средней школы в УНПК с целью обеспечения ступенчатой подготовки учителей на базе 9-х и 11-х классов, на основе координации содержания учебных планов и программ и ликвидации его дублирования (Н.В. Сердюкова, Н. В. Промоторова, Т.А. Таскаева) — рассмотрение связей «Школа — колледж» как возможности осуществления эффективной профориентационной работы, диагностирования ранней профессионально-педагогической направленности учащихся и обеспечения их адаптации на следующей образовательной ступени (Н.К. Сергеев, В.В. Арнаутов) и др. Вместе с тем, в исследованиях не рассматривается статус базовой школы и не исследуется ее значимость в системе непрерывной профессиональной педагогической подготовки. Все вышеизложенное усиливает противоречия в реализации условий непрерывности профессионального педагогического образования:

• между стихийной практикой решения проблемы допрофессиональной подготовки в системе среднего педагогического образования как элемента непрерывного профессионального образования и необходимостью ее структурирования;

• между юридической неопределенностью статуса базовой школы педколледжа и востребованностью образовательных учреждений подобного типа в практике профессиональной педагогической подготовкимежду необходимостью формирования у студентов первого курса педколледжа устойчивого профессионального интереса к педагогической деятельности и отсутствием в системе профильного обучения самостоятельного педагогического профиля;

• между необходимостью усиления творческой направленности профессиональной педагогической подготовки в педколледже и традиционностью условий и методов ее обеспечения.

Выявленные противоречия явились исходными для определения проблемы настоящего исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния базовой школы на совершенствование подготовки студентов педагогического колледжа в условиях непрерывного профессионального образования.

Актуальность рассматриваемой проблемы, а также ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Непрерывная профессиональная подготовка студентов в системе УНПК „Базовая школа — педколледж“ как условие становления готовности к педагогической деятельности».

Объект исследования: непрерывная профессиональная подготовка специалиста среднего профессионального педагогического образования. Предмет исследования: условия становления готовности к профессиональной деятельности специалиста образования в системе непрерывной профессиональной подготовки УНПК «Базовая школапедколледж».

Цель: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей образовательной деятельности базовой школы в совершенствовании непрерывной профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования. Если базовая школа рассматривается как часть пространства непрерывной профессиональной подготовки, в котором взаимодействуют дуальные позиции учащегося школы — студента педколледжа и учителя школы — преподавателя педколледжа, то это будет способствовать углублению профессиональной готовности студента на основе включения его личностного (ученического) опыта в контекст содержания профессиональной деятельности преподавателя (учителя). Таким образом, базовая школа как структурный элемент непрерывного образовательного процесса УНПК с одной стороны, может быть рассмотрена как ресурсный центр, обеспечивающий профессиональную мотивацию будущих студентов педколледжа, а с другой стороны — как фактор совершенствования образовательного процесса педагогического колледжа, создавая дополнительные условия формирования личностного опыта творческой самореализации у студентов, если:

• непрерывность профессиональной педагогической подготовки специалиста в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж» будет рассмотрена как целостный процесс творческой самореализации будущего специалиста, основанный на принципах гуманизма, сотворчестве и рефлексии;

• в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж» базовая школа будет рассматриваться не только как «место» проведения педагогической практики студентов педколледжа, но как органичная часть пространства жизнедеятельности студентов — выпускников школы, позволяющего совершенствовать их профессиональную готовность;

• в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж» базовая школа будет рассматриваться как пространство, аккумулирующее и мобилизующее инновационную педагогическую деятельность на уровне общего среднего и среднего профессионального образования;

• в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж» будут выделены и реализованы дополнительные требования к профессиональной компетентности учителя школы — преподавателя педколледжа.

Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования сформулированы его задачи:

1. Теоретически обосновать особенности становления непрерывной профессиональной подготовки специалиста в системе УНПК «Базовая школа — педколледж» и определить характеристики ее результативности.

2. Разработать дескриптивную модель УНПК непрерывного профессионального образования «Базовая школа — педколледж».

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, обеспечивающие творческую направленность непрерывного педагогического процесса на формирование готовности студентов к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической базой исследования явились: теория и концепции непрерывного профессионального педагогического образования (Е.П. Белозерцев, А. П. Владнславлев, Б. С. Гершунский, A.A. Греков, JI.B. Занина, О. В. Купцов, В. Г. Онушкин, В. Г. Осипов н др.) — педагогика среднего профессионального образования (С.Я. Баев, А. П. Беляева, A.B. Батаршев, О. С. Гребшок, A.A. Куприянов, М. И. Махмутов, В. Рогличек, Ю. С. Тюнников, И. А. Халлиулин и др.) — концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (М.Б. Богуславский, В. А. Болотов, А. Г. Каспржак, A.A. Пинский и др.) — профессиональная педагогическая культура будущего учителя в непрерывной системе образования (O.A. Абдуллина, Е. В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Г. И. Риц, В. А. Сластенин и др.) — теория педагогического творчества (В.И. Загвязниский, В.А. Кан-Калик, В. А. Сластенин и др.) — философские и психолого-педагогические концепции развития личности (J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К. Роджерс, и др.) — теория развивающего обучения (J1.C. Выготский, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, и др.) — концепция «Педагогика здравого смысла» (A.A. Леонтьев) и др.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки исходных предположений использовался следующий комплекс методов исследования: теоретических (анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и моделирование, анализ педагогического опыта, причинно-следственный анализ полученных эмпирических данных) — эмпирических (опытно-экспериментальная работа, изучение и обобщение инновационного опыта работы, лонгитюдное исследование, наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, монографический метод, самооценка, экспертная оценка). В процессе исследования велись педагогические измерения, происходила математическая обработка данных.

Этапы исследования. Исследование проводилось в 2000;2005 гг. в три этапа.

Первый этап — теоретически-поисковый. Основной целью этого этапа явилось изучение философской, социологической, педагогической и психологической литературы по проблеме исследованияосмысление его теоретических и методологических положенийтеоретическое обоснование особенностей становления профессиональной готовности специалиста в системе непрерывной уровневой профессиональной подготовки педагогического колледжапроведение первого (диагностического) этапа лонгитюдного исследования.

Второй этап — аналитико-проектировочный. Целью этого этапа было обоснование возможностей пространства базовой школы в совершенствовании процесса профессиональной подготовки специалиста среднего педагогического образования. Для этого был проведен анализ образовательных программ системы «ШКОЛА 2100», разработана и апробирована авторская модель организации образования в базовой школепроведена опытно-поисковая работа по определению структуры, содержания, форм организации вариативной модели педагогической практики студентов педагогического колледжа — педагогической мастерскойразработана система критериев и показателей эффективности включения педагогической мастерской творческого учителя в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста в педколледжепроведение второго (деятельностно-формирующего) этапа лонгитюдного исследования.

Третий этап — опытно-экспериментальный. Цель этого этапа — опытно-экспериментальное внедрение системы мер, направленных на совершенствование процесса профессиональной подготовки специалиста среднего педагогического образования, активизацию его творческой деятельности. На этом этапе проверялась достоверность выводов, полученных на аналитико-проектировочном этапе исследования, проводилось внедрение в деятельность комплекса «Базовая школапедколледж» педагогической мастерской учителя базовой школы, анализировались, обобщались результаты диагностико-коптролирующего этапа лонгитюдного исследования, проводилась качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация, осуществлялась теоретическая работа по оформлению диссертации.

Эмпирическую базу исследования составили студенты 1^-х курсов школьного отделения Константиновского педагогического колледжа, учащиеся базовой школы, учащиеся школ Константиновского района. В исследовании принимало участие на разных этапах около 900 человек. Научная новизна исследования:

• разработаны научно-теоретические основы непрерывной профессиональной подготовки специалиста образования в системе УНПК «Базовая школа — педколледж" — дано теоретическое обоснование модели базовой школы как ресурсного центра профильной подготовки в условиях УНПК «Базовая школапедколледж».

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: разработаны характеристики профессиональной готовности выпускника в системе непрерывной профессиональной педагогической подготовки «Базовая школа — педколледж" — теоретически обоснована рефлексивно-гуманистическая модель непрерывного педагогического процесса в системе УНПК «Базовая школа педколледж», обеспечивающая творческую направленность профессиональной подготовки специалиста;

• теоретически обоснована миссия базовой школы, компенсирующей отсутствие самостоятельного педагогического профиля в Концепции профильного обучения в средней школе.

Практическая значимость исследования:

• разработан пакет методических рекомендаций по организации деятельности педагогической мастерской учителя — преподавателя как условие творческой самореализации студентов педколледжа;

• разработана и экспериментально проверена система диагностики непрерывной профессиональной педагогической готовности студентов в системе «Базовая школа — педколледж»;

• разработана и апробирована система деятельности учителяпреподавателя педколледжа базовой школы, включающая примерное положение о педагогической мастерской и характеристики деятельности руководителя педагогической мастерской;

• представлены результаты экспериментальной работы по моделированию условий непрерывного профессионального педагогического образования в системе «Базовая школа — педколледж» на основе включения проекта «ШКОЛА 2100».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: комплексным анализом различных концепций и подходов к изучаемой проблемеприменением разнообразных взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, задачам и логике диссертациивалидностью используемых методикопорой на повседневную педагогическую практику автора исследования как учителя начальной школы и методиста-консультанта инновационной образовательной системы «ШКОЛА 2100" — положительными результатами исследования процессов совершенствования профессиональной готовности студентов педколледжа. Положения, выносимые на защиту:

1. Разработана модель непрерывной профессиональной подготовки «Базовая школа — педколледж», включающая диагностику готовности студентов к профессиональной деятельности, определение содержания и условий совершенствования профессионально-педагогической подготовки, технологическое обеспечение, мониторинг профессионально-педагогической готовности студентов.

2. Реализация модели непрерывной профессиональной подготовки в системе УНПК «Базовая школа — педколледж» позволяет решить проблему ранней педагогической профилизации, обеспечивая, тем самым, непрерывность профессиональной подготовки и решая задачу создания целостности условий творческой самореализации учащегося, студента и учителя школы-преподавателя педколледжа в процессе реализации рефлексивно-гуманистической сотворческой модели образовательного процесса. При этом возможно выделить единую систему критериев и уровней профессиональной готовности для всех субъектов непрерывного образовательного пространства, включающую низкий, средний и высокий уровень.

3. Специфика функционирования и развития УНПК «Базовая школапедколледж» основывается на единстве и целостности непрерывного педагогического процесса, в котором осуществляется динамическое взаимодействие и преобразование позиций его субъектов: ученик школыстудент педколледжа и учитель школы — преподаватель педколледжа. При этом с одной стороны, непрерывной педагогический процесс в значительной степени ориентируется на личностные смыслы учащихся — студентов, а с другой — активизирует творческий поиск учителя — преподавателя. И в целом — расширяет характеристики профессиональной готовности студента.

4. В условиях непрерывной профессиональной подготовки УНПК «Базовая школа — педколледж» определение функциональных характеристик базовой школы как ресурсного центра позволяет расширить личностно-значимые характеристики профессиональной готовности специалиста, выделив в качестве ведущей готовность к непрерывному творческому самосовершенствованию, становление потребности в творческой самоактуализации, степень сформированности «коммуникативного ядра личности», готовность к поиску смысла профессионально-педагогических ценностей, к применению личностно ориентированных ситуаций, к профессиональному саморазвитию, сформированность оценочно-рефлексивной позиции, ориентированность на преобразовательную деятельность и рефлексию.

5. В системе непрерывной профессиональной педагогической подготовки УНПК «Базовая школа — педколледж» базовая школа выполняет миссию ресурсного центра профильной подготовки. Условия, обеспечивающие становление базовой школы в качестве ресурсного центра, включают: создание системы информационной и консультационной поддержки учащихся и учителявнедрение в педагогический процесс новых информационных технологиймониторинг деятельности целостной системы УНПКсоздание у учащихся личностного опыта гуманистических отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем публикации 7 статей в вузовских сборниках, в номерах психолого-педагогического журнала «Начальная школа плюс До и После" — в докладах на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Москва — 20 012 004гг.) — в материалах гранта РГНФ «Научно-методические основы и методические условия моделирования системы управления качеством непрерывного профессионально-педагогического образования (per. № 03.06−109а) (2003;2005гг.).

Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, в которых представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Выводы по 2 главе.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа, направленная на моделирование процесса повышения качества профессионально-педагогической подготовки студентов в условиях УНПК «школа — педколледж» и анализ полученных экспериментальных данных позволили сделать следующие выводы.

В условиях непрерывной профессиональной подготовки УНПК «Базовая школа — педколледж», реализация базовой школой функций ресурсного центра позволяет решить проблему педагогической профилизации, расширяя тем самым, характеристики профессиональной готовности специалиста, выделив в качестве ведущей готовность к непрерывному творческому самосовершенствованию, становление потребности в творческой самоактуализации, степень сформированности «коммуникативного ядра личности» и пр.

Становлению профессиональной готовности студентов способствует моделирование и совершенствование творческой профессиональной деятельности учителя-преподавателя в УНПК «Базовая школа — педколледж», что позволяет транслировать инновационный опыт уже на уровне профессиональной подготовки будущего специалиста.

Становлению профессиональной готовности студентов способствует целостность, взаимопроникновение идеологии, перенос способов, форм и методов инновационной деятельности, имманентно присущей образовательному пространству базовой школы в сферу профессионального педагогического обучения.

Становление профессиональной готовности студентов осуществляется за счет включения в исследовательскую деятельность творческого коллектива педагогической мастерской. В процессе продуктивного сотрудничества учителей и студентов в пространстве педагогической мастерской по моделированию и освоению творческого педагогического опыта происходит углубление фундаментальности подготовки студентов педагогического колледжа, актуализация направлений профессионального и личностного совершенствования студентов педагогического колледжа и учителей базовой школы на научно-методической основе. Взаимодействие дуальных позиций учащегося школы — студента педколледжа и учителя школы — преподавателя педколледжа, способствует углублению профессиональной готовности студента на основе включения его личностного (ученического) опыта в контекст содержания профессиональной деятельности преподавателя (учителя).

Разработанная система критериев и показателей результативности непрерывной профессиональной подготовки студентов в системе УНПК «базовая школа — педколледж», отражая закономерности соответствующего процесса и устанавливая связи между его функциональными компонентами, позволяет «проследить» цепочку промежуточных стадий совершенствования в диалектическом смысле. Трнадная система критериев раскрывается через ряд качественных признаков (показателей), которые позволяют судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и в педагогическом пространстве.

Разработанная карта — типология личности в контексте профессиональной культуры специалиста в системе непрерывного педагогического образования показывает эффективность использования уровневой шкалы, включающей три уровня: высокий, средний, низкий. Карта позволяет определить уровень профессионально-педагогической подготовки студента, проследить динамику ее совершенствования, выявить западающие элементы, наметить пути и определить педагогические средства ее дальнейшего совершенствования (или, если необходимо, коррекции).

Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в исследовании подтверждают эффективность и действенность экспериментальной модели профессионально-педагогической подготовки специалиста в непрерывной системе «Базовая школа — педколледж».

Заключение

.

Исследования современных многоаспектных подходов к непрерывному образованию определяют непрерывное профессиональное педагогическое образование как целенаправленный процесс развития личности учителя на всех этапах и уровнях: от поиска своего места в мире профессий до овладения педагогическим мастерством и непрерывного повышения своего профессионального уровня в течение все жизни. В числе принципов организации этого процесса выделяются: принцип целостностипринцип субъектной ориентациипринцип гибкости и вариативностипринцип преемственности подструктур непрерывного педагогического образования и личностного становления специалистапринцип личностного педагогического взаимодействия. Единая система непрерывного педагогического образования складывается из пяти взаимосвязанных циклов: профессионального самоопределения педагогапрофессиональной самоорганизациинаучно-педагогического становлениянаучно — педагогического самосовершенствованияинновационно — педагогической самореализации. Реализация ценностей непрерывного педагогического образования, связанных с созданием условий для саморазвития обучаемого как субъекта социальной жизни, предполагает изменение характера образовательного процесса в направлении его структуризации на основе выделенных циклов. Такой подход позволяет обеспечить условия для становления у специалиста навыков профессионального взаимодействия, умений аргументированного обоснования и отстаивания собственной позиции, способности к диалогическому общению и т. д.

Интеграционные процессы, в современном профессиональном педагогическом образовании способствуют появлению новых моделей организации непрерывного профессионального образования. Одной из перспективных и адекватных на современном этапе развития непрерывного профессионального педагогического образования моделей является региональный учебно-научно-педагогический комплекс «Базовая школапедколледж», основной целью которого является: создание и обогащение культурно — образовательных сред развития личности будущего педагога, ребенка, учащихся, обеспечивающих культурную идентификацию, социализацию и индивидуализацию личности в условиях сельской местностистановление профессиональной педагогической культуры выпускника педколледжа, способного оперативно «входить» в любое образовательное и профессиональное пространство, успешно адаптироваться к условиям и требованиям этого пространства, включая пространство высшего профобразования.

Как структурное подразделение УНПК педагогический колледж: обеспечивает многовекторность и вариативность профессионально-образователыюй траектории выпускниковобеспечивает большее по сравнению с вузом количество выпускников, профессионально ориентированных на работу в сельской школе и школе малого города и на продолжение педагогического образования на заочном отделении вузов, в системе переподготовки и повышения квалификацииявляется необходимой ступенью образования для учащихся из сельской местности и обеспечивает им успешное обучение в высшей школе.

Основной функцией педколледжа в УНПК является создание условий для формирования субъективных значений освоения студентом теоретических и практических основ профессии — «знания — как значения — для — меня», посредством формирования смыслообразующих профессиональнообразовательных мотивов, преобразующих отношения будущего специалиста к опыту педагогического взаимодействия, профессиональным знаниям и т. д., в личностно значимые ценности.

Включение базовой школы в УНПК непрерывной профессиональной подготовки учителя позволяет:

• актуализировать идею непрерывности профессионального педагогического образования, и, как следствие — идею преемственности образовательных уровней «Базовая школа — педколледж»: — между педагогической компонентой в содержании базового среднего и среднего профессионально-педагогического образования;

• обеспечивать функцию педагогической профилизации будущих специалистов, создавая им благоприятные условия для реализации профессиональных устремлений и актуализации направления собственного научно — педагогического поиска;

• создать у студентов образ современной «продвинутой» сельской школы, поскольку, школа рассматривается как «полигон» современных образовательных инноваций и как пространство реализации личностно ориентированной педагогической культуры;

• отрабатывать и реализовывать современные подходы к содержанию общего, базового среднего образования, что способствует преодолению эффекта «двойного отставания» (Белозерцев Е.П.) профессиональной школы.

В системе непрерывного профессионального педагогического образования базовая школа в УНГЖ выполняет функции ресурсного центра, что предполагает условия гуманитаризации всей системы непрерывной профессиональной педагогической подготовки УНПК.

Организационно — правовой аспект функционирования базовой школы как ресурсного центра в системе непрерывной профессиональной подготовки УНПК акцентирует внимание на создании условий, которые учитывают: — дуальность позиции учителя школы — преподавателя педколледжа, — дуальность позиции учащегося школы — студента педколледжа, предполагающую включение его личностного (ученического) опыта в контекст содержания профессиональной деятельности преподавателя (учителя);

— создают у студентов опыт проживания, включения в инновационную деятельность учителя, которая становится нормой образовательной — и жизнедеятельности для будущего педагога;

— позволяют непрерывно и целостно совершенствовать профессиональную подготовку студентов с оптимальной обращенностью к их личностным смыслам, особенностям и интересам, обеспечивая высокий уровень профессиональной культуры выпускника и его готовность к непрерывному профессиональному образованию.

Моделью педагогического процесса в УНПК «Базовая школапедколледж» определена рефлексивно-гуманистическая сотворческая модель, которая характеризуется: — открытием проблемности и смыслов окружающей учащегося реальности- - созданием условий свободного выбора сфер приобщения к социально-культурным ценностям- - выявлением зон неопределенности и перспективности жизнедеятельности ученика- -культивирование возможных форм творческой активности ученика и т. д.

Разработка модели непрерывной профессиональной педагогической подготовки, ориентированной на личностный смысл специалиста, свободу выбора им траектории образования и жизнедеятельности, предполагает определенные изменения в характеристике готовности выпускника среднего профессионального образования, в частности, формирование направленности и способности к реализации непрерывного образования как «образования в течение всей жизни», становление потребности в творческой самоактуализации, готовность к поиску смысла профессионально-педагогических ценностей. Стержневыми характеристиками профессиональной готовности выпускника УНПК «базовая школапедколледж» к реализации непрерывного образования в нашем исследовании определены: гуманистическая педагогическая позицияпрофессионально-личностные качества учителя, такие как эмпатия, толерантность, креативность, способность к рефлексиифундаментальные профессиональные знания и профессиональные умениякультура профессионального мышления, опыт творческой деятельности.

Дуальность позиций учителя — преподавателя и ученика — студента задает необходимость определения интегративного связующего звена, которое не формально, а содержательно позволит отразить специфику данных позиций в совершенствовании профессионально-педагогической подготовки. В качестве такого интегративного образования, нами определена и апробирована педагогическая мастерская, а процесс формирования готовности студентов к профессионально-педагогической деятельности рассматривается нами через совместную сотворческую деятельность учителя — преподавателя и студентов в условиях педагогической мастерской. Результатом их творческого взаимодействия на каждой стадии данного процесса является возрастание субъектности личности будущего учителя, что напрямую связано с ростом его уровня готовности к профессионально-педагогической деятельности.

Педагогическая мастерская рассматривается нами как образовательное пространство, развивающееся в процессе движения учителя по индивидуальной профессиональной траектории, которая моделируется и реализуется учителем не только с целью разрешения содержательных и технологических противоречий в его профессиональной деятельности, но и как пространство возможности пробы, самоопределения, саморазвития и самореализации для других субъектов образовательного процесса (преподавателей колледжа, учителей, студентов, учащихся школы), и воспринимается ими как средство достижения собственных образовательных целей и творческой самореализации.

В основе деятельности педагогической мастерской определяются следующие принципы: ценностно-смысловое равенство всех участниковспособность каждого участника объединения к построению собственного знания, к параллельному самостроительству, к самореализации и саморегуляцииравноценность когнитивной и эмоционально-ценностной сфер личности в познавательном процессевхождение в процесс деятельности на основе интереса и позитивных устремленийобучение в деятельности, ведущей к «переоткрытию» знания, ценностейсвободный выбор вида деятельности, способа предъявления результатаважность не столько результата творческого поиска, сколько самого процесса, нравственная ответственность каждого за свой выбор, за процесс и результат деятельности. Деятельность участников педагогической мастерской выступает как способ интенсификации (повышения результативности и эффективности) и обновления собственной экспериментально-проектной деятельности путем отождествления-противопоставления своей субъектности, субъектности инновационной группы мастерской. Мастерская становится, в этом случае, не просто пространством для развития участников, но и пространством для интенсификации инновационной деятельности всех субъектов взаимодействия.

Учебное пространство, попадающее в поле инновационной проблематики педагогической мастерской, подчиняется инновационным образовательным задачам, а сама мастерская в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж» становится своеобразным знаниевым универсумом, способствующим смещению методологического акцента «практикоориентированности» среднего профессионально-педагогического образования в сторону творчества и научного поиска. При этом главным условием успешности деятельности педагогической мастерской является целостность и научная обоснованность инновационной деятельности педагогов.

Включение студентов педколледжа в деятельность педагогической мастерской предполагает: углубление психолого-педагогической подготовки студентов колледжаразвитие у студентов интереса к опытно-экспериментальной и исследовательской работе, творческого подхода к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности, к выбору и реализации индивидуальной образовательной траектории.

С учетом данных, полученных на различных этапах исследования, в диссертации сделаны выводы об особенностях становления профессиональной готовности специалиста в условиях УНПК «Базовая школа — педколледж»:

• формированию готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности способствует целостность, взаимопроникновение идеологии, перенос способов, форм и методов инновационной деятельности, имманентно присущей образовательному пространству базовой школы в сферу профессионального педагогического обучения;

• определение функциональных характеристик базовой школы как-ресурсного центра позволяет расширить характеристики профессиональной готовности специалиста, выделив в качестве ведущей готовность к непрерывному творческому самосовершенствованию, становление потребности в творческой самоактуализации, степень сформированности «коммуникативного ядра личности», готовность к поиску смысла профессионально-педагогических ценностей и пр;

• формированию готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности способствует включение в исследовательскую деятельность творческого коллектива педагогической мастерской.

• формированию готовности будущего учителя к профессионально-педагогической деятельности способствует обеспечение творческой направленности педагогического процесса УНПК «Базовая школапедколледж».

Результаты опытно-экспериментальной работы, представленные в исследовании подтверждают эффективность дескриптивной модели профессиональной подготовки в системе УНПК «Базовая школа педколледж», позволяющей решить проблему ранней педагогической профилизации, и обеспечивающей, тем самым, непрерывность профессионального образования.

Разработанная система критериев и показателей результативности непрерывной профессиональной подготовки в экспериментальной модели в системе «базовая школа — педколледж», отражая закономерности соответствующего процесса и устанавливая связи между его функциональными компонентами, позволяет «проследить» цепочку промежуточных стадий совершенствования компонентов профессиональной культуры будущего специалиста. Наиболее важными классическими компонентами модели профессиональной культуры будущего специалиста в системе непрерывного профессионального педагогического образования, являются: гуманистическая педагогическая позиция, профессионально-личностные качества учителя, такие как: креативность, способность к рефлексии, эмпатия, свобода выбора. Достижение определенных стадий роста по каждому из направлений совершенствования непрерывной профессиональной подготовки студентов в системе УНПК «Базовая школапедколледж» (экспериментальная модель организации обучения в базовой школе — «ученик" — профессиональная подготовка будущих специалистов -«студент" — педагогическая мастерская — «учитель-преподаватель») определяет триады критериев и показывает продвижение личности по пути профессионально-творческого совершенствования, что, в свою очередь, отражает логику и закономерность процесса углубления творческой направленности педагогической подготовки. Триадная система критериев, включает: 1) показатели совершенствования школьного образования, 2) показатели совершенствования непрерывности профессиональной подготовки в педколледже, 3) показатели эффективности деятельности мастерской творчески работающего учителя школы как условия оптимизации первых двух систем критериев. Триадная система критериев раскрывается через ряд качественных признаков (показателей), которые позволяют судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и в педагогическом пространстве. Таким образом, система критериев и показателей совершенствования педагогической подготовки в экспериментальной модели, отражая закономерности соответствующего процесса и устанавливая связи между его функциональными компонентами, позволяет «проследить» цепочку промежуточных стадий в диалектическом смысле.

Результаты лонгитюдного исследования показали, что комплексная реализация выделенных в диссертации педагогических условий способствует достижению достаточно высоких результатов в повышении качества процесса профессиональной подготовки студентов педколледжа в системе УНПК «Базовая школа — педколледж».

Изложенные выводы не являются исчерпывающими и не претендуют на абсолютное решение проблемы. Среди проблем, которые требуют дальнейшего, более углубленного изучения, наиболее актуальными, на наш взгляд, являются: ранняя дифференциация и профилизация педагогического обучения в УНПК, роль учебно-научно-методических комплексов (УНМК) в реализации Программы модернизации педагогического образования, создание учебно-методической документации, обеспечивающей повышение качества педагогического образования в системе «базовая школапедколледж».

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 142с.
  2. Г. З., Жильцов П. А., Круглов Ю. Г. Учебно-педагогический комплекс «школа-педучилище-педвуз». Учебно-методическое пособие. Москва, 1992.
  3. Г. А. Формирование у будущего учителя готовности к непрерывному образованию: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1998.
  4. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань. 1994. -246с.
  5. В.П. Психология профессионального мышления / Морд, гуманит. ин-т. Саранск, 2000. 206 с.
  6. О.С. Профессиональное мышление преподавателя // Вестник высшей школы. 1987.
  7. А. Г. Непройденный путь- от культуры полезности к культуре достоинства. // Вопросы психологии. 1995 № 5 с.5
  8. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 249с.
  9. Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательного процесса: Дис. канд. пед. наук СПб, 2000. Ю. Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997.№ 2. С.39−42.
  10. Т.В. Педагогическая технология формирования рефлексии школьников в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск. 2000.
  11. Е. В. Концепция общепедагогической подготовки учителя в условиях многоуровневого образования в педагогическом вузе. Ростов н/Д., 1992.-22С.
  12. И.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентировапного воспитания. // Педагогика, 1995, № 11.
  13. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность. // Педагогика. 1999. № 3.
  14. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие под ред. Бондаревской Е. В. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. 172 с.
  15. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦСПО, 1999. 538с.
  16. А. П. Непрерывное образование:Пробл. и перспективы.-М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  17. М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя. http://www.relga.rsu.m/n37/obraz37.htm
  18. А.Б. Основные направления инновационной работы в начальной школе. ttp://vvsvv.rnaro.nevvmail.ni/pedmaster/innovaciincli/in voroncovl .htm.
  19. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков, 1997, — 421с.
  20. Б. З. Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: «Магистр», 1995
  21. Выготский J1.C. Педагогическая психология.- М.: 1996, с. 57.
  22. Е. Мастерская для будущего учителя школа профессионального становления. littp://ps.lseptember.ni/2001/05/5−2.htm
  23. Г. В. Ф. Наука логики. Соч.: В 6 т. — М., 1937. Т. 5.
  24. .С., Березовский В. М. Методологические проблемы стандартизации в образовании // Педагогика. 1993. № 1. С. 28.
  25. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования. //Вестник высшей школы. 1987. № 8. с.22−29.
  26. С.И., Основы педагогики, М., 1995. 200с.
  27. A.A., Занина JI.B., Ильченко JI.B. Концептуальная модель регионального образовательного комплекса «педколледж-педвуз» Ростов н/Д.: Изд. РГПУ, 2000. -22с.
  28. В.В. Культурологический подход как теоретико методологическая основа гуманизации информационных технологий обучения: Дис.. кан. пед. паук — Ростов н/Д, 1994. 156с.
  29. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.
  30. A.B. Непрерывное образование. //Советская педагогика. 1975. № 1. с.16
  31. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: Интерпракс. 1996. 248 с.
  32. Т. Проектирование индивидуальных образовательных профамлг.1Шр.7/ууу.ехрептегП.1 у/ш5/ЫЫю/оЬга2−21 у.е.ка/2. livoshma. htm
  33. Г. Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов технического вуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 1994.
  34. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Белгород. БГПИ, 1993.-219с.
  35. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. 140 с.
  36. И. Критика чистого разума. Соч. В 6 т. М., 1965.Т.З.
  37. М.М. Теоретические основы и формирование профессионального педагогического мышления. 11ир://туу.г (1.ншуаг.ас.ги/шг1999.рЬр
  38. Г. М., Коджаспиров А. Ю., Педагогический словарь. М: Академия, 2000, с. 145−146.
  39. Концепция непрерывного образования. // Бюллетень Госкомобразования СССР. 1989. N 7.
  40. Концепция развития основной базовой школы в едином образовательном пространстве «школа педколледж — педуниверситет»: «Творческая самореализация личности». Константиновск, 1998.
  41. .Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития. // Вопросы психологии. 1995. № 6. С.9−20
  42. А.П. Место и функция стиля педагогической деятельности преподавателя педколледжа в ориентации учащихся на гуманизацию образования: Автореферат. дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. 23с.
  43. А. С. развитие педагогической культуры преподавателя колледжа: Дис.. кан. пед. наук. Оренбург. 2000. 180с.
  44. Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способности учащихся. // Вопросы психологии. 1984. № 1. С. 20−26.
  45. H.A. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя: Дне. .канд. пед. наук. Новгород. 1994. 191с.
  46. Н.В., Конотопов П.Ю.Сущность и алгоритм рефлексивных процессов, iiara.narod.ni/20 032/200322.html (6 КБ) 27.12.2003
  47. Ю.Н. Изменяющийся мир и проблема развития творческого потенциала личности. Ценностно-смысловой анализ. С.-Пб.: СПб ГУПМ, 2001. 84с.
  48. C.B. Критерии готовности учителя начальной школы к реализации личностно-ориентированного образования. //Личностно-ориентированная педагогика в начальной школе. Научно-методический сборник. Вып. 1. Воронеж, 1997.
  49. О.В. Непрерывное образование руководителей и специалистов народного хозяйства. //Советская педагогика. 1982. № 6. с.29
  50. Кьеркегор Серен. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 415с.
  51. И.С., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
  52. O.E. Управление образовательными системами: Пособие. Новгород: НРЦРО, 1998 г. 91с.
  53. Л. В., Греков A.A. Концепция непрерывного образования в системе педколледж-вуз. Образовательный научный комплекс Ростовского педагогического университета. 4.1. Ростов н/Д, 1996.
  54. A.A. Педагогика здравого смысла. // «Школа 2000.». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып.1. — М.: Баласс, Издательский Дом РАО. 1997.
  55. М. Психологическое настоящее ttpyAvvv.loopback.n.i/ps>tecli/nlp/ps>pres.htm
  56. И.Я. Содержание образования в средней школе как объект теоретического рассмотрения.//Пути совершенствования содержания образования и учебно-воспитательного процесса в средней школе. М.: 1981. 203 с.
  57. А.П. Интеграционный потенциал образовательных систем крупнейших регионов мира (типология, сравнительный анализ). Рязань, 1997.
  58. А.К. Психология труда учителя. Книга для учителя.// Психологическая наука школе. М.: Просвещение, 1993. 193с.
  59. E.H. Педагогическая мастерская «Школа 2100» как инновационная форма подготовки будущего специалиста. М.: «Начальная школа плюс До и После» 2004 г. № 6. с. 51−57.
  60. С.Б. Сопряженные образовательные программы среднего и высшего педагогического образования в университетском комплексе. Ярославский педагогический университет. http://vvvv.ostu.ni/educ/ediic2003/doc43.html.
  61. Г. В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования. -М.: 1995.
  62. НовГУ. Институт непрерывного педагогического образования. http://admin.novsu.ac.ru/uni/uni.nsf/all/lADDBE6BC22AC697C32566AE003691C3 !ореп
  63. Образовательный комплекс «школа-педколпедж-вуз» как пространство становления педагогической культуры будущего специалиста. Концептуальная модель развития Константиновского педагогического колледжа. Константиновск, 1998. -46с.
  64. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов/ Под научной редакцией А. А. Леонтьева. М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003. -368с.
  65. Педагогические мастерские. littp://www.eureka-rostov.m/workshops.html.
  66. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие.//Под ред. Г. М. Коджасппровой, Л. В. Бориковой. М.: Академия, 1998. с. 134 -136.
  67. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Вып. 6. М. 1996.
  68. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2-х кн. М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС». 2000.
  69. .Н. Человек университета// Aima mater. 1993. № 2. С.12−14.
  70. Я.А., Семенов И. Н., Степанов С.Ю.Рефлексия в развитии творческого мышления/ЛТсихологический журнал. 1986. № 6. С.158−159.
  71. Постановление Правительства РФ от 03.03.2001 № 160 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении).
  72. Приказ министра просвещения СССР от 27 января 1970 г. № 6 «Об утверждении типового положения о базовой школе при педагогическом училище».
  73. Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. № 676 «об университетских комплексах».http://region.adm.nov.ru:8080/web/web.pressday.shov?AWhat=2&-Aid=125 489 (6 Кб)
  74. Программа развития педагогического образования России на 2001−2010 годы. http://bspu.ab.ni/Pedobr/project.litml (52 Кб) 14.10.2000.
  75. Психологические тесты. // Под редакцией А. А. Карелина: В2т. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. Т.2. 248с.
  76. Рекомендации о развитии образования взрослых (26.11.76) // В сб.: Международное законодательство об образовании. Социально-политический журнал. 1994.
  77. Риц Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве. // М.: Педагогика. 1995. № 4. С. 114 -116.
  78. И.И. Вопросы ученика в учебном процессе// Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М., 1972.
  79. К. Эмпатия. Психология эмоций. Тексты. М.: Издательство МГУ, 1998. -с.233−237.
  80. В.В., Поливанова Н. И., Семенова И. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1988.
  81. Л. В., Феномен учителя жизни как предмет теоретического осмысления. http://philosophy.rsu.ru/Vorld%20oi%20consciousness/publications/teacher.htm
  82. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования, М.: Академия. 2000. С. 11−13.
  83. Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории) Монография. СПб.-Волгоград: Перемена, 1997.
  84. И.Н., Степанов С.Ю.Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества//Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 162−164.
  85. В. А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: «Прометей», 1991.
  86. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160с.
  87. В.А., ред: Педагогика профессионального образования. М.: «Академия» 2004, 368с.99. «Современная дидактика: теория — практике», под научной редакцией И. Я. Лернера, И. К. Журавлева, и др. М.: изд. ИТПиМИО РАО, 1993. 288с.
  88. Современный словарь по педагогике./Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. 928с. С.768
  89. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) М. 1997 г. 173с.
  90. В.В. Самосознание личности. М.: Издательство МГУ, 1983.- 284с.
  91. Г. С. Способы взаимодействия поколений в культурно-образовательном пространстве и парадигмы обучения. // Традиции и современность в образовании: Автореф. дне.. канд. пед. наук. Волгоград Матер, науч.-практ. конф. С. -Пб., 1996.
  92. Л.П. Интеллектуальное развитие младшего школьника в процессе обучения. Автореф. дис. канд. пед. наук. Чебоксары 2000.
  93. А. Две стороны одной медали: О сложностях процесса самопознания//3нание сила.— № 7. С. 34—35.
  94. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т.- 6-е изд. перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. 560 с.
  95. И.Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Минск- М.: Харвест, ACT, 2000. 784с.
  96. Э.Фром Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992, 253с.
  97. И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве //Педагогика, 1992. № 7−8. С. 11 15.
  98. Е.Н.Шиянов, И. Б. Котова, Развитие личности в обучении, М.: 1999. с. 288.
  99. Шил нов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Педагогика. 1991. № 9. С.80−84.112. «ШКОЛА 2100». Приоритетные направления развития Образовательной программы.// Под научной редакцией А. А. Леонтьева. Вып.4. М., «Баласс», 2000. 208с.
  100. П.Г. Очерки по философии образования М., 1993
  101. А.И. ред. Практикум по общей психологии: Учеб. пособ. для пед. вузов /.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 287с.
  102. Д. Б. Избранные психологические произведения. // М., 1989.
  103. Г. А. Потенциал высшей школы. //Наука и жизнь. 1986. № 9. с.7
  104. Correa A. Permanent Education and Adult Education in Brasil. -Rio de Janeiro, 1973.
  105. Cropley A., Dave R. Lifelong Education and the Training of Teachers -Hamburg: VIE- Oxford, etc.: Pergamon, 1978. c. l, 186.
  106. Dave R. Lifelong Education and School Curriculum. Hamburg: VIE, 1973.
  107. Frese H. Pemianent Education. A Strategy for Social Action. // Permanent Education, 1970.
  108. Learning to be. The world of Education Today and Tomorrow. -P.: Unesko- L: Harrap, 1972. c. l81−222.
  109. Lifelong Learning. A Symposium on Continuing Education. /Ed. by F. Jessup. -Oxford, etc.: Pergamon Press, 1969.
  110. Shulka P. Life long Education. — New Delhi: Orient Longman. -1971. c. 15−16
Заполнить форму текущей работой