Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Отстранённость текстов Кафки, Гоголя и всего литературного мира. 
Отличие их письма от литературно-воображаемого

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо этого, считаю необходимым отметить в нашем исследовании, что время в произведениях обоих писателей предстаёт цикличным. Всё действие в романе «Процесс» длится ровно один год. Его осуждают в тот день, когда ему исполняется ровно тридцать лет. А в исполнение приговор приведён накануне того дня, когда ему исполняется тридцать один год. События, которые происходили в рассказе «Нос» длились… Читать ещё >

Отстранённость текстов Кафки, Гоголя и всего литературного мира. Отличие их письма от литературно-воображаемого (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закрытость произведений и цикличность времени

В связи с тем, что мир произведений Кафки и Гоголя — это переплетение многих реальностей, связанных непрерывностью внутренних переходов и взаимопревращений, в связи с тем, что оба писателя используют метареализм, как способ изображения в постоянном преобразовании, метаморфозе, трансформации можно обнаружить некоторую несовместность, несоотносимость, несоответствие и несопрягаемость текстов Кафки, Гоголя и всего литературного мира.

И действительно, поскольку литература — воображаемая реальность, то отчетливо видно, что Кафка и Гоголь не впадают в эту реальность.

Их тексты отделены от литературной вселенной прозрачной, но очень прочной пленкой, они закрыты.

Д.С. Лихачёв, размышляя о поэтике художественного времени, делает важное обобщающее замечание: «С одной стороны, время произведения может быть „открытым“, включённым в широкий исторический поток времени, развивающимся на фоне точно определённой исторической эпохи. „Открытое“ время произведения… предполагает наличие других событий, совершающихся одновременно за пределами произведения, его сюжета. С другой стороны, время произведения может быть „закрытым“, замкнутым в себе, совершающимся только в пределах сюжета, не связанным с событиями, совершающимися вне пределов произведения, с временем историческим.» Д. С. Лихачёв. Поэтика древнерусской литературы. Изд-е 2-е. Л., изд-во «Художественная литература», 1971, стр. 238.

В связи с этими рассуждениями Д. С. Лихачёва можно сделать вывод, что произведения Гоголя и Кафки являются закрытыми, так как они сосредоточены на изображении только тех событий, которые совершаются в произведении. Майор Ковалёв, Чиновник К. и землемер К. лишены жизнеописаний, лишены индивидуальных черт, не имеют прошлого и вообще ничего не имеют за пределами воздвигнутых вокруг них фантастических сюжетных сооружений. Они живут лишь в них; все их мысли, чувства, настроения проявляются главным образом и почти исключительно в связи с хитросплетениями таинственного процесса, таинственного исчезновения носа или столь же таинственной власти замка. Центральные образы у Кафки вовсе безымянны.

Помимо этого, считаю необходимым отметить в нашем исследовании, что время в произведениях обоих писателей предстаёт цикличным. Всё действие в романе «Процесс» длится ровно один год. Его осуждают в тот день, когда ему исполняется ровно тридцать лет. А в исполнение приговор приведён накануне того дня, когда ему исполняется тридцать один год. События, которые происходили в рассказе «Нос» длились ровно две недели, но важным является то, что происходят они с момента исчезновения Носа и до момента его возвращения на законное место. «Невский проспект» начинается описанием пространства Невского проспекта, затем вводит героев, которые на некоторое время его покидают, но в конце мы опять видим поручика Пирогова на том же Невском проспекте, и заканчивается рассказ опять-таки описанием Невского проспекта. Вот только в начале говорится, что «нет ничего лучше Невского проспекта», а заканчивается словами «всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» Эта цикличность подчёркивает закрытую структуру произведений. То есть произведения сосредоточены на тех моментах, которые представлены в рамках определённого временного промежутка, данного в произведении.

По мнению Т. Л. Мотылёвой, «принцип сжатого пространства, как и принцип сжатого времени, вовсе не обязательно сужает возможности писателя; он, может, напротив, — именно благодаря пристальности, приближённости художественного видения или благодаря интенсивности тех событий, которые предстают в воспоминаниях, размышлениях, разговорах героев, — приоткрыть новые стороны жизни и психологии современного человека в его различных социальных модификациях». [5, с. 200].

Их галлюцинации, представленные и выраженные в словесно-текстовой форме, — это не изображение воображаемого, это вообще не воображаемое. Они — изображение складок реальности, точнее, складок ИЗ той особой реальности, что есть, но закрыта для обозрения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой