Чарлз Брокден Браун: «отец американского романа»
У Генри Плейела невеста в Германии, но после того, как таинственный голос сообщает ему о ее смерти, он считает себя свободным и сближается с Кларой. Вскоре тот же таинственный голос извещает его, что Клара якобы изменяет ему с Карвином. Генри Плейел оставляет Клару. Попутно выясняется, что его невеста жива. Он вступает с ней в брак. Между тем Виланд, унаследовавший психическую болезнь своего… Читать ещё >
Чарлз Брокден Браун: «отец американского романа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди ранних американских прозаиков Чарлз Брокден Браун (Charles Brokden Brown, 1771—1810) — наиболее значительная фигура. Его называли первым литературным голосом Америки, «отцом американского романа»; он был первым профессиональным литератором. Выходец из семьи состоятельного купца, проработав короткое время адвокатом в Филадельфии, Браун занялся журналистикой: был редактором двух журналов, сначала в Нью-Йорке, затем в Филадельфии. Один из них, «Американское обозрение» (American Review), первым в США стал специально заниматься литературной критикой. Особенно плодовитым оказался для Брауна рубеж столетий: один за другим он опубликовал шесть романов, на которых зиждется его известность: «Виланд, или Превращение» (Wieland; or, The Transformation, 1798); «Ормонд, или Тайный соглядатай» (Ormond; or, Secret Witness, 1799); «Артур Мервин, или Мемуары 1793 года» (Arthur Mervyn; or, Memoirs of the Year 1793, 1799—1800); «Эдгар Хантли, или Мемуары лунатика» (Edgar Huntly; or, Memoirs of a Sleep Walker, 1799), «Клара Хоуад» (Clara Howard, 1801), «Джейн Талбот» (Jane Talbot, 1801).
Мировидение Ч. Б. Брауна формировали просветительские идеи, в частности, французских энциклопедистов. Он также испытал сильное воздействие У. Годвина, который подвиг Брауна на создание трактата «Алкуин: диалог» (Alcuin: A Dialogue, 1798) в защиту прав женщин. Поэтика Брауна-романиста аккумулирует разнородные художественные стили: психологизм, сентиментализм в духе С. Ричардсона (весьма популярного во второй половине столетия в Европе, да и в России) и, конечно же, элементы готического романа, представленного А. Радклиф. Но, опираясь на опыт европейских мастеров, Браун придавал своим романам специфический американский колорит. Перенося готические приемы на национальную почву, писатель отклонял некоторые расхожие литературные штампы (наивные суеверия, готические замки, страшные тайны и т. д.). «Враждебность индейцев, опасности, которые таит в себе девственная природа Запада, оказываются для нас куда более подходящими», — полагал Браун. Он оспаривал мнение тех своих современников, которые недооценивали романный жанр, относя его чуть ли не к «низким» образцам. В статье «О причине интереса к роману» (On the Cause of the Popularity of Novels) он обосновывает то, что именует «романтическим романом» (romance). Обладая фантазией, зоркостью глаза, силой воображения, его автор способен подняться над однообразной, монотонной действительностью и обнаружить в ней яркое, красочное, неожиданное. А это поможет «пробудить страсти» и вызвать «сочувствие читателей». Одновременно это будет роман тенденциозный (novel of purpose), в духе годвина, и роман нравоописательный, позволяющий понять человеческую психологию. Таким образом, Ч. Б. Браун трансформировал готический роман: «сцены ужаса», брутальности он смягчает, придавая им психологическую мотивацию. Браун изображает психические отклонения, патологию в поведении людей (с этой целью он штудировал медицинские журналы); в его романах присутствуют мотивы. Сюжеты Брауна, как правило, драматичны и увлекательны.
Характерен для поэтики Брауна его первый роман «Виланд».
Действие романа происходит в Пенсильвании, куда переезжает из Германии семейство Виландов. После смерти родителей остаются их дети: старшая дочь Клара и младший брат Виланд. Последний женится на Катарине Плейел, в то время как Клара неравнодушна к ее брату Генри Плейелу. Их идиллические отношения нарушаются из-за появления загадочного персонажа, Карвина, обладающего способностями чревовещателя. Карвин — человек без роду и племени и определенных занятий.
У Генри Плейела невеста в Германии, но после того, как таинственный голос сообщает ему о ее смерти, он считает себя свободным и сближается с Кларой. Вскоре тот же таинственный голос извещает его, что Клара якобы изменяет ему с Карвином. Генри Плейел оставляет Клару. Попутно выясняется, что его невеста жива. Он вступает с ней в брак. Между тем Виланд, унаследовавший психическую болезнь своего отца, преследуемый таинственными голосами, впадает в безумие и убивает жену и детей. После этого Карвин признается Кларе, что в него вселился демон зла, побудивший его подвергнуть испытаниям семью Виландов. Тем временем Виланд, бежавший из сумасшедшего дома, намеревается убить и свою сестру. Карвину с помощью того же таинственного голоса удается предотвратить это преступное намерение. Несчастный безумец Виланд кончает жизнь самоубийством. Роман все же завершается на светлой ноте: Карвин удаляется, исчезнув в отдаленных районах Пенсильвании. Клара выходит замуж за Генри Плейела, овдовевшего после смерти его первой жены. Браун демонстрирует интерес к иррациональному, к извечному конфликту добра и зла.
Творчество Ч. Б. Брауна — явление предромантизма, переходного явления. Он в известной мере подготовил литературу романтизма. Его судьба, как и некоторых других ранних американских литераторов, не была счастливой: он не получил достойного признания у соотечественников. Но своим творчеством Ч. Б. Браун способствовал становлению тех писателей-романтиков (Купера, Э. По, Готорна), благодаря которым американская литература вышла на международный уровень.